Этапы расширения НАТО и реакция России на них

Финляндия и Швеция планируют уже в ближайшие дни принять решения о подаче заявок на вступление в НАТО. Формальное рассмотрение вопроса в Хельсинки, как ожидается, состоится в воскресенье, 15 мая, а в Стокгольме — 16 мая.

В альянсе заявляют, что смогут быстро принять Финляндию и Швецию. По информации из источников, для этого могут пренебречь некоторыми правилами, такими как выполнение многолетнего Плана действий для членства (ПДЧ).

Комментируя возможное расширение альянса и увеличение протяженности его границы с Россией (протяженность сухопутной границы РФ и Финляндии составляет около 1 270 км), пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва наблюдает за этим «самым внимательным образом». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ранее констатировала, что Финляндия и Швеция в случае вступления в НАТО станут пространством противостояния альянса с Россией.

За свою историю НАТО расширялась восемь раз. До распада СССР было три волны расширения — в 1952 году (Греция и Турция), в 1955 году (Западная Германия, с 1991 года — единая ФРГ), в 1982 году (Испания). После 1991 года число членов военно-политического блока резко выросло — с 16 до 30. Путь к расширению альянса открыла программа «Партнерство ради мира» (1994 год), которая активизировала сотрудничество со странами бывшего соцлагеря.

ТАСС вспоминает этапы расширения НАТО после распада СССР и то, как реагировала на каждый из них Москва.

1999 год — Венгрия, Польша и Чехия

  • Три страны приняли за 12 дней до начала бомбардировок Югославии — 12 марта 1999 года.
  • Президент РФ Борис Ельцин в феврале 1999 года в обращении к парламенту призывал «твердо, не сползая к конфронтации», противостоять концепции «натоцентризма», поскольку расширение альянса «остается для России неприемлемым».
  • Глава МИД РФ Игорь Иванов 10 марта 1999 года заявил, что европейские страны должны «взаимодействовать в интересах создания такой системы, которая отвечала бы безопасности всех государств, а не отдельных групп».
  • За время членства в НАТО расходы Венгрии на оборону выросли с 1,43% от ВВП до 1,6%, Польши — с 1,9% до 2,1%, Чехии — сократились с 1,86% до 1,42%.

2004 год — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония

  • Расширение 2004 года стало самым крупным в истории альянса. Кроме того, НАТО вплотную приблизилась к границам РФ.
  • Президент РФ Владимир Путин на встрече с генсеком НАТО Яапом де Хоопом Схеффером в апреле 2004 года отмечал, что «механическое расширение» не позволяет «эффективно противодействовать» основным угрозам, с которыми сталкивается мир, например терроризму.
  • Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда подчеркивал, что «Россия по-прежнему считает расширение НАТО ошибочным шагом на пути укрепления европейской безопасности», а министр обороны Сергей Иванов — что «со вступлением стран Балтии в НАТО безопасность альянса не повысится», поскольку это «страны — потребители» безопасности, а не «производители» безопасности».
  • За время членства расходы на оборону снизили только Болгария (с 2,5% от ВВП до 1,56%) и Словения (с 1,43% до 1,28%). Латвия повысила финансирование обороны с 1,6% до 2,27%, Литва — с 1,2% до 2,03%, Румыния — с 2,01% до 2,02%, Словакия — с 1,65% до 1,73%, Эстония — с 1,7% до 2,28%.

2009 год — Албания и Хорватия

  • Новое расширение произошло 1 апреля 2009 года, несмотря на начатую «перезагрузку» отношений России и США.
  • Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью Си-эн-эн в сентябре 2009 года отмечал, что у Москвы «ровные, нормальные отношения с Североатлантическим альянсом», но при этом напоминал, что «НАТО — это все таки военный блок и его ракеты направлены в российскую сторону».
  • Говоря о перспективах вступления в НАТО Грузии и Украины, Медведев подчеркивал, что «такие решения должны приниматься на основе суверенного решения соответствующих государств», но для этого «необходимо провести референдум, необходимо провести процедуры».
  • Лавров в марте 2009 года отмечал, что в Москве были «наивны», принимая обещания НАТО не расширяться. «В основе этого наивного подхода лежало убеждение, что после Советского Союза наступает новая эпоха и все будут друг другу братьями и сестрами», — напоминал министр.
  • Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин в июле 2009 года выражал убежденность, что «расширение НАТО захлебнулось» и «в ближайшее время это невозможно, даже в отношении Грузии и Украины, не говоря уже о других государствах».
  • Албания с момента вступления сократила траты на оборону с 1,52% от ВВП до 1,44%. Хорватия, напротив, нарастила — с 1,8% до 2,79%.

2017 год — Черногория

  • Страна была принята в альянс 5 июня 2017 года, спустя 11 лет и два дня после провозглашения независимости. Присоединение происходило на фоне утверждений о вмешательстве РФ в выборы в республике.
  • Лавров указывал, что такое развитие событий было предрешено, поскольку НАТО «хочет вобрать все Балканы в свою структуру». «На самом деле будут просто размещать там дополнительные элементы военной инфраструктуры, — пояснял министр. — Там хорошие бухты — есть, чем поживиться».
  • Военные расходы Черногории с момента вступления в НАТО выросли с 1,34% от ВВП до 1,74%.

2020 год — Северная Македония

  • Республика присоединилась 27 марта 2020 года, в разгар пандемии коронавируса. Число членов НАТО достигло 30.
  • МИД РФ тогда заявил, что «присоединение Скопье к альянсу не несет никакой добавленной стоимости ни европейской, ни региональной, ни национальной безопасности» и, напротив, «будет только создавать новые разделительные линии».
  • Военные расходы Северной Македонии за год выросли, несмотря на сложную экономическую ситуацию из-за пандемии: с 1,25% от ВВП до 1,61%.

Кандидаты и претенденты

  • Ближе всех к членству в НАТО подошла Босния и Герцеговина, для которой в 2018 году запустили План действий по членству — после его реализации следует официальное приглашение в альянс.
  • Помимо БиГ, партнерами по ускоренному диалогу с НАТО являются Грузия и Украина.
  • Две бывшие советские республики также считаются партнерами с расширенными возможностями, как Австралия, Иордания, Финляндия и Швеция.

 

Теги:

АвстралияАлбанияБолгарияБосния и ГерцеговинаЭстонияШвецияГрузияИорданияЧехияЧерногорияФинляндияЛатвияЛитваСеверная МакедонияРумынияСловакияСловенияХорватияВенгрияПольша

Военные расходы стран НАТО вырастут в 2023 году на 13% и приблизятся к $1,3 трлн

Расходы бюджета России на национальную оборону на 2023 г. заложены на уровне $75 млрд, что в 18 раз меньше, чем у НАТО / Thomas SAMSON / AFP

Военные расходы стран НАТО вырастут в 2023 г. на 13% и приблизятся к $1,3 трлн. Страны так называемого санитарного кордона вокруг России увеличат их на 60%, следует из оценки «Ведомостей».

Президент США Джо Байден должен в ближайшее время подписать военный бюджет страны на 2023 г. в размере $858 млрд. Военные расходы всех стран НАТО вырастут в 2023 г. на 12,7% и достигнут $1,34 трлн, подсчитали «Ведомости» на основе военных смет и официальных заявлений чиновников стран альянса. На общем фоне выделяются государства так называемого санитарного кордона вокруг России, которые за восемь лет удвоили свои траты, а в 2023 г. планируют нарастить их еще на 60%.

Рост трат

Военный бюджет США на 2023 г. был одобрен конгрессом в размере $858 млрд. В декабре 2021 г. на эти расходы закладывали $768 млрд, т. е. рост составил почти $90 млрд (+11,7%). В марте администрация Байдена предлагала потратить в будущем году на оборону $773 млрд, но в итоге бюджет значительно вырос.

НАТО считает оборонные расходы стран не только по тратам на армию, но и расходам, например, на внутренние войска и полицию пропорционально тому, какая их часть обучена, оснащена и может действовать как военная сила. Также учитываются военно-гражданские расходы, когда военная составляющая может быть оценена. Из-за подобных особенностей данные НАТО о военных расходах выше, чем зачастую следует из данных бюджетов стран или заявлений чиновников.

С поправкой на это общие военные расходы США, например, достигают $918 млрд, следует из оценки «Ведомостей». В целом страны НАТО увеличивают свои военные бюджеты с $1,19 трлн в 2022 г. до $1,34 трлн в 2023 г., или на 12,7%. Основное бремя (69%) трат несут американцы, следует из данных НАТО за 2022 г. и оценки на 2023 г.

События на Украине в 2022 г. подстегнули страны НАТО увеличивать свои военные бюджеты. К 2024 г. большинство стран НАТО заявили о стремлении тратить на оборону целевые для блока 2% ВВП, говорит эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. Но реальные военные расходы у большинства самых богатых стран НАТО вырастут ненамного, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Армии европейских стран блока, по сути, лишь приложение к американской военной машине, напоминает Барабанов. То есть они способны действовать, скорее, на подхвате у американцев и это позволяло им не нести дорогостоящих расходов и не вкладываться во многие возможности, которые им обеспечат США, заключает эксперт.

Такое положение не очень устраивало американцев, которые хотели бы экономить за счет других. Но крупные страны Западной Европы едва ли всерьез считают, что нужно накачивать вооруженные силы под эгидой борьбы с угрозой со стороны России, полагает Барабанов.

НАТО – 2%

Страны НАТО договорились наращивать свои оборонные бюджеты в ответ на вступление Крыма в состав России. К этому призвал в мае 2014 г. Чак Хейгел, который на тот момент занимал пост министра обороны США. Он заявил о «финансовом застое» в альянсе и «растущем дисбалансе» оборонных расходов, львиную долю которых несут США. В том числе по инициативе Хейгела страны НАТО обязались к 2024 г. довести их до 2% ВВП, увеличивая параллельно росту экономики, говорилось в декларации по итогам саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 г.

При этом расходы на новую технику и НИОКР должны превышать 20% военных трат, следовало из документа. В трактовке Хейгела, с которой он выступил на конференции Ассоциации армии США в октябре 2014 г., альянсу предстоит «иметь дело» с Россией, «стоящей у порога НАТО, с ее современной и боеспособной армией».

В 2014 г. только три из 30 стран НАТО выполняли норму в 2% ВВП на оборону, говорил генсек альянса Йенс Столтенберг. Это США, Греция и Великобритания. В 2022 г. таких стран стало девять, следует из предварительной оценки НАТО от 20 июня. Добавились Польша, страны Прибалтики, Хорватия и Словакия. Дальше всех от выполнения норматива оказались Люксембург (0,6%), Испания (1,1%), Бельгия (1,2%) и Турция (1,2%).

Около $75 млрд

составят расходы бюджета России на национальную оборону на 2023 г. Это в 18 раз меньше, чем у НАТО. Киев потратит более $31 млрд. Еще около $43 млрд составила внешняя военная помощь Киеву.

В реальном исчислении страны НАТО увеличили военные расходы с 2014 г. на 15%, в том числе США – на 9,5%, а остальные – на 30%. К совокупному ВВП стран НАТО доля расходов несколько упала – с 2,58 до 2,57% в 2022 г., в первую очередь из-за США (сокращение расходов до 3,47% ВВП по сравнению с 3,72% в 2014 г.).

Впрочем, на общем фоне членов альянса выделяется группа стран, которых политологи часто относят к так называемому санитарному кордону вокруг России: Прибалтика, Польша, а также граничащие с Украиной Словакия, Венгрия и Румыния.

Эти страны оперативнее многих выполняли установку НАТО по увеличению своих военных расходов. Если в 2014 г. они в среднем тратили на оборону 1,5% ВВП, то в 2022 г. – 2,1%. В реальном исчислении военные расходы выросли с 2014 г. на 92% и составили в 2022 г. $30,8 млрд (было $16,2). В 2023 г. рост требований их оборонки продолжится: общий бюджет составит около 49 млрд, что на 59% больше, чем в 2022 г.

Польша заложила в оборонный бюджет 2023 г. $22 млрд, следует из данных портала Defence24. Еще $8 млрд пойдет на военные нужды из фонда поддержки вооруженных сил, и общие военные расходы на 2023 г. будут $29,8 млрд. Это на 79% больше, чем в 2022 г. Еще до СВО страна объявила о масштабных закупках американского, а летом 2022 г. – и южнокорейского оружия, чем и вызван рост их расходов, говорит Фролов.

Опережающий рост военных расходов Польши вызван страхами перед Россией, раздувание которых является общим курсом правящей партии «Право и справедливость», говорит Барабанов.

Похожая картина в Прибалтике. На конференции премьер-министров Эстонии, Латвии и Литвы в декабре они заявили о дальнейшем наращивании своих военных бюджетов. У Латвии он может вырасти до 2,25% ВВП, Эстонии – до 2,9%, а Литвы – до 3% ВВП. Венгрия нарастит в будущем году военный бюджет на 50% и до 2,3% ВВП. Румыния увеличивает его с 1,9 до 2,5% ВВП.

Как мы считали

1) За основу для расчетов взяты данные НАТО о военных расходах стран Альянса в национальных валютах. Оценку за 2022 г. НАТО приводит на 20 июня 2022 г. Для ее уточнения сделан пересчет по среднему за год курсу;
2) Оценка военных смет на 2023 г. и их динамики сделана по данным бюджетов и официальным заявлениям чиновников стран Альянса;
3) НАТО считает военные расходы стран не только по тратам на вооруженные силы, но и расходам, например, на внутренние войска и полицию пропорционально тому, какая их часть обучена, оснащена и может действовать как военная сила. Также учитываются военно-гражданские расходы, когда военная составляющая может быть оценена. Из-за подобных особенностей данные НАТО о военных расходах стран стан выше, чем зачастую следует из данных бюджетов. Поэтому для получения оценки полного объема военных расходов за 2023 г. по методологии НАТО сделана поправка на этот превышение, исходя из предположения, что коэффициент превышения в 2023 г. был таким же, как и в 2022 г.

4) Оценка военных расходов относительно ВВП сделана на основе данных об объеме экономики от МВФ.

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

История НАТО 2018


Альянс НАТО работает вместе, чтобы предотвратить конфликт и сохранить мир для почти миллиарда человек. В 2018 году мы продолжали решать сложные задачи во все более непредсказуемом мире. Присоединяйтесь к нам, чтобы оглянуться назад на прошедший год, на то, как мы стояли с единством и решимостью в защите наших ценностей, и посмотрите, как мы развиваемся, чтобы оставаться опорой стабильности в нестабильном мире для следующих поколений.

В 2018 году НАТО продолжала постоянно адаптироваться к новым вызовам безопасности.

Умный дом

В 2018 году штаб-квартира НАТО переместила свою штаб-квартиру в Брюсселе в новое зеленое здание через бульвар от комплекса, в котором она размещалась с 1967 года.

Новые идеи

Интересуетесь инновационными эффекторами управления (ICE)? Посмотрите, как научные программы и партнеры НАТО уже сегодня создают идеи завтрашнего дня.

Испытательная техника

В испытании Unified Vision 2018 союзники собрались на суше, в воздухе, на море и в киберпространстве, чтобы использовать нашу разведку для выявления обычных и террористических угроз.

Вернуться к началу

В 2018 году НАТО подчеркнула свою приверженность готовности защищать Североатлантический союз в любое время и в любом месте.

Trident Juncture 18 продемонстрирует, что в непредсказуемом мире НАТО остается якорем стабильности.

— Генерал Кертис М. Скапарротти, Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе

Готов к обороне

Это произошло в воздухе, на земле, на море и в киберпространстве. Посмотрите, как союзники и партнеры по НАТО проверяли нашу способность защищать наше население и территории во время наших крупнейших учений за последние десятилетия.

Готов к худшему

Как НАТО, ее страны-партнеры и другие международные организации отреагируют на чрезвычайную ситуацию, такую ​​как сильное землетрясение?

Готов к мобилизации

Новая Инициатива готовности, «четыре тридцатых», означает, что мы повышаем готовность наших национальных сил к нашей коллективной обороне.

Подробнее о коллективной защите

Back To Top

С 2016 года европейские союзники и Канада потратили на оборону дополнительно 41 миллиард долларов США. Национальные планы, полученные в 2018 году, показывают, что к концу 2020 года эта цифра вырастет до 100 миллиардов долларов США. Прокрутите галерею, чтобы увидеть, как Альянс тратит больше и тратит лучше.

Впервые за много лет мы начали значительно увеличивать наши оборонные бюджеты. Это правильное решение для обеспечения безопасности наших людей в современном мире.

— Йенс Столтенберг, Генеральный секретарь НАТО

 

    • Приверженность коллективной безопасности Нажмите на изображение, чтобы услышать вступительное слово Генерального секретаря НАТО на саммите в Брюсселе в 2018 году.
    • Более справедливое распределение бремени Нажмите на изображение, чтобы увидеть, как союзники добились прогресса в инвестициях в оборону.
    • Многонациональное сотрудничество Щелкните изображение, чтобы узнать, как союзники объединяют усилия для инвестирования в совместимое, передовое и экономичное оборудование.

 

Вернуться к началу

Сегодня мы столкнулись с самой непредсказуемой ситуацией с безопасностью за многие годы. В 2018 году НАТО продолжала наращивать усилия и реагировать на многочисленные сложные вызовы для выполнения своей основной миссии: обеспечивать свободу и безопасность нашего почти миллиарда человек.

Миссия НАТО в Ираке

Узнайте, как НАТО сотрудничает с иракскими силами, чтобы предотвратить повторное появление ИГИЛ.

Борьба с терроризмом

НАТО ежедневно помогает бороться с терроризмом посредством обмена разведывательными данными, инноваций и стратегического партнерства.

Киберзащита

По мере того, как киберугроза растет в размерах и усложняется, НАТО необходимо больше, чем когда-либо, воспитывать экспертов. Вот как мы помогаем создать сильный киберкорпус.

Подробнее о НАТО и киберзащите

Вернуться к началу


Идет загрузка…

ПРОЧИТАТЬ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Многие члены положительно относятся к НАТО, но почти половина в США считают, что она делает слишком мало

Истребители пролетают над флагами стран-членов во время церемонии саммита НАТО в Брюсселе 25 мая 2017 года. Изображения)

Представители 29 стран, входящих в Организацию Североатлантического договора (НАТО), соберутся в этом месяце на саммит в Брюсселе. Встреча проходит на фоне обострения отношений между США и их союзниками по НАТО. Темы, которые, вероятно, будут затронуты, включают отношения с Россией, совместные военные операции и расходы стран-членов на коллективную оборону.

Вот пять фактов о том, как альянс воспринимается в США и за рубежом:

Люди в США и многих странах-членах положительно относятся к НАТО. По данным опроса, проведенного Pew Research Center в США и 11 других странах-членах в 2017 году, примерно шесть из десяти американцев (62%) положительно относятся к НАТО. Добрая воля США к альянсу была значительно выше, чем в 2016 году, когда 53% высказались положительно.

Во всех 12 странах-членах НАТО, включенных в опрос 2017 года, в среднем 61% одобрили альянс, включая большинство респондентов во всех странах, кроме Испании, Греции и Турции. В Нидерландах и Польше примерно восемь из десяти (79%) заявили, что положительно относятся к НАТО. В период с 2016 по 2017 год во многих из этих европейских стран возросло благосклонное отношение к НАТО. при тех же обстоятельствах. Одним из центральных принципов учредительного договора НАТО является статья 5, которая обязывает страны-члены защищать друг друга от нападения.

Опрос, проведенный Центром в 2017 году, показал, что люди во многих странах НАТО считают, что США придут на помощь другому члену альянса, если этот союзник будет вовлечен в серьезный военный конфликт с Россией. Однако, когда их спросили о том, как их собственная страна защищает союзника, люди в этих странах, как правило, меньше поддерживали военное вмешательство.

В семи из 10 европейских стран, где людей спрашивали о военной защите союзника по НАТО, больше респондентов сказали, что США применят силу для защиты союзника по НАТО, чем сказали, что их собственная страна должна применить военную силу при тех же обстоятельствах. В Греции, например, 62% заявили, что США применят военную силу для защиты союзника по НАТО от гипотетического нападения России, но только 25% заявили, что греческие военные должны встать на защиту этого союзника в той же ситуации. Только в Венгрии, Нидерландах и Польше примерно столько же людей заявили, что вооруженные силы их собственной страны должны вмешаться в случае возможного нападения России, и заявили, что вооруженные силы США сделают то же самое.

Немногие страны-члены НАТО выполняют рекомендации альянса по расходам на оборону. По данным альянса, в 2017 году общие расходы на оборону 28 из 29 стран-членов НАТО превысили 900 миллиардов долларов. (Исландия является страной-членом, но не имеет постоянной армии.

)

НАТО рекомендует странам-членам выделять 2% своего валового внутреннего продукта на оборонные расходы. Тем не менее только четыре из 28 стран-членов соответствуют этому порогу. США выделяют наибольшую долю своего ВВП на расходы на оборону (3,57%), за ними следуют Греция (2,36%), Великобритания (2,12%) и Эстония (2,08%). На другом конце спектра Словения, Испания, Бельгия и Люксембург выделяют на оборону менее 1% своего ВВП.

Многие американцы говорят, что НАТО слишком мало делает для решения глобальных проблем. В опросе исследовательского центра Пью, проведенном в октябре 2017 года, почти половина американцев (48%) заявили, что НАТО не делает достаточно для решения мировых проблем. Около трети (31%) заявили, что НАТО делает все возможное, и только 5% заявили, что альянс делает слишком много для решения мировых проблем.

Среди тех, кто считает, что НАТО поступает правильно, демократы (36%) и независимые (32%) с большей вероятностью одобряют статус-кво, чем республиканцы (22%).