«Скат» превзойдет «Хищника». Зачем возрождают ударный беспилотник-«невидимку»
В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Скат», в конструкции которого применялась технология «стелс». Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» продемонстрировала за пределами территории салона — в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.
Читайте также
«Железо с мозгами»: какое оружие России умеет «думать»
Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. «Компания (РСК «МиГ» — прим. ТАСС) возобновила работы по «Скату». Опытный образец этого реактивного БЛА планируется создать в ближайшие несколько лет», — сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что «российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом». В корпорации «МиГ» отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.
В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила, что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК «МиГ» Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.
«Скат» против «Хищника»
Разработкой БЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. «Полем триумфа» стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты — прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.
Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.
В настоящее время большим числом ударных БЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator («Хищник»), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.
Это только с виду «Хищник» похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть «глазами и ушами» пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.
В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БЛА в мире — RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса — 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.
Таким летающим ударным роботам на Западе давно «открыли» небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.
Специалисты отмечают, что «Скат» призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. «Такие БЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, — говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории».
Часто требуется немедленно реализовать данные агентурной или технической (спутниковой) разведки, а поисково-десантных подразделений или групп в этом регионе нет, и главари бандитских формирований остаются неуязвимыми. Если в этом районе будет барражировать беспилотник с подвешенными под его фюзеляжем ракетами «воздух — поверхность», эту задачу можно решить в считаные минуты
Виктор Литовкин
военный обозреватель ТАСС
По мнению эксперта, БЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.
Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. «Правда, во время работы там БЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя», — считает Литовкин.
Читайте также
«Радар ммс»: в России создан искусственный интеллект для самолетов и беспилотников
Кстати, летом этого года стало известно, что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БЛА — «Охотник» — разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. «Основное назначение «Ската» такое же, как и у «Охотника», равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, — разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно», — считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
БПЛА «Охотник»
Контракт на разработку был подписан между Минобороны РФ и компанией «Сухой» в 2011 году, макет для наземных испытаний был создан в 2014-м. В настоящее время на Новосибирском заводе создан опытный образец. По открытым данным, «Охотник» выполнен с применением технологии «стелс», имеет аэродинамическую схему «летающее крыло», взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.
По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к «Скату» «связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем». При этом, по словам Федутинова, «вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их «стайное применение». Однако, добавил специалист, «это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа «стаи» или «роя» будет более характерно для малоразмерных БПЛА».
Секретный «Скат»
Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БЛА «Орлан-10» (дальность полета — 600 км), а самым крупным — «Форпост». Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.
В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. «Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет — это один из основных трендов в области развития систем вооружения», — говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.
Летно-технические характеристики «Ската» официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК «МиГ» в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.
Читайте также
Истребитель МиГ-35. Высший пилотаж снова в моде
Однако в 2015 году в интервью газете «Ведомости» Сергей Коротков (в то время — генеральный директор РСК «МиГ», ныне — вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации — прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и «есть запатентованные компоновки и схемы ударных БЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается». На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: «Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем».
Впервые «Скат» был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.
Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло» (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации «МиГ», предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БЛА, включая применение оружия.
Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость — 850 км/ч, дальность полета — 4000 км. БЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие — противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.
В 2008 году СМИ писали, что ОАО «Климов» для «Ската» начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.
Кстати, «Скат» — практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия — более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки — 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца «Джордж Буш», который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.
По данным разработчиков, российский «Скат» сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь — средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.
В любом случае ударные беспилотники, как и разведывательные, должны работать в тесной связи и на связи с оператором и под его контролем. Решение на применение оружия по разведанным или заданным (запланированным) целям принимает человек. Никакой самодеятельности или автоматизма от БПЛА быть не может
Виктор Литовкин
военный обозреватель ТАСС
На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване заместитель генерального директора НПК «Техмаш» (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил, что компания начала разработку оружия для таких дронов. «Еще одно наше новое направление — боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы», — сказал он.
Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.
Роман АзановТеги:
СШАРоссияБорисов, Юрий ИвановичНовая техника ВС РФБПЛА «СКАТ» беспилотный летательный аппарат
ФотогалереяДОСМОТРОВАЯ И ПОИСКОВАЯ ТЕХНИКА
29-30 июня 2023 года, г.
Навигация и связь в особых условиях
29-30 июня 2023 года, г.Москва
Экипировка
29 — 30 июня 2023 года, Россия, г.Москва
ИНТЕРПОЛИТЕХ: «АНТИТЕРРОР — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД «
Этот разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям. Практическая дальность «СКАТа» — до 4000 км. Инфографика о БПЛА «Скат» иллюстрирует статью «Танки санкций не боятся», вышедшую в номере Российской газеты от 13 августа 2014 года.
Теги: БПЛА «СКАТ» разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат
Блоги
Виктор Литовкин
Зачем Россия решила выйти из ДОВСЕ
Участие России в ДОВСЕ не имеет смысла
Евгений Ясаков
Форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ»
III Международный форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ» пройдет в период с 16 по 20 октября 2023 г. в КВЦ «Патр…
Александр Перенджиев
Россия стремится укрепить свои позиции в Тихом океане
Учения Тихоокеанского флота РФ призваны укрепить позиции России в Тихом океане, чтобы страна могла защищать свои интерес…
Юрий Иванов
Ржевский филиал Музея Победы работает на майских праздниках без выходных
Бесплатно побывать в майские праздники в филиале Музея Победы смогут школьники до 14 лет. А 9 мая вход в Ржевский филиал…
Видео дня
Военная приемка. Бахча. Убийца танков.
Фоторепортаж
Выставки: «ЭКИПИРОВКА», «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА», «ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ХИРУРГИЯ». Экспозиция. Часть 6
Интервью
Председатель СКБ ОДКБ, Президент Беларуси Александр Лукашенко проводит встречу с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ
Политика и общество
Движение по второму ж/д пути Крымского моста открыто
Алан Лушников: Каждый запрет в оружейной сфере негативно отражается на безопасности ОтечестваРостех первым выполнил аэробеспилотную доставку грузов за Полярным кругом
Ростех модернизирует энергетическую инфраструктуру Сибирского федерального округа
Все материалыТехника и вооружение
ОДК приступила к изготовлению демонстратора гибридной силовой установки мощностью 500 кВтБеспилотник Ростеха БАС-200 испытали на максимальную удаленность от пункта управления
В ЦАГИ изучили поведение легкого самолета «Байкал» на режиме штопора
Росатом разработает ключевые компоненты для российского электромобиля АТОМ
Все материалыСиловые структуры
Федор Михайлов в проекте «АК: невыдуманные истории»
Специалисты связи общевойскового объединения в Калининградской области провели тренировку по обмену информацией
Заместители Министра обороны РФ Руслан Цаликов и Павел Попов проинспектировали технополис «ЭРА»
Новинки LADA установили два исторических рекорда скорости на льду БайкалаВсе материалыСотрудничество
ОДК предлагает Ирану современное газотурбинное оборудование и локализацию производства агрегатов
Председатель СКБ ОДКБ, Президент Беларуси Александр Лукашенко проводит встречу с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ
Ижевский механический завод выступает партнером Всероссийских соревнований ГТОРоссия поставит в Алжир четыре самолёта-амфибии Бе-200
Все материалыНаука и производство
Ростех создает холдинг с компетенциями в сфере химии и нефтехимии
Атоммаш отгрузил опорное и упорное кольца для АЭС «Куданкулам»Продан 100-тысячный автомобиль LADA в этом году
ОДК до конца года изготовит 10 вертолетных двигателей ВК-650В для испытаний
Все материалыДиверсификация предприятий ОПК
«Росэлектроника» освоила технологию защиты «супер-магнитов» для ветрогенераторовРостех удвоит производство погрузочной техники марки «Ant» из-за роста спроса
УКВЗ начал отгрузку трамвайных вагонов партии 2023 года в Челябинск
Новосибирский завод искусственного волокна запустит производство новых медицинских изделий
Все материалыВыставки и конференции
VI Салон спецтранспорта «СПЕЦТРАНСЭКСПО»
Спецвыставка «Навигация и связь в особых условиях»
Спецвыставка «КРИМИНАЛИСТИКА»: экспозиция и деловая программа
«ЭКИПИРОВКА» вернется на ВДНХ уже в июне!Все материалыБезопасность
Ростех создал оборудование для предотвращения сбоев автоматики на ГЭС
Ростех и «Алмаз-Антей» будут вместе бороться с киберугрозами в сфере воздушного движения
Изобретение «Росэлектроники» поможет предотвращать аварии на железной дорогеРазработка «Росэлектроники» надежно защитит от прослушки и «утечки» информации
Все материалыГражданская авиация
Двигатели ТВ7-117СТ-01 обеспечат летные испытания самолета Ил-114-300 с максимальной скоростью
ОАК создаст новый центр по производству мотогондол для гражданских самолетов в Воронежской области«Вертолеты России» поставили Ми-8АМТ Российской стекольной компании
Экспериментальный завод МАИ отгрузил детали для кессона крыла самолёта CR929
Все материалыКосмос
Холдинг РКС в 2022 году увеличил выпуск продукции на 60 процентовВ РКС разработали концепт стенда для испытаний аппаратуры спутников в открытом космосе
Обнинская «Технология» участвует в создании «Орла»
Владимир Кожевников: новая орбитальная станция будет практически «вечной»
Все материалыОружие мира
Индии передали предложения поставок МиГ-29К и МиГ-29КУБ для авианосца «Викрант»
Израиль и США отработали на военных учениях «кампанию против дальней страны»
Началось российско-лаосское военное учение «Ларос-2022»
Иран разработал первую гиперзвуковую баллистическую ракетуВсе материалыИстория
День Победы
Ростех и Музей Победы запустили масштабную патриотическую программу
ЦНИИТОЧМАШ представил жителям Подольска оружие ПобедыАлан Лушников: уметь защитить себя и страну с оружием в руках – это жизненная необходимость
Все материалыВыставки по безопасности
III Специализированная выставка «Экипировка»IX Специализированная выставка «КРИМИНАЛИСТИКА»IV Специализированная выставка «СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОИСКА И КОНТРОЛЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»II Специализированная выставка «НАВИГАЦИЯ И СВЯЗЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»Специализированная выставка «Робототехника и искусственный интеллект»III Международный форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ»XXVII Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «INTERPOLITEX — 2023»XXI Специализированная выставка «ГРАНИЦЫ РОССИИ»II Специализированная выставка «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»IV Международный форум современных технологий тушения лесных пожаров «ЛЕСПОЖТЕХ»Государственные органы Государственные компании Организации СМИ
МВД РоссииФСБ РоссииМЧС РоссииФСВТС РоссииМинобороны РоссииФГУП «Рособоронэкспорт»Голицынский пограничный институтРостехнологииФКУ «НПО «СТиС» МВД РоссииСоюз машиностроителейООО «ОВК» БИЗОН»ФГБУ «Связист»РИА НовостиХранитель, журналНациональный авиационный журнал «Крылья Родины»ТК «Оружие»Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии»ИА «Росинформбюро»Независимая газетаЖурнал RUБЕЖИТАР-ТАССИнтернет-портал по безопасности SECANDSAFE.RU«На Страже Родины.ru». Правда о войне!Трансивер.руООО «Издательство «Безопасность труда и жизни»Вооружен.рфOhrana.ruСпециализированный журнал «Безопасность»Журнал «Мир и безопасность»Журнал «Точка опоры»Аналитическое издание «Советник президента»«Наука и техника» — журнал для молодежиИздательский дом «Бедретдинов и Ко»Военно-промышленный курьерРакетная техникаЖурнал «Арсенал Отечества»Новостной портал History NewsЖурнал «Частный охранник»Общественная организация «Безопасное отечество»Интернет-портал «Командир роты»Журнал «Международная жизнь»Журнал «Мир безопасности»Информационный портал Оборона.РуЖурнал «Национальная оборона»Телеканал «Звезда»Центр анализа мировой торговли оружиемАвиационно-космический журнал «Авиапанорама»Российское информационное агентство «Ветеранские вести»MQ-25A Stingray IOC перенесен на 2026 год из-за задержек производства
Автор: Сэм Лагроун
Моряк перемещает беспилотный самолет Boeing MQ-25 на борт авианосца USS George H.W. Буша (CVN-77). US Navy Photo
NATIONAL HARBOR, Md. – Задержки с производством Boeing MQ-25A Stingray увеличили его начальную эксплуатационную способность на год, заявил в понедельник руководитель программы, отвечающий за беспилотные авиационные системы ВМС.
MQ-25A Stingray, первый крупный беспилотный летательный аппарат, развернутый на авианосцах США, будет использоваться в качестве дозаправщика на авианосцах с 2026 года, контр-адмирал Стивен Тедфорд, исполнительный директор программы, беспилотная авиация и ударное вооружение Об этом говорится во время презентации на симпозиуме Морской лиги морской авиации и космоса.
IOC был назначен на 2025 год, а первое развертывание запланировано на 2026 год на борту авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71), как ранее сообщало USNI News.
Зависание связано с разработкой производственной линии для самолета, сказал Тедфорд.
«У нас есть некоторые проблемы с производственной зрелостью MQ-25. Люди не понимают, насколько велик фактический MQ-25», — сказал он.
«Он такой же длинный, как F-18, с размахом крыльев, как у E-2. Это не маленький БПЛА».
Строитель MQ-25A Boeing в заявлении в понедельник для USNI News заявил, что компания заранее сообщила о задержках производства.
«Мы были очень прозрачны в отношении проблем с качеством, с которыми сталкивались, и уведомлений об упущениях в прошлом, связанных с покрытиями, нанесенными на металлические компоненты. Мы взяли на себя проблемы, которые возникли на ранних этапах разработки. Качественные побеги в сочетании с затяжным воздействием COVID-19во всех наших командах и базе снабжения повлияли на наш график, но мы считаем, что сворачиваем угол», — говорится в заявлении.
В 2018 году компания Boeing выиграла контракт на сумму 805 миллионов долларов на создание первых четырех самолетов Stingray в конкурсе, в котором также участвовали General Atomics и Lockheed Martin. В 2020 году ВМС выполнили контракт на 84,7 миллиона долларов на покупку еще трех, с целью увеличения флота из 76 человек за 1,3 миллиарда долларов.
Заявка Boeing была подкреплена прототипом, который компания построила в 2014 году для заброшенной программы беспилотного авианосца, запущенного в воздух для наблюдения и нанесения удара (UCLASS).
Военно-морской флот провел ранний этап экспериментов по дозаправке прототипа Т-1, которые завершились серией испытаний по управлению палубой на борту авианосца USS George H.W. Буш (CVN-77) прошлого года.
Когда Stingrays доберутся до авианосцев в 2026 году, ВМФ начнет серию испытаний по интеграции заправщика с остальной частью авиакрыла.
Новости USNI ранее сообщали, что предполагаемая концепция самолета ВМФ должна была отодвинуть MQ-25A на 500 морских миль от авианосца с примерно 15 000 фунтов топлива, чтобы освободить парк Super Hornet для других миссий.
Как ранее сообщал USNI News, от 20 до 30 процентов боевых вылетов Super Hornet были направлены на поддержку миссии по заправке.
После отмены программы UCLASS военно-морской флот составил небольшой список требований к Stingray.
«Первый шаг — это то, что мы называем «Stingray to the Fleet», — сказал Тедфорд USNI News.
Военно-морской флот выставит «где-то от трех до пяти платформ в разрешительной среде, только предоставляя и беря на себя функции от F-18, чтобы они могли вернуться в бой».
Следующим этапом после базовой интеграции авианосца является схема «Stingray to the Fight», которая откроет больше возможностей, присущих конструкции Boeing, включая внутренний отсек для миссий. PEO также стремится расширить возможности самолета для работы в более сложных условиях с ограниченной связью.
Испытательный объект MQ-25, известный как T1, проводит свой первый испытательный полет с дозаправкой в воздухе F-35C Lightning II 13 сентября 2021 года недалеко от аэропорта MidAmerica St. Louis в Маскуте, штат Иллинойс. Боинг Фото
«Stingray to the Fight» — это набор решений для неразрешающей среды. Как мы собираемся получить все, от управления палубой, запуска и восстановления с сигналами [низкая вероятность перехвата/низкая вероятность обнаружения (LPI/LPD)]? Как мы будем контролировать его в воздухе? Как я могу также использовать его в качестве общего сетевого узла, когда он находится на станции с другими платформами? Он должен оперативно адаптироваться к различным средам и работать с несколькими операционными системами», — сказал Тедфорд.
Это будет включать в себя расширение круга лиц, которые могут управлять самолетом.
«MQ-25 должен иметь возможность разговаривать и управляться любой бортовой платформой, в том числе нашими союзниками и партнерами. Это та часть открытой архитектуры, которую мы должны получить после… Нам нужна помощь отрасли, чтобы помочь нам понять, как лучше всего это сделать, и чтобы мы могли сделать это быстро», — сказал Тедфорд.
В бюджет на 2024 финансовый год ВМФ включено 220,4 млн долларов на три самолета, при этом до 2028 года запланировано приобретение 22 самолетов9. 0003
Ключевые слова статьи: Boeing, MQ-25A Stingray, NAVAIR, NGAD, raq-25, UCLASS, ВМС США
Категории: Авиация, Бюджетная промышленность, Новости и анализ, ВМС США
Дрон MQ-25 движется к новой эре морской авиации
01.04.2022
К
Джон Харпер
Фото военно-морского флота
Программа ВМС США по разработке беспилотных летательных аппаратов MQ-25 Stingray за последний год добилась значительных успехов и находится на пути к открытию новой эры совместной работы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
Однако представители службы пока размышляют над тем, будет ли авианосец-заправщик вооружен наступательным ударным вооружением.
В 2018 году компания Boeing получила контракт на инженерные и производственные разработки на сумму 805 миллионов долларов США для создания Stingray.
Эксперты говорят, что новая беспилотная воздушная система — первый большой дрон с неподвижным крылом, который будет работать с корабля и поддерживать пилотируемые самолеты — окажет огромное влияние на будущее морской авиации.
«MQ-25 установит основы эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в авианосной среде, заложив основу для всех будущих операций палубных БАС», — сказал капитан Сэм Мессер, руководитель программы беспилотной авианосной авиации, в электронном письме. Национальная оборона. «Это также послужит ранним примером объединения пилотируемых и беспилотных войск — оперативной концепции, которая дает нашим бойцам тактические преимущества для победы в бою».
Передовые технологии, которые будут поддерживать программу и облегчать будущие миссии, включают устройство управления палубой, наземную станцию управления и каналы связи.
MQ-25 будет отличаться от культовых дронов контртеррористических войн после 11 сентября, таких как MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, тем, что он будет летать автономно и не будет управляться дистанционно.
Платформа будет работать так же, как коммерческие авиакомпании используют возможности автопилота, за исключением того, что внутри Stingray не будет людей, сказал Дэйв Буджолд, директор программы MQ-25 в подразделении автономных систем Boeing Defense, Space and Security.
«Они не управляют вручную каждым движением ручки и газа», — объяснил он в интервью. Вместо этого Stingray будет использовать систему путевых точек после катапультирования с авианосца.
«Он знает, куда он должен идти сразу после взлета, и он идет туда. А затем оттуда он продолжает выполнять свою утвержденную миссию», — сказал он.
Дозаправка в воздухе будет «хорошо прописана», а пилоты на принимающей стороне будут иметь связь с наземной станцией, наблюдающей за миссией MQ-25, точно так же, как сегодня они работают с пилотируемыми заправщиками, отметил он.
Когда Stingray вернется на авианосец, он будет использовать совместную систему точного захода на посадку и посадку, или JPALS, которая представляет собой ту же технологию, что и пилотируемые самолеты.
«Он самостоятельно приземлится на палубу и зацепится за крюк за трос, — сказал Буджолд. Если он промахнется по проводу, платформа ускорится, снова взлетит и снова войдет в схему посадки, как это сделал бы в этом сценарии пилотируемый реактивный самолет.
Первый испытательный самолет MQ-25, T1, в 2021 году добился ряда достижений.
В июне ВМС и Боинг провели первую в истории дозаправку в воздухе беспилотного заправщика, когда Т1 выпустил тормозной двигатель и заправил топливом истребитель F/A-18 Super Hornet.
По данным Boeing, оба самолета летели на «оперативно соответствующих скоростях и высотах».
В августе во время шестичасовых летных испытаний T1 заправил топливом самолет боевого управления E-2D Advanced Hawkeye. По данным Командования военно-воздушных систем, платформы летели со скоростью 220 узлов и на высоте 10 000 футов, когда они соединились.
В следующем месяце испытательный самолет заправил совместный ударный истребитель F-35C.
В декабре произошло еще одно важное событие, когда T1 прошел первоначальную демонстрацию беспилотной авианосной авиации на борту авианосца USS George H.W. Куст.
Во время демонстрации персонал водил самолет по кабине экипажа «Буша» в море, чтобы проверить его управляемость, а также функциональность и возможности системы управления палубой. По словам Мессера, это включало в себя заруливание и подключение к катапульте, очистку посадочной площадки и различные другие маневры.
«Демонстрация прошла очень успешно и имела важное значение, потому что у ВМФ есть строгий, хорошо отлаженный процесс, с помощью которого самолеты перемещаются по палубе авианосца, и цель MQ-25 состоит в том, чтобы поддерживать текущую частоту операций авианосца для бесперебойной работы. интеграции», — сказал он.
Отдельно компания Lockheed Martin продемонстрировала прототип наземной станции управления MQ-25, которая предоставила военно-морскому флоту «уникальную возможность оценить конструктивные ограничения и получить обратную связь по интерфейсу человеко-систем», добавил Мессер.
Брайан Кларк, директор Центра оборонных концепций и технологий Гудзоновского института и бывший специальный помощник начальника военно-морских операций, сказал, что демонстрация на борту «Буша» была «чрезвычайно значимой».
«Вызов, который всегда будет поднимать флот, заключается в том, что мы должны выяснить, как заставить это работать в кабине экипажа», — сказал он. «Тот факт, что теперь они могут сделать это и интегрировать его в своего рода переполненную кабину экипажа, имеет большое значение, потому что это действительно означает, что они… выполнили все основные задачи, необходимые для получения MQ-25. быть жизнеспособным палубным боевым самолетом.
«Они уже продемонстрировали дозаправку различных платформ в воздухе. Теперь нужно протестировать его, чтобы убедиться, что он соответствует требованиям контракта с точки зрения его характеристик. … Они в значительной степени завершили сложную часть оценки автономии», — добавил он.
Ближайшая цель внедрения Stingray во флот состоит в том, чтобы позволить большему количеству F/A-18 Super Hornet сосредоточиться на задачах истребителей, а не на танках.
Кларк сказал, что MQ-25 обеспечит значительный прирост возможностей, поскольку платформа может увеличить дальность полета истребителей примерно до 1000 миль. Вооруженные дистанционным вооружением, эти самолеты могли поражать цели, расположенные на расстоянии 1500 миль от авианосца.
«Это очень важно, потому что… перевозчик, вероятно, может оставаться в местах, где это относительно безопасно», — сказал он. «Например, у китайцев не так много оружия с дальностью действия 1500 морских миль, которое может выйти и поразить авианосец. Таким образом, MQ-25 позволяет авианосцам действовать в местах, где он может выжить. … С этой точки зрения это довольно сильно меняет правила игры».
С Stingray военно-морское авиационное сообщество «опередит» ВВС, когда дело дойдет до интеграции пилотируемых и беспилотных группировок в операции, добавил он. «Это большой прогресс, который представляет собой MQ-25… в том, как пилотируемые и беспилотные летательные аппараты работают вместе».
Демонстрация на борту «Буша» завершила запланированные действия для прототипа Т1. По словам Мессера, в настоящее время идет производство первого инженерного, производственного и опытно-конструкторского самолета, а также модификаций для подготовки помещений для миссий, установки станций управления и модификации существующих сетей, команд, систем управления и связи для поддержки оперативного использования MQ-25.
Служба также продолжит оценку дозаправки других палубных самолетов, таких как конвертоплан CMV-22 Osprey. 900:07 Тем временем продолжается работа над новой наземной станцией управления, поскольку ВМС приближаются к первоначальным наземным и летным испытаниям, где MQ-25 впервые будет управляться с этой платформы.
Примечательно, что в настоящее время проходит обучение первая группа прапорщиков, которые будут назначены операторами беспилотных летательных аппаратов. После завершения обучения они будут направлены в сменную эскадрилью MQ-25 VUQ-11.
В сентябре компания Boeing начала строительство нового высокотехнологичного объекта площадью 300 000 квадратных футов недалеко от аэропорта MidAmerica St. Louis в Иллинойсе, где она будет производить Stingrays.
«Эта фабрика действительно рассчитана на то, чтобы закрыть программу рекордов как можно быстрее, — сказал Буджолд.
ВМС планируют закупить более 70 самолетов в рамках программы рекордов. По его словам, Boeing надеется, что будут дополнительные заказы, в том числе от потенциальных международных заказчиков.
Планируется, что MQ-25 выйдет на начальную эксплуатационную готовность в 2025 году, а полная эксплуатационная готовность ожидается в 2030-х годах.
Ключевой вопрос, на который еще предстоит дать официальный ответ, заключается в том, будет ли Stingray вооружен ракетами или другими наступательными системами, как заявляют некоторые законодатели и другие наблюдатели.
Отвечая на вопрос, рассматривает ли ВМФ в настоящее время добавление ударного оружия или средств радиоэлектронной борьбы, Мессер сказал, что первоначальная цель — ввести платформу в состав авиакрыла, где она сможет выполнять свою основную роль танкера, а затем — «второстепенную» роль платформа разведки, наблюдения и рекогносцировки. Тем не менее, у MQ-25 «действительно есть грузоподъемность для расширения миссии в будущем», — отметил он.
Буджолд сказал, что доставка Stingray к флоту как можно быстрее, чтобы он мог выполнять миссии по заправке, является «первой задачей».
Тем не менее, «Я ожидаю, что эта платформа станет очень универсальной многоцелевой платформой, и я думаю, что ВМС отказались от нее, назвав ее MQ», где буква «М» указывает на многоцелевую способность, сказал он, когда его спросили. если он ожидает, что к платформе будут добавлены дополнительные полезные нагрузки, такие как системы ISR или ударное оружие. «Это пространство возможностей».
Кларк сказал, что военно-морской флот уже рассматривает возможности MQ-25 помимо танкования.
«Думаю, на них поставят оружие», — сказал он.
Благодаря большому запасу топлива платформа имеет дальность полета 1500 морских миль. Он предположил, что, хотя он может быть не очень живучим в оспариваемом воздушном пространстве или в воздушном бою, поскольку он не был рассчитан на скорость, маневренность или скрытность, система будет способна выполнять наступательные задачи на дистанциях противостояния или в неоспариваемых районах.