«Символы России». Документальный фильм
Флаг
Российскому флагу более 300 лет. Его учредил Петр Первый 20 января 1705 года. Расположение полос на флаге тогда совпадало с пониманием устройства мира: внизу красный – мир физический, телесный, над ним мир синий – небесный, а еще выше белый – мир божественный. Мы не сильно изменились за эти 300 лет. Самые популярные ответы сегодня: красный – это кровь, синий — небо, а белый – чистота, духовность.
Выбор цветов национального флага Петром Первым – был чисто политическим шагом, по сути, выбором союзников в Европе. Никакого отношения ни к древней истории Руси, ни к традициям славян эти цвета не имели. Расчет Петра был прост, он хотел встать в ряд европейских сверхдержав. На море тогда доминировали сине-бело-красные цвета — флаги Англии, Франции и особенно любимой царем Голландии. Голландское происхождение русского флага иногда играет с нами недобрую шутку. Слишком много в мире похожих флагов.
После Октябрьской Революции на смену триколору приходит красный флаг. Привычный вид советский флаг получает не сразу. Первый год после революции в ходу были даже такие варианты – двуглавый орел на красном фоне. Только в 1924 году флагом СССР стало знакомое многим с детства Красное знамя с серпом, молотом и звездой. Этот вариант оставался неизменным до распада Советского Союза.
Красный флаг стал важнейшим символом. Он и сегодня воспринимается не только, и не столько, как символ СССР, а как символ великой Победы.
На флаге Победы кроме серпа и молота, есть надпись «150-я ордена Кутузова II степени Идрицкая стрелковая дивизия». Идрица — поселок на юго-востоке Псковской области, почти на границе с Белоруссией. Ожесточенные бои здесь шли почти восемь месяцев. 150-я стрелковая дивизия получила название «Идрицкая» за освобождение поселка от фашистской оккупации в июле 1944 года. Именно бойцы Идрицкой дивизии Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили это знамя над Рейхстагом, в поверженном Берлине. Объединяющий всех нас символ – символ победы над фашизмом. Главное, он не отменяет и не заменяет наш Российский государственный флаг.
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев в прямом эфире объявил о своей отставке. Но это еще не означало конец Советского Союза. Конец эпохи наступил ровно через 35 минут, когда в Кремле сняли красный флаг. Этот флаг, он сохранился, мы покажем его. Известно даже точное время, когда он был снят, на полотнище написано «19 часов 35 минут 25 декабря 1991-го года». 11 минут. Тогда впервые возникла пауза, когда над нашей страной не было никакого флага. Этакая пустота. Эти 11 минут сотрудники комендатуры никак не могли разобраться, как правильно закрепить новый российский флаг на флагштоке.
Калужская область, деревня Барановка. Каждое утро Андрей Давыдов встречает под российским флагом. Эту традицию фермер завел более 20 лет назад. В 2000 году Давыдов только начал свое дело и тогда же стал поднимать флаг над своим двором. У нас сохранилась видео, снятое в то время. Те же кадры сняли и 20 лет спустя.
Ферма Андрея Давыдова находится под Калугой, на заброшенных землях, что раньше принадлежали деревне Барановке. Бывшей деревни – она вымерла, и ее стерли с карты России еще в 1968 году. А 30 лет спустя, благодаря усилиям Андрея Баранова, на карте России вновь появился населенный пункт с названием «Барановка».
Герб
Государственный герб России — двуглавый орел. Это знает каждый школьник. Но все ли помнят, сколько у него корон, одна, две или три? С какой стороны скипетр, а с какой держава? В государственном гербе каждая деталь имеет геральдический смысл. Мелочей здесь не бывает.
Кстати, о мелочи! Каждый может найти у себя в кошельке монеты одного достоинства с разными изображениями орлов. На одной монете наш герб – двуглавый орел с коронами, скипетром и державой. А на второй – другой орел, так сказать, лысый. И это не подделка и не ошибка фальшивомонетчика — обе монеты совершенно подлинные.
Первую монету — с «лысым» орлом и без регалий — стали чеканить чуть ли не сразу после развала Советского Союза. В любое смутное время путаница с государственными символами — неизбежна. В начале 90-х старые советские символы стали упразднять, а новые российские еще не появились, по крайней мере, в виде закона.
Двуглавый орел появляется в России при Иване III, в 1497 году. Это был продуманный политический ход. Иван III, после падения Константинополя, объявляет Русь наследником Византийской империи — «Третьим Римом», новым центром православия. Он женится на Софье Палеолог, законной преемнице императорской власти, и берет своим гербом византийского двуглавого орла. Две головы, соединенные одним туловищем, означают двуединство Востока и Запада, Европы и Азии.
В геральдике – все имеет значение. Не только «размер», но и цвет, и форма, и любые другие, на первый взгляд, мелкие детали. У Герба России – расположение голов, короны, щиты с гербами земель довольно сильно менялись на протяжении веков. Каждый русский царь хотел, чтобы с гербом могли связать эпоху его правления.
После свержения Николая Второго орел потерял короны и другие атрибуты. Но и этот орел не продержался и года, уже в ноябре 17-го большевики принимают декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Вместе с ними упраздняются все старые знаки различия, ордена, флаг, герб. Декрет декретом, а из жизни символы исчезают не сразу.
Большевики после прихода к власти хотели разрушить старый мир «до основания», убрать все, что могло напоминать о «проклятом царизме». Но вскоре пришло осознание, без символов нет и самого государства. В стране смутное время, гражданская война. Один из проектов герба того беспокойного времени — тут есть все: и орел, и военный, и крестьянин со снопами, и красный флаг с Георгием Победоносцем.
Только в январе 1923 года была создана комиссия по разработке государственного герба Советского Союза. В нее вошли художники из объединения «Мир искусства». Они предложили сделать символами новой страны перекрещенные серп и молот, снопы пшеницы и земной шар. В первом советском гербе не обошлось без досадного «ляпа». Серп оказался почему-то прикреплен к толстому, а не к тонкому концу ручки. Все-таки рисовали его художники, далекие «от сохи». У огромной крестьянской страны такая неточность не могла не вызывать усмешку. Ошибку исправили только в 1937 году. До 1991 года герб практически не менялся, лишь время от времени добавлялись ленты с названиями новых союзных республик.
Современный российский герб довольно сильно отличается от имперского герба дореволюционной России. Считается, что, поменяв свой геральдический цвет с черного на золотой, он утратил всякую связь с имперской формой правления. Три короны над головами орлов, скипетр и держава в лапах — довольно яркие монархической символы — остались лишь как дань традиции, и им сразу нашлось свое толкование. Три короны сегодня означают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. А скипетр и держава – это суверенитет и независимость России.
Гимн
Впервые Гимн России прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. Правда, назывался он иначе «Гимн Советского Союза», и некоторые слова отличались от нынешних — например, упоминался «великий Сталин». Прошло почти 80 лет, страна много раз менялась, порой до неузнаваемости, но авторы Гимна России сегодня те же: музыка Александра Александрова, слова Сергея Михалкова.
С началом перелома в войне, после Сталинградской битвы, в стране был объявлен Всесоюзный конкурс на создание нового гимна. Весной 1943 года на стол к Иосифу Сталину попадает книжка с 96 вариантами гимна, написанных разными поэтами и композиторами. Эта книга сохранилась. Сталин просмотрел все и сделал закладку на странице 83 с вариантом Михалкова. Сталин позвонил Сергею Михалкову и попросил добавить еще один куплет, чтобы отразить в нем «мощь страны и веру в победу».
В следующий раз Гимн «исправили» в 1956 году. Точнее, как исправили – убрали все слова. После 20-го съезда партии и развенчания Хрущевым «культа личности Сталина» было решено избавиться от любых упоминаний «вождя народов», и, на всякий случай, от всех других слов.
Гимн Советского Союза без текста исполняли более 20 лет. Только в конце семидесятых при Брежневе было решено вернуть слова, но без каких-либо упоминаний Сталина. Работу над текстом поручили поэту Сергею Михалкову. Те, кому сейчас больше сорока, прекрасно помнят эти слова. Гимн печатали на школьных тетрадках, с обратной стороны. Его учили наизусть перед приемом в пионеры.
Вообще же первым официальным гимном в истории России стала английская песня «Боже, храни короля». Текст к этой песне был даже не сочинен, а просто переведен придворным поэтом Василием Жуковским.
Этот гимн появился в 1816 году и его сразу же прозвали «Молитва русских».
Заимстованный британский гимн продержался недолго. Ему на смену пришел полностью «оригинальный», его музыку и слова даже сегодня знают очень многие. «Боже, Царя храни». Автором музыки был композитор Алексей Львов, а слова к нему написал… снова поэт Василий Жуковский. Новый гимн был объявлен государственным и оставался единственным официальным гимном до 1917 года.
После февральской революции «Боже, царя храни» был свергнут вместе с другими атрибутами царизма. Пришедшее на смену Временное правительство утвердило новый государственный гимн. Им стала французская «Марсельеза». Она была выбрана по политическим соображениям. Временное правительство хотело показать свою верность союзникам в Первой Мировой войне, в первую очередь — Франции.
Марсельеза продержалась менее года. Как только власть захватили большевики, новым гимном становится Интернационал. Песня о победе мировой революции. Уникальный случай, в государственном гимне нет ни слова о той стране, символом которой он должен являться.
Гимном современной России сначала стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Музыка без слов. Но наши спортсмены после Олимпиады в Сиднее, на встрече с президентом Путиным, стали наперебой говорить — им приходится молча стоять во время награждения — слов у гимна нет, только музыка. И тогда Путин поручает Госсовету решить, наконец, вопрос со всеми символами России, не только с гимном. О новом гимне Госсовет спорил почти полгода. Единственное решение, которое в конечном счете устроило почти всех — вернуть Гимн Советского Союза. Вот только со словами про несуществующую страну надо было что-то делать. Изменить содержание гимна поручили поэту Сергею Михалкову. Уже в третий раз.
Сегодня исполнение гимна регулирует специальный закон. В законе четко прописано — гимн должен звучать при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации, сессий Госдумы, воинских церемоний. А с сентября 2022 года исполняют дети во всех школах нашей страны во время церемонии поднятия государственного флага в начале учебной недели.
В фильме принимают участие:
Кирилл — патриарх Московский и Всея Руси
Георгий Вилинбахов — государственный герольдмейстер РФ
Алексей Левыкин — директор Государственного исторического музея
Сергей Девятов — доктор исторических наук, советник директора ФСО
Надежда Соболева — главный научный сотрудник Института российской истории РАН
Владимир Спиридонов — краевед поселка Идрица
Александр Бугров — главный историк Банка России
Владимир Лавренов — член Геральдического совета при Президенте РФ
Алла Шишкина — трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию
Наталья Демирова — главный хранитель отдела письменных источников
Государственного исторического музея
Борис Айрапетян — старший научный сотрудник НИИ военной истории
Елена Залеткина — заместитель директора гимназии «Российская школа»
Производство:
Контраст
Основные государственные символы России | Статьи от «Премиум Флаг»
Государственные символы России – это знаки, которые отличают нашу страну от других. В 1993 г. была принята Конституция РФ: в ней установленными государственными символами стали флаг, герб и гимн РФ. Особенности каждого из них регламентируются отдельными Федеральными законами.
Государственный герб РФ
Государственный герб используется как отличительный знак государства на различных видах официальных документов, вывесках, печатях и т. д. − иными словами, на объектах небольших размеров. Этот символ нашего государства был создан в XVII в.
Государственный герб РФ – это двуглавый орел со щитом на червленом (алом) фоне. На каждой из голов орла – корона. Он держит скипетр, который символизирует торжество закона, и державу, которая ассоциируется с единением народа. На щите изображен всадник на белом коне. Отсутствие нимба и крестообразного наконечника на копье указывает на то, что это светская фигура, а не Святой Георгий, что является одной из частых ошибок трактовки изображения. Под фигурой – поверженный дракон, попранный конем. Изображение на щите символизирует торжество добра над злом.
Использование государственного герба предусмотрено положениями Федерального закона. Этот символ украшает кабинеты руководителей, официальные бланки, подразделения органов государственной власти и т. д.
Государственный гимн РФ
Гимн – это музыкальный опознавательный знак каждого государства. Автором произведения являются С. В. Михалков (слова) и А. В. Александров (музыка). Гимн РФ может исполняться со словами или без них: любой из этих вариантов считается допустимым. Гимн звучит во время открытия и закрытия торжественных мероприятий на государственном уровне, при вступлении Президента РФ в должность, при наступлении Нового года, а также в некоторых случаях во время работы Федерального собрания, при визитах иностранных делегаций и т. д.
Государственный флаг РФ
Государственный флаг представляет собой символ прямоугольной формы, на котором изображены три горизонтальные полосы (белая, синяя, красная) одинакового размера. Соотношение ширина/длина изделия строго регламентировано и составляет 2:3.
Отсутствие установленной абсолютной величины неслучайно: флаги могут быть изготовлены в любых размерах, в зависимости от назначения – от маленьких настольных флажков до крупных флагов, которые устанавливаются на кораблях. Допустимым является как горизонтальное, так и вертикальное расположение этого государственного символа.
Государственный флаг используется на крупных объектах, чтобы продемонстрировать их принадлежность нашему государству. Он устанавливается на крышах административных зданий, украшает прилежащие к зданиям и сооружениям территории, а также кабинеты руководства. Кроме того, флаг РФ всегда украшает морские суда.
Существует три положения флага:
- поднятое,
- растянутое.
Все тонкости правильного использования флагов собраны в общем своде правил, который называется флажным протоколом.
Компания «Премиум флаг» произведет необходимое количество флагов с государственной символикой для любого торжественного мероприятия или украшения административных зданий. Нанесение краски на полотнище производится методом сквозной химической печати: это позволяет добиться отличной яркости и устойчивости цвета, а также долговечности изделия. Заказать флаг России и другие изделия из ткани можно по телефону: +7 (495) 970-86-11.
Просмотров: 2868
Другие статьи
Флагштоки и их разновидности
Лучшим сооружением для установки флагов считается флагшток. Это вертикальная стойка, позволя…
Флаг России — государственная символика, обозначение цветов
Компания «ПРЕМИУМ ФЛАГ» предлагает купить флаг России. 28 апреля 1883 г. император Алекса…
Военные флаги России
Знамена Вооруженных Сил РФ, как и штандарты, относят к государственным символам страны. Вы м…
Первый флаг России — крестовый стяг
Бело-сине-красное государственное знамя появилось не в 1703-м, как порой считают современ…
В чем отличие знамени от вымпела
В настоящее время существует большое количество геральдических символов, которые устанавл. ..
Авто-мото — вело флагштоки и флаги
История флагов насчитывает тысячи лет. Их использовали как знак принадлежности к той или …
Какие бывают механизмы подъема флагштоков?
Флагшток – это вертикальная опора, к которой крепится и по которой поднимается и опускает…
Печать на ткани: новые технологии в изготовлении печатной продукции
Впоследние годы печать на ткани приобрела большую популярность благодаря множеству интере…
Флаг олимпийских игр – история, значение
Олимпийские игры – уникальное и крупнейшее мероприятие планеты. Эти соревнования отличают…
Особенности печати логотипов на футболках
Футболки – одежда простая, удобная, доступная и потому сейчас очень распространенная. Ста…
Знамена − история и современность
Ответ на этот вопрос, где и когда появилось первое знамя, следует искать еще в доисториче…
Государственный флаг и герб Беларуси – символика и история
В каждом современном государстве существует символика, которая всегда подчеркивает его полит. ..
Широкоформатная печать для создания декораций
Давно прошли времена, когда театральное представление могло обходиться табличкой с назван…
Устройство флагштока
Флагшток представляет собой вертикальную конструкцию, на которой фиксируется флаг. Он необхо…
Наружная реклама – особенности изготовления баннеров
Количество рекламы на щитах, объектах городского транспорта изданиях увеличивается каждый…
Виды тканей, на которых можно производить печать
Сегодня существует несколько способов печати на тканях, а среди красителей насчитываются сот…
Флаги и гербы «Игры престолов»
Действие фэнтезийного цикла Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», экранизир…
Аренда флагштоков − удобное и экономичное решение для организации мероприятий
Если ваша компания планирует участвовать в масштабной выставке или другом крупном меропри…
День народного единства в России – вся атрибутика для праздника
День народного единства – государственный праздник, отмечаемый 4 ноября. Он связан …
Варианты крепления флагов к флагштоку
В современном мире существует множество способов закрепления любых флагов. Конструкции можно…
Во что верить: знаки, символы и национальная идеология России
В декабре 2021 года МИД России направил список требований в НАТО и США. Он предложил вывести войска НАТО из Восточной Европы и призвал не допускать дальнейшего увеличения членства из «сферы влияния» России, имея в виду Украину и Грузию.
С тех пор весь мир стал озабочен возможностью нового российского вторжения в Украину. Хотя никто не знает, что думает российский президент, некоторые аргументы за или против вероятности военных действий отражают то, как сами россияне относятся к возможности войны и как вторжение может повлиять на их политические взгляды и поддержку Владимира Путина.
Однако в эмоциях и мнениях, высказанных в российских СМИ относительно возможного конфликта с Украиной, наблюдается примечательная неоднозначность.
В конце декабря Дмитрий Киселев, провокационный телеведущий и глава государственного международного информационного агентства Russia Today, пообещал, что если Украина когда-либо вступит в НАТО или если НАТО разовьет в стране военную инфраструктуру, «мы будем Голова Америки». Тем временем МИД России 27 января официально заявил: «Мы неоднократно заявляли, что наша страна не собирается ни на кого нападать. Мы считаем неприемлемой даже идею войны между нашими народами». На следующий день главный редактор Russia Today Маргорита Симоньян открыла пресс-конференцию тревожным вопросом к министру иностранных дел Сергею Лаврову, который, по ее словам, поступил от ее подписчиков в социальных сетях: «Когда мы будем бомбить Вашингтон? ” На что Лавров ответил: «Если это будет зависеть от Российской Федерации, войны не будет. Мы не хотим войн. Но мы не позволим им игнорировать наши интересы».
Получите бесплатный информационный бюллетень oDR
Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.
Наконец, согласно последним опросам, 53% опрошенных в России в декабре 2021 года считали, что войны между Россией и Украиной не будет, а 39% утверждали обратное. Несмотря на такой разброс мнений, респонденты проявили солидарность в одном: что именно США и НАТО несут ответственность за втягивание России в войну, которую россияне боятся, но к которой готовятся.
Великая Отечественная война и русская психикаС началом войны на Донбассе в 2014 году в сознании граждан России мирно уживались две логически противоречивые идеи: «Лишь бы не было войны» и « Мы можем это повторить!» Оба лозунга относятся к Великой Отечественной войне, российскому термину, обозначающему Вторую мировую войну, а второй лозунг относится к советской военной кампании против нацистской Германии.
Как работает это странное двойное мышление и почему оно вообще существует? Является ли это частью какой-то странной российской идеологии, и если да, то может ли она мобилизовать людей в случае реального конфликта? Сейчас мы можем только догадываться о потенциальном влиянии этого искаженного мировоззрения. Но еще в 2014 году русские мобилизовались, чтобы защитить «русский мир», отправившись на юго-восток Украины, чтобы построить «Новую Россию» (Новороссию) и бороться с «Западом», чтобы повторить героизм своих бабушек и дедушек и родителей. во время Второй мировой войны.
Опираясь на данные интервью с боевиками Донбасса, собранные в 2016-2017 годах на Донбассе, в Москве и Санкт-Петербурге мной и моими коллегами из Лаборатории публичной социологии, независимой социологической инициативы, я исследовал, как эти противоречивые идеи могут сосуществовать. Есть ли идеология, определяющая российский дискурс о войне на Донбассе? И как эта идеология работает на низовом уровне? Иными словами, как идеология влияет на решения простых людей, непосредственно вовлеченных в конфликт?
Идеология как миф и миф как идеология Иногда идеология — это история. Коммунистическая идеология в СССР была одна. Он дал исчерпывающее объяснение истории человечества с начала времен до 20-го века, объясняя причины и силы, лежащие в основе политических событий и человеческого поведения. У него были свои герои, пролетариат, и злодеи, капиталисты. И у него было свое ощущение времени – от угнетения к коммунизму, от темного прошлого к светлому будущему через борьбу.
Националистические идеологии обычно тоже сказки. Нам часто рассказывают, как «золотой век» славной нации подошёл к концу от рук захватчиков, запятнавших чистую кровь и высокие моральные устои её народа, и как необходимо бороться с врагом, чтобы восстановить утраченное величие. .
Иногда идеология — это то, что теоретик Ролан Барт назвал мифом: своего рода паразит, который берет уже существующие семиотические системы — будь то образы, истории или перформансы — и истощает их, наделяя уже существующие означающие новыми значениями. Одним из известных примеров, который он привел, была обложка журнала Paris Match с фотографией молодого темнокожего солдата, отдающего честь французскому флагу. Барт сообщил, как он видел за самим изображением то, что, по его мнению, оно должно было означать: величие французского империализма, объединявшего людей независимо от расы.
Иногда идеология включает в себя как нарративы, так и общие, расплывчатые понятия, комбинируя их по-разному.
В России сочетание нарративных и двусмысленных понятий представляется уникальным: значение общеупотребительных слов и словосочетаний, таких как «Запад», «Русский мир» (понятие более широкой общности русского языка, культуры и духовности за пределами страна), «фашисты» и даже «Великая Отечественная война». Таким образом, сами слова могут быть наполнены различными значениями в зависимости от политических обстоятельств и людей, которые их используют. По своей сути расплывчатые, эти фразы способны вызвать в воображении причину, преданность и чувство единства в обществе. Мы это видели с Донбассом в 2014 году, наблюдаем сейчас и, наверное, еще много раз увидим в будущем.
Чтобы объяснить, как работают эти общие слова и фразы и как выглядит российская идеология в действии, я хочу рассмотреть три больших «пустых означающих» — «Великую Отечественную войну», «Русский мир» и «Новороссию» — используется для осмысления конфликта на Донбассе его непосредственными участниками, местными и российскими боевиками.
Есть несколько групп боевиков, имевших более или менее последовательные нарративы о своем участии в войне и самой войне: граждане Донбасса, имевшие определенную финансовую устойчивость; боевики из России и Украины, которые уже участвовали в других постсоветских конфликтах; и активисты (или экс-активисты) из России с националистически-левыми взглядами.
Для многих жителей Донбасса основным источником осмысления событий 2013-2014 годов стала продвигаемая отчасти российскими СМИ идея о том, что конфликт на Донбассе является повторением Великой Отечественной войны. Подробные рассказы о родственниках, воевавших или попавших в плен в 1940-е годы, обрамляли истории их собственной мобилизации. «Мой отец был защитником Ленинграда. Родственники моей жены тоже участвовали в Великой Отечественной войне. Через неделю после оккупации штаба СБУ [в нашем городе] я был здесь, на баррикадах», — рассказал мне 63-летний житель Донбасса.
Будучи преемниками советских героев, комбатанты считали, что сражались против преемников «бандеровцев», украинских националистических партизан 1940-х годов, только теперь поддержанных США и Западом, которые не понимали, какое зло они кормили. Это нарративное смешение настоящего и прошлого сводило на нет необходимость артикулировать какие-либо другие причины для вступления в конфликт: «Я советский человек/Мой отец был защитником Ленинграда/Моя мать была в плену – я, конечно, вступил в бой». Во время хаоса 2014 года сражаться с одним и тем же врагом в том же месте по той же причине, что и ваши родители или дедушки и бабушки, стало своего рода моральным долгом. Настоящий страх, чувство отчужденности от нового украинского государства, возникшего после революции Евромайдана, и вытекающее из этого негодование у многих маскировались двумя другими популярными понятиями — «Русский мир» и «Новороссия».
Я обнаружил, что комбатанты, участвовавшие в других конфликтах до 2014 года, просто любили войну. Для них, хотя они и говорили о войне теми же словами, что и местные жители Донбасса без военного опыта, весь конфликт выглядел иначе. В их мировоззрении Вторая мировая война и события на Донбассе — наряду с холодной войной, распадом Советского Союза и возникшими после нее конфликтами — были просто эпизодами затянувшегося антагонизма между Россией и Западом.
«Западный мир… никогда не пожелает нам добра, у них всегда была задача уничтожить нас, на протяжении тысячелетий, черт возьми, начиная с Александра Македонского и древних римлян», — рассказал один 33-летний боец мне. В этой исторической цепи событий, охватывающей более тысячи лет, распад Советского Союза считался еще одним звеном. Нынешний конфликт на Украине и необходимость присоединения к нему обосновывались тем, что если «Украина [будет] разорвана, то следующей будет очередь России».
Если жители Донбасса ссылались на «Русский мир», пытаясь сформулировать свое видение «нормальной жизни» без украинской националистической угрозы, то для опытных бойцов «Русский мир» означал людей, дух и культуру. Этот мир можно найти везде и включать в себя любого, независимо от его или ее этнической принадлежности, национальности или личных предпочтений — очень похоже на шутку Путина о том, что «границы России нигде не кончаются».
Для этой второй группы бойцов Новороссия была, в конце концов, всего лишь одной территорией — их амбиции простирались далеко за ее пределы. Они мечтали воссоздать Россию в ее имперских границах, как они существовали до 19 века.17, как сказал мне один боец. Это видение сильно отличалось от взглядов местных боевиков, для которых Новороссия (термин, который большинство из них никогда не слышали до 2014 года) оставалась возможным будущим для Украины, в котором Донбасс мог найти свое место.
Но была и третья группа боевиков, в основном русские националисты разного толка, для которых Новороссия была главной целью войны и главной причиной их вступления в нее. Для них «Русский мир» был воображаемой сущностью, всем, во что они хотели верить, но не могли воплотить в жизнь в путинской России. Идея Новороссии стала вместилищем этого неудовлетворенного желания, реальным шансом построить то общество, которое они не смогли создать в России.
Как объяснил один 36-летний россиянин: «Почему многие поехали на Донбасс? Это была идея самой Новороссии. Понятно, что это было утопично, что… была еще маленькая надежда, что можно создать какой-то остров, остров настоящей свободы, свободный от… этой системы, создать что-то новое. Здесь. Я бы переехал туда, с моей семьей. Должна быть социальная справедливость, никаких олигархов и взяточников… Даром хлеб, вольный воздух и цветение культуры как дикое дерево. Свобода, равенство, братство в лучшем смысле».
Для представителей этой последней группы Великая Отечественная война была событием прошлого, упущенной возможностью быть героем, а конфликт на Донбассе дал им реальный шанс стать героем здесь и сейчас.
Неоднозначные термины, множественные значения Как эти термины стали такими двусмысленными, несущими так много различных смысловых слоев? Здесь важно отметить, что разные стороны не боролись за продвижение своего видения посредством обсуждения. Здесь мы видим не разные интерпретации одного и того же явления. Новороссия, Русский мир и Великая Отечественная война появляются как в публичных, так и в частных нарративах как плавающие означающие. Они не совсем пусты, но они достаточно пусты, чтобы служить политическим целям, и их можно наполнять и наполнять в зависимости от потребностей дня.
В советский период Новороссией называлась определенная территория, которая была синонимом Российской империи в 18-м и 19-м веках и теперь представляет собой украинскую территорию на юго-востоке страны. В 1994 г. он вновь появился среди приднестровских сепаратистов, а затем, наконец, появился в российском публичном дискурсе в 2014 г., уже имея несколько идеологических значений для оправдания участия России в конфликте. Понятие «Русский мир» никогда не имело конкретного референта – ни конкретной территории, ни социальной группы, ни исторического события. Его значение было полностью определено его политическим использованием. Наконец, Великая Отечественная война оказалась наиболее «политически пригодным» элементом прошлого России за последние десятилетия благодаря своей многогранности и способности соответствовать различным культурным рамкам, начиная от «героической жертвы», «национальной славы», «обороны свободы» и «спасения цивилизации» к «массовым страданиям», «невосполнимым потерям» и «национальной жертвенности». Нагруженные смыслами и намеренно расширенные, эти понятия стали как нельзя лучше подходящими для любой новой политической авантюры.
Радикальная двусмысленность — не только судьба этих трех понятий, которые так пригодились в начале конфликта на Донбассе. Некоторые из них, как Новороссия, практически сошли с политической сцены, по крайней мере пока; другие, как Великая Отечественная война, продолжают нести тяжелую символическую нагрузку и политическую значимость — в них слишком много смысла, чтобы просто исчезнуть. «Фашисты» и «Запад» по-прежнему с нами и в ближайшее время не собираются покидать российский общественный дискурс и воображение людей. Объясняя роль пропаганды в 2014 году, Петр Померанцев писал, что пропаганда заново изобретала реальность, порождая массовые галлюцинации, которые затем выливались в политические действия. Однако дело не только в том, что новые политические образования появляются и исчезают всякий раз, когда это нужно российскому политическому истеблишменту.
Рост использования политического языка из-за расплывчатости и пустоты общеупотребительных политических понятий в последние годы стал еще более заметным в России. Сейчас практически любую деятельность можно квалифицировать как «политическую» (и, таким образом, любую организацию или человека можно объявить «иностранным агентом» или «экстремистом»). Этот чрезвычайно двусмысленный язык скрывает искренние опасения и порождает фальшивую солидарность. В 2014 году чувства страха и неуверенности исчезли за лозунгами «Можем повторить» и «Боремся за Новороссию». Единство народной поддержки Путина и простых людей возникло, когда «русские люди» (в том числе и те, кто вообще не хотел быть русским) противопоставили себя таинственному «Западу».
Восемь лет спустя, какую историю мы можем рассказать словами, само значение которых мутирует и ускользает? С понятиями, которые, как путинская воображаемая Россия, не имеют границ? Если правда, что будущее России — это история, то верно и то, что эта история — всего лишь фантазия. Фантазия, которую мы можем легко наполнить любым смыслом, который мы выберем. Это история «навсегда» и «всегда», где ничего не меняется — Россия, Запад, война. Ничего нового в этой истории не происходит и все остается; страны, застрявшей в никуда, затерянной во временной петле, где воображаемое и переосмысляемое прошлое постоянно повторяется. Этот язык — двусмысленный, расплывчатый и безграничный — идеально подходит для создания впечатления стабильности, которое длится вечно. Как это ни парадоксально, это похоже на то, что многие обычные советские граждане испытывали в годы, предшествовавшие распаду Советского Союза. Кажется, что некоторые вещи могут длиться вечно, пока их больше не будет.
Расшифровка наиболее распространенных символов советской пропаганды
Символы — это мощный культурный язык, используемый для передачи сложных идей с простотой и элегантностью. Советские художники были мастерами этого языка, используя символы в своем искусстве для создания ярких и выразительных образов, понятных с первого взгляда.
Символы также использовались в советском искусстве для передачи скрытых политических посылов. Поскольку государство подвергало искусство и средства массовой информации жесткой цензуре, художникам часто приходилось быть тонкими в своей критике правительства и его политики. Используя символы, художники могли передавать свои идеи так, что это не было сразу очевидно для зрителей, избегая при этом государственной цензуры.
Почти на каждом советском пропагандистском плакате есть хотя бы один символ — скрытый или видимый. Вот пять известных символов и их значения:
Серп и молот олицетворяют единство крестьянства (серп) и рабочего класса (молот). В совокупности они представляют собой идею о том, что все рабочие едины в своей борьбе за лучшее будущее. Серп и молот часто изображают красным, цветом коммунизма, и часто окружают венком из пшеницы, символизирующим изобилие и процветание.
Знак качества в Советском Союзе был символом, указывающим на то, что продукт соответствует определенным стандартам качества, установленным государством. Символ представляет собой букву К (от русского слова «Качество»), повернутую на бок, чтобы выглядеть как набор весов, удерживающих буквы СССР (СССР). Он использовался для широкого спектра продуктов, чтобы продвигать идею о том, что советские товары были высокого качества и могли доверять потребителям. Знак также использовался для отличия советской продукции от иностранной и для продвижения ее предполагаемого превосходства.
Медведь является национальным символом России и ассоциируется с силой, мощью и стойкостью. В советской пропаганде медведь часто изображался как сильное и могучее животное, защищающее Советский Союз и его народ от угроз. Он также использовался для обозначения советского народа и его единства. Но медведей на плакатах CYRK часто можно увидеть катающимися на велосипедах или балансирующими на мячах — символическая стенография, критикующая неуклюжие попытки СССР завоевать мир.