Сикхизм – религия воинов

  • Главная
  • Публикации
  • Обзоры

Фото: i.guim.co.uk

Сикхизм — одна из национальных религий Индии, преимущественно в индийских штатах Пенджаб и Хариана. Большинство сикхов — пенджабцы, образуют компактную этноконфессиональную общность, она оказывает огромное влияние на всю историю Северной Индии.


В период с VII по XIIвека многочисленные исламские набеги на Индию оказали негативное влияние на древнюю религиозную культуру народов северной части полуострова Индостан. Однако в южную часть захватчикам было сложнее проникнуть, и там намного лучше сохранились старинные религиозные традиции. В Пенджабе же до границ с Кашмиром широкое развитие получило новое религиозное течение, в котором индуистские верования причудливо сочетались с элементами ислама.

Считается, что сикхизм сложился в Пенджабе в конце XV – начале XVI веков, а слово «сикх» на пенджабском диалекте означает «ученик». Основателем этой религии считается гуру (то есть «наставник») Нанак, который в юности стал изучать основные религиозные книги других религий – индуизма и ислама. Проштудировав их, он подверг сомнению их традиции и обряды – поэтому принял решение самостоятельно обрести истину и знание. В итоге Нанак создал собственное учение.


Фото: supercoolpics.com

Родился будущий гуру сикхизма в 1469 году в небольшой деревушке Талаванди, что на берегу реки Рави в штате Пенджаб. Отец его бы сборщиком налогов, что, скорее всего, отложило свой отпечаток и на воспитание юного Нанака, который еще с детства выучил несколько языков. Мальчик не только знал хинди и санскрит, на которых говорят индуисты, но выучил и фарси, и арабский, на которых говорят мусульмане.

Когда он вырос, то считался очень образованным молодым человеком, уже успевшим хорошо изучить основы индуизма и ислама. Казалось бы, этому человеку была предначертана обычная жизнь, которой жили многие люди его сословия: свой дом, жена, дети… Все это у него вскоре появилось, но в 30 лет Нанак вдруг покинул отчий дом и стал аскетом – по сути бродягой, коих в Индии всегда хватало. Он обошел почти всю Индию, бродил и по другим странам, посетил многие святые места. Как утверждают последователи сикхизма, именно в это время он подолгу разговаривал с учеными людьми и мудрецами своего времени.

Наконец будущий учитель сикхов возвратился домой, «обремененный» полученными знаниями. Вскоре он заявил: «Нет ни индуистов, ни мусульман. Так чьей же дорогой мне идти? Я пойду по тропе Бога». И создал собственное религиозное учение. По его представлениям, оно должно было объединить индусов и мусульман, стычки между которыми случались довольно часто.


Фото: indiarelax.ru

Нанак во всеуслышание заявил, что человеческую душу на пути к Богу должен вести духовный учитель – гуру. Ему отводилась особая роль – научить людей честности и порядочности, доброте и чувству долга. И эту миссию он возложил на себя – по крайней мере, на этапе становления новой религии.

Непосвященному во все тонкости сикхизма не так-то и просто понять это учение, ведь примерно о том же проповедуют и многие другие религии. Но у гуру Нанака со временем нашлось много сторонников и последователей, хотя первая община его учеников, или сикхов, появилась лишь в 1520 году, когда гуру Нанака исполнилось уже почти 50 лет.

Современные сикхи признают десять духовных учителей-гуру. Они оказывают божественные почести священной книге «Гуру Грантх» («Книга учителей»), или «Ади Грантх» («Изначальная книга»). В ней содержатся религиозные гимны, написанные как самим Нанаком, так и его последователями в более позднее время.


Фото: round.glass

Центром сикхизма стал город Амритсар. Здесь и сегодня стоит прекрасный и великолепный во всех отношениях Золотой храм – старейшее из всех сикхских религиозных сооружений. Это здание больше напоминает церковь, чем мечеть. А еще на нем лежит незримая печать времен и… тех сражений, которые велись между сикхами и индусами за его обладание. Построенный в 1766 году, он расположился на берегу священного озера, его украшают медные позолоченные надписи из текстов священных рукописей, которые, как бесценные сокровища, хранятся в каждом сикхском храме.

Но сколько бы яростных сражений не разгоралось рядом с храмом и даже внутри него, ему, как и Мекке, удалось сохраниться как священному месту, которому постоянно поклоняются верующие. У сикхов нет ритуального паломничества, но большинство из них в Золотом храме хотя бы раз в жизни да побывали. А вот туристы здесь гости не такие уж и частые – борьба за этот храм продолжается до сих пор, поэтому путешественники в своем большинстве предпочитают оставить Золотой храм в Амритсаре верующим.


Фото: hindustantimes.com

Одним из самых почитаемых среди сикхов – практически наравне с Нанаком – считается десятый гуру Говинд Сингх, до которого никаких инноваций в религию вообще практически не вносилось.

Именно он в 1699 году основал Братство чистых, или хальсу, а также армию хальсы. Все вступающие в братство прибавляли к своему имени имя Сингх (то есть лев) и брали на себя обязательство соблюдать правило пяти «К» — носит длинные волосы и бороду (кеш), штаны особого покроя (качх), гребень (кангха), короткий меч (кирпан) и стальной браслет (кара). К слову, все женщины прибавляли к своему имени слово «Каур» (принцесса). Когда учитель Говинд умер, то самой главной «учебной» книгой сикхов стала считаться книга «Гуру Грантх». Иногда к ее названию еще добавляют слово «Сахиб», то есть «господин».

В XVII— XVIII веках Пенджаб являлся составной частью империи Великих Моголов. О том, что на этих землях существует большая сикхская община — на северо-западной границе – монархам было хорошо известно. И это их беспокоило, поэтому противостояние было неизбежным. А из него в итоге вместо мирной религиозной общины вдруг появилась военизированная мощная и могущественная организация – собственно, тогда-то сикхи и приобрели тот воинственный дух, который с той поры стал с ними ассоциироваться.

Постепенно сикхизм превратился в религию воинов.


Фото: artisticbook.ru

Самые главные сикхские праздники – это торжества по поводу рождения или смерти одного из десяти гуру. Праздники, отмечающие рождение или мученическую кончину одного из наставников, называют гурупурб, а все остальные  — мела («ярмарка»). Все праздники включают «Арханд патх» — непрерывное чтение «Гуру Грантх Сахиб». Удивительное дело, но эти непрерывные чтения длятся двое суток – 48 часов. Постоянных дат торжеств нет – из года в год они меняются, поскольку сикхи пользуются лунным календарем.

Так, например, в декабре — январе отмечается День рождения гуру Говинда. А в июне – июле – годовщина смерти гуру Арджуна. Последнего, кстати, особо чтят за то, что он собрал воедино все религиозные трактаты учителя Нанака. Эта книга и стала называться «Гуру Грантх».

Но не нужно думать, что сикхи игнорируют общие индуистские праздники. Отнюдь нет – например, они широко, как и во всей Индии, отмечают в ноябре индуистский праздник Дивали, или Праздник светильников. Пожалуй, это один из самых зрелищных индийских праздников. Иногда его отмечают целых пять дней. Как правило, кульминация наступает на четвертый день, когда во всех домах страны, на улицах и в храмах зажигается множество огоньков, фонариков, электрических гирлянд, светильников. Вокруг все усыпано мириадами сверкающих огней, а сами индийцы бегают по улицам, размахивая бенгальскими огнями. Повсюду взрываются петарды, а вечернее небо усыпано всполохами, идущими от фейерверков, — оно усыпано миллионами сверкающих искр.


Фото: 29palms.ru

В ноябре сикхи отмечают один из главных своих праздников – День рождения основателя религии гуру Нанака. Праздник похож на другие сикхские торжества – непременно читается «Гуру Грантх Сахиб». А годовщина этой священной книги, как правило, отмечается в августе. Непременно проходит торжественная церемония – как и во время большинства сикхских праздников – «Тропа Акханда». Сначала саму книгу относят на специально отведенное место в храме, или гурдваре, — низкий стол на возвышении. Люди сидят на полу и внимают чтецу, одетому в белые одежды и голубой тюрбан. Другой чтец сидит слева от первого – в любой момент он готов сменить его, чтобы продолжить чтение. Один человек просто физически не сможет читать два дня подряд без остановки…

В целом же верования сикхов довольно просты, хотя в них — глубокий смысл: Бог недоступен человеческому пониманию, но он является единственной подлинной реальностью, а все остальное — иллюзия. Бог может иметь много имен – все они священны. Лучший путь к постижению Бога лежит через ритуальное повторение этих священных имен, пение хвалебных гимнов и медитации под руководством гуру.

Сикхи религия сикхизм туризм путешествия Пенджаб

content

В Индии мужчину забили насмерть за попытку осквернить святыню сикхов

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Золотой храм в Пенджабе — главная святыня приверженцев сикхизма по всему миру

В индийском городе Амритсар в штате Пенджаб был насмерть забит мужчина, который предположительно пытался совершить кощунственный акт в Золотом Храме — святыне мирового сикхизма. Инцидент произошел во время субботней вечерней молитвы.

Сообщается, что человек ворвался во внутреннее святилище, где хранится священная книга сикхов «Гуру Грантх Сахиб». Затем он попытался дотронуться до церемониального меча, традиционно лежащего рядом с книгой, но был схвачен охранниками и верующими.

  • Полицейским-сикхам Нью-Йорка разрешили носить форменные тюрбаны
  • У храма сикхов в Англии задержаны 55 мужчин с холодным оружием
  • Британия изучит связь спецслужб со штурмом храма сикхов

Инцидент был записан на камеру, так как вечерние молитвы в храме транслируются по телевидению.

Ход дальнейших событий, впрочем, остался неизвестен. Сообщается, что к моменту, когда на место прибыли полицейские, нарушитель спокойствия был уже мертв. Ведется расследование.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Неоднократные попытки осквернения сикхских святынь в Пенджабе стали причиной яростной политической борьбы за власть в штате

Управляющий министр штата Пенджаб Чаранджит Сингх Чанни опубликовал твит, в котором сообщил, что по его распоряжению полиция сосредоточит внимание на мотивах совершения «этого подлого акта» и на возможных сообщниках убитого.

Субботний инцидент произошел всего через несколько дней после того, как еще один мужчина был задержан за неуважительное отношение к священному писанию сикхов. По данным полиции, он бросил малую сикхскую книгу «Гутка Сахиб» в искусственный бассейн возле храма.

Инциденты с осквернением священных книг воспринимаются сикхами очень болезненно. О нескольких подобных происшествиях сообщалось в 2014-м и 2015-м годах, и это стало ключевым политическим вопросом на выборах в Пенджабе в 2017 и 2019 годах.

Оппозиция и избиратели-сикхи обвиняли правящую партию в бездействии и неспособности призвать к ответу исполнителей кощунственных актов.

Субботний инцидент один из оппозиционных депутатов местного парламента назвал осознанной попыткой ослабить Пенджаб.

«В последние пять лет некоторые люди превратили все это в политическую игру», — заявил Балвиндер Бхундер.

Сикхизм — монотеистическая религия, зародившаяся в Пенджабе в XV веке, содержит элементы индуизма и ислама. Всего в мире насчитывается более 25 млн сикхов, преимущественно в Индии, но представители этой этноконфессиональной группы проживают также в США, Канаде, Великобритании, Италии и ряде стран Юго-Восточной Азии.

В Индии сикхи составляют всего 2% общего населения страны, но считаются очень влиятельным этническим меньшинством.

Сикхизм | История, доктрины, практика и литература

Золотой Храм

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Тара Сингх Сант Фатех Сингх Гуру Нанак Бхаи Вир Сингх
Похожие темы:
Хальса Сингх Сабха Акали Намдхари рахит-нама

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Сикхизм , религия и философия, основанная в районе Пенджаб на Индийском субконтиненте в конце 15 века. Его члены известны как сикхи. Сикхи называют свою веру Гурмат (панджаби: «Путь Гуру»). Согласно сикхской традиции, сикхизм был основан Гуру Нанаком (1469–1539), и впоследствии его возглавили девять других гуру. Сикхи верят, что все 10 человеческих гуру были населены одним духом. После смерти 10-го Гуру Гобинд Сингха (1666–1708) дух вечного Гуру перенесся в священные писания сикхизма, Гуру Грантх Сахиб («Грантх как Гуру»), также известный как Ади Грантх («Первый том»), который впоследствии считался единственным Гуру. В начале 21 века во всем мире насчитывалось почти 25 миллионов сикхов, подавляющее большинство из которых проживало в индийском штате Пенджаб.

Последующее обсуждение жизни 10 гуру опирается на традиционные сикхские рассказы, большинство элементов которых получены из агиографических легенд и преданий и не могут быть проверены исторически. Этот момент следует постоянно помнить, особенно в разделах, посвященных ранним гуру.

История и доктрина

Сикх на панджаби означает «ученик», а те, кто присоединился к сикхской общине, или Пантх («Путь»), были людьми, которые искали духовного руководства. Сикхи утверждают, что их традиция всегда была отделена от индуизма. Тем не менее многие западные ученые утверждают, что на самой ранней стадии сикхизм был движением в рамках индуистской традиции; Они указывают, что Нанак был воспитан индуистом и в конечном итоге принадлежал к традиции Сант в северной Индии, движению, связанному с великим поэтом и мистиком Кабиром (1440–1518). Санты, большинство из которых были бедными, обездоленными и неграмотными, сочиняли великолепные гимны, выражающие их опыт божественного, который они видели во всем. Их традиция в значительной степени опиралась на вайшнавское бхакти (религиозное движение в рамках индуистской традиции, поклоняющееся богу Вишну), хотя между ними были важные различия. Подобно последователям бхакти, сантисты считали, что преданность Богу необходима для освобождения из цикла перерождений, в ловушку которого попали все люди; однако, в отличие от последователей бхакти, сантисты утверждали, что Бог есть ниргун («без формы»), а не сагун («с формой»). Для сантов Бог не может быть ни воплощен, ни представлен в конкретных терминах.

The Editors of Encyclopaedia Britannica

Определенные меньшие влияния также оказали влияние на движение Сант. Главной из них была традиция натхов, состоявшая из группы сект, каждая из которых заявляла о своем происхождении от полулегендарного учителя Горакхнатха и продвигала хатха-йогу как средство духовного освобождения. Хотя санты отвергли физические аспекты хатха-йоги в пользу техник медитации, они приняли концепцию натхов о духовном восхождении к высшему блаженству. Некоторые ученые утверждали, что санты находились под влиянием ислама через их контакты с могольскими правителями Индии в начале 16 века, но на самом деле мало свидетельств этого, хотя суфизм (исламский мистицизм) мог иметь маргинальный эффект.

Десять гуру

Сикхи — группа по защите прав меньшинств

Профиль

Сикхи являются религиозным меньшинством в северо-западном штате Пенджаб, где они составляют большинство. Они также разбросаны по разным частям Индии и мира. Хотя значительное число эмигрировало, в Индии их насчитывается около 20,8 миллиона (по данным переписи 2011 г.), подавляющее большинство из которых сосредоточено в своем родном штате Пенджаб. Есть и другие значительные сикхские общины в Харьяне, Химачал-Прадеше, Уттаранчале и Дели. Значительные популяции сикхов можно найти в Северной Америке, Европе и Австралии. Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469 г.).-1539).

Исторический контекст

Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469-1539). Неудовлетворенный учениями индуизма, а также ислама, он сформулировал эгалитарную доктрину, которая превзошла их обоих и стала мощной силой перемен в последующие века. Важнейшим элементом этой новой религии было создание общины Хальсы, или Общества Чистых, в 1699 году в период правления десятого Гуру, Гуру Гобинда (1675-1708). В соответствии со своими религиозными предписаниями они обязаны носить символы, называемые пятью К, взятыми из слов 9. 0055 кеш (нестриженые волосы), кангха (гребень), кирпан (меч), ​​ кара (стальной браслет) и качча (бриджи). Мужчин-сикхов легче всего узнать по тюрбану. Создание этого сообщества ознаменовало изменение акцента, которое увело сикхизм от его традиционного мирного пути к более воинственной позиции, и, хотя не все сикхи приняли знаки крещения, бородатые и тюрбанированные члены Хальсы стали признаны хранителями сикхов. православие.

В течение следующих 150 лет сикхская Хальса оставалась вовлеченной в конфликт с афганскими захватчиками и мусульманскими правителями Лахора. В 1746 году город Амритсар был разграблен, Золотой храм осквернен, а сикхские войска убиты одним из таких губернаторов. Еще одна резня, на этот раз совершенная афганскими войсками, произошла в 1762 году. В последовавших за этим беспорядках и последующем вакууме власти появился Ранджит Сингх. После захвата Лахора в 1799 году он правил как махараджа Пенджаба до своей смерти в 1839 году. Некоторые сикхские государства сохраняли отдельное существование под британским правлением, но в других местах Пенджаба сикхская Хальса оставалась независимой. Межфракционная борьба дала британцам шанс вмешаться, и после двух англо-сикхских войн в середине девятнадцатого века британцы получили контроль над всем Пенджабом, а армия Хальсы была расформирована.

Сикхи играли ведущую роль в индийской армии во времена британской колонизации, а также использовали возможность, предоставляемую британским гражданством, для эмиграции в другие части тогдашней Британской империи. Избранные провинциальные правительства начали осуществлять больше полномочий в Индии в годы, предшествовавшие обретению независимости. По мере приближения независимости сикхи выдвинули предложения об изменении границ Пенджаба, чтобы исключить преимущественно индуистские и мусульманские районы на юго-востоке и западе, или, в качестве альтернативы, увеличить представительство сикхов в парламенте для защиты своих интересов. Эти предложения были в значительной степени проигнорированы, и преимущественно мусульманская профсоюзная партия сохранила контроль над провинцией. В течение 19В 40-е годы мусульмане все чаще требовали создания отдельного мусульманского государства после обретения независимости. Мусульмане призывали сикхов присоединиться к ним в новом государстве, но между ними было слишком мало культурных и религиозных связей, чтобы сделать это возможным. Опасаясь разделения своего числа между Индией и Пакистаном, лидеры сикхов в 1946 году безуспешно призывали к созданию своего собственного независимого государства Сихистан или Халистан. Ситуация быстро ухудшалась, происходили вспышки насилия и кровопролития в беспорядках между мусульманами, с одной стороны, и сикхами и индусами, с другой.

После обретения независимости и раздела большая западная часть Пенджаба была передана Пакистану, ныне мусульманскому государству. В последовавших насильственных беспорядках были убиты сотни тысяч пенджабцев, а миллионы бежали из одной части провинции в другую. Община сикхов была разделена пополам, и более 40 процентов были вынуждены покинуть Пакистан и уехать в Индию, бросив дома, земли и священные святыни. Большинство беженцев-сикхов поселились в индийской части Пенджаба, хотя многие переехали в Дели и другие соседние регионы.

В 1966 году был создан новый штат Пенджаб с преобладающим сикхским населением, но многие сложные вопросы остались нерешенными. Во-первых, столица Чандигарх также являлась столицей соседнего штата Харьяна. Затем водоснабжение из рек Пенджаба было разделено между ними, что сикхи сочли несправедливым. Как и в 1947 году, многие религиозные и языковые группы после разделения оказались по ту сторону границы: пенджабские индуисты составляли большинство городского населения Пенджаба, а значительное меньшинство сикхов оставалось в Харьяне. Большинство сикхов также не были политически едины. Акали Дал представляла по большей части фермеров-джат-сикхов, но партия Конгресса штата привлекла многих избирателей-сикхов помимо индуистов. Пенджаб теперь был объявлен одноязычным пенджабским государством с гарантиями для индуистского меньшинства.

Между 1966 и 1984 годами эти конфликты оставались неразрешенными, что приводило к растущему разочарованию среди сикхского сообщества. Отношения между политическими лидерами сикхов обострились, возникли споры между Пенджабом и соседними штатами, особенно Харьяной. Они усугублялись доминированием Индиры Ганди на политической сцене Индии и ее тенденцией к централизации власти, а не к предоставлению большей автономии многим регионам страны, включая Пенджаб. В тот же период в Пенджабе произошел заметный сельскохозяйственный и экономический бум, в первую очередь в результате внедрения технологии выращивания пшеницы в рамках зеленой революции. Несмотря на это экономическое процветание, многие сикхи считали вклад Пенджаба в национальную экономику недостаточно признанным. В то же время иммиграция индусов в Пенджаб повлияла на восприятие сикхов с точки зрения опасений стать численным меньшинством в своей провинции. Приток индусов также означал, что значительное число молодых сикхов из семей раджпутов остались без работы во все более мобильной и урбанизированной экономике в то время, когда набор в армию шел на спад.

Подъем экстремистского сикхского движения во главе с харизматическим проповедником Сант Джарнаилом Сингхом Бхиндранвале получил большую поддержку внутри сикхской общины и привел к призывам к созданию независимого государства Халистан для защиты прав и самобытности сикхов. Это движение приняло насильственный характер и в конечном итоге привело к неоднозначной операции «Синяя звезда» в июне 1984 года, в ходе которой индийская армия штурмовала Золотой храм, самую святую из сикхских святынь, чтобы избавиться от подозреваемых террористов, укрывшихся в помещениях. Действия армии вызвали большое негодование среди сикхов в целом тем, что было воспринято как осквернение сикхских святынь и оскорбление всей общины со стороны индийского государства. Последним актом этой политической трагедии стало убийство Индиры Ганди 19 октября. 84 двумя ее телохранителями-сикхами, что привело к волне индуистского насилия против сикхской общины, в ряде случаев с молчаливого согласия полиции и предположительно при политической поддержке политиков из партии Конгресс по всей стране. Произошло массовое уничтожение собственности сикхов, по меньшей мере 2150 сикхов, в основном мужчин, были убиты в Дели и более 600 в других частях Индии. Армия вступила во владение через три дня, но убийства вызвали глубокую и длительную горечь и негодование среди сикхов не только в Индии, но и за рубежом.

После назначения Раджива Ганди премьер-министром Индии в 1984 году было подписано соглашение (Пенджабское соглашение) с лидером Акали Дал, согласно которому Чандигарх стал исключительной столицей штата Пенджаб, и вопрос Речная вода должна была быть решена комиссией. Было также решено ускорить контроль сикхов над своими религиозными делами, и были обещаны новые инвестиции в Пенджаб. Эти меры оказались недостаточными для многих сикхов, и вскоре после подписания соглашения лидер Акали Дал был убит. На последовавших за этим выборах Акали Дал пришел к власти под руководством умеренного лидера, но рост экстремизма в государстве продолжался. В конце концов правительство было отправлено в отставку, а государство передано под власть президента, а полиция и все чаще армия получили полную свободу действий в борьбе с растущим вооруженным сепаратистским движением. После длительного периода президентского правления, во время которого были широко распространены нарушения прав человека, верховенство права, похоже, было восстановлено, что нашло отражение в государственных выборах 1989 (хотя многие их бойкотировали). Правительство Конгресса, пришедшее к власти, попыталось восстановить нормальную жизнь в штате за счет сочетания крайних мер в отношении боевиков и восстановления веры людей в демократическую систему правления.

Однако до сих пор не устранены корни проблем, породивших вооруженное движение в штате. Требования о расследовании массовых убийств в Дели не были услышаны центральным правительством. Более того, пошатнулась вера сикхской общины в способность индийского государства защитить свою самобытность, культуру и религию. Экстремизм оставался проблемой, о чем свидетельствует убийство главного министра государства в 19 году.95, но количество людей, вовлеченных в сепаратистское движение за независимое государство Халистан, резко сократилось.

Хотя движение Халистан потеряло силу во второй половине 1990-х и начале 2000-х годов, общенациональные антисикхские беспорядки в 1984 году оставили много вражды между двумя общинами — индуистами и сикхами — и оставили глубокий чувство несправедливости на их пути. С 1984 года были созданы различные комиссии для расследования беспорядков правительством, но не было предпринято никаких шагов для наказания виновных в насилии или даже для судебного преследования против них. Комиссия Марва создана 19 ноября.84 под председательством Веда Марва, дополнительного комиссара полиции Дели, расследовал конкретную роль полиции во время беспорядков. Однако отчет Комиссии остался безрезультатным после того, как правительство распорядилось передать дела и документы новой Комиссии, созданной в мае 1985 года под руководством судьи Ранганата Мисры, действующего судьи Верховного суда Индии. В конце 1980-х и 1990-х годах правительство создало несколько комиссий без какого-либо существенного продвижения вперед или каких-либо конкретных шагов по восстановлению справедливости.

Политический тупик продолжался и в 2000-х годах, препятствуя принятию каких-либо мер против виновных в беспорядках. Несмотря на неоднократные рекомендации нескольких официальных комитетов, созданных за последние три десятилетия, правительство не предприняло никаких шагов для судебного преследования политических лидеров, непосредственно причастных к подстрекательству толпы к насилию или за их роль в беспорядках. Точно так же со стороны правительства было полное молчание, когда дело дошло до принятия мер против полицейских, обвиненных в их роли и соучастии во время беспорядков. Неоднократные случаи бездействия правительства до сих пор вызывают у многих сикхов чувство несправедливости.

Текущие проблемы

Проблемы, связанные с признанием, влияют на сикхское население Индии: в частности, Конституция Индии объединяет сикхов, наряду с буддистами и джайнами, с индуизмом, и поэтому они не признаны юридически отдельными религиями. Наряду с христианами и мусульманами сикхи также становились объектом межобщинного насилия, хотя и реже. Относительно мало сикхов представлено в высших эшелонах правительства и на государственной службе.

В 2015 году в Пенджабе вспыхнули протесты после обнаружения оскверненных экземпляров Гуру Грант Сахиб, священной книги сикхизма, когда сикхские демонстранты блокировали дороги после того, как двое протестующих были убиты, а другие ранены полицией.

Еще более позитивным и редким примером положительного трансграничного диалога является то, что в ноябре 2019 года сотни индийских сикхов смогли использовать недавно созданный коридор в Пакистан, чтобы совершить паломничество к святыне основателя сикхизма Гуру Нанака.