Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Швеция / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Швеция является членом ООН (с 1946 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.). Является членом ЕС, СЕ, ОБСЕ, ЕБРР, ОЭСР, Интерпола, Северного совета и др.

На протяжении двух столетий Швеция придерживается политики нейтралитета, не вступая в военно-политические блоки.

Основными экономическими и политическими партнёрами Швеции являются Дания, Норвегия и Финляндия, а также Германия и Великобритания. Сотрудничество с США сводится в основном к внешней торговле.

Швеция является одним из инициаторов развития сотрудничества североевропейских стран. Наряду с Данией, Финляндией, Исландией и Норвегией Швеция входит в Северный совет, участвует в Совете министров северных стран. В 1992 году Швеция выступила инициатором создания Совета государств Балтийского моря. Ещё одно объединение, созданное в 1993 году для развития регионального сотрудничества, — Совет Баренцева/Евроарктического региона. Существуют планы участия шведских военных в формировании Европейских сил быстрого реагирования.

Швеция активно участвует в деятельности ООН и её специализированных органов, является сторонником сохранения и увеличения роли ООН в современном мире.

Швеция традиционно отчисляет около 1 % своего ВВП на помощь развивающимся странам.

После распада СССР Швеция стала одним из первых государств, признавших Россию в качестве суверенного государства. Основными направлениями развития двусторонних отношений на нынешнем этапе являются практическое сотрудничество по широкому кругу актуальных вопросов, межведомственные контакты, межрегиональные связи, сотрудничество в области культуры, рост взаимной торговли и инвестиций. Оба государства заинтересованы в укреплении стабильности на Севере Европы, обеспечении экологической безопасности Балтийского и Баренцева регионов.

За последнее десятилетие активизировались контакты двух стран на высшем уровне. В 1997 году состоялся государственный визит в Швецию президента России Б. Н. Ельцина. В 1999 году в России с официальным визитом находился премьер-министр Швеции Й. Перссон. В 2001 году Швецию посетил президент России В. В. Путин. В 2001 году Россию с государственным визитом посетил Король Швеции Карл XVI Густав.

Объем товарооборота между Швецией и Россией в 2008 году составил 8,64 миллиарда долларов США, в том числе экспорт из России — 4,12 миллиарда долларов США, а импорт из Швеции — 4,52 миллиарда долларов США. Швеция занимает 21-е место в числе торговых партнёров России: на её долю приходится около 1,2 % общего российского внешнеторгового оборота.

←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →


не на словах, а на деле. Кейс Швеции – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

политические науки

Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА . ..

УДК 327.7

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА: НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ. КЕЙС ШВЕЦИИ

© 2016

Парфенёнок Николай Леонидович, соискатель Чуков Роман Сергеевич, соискатель

Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. Международные организации переживают не самые лучшие времена: частые упреки в их неэффективности даже в адрес самых авторитетных из организаций не перестают звучать из уст экспертного сообщества и СМИ. Ситуация с различными международными объединениями еще более плачевная: выступления антиглобалистов на любом саммите большой семерки освещается едва ли не ярче, чем сами форумы. Целью данной статьи является определение роли в международных объединениях Королевства Швеции, главного хипстера политической карты мира. Данная статья отмечает высокий уровень участия в международных организациях, при этом почти полное игнорирование форматов сообществ. Исследование начинается с концептуальных рамок различных форматов международных объединений. В статье анализируются стремления Швеции к роли глобального лидера на примере деятельности в ООН, специфика современного партнерства с НАТО, а также участие в региональных организациях и сообществах. В данной статье также рассматривается то, как Швеция самостоятельно берет на себя те обязательства, которые традиционно являются визитной карточкой форматов G7, G20 и т.д., например, роль международного мецената, при этом реализовывая гуманитарные программы не на словах, а на деле.

Ключевые слова: международные организации, международные объединения, Швеция, ООН, НАТО

INTERNATIONAL ORGANISATIONS OR COMMUNITIES: BY DEED, NOT BY WORDS. CASE OF SWEDEN

©2016

Parfenenok Nikolay Leonidovich, applicant Chukov Roman Sergeevich, applicant

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg (Russia)

Abstract. International organizations are witnessing not the best of times: the frequent accusations of inefficiency against even the most powerful of organizations are heard from across the expert community and mass media. In regard with the international communities, they are even in a worse situation. Traditionally the attention is paid higher to the mass-meetings of anti-globalization movements during the every G7 summit than to the summits themselves. The objective of this article is to define the role of Sweden as the country-hipster in the international organizations and communities. The article notes the high level of participation of Sweden in international organizations but ignorance of the international communities. In the beginning, this article sets the conceptual borders for the different international units. The article considers the Swedish ambitions as a global leader on the case of UN participation, modern nature of partnership with the NATO and participation in regional organizations and communities. In addition, the article highlights the role of Sweden in international humanitarian projects even without the participation in such fora as G7 or G20 but with clear impact by deed, not by words.

Key worlds: international organizations, international communities, Sweden, UN, NATO

Теоретические аспекты международных организаций, институтов и интеграционных объединений

Для анализа предмета статьи представляется целесообразным четко утвердить диапазон понимания рассматриваемых терминов: международные форматы и международные организации. Нужно отметить, что существует множество различных взглядов и концепций по интерпретации этих понятий, однако для дальнейшего изучения проблематики роли Швеции в таких международных форматах, как «Группа семи», «Группа двадцати» и в международных организациях (на примере Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического Договора и т.д.) отметим некоторые теоретические моменты.

Анализ различных форм межгосударственного сотрудничества, их организации и функционирования прошел несколько этапов в своем развитии. Как правило, под международными институтами (формальными) понимают международные организации, но в данном исследовании интерес авторов представляют также международные форматы, зародившиеся из практики работы международных конференций, форумов, саммитов, представляющие важную форму международного сотрудничества и имеющие давние традиции.

Введение понятия «международные институты» было осуществлено Дж. Миршаймером, который дал удачное определение институтов как «набора правил, определяющих способы осуществления отношений сотрудничества и конкуренции между государствами»[1]. В данном определении не упоминаются формальные международные организации, ибо функционирование некоторых неформальных международных институтов не связано с ними, а отдельные международные органи-

зации (например, ООН) охватывают не-сколько институтов одновременно.

Хотя международные институты часто и получают формальное выражение в виде международных организаций, государства-члены сообразовывают своё поведение с правилами, лежащими в основе институтов. Исходя из этого, Роберт Кеохэйн определил институты, в рамках которых он выделял формальные организации и неформальные институты, как совокупность устойчивых и взаимосвязанных правил, предписывающих роли акторов и структурирующих их деятельность и ожидания [2]. Таким образом, неформальные международные институты могут рассматриваться как набор сформулированных правил в таком формате, который позволяет строить отношения между вовлеченными в них акторами мировой политики.

Неформальные международные объединения играют весомую роль в оказании финансовой помощи, зачастую являются главным генератором миротворческих усилий и программ обеспечения устойчивого развития человечества, все активнее вовлекаются в решение внутренних проблем суверенных государств наряду с глобальными акторами, подобными Организации Объединенных Наций.

Одним из первых подобных институтов Нового времени можно считать Священный Союз, заключенный между монархами Австрии, Пруссии и России. Подобные политические клубы, например, «Группа семи», «Группа двадцати» и БРИКС на сегодняшний момент в основе своей деятельности имеют решение вопросов актуальной повестки дня мировой политики и экономики.

Некоторые действующие международные структуры прошли свой этап становления через фазу неформаль-

Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич п<°литтесше

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА … науки

ного объединения государств по территориальному признаку или объединяющей интересы стран повестке дня. К таким структурам профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета В.С. Ягья относит, к примеру, Совет Государств Балтийского Моря [3].

Последние события в полной мере указывают на то, что классическая дипломатия, двусторонние контакты между странами зачастую могут являться единственным средством выхода из тупика непреодолимых дипломатических споров в международных форматах. Примером может служить активизация сотрудничества стран на площадке Совета Безопасности Организации Объединенных Наций

Анализируя собственный путь Швеции в части выстраивания отношений с другими государствами, представляется целесообразным обратить внимание на ее отсутствие в международных форматах, имевших существенное влияние в ходе переходного периода становления многополярного мира после распада биполярной системы. Примечательно, что упомянутые форматы в целом и «Группа семи (восьми)» в частности, не имели представительства ни одной из высокоразвитых стран Северной Европы, включая Швецию.

Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что Швеция проводит достаточно активную политику в институционализированных организациях, принципиально отличающихся от «семерки» и «двадцатки» наличием устава, штаб-квартиры и секретариата.

Участие Швеции в деятельности ООН

Начать рассмотрение шведской лояльности международным организациям логичнее всего с ООН. В то время как критика данной организации становится жестче, шведский интерес к ООН лишь растет. Если мы проанализируем твиттер шведского министерства иностранных дел, то мы отметим, что количество тегов #UN и смежных с ними максимален, что весьма показательно для столь нейтральной страны.

В начале 2015 года генеральных секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун назначил шведского дипломата Йоакина Рейтера на позицию заместителя генерального секретаря в Конференции ООН по торговле и Развитию (UNCTAD) [4]. Это второй швед, которых назначается на столь высокую позицию в структуре ООН после заместителя генерального секретаря Яна Элиассона. Глава шведского министерства иностранных дел Маргот Вальстрем отмечает [5], что это «назначение подтверждает не только центральную позицию Швеции в Организации Объединенных Наций, но и огромную важность того, что Швеция делает для ООН».

Другим важным моментом является то, что неоднократно на самом высоком уровне в Швеции подчеркивается особая роль страны в мировой политике. Сегодня Швеция уже не согласна мириться с ролью нейтрального посредника в международных отношениях. Шведский МИД репостит [6] в твиттере Гарвардские исследования, демонстрирующие, что Швеция является самым политически и дипломатически сильным членом секретариата ООН (отдельного упоминания заслуживает факт, что отмечается не «один из самых сильных» а «самый сильный»). Также подчеркивается, что шведская позиция по правам человека должна формировать мировую повестку по данному вопросу.

Особенно важны Шведские амбиции по присутствию в Совете Безопасности ООН. Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции, в чей премьерский срок обсуждались условия интеграции Швеции в Европейский союз в начале девяностых, и кто возглавлял шведский МИД на протяжении восьми лет вплоть до 2014 года, назначен^] совместно с другим бывшим премьер-министром Хансом Перссоном и бывшим генеральным секретарем шведского МИДа Пьером Шори на позиции почетных послов для достижения места для Швеции в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. 94

Карл Бильдт [8] рассматривает Швецию как «гуманитарную сверхдержаву» и подчеркивает важность шведских инициатив для всего международного сообщества. Последний раз Швеция была в Совете Безопасности в 1997-1998 годах, и теперь претендует на место в 20172018 годах.

На этом необходимо отметить иную важную деталь: изменения характера шведской публичной дипломатии. Теперь целью становится не просто пропаганда или распространение информации о Швеции и ее позиции по тем или иным международным вопросам, теперь информационная работа проводится гораздо более сложными инструментами и методами для создания условий для претворения в жизнь шведских моделей в глобальном масштабе. Уже недостаточно печатать флаеры о государстве социального благоденствия или приглашать ученых на очередной симпозиум в Стокгольм. Пора адаптировать мировую политику согласно шведским ценностям, и микрофон в Совете Безопасности ООН явно не будет этому помехой.

Швеция и НАТО: союзники или коллеги

Весьма актуально с учетом реалий сегодняшнего дня рассмотреть участие шведов в военных альянсах. Швеция является членом программы НАТО партнерства ради мира с 1994 года [9]. Эта программа включает (помимо военного сотрудничества) такие сферы партнерства, как планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и ликвидация чрезвычайных ситуаций, сотрудничество по научным и экологическим вопросам. Важно отметить, что даже Россия (которая сегодня имеет ряд разногласий с альянсом по целому ряду глобальных вопросов) по-прежнему является участником данной программы.

Одним из наиболее актуальных вопросов на данный момент является перспектива присоединения Швеции и Финляндии к НАТО. Данный вопрос бурно обсуждается в экспертном сообществе и не покидает страниц газет, и на то есть простое обоснование: Швеция является страной, которая на протяжении вот уже более 200 лет не участвует ни в каких вооруженных конфликтах, и эта страна на сегодняшний день рассматривает возможность интеграции в Североатлантический альянс, что будет воспринято как конец эпохи шведского нейтралитета. Причиной роста пронатовских настроений в шведском обществе является в первую очередь напряженная ситуация на Украине и российская позиция по данному вопросу. Однако, не смотря на всю сложность ситуации, согласно результатам опросов мы видим, что лишь 31% шведов поддерживает интеграцию в альянс (и это цифра уже учитывает рост сторонников интеграции на 9% после присоединения Крыма к Российской Федерации) [10]. В то же время, большинство по-прежнему против интеграции в альянс.

Забавным фактом остается то, что пока СМИ нагнетают обстановку по поводу шансов присоединения Швеции к НАТО, официальный твиттер шведского МИДа за период 1 января — 31 мая 2015 года упомянул альянс лишь дважды, анонсируя визиты общего характера шведской делегации: первый раз упомянул про визит министра иностранных дел Маргот Вольстрем, второй раз про визит шведской парламентской делегации, оба визита были совершены в марта 2015 года [11]. Бесспорно, мы помним одобрение шведским правительством контракта, позволяющего введение натовских оперативных групп на территорию Швеции в сентябре 2014 года, однако мы помним и последовавший вскоре правительственный кризис, и логические корректировки внешнеполитического курса после данного кризиса. Следовательно, можно сделать вывод, что возможность присоединения Швеции к НАТО кажется на сегодняшний день излишне переоцененной. Однако, не стоит забывать про столь любимый Швецией принцип «Ничего личного, только бизнес»: на сегодняшний день Швеция по-прежнему в ТОП-10 стран-экспортеров оружия в мире, среди ее покупателей США, Соединенное АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)

политические науки

Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА …

Королевство, Нидерланды, Пакистан, Индия и страны Латинской Америки [12]. Так что в данном смысле шведский нейтралитет является предметом отдельной дискуссии, причем не только за пределами Швеции, но в ней самой: так шведское мирное арбитражное общество (Swedish Peace and Arbitration Society) отмечает [13] следующие угрозы данного «бизнеса»: способствования разжиганию вооруженных конфликтов и приводит к нарушениям прав человека, бедности и все большей пропасти между развитым и развивающимся миром.

Стокгольм: столица Скандинавии?

Как известно, с 1995 года по результатам референдума Швеция входит в Европейский союз. Рассматривать членство в данной организации не представляется возможным в рамках данной статьи, так как это тема для отдельного и весьма объемного исследования.

Однако, проигнорировать членство в региональных организациях Швеции, разумеется нельзя. Любой пассажир, прилетающий в крупнейший аэропорт Швеции Арландо, видит вывеску: «Добро пожаловать в Стокгольм, в столицу Скандинавии», что неслучайно не только благодаря географическому положению: к примеру, в Стокгольме находится штаб-квартира Совета государств балтийского моря, объединяющий 12 стран-членов региона. Кроме того, Швеция входит в такие региональные организации как Северный Совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона. Что касается примеров шведского участия в региональных сообществах, можно отметить разве что Арктический форум, и то его формат может быть темой отдельной дискуссией в виду наличия у него секретариата.

Швеция и гуманитарная миссия: нет штампа = нет отношений

Традиционно одной из ключевых обсуждений форумов формата G7, G20 становится гуманитарная поддержка наименее развитых стран. Швеция в данной сфере своего рода передовик: программа помощи странам третьего мира существует с 50ых годов Первоначально данная программа лежала на Шведском Институте, однако, с увеличением ее масштабов в начале шестидесятых был создан Совет международной помощи, который в дальнейшем превратился в государственное учреждение под название Шведское агентство международной помощи.

По сей день Швеция известная во всем мире как финансовый донор для стран третьего мира. Согласно проекту тысячелетия ООН «цель 0,7 (target 0,7)» [14], каждая развитая страна должна перечислять 0,7% своего ВВП в официальный фонд поддержки развития. Очевиден факт, что далеко не каждая страна достигла данного показателя, так процент помощи Соединенного Королевства составляет 0,48% от ВВП, Соединенных Штатов 0,22%, Италии 0,29%, Германии 0,35%, Японии 0,28% от ВВП. Согласно последним отчета Организации Экономического Сотрудничества и Развитии, Швеция демонстрирует традиционный рост своих пожертвований: впервые превысив в 2006 году 1% ВВП на пожертвования, Швеция продолжает все более увеличивать свой вклад в развитие стран третьего мира.

Пожалуй, самым актуальным вопросом на сегодня может быть остается ли Швеция одним из главных мировых доноров либо Шведские демократы, которые так яростно выступали за сокращения данных растрат бюджета в ходе предвыборной гонки, все-таки повлияли на парламент и убедили их скорректировать политику пожертвований. Однако, достаточно открыть твит-тер шведского министерства иностранных дел, чтобы увидеть, что 15% твиттов посвящены именно этой деятельности, и понять, что правительственный кризис в Швеции не изменил сложившийся десятилетиями проект по поддержке стран третьего мира, это по-прежнему один из наиболее используемых шведских инструментов дипломатии.

На основе проведенного исследования можно сде-

лать вывод, что Швеция крайне скептически относится к формату международных сообществ, таких как G-20, предпочитая, если и участвовать, то в институционально оформленных международных организациях, руководствуясь принципом «нет штампа — нет отношений»; при этом основной мотивацией к участию в них являются амбиции не только на роль регионального лидера, но и глобального. В подтверждение данного тезиса в первую очередь рассматривается возрастающая роль Швеции в ООН. Данная тенденция особенно показательна в виду неопределенности будущего форматов интеграционных объединений, таких как G7, G20, БРИКС и тд; как мы видим, Королевство Швеции предпочитает действовать на деле, а не на словах. Также необходимо отметить, что Швеция активно участвует в гуманитарных программах, которые зачастую и доминируют в повестке саммитов семерок-двадцаток, и эффективность ее самостоятельных действий не вызывает сомнений. Что касается интеграции в военные альянсы, то, несмотря на всю трудность политической ситуации в регионе, да и в мире в целом, Швеция идет по пути ничего не обязывающего партнерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Mearsheimer J.J. The false promise of international institutions // International Security. 1994/95. Vol. 19. № 3. P.5-49

2. Keohane R. O. Neoliberal institutionalism: A perspective on world politics // Keohane R.O. (ed.). International Institutions and State Power: Essays in International Relations Theory. Boulder, 1989. P. 163.

3. Ягья В.С. Из истории создания Совета государств Балтийского моря // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия философии, права, международных отношений. 1999. Вып. 3, 4. С.25

4. Швед на высоком посту в ООН // Sverige radio 9.01.2015 [Электронный ресурс] URL: http://sverigesra-dio. se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6063291 [дата обращения: 1 февраля 2016]

5. там же

6. Пост в официальным твиттере Шведского МИДа [Электронный ресурс] URL: https://twitter.com/swedense/ status/541900373603385344 [дата обращения: 1 февраля 2016]

7. Продвигать Швецию в Совбез ООН // Sverige radio 30.03.2015 [Электронный ресурс] URL: http://sverigesra-dio. se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6129774 [дата обращения: 1 февраля 2016]

8. Bildt Carl Sweden in crisis // Project syndicate 8.12.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.proj-ect-syndicate.org/commentary/swedish-democrats-govern-ment-collapse-by-carl-bildt-2014-12 [дата обращения: 1 февраля 2016]

9. The Partnership for Peace programme // NATO [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/cps/en/ SID-0C6B5A67-DCEE298C/natolive/topics_50349.htm [дата обращения: 1 февраля 2016]

10. Von Suvi Turtiainen Wir wollen draußen bleiben // Die Welt 04.11.2014

11. Пост в официальным твиттере Шведского МИДа [Электронный ресурс] URL: https://tweetter.com/ AmbHMalmqvist/status/577483517518594048 [дата обращения: 1 февраля 2016]

12. Bromley Mark, Wezeman Siemon Current trends in the international arms trade and implications for Sweden // Sipri 2013

13. presentation of annual report 2014 // svenska freds [Электронный ресурс] URL: http://www.svenskafreds.se/ sites/default/files/vapenexport_eng_0.pdf [дата обращения: 1 февраля 2016]

14. UN millennium project // UN [Электронный ресурс] URL: http://www.unmillenniumproject.org/press/07. htm [дата обращения: 1 февраля 2016]

Швеция — Международные миссии

После Второй мировой войны Швеция стала членом Организации Объединенных Наций (ООН). В 1949 г. Швеция присоединилась к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а в 1959 г. вступила в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Хотя Швеция активно участвовала в этих и других подобных экономических организациях, страна не хотела вступать в какие-либо союзы или организации, имеющие военное значение; например, когда Норвегия и Дания присоединились к Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1949, Швеция не последовала их примеру. В начале 1970-х годов, когда другие страны ЕАСТ присоединились к Европейскому сообществу (ЕС), Швеция осталась независимой, решив вместо этого просто стать участником соглашения о свободной торговле.

После распада Советского Союза возможностей для европейской интеграции было предостаточно. Швеция, в свою очередь, стала более охотно участвовать в наднациональных организациях. Швеция присоединилась к Европейскому союзу (ЕС) в 1995 году, хотя давняя политика страны по неучастию в военных союзах осталась неизменной (за исключением Северной боевой группы ЕС).

Несмотря на эту политику военного неприсоединения, Швеция принимала активное участие в различных военных операциях, санкционированных ООН. Швеция является активным членом «Партнерства ради мира» (PFP), международной организации по сотрудничеству в военных вопросах и вопросах безопасности, уделяющей особое внимание операциям по поддержанию мира. Благодаря членству в PFP Швеция участвовала в операциях НАТО в Косово и Афганистане и сотрудничает с вооруженными силами других стран в ряде миссий по оказанию помощи и поддержанию мира.

Швеция недавно стала участником Северной боевой группы ЕС (NBG) вместе с Норвегией, Финляндией и Эстонией. Швеция является рамочной нацией и, как таковая, будет координировать объединенные силы боевой группы. Конечной целью NBG являются совместные вооруженные силы, которые могут быть готовы к развертыванию в течение 10 дней, в основном для миротворческих операций. Швеция является крупнейшим поставщиком войск и техники. Разработка NBG все еще продолжается, с целью завершения и готовности к 2008 г.

Акцент на международных миссиях и возможности развертывания остается первостепенным для шведских вооруженных сил. Это международное обязательство в основном проявляется в двух формах: Международные силы и Северная боевая группа. Международные силы — это собирательный термин для контингента численностью около 1000 человек, члены которого участвуют во множестве операций по поддержанию мира в основном под эгидой ООН, ЕС или НАТО. Развертывание Международных сил включает корвет ВМС Швеции у побережья Ливана в составе Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ), контингент численностью 400 человек в Косово в составе Сил для Косово (СДК) и 250-человек контингент, входящий в состав Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане.

Северная боевая группа входит в состав сил быстрого реагирования ЕС по поддержанию мира, готовых к выполнению задач в радиусе 6000 км от Брюсселя, и находилась в состоянии готовности с 1 января по 30 июня 2008 г. Северная боевая группа постепенно увеличилась в размерах и теперь насчитывает около 2500 человек, из которых Швеция предоставляет 2100 человек, Финляндия 200, Норвегия 150, Эстония 50 и Ирландия 50. Швеция является рамочной нацией, то есть главным координатором Северной боевой группы. Подготовка к боевой группе Nordic была основным направлением реорганизации и оснащения шведских вооруженных сил в последние годы.

Для того, чтобы удовлетворить требования боевой группы Северных стран по развертыванию, стратегические воздушные перевозки являются важным активом. Швеция рассматривала возможность закупки двух самолетов C-17, но вместо этого новое правительство решило, что Швеция станет членом Консорциума стратегических воздушных перевозок НАТО (SAC), планируя закупить 600 летных часов C-17 в 2008 г.

Еще одна проблема, которая находится в процессе решения, — это доступ Швеции к сети передачи данных Link 16, используемой НАТО. Швеция, не являющаяся членом НАТО, не имеет полного доступа к сети, что ограничивает возможности шведских военных проводить операции совместно с силами НАТО. Швеция имеет доступ к обмену материально-технической поддержкой, поставками и услугами в операциях по поддержанию мира.

В октябре 2004 года был подписан Меморандум о соглашении в области связи и информационной безопасности, который послужил основой для предоставления Швеции полного доступа к Link 16. Доступ к сети значительно улучшит взаимодействие Швеции с вооруженными силами других стран и поможет обороне. торговли, так как оборонные компании смогут привести новые и существующие системы в соответствие со стандартами НАТО.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Правительство представило в Риксдаг законопроект о членстве Швеции в НАТО

Статья Министерства иностранных дел

Опубликовано

Правительственный законопроект является важным шагом на пути к членству в НАТО.

Для вступления Швеции в НАТО требуется одобрение риксдага.

«Правительственный законопроект о членстве Швеции в НАТО — это историческое событие и важный шаг на пути к членству, — говорит министр иностранных дел Тобиас Бильстрём.

Когда 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, это коренным образом изменило обстановку безопасности в Швеции и Европе.

«Мы находимся в самой серьезной ситуации с безопасностью со времен Второй мировой войны. Стать членом НАТО — лучший способ обеспечить безопасность Швеции и в духе солидарности внести свой вклад в укрепление безопасности всего евроатлантического региона. Таким образом, Швеция подала заявку на членство в НАТО при широкой парламентской поддержке», — говорит г-н Биллстрём.

Вступив в НАТО, Швеция становится участником Североатлантического договора, что требует одобрения риксдага. Ожидается, что в качестве члена Швеция присоединится к соглашению о статусе сил, регулирующему привилегии и иммунитеты для НАТО и некоторых конкретных категорий персонала.

Это соглашение о статусе сил требует внесения поправок в законодательство, прежде чем его можно будет включить в шведское законодательство.

НАТО является межправительственной организацией, члены которой несут совместную ответственность за коллективную оборону в целях поддержания мира и безопасности. В качестве члена Швеция будет способствовать безопасности НАТО в целом в духе солидарности. Швеция также будет нести обязательства по коллективной обороне, возложенные на членов.

Перед принятием законопроекта правительство распространило для комментариев меморандум о членстве Швеции в НАТО (Ds 2022:24). Соответствующие органы и широкая общественность имели возможность прокомментировать предложения и оценки, представленные в меморандуме.

Швеция может стать членом после того, как все государства-члены одобрят ее Протокол о присоединении. Требуется одобрение риксдага, прежде чем правительство сможет принять решение о вступлении в НАТО. Это одобрение получено посредством законопроекта, который сейчас принят. Как только документ о присоединении Швеции будет сдан на хранение в соответствии с положениями Североатлантического договора, Швеция станет членом.

«Наше будущее членство в НАТО означает новую идентичность Швеции во внешней политике и политике безопасности. В качестве члена Швеция выполнит свои обязательства по Североатлантическому договору и перед всеми союзниками. Швеция будет союзником, на которого можно положиться», — говорит г-н Биллстрём.

Короткие пути

  • Пресс-релиз: Правительство представило в Риксдаг законопроект о членстве Швеции в НАТО
  • Швеция и НАТО

История Швеции и НАТО

Швеция сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) с 1994. В 1997 году Швеция стала членом Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). В связи с саммитом НАТО в Уэльсе в 2014 году Швеция получила статус партнера с расширенными возможностями (EOP). С 5 июля 2022 года и до тех пор, пока Швеция не станет членом НАТО, Швеция имеет статус приглашенного.