Содержание

Ученые выяснили, почему шумерская цивилизация внезапно исчезла

https://ria.ru/20181224/1548604024.html

Ученые выяснили, почему шумерская цивилизация внезапно исчезла

Ученые выяснили, почему шумерская цивилизация внезапно исчезла — РИА Новости, 24.12.2018

Ученые выяснили, почему шумерская цивилизация внезапно исчезла

Аккадская империя, первое единое шумерское государство, внезапно распалась и прекратила свое существование 4200 лет назад из-за мощнейшей засухи и пылевых бурь, РИА Новости, 24.12.2018

2018-12-24T23:00

2018-12-24T23:00

2018-12-24T23:00

наука

история

климат

засухи

цивилизации

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154860/53/1548605395_0:395:2048:1547_1920x0_80_0_0_25b60d8c96bc2d42883e91c764d095d6.jpg

МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Аккадская империя, первое единое шумерское государство, внезапно распалась и прекратила свое существование 4200 лет назад из-за мощнейшей засухи и пылевых бурь, лишивших ее города всех запасов воды. К такому выводу пришли климатологи, опубликовавшие статью в журнале PNAS.Шумерская Месопотамия, наряду с Древним Египтом и городами-государствами в долине реки Инд, претендует на звание одной из трех древнейших цивилизаций Земли. Она появилась примерно шесть тысяч лет назад в виде большого сообщества городов-государств, торговавших и враждовавших друг с другом.Примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры легендарный Саргон Великий завоевал все шумерские «полисы» и объединил их в Аккадскую империю, создав свод законов, всеобщие правила торговли и другие неотъемлемые черты современной цивилизации. Несмотря на то, что она считалась одной из самых сильных «сверхдержав» своего времени, она распалась менее чем через 200 лет после образования, а ее столица, Аккад, бесследно исчезла.Причины этого распада оставались предметом споров среди историков. Часть исследователей считала, что старая знать городов-государств Месопотамии была недовольна централизацией власти и активно боролась с Саргоном и его потомками. Другие связывают ее падение с вторжением кочевников-гутиев, чьи набеги опустошали страну и подрывали авторитет царя.Недавно некоторые историки, а также климатологи и геологи, начали говорить о том, что в коллапсе Шумерской цивилизации был виноват не человек, а климат. Дело в том, что раскопки в соседней Сирии показывают, что примерно в 2200 году до нашей эры на Ближнем Востоке началась сильнейшая засуха, фактически уничтожившая все крупные города в регионе.Кэролин и ее коллеги нашли первые непротиворечивые свидетельства того, что это было так на самом деле, изучая сталактиты, формировавшиеся на протяжении последних пяти тысяч лет в пещере Голь-и-Зард, расположенной неподалеку от города Демавенда на севере Ирана.Эти каменные наросты состоят из своеобразных «годичных колец», чья толщина, химический и изотопный состав напрямую отражают то, как много воды попадало в пещеру в разные эпохи их формирования. Соответственно, их можно использовать как своеобразную климатическую «летопись», отражающую колебания температур и уровня осадков на протяжении очень долгого времени. Голь-и-Зард, в свою очередь, находилась неподалеку от северных регионов Аккадской империи, и получала примерно тот же уровень осадков, что и владения наследников Саргона. Это позволило ученым очень точно реконструировать климат эпохи ее падения.Как оказалось, первую сверхдержаву Месопотамии действительно погубил климат — примерно 4,26 тысячи лет назад рост сталактитов резко замедлился, что свидетельствует о внезапном и резком уменьшении уровня осадков. Эта засуха продлилась более трех сотен лет, что совпадает по времени с началом эры возрождения Месопотамии и появления Вавилонии.Параллельно ученые зафиксировали аналогичный рост в долях магния и кальция в «годичных кольцах». Это говорит о начале мощнейших пылевых бурь, приносивших в пещеру огромные массы песка. Подобные катаклизмы должны были ускорить гибель Аккадской цивилизации, лишив ее земледельцев возможности нормально выращивать урожай даже при наличии водных резервуаров и систем орошения.Что интересно, аналогичная засуха и пылевые бури происходили в истории Месопотамии и раньше, примерно 4,5 тысячи лет назад. Они продолжались не так долго, всего около столетия, но они могли ослабить города-государства и проложить дорогу для империи Саргона, которая погибнет под их ударами в следующий «сезон пыльных бурь», заключают климатологи.

https://ria.ru/20171017/1507023746.html

https://ria.ru/20151107/1315098681.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154860/53/1548605395_0:370:2048:1906_1920x0_80_0_0_7ff1593a40137596c4bc071900aa1e4d.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

история, климат, засухи, цивилизации

Наука, история, Климат, засухи, цивилизации

МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Аккадская империя, первое единое шумерское государство, внезапно распалась и прекратила свое существование 4200 лет назад из-за мощнейшей засухи и пылевых бурь, лишивших ее города всех запасов воды. К такому выводу пришли климатологи, опубликовавшие статью в журнале PNAS.

«Мы давно подозревали, что в это время произошло климатическая катастрофа, одновременно погубившая не только шумеров, но и древнеиндийскую и египетскую цивилизации. Доказательств этого, помимо некоторых противоречивых находок на берегу Красного моря и Оманского залива, у нас не было», — пишут Стэйси Кэролин (Stacy Carolin) из Оксфордского университета (Великобритания) и ее коллеги.

Шумерская Месопотамия, наряду с Древним Египтом и городами-государствами в долине реки Инд, претендует на звание одной из трех древнейших цивилизаций Земли. Она появилась примерно шесть тысяч лет назад в виде большого сообщества городов-государств, торговавших и враждовавших друг с другом.

Примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры легендарный Саргон Великий завоевал все шумерские «полисы» и объединил их в Аккадскую империю, создав свод законов, всеобщие правила торговли и другие неотъемлемые черты современной цивилизации. Несмотря на то, что она считалась одной из самых сильных «сверхдержав» своего времени, она распалась менее чем через 200 лет после образования, а ее столица, Аккад, бесследно исчезла.

Причины этого распада оставались предметом споров среди историков. Часть исследователей считала, что старая знать городов-государств Месопотамии была недовольна централизацией власти и активно боролась с Саргоном и его потомками. Другие связывают ее падение с вторжением кочевников-гутиев, чьи набеги опустошали страну и подрывали авторитет царя.

17 октября 2017, 18:06Наука

Вулканы могли погубить Древний Египет времен Клеопатры, заявляют ученые

Недавно некоторые историки, а также климатологи и геологи, начали говорить о том, что в коллапсе Шумерской цивилизации был виноват не человек, а климат. Дело в том, что раскопки в соседней Сирии показывают, что примерно в 2200 году до нашей эры на Ближнем Востоке началась сильнейшая засуха, фактически уничтожившая все крупные города в регионе.

Кэролин и ее коллеги нашли первые непротиворечивые свидетельства того, что это было так на самом деле, изучая сталактиты, формировавшиеся на протяжении последних пяти тысяч лет в пещере Голь-и-Зард, расположенной неподалеку от города Демавенда на севере Ирана.

Эти каменные наросты состоят из своеобразных «годичных колец», чья толщина, химический и изотопный состав напрямую отражают то, как много воды попадало в пещеру в разные эпохи их формирования. Соответственно, их можно использовать как своеобразную климатическую «летопись», отражающую колебания температур и уровня осадков на протяжении очень долгого времени.

Голь-и-Зард, в свою очередь, находилась неподалеку от северных регионов Аккадской империи, и получала примерно тот же уровень осадков, что и владения наследников Саргона. Это позволило ученым очень точно реконструировать климат эпохи ее падения.

7 ноября 2015, 08:08Наука

Геологи нашли «великий потоп и засуху» в истории средневековой ЕвропыНеобычный атлас, описывающий изменения в уровне осадков в Старом Свете в последние две тысячи лет, помог ученым выяснить, что «великий голод» 1315-1317 годов в Европе в целом был порожден «великим потопом», а текущий конфликт в Сирии – засухой 2006-2010 годов.

Как оказалось, первую сверхдержаву Месопотамии действительно погубил климат — примерно 4,26 тысячи лет назад рост сталактитов резко замедлился, что свидетельствует о внезапном и резком уменьшении уровня осадков. Эта засуха продлилась более трех сотен лет, что совпадает по времени с началом эры возрождения Месопотамии и появления Вавилонии.

Параллельно ученые зафиксировали аналогичный рост в долях магния и кальция в «годичных кольцах». Это говорит о начале мощнейших пылевых бурь, приносивших в пещеру огромные массы песка. Подобные катаклизмы должны были ускорить гибель Аккадской цивилизации, лишив ее земледельцев возможности нормально выращивать урожай даже при наличии водных резервуаров и систем орошения.

Что интересно, аналогичная засуха и пылевые бури происходили в истории Месопотамии и раньше, примерно 4,5 тысячи лет назад. Они продолжались не так долго, всего около столетия, но они могли ослабить города-государства и проложить дорогу для империи Саргона, которая погибнет под их ударами в следующий «сезон пыльных бурь», заключают климатологи.

Пропаганда на глиняных табличках: образ врага в Древней Месопотамии и параллели с Украиной

Почему именно Месопотамия? Одно из удовольствий пытливого ума — искать и находить истоки, прототипы, матрицы современных явлений. Меняются технологии, политические режимы, уходят в небытие целые цивилизации, меняются привычки людей, мода лихо отплясывает краковяк, меняя маски на глазах, но некая сердцевина остается той же. Психология масс, правящих классов, методы донесения нужной информации в соответствующей своему времени форме.

Ученые спорят, какую цивилизацию считать матерью всех цивилизаций, и сходятся во мнении, что Месопотамская, Хараппская и Египетская образуют некий базис.

Мы остановимся на Месопотамской, которая сама по себе — пестрая мозаика с бесконечно сменяющими друг друга династиями, войнами, восстаниями, религиозными реформами, государственными системами. Географически Месопотамия (Междуречье) — это территория современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат. В периодизации выделяют последовательно сменившие друг друга государства Шумер, Аккад, Вавилон (Старовавилонское и Нововавилонское царства), Ассирию, Ахеменидский Иран. Нас интересуют первые три, сконцентрируемся же на Аккаде и переходном к Вавилону периоде. Это, условно говоря, 3 тысячелетие — XX век до нашей эры. Не вольности ради, а удобства для, просто представьте себе, что мы переносимся в «минус XXI век».

Тогда прогресс зиждился на ритуально-обрядовых практиках, а не на рацио. Но он принес человечеству многие привычные для нас вещи. Десятеричную и шестидесятеричную систему счисления, которую мы используем, чтобы определять время. Каталоги, без которых сегодня немыслима ни бюрократия, ни торговля, ни бухучет, ни реклама, ни программирование, ни Интернет.

Современный календарь с его делением года на 12 частей, а недели на 7, зачатки астрономии — все это изобретения шумеров и аккадцев.

Колесо, кстати, тоже придумано в Месопотамии, изобрел его гончар, и изначально это была игрушка, безделица. Без этой безделицы сегодня не поедет машина, танк, поезд, без него не запустишь производство, не помелешь муку. Принципиально важно изобретение клинописи. Это первая система кодировки информации, еще до иероглифов и отпочковавшегося от них прототипа современного алфавита.

Если до этого сведения передавались исключительно изустно, то далее они в некотором смысле получили власть над временем. Человек живет в среднем 70 лет, преемственность между индуктором и перципиентом (реципиентом) — тем, кто передает и тем, кто принимает информацию, может прерываться. Войны, эпидемии, природные катаклизмы, массовый голод, резкая смена климата — способов стереть информацию великое множество. Но клинопись дала надежду. В XVIII-XIX веке месопотамские глиняные таблички начали расшифровывать, и обнаружили там массу интересного. Ну, во-первых, что многие библейские легенды — пересказ более древних месопотамских преданий. Во-вторых — Кодекс Хаммурапи, первый систематизированный свод законов. В-третьих, и тут мы подходим к тому, что нас интересует, политическая и военная пропаганда.

Дешифровщики обнаружили, что в клинописных надписях III тысячелетия до нашей эры от имени правителя города Урук детально рассказывается, как его враги из племени гутеев (гутиев, кутиев) умыкали жен у мужей, отнимали детей у матерей и оставляли после себя разоренные земли и опустошенные жилища.

«Жалящей змеей гор, что подняла руку против богов, что отняла право царствования Шумера в [чужеземную] страну, что наполнила Шумер враждой, что оторвала жену от того, кто имел жену, что оторвала дитя у того, кто имел дитя, [и] предала Страну вражде и раздорам».

Одна из первых месопотамских деспотий — государство Аккад. Первое централизованное образование на территории Месопотамии, создавшее государственную матрицу в том числе для Вавилона.

По мнению некоторых ученых, это вообще первая империя. Любая империя проходит через фазы зарождения, развития, пика возможностей и упадка. К моменту ослабления Аккада, примерно XXIII век до н. э., на его территорию вторглись гутеи. В конце концов верховный вождь гутеев Эрридупизир разбил четвертого аккадского царя Нарам-Сина и сумел завладеть городом Ниппур, приняв царский титул. Государственный переворот. Аккадцы так просто не сдались — затянувшееся противостояние залило кровью Месопотамию, забросало обломками дворцов и храмов, но в конечном счете гутеи укрепились на захваченной территории, установили свои порядки. Об этом сохранились исторические хроники, в которых описываются многочисленные бедствия осажденных территорий. И «богов в плен увезли», и каналы с арыками (основа экономики того времени) пришли в упадок из-за оккупантов-гутеев, и Тигр обмелел, и поля не давали всходов. Вроде как земля взбунтовалась против захватчиков, и не желала плодоносить. Правда в том, что мы никогда не узнаем, кто на самом деле прав, а кто виноват. Гутеи были сильными воинами, но создать государственный аппарат, который мог бы заменить аккадский, не смогли. Информации о них осталось мало, и чуть ниже я расскажу, почему.

Согласно уцелевшим данным, а точнее — свидетельствам правителя Гудеа, гутеи хотели защитить сирот и вдов, слабых и угнетенных от произвола сильных мира сего. Но в 2109 году до н. э. царь Урука Утухенгаль свергнул последнего царя гутеев Тиригана. И хотя гутеи еще некоторое время пытались взять реванш, их время ушло. Согласно иудейской традиции, библейских самаритян (см. притчу о добром Самаритянине) иногда называют гутеями (гутиями), их пытались родственно связать с индоевропейцами, но они остаются одной из загадок истории.

Утухенгаль восстановил Шумеро-Аккадское царство, и первое, что он сделал, вступив на трон — стер большинство упоминаний о гутеях из исторических хроник, в том числе, возможно, какие-то их созидательные инициативы. Официальной точкой зрения стало, что гутеи — «Поведением — люди, да разуменьем — собаки. Обликом же — сущие обезьяны». Интересно, конечно, как «сущие обезьяны» продержались у власти 91 год, сменив 20 правителей.

То есть, конечно, до нас дошла именно официальная пропаганда Шумеро-Аккадского государства. При этом умалчивалось, что незадолго до нашествия гутеев Аккадское царство раздирали междоусобицы, гражданские войны, произвол правящего класса, многочисленные восстания. То есть гутеи просто добили то, что готово было и так развалиться. Анализ официальных источников, сопоставление их с другими данными, позволили доказать, что правители Шумеро-Аккадского государства зачастую придумывали себе победы, сгущали краски в описании врага. Результат налицо: солдаты, имея перед глазами такой образ врага, лучше воевали, чаще жертвовали собой.

Шумеро-Аккадская пропаганда была искусна — к описанию злодеяний гутеев привлекли лучших поэтов своего времени, которые быстро освоили основы пиара.

В красках расписывали, как гутеи убивали детей, жгли города, оскверняли храмы, отравляли посевы, разрушали каналы. Полководцы и солдаты из кожи вон вылезут, лишь бы таких «варваров» изгнать со своей земли.

Сегодня киевская пропаганда пишет примерно то же самое об Армии России, что, к счастью, быстро опровергается фактами.

Сколько можно напоминать, что Россия не воюет с мирными гражданами, и нацелена только на ВСУ и военную инфраструктуру Украины. Задача спецоперации — навести порядок, а не создать хаос. Предыдущие послемайданные восемь лет — вот настоящий хаос.

Сегодня, в эпоху информационного противостояния, очень важно сохранить правду. Мы знаем, что она многолика, что правда у каждого своя, и так далее. Но когда украинская власть на наших глазах вымарывает из собственной истории упоминания о выдающихся воинах, писателях, ученых, освободителях, которые хоть как-то связаны с СССР и Россией, это возлагает на плечи историков, в том числе — на украинских, кто еще не утратил способность мыслить, большую ответственность по сохранению наследия. И мы напоминаем, что спецоперация призвана демилитаризировать и денацифицировать Украину, но уж никак не стереть ее историю. Мы знаем, что Россия и Украина много веков шли рука об руку, строили общую историю, и из песни слов не выкинешь, к тому же там много выдающихся деятелей. Основатель Киева Кий, князь Аскольд, принесший первые семена христианства на Русь, гетман Богдан Хмельницкий, освободивший Украину от литовско-поляцкого гнета, уникальный философ Григорий Сковорода, адаптировавший учения Сенеки и Марка Аврелия к нашему менталителу, генерал-полковник Михаил Кирпонос и другие.

В заключение следует предупредить. Нужно избегать прямых аналогий. Ни гутеи, ни аккадцы ничего общего не имеют ни с русскими, ни с украинцами. Идентична пропаганда, точнее ее средства. Это очернение образа противника, создание фейков, уничтожение данных, неудобных для власти. Если бы о гутеях сохранилось чуть больше, мы бы смогли сами решить, кто там лютовал больше — они или аккадцы, а так мы имеем на руках официальную версию Шумеро-Аккадского государства. Государственная матрица, созданная в Аккадском царстве, станет основой для Вавилона и Ассирии, а методы пропаганды, разработанные в то же время, будут усовершенствованы при правителях последующих поколений, включая царя Ашшурбанипала.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.

Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976).
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003).
Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).

Шумер | это… Что такое Шумер?

Координаты: 33°03′00″ с. ш. 44°18′00″ в. д. / 33.05° с. ш. 44.3° в. д. (G) (O)33.05, 44.3

Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э.

Содержание

  • 1 Шумеры
    • 1.1 Язык
    • 1.2 Письменность
  • 2 История
    • 2. 1 I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)
    • 2.2 II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)
    • 2.3 III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)
  • 3 Культура
    • 3.1 Искусство
      • 3.1.1 Архитектура
      • 3.1.2 Литература
    • 3.2 Костюм
    • 3.3 Религия
  • 4 Правители
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Шумеры

Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.

Язык

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.

Письменность

Основная статья: Шумерская письменность

В основе Шумерской письменности лежат пиктограммы. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.

В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе­нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло­гограммы начинают применяться как силлабограммы.

История

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе[источник не указан 138 дней]. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, однако гор на этом острове нет.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших «до потопа», и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список». Кроме Эреду, в качестве «допотопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)

В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:

Древнее Междуречье

  1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
  2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города, расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр.
    Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.
  4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
  10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  12. Ларак (город). Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере — Киш, господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге — поочерёдно Ур и Урук. Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)

Поражение Аги под стенами Урука вызвало, как кажется, нашествие эламитов, покорённых его отцом. Кишская традиция помещает после I династии Киша династию эламского города Авана, которая, очевидно, установила свою гегемонию, помимо Элама, и в северной части Двуречья. Та часть «списка», где следовало бы ожидать имена царей династии Авана, повреждена, но возможно, что одним из этих царей был Месалим.

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя — лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке, в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями — военными или другими.

III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению.

В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:

  • Вавилон (ныне ряд городищ у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
  • Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
  • Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
  • Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
  • Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

Новые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по-шумерски «граница», скорее всего, граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб), некоторые номы и города, упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода, не поддаются локализации.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья, предпринятый из города Мари. Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь, сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей — восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники — аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера — городах Кише и Акше.

Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга — лугалями Ура.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Культура

Клинописная табличка

Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Искусство

Основная статья: Шумерское искусство

Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.  э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.[1]

Литература

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге.

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш», а также серия табличек «Урра-Хубуллу» (что по-шумерски и по-аккадски соответственно означает «долг» или «процентный заем»[2]), являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг[3].

Костюм

Основная статья: Костюм Древней Месопотамии

Религия

Основная статья: Шумеро-аккадская мифология

Шумерская богиня

Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из которых известна как «Великие Боги», состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

  • эн — жреческая власть
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как и шумеры без богов.

Правители

  • Список царей Шумера

Примечания

  1. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2001.
  2. Журнал «Вокруг света» Открытие Зодиака.2006.
  3. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроникиЭлектронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Минск, 2007.

Литература

  • Ascalone, Enrico. 2007. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1). Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-25266-7 (paperback).
  • Bottéro, Jean, André Finet, Bertrand Lafont, and George Roux. 2001. Everyday Life in Ancient Mesopotamia. Edingurgh: Edinburgh University Press, Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  • Crawford, Harriet E. W. 2004. Sumer and the Sumerians. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Leick, Gwendolyn. 2002. Mesopotamia: Invention of the City. London and New York: Penguin.
  • Lloyd, Seton. 1978. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest. London: Thames and Hudson.
  • Nemet-Nejat, Karen Rhea. 1998. Daily Life in Ancient Mesopotamia. London and Westport, Conn.: Greenwood Press.
  • Kramer, Samuel Noah The Sumerians: Their History, Culture and Character. — University of Chicago Press, 1963. — ISBN 0-226-45238-7
  • Kramer, Samuel Noah. Sumerian Mythology: A Study of Spiritual and Literary Achievement in the Third Millennium BC.
    • Сэмюэл Н. Крамер. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве. — М.: Издательство «Наука», 1965. — 256 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 16 000 экз.
    • Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А. В. Милосердовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. — 384 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7 000 экз. — ISBN 5-9524-0160-0
  • Roux, Georges. 1992. Ancient Iraq, 560 pages. London: Penguin (earlier printings may have different pagination: 1966, 480 pages, Pelican; 1964, 431 pages, London: Allen and Urwin).
  • Schomp, Virginia. Ancient Mesopotamia: The Sumerians, Babylonians, And Assyrians.
  • Sumer: Cities of Eden (Timelife Lost Civilizations). Alexandria, VA: Time-Life Books, 1993 (hardcover, ISBN 0-8094-9887-1).
  • Woolley, C. Leonard. 1929. The Sumerians. Oxford: Clarendon Press.

Ссылки

  • Ancient Sumer History — The History of the Ancient Near East Electronic Compendium
  • Iraq’s Ancient Past — Penn Museum
  • Дьяконов И. М.: О площади и составе населения шумерского «города-государства». «Вестник древней истории». 1950. 2. С. 77—93.
Geography
  • Map of The Fertile Crescent
  • The History Files Ancient Mesopotamia
Language
  • Sumerian Language Page, perhaps the oldest Sumerian website on the web (it dates back to 1996), features compiled lexicon, detailed FAQ, extensive links, and so on.
  • ETCSL: The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature has complete translations of more than 400 Sumerian literary texts.
  • PSD: The Pennsylvania Sumerian Dictionary, while still in its initial stages, can be searched on-line, from August 2004.
  • CDLI: Cuneiform Digital Library Initiative a large corpus of Sumerian texts in transliteration, largely from the Early Dynastic and Ur III periods, accessible with images.

Шумеры — Энциклопедия Всемирной Истории

Шумеры были народом южной Месопотамии, чья цивилизация процветала между c. 4100-1750 гг. до н.э. Их название происходит от региона, который часто — и неправильно — называют «страной». Однако Шумер никогда не был сплоченным политическим образованием, а был регионом городов-государств, у каждого из которых был свой царь.

Шумер был южным аналогом северного региона Аккада, народ которого дал Шумеру свое название, означающее «земля цивилизованных царей». Сами шумеры называли свой регион просто «землей» или «землей черноголовых людей».

Удалить рекламу

Реклама

Шумеры были ответственны за многие из наиболее важных инноваций, изобретений и концепций, которые в наши дни считаются само собой разумеющимися. По сути, они «изобрели» время, разделив день и ночь на 12-часовые периоды, часы на 60 минут и минуты на 60 секунд. Другие их нововведения и изобретения включают первые школы, самую раннюю версию рассказа о Великом потопе и других библейских повествований, древнейший героический эпос, правительственную бюрократию, монументальную архитектуру и методы орошения.

После возвышения амореев в Месопотамии и нашествия эламитов Шумер прекратил свое существование и был известен только по упоминаниям в трудах древних писателей, в том числе писцов, написавших библейскую Книгу Бытия. Шумер оставался неизвестным до середины 19 века нашей эры, когда раскопки в Месопотамии обнаружили их цивилизацию и выявили их многочисленные вклады.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Шумерская вотивная табличка

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Разработка и 39 первых

На протяжении 19 века н. э. европейские археологи отправлялись на Ближний Восток в поисках древних городов, гробниц и артефактов. Никто из них не отправился в Месопотамию на поиски шумерских городов, потому что никто не знал, что эта цивилизация когда-либо существовала. ожидали.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Никто не знает, откуда пришли шумеры, но к ок. 2900 г. до н.э. они прочно обосновались в южной Месопотамии. История этого региона делится современными учеными на шесть эпох:

  • Убайдский период – ок. 5000–4100 гг. до н. э.
  • г.
  • Период Урук – 4100-2900 гг. до н.э.
  • Раннединастический период -2900-2334 гг. до н.э.
  • Аккадский период – 2334-2218 гг. до н.э.
  • Период Гутиев – ок. 2218-2047 гг. до н.э.
  • г.
  • Период Ура III (также известный как Шумерское Возрождение) — 2047–1750 гг. до н. э.

Происхождение людей периода Убайд также неизвестно, как и их культура, но они оставили после себя некоторые интригующие артефакты и, вероятно, основали первые сообщества, которые позже превратились в города и превратились в города-государства в период Урук. Ранний династический период ознаменовался возвышением королей, установлением правительства и бюрократии, а также конфликтами между шумерскими городами-государствами за права на землю и воду. Шумерские города периодически объединялись под властью одного царя, как в случае с Энембарагеси из Киша, который вел Шумер против Элама в первой зарегистрированной войне в истории c. 2700 г. до н.э. Шумеры одержали победу и разграбили города Элама.

Удалить рекламу

Реклама

Шумер был окончательно завоеван Саргоном Аккадским (годы правления 2334-2279 до н.э.), который сделал его ядром своей многонациональной империи.

Более поздний царь Эаннатум отвоевал части Элама ок. 2500 г. до н.э. и Лугалзагеси сделают то же самое c. 2330 г. до н.э., но эти цари никогда не могли полностью контролировать шумерские города-государства. В конце концов Шумер был завоеван Саргоном Аккадским (годы правления 2334–2279 гг. до н. э.), который сделал его центром своей многонациональной империи. Он сохранил контроль над регионом, назначив доверенных лиц на влиятельные посты в каждом городе, в том числе свою дочь Энхедуанну (ок. 2285–2250 гг. до н. э.), верховную жрицу богини Инанны в Уре (известную как первая в мире автор известен по имени). Аккадская империя удерживала этот регион до вторжения кутиев, которые правили до тех пор, пока не были изгнаны Ур-Намму (годы правления 2047–2030 до н.э.) и его сыном Шульги из Ура (годы правления 2029).-1982 г. до н.э.), которые были ответственны за так называемый шумерский ренессанс, когда шумерская культура возродилась после аккадских и кутианских завоеваний.

Шумерская цивилизация, ок. 4300–2335 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Шумерские города до и после завоеваний разбогатели за счет торговли. Относительная стабильность городов способствовала культурному росту, инновациям и изобретениям. Ученый Сэмюэл Ноа Крамер в своей культовой работе История начинается в Шумере 9.0066, исследует 39 «первых» в мире, которые произошли от шумеров:

  1. Первые школы
  2. Первый случай «полировки Apple»
  3. Первое дело о правонарушении несовершеннолетних
  4. Первая «Война нервов»
  5. Первый двухпалатный конгресс
  6. Первый историк
  7. Первое дело о снижении налогов
  8. Первый «Моисей»
  9. Первый судебный прецедент
  10. Первая Фармакопея
  11. Первый «Фермерский альманах»
  12. Первый эксперимент по выращиванию тенистых деревьев
  13. Первая космогония и космология человека
  14. Первые нравственные идеалы
  15. Первая «Работа»
  16. Первые пословицы и поговорки
  17. Первые басни о животных
  18. Первые литературные дебаты
  19. Первые библейские параллели
  20. Первый «Ной»
  21. Первая история о воскресении
  22. Первый «Св. Джордж
  23. Первый случай литературного заимствования
  24. Первый героический век человека
  25. Первая песня о любви
  26. Каталог первой библиотеки
  27. Первый золотой век человека
  28. Первое «больное» общество
  29. Первые литургические оплакивания
  30. Первые Мессии
  31. Первый чемпион на длинные дистанции
  32. Первые литературные образы
  33. Первый секс-символизм
  34. Первая Матерь Долороза
  35. Первая колыбельная
  36. Первый литературный портрет
  37. Первые элегии
  38. Первая победа лейбористов
  39. Первый Аквариум

Шумеры также изобрели понятие города и одним из претендентов на звание «старейшего города в мире» является шумерский Урук. Самые ранние города, основанные в Шумере, были:

г.
  • Эриду
  • Урук
  • Ур
  • Ларса
  • Исин
  • Адаб
  • Кулла
  • Ниппур
  • Киш

Сердцем города был храмовый комплекс, отмеченный огромными зиккуратами, которые вдохновили более позднюю историю о Вавилонской башне. В каждом городе было свое божество-защитник, которое жило в храме, защищая и направляя горожан, но для шумеров город Эриду и его бог Энки занимали особое место.

Удалить рекламу

Реклама

Первый Город

Хотя современная археология установила, что Урук является старейшим городом в Месопотамии, сами шумеры считали, что первым городом в мире был Эриду, которым руководил их бог мудрости и воды Энки, который поднял его из водянистых болот и утвердил концепцию царской власти и порядка на земле. Основание Эриду Энки рассматривалось как своего рода золотой век, сравнимый с библейским Эдемским садом, домом богов и местом зарождения правил, управляющих цивилизацией (известной как 9-й век).0065 мех ). Ученый Гвендолин Лейк отмечает:

Месопотамский Эдем — это не сад, а город, образованный из куска суши, окруженного водами. Первое здание – это храм… Так месопотамская традиция представляла эволюцию и функции городов, а Эриду дает мифическую парадигму. В отличие от библейского Эдема, из которого человек был изгнан навеки после грехопадения, Эриду оставался реальным местом, пропитанным святостью, но всегда доступным. (2)

«Падение» Эриду было связано не с грехами человечества, а с хитростью одной из самых популярных месопотамских богинь, Инанны. В поэме Инанна и Бог Мудрости богиня путешествует из своего города Урук в Эриду, дом своего отца Энки, и приглашает его сесть и немного выпить с ней и, по мере того как он пьет и становится все более и более более веселый, он с радостью передает meh своей дочери. Собрав их всех, она бежит к своему кораблю и приносит их в Урук, тем самым делая свой город выдающимся и уменьшая Эриду. Современные ученые считают, что этот миф возник в ответ на переход от аграрной культуры (которую символизирует Эриду) к городскому развитию, воплощенному в Уруке, одном из самых могущественных городов региона.

Ур-Намму

Дональд А. Маккензи (общественное достояние)

Правительство

Религия полностью интегрировалась в жизнь людей и информировала правительство и социальную структуру. Шумеры верили, что боги сформировали порядок из хаоса, и роль человека в жизни заключалась в том, чтобы работать вместе с богами, чтобы убедиться, что хаос не повторится. Сами боги, однако, отменят свою работу позже, вернув мир в хаос, когда шум и проблемы человечества станут невыносимыми.

Удалить рекламу

Реклама

Шумерское произведение, известное как Eridu Genesis (написано около 2300 г. до н.э.), является самой ранней версией легенды о Великом потопе.

Шумерское произведение, известное как Эриду Бытие (составлено около 2300 г. до н.э. и найдено в руинах Эриду), является самой ранней версией легенды о Великом потопе, позже пересказанной в Атрахасисе , Эпосе о Гильгамеше и Книга Бытия. В нем рассказывается, как боги уничтожили человечество во время потопа, за исключением одного человека, Зиусудры, который был спасен, когда Энки сказал ему построить ковчег и спасти двух животных каждого вида. После этого боги смягчаются и решают контролировать человеческое население и ограничивать их раздражающие наклонности, вводя в мир смерть и болезни; тем самым восстанавливая порядок и устанавливая предел человеческой жизни и амбициям.

Боги ожидали, что люди будут использовать свою жизнь для поддержания порядка, и это включало поиск способа совместной работы. Шумеры очень гордились своей индивидуальностью, о чем свидетельствует возвышение божеств-покровителей каждого города и периодическое соперничество и конфликты, но боги требовали от них отказаться от этого в интересах общего блага. Крамер пишет:

В то время как шумеры придавали большое значение личности и ее достижениям, был один решающий фактор, который способствовал сильному духу сотрудничества между отдельными людьми и сообществами: полная зависимость Шумера от ирригации для его благосостояния — более того, для его само существование. Орошение – сложный процесс, требующий коллективных усилий и организованности. Каналы приходилось рыть и постоянно ремонтировать. Вода должна быть поделена поровну между всеми заинтересованными сторонами. Для этого была необходима власть, более сильная, чем отдельный землевладелец или даже отдельная община: отсюда рост государственных институтов и подъем шумерского государства. ( Шумеры , 5)

Шумерский царский список, документ, составленный ок. 2100 г. до н.э. в Лагаше, перечислены все цари, восходящие к началу мира, когда боги впервые установили царство в Эриду. Первым царем, засвидетельствованным археологически, был Этана, описанный как «тот, кто стабилизировал все земли» ( Шумеры , 43), а затем список идет в хронологическом порядке — часто с невероятно длинными датами для монархов — вплоть до правления царей. в с. 2100 г. до н.э.

Легенда о герое Этана Надпись

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Шумерским городом-государством управлял царь Лугал (буквально «большой человек»), который, помимо многих других обязанностей, наблюдал за возделыванием земли и был связан с богами, чтобы обеспечить исполнение их воли на земле. . Лугал изначально был главой «домохозяйства» — сплоченного сообщества, которое объединяло свои ресурсы — и концепция домохозяйства продолжала оставаться основной структурой власти в городах. С появлением городов и развитием сельскохозяйственных инноваций шумеры изменили образ жизни людей и будут жить вечно. Ученый Пол Кривачек комментирует:

Это был революционный момент в истории человечества. [Шумеры] сознательно стремились не к чему иному, как к изменению мира. Они были самыми первыми, кто принял принцип, который двигал вперед и вперед на протяжении всей истории и до сих пор движет большинством из нас в наше время: убежденность в том, что право человечества, его миссия и его судьба — преобразовывать и улучшать природу и стать ее хозяином. (20)

Вклады и свернуть

Города шумеров расширялись, и когда им нужно было больше места и больше ресурсов, они брали их у других. В период Урук культура быстро развивалась, и, возможно, величайшим изобретением стало появление письменности c. 3600-3500 до н.э. Раннее письмо возникло в ответ на потребность в дальнем общении в торговле и передало основную информацию, такую ​​как «две овцы – пять коз – Киш», которая была достаточно ясной для отправителя в то время, но не могла сообщить получателю, действительно ли две овцы и пять коз шли или шли из города Киша, живые они или мертвые, и с какой целью они были. Эта система разовьется ко времени раннего династического периода в систему письма, которая породила такие произведения, как 9.0065 Эпос о Гильгамеш , Гимны Энхедуанны Инанне и многие другие замечательные литературные произведения.

Табличка о потопе из эпоса о Гильгамеше

Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)

Шумерский язык стал лингва-франка Месопотамии и установил систему письма, известную как клинопись, которая позже будет использоваться для записи других языков. Гвендолин Лейк комментариев:

Более однородный культурный горизонт аллювиальных равнин [Шумера] находит выражение в развитии письменности на определенном идиоматическом языке. Почему шумерский язык стал языком, представленным письменностью, до сих пор неясно. Месопотамия никогда не была лингвистически или этнически однородной, и личные имена в ранних текстах ясно показывают, что в то время говорили не на шумерском, а на других языках. (65)

Шумерский язык прочно утвердился в качестве письменного языка к концу 4 века до н. э., как и шумерская культура, религия, архитектура и другие важные аспекты цивилизации. Литература шумеров оказала влияние на более поздних писателей, особенно на писцов, написавших Библию, поскольку их рассказы о Миф об Адапе , Бытие Эриду и Атрахасис лягут в основу более поздних библейских описаний Сада Эдем, Падение человека и Великий потоп. Произведения Энхедуанны станут образцами для более поздней литургии, басни о месопотамских животных будут популяризированы Эзопом, а Эпос о Гильгамеше вдохновил на создание таких произведений, как Илиада и Одиссея .

Считается, что представление о богах, живущих в городском храме, а также форма и размер шумерского зиккурата повлияли на развитие египтянами пирамид и их верований в собственных богов. Шумерская концепция времени, а также их система письма были переняты и другими цивилизациями. Шумерская цилиндрическая печать — индивидуальный идентификационный знак — использовалась в Месопотамии до ок. 612 г. до н.э. и падение Ассирийской империи. Не было буквально ни одной области цивилизации, в которую шумеры не внесли какой-то вклад, но, несмотря на все их силы, их культура начала приходить в упадок задолго до своего падения.

Зиккурат в Кише

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Шумерская цивилизация рухнула ок. 1750 г. до н.э., когда в регион вторглись эламиты. Шульги из Ура возвел великую стену в 2083 году до н. э., чтобы защитить свой народ именно от такого вторжения, но поскольку она не была закреплена ни с одного конца, ее можно было легко обойти, что и сделали захватчики. Тем не менее, культура изо всех сил пыталась сохранить свою автономию с тех пор, как амореи получили власть в Вавилоне. Сдвиг в культурном влиянии, очевидный во многих отношениях, но особенно в соотношении мужчин и женщин в месопотамском пантеоне, произошел с приходом к власти семитских амореев в Вавилоне и, особенно, во время правления Хаммурапи (годы правления 179 г.).2-1750 г. до н.э.), который полностью изменил шумерскую теологическую модель, возвысив верховного бога-мужчину, Мардука, над всеми остальными. Храмы, посвященные богиням, были заменены храмами богов, и, хотя храмы богинь не были разрушены, они были маргинализированы.

В то же самое время права женщин, которые традиционно были равны правам мужчин, пришли в упадок, как и великие шумерские города. Чрезмерное использование земли и расширение городов в сочетании с продолжающимися конфликтами называются основными причинами падения городов. Корреляция между снижением статуса женских божеств и прав женщин никогда не была адекватно объяснена — неизвестно, что появилось раньше — но это показательная деталь упадка культуры, которая всегда высоко ценила женщин. К тому времени, когда эламиты вторглись c. 1750 г. до н.э. шумерская культура уже пришла в упадок, и эламиты просто завершили этот процесс.

Открытие

Сегодня шумеры признаны за многочисленные вклады в мировую культуру, но это произошло сравнительно недавно. Их история была погребена под песками на протяжении веков, поэтому любые упоминания о них в древних трудах были неправильно поняты учеными, поскольку не было известного источника для этих намеков. Земля Сеннаар в библейской Книге Бытия, например, понималась как указание на какой-то регион Месопотамии, но значение этого упоминания не могло быть понято до тех пор, пока ученые не имели представления о каком-либо месте, подобном земле Шумер — библейский Шинар — когда-либо существовал.

Ситуация резко изменилась в середине 19 века н.э., когда западные институты и общества начали отправлять экспедиции на Ближний и Средний Восток в поисках вещественных доказательств, подтверждающих библейские повествования. Считалось, что если такая земля, как Сеннаар, когда-либо существовала, ее руины — наряду с руинами любых других построек и городов, упомянутых в Библии, — можно было бы обнаружить.

В то время Библия (особенно повествования Ветхого Завета) считалась древнейшей книгой в мире и полностью оригинальной. Истории Эдемского сада, грехопадения человека, Великого потопа считались оригинальными произведениями, написанными непосредственно или вдохновленными единым истинным Богом иудео-христианской традиции. Археологи и ученые, отправленные в эти экспедиции, должны были найти веские доказательства в поддержку этого утверждения, но вместо этого нашли прямо противоположное: они нашли Шумер.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Шумер — Энциклопедия всемирной истории

Шумер был самым южным регионом древней Месопотамии (современный Ирак и Кувейт), который обычно считается колыбелью цивилизации. Название происходит от аккадского языка севера Месопотамии и означает «земля цивилизованных царей». Шумеры называли себя «черноголовыми людьми», а их земля клинописью была просто «земля» или «земля черноголовых людей», а в библейской Книге Бытия Шумер известен как Шинар.

Согласно Шумерскому царскому списку, когда боги впервые дали людям дары, необходимые для развития общества, они сделали это, основав город Эриду в районе Шумера. Хотя шумерский город Урук считается старейшим городом в мире, древние жители Месопотамии считали, что это Эриду и что именно здесь был установлен порядок и зародилась цивилизация.

Удалить рекламу

Реклама

Убайдский период

Долгое время считалось, что район Шумера был впервые заселен около 4500 г. до н.э. Однако в последние годы эта дата оспаривалась, и теперь считается, что деятельность человека в этом районе началась намного раньше. Первыми поселенцами были не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых археологи назвали народом Убайд — из раскопанного кургана al-Ubaid , где были обнаружены артефакты, которые впервые свидетельствовали об их существовании, или протоевфратийцы, что указывает на них как на более ранних обитателей района реки Евфрат.

Жители Месопотамии в целом и шумеры в частности считали, что цивилизация является результатом победы богов над хаосом.

Кем бы ни были эти люди, они уже перешли из общества охотников-собирателей в аграрное еще до 5000 г. до н.э. При раскопках в Аль-Убайде и других местах на юге Ирака были обнаружены каменные орудия труда народа Убайд, такие как мотыги, ножи и тесла, а также глиняные артефакты, в том числе серпы, кирпичи, расписная керамика и статуэтки.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Эти люди были первыми агентами цивилизации в регионе. В какой момент люди, которые стали известны как шумеры, вошли в этот район, неизвестно.

Список шумерских царей

Согласно ученому Самуэлю Ноа Крамеру, «первым правителем Шумера, чьи деяния описаны, хотя бы в самом кратком изложении, является царь по имени Этана из Киша, который, возможно, взошел на трон довольно рано. в третьем тысячелетии до н. э. В Списке королей он описан как тот, кто стабилизировал все земли » (Шумеры, 43). Шумерский список царей — это клинописный документ, написанный писцом из города Лагаш примерно в 2100 году до н. начало цивилизации.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Поскольку жители Месопотамии в целом и шумеры в частности считали, что цивилизация была результатом победы богов над хаосом, считается, что Список царей был создан, чтобы узаконить правление царя по имени Уту-Хегал из Урука ( ок. 2100 г. до н.э.), показывая его как самого последнего в длинной череде правителей региона. Этана известен из мифа о человеке, который вознесся на небо на спине орла и, как и другие цари, упомянутые в списке (среди них Думузи и Гильгамеш), был известен сверхчеловеческими подвигами и героизмом.

Считается, что Уту-Хегал пытался связать себя с такими более ранними героями-королями посредством создания Королевского списка. Поскольку месопотамцы верили, что боги привели все в движение и что люди были созданы в качестве соработников богов для поддержания порядка и сдерживания хаоса, ранние историки этого региона больше концентрировались на связях между правителями. и их боги.

Удалить рекламу

Реклама

Написание истории человеческих достижений, по-видимому, считалось для этих писателей маловажным делом, и в результате ранняя история Шумера была выведена из археологических и геологических данных, а не из письменной традиции, и большая часть информации до сих пор недоступны современным исследователям.

Руины Ура

М. Любински (CC BY-SA)

Восстание городов

Всякий раз, когда шумерская цивилизация впервые появилась в этом регионе, к 3600 г. до н. первые города мира). Принято считать, что первые города мира возникли в Шумере и, среди наиболее важных, были Эриду, Урук, Ур, Ларса, Исин, ​​Адаб, Кулла, Лагаш, Ниппур и Киш.

Город Урук считается первым настоящим городом в мире. Было отмечено, опять же Крамером, что эти имена не шумерские, а происходят от народа Убайд и поэтому были основаны, по крайней мере, как деревни, намного раньше, чем ок. 5000 г. до н.э. Другими городами Шумера были Сиппар, Шуруппак, Бад-тибира, Гирсу, Умма, Урукаг, Нина и Киссура. Все они были разного размера и размаха, причем Урук был самым большим и могущественным в расцвете сил.

Удалить рекламу

Реклама

С основанием городов Шумера их история разворачивается примерно с 5000 г. до н.э. по 1750 г. до н.э., когда «шумеры перестали существовать как народ» (Крамер) после вторжения в Шумер эламитов и амореев. После периода Убайдов (ок. 5000–4100 гг. до н. э.) наступил период Урук (4100–4100 гг. до н. э.).00 г. до н.э.), когда на ландшафте начали появляться города, а город Урук приобрел известность. Хотя этот период назван в честь «первого города» Урука, сами шумеры считали Эриду первым городом, как отмечалось ранее.

Торговля с иностранными землями в это время была прочно налажена, и письменность превратилась из пиктограмм в клинопись. Считается, что торговля была главным мотиватором развития письма, поскольку теперь должны были быть какие-то средства для точной, дальней связи между шумерскими купцами и их агентами за границей. В это время также возникла царская власть, и города-государства Шумера стали управляться одним монархом, которому помогал совет старейшин (в который входили как мужчины, так и женщины). Цари, последовавшие за Этаной, были семитами, а не шумерами, о чем свидетельствуют их имена, такие как Энмебараггеси из Киша. Только после того, как прошло правление восьми царей, шумерские имена начинают появляться в Списке царей.

Карта Шумера и Элама

Фиросибирь (CC BY-SA)

Аккадская империя в Шумере

В ранний династический период (2900–2334 гг. до н. э.) произошел тонкий сдвиг от царя-жреца (известного как ensi ) к более современной концепции «царя», известного как Лугал («большой человек»). Города-государства Шумера в это время боролись за контроль над пахотными землями и правами на воду до прихода к власти Первой династии Лагаша в 2500 г. до н.э. При их царе Эаннутуме Лагаш стал центром небольшой империи, включавшей большую часть Шумера и части соседнего Элама.

Удалить рекламу

Реклама

Эта империя все еще существовала при короле Лугал-Заге, когда молодой человек, который позже утверждал, что был королевским садовником, захватил трон. Это был Саргон Аккадский, который впоследствии основал Аккадскую империю (2234-2218 гг. до н.э.), первую многонациональную империю в мире и, как считается, основанную на модели, установленной Эаннутумом.

Аккадская империя правила большей частью Месопотамии, включая Шумер, пока народ, известный как кутии, не вторгся с севера (территория современного Ирана) и не разрушил крупные города. Гутианский период (ок. 2218–2047 гг. до н. э.) считается темным веком в шумерской истории (и в истории Месопотамии в целом), и шумерские писатели в более поздних историях повсеместно оскорбляли кутиев, большинство из которых считают их наказанием, посланным богами.

Шумерское Возрождение

Последний период шумерской истории известен как период Ура III (2047–1750 гг. до н. э.), названный так в честь Третьей династии города Ур. Этот период также известен как шумерское Возрождение из-за замечательных достижений в области культуры, затрагивающих практически все аспекты цивилизованной человеческой жизни. Цари Ура, Ур-Намму (годы правления 2047–2030 гг. до н. э.) и Шульги (годы правления 2029–1982 гг. до н. э.) ставили культурное развитие в качестве цели своего правления и поддерживали мир, который позволял процветать искусству и технологиям. Независимо от того, были ли они изобретены до или во время периода Ура III, инструменты, концепции и технологические инновации, существовавшие во время Третьей династии Ура, укрепили место шумеров в истории как создателей цивилизации, какой мы ее знаем.

В книге Сэмюэля Ноя Крамера « История начинается в Шумере » он перечисляет 39 «первых» в истории региона, среди которых первые школы, первые пословицы и поговорки, первые мессии, первые рассказы о Ное и потопе, первые любовная песня, первый аквариум, первые юридические прецеденты в судебных делах, первая история об умирающем и воскресшем боге, первые похоронные песнопения, первые библейские параллели и первые нравственные идеи. Шумеры также, по сути, изобрели время, поскольку их шестидесятеричная система счета (система, основанная на числе 60) создала 60-секундную минуту и ​​60-минутный час.

Они также разделили ночь и день на периоды по 12 часов, установили предел «рабочего дня» с указанием времени его начала и окончания, а также установили понятие «выходных дней» для праздничных дней. Историк Бертман пишет: «Рука Месопотамии до сих пор определяет почасовую продолжительность традиционного рабочего дня и даже продолжительность наших электронных развлечений (получасовых или часовых телепередач), когда наш рабочий день остановился» (334). Далее Бертман отмечает, что современная практика проверки своего гороскопа восходит к древнему Шумеру и что астрологические знаки, под которыми человек рождается, были впервые отмечены и названы древними жителями Месопотамии.

Шумерская настенная табличка со сценами возлияния

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Ур-Намму написал первый юридический кодекс в Шумере, который стал прецедентом для гораздо более позднего и более известного Кодекса Хаммурапи Вавилона. Историк Пол Кривачек пишет: «Всеобщие правовые постановления Ур-Намму представляют собой хороший пример объединяющего стремления царей Ура: принуждения регулировать каждый аспект жизни» (149). Шумер под объединяющей силой Третьей династии Ура стал патримониальным государством («имеется в виду государство, построенное по образцу патриархальной семьи, управляемой фигурой отца», как отмечает Кривачек), в котором монарх служил фигурой отца, который вел своих детей по правильному пути к процветанию.

Сын Ур-Намму, Шульги, считается величайшим из неошумерских царей, продолжавших политику своего отца, но пошедших дальше. Стремясь произвести впечатление на свой народ и отличиться от своего отца, Шульги пробежал 100 миль (160,9 км) между религиозным центром Ниппура и столицей Ура и обратно — за один день — для того, чтобы возглавить праздники в обоих городах. Хотя некоторые сочли гимн, в котором рассказывается о его достижениях, королевским хвастовством и сильно преувеличенным, ученые определили, что он действительно мог совершить свой знаменитый забег и, кроме того, что это соответствовало духу правления Шульги. Создание чувства благоговения и восхищения у своих подданных, по-видимому, было центральным элементом правящей власти царей Ура в то время.

Упадок и наследие Шумера

Во время правления Шульги была построена стена длиной 155 миль (250 километров), чтобы не допустить проникновения семитоязычных племен, известных как марту или тиднум, но более известных под своим библейским названием амореи. Сын, внук и правнук Шульги отремонтировали и укрепили стену, чтобы не пустить в Шумер тех, кого они называли «варварами», но барьер оказался неэффективным. Стену нельзя было должным образом обслуживать или обслуживать, и, кроме того, она не была прикреплена к какому-либо прочному барьеру в конечных точках, поэтому захватчики могли просто следовать вдоль стены с одной стороны до любой конечной точки, а затем обойти ее.

Войска соседнего Элама прорвали стену и двинулись на Ур, разграбив его и унеся царя ок. 1750 г. до н.э. Теперь амореи обосновались на этой земле, но с падением Ура и сильным голодом, вызванным изменением климата и чрезмерным использованием земли, многие мигрировали на юг. Считается, что среди этих мигрирующих амореев был патриарх Авраам, который покинул Ур и поселился в земле Ханаанской.

После периода Ура III и падения Ура многие шумеры мигрировали на север. На шумерском больше не говорили как на языке (хотя на нем все еще писали), его в значительной степени заменил семитский аккадский, и шумерской культуре пришел конец. Однако их наследие продолжается во многих аспектах цивилизации, которые в наши дни считаются само собой разумеющимися как всегда существующие. Тем не менее, когда-то в Шумере была изобретена такая простая вещь, как 24-часовой день.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Кем были древние шумеры?

Древние шумеры создали одну из первых великих цивилизаций человечества. Их родина в Месопотамии, называемая Шумером, возникла примерно 6000 лет назад в поймах между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака и Сирии.

Шумеры научились крупномасштабному сельскому хозяйству в так называемом Плодородном полумесяце, тонком полумесяце Месопотамии, часто связанном с зарождением земледелия, письменности, математики и астрономии.

И хотя засушливые древние ландшафты Ближнего Востока могут показаться не самым вероятным местом для прорыва в сельском хозяйстве, Шумер на самом деле имел огромное преимущество. Поселившись между двумя большими реками, шумеры извлекли выгоду из богатой пойменной почвы и достаточного количества воды для орошения сельскохозяйственных культур. Их успеху способствовали шумерские технологические инновации, такие как каналы и плуги. Со временем шумеры настолько научились выращивать пищу, что у них осталось достаточно ресурсов, чтобы сосредоточиться на строительстве городов и храмов.

Археологи идут по шумерскому городу Киш во время раскопок в 1932 году. Люди, жившие в этом регионе, разводили животных и выращивали зерно, продолжая при этом охотиться и собирать урожай. Со временем эти деревни расширились, и их жители стали все больше зависеть от сельского хозяйства.

Археологи до сих пор точно не знают, какой была жизнь этих ранних культур. Однако сходство в стилях гончарных изделий и печатях, помещенных на различные контейнеры, предполагает, что определенный уровень административного контроля возник между 6000 и 7000 лет назад.

Тем временем люди начали строить ряд храмов из сырцовых кирпичей в месте под названием Эриду. Город, кажется, был основан около 5400 г. до н.э. и он был заселен в течение тысяч лет, пока окончательно не был заброшен около 600 г. до н.э.

О статусе Эриду ходили легенды еще в древние времена. Вавилоняне на самом деле считали Эриду самым древним городом на Земле, созданным самими богами. Такое благоговение привлекало и современных исследователей. Еще до того, как археологи открыли Эриду, они читали о его существовании в древних текстах.

«После того, как родство спустилось с небес, Эриду стал (резиденцией) царской власти», — гласит одна шумерская табличка.

Территория вокруг Эриду раскапывалась несколько раз между серединой 19го века и середины 20-го века, открывая остатки некогда обширного мегаполиса, в котором последовательно строились здания на остатках храмов и других построек, существовавших ранее.

Эти раскопки подтвердили, что Эриду был реальным и действительно древним мегаполисом. Эриду, которому около 7400 лет, является одним из старейших городов человечества, но далеко не самым старым. Нынешним фаворитом претендента на звание первого города Земли является Чатал-Хююк, расположенный к северу от общепринятого края Плодородного полумесяца в современной Турции. Чатал-Хююк был основан 9600 лет назад, а также существовал в течение тысячелетий, исчезнув за несколько столетий до основания Эриду.

Однако Эриду был только началом Шумера. Цивилизация быстро разрослась, включив в себя десятки городов, таких как Ур, Киш и Урук. По мере того, как шумерские города увеличивались в размерах, Шумер превратился в одно из первых великих земледельческих обществ в мире. Со временем влияние Эриду исчезнет, ​​и Урук возьмет на себя огромную роль. Около 4800 лет назад Урук был самым большим городом в мире. По некоторым оценкам, в городе проживало до 80 000 человек в то время, когда общая численность населения составляла около 15 миллионов человек.

Карта городов древнего Шумера, которая покрывала большую часть современного Ирака. (Источник: Wikimedia Commons)

Шумерские технологические инновации

Инновации были одним из ключевых факторов в попытках шумеров превратить пустыню в оазис. И одно из их самых полезных нововведений было также одним из самых простых: плуг.

Первый плуг появился около 3500 г. до н.э. А к 1500 г. до н.э. шумеры также изобрели сеялку, которая позволяла фермерам использовать вьючных животных для одновременной обработки почвы и посева. Устройства даже поставлялись с инструкциями, любезно предоставленными Шумерским фермерским альманахом, в которых фермерам рассказывалось, как повысить урожайность благодаря обработке почвы и орошению.

Вся эффективность помогала поддерживать растущее население, а также растущую систему правителей и религии. И по мере того, как росли их города, росли и их усилия в области письма, математики и религии. Еще 5000 лет назад шумеры разработали клинопись, одну из самых ранних форм письма. Шумерские надписи на глине и камне отслеживали торговлю и перемещение зерна и других товаров, записывали шумерскую историю и даже включали кулинарные рецепты и порнографию. Тысячи шумерских табличек до сих пор ждут перевода в музеях по всему миру. Шумеры также изобрели или использовали множество других, более современных нововведений, таких как колесные колесницы, 60-минутный час и даже, возможно, первое письменное литературное произведение — «Эпос о Гильгамеше».

Эти протоклинописные таблички были обнаружены в шумерском городе Урук. (Источник: CDLI:Wiki)

Одна глиняная табличка, обнаруженная в Эриду, а также другие, найденные в других местах Шумера, также рассказывают историю о потопе, отражающую ту, что описана в Ветхом Завете Библии. Библейские историки называют это историей «Бытие Эриду». Согласно табличкам, именно боги первыми велели людям жить в городах Шумера. Но в конце концов боги решили стереть человечество с лица земли. Согласно мифу, один конкретный бог, Энки, подсказал шумерскому царю по имени Зиусудра, что тот должен построить лодку, чтобы спасти свой народ.

Идея о том, что история о потопе была передана от шумеров, имеет смысл и по другим причинам. В наше время Шумер очаровал всех, от археологов до теоретиков заговора древних инопланетян. Но увлечение шумерским обществом уходит корнями гораздо дальше в историю человечества. И Вавилонская, и Ассирийская империи, поднявшиеся до контроля над частями Ближнего Востока после исчезновения Шумера, продолжали использовать шумерский язык в своих религиозных ритуалах на протяжении тысячелетий. При раскопках вавилонских домов были обнаружены таблички с надписями на шумерском языке, сделанные задолго до того, как исчезла сама цивилизация.

И вавилоняне, создавшие первые карты звездного неба, похоже, тоже унаследовали от шумеров некоторые свои знания в области астрономии.