Штурмовое орудие StuG. III. Германия
В 1935 году генерал-майор вермахта Эрих фон Манштейн выступил с предложением создать в структуре германской армии специальные подразделения мобильной штурмовой артиллерии, оснащенные установленными на гусеничном шасси и хорошо защищенными броней артиллерийскими орудиями, главной задачей которых стала бы непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. Он предлагал придать пехотным дивизиям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Эта идея нашла поддержку, и в июне 1936 года германское верховное командование приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75-мм орудием. Концерну Krupp было поручено разработать орудие для САУ, а фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты с горизонтальным углом наведения орудия в пределах 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня противника, а ее полная высота не должна была превышать высоту стандартного солдата. Пять экспериментальных артиллерийских установок, первоначально получивших обозначение «Pz.Sfl.III (sPak)», так называемой «нулевой серии» покинули цеха через год. В качестве базы для их создания было использовано несколько видоизмененное шасси среднего танка Pz. Kpfw. III Ausf В. В неподвижной низкопрофильной (высотой 1960 мм) полностью закрытой боевой рубке было смонтировано короткоствольное 75-мм орудие Stu.K 37 L/24 с длиной ствола 24 калибра.
Особенностью новой САУ стало то, что все четыре члена экипажа, включая механика-водителя, размещались в рубке. Оно было немного смещено вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя осталось на прежнем месте, с той лишь разницей, что теперь он находился в передней части просторного боевого отделения, вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 выстрелами. Пулемет для ведения огня по пехоте противника не предусматривался. В целом новая машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Двигатель «Maybach» HL 108TR мощностью 250 л. с. позволял САУ развивать скорость всего 20 — 25 км/ч, но для боевой машины непосредственной поддержки пехоты этого было вполне достаточно. После внесения в ее конструкцию ряда изменений в феврале 1940 года на заводе фирмы Daimler-Benz изготовили первую партию из 30 боевых машин, которые отличались от опытных, в основном, ходовой частью и двигателем. У них увеличилась толщина верхнего и нижнего лобовых листов корпуса — с 30 до 50 мм, а кормового — с 21 до 30 мм. Кроме того, убрали бортовые эвакуационные люки и вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов в верхнем лобовом листе. Изменилась также и конструкция двухстворчатых крышек люков доступа к агрегатам трансмиссии.
Ходовую часть с шестью опорными катками на борт и торсионной подвеской позаимствовали у танка Pz. Kpfw.III Ausf. F без изменений, как и двигатель «Maybach» HL 120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач Variorex SRG 328-145. 28 марта 1940 года эти установки получили официальное обозначение «Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm kanone» (бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой) или Sturmgeschutz III (StuG. III) Ausf. А. По сквозной системе обозначения подвижных средств вермахта штурмовое орудие StuG. III получило индекс «Sd.Kfz.142». А уже через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки, как со стороны командования, так и со стороны экипажей. Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами предприятия концерна «Daimler-Benz» на завод фирмы Alkett (Almarkische Kettenfabrik GmbH), где оно достигло объема 30 единиц в месяц, что позволило еще в 1940 году изготовить 184 САУ StuG. III, а до конца 1941 года выпустить еще 548 этих, крайне, нужных фронту машин. Штурмовые орудия StuG. III оказались одним из наиболее эффективных средств, способных бороться не только с живой силой, но и с различными укрытиями, и даже с бронетехникой противника. Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении продолжительного времени, StuG. III в процессе производства постоянно модернизировалось для повышения их боевых качеств, как по вооружению, так и по броневой защите, а также для упрощения и удешевления конструкции.
В результате внесения в конструкцию штурмового орудия StuG. III большого числа изменений, появилось восемь различных модификаций (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G). С июня 1940 по май 1941 года было изготовлено 320 штурмовых орудий StuG. III Ausf. B, основное отличие которого от предыдущей модификации, состояло в использовании более широких гусениц (шириной 380 мм), широкой звездочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon. Боевая масса штурмовых орудий достигла 22 тонн.
САУ модели «В» в небольшом количестве приняли участие в боевых действиях на Балканах, но по-настоящему серьезное испытание ждало их летом 1941 года на Восточном фронте. С марта по май 1941 года фирма Alkett освоила выпуск штурмовых орудий Sturmgeschutz III Ausf. C. Всего было выпущено 50 штурмовых орудий StuG. III Ausf. C. Они имели упрощенную конструкцию рубки и новый перископический прицел орудия Sfl ZF-1, в связи с этим, была ликвидирована амбразура прицела в лобовом листе рубки, а сам прицел установили выше, так что теперь его головка была выведена наружу через специальный лючок в крыше корпуса. Соответственно, изменилась форма лобовой части рубки и количество люков в ее крыше. К другим отличиям можно отнести смонтированный на надгусеничных полках деревянный желоб для укладки антенны в положении по-походному и бронированный кожух приборов дымопуска на корме корпуса.
С мая по сентябрь 1941 года на заводах Alkett было изготовлено 150 штурмовых орудий Sturmgeschutz III модели «D», практически ничем не отличавшихся от Ausf. С, кроме установки электрозвонка справа от механика-водителя, для подачи сигналов командиром. Однако на этой модели немцы впервые использовали новую технологию закалки лобовых деталей брони, повысившую защищенность САУ. Штурмовые орудия Sturmgeschutz III состояли на вооружении батальонов (дивизионов) штурмовой артиллерии вермахта и широко использовались в боевых действиях на Восточном фронте в начальный период Великой Отечественной войны. По состоянию на 1 июня 1941 года в германских войсках, сосредоточенных для нападения на СССР, насчитывалось 250 штурмовых орудий StuG. III. Они интенсивно использовались на всех важнейших участках Восточного фронта. Последняя модификация StuG. III Ausf Е с короткоствольным 75-мм орудием выпускалась с сентября 1941 по март 1942 года Ее создание было вызвано потребностью в специальных боевых машинах командиров штурмовых дивизионов. Она изначально проектировалась в качестве командирской машины с двумя радиостанциями. Для их размещения предназначались два бронированных ящика увеличенного объема на левой и правой надгусеничных полках. В отличие от машин моделей «С» и «D» они перевооружению не подвергались и использовались в качестве командирских и разведывательных машин до самого конца войны.
Ожесточенные бои летом — осенью 1941 года на Восточном фронте со всей очевидностью доказали, что если 75-мм короткоствольная пушка StuK.37 L/24 с задачей оказания огневой поддержки наступающей пехоте справлялась, то для борьбы с танками противника она уже не годилась. Поэтому вскоре после нападения Германии на Советский Союз штурмовые орудия новой модели StuG. III Ausf. F получили более эффективные 75-мм длинноствольные пушки StuK.40 L/43, обладавшие очень высокими бронебойными характеристиками. На САУ следующей модели StuG 40 Ausf F/8 (позже стали называться StuG. III) монтировалась еще более мощная пушка StuK.40 L/48. Этим же орудием вооружались штурмовые орудия последней, самой массовой и наиболее совершенной модификации Ausf. G. Кроме того, с началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, поступавшие в ремонт StuG. III ранних моделей, также перевооружались ею. Установка очень эффективных в борьбе с бронированными целями пушек заметно изменила ситуацию на фронте, сделала их очень грозным оружием, превратив штурмовые орудия модификаций «F», «F/8» и «G» в основное противотанковое средство вермахта. Наряду с усовершенствованием вооружения штурмовых орудий активно велись работы по повышению их бронезашиты, в результате чего, толщина брони лобовой части корпуса и рубки на последних наиболее массовых модификациях достигла 80 мм. На уже выпущенных САУ уровень защиты повышался путем навешивания дополнительных бронелистов. Кроме того, начиная с 1943 года, все штурмовые орудия StuG. III стали оборудоваться бортовыми экранами, защищавшими борта и верх ходовой части от кумулятивных снарядов. Все это вело к утяжелению боевой машины и, как следствие, к ухудшению и без того невысокой проходимости. Остальные изменения, внесенные за время серийного производства, касались в основном формы рубки, количества люков, прицельных приспособлений и т. д. Внешне выделялись штурмовые орудия StuG.40 Ausf. G со смонтированной на них командирской башенкой и устанавливавшейся с ноября 1943 года новой литой маской пушки, получившей за характерную форму название «свиное рыло».
По состоянию на 1 марта 1945 года в частях и соединениях вермахта, люфтваффе и войск СС насчитывалось 3067 штурмовых орудий StuG .40 (StuG. III), и еще 277 машин — в армии резерва. Штурмовые орудия StuG. III различных модификаций стали самыми массовыми боевыми гусеничными машинами вермахта, которые широко применялись немцами на всех театрах военных действий второй мировой войны. Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм Alkett и MIAG было выпущено 9251 штурмовое орудие StuG. III.
Штурмовое орудие StuG. III имело компоновку с передним расположением боевой рубки. Внутри корпус машины делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. Отделение управления находилось в носовой части САУ. В нем размещались приводы управления, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота, сиденье механика-водителя. В боевом отделении, располагавшемся в средней части установки, размещались: вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция. Здесь же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом. За боевым отделением находилось моторное отделение, в котором были смонтированы: двигатель, масляный и топливный баки и радиаторы системы охлаждения. Корпус штурмового орудия сваривался из катаных листов гетерогенной брони. Отдельные детали соединялись броневыми болтами и угольниками. В верхнем лобовом листе корпуса имелись два люка для доступа к агрегатам трансмиссии с двухстворчатыми крышками. На крыше моторного отделения находились четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки. Рубка сварная многогранная, соединялась с корпусом шасси броневыми болтами. Крыша рубки также крепилась к стенкам с помощью болтов, что облегчало ее демонтаж при необходимости замены орудия.
Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два прямоугольных люка, закрывавшихся двухстворчатыми крышками, и лючок для вывода головки перископического прицела, закрывавшийся сдвижной крышкой. Рубка штурмовых орудий модификаций «Е» — «F», в отличие от предыдущих, не имела 9-мм броневых скосов по бортам — вместо них приваривались броневые ящики, в которых размещались радиостанция и часть боекомплекта. Наиболее совершенной формой отличалась рубка варианта «G», расширенная до надгусеничных полок и получившая командирскую башенку. Штурмовые орудия StuG. III модификаций Ausf. A — Е вооружались короткоствольной пушкой 7,5 cm StuK. 37 с вертикальным клиновым затвором и электроспуском. Вертикальная наводка пушки осуществлялась в пределах от — 10° до +20°, а горизонтальная — 24°. Дальность прямого выстрела составляла — 620 — 650 м, а максимальная дальность стрельбы — 6200 м. В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойными, кумулятивными, дымовыми и осколочно-фугасными снарядами. Боекомплект состоял из 44 выстрелов (в моделях Ausf. A — D) или 54 выстрелов (Ausf.E).
Штурмовые орудия StuG. III Ausf. F были вооружены длинноствольной пушкой 7,5 cm StuK.40 L/43 с клиновым полуавтоматическим затвором, а боевые машины модификаций «F/8» и «G» вооружались пушкой 7,5 cm StuK. 40 L/48. Эти пушки оснащалась двухкамерным дульным тормозом. Дальность прямого выстрела составляла — 800 — 1200 м, а максимальная дальность стрельбы — 7700 м. Боекомплект пушек состоял из 44 выстрелов (в моделях Ausf. F и F/8) и 54 выстрелов (Ausf. G). В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG.34 или MG.42, перевозившийся внутри боевой машины. САУ поздних выпусков оснащалась дистанционно управляемой установкой пулемета MG.42 и спаренным с пушкой пулеметом MG. 34. Штурмовые орудия моделей «А» — «F» имели прибор дымопуска, закрепленный на кормовом листе корпуса, состоявший из пяти дымовых шашек. На установках моделей «F/8» и «G» на бортах рубки устанавливались два строенных дымовых 90-мм гранатомета Nbk.39. С мая 1944 года САУ StuG.40 Ausf.G получили новое «устройство ближней обороны» — в виде гранатомета, смонтированного на крыше рубки для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами. Штурмовые орудия StuG. III Ausf. A и В оборудовались монокулярными перископическими прицелами Sfl ZF, а StuG. III Ausf. C — E — прицелами Sfl ZF1/RbLF32. С марта 1942 года на них стали монтироваться прицелы Sfl ZF1a/RbLF 36. На штурмовых орудиях устанавливались 12-цилиндровые V-образные карбюраторные двигатели «Maybach» HL 120TR (Ausf. A) и HL 120TRM (Ausf.B — С) мощностью 300 л.с. Бензобак емкостью 320 л располагался в кормовой части справа от двигателя. Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. Если на StuG. III Ausf. А монтировалась 10-скоростная безвальная механическая коробка передач SRG 328145 Variorex и работающий в масле многодисковый главный фрикцион с преселекторным пневмо-гидравлическим управлением и гидравлическим приводом тормозов, то на штурмовых орудиях всех последующих модификаций использовались 6-скоростные механические коробки передач ZF SSG 77 Aphon с трехдисковым сухим главным фрикционом механического управления Fichtel & Sachs La 120 HDA и механическим или гидравлическим управлением тормозов. Передача вращения от коробки передач к бортовым передачам производилась правым и левым одноступенчатыми планетарными механизмами, смонтированными в один агрегат.
Ходовая часть состояла (применительно к одному борту) из: шести сдвоенных обрезиненных опорных катков и трех обрезиненных поддерживающих катков малого диаметра. С конца 1943 года на штурмовые орудия получили поддерживающие катки без резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная торсионная. К ее особенностям относилось: крепление неподвижного конца торсиона в специальном пальце, вставляемом в кронштейн; наличие направляющего устройства, предназначенного для разгрузки деталей подвески от боковых усилий; наличие гидравлических телескопических амортизаторов на 1-ми 6-м опорных катках. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, состояли из 93 — 94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась от 360 до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.
Фрагменты штурмового орудия StuG. III были обнаружены на местах боев 1943 года у пос. Фарфорист Чудовского района Ленинградской области поисковой группой «Высота» под руководством В.Н. Дудина (г. Санкт-Петербург) и переданы музею в 2000 году. Реставрационно-восстановительные работы по воссозданию макета StuG. III Ausf. С, с использованием подлинных узлов, деталей и фрагментов были проведены в 2001 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).
StuG III — главная немецкая САУ Второй мировой | TANKI-TUT.RU
Содержание
- 1 История создания
- 2 ТТХ
- 3 Модификации
- 4 Машины на базе Stug III
- 5 Боевое применение
- 6 После 1941 года
- 7 Танк в культуре
- 8 Память о танке
- 9 Фото и видео
StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во Вторую мировую войну. Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.
История создания
История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.
В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.
«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.
StuG III ausf A, первая модификацияТТХ
Общая информация
- Классификация – штурмовое орудие;
- Боевая масса – 23,4 тонны;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы разработки – 1937;
- Годы производства – 1940-1945;
- Годы эксплуатации – 1940-1950;
- Всего выпущено – 10500 машин.
Размеры
- Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
- Ширина корпуса – 2950 м;
- Высота – 2950 мм;
- Клиренс – 385 мм.
Бронирование
- Тип брони – литая и стальная катаная;
- Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
- Борт корпуса – 30 мм;
- Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
- Днище – 19 мм;
- Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
- Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
- Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
- Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
- Крыша рубки — 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
- Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 24 калибра;
- Боекомплект пушки – 54 снаряда;
- Углы ВН — −10…+20° градусов;
- Углы ГН – 12 градусов;
- Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
- Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
- Запас хода – 155 км;
- Удельная мощность – 12,8 л. с./т;
- Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 2,3 м;
- Преодолеваемый брод – 0,8 м.
Модификации
StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.
- Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
- Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
- Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
- Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство.
- Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
- Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
- Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
- Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
- StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
- StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf. G.
Машины на базе Stug III
- Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
- В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.
Боевое применение
Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.
Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.
К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.
После 1941 года
В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.
Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.
Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.
StuG III Ausf E, захваченный Советской армиейОчень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.
Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.
В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.
В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.
Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.
Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.
Разрушенный StuG IIIТанк в культуре
Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».
Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».
Модель StuG III фирмы ЗвездаПамять о танке
До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.
StuG III Ausf.G в КубинкеФото и видео
StuG III Ausf.BStuG III Ausf. CStuG III Ausf.DStuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)StuG III Ausf.F/8StuG III Ausf.ЕStuG III StuG (Fl), огнементыйStuH 42StuG III в разрезе youtube.com/embed/fh8Xwp4laKQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>
Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 75 mm Kanone Ausführung B (Sturmgeschütz III Ausf.B)
German Reich (1940)
Assault Gun – от 300 до 320 построено
Концепция использования мобильной, хорошо вооруженной, поддерживающей и хорошо защищенной пехоты транспортных средств теоретизировалось в немецких военных кругах в 1930-х годах. Ограничения производства, вызванные неразвитостью немецкой военной промышленности, на долгие годы препятствовали реализации этого проекта, и производство танков рассматривалось как более приоритетное. К 19 мая40, первые 30 машин, StuG III Ausf.A, были готовы к эксплуатации, а некоторые даже участвовали в боевых действиях против западных союзников во Франции и Нидерландах. Они быстро показали, что эта концепция заслуживает внимания, и немцы начали медленно, но неуклонно увеличивать производство. Это привело к появлению версии StuG III Ausf. B, немного улучшенной по сравнению с Ausf.A, которые были построены в весьма ограниченном количестве.
StuG III Ausf.B. Источник: Т.Л. Jentz и HL Doyle Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz Дорога к Sturmgeschütz III Ausf.BПроизводство первых предсерийных машин серии StuG III было начато в 1937 году. Эти машины серии 0 служили в основном для испытаний, а также в качестве испытательных стендов и учебных машин. В то время как немецкая армия считала желанной машину, которая могла бы обеспечить мобильную огневую поддержку, отставшие промышленные мощности едва могли удовлетворить потребности танковых дивизий. Потребовались годы, прежде чем первые действующие автомобили были действительно произведены. 19 октября38, Waffenamt (англ. Ordnance Bureau) выдало производственный заказ на 280 машин. В том числе 30 машин серии Ausf.A и 250 машин версии Ausf.B (номера шасси с
по
).Первый производственный заказ на 30 машин (версия Ausf.A) был едва выполнен к моменту запланированного наступления Германии на западных союзников в мае 1940 г. Удивительно, но их общие боевые характеристики не были документально подтверждены немцами и даже вряд ли упоминается в источниках. Сообщалось, что только один StuG III Ausf.A был потерян, но его нашли и отремонтировали. Выступление StuG III во Франции было признано успешным, и армейские официальные лица потребовали увеличения серийного производства новой версии. В результате предыдущий заказ в 250 StuG III Ausf.B был увеличен на 50 (номер шасси 9с 0501 по
).
StuG III Ausf.A, визуально почти идентичный более поздней версии Ausf.B. Источник: Anderson SturmartillerieДаже в отношении известных машин, таких как StuG III, источники расходятся во мнениях относительно того, сколько их было построено. Ранее упомянутые числа предоставлены Уолтером Дж. Спилбергером в Sturmgeschütz и его вариантах . Т.Л. Jentz и HL Doyle ( Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz ) также приводят те же цифры. С другой стороны, Д. Нешич в Наоружанье Другог Светско Рата-Немачка предполагает несколько большее число — 320. Разницу в 20 машин можно объяснить тем, что также было построено около 20 гибридных машин Ausf.A/B.
Вторая версия StuG известна как Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschütz 75 mm Kanone Ausführung B , или, проще говоря, как StuG III Ausf.B. Это был более или менее тот же автомобиль, что и предыдущая версия. Тем не менее, некоторые изменения были внесены для устранения недостатков, отмеченных на Ausf.A. StuG III Ausf.B должен был строиться с использованием корпусов Panzer III Ausf.G и серий H. Первая серийная партия из 250 машин началась 19 июля.40 и закончились в марте 1941 года. Остальные 50 были построены в период с марта по апрель (или май, в зависимости от источника) 1941 года. Производство велось Alkett вместо Daimler-Benz. Alkett оставался заводом, производившим большую часть машин StuG III, до конца войны, когда к производству присоединились MAN и MIAG.
Организация и распределение по подразделениямВ первые годы войны из-за весьма ограниченных мобилизационных промышленных возможностей Германии производство новых машин StuG III шло медленно. Например, во время немецкого наступления на Францию и ее союзников 19 мая40, единственные 24 имевшихся StuG были распределены по четырем батареям: 640-й, 659-й, 660-й и 665-й. Из-за ограниченного количества имеющихся машин немцы были вынуждены развернуть их в составе небольшой sturmartillerie batterie (англ. штурмовая артиллерийская батарея). Они были разделены на три zuge (англ. взводы), каждый из которых был оснащен всего двумя машинами. Со временем, когда стало доступно больше StuG III, их численность была увеличена до abteilungen (англ. Батальон) из 18 машин. Эти батальоны были разделены на три батареи по 6 машин в каждой. Они будут дополнительно усилены тремя дополнительными машинами, которые будут переданы командирам взводов.
Незадолго до наступления в мае 1940 года Ваффен-СС, военная ветвь нацистской партии, медленно формировала свои первые более крупные боевые порядки. Командир этого формирования Генрих Гиммлер хотел, чтобы для дивизии LSSAH ( Leibstandarte SS Adolf Hitler ) было предоставлено лучшее оружие. Эта дивизия была сформирована путем объединения трех полков СС: «Германия», «Дер фюрер» и «Германия». Сам Гиммлер призывал к созданию штурмовых батарей СС. Он получил ответ 7 мая 1940 из состава Oberkommando des Heeres (англ. Верховное командование немецкой армии). В этом письме Гиммлер был проинформирован о том, что из-за нехватки оружия даже для армии формирование СС должно было получить мало тяжелого оружия. Это, однако, включало в себя четыре машины StuG III. Есть упоминание о сокращении количества машин в расчете на батарею с 6 до 4 StuG III.
Несмотря на недоверие немецкой армии к СС, учитывая их связи с самим фюрером, она мало что могла сделать, кроме как подчиниться. LSSAH получит свои машины StuG III в течение 19 мая.40. Поскольку их экипажи все еще проходили обучение, они не участвовали в боевых действиях на Западном фронте.
Благодаря увеличению производства Ausf.B и более поздних модификаций к лету 1940 г. стало возможным увеличить размер штурмовых батарей до размера батальона. В 1941 г. появилась возможность оснастить больше батарей командирской машиной, заменив Sd.Kfz.253 в этой роли. Даже с увеличением производства StuG III они по-прежнему оставались частью независимых подразделений, которые в зависимости от потребностей прикреплялись к другим пехотным подразделениям. Первым исключением из этого правила был полк «Великая Германия», который после окончания западной кампании навсегда получил 640-ю батарею. Ваффен СС в очередной раз попытались получить большое количество постоянно закрепленных за ними StuG III. На этом раннем этапе им пришлось довольствоваться получением батареи всего из шести машин. Увеличение количества батарей на дивизию Ваффен СС было начато в конце 1941, но для его полной реализации потребовалось некоторое время.
ДизайнВизуально новый Ausf.B очень похож на Ausf.A, однако в него были внесены некоторые незначительные изменения, которые помогают отличить эти две версии. Важно отметить, что некоторые изменения коснулись не всех машин, и наличие элементов обеих версий на одной машине не было редкостью. Серия StuG III была основана на шасси Panzer III и имела много общих компонентов, в основном связанных с конструкцией корпуса и подвески. В случае с StuG III Ausf.B он базировался на шасси танков Panzer III Ausf.G и H.
г. Panzer III Ausf.H служил базой для машин StuG III Ausf.B. Источник: www.panzernet.net КорпусКорпус StuG III Ausf.B можно разделить на три основные части: переднюю трансмиссию, центральное боевое отделение и заднее моторное отделение. В передней части корпуса размещались системы трансмиссии и рулевого управления, и он был защищен наклонным бронелистом. В передней части корпуса располагались два двухсекционных смотровых люка квадратной формы.
Над защищенным передним корпусом, где размещались трансмиссия и рулевое управление, были размещены два двухсекционных люка квадратной формы для осмотра тормозов. Хотя эта машина является версией Ausf.A, более поздняя версия Ausf.B не претерпела никаких изменений в этой части машины. Источник: www. worldwarphotos.info Подвеска и ходовая частьНа StuG III Ausf.B, как и на предыдущей версии, использовалась торсионная подвеска. Чтобы уменьшить вероятность случайного сброса гусеницы, первый возвратный каток был сдвинут немного вперед. В попытке повысить общую подвижность машины на Ausf.B применили несколько более широкие гусеницы. Их расширили с 380 до 400 мм. На шесть сдвоенных опорных катков был добавлен широкий резиновый обод для увеличения срока их службы. Еще одним визуальным изменением стало использование модифицированных литых передних ведущих колес. Некоторые автомобили сохранили звездочки старого типа.
г. Ходовая часть Stug III Ausf.A крупным планом. Источник: www.panzernet.netAn Ausf.B с передней звездочкой старого типа, используемой на Ausf.A. Источник: www.panzernet.net Это будет заменено новым литым передним ведущим колесом. Также обратите внимание на первый возвратный ролик, который был перемещен вперед. Источник: www.worldwarphotos.info. Отличием этого двигателя от предыдущего стало использование новой системы смазки.Изображение двигателя Maybach HL 120.Источник: Walter J. Spielberger Sturmgeschütz and its Variations Трансмиссия 8 145 полуавтоматических трансмиссий. Теоретически он обеспечивал Ausf.A максимальную скорость до 70 км/ч, но был слишком сложен и склонен к частым поломкам. Практически с самого начала это оказалось непригодным для использования в долгосрочной перспективе. Поскольку это оказалось слишком проблематично, его заменили на гораздо более простой трансмиссионный агрегат SSG 76. Надстройка
Коробчатая верхняя надстройка практически не изменилась, за исключением небольшого изменения конструкции верхнего люка. Еще одним небольшим изменением стало удаление двух расположенных сзади ящиков для хранения.
Чертежи вида сверху StuG III Ausf.A (сверху) и B (снизу). Обратите внимание на небольшое отличие в конструкции люков перископа наводчика, расположенных в верхней левой части, сразу за местом механика-водителя. Источник: Т. Л. Jentz и HL Doyle Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz Броневая защитаБроневая защита StuG III Ausf.B не изменилась по сравнению с предыдущей версией. Он был хорошо защищен лобовой броней толщиной 50 мм. Бока и задняя часть стали несколько легче, на 30 мм. Незначительным улучшением защиты Ausf.B стало добавление металлического кожуха для nebelkerzenabwurfvorrichtung (англ. система стойки для дымовых гранат), который располагался в задней части корпуса.
В качестве незначительной модификации StuG III Ausf.B и более поздние версии, использовавшие эту систему, получили бронированный кожух системы крепления дымовых гранат, расположенный в задней части машины. Источник: warspot.ru ВооружениеОсновное вооружение осталось таким же, как и в предыдущей версии. Оно состояло из 7,5 cm StuK 37 L/24. Поскольку он был задуман как оружие непосредственной поддержки, у него была довольно низкая начальная скорость. Несмотря на это, это было достаточно точное орудие, со 100-процентной вероятностью попадания в бою на дальности до 500 м. Точность упала до 73% на 1 км и до 38% на дистанциях более 1,5 км.
Хотя он в первую очередь предназначался для поражения укрепленных позиций осколочно-фугасным снарядом 7,5 cm Gr Patr весом 5,7 кг (скорость 420 м/с), он также был достаточно хорош для поражения бронетехники противника. Этот факт часто затмевается его ролью непосредственной поддержки. 7,5 cm PzGr patr представлял собой бронебойный снаряд массой 6,8 кг с начальной скоростью 385 м/с и мог пробить около 39мм брони под углом 30° на дистанции 500 м. 7.5 NbGr Patr был снарядом для дымовой завесы. 7,5 cm StuK 37 был оснащен панорамным прицелом типа Rundblickfernrohr RblF 32 . Угол возвышения орудия от -10° до +20°, при этом угол поворота ограничивался 12° на борт. Боекомплект состоял из 44 выстрелов, в основном хранившихся перед заряжающим. Дополнительно для защиты экипажа предусматривался пистолет-пулемет MP38 или 40.
Будучи короткоствольным орудием, 7,5-см StuK 37 L/24 был весьма эффективным оружием при использовании против укрепленных позиций и легкобронированных танков. Многочисленные следы уничтожения на этом транспортном средстве явно свидетельствуют об этом. Источник: /www.worldwarphotos.info Первые StuG III не имели пулемета для самообороны от пехоты. Немцы считали, что StuG III будет действовать в тесном взаимодействии с дружественными пехотными соединениями, что обеспечит достаточную огневую мощь для преодоления вражеской пехоты. Это оказалось не так, и более поздние версии получили пулемет со щитом и даже дистанционно управляемую установку. Экипаж этой машины, по-видимому, добавил небольшую импровизированную установку для пулемета, управляемого заряжающим. Источник: /www.worldwarphotos.info ЭкипажЭкипаж машины состоял из четырех человек: командир, водитель, заряжающий и стрелок. При этом заряжающие располагались справа от орудия, а остальной расчет размещался напротив них. Водители располагались с левой передней стороны корпуса. Сразу за ними был наводчик, а сразу за ними командиры.
Из-за небольших размеров в нем могли разместиться только четыре члена экипажа. Хотя это и не идеально, этого оказалось достаточно для своей роли. Источник: www.panzernet.net В бою В ЮгославииStuG III Ausf.B впервые участвовал в боевых действиях во время оккупации Югославии и Греции на Балканах. Война на Балканах была инициирована итальянцами во время их неудавшегося вторжения в Грецию. После ухудшения их военного положения они обратились за помощью к своим немецким союзникам. Рассчитывая на своих балканских союзников и нейтралитет Югославии, немецкая армия готовилась к вторжению в Грецию. Вся ситуация осложнилась свержением югославского правительства 27 марта 19 г.41 просоюзническими военными. Гитлер был в ярости от такого развития событий и приказал оккупировать Югославию.
Для предстоящей Балканской кампании было доступно только четыре дивизиона штурмовых орудий. Это были 184-я и 197-я, которые были выделены во 2-ю армию, а 190-я и 191-я — в состав 12-й армии. 184-й и 197-й участвовали в наступлении на Югославию. Они должны были атаковать из Германии в направлении современных Словении и Хорватии. Их продвижение было заблокировано, так как югославская армия взорвала множество жизненно важных мостов. В конце концов они переправятся в Югославию. Учитывая быстрый развал югославской армии, их боевое применение, вероятно, было ограниченным. Тем не менее, по крайней мере два StuG III были потеряны в Югославии.
Четыре StuG III Ausf.B из 184-го дивизиона штурмовых орудий в Словении, 12 апреля 1941 г. Источник: Боян Б. Думитриевич и Драган Савич Oklopne jedinice na Югословенском ратишту Вероятно, такие же машины где-то в Хорватии. Четыре. Источник: Д. Предоевич, Оклопна возила и оклопне построила у другого светского рату у ХрватскойДве другие батареи штурмовых орудий дислоцировались в Болгарии. Оттуда они пересекут границу с Грецией и приступят к атаке линии Метаксы. К сожалению, как и во французской кампании, их боевое применение в этой операции немцами плохо задокументировано.
В документах 190-го штурмового батальона упоминаются боевые действия в первые дни кампании. Первое боевое сражение 190-го штурмового батальона произошло 6 апреля 1941 года, когда они прикрывали огнем немецкую пехоту в районе Чорбадшико. Эта атака провалилась перед укрепленными позициями греческой армии. На следующий день после сильного артиллерийского обстрела эта позиция была взята. С 9 по 10 апреля 190-й штурмовой батальон помогал зачищать оставшиеся обороняющиеся позиции бункеров, прежде чем, наконец, форсировать реку Нестос.
191-му штурмовому батальону было поручено поддерживать 72-ю пехотную дивизию. Главной целью этой дивизии было овладение перевалом Рупель. Учитывая сильно укрепленные позиции и холмистую местность, StuG III не могли быть эффективно использованы. Немцы не смогли преодолеть сильные позиции противника. К 9 апреля защитники оставили свои позиции, что дало возможность немцам прорваться в тыл противника.
A StuG III Ausf.B из состава 191-го батальона, наступающего через Грецию. Источник: T. Anderson Sturmartillerie Spierhead of the Infantry В Советском СоюзеДля предстоящего вторжения в Советский Союз немцам удалось сформировать 12 дивизионов штурмовых орудий и 5 дополнительных батарей, оснащенных в основном версиями Ausf. B, хотя также и меньшим количеством Ausf.A. и более поздние версии C и D. Они были разделены на три Heeresgruppen (англ. Армейские группы), Nord (англ. Север), Mitte (англ. Центр) и Süd (англ. Юг). Учитывая, как и предполагалось, основные усилия должна была нанести группа армий «Центр». На этот участок фронта было выделено восемь штурмовых батальонов: 177-й, 189-й191-й, 192-й, 201-й, 203-й, 210-й и 226-й. Группа армий «Север» получила пять батарей (659-я, 660-я, 665-я, 666-я и 667-я) при поддержке двух батальонов (184-й и 185-й). Остальные два батальона (190-й и 197-й) позже были усилены 202-м и 209-м батальонами, работавшими с группой армий «Юг».
Несмотря на ожидания быстрого развала Советской Армии, этого не произошло. Вместо этого немцы столкнулись с сильным и упорным сопротивлением противника. Например, в случае 184-го батальона из его первоначальной 21 машины к 20 августа в строю находилось только 16.41. Два StuG III были полностью уничтожены и нуждались в замене. Что касается 203-го батальона, в отчете от 14 августа 1941 г. упоминалось, что была потеряна только одна машина, но также упоминалось, что только от 33% до 66% машин были в рабочем состоянии, а остальные были выведены из строя, ожидая своей очереди. получить новые двигатели.
StuG III, хотя и не предназначались для поражения брони противника, могли легко поражать советские легкие танки благодаря своим бронебойным снарядам, которые могли пробить около 34 мм брони на расстоянии 1 км. Помимо того, что немецкая разведка серьезно недооценила боевую мощь и решимость противника, она также не смогла выявить новые конструкции советских танков — Т-34 и серию КВ. Бронебойный снаряд StuG III оказался практически бесполезен против брони этих новых танков. В огневых испытаниях, проведенных на Восточном фронте в сентябре 19 г.41 было установлено, что лобовая броня Т-34 не пробивалась штатными бронебойными снарядами. В редких и удачных случаях пробивалась лобовая броня башни. Борт и корма также были невосприимчивы к немецким бронебойным снарядам калибра 7,5 см. Единственным уязвимым местом был нижний борт корпуса, который можно было легко пробить. Осколочно-фугасный снаряд оказался более эффективным. Хотя он не мог пробить толстую броню противника, он был достаточно прочным, чтобы серьезно повредить машину и ее механические компоненты.
Несмотря на безнаказанность немецких противотанковых орудий, советские танкисты были разочарованы плохим руководством, плохой логистикой, плохим обслуживанием, неопытностью и отсутствием запчастей. В 201-м батальоне сообщили, что 2 октября не менее двух танков Т-34-76 начали обстрел поврежденной машины StuG III. Немецкие StuG начали отступать, чтобы предупредить других о наступающих танках противника. Два советских танка следовали за поврежденным StuG III. Оставшиеся StuG III вступили в бой, и после короткого боя вражеские танки Т-34 были уничтожены.
A StuG III Ausf.B где-то в Советском Союзе в 1941 году. Хотя деревянные бревна служили импровизированной защитой, их назначение, скорее всего, помогало преодолевать сложные препятствия. Источник: /www.worldwarphotos.infoПотери, понесенные в ходе войны, и внедрение более поздних улучшенных версий в конечном итоге привели к тому, что уцелевшие Ausf.B были отозваны обратно в Германию. Оказавшись там, их в основном направляли в учебные заведения, такие как S turmgeschütz Ersatz und Ausbildung Abteilung 9.0013 (англ. Replace and Training Battalion), который в 1944 году дислоцировался в Дании и имел на вооружении как минимум один Ausf.B.
Будучи самой защищенной немецкой машиной в начале войны, StuG III не была непобедимой, и многие из них были потеряны в 1941 году. расположен в Дании, 1944 г. Источник: T. Anderson Sturmartillerie Spierhead Of the Infatry В руках СоветовБои в Советском Союзе были тяжелыми для обеих сторон, что часто приводило к огромным потерям в людях и материалах. Чтобы компенсировать потерю техники, немцы и Советы часто повторно использовали трофейные машины. У Советов была как минимум одна трофейная машина StuG III Ausf. B, принадлежавшая 197-му дивизиону штурмовых орудий.
A StuG III Ausf.B в советских руках. Источник: warspot.ru Модификации StuG III Ausf.A/B ГибридыИз-за частых задержек в производстве, в основном из-за внедрения новой трансмиссии на Panzer III и отсутствия новых доступных шасси, было построено около 20 дополнительных вариантов StuG III Ausf.A с надстройками, предназначенными для StuG III. Версия Ausf.B.
Необычный гибрид StuG III Ausf.A/B, использовавшийся в качестве замены задержанного производства более поздней серии Ausf.B. Источник: Т.Л. Jentz and HL Doyle (199) Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz Sturminfanteriegeschütz 33Из-за необходимости сражаться с хорошо укрепившимися советскими позициями под Сталинградом немцы спешно модифицировали для этой роли около 24 машин StuG III. Модификация была простой, так как исходная надстройка StuG III была заменена на новую коробчатую, вооруженную 150-мм пушкой. Первый прототип базировался на шасси StuG III Ausf. B. В некоторых из 24 перестроенных Sturminfanteriegeschütz 33 (англ. штурмовая пехотная пушка) использовались компоненты, взятые из StuG III Ausf.A и B.9.0006 В этой конкретной машине используется переднее ведущее колесо Ausf.A с комбинацией подвижного возвратного катка и более широких гусениц Ausf.B. Источник: Т.Л. Jentz and HL Doyle (2006) Panzer Tracts No.9-1 Sturmpanzer
Танк с дистанционным управлениемПо крайней мере один StuG III Ausf.B был модифицирован как Leitpanze r (англ. нести небольшой Landungsträge r (английский: подрывной заряд). Для этого варианта убрана пушка и добавлено улучшенное радиооборудование с большой стержневой антенной длиной 2 м.
По крайней мере один StuG III Ausf.B был переоборудован в Leitpanzer. Источник: T. Anderson Sturmartillerie Spierhead Of the Infantry Fahrschul SturmgeschützНеизвестное количество StuG III Ausf.B использовалось в качестве учебных машин. Их роль была очень важна, так как неопытные и необученные экипажи имели небольшой боевой потенциал на полях сражений.
Этот StuG IIII Ausf.B использовался в качестве учебной машины. Обратите внимание на знак Fahrschule (англ. Автошкола), нарисованный на правой передней стороне надстройки. Этот конкретный автомобиль довольно интересен, так как его отверстие в верхней левой части надстройки было полностью закрыто. Источник: Т.Л. Jentz и HL Doyle Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz ЗаключениеКак и его предшественник, StuG III Ausf.B также показал, что концепция штурмового орудия оказалась успешной. С технической стороны он решил некоторые механические проблемы, присутствующие на Ausf.A, но также в некоторой степени улучшил подвижность. Кроме того, их было построено в гораздо большем количестве, что позволило немцам сформировать дополнительные подразделения StuG. Хотя в конечном итоге он был заменен улучшенными версиями, некоторые из Ausf.B оставались в эксплуатации до конца войны.
StuG III Ausf.B технические характеристики | |
Размеры (Д-Ш-В) | 5,38 х 2,92 м х 1,95 м |
Общий вес | 20,7 т |
Экипаж | 4 (командир, наводчик, заряжающий и водитель) |
Скорость | 40 км/ч, 20 км/ч (по пересеченной местности) |
Ассортимент | 160 км, 100 км (кросс) |
Вооружение | 7,5 см L/24 |
Броня | 10-50 мм |
Двигатель | Maybach 120 TRM 265 л.с. при 2000 об/мин |
Общее производство | от 300 до 320 |
Источники
- Д. Дойл (2005). Немецкая военная техника, публикации Краузе.
- Д. Нешич, (2008), Наоружанье Другог Светско Рата-Немачка, Белград
- Уолтер Дж. Спилбергер (1993) Sturmgeschütz and its Variants, Schiffer Publishing Ltd.
- Т.Л. Дженц и Х.Л. Дойл (1999) Panzer Tracts No.8 Sturmgeschütz
- Т.Л. Дженц и Х.Л. Дойл (2006) Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf. Э, Ф, Г, Ч
- П. Чемберлен и Х. Дойл (1978) Энциклопедия немецких танков времен Второй мировой войны — исправленное издание, Arms and Armor Press.
- Х. Шайберт (1994) Panzer III, Schiffer Publishing
- Уолтер Дж. Спилбергер (2007) Panzer III и его варианты, Schiffer Publishing Ltd.
- B. Carruthers (2012) Бронированные штурмовые орудия Sturmgeschütze, ручка и меч
- М. Хили (2007) Panzerwaffe Volume two, Ian Allan
- Т. Андерсон (2016) Sturmartillerie Spearhead of the Infantry, Osprey Publishing
- К. Саррацин (1991) Sturmgeschütz III The Short Gun Versions, Schiffer Publishing
StuG III G — немецкая ПТ-САУ V уровня
Blitz Ангар
База танков и советы по World of Tanks Blitz
Если вам нравится проект, поддержите его на Патреон или взгляните на наш Магазин товаров
Стоимость
- 400 000
- 7 000
Предшественник
- ИВХетцер
Преемник
- VIJg. Pz. IV
- В.И.Нашорн
Конфигурация
Провизия
Оборудование
Модули
Навыки экипажа
Расходные материалы
- 90-е годы
- 90-е годы
- 90-е годы
- 75 с
15 с
- 90-е годы
- 75 с
15 с
Бустеры
Параметры
Сравните параметры танка с другими из:
570
HP
6 / 10
255,3 м
Дальность обзора
2 / 10
Огневая мощь
1679
DPM
4 /10
150
Проникновение
3 /10
160
Урон
7 /10
100
Уносимых / урони.
Взрывной урон
925
Скорость
3 / 10
12.00%
Потери пробития на дистанции
—
Радиус взрыва0006
1417
DPM
6/10
194
Проникновение
3 /10
135
Повреждение
6 /10 0006
100
Обоснованными / урона
Вершинный урон
1156
Velocity
3 /10
10,31%
Потеря проникновения на расстоянии
—
Радиус взрыва
2099
DPM
6 /10995 2099
DPM
6/1099
2099
DPM
6 /10995 2099
DPM
6 /10995 2099
DPM
6. 1000060006
40
Проникновение
6/10
200
Урон
6 /10
100
Устройства / повреждение экипажа
9 /
—
.
3 /10
-%
Потеря проникновения на расстоянии
1,06
Радиус взрыва
9 /10
Проникновение
Урон
Устройства / Экипаж. 0005 Burst damage
Velocity
%
Penetration loss over distance
Explosion radius
75.0
Caliber
9 / 10
10.49
Rate of fire
3 / 10
5.72
Reload time
3 / 10
—
Время перезарядки магазина
Время до загрузки следующего снаряда
—×
Размер магазина
—
Время до готовности следующего снаряда
Обращение с оружием
1,61
Базовое время сведения
1 / 10
0.312
Dispersion
2 / 10
Dispersion factors
0.120
When moving
1 / 10
0.120
When rotating
1 / 10
0.080
При повороте башни
1 / 10
3.000
После выстрела
1 / 10
Углы орудия
7 °
депрессия
4 /10 0006
20 °
Высота
5 /10
15 ° / 15 °
Прицельная дуга (слева / справа)
5 /10000647,91191
5 /10000647,911 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000
5 /10000647,911
Траверная скорость башни1/10
Мобильность
20. 50
Вес
7 /10
50
ВЕРСИТЕЛЬ
3 /100006
16
4 /1000069
. Соотношение веса
21.68
On hard terrain
2 / 10
17.91
On medium terrain
2 / 10
13.73
On soft terrain
2 / 10
Traverse speed
59.05
On жесткая ландшафт
1 /10
48,78
на средней местности
1/10
37,40
на мягкой местности
1 /10
5,31M × 2,46M × 1,71M
99 5,31M × 2,46 м.0005 4 /10Скрытие
42,40%
, в то время как все еще
4 /10
8,00%
, в то время как перемещение
10/10
17,48%
при запуске, в то время как все еще
1 /20099%
. 5,40%
При стрельбе на ходу
10 / 10
Дальность видимости противником с дальностью обзора 279 м
181,9 м
В неподвижном состоянии
260,7 м
В движении
239,0 м
При стрельбе на месте
266,6 м
При стрельбе в движении
Основная броня
164–205
123–164
82–123
41–82
0–41
Разнесенная броня
184–230
138–184
92–138
46–92
0–46
Голова
Сбоку
Сзади
Инициализация…
Пик-а-бу Не рекомендуется
- Рассеивание хороший
- Дисперсия в движении хороший
- Соотношение мощность/вес хороший
- Скорость назад хороший
- Прицельная дуга плохой
Не рекомендуется
- Рассеивание хороший
- Дисперсия в движении хороший
- Соотношение мощность/вес хороший
- Скорость назад хороший
- Прицельная дуга плохой
Вы прячетесь за укрытием, полностью перезаряжаете свое оружие, предварительно прицеливаетесь и ускользаете за секунду сделать один поражающий выстрел. Прежде чем враг поймет, что вы снова спрятался. Достойная подвижность и стабилизация прицеливания и вы конечно может осуществить это один.
Снайперская стрельба на дальние дистанции Хороший
- Рассеивание хороший
- Скорость снаряда хороший
- Повреждать хороший
- Проникновение хороший
Хороший
- Рассеивание хороший
- Скорость снаряда хороший
- Повреждать хороший
- Проникновение хороший
Прятаться в кустах на холме и стрелять по врагам с другой стороны карты. Если вы не возражаете против всей ненависти, которая приходит с этим, тогда вы просто нужно хорошее рассеивание и пробитие, чтобы каждый выстрел был засчитан.
Линия фронта Не рекомендуется
- Передняя броня плохой
Не рекомендуется
- Передняя броня плохой
Забудьте о скалах, холмах, зданиях и прочем укрытии. Сделай себя прикрытие для ваших товарищей по команде. Конечно, это работает, только если у вас очень хорошую броню и уметь ею пользоваться или… ну если ты уже мертв.
Круг смерти Не рекомендуется
- Прицельная дуга плохой
- Скорость перемещения хороший
- Соотношение мощность/вес хороший
Не рекомендуется
- Прицельная дуга плохой
- Скорость перемещения хороший
- Соотношение мощность/вес хороший
Двигайтесь за медленными истребителями танков и тяжелыми танками и продолжайте кружить вокруг них, чтобы избежать удара, делая легкие выстрелы в спину врага. Требуется хорошая скорость перемещения и ускорение.
Ударь и беги Хороший
- Диапазон просмотра хороший
- Скорость вперед хороший
- Соотношение мощность/вес хороший
Не рекомендуется
- Диапазон просмотра хороший
- Скорость вперед плохой
- Соотношение мощность/вес хороший
Спрячьтесь в кустах, заметьте врага незаметно.