Самоходная артиллерийская установка СУ-76М — парк Патриот

СУ-76 самая массовая самоходно-артиллерийская установка отечественного производства периода Великой Отечественной войны.

Страна производительСССР
Год производства1943 — 1945гг.
УникальностьРаспространённый
ЭпохаВремён войны
ТипСамоходная артиллерийская установка
СерийностьСерийный (произведено 13684 единиц)

Интересные факты
Особенность конструкцииСконструирована на базе легкого танка Т-70. Относится к типу полузакрытых самоходных установок. Рубка без броневой крыши расположена на кормовой части корпуса.
Происхождение экспоната
С 1. 09.1962 г находилась в распоряжении 38 НИИ БТВТ в в/ч 75221. 15.12.86 г. передана в танковый музей БТВТ в Кубинке.
Боевое применениеПрименялись на всех фронтах завершающего периода Великой Отечественной войны, а также в Маньчжурской стратегической наступательной операции, последней стратегической наступательной операции Второй мировой войны.
Подвижность
ДвигательРядный, четырехтактный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения ГАЗ-203
Мощность двигателя2х70 л.с.
Максимальная скорость45 км/ч
Запас хода260 км
Вооружение
Орудие76,2-мм пушка ЗИС-3 / 60 шт
Пулемет7,62-мм Д / 945 шт
Бронирование
Лобовая броня25 мм
Лобовой корпус35 мм
Бортовой корпус15 мм
Тип брониСтальная, катанная
Дополнительно
Экипаж4 человека
Средства связиРадиостанция 12-РТ-3 или 9-РМ, танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф
Боевая масса10,5 тонн

Описание:

СУ-76 М, одна из модернизаций самой многочисленной САУ отечественного производства, стоявшей на вооружении Красной Армии в период Великой Отечественной войны.

СУ-76 разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года на базе легкого танка Т-70 под непосредственным руководством  Семёна Александровича Гинзбурга.

Модернизированный вариант СУ-76М отличался более высоким запасом  моторесурса и отсутствием бронированной крыши боевого отделения.

Принята на вооружение в июле 1943 года. Серийно выпускалась с 1943 по 1945 год на ГАЗе, на заводах №38 в Кирове и №40 в Мытищах. Всего выпущено 13684 модернизированных САУ.

Самоходная артиллерийская установка поступала на вооружение легких самоходно-артиллерийских полков, отдельных самоходно-артиллерийских дивизионов, входящих в состав гвардейских стрелковых дивизий.

Машины использовались как мобильное средство сопровождения пехоты (конницы) и как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника.

СУ-76М относится к типу полузакрытых самоходных установок.

Рубка без броневой крыши расположена на кормовой части корпуса. Дверь в кормовом листе рубки служила для посадки трех членов экипажа в боевое отделение и загрузки боекомплекта, для механика-водителя имелся отдельный люк в отделении управления. Открытая рубка была удобна для работы экипажа, снималась проблема загазованности боевого отделения при стрельбе, при необходимости было просто покинуть машину. Сверху боевое отделение закрывалось брезентовым тентом. САУ была простой в обслуживании, малошумной, маневренной, имела высокую проходимость по лесисто-болотистой местности. 

Основное вооружение 76,2-мм пушка ЗИС-3 обр. 1942г. с вертикально-клиновым затвором и с длиной ствола 42 калибра имела наибольший угол возвышения среди всех советских серийных самоходок. Дальность стрельбы достигала 12100м. Рубка и корпус машины имели противопульную броневую защиту. Силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых двигателей общей мощностью 140 л.с., соединенных последовательно как и на базовом шасси ( танк Т-70).

СУ-76М широко использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, самоходные установки могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. 

Особое значение имели установки в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. Низкое удельное давление на грунт СУ-76М позволяло беспрепятственно передвигаться по любой трудно-проходимой местности. Благодаря хорошим показателям подвижности СУ-76М часто включали в состав передовых отрядов при преследовании отступавшего противника.

После войны СУ-76М в Советской Армии эксплуатировались до начала 50-х годов. Несколько десятков машин, переданные КНДР принимали участие в Корейской войне.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М представлена в экспозиции «Освобождение» Музейного комплекса  Площадка №1 в парке «Патриот».

Все экспонаты парка патриот

САУ СУ-76 Фото.

Видео. Вооружение. Устройство

Осенью 1942 г. на базе танка Т-70 была разработана легкая самоходная артиллерийская установка под заводской маркой СУ-12. 9 декабря того же года состоялось правительственное испытание машины. Самоходная установка получила армейское наименование СУ-76 и была принята на вооружение Красной Армии. В январе 1943 г. началось серийное производство самоходных установок. Машина была предназначена для поддержки

САУ СУ-76 — видео

В передней части установки находилось место водителя. С правой стороны располагалась силовая установка, агрегаты трансмиссии. В кормовой части машины находилась боевая рубка с 76-мм пушкой ЗИС-З. Боевая рубка была защищена крышей толщиной 7 мм. Лобовая часть корпуса и рубка закрывались броней, толщина которой составляла 25—35 мм. Всего было произведено 360 установок.

Практически сразу стало очевидно, что САУ СУ-76 имеет серьезные дефекты. К ним были отнесены следующие: два карбюраторных двигателя через две коробки передач работали параллельно на один общий вал. Именно поэтому во время переключения передач нередко срезались шестереночные зубья. К тому же при стрельбе в боевом отделении была большая загазованность. Это серьезно мешало экипажу. Государственный комитет обороны постановил в самые кратчайшие сроки устранить все недостатки. В 1943 г. после модернизации машины, началось серийное производство усовершенствованных САУ СУ-76М.

Советская легкая САУ СУ-76M в городском бою. Судя по углу возвышения,бьет по верхним этажам домов разбивая,например, пулеметные гнезда или позиции фаустников. Скорее всего расчетам орудия ЗИС (которое виднеется чуть впереди) и даже какой-то гаубицы (у входа под арку) этого сделать не удалось(по всей видимости здорово мешал огонь противника), вот и подогнали САУ.

Теперь в машине два двигателя были размещены последовательно друг за другом. Коленчатые валы соединялись между собой. Броневую крышу убрали. Это было сделано потому, что крыша мешала наводке орудия. Помимо того, упростилась трансмиссия, благодаря чему управление стало более простым. Масса самоходной установки снизилась с 11,2 т до 10,5 т. С точки зрения артиллеристов, новая самоходная установка СУ-76М получилась удачной. Кроме того, условия для экипажа стали более комфортными. Самоходки имели большую скорость. Благодаря своей легкости установка прекрасно маневрировала на поле боя. САУ СУ-76 весьма эффективно уничтожали пулеметные точки, легкие танки врага и минометные батареи.

САУ СУ-76М проявили себя и при отражении атак пехоты, в наступлении, разрушении ДОТов и ДЗОТов, при уничтожении танков. Подкалиберный заряд универсальной дивизионной пушки ЗИС-З на расстоянии 500 м мог пробить броню вражеского танка, толщина которого составляла 91 мм. У средних немецких танков типа «Пантеры» и «Тигра» как раз была такая толщина брони.

Самоходные артиллерийские установки СУ-76М гвардии подполковника Василия Степановича Шоничев (1910 г.р., командир 1513 сап), первыми вступившие на австрийскую землю, проходят по улицам одного из населенных пунктов Австрии.

 

Боекомплект установки СУ-76М состоял из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. В него также входил переносный пулемет ДТ для самообороны. Хорошая броня самоходки защищала экипаж от огня, малокалиберной артиллерии и осколков. Все СУ-76М были снабжены радиостанциями. На шоссе установка развивала скорость 41—45 км/ч, на грунтовой дороге — до 25 км/ч. Запас хода самоходки был 320 и 190 км соответственно. Установка могла преодолеть окоп шириной до 2 м и имела подъем до 30*. Также СУ-76М могла пройти брод глубиной до 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно было отнести небольшие размеры, невысокое удельное давление на грунт. Оно составляло 0,545 кгс/см2. САУ 76М могла передвигаться по лесисто-болотистой местности. Эго давало возможность установке сопровождать пехоту в тех местах, где не могли передвигаться средние танки.

У установки была весьма эффективная система охлаждения, а также присутствовал надежный предпусковой подогреватель двигателя. Благодаря этому СУ-76М могла принимать участие в боях в разное время года. Установка работала на автомобильных 6-цилиндровых двигателях, которые были освоены немного раньше до начала войны. Двигатели были весьма надежными. Они могли долгое время работать в танковом режиме.

Летом 1943 г. Горьковский автомобильный завод был основным предприятием, изготавливающим СУ-76М. Именно этот автозавод имел большие возможности в плане производства, а также квалифицированные инженерные кадры. Заместитель главного конструктора по танкостроению Н. А. Астров руководил работой по технологии массового производства самоходных артиллерийских установок.

В конце 1943 г. производить СУ-76М стали еще и на подмосковном заводе, где было открыто конструкторское бюро. На специализированных предприятиях производились бронекорпуса, которые затем поставляли на завод. За 1943 г. было выпущено 928 установок, в 1944 г. удалось изготовить в 3,7 раза больше машин.
На Горьковском заводе постоянно шла модернизация самоходных установок. Усовершенствование касалось брони и вооружения. Летом 1943 г. были созданы СУ-74А и СУ-74Д с танковой пушкой Ф-34 и с одиночными двигателями — ЗИС-16Ф и импортным дизельным агрегатом. В конце 1943 г. произошел выпуск самоходной артиллерийской установки, предназначенной для уничтожения вражеских танков СУ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС.

В конце Великой Отечественной войны легкие самоходные артиллерийские установки вели сражения и с тяжелыми танками противника. Тысячи установок СУ-76М вступили на территорию Германии, участвовали в уличных боях, где особенно пригодилась маневренность и подвижность САУ.

Всего было произведено около 14 300 самоходных установок СУ-76. Их выпуск продолжался до конца войны. Солдаты называли САУ СУ-76 «Коломбиной». Почти через 25 лет после победы советских войск маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «…Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников…»

Экипаж самоходного орудия СУ-76 А.Р.Лалака ведет огонь в населенном пункте провинции Бранденбург. Германия, 1-й Белорусский фронт.

 

Варианты

СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;

СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;

СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;

СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

Советская САУ СУ-76 на одной из разрушенных улиц Берлина

 

Тактико-технические характеристики САУ СУ-76

— Компоновочная схема: объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
— Годы разработки: 1942
— Годы производства: 1942—1945
— Годы эксплуатации: 1942—1953
— Количество выпущенных, шт. : 14 280

— Экипаж: 4 человека

Вес САУ СУ-76

— Боевая масса, т: 11,2

Габаритные размеры САУ СУ-76

— Длина корпуса, мм: 5000
— Ширина, мм: 2740
— Высота, мм: 2200
— Клиренс, мм: 300

Бронирование САУ СУ-76

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 60°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 35 / 30°
— Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 10 / 20°
— Корма корпуса (середина), мм/град.: 15 / 0°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 15 / 30°
— Днище, мм: 7 / 81—90°
— Крыша корпуса, мм: 7
— Лоб рубки, мм/град.: 35 / 25°
— Борт рубки, мм/град.: 10 / 25°
— Корма рубки, мм/град.: 10 / 20°
— Крыша рубки, мм/град.: 7

Вооружение САУ СУ-76

— Калибр и марка пушки: 76,2-мм ЗИС-3
— Тип пушки: нарезная
— Длина ствола, калибров: 41,6
— Боекомплект пушки: 60
— Углы ВН, град. : −3…+25
— Углы ГН, град.: ±15

Двигатель САУ СУ-76

— Тип двигателя: спаренные рядные
— 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 2 × 70

Скорость САУ СУ-76

— Скорость по шоссе, км/ч: 44

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 12,5
— Тип подвески: индивидуальная, торсионная

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: 0,9

 

Фото САУ СУ-76

Советская САУ СУ-76М переправляется через реку рядом с разрушенным мостом

 

Колонна советских САУ СУ-76M входит в населенный пункт в северной части провинции Померания (Pommern)

 

Советская САУ СУ-76М проезжает мимо разбитого 88-мм немецкого зенитного орудия (8,8 cm FlaK 18) в Вильнюсе. И на переднем плане фрагмент гусеницы от Т-34 валяется. Зенитка с выдвинутыми домкратами. Очевидно, ее оставили на перекрестке в качестве противотанкового средства.

 

Раненого советского бойца перекладывают с САУ СУ-76М на носилки под Берлином. Встречал упоминания, что к концу войны не редко СУ-76м использовали как БМП для вывоза раненых с поля боя, данная фотография проливает свет на то как это могло быть.

 

Советская легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76М, подбитая и горящая у поселка Освея Верхнедвинского района Витебской области. Судя по повреждениям, снаряд выпущенный слева попал в левую нижнюю часть корпуса САУ, оторвав второй опорный каток. Вследствие этого, в месте попадания загорелись и частично обгорели бандажи (части бандажей обращенные в сторону вырванного катка) первого и третьего опорных катков. Бандаж оторванного катка сохранился. Очедидно, загорелись и топливные баки, находящиеся в районе 1-3-го опорных катков левого борта машины. Следы копоти на первом и втором поддерживающих катках, на гусенице и надгусеничной полке свидетельствуют об интенсивном горении на участке попадания снаряда.

 

Самоходные артиллерийские установки СУ-76М советского 1513-го самоходного артиллерийского полка пересекают венгро-австрийскую границу. Впереди САУ с бортовым № 126.

 

Офицеры 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия» 5-й танковой дивизии СС «Викинг» осматривают советскую САУ СУ-76, подбитую в боях к востоку от Варшавы летом 1944 года. Слева — унтерштурмфюрер СС Герхард Ман, командир 11-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия», в центре — гауптштурмфюрер СС Фридрих Ханнес, командир 12-й роты 9-го панцер-гренадерского полка СС «Германия». По моему не осматривают, а подрывают ствол орудия. В 44-м обстановка менялась быстро и не в пользу немцам. Таким простым способом можно «добить» подбитое. Причём стоящий в центре офицер вроде как показывает своим коллегам, как это делается. На фронте такое действительно практиковалось (по мемуарам), причём использование М24, как наиболее удобной для подобных целей, иногда приводило к тому, что при подрыве ручка гранаты «со свистом» вылетала обратно.

 

Экипаж самоходной установки Су-76М под командованием мл. лейтенанта И.И. Иванова ведет бой в провинции Бранденбург. Экипаж не поскупился, целых 3 брёвнышка для самовытаскивания к борту приторочил. И немецкий трофейный котелок очень на него похож, что прицеплен к корме.

 

Колонна советских самоходок СУ-76 проезжает мимо закопанного немецкого танка Pz.Kpfw.IV, использовавшегося как ДОТ на улице Берлина. В распоряжение обороняющих Берлин было переданно в неисправном состоянии10 PzKfw 5 и 12 PzKfw 4 все были установлены как неподвижные огневые точки, на крупных перекрестках.

 

Советские САУ СУ-76 с десантом направляются к последним немецким позициям в Вислинском заливе. Район города Хайлигенбайль (в настоящее время город Мамоново в Калининградской области).

 

Экипаж советской САУ СУ-76М в готовности к ведению огня по противнику. Видна «мягкая» обшивка дверцы и части задней стенки боевого отделения выполнялась стандартно, в заводских условиях, обивка выполняет роль амортизатора вылетающих гильз снарядов. Даже отметину от удара гильзы видно. Экипаж не отказался от использования трофейного МР. Командир орудия — слева, осматривается в перископ панорамы. Только он из всего экипажа включен в ТПУ или работает с рацией. В его шлемофон вставлены телефоны. У заряжающего шлемофон зимний. Рукавицы при работе с выстрелами он не использует.

 

Советские САУ СУ-76М на одной из улиц Берлина

 

Колонна советской бронетехники на улице немецкого города. На фотографии танки Т-34-85 и САУ СУ-76М. Вот что значит господство в воздухе — опознавательные знаки на СУ-76, вероятно из-за своей внешней схожести с немецкими САУ самоходчикам пришлось воевать под крестами.

 

САУ СУ-76М с солдатами на броне из состава 10-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 2-го Белорусского фронта и тела немецких солдат на улице Мюльхаузена (ныне польский город Млынары). Город Мюльхаузен был освобожден от гитлеровских войск 24 января 1945 года в ходе Млавско-Эльбингской операции.

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Добавить комментарий

САУ СУ-76

В Советском Союзе в 1930-е годы предпринимались попытки создания самоходных артиллерийских установок. Но все опытные образцы самоходных установок так и остались опытными образцами и не были запущены в серийное производство. В начале Великой Отечественной войны вместе с отступающими советскими войсками были эвакуированы и танкостроительные заводы. Поскольку в первую очередь необходимо было массово производить нужные фронту танки, разработка и производство самоходных установок были отложены на неопределенный срок.

СУ-76 была совместно разработана КБ завода № 38 в городе Кирове летом 1942 года, большую роль в создании САУ сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по его создание. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, и они были оснащены неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложной в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально самоходки были полностью бронированы, что приводило к неудобствам нахождения экипажа в боевом отделении. Эти недостатки выявились при первом боевом применении советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено, а конструкция отправлена ​​на доработку.

Тем не менее, результат в целом был удручающим. Для Зальцмана эта история тоже не прошла бесследно — 28 июня он был снят с должности наркома танковой промышленности. По результатам служебного расследования одним из главных виновников был назван С. А. Гинзбург, который был отстранен от проектных работ и отправлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой занял должность заместителя технолога. Боевая карьера Семена Александровича была недолгой: он погиб 3 августа 19 г.43 в районе села Малая Томаровка Курской области.

СУ-76М

Тем не менее потребность в легких САУ была настолько острой, что В. А. Малышев, вернувшийся на пост наркома танковой промышленности, объявил конкурс на лучший проект этого типа машины. В нем приняли участие бригады завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, основного разработчика всей отечественной линейки легких и плавающих танков. Их прототипы отличались рядом конструктивных элементов, но главным их нововведением стало использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от легкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал.

Соответственно, машину перекомпоновали под большую силовую установку. С конца 1943 (после снятия с серийного производства легких танков Т-70 и Т-80), оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в Мытищах начали крупносерийное производство легких САУ с Силовая установка ГАЗ-203, получившая армейский индекс СУ-76 (такой же, как у исходной версии, без индекса М).

Завершение эвакуации заводов в 1942 г. позволило увеличить выпуск бронетехники и танков. После этого стало возможным, помимо танков, выпускать и самоходные установки. Перед советскими инженерами была поставлена ​​задача создать легкую самоходку, вооруженную 76-мм пушкой. К 19 декабря42 были построены опытные образцы самоходной установки, получившей обозначение СУ-76. После завершения испытаний новую САУ приняли на вооружение. Массовое производство началось в начале 1943 года.

Новая САУ была построена на базе легкого танка Т-70. В качестве шасси САУ СУ-76 использовалось усиленное шасси легкого танка Т-70. В связи с необходимостью разместить в боевой машине достаточно крупную артиллерийскую систему, корпус исходного танка пришлось удлинить, а вслед за ним удлинить и ходовую часть на одну пару опорных катков (по 6 опорных катков на борт). Во всем остальном корпус СУ-76 повторял корпус Т-70.

Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 г., некоторое количество САУ этого варианта успело попасть на фронт к началу Курская битва. Вооружение СУ-76 состояло из 76-мм пушки ЗИС-3. Максимальная толщина брони составляла 35 мм. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих двигателей ГАЗ-202 мощностью по 70 л. с. Максимальная скорость по шоссе составляла 45 км/ч. Экипаж состоял из четырех человек. Боевая масса составляла 11,5 тонны. Благодаря низкому удельному давлению на грунт СУ-76 обладала хорошей проходимостью по пересеченной местности.

Общий выпуск СУ-76 всех модификаций к июню 1945 г. составил 14 292 машины — примерно 60 % выпуска всех САУ за годы войны. Производство вели заводы №38 (Киров), №40 (Мытищи) и ГАЗ имени Молотова (Горький).

Модернизированная машина вовремя поступила в войска, но была встречена неоднозначно личным составом — отношение колебалось от стервы до «братской могилы экипажа». Первое негативное впечатление сложилось из-за того, что поначалу самоходки пытались использовать как танки. Так, первые СУ-76 были отправлены в самоходно-артиллерийские полки (САП) смешанного состава. Летом 19№ 43 было принято штатное расписание легкого САП, согласно которому в нем насчитывалась 21 машина. Только со временем пришло понимание, что основная задача СУ-76 — сопровождать пехоту и тесно с ней взаимодействовать; задачи управления танками перешли к более мощным артсистемам на базе Т-34 и ИС-2. Поэтому в конце 1944 года начали формировать самоходно-артиллерийские дивизионы из 16 машин, входившие в штаты стрелковых дивизий.

Конечно, СУ-76 имела 60 выстрелов штатного боекомплекта и бронебойных снарядов, но главным ее достоинством была компактность, высокая маневренность, возможность действовать на лесисто-болотистой местности и на слабых грунтах (удельное давление на грунт — 0,545). кг/см 2 ) боевые порядки пехоты, ведение огня прямой наводкой по дотам и укрепрайонам.

Кстати, использование СУ-76 на завершающем этапе войны при штурме городов выявило еще один недостаток — удобное для работы полуоткрытое боевое отделение, при попадании в которое обычной ручной осколочной гранаты, превращалось в братскую могилу для всего экипажа. С другой стороны, машина имела огромное преимущество перед любыми другими нашими танками или САУ, ведь именно открытое боевое отделение предотвращало гибель экипажа и машины в случае попадания кумулятивного снаряда, в т.ч. немецкие фаустпатроны, панцерфаусты и парцертраки.

Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена ​​к 1 января 1943 года и отправлена ​​в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января первые два самоходно-артиллерийских полка смешанной организации (1433-й и 1434-й сап) были отправлены на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 г. были сформированы еще 2 полка — 1485-й и 1487-й, воевавшие где-то на западном фронте.

По состоянию 1943, в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 — начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 машин в каждой). В первой половине 1944 г. началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны в Красной Армии имелось 119 легких самоходно-артиллерийских установок. полков и 7 самоходно-артиллерийских бригад. Польской армии было передано 130 единиц СУ-76М. На базе СУ-76М была создана ЗСУ-37, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой. Выпускался на заводе № 40 в Мытищах. Я не успел принять участие в войне. В 19 лет45-1946, изготовлено 75 штук. Низкое удельное давление на грунт позволяло самоходке нормально двигаться в болотистой местности, где неминуемо застревали бы другие типы танков и самоходок. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. Неплохо показала себя СУ-76М и в городских боях — ее открытая рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучший обзор и позволяла очень тесно взаимодействовать с бойцами мотоштурмовых отрядов.

СУ-76 могла уничтожить все легкие и средние танки противника, а с тяжелыми немецкими танками СУ-76 могла успешно бороться только с короткой дистанции (до 500 метров). СУ-76 в основном применялась для огневой поддержки пехоты и танков. Также облегченная САУ успешно применялась в обороне. СУ-76 — самая массовая самоходная установка Советского Союза в Великой Отечественной войне, с 1943 года до конца войны было построено 14 290 боевых машин.

С окончанием Великой Отечественной войны служба СУ-76М не закончилась. Они эксплуатировались в Советской Армии до начала 19 века.50-х годов, 130 машин, переданных Войску Польскому в ходе войны, также к середине 1950-х были списаны, несколько десятков КНДР, принявших участие, довольно активно участвовали в войне в Корее, но в большинстве своем не уцелели.

Наименование параметров СУ-76
1942 г.
СУ-76М
1943 г.
СУ-16
1943 г.
СУ-85А
1943 г.
ОСУ-76
1944
СУ-85Б
1945 г.
ССУ-37
1945 г.
Боевая масса, г 11,2 10,5 9,8 12,3 4,2 12,4 12,2
Экипаж (расчет), 4 4 4 4 3 4 6
Основные размеры, мм:
длина с пистолетом вперед 5000 4965 4415 5650 5000 6130 5250
ширина 2740 2714 2714 2755 2150 2755 2745
высота 2200 2100 2100 2100 1560 2100 2180
Зазоры, мкм 300 300 300 300 290 315 300
Пушка, калибр, мм: тип/бр/марка 76. 2. НПС 1942 г. 76.2. НПС 1942 г. 85, НП qbr/’ Д-5С-85А 76.2. НП’бр /СИС-Соб. 1942 г. 85, Н/ЛБ-2 37, Н.Б. 1939 г.
Боевой комплекс, 60 60 60 42 30 43 320
Пулемет: количество, калибр, мм 1 — 7,62 1 — 7,62 _
Боевой патрон. 945 504
Бронезашитые, мм/град:
Корпус: верх 25/60 25/60 25/60 25/60 6/51 25/60 25/60
корпус: дно 35/30 35/30 26/30 25/30 6/22 25/30 35/30
рубашки 35/25 25/25 25/25 25/30 25. 10. 25/30 15/***
Максимальная скорость, км/ч 44 30 40 40 41 43 30
Запас хода, км: 250 320 250 300 220 350 260
Давление на грунт, кгс/см2 0,57 0,57 0,66 0,63 0,4 0,64 0,67
Макс. угол подъема, град 30 30 34 30 *** *** 22
Макс. угол банка, град 35 35 35 35 35 35 18
Ров, м 2 2 2,2 *** *** *** 2. 2
Фортка, м 0,6 0,65 *** *** *** *** 0,85
Ширина, м 0,9 0,9 0,8 0,9 *** 0,9 0,8
Двигатель, zbr /mark qbr /z тип q zbr / макс. мощность, л.с. (кВт) газ-202 кв/кв 4/6/р/к/кв/збр/з 140 (103) газ-203 qbr /q 4/6/R/K/q q q /br / z 140 (103) газ-203 qbr/q 4/6/R/K/q/zbr/z 140 (103) газ-80 кв/кв 4/6/р/к/з/бр/з 145 (107) газ-м1 кв/кв 4/4/р/к/з/бр/кв 50 (37) газ-80 кв/кв 4/6/р/к/з/бр/з 160 (118) qbr /Газ-203/br / q 4/6/R/K/z/br / z 140 (103)
Емкость топливного бака 400 412 340 420 120 420 412
Трансмиссия, тип механический, однопоточный
Коробка передач, тип четырехступенчатая машина
Поворотный механизм тип бортовые трения
Подвеска, тип Индивидуальное кручение
Двигатель Гузена, тип С передним расположением ведущих колес
Радиостанция марки 9П или 12РТ 12РТ-3 или 9РС 12РТ _ 9RS 10РК-12М (10РТ-Н)
Устройство согласования бака, марка ТПУ-ЗР /бр /или ТПУ-Ф ТПУ-СФ ТПУ-ВР ТПУ-3 ТПУ-3 ТПУ-СФ

* — НП — пушка нарезная

** — 4/6/Р/К/У: 4 — такт; 6 — количество цилиндров; R — рядное расположение цилиндров; К — карбюраторный, Д — дизельный; — система жидкостного охлаждения

*** Нет данных

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
Введите свой адрес электронной почты

САУ СУ-76М – самоходная артиллерийская установка Великой Отечественной войны

Осенью 1942 г. на базе Т-70 была разработана легкая самоходно-артиллерийская установка заводской марки СУ-12. 9 декабря того же года правительство приняло машину на испытания. Армейская самоходная установка получила обозначение Су-76 и была принята на вооружение Красной Армии. В январе 1943 г. Начато серийное производство самоходных установок. Машина рассчитана на

САУ СУ-76М – видео

В передней части водительского сиденья было. С правой стороны расположили двигательную установку, агрегаты трансмиссии. В корме машины находилась боевая рубка с 76-мм пушкой ЗИС-З. Боевая рубка была защищена крышей толщиной 7 мм. Лобовая часть корпуса и рубка закрывались броней, толщина которой составляла 25-35 мм. Всего произведено 360 установок.
Практически сразу стало ясно, что САУ СУ-76 имеет серьезные недостатки. К ним относились следующие: два бензиновых двигателя через две трансмиссии, работающие параллельно на общий вал. Именно поэтому при переключении передач часто срезались зубья шестерни. Кроме того, при стрельбе в боевом отделении была большая загазованность. Это серьезно мешало экипажу. Государственный Комитет Обороны решил в кратчайшие сроки устранить все недостатки. В 1943 г. После модернизации машины началось серийное производство перспективной САУ СУ-76М.

Теперь в машине два мотора ставились один за другим. Коленчатые валы соединены друг с другом. Бронированная крыша снята. Это было сделано потому, что крыша мешала наводке орудия. К тому же упростилась трансмиссия, благодаря чему управление стало проще. Масса самоходки уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. С точки зрения артиллеристов, новая самоходка СУ-76М получилась удачной. Кроме того, условия для экипажа стали более комфортными. У нас была большая скорость самохода. Благодаря простоте установки прекрасно маневрирует на поле боя. САУ СУ-76 очень эффективно уничтожала пулеметную точку, легкие танки и минометную батарею противника.
САУ СУ-76М и показали себя при отражении атак пехоты, в наступлении, разрушении дзотов и дотов, уничтожении танков. Подкалиберный заряд универсальной дивизионной пушки ЗИС-З на дистанции 500 м способен пробить броню вражеского танка, толщина которой составляла 91 мм. Средний немецкий танк типа «Пантера» и «Тигр» как раз имел толщину брони.

Боекомплект СУ-76М состоял из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Также в его состав входит переносной пулемет ДТ для самообороны. Хорошая броня самоходки защищала экипаж от огня, мелкокалиберной артиллерии и осколков. Все СУ-76М были оснащены радиостанциями. По шоссе установка развивала скорость 41-45 км/ч, по грунтовой дороге — до 25 км/ч. Крейсерской была самоходка 320 и 190 км соответственно. Установка могла преодолевать траншеи шириной до 2 м и должна была подниматься на 30*. Также СУ-76М могла пройти брод глубиной 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно отнести небольшие габариты, низкое давление на грунт. она составляла 0,545 кгс/см2. САУ 76М могла передвигаться по лесу и болотистой местности. Эго позволяло установке сопровождать пехоту в тех местах, где не могли двигаться средние танки.
При установке была очень эффективная система охлаждения, и присутствовал надежный предпусковой подогреватель двигателя. Благодаря этому Су-76М могли принимать участие в боях в разное время года. Завод эксплуатировался на автомобильных 6-цилиндровых двигателях, которые были освоены несколько раньше перед войной. Двигатели были очень надежными. Они могли работать длительное время в танковом режиме.

Летом 1943 г. Горьковский автозавод был головным предприятием, производившим Су-76М. Именно этот автозавод имел большой производственный потенциал, а также квалифицированный инженерно-технический персонал. Заместитель главного инженера Г. А. Астрофф руководил работами по серийному производству техники самоходных артиллерийских установок.
В конце 1943 г. Производить СУ-76М начали также на подмосковном заводе, где было открыто конструкторское бюро. На специализированных предприятиях изготавливаются бронекорпуса, которые затем поставляются на завод. на 1943 г. было выпущено 928 установок, в 1944 г. Машин удалось произвести в 3,7 раза больше.
На Горьковском заводе постоянно шла модернизация самоходных установок. Улучшения коснулись брони и оружия. Летом 1943 г. На них устанавливались СУ-74А и СУ-74Д с танковой пушкой Ф-34 и одним мотором — ЗИС-16Ф и импортным дизельным агрегатом. В конце 1943 г. произошел выпуск самоходной артиллерийской установки, предназначенной для поражения танков противника ГЦ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированной до 122 л. из. двигателем ЗИС.

В конце Великой Отечественной войны легкие самоходно-артиллерийские установки вели бои с тяжелыми танками противника.