Российскую ядерную ракету признали мощнейшей в мире

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

Вооружение России

19.04.2022 19:16

Антон Валагин

Российская баллистическая ракета SS-18 Satan (Р-36М «Воевода» по отечественной классификации) способна преодолеть противоракетную оборону и поразить любую точку на территории США как минимум десятью термоядерными блоками. Она может уничтожить американские МБР Minuteman III еще до того, как они покинут свои шахты, пишет Military.

Владимир Федоренко/РИА Новости

На самом деле Р-36 — целое семейство ракет. Его первый представитель, SS-9, принятый на вооружение в 1966 году, мог выходить на орбиту и оставаться там продолжительное время до момента нанесения удара. Выглядело это настолько страшно, что в появившийся через год Договор о космосе добавили статью, запрещавшую ядерным ракетам и другому оружию массового поражения оставаться на околоземной орбите.

Это несколько снизило панику по поводу советской ракеты, но тут появилась вторая версия, Р-36М. Если первая МБР имела моноблочную боеголовку мегатонного класса, вторая оснащалась несколькими боевыми блоками индивидуального наведения. К середине 70-х годов такое оснащение МБР стало стандартным. Система раздельного наведения не только позволяла поражать несколько целей, но и требовала гораздо большего числа противоракет для нейтрализации угрозы.

Советские ученые продолжили совершенствовать ракету — всего было создано шесть версий, каждая из которых оказывалась мощнее предыдущей. А «Воевода» и вовсе стала самой мощной в мире. К 1991 году Советский Союз мог нанести ракетами SS-18 сокрушительный удар по любой точке мира. По данным Ассоциации по контролю за вооружениями, на март 2022 Россия располагает 46 МБР этого типа с 10 боеголовками на каждой — в дополнение к другим развернутым ракетам.

На смену «Сатане» создана РС-28 «Сармат» или «Сатана-2» — новая тяжелая баллистическая ракета с 10 мощными боевыми блоками, каждый из которых способен стереть с лица Земли Техас или Францию. Новая МБР может также нести гиперзвуковые планирующие блоки — они малозаметны для американских спутников и неуязвимы для противоракетной обороны США.

#США

#разработки

#СССР

#ракеты

#ядерное оружие

Главное сегодня

  • Путин поздравил российских женщин с 8 Марта

  • Глава Энергодара Сеновоз: ВСУ нанесли удар зажигательными снарядами по набережной города

  • Омбудсмен Москалькова опубликовала список военнопленных, которых отказался забирать Киев

  • РИА Новости: Германия подтвердила данные об обыске судна в рамках дела о диверсии на «Северных потоках»

  • Economist: Поток западного оружия на Украину за три месяца превратился «из ручья в реку»

  • Reuters: Нефтяные сделки РФ и Индии подрывают многолетнее господство доллара в торговле

почему она считается самой мощной в мире — 26.12.2022 — Статьи на РЕН ТВ

«Сатана» стала самой мощной из всех межконтинентальных баллистических ракет.

Фото: © Ronald C. Wittmann

Читать ren.tv в

Использование ракет «Сатана» позволит уничтожить группировки ВСУ в Донбассе и обеспечить победу Вооруженным силам РФ. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Академии военных наук, военный аналитик Владимир Прохватилов. Он назвал российскую ракету чудо-оружием, которое может уничтожить весь мир. 

«Сатана» – название российской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-36М по натовской классификации. По данным СМИ, это во всех отношениях самая мощная в мире ракета весом более 210 тонн и длиной свыше 34 метров. Ракетный комплекс с данной МБР предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами противоракетной обороны, в том числе при многократном ядерном воздействии. 

В чем главная особенность «Сатаны»? И как это оружие может помочь российским военным в рамках спецоперации? Рассказываем в материале РЕН ТВ. 

Как «чудо-оружие» поможет ВС РФ

Владимир Прохватилов объяснил, что обычно ракеты «Сатана» применяют для запуска спутников. Однако вместо этого можно поместить конвенциональную боеголовку и наносить ею удары на средней дистанции, говорит военный эксперт. По его словам, использование небольшого количества ракет позволит отсечь всю левобережную Украину и уничтожить силы ВСУ, находящиеся в Донбассе.

«Удар одной такой ракеты, если ее запустить не в космос, а на средней дистанции, уничтожит гарантированно мост через Днепр. Небольшое количество ракет сразу отсекает всю левобережную Украину и обрекает на уничтожение всю донбасскую группировку противника», – сказал Прохватилов. 

Фото: © Роман Яровицын/ИТАР-ТАСС

Более того, отметил военный эксперт, эти «гигантские межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками» могут уничтожить весь мир. Вместе с тем ученый предупредил: необходимо заранее показать остальным странам, что применяться будут только неядерные боеголовки. В противном случае использование «Сатаны» могут воспринять как нанесение ядерных ударов, что повлечет за собой «существенные последствия», пояснил аналитик.  

История создания «Сатаны» 

По данным из открытых источников, МБР «Сатана» была разработана в конструкторском бюро «Южное» им. М. К. Янгеля. Официально начало разработке положило подписанное 2 сентября 1969 года постановление правительства «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М».  Предполагалось, что новая ракета станет модернизацией предыдущего комплекса Р-36, поэтому в названии появился индекс М.

До 1971 года научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по Р-36М проходили под руководством ученого Михаила Янгеля, а после его смерти проект возглавил Владимир Уткин. В разработке новой работы также участвовали специалисты Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения, КБ «Энергомаш», Конструкторское бюро специального машиностроения, НИИ-692. 

Перед учеными стояла задача разработать сверхмощную МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, способную преодолевать рубежи противоракетной обороны. Также ракету требовалось оснастить более совершенной автономной системой управления с бортовой цифровой вычислительной машиной. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Первый испытательный запуск МБР случился 21 февраля 1973 года с космодрома Байконур. 

25 декабря 1974 года был развернут первый ракетный полк, оснащенный стратегическим шахтным комплексом третьего поколения P-36М с тяжелой жидкостной МБР. В странах – членах НАТО новому оружию был присвоен шифр SS-18 Satan – «Сатана». Летно-конструкторские испытания ракеты завершились в октябре 1975 года, а в декабре этого же года ракету приняли на вооружение. 

Фото: © ИТАР-ТАСС/Казак Сергей

9 августа 1983 года Совет министров СССР утвердил постановление о разработке модернизованной версии «Сатаны» – Р-36М2. Это межконтинентальная ракета четвертого поколения, которая в СССР получила наименование «Воевода». 

В 2018 году в Минобороны РФ сообщили, что в скором времени начнется утилизация МБР «Сатана», и после конверсии для она будет использоваться выведения полезной нагрузки в космос. В Роскосмосе отметили, что в связи с процессом перевооружения стратегических ядерных сил такие тяжелые ракеты, как «Сатана» будут высвобождаться.

Как устроена и для чего предназначена ракета

Двухступенчатая ракета Р-36М имеет тандемную схему расположения ступеней. На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117. Двигатели закреплены шарнирно, и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полетом ракеты. На второй ступени применен двигательный блок РД-0228, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83, работающего по открытой схеме. Для наилучшего использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. 

Из шахты «Сатана» стартует не с помощью включенных двигателей первой ступени, а за счет срабатывания пороховых аккумуляторов давления, которые буквально выстреливают ее из транспортно-пускового контейнера, после чего и происходит запуск двигателей. Ракетный комплекс предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

Фото: © Фото из досье ИТАР-ТАСС

Тактико-технические характеристики «Сатаны» 

  • масса – 211 т
  • длина – 34,6 м
  • диаметр – 3 м
  • количество ступеней – 2
  • топливо – хранимое жидкое
  • масса топлива – 188 т
  • тип пусковой установки – шахтная
  • тип старта – активно-реактивный
  • боеготовность – 62 сек
  • тип головной части – тяжеля моноблочная
  • масса головной части – 8,8 т
  • максимальная дальность – 16 000 км
  • мощность термоядерного заряда – 25 Мт
  • точность – 1000 м
  • система управления – инерциальная автономная
  • условия боевого применения – от −40 до +50 °C.

Особенности и преимущества ракеты 

Важным достижением «Сатаны» стало увеличение жизненного цикла ракеты до 25 лет. Ранее срок боевого дежурства межконтинентальной баллистической ракеты не превышал 10–15 лет. Еще одним, не менее важным преимуществом является возможность применения разделяющихся головных частей и маневрирующих моноблочных боезарядов легкого и тяжелого класса. 

Кроме того, по словам военных экспертов, преимуществом оружия является также то, что оно невосприимчиво к действию электромагнитного импульса. 

Фото: © ИТАР-ТАСС/Казак Сергей

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что появление «Сатаны» внесло значимый вклад в стратегическое сдерживание Соединенных Штатов Америки. По его словам, российская ракета – чрезвычайно грозное оружие, которое с большой долей вероятности обеспечивали поражение стратегически важных объектов противника даже в случае сильного отклонения или перехвата части боевых блоков. Причем, по словам специалистов, в ответ на агрессию «Сатана» способна уничтожить целую страну. 

Единственным существенным минусом ракеты называют высокую стоимость производства и эксплуатации. Однако, полагает Корнев, эти расходы полностью оправданы соображениями национальной безопасности. 

Энергетические возможности МБР позволяют размещать до 14–16 боевых блоков. Р-36М и модернизированный вариант Р-36М2 в 1980-х фактически обессмыслили гонку вооружений в этом разряде.

В настоящий момент, по данным из Сети, ракета отслужила свое и пребывает на финише жизненного цикла. Однако на ее смену пришла тяжелая жидкостная ракета пятого поколения РС-28 «Сармат». 

СЮЖЕТ: Оружие России

«Цирконы» на борту: чем уникально боевое дежурство «Адмирала Горшкова» 24 января, вт, 11:47

Боевые роботы и «летающие танки»: как оружейные новинки помогут в СВО 11 января, ср, 16:40

Российский танк Т-80БВ: особенности и преимущества 29 декабря 2022, чт, 19:19

Р-36М | 15А14 | СС-18 | Сатана

Ракета Р-36М

Разработано в начале 1970-х годов Р-36М стала самой большой баллистической ракетой в истории. развернуты советскими стратегическими силами. Известный на Западе как SS-18 Satan, ракета осталась на вооружении российских военных на рубеже 21 века. Однако с окончанием «холодной войны» оружие превратилось в космическую пусковую установку, несущую коммерческие полезные нагрузки в орбита.


Развитие история

В 1968 г. Поскольку гонка ядерных вооружений между США и СССР не прекращалась, КБ Южное в Днепропетровске, Украина предложила серьезную модернизацию существующей Р-36. ракетная система.

Основной Целью программы модернизации было введение так называемого Множественного Головные части с независимым наведением, РГЧ. В то время MIRV технология стала последним прорывом в системах доставки для ядерного оружия. Однако разработка боевой части РГЧ представлена серьезная инженерная проблема для советского ракетчики.

По порядку чтобы направить каждую боеголовку к цели, разработчики предлагали системы наведения беспрецедентной сложности. Одна концепция призывала к использование «цифрового портрета» цели, хранящегося в бортовом компьютер ракеты.

Михаил Янгель, начальник КБ Южное, первым убедил Николая Пилугина, руководитель крупного советского центра разработки ракетной техники, разработать систему управления полетом нового разгонного блока, которая могла бы нести несколько боеголовок к своим целям.

В то время КБ Южное составило конкуренцию Владимиру Челомею конструкторское бюро по заказу межконтинентального самолета нового поколения баллистических ракет советских стратегических сил. Владимир Челомей предложил относительно простые и дешевые модернизированные версии уже развернутой ракеты УР-100, которая он считал, что может устранить возникающие угрозы в холодной войне.

Советский Совет обороны под председательством Леонида Брежнева должен был оценить альтернативу предложения обеих организаций и одобрить серийное производство отдельных системы.

В конце концов, Совет обороны заказал машины у обеих организаций, далее обременяя и без того напряженную советскую экономику. (27)

Сентябрь 2 декабря 1969 года Совет Министров СССР издал постановление, утверждающее разработка и изготовление ракеты Р-36М, установка ее первой летные испытания за 1971 год.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ОПИСАНИЕ

Общие обзор системы 15ПО14

Согласно По окончательному техническому заданию, сформулированному КБ «Южное» в 1969 г., Р-36М была иметь следующие характеристики:

  • Автономный высокоточная цифровая система управления полетом;
  • Индивидуально управляемые и компактные разделяющиеся боеголовки, способные выжить в условиях ядерной атаки;
  • Манекен боевые части, облегчающие проникновение в системы ПРО противника;
  • А герметичный пусковой контейнер, позволяющий полностью обслуживать ракету на месте стартовая площадка;
  • «Холодный пуск» ракеты из защищенной шахты и воспламенение маршевый двигатель ракеты в воздухе;
  • Новый пусковая система, позволяющая подвесить пусковой контейнер в силос;

Все это обновления обещали продлить срок службы системы и увеличить его живучесть в условиях ядерной войны. Разработчики оценили что программа Р-36М позволила повысить характеристики по сравнению с предыдущее поколение ракет Р-36 в последующем области:

  • В точность попадания в цель — более чем в три раза;
  • При запуске готовность — четыре раза;
  • В полезной нагрузке возможности — в 1,4 раза;
  • В пуск комплексной защиты — 15 — 30 раз;
  • В использование внутреннего объема пусковой шахты — 2-4 раза;
  • В проектируемом срок службы системы — в 1,4 раза; (98)

Движитель

Традиционно, для предыдущих ракет, разработанных в КБ Южное в Днепропетровске, силовая установка системщики КБ Энергомаш в подмосковных Химках предложили кластер из шести двигателей для первой ступени ракеты Р-36М. Один двигатель той же конструкции, но с удлиненным (высотным) соплом.

занятых на втором этапе. Однако Михаил Янгель, глава КБ «Южное» порвало старые партнерские отношения, обратившись в КБ КБХА на базе в Воронеже для двигательной установки. Янгель сослался на перегрузку КБ Энергомаш с разработкой двигателей для УР-700 ракеты как повод для поиска нового поставщика двигателей.

Первый ступень ракеты Р-36М приводилась в действие группой из четырех двигателей РД-263, под общим названием РД-264. Все четыре двигателя могли быть установлены на подвесе до семь градусов от продольной оси корабля для управления ракетой в полете. Двигатель имел тягу 100 тонн и давление внутри камеры сгорания 200 атмосфер. (113)

Второй ступень приводилась в движение одним главным двигателем и четырехкамерным рулевым управлением. двигатель.

Движитель разработка системы

Также в 1969 г. В проектном центре КБ Энергомаш в подмосковных Химках завершен предварительный проект двигателя РД-264 для первой ступени Ракета Р-36М.

В апреле 1970 г. КБ Энергомаш впервые испытал пуск основного элемента двигательная установка Р-36М — двигатель РД-263. Группа из четырех таких двигатели будут включать РД-264. В течение 1971, Энергомаш начал отгрузку документацию на РД-263 в КБ Южное в Днепропетровске, где двигатель будет производиться серийно. (167)

В период с декабря 1972 г. и январь 1973 г. КБ Энергомаш испытал первую серию РД-263. двигателей на своем предприятии в подмосковных Химках. Двигатели были изготовлены на заводе «Южное» в Днепропетровске и предназначались для летный вариант ракеты Р-36М. 19 сентября72, двигатели были официально сертифицирован для полетов. (113)

Боевая часть

Обозначенный 15Ф143У, боевая часть ракеты Р-36М имела собственный двигатель. система и могла нести три разных типа боеголовок, RV. Многоцелевая версия боеголовки несла кассету из десяти головок. автомобилей в двух комплектациях.

Каждый повторный вход машина с ядерным зарядом была оснащена собственным твердотопливным двигатель разработан в НПО «Алтай» и имеет обозначения 15Д161 и 15Д221.

Р-36М также предназначался для несения одной боевой части, обозначенной как 15Ф141, по-видимому, самая разрушительная боеголовка в советском арсенале.

Во всех конфигурациях ракета несла набор фиктивных боеголовок, а также боевые заряды. Обе боевые части, боевая и ложная, были оснащены собственными твердотопливными зарядами. моторы.

Запуск установка 15П714

Р-36М Ракеты были разработаны для размещения в модифицированных и сильно усиленных ШПУ ОС-67, которые изначально были построены для вывода из эксплуатации ракет Р-36. (98) Для пускового контейнера Р-36М была предложена специальная система подвески, позволяя «переработать» имеющиеся шахты для новой ракеты. Однако, Е. Г. Рудяк, главный конструктор Ленинградского конструкторского бюро КБСМ (ныне Санкт-Петербург), главный разработчик ракетных шахт, настаивал на традиционных конструкция шахты для Р-36М. Традиционный подход потребует изготовленные на заказ шахты для новой ракеты.

В результате в августе 1969, Михаилу Янгелю, руководителю программы Р-36М, предъявлено обвинение. конструкторское бюро КБТМ в Москве с задачей изучения способов модификации и упрочнение старых шахт для ракет Р-36М. Организация должна была завершить эскизный проект объекта в четвертом квартале 1969 г.

Проект как сообщается, сильно напрягало бюро КБТМ, которому не хватало ресурсов и опыт проектирования таких конструкций. (114) Тем не менее, в 1970, отдел 8 (ПКО-8) КБТМ начал предварительную работу по пусковой комплекс для ракеты Р-36М. Проект считался таким срочно, чтобы работа велась семь дней в неделю. Команда разработала ряд приемов, позволяющих упрочнить существующие силосы и спроектированных система подвески пускового контейнера. В то же время проблемы выхлопа двигателя внутри шахты оставалась нерешенной, пока Михаил Янгель предложил концепцию «холодного пуска» ракеты Р-36М.

«Холодный концепция запуска»

После его окончательная сборка Р-36М на заводе-изготовителе в Днепропетровске. будет заключен в канистру из армированного стекловолокна и обозначался 15Я53. Контейнер изолировал ракету от окружающей среды, тем самым продлевая срок его эксплуатации.

система «холодного пуска», впервые реализованная в ракете Р-36М, был предназначен для выброса ракеты из шахты с помощью специального Генератор давления порошка или PAD. Основная двигательная установка ракеты затем загорится в воздухе. Установленный в силос генератор PAD был способен поднять в воздух 210-тонную машину на высоту до 20 метров, где двигатель ракеты ожил бы. «Холодный запуск» техника позволяла размещать ракеты в меньших и более дешевых шахтах без сложных систем отклонения выхлопа, необходимых для ракет Р-36, который запустил свои двигатели внутри шахты. (86)

Генератор PAD для ракеты Р-36М разработана в кооперации КБ Южное и ЛНПО «Союз» в подмосковных Люберцах.

Герметичный газ, генерируемый PAD, толкал бы специальный колпачок, который защищал хвостовая часть ракеты. После выхода из бункера крышка отделялась от ракеты со специальными пружинами и тремя пороховыми двигателями бы тогда оттолкнуть его.

Согласно по официальным данным, ракета Р-36М стоит в боевой готовности может быть запущен в течение 62 секунд после команды на открытие огня.

«Холодный запуск» разработка концепции

После начального рассмотрение, концепция «холодного пуска» была принята для дальнейшего оценка в КБТМ, с целью внесения изменений в эскизный проект система пуска ракеты Р-36М к первому кварталу 1970 г. В мае 1970 года КБТМ успешно защитило измененный эскизный проект. системы запуска с использованием концепции «холодного запуска» на Научно-техническом совете МОМ, курирующем министерство ракетная промышленность.

«Бросок» тесты

Для проверки Р-36М, в 1969 году Минобороны инициировало серьезное расширение испытательные полигоны на востоке крыло полигона НИИП-5 под Тюратамом.

Фактический тест пускам ракеты Р-36М предшествовал так называемый «бросок испытаний», направленных на проверку «холодного запуска». концепция. Первые «бросковые испытания» получили обозначение БИ-1 (Броськовье). Испытания-1) стартовал на территории Павлоградского механического завода, Украина, в январе 1970. (74) Испытания то переехал на площадку 67 на полигоне НИИП-5 под обозначением БИ-2.

В курсе испытаний БИ-2 прототип ракеты должен был быть залит водой вместо топлива и генератор давления отправил бы машину 20 метров в воздух над бункером. Защитный колпачок внизу Затем ракета отделилась бы, и машина врезалась бы в специальная бетонная площадка возле силоса. Первый подобный эксперимент состоялся 22 октября 1971. (168)

Во время БИ-3 «бросковые испытания», начатые 6 марта 1972 г. фактически запустил свои двигатели первой ступени после выброса из шахты и затем пролетел некоторое небольшое расстояние.

Полет тесты

Первый испытательный пуск ракеты Р-36М состоялся 21 февраля 1973 г. В мае того же года КБ Энергомаш провело выборочные испытания РД-263 двигатели первой серийной партии, поставленной заводом «Южное» из Днепропетровска. Испытания РД-263 завершились «межведомственным сертификационные стрельбы «МВИ» четырех двигателей 19 сентября.73. Как в результате предыдущих испытаний двигатели отличались улучшенным зажиганием система. (167)

Всего 43 состоялись пуски ракеты Р-36М, из них 36 классифицированы как успешный. Состоялся один из неудачных пусков ракеты Р-36М в декабре 1974 г. из-за отказа двигателя на первой ступени. (113)

В декабре 30 января 1975 года, ЦК КПСС, КПСС. Совмин подписал постановление об оперативном развертывании ракет Р-36М и МР-УР-100. (23)

Дополнительный испытательные пуски ракеты Р-36М с «легкой» боевой частью 15Б86 продолжалась до апреля 1976 года. Боевая часть была официально принята на вооружение в 1978 году.

Между июлем В 1978 г. и августе 1980 г. Р-36М также совершил ряд испытательных полетов. с самонаводящейся боевой частью 15Ф678. Он был разработан для использования цифровой «радиояркости». и карты высот, чтобы вести себя к цели. Этот тип боеголовки так и не был принят на вооружение. По окончании этих испытаний Р-36М зарегистрировал 95 запусков. (98)


Р-36М разработчики:

Элемент Организация Местоположение Дизайнер
Комбинезон дизайн

КБ Южное

Днепропетровск

М. Янгель

Сцена 1 двигатель

КБ Энергомаш

Химки

В. Глушко

Сцена 2 двигатель

Движитель RV

НПО Алтай

Бийск

Я. Ф. Савченко

ПОДУШКА

ЛНПО Союз

Люберцы

Запуск объект

КБСМ

ул. Санкт-Петербург


2004 июнь 29: РВСН, РВСН, испытательный пуск ракеты Р-36М с космодрома Байконур. Полет должен был сертифицировать срок службы таких систем на 20 лет. период.

Р-36М УТТХ | 15А18 | Сатана

 

Р-36М МБР УТТХ (Р-36МУ): оружие судного дня

Вверху: старт ракеты Р-36М УТТХ, переоборудованной в ракету-носитель «Днепр».


История ракеты Р-36М УТТХ

Август 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР. выдано постановление на так называемую УТТХ модернизацию Р-36М ракета. (УТТХ — Улучшенные тактико-технические характеристики). Основной целью модернизации было дальнейшее расширение боеспособности ракеты. дальность удара и повышение живучести машины и его пусковой комплекс в условиях приближающегося ядерного удара. Согласно по официальным данным одна ракета Р-36М УТТХ могла поразить 10 различных целей, включая крупные населенные пункты, а также небольшие военные объекты, расположенные на площади 300 000 квадратных километров.

Р-36М УТТХ также представил новый модуль полезной нагрузки с 10 усовершенствованными боеголовками РГЧ, обозначенными как 15Ф162 и оснащен более мощным ядерным зарядом А134ГА. По другим данным, Р-36М УТТХ несли от 5 до 8 ядерных боеголовок.

Самый значительная модернизация самой ракеты включала совершенно новый разгонный блок. Его экзотическая конструкция отличалась развертываемыми двигателями, которые «тянули» двухпалубный контейнер с ядерными боеголовками. Новый дизайн разрешил плавный сброс боеголовок РГЧ, известный как «нулевой импульс». что повысило точность оружия.

Известно, что штатный обтекатель полезной нагрузки ракеты состоит из трех секций: нижней секции, которая осталась прикрепленной к верхней ступени; средний сегмент в виде кольца; и верхняя секция, состоящая из двух вертикальных сегментов, которые отделяются с помощью пиротехнических устройств и попадают в те же места удара, что и первая ступень. (234)

Стартовая инфраструктура ракеты Р-36М УТТХ включала пусковой комплекс 17П718 и 15В155 командный пункт с повышенной живучестью и более надежной связью системы.

Р-36М Испытание и внедрение УТТХ

УТТХ вариант ракеты Р-36М, он же Р-36МУ, получил новое промышленное код — 15А18. Его первый испытательный пуск состоялся в октябре 1977 г. на этапе испытательного полета было проведено 19 пусков, два из которых были неудачными.

Р-36М Ракета УТТХ была официально принята на вооружение СССР в декабре. 17 сентября 1980 г. Всего совершил 62 вылета, 56 из которых были успешными. (98)

Согласно более поздним источникам, Р-36М УТТХ совершила 35 суборбитальных вылетов, в том числе четыре неудачных, до начала программы «Днепр», по которой машина должна была использоваться для орбитальных полетов. В ходе первоначальной программы испытаний все ракеты, кроме одной, были нацелены на полигон Кура на Камчатке (235):

  Автомобиль № Дата Детали

1

1 л

1977 31 октября

2

2 л

1978 1 марта

3

1978 12 мая  

4

1978 30 июня Отказ

5

1978 27 июля  

6

1978 7 августа  

7

3 л

1978 29 сентября Отказ

8

10 л

1978 15 октября Запущен в сторону Тихого океана

9

4 л

1978 16 октября  

10

11л

1978 20 ноября  

11

12 л

1978 20 декабря  

12

1978 25 декабря  

13

13 л

1978 26 декабря  

14

14 л

1979 25 апреля

15

24T

1979 26 апреля Боевая машина

16

15 л

1979 30 мая  

17

16 л

1979 27 июня  

18

17 л

1979 17 октября  

19

2423Т

1979 20 октября Боевая машина

20

18 л

1979 23 ноября  

21

19л

1979 27 ноября  

22

3423Т

1979 29 ноября Боевая машина

 

Пуски ракет Р-36М УТТХ после выполнения программы начальных летных испытаний (234):

1980 4
1981 5
1982 3
1983 4
1984 2
1986 1
1987 4
1988 3
1990 2
1991 2
1997 1
1998 1

 

Из этих пусков в течение 1981-1987 гг. Р-36М УТТХ совершили четыре вылета с полигона 59-й ракетной дивизии, дислоцированной в г. Карталы, в районе г. Локомотивного Челябинской области:

Дата Стартовая площадка Стартовый бункер
1981 18 августа

БРК 2

УЕ 2

1982 27 июля

БРК 4

УЕ 2

1984 9 августа

БРК 4

УЕ 1

16 июля 1987 г.

БРК 4

УЕ 6

Из этих пусков первые три были учебно-тренировочными, а последний — демонстрационным во время главной проверки дивизии Министерством обороны.