Топ самых мощных линкоров Второй мировой войны
С момента установки на корабли пушек начинается извечное соперничество снаряда и брони. После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы, завершившие свое развитие к началу 20-го века и ставшие главной ударной и наиболее могущественной силой флота. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда из когда-либо созданных человеком. О них и пойдет речь в нашей статье.
6. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»
Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.
Линкоры типа «Кинг Джордж V» англичане начали проектировать в конце 20-х годов 20-го века для замены ими сверхдредноутов. За несколько лет первоначальный проект претерпел значительные изменения, и к 1935 году был утвержден окончательный вариант длиной около 230 метров и водоизмещением порядка 35 тысяч тонн. Главным калибром нового линкора должны были стать десять 356-миллиметровых орудий. Расположение артиллерии главного калибра было оригинальным. Вместо классических четырех 2-орудийных или трех 3-орудийных башен выбрали вариант с двумя башнями по четыре орудия на носу и на корме и одной башней с двумя орудиями на носу. Калибр в 356 мм к началу Второй мировой считался недостаточным и был наименьшим среди остальных линкоров ведущих держав. Бронебойный снаряд «Кинг Джорджа» весил скромные 721 кг. Начальная скорость была невысокой — 757 м/с. Английские пушки не блистали скорострельностью. В плюсы можно занести только традиционно качественные стволы орудий и бронебойные снаряды вкупе с надежностью системы в целом.
Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.
Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.
Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.
Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.
Линкор Vanguard
Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» — более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.
5. Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»
После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.
Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» — их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.
Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».
Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.
Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.
Линкор Vittorio Veneto
Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5—5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.
Линкор Roma
Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов. Третий линкор — «Рома» — удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы.
4. Линейные корабли типа «Ришелье»
После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.
После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».
Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина — порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».
«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.
Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.
Линкор Jean Bart
Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.
Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.
Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два — «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными.
3. Линейные корабли типа «Бисмарк»
Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.
Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.
Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время — не зря.
Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.
Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5—8,8 тысячи миль.
Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны.
Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.«Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.
Модель линкора «Тирпиц»
После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.
2. Линейные корабли типа «Айова»
Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.
Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.
Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.
А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.
Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.
Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей — «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.
Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.
1. Линейные корабли типа «Ямато»
Японские военные понимали, что экономически соперничать со своим основным соперником на Тихом океане, Соединенными Штатами Америки, невозможно. Поэтому было решено добиться качественного превосходства, чтобы компенсировать количественное отставание. Это противостояние вылилось в рождение самых крупных и мощных линкоров в истории.
При проектировке этих кораблей японцы старались сделать максимально вооруженное и наиболее защищенное судно в мире. Отбросив Вашингтонские соглашения, в обстановке строжайшей секретности они в 1937 году заложили гигантский линкор «Ямато», полное водоизмещение которого превысило 70 тысяч тонн, а длина достигала 260 метров.
Артиллерия главного калибра была представлена девятью 18-дюймовыми орудиями в трех 3-орудийных башнях, расположенных классически, как на «Витторио Венето» и «Айове». Подобной артиллерии не имел ни один линкор в мире. Бронебойный снаряд весил без малого полторы тонны. А по суммарному весу залпа «Ямато» превосходил европейские линейные корабли с 15-дюймовыми пушками почти вдвое. Система управления артиллерийским огнем была совершенна для своего времени. И если «Ямато» не обладал такими новшествами, как радиолокаторы (были установлены на «Айове»), то оптические дальномеры и баллистические вычислители не уступали мировым аналогам.
Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.
Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей — 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.
Линкор «Мусаси»
Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов — целых семь штук на двух катапультах.
Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два — «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.
Ни «Ямато», ни «Мусаси» так и не удалось сокрушить своей могучей артиллерией корабли противника. В итоге оба японских линкора, брошенные в конце войны в безрассудные походы против превосходящих сил противника, были потоплены американской авиацией, не имея шансов уцелеть. Справедливости ради отметим, что живучесть они проявили отменную, получив в свои могучие корпуса более десятка торпед и тяжелых бронебойных бомб.
При подготовке материала использовались фотографии из следующих источников: The Armored Patrol, Wikipedia, Pinterest, DigitalPosterCollection, David Malinowski, World of Warships official forum, Machines for War, Blender Artists Community.
Радиоуправляемые судомодели в каталоге Onliner.by
Читайте также:
- Топ-5 элитных спецподразделений мира, которым доверяют самые опасные миссии
- Топ-5 биологического оружия. Массовое поражение одеялом, блохой, колбасой
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Великий и бессмысленный «Ямато». История гибели самого мощного линкора в истории
7 апреля 1945 года самый крупный корабль императорского флота Японии и самый мощный из когда-либо построенных кем-либо линкоров — «Ямато» — погиб в безнадёжном бою с группой американских самолётов. Некогда самый смертоносный и неуязвимый из всех построенных на тот момент боевых кораблей совершил нечто вроде ритуального самурайского сэппуку, предприняв самоубийственную атаку на американское соединение у Окинавы. Корабль, являвшийся символом мощи японского флота, на строительство которого были потрачены огромные силы и ресурсы, оказался абсолютно бесполезным в той войне, поскольку командование не сумело грамотно распорядиться его возможностями. Лайф выяснил историю самого мощного и бесполезного боевого корабля в истории.
Золотой век линкоров
Линкоры были самыми крупными кораблями и доминировали на морях и океанах в годы Первой мировой войны. Сразу же после окончания войны между ведущими морскими державами развернулась настоящая гонка морских вооружений. Все пытались создать как можно более мощные корабли, чтобы доминировать на море в случае нового военного конфликта. Однако проектирование и создание новых кораблей, а также содержание огромных флотов требовало колоссальных средств, которые ложились на государственные бюджеты всё более тяжким бременем.
В конце концов по предложению американской стороны Британия, Франция, Италия и Япония, оказавшиеся на тот момент главными морскими державами, сели за стол переговоров с целью ограничения флотов. По результатам переговоров были установлены ограничения по линкорам, авианосцам и строительству военно-морских баз.
На несколько лет договорённости, достигнутые на Вашингтонской конференции морских держав, затормозили гонку вооружений. Но в начале 30-х годов мир изменился, в воздухе витало предчувствие новой войны и, не дожидаясь окончания соглашения, стороны начали проектировать новые корабли.
В то время в японском ВМФ господствовала доктрина «Кантай кэссен», или доктрина генерального сражения. Учитывая слабую ресурсную базу Японии и её промышленное отставание от главного соперника на Тихом океане — США, грядущая война должна была быть выиграна одним решающим сражением. Поскольку вышеперечисленные факторы не позволяли Японии рассчитывать на победу в долгой войне на истощение. Ожидалось, что могучий японский флот разгромит американский в одном сражении, что как минимум приведёт к временному доминированию японцев на море и как максимум — к деморализации противника и его выходу из войны.
Линкоры «Ямато» и «Мусаси» у атолла Трук. Сильнейшие линкоры, когда-либо построенные, корабли этого класса рассматривались японцами как ключевой элемент доктрины Kantai Kessen. Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com
Главной ударной силой, призванной уничтожить в генеральном сражении флот неприятеля, были линкоры. Существует популярное выражение, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, т.е. их мышление слишком инерционно и зачастую не поспевает за нововведениями. Уже в середине 30-х, в том числе и в руководстве японского флота, раздавались отдельные голоса, что самым перспективным средством на море являются не линкоры, а авианосцы. А японская доктрина слишком устаревшая и явно переоценивает мощь линкоров. Но к ним не прислушались. Нельзя сказать, что японцы слишком уж недооценивали авианосцы (к началу войны у них их было больше, чем у американцев). Скорее их главной ошибкой стало то, что в условиях крайне ограниченных ресурсов и средств они вложили большую их часть в строительство линкоров, которые в грядущей войне оказались скорее идеальными мишенями для самолётов, чем устрашающей и разрушительной силой.
Строительство гиганта
Разработка новых линкоров началась в Японии в 1934 году. Японцы изначально понимали, что по своим производственным возможностям и ресурсной базе они не в состоянии тягаться с США. Поэтому упор необходимо делать не на количество, а на качество. Линкоры типа «Ямато» должны были стать самыми большими боевыми кораблями из когда-либо построенных. Циклопических размером машины с непробиваемой броней и мощнейшей артиллерией. Каждый такой корабль шёл за два (а то и больше) корабля противника. Японцы полагали, что американцы не будут строить крупные корабли из-за их неспособности пройти через Панамский залив. Поэтому японские линкоры должны были обладать мощной броней и не менее мощной артиллерией, чтобы доминировать в артиллерийских дуэлях в условиях возможного численного превосходства противника.
Несколько проектов корабля было готово к 1936 году. Строительство первого линкора — «Ямато» — началось в феврале 1937 года на верфи в Куре. Японцы очень опасались того, что американцы узнают о грандиозном строительстве, поэтому соблюдали беспрецедентные меры секретности, чтобы сохранить его в тайне. Бюджетные ассигнования на строительство корабля маскировали различными расходными статьями, чтобы американская разведка ничего не заподозрила. Все рабочие на верфях были предупреждены о строгой секретности проекта и дали подписку о неразглашении. Каждый рабочий был тщательным образом проверен и сфотографирован, на верфи регулярно проходили проверки, в ходе которых рабочих сверяли с их фотографиями. Дошло до того, что японцы замаскировали все цеха, где шли работы, а сам корабль уже в процессе постройки закрывали специальными маскировочными сетями. Понимая, что даже все принятые меры всё равно не позволят вечно хранить тайну корабля, японцы пошли на фальсификацию документации по характеристикам корабля, дабы окончательно запутать потенциальных шпионов и занизить его характеристики на бумаге.
Линейный рисунок «Ямато», появившийся в 1944–1945 годах (определённая конфигурация с 7 апреля 1945 года). Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com
Строительство линкоров в принципе было очень затратным делом, а создание столь мощного корабля, превосходившего по своим характеристикам все существующие, и вовсе обошлось в совершенно космические суммы. Корабль был спущен на воду в 1939-м, а через несколько дней после атаки на Пёрл-Харбор введён в строй. Однако окончательно он достиг боевой готовности только в 1942 году.
Характеристики корабля действительно потрясали воображение. По большинству из них «Ямато» превосходил любые аналоги. Стандартное водоизмещение «Ямато» равнялось 63,2 тысячи тонн. Для сравнения: мощнейший линкор англичан — «Король Георг V» — имел только 42,2 тысячи тонн. Гордость немецкого флота «Тирпиц» — 42,9 тысячи тонн. Французский «Ришелье» — 37,8 тысячи тонн. Итальянская «Литтория» — 44,5 тысячи тонн. А мощнейший американский линкор «Айова» — 58 тысяч тонн.
Артиллерия главного калибра также выглядела внушительно. 460-мм орудий не имел ни один корабль в истории на тот момент. Мощнейшие американские и немецкие линкоры могли похвастать только 406-мм орудиями, итальянцы — 381-мм, французы — 380-мм, а у англичан стояли и вовсе 356-мм орудия.
«Ямато» также обладал беспрецедентной броневой защитой, с которой не мог тягаться ни один корабль. Толщина бортовой брони достигала 410 мм, а башенной — 650 мм. Все конкуренты значительно уступали японцам в этом параметре.
Однако мощнейший в истории линкор имел и некоторые недостатки. Из-за мощного бронирования и не самой могучей силовой установки он проигрывал несколько узлов в скорости хода практически всем конкурентам. Кроме того, японская сталь по качеству уступала западной и считалась чуть менее прочной. Наконец, серьёзное бронирование было установлено только на жизненно важных для корабля местах, тогда как в остальных частях он был достаточно слабо защищён.
К недостаткам также можно было отнести весьма среднюю зенитную артиллерию и полное отсутствие радаров. Впрочем, их на японском флоте к началу войны вообще не было.
Две ключевые ошибки
В ходе войны применительно к «Ямато» японцы совершили две ключевые ошибки, приведшие к тому, что из грозы морей и океанов этот гигант превратился в огромную и бессмысленную груду металла. Во-первых, японцы не использовали пропагандистскую мощь своего корабля. Они до самого конца удерживали все его характеристики в тайне и не предпринимали попыток припугнуть американцев. Между тем на первом этапе войны информация о наличии в японском флоте такого бронированного монстра могла бы сделать американцев куда более осторожными в операциях на Тихом океане. Однако секретность «Ямато» привела к тому, что американцы планировали операции значительно более агрессивно, поскольку не знали о столь мощном противнике.
Во-вторых, японцы слишком сильно верили в свою доктрину генерального сражения и берегли линкор до лучших времён, опасаясь, как бы чего не вышло. По мысли японцев, они должны были сойтись с противниками в одном сражении, которое предопределит ход войны. Сначала последовала бы ночная торпедная атака (их японцы отрабатывали годами), затем в бой вступала авиация с авианосцев, заодно обеспечивавшая превосходство в воздухе и, наконец, в качестве завершающего аккорда следовала атака «Ямато» и других линкоров.
Однако генеральное сражение всё никак не происходило. Напротив, тактика американцев сводилась к локальным стычкам с активнейшим использованием авианосцев. Поначалу силы ещё были равными, но постепенно японцы начали уступать. Американцы легко компенсировали свои потери (и даже увеличивали свои силы) за счёт гораздо большей промышленной мощи, а вот японцы не успевали за своими потерями. Их силы постепенно таяли, а «Ямато» всё стоял в порту, ожидая благоприятной возможности.
Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com
В итоге в ожидании генерального сражения, в которое верили почти все адмиралы на протяжении десятилетий, японцы проморгали ключевую битву, ставшую поворотным пунктом на тихоокеанском театре боевых действий. В июне 1942 японский флот понёс тяжёлые потери в битве у атолла Мидуэй («Ямато» находился в нескольких сотнях миль от места сражения и не участвовал в бою), после чего инициатива на Тихом океане перешла к их противникам.
«Ямато» два с половиной года простоял фактически без дела. К тому моменту, когда японцы наконец решились использовать его, он уже лишился значительной части своей мощи. На Тихом океане теперь доминировали авианосцы, и без прикрытия с воздуха линкор превращался в идеальную мишень для противника. Японцы уже понесли очень серьёзные потери в авианосцах за без малого три года войны и к тому же лишились самых опытных и лучших пилотов. Таким образом, японцы упустили удачный момент для использования своего чудо-корабля и вспомнили о нём в тот момент, когда его присутствие уже мало что могло изменить.
По сути, первым и единственным полноценным участием японского суперкорабля в боевых действиях стала битва в заливе Лейте. В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппинах. Потеря Филиппин означала для японцев радикальное изменение сил на всём Тихом океане и перекрывала им доступ к важнейшим сырьевым ресурсам, а также отрезала 7-й фронт в Юго-Восточной Азии.
Японские авианосцы уже были сильно потрепаны, поэтому главной ударной силой императорского флота в грядущем сражении должны были стать линкоры. Был сформирован мощный ударный кулак, который должен был атаковать американский транспорт у острова Лейте.
На второй день сражения ударному соединению удалось выйти на практически беззащитные в артиллерийской дуэли авианосцы у острова Самар. Казалось, у японского флота появился шанс нанести американцам чувствительный удар.
«Ямато» и другие корабли обстреляли американцев с расстояния 27 километров, после чего американцы бросились наутёк. Японский флот отправился в погоню, американцы же наносили по преследовавшим их кораблям удары с воздуха, которые были гораздо эффективнее корабельной артиллерии. Однако сражение стало провалом для японцев. Из-за неудачных действий командующего соединением японцы прекратили погоню. Они не знали, что преследуют тихоходные эскортные авианосцы, и ошибочно посчитали, что им не удастся их догнать, тогда как в действительности скорость крупных японских кораблей позволяла это сделать.
Другая группа японских кораблей понесла очень серьёзные потери, и фактически это сражение поставило точку в войне на море. Отныне японский флот уже не мог составить никакой конкуренции американцам. С этого момента японцы больше не рассчитывали на мощь флота, сделав ставку на камикадзе. «Ямато», несмотря на свою мощь, так и не потопил ни одного вражеского корабля, при этом сам получил повреждения от атак американских самолётов и встал на ремонт.
Последний поход
1 апреля 1945 года американские войска начали высадку на Окинаве. Остров оборонял достаточно значительный японский гарнизон, к тому же тропическая местность затрудняла использование техники американцев. Но, несмотря на всё это, падение Окинавы было лишь вопросом времени.
Японское командование решило использовать «Ямато» для самоубийственной атаки на Окинаву. Этот шаг был продиктован отчаянием, корабль без прикрытия с воздуха не имел ни одного шанса выполнить задание. Вместе с небольшим эскортом он должен был попытаться прорваться к острову в условиях тотального превосходства американцев как на море, так и в воздухе. При этом никакого смысла в этом прорыве не было. Даже если бы он удался, корабль должен был выброситься на мель у острова и поддерживать гарнизон артиллерийским огнём. А экипаж корабля должен был влиться в состав гарнизона. Но и это не изменило бы ход битвы за Окинаву. Экипаж корабля был слишком незначительным по меркам этой битвы, американцы всё равно имели значительное преимущество и рано или поздно остров был бы взят. Фактически речь шла о торжественном сэппуку — ритуальном самурайском самоубийстве. Только в роли самурая на этот раз был огромный корабль со своим экипажем.
6 апреля 1945 года «Ямато» покинул порт, взяв курс на Окинаву. Величественный бронированный монстр начинал путь в один конец, о чём знали все до единого члены экипажа, включая командующего флотом Ито, который решил погибнуть вместе с кораблём. Даже топлива линкора хватало только на то, чтобы достигнуть острова, дорога назад не предусматривалась.
Как уже говорилось, «Ямато» не имел прикрытия с воздуха и двигался в сопровождении небольшой эскадры. В таких условиях он был абсолютно беззащитен против американских самолётов.
Линкор «Ямато» взрывается от повреждений, нанесённых ему налётами авиации США. Коллаж © L!FE Фото: © Wikipedia.org, pixabay.com
Американцы засекли японские корабли уже на следующий день и сразу же направили на их уничтожение самолёты. Первая волна, насчитывавшая 227 самолётов, атаковала японцев около полудня. Фактически это было избиение младенцев, японцы были абсолютно беззащитны. Зенитная артиллерия линкора была далеко не самым сильным его местом и в условиях такой массированной атаки совершенно ничего не могла противопоставить. Бомбы и торпеды одна за другой поражали огромную мишень.
Через 15 минут после начала атаки подошла вторая волна из 57 самолётов. После того как они отстрелялись, подошла третья — 110 самолётов. Они довершили разгром безоружного (против самолётов) соединения японцев.
Всё было кончено уже через час после начала атаки. Суперкорабль «Ямато» подтвердил, что в других условиях он мог бы оказаться весьма крепким орешком. Для его уничтожения потребовалось 10 попаданий торпед и 13 прямых попаданий авиационных бомб (в некоторых англоязычных источниках говорится об 11 точно подтверждённых торпедах и 6 бомбах и ещё 2 неподтверждённых торпедных и 2 бомбовых попаданиях). Только после этого он потерял управление и стал неуклонно крениться на бок.
Но ещё час после последней атаки он оставался на плаву, пока в 14:23 не взорвались пороховые погреба. Раздался один из мощнейших взрывов в доатомную эпоху, столб дыма и пламени возвышался на несколько километров и был заметен за сотни километров от эпицентра. Из более чем 3 тысяч членов экипажа спаслись лишь 269. Их подобрали подошедшие другие японские корабли.
Вместе с «Ямато» погиб ещё один лёгкий крейсер и четыре эсминца. Общие потери японцев превысили 4300 человек. Американцы потеряли всего 10 самолётов и 12 пилотов. Самоубийственная атака закончилась абсолютным разгромом и не нанесла американцам ни малейшего ущерба.
Так завершилась история самого мощного боевого корабля в истории человечества (на тот момент). Он появился, когда золотой век линкоров уже подошёл к концу. Он ещё мог принести пользу при его умелом и своевременном использовании, но японцы упустили этот момент. В итоге баснословно дорогой корабль превратился в бессмысленную груду металла, простоявшую без дела всю войну, и погиб в самоубийственной атаке, не нанеся практически никакого ущерба противнику (достаточно сравнить потерю 10 самолётов, при том что в сутки американцы производили примерно 200 штук, и огромный корабль, который строили несколько лет).
«Ямато» остался в японской истории не только как мощнейший по характеристикам корабль и не только как пример силы духа и самурайской решительности его экипажа, но и как образец бессмысленной траты колоссальных средств. Поскольку распорядиться его преимуществами японцы так и не смогли. Впрочем, отчасти это была не их вина. Появись «Ямато» на несколько лет раньше, он был бы бесспорным владыкой морей и океанов и кошмаром любого противника. Но он появился тогда, когда линкоры из «главного довода морских держав» превратились в огромные плавучие мишени для самолётов.
Рейтинг: 5 самых мощных линкоров за всю историю
Ключевой момент: Дело не только в технических характеристиках — человеческое лидерство может создать или сломать линкор.
Подробнее от национального интереса:
Россия пропускает ядерное оружие, заходящее на океанском этаже
Как Китай может погрузиться в ВМС ВМС.
Как почти никогда не было истребителя-невидимки F-35
Рейтинг лучших линкоров всех времен немного проще, чем рейтинг морских сражений. Оба предполагают сравнение яблок с апельсинами. Но, по крайней мере, измерение отдельных военных кораблей предполагает сравнение одного яблока с одним апельсином. Это компактное усилие по сравнению с сортировкой истории, чтобы понять, как взаимодействие качелей формировало судьбы народов и цивилизаций.
Тем не менее, нам нужен какой-то стандарт для различения боевых фургонов. Что делает корабль великим? Имеет смысл, прежде всего, исключить любой корабль до правления Генриха VIII. До того, как английский «великий морской король» в 16 веке основал парусный Королевский флот, линейного корабля в современном понимании не существовало. Война на галерах — это совсем другое дело, чем выстраивание крупных кораблей и обстрел из корабельной артиллерии.
Одной из неизбежных задач является сравнение технических характеристик кораблей. Недавняя статья по адресу War Is Boring пересматривает старые дебаты между энтузиастами линкоров и Второй мировой войны. А именно, кто бы одержал победу в споре между дредноутом класса Iowa ВМС США и кораблем Yamato Императорского флота Японии? Автор Майкл Пек повторяет общеизвестную мудрость тех времен, когда я служил на могучем Wisconsin , последнем из линкоров: все зависит от того, кто нанесет первый удар. Iowa s превосходил нас в скорости и управлении огнем, в то время как Yamato и ее сестра Musashi превосходили нас и могли похвастаться более тяжелым весом выстрела. Мы бы отлично разобрались, если бы закрыли дистанцию до того, как враг нанес удачный удар издалека. Если нет, то все могло получиться некрасиво.
Хотя и не так много слов, Пек рассказывает об основных конструктивных особенностях, которые помогают квалифицировать линкор как элитный в истории, а именно о орудиях, броне и скорости. Имеет смысл, не так ли? Атакующий удар, защитная устойчивость и скорость остаются отличительными чертами любого надводного бойца даже в наш ракетный век. Обратите внимание, однако, что асимметрия между боевыми кораблями в значительной степени является результатом компромиссов, которые приходится делать военно-морским архитекторам среди желательных атрибутов.
Только научная фантастика позволяет корабелам избежать такого выбора. Морская Звезда Смерти будет вооружена непреодолимым вооружением, непробиваемой броней и двигателями, способными разогнать судно до головокружительной скорости. Но опять же, вы не можете иметь все в реальном мире. Вес — это огромная проблема. Линкор, нагруженный самыми большими орудиями и самой толстой броней, будет переваливаться с места на место. Он сделался бы легкой мишенью для более проворных противников или позволил бы им убежать. С другой стороны, назначение оружия и приоритета скорости работает против суровых сторон. Быстроходный, но легкобронированный корабль подвергает свои внутренности и экипаж вражескому обстрелу. И так далее. У разных флотов разные подходы к компромиссам. Отсюда и несоответствие между Yamato и Iowa по некоторым параметрам. Так всегда было, когда боевые корабли сражались.
Но линкор — это больше, чем машина. Машины не правят волнами и не проигрывают в состязаниях за мастерство. Люди делают. Люди бороздят моря, и их боевые действия руководствуются идеями управления кораблем и тактикой. Королевский флот Великобритании неоднократно одерживал победу в эпоху парусного спорта. Его успех был связан не столько с превосходной техникой — такие противники, как Франция и Соединенные Штаты, иногда выставляли более совершенные корабли, — сколько с длительными плаваниями, которые подняли морское искусство и артиллерийское дело до высокого искусства. Действительно, мой друг любит шутить, что лучшим военным кораблем 18-го века был французский 74-пушечный корабль, захваченный и укомплектованный экипажем моряками Королевского флота. Лучшее оборудование встречается с лучшим программным обеспечением.
Вот почему, в конце концов, обсуждение боевых кораблей Джейн записей — списков статистики — для Айовы , Ямато и их собратьев из других времен и мест не удовлетворяет. То, что выглядит лучшим кораблем на бумаге, может не победить. Корабль не обязан превосходить своих противников по всем техническим параметрам. Это должно быть достаточно хорошо. То есть, они должны соответствовать достаточно хорошо, чтобы дать предприимчивой команде, помнящей о тактическом окружении, разумный шанс на победу. Таким образом, по материальным меркам величайший линкор входит в число передовых кораблей своего времени, и им управляют искусные моряки.
Но добавить к этому человеческий фактор недостаточно. Есть элемент возможности, чистой случайности. Настоящее величие приходит, когда корабль и команда оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы творить историю. Имя линкора становится легендой, если оно помогает одержать грандиозную победу, драматически проигрывает или, возможно, совершает какой-то выдающийся дипломатический подвиг. Более того, судно, избранное (или проклятое) судьбой, становится стратегической розой компаса. Он становится частью интеллектуального фонда, на который опираются будущие поколения при разработке морской стратегии. Это артефакт истории, который помогает делать историю.
Таким образом, мы приходим к одной габаритной ширине корабля: прочный корабль, железные люди, исторические последствия. Таким образом, я определяю величайших как самых знаковых . А теперь мой список пяти самых знаковых линкоров в истории в порядке возрастания:
Bismarck . Bismarck ВМС Германии прожил короткую жизнь, которая по сей день поставляет литературу. Широко считается самым боеспособным линкором в Атлантике во время Второй мировой войны, Bismarck потопил линейный крейсер HMS Hood , гордость Королевского флота, одним выстрелом из своей главной батареи. С другой стороны, боевой дух руководства оказался хрупким, когда дела пошли плохо. На самом деле он разбился при первом же резком стуке. Как шла решимость командиров, так шла и команда.
Примечания Бернарда Броди, дредноут подвергся «экстремальным колебаниям» настроения. Возбуждение, вызванное встречей с Hood , сменилось отчаянием после незначительного торпедного удара британского военного самолета. Адмирал Гюнтер Лютьенс, старший офицер на борту, собрал 9 человек.0033 Bismarck членов экипажа после воздушной атаки и «умолял их встретить смерть так, как подобает добрым нацистам». Великим тренером Лютьенс не был. Результат? «Ужасно плохой результат» в финальном поединке с HMS Rodney , King George V и их окружением. Один расчет башни бежал от своих орудий. Сообщается, что офицеры турели удерживали еще одного на месте только под прицелом. Стрельба и скорострельность орудий — ключевые факторы победы в артиллерийских дуэлях — сильно пострадали.
Короче говоря, Bismarck оказался болонской флягой (наконечник шляпы: Клаузевиц), внешне крепким сосудом, который разбивается при малейшем постукивании изнутри. В 1939 г. гросс-адмирал Эрих Редер сетовал на то, что немецкий надводный флот, брошенный в бой задолго до того, как он созрел, может лишь «умереть с честью». Редер был прав больше, чем он думал. Смерть Bismarck представляет собой притчу, которая спустя десятилетия пленит флотоводцев. Как бы все обернулось, если бы человеческий фактор линкора оказался менее хрупким? Мы никогда не узнаем. Несомненно, ее мера чести была бы выше.
Ямато . Как отмечалось в самом начале, Yamato был внушительным кораблем по любым меркам. Он водоизмещал больше, чем любой линкор в истории, как и ранний суперкарьер, и имел самое тяжелое вооружение. Ее гигантские 18-дюймовые орудия могли стрелять 3200 фунтов. снарядов около 25 морских миль. Местами броня была толщиной более двух футов. Таким образом, среди трех атрибутов конструкции военного корабля конструкторы Yamato явно отдавали предпочтение наступательной и оборонительной силе, а не скорости. Дредноут мог двигаться со скоростью 27 узлов, что неплохо для корабля таких размеров. Но это было заметно медленнее, чем 33 узла, достижимые быстрыми линкорами США.
Нравится Бисмарк , Ямато запомнилась главным образом тем, что не сдержала своего обещания. Она рассказывает еще одну поучительную историю о человеческих ошибках. В заливе Лейте в октябре 1944 года оперативная группа, сосредоточенная на Ямато , атаковала транспорты, которые переправили десант генерала Дугласа Макартура на берег Лейте, и немногочисленные силы легких авианосцев, эсминцев и эсминцев сопровождения, охранявших транспорты. от нападения с моря.
Далее последовала бессмертная атака консервных матросов. Превзойденные американские корабли зарядили Ямато и ее свита. Как и Лютьенс, адмирал Такео Курита, командир оперативной группы, казалось, сник при менее чем ужасных обстоятельствах. Историки до сих пор спорят о том, принял ли он Taffy 3, контингент ВМС США, за гораздо более сильную силу; потерял самообладание; или просто не видел смысла жертвовать своими кораблями и людьми. Как бы то ни было, Курита приказал своему флоту повернуть назад, оставив экспедиционный корпус Макартура практически нетронутым с моря.
Ямато постигла донкихотская участь, хотя и менее позорная, чем Бисмарк -х. В апреле 1945 года суперлинкору было приказано направиться к окинавской роте с остатками надводного флота, чтобы противостоять высадке союзников. Судно намеренно выбрасывалось на берег у берега, становясь непотопляемой огневой точкой, пока оно не было уничтожено или его боеприпасы не были исчерпаны. Однако военно-морская разведка США узнала об этой схеме, и воздушная бомбардировка Yamato была направлена до того, как она смогла добраться до места назначения. Тусклый конец для самого грозного линкора в истории.
10 крупнейших линкоров всех времен
Линкоры были самыми большими военными кораблями, которые использовали пушечное вооружение в качестве основного вооружения. Сотни футов в длину и водоизмещение в десятки тысяч тонн, их размеры позволяли им нести самые большие орудия и самую толстую броню. Хотя линкоры — массивное оружие, некоторые из них были крупнее других. Мы отобрали самые большие из них и ранжировали их по водоизмещению, чтобы определить 10 самых больших линкоров всех времен.
Без промедления приступим!
10. Класс King George V (45 360 длинных тонн)
Технические характеристики (Anson)
- Заложен: 20 июля 1937 г. (King George V: 29 июля 1936 г.)
- Вступил в строй: 14 апреля 1942 г. (King George V: 1 октября 1940 года. Класс King George V начал наш список с десятого места. Класс King George V был самым большим и самым мощным из британских дредноутов, состоявших на вооружении во время Второй мировой войны.
В межвоенный период (между Первой и Второй мировыми войнами) морские силы мира ограничивались линейными кораблями водоизмещением не более 35 000 тонн. Королевский флот зашел невероятно далеко, чтобы гарантировать, что класс King George V соблюдает договор, и даже оснастил их 14-дюймовыми орудиями, чтобы заставить другие страны последовать их примеру. Вооруженный десятью 14-дюймовыми орудиями, класс King George может показаться слабым. Однако пять линкоров этого класса были невероятно хорошо защищены броней, которая уступала только классу Yamato. Кроме того, их 14-дюймовые орудия были мощными и развивали скорость до 28 узлов. Корабли росли по ходу войны и к 1945, уцелевшие корабли имели водоизмещение более 45 000 длинных тонн.
9. Класс Littorio (45 485 длинных тонн)
Технические характеристики (Roma)
- Заложен: 18 сентября 1938 г. (Littorio: 28 октября 1934 г.) )
- Длина: 790 футов (240,7 м)
- Ширина: 108 футов (32,9 м)
- Водоизмещение: 40 992 длинных тонны (полная нагрузка: 45 485 длинных тонн)
Девятое место в нашем списке принадлежит Littorio линкоры класса Regia Marina. Дредноуты этого класса были самыми большими, быстрыми и мощными линкорами итальянского флота. Мы сосредоточимся на Roma, третьем корабле класса, так как он был немного длиннее и тяжелее своих двух сестер.
В межвоенный период Италии было выделено 70 000 тонн на строительство новых линкоров. Хотя Италия пыталась разработать два корабля водоизмещением 35 000 тонн, в конечном итоге они решили построить два линкора водоизмещением 40 000 тонн, проигнорировав договор. Первые два корабля, Littorio и Vittorio Veneto, были заложены в середине 1930-х годов. Вооруженные девятью мощными 15-дюймовыми орудиями и способные развивать скорость до 30 узлов, линкоры класса Littorio были одними из самых мощных линкоров своего времени. Позже были разрешены еще два корабля, Roma и Impero, и был достроен только Roma. Roma был построен по модифицированной конструкции с улучшенной носовой частью и дополнительными легкими зенитными орудиями.
8. Класс NAGATO (45 950 длиной тонны)
Спецификации (NAGATO)
- . Уставные: 28 августа 1917
- Заказано: 25 ноября 1920
- Длина: 738 r (225m) 90444444. 6″ (34,6 м)
- Водоизмещение: 32 200 длинных тонн (полная загрузка: 45 950 длинных тонн)
Восьмое место в нашем списке принадлежит линкору, который за свою карьеру прибавил в весе больше, чем любой другой корабль, представленный в списке. список. Японские линкоры класса Nagato были одними из крупнейших линкоров на момент ввода в строй и выросли, чтобы конкурировать с новыми линкорами, спущенными на воду более двух десятилетий спустя.
При поступлении на вооружение два линкора класса «Нагато» были самыми мощными линкорами на плаву и первыми с 16-дюймовыми орудиями. Со скоростью более 25 узлов и с восемью 16,1-дюймовыми орудиями они были грозными военными кораблями. Первоначально класс Nagato имел длину 708 футов (215,8 м) и ширину 95 футов (29 м). Они несколько раз модернизировались, самая существенная из которых была между 1934 и 1936 годами. В ходе этой модернизации корабль был увеличен и вырос почти до 46 000 тонн. Нагато и ее сестра Муцу участвовали во Второй мировой войне. Хотя Муцу был потерян из-за несчастного случая, Нагато стал единственным линкором, пережившим войну.
7. Класс South Dakota (46 200 длинных тонн)
Технические характеристики (Южная Дакота)
- Заложен: 5 июля 1939 г.
- Введен в эксплуатацию: 20 марта 1942 г.
- Длина: 680 м : 108′ 2″ (32,97 м)
- Водоизмещение: 35 000 длинных тонн (полная загрузка: 46 200 длинных тонн)
Под номером семь в нашем списке находятся линкоры класса South Dakota ВМС США. Эти военные корабли изначально проектировались меньше и компактнее, чем линкоры класса North Carolina. Тем не менее, они все еще были достаточно большими, чтобы их можно было причислить к самым большим линкорам всех времен.
Хотя Соединенные Штаты были довольны своими линкорами класса «Северная Каролина», им не нравился тот факт, что их броня не могла противостоять их собственным 16-дюймовым орудиям. В поисках лучшей защищенной конструкции родился класс South Dakota. Обладая теми же девятью 16-дюймовыми орудиями и скоростью 27 узлов, что и класс North Carolina, South Dakota были более компактными. Это позволило лучше сконцентрировать броню над жизненно важными органами, улучшив защиту. Было построено четыре корабля этого класса, которые служили на протяжении всей Второй мировой войны. По мере того как война продолжалась, вес дополнительного зенитного вооружения и оборудования привел к росту кораблей, в конечном итоге водоизмещение которых при полной загрузке превысило 46 000 тонн.
Дополнительные ссылки:
Южная Дакота против Британии 16B/38
Почетное упоминание. HMS Hood (46 680 длинных тонн)
Технические характеристики
- Заложен: 1 сентября 1916 г.
- Вступил в строй: 15 мая 1920 г. m)
- Водоизмещение: 42 670 длинных тонн (полная загрузка: 46 680 длинных тонн)
Особое место в нашем списке занимает HMS Hood Королевского флота. Хотя официально он классифицировался как линейный крейсер, на момент ввода в строй «Худ» имел уровень защиты брони линкора. В течение двух десятилетий он оставался самым большим военным кораблем в мире, за что получил прозвище «Могучий капюшон».
Разработанный в 1915 году как улучшенная версия линкоров класса «Королева Елизавета», класс «Адмирал» (к которому принадлежал «Худ») должен был быть быстрее и лучше защищен. Однако вскоре они были переработаны в еще более крупные корабли с гораздо более мощной силовой установкой. Однако потребность в материалах в другом месте привела к списанию трех кораблей этого класса, и только один, Hood, будет завершен. Худ станет самым большим военным кораблем в мире с восемью мощными 15-дюймовыми орудиями и высокой скоростью 32 узла при водоизмещении 46 680 тонн.
6. Класс North Carolina (46 700 длинных тонн)
Технические характеристики (Северная Каролина)
- Заложен: 27 октября 1937 г.
- Введен в эксплуатацию: 9 апреля 1941 г. Ширина: 108 футов 4 дюйма (33 м)
- Водоизмещение: 35 000 длинных тонн (полная загрузка: 46 700 длинных тонн)
шестое место в нашем списке. Северная Каролина и ее сестра, USS Washington, были первыми кораблями последнего поколения линкоров Соединенных Штатов.
Соединенные Штаты начали разработку класса «Северная Каролина» еще в 1935 году. Разработка шла хаотично, было рассмотрено несколько десятков предложений, чтобы остаться в рамках договора. Окончательный проект был для линкора, способного развивать скорость 27 узлов, с двенадцатью 14-дюймовыми орудиями и броней, чтобы противостоять 14-дюймовым снарядам. Однако корабли были спроектированы так, чтобы иметь возможность заменить 14-дюймовые орудия на девять более крупных 16-дюймовых орудий в случае, если Япония откажется подписать Второй Лондонский военно-морской договор. В конце концов, пункт об эскалаторе, разрешающий более крупные 16-дюймовые орудия, был введен в действие, и класс North Carolina был построен с более мощными морскими орудиями 16 дюймов / 45 дюймов. С более мощными орудиями класс North Carolina был одним из самых мощных образцов во время Второй мировой войны.
5. Класс Richelieu (48 180 длинных тонн)
Технические характеристики (Жан Бар)
- Заложен: 12 декабря 1936 г. (Richelieu: 22 октября 1935 г.)
- Вступил в строй: 1 мая 1955 г. (Richelieu, 1940)
- Длина: 813 футов (248 м)
- Ширина: 116 футов (35,5 м)
- Водоизмещение: 35 000 длинных тонн (полная загрузка: 48 180 длинных тонн)
история. Ришелье был на службе во время Второй мировой войны, в то время как Жан Барт был в основном плавучей артиллерийской батареей. Хотя Жан Барт был запущен в 1940, она увидит свое окончательное завершение только через 15 лет. Долгие годы модификаций привели к тому, что корабль радикально отличался от его сестры, в результате чего он вырос до пятого по величине линкора в нашем списке.
Франция сделала все возможное, чтобы класс Richelieu соответствовал требованиям договора. Некоторые особенности этого класса, от направленного вперед расположения восьми 15-дюймовых орудий, размещенных в двух четырехместных башнях, до внутреннего наклонного броневого пояса, были разработаны для снижения веса. Однако уроки Второй мировой войны привели к существенной модификации Жана Барта до ее завершения. Она получила более мощные зенитные автоматы и новейшую электронику. Ей были установлены выпуклости, увеличившие ее ширину со 108 футов до 113 футов. В результате этих модификаций его водоизмещение увеличилось до впечатляющих 48 180 тонн, что сделало его одним из крупнейших когда-либо построенных линкоров.
4. HMS Vanguard (51 420 длинных тонн)
Технические характеристики
- . Уставные: 2 октября 1941
- по заказу: 12 мая, 1946
- -leb: 814 ′ 4 ″ (248.2)
44444444444444444 4.0144444444444444444444444444444. (32,9 м) - Водоизмещение: 44 500 длинных тонн (глубокое водоизмещение: 51 420 длинных тонн)
Номер четыре в нашем списке представлен HMS Vanguard, последним линкором Королевского флота, а также последним линкором, когда-либо спущенным на воду. . Быстрый, хорошо вооруженный и чрезвычайно хорошо защищенный, Vanguard без сомнения является одним из лучших линкоров, когда-либо плававших по морю.
Зная об угрозе новейших немецких и японских линкоров, Королевский флот уже разработал мощные линкоры класса «Лайон». Однако вскоре стало очевидно, что их нельзя запустить вовремя, что поставило Королевский флот в невыгодное положение. Было решено взять модифицированный корпус класса Lion и оснастить его оставшимися 15-дюймовыми орудиями времен Первой мировой войны, чтобы получить линкор, который будет доступен раньше. Однако корабль не будет завершен до окончания Второй мировой войны из-за пересмотра конструкции и перетасовки материалов в другом месте. Несмотря на то, что «Авангард» являлся специальной конструкцией, он был невероятно мощным, обладая превосходным сочетанием скорости, огневой мощи и брони, которые ставили его выше подавляющего большинства более известных линкоров.
Для получения дополнительной информации о HMS Vanguard перейдите по следующим ссылкам:
HMS Vanguard: последний и величайший линкор
HMS Vanguard против Tirpitz
На третьем месте линкоры немецкого Кригсмарине класса «Бисмарк». Однако класс представляет не знаменитый Бисмарк, а ее сестра Тирпиц. Модификации, внесенные в него во время войны, увеличили его водоизмещение, пока он не стал самым большим линкором, используемым европейской страной.
На протяжении 1930-х годов ВМС Германии исследовали несколько проектов линкоров, которые оставались в пределах договорных ограничений. Однако в конце концов они решили построить гораздо более сбалансированную и традиционную конструкцию, которая превышала 40 000 тонн. Были построены два корабля «Бисмарк» и «Тирпиц». Имея восемь 15-дюймовых орудий и исключительно прочную броню, они были самыми мощными линкорами в Европе на момент их спуска на воду. Хотя «Бисмарк» был потерян в начале войны, «Тирптиз» продолжал служить флотом, спокойно проводя время в Норвегии. За это время она получила новое оборудование и вооружение, в результате чего она росла, пока не переместила на 2300 тонн больше, чем ее сестра.
2. Класс Айовы (57 540 длинных тонн)
Технические характеристики (Айова)
- . Уставные: 27 июня 1940
- . Заказано: 22 февраля 1943
- ДЛИНА: 887 r. 387. (273.4444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444. : 108′ 2″ (32,97 м)
- Водоизмещение: 45 000 длинных тонн (полная загрузка: 57 540 длинных тонн)
Последние линкоры, построенные ВМС США, линкоры класса Iowa были крупнее, быстрее и лучше бронированы. чем все предыдущие дредноуты США. Их внушительное водоизмещение более 57 000 длинных тонн ставит их на второе место в нашем списке.
Разработанный для противодействия быстрым линкорам японского класса «Конго», класс «Айова» был разработан с упором на высокую скорость в дополнение к броне и огневой мощи. Способный развивать скорость более 32,5 узлов, класс Iowa должен был быть больше, чтобы вместить огромную силовую установку и больший надводный борт. Броня была аналогична предшествующему классу South Dakota, хотя огневая мощь была увеличена за счет использования девяти орудий 16 ″ / 50, более мощной модели по сравнению с теми, что были на борту более ранних дредноутов. Разработанные для стандартного водоизмещения 45 000 длинных тонн, корабли со временем становились все тяжелее из-за большего количества вооружения и электроники. В итоге их водоизмещение выросло до более чем 57 000 длинных тонн. В дополнение к своим размерам и скорости, класс Iowa известен своим долгим сроком службы. Корабли служили с перерывами до начала 1990-е годы, давно минувший век линкора.
Для получения дополнительной информации о разработке Iowa Class.
1. Класс Yamato (71 659 длинных тонн)
Технические характеристики (Musashi)
- Заложен: 29 марта 1938 г. (Yamato: 4 ноября 1937 г. )
- Вступил в строй: 5 августа 1942 г. )
- Длина: 862 фута 10 дюймов (263 м)
- Ширина: 121 фут 1 дюйм (36,9 м)
- Водоизмещение: 64 000 длинных тонн (полная нагрузка: 71 659 длинных тонн)
Наконец-то номер один! Эту позицию занимают линкоры, остающиеся крупнейшими в своем классе, могучий класс Yamato. Будучи линкорами, которые были спроектированы так, чтобы быть больше и мощнее, чем любые другие, неудивительно, что класс Ямато доминирует как самые большие линкоры из когда-либо построенных.
Эти левиафаны были созданы, чтобы превзойти по вооружению и пережить всех конкурентов. Для этого они несли девять массивных 18,1-дюймовых (460-мм) орудий и 16-дюймовую (410-мм) ленточную броню. Даже с большими орудиями и толстой броней линкоры были относительно быстрыми, их скорость превышала 27 узлов. Всего было построено два линкора этого класса — «Ямато» и «Мусаси». Третий корабль, Shinano, позже был достроен как авианосец. Как и ее сестры, она также была самой крупной в своем роде, и ее не превзошли до тех пор, пока годы спустя впервые не прибыли суперавианосцы.