Содержание

название, скорость и разрушительные последствия


История создания сверхскоростной торпеды

Мотивом создания сверхскоростной торпеды послужил тот факт, что советский флот был не в состоянии состязаться в количественном соотношении с ВМФ США. Поэтому было решено сформировать систему вооружения, удовлетворяющую следующим требованиям:

  • компактную;
  • обладающую возможностью установки на большинстве надводных и подводных судов;
  • способную гарантированно поражать на огромном расстоянии корабли и лодки противника;
  • недорогое производство.

В шестидесятые годы XX века начались работы по созданию самой скоростной торпеды в мире, чтобы она могла уничтожать объекты противника на большом расстоянии и была недосягаема для врага. Главным конструктором проекта был назначен Г. В. Логвинович. Сложность состояла в создании совершенно новой конструкции, способной развивать скорость в сотни километров в час под толщей воды. В 1965 году было проведено первое ходовое испытание. При проектировании возникли две серьезные проблемы:

  • достижение очень большой скорости за счет гиперзвука;
  • универсальный способ размещения на подводных лодках и кораблях.

Решение этих задач затянулось больше чем на 10 лет и только в 1977 году ракета, получившая индекс ВА-111 «Шквал», была принята на вооружение.

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два – стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами – магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;

Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.

Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Интересные факты

В конце семидесятых годов прошлого столетия ученые Пентагона расчетным путем доказали, что под водой по техническим причинам невыполнимо развивать значительные скорости.

Поэтому военное ведомство в Соединенных Штатах скептически относилось к информации о ведущихся разработках самой быстрой торпеды в мире в Советском Союзе. Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ.

Тактика применения торпеды

Комплекс «Шквал» снабжен нестандартной тактикой применения для торпед. Носитель, на котором она находится, обнаружив вражеский корабль, производит обработку всех характеристик: направление и скорость движения, расстояние. Вся информация заносится в автопилот самодвижущейся мины. После пуска она начинает движение строго по заранее рассчитанной траектории. У торпеды отсутствуют система самонаведения и корректировки заданного курса.

Этот факт с одной стороны является преимуществом, а с другой – недостатком. Никакие помехи, встретившиеся на пути, не помешают «Шквалу» отклониться от заданного курса. Он на громадной скорости стремительно приближается к цели, и у противника не остается ни малейших шансов на совершение маневра. Но если вдруг вражеское судно неожиданно изменит направление своего движения, то цель не будет поражена.

Описание устройства и двигателя

При создании высокоскоростной ракеты использовались фундаментальные исследования российских ученых в области кавитации. Реактивный двигатель сверхзвуковой торпеды «Шквал» состоит из:

  • Стартового ускорителя, используемого для разгона торпеды. Он работает четыре секунды, используя жидкое топливо, а потом происходит отстыковка.
  • Маршевого двигателя, доставляющего мину к цели. В качестве топлива применяются гидрореагирующие металлы – алюминий, литий, магний, которые окисляются забортной водой.

Когда торпеда достигает скорости 80 км/ч, образуется воздушный кавитационный пузырь для снижения гидродинамического сопротивления. Это происходит за счет специального кавитатора, расположенного в носовой части и вырабатывающего водяные пары. Позади него находится ряд отверстий, через которые от газогенератора проходят порции газа, что позволяет пузырю охватить полностью весь корпус торпеды.

Системой управления и наведения судна при обнаружении вражеского объекта обрабатывается скорость, расстояние, направление движения, после чего данные отправляются в независимую систему наблюдения. Автоматическое наведение на цель у торпеды отсутствует, поэтому ей ничто не мешает достигнуть цели. Она строго выполняет ту программу, которую ей задал автопилот.

Вооружённые силы.Форум о вооружениях и армии

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские фильмы навязывают читателям и зрителям мнение, что тактика подводной войны напоминает неторопливую шахматную партию. Однако эти представления давно устарели

Тактико-технические характеристики ракеты-торпеды «ШКВАЛ»

Секретное оружие

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) – даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.

Между тем, «Шквал» – оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды – в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна – такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60-70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) – абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды – под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель – твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» – в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» – скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют – «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь – кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия — дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды – от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них – невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора – малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений – ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» – выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более – от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15-20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно. (Статья взята с сайта «Популярная механика»)

Технические характеристики

Испытания и доработка уже поставленной на вооружение торпеды были продолжены и после того, как распался Советский Союз. Скорость самой быстрой торпеды в мире составляет около 300 км/ч. Она достигается в результате использования реактивного двигателя. Как утверждают разработчики – это не предел. Большое сопротивление воды, превышающее в сотни раз сопротивление воздуха, уменьшили, используя суперкавитацию. Это особый режим движения корпуса длиной 8 м в водном пространстве, при котором вокруг него образуется полость с водяными парами.

Создается такое состояние с помощью специального головного кавитатора. В результате скорость значительно возрастает и увеличивается дальность движения. Самая быстрая торпеда в мире не оставляет времени для маневра судам противника, хотя дальность действия всего 11 километров. Боевая часть состоит из 210 кг обычного взрывчатого вещества или 150 килотонн ядерного. Скорость торпеды массой 2,7 т составляет 200 узлов или 360 км/ч. Глубина погружения 6 м, а старта – до 30 м.

Конструкция торпеды Шквал

Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.

Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным – создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.

Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю , включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая – поддерживает быстроту движения.

Маршевый – твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.

Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.

Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.

Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.

Модификации торпед

Работы по совершенствованию продолжались и после сдачи ее в эксплуатацию, и даже в сложные 90-е годы прошлого века. Выпущено несколько вариантов торпеды:

  • «Шквал-Э» – это экспортный вариант самодвижущейся подводной мины, изготовленный в 1992 году. Она предназначена для продажи в другие государства и поражает только надводные цели. В этом варианте предусмотрен обычный боевой заряд и меньшая дальность поражения. Продолжаются работы по усовершенствованию версии под конкретного заказчика.
  • «Шквал-М» – имеет улучшенные характеристики: боевая часть увеличена до 350 кг, дальность – до 13 км.

Видоизменение этой торпеды осуществляется постоянно, особенно по увеличению дальности поражения.

Зарубежные аналоги «Шквала»

Очень долгое время не было подводной мины, хотя бы близко приближающейся по скорости к самой быстрой торпеде в мире со скоростью 300 км/ч. И только в 2005 году в Германии была произведена аналогичная торпеда под названием «Барракуда», по словам разработчиков, обладающая несколько большей скоростью, чем «Шквал» за счет более сильного эффекта кавитации. Про остальные характеристики изобретения все данные отсутствуют. В 2014 году появились сообщения, что подобная торпеда спроектирована в Иране, достигающая скорости 320 км/час. Многие страны пытаются разработать такой аналог самодвижущейся подводной мины, но пока нет на вооружении подобных авиационных бомб, сопоставимых с самой быстрой торпедой в мире «Шквал».

Достоинства и недостатки

Ракето-торпеда «Шквал» является уникальным техническим изобретением, над которым работали специалисты из разных областей знаний. Для этого потребовалось создать нового качества материалы, сконструировать принципиально новый двигатель, приспособить явление кавитации к реактивному движению. Но несмотря на это, как и у любого другого вида оружия, у торпеды «Шквал» есть достоинства и недостатки. К положительным сторонам самой быстрой торпеды относится:

  • Колоссальная скорость передвижения – не дает противнику защититься.
  • Большой заряд боевой части – имеет серьезные разрушительные последствия для крупных судов и способен уничтожить одним залпом авианесущую группу.
  • Универсальная платформа – допускает установку авиационной бомбы на подводные лодки и надводные суда.

К недостаткам можно отнести следующие:

  • Шум и сильная вибрация – возникают из-за огромной скорости торпеды, что дает шанс противнику определить место нахождения носителя.
  • Небольшая дальность действия – максимальное расстояние поражения цели 13 км.
  • Нет возможности управлять из-за кавитационного пузыря.
  • Недостаточная глубина погружения – не больше 30 м, что малоэффективно при уничтожении подлодок.
  • Высокая стоимость.

В настоящее время идет разработка торпед с возможностью дистанционного управления и большей дальностью стрельбы.

Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды

Скорость и двигатель

Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.

Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.

В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.

Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.

Вижу цель – не вижу препятствий

В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.

По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.

Сюрприз под борт

В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.

А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.

Целесообразность пуска

В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.

В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.

название, скорость и разрушительные возможные последствия

Ударный комплекс, имеющий высокоскоростную ракету-торпеду ВА-111 «Шквал», был разработан в Советском Союзе в 60-х годах прошлого столетия. Его предназначение – это поражение целей как над водой, так и под ней. Самая быстрая торпеда в мире размещается на разных носителях: стационарных комплексах, надводных и подводных морских судах.

История создания сверхскоростной торпеды

Мотивом создания сверхскоростной торпеды послужил тот факт, что советский флот был не в состоянии состязаться в количественном соотношении с ВМФ США. Поэтому было решено сформировать систему вооружения, удовлетворяющую следующим требованиям:

  • компактную;
  • обладающую возможностью установки на большинстве надводных и подводных судов;
  • способную гарантированно поражать на огромном расстоянии корабли и лодки противника;
  • недорогое производство.

В шестидесятые годы XX века начались работы по созданию самой скоростной торпеды в мире, чтобы она могла уничтожать объекты противника на большом расстоянии и была недосягаема для врага. Главным конструктором проекта был назначен Г. В. Логвинович. Сложность состояла в создании совершенно новой конструкции, способной развивать скорость в сотни километров в час под толщей воды. В 1965 году было проведено первое ходовое испытание. При проектировании возникли две серьезные проблемы:

  • достижение очень большой скорости за счет гиперзвука;
  • универсальный способ размещения на подводных лодках и кораблях.

Решение этих задач затянулось больше чем на 10 лет и только в 1977 году ракета, получившая индекс ВА-111 «Шквал», была принята на вооружение.

Интересные факты

В конце семидесятых годов прошлого столетия ученые Пентагона расчетным путем доказали, что под водой по техническим причинам невыполнимо развивать значительные скорости.

Поэтому военное ведомство в Соединенных Штатах скептически относилось к информации о ведущихся разработках самой быстрой торпеды в мире в Советском Союзе. Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ.

Тактика применения торпеды

Комплекс «Шквал» снабжен нестандартной тактикой применения для торпед. Носитель, на котором она находится, обнаружив вражеский корабль, производит обработку всех характеристик: направление и скорость движения, расстояние. Вся информация заносится в автопилот самодвижущейся мины. После пуска она начинает движение строго по заранее рассчитанной траектории. У торпеды отсутствуют система самонаведения и корректировки заданного курса.

Этот факт с одной стороны является преимуществом, а с другой – недостатком. Никакие помехи, встретившиеся на пути, не помешают «Шквалу» отклониться от заданного курса. Он на громадной скорости стремительно приближается к цели, и у противника не остается ни малейших шансов на совершение маневра. Но если вдруг вражеское судно неожиданно изменит направление своего движения, то цель не будет поражена.

Описание устройства и двигателя

При создании высокоскоростной ракеты использовались фундаментальные исследования российских ученых в области кавитации. Реактивный двигатель сверхзвуковой торпеды «Шквал» состоит из:

  • Стартового ускорителя, используемого для разгона торпеды. Он работает четыре секунды, используя жидкое топливо, а потом происходит отстыковка.
  • Маршевого двигателя, доставляющего мину к цели. В качестве топлива применяются гидрореагирующие металлы – алюминий, литий, магний, которые окисляются забортной водой.

Когда торпеда достигает скорости 80 км/ч, образуется воздушный кавитационный пузырь для снижения гидродинамического сопротивления. Это происходит за счет специального кавитатора, расположенного в носовой части и вырабатывающего водяные пары. Позади него находится ряд отверстий, через которые от газогенератора проходят порции газа, что позволяет пузырю охватить полностью весь корпус торпеды.

Системой управления и наведения судна при обнаружении вражеского объекта обрабатывается скорость, расстояние, направление движения, после чего данные отправляются в независимую систему наблюдения. Автоматическое наведение на цель у торпеды отсутствует, поэтому ей ничто не мешает достигнуть цели. Она строго выполняет ту программу, которую ей задал автопилот.

Технические характеристики

Испытания и доработка уже поставленной на вооружение торпеды были продолжены и после того, как распался Советский Союз. Скорость самой быстрой торпеды в мире составляет около 300 км/ч. Она достигается в результате использования реактивного двигателя. Как утверждают разработчики – это не предел. Большое сопротивление воды, превышающее в сотни раз сопротивление воздуха, уменьшили, используя суперкавитацию. Это особый режим движения корпуса длиной 8 м в водном пространстве, при котором вокруг него образуется полость с водяными парами.

Создается такое состояние с помощью специального головного кавитатора. В результате скорость значительно возрастает и увеличивается дальность движения. Самая быстрая торпеда в мире не оставляет времени для маневра судам противника, хотя дальность действия всего 11 километров. Боевая часть состоит из 210 кг обычного взрывчатого вещества или 150 килотонн ядерного. Скорость торпеды массой 2,7 т составляет 200 узлов или 360 км/ч. Глубина погружения 6 м, а старта – до 30 м.

Модификации торпед

Работы по совершенствованию продолжались и после сдачи ее в эксплуатацию, и даже в сложные 90-е годы прошлого века. Выпущено несколько вариантов торпеды:

  • «Шквал-Э» – это экспортный вариант самодвижущейся подводной мины, изготовленный в 1992 году. Она предназначена для продажи в другие государства и поражает только надводные цели. В этом варианте предусмотрен обычный боевой заряд и меньшая дальность поражения. Продолжаются работы по усовершенствованию версии под конкретного заказчика.
  • «Шквал-М» – имеет улучшенные характеристики: боевая часть увеличена до 350 кг, дальность – до 13 км.

Видоизменение этой торпеды осуществляется постоянно, особенно по увеличению дальности поражения.

Зарубежные аналоги «Шквала»

Очень долгое время не было подводной мины, хотя бы близко приближающейся по скорости к самой быстрой торпеде в мире со скоростью 300 км/ч. И только в 2005 году в Германии была произведена аналогичная торпеда под названием «Барракуда», по словам разработчиков, обладающая несколько большей скоростью, чем «Шквал» за счет более сильного эффекта кавитации. Про остальные характеристики изобретения все данные отсутствуют. В 2014 году появились сообщения, что подобная торпеда спроектирована в Иране, достигающая скорости 320 км/час. Многие страны пытаются разработать такой аналог самодвижущейся подводной мины, но пока нет на вооружении подобных авиационных бомб, сопоставимых с самой быстрой торпедой в мире «Шквал».

Достоинства и недостатки

Ракето-торпеда «Шквал» является уникальным техническим изобретением, над которым работали специалисты из разных областей знаний. Для этого потребовалось создать нового качества материалы, сконструировать принципиально новый двигатель, приспособить явление кавитации к реактивному движению. Но несмотря на это, как и у любого другого вида оружия, у торпеды «Шквал» есть достоинства и недостатки. К положительным сторонам самой быстрой торпеды относится:

  • Колоссальная скорость передвижения – не дает противнику защититься.
  • Большой заряд боевой части – имеет серьезные разрушительные последствия для крупных судов и способен уничтожить одним залпом авианесущую группу.
  • Универсальная платформа – допускает установку авиационной бомбы на подводные лодки и надводные суда.

К недостаткам можно отнести следующие:

  • Шум и сильная вибрация – возникают из-за огромной скорости торпеды, что дает шанс противнику определить место нахождения носителя.
  • Небольшая дальность действия – максимальное расстояние поражения цели 13 км.
  • Нет возможности управлять из-за кавитационного пузыря.
  • Недостаточная глубина погружения – не больше 30 м, что малоэффективно при уничтожении подлодок.
  • Высокая стоимость.

В настоящее время идет разработка торпед с возможностью дистанционного управления и большей дальностью стрельбы.

Заключение

Заряда, которым снабжена торпеда «Шквал», достаточно, чтобы уничтожить любой корабль противника. А скорость самой быстрой торпеды «Шквал» в 300 км/ч не позволяет врагу осуществить противодействия этому типу вооружения. После принятия ракето-торпед на вооружение значительно повысился боевой потенциал морского флота нашей страны.

Готов ли мир к подводной ракете? Суперкавитирующая торпеда обеспечивает скорость 230 миль в час.

КОММЕНТАРИЙ MIL & AERO. Вооруженные силы во всем мире, похоже, одержимы скоростью. Реактивный самолет, ракета, даже обычная пуля обычно летят быстрее скорости звука. Везде одержимость скоростью, кроме подводной войны. На самом деле, сегодня самые передовые военные работают над так называемыми гиперзвуковыми ракетами, которые в конечном итоге смогут летать по воздуху со скоростью, примерно в семь раз превышающей скорость звука, или 5320 миль в час.

Такая скорость означает, что гиперзвуковая ракета может поразить цель на расстоянии 100 миль чуть более чем за минуту — не так много времени для контрмер и маневров уклонения. Неудивительно, что скорость является главным приоритетом разработчиков военного оружия.

Однако не все военное дело молниеносно быстро. Основные боевые танки могут двигаться со скоростью около 60 миль в час по ровной местности. Вертолет UH-60 Black Hawk летает со скоростью около 174 миль в час. Подводная ударная подводная лодка может развивать скорость около 50 миль в час — мы точно не знаем. Эти относительно медленные системы обычно не имеют такой известности, как быстрые. Тем не менее, они, как правило, могут стрелять очень быстрым оружием, таким как умные боеприпасы, ракеты и вскоре даже лазерное оружие.

Как получилось, что одержимость скоростью не распространилась и на подводную войну? Подводные лодки не слишком быстрые, но они не должны быть такими. Их работа заключается в том, чтобы скрываться тихо и незамеченными до того рокового момента, когда они запускают ракету или торпеду.

В связи с этим: Технология суперкавитации может позволить создать сверхбыстрые подводные лодки и торпеды будущего

Торпеда — характерное оружие подводной лодки — тоже не очень быстрое. Американская торпеда MK 48 развивает максимальную скорость около 55 узлов или 63 мили в час. Это примерно так же быстро, как микроавтобус с детьми на медленной полосе автострады … не совсем лучшее сравнение при описании грозного современного оружия. Это конечно меркнет по сравнению с ракетами и ракетами.

А что, если бы торпеда могла двигаться со скоростью 200 узлов? Это 230 миль в час — даже близко не сверхзвуковая, но все же ошеломляющая скорость под водой. Торпеда со скоростью 200 узлов по сути будет подводной ракетой. Возможно ли это вообще, и если да, то почему мы больше ничего об этом не слышим?

Что ж, подводная ракета настоящая. Она называется суперкавитирующей торпедой. Русские построили один из них под названием ВА-111 «Шквал», который может развивать скорость под водой более 200 узлов. Сообщается, что Иран разработал вариант российского «Шквала» под названием Hoot. Немецкому флоту приписывают разработку суперкавитационной торпеды Superkavitierender Unterwasserlaufkörper, но она так и не была запущена в производство. Говорят, что ВМС США экспериментируют с технологией суперкавитационных торпед.

Эти подводные ракеты достигают своей скорости, в основном, за счет помещения торпеды внутрь пузыря для устранения гидродинамического сопротивления воды. Оказавшись внутри этого пузыря и освободившись от сопротивления воды, ракетный двигатель запускает боеприпас через воду быстрее, чем гонщик NASCAR.

По теме: гиперзвуковая ракета Lockheed Martin может развивать скорость 3800 миль в час или одну милю в секунду скорости. Это приводит к тому, что давление вокруг задней кромки объекта становится ниже давления водяного пара, вызывая появление пузырьков. Это плохо для современных гребных винтов подводных лодок, поскольку создает шум, который может позволить противнику обнаружить его. Это хорошо, однако, когда вы пытаетесь стрелять по объектам, таким как торпеды, через воду на высоких скоростях.

Так почему же суперкавитационные торпеды не произвели революцию в войне на море? Похоже, что эта технология также вызывает большие проблемы с наведением, управлением и точным наведением торпед.

Обычные торпеды направляются к своим целям с управляющими поверхностями, которые в воде действуют как крылья самолета, руль направления и руль высоты в воздухе.

Одна большая проблема с суперкавитационными торпедами заключается в том, что они не могут закрепить управляющие поверхности за пределами своего защитного купола, чтобы он не лопнул. Отсутствие контакта поверхности управления с водой означает отсутствие управления торпедой; он идет по прямой линии, и точка. Это означает, что они склонны упускать свои цели.

Связанный: ВМФ просит Lockheed Martin модернизировать сонарную подсистему в торпеде Mark 48 для подводных лодок

Современные торпеды наводятся на свои цели с помощью пассивного и активного гидролокаторов. Они должны быть в состоянии слышать звук, издаваемый их целями, а также ответный сигнал от гидролокатора.

Суперкавитирующие торпеды не обладают этим преимуществом, потому что они очень, ОЧЕНЬ ГРОМКИЕ — слишком громкие, чтобы что-либо услышать. С точки зрения наведения он не может отличить вражеский корабль или подводную лодку от скалы.

Итак, суперкавитирующая торпеда быстрая, но плохо управляется и не слышит цель. Является ли это жизнеспособным оружием сегодня? Это сомнительно. Он был только испытан и никогда не использовался в бою.

Однако все может измениться, как только кто-то придумает эффективный способ маневрирования и позволит им наводиться на свои цели. Тогда они станут грозным оружием, и этот день может быть не за горами.

Готовы сделать покупку? Поиск компаний, новых продуктов, пресс-релизов и видеороликов в Руководстве покупателя военной и аэрокосмической электроники

Не ровня российской торпеде «Шквал» со скоростью 200 узлов – Asia Times

Одним из самых инновационных подводных вооружений, разработанных в Советском Союзе, была суперкавитационная Наблюдайте, как напряженность между США и Россией нарастает в новую конкурентную эпоху.

Забудьте про Красный Октябрь, первую ударную советскую подводную лодку из одноименного фильма — это была торпеда, которая вдруг могла двигаться в шесть раз быстрее своих предшественников.

Согласно отчету Кайла Мизоками в The National Interest, строго засекреченный «Шквал» был практически неизвестен до окончания холодной войны и стал общеизвестным только в середине 1990-х годов.

Оснащенный ракетным двигателем, он способен развивать поразительную скорость до 200 узлов в час и может похвастаться максимальной дальностью полета 7500 ярдов.

В мире, где физика обеспечила максимальную скорость большинства кораблей и подводных орудий в 50 узлов, как русские инженеры добились этого?

Традиционно торпеды используют для движения пропеллеры или водометы. Шквал же использует ракетный двигатель. Одного этого достаточно, чтобы сделать его быстрым, но путешествие по воде создает серьезные проблемы с сопротивлением, говорится в отчете.

Решение: убрать воду с пути торпеды. Но как именно это сделать посреди океана? Ответ: превратить жидкую воду в газообразное.

Члены экипажа атомной подводной лодки с баллистическими ракетами «Акула» ВМФ России. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС.

Шквал решает эту проблему, отводя горячий выхлоп ракеты из носовой части, что превращает воду перед ним в пар.

По мере того, как торпеда движется вперед, она продолжает испарять воду перед собой, создавая тонкий пузырь газа, резко уменьшающий сопротивление.

Этот процесс известен как «суперкавитация».

С обычными торпедами управление простое — достаточно отрегулировать закрылки.

Но с суперкавитационными торпедами приходится двигать не только оперение торпеды, но и пузырчатую оболочку, окружающую торпеду.

Вращение искажает пузырек, окружающий торпеду, и может вызвать контакт торпеды с водой на высокой скорости.

Чтобы избежать этой проблемы, в отчете говорится, что большее количество образующего пузыри газа должно быть перемещено в сторону торпеды, обращенную к изгибу.

Это усложняет повороты, так как изменение курса вытолкнет часть торпеды за пределы пузыря, вызывая внезапное сопротивление.

Ранние версии «Шквала», по-видимому, имели очень примитивную систему наведения, и атаки были довольно прямыми торпедными пусками.

Российские подводные лодки «Тайфун» — одни из самых тихих советских морских кораблей, когда-либо находившихся в эксплуатации. Фото Сергей Бобылев, ТАСС.

Первоначально разработанный в 1960-х годах как средство быстрой атаки атомных подводных лодок НАТО, «Шквал» мог доставлять ядерную боеголовку с невиданной скоростью.

Серийное производство началось в 1978 году и в том же году поступило на вооружение ВМФ СССР.

Как и у любого оружия, у него есть недостатки.

Во-первых, газовый пузырь и ракетный двигатель очень шумные. В докладе говорится, что любая подводная лодка, которая запускает суперкавитирующую торпеду, мгновенно выдает свое приблизительное местоположение.

Еще одним недостатком суперкавитирующей торпеды является невозможность использования традиционных систем наведения.

Газовый пузырь и ракетный двигатель производят достаточно шума, чтобы заглушить встроенные в торпеду активные и пассивные гидроакустические системы наведения.

Также ограничено управление торпедой. Обычные плавные повороты будут работать, но не резкие повороты. Российские подводные лодки проекта

типа «Тайфун» оснащены двумя ядерными реакторами, двумя паровыми турбинами мощностью 50 000 л.с. и четырьмя турбогенераторами мощностью 3 200 кВт. Фото: Сергей Бобылев, ТАСС.

И с такими большими усилиями, направленными на скорость и управление, торпеды SC часто несут меньшую боеголовку примерно на 2/3 размера обычных тяжелых торпед.

Торпеда SC может связываться с пусковой платформой через тонкий провод, тянущийся от торпеды к подводной лодке.

Это может позволить подводной лодке навести «слепую» торпеду на цель.

Если бы провод порвался, то неуправляемая торпеда со скоростью более 200 узлов — проблема.

Контроль глубины тоже не прогулка в парке.

Чем глубже погружается торпеда, тем большему давлению подвергается океан — и тем меньше становится пузырьковая оболочка. Чтобы компенсировать это, внутри пузыря необходимо ввести дополнительный газ, чтобы помочь торпеде подняться.

Источники говорят, что Россия разрабатывает новую торпеду SC под названием «Хищник», которая, возможно, является средством устранения недостатков «Шквала».

В отличие от различных предполагаемых супероружий, которыми они хвастаются публично, русские хранят молчание о Хищнике, потому что проект строго засекречен.

На Армейской выставке 2018 представлен носовой обтекатель торпеды «Шквал». Кредит: Викисклад.

Известно только, что он разрабатывается КБ «Электроприбор», специализирующимся на авиационной технике.

Однако эксперты говорят, что Хищник может быть значительно быстрее, чем Шквал 1970-х годов. Очень высокие скорости под водой, безусловно, возможны.

Георгий Савченко из Института гидромеханики НАН Украины, работающий над суперкавитационными конструкциями, также говорит, что улучшенное топливо будет иметь огромное значение — по его оценке, дальность полета может быть увеличена в десять раз.

Западные аналитики язвительно отзываются о «Шквале», называя его оружием смертников из-за малого радиуса действия.