«РИА Новости» сообщило о плане утилизации самой большой подлодки в мире — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 13 апреля
EUR ЦБ: 89,76
(+0,03)
Инвестиции, 12 апр, 16:39
Курс доллара на 13 апреля
USD ЦБ: 82,09
(-0,09)
Инвестиции, 12 апр, 16:39
В ДНР заявили о почти полной блокировке ВСУ на западе Артемовска Политика, 12:01
Без экстремально низких ставок: что теперь будет с ипотекой Недвижимость, 11:57
Украинец попытался покончить с собой перед генконсульством в Кракове Политика, 11:55
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Военная операция на Украине. Главное Политика, 11:45
«IT-сообществу не хватает общения»: как развивать российское комьюнити Тренды, 11:43
Актуальные данные о коронавирусе в России и мире. Инфографики Общество, 11:40
Как получить полную информацию о своем бизнесе от смарт-терминала РБК и СберБизнес, 11:39
Скидки на РБК Pro
В период Марафона эффективной коммуникации. Успейте купить!
Купить со скидкой
ФНС обновила список автомобилей, попадающих под «налог на роскошь» Финансы, 11:34
Ключевые критерии выбора интернет-эквайера РБК+, 11:30
Обладатель Кубка России объявил о возрождении клуба после банкротства Спорт, 11:27
Глава «Якитории» — о драйверах импортозамещения в ресторанной отрасли Новая экономика, 11:26
Как изменился рынок факторинга и финансирования цепочек поставок Тренды, 11:24
«Ростех» сообщил о начале выпуска штурмовых бронежилетов «Оберег» Политика, 11:24
Направления и перспективы рыбохозяйственного комплекса России РБК+, 11:21
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Подлодка «Дмитрий Донской» выведена из боевого состава флота, рассказал источник агентства. Это же имя получит другая стратегическая подлодка
Подводная лодка «Дмитрий Донской» (Фото: Павел Львов / РИА Новости)
Из боевого состава российского ВМФ вывели самую большую в мире атомную подводную лодку «Дмитрий Донской» (проект 941 «Акула»), ее утилизируют, сообщило государственное агентство «РИА Новости» со ссылкой на источник.
«Подводная лодка «Дмитрий Донской» выведена из боевого состава флота и подлежит утилизации», — сказал он.
adv.rbc.ru
Собеседник агентства отметил, что имя «Дмитрий Донской» уже присвоили другой стратегической подводной лодке с ядерной силовой установкой — «Борей-А» (проект 955А), ее заложили в 2021 году на северодвинском «Севмаше».
adv.rbc.ru
Выведенная из боевого состава ВМФ подводная лодка числилась в нем более 40 лет — с 1980 года. Она являлась головной лодкой проекта 941, в его рамках построили шесть субмарин. В 2002 году лодку модернизировали, она участвовала в испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава».
В Минобороны ранее планировали оставить «Дмитрия Донского» на вооружении для испытаний вооружений до 2017 года, говорил источник РБК в ведомстве. Позднее однако рамки сдвигали, в 2016 году срок службы продлили до «как минимум 2020 года», сообщал неназванный собеседник ТАСС.
Как отмечает «РИА Новости», подлодка — самая большая в мире по водоизмещению — 48 тыс. т.
…
Купить
…
Купить
…
Купить
.
..Купить
…
Купить
…
Купить
…
Купить
…
Купить
…
Купить
…
Купить
Военная Приемка Самая большая АПЛ в мире – «Акула»
Военная Приемка Самая большая АПЛ в мире – «Акула»ДОСМОТРОВАЯ И ПОИСКОВАЯ ТЕХНИКА
23-24 июня 2023 года, г. Москва
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА
21-22 апреля 2023 года, г.Москва
Экипировка
21 — 22 апреля 2023 года, Россия, г.Москва
ИНТЕРПОЛИТЕХ: «АНТИТЕРРОР — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД «
Фильм посвящен талантливому конструктору Сергею Ковалеву и его детищу — одному из самых амбициозных проектов в истории советского атомного кораблестроения — тяжелому подводному ракетному крейсеру стратегического назначения проекта 941 «Акула».
«Акулы» – самые большие и эффективные, по мощи вооружения, подводные лодки в мире. Подводные крейсеры предназначены для поражения стратегических объектов, находящихся на межконтинентальной дальности. Границы их боевого применения расширены до Арктических широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения.
«Акулы» могут в одном ответном залпе обрушить на противника до 200 ядерных боеприпасов, в том числе, 20 твердотопливных баллистических ракет.
Тяжелые атомные подводные крейсеры «Акула» являются ядром морской составляющей ядерных сил России. Сегодня отечественный Военно-морской Флот располагает тремя кораблями этого типа, которые базируются на Северном флоте.
Russian Submarine Fleet / Подводный флот России
Теги: ВМФ России, СФ, Сергей Ковалев, АПЛ, проект 941 «Акула»
Блоги
Александр Перенджиев
Проблем с поиском работы не будет
Мужчины, прошедшие контрактную службу, будут востребованы и в гражданских сферах. Кроме того, они получают право на льго…
Александр Храмчихин
Почему РФ не вмешивается в израильско-сирийский конфликт
Конфликт Израиля и Сирии идет, затухая и разгораясь, уже 75 лет
Евгений Ясаков
IХ Специализированная выставка «КРИМИНАЛИСТИКА»
Приглашаем Вас принять участие в IX Специализированной выставке «КРИМИНАЛИСТИКА», которая состоится в период с 23 по 24 …
Виктор Литовкин
Китай готовится к войне с США
США занимается поиском сообщников для реализации своих целей в Азии
Видео дня
Военная приемка. «Охота на «Леопардов»
Фоторепортаж
Завод «Октава» запустил производство штурмовых бронежилетов «Оберег»
Интервью
Профессии Ростеха: дизайнер радиосистем
Политика и общество
Алан Лушников: Каждый запрет в оружейной сфере негативно отражается на безопасности Отечества
Ростех первым выполнил аэробеспилотную доставку грузов за Полярным кругом
Ростех модернизирует энергетическую инфраструктуру Сибирского федерального округа
Евгений Грабчак: энергетика РФ стала полагаться на собственные ресурсы
Все материалы
Техника и вооружение
Ростех запустил производство штурмовых бронежилетов повышенного класса защиты
Ростех создал высокотемпературный материал для межпланетных программ
Ростех модернизирует огнемет «Шмель»
«Росэлектроника» создала сейсмодатчики, способные чувствовать движение объектов за сотни метров
Все материалы
Силовые структуры
Федор Михайлов в проекте «АК: невыдуманные истории»
Специалисты связи общевойскового объединения в Калининградской области провели тренировку по обмену информацией
Заместители Министра обороны РФ Руслан Цаликов и Павел Попов проинспектировали технополис «ЭРА»
Новинки LADA установили два исторических рекорда скорости на льду Байкала
Все материалы
Сотрудничество
МегаФон впервые внедрил систему цифрового экологического мониторинга за рубежом
POZIS обучил методам повышения эффективности производства зарубежных партнеров
Стартует весенний этап «Недели без турникетов»
«Синара – Транспортные Машины» произвели первую путевую машину WST в Индии
Все материалы
Наука и производство
На астраханской верфи ОСК активно ведется строительство верхнего строения арктической платформы
Ростех втрое увеличит набор на целевую подготовку в области авиастроения в колледжах Москвы
Ижевский механический завод анонсировал программы целевого обучения для выпускников школ на 2023 год
Внедрение отечественной системы конструкторско-технологической подготовки производства в АО «АВТОВАЗ»
Все материалы
Диверсификация предприятий ОПК
Брянский автомобильный завод представил новый тяжелый гражданский тягач
Ростех удвоит производство погрузочной техники марки «Ant» из-за роста спроса
УКВЗ начал отгрузку трамвайных вагонов партии 2023 года в Челябинск
Новосибирский завод искусственного волокна запустит производство новых медицинских изделий
Все материалы
Выставки и конференции
Компания «Оружейная мануфактура» приглашает журналистов, блогеров (а также всех желающих) посетить II Специализированную выставку «Экипировка»
Выставка ЭКИПИРОВКА – высокий резонанс среди профессионалов
Ростех принял участие в международной выставке и конференции GISEC 2023
Навигация в особых условиях: ружье против дронов и летающий роутер
Все материалы
Безопасность
Предприятия Ростеха будут обеспечены платформой для безопасной трансформации сети
Аэропорт Пулково протестировал систему отпугивания птиц
НИИ прикладной химии разработал экологичные средства для борьбы с садовыми вредителями
Регионы перечислили проблемы применения дорожных камер
Все материалы
Гражданская авиация
Четверть россиян готовы воспользоваться беспилотным аэротакси
Исследования самолета SSJ-NEW в ЦАГИ: в интересах модернизации и импортонезависимости
Крыло самолёта ТВРС-44 будут собирать в Смоленской области
Лётчик-испытатель Василий Севастьянов рассказал, как проходят испытания МС-21
Все материалы
Космос
Холдинг РКС в 2022 году увеличил выпуск продукции на 60 процентов
В РКС разработали концепт стенда для испытаний аппаратуры спутников в открытом космосе
Обнинская «Технология» участвует в создании «Орла»
Владимир Кожевников: новая орбитальная станция будет практически «вечной»
Все материалы
Оружие мира
Индии передали предложения поставок МиГ-29К и МиГ-29КУБ для авианосца «Викрант»
Израиль и США отработали на военных учениях «кампанию против дальней страны»
Началось российско-лаосское военное учение «Ларос-2022»
Иран разработал первую гиперзвуковую баллистическую ракету
Все материалы
История
Алан Лушников: уметь защитить себя и страну с оружием в руках – это жизненная необходимость
ИМЗ объявил творческий конкурс на разработку концепции нового музея
Международный женский день 8 марта
80 лет назад закончилась битва за Ржев
Все материалы
Выставки по безопасности
II Специализированная выставка «Экипировка»
Специализированная выставка «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Специализированной выставке «Военно – полевая хирургия»
IX Специализированная выставка «КРИМИНАЛИСТИКА»
IV Специализированная выставка «СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОИСКА И КОНТРОЛЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»
II Специализированная выставка «НАВИГАЦИЯ И СВЯЗЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»
Специализированная выставка «Робототехника и искусственный интеллект»
III Международный форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ»
XXVII Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «INTERPOLITEX — 2023»
XXI Специализированная выставка «ГРАНИЦЫ РОССИИ»
IV научно-практическая конференция «Новые технологии оборонно-промышленного комплекса в тушении лесных пожаров»
Государственные органы Государственные компании Организации СМИ
МВД России
ФСБ России
МЧС России
ФСВТС России
Минобороны России
ФГУП «Рособоронэкспорт»
Голицынский пограничный институт
Ростехнологии
ФКУ «НПО «СТиС» МВД России
Союз машиностроителей
ООО «ОВК» БИЗОН»
ФГБУ «Связист»
РИА Новости
Хранитель, журнал
Национальный авиационный журнал «Крылья Родины»
ТК «Оружие»
Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии»
ИА «Росинформбюро»
Независимая газета
Журнал RUБЕЖ
ИТАР-ТАСС
Интернет-портал по безопасности SECANDSAFE.RU
«На Страже Родины.ru». Правда о войне!
Трансивер.ру
ООО «Издательство «Безопасность труда и жизни»
Вооружен.рф
Ohrana.ru
Специализированный журнал «Безопасность»
Журнал «Мир и безопасность»
Журнал «Точка опоры»
Аналитическое издание «Советник президента»
«Наука и техника» — журнал для молодежи
Издательский дом «Бедретдинов и Ко»
Военно-промышленный курьер
Ракетная техника
Журнал «Арсенал Отечества»
Новостной портал History News
Журнал «Частный охранник»
Общественная организация «Безопасное отечество»
Интернет-портал «Командир роты»
Журнал «Международная жизнь»
Журнал «Мир безопасности»
Информационный портал Оборона. Ру
Журнал «Национальная оборона»
Телеканал «Звезда»
Центр анализа мировой торговли оружием
Авиационно-космический журнал «Авиапанорама»
Российское информационное агентство «Ветеранские вести»
941 ТАЙФУН — Российские и советские ядерные силы
«Тайфун» была самой большой подводной лодкой в мире, размер которой был обусловлен не только увлечением России грандиозностью, но и особыми требованиями миссии. Форма следует за функцией. Во время холодной войны советские подводные лодки бороздили холодные воды Северной Атлантики. Поскольку ракеты, которые несли эти подводные лодки, достигали большей дальности, в конечном итоге им даже не нужно было погружаться или выходить в море, чтобы запустить свои ракеты большой дальности. Они смогли сделать это в своих доках, где они были заманчивой целью для американского удара.
В начале 1970-х годов США приступили к созданию нового поколения подводных ракетоносцев типа «Огайо», вооруженных мощными твердотопливными баллистическими ракетами «Трайдент-I», а затем «Трайдент-II». Боекомплект ракет на этих подводных лодках увеличился с 16 до 24, количество отделяемых частей на одну ракету составило от 8 до 10 единиц. Советским конструкторам пришлось срочно искать альтернативные решения, что нашло отражение в создании атомных подводных лодок 3-го поколения. Создание атомной подводной лодки 3-го поколения (проект 941), получивших звание ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (ТРПК СН), был целой эпохой в жизни коллектива ЦКБ МТ «Рубин», строительного завода «Севмашпредприятие», многих подрядных организаций, флота и страна в целом. Главный конструктор проекта 941 С.Н. Ковалев был назначен в 1971 г. ЦКБ «Рубин» приступило к проектированию первого ракетоносца 3-го поколения в 1972 г., а работы по созданию ракетного комплекса Д-19 в КБМ (ныне ГРЦ им. В.П. Макеева) начались в 1919 г.73. Создание как ракетоносца, так и ракетного комплекса развивалось очень резко.
Решение установить 90-тонные ракеты (самые большие морские ракеты в мире) далось подводникам, которые всегда боролись за уменьшение массы и габаритов, было непростым. Обычная (классическая) архитектура ПЛ при использовании таких ракет, как показал процесс проектирования, не позволяла создать приемлемую конструкцию ПЛ. Более 440 вариантов проекта подверглись критике со стороны самих конструкторов — одни из-за очень большого диаметра прочного корпуса, другие из-за чрезмерной длины, третьи из-за очень большой осадки и т. д. Сроки разработки эскизного проекта уже подходили к концу, но решения не было.
Удачный вариант появился буквально в самый последний момент. Он предусматривал размещение всего оборудования подлодки не в одном прочном корпусе, а в двух, расположенных параллельно друг другу. В носовой части корабля, где диаметр прочных корпусов был меньше, чем в корме, между корпусами в два ряда располагались ракетные шахты. Вся конструкция объединялась прочными связями и общим внешним корпусом в единое целое. Этот вариант, предложенный Л.И. Долженко, А.В. Ефимов и В.П. Семенова, вызвал ряд сомнений у многих конструкторов и моряков.
Но именно это и легло в основу дальнейшего развития нового проекта. Главный конструктор С.Н. Ковалев утвердил этот вариант после завершения проработки ряда проблемных вопросов, связанных с его реализацией. Впервые в практике отечественного судостроения коллективу авторов проекта выдано авторское свидетельство на новый тип корабля. В эту группу входили С.Н. Ковалев, В.П. Семенов, Г.Б. Бутома, В.Н. Левашев, А.В. Ефимов и Л.И. Долженко.
Постановление о создании серии ракетоносцев 3-го поколения, вооруженных 24 твердотопливными ракетами, и создании нового мощного морского твердотопливного ракетного комплекса Д-19 было принято в 1973 году на XXVI съезде КПСС. Приступив к созданию ракетоносцев 3-го поколения через год после начала работ в США по созданию «Огайо», отечественные кораблестроители не только догнали, но даже и опередили США. Головная подводная лодка проекта 941 (заводской № 711) вышел на ходовые испытания 4 июля 1981 года, за месяц до начала ходовых испытаний в Огайо. Подводные лодки типа «Тайфун» вызвали такой большой резонанс в США, что реальным стало не только подписание договора ОСВ-2, но и переход к переговорам о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Подводные лодки типа «Тайфун» попали в Книгу рекордов Гиннесса.
Советский ядерный потенциал развивался совершенно иначе, чем в Соединенных Штатах. Эволюция советского флота атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) является ярким примером этой разницы. Как в разработке, так и в развертывании вооружений советские силы продемонстрировали логический прогресс в направлении создания надежного стратегического резерва, удерживаемого физически и оперативно для обеспечения сдерживания в ходе войны.
- Ранние советские подводные лодки с баллистическими и стратегическими крылатыми ракетами [например, Hotel и Yankee] скрывались за сотнями миль американского побережья, в пределах досягаемости их ракет. Чтобы быть доступными для немедленных ударов, районы патрулирования были ограничены передовыми районами, подверженными враждебным противолодочным силам (ПЛО). Этим катерам приходилось пересекать воды, патрулируемые противолодочными силами США и союзников, в частности, Гренландско-Исландско-британский проход [баснословный проход GIUK], где их можно было обнаружить и выследить. Столкнувшись с превосходными западными возможностями противолодочной обороны, живучесть класса Yankee не могла быть гарантирована. Лодки в «передовом патрулировании» оказались перед выбором «использовать или потерять» свои ракеты.
- Последующие советские подводные лодки с баллистическими ракетами класса «Дельта» несли ракеты большей дальности, которые можно было запускать из районов патрулирования в Охотском море и Северном Ледовитом океане к северу от GIUK Gap. В этих бастионах советские подводные лодки, надводные корабли и авиация наземного базирования планировали нанести поражение американским противолодочным силам, входящим в бастионы. Это контрастировало с американской практикой, когда ракеты «Трайдент» большей дальности использовались для рассредоточения подводных лодок с баллистическими ракетами по акватории Мирового океана площадью 30 миллионов квадратных миль.
- В конечном счете, Советы надеялись, что покров арктических льдов нанесет поражение американской авиации и надводным противолодочным силам, а также даст превосходным советским ударным подводным лодкам боевой шанс уничтожить американские ударные подводные лодки, прежде чем они смогут уничтожить советские бумероны.
В 1980-х годах разногласия вызвала степень, в которой советский военно-морской флот направил свои силы общего назначения на миссию «за ПЛАРБ». Ян С. Бример был в меньшинстве, которое утверждало, что адекватных доказательств существования бастионов во время войны не было. Но Майкл МакГвайр указал, что множество советских надводных кораблей, построенных с 1965 до конца 1970-х годов имели сильную противолодочную ориентацию. McGwire первоначально приписал новое поколение противолодочных кораблей советской миссии «против ПЛАРБ», но впоследствии пришел к выводу, что новые классы воплощают новое требование защиты «за ПЛАРБ».
Отсутствие явного обсуждения Советами собственных намерений в отношении своих ПЛАРБ не позволило сделать окончательные выводы. Но 24 августа 1981 года директор военно-морской разведки контр-адмирал Шапиро сообщил: «Удивительно единодушие в том, что Советы будут использовать большую часть своих сил общего назначения для поддержки своих ПЛАРБ в защищенных убежищах. Эта стратегия ПЛАРБ «Бастион» и связанное с ней использование ПЛАРБ. в качестве сил стратегического резерва получает широкое признание ключевых советских аналитиков как в правительстве, так и за его пределами».
Американские ударные подводные лодки класса Seawolf были специально разработаны для того, чтобы идти подо льдом для поиска и уничтожения затаившихся советских подводных лодок. «Морской волк» имеет усиленный парус, предназначенный для операций под полярной ледяной шапкой и борьбы с Советами на их собственном дворе. Такие атомные подводные лодки (ПЛА) с корпусом и надстройками, усиленными для подводных операций, хорошо подходят для использования в Арктике. ПЛА ВМС США, базирующиеся, например, на нынешних базах подводных лодок в Коннектикуте и Вашингтоне, будут иметь относительно короткое время перехода к Северному Ледовитому океану, они могут быть на позиции в районах арктического патрулирования за считанные дни из-за их высоких скоростей перехода в подводном положении. , а их выносливость позволила бы им оставаться в боевой готовности в течение многих недель.
Подводные лодки проекта 941 предназначались для скрытного патрулирования подо льдом, скрытого от всех врагов, кроме «Сивулфа», и способных пробить дыру в вышележащем льду и в случае необходимости устроить апокалипсис американцам.
Ледяной покров в Арктике растет в течение всей зимы, достигая максимума в марте. Таяние ускоряется весной по мере того, как солнце становится сильнее, а в сентябре площадь ледяного покрова обычно составляет лишь около одной трети его зимнего максимума. Однолетние льды — это морской лед не более одной зимы, развивающийся из молодого льда, толщиной от 30 см до 2 м. Учитывая, что старый лед имеет тенденцию быть более толстым, морской ледяной покров превратился из прочной толстой пачки в 19-м веке.80-х к более хрупкому, молодому.
Ранние визиты подводных лодок на поверхность стаи могли выбирать их местоположение на поверхности, как правило, через полыньи открытой воды или тонкий лед. Однолетний лед: Морской лед не более чем за одну зиму, развивающийся из молодого льда, толщиной от 30 см до 2 м. В первую зиму морской лед может вырасти до толщины от 2 до 3 метров. Подводники, участвующие в глобальной термоядерной войне, не могут позволить себе такой роскоши. Хотя их патрули могут избегать самых толстых зон пакового льда, в основном северных побережий Канады и Гренландии, где толщина льда может достигать 5 метров, они должны быть в состоянии всплыть сквозь лед толщиной не менее двух метров, если не более. На поверхности ледоколы передвигаются по такому льду, подъезжая к поверхности льда и проламываясь, раздавливая его. Подводная лодка могла сделать то же самое, только снизу вверх.
Запас плавучести – это разница между надводным и подводным водоизмещением подводной лодки. Американские подводные лодки обычно имеют запас плавучести около 10%, что означает, что даже в надводном положении над поверхностью находится только 10% подводной лодки. Напротив, советские подводные лодки имели запас плавучести 20% или около того, что означало, что в надводном положении они двигались намного выше в воде. Лодки проекта 941 надводным водоизмещением не более 24 500 т, а подводным до 48 000 т имели запас плавучести 50 %, что означало, что половина подводной лодки в надводном положении находилась над водой.
Этот огромный запас плавучести был силой, которую подводная лодка использовала, чтобы пробиться на поверхность через арктический ледяной покров. Каждая подводная лодка была способна нести двадцать баллистических ракет большой дальности с до 200 ядерных боеголовок, которые когда-то были нацелены на Соединенные Штаты Состояния.
Фотографии катера проекта 941, работающего в паковом льду, похоже, отсутствуют. Некоторые российские аналитики сообщают, что, хотя в то время это казалось хорошей идеей, после достижения поверхности палуба лодки осталась покрытой глыбами пакового льда. Створки пусковой трубы ракет нельзя было открыть для запуска ракет.
НАТО, по-видимому, получило название «Тайфун» от выступления Леонида Брежнева в 1974 году, в котором упоминалась новая ПЛАРБ под названием «Тайфун». На самом деле, русское название этого класса — «Акула» — «Акула», которое не следует путать с натовской ПЛА «Акула» (которую русские называют «Барс»).
А у пр.941 еще и прочный корпус Титан . Этот факт отсутствовал в современной западной литературе, и неясно, когда и узнала ли западная разведка об этой конструктивной особенности. Действительно, в домене .mil 15 000 000 и ни одного экземпляра поисковой строки «Титан подводной лодки «Тайфун»». Американская Википедия столь же невинна в этом фундаментальном факте [ru. wikipedia упоминает об этом мимоходом без комментариев]. Западная литература подробно описывает ударные подводные лодки класса «Альфа» с титановым корпусом и может мимоходом упоминать несколько других классов. Но использование титана в корпусах подводных лодок обычно воспринимается как отклонение от начала холодной войны, а не как важный элемент дизайна, использовавшийся до конца холодной войны.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Мировые военно-морские события: конец саги о тайфунах | Proceedings
В декабре 1998 года правительство США объявило, что поможет русским разбить их шесть массивных подводных лодок класса «Тайфун» (проект 941), положив конец замечательной главе в истории подводных лодок.
«Тайфуны» были самыми большими из когда-либо построенных подводных лодок, их водоизмещение в подводном положении, согласно данным русских, составляет 48 000 тонн. Под кодовым названием «Акула» (Акула) русские класс состоял из шести единиц (седьмая была разобрана на слипе, вероятно, в рамках ограничений, наложенных Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Первая единица, ТК -208, был достроен в декабре 1981 г. и вступил в строй в следующем году. Вероятно, он был рассчитан на десятилетний срок эксплуатации между капитальными ремонтами, так как вошел в состав верфи в 1981 г.92 на модернизацию (она так и не всплыла). Этот класс был задуман как противовес атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами класса Ohio (SSBN-726) ВМС США . Действительно, Запад узнал о советском проекте «Тайфун» в 1974 году, когда тогдашний президент Леонид Брежнев сказал президенту США Джеральду Форду, что, если он будет упорствовать в программе «Трайдент», Советы построят «Тайфун» — смысл этого не сразу был очевиден.
Ракетные установки «Тайфунов» вынесены вперед среднего паруса, что придает подводным лодкам очень необычный вид. Парус находится на вершине того, что выглядит как миниатюрный прочный корпус с плоской вершиной, встроенный в основной корпус. Двойные винты расположены необычно далеко друг от друга. Внутри массивная подводная лодка может похвастаться такими удобствами, как сауна, водопад и даже вольер, чтобы напомнить экипажу о жизни на поверхности.
Теперь мы знаем, что во внешнем корпусе подводной лодки скрыто не менее пяти отдельных, но взаимосвязанных прочных корпусов. Два из них проходят рядом с рядом вертикальных ракетных труб, которые, по сути, представляют собой небольшие напорные тела. На корме два комплекта механизмов: реактор, теплообменник, турбины. Третий (в носовой части), соединенный с двумя главными напорными корпусами, содержит торпедные аппараты и перезарядку; четвертый, командно-коммуникационный центр, расположен между двумя основными прочными корпусами. Пятый соединяет два корпуса позади командного центра.
Когда об этой конфигурации впервые стало известно, причина использования двойных прочных корпусов стала очевидной: ракетные шахты были слишком массивными, чтобы их можно было врезать в обычный прочный корпус, как на других подводных лодках с баллистическими ракетами. Было очень разумное предположение, что необычная конфигурация с ракетами впереди паруса была принята для облегчения замены более новых ракет; Предыдущие классы советских подводных лодок с баллистическими ракетами имели ракеты позади паруса. Модернизация для использования более нового вооружения потребовала значительных изменений в подводной лодке, предположительно, включая изменение проводки соединений между командным центром, двигателями и рулями.
Ключевым требованием к проекту было ограничение общей длины, чтобы две такие массивные подводные лодки могли быть построены на одном стапеле в огромном здании на Северодвинской верфи. Помогло размещение командного центра в кормовой части миделя, а не впереди двойной линии ракетных шахт, поскольку командный центр мог располагаться над частями двух больших машинных отделений на корме, в то время как секция ракетной трубы не могла быть перемещена в корму параллельно носу. концах машинных помещений.
Не сразу было понятно, насколько массивными были ракеты, или как их размер повлиял на общий дизайн подводной лодки. Ракеты были огромными просто потому, что советские твердотопливные технологии сильно отставали от американских, что не совсем понималось во время холодной войны. Теперь мы знаем, что ключом к успеху США в этой области была мощная гражданская промышленность по производству пластмасс, которая разработала связующие элементы для ключей, скрепляющие как пластмассовые игрушки, так и твердотопливные ракетные двигатели. Это был интересный ранний пример воздействия большого , но не — военная экономика на военно-промышленных показателях во время холодной войны. В Соединенных Штатах типично считалось, что Советы всегда могут получить все, что им нужно, потому что они могут приказать своей экономике обеспечить это. Однако во многих случаях те, кто руководил советской экономикой, не понимали, что им нужно; таким образом, они не предусмотрели необходимых исследований. Serendipity была вполне реальной силой на Западе. Компьютеры — гораздо более известный пример. Военные запустили компьютерную индустрию США, но в конечном итоге ее движущей силой стала гражданская экономика.
Особенно в 1970-х годах многие в Соединенных Штатах были обеспокоены тем, что Советы тратят на оборону гораздо большую долю своего валового национального продукта, чем Соединенные Штаты. Чего они не понимали, так это того, что, так сильно милитаризировав свою экономику, Советы оставили очень мало жира для преобразования, например, в различные виды военной промышленности. Масштабы проблемы не были оценены в Соединенных Штатах. В конце 1970-х годов начальник советского Генерального штаба маршал Огарков начал воспевать так называемые «разведывательно-ударные комплексы», которые представляли собой высокоинтегрированные системы вооружения с компьютерным управлением. Что не было оценено, так это то, в какой степени Огарков действительно говорил о том, что эти системы были спланированы Соединенными Штатами, что Советы не могли с ними сравниться (учитывая ограниченность их компьютерной индустрии) и что, если они появятся, они будут разрушительными. Когда президент Рональд Рейган начал перевооружать Америку, он, естественно, купил именно эти системы, технологии которых только созревали. Кошмар Огаркова сбылся. Михаил Горбачев пришел к власти с мандатом на расширение советской экономики специально для того, чтобы она могла производить необходимый поток микрокомпьютеров. Он обнаружил, что для этого ему нужно открыть советское общество, и это открытие раскололо Советский Союз.
Имея мощное твердое топливо и компактные боеголовки, выгодно покупать твердотопливные, а не жидкотопливные ракеты. Энергетически насыщенное жидкое топливо может быть довольно опасным, как это было наглядно продемонстрировано, когда взрыв топлива в ракете смертельно повредил подводную лодку класса «Янки» (К-219) в Атлантике в 1986 году. С другой стороны, с менее энергетическим твердым топливом , ракеты могут расти практически без ограничений. Ракета Р-39 (НАТО SS-N-20) на борту «Тайфуна» при запуске весит 90 тонн, включая массивный воротник, на котором висит ракета (для противоударной защиты). Воротник также герметизирует трубу, так что газогенератор внутри может вытолкнуть ракету. Ошейник сбрасывается, когда ракета вылетает над пусковой трубой. В отличие от Р-29.RM (NATO SSN-23) на Delta IV, который имеет почти те же характеристики, что и R-39, весит всего 40,3 тонны и имеет диаметр всего 1,9 метра (а не 2,4 метра). У него нет шокового ошейника. Эквивалентная американская ракета, твердотопливная Trident D-5, весит около 59 тонн и имеет диаметр 2,11 метра.
Довольно рано в гонке по созданию баллистических ракет большой дальности Соединенные Штаты в значительной степени отказались от жидкого топлива. Вероятно, в начале 1970-х годов советские сторонники твердого топлива завоевали расположение. Д.Ф. Устинов, главный военно-промышленник Коммунистической партии, а затем министр обороны, настаивал на том, чтобы Ракетные войска стратегического назначения и ВМФ СССР перешли на твердое топливо. В случае ракетных войск наземного базирования большое преимущество твердого топлива могло заключаться в резком снижении требований к техническому обслуживанию, то есть в меньшей численности личного состава, в то время, когда советская демография находилась в серьезном упадке. В случае с подводными лодками одним из ключевых аргументов могло быть то, что корабль, вооруженный твердотопливными ракетами, мог оставаться в дозоре гораздо дольше. «Тайфун», возможно, был задуман как оружие второго удара, чтобы оставаться в море в ожидании первоначального обмена оружием между Соединенными Штатами и Советским Союзом — таким образом, размер и особые удобства для экипажа.
В отличие от более ранних советских стратегических подводных лодок, «Тайфуны» предназначались для действий в Арктике. Согласно недавним российским сообщениям, парус и изогнутый корпус под ним специально разработаны для того, чтобы проламывать лед при всплытии подводной лодки. Носовые плоскости могут убираться в корпус. Гребные винты защищены кожухами, что (среди прочего) должно защитить их от повреждений льдом при всплытии подводной лодки. Способ пуска ракет также адаптирован для эксплуатации в ледовых условиях. В Арктике подводная лодка, как правило, не будет запускать ракеты в подводном положении, опасаясь, что при всплытии они заденут плавучий лед. Предыдущие советские ракеты, по крайней мере, начиная с класса «Дельта», полагались на плавучесть ракеты, чтобы вывести ее на поверхность до того, как ее ускоритель сработает. Ракеты, запущенные таким образом, явно не могут быть запущены надводной подводной лодкой. «Тайфуны» следовали американской практике, согласно которой ракета выталкивается из своей трубы с помощью газогенератора. Он воспламеняется после прохождения через поверхность. Этот метод работает как под водой, так и на поверхности, хотя всегда есть вероятность того, что ракета не загорится и упадет обратно (как это случилось с Тайфуном в 1991). Есть и еще одна потенциальная проблема: водяная струя, создаваемая газогенератором, может повредить ракету при ее подъеме. Это сильно замедлило американскую программу Trident в начале 1980-х годов, прежде чем ее удалось решить путем усиления нижней части ракеты.
В любом случае, конструкция «Тайфуна», похоже, была продиктована огромными размерами и весом ракеты Р-39. Спаренные главные прочные корпуса были необходимы, потому что ракета была слишком велика, чтобы ее труба могла пробить прочный корпус, как на всех других стратегических подводных лодках. До недавнего времени не было известно, что Советы также ограничили осадку подводных лодок, потому что, хотя они были готовы вкладывать большие средства в корабли, они не желали платить за расширение базы. Это напоминает британскую практику перед Первой мировой войной, когда денег на расширение сухих доков не было; их можно было относительно легко удлинить, но расширить было гораздо сложнее. Таким образом, новые линкоры вплоть до Второй мировой войны King George V класса имел ограниченную ширину. Что в свою очередь ограничивало глубину их подводной защиты. Позже отсутствие больших сухих доков ограничило размер британских авианосцев. В случае с США ключевыми ограничениями были шлюзы Панамского канала (шириной 110 футов) и в течение многих лет высота над водой Бруклинского моста, под которым должны были пройти корабли, чтобы войти в Нью-Йорк (Бруклин) Военно-морской двор.
Чтобы нести очень тяжелые ракеты и тяжелую бесшумную новую аппаратуру (которая также использовалась на других подводных лодках этого поколения: «Оскар», «Сьерра» и «Акулас») при достаточно малой осадке, «Тайфунам» требовался огромный запас плавучести, что означало массивные балластные цистерны. Они были настолько велики, что новые подводные лодки часто саркастически называли «водоносами», а не ракетоносцами. Водоизмещение в подводном положении превышало водоизмещение Киев — авианосец класса. Цена за единицу была астрономической. Управляемость должна быть ужасной. Подводные лодки можно было переоборудовать только на стройплощадке.
Тем не менее, в планах предусматривалось создание следующей стратегической ракеты Р-39УТТХ (НАТО SS-N-28), которая должна была перевооружить «Тайфуны», а также совершенно нового класса стратегических подводных лодок. Работы начались в 1982 году, т. е. практически сразу после выхода в море первого «Тайфуна». К сожалению, все три испытания новой ракеты провалились. Его конструкторы протестовали против того, что более ранние ракеты часто терпели 40 или даже 60 отказов, прежде чем увенчались успехом. Однако в этом случае новая Россия не могла позволить себе столь продолжительную серию испытаний, и от новой ракеты пришлось отказаться. Что (если бы не катастрофические российские финансы) наверняка обрекло Тайфуны, ибо их Р-39срок службы ракет истекал. Что еще хуже, Устинов настаивал на создании будущих сил, полностью работающих на твердом топливе, запретив разработку жидкотопливной модификации многих существующих жидкостных ракет для подводных лодок. Очистка их баков и дозаправка топливом может продлить срок их службы, но не намного больше, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Будущая стратегическая ракета для подводных лодок должна представлять собой модифицированную версию мобильной стратегической ракеты «Тополь-М», которая весит около 47 тонн. Одна новая стратегическая подводная лодка, Юрий Долгорукий (проект «Борей»), заложенный с помпой в 1996 году, был приостановлен (отчасти из-за того, что так мало денег) для полной переделки под новую ракету.
Проект «Тайфун», безусловно, дал его конструкторам и строителям опыт создания действительно массивной подводной лодки. К сожалению, как и во многом другом, россиян мало интересовала стоимость их проектов. При советском режиме стоимость была практически бессмысленной — никто точно не знает, сколько Тайфун стоил Советскому Союзу, потому что не было попытки оценить, что еще можно было бы купить за те же усилия, направленные иначе.