Крепости на колесах: история бронепоездов [выдержки]
Автор: Дроговоз И. Г. [выдержки из книги, о действиях бронепоездов на Транссибе]
Фрагмент 3 “Между войнами”
После окончания гражданской войны у многочисленных бронепоездов Красной Армии сменилось руководство: Управление начальника броневых сил РККА передало их в ведение Главного артиллерийского управления. Потеряв прежнюю организационную самостоятельность, бронепоезда стали выполнять в новых условиях функции самоходной артиллерии на железнодорожном ходу.
Сокращение армии в начале двадцатых годов в значительной мере коснулось и бронепоездов. Нищая страна с разрушенной промышленностью и разоренным сельским хозяйством, не могла содержать военную машину, созданную в годы гражданской войны.
А поскольку наиболее трезвомыслящая часть большевистского руководства не верила сказкам об империалистической угрозе, которые сама же неустанно рассказывала народу страны Советов, армию решили временно сократить.
Миллионы солдат отправились по домам, а большая часть бронепоездов пошла на хранение, а затем и в утиль.
После неудачи варшавского похода Тухачевского, о победоносном шествии советской власти на запад пришлось на время забыть. Но не навсегда. Для грядущей мировой революции требовалась современная, хорошо оснащенная новейшим оружием армия, создать которую без мощной военной промышленности было невозможно.
Большинство бронепоездов, изрядно потрудившихся в годы гражданской войны, было расформировано и разрезано на металлолом. Оставшиеся бронепоезда были в 1924 году сведены в дивизионы, каждый из которых включал в себя два легких и один тяжелый бронепоезд.
После всех сокращений, на вооружении Красной Армии к 1926 году осталось десять дивизионов бронепоездов. Дислоцировались они в основном вблизи границ Советского Союза: в Киевском военном округе — 1-й Краснознаменный дивизион, Белорусском военном округе — 4-й и 8-й отдельные дивизионы, Северо-Кавказском ВО — 7-й дивизион, в составе Отдельной Дальневосточной армии — 9-й дивизион, в Средней Азии — 10-й отдельный дивизион.
9-й дивизион бронепоездов в двадцатые годы дислоцировался в городе Карачеве Брянской области. Но вскоре ему пришлось отправиться в далекие края.
Гражданская война в Китае, то разгоравшаяся, то затухавшая на короткое время, постоянно была в центре внимания советского руководства. Кремль регулярно подпитывал своих потенциальных союзников, вроде вождя Гоминдана Чан Кайши, оружием, деньгами, посылал ему на помощь советников. Одно время трудился на китайской земле будущий Маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер, которому суждено было погибнуть не в бою, а в застенках НКВД.
Китай представлялся кремлевским вождям удобным полигоном для проверки стратегии и тактики установления коммунистической власти у азиатских народов. Не всем, однако, вмешательство Москвы нравилось. Лидеры многих китайских группировок были готовы пойти на вооруженный конфликт с СССР, дабы заставить его отказаться от помощи их противникам.
Кроме идеологических, были и другие, более земные поводы для обострения отношений.
Еще в начале двадцатого века на территории Китая была построена так называемая Китайская Восточная железная дорога, связывавшая Читу через Маньчжурию с Владивостоком.
Эта дорога была собственностью Российской империи, а после переворота 1917 года перешла во владение Советского Союза. Спор о принадлежности КВЖД и стал причиной вооруженного конфликта между СССР и китайскими милитаристами глубокой осенью 1929 года. Правителем и командующим вооруженными силами Маньчжурии незадолго до этого, после гибели при взрыве поезда диктатора Чжан Цзолиня, стал маршал Чжан Сюэлян.
Боевые действия разворачивались главным образом в полосе, прилегающей к КВЖД. Ну, а раз есть железная дорога, естественно, появились и бронепоезда. В составе Забайкальской группы войск действовали три бронепоезда — № 65, № 66, № 67.
Они-то и двинулись вслед за подразделениями 21-й стрелковой дивизии, когда те в ночь на 17 ноября 1929 года перешли границу с Маньчжурией, недалеко от разъезда 86. Несмотря на сопротивление китайских войск, уже 20 ноября был захвачен город Маньчжурия.
При этом советские войска захватили на железнодорожной станции два бронепоезда, принадлежавших до этого китайцам.
Из Маньчжурии путь бронепоездов лежал на другой китайский опорный пункт — город Хайлар, который был захвачен 27-го. Потеря этих городов, разгром основных армейских частей, заставили китайцев принять советские условия. Конфликт завершился в пользу СССР.
Бронепоезда еще раз продемонстрировали свою эффективность в боях против слабо вооруженного противника, в то время, как применение танков МС-1 оказалось плачевным. Многочисленные технические проблемы, малая скорость, слабое вооружение и бронирование привели к тому, что они стали настоящей обузой рвущимся вперед войскам.
Успешным действиям советских бронепоездов способствовало то, что у китайцев не было ни танков, ни боевой авиации, способных наиболее эффективно бороться с ними. Имеющие только стрелковое оружие и полевую артиллерию, китайские части оказались легкой добычей для советских бронепоездов.
События на КВЖД заставили руководство наркомата обороны заняться усилением дальневосточной группировки войск.
В марте 1932 года из Карачева на восток отправился и 9-й дивизион бронепоездов. Два тяжелых (вооружены 107-мм пушками) и один легкий (четыре 76-мм пушки) бронепоезда, базируясь на станции Уссурийск, вошли в состав отдельной Приморской армии.
Часть бронепоездов была поставлена на консервацию. В Брянске, ставшем центром производства и ремонта бронепоездов, стояло на заводском хранении 12 составов, в том числе “Клим Ворошилов”, “Матрос Железняк”. Всего к концу 1928 года в составе Красной армии насчитывалось 32 бронепоезда.
Именно они в тот час определяли боеспособность бронесил Советского Союза, поскольку танковые и автоброневые части, оснащенные старой, разваливающейся на ходу трофейной техникой, никакой угрозы никому, кроме, может быть, своих экипажей, да зазевавшихся солдат, представлять не могли.
Здесь же, в Брянске в межвоенные годы дислоцировался 1-й учебный полк бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева, готовивший специалистов для боевых подразделений.
Советские военные специалисты в двадцатые-тридцатые годы много внимания уделяли вопросам боевого применения бронепоездов в будущей войне.
При этом тщательно анализировался опыт их боевого использования в гражданской войне, в армиях других стран.
Наиболее авторитетным человеком в этом вопросе был В.А. Зун, в годы гражданской войны сам командовавший бронепоездом, написавший несколько книг и множество статей по тактике применения бронепоездов в боевых действиях различной интенсивности.
В своих статьях и книгах Зун тщательно анализировал достоинства и недостатки бронепоездов в прошлых войнах, опыт боевого применения и их роль в будущих сражениях.
По его мнению, применявшиеся до этого времени в качестве тяговой силы бронепаровозы, органически ничем не связанные с остальными боевыми единицами (бронеплощадки, контрольные платформы), были крайне невыгодны в использовании в боевых условиях. Огромные размеры бронепаровоза, большой вес, шум при движении, излишняя мощь — при тяговой силе до 1000 тонн, он в составе бронепоезда имеет нагрузку только около 200 тонн, были их главными недостатками.
Поэтому, еще в годы первой мировой войны родилась новая тенденция — заменить бронепаровоз бронированным мотовагоном, установив двигатели внутреннего сгорания на бронеплощадке.
Построенный в России в 1916 году “Заамурец” стал первым представителем нового типа бронепоездов. В тридцатые годы, учитывая опыт его постройки и боевой эксплуатации, на Кировском заводе в Ленинграде спроектировали и построили совершенный по тому времени мотоброневагон.
Вагон разделялся на семь отделений: управления (в средней части), четыре боевых (под каждой башней и счетверенной зенитной пулеметной установкой “максим”, установленной перед рубкой), силовое (в кормовой части) и силовой передачи (между силовым и боевым отделением третьей башни). Для входа-выхода команды из 40 человек и погрузки боеприпасов служили три входные двери в бортах и люк в полу.
При его постройке использовали узлы и элементы нового по тому времени среднего танка Т-28. На мотоброневагоне в два яруса были установлены три башни танка Т-28, с 76,2-мм пушками ПС-3 образца 1927/32 года. Орудия имели углы наведения по вертикали от — 5 до +25 градусов, а сектор обстрела составлял 280, 318, 276 градусов соответственно для первой, второй и третьей башен.
В крыше каждой башни имелись бронированные люки, над которыми, на второй и третьей башнях, устанавливались зенитные пулеметы ДТ.
Позже, в годы второй мировой войны, на них стали устанавливать башни с вооружением среднего танка Т-34, тактико-технические характеристики которых, значительно превосходили Т-28.
Во всех башнях, рядом с пушкой, а также в кормовых нишах второй и третьей башни и в корме мотовагона были установлены пулеметы конструкции Дегтярева ДТ в шаровых опорах. На каждом борту устанавливались по два пулемета “максим”.
На борту мотоброневагона размещался солидный боекомплект к пушкам и пулеметам: 365 артиллерийских выстрелов, 174 магазина (10962 патрона) к пулеметам ДТ, 48 коробок по 250 патронов и 20 коробок по 500 патронов к пулеметам “максим” (22000 патронов).
Для поворота башен использовался электрический механизм привода с ручным дублированием, ручной подъемный механизм. Для наблюдения и наведения имелись танковый перископ ПТ-1 образца 1932 года и телескопический прицел ТОД образца 1930 года (в каждой башне), три прибора ТПК, стереотруба, дальномер и четырнадцать триплексов.
Броневая защита мотоброневагона, изготовленная из катаных броневых листов, была солиднее, чем у бронепоездов времен гражданской войны. Толщина стен корпуса составляла 16—20 мм, командирской рубки — 20 мм, крыши — 10 мм и башен — 20 мм. Для усиления защиты, броневые листы располагались под углом 10 градусов к вертикали.
Имея бензиновый двигатель М17-Т мощностью 400 лошадиных сил, мотоброневагон мог двигаться по рельсам со скоростью до 120 километров в час или буксировать в случае необходимости прицепной состав массой 120 тонн.
Для внешней связи служила стандартная армейская танковая радиостанция 71 -ТК-1, а для внутренней — телефон на шесть абонентов.
Имея гораздо меньшие размеры, чем существовавшие к тому времени бронепоезда, мотоброневагон по защищенности и маневренности значительно их превосходил, ни в чем практически не уступая по огневой мощи.
Поэтому, после принятия его на вооружение в конце тридцатых годов, началось серийное производство столь удачной машины.
Они включались в состав дивизионов бронепоездов как самостоятельные единицы, так и в бронепоезда. При этом, надо отметить, большая часть мотоброневагонов попала в войска НКВД, который в это время переживали период бурного роста.
Наряду с производством в Ленинграде мотоброневагонов, на Брянском заводе в тридцатые годы продолжалось строительство бронепоездов традиционной схемы типа БП-35. На вооружении они имели столь же традиционные четыре 76-мм орудия и 12 станковых пулеметов Максим.
Большие дискуссии среди военных теоретиков и практиков шли по поводу защищенности и вооружения бронепоездов. Считалось, что форма броневых площадок должна будет удовлетворять требованиям, предъявляемыми условиями боевой работы:
1) минимальные размеры при сравнительном удобстве расположения вооружения и размещения команды;
2) бронирование, которое при небольшом весе, защищало бы команду и материальную часть от поражения снарядами калибром до 76-мм, осколков и пуль;
3) обеспечение хорошего обзора для управления огнем бронеплощадок.
Такие параметры будущих бронепоездов максимально приближали их по боевым возможностям к танкам.
Огневая мощь бронепоездов зависела от возможности и удобства установки на ней максимального количества орудий и пулеметов, с круговым обстрелом и удобной системой управления огнем. Возрастание роли авиации в вооруженной борьбе требовало установки на бронепоездах зенитного вооружения: универсальных артиллерийских и специализированных зенитных орудий, пулеметов.
Количество бронеплощадок в бронепоезде определялось мощностью двигающего агрегата и удобством управления артиллерийским огнем при достаточной огневой силе. Для действий бронепоездов в отрыве от основных сил, в их состав планировалось включать один-два легкобронированных вагона с бойницами для десанта.
Разрабатывались и принципы боевого применения бронепоездов в будущей войне. При проведении наступательных операций, они должны были играть важную роль в боевых действиях вблизи железных дорог. Используя свою большую подвижность, бронепоезда, действуя на флангах наступающей группировки войск, будут обеспечивать фланги наступающего, противодействуя подвижным частям противника.
Двигаясь в составе разведывательных частей, бронепоезда, вырвавшиеся вперед, могут не только опередить противника захватом выгодных рубежей, но и удерживая их, заставить его развернуть свои силы. При прорыве вражеской обороны они, ведя параллельное преследование отступающего противника, будут оказывать поддержку моторизованным войскам, в первую очередь, танкам и бронеавтомобилям, двигающимся впереди.
Особенно значение бронепоездов могло возрасти в сложных погодных условиях. Весенняя и осенняя распутица, дожди, снег, холод затормозят действия других родов войск, привязанных к дорогам. Наоборот, для бронепоездов, они не создадут серьезных проблем, и даже будут способствовать его действиям, поскольку замедлят продвижение войск противника, приведут к сосредоточению его сил на дорогах, сделав прекрасной мишенью для пушек бронепоездов.
В обороне бронепоезда предполагалось использовать как подвижный огневой резерв командования, быстро выдвигая их, в случае необходимости, к линии боевого соприкосновения и нанесения коротких огневых ударов.
Находясь в тылу в период артиллерийской подготовки противника, бронепоезда должны были выезжать вперед в момент появления танков и бронемашин и расстреливать их с ближней дистанции.
Если же противник прорвет оборону или обойдет обороняющиеся войска, бронепоездами, совместно с десантными частями, планировалось затыкать бреши на фронте. Защищая железнодорожные узлы, места пересечения шоссейных дорог с железной, бронепоезда своим огнем должны будут заставить механизированные войска противника уйти на грунт, тем самым ограничив их подвижность. На них также возлагалась задача обеспечения выхода из боя и отрыва от противника своих войск, даже ценой собственной гибели.
Многим специалистам еще в двадцатые годы было ясно, что будущая война потребует новый тип бронепоезда — зенитный, предназначенный для противовоздушной обороны железнодорожных перевозок. На бронепоезда подобного типа возлагались следующие задачи:
1) оборона от налетов авиации противника железнодорожного транспорта;
2) защита от налетов авиации важных и крупных железнодорожных узлов как пунктов погрузки и выгрузки войск;
3) защита уязвимых для воздушных ударов промышленных центров и предприятий, других объектов в тылу;
4) противовоздушная оборона войск, совершающих марш вблизи железных дорог;
5) прикрытие войск на поле боя, вблизи железной дороги.
Особенную ценность приобретали такие бронепоезда в первые дни мобилизации, когда зенитная артиллерия еще не сможет быть готовой к борьбе с авиацией противника.
Боевыми уставами Красной армии предусматривались три основных варианта использования бронепоездов в будущих войнах — в большой войне на европейском театре военных действий, в локальной войне на Дальнем Востоке и для подавления восстаний внутри страны.
Фрагмент 4 “Знакомые незнакомцы”
После окончания второй мировой войны бронепоезда стали постепенно выводить из состава армии. Расформировывались дивизионы и отдельные бронепоезда, часть их ставилась на долговременное хранение, в соответствии со старым лозунгом — “мы мирные люди, но наш бронепоезд на запасном пути”. В строю в основном оставались зенитные бронепоезда, показавшие высокую эффективность в прикрытии железнодорожных перевозок от воздушного противника.
Но война закончилась не для всех. Некоторые бронепоезда вновь были переданы войскам НКВД и использовались для охраны железных дорог в Прибалтике и Западной Украине, где шли бои с лесными братьями и бандеровцами.
Западная Украина стала ареной настоящей войны между хорошо организованными и вооруженными отрядами Украинской повстанческой армии и дивизиями внутренних войск.
Это была война без правил. Обе стороны не гнушались провокаций, устраивая расправы над мирным населением в форме и под видом противника. Подозрение в помощи врагу грозило высылкой в Сибирь для одних или удавкой на шее для других. Расправа была жестокой.
Частым нападениям бандеровцев подвергались и железные дороги. У командования внутренних войск просто не хватало сил и средств для контроля прилегающей к железнодорожным магистралям полосы.
Выходом из сложного положения стали бронепоезда, патрулировавшие важнейшие железные дороги и способные огнем своих орудий и пулеметов подавить огневые точки противника. До начала пятидесятых годов шли бои на железных дорогах Галиции. Но противостоять советской военной машине части УПА долго не смогли. Война была проиграна.
Бронепоезда отправились в арсеналы на хранение, а затем один за другим — на металлолом.
Наступила новая — ядерная, эра в военном деле.
Производство бронепоездов было полностью прекращено и с каждым годом их количество сокращалось. К концу пятидесятых годов в армии их не осталось, и казалось, история боевого применения бронепоездов окончательно дописана. Но жизнь распорядилась иначе.
С начала шестидесятых годов стала накаляться обстановка на советско-китайской границе. Москва и Пекин, еще недавно бывшие лучшими друзьями, быстро превращались в злейших врагов. Идеологический спор между Хрущевым и Мао Цзе Дуном все явственнее перерастал в межгосударственный конфликт и грозил разгореться в полномасштабную ядерную войну.
В послевоенные годы советские войска на Дальнем Востоке и в Забайкалье постоянно сокращались, ведь по ту сторону границы был “братский Китай”. 39-я армия, чуть ли не бегом, ушла из Порт-Артура, оставив в качестве подарка китайским друзьям все оборудование и запасы мощной военной базы.
6-я гвардейская танковая армия из даурских степей перебралась на Украину в степи приднепровские, полки и дивизии расформировывались десятками, военные городки исчезали с секретных карт Генштаба.
Появление нового потенциального противника в лице Китая, к тому же имеющего ядерное оружие, вызвало легкую панику в советском руководстве. Из западных районов СССР на восток во второй половине шестидесятых годов двинулись десятки эшелонов с войсками и боевой техникой, вдоль границы появлялись новые гарнизоны. Советские войска — возрожденная 39-я общевойсковая армия — вновь появились на территории Монголии.
А в 1969 году пушки заговорили. Мартовский конфликт на острове Даманский показал всю зияющую глубину советско-китайского противостояния. Советское руководство стало еще более быстрыми темпами укреплять военную группировку на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
Но вскоре обнаружилось еще одно очень печальное обстоятельство. Единственной артерией, связывающей Дальний Восток со страной, была Транссибирская железнодорожная магистраль, по которой день и ночь шли военные и гражданские составы, обеспечивая эти регионы и войска там размещенные всем необходимым.
Построенная еще в начале двадцатого века, великая железная дорога проходила в непосредственной близости от советско-китайской границы.
Учитывая огромную протяженность магистрали, малолюдность придорожной полосы, военное командование пыталось любой ценой обеспечить ее безопасность. Ведь в случае вооруженного конфликта даже небольшая диверсионная группа, прорвавшаяся к дороге, могла нарушить движение, повредив железнодорожное полотно или многочисленные мосты.
Расставить стационарные военные посты, гарнизоны вдоль дороги военные не могли: это было нереально, просто солдат не хватило бы. И вот тут-то вспомнили о, казалось бы, ушедших в историю, бронепоездах. Старая песня оказалась пророческой — “Но наш бронепоезд стоит на запасном пути”.
Однако старые бронированные составы были уже порезаны на металлолом, и потому решено было воссоздать их на новом техническом уровне. Новые бронепоезда к тому же скрестили с танками, сделав последние элементом системы вооружения состава.
В начале 70-х годов в составе войск Забайкальского и Дальневосточного округов началось формирование новых воинских частей получивших наименование отдельных бронепоездов.
Для их оснащения в 1970—1971 годах на вооружение был принят целый комплекс вооружений, включавший в себя бронепоезд БП-1, бронелетучку БТЛ-1 и бронетранспортеры БТР-40Ж.
В состав каждого отдельного бронепоезда входили: бронепоезд БП-1, пять бронелетучек, отдельные взводы — мотострелковый, зенитно-ракетный, инженерно-саперный, связи, отделение тяги; всего: 12 танков, их которых два — плавающие ПТ-76, восемь бронетранспортеров, семь грузовых и специализированных автомобилей, мотоцикл. Численность личного состава — 270 человек.
Бронепоезд БП-1 состоял из бронетепловоза, пришедшего на смену паровозам и вооруженного четырьмя пулеметами, броневагона с двумя 14,5-мм счетверенными зенитно-пулеметными установками, двух бронеплатформ с установленным на каждой танком и четырьмя пулеметами, бронеплатформы с двумя 23-мм спаренными зенитными установками и двух контрольных платформ прикрытия. В броневагоне находились командный пункт и узел связи. Экипаж состоял из 59 человек.
Все элементы бронепоезда имели дифференцированное бронирование с толщиной брони от 6 до 20 миллиметров.
Бронетепловоз ставился между броневагонами силовой частью к противнику. Танки, установленные на платформах, при необходимости могли применяться автономно. На контрольных платформах перевозились ремонтно-восстановительные средства, но основным их предназначением было предотвращение подрыва бронепоезда на фугасах и минах.
При угрозе боевого соприкосновения с противником должны были опускаться жестко фиксированные копиры железнодорожного пути, креплениями жестко соединяться все элементы состава. Эти меры позволяли преодолевать участки с нарушением ширины колеи и повреждениями рельсов.
Управление бронепоездом в бою осуществлял командир, располагавшийся в броневой рубке, устанавливаемой обычно на бронетепловозе или на одном из броневагонов.
В состав бронелетучки БТЛ-1 входили бронетепловоз, в котором размещались командир, девять десантников, радист, санинструктор и локомотивная бригада из двух человек, и две частично бронированные четырехосные платформы.
На каждой платформе размещался танк и бронеотсек, вмещавший до восьми человек.
Для борьбы с авиацией противника могли использоваться, только что принятые на вооружение, переносные зенитно-ракетные комплексы “Стрела-2”.
Бронетранспортеры БТР-40Ж предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы в полосе, прилегающей к железной дороге. Они были созданы на базе принятых на вооружение в 1950 году колесных БТР-40. В случае необходимости они могли передвигаться и по грунтовым дорогам.
В состав бронепоездов также входила база, предназначавшаяся для размещения штаба, отдыха личного состава и хранения всего необходимого для ведения боевой работы: топлива, воды, боеприпасов, продовольствия, ремонтно-восстановительных средств, средств разведки и связи. Состояла она из тепловоза, нескольких пассажирских и грузовых вагонов и платформ, автодрезины, автомобилей и бронетранспортеров.
Вне зоны боевых действий база следовала в одном составе с боевой частью. При угрозе боевого столкновения она размещалась на ближайшей станции в тылу, в постоянной готовности к подаче материальных средств, вне зоны досягаемости артиллерийского огня противника.
Подобная конструкция бронепоезда стала большим шагом вперед, по сравнению с предшествующими экземплярами. Установка средних и плавающих танков на платформы, применение бронетранспортеров, способных двигаться и по рельсам, позволили более гибко использовать новые боевые единицы на просторах Сибири.
Оснащенные мощными орудиями и пулеметами, танки, могли вести огонь с железнодорожных платформ, а в случае необходимости, действовать самостоятельно, в отрыве от бронепоезда, преследуя, скажем, диверсионные группы противника. Огневая мощь уже не была, как прежде, привязана к железной дороге, расширились возможности маневра.
Мощная броня танков Т-55 и Т-62 во много раз превосходила бронирование бронеплощадок времен первой и второй мировых войн. Команда бронепоезда теперь имела более надежную защиту от огня противника.
Наличие большого количества зенитных пулеметных и артиллерийских установок и новейших, по тому времени, переносных зенитно-ракетных комплексов “Стрела” значительно повысило возможности бронепоезда в борьбе с воздушным противником.
К тому же, китайские ВВС, оснащенные в основном устаревшими самолетами и вертолетами, не требовали применения более совершенных систем ПВО.
Использование тепловозов в качестве тяги позволило сократить время подготовки к движению, уменьшило затраты времени и усилии на поддержание состава в состоянии боевой готовности.
Отдельные бронепоезда несли патрульную службу на Транссибирской магистрали. Участвовать в вооруженном конфликте с китайскими гегемонистами им, к счастью, так и не пришлось. После смены руководства в СССР и Китае отношения между двумя странами во второй половине восьмидесятых годов стали улучшаться, период военного противостояния подошел к концу. Надобность в бронепоездах отпала, и их вскоре вывели в резерв.
Но вскоре нужда заставила вспомнить о них. На Кавказе армяне и азербайджанцы начали резать друг друга, пытаясь поделить Нагорный Карабах. Постоянному обстрелу подвергались железнодорожные составы, двигавшиеся в зоне конфликта. Диверсии на железной дороге стали обычным делом.
Решить эту проблему попытались с помощью бронепоездов. Из Забайкалья через всю страну двинулись на Кавказ бронепоезда. Здесь они несли свою боевую службу вплоть до распада Советского Союза. Карабахский конфликт стал последним в истории российских и советских бронепоездов. Их звездным часом стала гражданская война, вспыхнувшая после октябрьского переворота, последним выходом на сцену — гражданская война в разваливающейся советской империи.
Уже после распада Советского Союза, уцелевшим в боевом строю бронепоездам, вновь нашлась работа — началась незатухающая почти десять лет война в Чечне. Постоянные нападения чеченцев на железные дороги, не прекращающиеся диверсии на них, заставили российских генералов вновь вспомнить о старом, но грозном оружии — бронепоездах.
Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.
Аннотация издательства: «Чудо-оружием» первой трети XX века считались бронепоезда, впервые появившиеся во время англо-бурской войны 1899-1902 гг.
Судьба их была короткой, но бурной: две мировые войны, гражданская война в России, многочисленные локальные конфликты в разных частях света. В этой книге рассказывается об истории создания первых бронепоездов, о дальнейшим развитии их конструкций и вооружения, о тактике боевого применения. Впервые в отечественной литературе рассмотрены бронепоезда русского Белого движения, Германии, Польши, Японии и ряда других стран. Приведены малоизвестные факты о советских бронепоездах эпохи противостояния с КНР. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей военной техники и военного дела.
Андрей Мятишкин: К сожалению, автор придерживается явной антисоветский направленности, из-за чего книга страдает от его измышлений и обрезания использованных цитат. Список литературы не указан, но большинство чертежей российских бронепоездов позаимствовано из журнала «Моделист-Конструктор».
Целиком эта книга размещена на чудесном сайте о военной истории “Милитера”:
Книга на сайте: militera.
lib.ru/tw/drogovoz1/index.html
Иллюстрации: militera.lib.ru/tw/drogovoz1/ill.html
OCR и правка: Мятишкин Андрей ([email protected])
Стальные монстры сражений: история бронепоездов
Во второй половине XIX века с развитием железных дорог на вооружение армий всего мира встал, пожалуй, самый эффектно выглядящий вид бронированной техники – бронепоезда
Многим из нас эти стальные колоссы кажутся неуклюжими бронированными змеями, которые прикованы к железнодорожному полотну и очень зависят от множества факторов, как и все другие поезда, будь то вода, уголь, электричество или состояние железной дороги.
Но давайте посмотрим, как выглядел бронепоезд в реальности: большой, тяжеловооруженный состав, обладающий артиллерией, десантом, а позже зенитным вооружением и даже танками, которые можно спустить с платформ. Зачастую бронепоезд имел не один локомотив, собственный запас топлива, а на дополнительных платформах размещались строительные материалы, рельсы и шпалы с приданными инженерно-саперными подразделениями – это позволяло скорейшим образом восстановить разрушенный путь и продолжить движение, не подвергая опасности замерший состав.
Согласитесь, такая высокая боеспособность делает бронепоезд весьма опасным противником, способным обрушивать на врага лавину огня, самостоятельно захватывать станции и даже небольшие населенные пункты, обеспечивать коммуникации и выполнять практически любые задачи на суше. Сегодня мы расскажем вам историю появления и боевой службы бронепоездов всего мира.
На заре железнодорожных войнИдея о вооружении поездов буквально витала в воздухе с момента их появления в первой половине XIX века. Англичане и французы пытались проводить различные эксперименты с вооружением и бронированием (тогда это называлось блиндирование) вагонов. Но пионерами военно-железнодорожного дела стали австрийцы и американцы. И если австрийцам не удалось реализовать преимущества броневагонов в ходе осады венграми Вены в 1848 году, то американцы развернулись, как говорится, по полной.
Импровизированный бронепоезд времен Гражданской войны в США
Источник: pinterest.ru
В ходе Гражданской войны в США широко применялись вооруженные и блиндированные подручными средствами составы.
Большая территория и развитая железнодорожная сеть благоприятствовали этому виду войны. Применялись не только прообразы бронепоездов, обильно обшитые стволами деревьев, бревнами или железом, а также укрепленные мешками с песком и землей. Дебютировала и железнодорожная тяжелая артиллерия, о которой мы расскажем отдельно. Интересно, что одним из пионеров применения бронепоездов и железнодорожных мортир стал наш соотечественник, полковник русской и бригадный генерал армии северян Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бэзил Турчин) – образованнейший офицер и человек удивительной судьбы, который также заслуживает отдельного рассказа. Касаясь же нашей темы, можно сказать, что он с успехом применил вооруженные поезда и 13-дюймовые мортиры при осаде Питерсберга в 1864 году.
Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года
Источник: pinterest.ru
Следующей войной для «дедушек» бронепоездов стала Англо-бурская. Большая протяженность и исключительная важность железнодорожных коммуникаций сделали для британцев жизненной необходимостью их охрану.
Буры часто нападали на незащищенные поезда, и британцы стали экспериментировать. Сначала бронировали стальными листами вагоны и локомотивы, а затем вооружали платформы уже появившимися пулеметами «Викерс» системы Максима, ставили полевые орудия и оборудовали места для стрелков. Опыт оказался настолько удачным, что весть о применении блиндированных поездов быстро разошлась по всем передовым армиям мира. А тем временем приближался конфликт, ставший дебютом настоящих сухопутных крепостей, – Первая мировая война.
Первая мировая должна была стать триумфом бронепоездов как воплощения бурно развивающейся техники. Более мощные локомотивы, катаная броневая сталь, хорошие пулеметы и вращающиеся на 360 градусов артиллерийские башни. Казалось, что так мощно вооруженные гиганты обязательно проявят себя в новой, технологичной войне.
Английский бронепоезд времен Англо-бурской войны
Источник: pinterest.ru
Но не тут-то было.
Новый конфликт быстро перетек в позиционную фазу. Бронепоездам, пусть самым современным, негде было развернуться, а таранить вражеские позиции, даже и на хорошо защищенном составе, было бы самоубийством. Впрочем, наши соотечественники пробовали и такой тип атаки. 24 сентября 1915 года русский бронепоезд атаковал австрийские позиции в лоб у станции Рудочка. Поначалу ему сопутствовала удача, но после разрушения путей и расхода боеприпасов экипаж поручика Крапивникова был вынужден покинуть поезд. Отличился и другой бронепоезд, «Генерал Анненков», участвовавший в Брусиловском прорыве.
Русский бронепоезд типа «Хунхуз»
Источник: upload.wikimedia.org
Всего же в русской армии воевало 15 бронепоездов из которых потеряно всего 2. Остальные участники Первой мировой войны хотя и имели бронепоезда, но почти не использовали их, кроме разве что Турции, ограниченно применявшей бронепоезда по аналогии с британцами для охраны путей снабжения войск на Ближнем Востоке.
«Безумный Макс» на железных дорогах Гражданской войныРеволюционные события и начало Гражданской войны дали вторую жизнь уже было сброшенным со всех счетов стальным гигантам.
Из рук в руки переходили построенные в ходе войны бронепоезда типа «Хунхуз» и «Генерал Анненков» («Генерал» вообще оказался в Финляндии, где прослужил до конца Великой Отечественной ).
Фронты Гражданской войны отличались большой протяжённостью и сильной зависимостью от железных дорог. Стороны пускали в ход всё, что могло называться бронепоездами, и активно строили эрзац-бронепоезда своими силами. Бывало, что за сутки на свежезахваченной станции гражданский состав менялся до неузнаваемости и в путь трогался экзотический бронированный и вооруженный монстр. Самоходные бронедрезины и поставленные на рельсы броневики – всё шло в ход.
Белогвардейский бронепоезд «Офицер»
Источник: upload.wikimedia.org
Горячее противостояние иногда выливалось и в дуэли бронепоездов, как в случае с боем против красноармейского № 3, которым, кстати, командовала единственная в истории женщина-командир бронепоезда, эсерка-максималистка Л.Г.Мокиевская-Зубок. Девушка погибла, а красноармейский бронепоезд был захвачен.
Затем «Офицер» повторил свой подвиг, захватив еще один красноармейский бронепоезд – «2-й Сибирский бронированный поезд». Бронепоезд белых «Единая Россия» и тот же «Офицер» даже смогли взять город Курск без поддержки других видов войск.
Пулеметчики бронепоезда чехословацкого корпуса«Orlik»
Источник: aif.ru
Свои бронепоезда имелись и у украинских формирований, и у анархистов-махновцев, и даже у чехословацкого корпуса был один – «Orlik». Бронепоезда сослужили большую службу Красной Армии и вернули себе право называться мощным, а иногда и решающим оружием в сухопутной войне. Между двумя войнами в нашей стране шло активное развитие бронепоездов, и к новой войне СССР подошел будучи отлично вооруженной стальными монстрами страной. Не отставали и другие участники Второй мировой.
Против авиации и танковСтремительное развитие других видов вооружения, особенно авиации, делало применение бронепоездов ещё более рискованным делом. Танки или бомбардировщики теперь смогли оказывать эффективное сопротивление бронированным гигантам железных дорог.
Однако и их вооружение, и броня в межвоенный период совершенствовались. К началу Великой Отечественной войны РККА имела на вооружении до 53 бронепоездов лёгкого и тяжелого типа. Советский бронепоезд типа БП-35 владел свыше 38 бронеплощадками с вооружением. Противотанковые и пехотные орудия, зенитные пушки и пулеметы – бронепоезд стал грозной силой, которую предстояло проверить в схватке с серьезным противником.
Советский бронепоезд в бою
Источник: pinterest.ru
Начало войны стало для наших бронепоездов не очень удачным: быстрое продвижение противника, захват станций и порча путей, а также неудачная тактика применения сводили на нет преимущества стальных гигантов.
Однако уже с 1942 года они используются более успешно. Особо отличился в это время бронепоезд «Железняков», применявшийся как самоходная артиллерийская и зенитная батарея при героической обороне Севастополя.
Бессмертный подвиг совершил известный бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства работников метрополитена, в героическом бою у станции Прохоровка за несколько дней до грандиозного танкового сражения.
Советский бронепоезд вступил в бой с вражеской авиацией и танками, уничтожив четыре самолета и шесть танков противника.Отличились и известные бронепоезда«Илья Муромец»и «Козьма Минин», встретившие конец войны в 50 км от Берлина.
Бронепоезд «Илья Муромец»
Источник: pinterest.ru
Советские бронепоезда проделали большой эволюционный путь. Их вооружение составляли танковые башни, поставленные на броневагоны, зенитные пушки и пулеметы разных типов и даже установки залпового огня, знаменитые «Катюши». Такой поезд был действительно грозным противником. Ближе к концу войны бронепоезда сосредоточились на обеспечении противовоздушной обороны станций, путей и составов. Хотя даже в конце войны случилась дуэль советских бронепоездов 31-го дивизиона против немецкого бронепоезда, названного в честь фюрера. Немцы бой проиграли.
Немецкий бронепоезд №61
Источник: Art-on.ru
Противник, к слову, тоже использовал бронепоезда и бронедрезины особой конструкции.
Применял десанты, спускаемые танки и броневики, но по большей части для противопартизанских действий. В Европе же бронепоезда почти не использовали. Бельгийские, польские и французские бронегиганты попали в руки немцев и также несли охранную службу.
Бронепоезд 70-х БР-1
Источник: naukatehnika.com
К концу войны Красная Армия имела на вооружении до 140 бронепоездов, многие из которых покрыли свою службу подвигами и славой. Но окончившаяся война стала по большей части завершением карьеры сухопутных крейсеров.
После войныГоды шли, и на вооружении армий мира совсем не осталось былых стальных монстров, занявших почетные места в музеях. Если бы не одно событие. Советско-китайские отношения резко осложнились в 60-е годы, вслед за конфликтом на о. Даманском. Обстановка могла ухудшиться, и руководство Советской армии заказало Харьковскому заводу тяжелого машиностроения четыре бронепоезда БП-1. Чтобы контролировать большие и протяженные пространства Сибири и границы с КНР, был построен современный и хорошо вооруженный бронепоезд: десант, самодвижущиеся и по рельсам, и по обычным дорогам БТР, даже танки (включая плавающие), мощное артиллерийское и зенитное вооружение.
БП-1 стал вершиной в эволюции бронепоездов. Кстати, подобные ему конструкции применялись и в XXI веке в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. И сейчас два бронепоезда железнодорожных войск России, наследника БП-1, стоят на вооружении в нашей стране.
Современный российский бронепоезд
Источник: pikabu.ru
Конечно, есть ещё и окутанные ореолом тайны БЖРК – замаскированные под обычный поезд пусковые установки ядерных межконтинентальных баллистических ракет, но это уже совсем другая история. Главное, что бронепоезда, стальные монстры сухопутных сражений, оказали большое влияние на ведение войн, особенно в первой половине XX века, а их основным эксплуатантом, так уж вышло, была наша страна. Поэтому, смотря в музеях на грозные тела тяжелых и мощных наших бронепоездов, следует помнить: они достойны нашего внимания не меньше, чем легендарная «тридцатьчетверка».
Обложка:winallos.com
До танков боевые поезда были тяжелой бронетехникой в мире
Бронепоезда, оснащенные тяжелым вооружением и достаточной защитой, чтобы выдержать жестокий бой, сегодня, возможно, не являются обычным явлением, но на протяжении более века эти гусеничные джаггернауты участвовали в боевых действиях.
конфликты, начиная от гражданской войны до холодной войны и далее.
Задолго до того, как танки произвели революцию в механизированной войне, концепция хорошо бронированной, хорошо вооруженной, мобильной боевой машины уже захватила воображение бойцов, стремящихся получить преимущество над своими противниками. Железные дороги, которые служили источником экономической жизни многих развивающихся городов, имели решающее значение для оборонительных сил. Поезда, конечно, были необходимы для перевозки товаров для торговли, но они также были самым быстрым и надежным средством перевозки войск, снаряжения и припасов для поддержки любых военных действий.
В результате концепция бронепоездов сыграла две важные роли в конфликтах 19-го века: во-первых, как средство защиты железных дорог от нападения, а во-вторых, как способ доставки большого количества огневой мощи на удаленные поля сражений за относительно короткое время. время. Шли годы, новые машины стали доминировать на поле боя, оставив позади бронированные боевые поезда в пользу машин, которые не были привязаны к уязвимым железнодорожным путям; но в той или иной форме бронепоезда даже сегодня остаются на вооружении нескольких стран.
Американское изобретение
Гравюра с подписью «Железнодорожная батарея на Филадельфийско-Балтиморской железной дороге, построенная для защиты рабочих при восстановлении сгоревших мостов на этой дороге — Из наброска Уильяма К. Рассела из Уилмингтон-Дел. (WikiMedia Commons)Первый бронепоезд, получивший широкое признание, принадлежал силам Союза во время Гражданской войны в США, которым было поручено защищать важную железнодорожную линию Филадельфия, Уилмингтон и Балтимор.
После того, как солдаты Конфедерации атаковали железную дорогу и разместили поблизости снайперов, чтобы предотвратить усилия Союза по ремонту путей. Перед Baldwin Locomotive Works была поставлена задача найти решение этой проблемы, которое пришло в виде модифицированного багажного вагона, обладающего серьезной огневой мощью.
В апреле 1861 года появился боевой поезд Болдуина с массивной 24-фунтовой гаубицей и пятьюдесятью портами для стрелков, чтобы поражать цели снаружи. Борта поезда были бронированы двух с половиной дюймовыми дубовыми досками, покрытыми металлической обшивкой, чтобы выдерживать залпы вражеского огня, а часть, окружающая гаубицу, открывалась большими петлями, чтобы экипаж мог поднимать и наводить тяжелое орудие.
В то время как фургон Болдуина хорошо служил своей первоначальной цели, он и другие подобные бронепоезда в конечном итоге оказались слишком уязвимыми для огня вражеской артиллерии, немного потеряв популярность в последние годы войны. Успешный фургон Болдуина в конце концов был разобран рейдовым отрядом Конфедерации в 1864 году.0003
Бронепоезда в Первой мировой войне
Британцы вскоре последовали примеру Америки. Чарльз Жервез Боксалл впервые предложил использовать бронепоезда для береговой обороны в 1884 году. поручено построить поезда, подходящие для работы. К началу Первой мировой войны Россия тоже начала выставлять на вооружение как легкие, так и тяжелые бронепоезда, а вскоре после этого и Австро-Венгрия.
Австро-венгерский бронепоезд 19 в.15 (WikiMedia Commons) Некоторые из этих массивных боевых машин несли огневую мощь, которая была более распространена в открытом море, чем в гуще наземных боев. Еще в 1899 году один британский поезд вез то, что было известно как 7-фунтовая пушка Ordnance RML, или просто «7-фунтовая горная пушка», укомплектованная моряками, прикомандированными с HMS Tarter.
Сам молодой Уинстон Черчилль, служивший военным корреспондентом во время Второй англо-бурской войны, оказался на борту такого поезда, подвергшегося нападению противника.
«Нет ничего более грозного и впечатляющего, чем бронепоезд; но на самом деле нет ничего более уязвимого и беспомощного. Стоило только взорвать водопропускной мост, чтобы оставить монстра на мели, вдали от дома и помощи, на милость врага».
-Уинстон Черчилль
Несмотря на то, что поезд Черчилля частично сошел с рельсов, ему удалось избежать столкновения, и, несмотря на присущую концепции уязвимость, бронепоезда останутся одним из аспектов боевых действий на десятилетия вперед.
Польские бронепоезда убедили нацистов построить свой собственный польский артиллерийский вагон
в 1939 году (WikiMedia Commons) Во время немецкого вторжения в Польшу во время Второй мировой войны польские бронепоезда были одними из наиболее эффективных оборонительных платформ конфликта.
Хотя в то время Польша использовала лишь несколько бронепоездов, отчеты той эпохи показывают, что использование ими этих поездов как для наступательных, так и для оборонительных операций доказало, что эта концепция все еще жизнеспособна спустя примерно 60 лет после ее появления. Польские успехи с этими мощными боевыми поездами даже побудили Германию создать свои собственные.
Германия не сильно полагалась на собственные бронепоезда, но внедрила в их конструкции ряд современных элементов. Нацистские боевые поезда включали бронированные локомотивы и железнодорожные вагоны с броней вокруг зенитных орудий, гаубиц и турелей.
Сохранившийся немецкий командирский вагон из их бронепоезда БП-42. (WikiMedia Commons) В других местах широкомасштабного конфликта Советский Союз также разработал и развернул несколько бронепоездов, некоторые из которых были оснащены зенитными батареями и тяжелой артиллерией, заимствованной у советского флота. По мере того как война продолжалась, новые советские бронепоезда оснащались танковыми башнями, такими как Т-34.
Российские бронепоезда с ядерными ракетами
Через четыре года после окончания Второй мировой войны Советский Союз успешно испытал собственную атомную бомбу, бросив две ядерные державы мира сломя голову в военное и технологическое состязание в гляделки, которое растянется на десятилетия . В гонке за более мощным и боеспособным ядерным оружием, а также необходимыми платформами для его доставки к цели, Советский Союз столкнулся с проблемой. Их ядерные МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) были значительно массивнее — больше, чем у их американских конкурентов — отчасти из-за отставания советских технологических возможностей в ядерной области.
Из-за двигателей и технологий наведения, которые не были миниатюризированы параллельно с конкуренцией США, Советы были вынуждены принять некоторые творческие концепции для перемещения своих больших ракетных систем, таких как массивная подводная лодка класса «Тайфун» и самый мощный в мире вертолет, Мил В-12.
Среди этих креативных решений были, как вы уже догадались, бронированные и тяжеловооруженные боевые поезда.
Защитные части этих специально оборудованных поездов имели броню толщиной 5–20 мм, и во многих отношениях каждый бронепоезд служил автономной боевой единицей, укомплектованной до 10 основных боевых танков, двумя легкими плавающими танками, несколькими противотанковыми танками. — авиационных орудий и специальных автомобилей для перевозки личного состава и железнодорожной ремонтной техники. В конечном итоге эти поезда были выведены из эксплуатации, но некоторые из них, как сообщается, продолжали эксплуатироваться вплоть до 2005 г.
Бронепоезда в 21 веке
Поскольку обученные бронепоезда чрезвычайно уязвимы для ударов с воздуха или саботажа на железных дорогах, большинство современных вооруженных сил прекратили их использование, но это не означает, что эра бронепоездов закончилась.
Самые высококлассные бронепоезда, используемые сегодня, могут принадлежать верховному лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну, который часто путешествует по железной дороге.
Поезд, которым пользуется Северная Корея, на самом деле был подарком Советского Союза, доставленным во время правления Ким Ир Сена.
Тем не менее, бронепоезда, более поразительно напоминающие тяжеловооруженные поезда прошлых лет, использовались пророссийскими сепаратистами и в оспариваемых регионах Украины. Поскольку широко распространено мнение, что эти сепаратисты получают прямую поддержку, оборудование и даже войска из Москвы, эти поезда, возможно, можно считать российскими — хотя дебаты по этому поводу, несомненно, будут продолжать бушевать в Твиттере еще какое-то время.
Автор
История бронепоездов и почему они теперь ушли в прошлое
Бронепоезда — это пережиток прошлого по сегодняшним меркам, но в конце 19-го и начале 20-го века эти большие локомотивы со стальными пластинами осаждали города, пронзали линии фронта и поддерживали атаки пехоты по всему миру.
Железнодорожники начали свою легендарную службу во время Гражданской войны в США, когда был построен единственный вагон для защиты Филадельфийско-Уилмингтонско-Балтиморской железной дороги.
Затем военные поезда участвовали во франко-прусской войне 1870 года, а также в Первой и Второй англо-бурских войнах, которые привели машины в 20 век.
В 1905 году эти поезда использовались на Дальнем Востоке в рамках русско-японской войны, где преимущество крупной бронетехники на рельсах в суровые зимы оказалось незаменимым. Позже Россия увидела еще более широкое применение бронепоездов во время Первой мировой войны и Гражданской войны, начавшейся сразу после Октябрьской революции.
В то время поезда рассматривались в основном как транспорт, так как они были способны перевозить большое количество людей и оборудования за короткий промежуток времени. Его транспортное использование произвело революцию в способах логистики на поле боя в то время. Тот факт, что машина была привязана к рельсам, не представлял такого недостатка, поскольку это была единственная заря автомобильной эры, а четырехколесные машины все еще отставали от локомотивов.
«Железнодорожная батарея» 1861 года, использовавшаяся для защиты рабочих во время Гражданской войны в США.
Излишне говорить, что танки разрабатывались только во время Первой мировой войны, поэтому несовершенные конструкции часто теряли симпатию военных, а поезда оказывались более надежными. Оснащенные пушками и покрытые толстой броней, поезда были грозными боевыми машинами.
Но поезда воспринимаются как транспорт в основном сегодня, поэтому действие этого дополнения истории происходит во времена до бурного развития бронетехники в межвоенный период. Во время мексиканской революции (1910–1920), гражданской войны в Испании (1936-1939) и Второй мировой войны бронепоезда активно использовались всеми сторонами, участвовавшими в конфликтах.
В Польше поезда активно участвовали в обороне сентябрьской кампании против вторгшихся немцев. Немцы, с другой стороны, разработали суперпушки на шасси поезда, наиболее известной из которых была Schwerer Gustav, которая использовалась ограниченно, но имела разрушительный эффект во время осады Севастополя.
Типичная польская артиллерийская машина 19 в.
Помимо служебного военного назначения, поезда часто служили поддержкой партизанским отрядам, проводившим массированные наступления в последние годы Второй мировой войны. Так было в Словакии, где три бронепоезда — «Гурбан», «Штефаник» и «Масарик» — нанесли решающий удар по ослабленным немецким частям в сентябре 1944 года. -танковые, зенитные и артиллерийские орудия для патрулирования береговой линии и ее защиты от возможного вторжения.
В Европе железные дороги были полем сражений, а железнодорожные станции стали стратегическими штабами. Так как же получилось, что от этой концепции отказались?
Русский бронепоезд времен Второй мировой войны с зенитчиками. Причина отказа от него явно заключалась в изменении методов ведения войны, поскольку танки и моторизованная пехота диктовали военные доктрины, которые медленно вытесняли бронепоезда. Поскольку поезда ходили только по железным дорогам, они были более уязвимы для бомбардировщиков и артиллерии.
Кроме того, железные дороги все чаще подвергались диверсиям со стороны коммандос или партизан, что значительно замедляло продвижение поездов. Тот факт, что он полагался на использование гусениц, превращал эти боевые машины в уязвимых гигантов.
Тем не менее, поезда продолжали нести боевую службу и после ВМВ (но куда менее активно), особенно в Индокитае.
Но в странах Восточного блока использование поездов в качестве боевых средств лелеялось как традиция. Несмотря на то, что он был в некотором роде старомодным, он все еще подходил для использования в качестве мобильной пусковой площадки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). На поздних этапах холодной войны межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 «Молодец» поступила на вооружение Советского Союза во время холодной войны.
Рт 23 Комплекс «Молодец» в качестве грузового поезда с датчиком ориентации на мачте освещения. Витольд Муратов – CC BY-SA 3.0 Он был способен нести ядерную боеголовку.
Один из вариантов транспортировки и пуска ракеты — со специально сконструированного поезда по Транссибирской магистрали. Стратегическое значение этой железной дороги было подчеркнуто в 1970-х годах после раскола между советским и китайским правительствами. По разным данным, четыре или пять бронепоездов были построены для защиты юго-восточных рубежей СССР.
В состав каждого эшелона входило десять основных боевых танков, два легких плавающих танка, несколько зенитных орудий, а также несколько бронетранспортеров, машины снабжения и оборудование для ремонта железных дорог. Все они монтировались на открытых платформах или в специальных железнодорожных вагонах. Различные части поезда были защищены броней толщиной 5–20 мм.
Поэтому неудивительно, что некоторые из последних известных случаев использования бронепоездов произошли во время конфликтов после распада Советского Союза в 1990-х годах, особенно в спорной зоне Нагорного Карабаха между сегодняшними Арменией и Азербайджаном.
Также во время югославских войн с 1991 по 2001 год некоторые импровизированные бронепоезда использовались военизированными формированиями в конфликте в Хорватии и Боснии. Это были обычные пассажирские поезда, превращенные в ужасные наземные крейсера, способные осадить города и деревни по всей раздираемой войной Боснии.
Самым печально известным поездом, который эксплуатировался в те годы, был Krajina Ekspres, на котором работали члены сербских военизированных формирований в Боснии. Поезд участвовал в трехлетней осаде города Бихач, продолжавшейся с 1992 по 1995 год.
Уже тогда технология считалась устаревшей, но в конфликте между различными военизированными и партизанскими группировками такое оборудование оказалось устрашающим. В конце 2015 года пророссийские боевики в Донбассе на Украине были запечатлены за рулем самодельного бронепоезда.
Один бронепоезд, который до сих пор регулярно используется, — это бронепоезд Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, который первый получил в подарок от Советского Союза, а второй активно использовал для государственных визитов в Китай и Россию, поскольку у него был боязнь летать.
