Зенитно-ракетная система C-300ПС ( C-300ПМУ )

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6, имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД, каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания — РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е.

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

  • основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
  • до двух «дополнительных » ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С — 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина — 13.11 м, ширина — 3.15 м, высота — 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК — 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С.

На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С:

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 — контейнер Ф1С — приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) — аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т. ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно «с колес» после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) — телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ «Сосна») — для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х — начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО «Завод им. Январского восстания» (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы — 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1, фото2). Старт ракеты — вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели.

После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя  ракета склоняется  в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и  для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны. 

Высокая маневренность ракеты  и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы — 10лет. 

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) — дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность — 250 м, азимут — 20 угловых минут, скорость — 2.4 м/с. Потребляемая мощность — 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6).

Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» — полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка «Утес» — крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) — для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А — 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5. 5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375», ЗиЛ-131, машина технического обслуживания — МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Как мы испытывали ЗРС С-300ПТ

  Уникальными были практически все технические средства, входившие в состав системы, и, конечно же, самой системе в целом аналогов не было!

Судьба связывала меня с зенитными ракетными войсками ПВО страны в течение более тридцати пяти лет. За время службы мне пришлось осваивать, эксплуатировать, испытывать или исследовать многие зенитные ракетные комплексы и системы. В военном училище и войсках в 60-е годы – зенитный ракетный комплекс С-75. В Артиллерийской радиотехнической академии – систему противоракетной обороны. На испытательном полигоне Сары-Шаган – зенитную ракетную систему С-300П, а затем и некоторые другие.

Вспоминается один из первых подвижных зенитных ракетных комплексов С-75, который мне пришлось эксплуатировать в войсках. Мне довелось служить на ЗРК С-75 в 151-й гвардейской зенитной ракетной бригаде (КП – г. Лиепая) в 1961–1965 гг. Я прошел должности старшего техника приемо-передающей кабины «П», систем селекции движущихся целей (СДЦ), радиопередатчика команд на зенитные управляемые ракеты (ЗУР) кабины «А», а затем служил офицером наведения и старшим офицером наведения (кабина «У»).

В этот период я изучил практически все системы ЗРК С-75, стал классным специалистом – «Мастер боевой квалификации», дважды принимал участие в качестве офицера наведения в боевых стрельбах ЗУР на полигоне Ашулук, которые были выполнены нами на «отлично». С-75 являлась оригинальной и эффективной зенитной ракетной системой. Оставшиеся в живых военные летчики ВВС США – участники войны во Вьетнаме – на личном опыте убедились в ее высоких боевых качествах.

Система была исключительно проста и удобна в эксплуатации. Надежность С-75, правда, желала лучшего – нередко выходили из строя пальчиковые лампы и особенно селеновые выпрямители в блоках питания. В последующем, после окончания академии, став испытателем ЗРС С-300П на полигоне Сары-Шаган, я и мои товарищи прикладывали много усилий, чтобы новая система была также удобна в эксплуатации, особенно при ведении боевой работы.

В этом плане вспоминается случай, когда в ходе комплексных испытаний ЗРС С-300П протокол по удобству эксплуатации радиолокатора подсвета и наведения (РПН) согласовывался нами с представителями промышленности в острых спорах около года. Они неоднократно прерывались, а затем вновь разгорались, пока не был устранен ряд принципиальных недостатков.

Для повышения помехозащищенности в условиях пассивных помех в станцию наведения ракет (СНР) ЗРК С-75 «Десна» была введена СДЦ, построенная по принципу череспериодного вычитания в четырех последовательных каскадах на особых электровакуумных приборах – потенциалоскопах. В начале 1960-х гг. наша промышленность не могла еще обеспечить производство потенциалоскопов в достаточном количестве. При этом вначале они были очень дорогими. Не знаю, насколько это так, но нам говорили, что стоимость каждого потенциалоскопа была соизмерима в то время со стоимостью автомобиля «Москвич». Войска в плане снабжения потенциалоскопами были на голодном пайке.

Для поддержания системы СДЦ в боеготовом состоянии мне, старшему технику системы, приходилось изыскивать возможности для решения данного вопроса. На складе войсковой части запасных потенциалоскопов не было. Так, по ТУ на СДЦ требовалось, чтобы подавление пассивной помехи в каналах азимута и угла места было не хуже 32 дБ при использовании четырех каскадов потенциалоскопов в каждом.

Путем тщательной настройки каналов удавалось на трех каскадах потенциалоскопов достигать подавления помех 35–37 дБ. За счет этого можно было отключать накал в одном потенциалоскопе в каждом из каналов и держать их в холодном резерве даже при отсутствии в войсковой части запасных приборов. Формально это было неправильно, но зато боеготовность была на требуемом уровне.

Недостатками ЗРК С-75 были одноканальность по цели и низкая мобильность (ведь этот ЗРК представлял собой все же подвижный вариант, а не мобильный). Особенно много проблем при свертывании (развертывании) на позиции создавала сложная и громоздкая антенно-фидерная система приемо-передающей кабины «П» СНР, перевозимая на отдельных прицепах и требовавшая при этом еще и демонтажа (монтажа) волноводов.

Никак не удавалось сократить время свертывания (развертывания) меньше часа (а начинали со времени около двух часов). Как правило, это время в первую очередь зависело от мастерства солдата-крановщика. Организовать тренировки в приграничной полосе было очень сложно. Практически все время стояли на боевом дежурстве c различными степенями готовности. А от этого времени зависели живучесть системы и отсутствие потерь в личном составе в период боевых действий. Короче, хочешь выжить и выполнить боевую задачу – тренируйся. У тех командиров, кто не жалел ни себя, ни солдат в процессе тренировок, как правило, было меньше потерь и боевые расчеты выходили победителями в бою с воздушным противником.

Одними из множества причин, потребовавших задания в разработку высокомобильной и многоканальной системы, и явились в том числе вышеназванные недостатки.

Вспоминается уникальный и поучительный случай при проведении учебной стрельбы на полигоне Ашулук в 1963 г., который показывает, насколько важны как высокие технические качества ЗРК/ЗРС, так и подготовленность (в том числе морально-психологическая) боевого расчета. Учебные стрельбы представляли собой пуски «электронных» ракет по реальным целям. Как правило, учебные стрельбы проводились накануне боевых стрельб и являлись зачетом для допуска боевых расчетов к боевым стрельбам.

В день учебных стрельб кто-то из командования полигона решил усложнить нам помеховую обстановку. Ничего другого придумать не смогли, как перевести все одновременно работающие при проведении учебных стрельб СНРЗРК С-75 (вопреки элементарной логике обеспечения требований электромагнитной совместимости) на один частотный литер.

Такого в реальных боевых условиях, по-видимому, больше никогда не будет, разве что по ошибке. Можно себе представить, какая какофония в радиоэфире и на наших экранах была во время этих стрельб. Зондирующие сигналы от всех СНР попадали в приемные тракты каждой СНР. Только от зондирующих сигналов была сплошная бегущая в разных направлениях решетка на индикаторах, напоминающая растр лампового телевизора при срыве синхронизации развертки.

Аналогичная ситуация была и с отраженными сигналами от реальных целей и местных предметов. Картина была бы неполной, если не сказать, что в учебной стрельбе было поставлено достаточно плотное облако пассивных помех. На индикаторах имелось столько же плывущих с разной скоростью и в разных направлениях облаков пассивных помех, сколько одновременно работало СНР на одном литере. А наш боевой расчет (возможно, как и все остальные) работал к тому же в противогазах в условиях жары около 35–40 градусов.

С помощью системы СДЦ и регулировок «Компенсация ветра» по азимуту и углу места удавалось подавить на экране пассивную помеху и местные предметы, обнаруживаемые по излучаемым сигналам от нашей СНР, но все остальное. .. Следует сразу сказать, что боевой расчет нашего дивизиона единственный, кто успешно выполнил учебную стрельбу и был на следующий день допущен к боевой стрельбе.

К счастью, в месте постоянной дислокации мы проводили тренировки в похожих условиях. Дело в том, что я, будучи с юности радиолюбителем, сделал приставку, имитирующую дополнительную помеховую обстановку, и натаскивал операторов для работы в сложных условиях.

Естественно, об этом начальству говорить было нельзя, так как у меня неминуемо появились бы большие неприятности. Такое мог себе позволить только молодой лейтенант. Я как офицер наведения (командир боевого расчета) и операторы ручного сопровождения после каждой тренировки выходили из кабины буквально взмыленные. И это в конечном счете дало свои результаты. Боевой расчет был слажен и понимал друг друга буквально с полуслова.

В процессе боевой стрельбы сложилась очень напряженная обстановка. Секунды шли, а цель в этой катавасии обнаружить не удавалось. Не будь боевой расчет морально подготовлен к таким условиям, боевая задача была бы не выполнена. Расчет боролся до конца. И достаточно было одному из операторов буквально на долю секунды засечь цель, мы мгновенно захватили ее на автосопровождение.

Дальнейшие действия были уже делом техники. Условиями положительного исхода боевой работы было удобство индикации первичной воздушной обстановки, так как в картинной плоскости оператор наблюдал естественную картину и безошибочно ориентировался в ней. После этого я еще раз убедился – для выполнения боевой задачи надо выкладываться без остатка.

После этой боевой работы начальник ЗРВ 27-го корпуса ПВО (КП – г. Рига) вручил мне наручные часы.

Непосредственное участие в предварительных и государственных испытаниях средств системы С-300П–РПН, НВО, ЗУР, ЗРК и системы в целом (1970–1978 гг.) принимали испытатели 10-го ГНИИП (г. Приозерск, ж/д ст. Сары-Шаган). В последующем будущие сотрудники НИИ-2 – Р. Н. Корецкий (первый начальник 5-го отдела 2-го управления полигона), Ю. Н. Агишевский (инженер-испытатель, затем старший инженер-испытатель, заместитель начальника 5-го отдела 2-го управления полигона), В. Л. Наумец (старший инженер-испытатель 72-й площадки испытательного центра полигона).

Коллектив испытателей в нашем системном отделе был подобран очень квалифицированный. Благодаря руководству полигона (в том числе начальнику 2-го управления В. П. Жабчуку, его заместителю О. А. Сташевскому) во вновь сформировавшийся отдел были собраны лучшие выпускники (в основном отличники) Артиллерийской радиотехнической академии ПВО (г. Харьков) и Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища ПВО.

Это позволило создать исключительно плодотворную рабочую обстановку. Для этого был разработан целый ряд моделей и вспомогательных расчетных программ. Многие имели опыт работы на системах С-25, С-75, С-200. Все работали (особенно группа испытателей первого набора) с полной отдачей, буквально на износ.

Диапазон задач в процессе подготовки и проведения испытаний приходилось решать довольно широкий. В рамках подготовки к испытаниям системы С-300П в конце 1970 г. мне было поручено разработать предложения по обеспечению безопасности личного состава и наземных объектов полигона при организации и проведении летно-технических испытаний системы.

Ведь впервые полигон готовился к испытаниям многоканальной системы с ЗУР, осуществляющей вертикальный старт. Стрельбовая площадка находилась от г. Приозерска примерно в 40 километрах, аэродром полигона и технические позиции подготовки ракет и мишеней – в 20. В пяти километрах с тыльной стороны по отношению к директрисе стрельбы проходила железная дорога Караганда – Алма-Ата.

Задача была довольно сложная. Требовалось ответить на множество вопросов: определить область падения ракет при отказе различных элементов в полете, какие площади полигона могут быть накрыты обломками мишеней при их поражении и т. д.

Пришлось разработать целую серию упрощенных моделей, особенно мишеней (М-16, КРМ, М-19, М-21, КСР-5НМ и др.), вводя различные условия их поражения – от поражения рулевых машин и автопилотов до отсечения различных элементов планера мишеней. Результаты выработанных рекомендаций и принятые в соответствии с ними меры позволили в течение более двадцати лет обеспечить безопасность испытаний.

Разработка и испытания системы С-300П проходили довольно напряженно. Сроки были установлены очень жесткие. В связи с необходимостью реализации новых технических решений и технологий разработчики средств и особенно предприятия промышленности нередко не укладывались в установленные сроки.

Зачастую графики испытаний корректировались прямо на заседаниях комиссии по испытаниям или сразу вывешивались графики с новыми сроками. Сроки проведения государственных испытаний, установленные постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР 1970 г., были нарушены.

Самое первое средство, которое было вывезено на полигон в июле 1970 г., притом только для «броскового» пуска, – зенитная управляемая ракета. Поначалу столкнулись со следующим явлением. При первых пусках ЗУР после запуска маршевого двигателя ракеты обгорал и деформировался ТПК. Ракета в дыму при выходе из ТПК практически не была видна.

После ввода режима старта ЗУР с помощью катапульты маршевый двигатель стал запускаться на высоте 30–40 метров. В результате этого стали обеспечиваться многократное использование ТПК и целостность окраски наземного оборудования пускового комплекса. Вертикальный старт ЗУР и ее склонение на заданный курс в полете позволили сократить работное время ЗРК и отказаться от разворота пусковых установок в направлении точки встречи.

В сентябре 1973 г. на 72-ю площадку полигона поступил первый опытный образец уникального радиолокатора подсвета и наведения (РПН) в составе антенного поста Ф1 и аппаратного контейнера Ф2. Опытные образцы средств были поставлены на полигон не на самоходных шасси, как предполагалось ранее, а в так называемом транспортном исполнении, то есть по существу был представлен перевозимый вариант средств, в результате чего этот вариант системы, в том числе и по данной причине, в дальнейшем получил название С-300ПТ.

Уникальными были практически все средства системы С-300, как и сама система в целом. Ведь система С-300 дала толчок научно-технической революции во всех отраслях народного хозяйства СССР, в том числе и в микро-радиоэлектронике.

Уникальность РПН заключалась также в том, что впервые в стране был создан многоканальный многофункциональный радиолокатор с фазированными антенными решетками (ФАР) с характеристиками, превосходящими по некоторым особенностям построения и параметрам МРЛС AN/MPQ-51 ЗРС США SAM-D (впоследствии названную «Пэтриот»).

С большим опозданием (в конце 1973 г.) на заводские испытания поступил первый опытный образец радиолокатора кругового обзора (РЛО). Из-за значительных задержек разработки РЛО ее первый главный конструктор Ю. Вайнер был отстранен от занимаемой должности и главным конструктором назначен Ю. А. Кузнецов.

Так же, как и многие другие средства С-300П, РЛО представлял собой радиолокатор, при описании которого можно широко использовать слово впервые. В частности, на РЛО, радиолокаторе кругового обзора, впервые в СССР были применены двусторонняя проходная фазированная решетка на pin-диодах, широкий арсенал средств помехозащиты, двухэтапное обнаружение, большое разнообразие режимов работы, возможность работы в процессе вращения антенны в заданном секторе обзора, в том числе остановки луча в заданном направлении для энергетического вскрытия постановщика помех и т. д. Двусторонность ФАР позволяла осуществлять сканирование одного и того же сектора дважды за обзор.

Перед началом испытаний средств ЗРК С-300П я был назначен ответственным от полигона за организацию и проведение заводских и комплексных испытаний РПН и ЗРК. В ходе испытаний и одновременно отработки средств имели место запомнившиеся, иногда курьезные случаи.

Так, при подготовке самого первого облета РПН произошла казусная и обидная ситуация. Кроме как авантюрным этот облет не назовешь. Штатных средств целеуказания еще не было. Главной вычислительной системы также не было. Для приемника обзора РПН изготовлено ограниченное число скоростных фильтров, не перекрывавших весь требуемый доплеровский диапазон радиальных скоростей. Штатных органов управления лучом ФАР тоже не было. А всем (особенно руководству) очень хотелось до нового года посмотреть в реальных условиях работу многоканального радиолокатора с фазированной антенной решеткой.

В связи с этим было принято решение провести первый испытательный облет с помощью удаляющегося от РПН самолета Ту-16 24 декабря 1973 г. Мной было подготовлено первое задание на проведение облета. Его согласовывали с командиром 60-й авиадивизии. На это мероприятие мы ездили вместе с зам. главного конструктора КБ «Алмаз» К. С. Альперовичем. Затем задание утвердили у командования полигона. Мероприятие было экстранеординарное и на него приехал начальник 4-го ГУМО генерал-полковник Е. С. Юрасов.

ЦУ по цели (дальность, азимут, высота) передавались с ближайшего радиотехнического батальона по телефону. Для преобразования координат относительно точки стояния РПН я как опытный бывший офицер наведения ЗРС С-75 подготовил специальный планшет пересчета, с помощью которого передавал дальность, азимут и угол места оператору РПН.

Управление положением сектора допоиска по углу места могло осуществляться только с помощью тумблеров 26-разрядного цифрового регистра (надо было в ходе облета в уме вычислять, какие разряды необходимо включить). Положение в наклонной плоскости выдерживалось равным нулю за счет отработки ЦУ вручную поворотом антенного поста по азимуту.

Оператором, устанавливающим положение центра сектора допоиска по углу места, был назначен разработчик цифрового вычислителя фаз В. Гетманский. Можно себе представить, в каких условиях пришлось работать. Было проведено несколько заходов самолета, но он не обнаруживался.

Е. С. Юрасов охарактеризовал ситуацию как «генеральский эффект» и решил не мешать нам. Мы после этого промучились еще несколько заходов и мне как руководителю облета после согласования с представителем «Алмаза» К. С. Альперовичем пришлось, к сожалению, дать команду на посадку самолета на аэродром.

Каково же было наше разочарование, когда на следующий день в процессе анализа Альперовичем совместно со мной причин неудачи выяснилось, что в результате спешки матрица из скоростных фильтров радиомонтажниками (а они работали всю ночь накануне облета) была установлена в диапазоне доплеровских скоростей выше максимально возможной скорости полета Ту-16.

Так, к сожалению, не получилось сенсации о проведении в СССР в 1973 г. первого облета многофункциональной РЛС с ФАР.

Еще одна интересная ситуация произошла позже, когда начались регулярные облеты РПН для оценки энергетического потенциала РПН и характеристик ФАР (первые облеты мы проводили по удаляющемуся от РПН Ту-16, так как штатных средств ЦУ по-прежнему еще не было).

Как всегда, в соответствии с летным заданием в течение нескольких летных дней 60-я авиадивизия выделяла самолет Ту-16. В ходе этих облетов мы обратили внимание на существенное (по сравнению с расчетными значениями) увеличение на отдельных участках отраженного сигнала от удаляющейся цели на величину до 1000 раз (25–30 дБ).

При анализе результатов облетов я заявил Альперовичу, что эти результаты (пока необъяснимые) в статистику принимать нельзя, поскольку они явно аномальные. Альперович никак не хотел исключать эти результаты из статистики. Не знаю, чем он руководствовался при этом. Видя, что замглавного доведен до «белого каления» (а это очень уважаемый мною, заслуженный человек, создатель, кроме С-300, нескольких более ранних систем – С-25, С-75, С-200 и др. ), я решил этот беспочвенный спор прекратить до выяснения причины аномалии.

Пришлось ехать на аэродром и знакомиться с выделенным нам самолетом. Это был обычный Ту-16, за исключением того, что у него под фюзеляжем подвешена серебристая сигарообразная гондола.

Если допустить, что гондола по эффективной площади рассеяния (ЭПР) примерно соответствует самолету, это могло бы увеличить отраженный сигнал примерно в два раза (~3 дБ), но никак не в 1000 раз. Пришлось попросить авиатехников самолета снять задний обтекатель гондолы. Изнутри было видно, что обтекатель радиопрозрачный, а снаружи покрашен серебристой радиопрозрачной краской. За обтекателем была установлена дюралевая перегородка, образовывавшая отражающий диск диаметром несколько более одного метра.

И тогда стала ясна причина существенного возрастания ЭПР. Оставалось понять, почему возрастание носило эпизодический характер участками по 3–10 километров по ходу полета самолета. Пришлось поднять все результаты метеоизмерений на высотах полета самолета, которые проводились в дни облетов. Причина оказалась в поперечных к курсу самолета порывах ветра, за счет чего ракурс его периодически менялся, что приводило к скачкам отраженного сигнала.

Аномальные результаты были исключены из статистики.

Самым первым радиолокационным средством ЗРС С-300П, которое было развернуто на 72-й стрельбовой площадке полигона, был опытный образец РЛС – низковысотный обнаружитель (НВО). Данная РЛС была предназначена для обнаружения целей, летящих на предельно малых высотах. Для увеличения дальности их прямой видимости устанавливалась на подвижной вышке высотой около 25 метров.

Главной особенностью НВО являлось то, что в РЛС кругового обзора был впервые применен режим излучения с непрерывным немодулируемым (НМ) сигналом. Это позволило обеспечить высокий уровень подавления местных предметов и метеообразований и соответственно высокие потенциальные характеристики по обнаружению низколетящих целей на фоне отражений от земли и пассивных помех. Первоначально на НВО возлагалась только задача «звонка», то есть своевременно обнаружить цель, измерить ее азимут и скорость и выдать эту информацию на РПН.

Однако вскоре в ходе испытаний выяснилось, что этого недостаточно, так как ЦУ на РПН выдавалось иногда преждевременно и возможности ЗРК по производительности занижались. В связи с этим непосредственно в ходе испытаний было принято решение о повышении точности измерения дальности обнаруженной цели, для чего был введен режим измерения дальности с помощью ЛЧМ-сигнала, который включался сразу после обнаружения на данном азимуте отметки от цели в режиме НМ-сигнала.

Первые облеты НВО были начаты в 1972 г. Сначала к облетам привлекались лучшие летчики-испытатели СССР из Летно-исследовательского института им. М. М. Громова, так как им приходилось летать на МиГ-19 на предельно малых высотах от 100 до 15 метров по барометрическому датчику и радиовысотомеру. Для облетов на предельно малых высотах был выбран сектор относительно испытательной площадки с ровным рельефом местности, в пределах которого не было плохо наблюдаемых летчиком препятствий для полета самолетов на этих высотах (вышек, столбов, электрических проводов и т. д.). Потом такие полеты освоили военные летчики авиадивизии полигона на истребителях МиГ-21 (МиГ-23), а на высоте 100 метров – на бомбардировщиках Ту-16.

Один из летчиков – заместитель командира авиадивизии по боевой подготовке при согласовании мною очередного летного задания по облетам на предельно малых высотах (к сожалению, забыл его фамилию, кажется, Щеглов) однажды мрачно пошутил: «Знаешь, что такое полет на предельно малых высотах? Это когда летишь, нет земли, нет земли, а потом полный рот земли». К счастью, эта зловещая шутка не подтвердилась. Испытания С-300П прошли без подобных ЧП.

Были сложности при проведении облетов относительно наземного постановщика помех в ближних боковых лепестках РПН. Испытания на помехозащищенность средств системы проходили вообще очень напряженно. В автономных испытаниях РПН на помехозащищенность в помехах прикрытия между представителями промышленности и испытателями все время шла борьба.

Промышленность требовала, чтобы постановщик помех (ПАП) был как можно дальше от главного лепестка антенны РПН. А испытатели наоборот – как можно ближе. При этом в главный луч помехой попадать было нельзя, так как это был уже другой режим работы. В то же время в ближних боковых лепестках очень резко меняется уровень помехи. А желательно, чтобы ПАП не попадал в глубокие провалы диаграммы направленности антенны.

Договорились с промышленностью о том, что при необходимости оценки помехозащищенности РПН в ближних боковых лепестках ПАП должен находиться в районе 2–3-го боковых лепестков. Для нас желательно во втором, а для промышленности – в провале между вторым и третьим. Борьба шла буквально за десятые доли градуса. В статике установить необходимое угловое положение не представляло труда. А вот в реальном облете…

Вспоминается такой случай. В одном из облетов необходимо было выполнить очередной вариант оценки на помехозащищенность. Помеха ставилась с наземного помехового комплекса (НПК). В качестве цели использовался истребитель МиГ-21.

Как обычно, было разработано и утверждено задание на облет. Пилотировал самолет в этот день командир 60-й авиадивизии генерал-майор А. М. Мегеря – заслуженный военный летчик СССР. Управлял полетом штурман его авиадивизии с временного КП, расположенного на 72-й стрельбовой площадке по данным РЛС П-37, размещенной рядом на вышке.

Я был руководителем облета и находился рядом со штурманом. Задача заключалась в том, чтобы провести самолет строго по прямой, начерченной нами на ВИКО – выносном индикаторе П-37, которая была проведена относительно НПК под требуемым азимутом.

Но дело в том, что на испытаниях отсутствовали соответствующие пилотажные приборы на самолете, например измеритель угловой скорости относительно точки прицеливания или хотя бы глиссадный маяк на испытательной площадке, а это усложняло точное пилотирование. В частности, в рассматриваемом облете штурману не удавалось удержать самолет на заданной прямой. Так как я находился рядом и контролировал качество проводки, ему все время приходилось корректировать голосом полет самолета по курсу то влево, то вправо на два-три градуса при малейшем пересечении прямой. В результате самолет двигался по рваной змейке, потому что корректирующие команды из-за ограничений разрешающей способности по углам РЛС П-37 и человеческого фактора несколько запаздывали.

Летчик сделал несколько заходов, а затем взорвался и высказал своему подчиненному – штурману все, что о нем думал (а летчики умеют высказаться). Но причина ошибок проводки была в другом. В результате задача облета в целом была выполнена. Указанные ошибки учтены в ходе обработки результатов облета.

В период завершения государственных испытаний ЗРС С-300П пришлось присутствовать на одном из совещаний, где я докладывал командующему ЗРВ ПВО генерал-полковнику И. М. Гуринову о результатах испытаний и основных характеристиках системы. Командующий задал много вопросов. По его реакции я понял, что доложенным результатам, особенно в части производительности системы при нанесении вероятным противником массированного удара, он не доверяет.

Через год, в сентябре-октябре 1979 г., будучи сотрудником 2-го ЦНИИ МО, в составе группы анализа учений под руководством заместителя по НИР института генерал-майора Ю. И. Любимова мне пришлось участвовать в подготовке боевых расчетов ЗРК и учения «Союз-79» в целом. Оно проводилось на полигоне Сары-Шаган. Затем после проведенного учения я участвовал в анализе полученных результатов.

ЗРС С-300П впервые участвовала в учениях войск ПВО страны, в том числе в составе смешанной группировки. Система в составе нескольких ЗРК должна была отразить массированный удар крылатых ракет на предельно малых высотах. Учения полностью подтвердили результаты, полученные прежде на испытаниях. Командующий ЗРВ, по-моему, больше не сомневался в возможностях системы.

В качестве заключения. Данные воспоминания могут побудить ветеранов противовоздушной обороны вспомнить об интересных событиях, произошедших в их жизни в период службы.

Юрий Николаевич АГИШЕВСКИЙ

кандидат технических наук

Подробнее: http://www.vko.ru/vuzy-i-poligony/kak-my-ispytyvali-zrs-s-300pt

   ПУ ЗРК С-75 СМ-90 с ракетой 5Я23. На втором плане СНР-75В. Фото Леонида ЯКУТИНА

   ТПК с ЗУР типа 5В55. Фото Георгия ДАНИЛОВА

   Низковысотный обнаружитель, придаваемый ЗРДН С-300ПТ/ПМ. Фото Ильи МОИСЕЕНКО

   Боевой расчет ЗРДН С-300ПТ/ПМ за работой в кабине Ф-2. Фото Георгия ДАНИЛОВА 

Диализ-KRJR-Насос-300-об/мин | 725395 | Спектрумкс

Перейти в конец галереи изображений

Перейти к началу галереи изображений

Диализный насос KRJR, 300 об/мин

• Диализная помпа KRJR, 300 об/мин, без ключа

Изображения являются репрезентативными для группы продуктов, а не для отдельного продукта.

Подробнее

Услуги и сборы Spectrum Freight

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими ВАЖНЫМИ ОБНОВЛЕНИЯМИ от 16 марта 2020 г. и ВАЖНЫМИ ОБНОВЛЕНИЯМИ от 2 апреля 2020 г. о получении отправлений во время кризиса, связанного с коронавирусом.

(Перейти на целевую страницу для версии для печати/загрузки этой информации.)

 

Мы рады предложить Бесплатный экспресс-доставку UPS на следующий день, — Бесплатный экспресс-доставку в течение 2-го дня и — Бесплатная наземная доставка UPS для соответствующих заказов!

Способы доставки по умолчанию в зависимости от продукта для соответствующих заказов на основе таблицы ниже. БЕСПЛАТНАЯ доставка распространяется только на отправления UPS в пределах континентальной части США. Клиент несет ответственность за любые сборы, налагаемые грузоотправителем на Hazmat, Poison Pack и Cold Pack. Бесплатная доставка по воздуху распространяется только на химикаты, в то время как соответствующие заказы на расходные материалы и оборудование будут доставляться только на бесплатной основе. Предложение бесплатной авиадоставки не распространяется на заказы весом более 50 фунтов, товары, отправляемые напрямую от производителя, международные перевозки и негабаритные товары, определенные перевозчиком. Предложение о БЕСПЛАТНОЙ доставке будет аннулировано, если методы доставки по умолчанию будут изменены. В этом случае будут применяться опубликованные тарифы грузоотправителя.

Компания Spectrum понимает, что своевременная доставка лекарств и материалов важна для вас и ваших пациентов. Мы поставляем химикаты, расходные материалы и оборудование для компаундирования с качеством и доставкой, на которые вы всегда можете рассчитывать. Запасы Spectrum и поставки из центров выполнения в Нью-Джерси и Калифорнии, и мы прилагаем все усилия, чтобы отправить заказы, полученные до 16:00, в тот же день, когда товары доступны на складе.

Служба поддержки клиентов аптеки Spectrum доступна с 8:00 до 20:00 по восточному стандартному времени / с 17:00 до 17:00 по тихоокеанскому стандартному времени с понедельника по пятницу:

  • Телефон: 800-370-6231, опция 1
  • Электронная почта: [email protected]
  • Онлайн: www.spectrumrx.com (круглосуточно, 7 дней в неделю)

Способы доставки и стоимость:

UPS Ground

Континентальные внутренние заказы на сумму от 200 долларов США и более

Континентальные внутренние заказы на сумму менее 200,00 долларов США

СВОБОДНО* Заземление ИБП

Фиксированная плата в размере 10,00 долларов США за заказ

UPS 2 и Day Air

Континентальные внутренние заказы на сумму от 250 долларов США и более

Континентальные внутренние заказы на сумму менее 250 долларов США

БЕСПЛАТНО* UPS 2 Day — End of Day

Фиксированная плата в размере 23,00 долларов США за заказ

UPS Next Day Air

Континентальные внутренние заказы на сумму от 300 долларов США и более

Континентальные внутренние заказы на сумму менее 300 долларов США

БЕСПЛАТНО* UPS Next Day Saver 15:00

Фиксированная плата в размере 26,00 долларов США за заказ

Специальные сборы

Опасная зарядка ИБП (HAZMAT) — заземление

Опасная зарядка ИБП (HAZMAT) — воздух (недоступный)

Опасная зарядка ИБП (HAZMAT) — воздух (доступный)

$37,00 за коробку

51,50 $ за коробку

105 долларов США за коробку

Заряд ядовитого пакета

15 долларов США за маленькую коробку

25 долларов США за большую коробку

Заряд холодного пакета

10 долларов США за небольшой пакет со льдом

15 долларов США за большой пакет со льдом

Заказ весом более 50 фунтов

Опубликованные тарифы оператора связи

Товары, поставляемые напрямую от производителя

Опубликованные тарифы перевозчика

Заказы, отправленные за пределы США

Опубликованные тарифы оператора связи

Негабаритные предметы

Опубликованные тарифы оператора связи

Эта услуга временно недоступна!

Номер каталога


Большое число

мотор шестерни металла

Н20 12В 300 РПМ микро- с кодировщиком

  • Описание продукта
  • ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ
  • информация о доставке
  • Перевозка и доставка

Описание продукта

N20, 12 В, 300 об/мин, микрометаллический редукторный двигатель с энкодером

Этот N20 12 В 300 об/мин мотор-редуктор с металлическим редуктором с энкодером предназначен для использования при напряжении 12 В. Хотя в целом такие двигатели могут работать при напряжении выше и ниже номинального напряжения; поэтому они должны комфортно работать в диапазоне 3 – 12 В (вращение может начаться уже при напряжении 0,5 В). Более низкие напряжения могут оказаться нецелесообразными, а более высокие напряжения могут негативно сказаться на сроке службы двигателя. Микрометаллические мотор-редукторы доступны с широким диапазоном передаточных чисел — от 5:1 до 1000:1. За исключением версий с передаточным числом 1000:1, все микрометаллические мотор-редукторы имеют одинаковые физические размеры; поэтому одну версию можно легко заменить на другую, если ваши требования к дизайну изменятся.

Характеристики:

  • Модель: GA12 N20
  • Миниатюрный металлический мотор-редуктор постоянного тока, идеально подходящий для изготовления роботов.
  • Легкий, с высоким крутящим моментом и низким числом оборотов
  • Тонкое мастерство, прочный, неудобный в носке
  • Обладает отличными характеристиками сваливания, легко поднимается в гору
  • Вы также можете легко установить колесо на выходной вал двигателя
  • Размер двигателя: 15 x 12 x 10 мм
  • Редуктор Длина: 9 мм
Как подключить?:
  • Красный — мощность двигателя (Exchange может управлять положительным и отрицательным вращением двигателя).
  • Черный — кодированный источник питания (VCC) — Положительный (плюс 3,3-5В).
  • Желтый – сигнал обратной связи (двигатель крутит 2 сигнала).
  • Зеленый – сигнал обратной связи (двигатель крутит 2 сигнала).
  • Синий — закодированное питание(GND).
  • Белый — мощность двигателя (Exchange может управлять положительным и отрицательным вращением двигателя).

Характеристики/характеристики:

  • Модель №: GA12 N20
  • Номинальное рабочее напряжение: 12 В постоянного тока
  • Ток без нагрузки: 50 мА
  • Ток блокировки: 0,3 А
  • Номинальная скорость: 240 об/мин
  • Без нагрузки Скорость: 300 об/мин
  • Номинальный крутящий момент: 0,5 кг-см
  • Крутящий момент: 4 кг-см
  • Передаточное отношение: 100 : 1
  • Тип вала: D-образный, односторонний
  • Диаметр вала: 3 мм
  • Размер винта: M3
  • Вес: 11 г
Комплектация: 9 шт. 0021
  • 1 x N20 12 В 300 об/мин микрометаллический мотор-редуктор с энкодером
  • 1 соединитель (14 см)

Примечание. Изображения продуктов приведены только в иллюстративных целях и могут отличаться от фактического продукта.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКТЕ

Сведения о доставке

Доставка и доставка

Мы делаем все возможное, чтобы добраться до каждого уголка Индии, используя несколько лучших курьерских служб, работающих в стране, таких как FedEx, Delhivery, DTDC, BlueDart, XpressBees. , Ecom Express и т.д. по отзывам для курьера-партнера по месту нахождения заказчика. Некоторые внутренние районы Индии, которые не покрываются этими курьерскими службами, покрываются нами через India-Post. Мы ежедневно прилагаем все усилия, чтобы отправить заказ в тот же день, когда он был заказан, или в течение следующих 24 часов с момента размещения заказа.