Содержание

Рыцарь и его замки

    Думаю, немаловажно будет рассказать и о самих рыцарях, о рыцарстве, о рыцарских орденах и о замках и укреплениях, которые они строили на завоёванных землях.

    Итак, происхождение рыцарства предположительно относится к VIII веку. Постепенно происходит  распад древнего мира, и мир превращается в феодальный.  Всякое развитие исчезло, торговля и промышленность были в застое, а о литературе и искусствах нечего было и говорить. Именно поэтому раннее средневековье ещё называют тёмным. Владельцы завоёванных земель обыкновенно строили укреплённые замки с зубчатыми башнями, окружённые грубокими рвами с подъёмными мостами. Действительно эти здания были неприступны.

    Замки всегда строились в таких местах, которые были бы удобны для защиты: большей частью их сооружали на вершине горы, крутой и неприступной, что делало невозможным всякое нападение. Ворваться в такой укреплённый замок было почти невозможно, тем более, что в то время ещё не был изобретён порох, а следовательно, люди не имели никакого понятия об огнестрельном оружии.

    Конечно, архитектура замков не отличалась особым изяществом и вкусом. Вся забота строителей сводилась только к тому, чтобы здание было крепко и солидно и чтобы неприятель не мог в него ворваться или разрушить его. Обыкновенно такие замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами. Башни составляли неотъемлимую принадлежность всякого замка и были особым уделом дворянства, если хотели выставить величие какого-либо дворянина, то обыкновенно говорили: «У него есть башня».

    Башни замка не были одинаковой высоты и объёма, одна из них, так называемая «сторожевая» башня, была меньше других объёмом, но зато выше других, там днём и ночью находился караульный и наблюдал за окрестностями в слуховые окна башни, которые находились со всех четырёх сторон башни. Кроме того в башне находились набатные колокола, в которые караульный бил, как только завидел приближение неприятеля. При первом таком сигнале крестьяне, которые селились рядом с замком рыцаря, оставляли свою работу и собирались в замке, чтобы защититься под началом своего хозяина.

    Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой, эти галереи были с разнообразными окнами, амбразуры которых показывали толшину стен и парапетов. Окнам в этих башнях придавали не только круглые или четырёхугольные формы, но и иногда и форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в жилище рыцаря защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Вообще, в этих мрачных, обширных и хорошо укреплённых замках всё внушало страх и невольное опасение.

Замок рыцаря

в раннее средневековье

    Вообще, в те времена людям нравилось всё массивное, громадное, у них не было ни малейшего вкуса к изящному, красивому. Тогдашние камины были громадных размеров: в одну топку там сгорало по целому дубу. Жизнь в замке были скучна и однообразна. Мужчины развлекались тем, что ездиди на охоту или  предпринимали сообща набеги на соседние замки.

    На устройстве  замка, в том числе и орденского стоит остановиться подробнее. Со временем сложилась своя традиция постройки как замков, так и малых укреплений. Именно благодаря планомерности и единообразию строительства, замки Пруссии образуют чётко определённую группу строительного искусства Средневековья.

    Сам замок (хохбург) строился, как правило, в форме замкнутого четырёхугольника и имел от одного до четырёх флигелей. Флигелем в русском языке называется отдельное строение или пристройка. Из-за отсутствия аналогов в российской архитектуре, здесь флигель — это часть общего комплекса. Итак, хохбург имел до четырёх флигелей с высокими оборонительными стенами, часто с большой башней-бергфридом и небольшими башнями на опасных участках. Основным этажом в замке считался второй, куда можно было подняться с внутреннего двора через открытую галерею, на этаже располагались капелла, зал капитула, ремтер и дормиториум, а также  выход к данцкеру. Уточнить толкование терминов можно в Калининградском толковом словаре.

    В зимний период жилые помещения отапливались. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, например кухня. В подвалах хранились продукты питания и необходимое для обороны снаряжение. Хранилищем служил также и третий этаж, преимущественно его использовали как хлебный амбар. Под крышей главного замка по периметру проходил оборонительный ход с бойницами для ведения обстрела. Особо крупные замки имели четыре и даже пять этажей.

    Во внутреннем дворе замка обязательно был вырыт колодец. Сам двор был вымощен необработанным полевым камнем и, чтобы избежать застоя дождевой воды, выкладывался под наклоном со стоком воды в колодец.

    Безопасность замкового комплекса обеспечивалась за счёт большых рвов и стен с оборонительным ходом, окружающим сам замок. Между такой стеной и замком находилась площадка, которая называлась пархам.

    Орденские замки Пруссии при всей своей кажущейся неприступности не являлись шедеврами фортификационного искусства. Основной упор делался на рвы, а также высоту и мощь стен. Совершенно игнорировался фланговый обстрел как рвов, так и подножия стен, наиболее удобный для поражения врага. Типичный орденский замковый комплекс полон и других тактических недостатков.

Замок Меве (сейчас г. Гнев в Польше)

    Орден часто не брал в расчёт доминирующие высоты и строил замки в низинах, на берегах небольших речек и ручьёв. Благодаря постройке дамбы поднимался уровень ручья, в этом случае функции рва выполняли затопленные территории вокруг замка, которые не могли служить препятствием в зимний период, когда вода замерзала.

    Строительство замка в низине имело свои причины. Под их прикрытием находились водяные мельницы. Без муки гарнизоны не смогли бы прокормить себя, а доставка продуктов по тем временам была весьма сложным делом.

    Как известно,  рыцари объединялись в рыцарские товарищества или ордена. Их можно подразделись на три разряда:

1. легендарные рыцарские союзы, которые существовали только в романах, например, Рыцари Круглого Стола.

2. действительно исторические ордена, которые возникали во времена крестовых походов, к ним и относятся Орден тамплиеров, или храмовников, Орден иоаннитов, Тевтонский орден, или Германский, а так же Мальтийский орден.

3. почётные ордена, имеющие целью награждение общих заслуг, а не особенную какую-либо деятельность, такие например, как Орден Подвязки, Орден Золотого Руна и другие.

    Но вернёмся к интересующим нас в большей степени  религиозным рыцарским орденам, которые образовывались во времена крестовых походов. Весьма понятно, что рыцари как люди опытные в военном деле, могли лучше других руководить крестовыми походами, тем более в такую отдалённую от Западной Европы страну, как Палестина. Вот во время этих крестовых походов и учреждались рыцарские духовные ордена.

    Так, первым из духовных рыцарских ореднов был учреждён Орден тамплиеров, или храмовников (от франц. «храм»), появившихся в Святой  земле. Его резиденция находилась в Иерусалиме на месте разрушенного храма Соломона, откуда и пошло название «храмовники». Официальный год создания Ордена — 1118. Его основным предназначением была защита паломников.

Немецкие рыцари.

Миниатюра из рукописи XIII века

    Следующий рыцарский орден был создан на базе Иерусалимского госпиталя св. Иоанна, предназначенного для оказания помощи паломникам из Европы. Его называли «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна», а его члены именовались иоаннитами. Помимо борьбы с мусульманами они занимались госпитальной деятельностью, поэтому их часто называли «госпитальеры».

    Немецкий орден был образован в 1190 году при осаде Акры во время третьего крестового похода на базе палаточного госпиталя, основанного купцами из Бремена и Любека. Первое упоминание о нём встречается в одном из документов короля Иерусалимского Ги Лузиньяна за сентябрь 1190 года.

На главную

История

География

Карта сайта

Статьи

Фотоальбом

Рыцари. Полная иллюстрированная энциклопедия / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф

6.1. Рыцарский замок и его оборонительные сооружения

Одним из основных фортификационных строений в Средние века являлся замок. Первоначально рыцарские замки представляли собой крепостную стену, воздвигнутую на холме. Такие замки появились во Франции и Нормандии, а в XI–XII веках нормандцы стали строить такие замки и в Англии. Укрепления замка состояли из вала высотой 5–10 метров, иногда имевшего внутренний деревянный каркас, окружающего вал рва (сухого или заполненного водой), а также стены. Изнутри к стене пристраивалась высокая деревянная башня, которая являлась главным зданием – донжоном. Иногда башню для большей высоты сооружали на сваях. Ниже насыпи располагался внутренний двор замка, также окруженный частоколом и рвом. Внутренний двор соединялся с валом с помощью опускающегося моста или лестницы. На внутреннем дворе располагались жилые постройки, конюшни, склады, кузница, а также колодец. Иногда вал представлял собой естественный холм, а некоторые замки представляли собой просто усиленный забор. Хотя деревянные замки были дешевы и просты в строительстве, предпочтение отдавалось каменным замкам, которые лучше противостояли огню. Каменные замки появились почти одновременно с деревянными и быстро получили повсеместное распространение. Многие замки были комбинированными и сооружались как из дерева, так и из камня.

Некоторые замки перестраивались, деревянные стены уступали место каменным, к которым изнутри пристраивали жилые постройки. Каменные башни были немногочисленны, так как валы не могли выдерживать постройки с большой массой. В целом можно сказать, что именно постоянные войны, разорительные набеги соседей, а также улучшение осадной тактики и техники привели к тому, что фортификационные сооружения замка стали возводиться из камня и приобретали тот мощный и величественный вид, который мы можем наблюдать и по сей день.

Ранние каменные укрепления, воздвигаемые в Англии и Франции в XII веке, имели стены длиной от 12 до 50 метров. Они обычно были треугольной или прямоугольной формы. Вход располагался на первом этаже, и его часто защищали пристройкой. Вверх замок шел на несколько этажей, где располагались жилые и служебные помещения, а также церковь. Размеры замка определялись состоятельностью владельца. Ранние каменные замки были невысокими, а церковь могла помешаться в пристройке перед воротами. Как правило, внутри замка имелся колодец. В Германии распространение получили постройки Bergfrid, которые использовались в качестве сторожевых башен, так как не были предназначены для отражения осады. Многие германские замки сооружались из дерева и земли. Нормандцы возводили свои характерные замки и на захваченных землях на Сицилии и Святой земле.

Иногда замки имели в плане непрямоугольную форму. Например, замок Орфорд в Саффолке, относящийся к XII веку, имел полигональный план, а Фалез в Нормандии, возведенный Филиппом-Августом, имел круглые башни, пристроенные к детинцу, сооруженному Генрихом I. Круглая форма башен благоприятствовала обороняющимся, так как углы были особенно уязвимы для таранов и подкопов, а также ограничивали сектор обстрела. У некоторых круглых башен, воздвигнутых в конце XII – начале XIII века, сторона, обращенная наружу, имела форму корабельного носа, а не полукруга. Однако башни с углами продолжали воздвигать на протяжении всего периода Средневековья.

В XIII веке под византийским влиянием стены вокруг внутреннего двора замка стали делать мощнее. Угловые башни стали выступать за линию стен, давая возможность вести стрельбу вдоль стен. Замки часто имели мощные ворота и две концентрические линии укреплений. Внутренние стены обычно были выше и доминировали над внешними. Прежние замки получили дополнительный периметр стен, как это имело место в отношении лондонского Тауэра. Такие концентрические стены встречались в Англии, Уэльсе, Франции и Испании. В Германии замки часто строили на вершинах высоких холмов. Во Франции дольше ощущалось влияние эпохи Каролингов – здесь мощные стены получили распространение позже. В Нидерландах для защиты замков широко использовались широкие рвы, наполненные водой.

В XIV–XV веках архитектура замков мало изменилась. Правда, постепенно наметилась тенденция приносить оборону в жертву комфорту. Снова появились прямоугольные башни, лучше подходящие для оборудования жилых помещений. За исключением Испании, повсеместно на внешних стенах стали пробивать широкие окна. Однако замки по-прежнему играли роль опорных оборонительных пунктов. В годы Столетней войны английская и бургундская армии постоянно действовали во Франции, занимаясь грабежом, что увеличивало значение замков, которые хоть как-то сдерживали действия противника. В Испании множество замков было воздвигнуто в эпоху Реконкисты. Здесь особенно часто, чем где-либо в Европе, встречались замки старого типа, имевшие несколько башен. В приграничных районах Шотландии часто воздвигали небольшие дома-башни. В Германии чувствовалось западное влияние, которое отразилось в архитектуре многих замков, например замка Гутенфельс. Западное влияние выражалось также и в том, что замки стали строить на равнинах, а не на вершинах холмов, как прежде. В поздний период Средневековья разнообразие типов замков просто поражает. Концентрические замки перестали строить, вместо них начали возводить длинные крепостные стены с башнями. Часто архитектура крепостных стен больше отвечала эстетическим, чем военным требованиям.

Вторжение католической Европы в мусульманскую Азию привело к двум нововведениям в осадной войне. Прежде всего католики увидели огромные оборонительные комплексы Византии и Палестины. Так, например, константинопольские укрепления, возведенные Феодосием II в 413 году, представляли собой три линии каменных крепостных стен, защищенных рекой. Кстати, во время 4-го Крестового похода в 1204 году католикам удалось прорваться в Константинополь лишь со стороны слабых морских стен. А сухопутные стены пали лишь в 1453 году, под ударом турецкой армии.

Во время 1-го Крестового похода (1095–1099) огромная, по европейским меркам, армия не смогла полностью окружить крепостные стены Антиохии. Пришлось блокировать только городские ворота. Вскоре крестоносцы сами стали строить замки в Палестине, используя их в качестве опорных баз. Так, город Тир удалось взять в 1124 году с помощью замков, возведенных в 18 и 14 км от города. Когда Саладин начал теснить крестоносцев, замки стали играть роль приграничных укреплений, обеспечивая защиту портов и прикрывая важнейшие дороги.

При этом замки организовывались на месте старых византийских и мусульманских укреплений. Правда, замки крестоносцев располагались довольно неравномерно. Некоторые пути были перекрыты надежно, в то время как другие оставались почти не защищенными.

В Средние века существовали четкие признаки, характеризующие замок. Эти признаки занесены и в правовые рукописи того времени: ров, высота стен, башня, зубцы, бойницы, опускающаяся решетка, высокое расположение входа и т. д.

Правовые рукописи – это средневековые документы, в которых давалось описание (с рисунками) и классификация различных построек. При помощи правовых рукописей можно было контролировать число возводимых объектов, особенно оборонительного характера. Например, если возводимое строение попадало в категорию оборонительных сооружений, то для его постройки требовалось разрешение от земельного судьи. Правовые рукописи многократно копировались и дополнялись. Примером такого документа может служить правовая рукопись «Саксонское зерцало» (нем.

Sachsenspiegel), которая была написана в XIII веке и хорошо сохранилась до наших дней.

«Саксонское зерцало» – это сборник обычного феодального права Остфалии (Вост. Саксонии), составленный анхальтским рыцарем и судьей Эйке фон Репков между 1221 и 1225 годами на латинском языке (потом переведено на нижненемецкий) и отразивший, наряду с локальными особенностями, общие черты феодального права Германии. «Саксонское зерцало» делится на две части: Земское право и Ленное право. 1-я часть содержит общие правовые нормы для всех категорий населения, прежде всего для «шеффенского» сословия, охватывавшего в широком смысле всех свободных, правомочных занимать судейские должности – от князей до свободных крестьян с тремя наделами включительно (в «Саксонском зерцале» упоминаются и другие социальные категории: свободные крестьяне с наделами меньше 3 гуф; держатели, сидящие на чужой земле; безземельные крестьяне). 2-я часть содержит ленные обычаи, перечисляет все ступени военно-ленной иерархии и относится только к феодалам-землевладельцам – сеньорам и вассалам.

Соответственно, в 1-й части рассматриваются прерогативы короля как главы государства, во 2-й части – как верховного сюзерена в системе феодальной иерархии. Антипапская направленность «Саксонского зерцала» (отрицание судейского верховенства главы католической церкви) послужила причиной того, что некоторые статьи его были объявлены папской буллой 1374 года еретическими. По образцу «Саксонского зерцала» были составлены другие аналогичные сборники – «Немецкое зерцало», «Швабское зерцало»; они служили правовыми источниками для местных уставов («Вейстюмер»), Мейсенского судебника, Магдебургского городского права и др. В Тюрингии нормы «Саксонского зерцала» применялись вплоть до конца XIX века. Сохранилось ок. 200 рукописей «Саксонского зерцала» (гл. обр. XIV в.), из них четыре иллюстрированные.

В целом можно сказать, что благодаря таким документам, как «Саксонское зерцало», мы можем многое узнать о средневековых постройках Европы. Что касается замков, то в правовой рукописи «Саксонского зерцала» точно определено, что делает замок замком, какие постройки попадают под закон об укреплениях, а потому требуют разрешения на строительство. Этими признаками были: 1) всякие башни, замковый холм, замковый остров; 2) всякая стена или ограда, которая выше, чем способен достать всадник концом меча; 3) всякая стена, имеющая бруствер или зубцы; 4) всякая постройка из камня или дерева, имеющая больше трех этажей (при углубленном первом) и чей вход находится выше уровня колена; 5) любой ров, глубиной больше, чем та, с которой землю можно выбрасывать лопатой, не становясь на вспомогательное возвышение.

В эпоху Средневековья замок являлся надежным военно-оборонительным сооружением, за мощными стенами которого рыцарь-феодал мог укрыться со своей семьей, воинами и слугами во время нападения превосходящих сил противника. Замок старались расположить на выступе горы или вершине холма или внутри рва с водой на равнине. Замок состоял из главной башни, донжона (где размещались комнаты хозяина замка и его семьи, воинов, слуг и т. д.), замковой часовни и различных хозяйственных построек. Все это обносилось высокой, массивной каменной стеной. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка. Остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Через равные промежутки возводились башни. Форма башен была разной: четырехугольной, многоугольной и круглой. Круглым башням отдавали предпочтение, так как они меньше разрушались при попадании в них различных снарядов осадных метательных машин неприятеля. Основным строением в замке был донжон.

Классическим примером может служить донжон замка Куси. Донжон замка Куси был построен в начале XIII века и был просто огромным по тем временам строением. Он в высоту достигал 64 м, а шириной был 31 м. Донжон был поделен на три главных этажа, на каждом из которых было роскошное помещение со звездообразным сводом высотой более 12 м. С особой тщательностью был украшен и обставлен второй этаж башни, где непосредственно размещались апартаменты хозяина замка. Здесь было все, что мы связываем с залом крупного феодала: широкое, наполненное воздухом пространство, роскошный гигантский открытый камин, многочисленные стенные ниши, нужник, солидный свод с богато украшенными капителями – но все несколько богаче, чем где-либо. Третий этаж по интерьеру не многим уступал второму. На крыше башни находились несколько фиал, служивших символами совершенства искусства каменотесов, отделывавших сооружение и придающих ему сходство с соборами. Под крышей размещались стрелковые галереи с бойницами, там же находились и специальные сливы для выливания кипящей смолы и расплавленного свинца. В замке Куси не только донжон, но и дополнительные дворцовые постройки, которые были завершены к 1387 году, могут служить великолепными образцами архитектуры средневековой Франции.

История замка Куси начинается в Х веке, когда на месте замка располагалось небольшое укрепление, принадлежавшее архиепископам Реймса. В 928 году Эрбер, граф Вермандуа, держал здесь в заточении короля Карла Простоватого. Позднее Тибо, граф Труа, несколько раз терял и возвращал замок в споре с архиепископом Реймса. В конце концов для завершения спора архиепископ передал замок в лен сыну графа за 60 су в год. В 1116 году Энгерран I де Бове получил замок в лен и стал именоваться де Куси. Род де Куси был одним из влиятельнейших в средневековой Франции и состоял в родстве со многими королевскими фамилиями Европы. В 1223 году Энгерран III начал подготовку большой реконструкции замка. Основные работы были начаты в 1225 году и завершены в рекордно короткие (с учетом объема) сроки к 1230 году, что стало возможно благодаря огромному числу работников. Одних только каменотесов было задействовано ок. 800 чел. Замок приобрел свой знаменитый вид, с самым большим донжоном Европы и 4 угловыми башнями. Энгерран III, сын дочери герцога Австрии из рода Габсбургов и муж внучки короля Англии, в 1226 году, после смерти короля Франции Людовика VIII, попытался предъявить претензии на трон. После того как благодаря усилиям Бланки Кастильской, королевы-матери Людовика IX, Энгерран потерпел неудачу, он взял себе тот девиз, который до сих пор служит символом феодальной раздробленности: «Я не король, не принц, не герцог, не граф, а сир де Куси». В ходе Столетней войны в 1339 году замок успешно выдержал осаду английской армии. В конце XIV века при Энгерране VII были начаты работы по реконструкции замка, в основном она касалась внешнего двора. В 1397 году, после смерти Энгеррана VII, замок отошел короне и был передан Людовику Орлеанскому, брату короля, при котором были закончены работы, начатые при Энгерране VII. После убийства Людовика в 1407 году замок стал объектом спора нескольких претендентов. В ходе этого конфликта он дважды осаждался – в 1411 и 1413 годах. В 1487 году королевские войска взяли замок штурмом. Он был передан новому владельцу, также Людовику Орлеанскому, сыну короля Карла VIII, будущему Людовику XII. В 1567 году в ходе религиозных войн замок штурмовали гугеноты, а потом он был занят сторонниками Католической Лиги. В 1652-м, в ходе конфликта королевской власти и Фронды, замок был взят штурмом войсками кардинала Мазарини, разграблен и сожжен. Свод донжона и стена-оболочка были взорваны. Также были разрушены башни ворот внешнего двора. Куси, повторяя судьбу других замков, служил некоторое время каменоломней, а затем тюрьмой. В 1855 году замок был подробно изучен и описан военным инженером Виолле-ле-Дюком, под руководством которого были начаты реставрационные работы, которые так и не были закончены. В ходе Первой мировой войны, 27.03.1917 г., отступающие немецкие войска взорвали замок. В один только донжон было заложено 28 тонн динамита.

В Средние века ворота замка в основном старались размещать между двумя башнями, соединенными между собой стеной. Весь замок обносился рвом, который был наполнен водой. Попасть в замок можно было только по подъемному мосту (его поднимали на ночь и в случае опасности). Поднятый мост представлял собой дополнительную защиту ворот.

Все сооружения замка служили одной цели – сделать замок неприступным. Уязвимым местом замка были ворота, поэтому об их защите заботились особенно. Обычно ворота замка состояли из двух частей: больших ворот и маленькой калитки. Во времена Средневековья каждый вход – ворота и маленькая калитка – снабжался подвесным мостом.

Также дополнительной защитой входа служила опускающаяся кованая железная решетка. Опускающаяся решетка могла существовать в нескольких конструктивных вариантах: или она перемещалась внутри ворот в собственной шахте, или находилась с внешней стороны ворот и двигалась по желобам, а то и просто по клыкообразным направляющим камням. Первый вариант является архитектурно более претенциозным, так как требует наличия обслуживающей камеры над воротами, т. е. хорошо продуманного строительного плана и исполнения. Третий вариант является самым дешевым, но и сомнительным: закрепленную лишь в нескольких клыках решетку было трудно поднимать и опускать, и ее могли, несмотря на закрепление внизу, легко вырвать снаружи. Решетку опускали в случае нападения и если вошедшие в ворота были нежелательными гостями. Иногда таких решеток было две. Когда они опускались одновременно, то одна решетка блокировала выход к воротам, а другая не пускала внутрь замка. Таким образом нежелательные гости или осаждающие замок враги оказывались в ловушке и по приказу хозяина замка могли быть уничтожены с помощью луков и арбалетов.

Замок Куси (реконструкция XIX в.)

К замку невозможно было приблизиться незаметно, так как за всем происходящим как внутри замка, так и на подступах к нему следил сторож, который находился на самой высокой башне замка и в случае опасности трубил в рог. В случае если, несмотря на все оборонительные сооружения, замок был взят неприятелем, хозяин замка со своей семьей и уцелевшими защитниками мог незаметно покинуть замок через подземный ход, который вел в безопасное место (это мог быть лес, находящийся на некотором расстоянии от замка).

Кстати, вопреки распространенным представлениям, средневековые замки имели в большинстве своем относительно маленький гарнизон, максимум до 20 человек. Правда, это касалось мирного времени. Так, например, такой важный замок, как Виндзор, нередко принимавший королевский двор, имел небольшой гарнизон мирного времени: в 1194 году – 23 воина (3 рыцаря, 10 конных и 10 пеших сержантов), в 1214 году гарнизон из 19 воинов (5 рыцарей, 10 сержантов и 4 арбалетчика) кратковременно увеличили вдвое (10 рыцарей, 20 сержантов), но в том же году вернулись к гарнизону мирного времени, в 1229 году гарнизон был и того меньше – один рыцарь и 6 сержантов и арбалетчиков, в течение года он временно усиливался неизвестным числом сержантов. А, например, в 1292–1297 годах в одном из важнейших итальянских замков того времени – Тироль в Южном Тироле (замок Тироль был родовым поместьем Тиролей, которые дали региону это имя) – находилось 118 человек, из которых боеспособных мужчин было всего 27. Это были 8 стражников, 3 привратника, 4 арбалетчика, 12 подручных. В замке Фридберг в 1272 году находилось 2 рыцаря и 3 стражника (замок был построен в 1257 г. при герцоге Людвиге Строгом для защиты таможни герцога от притязаний епископа Аугсбурга, с которым герцог враждовал). В замке Фалькенштейн в 1330 году было лишь три стражника и один привратник.

Необходимо отметить, что фактическая численность гарнизонов мирного времени не оставалась постоянной. Так, гарнизон замка Уолтон в 1160 году состоял из 10 рыцарей и 4 сержантов, в 1165 году – 3 рыцарей и 2 сержантов, в 1167-м – 7 рыцарей при двух сержантах. Во время военных действий 1174 года гарнизон усилили до 20 рыцарей, двух конных и 20 пеших сержантов.

В гарнизонах небольших замков зачастую был всего один рыцарь даже в военное время. Так, в замке Бамбур в начале 1221 года гарнизон состоял из рыцаря-констебля и трех арбалетчиков. С возникновением опасности в июне гарнизон усилили, добавив еще 16 арбалетчиков. В апреле следующего года гарнизон вновь сократили до трех арбалетчиков и констебля, добавив трех сержантов (неизвестно, конных или пеших). Кроме этих воинов в замке отдельной статьей указан привратник. Видимо, в составе гарнизона замка минимум один привратник был постоянно, однако его, как и другой постоянный персонал, например капеллана и часовых, крайне редко упоминают в документах. При этом их численность также могла меняться из года в год. Например, в Тауэре в 1262 году было 4 часовых и привратника, в 1265-м – 2 часовых и 4 привратника, в 1266-м – 4 часовых и 4 привратника. В Виндзоре в 1257 году – 3 часовых, один привратник и один капеллан, а в 1271-м – 4 часовых, 2 привратника и 5(!) капелланов.

Гарнизон военного времени мог отличаться от гарнизона мирного времени в десятки раз. Правда, следует отметить, что крупные гарнизоны существовали лишь короткое время, естественно, если речь не идет об осажденном замке. Так, в 1174 году в гарнизоне замка Нортхемптона было 10 рыцарей. Их число кратковременно довели до 128, однако вскоре большая часть рыцарей присоединилась к полевой армии, а в замке остался обычный гарнизон. В 1192 году гарнизон вновь усиливается и состоит из 20 рыцарей, 40 конных и 60 пеших сержантов.

В целом можно сделать вывод, что за исключением некоторых крупных королевских крепостей, или баронских замков, расположенных в узловых пунктах, гарнизон даже королевских замков был невелик, а баронские замки обходились в мирное время 1–2 рыцарями. Если к баронии относилось 9–10 фьефов, то при службе 40 дней в году с фьефа получается как раз один рыцарь постоянного гарнизона; если один фьеф был обязан круглогодичной службой, их число могло быть доведено до двух. К крупным замкам относилось больше фьефов, соответственно гарнизоны в них могли быть больше, но и их в мирное время стремились минимизировать. В военное время гарнизоны увеличивали лишь по необходимости и стремились сократить, как только опасность уменьшалась.

Кстати, для охраны замка при недостаточном количестве часовых советовали использовать собак и гусей. В одной из средневековых рукописей по военному делу приводится интересный совет: в ситуации, когда замок временно по каким-то причинам оставался без охраны, для имитации того, что в замке кто-то есть, советовали сделать следующее – взять собаку и привязать ее поводок к веревке колокола, при попытке достать еду собака дергала веревку, и колокол звонил. Также практически все фортификационные сооружения замка возводились с таким условием, чтобы небольшой гарнизон мог обороняться от превосходящих сил противника. Например, винтовые лестницы замка строились узкими, так, чтобы по ним могли подниматься люди только по одному человеку в ряд. А крутой наклон лестницы лишал возможности идущего первым врага рассчитывать на помощь товарищей, идущих сзади, так как крутизна поворота витка лестницы строилась специально с таким расчетом, чтобы из-за спины идущего первым воина другие воины, идущие следом, не могли применить оружие, и фактически бой на лестнице сводился к противостоянию двух воинов: один нападавший, другой защитник замка. Еще одним из плюсов для осажденных было то, что из-за особенности строения лестницы нападавшие при подъеме лишались возможности свободно наносить удары холодным оружием, зажатым в правой руке. Поэтому штурмующим приходилось или перекладывать оружие в левую руку, или, взяв оружие двумя руками, наносить удары только с левой стороны.

Мощные фортификации французского замка Каркасон (был построен в начале XII в.). Обратите внимание на деревянную навесную стрелковую галерею, размещенную на стене замка

Для улучшения оборонительных функций замок по возможности укомплектовывали метательными машинами различных размеров. Небольшие метательные машины устанавливались на башнях, а большие – во внутреннем дворе замка (они метали снаряды через стену в наступающего противника). Метательные машины были так установлены, чтобы обстреливать наиболее вероятные пути наступления противника при штурме замка.

На стенах и башнях замков и крепостей имелись специальные стрелковые галереи с бойницами, предназначенные для стрелков – лучников, арбалетчиков. Количество замков, покрывающих землю средневековой Франции, в особенности на границах провинций, неисчислимо. Не было ни одной деревушки, села или городка, который не имел бы своего замка, не считая изолированных замков, военных постов и башен, которые тянулись по берегам рек, по долинам и болотам на небольшом расстоянии друг от друга. С самого раннего Средневековья сеньоры города, епископы и аббаты вынуждены были нередко обращаться к королям Франции с просьбой запретить строительство новых замков, которые наносили ущерб его интересам и интересам всей страны. С другой стороны, король Франции, несмотря на сопротивление своих вассалов, провел через парламент указ о сооружении новых крепостей и замков, чтобы ослабить могущество этих самых вассалов.

Похожие книги из библиотеки

Самоходные установки на базе танка Т-34

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Состоявшийся 15 апреля того же года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от промышленности и войск, а также Народного комиссариата вооружения признал желательным создание как самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты с 76-мм пушкой ЗИС-З и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку. В основном решение пленума сводилось к созданию такой системы артиллерийского вооружения, которая обеспечила бы поддержку и сопровождение наступающей пехоты и танков огнем орудий, способных в любых условиях боя и на всех его этапах следовать в боевых порядках войск и непрерывно вести эффективный огонь. Решение пленума было одобрено Государственным Комитетом Обороны.

Средний танк Panzer IV

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Panzer IV—единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

Броня крепка: История советского танка 1919-1937

Современный танк является наиболее совершенным образцом сухопутной боевой техники. Это сгусток энергии, воплощение боевой мощи, могущества. Когда танки, развернутые в боевой порядок, устремляются в атаку, они несокрушимы, как божья кара… В одно и то же время танк красив и уродлив, пропорционален и аляповат, совершенен и уязвим. Будучи установленным на постамент, танк являет собой законченное изваяние, способное заворожить… Советские танки всегда были признаком могущества нашей страны. Большинство немецких солдат, воевавших на нашей земле в 1941-1945 гг., называли три веши, больше всего запомнившиеся им, – русские просторы, морозы и танки. Советские танки. Точнее – массы советских танков, которые, подобно несокрушимым монстрам, прокатились по Европе, все сметая на своем пути… Уникальная книга, которую вы держите в руках, откроет читателю историю создания советского танка с момента принятия решения о производстве первого из них в 1919 году и до конца 1937 года. Вы узнаете, какие машины составляли ударную мощь одной шестой части суши в боях с японскими милитаристами и в республиканской Испании. В книге использованы редкие материалы и фотографии из архивов России, гриф секретности с которых только-только снят.

Бронетранспортеры вермахта

«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника»—это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г.Гудерианом еще в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Тайны рыцарских замков – DW – 27.07.2010

Замок Виндек (Баден-Вюртемберг)Фото: GNM

27 июля 2010 г.

Рыцарские доспехи, оружие, макеты замков и крепостных сооружений, — такого изобилия экспонатов времен расцвета рыцарства ни в одном музее мира еще не было представлено никогда. Все они демонстрируются впервые.

https://www.dw.com/ru/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B-%D1%80%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2/a-5823473

Реклама

Фото: GNM

Здесь витает дух благородного рыцарства и царит атмосфера роскоши, романтики и приключений. Латы и щиты; стальной боевой меч, некогда принадлежавший римскому императору Максимилиану I; клинок с филигранной гравировкой; складная металлическая штурмовая лестница, применявшаяся при осаде крепостей; арбалеты, искусно украшенные копья, кольчуги и великолепные шлемы; изделия из ткани, картины, выполненные резьбой по дереву; старинные фолианты и скрепленные печатями свитки, — все это великолепие представлено на выставке, проходящей в Германском национальном музее Нюрнберга (Germanisches Nationalmuseum Nürnberg).

«Миф старинного замка» («Mythos Burg») называется экспозиция, развернутая на площади 1200 квадратных метров. Такого изобилия экспонатов времен расцвета рыцарства — 650 объектов — ни в одном музее мира еще не было представлено никогда. Все они демонстрируются широкой публике впервые.

Прогуляться по прекрасному Нойшванштайну

Вот императорский замок Кайзербург. Неподалеку — великолепный белоснежный Нойшванштайн. Рассматривая многочисленные макеты различных крепостных и замковых сооружений, ощущаешь себя путешественником. В состоящей из восьми разделов экспозиции представлены самые разные типы замков и крепостей, построенных в характерных для той или иной эпохи архитектурных стилях — византийском, романском, готическом.

Замок Нойшванштайн (Бавария)Фото: AP

В экспозиционных залах можно увидеть и капитель, венчающую средневековую колонну, и фрагмент стены с оконницей 11-го века, и громадных размеров лебедку, применявшуюся для подъема и перемещения тесаных камней, которые использовали при строительстве готических замков. Но с чего вообще началось возведение монументальных замков и крепостей?

«От создания небольших заградительных сооружений для знатных особ и их прислуги люди логично переходили к строительству крупных оборонительных укреплений, — поясняет директор Германского национального музея Ульрих Гроссман (Ulrich Großmann). — Подобные крепости возвышались уже во 2-м — 3-м веках у городских стен Древнего Рима. Фрагменты некоторых из них сохранились до сих пор».

Овеянные мифами и легендами

Принято считать, что в старину замки были исключительно вотчиной знати. Однако не так давно ученые выяснили, что во многих из них проживали и министериалы — привилегированные служилые люди императора или крупных феодалов. Немало замков возводилось также по заказу монастырей и городских коммун, что свидетельствовало об их богатстве и независимости. Начиная с 7-го века дома-крепости приобрели большое значение для защиты деревень, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, ведь в ту пору основным источником богатства было сельское хозяйство.

Замок Эльц (Рейнланд-Пфальц)Фото: Maksim Nelioubin

Импозантные архитектурные творения радовали взоры и будоражили фантазию бюргеров (недаром слово «Bürger» произошло от «Burg»). О замках слагали мифы и легенды. Представленный в экспозиции страсбургский гобелен 1420 года иллюстрирует сцену, где оседлавшие некое огнедышащее сказочное существо лучники пытаются завоевать Миннебург — Замок Любви.

По словам Ульриха Гроссмана, «захват Замка Любви символизирует завоевание женщины, которую это чудесное строение олицетворяет. Выставка «Миф старинного замка» наглядно иллюстрирует то, что значил замок для жителей Средневековья, с какими событиями, надеждами и желаниями ассоциировался его облик».

Под сенью грозного Фогельзанга

Легендарный вождь бриттов король Артур, разгромивший завоевателей-саксов. Символ доблести и отваги, знаменитый английский монарх Ричард Львиное Сердце. Бесстрашный рыцарь Парсифаль, отправившийся на поиски замка Грааля. Воспевавший любовь поэт и музыкант, последний миннезингер Освальд фон Волькенштейн, нежно перебирающий струны арфы. Изображения сказочных и полумифических героев соседствуют с экспонатами, отображающими реальную повседневную жизнь замков и бастионов, причем не только далекого, но и недавнего прошлого.

У замка Фогельзанг (Рейнланд-Пфальц)Фото: cc_nc_sa

Так, выставка предлагает знакомство с построенным в 13-м веке замком Фогельзанг, который расположен у живописного Рурского озера в национальном парке Айфель, что на западе Германии. Во времена «третьего рейха» Фогельзанг перевоплотился в так называемый «Орденский замок СС». В его стенах размещалась специальная школа для подготовки нацистской разведэлиты. Занятия в ней были стилизованы под мистические обряды рыцарских орденов Средневековья.

Насладиться панорамой Рейна

Фото: GNM

Три года шла подготовка к выставке. Уникальные экспонаты для нее предоставили крупнейшие собрания мира. Жемчужины экспозиции — это рыцарские доспехи (около 1350 года) из Нью-йоркского Метрополитен-музея, издание «Всемирной хроники» Рудольфа фон Эмса (около 1300 года) из библиотеки швейцарского кантона Санкт-Галлен.

Но особенно потрясает гостей грандиозная панорама Рейна с прекрасными замками по берегам, выполненная на холсте длиной в 21 метр. На ней запечатлен 150-километровый участок реки от Майнца до Кельна. Эта самая крупная в мире литография с изображением Рейна — дело рук немецких мастеров Фюрхтеготта Дильмана (Fürchtegott Dielmann) и Якоба К. Беккера (Jacob C. Becker). Они изготовили ее в 1833 году по заказу франкфуртского литографа и владельца литографской мастерской Фридриха Карла Фогеля (Friedrich Carl Vogel).

Организаторы выставки хотели создать увлекательную экспозицию, которая могла бы заворожить представителей всех возрастов. И им это удалось: окутанные тайнами старинные замки одинаково притягивают и детей, и взрослых.

Авторы: Томас Зенне, Наталия Королева

Редактор: Дарья Брянцева

Реклама

Пропустить раздел Топ-темаПропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Замки и рыцари — Q-файлы


  • Средневековье, также известное как Средневековье, длилось примерно с 600 по 1500 год. В те времена самым могущественным человеком в королевстве был, конечно же, король. Но даже ему пришлось…

    просмотр