Вилинбахов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорога
Вилинбахов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорогавыделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Наряду с двуглавым орлом и ездецом в русской государственной геральдике конца XV—XVII в. встречается изображение единорога.1) До сих пор эта эмблема оставалась вне поля зрения исследователей. В связи с вопросами о ее происхождении и символике определенный интерес представляет не только систематизация изображений единорога, но и публикация новых памятников с ними.
В собрании Эрмитажа хранится несколько знамен с изображением единорога, поступивших в 1950 г. из Артиллерийского музея. Одно из них является начальническим прапором конца XVII в. В центре его — белое поле, в верхних углах которого личины, изображающие солнце и луну, между ними — желтый двуглавый орел под короной, держащий в лапах символы власти: державу, скипетр и меч. Под этими изображениями па фоне растительного орнамента — восстающие лев и единорог. Вокруг центрального квадрата — кайма, состоящая из белых и малиновых шевронов. На верхней белой и нижней малиновой косицах — характерные для русских прапоров фигуры драконов.
Следует отметить, что композиция, состоящая из коронованного двуглавого орла, по сторонам которого солнце и луна (месяц), встречается на знамени, которое в 1662 г. царь Алексей Михайлович пожаловал в Астрахань князю Григорию Черкасскому и в 1675 г. — князю Булату Черкасскому.3) Встречаются и знамена, на которых солнце и месяц помещены по сторонам креста на Голгофе.4) Учитывая, что православный крест на знаменах семантически обозначал русское православное государство, видимо, можно говорить об однозначности изображений солнца и луны по сторонам креста или по сторонам двуглавого орла.
Говоря об аналогах композиции «восстающие единорог и лев», укажем на два знамени, бывшие с Ермаком Тимофеевичем при покорении Сибири в 1581—1582 гг., хранящиеся в Оружейной палате. В центре полотнищ на синем поле вшиты восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами. На широких каймах — узоры, по углам — розетки.5) К концу XVII в. относится знамя солдатского полка, в центре которого на алом фоне вышиты восстающие лев и единорог, а над ними корона.6)
Начальнический прапор конца XVII в. (Эрмитаж)
Композиция, включающая противостоящих и восстающих льва и единорога, была широко распространена и на памятниках изобразительного и прикладного искусства России [22] XVII в., в том числе на предметах дворцового быта. На троне Ивана Грозного, украшенном резьбой по кости западноевропейской работы XVI в. и дополненной деталями, сделанными русскими мастерами в XVII в., спинка украшена изображениями двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой и восстающими единорогом и львом по сторонам.
Знамя, бывшее с Ермаком при покорении Сибири. 1581—1582 (Гос. Оружейная палата)
К концу XVII в. относятся пять ротных знамен солдатского полка с белыми холщовыми полотнищами, на которых в крыже изображен крест на Голгофе, а в центре в круге — единорог. По полю нашиты звезды, число которых указывает номер роты, которой принадлежало знамя (в коллекции Эрмитажа представлены знамена второй, третьей, пятой, седьмой и девятой рот 9)). Они были взяты из дома Петра I в Нарве и вместе с другими одиннадцатью знаменами поднесены городским магистратом Николаю I, который поместил их в Царскосельский Арсенал.10)
В качестве аналогии укажем на знамя, хранящееся в Стокгольме, в центре которого изображен единорог, на кайме — кружки, в углах — буквы К.Ю.П.Т.11) На солдатском знамени конца XVII в. в центре на белом поле изображен двуглавый орел, кайма красная, по углам вшиты две птицы, лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами.12)
Изображение одного единорога также хорошо известно русскому искусству; в значительной степени широкое распространение его образа обязано литературе, бытовавшей на Руси, и такому авторитетному источнику, как Библия.13)
Однако очевидно, что только знакомством по литературе и изобразительному искусству нельзя объяснить включение единорога в русскую государственную геральдику.
Самым ранним русским геральдическим памятником с изображением единорога, видимо, можно назвать корабельник Ивана III и Ивана Ивановича из собрания Эрмитажа, на котором единорог заменил английскую государственную эмблему — леопарда (льва). По мнению И. Г. Спасского, «для русской геральдики эта подробность представляет немалый интерес».14) Далее следует указать на относящееся к концу XVI в. седло Бориса Годунова, на котором два единорога изображены по сторонам двуглавого орла.15) С XVI в. единорог становится непременной деталью русских государственных печатей. Самая ранняя из них датируется 1557 г. С этого времени единорог встречается на малых государственных печатях (двойных кормчих), золотых буллах, больших государственных печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. 16) Со времени Федора Ивановича до Федора Алексеевича включительно единорог изображался на «золотых».17) Причем важно отметить, что с 1562 г. он стал изображаться наряду с ездецом на груди двуглавого орла, т. е. можно говорить о равнозначности их семантики в тот период.
Все вышесказанное показывает, что на знаменах эрмитажного собрания представлены оба вида изображения единорога, как одного, так и в паре со львом, и позволяет поставить наши знамена в ряд русских геральдических памятников конца XV — XVII в., несущих на себе изображение «инрога».
Ротное знамя солдатского полка конца XVII в. Эрмитаж
По мнению В. Н. Татищева, «Иван Грозный имел за собственный свой герб единорога, который его сын и Борис Годунов как внутрь, так вне государства, на печати при грамотах употребляли…».
Знамя конца XVII в. Стокгольм
С нашей точки зрения, для решения вопроса о происхождении единорога в русской геральдике следует со вниманием отнестись к указанию, что «кроме двуглавого орла употребляли Византийские Цари гербы 4 больших префектур Государства, а именно: орел для Италии, гриф для Галлии, единорог для Азии и лев для Иллирии».
21) Эти сведения приобретают особый смысл, так как на некоторых русских памятниках XVII в. (налучье. и колчан «Большого наряда» царя Михаила Федоровича 1627—1628 гг., жалованная грамота оружейничьему боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, 1676 г.) изображены вместе именно эти фигуры, т. е. двуглавый орел, единорог, лев, грифон, орел и ездец.22) Таким образом, можно предположить, что единорог как геральдическая фигура на знаменах, печатях и других памятниках Русского государства связан с византийской эмблематикой.[22] — конец страницы.
Сообщения государственного Эрмитажа, вып. 47, 1982 г.
1) Единорог — символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Христианскими писателями он был интерпретирован как аллегория Благовещения и воплощение Христа, рожденного Девой. Обычно эмблема девы Марии, св. Юстина Падуанского и св. Юстина Антиохийского.
О единороге в восточном искусстве см.: Ettinghausen R. The Unicorn. Washington, 1950.
2) Эр. ЗН. 4. Струков Д. Описи знаменам,. штандартам, прапорам…, хранящимся в Артиллерийском историческом музее. Спб., 1903, с. 448-449, № 450.
3) Белавенец П. И. Краткая записка о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 19, № 18.
4) Белавенец П. И. Краткая записка…, с. 47, 50; Белавенец П. И. Приложение к краткой записке о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 31, рис. 31.
5) Опись Московской Оружейной Палаты. М., 1884, ч. 3, кн. 1, с. 79, 80, № 4174, 4175; Эр. ЗН. ИЛЛ. № 13071-13075. У А. В. Висковатова (Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Спб., 1899, ч. 1, № 135) одно из этих знамен датировано XVII в.
6) Опись…, с. 72, № 4146.
7) Москва в ее прошлом и настоящем. М., б. г., ч. 2, 1 (вып. 3), ил. между с. 96 и 97; Арсеньев Ю. В., Трутовский В. К. Путеводитель по Оружейной палате. Изд. 4-е. М., 1914, с. 85-86.
8) Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI—XVIII веков. М., 1972, с. 148-149, № 68; Денисова М. М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI—XVII веков. — В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля, с. 272.
9) Эр. ЗН. № 403, 359, 357, 358, 1254. Аналогичное знамя 4-й роты хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (знамя № 9/3).
10) Каталог редкого старинного и восточного оружия, хранящегося в собств. е. и. в. Арсенале в Царском Селе. Спб., 1835, ч. 1, с. 252, № 12-17.
11) Белавенец П. И. Краткая записка…, с. 39; Белавенец П. И. Приложение…, с. 23, рис. 23.
12) Опись…, с. 71, № 4142.
13) Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана III. — ВДИ, 1976, вып. 8, с. 115-117.
14) Там же, с. 115, табл. 5.
15) State Armoury in the Moscow Kremlin. M., 1969, p. 73.
16) Снимки древних русских печатей…, № 8-10, 12-19, 28, 29, 35, 49.
17) Спасский И. Г., с. 118, 126-127, табл. 9-11.
18) Татищев В. Н. История Российская. М.-Л., 1962, т. 1, с. 370.
19) Лакиер Д., с. 271.
20) Снегирев И. М. Еще несколько слов о Московском гербе. — Московские ведомости, 1853, № 69, «Литературный отдел», с. 707; Диаконов М. А. Власть Московских государей до конца XVI века. Спб., 1889, с. 136-140; Воронец Е. Н. 400-летие русского государственного герба. Харьков, 1898, с. 25-26.
21) Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г. Цитата дана в переводе П. И. Белавенца.
22) Свирин А. Я., с. 160-165, № 74-76; Писарская Л., с. 41-43; Оружейная палата. М., 1975, табл. 66; История русского искусства. М., 1959, т. 4, с. 487-488. [24]
Написать нам: [email protected]
|
Третий Рим. Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке. Часть 1.1
Главная » Альтернативная История
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Третий Рим
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Продолжаю публиковать материалы альтернативы «Третий Рим». Начинаю серию статей по теме: «Знамена, штандарты, прапоры и флаги Русского Царства в XVII веке». Первая часть посвящена знаменам Русского Царства в XVII веке. В данной статье будет рассказано об истории русских знамен, Государевых и Воеводских знаменах. Тема имеет важнейшее значение, так как знамя является символом государственной идеи и воинской реликвией, олицетворяет честь, доблесть, славу и боевые традиции русских войск, участвующих в войнах, о которых рассказывается в главах альтернативы. Статья имеет справочный характер и большое количество графического материала, который является результатом творчества и большого труда. В связи с большим количеством рисунки сгруппированы в планшеты, но все изображения имеются с максимальным разрешением и в хорошем качестве (3000×2500 пикселей). Упомянутые в статье события будут описаны в дальнейшем в соответствующих главах альтернативы. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.
Знамена, штандарты, прапоры и флаги
Русского Царства в XVII веке
I. Знамена Русского Царства в XVII веке
История русских знамен
«Стяг» – древнерусское производное от «сътягати» (стягивать). Стяг буквально – «то, что стягивает». На стягах крепили большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской. Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались «косицы», «откосы», «клинцы» или «яловцы».
Стяг Всемилостивого Спаса
Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера, и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.
Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины – стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».
После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников стали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры.
В XVI веке на стягах кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Святого Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце.
В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть «знамением». В XVI веке слова «знамение» и «стяг» встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово «стяг» встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.
В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое «Царское знамя», в каждой сотне было своё знамя – клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались «меньшими знамёнами». Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось. В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего вида. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека.
Полковые (Царские) знамена
Полковые (Царские) знамена в XVI – начале XVII века выдавались воеводам, возглавлявшим полки (передовой, большой, правой и левой руки) и большой наряд. По окончании похода полковые знамёна воеводы сдавали в Оружейную палату.
Знамя состояло из прямоугольной середины и клиновидного откоса. Откос изготовлялся в форме прямоугольного треугольника. Короткой стороной он крепился к прямоугольнику, длинная сторона треугольника (тетива) обращалась вниз. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом, в прямоугольной части – образ Спасителя, Богородицы или лики Святых угодников, на треугольных откосах – Архангелов, ангелов, кресты и звёзды. На каймах писали тропари, кондаки и другие молитвословия. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон.
Знамя изготавливалось из шелка, по краям обшивалось каймой или бахромой. Длина знамени была от 3 до 8 аршин (2,13 – 5,7 м), ширина от 1,5 до 3 аршин (1,07 – 2,13 м). К боковой кайме знамени пришивались красные суконные мешочки. Мешочки прибивались к древку гвоздями.
Древки из липового дерева, круглые, обклеены холстом. Холст расписан разными красками и позолочён. Навершие древка в виде шарообразного яблока. На вершине древка устанавливали крест надзнаменный. На нижнем конце древка размещались подтоки (втоки) с тканевыми помочами, серебряными пряжками, запряжниками. Чехлы тафтяные или из других тканей. Чехлы назывались чемоданцами, чушками, сорочками и нагалищами.
Воеводские знамёна
Воеводские знамёна – второй разряд знамён в русской войске в XVI – начале XVII века, выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги, в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных. Воеводские знамёна выдавались при назначении на службу, или присылались на место службы. Знамёна выдавались по прямому указу царя. Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими. Впоследствии воеводам выдавались полковые или сотенные знамёна, а воеводские знамена не выдавались.
Знамена имели длину от 2,5 аршин до 3 аршин (1,78-2,13 м) и в ширину от 2 до 2,5 аршин (1,42-1,78 м). Ткань шёлковая, кайма другого цвета. В середине писали красками или вышивали лики Спасителя и Богородицы, Архангелов, ангелов и угодников. На кайме писали тропари и кондаки. Изображения могли быть разными на разных сторонах знамени.
Сотенные знамёна
Сотенные знамёна – третий разряд знамён в русской войске в XVI – начале XVII века, делились на Сотенные знамёна Государева полка и Сотенные знамёна полков бояр и воевод. Знамёна изготовлялись из камки или тафты. Кресты, звёзды, косицы и др. назывались признаками. Знамёна всегда опушалось каймой. Чехлы суконные и холстинные.
Стрелецкие знамёна
В XVI – начале XVII века стрелецким приказам выдавали знамёна двух видов: сотенные знамёна и знамёна голов.
Стрелецкие знамёна изготавливались в форме прямоугольника длиной от 3 до 4 аршин (2,13-2,84 м) и шириной от 2 до 3 аршин (1,42-2,13 м). В середине полотнища вшивался крест, разбивавший поле знамени на 4 равные части. В левой верхней четверти вшивался 8-ми конечный крест. В остальных четвертях вшивались «признаки» (звёзды, кружки, косицы и др.). Средняя часть знамени могла изготавливаться из равносторонних четырёхугольников разного цвета. Такое знамя называлось «шахматным». Иногда знамя сшивалось из треугольников разных цветов – такое знамя называлось «клинчатым». Стрелецкие знамёна всегда обшивались каймой.
Знамёна голов шили из шёлковых тканей, признаки на них писали золотом и серебром. Сотенные знамёна шили из киндяка, миткаля, холста, кумача, в редких случаях из тафты и других шёлковых тканей.
Древки знамён крашенные, мешочки для крепления знамени к древку – из красной ткани. Навершия железные, втоки железные и медные.
Знамена русского государства в 1612-1620 годах
В 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский во главе Второго земского ополчения выступил в поход под знаменем, которое представляло собой прямоугольное червленое полотнище длиною 4 аршина (2,84 м) и шириною 3 аршина (2,13 м).
На лицевой стороне полотнища был вышит лик Иисуса Христа Господа Вседержителя Благословляющего, на оборотной стороне – Архангел Михаил в серебряных доспехах с двумя золотыми крыльями, который вручает золотой меч коленопреклоненному князю воеводе. По краям полотнища – строки из Священного писания.
Знамя Князя Дмитрия Пожарского (лицевая сторона)
Знамя Князя Дмитрия Пожарского (оборотная сторона)
Знамя Князя Дмитрия Пожарского стало Государевым знаменем и знаменем Государева полка. В связи с изменением состава Русского Войска (учреждением постоянных пеших и конных полков) полковые знамена стали делиться на четыре разряда: Полковые (Царские) знамена, которые, как и прежде, выдавались воеводам, возглавлявшим полки (передовой, большой, правой и левой руки) и большой наряд; Воеводские знамёна, выдававшиеся воеводам, руководившим воеводскими полками и отдельными отрядами Русского Войска; Полковничьи знамена, выручавшиеся головам (полковникам) пеших и конных полков; Сотенные знамёна, как отдельных сотен, так и сотен, составлявших пешие и конные полки Русского Войска.
«Наступление русского войска в Московской битве 1612 года»
(над русскими воинами развеваются знамена, хоругви и прапора)
Утвержденных образцов первоначально не существовало, но Полковые (Царские) и Воеводские знамена строились в Оружейном приказе по образцу Государева знамени (с ликами Спасителя и Богородицы, Архангелов, Святого Георгия Победоносца), а Полковничьи и Сотенные знамена изготавливались городами, в которых собирались полки, по примеру Стрелецких знамен (при этом на полковничьих знаменах отображался Спас Нерукотворный и городской (земельный) герб).
Воевода и знаменщик со знаменем Владимирского конного полка
Стрельцы с сотенным знаменем 1-го и полковничьим знаменем 2-го Московского стрелецких полков
Знамена Русского Царства в 1620-1700 годах
После завершения русско-польской (1609-1618) и русско-шведской (1610-1617) войн Уложением о воинской службе, введенном в действие указом царя Дмитрия Михайловича 1 (11) января 1620 года, Русское Войско было разделено на следующие войска: Государево войско, Московское войско, Земские войска (Новгородское, Смоленское, Малорусское, Ярославское, Владимирское, Белгородское, Нижегородское, Астраханское, Казанское, Сибирское и города Киева), Пограничные казачьи войска (Новгородское, Белорусское, Малорусское, Белгородское, Сибирское), Реестровые казачьи войска (Донское, Терское, Волжское, Яицкое), Татары и новокрещены, Иноземное войско, Наряд (артиллерия), Ополчение. В связи с изменение состава Русского Войска, указом царя Дмитрия Михайловича 1 (11) сентября 1620 года установлен новый Перечень знамен, штандартов и прапоров Русского Царства, в соответствии с которым установлены следующие виды знамен:
Государево знамя Русского Царства;
Воеводские знамена Государева войска, Московского войска и Земских войск;
Полковые знамена Русского Войска (Полковничьи знамена и Сотенные знамена).
Государево знамя Русского Царства
Во время военных походов царь выбирал около тысячи человек для особого Государева полка. Полк во время похода находился при царе и охранял знамёна. Полком руководили два Воеводы у Государева знамени. Начальниками над сотнями полка были Головы у Государева знамени. По возвращении из похода государевы знамёна вносили в царский дворец («на верх»). Знамёна хранились в Золотой или Столовой палате дворца.
В 1620 году по указу царя Дмитрия Михайловича было изготовлено Государево знамя Русского Царства. Знамя представляло из себя полотнище из белой парчи длиною 4 аршина (2,84 м) и шириною 3 аршина 4 вершка (2,31 м), на котором цветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями был вышит Большой государственный герб Русского Царства. Полотнище опушалось червленой каймою в 3 вершка (0,13 м), расшитой золотой тесьмой и двадцатью золотыми восьмиконечными звездами. Для Наследника Царевича было изготовлено Великокняжеское знамя Русского Царства с изображением Среднего герба Русского Царства.
Государево знамя ставилось над войском если поход возглавлял сам Государь (Великокняжеское знамя – если Наследник Царевич) и символизировало, что войну ведет все русское государство. Государево знамя также выносилось при встрече иноземных монархов и при выездах Государя в иноземные столицы, и представляло Русское Государство.
Государево знамя Русского Царства
Великокняжеское знамя Русского Царства
Воеводские знамена Русского Царства
С учреждением 18 (28) декабря 1618 года Указом царя Дмитрия Михайловича воеводств на территории Русского Царства, включая присоединенные в результате русско-польской войны (1609-1618), были разработаны и введены гербы Москвы, Киева и 10 воеводств: Новгородского, Смоленского, Малорусского, Ярославского, Владимирского, Белгородского, Нижегородского, Астраханского, Казанского, Сибирского.
В 1620 году указом царя Дмитрия Михайловича были утверждены Воеводские знамена Государева войска, Московского войска и Земских войск Русского Царства, вручавшиеся Первым воеводам вместе с Воеводским прапором при назначении на службу. При оставлении оной знамя и прапор торжественно передавались новому Первому воеводе. Воеводское знамя ставилось над Государевым войском, Московским войском или земским войском при выступлении в поход, а также во всех торжественных случаях с участием Первого воеводы и войск.
Знамя представляло собой полотнище из белой парчи длиною 3 аршина (2,13 м) и шириною 2,5 аршина (1,78 м), которое опушалось каймою в 3 вершка (0,13 м) цветом поля гербового щита войска, расшитой золотой тесьмой и двенадцатью золотыми восьмиконечными звездами. На лицевой стороне знамени цветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями был вышит Всемилостивый Спас Нерукотворный, на оборотной – герб Государева войска, Московского войска или земского войска в фигурном золотом щите. Полотнище обрамлялось рамкой из золотой тесьмы, украшенной орнаментом и знаками сотворения мира по углам (ромб с крестами по вершинам на который наложены скрещенные вытянутые овалы, поверх них – восьми лучевая звезда). На лицевой стороне вверху рамки вышивалась надпись «СЪ НАМИ БОГЪ» (девиз Русского Царства), на оборотной – «ЗА ВЕРУ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО» (девиз Русского Войска), которые сменили не читаемые многозначные тропари и кондаки, ранее писавшиеся на русских знаменах.
В 1635 году утверждено знамя Азовского воеводства, которое в 1653 году становится знаменем Новороссийского воеводства. В 1638 году в связи с разделением Сибирского воеводства утверждены знамена Тобольского, Енисейского и Забайкальского воеводств, в 1642 году – Литовского, Белорусского, Галицкого воеводств, а Воеводское знамя Киевского первого воеводы становится знаменем Киевского воеводства. В 1645 году утверждено знамя Ливонского воеводства, в 1653 году – Кавказского воеводства, в 1681 году – Таврического воеводства. Последним в 1700 году утверждено знамя Молдавского воеводства.
Предидущая статья:
Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть VI. Гербы городов, крепостей и острогов (2)
|
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ |
|
МОРСКИЕ ЭНСИГИНЫ,
ФЛАГИ И ВЫМПЛЫ СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК |
Правление (1682-1725) императора Петр I, известный в истории как Петр Великий, был свидетелем создания, практически с нуля, мощного российского флота. Горячий поклонник Запада и особенно Голландской республики, император был полон решимости сделать Россию крупной морской державой. Для этой цели он нанял большое количество иностранных специалистов по проектированию судов и кораблестроение, и приступил к созданию города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, призванный служить «окном России на Запад». и крупный военно-морской порт. создание мощного Балтийского флота было неотъемлемой частью этого видения, а история современного Российского флота вообще считается начать с царствования Петра. Однако на самом деле Россия строила боевых кораблей с начала семнадцатого века, и первый известный русский военный флаг датируется 1669 г.. Летал на 26-пушечном корабле пр. «Орел» , построен для службы против турок на Каспийском море. Две версии этого прапорщика известны; вариант с ласточкиным хвостом, вероятно, был используется в качестве топового вымпела. Петр очень гордился своим растущий флот и лично разработал многие из своих прапорщиков, флагов и вымпелы. Его ввоз в Россию ордена Андрея Первозванного привел к введению знаменитого Андреевский флаг, белый с синим крестом, как базовый флаг ВМФ России. прапорщик. До появления окончательного Эндрю Флэг, известно, что было несколько разных прапорщиков. использовались в конце XVII в. Сначала бело-сине-красный трехцветный флаг, вероятно, вдохновленный голландским флагом, развевался вместе с вымпелом. в полоску национальных цветов. Современные источники также описывают вариант трехцветного флага с золотым имперским гербом на синем полоса. Известно, что этот флаг использовался на вооруженной яхте 9.0018 Святой Петр . Прапорщик из девяти полос (национальные цвета повторяются три раза) показан на ряде современных иллюстраций, и прапорщик с Андреевским крестом на белом поле между полосы в национальных цветах. В конце семнадцатого века русским военным знаменем был национальный триколор, заряженный с Андреевским крестом. Соответствующий мачтовый вымпел вывесил Андреевский флаг на подъемнике с полосатой мухой на национальные цвета. Пропорции флага: Морские прапорщики и флаги Российской империи в основном делались в масштабе 2:3. пропорции, как показано на рисунке. Однако маловероятно, что в XVII в. прапорщики и флаги всегда соответствовали этим пропорциям. Кредиты: Многие из моих рисунков
основаны на изображениях, размещенных в списке рассылки FOTW Желько Хеймером (Хорватия).
Информация также была взята с ВЕКСИЛЛОГРАФИЯ ,
выдающийся веб-сайт, посвященный историческим и современным флагам
России и смежных стран, с р. официальный сайт ВМФ России, и от Уитни флагов Смита сквозь века и по всему миру (1975). |
Раннетатарские флаги (Россия)
Раннетатарские флаги (Россия)Эта страница является частью веб-сайта © FOTW Flags Of The World
Последнее изменение: 24.07.2021 , Valentin Poposki
Ключевые слова: василиск | виверн | сова | казанское ханство |
Ссылки: домашняя страница FOTW |
поиск |
отказ от ответственности и авторское право |
написать нам |
зеркала
- Предполагаемые исторические гербы Казанского ханства
- Казанское ханство XV века
- Татария
- Идель-Уральское правительство (1918)
- Среднеазиатские ханства
- Россия
- История
герба Казани, в том числе крупные изображения
здесь
(переведено ниже)
сообщил Паскаль Вагнат , 09 января 1998 г.
Предполагаемые исторические эмблемы Казанское ханство
«Флаг татарского короля»
изображение от Антонио Мартинс , 22 октября 2002 г. Желтый парусник с черно-белой виверной.
Антонио Мартинс , 22 октября 2002 г.
Показан настоящий геральдический дракон: четыре ноги, два крыла [в отличие от
его современное изображение на флаге города Казани
и оружие].
Альберт Кирш , 14 февраля 2005 г.
Исходное изображение (здесь
from [ala07]) показать флаг с ласточкиным хвостом,
или прямоугольный?…
Антонио Мартинс , 22 октября 2002 г.
«Еще один татарский флаг»
изображение Антонио Мартинс , 22 октября 2002 г. Желтый с черно-белой совой.
Антонио Мартинс , 14 февраля 2005 г.
Обзор
Эти флаги от Алларда Nieuwe Hollandse Scheepsbouw ,
Амстердам 1694 г. [ala94] и перепечатано.
несколько раз. (См. книгу Уилсона « флагов в море 9».0021 , 1986,
[wil86] с. 114.) Эти образы
вероятно фантазии о флагах, использовавшихся в Тартарии, как империи Великой
Тогда звали Хана. Они использовались на бесчисленных картах флагов до тех пор, пока
19 век.
Яриг Баккер , 24 февраля 2001 г.
Никто не знает, что это за флаг. «Тартарский цезарь» может оказаться казанским
хан, хан Крыма или хан Сибири (коренные жители Сибири назывались татар тоже). Думаю, наиболее вероятная версия — Крымское ханство, т.к.
это был штат с флотом (и с морскими прапорщиками, конечно). Крымское ханство
существовал в XVII (во времена Аларда). Казанское ханство было уничтожено Иваном
Грозный в XVI в.
Ломанцов Виктор , 23 октября 2002 г.
Так что это «тартарский король», но не обязательно
Казанский хан. Я понимаю. Однако это не мешает татарскому правительству
проследить генеалогическую линию от первого флага Алларда до царского и нынешнего
Казанский герб, на котором действительно изображена виверна.
В книге Сперансова [spe74] также есть
такой же оскорбительный вывод.
Антонио Мартинс , 24 октября 2002 г.
Герб Казани серебристый виверн [=василиск] соболь томился,
хвостатые и крылатые красные, с клювом и короной или.
Сантьяго Дотор , 17 октября 1998 г.
Первые изображения гражданских гербов встречаются на печать Ивана Грозного, и, при незначительном изменения в деталях, на других памятниках шестнадцатого и первой половины семнадцатого веков. В указе 1766 г. об этом гербе сказано: «Печать Казанской несет на себе василиск, крылья золото, конец хвоста золото». Это изображение, опубликованное в Титуларии , полностью соответствует закону.
Но герб Казани имеет более раннее происхождение. Легенда так говорит об основании города. Казань был построен на месте, где было множество змей. Татарский колдун зажигал костры и говорил волшебные слова. змеи погибли, но змеиный король Зилант убежал в соседняя гора, называемая Джилантай (Змеиный Гора). На освободившемся таким образом месте люди построили город. Однако жить спокойно им не удалось, т.к. змеиный король, поселившийся поблизости, навлек на них страдания. К счастью, в городе появился могучий волшебник, Хакима, способного могущественными заклинаниями убить змеиный король. В память об этом событии представление Зиланта до сих пор является гражданской эмблемой татар.
С созданием в восемнадцатом веке Казанский герб, сохранивший на щите старинный изображение змеи, оно получило новое описание: «Черный змей, в золотой короне казанской, крылья красные, поле белое». Но в других документах это змею стали называть драконом. В девятнадцатом века во вновь описанном гербе бывшего Казанской губернии древний змей-царь Зилант (позднее василиск) также называют драконом.
Несмотря на то, что в старой гражданской эмблеме и в самом раннем гербе Казани и губернии того же имени, мы, несомненно, имеем изображения одного и та же, хоть и по-разному именуемая, крылатая змея, не всяких таких фантастических монстров нашлось по русски символизм и геральдика имеют одинаковое значение. Для например, зловещий змей-дракон, олицетворяющий зло враги русской нации, в старый герб Москвы обладает иное происхождение и символика.
Крылатому дракону придается другое значение приписывается татарским ханам. Интересный антиквариат описание этой эмблемы ханов было опубликовано в работа Карлуса Алларда (опубликована в 1705 [ala05] в Амстердаме, переведена на русский язык в 1709 г. [ala07]): «Флаг царь Татарии, желтый с черным драконом (великий змей) с хвостом василиска, лежащим лицом к мухе». Подтверждение того, что дракон или крылатый змей, выступает как знак или эмблема татарских ханов, может также можно найти у русских авторов, но без описания и цветная иллюстрация эмблемы.
Этот же Аллард публикует в своей работе описание другого бывшего татарского флага: «Другой татарский флаг, желтая с черной совой с желтой грудкой».
в переводе John Ayer , с русского оригинала на Музей Кая сайт
У меня есть книга, из которой это было взято, Н. Н. Сперансова Земельные гербы России XII-XIX вв [spe74]:
- 132. Казань — герб XVII в. [медальон ч/б]
- 132а — Казань — герб [василиск стоит на земле]
- 132б — герб Казанской губернии [без фона в гербе оружие]
- 132c — печать XVI века [красноватая печать]
- 132д — Флаг Татарского Аларду [ Флаг Татарского Цесары’ ]
- 132е — еще один флаг того же типа [ Друго татарской флаг’ ]
изображение от Валерий Коба , 7 ноября 2020
В книге П. Люкс-Вурма «Знамена ислама» (P. Lux-Warm, «Les drapeaux de l’islam»).