Ростислав Алексеев — биография конструктора и кораблестроителя

Фото Все

Ростислав Алексеев – советский кораблестроитель, конструктор яхт, мастер спорта СССР, лауреат нескольких государственных премий. Алексеев является создателем экранолетов, экранопланов и судов на подводных крыльях.

Детство и юность

Знаменитый кораблестроитель родился зимой 1916-го года в Брянской области. С самого детства мальчик проявлял целеустремленность, любопытство и прозорливость. Скорее всего, эти качества Ростислав унаследовал от своих родителей. Мама будущего конструктора работала учительницей русского языка, а отец был известным агрономом, членом Академии наук Белорусской ССР.

Интерес родителей к науке передался и другим детям из семейства Алексеевых. Анатолий, старший брат Ростислава работал радиоинженером. В 1941-м году Анатолий пропал без вести. Сестры Маргарита и Галина тоже связали свою биографию с точными науками: одна из них стала архитектором, а другая – кандидатом физико-математических наук.

С самого детства Ростислав был влюблен в море. В 14 лет юноша смастерил свою первую подводную лодку. Сооружение было очень простым, но без особого труда держалось на воде. Ростислав не бросал свои эксперименты и уже спустя два года создал свою первую яхту. Самым ценным ранним изобретением конструктора стала яхта-швертбот под названием «Пират». Эту конструкцию Алексеев собрал в 1935-м году для заплыва на любительской регате.

Ростислав Алексеев в молодости

Алексеев всегда любил в парусный спорт. Он самостоятельно мастерил яхты для соревнований, чем приводил жюри в восторг. Однако такие яхты не уступали по качествам более дорогостоящим моделям, собранным на заводе.  Некоторые творения Алексеева даже превосходили в маневренности и скорости покупные образцы.

В 1933-м году Алексеевы решили переехать в город Горький (современный Нижний Новгород). Здесь молодой человек поступил в Горьковский индустриальный институт. Осенью 1941-го года Ростислав защитил диплом и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда двадцатипятилетний Алексеев мечтал проектировать крылатые корабли.

Карьера

Молодость Алексеева пришлась на начало Великой Отечественной войны. Война обошла стороной конструктора, однако он всеми силами старался помочь соотечественникам. Осенью 1941-го года в руки народного комиссара Военно-морского флота  попали чертежи Алексеева. На чертежах были изображены судна на подводных крыльях, созданные для ликвидации подводных лодок. Идеи молодого конструктора показались комиссару слабыми, впрочем, Алексеев продолжал работать.

Ростислав продолжал надеяться, что его разработки пустят в производство. Он создавал опытные образцы и вывозил их в Волгу. Конструктор укреплял крылья суден, и раз за разом проверял их устойчивость.

Ростислав Алексеев за работой

Молодой ученый вскоре нашел поддержку в лице руководства завода «Красный Сормов». На этом предприятии в военные годы выпускались не корабли, а танки. Несмотря на огромную загруженность производства, Алексееву разрешили в течение двух часов каждый день заниматься собственным проектом. Готовый образец был спущен на воду весной 1943-го года. Судно могло развивать скорость до 30 км/ч.

К сожалению, ни одна из разработок Алексеева так и не была допущена в помощь Красной армии. При этом молодой конструктор регулярно предлагал новые идеи и готовил чертежи. Возможно, это пошло на пользу исследователю. Алексееву больше всего нравилось создавать «мирные» корабли, правда, правительство не всегда давало конструктору такую возможность.

В 1954-м году ученый получил отказ на запрос о создании пассажирского катера на подводных крыльях. Конструктор подал еще одно прошение, и снова ему отказали. Создавалось впечатление, что во власти кто-то сильно недолюбливал Ростислава Евгеньевича. Несмотря на козни недоброжелателей, весной 1957-го года кораблестроителю улыбнулась удача. На воду был выпущен теплоход под названием «Ракета». Это судно могло вместить в себя до 66 пассажиров.

С тех самых пор конструктор стал ежегодно выпускать пассажирские СПК. Алексеев занимался разработкой таких судов, как «Комета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник». Некоторые из кораблей до сих пор плавают по рекам России.

Однако на пассажирских суднах ученый не собирался останавливаться. Он мечтал выпускать более быстрые корабли. Конструктор задумался над созданием экранопланов. Результатом опытов стал итоговый образец, который поднялся в воздух летом 1961-го года. Судно могло разгоняться до 200 км/ч. Испытания образца лицезрел сам Никита Хрущев. Спустя почти год на воду был спущен экраноплан «КМ», который в зарубежных странах получил наименование «Каспийский монстр». В те времена «КМ» представляло собой самое тяжелое и большое летательное судно в мире.

Ростислав Алексеев внес огромный вклад в развитие российского кораблестроения. В 1951-м году конструктор получил Сталинскую премию второй степени. Затем в 1962-м году заслуги ученого вновь были признаны на государственном уровне. Исследователь удостоился звания «Заслуженный изобретатель»,  а также получил Ленинскую премию.

Алексеев, как и многие другие талантливые люди той поры, не смог избежать зависти и предательства. В 1962-м году мужчину отстранили от всех должностей. Вполне вероятно,  что такое развитие событий было связано с личной неприязнью советских властей к ученому. Накануне отстранения Алексеев лично встретился с Никитой Хрущевым. Мало кто знает, чем окончилась та встреча, быть может, Хрущев посчитал, что Алексеев «прыгнул выше головы».

Могут быть знакомы

Парусный спорт

Парусный спорт в течение многих лет оставался главной страстью Ростислава Алексеева. Конструктор даже написал собственную автобиографию от лица яхтенного капитана. Это произведение было написано осенью 1945-го года. В книге автор вспоминал, что полюбил воду и водный спорт еще в 14 лет. В юношеские годы Ростислав построил три лодки, даже был юнгой на парусных вельботах и на шхуне.

В шестнадцать Алексеев построил свою первую яхту, на которой тренировался выходить в открытое море. Однако настоящим шедевром стала вторая яхта Ростислава, которую он любовно назвал «Пират». Будущий конструктор специально построил это судно, чтобы обгонять чужие яхты.

В дальнейшем Алексеев не раз принимал участие в различных соревнованиях. В период с 1937 года исследователь неоднократно занимал призовые места в парусных регатах.

С 1938-го года Алексеев работал тренером по парусному спорту. Параллельно с основной работой ученый занимался проектированием яхт. Все судна, на которых он выступал, были изготовлены им самостоятельно. Также  Алексеев модернизировал свои яхты, совершенствовал паруса, рангоут.

В 1946-м году Алексеев был удостоен звания «Мастера спорта СССР».  Спустя два года конструктор построил свою последнюю яхту, которая получила название «Ласточка». В дальнейшем изобретатель подарил это судно сподвижникам-гонщикам.

В 50-е годы Алексееву пришлось уйти из парусного спорта из-за сильной занятости. Однако он продолжал увлекаться спортом. Интересно, что исследователю нравились совершенно разные виды спорта – помимо яхт мужчина увлекался мотогонками, парашютизмом, водными лыжами, подводным плаванием, дельтапланеризмом. Исследователь катался на горных лыжах на склонах Чегета и Северной Осетии. Интересно, что он принимал участие в основании горнолыжной базы под названием «Импульс».

Алексеев обладал великолепными способностями к рисованию. Мужчина с удовольствием посещал художественную студию. Ростислав Евгеньевич оставил после себя много набросков и этюдов.

Кроме этого Алексеев умел управлять самолетами и вертолетами разных видов. Исследователь обязательно принимал участие во всех испытаниях своих экранопланов и судов.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Ростислав Алексеев наладил в ранней молодости. В студенческие годы он встретил девушку по имени Марина, которая училась на химическом факультете. Летом 1941-го года молодые люди поженились. Это был крепкий и счастливый брак, однако одно обстоятельство омрачало счастье влюбленных – у них умирали дети.

Ростислав Алексеев с семьей

Один из детей  Алексеевых умер во время родов, другой в младенческом возрасте – причиной стал порок сердца. Лишь весной 1944-го года у супругов родилась дочь, которую они назвали Татьяной. Малышка тоже не отличалась крепким здоровьем, и родители были обеспокоены дальнейшей судьбой девочки. Впрочем, Татьяна выжила. Позже в семье появился еще один ребенок – сын Евгений.

Смерть и память

Ростислав Евгеньевич был очень активной и целеустремленной натурой, к врачам мужчина предпочитал не обращаться. К своему здоровью мужчина относился практично: если он не чувствовал боли, то считал, что все хорошо. Конструктор был влюблен в свою работу и посвящал ей все свое свободное время. Дважды конструктора отправляли в санаторий, но каждый раз ученый возвращался к своей работе.

Зимой 1980-го года Алексеев присутствовал на испытании новой версии экраноплана. Во время запуска судна конструктор получил серьезную травму, которая привела к развитию перитонита. Кораблестроителю сделали 4 операции, но это не помогло ему восстановить здоровье.

Памятник Ростиславу Алексееву

9 февраля этого года Алексеев скончался. Официальной причиной смерти конструктора стал плеврит. Проститься с великим изобретателем пришла добрая половина Нижнего Новгорода. Конструктор покоится на Бугровском кладбище. На могиле исследователя установлен его бюст.

Ростислав Алексеев по-прежнему считается одним из самых знаменитых кораблестроителей России.  В честь конструктора было названо Центральное конструкторское бюро по созданию судов на подводных крыльях. В Нижнем Новгороде именем ученого названа площадь, здесь Алексееву был установлен памятник.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Ростислав Алексеев, 18 декабря 2022 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

18 декабря 1916 года родился Ростислав Алексеев, кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях

 

Личное дело

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 – 1980) родился в городе Новозыбков в семье агронома, заведующего опытной сельскохозяйственной станцией. С 1930 года жил в Нижнем Тагиле, где работал на радиоузле фабрично-заводского училища. С 1933 года его семья переехала в Горький, там Ростслав Алексеев поступил на рабфак, работая при этом чертежником и художником в разных учреждениях. С 1935 года стал студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института (ныне Нижегородский государственный технический университет, носящий его имя). Одновременно с учебой занимался парусным спортом, работал тренером, в 1939 – 1940 годах был председателем городской парусной секции. Разработал конструкцию вращающейся мачты для яхты и рассчитал обводы корпуса, сохраняющие симметрию при крене.

С третьего курса заинтересовался созданием судна на подводных крыльях и упорно работал над этим проектом. 1 октября 1941 года защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил диплом инженера-кораблестроителя. Был направлен на завод «Красное Сормово» в Горьком. В годы войны завод был перепрофилирован на выпуск танков. Алексеев стал работать в ОТК на приемке готовых танков Т-34. В свободное время он готовил проект военного катера и строил его модель.

Уже спустя неделю работы на заводе Алексеев представил проект скоростного военного катера на подводных крыльях, но получил отказ, так как конструкцию сочли нереализуемой. Лишь в 1943 году главный конструктор завода Владимир Крылов дал Алексееву возможность работать над проектом первого судна на подводных крыльях. На заводе было создано специальное подразделение под названием «Гидролаборатория».

Уже в том же году были проведены первые испытания двухместного катера проекта А-4. После их успешного завершения руководство завода выделило помещения и людей для научно-исследовательской гидролаборатории (НИГЛ) и официально утвердило Ростислава Алексеева в качестве ее руководителя. Алексеев и его сотрудники стали работать над катером на подводных крыльях А-5. На испытаниях 1945 года он смог достичь скорости 85 км/ч. Чтобы показать возможности судов на подводных крыльях и привлечь внимание к разработкам лаборатории, Алексеев поплыл на катере КПК А-5 по Оке в Москву, в Наркомат судостроительной промышленности.

Лаборатория Алексеева продолжила работу над подводными крыльями для торпедного катера, вырабатывая оптимальный профиль крыла. На заводе лаборатории был построен бассейн, который позволял проводить испытания круглый год. Уже во второй половине 1947 года была разработана новая схема А-7, которая потом стала прообразом речных пассажирских судов на подводных крыльях. По этой же схеме был сделан торпедный катер 123К. В 1951 году Алексеев и его сотрудники получили Сталинскую премию за разработку проектов торпедных катеров

Параллельно с работой над торпедными катерами Алексеев в 1949 году создал проект первого речного пассажирского судна на малопогруженных крыльях. Но востребованы такие суда оказались лишь в середине 1950-х, когда было решено развивать скоростной речной транспорт. Лаборатория Алексеева превратилась в центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово». В том же году появилось знаменитое судно «Ракета». Первый рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года, преодолев 420 километров от Горького до Казани за семь часов.

За «Ракетой» последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Беларусь», «Вихрь», «Буревестник», «Колхида» и «Восход». Среди них были как морские, так и речные суда. Вместимость достигала 150 пассажиров («Буревестник»). В 1962 году группа конструкторов во главе с Ростиславом Алексеевым получила Ленинскую премию за создание пассажирских судов на подводных крыльях.

В 1960-х – 70-х годах конструкторское бюро Ростислава Алексеева работало над проектами экранопланов. В 1966 году был спущен на воду экраноплан КМ, в 1973 была завершена разработка транспортно-десантного экраноплана «Орленок».

В январе 1980 года Ростислав Алексеев получил травмы при спуске на воду новой модели пассажирского экраноплана. 17 января он был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен конструктор на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

 

Чем знаменит

Ростислав Алексеев

Всемирную известность Ростиславу Алексееву принесли проекты судов на подводных крыльях. В них корпус судна при движении на высокой скорости приподнимается над водой и поддерживается в таком положении на специальных плоскостях («крыльях») за счет подъемной силы. За счет этого уменьшается влияние волн и энергозатраты при движении с высокой скоростью. Алексеев изобрел свою собственную конструкцию подводных крыльев – малопогруженные саморегулирующиеся, позднее принцип работы таких крыльев стали называть эффектом Алексеева.

Судам на малопогруженных подводных крыльях, созданным Ростиславом Алексеевым, удавалось достичь скорость в 140 километров в час, что считается труднодостижимым для такого типа судов, так как обычно на таких скоростях появляется эффект кавитации (кипения воды в зоне обтекания крыла), что ухудшает его гидродинамические свойства.

 

О чем надо знать

Также Ростислав Алексеев известен разработками экранопланов – летательных аппаратов, использующих «экранный эффект», то есть подъемную силу, возникающую из-за уплотнения воздуха под крылом. Этот эффект впервые заметили летчики в 1920-е годы, когда при посадке самолетов-монопланов с крыльями, закрепленными в нижней части фюзеляжа, в последний момент подъемная сила крыла вдруг увеличивалась. сначала экранный эффект приносил вред авиации, приводя к авариям при посадке. Но конструкторы довольно быстро стали пытаться его использовать. Ведь он позволял ставить на летательный аппарат куда менее мощный двигатель, но, тем не менее, получать значительную грузоподъемность. Но всё это, конечно, при низкой высоте полета, где эффект проявляется. Поэтому главной областью применения экранопланов стали полеты над тундрой, пустыней и конечно же над морем, то есть там, где нет значимых неровностей рельефа, мешающих полету на высоте 10 метров и менее. Ростиславом Алексеевым создан экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»), летавший на высотах 4-14 метров над Каспийским морем. Взлетная масса аппарата составляла 540 тонн, а крейсерская скорость – 430 км/ч. Затем были созданы летательные аппараты военного назначения: десантный экранолет «Орленок», и экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Потом появились малый экраноплан «Стриж», амфибийный катер-экраноплан «Волга-2». Был разработан проект экраноплана «Спасатель» на основе ракетоносца «Лунь».

 

Прямая речь

«Нередко случалось, что не только мы – студенты, но и преподаватели поражались глубине его вопросов, касавшихся существа, скажем, сопротивления воды движению судна, физики качки корабля или расчетов на прочность корпусных конструкций. Поэтому некоторые лекторы (Сизов – теория корабля, Маттес – прочность) уже тогда чувствовали в этом замкнутом, неуклюжем и спокойном парне незаурядную личность».

Из воспоминаний инженера-судостроителя Николая Беляева, однокурсника Ростислава Алексеева.

 

8 фактов о Ростиславе Алексееве

  • Ростиславу Алексееву принадлежит множество конструкций парусных яхт и шверботов. Уже на четвертом курсе он был избран председателем жюри Всесоюзного конкурса по проектированию парусных судов.
  • В 1939 году в Ленинграде на первенстве ДСО «Судостроитель» по парусному спорту яхта Ростислава Алексеева и Леонида Попова заняла первое место.
  • Среди яхтсменов Ростислав Алексеев получил прозвище Адмирал.
  • На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1» присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники Сергей Королев.
  • «Ракета» конструкции Ростислава Алексеева возглавила парад судов на Москве-реке в дни Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Алексеев лично привел «Ракету» в Москву и провел по реке.
  • В 1966 году Ростислава Алексеева направили в командировку в Англию на судостроительную выставку. Но, так как его работа считалось секретной, он поехал под чужой фамилией по специально изготовленному паспорту.
  • За проекты судов на подводных крыльях Алексееву присвоили ученую степень доктора наук без защиты диссертации.
  • В Нижнем Новгороде ежегодно проводится парусная регата на кубок Ростислава Алексеева.

 

Материалы о Ростиславе Алексееве

Статья о Ростиславе Алексееве в русской Википедии

Биография Ростислава Алексеева

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева

Алексеев СМ-6 и А-90 Орленок Экранопланы

Уильям Пирс

Ростислав Алексеев (иногда пишется Алекеев) из Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЧКБ или Центральное конструкторское бюро на подводных крыльях СПК6 / ЦКБ0 по ) работал на Красно-Сормовском судостроительном заводе в Горьком (ныне Нижний Новгород), Россия с 1940-х годов. В 1950-х годах Алексеев начал экспериментальную работу с экранопланами (что означает «экранные самолеты»), также известными как экраноплан (экраноплан) или экраноплан (GEV). Его работа привела к строительству массивного экспериментального КМ ( Korabl Maket или прототип корабля) экраноплан в середине 1960-х годов.

СМ-6 — прототип экраноплана А-90 «Орленок» в 50-процентном масштабе. Первый полет состоялся в 1971 году, испытания СМ-6 продолжались до середины 1980-х годов.

В ходе работ над КМ ВМФ СССР проявил интерес к военно-транспортному экраноплану, и Алексеев начал проектные проработки такого корабля еще в 1964 году. В 1966 году было принято решение о строительстве 50-процентного масштаба тестовая модель десантного транспорта. Испытательный экраноплан получил обозначение СМ-6 ( самоходная модель -6 или самоходная модель-6).

SM-6 имел ступенчатый корпус в виде летающей лодки, сделанный из стали и алюминия. Двухместная бортовая кабина располагалась в передней части машины и закрывалась большим фонарём. Под корпусом размещались две гидролыжи: одна под носом (носовая часть) и одна под крыльями. Лыжи с гидравлическим приводом помогали поднять судно из воды, когда оно набирало скорость.

Недатированное изображение СМ-6 на площади Ленина в Каспийске, Россия. С тех пор экраноплан снят, и его судьба неизвестна. Однако на другом недатированном снимке его заброшенный фюзеляж (корпус) находится в плачевном состоянии.

В носовой части СМ-6 были установлены два реактивных двигателя Милкулин РД-9Б, каждый из которых развивал тягу 4630 фунтов силы (20,6 кН). Воздухозаборники для двигателей находились на верхней поверхности носовой части, а сопла выступали по бокам СМ-6 сразу за и под кабиной. Для взлета реактивное сопло каждого двигателя поворачивалось вниз, чтобы увеличить давление воздуха под крыльями корабля (увеличение мощности тарана). В крейсерском полете сопла были направлены назад для прямой тяги.

Низкорасположенное крыло имело короткий размах и широкий корд, удлинение 2,8. Вдоль задней кромки каждого крыла крепилось по пять закрылков. Внешние закрылки, скорее всего, действовали как флапероны, комбинация закрылков и элеронов, но окончательных доказательств не найдено. Кончик каждого крыла вытягивался вниз, образуя поплавок. Большой вертикальный стабилизатор выдвигался из задней части корабля. На задней кромке вертикального стабилизатора располагался руль направления. Когда СМ-6 находился на поверхности воды, нижняя часть руля была погружена в воду и помогала управлять кораблем. На хвосте устанавливался двигатель мощностью 3750 л.с. (2,796 кВт) Турбовинтовой двигатель Ивченко АИ-20К, приводящий в движение четырехлопастный воздушный винт диаметром около 12 футов (3,65 м). За двигателем и на хвосте располагался большой горизонтальный стабилизатор со стреловидными передней и задней кромками. Большие рули высоты были встроены в задние кромки горизонтального стабилизатора.

Самолет А-90 «Орленок» совершает крейсерский полет над Каспийским морем. Водозаборники, расположенные на носу, помогли уменьшить количество воды, попадающей в двигатели, и сделали корабль довольно обтекаемым.

SM-6 имел размах крыла 48 футов 7 дюймов (14,8 м), длину 101 фут 8 дюймов (31,0 м) и высоту 25 футов 9 дюймов (7,85 м). Корабль имел крейсерскую скорость 186 миль в час (300 км/ч) и максимальную скорость 217 миль в час (350 км/ч). Его рабочая высота составляла от 2 до 5 футов (от 0,5 до 1,5 м), а максимальный вес SM-6 составлял 58 422 фунта (26 500 кг). Корабль имел дальность полета 435 миль (700 км) и мог работать в море с волнами 3,3 фута (1,0 м).

Строительство СМ-6 началось в октябре 1966 года на Красно-Сормовском судостроительном заводе. Недостаточное финансирование вызвало некоторые задержки, и СМ-6 не был закончен до 30 декабря 19 г. 70. В то время Волжский судостроительный завод создавался как опытное производство ЧКБ и функционировал на базе того же завода, на котором строился СМ-6. ЦКБ также было переименовано в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева.

Вся передняя часть «Орленка» распахнулась, чтобы открыть доступ в грузовой отсек. Бронетранспортер БТР-60ПБ массой 22 708 фунтов (10 300 кг) загружен на Орленке. Обратите внимание на выхлопное сопло двигателя и пулеметную башню.

19 июля71, СМ-6 был перевезен примерно на 53 мили (85 км) вверх по реке Волге в Чкаловск, Россия. Первые испытания корабля прошли в августе 1971 года на Горьковском водохранилище. В начале 1972 года СМ-6 успешно прошел испытания на льду и снегу. В 1973 году были внесены модификации, включавшие крепление колес к гидролыжам. Колеса использовались как приспособление для выбрасывания на берег, что позволяло SM-6 выходить из воды на сушу или наоборот. Зарекомендовав себя как вполне действующий экраноплан, СМ-6 был переброшен на Каспийскую базу на Каспий в конце 1974. СМ-6 продолжали модифицировать и испытывать до середины 1980-х годов. В разные периоды своей карьеры СМ-6 маркировался как 6М79 и 6М80. После вывода из эксплуатации СМ-6 несколько лет демонстрировался на площади (площади Ленина?) в Каспийске. Стихия сильно ударила по экраноплану, и в итоге его убрали с площади. Заброшенные останки СМ-6 какое-то время простояли у берега Каспийского моря, и, скорее всего, позже машина была списана.

После успешных испытаний СМ-6 в 1971 г. были разработаны планы по созданию полномасштабного военно-транспортного экраноплана. Полноразмерный экраноплан был известен как А-90 «Орленок» (Орленок) или проект 904. Несмотря на вдвое больший размер, «Орленок» имел в основном ту же конфигурацию, что и СМ-6.

Причальное устройство «Орленка» позволяло судну самостоятельно выпрыгивать из воды на твердую поверхность. Дуга поворота носового колеса не обнаружена, но с основными колесами под крылом «Орленок» мог достаточно круто разворачиваться на суше.

В носовой (носовой) части «Орленка» были установлены два реактивных двигателя Кузнецов НК-8-4К с тягой 23 149 фунтов силы (103,0 кН) каждый. Сразу за кабиной корабля находилась турель с двумя 12,7-мм (0,50-Кал) пулеметами. Вся носовая часть «Орленка», включая кабину, откидывалась вправо максимум на 92 градуса. Набор складных пандусов позволял напрямую входить в грузовой отсек машины, длина которого составляла 68 футов 11 дюймов (21,0 м), ширина 9 футов 10 дюймов (3,0 м) и высота 10 футов 6 дюймов (3,2 м). Трюм мог вместить 250 военнослужащих или 44,092 фунта (20 000 кг) оборудования, включая бронетехнику.

Погрузочное устройство, установленное на гидролыжах, состояло из управляемого двухколесного носового блока и десятиколесного основного блока под корпусом. Низкорасположенное крыло имело короткий размах и широкий корд, удлинение 3,0. Задняя кромка крыла имела флапероны на концах, а на остальную часть закрылки закрывали закрылки. Кончик каждого крыла вытягивался вниз, образуя поплавок. Большой вертикальный стабилизатор выдвигался из задней части корабля. На хвосте был установлен турбовинтовой двигатель Кузнецова НК-12МК мощностью 15 000 л. футов 8 дюймов (6,0 м) в диаметре. «Орленок» был оснащен полным комплексом навигационной и боевой электроники.

На малой скорости «Орленок» обдало изрядное количество брызг. Круглые маркировки по бокам корабля обозначали входные двери над крылом, которые на самом деле были прямоугольными.

Орленок имел размах крыла 103 фута 4 дюйма (31,5 м), длину 190 футов 7 дюймов (58,1 м) и высоту 52 фута 2 дюйма (15,9 м). Корабль имел крейсерскую скорость 224 мили в час (360 км/ч) и максимальную скорость 249 км/ч.миль/ч (400 км/ч). Рабочая высота составляла от 2 до 16 футов (от 0,5 до 5,0 м). Вес пустого « Орленка» составлял 220 462 фунта (100 000 кг), а максимальный вес — 308 647 фунтов (140 000 кг). Корабль имел дальность полета 932 мили (1500 км) и мог работать в море с волнами 6,6 футов (2,0 м).

Прототип «Орленка» был построен на Волжском судостроительном заводе и совершил первый полет в 1972 году, взлетев с Волги. Позже корабль был замаскирован под фюзеляж авиалайнера Туполев Ту-134 и доставлен баржей на Каспийскую базу на Каспийском море для дальнейших испытаний. В 1975, прототип случайно выбросился на каменистую песчаную отмель. Корабль смог вернуться в воду, но корпус был поврежден, а его структурная целостность была нарушена. Повреждения остались незамеченными, пока хвостовая часть фюзеляжа и хвост не оторвались во время посадки в бурном море. Алексеев был на борту и взял на себя управление покалеченным экранопланом. Используя полную мощность носовых реактивных двигателей, Алексеев смог удержать открытую заднюю часть корпуса над водой и вернуться на базу. Власти объяснили аварию недостатком конструкции и возложили вину на Алексеева, снятого с поста главного конструктора и переведенного на экспериментальные работы.

Прототип «Орленка» пролетает мимо корабля ВМФ СССР в Каспийском море. В отличие от СМ-6, руль «Орленка» не уходил в воду, когда корабль находился в море.

ВМФ России был настолько впечатлен «Орленком», что заказал три серийные машины и образец для статических испытаний. Поврежденный прототип был возвращен на Волжский судостроительный завод и полностью перестроен в первый серийный «Орленок» С-21 (610), который был достроен в 1978 г. и передан ВМФ 3 ноября 19 г.79. Второй «Орленок», С-25 (630), был построен в 1979 г. и сдан 27 октября 1981 г. Последний «Орленок», С-26 (650), был построен в 1980 г. и поставлен 30 декабря 1981 г. дополнительные восемь единиц в конечном итоге были заброшены.

Три «Орленка» прошли испытания и несколько лет эксплуатировались на Каспии. Капитан и экипаж С-21 взяли на себя задачу испытать машину на пределе возможностей. Вдали от свидетелей и посреди Каспийского моря С-21 в течение длительного времени находился вне зоны влияния земли на высоту до 328 футов (100 м). На такой высоте экраноплан был вялым, неустойчивым, и ему было сложно летать, но положительный контроль сохранялся.

Два производственных Орлёнка в Каспийске на Каспийском море. Обратите внимание на открытые надкрыльевые двери и открытую панель доступа к двигателю первой машины.

К 1989 году три «Орленка» совершили в общей сложности 438 полетов и 118 посадок на берег. 12 сентября 1992 года S-21 был потерян, когда из-за неисправности управления в сочетании с ошибкой пилота он поднялся на высоту 130 футов (40 м) и остановился. Один член экипажа из десяти человек погиб, а S-21 в конце концов был потоплен флотом — стоимость спасения корабля была слишком высока. Сообщается, что последний полет «Орленка» совершил С-26 в конце 1919 г.93, после чего «Орленки» пришли в негодность с последующей аварийностью.

В 1998 году ВМФ списал два оставшихся «Орленка». Примерно в 2000 году С-25 был списан, а С-26 кое-как сохранился. В 2006 году С-26 был передан Музейно-мемориальному комплексу истории ВМФ России ( Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России ), расположенному на Волге в Москве. С-26 был демилитаризован в 2007 году, восстановлен и установлен в музее в 2008 году. Дизайн «Орленка» вдохновил на разработку других военных и коммерческих экранопланов, но ни один из них не был построен.

Орленок С-26 вскоре после того, как он был выставлен в Военно-морском музее в Москве. Колеса швартовного снаряжения видны, хотя кажется, что у основного комплекта отсутствуют два колеса. К сожалению, состояние впечатляющего экраноплана с годами ухудшилось. (Изображение Алекса Бельтюкова с Викисклада)

Источники:
Советские и российские экранопланы Сергея Комиссарова и Ефима Гордона (2010 г.)
— https://aviationhumor.net/the-last-flight-of-the-soviet-beach-assault-ekranoplan-a-90-orlyonok/#
— http://www.volga-shipyard.com/index .php?section=history&lang=rus

Нравится:

Нравится Загрузка…

Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева


     КБ им.
    НПО имени Р.Э. Алексеева,
    Центральное конструкторское бюро
    судов на подводных крыльях (ЦКБ СПК)
    603602 Нижний Новгород, Россия
    Телефон: нет данных,
    Телекс: нет данных;
    Факс: нет данных
     

    В ОКБ им. Алексеева созданы суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и на воздушной каверне. Он продавал несколько конструкций экранопланов, в том числе 400-тонный «Лунь», 140-тонный «Орленок» и 20-тонный «Утка». Это конструкторское бюро совмещено с Красно-Сормовским судостроительным заводом, но организационно обособлено.

    Ростислав Алексеев родился в 1916 году в семье агронома и учителя. В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковское вечернее техническое училище, подрабатывая чертежником и маляром. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.

    Алексеев увлекся идеей увеличения скорости на воде еще во время обучения на транспортно-инженерном факультете Горьковского промышленного (политехнического) института имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод «Красное Сормово» со своим дипломным проектом. Во время Великой Отечественной войны он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. В нерабочее время он испытывает первую модель подводного крыла. В 1943 году состоялся спуск на воду первого корабля на подводных крыльях.

    Впоследствии за создание первых советских торпедных катеров на подводных крыльях Алексеев и группа его единомышленников, непосредственно участвовавших в работах, были удостоены Сталинской премии в 1919 г. 51. С 1952 г. на базе гидродинамической лаборатории и опытно-промышленного танкового завода была образована Научно-исследовательская буксировочная гидродинамическая лаборатория, впоследствии переросшая в Центральное конструкторское бюро по кораблям на подводных крыльях.

    Завод ведет свою историю с 1955 года, когда завод «Красное Сормово» выделил Ростиславу Алексееву один из своих цехов для реализации его конструкторских идей. К тому времени Ростислав Алексеев уже 14 лет проектировал и строил различные суда на подводных крыльях и почти закончил свой знаменитый первый речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета». В 1957 этот корабль вышел в свой первый рейс, а затем последовало создание «Ракеты» и последующих судов на подводных крыльях и экранопланов.

    С 1960 года в ЦКБ разрабатывались проекты экранопланов. Всего разработано 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения. Переход от подводного к авиакрылу позволил снять ограничения на скорость движения судна и приблизить его к самолету.

    Судостроительный завод «Волга» возник из опытного производства центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, которое было занято в 1950-х-1960-х годов со строительством и испытаниями судов на подводных крыльях. Были построены первые в стране пассажирские суда на подводных крыльях, такие как «Ракета», «Метеор», «Комета», и первый в мире цельносварной теплоход на подводных крыльях «Спутник». В декабре 1970 года приказом Минсудостроения опытное производство было реорганизовано в «Опытный завод «Волга». Это предприятие было создано 31 декабря 1970 года министром Минсудостроения СССР на базе опытно-производственного участка Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях. Уникальные суда-экранопланы строились на заводе в 1970-х-1980-х годов, таких как «Орленок», «Лунь» и «Стриж».

    В 1966 году был создан первый полномасштабный опытный морской экранолет «Корабль-макет» (КМ), с десятью авиационными ТРДД. Для постройки завода «Волга» опытного морского десантно-крылатого «Орленка» (С-21, заложен в 1970 г. ) в 1973 г. был совершен первый пробный выход в технологической конфигурации на Волгу.

    Экраноплан представляет собой устройство, использующее так называемый экранный эффект, являющийся свойством крыла, движущегося вблизи поверхности уровня моря или земли, для увеличения подъемной силы и уменьшения лобового сопротивления. Эффект тем больше, чем меньше расстояние от поверхности крыла.

    Экраноплан обладает воздушной скоростью, но не требует аэродромов, обладает высокой грузоподъемностью, может использоваться на любой относительно ровной поверхности. По мореходным качествам экраноплана ограничения существуют только при взлете и посадке. Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, приспособленные для максимально эффективного использования набегающего потока, сжатого между крылом и поверхностью («экран»).

    Большой аэродинамический профиль, оснащенный обдувом струй двигателей под крылом, имеют мореходные качества при взлете и посадке до 5 баллов, а в полете их мореходные качества практически не ограничены. Это обеспечивает высокую регулярность движения экраноплана.

    Экраноплан Sea обладает гораздо большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как на нем всегда находится аэродром, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему совершить безопасную посадку на воду. Экранопланы могут пролетать над мелью, недоступной для быстроходных судов. Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого набора высоты позволяют обеспечить безопасность расходов с судами и другими препятствиями.

    Экраноплан в отличие от самолета не изменяет давление, связанное с изменением высоты, а также «воздушными карманами» и «буфтингом». Конструкция экраноплана технологична, что дает несколько меньшие затраты. Инфраструктура для обслуживания и безопасности экранопланов стоит меньше. Экраноплан может взлетать с воды на значительном удалении от берега, а потому шуметь в городе меньше, чем самолеты, и переходить из портового режима в «холостой ход». Параметры выхлопа двигателя соответствуют международным стандартам и по сравнению с самолетом быстрее нейтрализуются морской поверхностью.

    Эксплуатация экраноплана возможна во всех климатических зонах. Наиболее выгодно использовать их на юге. Экранопланы имеют специальное исполнение грузоподъемностью от 600 до 800 тонн. В зависимости от задачи экраноплан может иметь минимальное количество экипажа. Десантный экраноплан может нести до 50% взлетного веса.

    Дальность полета экраноплана соизмерима с характеристиками самолета. Для экраноплана, базирующегося на воде, нужен понтонный док, остальное необходимое оборудование такое же, как и для самолета. Для подготовки летчиков накопилась необходимая база. Управление обученным WIG будет проще с опытом пилотов управления гидросамолетами.

    В 1982 году группа из двух морских транспортно-десантных экранопланов «Орленок» в ходе учений на Каспии продемонстрировала беспрецедентную скорость и скрытность, доставив морскую пехоту из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизии экраноплана входили в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

    В 1989 г. после стрельб с высокой оценкой была принята на вооружение опытная ударно-крылатая ракета «Лунь», первая в истории мировой техники. В 19№ 92 был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана «Спасатель» на основе материала строящегося второго образца экраноплана «Лунь». Крылатый «Лунь» имел массу до 400 т, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150—500 человек, госпитально-лечебный комплекс по масштабам — беспрецедентный для авиации. Аналогов ранее созданным экранопланам с аналогичными характеристиками взлетной массы, скоростных характеристик и мореходных качеств не существует.

    В 1992 году судостроительный завод «Волга» был преобразован в акционерное общество «Волжский судостроительный завод». «Акционерное общество «Волжский судостроительный завод» создано 19 декабря.92 после приватизации опытного завода «Волга» Р.Э. Алексеева Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях. В последние годы на заводе построена серия грузовых катера на воздушной подушке «Серна» и пассажирских катеров на подводных крыльях «Катран» на экспорт. Для газовой промышленности и МЧС построена газотурбинная электростанция — суда на воздушной подушке СВП-500. На заводе также строятся и переоборудуются комфортабельные прогулочные суда, в том числе катера на подводных крыльях типа «Дельфин» и круизные водометные катера.

    Сегодня в ЦКБ по подводным крыльям имени Р.Э. Алексеева разрабатывается ряд проектов экранопланов различных областей применения с различным диапазоном взлетной массы и скоростными характеристиками. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, экспресс-доставки грузов, а также для решения задач МЧС.

    В настоящий момент специалисты работают над созданием скоростных катеров нового поколения проектов «Сагарис», «Турмалин», «Голдфингер». Экстерьер этих судов отличается футуристическим дизайном, отмечают в ЦКБ. ЦКБ по НПЦ в собственном научно-производственном комплексе строит опытный образец корабля на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р». Прототипами судна являются СПК «Беларусь» и «Полесье».

    В России разработан проект создания и использования экраноплана до 2050 года. На заводе «Вымпел» ведется строительство головного корабля на подводных крыльях «Комета 120М». Накоплен большой опыт создания кораблей и катеров с воздушной полостью на днище водоизмещением от 100 до 400 тонн и скоростью хода от 30 до 60 узлов: быстроходный катер «Серна», десантный катер «Дюгонь», сторожевые катера «Меркурий». и «Сокжой» пассажирское судно «Линда».

    Одна из новых разработок — экспедиционное судно флота «ICC 1200». Корабль способен решать комплекс задач: осуществление научных исследований, разведки, экологического мониторинга; Услуги по транспортировке энергии; выполнение грузовых перевозок; участвовать в спасательных работах. На базе платформы «ICC 1200» реализована концепция «умного корабля», обеспечивающая высокий уровень эффективности управления. Командный комплекс сосредоточен в одном месте и позволяет вести непрерывный мониторинг всех систем жизнеобеспечения корабля и состояния экипажа.