Содержание

Самолет Л-29. Руководство по летной эксплуатации

Стандарт

  • формат djvu
  • размер 3.54 МБ
  • добавлен 28 ноября 2010 г.

Руководство по предполетной подготовке и летной эксплуатации боевого учебно-тренировочного самолета Л-29.
Издательство: Воениздат МО СССР.
Год: 1983.
Формат: DJVU.
Размер: 3,5 MB.
Язык: Русский.
Страниц: 344.

Смотрите также

  • формат djvu
  • размер 167.62 КБ
  • добавлен 23 июня 2011 г.

Руководство по применению армейского ножа предназначено для изучения и эксплуатации ножа.

Руководство по применению содержит технические характеристики и сведения об устройстве, порядке работы, а также основные функции и типы работ, применяемые в обращении с армейским ножом.

Стандарт

  • формат djvu
  • размер 8.19 МБ
  • добавлен 23 февраля 2011 г.

Боевая машина пехоты БМП- 2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1 — Москва: Военное издательство, 1988 — 250 с. В книге содержатся сведения по устройству и работе агрегатов, систем и механизмов, а также указания по вопросам эксплуатации и технического обслуживания. Описание узлов машины дается в объеме, необходимом для понимания их общего принципа работы и обеспечения правильной эксплуатации и технического обслуживания. В пе…

  • формат djvu
  • размер 6. 01 МБ
  • добавлен 18 марта 2010 г.

Боевая машина пехоты БМП- 2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2 — Москва: Военное издательство, 1988 — 325 с. В книге содержатся сведения по устройству и работе агрегатов, систем и механизмов, а также указания по вопросам эксплуатации и технического обслуживания. Описание узлов машины дается в объеме, необходимом для понимания их общего принципа работы и обеспечения правильной эксплуатации и технического обслуживания. Во…

  • формат pdf
  • размер 8.3 МБ
  • добавлен 08 октября 2010 г.

Учебное пособие для училищ ВВС В настоящей книге излагаются вопросы устройства и эксплуатации парашютов, парашютных приборов и других видов парашютной техники, находящейся на эксплуатации в частях и ВУЗ ВВС.

Воениздат МО СССР 1955г.

standart

  • формат jpg
  • размер 5.23 МБ
  • добавлен 13 января 2010 г.

Липецкий 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС РФ.rn

Стандарт

  • формат pdf
  • размер 8.95 МБ
  • добавлен 27 ноября 2010 г.

Настоящее Руководство предназдначено для среднего ремонта 7,62-мм автоматов Калашникова (АКМ и АКМС) в войсковых ремонтных органах. Издательство: Воениздат МО СССР. Серия: Руководство по ремонту. Год: 1968. Формат: pdf. Размер: 9 МВ. Язык: русский. Страниц: 139.

standart

  • формат rtf
  • размер 219.77 КБ
  • добавлен 14 февраля 2010 г.

Настоящее Руководство определяет систему физической подготовки в органах и войсках ФПС России. Оно предназначено для должностных лиц, осуществляющих руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом. Руководством наравне с воинскими частями и подразделениями, руководствуются все штабы, управления, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации ФПС России.

Стандарт

  • формат pdf
  • размер 16.22 МБ
  • добавлен 28 ноября 2010 г.

Описание: Руководство лётной эксплуатации FW190 A5/A6 на немецком языке. . Для служебного пользования. Год выпуска: 1943. Формат: PDF. Качество: Отсканированные страницы. Количество страниц: 31. Размер файла: 16,2 mb.

Стандарт

  • формат djvu
  • размер 6.57 МБ
  • добавлен 15 декабря 2011 г.

Министерство Обороны СССР, 96 с. 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 устанавливалось на такие известные боевые машины, как БМП-1 и БМД-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации содержит необходимые данные для изучения и эксплуатации, подробное описание устройства и действия всех механизмов орудия 2А28, выстрелов ПГ-15В (ПГ-15ВС, ПС-15ВСI) и ОГ-15В к нему, а так же указания о правилах обращения с ними и поддержания их в боевой готовност. ..

Стандарт

  • формат pdf
  • размер 18.4 МБ
  • добавлен 11 июля 2011 г.

МО СССР, Воениздат , 1971. — 60 с. Настоящее руководство совместно с Общим руководством по ремнту артиллерийского вооружения предназначено для среднего ремонта пистолетов ПМ в войсковых ремонтных мастерских.

История создания и характеристики учебно-боевого самолета Л-39

Aero L-39 Albatros — реактивный учебно-боевой самолет, разработанный в 1960-х годах в Чехословакии на авиастроительном предприятии Aero Vodochody (поселок Водоходы близ Праги, ныне — в Чехии). Самолет предназначен для подготовки летного состава, некоторые модификации могут использоваться в качестве легких штурмовиков и истребителей.

Опытный экземпляр совершил первый полет 4 ноября 1968 года. . «Альбатрос» серийно выпускался в 1971-1999 годы, всего было построено около 2 тыс. 900 экземпляров. С 1972 года по начало 1990-х годов L-39 являлся основным учебно- тренировочным самолетом стран — участниц Организации Варшавского договора. По состоянию на 2018 год продолжает эксплуатироваться в более чем 30 странах мира, является одной из основных машин для подготовки курсантов летных училищ России.

История создания

В 1956 году Чехословакия выпустила самолет L-29, который стал победителем конкурса реактивной учебной авиации для стран ОВД. Он отличался простым управлением и неприхотливостью в обслуживании, из-за чего понравился летчикам. Но низкий потенциал модернизации, сочетающийся с крайне быстрым развитием авиатехники, привел к необходимости создания нового учебного самолета.

Первый летный прототип L-39 (X-02)

Работы над следующей машиной начались в Чехословакии, которая после удачного L-29 стала негласным лидером стран ОВД в области учебной авиации. Требования к новому самолету прорабатывались Министерством обороны вместе с представителями союзных государств, включая СССР. Предварительное техническое задание было готово уже к январю 1964 года.

В нем указывалось, что разрабатываемый самолет должен иметь положительные качества L-29, но обзавестись повышенной тяговооруженностью и высокой надежностью при эксплуатации на грунтовых аэродромах. Также выдвигались требования к кабине, которую следовало сделать аналогичной боевой авиации, скорости и взлетной массе, достигающим минимум 700 км/ч и 3400 кг соответственно.

Первый летный прототип L-39 (X-02)

Окончательное техническое задание со всеми доработками выдвинули 15 июля 1964 года, а за самолетом закрепили обозначение L-39 Albatros. Руководителем разработки стал Ян Влчек, а все работы проводились на новом заводе Aero Vodochody.

Изначально предполагалось установить на самолет два двигателя, но позже от этой идеи пришлось отказаться, чтобы упростить обслуживание машины и снизить расход топлива. Планировалось использовать чехословацкий M-720, но руководство СССР настаивало на выборе в пользу АИ-25, что и было в итоге сделано.

С 1964 по 1966 годы конструкторы разрабатывали множество вариантов корпуса. После проведения первичных испытаний было понятно, что большинство идей не удовлетворяют выдвинутым требованиям. Опытным путем к 1967 году выбрали окончательный вариант проекта, по которому создали первый макет самолета. Для проведения государственных испытаний было выпущено семь прототипов L-39. Несмотря на события Пражской весны, разработка продолжалась без проблем.

Первый летный прототип L-39 (X-02) в музее ВВС Чехии

Испытания проходили успешно, но каждый раз выявлялись недостатки, требующие доработок. К 1972 году прототипы получили улучшенные советские АИ-25ТЛ. Также было внесено множество изменений в конструкцию и некоторые системы. К 1974 году готовый вариант самолета отправили в СССР для проведения государственных испытаний, которые в итоге удовлетворили руководство страны.

В том же году началось массовое производство L-39, продолжавшееся до 1999. Параллельно с выпуском базовых версий конструкторы занимались созданием различных модификаций, но в серию отправились лишь некоторые. За все время с конвейера сошло почти три тысячи самолетов, включая 2280 учебных, из которых 2080 были переданы СССР.

Вам доводилось летать на самолете Aero L-39 Albatros

ДаНет

См. также

Аналогиː

Aero L-39 AlbatrosСОКО Г-4 Супер ГалебIAR 99Hawker Siddeley HawkDassault/Dornier Alpha Jet
SIAI-Marchetti S.211Aermacchi MB-339CASA C-101 AviojetPZL I-22 IrydaFMA IA 63 Pampa
Boeing T-45 GoshawkKawasaki T-4AIDC AT-3Hongdu JL-8HAL HJT-36 Sitara

Летно-технические характеристики

Самолет рассчитан на одного или двух человек, в зависимости от типа модификации. Его длина составляет 12,13 м, а высота – 4,47 м. Размах крыла равняется 9,46 м, по площади оно занимает 18,8 м². Масса пустого L-39 не превышает 3395 кг, нормальным весом для взлета считается 4337 кг. Предельным показателем является отметка в 4700 кг для асфальтированных ВПП и 4600 кг для грунтовых аэродромов.

L-39C. Схема.

Технические характеристики обеспечиваются двигателем АИ-25ТЛ, выдающем тягу до 1720 кгс. Крейсерская скорость составляет 390 км/ч, максимальная при горизонтальном полете достигает 760 км/ч, а при наклоне допустимые показатели ограничиваются запасом прочности на 900 км/ч. Предельная перегрузка: +8/-4 g. Скороподъемность при низкой высоте достигает 22 м/с. Самолет может набрать высоту 6 км за 6,4 мин, а подняться на 10 км получится за 16,9 мин. Скорость сваливания после выпуска закрылок и шасси составляет 160 км/ч.

L-39 может пролететь до 1015 км, если у него полностью заправлены баки, вмещающие до 1014 кг топлива. При полете в перевернутом режиме он способен держаться до 20 секунд. Практический потолок ограничен 11500 м. Для взлета требуется разбег не менее 480 м, а при посадке – пробег от 650 м.

На борту может присутствовать вооружение в виде двух бомб, а также нескольких ракет управляемого или неуправляемого типа на крыльевых держателях. Возможно использование различных комбинаций. Например, с установкой 32-х ракет С-5 и двух УБ-16-57У.

Галерея

  • L-39 пилотажной группы Breitling, 2004 год
  • L-39 пилотажной группы «Русь» на МАКС-2005
  • L-39 ВВС Словакии, 2006 год
  • L-39 ВВС Афганистана, 2007 год
  • L-39 ВВС Венгрии, 2004 год
  • L-39 латвийской пилотажной группы «Балтийские Пчёлы» на МАКС-2009
  • L-39 американской пилотажной группы «Патриоты»
  • L-39C ВВС Эстонии, 2006 год

Конструкция

L-39 представляет собой цельнометаллический моноплан, имеющий прямое крыло с нижним расположением и горизонтальным оперением. Его аэродинамическая схема относится к нормальному типу, а шасси стало трехопорным.

Конструкция самолета Л-39

Фюзеляж

Фюзеляж самолета состоит из двух разъединяющихся элементов – передней и хвостовой части. Они скреплены специальными рамами. В первой расположены несколько отделений, среди которых гермокабина, обтекатель, а также четыре отсека: носовой, топливный, моторный и радиоэлектронный. Внутри фюзеляжа расположено пять баков для топлива мягкого типа, к которым проведены два воздушных канала от двигателей. Хвостовая часть цельная и может быть снята только полностью. В ней располагаются удлинительные моторные трубы и реактивное сопло.

Крыло

Прямое трапециевидное крыло относится к трехлонжеронным. Оно прикрепляется к фюзеляжу в четырех точках. На среднем лонжероне установлены механизмы, отвечающие за основные стойки шасси. На заднем закреплены двухщелевые закрылки, которые могут находиться в трех фиксированных положениях. На элеронах есть триммеры-компенсаторы. В промежутке от переднего до среднего лонжерона расположились тормозные щитки, срабатывающие автоматически при достижении определенной скорости. На законцовках крыла монтированы топливные баки, разделенные на три отдела. Топливо расположено только в среднем, а спереди и сзади установлены фары, антенны и разные блоки. Также на крыльях есть приемники воздушного давления, а снизу расположены два балочных держателя для ракет или бомб.

Хвостовое оперение самолета

Киль трапециевидного оперения относится к двухлонжеронному типу и имеет набор стрингеров и нервюр. На последних располагаются поворотные узлы для руля направления, дополненного аэродинамической компенсацией при отсутствии триммера. К задней части фюзеляжа прикреплен стабилизатор, имеющий сквозной элемент посередине. Руль высоты получил два триммера. Первый работает в автоматическом режиме, а второй управляется кнопками из кабины. Для снижения усилия на ручке был установлен пружинный бустер.

Шасси L-39

Трехопорное шасси может убираться на время полета с помощью гидравлической системы. Основные стойки складываются внутрь отделений между средним и задним лонжеронами. Передняя сдвигается в носовое отделение внутри фюзеляжа. Колеса основных шасси тормозные и бескамерные. На передней стойке установлена другая модель самоориентирующегося нетормозного типа. Тормоза на колесах гидравлические. Стойки имеют азотно-масляные амортизаторы.

Двигатель АИ-25ТЛ

Используемый двигатель АИ-25ТЛ относится к двухконтурным двухвальным турбореактивным. Он имеет 12-ступенчатый компрессор и трехступенчатую газовую турбину с камерой сгорания кольцевого типа, специальной трубой удлинения и реактивным соплом.

Двигатель АИ-25ТЛ

Пуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Перегрев предотвращается специальным механизмом РТ-12-9. АИ-25ТЛ дополняется вспомогательной силовой установкой «Сапфир-5» с одноступенчатым компрессором. Ее запуск осуществляется электростартером от бортового аккумулятора.

Топливная система

Основной топливной системы стали пять мягких баков, расположенных внутри фюзеляжа. Их емкость составляет 1100 л. Она дополняется двумя емкостями на законцовках крыла, каждый из которых несет еще по 100 л. Заправляются основные баки через одну горловину, а крыльевые имеют свои. В пятом, ставшем расходным, есть насос подкачки. Количество топлива контролируется емкостным топливомером.

Противопожарная система

На борту имеется специальная противопожарная система ССП-2И с блоком БИ-2И. Она подключена к шести датчикам и при возникновении возгорания сразу оповещает пилотов. Также в нее входит огнетушитель, состоящий из метилена, этила и фреона. Вся защита направлена на моторный отсек, а активируется система вручную на приборной панели.

Гидравлическая система

С помощью гидравлики в самолете управляются шасси с закрылками, осуществляется торможение и выпуск аварийной турбины. Она работает за счет гидронасоса, который подает энергию в нужном направлении. При отказе основной гидросистемы активируется аварийная, которая позволяет управлять закрылками, выпускать шасси, производить торможение и запускать турбину. Она может работать небольшой промежуток времени даже после отказа двигателя. Этого достаточно, чтобы приземлиться при аварийной ситуации.

Электрооборудование

Главный источник электрического тока на борту – генератор ВГ-7500Я. Его мощность составляет 9000 Вт, он имеет регулирующую аппаратуру и аккумуляторную батарею. При необходимости может быть задействован запасной генератор ЛУН 2117.02, чья мощность ограничена 3000 Вт. На борту имеются два преобразователя, отвечающих за питание переменным током. Для подключения наземного источника электричества согласно РЛЭ есть специальный штепсельный разъем.

Пилотажно-навигационное оборудование

L-39 имеет комбинированные указатели скоростных показателей, высотомер, авиагоризонт, компас, вариометр, радиовысотомер и другие приборы для управления самолетом и навигации в воздухе.

Они установлены в обеих кабинах. Питание некоторых осуществляется от приемников воздушных давлений. В отделении инструктора имеется дополнительное оборудование для имитации аварийных ситуаций.

Радиоэлектроника

К радиоэлектронному оборудованию на борту L-39 относятся: радиосвязное, радионавигационное и радиотехническое. Первое включает радиостанцию, автономное переговорное устройство и антенну для связи. Второе состоит из приборов ближней навигации и посадки, компаса, высотомера и маркерного радиоприемника. Третье включает комплект СР0-2М, антенны и пульт управления со щитком «взрыв-бедствие».

Кислородное оборудование

L-39 отличается двухместной гермокабиной с вентиляцией, пневматическими шлангами и воздушным наддувом. Кондиционирование стандартное, подразумевающее смешивание горячих и холодных потоков воздуха. С помощью регулятора давления свободная вентиляция осуществляется при условии нахождения самолета на высоте до 2 км, после чего наддув возрастает. Также имеется кондиционирование индивидуального типа для каждого пилота, причем она присутствует даже на костюмах. На учебных L-39 устанавливают специальное оборудование ККО-5, работающее на высоте до 40 км.

Средства аварийного покидания самолёта

Спереди и сзади кабины установлены специальные элементы, отвечающие за откидывание фонаря. Катапультная установка включает кресло с парашютом, стреляющий механизм и ракетный двигатель. Чтобы при одновременном выбросе пилоты не столкнулись, применяется электрическая система для порядкового пуска. Если самолет используется над водой, то экипажу выдаются спасательные жилеты.

Вооружение

В самолете может быть использовано бомбардировочное вооружение и ракетное управляемое или неуправляемое. На борту присутствует прицельное и фотоконтрольное оборудование, обеспечивающее точное поражение целей при сбросе бомб, правильное наведение ракет и фотофиксацию действий.

Вооружение Aero L-39 Albatros

Вооружение подвешивается на двух балочных держателях, на которые можно установить одиночные ракеты, многоствольные блоки или пусковые устройства. Также в самолете установлены сигнальные ракеты. Применять оружие возможно только при скорости свыше 310 км/ч, а инструктор может заблокировать определенные цели при необходимости.

Содержание

  • 1 Назначение
  • 2 Краткое описание конструкции 2.1 Фюзеляж
  • 2.2 Крыло
  • 2.3 Хвостовое оперение
  • 2.4 Шасси самолёта
  • 2.5 Силовая установка.
  • 2.6 Топливная система
  • 2.7 Противопожарная система
  • 2.8 Гидравлическая система
  • 2.9 Электрооборудование
  • 2.10 Приборное и пилотажно-навигационное оборудование
  • 2.11 Радиоэлектронное оборудование
  • 2.12 Высотное, кислородное оборудование и специальное снаряжение
  • 2.13 Аварийно-спасательное снаряжение
  • 2.14 Вооружение
  • 3 Модификации
  • 4 Технические характеристики
      4.1 Вооружение
  • 5 Эксплуатация
      5.1 Состоит на вооружении
  • 5.2 Состоял на вооружении
  • 5.3 Гражданские операторы
  • 6 Галерея
  • 7 Самолёты-памятники и музейные экспонаты
  • 8 В популярной культуре
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки
  • Модификации

    За время разработки и эксплуатации L-39 было выпущено более десяти вариантов. Некоторые из них остались проектами, не попавшими на конвейер. Больше всего было выпущено самолетов в базовой модификации. Она предназначалась для обучения пилотов.

    Модификации L-39: • L-39C – базовая версия самолета, применялась для первичной и основной летной подготовки. • L-39CM – модернизированная модель L-39C. Она получила некоторые доработки, улучшающие эксплуатацию. • L-39ZO – учебная модификация с наличием на борту вооружения на четырех подвесках. Была разработана в 1976 году, может применяться в виде легкого штурмовика. • L-39ZA – улучшенная версия 39ZO, получившая под фюзеляжем дополнительную пушку ГШ-23 с двумя стволами. • L-39ZAM – модернизация вооруженного учебного самолета с пушкой ГШ-23. Отличалась внесением мелких изменений. • L-39V – специальная модель L-39, оборудованная для осуществления буксировки воздушных мишеней, использующихся для обучения стрельбе. • Л-39Д – украинский L-39, предназначенный для гражданской эксплуатации. Отличается полной демилитаризацией. • Л-39М1 – учебная версия самолета из Украины с замененным двигателем на АИ-25ТЛШ с повышенной тягой и улучшенными ЛТХ. Выпущена в 2009 году. • Л-39М – новый украинский L-39 с бортовым тренажером БТК-39, позволяющим создать имитацию работы прицельного комплекса МиГ-29. Используется с 2020 года. • L-39MS (L-59 Super Albatros) – версия самолета с турбореактивным двигателем DV-2 с повышенной тягой. Новой электронной начинкой и улучшенной катапультой. • L-159 – самолет, основанный на базе L-59, стал идейным продолжением L-39 и получил двигатели F124. Был представлен в 2001 году. • L-39NG – опытный образец самолета на двигателе Williams FJ44. Находится на стадии государственных испытаний.

    Использовав конструкцию L-39, румынские изобретатели разработали свой самолет IAR-99 для обучения летчиков. Он условно тоже может считаться одной из модификаций чехословацкого учебного самолета. В эксплуатацию его ввели в 1987 году, заменив имеющиеся L-29 на L-39.

    Назначение

    Л-39 — это учебно-тренировочный самолёт, предназначенный для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей. С рабочего места инструктора возможна имитация некоторых отказов, также с целью обучения предусмотрена экипировка курсанта в различные типы лётного и высотного снаряжения.

    В состав обучающего комплекса также входят пилотажный тренажер TL-39 и тренажер для отработки навыков катапультирования NKTL-29/39.

    Страны-эксплуатанты и боевое применение

    Последние сведения о работоспособных и эксплуатируемых L-39 датируются 2020 годом. На тот момент он стоял на вооружении 37-и стран, включая Россию, Украину, Белорусь, Азербайджан, Грузию, КНДР, Египет, Чехию и Болгарию. Ранее самолет использовался Ираком, Латвией, Венгрией, Румынией и рядом других государств.


    Основным применением для L-39 стало обучение пилотов. Но возросшая популярность, сочетающаяся с легкой управляемостью, привлекла внимание к самолету в качестве спортивной машины. Он использовался пилотажными группами из США, Канады, Франции, Латвии и России.

    Самолеты участвовали в гражданской войне в Ливии, где произошел конфликт между двумя племенами. Также L-39 применялись в ходе боевых действий на территории Афганистана. Тогда на них совершили 11 вылетов. Несколько раз самолет использовался военными Эфиопии для выполнения различных задач.

    L-39 сумел превзойти L-29, на котором был основан, и получил много положительных отзывов от пилотов. Он отличился простотой управления и хорошими характеристиками, которые позволили обучать будущих летчиков с максимальной результативностью. Многие страны используют этот самолет до сих пор, что говорит о его успехе на мировом рынке. Не исключено, что тестируемый L-39NG получит не меньшую популярность и будет закуплен многими странами для использования в учебных заведениях.

    Эксплуатация

    Состоит на вооружении

    • Республика Абхазия Республика Абхазия — 4 L-39, по состоянию на декабрь 2009 года
    • Азербайджан Азербайджан — 12 L-39, по состоянию на 2016 год[12]
    • Алжир Алжир — 36 L-39ZA и 7 L-39С, по состоянию на 2016 год[13]
    • Ангола Ангола — 2 L-39С, по состоянию на 2020 год[14]
    • Армения Армения — 4 L-39, по состоянию на 2020 год[15]
    • Бангладеш Бангладеш — 7 L-39ZA, по состоянию на 2016 год[16]
    • Белоруссия Белоруссия — 10 L-39, по состоянию на 2016 год[17]
    • Болгария Болгария — 6 L-39ZA, по состоянию на 2020 год[18]
    • Вьетнам Вьетнам — 18 L-39, по состоянию на 2020 год[19]
    • Гана Гана — 2 L-39ZO, по состоянию на 2020 год[20]
    • Грузия Грузия — 4 L-39, по состоянию на 2020 год[21]
    • Египет Египет — 10 L-39, по состоянию на 2020 год[22]
    • Йемен Йемен — неизвестное количество L-39C, по состоянию на 2016 год[23]
    • Камбоджа Камбоджа — 5 L-39, по состоянию на 2020 год[24]
    • Казахстан Казахстан — 17 L-39, по состоянию на 2016 год[25]
    • Киргизия Киргизия — 4 L-39, по состоянию на 2020 год[26]
    • КНДР КНДР — 12 L-39, по состоянию на 2012 год[27]
    • Куба Куба — 25 L-39, по состоянию на 2020 год[28]
    • Ливия Ливия — некоторое количество L-39ZO, по состоянию на 2016 год[29]
    • Литва Литва — 1 L-39ZA , по состоянию на 2020 год[30]
    • Мозамбик Мозамбик — 1 L-39, по состоянию на 2020 год[31]
    • Нигерия Нигерия — 23 L-39, по состоянию на 2020 год[32]
    • Никарагуа Никарагуа — 6 L-39, по состоянию на 2012 год
    • Россия Россия — 154 L-39, по состоянию на 2020 год[33]
    • Словакия Словакия — 6 L-39CM, 2 L-39ZAM и 5 L-39ZA, по состоянию на 2020 год[34]
    • Таиланд Таиланд — 27 L-39ZA, по состоянию на 2020 год[35]
    • Таджикистан Таджикистан — 4 L-39, по состоянию на 2016 год[36]
    • Того Того — 6 L-39, по состоянию на 2020 год[37]
    • Туркмения Туркмения — 2 L-39, по состоянию на 2020 год[38]
    • Тунис Тунис — 9 L-59, по состоянию на 2012 год
    • Уганда Уганда — 3 L-39, по состоянию на 2020 год[39]
    • Украина Украина — 36 L-39, по состоянию на 29. 09.2017г [40]
    • Узбекистан Узбекистан — 14 L-39, по состоянию на 2016 год[41]
    • Чехия Чехия — 9 L-39ZA, по состоянию на 2020 год[42]
    • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 L-39C, по состоянию на 2020 год[43]
    • Эстония Эстония — 2 L-39C, по состоянию на 2020 год[44]
    • Эфиопия Эфиопия — 12 L-39, по состоянию на 2020 год[45]

    Состоял на вооружении

    • Афганистан Афганистан — 3 L-39С в настоящее время находятся на хранении на основой базе афганских ВВС в международном аэропорту Кабула, 26 L-39 стояли на вооружении с 1977 по 2001 год.
    • Болгария Болгария — 12 L-39ZA
    • Венгрия Венгрия — 20 L-39ZO
    • Ирак Ирак — 22 L-39C и 59 L-39ZO
    • Латвия Латвия
    • Румыния Румыния — 32 L-39
    • СССР СССР — 2080 L-39C (после распада СССР перешли в собственность к новообразовавшимся государствам)
    • Чад Чад — 11 L-39ZO
    • Чехословакия Чехословакия — 33 L-39C, 30 L-39ZA, 8 L-39V и 6 L-39MS

    Гражданские операторы

    • СССР СССР — использовались в ДОСААФ
    • Канада Канада — 2 L-39 использовались в составе пилотажной группы Northern Lights Aerobatics Team
      в 2000 году[46]
    • Россия Россия — пилотажная группа «Русь» и пилотажная группа «Регион»
    • Латвия Латвия — 5 L-39 пилотажная группа «Baltic Bees»
    • США США — пилотажная группа «Патриоты»
    • Франция Франция — 7 L-39 в составе пилотажной группы «Брайтлинг»
    • США США — пилотажная группа «Black Diamond»

    Пластик

    Пластик темно-серого цвета. К сожалению, технология ЛНД имеет свои ограничения, и это заметно. Первое, что бросается в глаза, это массивные толстые рамки литников

    Питатели также имеют приличную толщину, потому отделять детали придется с особой осторожностью. Утяжин вроде бы не заметил

    Просматривается небольшой облой на отдельных деталях. Крой внутренний, не очень тонкий, но и не траншейный. Но мелочевка выглядит несколько замыленной. Кроме того, антенны и ПВД имеют неприлично немасштабную толщину. Еще при фотографировании со вспышкой под углом заметил какой-то странный эффект: то ли пластик слоящийся, то ли на нем просматриваются незаполированные следы обработки формы инструментом – много-много мелких царапин. Что интересно, невооруженным глазом это все не заметно. Полагаю, если это не последствия слоящегося пластика, после грунтовки и покраски от этих царапин не должно остаться и следа. Что еще стоит отметить. Сопло сделано с браком, оно не сквозное и имеет толстую глухую стенку с наростом приличных размеров в том месте, где должно быть сквозное отверстие. В инструкции эта деталь, кстати, указана как неиспользуемая. Зато дается дополнительный прозрачный литник с соплом. Не знаю, так это задумано или это брак, но внутри него просматривается пустота – пузырек, выходящий на поверхность. Если это так и задумано, то ничего. А вот если брак, то шпаклевать и выравнивать поверхность в таком месте – занятие из приятных. Чтобы довести сопло из серого пластика до ума, также придется приложить немало усилий, потому ситуация с данной деталью выглядит патовой. Фонарь, естественно для ЛНД, толстенный. И что не очень приятно, он не гладкий, а с какими-то мелкими дефектами. Либо заменить на ваку, либо полировать и полировать.

    Рекомендации

    Список используемой литературы

    • Корриган, Питер. Marine J СБС: Восточно – Африканская миссия
      . Bloomsbury Publishing, 2020. ISBN 1-4728-1671-4 .
    • Холмс, Тони. Корпус морской пехоты США и РАФ Hornet Units операции по освобождению Ирака
      . Bloomsbury Publishing, 2012. ISBN 1-7820-0733-4 .
    • Карп, Regina Коуэн. Центральная и Восточная Европа: проблемы переходного периода
      . Oxford University Press, 1993. ISBN 0-1982-9169-8 .
    • Поцелуй, Юдит. Оборонная промышленность в Центральной и Восточной Европе: Реструктуризация и конверсия
      . SIPRI, 1997. ISBN 0-1982-9280-5 .
    • Озеро, Джон (2000). “Aero L-39 Albatros Family: Вариант Briefing”. Всемирный журнал Air Power
      . Лондон: Aerospace Publishing.
      43
      : 116-131. ISBN 1-86184-055-1 .
    • Сили, Роберт. Российско-чеченский конфликт, 1800-2000: Смертельное Объятие
      . Психология Press, 2001. ISBN 0-7146-4992-9 .
    • Тейлор, Джон WR Aircraft Джейн Все в мире 1988-89
      . Coulsdon, Великобритания: данные Джейн обороны, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
    • Mladějovský, Джозеф (1988). Nebe про Альбатрос: Капитолий о inženýru Ян Vlčkovi, českém leteckém konstruktéru
      [
      Небо для Albatros: Главы О Инже. Ян Влчек, Чешская авиаконструктор
      ] (на чешском языке ). Прага: Naše vojsko.
    • Уилкинсон, Стефан. Человек и машина
      . Rowman & Литтлфилд, 2005. ISBN 1-5992-1679-5 .

    Примечания

    1. 123
      L-39 Albatros / L-59 Super Albatros на сайте производителя Архивировано 26 января 2013 года..
    2. Чугуевский авиаремонтный завод предлагает Л-39Д
    3. Украинские авиаторы получили 2 одесских самолёта (Фото) // «Думская.NET» от 20 декабря 2011.
    4. Украинская армия получила новый самолёт // «Корреспондент.NET» от 19 ноября 2009.
    5. Укроборонпром. Итоги-2013 // «Defense Express», № 4, апрель 2014. с. 4.
    6. В Крыму проходят государственные испытания новой версии самолёта Л-39М // «Украина промышленная» от 31 августа 2013.
    7. Наказ Міністерства оборони України № 100 від 04.03.2015 «Про прийняття на озброєння Збройних Сил України учбово-тренувального літака Л-39М».
    8. полковник М. Крылов. Военно-воздушные силы Румынии // журнал «Зарубежное военное обозрение», № 3 (840), март 2020. стр.58-65
    9. Aero Vodochody introduces the L-39NG: the next generation of the legendary jet trainer.
    10. В Чехии представили новую модификацию легендарного самолёта (рус.). cznews.info. Проверено 12 октября 2020.
    11. АИ-25ТЛ.
    12. The Military Balance 2020,p.180
    13. The Military Balance 2020,p.321
    14. The Military Balance 2020,p.430
    15. The Military Balance 2020,p.179
    16. The Military Balance 2020,p.236
    17. World air forces 2020 (Flightglobal),p.12
    18. The Military Balance 2020,p.83
    19. The Military Balance 2020,p.298
    20. The Military Balance 2020,p.448
    21. World air forces 2020 (Flightglobal),p.19
    22. The Military Balance 2020,p.326
    23. The Military Balance 2020,p.360
    24. The Military Balance 2020,p.239
    25. The Military Balance 2020,p.186
    26. The Military Balance 2020,p.187
    27. OrBat North Korea — MilAvia Press.com: Military Aviation Publications. Проверено 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
    28. The Military Balance 2020,p. 394
    29. The Military Balance 2020,p.343
    30. The Military Balance 2020,p.117
    31. World air forces 2020 (Flightglobal),p.24
    32. The Military Balance 2020,p.462
    33. The Military Balance 2020,p.193,195
    34. The Military Balance 2020,p.137
    35. The Military Balance 2020,p.295
    36. The Military Balance 2020,p.202
    37. World air forces 2020 (Flightglobal),p.32
    38. The Military Balance 2020,p.204
    39. The Military Balance 2020,p.475
    40. The Military Balance 2020,p.206
    41. The Military Balance 2020,p.208
    42. The Military Balance 2020,p.88
    43. The Military Balance 2020,p.443
    44. World air forces 2020 (Flightglobal),p.17
    45. The Military Balance 2020,p.446
    46. Pure Jet Experience
    47. Военно-исторический музей воздушных сил Вооружённых Сил Украины
    48. Конотопский музей авиации Архивировано 4 октября 2011 года.
    49. [1][2] Разъездной круг, при въезде в Тихорецк, со стороны Краснодара.
    50. Чтобы помнили… Листок (газета)

    Выводы

    Что имеем в итоге? Я специально не делаю никаких выводов в плане того, чья модель, ЮФ или Eduard, лучше. Пусть это каждый решает за себя. Одна модель в чем-то лучше, в чем-то хуже другой. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Потому каждый сам пусть делает свой выбор, что предпочесть. Я же только показываю фото и констатирую факты, не более того. Модель ЮФ выглядит вполне нормально для ЛНД и может быть доведена до ума. Разве что потребуется на это больше усилий, чем на доработку модели от Eduard. Снова же, не стоит забывать, что «Альбатрос» – практически родной для советского летчика самолет, с ним связано много воспоминаний, особенно с периодом обучения в летном училище… Потому несмотря на все недостатки модели, она будет востребована отечественным моделистом. Павлыгин Александр (foxbot).

    Коробка

    Коробка имеет следующие размеры 280х185х45. Низ из плотного картона, верх из обычного картона. Увы, прочность упаковки вызывает сомнения. Ни пересылку, ни хранение коробка вряд ли может обеспечить. Сама по себе модель небольшая, потому места в коробке хватит на пару таких моделей. И еще останется. Боксарт. На коробке изображен L-39 б/н 83 в полете. Здесь же размещены логотип компании, название самолета на русском и английских языках Л-39 Альбатрос / L-39 Albatros, масштаб модели 1/72, а также номер модели по каталогу 72003. На торцах дублируется информация с верха. На одной боковине коробки боксарт и адрес компании на английском и русском языках. На другой боковине даются картинки ассортимента компании. В коробке находятся 4 литников, два из которых прозрачные, инструкция, цветной вкладыш со схемой нанесения декали и сама декаль.

    Самолеты на дисплее

    Чехия

    • 230107 – L-39C на статической экспозиции в Национальном техническом музее в Праге .
    • 230108 – L-39C на статическом дисплее на базе Часлав воздуха в Часлави, Центральной Богемии .

    Литва
    931531 – L-39C , как 01 Синий на статической экспозиции в музее Литвы авиации в С. Дариуса и С. Гиренаса аэропорта (EYKS) Каунаса .

    Соединенные Штаты

    • 430405 – L-39C на статической экспозиции в Южном музее авиации в Бирмингеме, штат Алабама .
    • 533526 – L-39C на статической экспозиции в музее Хиллера авиации в Сан – Карлос, Калифорния .
    • 131907 – L-39C на статическом дисплее на Титон авиационного центра в Driggs, Айдахо .

    Ссылки

    • L-39 Albatros / L-59 Super Albatros на сайте производителя
    • Штурмовик космонавтов Сюжет студии Роскосмоса на телеканале Россия 24. 30 ноября 2013 года.
    Самолёты компании Аэро Водоходы (Aero Vodochody)
    • Ae 01
    • Ae 02
    • Ae 03
    • Ae 04
    • Ae 10
    • A.11
    • A.12
    • A.14
    • A.15
    • A.17
    • A.18
    • A.19
    • A.20
    • A.21
    • A.22
    • A.23
    • A.24
    • A.25/A.125
    • A.26
    • A.27
    • A.29
    • A.30/A.130/A.230/A.330/A.430
    • A.32
    • A.34/A.134
    • A.35
    • A.38
    • A.42
    • A.46
    • A.100
    • A.101
    • A.102
    • A.104
    • A.200
    • A.204
    • A.300
    • A. 304
    • Ae 45/145
    • Ae 50
    • Ae 270
    • L-29
    • L-39
    • L-59/L-159
    • L-60

    Декаль

    Декаль, как я сказал ранее, отпечатана Бегемотом из Ростова-на-Дону. Так что сомневаться в качестве печати не приходится. Декаль содержит семь вариантов, причем шесть из них советские и один российский:

    1. б/н «белый 90», с орлом на носу, Борисоглебское ВВАУЛ;
    2. б/н «белый 41 с красной каймой», Борисоглебское ВВАУЛ;
    3. б/н «белый 21», с глазами на носу, Борисоглебское ВВАУЛ;
    4. б/н «белый 72», Иркутское ВВАИУ;
    5. б/н «синий 75», Армавирский учебно-авиационный центр ВВС РФ;
    6. б/н «белый 83 с красной каемкой», Краснодарское ВВАУЛ;
    7. б/н «синий 82», 802 УАП, г. Батайск.

    В декали больше половины листа занимает техничка. Приборки и боковые панели также даны декалью. К сожалению, последние при печати немного смазались. В любом случае, приборки все равно предпочтительнее делать травленными.

    Интересные книги | Страница 9

    ars
    Участник