В городах Ростовской области на улицах появилась реклама с призывом вступать в ЧВК Вагнера
238-й день войны в Украине. Главные новости 19 октября. Обновляется
Путин ввел военное положение на аннексированных территориях Украины. Что это значит по законам РФ?
«Выкручивают лампочки». Почему в Британии могут закрыть программу по приему украинских беженцев
Китайский вопрос. Какова позиция Пекина по войне в Украине и почему в Киеве активизируют контакты с Тайванем
Бьют по энергетике, метят по отоплению. Что происходит с энергосистемой Украины после новых ракетных атак
Дыхание ядерной войны. Как 60 лет назад разрешился Карибский кризис и какие есть параллели с войной в Украине
Первый арест в деле Кирилла Шевченко. Как НАБУ и САП раскручивают уголовное дело, где фигурирует экс-глава НБУ
Главное
Бьют по энергетике, метят по отоплению. Что происходит с энергосистемой Украины после новых ракетных атак
Видео
Как смотреть «Страну» и «Ясно. Понятно» в Украине. Новый выпуск блога Олеси Медведевой
Популярное
1
237-й день войны в Украине. Что происходит 18 октября. Обновляется
2
В Киеве разбомбили ТЭЦ, поражена треть электростанций, влияние на фронт мобилизации в РФ. Итоги 237-го дня
3
238-й день войны в Украине. Главные новости 19 октября. Обновляется
4
Зеленский уволил посла в Казахстане после скандального интервью
5
Командующий «спецоперацией» России Суровикин впервые рассказал о положении дел в зоне боевых действий. Видео
Реклама с призывом вступать в «ЧВК Вагнера». Фото «Радио Свобода»
В городах Ростовской области на улицах появилась реклама с призывом вступать в «ЧВК Вагнера». Фото публикует «Радио Свобода», а также российские журналисты.
Сообщается, что указанный в объявлении мобильный номер, судя по приложению для определения номеров, записан у других абонентов как «Вагнер».
Отмечается, что официально в России ЧВК не разрешены, а наёмничество является уголовным преступлением.
Но ЧВК «Вагнера» уже давно ведёт свою деятельность совершенно в открытую, а куратор ЧВК, близкий к Путину бизнесмен Евгений Пригожин лично агитирует вступит в ряды «Вагнера» заключённых в российских колониях.
Ранее ВВС провело расследование по факту вербовки российских заключенных куратором ЧВК «Вагнер». Напомним, британская разведка считает, что на кадровые проблемы указывает вербовка среди российских заключенных, которую проводит ЧВК «Вагнер», а также тот факт, что российские военные академии сокращают срок обучения курсантов. Разведка Британии полагает, что кадетов могут перебросить на войну в Украине.
Ранее «Страна» сообщала, что 15 сентября около 400 осуждённых были вывезены из колоний Тамбовской области в учебку на юг России, где их будут готовить к отправке на фронт в Украину.
Также мы публиковали видео, как заключённый в российской колонии собирается на войну в Украину.
Тем временем война в Украине продолжается уже 208-й день. «Страна» следит за происходящим 19 сентября в обновляемом материале.
Также мы подводили итоги 207-го дня войны. Генштаб ВСУ сообщал об атаках противника в районе Купянска и Гоптовки в Харьковской области. ВСУ продолжали заходить на левый берег Оскола, где россияне пытаются выстроить новую линию обороны. Зеленский в интервью Reuters не исключил, что Украина может вернуть Крым невоенным способом. А по данным Business Insider, в НАТО считают, что РФ усилит боевые действия, особенно с применением обычных вооружений, уничтожая инфраструктуру по всем направлениям.
Карты вторжения, главные новости, фото и видео публикуются в Telegram-канале «Политика Страны».
Чтобы всегда быть в курсе самого важного, рекомендуем скачать наши приложения в AppStore и Google Play.
Олеся Медведева в блоге «Ясно. Понятно» рассказывает о том, как меняется позиция незападных стран по войне в Украине.
Читайте Страну в Google News — нажмите Подписаться
Главные статьи
«Дыры на полках станут больше»
Как работает бизнес при веерных отключениях и грозит ли Украине дефицит еды
От Маска до Эрдогана
Почему в мире вновь говорят о переговорах по прекращению войны в Украине и реально ли это
«Угроза ядерного удара сильно возросла»
Что пишут западные СМИ о ракетной атаке по Украине
«Веерные отключения и угроза блэкаута»
Что происходит с украинской энергосистемой после российских атак
Месть за мост
Что означает самая масштабная ракетная атака России за все время войны
«Есть риск ядерной войны. Это ужасно для Украины и мира»
Что означает «план Илона Маска» и почему он появился
Лента соцсетей
Янина Соколовская
Пушкина назначили виновным в обстрелах Киева
Мы снова не различаем, где наши враги, а где — наша история
Вадим Денисенко
Режим Путина подошел к пределу своих возможностей
Именно поэтому нам будет неимоверно сложно в ближайшие недели
Денис Иванеско
Атака на медиа идет под фальшивым флагом требований ЕС
На самом деле, главное тут — хотелки власти прикрыть рот неугодным
Евгений Ясенов
Жаль, что Горбачев не стал советской версией Дэн Сяопина
Но он дал стране ощущение огромной свободы — и это незабываемо
Деньги
Наступает худший с 1949 года обвал рынка государственного долга в странах Запада — Bloomberg
«Девальвационные ожидания нарастают». Украинцы впервые с начала войны купили валюты больше, чем продали
НБУ усиленно печатает гривню и выкупает ею ОВГЗ для покрытия дефицита госбюджета
Валютчикам могут снизить налоги за курс ниже 40 грн/$. О чем владельцы обменок договорились с НБУ
Выбор страны
«Санкции стали бизнесом». Как вносятся ошибки и «исправления» в санкционные списки СНБО
Надоело пахать. Почему в мире нарастает тенденция к отказу от работы и как это меняет рынок труда Украины
Женщин — в окоп. Как журналистка «Страны» становилась на воинский учет в киевском военкомате
Голодные дети. Почему в школах и детсадах не хотят питаться по новому меню от Елены Зеленской
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года
Государства — участники настоящей Конвенции,
вновь подтверждая цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций1 ,
отдавая себе отчет в том, что наемники вербуются, используются, финансируются и обучаются для деятельности, нарушающей такие принципы международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов,
подтверждая, что вербовка, использование, финансирование и обучение наемников должны рассматриваться как преступления вызывающие серьезную озабоченность всех государств, и что любое лицо, совершающее любое из таких преступлений, подлежит либо судебному преследованию, либо выдаче,
будучи убеждены в необходимости развивать и усиливать международное сотрудничество между государствами в целях предупреждения таких преступлений, преследования и наказания за них,
выражая озабоченность по поводу новых международных незаконных видов деятельности, объединяющих торговцев наркотиками и наемников в совершении насильственных действий, которые подрывают конституционный порядок государств,
будучи убеждены также, что принятие конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников будет способствовать искоренению этой отвратительной деятельности и тем самым соблюдению целей и принципов, закрепленных в Уставе,
сознавая, что вопросы, не подпадающие под действие такой конвенции, будут по-прежнему регулироваться нормами и принципами международного права,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции:
1.
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
с) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
е) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.
2. Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:i) свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
с) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей; и
е) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
Статья 2
Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, определение которых содержится в статье 1 настоящей Конвенции, совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции.
Статья 3
1. Наемник, согласно определению, содержащемуся в статье 1 настоящей Конвенции, который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, в зависимости от обстоятельств, совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции.
2. Ничто в настоящей статье не ограничивает сферу применения статьи 4 настоящей
Конвенции.
Статья 4
Преступление совершает любое лицо, которое:
а) пытается совершить одно из преступлений, указанных в настоящей Конвенции;
b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в настоящей Конвенции.
Статья 5
1. Государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников и запрещают такую деятельность в соответствии с положениями настоящей Конвенции,
2. Государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом, и принимают в соответствии с международным правом надлежащие меры по предотвращению вербовки, использования, финансирования или обучения наемников для этой цели.
3. Государства-участники предусматривают соответствующие наказания за преступления, указанные в настоящей Конвенции, с учетом тяжести этих преступлений.
Статья 6
Государства-участники сотрудничают в предотвращении преступлений, указанных в настоящей Конвенции, в частности путем:
а) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений в пределах или вне пределов их территорий, включая запрещение незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют или участвуют в совершении таких преступлений;
b) координации, в случае необходимости, принятия административных и других мер для предотвращения совершения таких преступлений.
Статья 7
Государства-участники сотрудничают в принятии необходимых мер для осуществления настоящей Конвенции.
Статья 8
Любое государство-участник, имеющее основания полагать, что совершено, совершается или будет совершено одно из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, предоставляет в соответствии со своим национальным правом непосредственно или через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций соответствующую информацию затронутым государствам-участникам сразу же после ее получения.
Статья 9
1. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут быть необходимы для установления его юрисдикции в отношении любого из указанных в настоящей Конвенции преступлений, которые совершены:
а) на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;
b) любым из его граждан или, если это государство считает это приемлемым, теми лицами без гражданства, которые обычно проживают на его территории.
2. Каждое государство-участник принимает также такие меры, какие могут быть необходимы для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статьях 2, 3 и 4 настоящей Конвенции, в случаях, когда предполагаемый преступник находится на его территории и оно не выдает его какому-либо из государств, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.
3. Настоящая Конвенция не исключает применения любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным правом.
Статья 10
1. Убедившись, что обстоятельства того требуют, любое государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу или принимает такие другие меры, которые обеспечивают его присутствие до тех пор, пока это необходимо для того, чтобы возбудить уголовное преследование или предпринять действие по выдаче. Такое государство-участник немедленно проводит предварительное расследование фактов.
2. Когда государство-участник, в соответствии с настоящей статьей, заключает лицо под стражу или принимает такие другие меры, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи, оно безотлагательно уведомляет непосредственно или через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций:
а) государство-участника, на территории которого было совершено преступление;
b) государство-участника, против которого было направлено преступление или покушение на преступление;
с) государство-участника, гражданство которого имеет физическое или юридическое лицо, против которого было направлено преступление или покушение на преступление;
d) государство-участника, гражданином которого является предполагаемый преступник или, в случае если он является лицом без гражданства, на территории которого он обычно проживает;
е) любое другое заинтересованное государство-участник, которое оно считает необходимым уведомить.
3. Любому лицу, в отношении которого принимаются меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется право:
а) безотлагательно связаться с ближайшим соответствующим представителем государства, гражданином которого оно является или которое иным образом правомочно защищать его права, или, если оно является лицом без гражданства, государства, на территории которого оно обычно проживает;
b) посещения представителем этого государства.
4. Положения пункта 3 настоящей статьи не наносят ущерба праву любого государства-участника, претендующего на юрисдикцию в соответствии с пунктом 1b статьи 9, просить Международный комитет Красного Креста связаться с предполагаемым преступником и посетить его.
5. Государство, которое производит предварительное расследование, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, незамедлительно сообщает о полученных им данных государствам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, и указывает, намерено ли оно осуществить юрисдикцию.
Статья 11
Любому лицу, в отношении которого осуществляется судебное разбирательство в связи с любым из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, гарантируется на всех стадиях разбирательства беспристрастное обращение и все права и гарантии, предусмотренные законодательством соответствующего государства. Необходимо обеспечивать учет применимых норм международного права.
Статья 12
Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено преступление на его территории или нет, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в соответствии с законодательством этого государства. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в отношении любого другого тяжкого преступления, действуя в соответствии с законодательством этого государства.
Статья 13
1. Государства-участники оказывают друг другу наиболее полную помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, указанных в настоящей Конвенции, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства. Во всех случаях применяется законодательство государства, к которому обращена просьба о помощи.
2. Положения 1 настоящей статьи не затрагивают обязательств в отношении взаимной судебной помощи, закрепленных в любом другом договоре.
Статья 14
Государство-участник, на территории которого предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщает в соответствии со своим законодательством об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет эту информацию другим заинтересованным государствам.
Статья 15
1. Преступления, указанные в статьях 2, 3 и 4 настоящей Конвенции, считаются подлежащими включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, существующий между государствами-участниками. Государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними.
2. Если государство-участник, которое обусловливает выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может по своему усмотрению рассматривать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи в отношении этих преступлений. Выдача производится в соответствии с другими условиями, предусматриваемыми законодательством государства, к которому обращена просьба о выдаче.
3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой эти преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством государства, к которому обращена просьба о выдаче.
4. Преступления рассматриваются для целей выдачи, осуществляемой государствами-участниками, как совершенные не только в том месте, где они произошли, но и на территории государств, которые обязаны установить свою юрисдикцию в соответствии со статьей 9 настоящей Конвенции.
Статья 16
Настоящая Конвенция применяется без ущерба для:
a) норм, касающихся международной ответственности государств;
b) права вооруженного конфликта и международного гуманитарного права, включая положения, касающиеся статуса комбатантов или военнопленных.
Статья 17
1. Любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, передается по просьбе одного из них на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня подачи просьбы об арбитраже стороны не в состоянии прийти к согласию по вопросу об организации арбитража, по просьбе любой из этих сторон спор может быть передан в Международный Суд в соответствии со Статутом Суда.
2. Каждое государство может при подписании или ратификации настоящей Конвенции или при присоединении к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положениями пункта 1 настоящей статьи. Другие государства-участники не будут связаны положениями пункта 1 настоящей статьи в отношении любого государства-участника, сделавшего такую оговорку.
3. Любое государство-участник, сделавшее оговорку в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Статья 18
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами до 31 декабря 1990 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
3. Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 19
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать вторым государством ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после сдачи на хранение двадцать вторым государством ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 20
1. Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
2. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после даты получения уведомления Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.
Статья 21
Подлинник настоящей Конвенции, тексты которой на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который рассылает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам.
В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
1Резолюция 2625 (XXV), приложение.
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение № 49 (A/44/49), стр. 425–428.
Частная армия в России: пока вне закона
Автор Сергей в . Опубликовано Новости
При задержании россиян в Белоруссии в ходе официальных переговоров представители КГБ четко определили, что обнаруженные лица — представители российской частной армии или ЧВК Варгнера. Это уже стало именем нарицательным, которым обозначают всех вооруженных россиян, замеченных за границей.
С российской стороны заявляют: частной армии в России нет, есть лишь охранные предприятия, ЧОПы, частные охранные фирмы с правом ношения и применения оружия. Иные вооруженные формирования в частном секторе не предусмотрены, а задержанные — всего лишь охранники, ехавшие транзитом через Белоруссию. Кто прав? И на каком основании российские граждане носят военную форму и оружие за рубежом?
Частные военные компании вне закона
На самом деле, законопроекты о военных компаниях уже трижды пытались внести на рассмотрение в Госдуму. И все три раза окончились ничем. Хотя отрицать наличие подобных формирований уже невозможно, а создавшиеся подразделения и их деятельность остро нуждается в легализации и хоть каком-то законодательном регулировании, тем не менее власти достаточно вяло саботируют этот вопрос, предпочитая не замечать очевидного.
Попытка номер 1
Первый проект пытались «пробить» еще в 2012 году — депутат Митрофанов предложил принять закон «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний». В качестве обоснования актуальности было указано, что многие развитые страны (США, Израиль, Бельгия, Великобритания, ЮАР и др. ), существенно увеличили присутствие своих частных военных компаний в иностранных государствах, и прежде всего это связано с охраной критически важных объектов (высокопоставленных лиц, военных объектов, учреждений и т.д.) Прогнозировался рост объема таких услуг в 1,5 раза. А чем мы хуже? Депутат рассудил, что нам тоже нужна частная российская армия, и, разумеется, законодательное регулирование таковой.
Тем более, что предпосылки уже были, и по сути частная армия России уже действовала за рубежом: российские граждане охраняли объекты российских нефтегазовых компаний Газпрома, Роснефти и госкорпорации Росатом, суда при международных перевозках для защиты от пиратских нападений… Однако из-за того, что де-юре в России нет частных военных компаний, россиянам приходилось наниматься в частные армии других государств, и уже под их эгидой осуществлять охрану объектов. Получается, что Россия из-за законодательного пробела теряла огромные деньги, а россияне охраняли российскую собственность под юрисдикцией другой страны.
Однако законопроект даже не прошел через профильный комитет и был отклонен через месяц.
Попытка номер 2
Еще один проект о частной армии в России попробовали продвинуть в 2014 году, когда начались военные столкновения в Сирии. Тогда законопроект получил название «О частных военно-охранных компаниях». Предпосылками стало участие россиян в охране объектов добычи, хранения и транспортировки нефти: официально они действовали от имени частной гонконгской военной компании, а неофициально назывались ЧВК «Славянский корпус». Во время следования к объекту бойцы попали в засаду, им удалось уйти без потерь, однако в ходе боев один из частников потерял личные документы — и весь мир узнал, что на стороне Сирии действуют российские граждане. Итогом «вахты» за границей стало задержание всех охранников, а двух организаторов вояжа осудили по ст. 359 УК РФ за наемничество.
Именно после этой истории, когда нехватка закона привела к серьезным последствиям, и была предпринята вторая попытка легализации частной российской армии. Однако она снова провалилась. Причина: Минобороны не понравилось, что регулирование деятельности и надзор за частной армией в России предполагалось отдать ФСБ, а не военному ведомству. Именно Федеральная служба безопасности должна была следить за созданием частных военных компаний. ЧВК должны получить лицензию ФСБ, ведомство должно вести реестр таких компаний и контролировать их работу. Фактически, авторы проектов предлагали создать в России частную армию но подконтрольную не военному ведомству, а ФСБ. Кроме Министерства обороны чрезмерное расширение полномочий ФСБ не понравилось и администрации Президента и Правительству РФ. Проект был благополучно похоронен «в стол».
Попытка номер 3
Третий законопроект должен был финишировать в Госдуме уже в 2018 году. На этот раз авторы учли все предыдущие причины отклонения инициатив и запланировали для частной армии в России иную подведомственности: если ранее это должны были быть военизированные аналоги фирмы с лицензией ФСБ, то теперь в качестве контрольно-надзорного ведомства планировалось Минобороны. Проект вроде бы понравился и законодателям, и Правительству, его предварительно поддержали и Министерство иностранных дел (им было бы намного легче объяснить участие россиян в частных военных компаниях при легализации таковых в России), и Министерство обороны (предполагалось, что ЧВК можно было бы привлекать на помощь войскам).
К этому времени все уже знали, что в Сирии находятся «гражданские» из России, которые не имеют к армии никакого отношения, однако используют оружие и ведут деятельность военизированных подразделений. Пока официально власти отрицали участие российских граждан в сирийской войне, в мире такие подразделения стали называть собирательным именем «ЧВК Вагнера».
Проблема нехватки законодательного регулирования уже тогда была очевидной, однако третий законопроект так и не поступил на рассмотрение в Госдуму. О нем больше не говорят. С 2018 года он замер «в столе» чиновников, и вряд ли будет доведен до рассмотрения в Госдуме – сейчас самое неподходящее время, чтобы признавать наличие частных военных компаний. Поэтому любые россияне, задержанные в иностранных государствах с оружием, по-прежнему будут вне закона. На сегодняшний день частной армии в России нет.
Трекбэк с Вашего сайта.
Путинские доверенные лица: исследование использования Россией частных военных компаний
21 сентября 2022 г.
Катрина Доксси, заместитель директора и научный сотрудник проекта «Транснациональные угрозы», дала показания перед подкомитетом Палаты представителей по надзору и реформам национальной безопасности относительно попыток России использовать частные военные компании (ЧВК) для проведения нерегулярных военных операций за рубежом для поддержки стратегических целей и проекта России. Русское влияние.
Смотреть полное свидетельство
Председатель Линч, высокопоставленный член Гротман и уважаемые члены подкомитета по национальной безопасности, спасибо за возможность выступить перед подкомитетом на тему «Доверенные лица Путина: изучение использования Россией частных военных компаний». Как подчеркивается в этом свидетельстве, в последние годы Россия все чаще использует частные военные компании (ЧВК), такие как группа Вагнера, в качестве инструмента нерегулярной войны, чтобы использовать нестабильность во всем мире для достижения своих собственных геополитических, военных и экономических целей.
Тем не менее, российские ЧВК имеют неоднозначный опыт оперативного успеха, они причастны к нарушениям прав человека, вносят свой вклад в региональную нестабильность и грабят природные ресурсы хрупких государств. Эти действия создали для Соединенных Штатов и их партнеров возможности использовать уязвимости России, ограничить распространение российского влияния и привлечь ЧВК к ответственности за незаконную деятельность.
Это свидетельство разделено на три части. В первой представлен краткий обзор российских ЧВК, включая группу Вагнера, а также задачи и цели, которые они чаще всего преследуют. Во втором представлены примеры операций Вагнера в нескольких странах Африки к югу от Сахары, включая их успехи и неудачи, а также эволюцию стратегии российской ЧВК по мере развертывания. Третий касается последствий для Соединенных Штатов.
I. Российские частные военные компании ЧВК, связанные с российским правительством, регулярно предоставляют учебные и оперативные услуги, чтобы распространить влияние Москвы, расширить свое военное и разведывательное присутствие, а также обеспечить доступ к природным ресурсам и другим экономическим выгодам. Согласно исследованию, проведенному для Группы асимметричных боевых действий армии США, «российские ЧВК используются в качестве средства увеличения силы для достижения целей как государственных, так и связанных с Россией частных интересов при минимизации как политических, так и военных издержек». 1
ЧВКапеллируют к Москве на основании их отрицания, отсутствия ответственности государства за их действия, предполагаемой расходуемости по сравнению с российскими силами и более низких затрат. 2 ЧВК технически незаконны по статье 359 УК РФ 1996 года, которая гласит: «Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а также использование его в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет». 3 В связи с этим российские ЧВК не являются юридически зарегистрированными организациями и не платят налоги государству, а значит, не признаются российскими субъектами и официально не существуют. 4
Тем не менее, ЧВК тесно связаны с российскими олигархами, близкими к Путину, такими как владелец Вагнера Евгений Пригожин, и большинство из них действуют через неофициальные связи с российским правительством. Сюда входят Кремль, Министерство обороны России (особенно Главное разведывательное управление или ГРУ), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки (СВР). Вагнер, например, управляет учебным центром рядом с расположением 10-й бригады специального назначения спецназа ГРУ в Молькино, Россия. На следующем спутниковом снимке показана основная база, включая штаб, казармы, воздушно-десантные учебные и полосы препятствий, склад оружия и боеприпасов и другие военные объекты, а также объект Вагнера площадью шесть акров, расположенный к северу от основной базы. Эта база Вагнера включает в себя примерно девять постоянных построек разного размера, а также грузовые автомобили, небольшие грузовики и гражданские автомобили. 5
Россия увеличила использование ЧВК в качестве инструмента внешней политики и нерегулярных боевых действий примерно с 2015 года. Этот рост, вероятно, был вызван желанием Москвы расширить свое влияние после аннексии Крыма в 2014 году, а затем начала войны на востоке Украины, где ЧВК сыграл ключевую роль. 6 Как показано на следующем рисунке, количество стран, в которых действуют ЧВК по всему миру, увеличилось в семь раз в период с 2015 по 2021 год, с 4 стран в 2015 году до 27 в 2021 году. По сообщениям, российские ЧВК в настоящее время действуют в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе. , Азии и Латинской Америке, в том числе в таких странах, как Центральноафриканская Республика (ЦАР), Ливия, Судан, Мали, Сирия, Украина и Венесуэла. Существуют существенные различия в организации, масштабе, ролях, задачах и механизмах финансирования ЧВК в различных развертываниях. Общие задачи включают обучение и оснащение местных сил, боевые действия, безопасность объектов и персонала, сбор разведывательных данных и информационные операции. 7
II. Деятельность Группы Вагнера в странах Африки к югу от СахарыБолее половины стран, в которых действовали российские ЧВК в период с 2016 по 2021 год, находились в Африке к югу от Сахары. В этом регионе Россия нацелилась на богатые ресурсами страны со слабым управлением, включая Судан, ЦАР, Мадагаскар, Мозамбик и Мали. В каждой из этих стран Россия обменивала военную поддержку и поддержку в сфере безопасности на экономические, геополитические и военные выгоды. К ним относятся влияние, права базирования, финансовые контракты и доступ к природным ресурсам, таким как золото, драгоценные камни и запасы энергии. 8
РазвертываниеЧВК в странах Африки к югу от Сахары часто выполняет условия или способствует заключению соглашений о дипломатическом сотрудничестве и сотрудничестве в сфере безопасности с российским государством. Масштабы и возможности развертывания PMC — и соответствующие цели сотрудничества в области безопасности — сильно различаются в зависимости от местоположения. Некоторые развертывания небольшие и состоят примерно из 10–15 военнослужащих, которым поручено содействовать поставкам оружия и обучать местный персонал использованию поставленного из России оборудования. Другие крупнее, предполагают более значительные выгоды для российского государства и могут в какой-то степени быть признаны или одобрены на международном уровне. Например, компания «Вагнер» начала свою деятельность в ЦАР, находящейся под эмбарго ООН на поставку оружия с 2013 г., после того как в декабре 2017 г. ООН предоставила России отказ на отправку инструкторов, оружия и снаряжения в Банги9.0024 9
Москва активизировала свои усилия по заключению соглашений о сотрудничестве со странами Африки к югу от Сахары, проведя свой первый саммит Россия-Африка в Сочи в 2019 году. В настоящее время идет подготовка ко второму саммиту Россия-Африка, который пройдет в Аддис-Абебе, Эфиопия, в Осень 2022 года. Отношения Москвы в Африке стали более важными после вторжения в Украину в 2022 году и последующих санкций против России. Доступ к сырью через концессии на добычу полезных ископаемых и другие экономические возможности в странах-партнерах в Африке могут позволить Москве обойти санкции. Например, подставная компания Meroe Gold, связанная с Вагнером, занимается добычей золота в Судане. Сообщается, что Россия контрабандой вывозит золото из Судана, чтобы поддержать золотую поставку Кремля на сумму 130 миллиардов долларов и уменьшить влияние западных санкций. 10
Однако ЧВК добились разного уровня успеха в разных странах и с разными типами миссий. В большинстве случаев российские ЧВК были больше озабочены достижением собственных геополитических целей и получением финансовой выгоды, чем решением проблем безопасности, для решения которых они были развернуты. Эта динамика усугубляется в тех случаях, когда местный автократический режим больше озабочен использованием российских ЧВК для собственного сохранения, называемого «защитой от переворота», чем для достижения целей безопасности. В оставшейся части этого раздела приводятся примеры развертывания Вагнера в странах Африки к югу от Сахары, которые были относительно успешными, имели смешанный успех или потерпели неудачу.
Одно из самых успешных развертываний Вагнера находится в ЦАР, которая уже десять лет сталкивается с проблемами безопасности со стороны вооруженных повстанческих групп. Первоначально направленный для облегчения передачи оружия и предоставления услуг по обучению и защите, персонал Вагнера стал неотъемлемой частью военных операций по отражению групп повстанцев. Связанные с Вагнером компании также наладили широкомасштабные операции по добыче полезных ископаемых, а также постоянный поток пророссийской пропаганды и дезинформации для продвижения интересов Москвы и обеспечения долговечности своего собственного присутствия. 11
Однако этот «успех» принадлежит преимущественно Вагнеру и режиму Туадеры; местное население страдает от растущего насилия и нарушений прав человека со стороны сотрудников Вагнера. В отчете за июнь 2021 года следователи Совета Безопасности ООН зафиксировали массовые нарушения международного гуманитарного права российскими ЧВК в ЦАР, в том числе чрезмерное применение силы, убийства мирных жителей, изнасилования, пытки, захват школ и массовые грабежи, в том числе гуманитарные. организации. 12 Аналогичная картина нарушений прав человека возникла в Мали, куда Вагнер направился в декабре 2021 года. 13
Другие операции Вагнера имели более неоднозначный успех. Персонал Вагнера был отправлен на Мадагаскар, например, для поддержки и консультирования кандидатов на президентских выборах 2018 года, а также для обеспечения военной подготовки, помощи в обеспечении безопасности и информационных операций. 14 Хотя Вагнер изначально намеревался поддержать кандидатуру действующего президента Хери Раджаонаримампианины на переизбрание, они несколько раз перенаправляли свои усилия между как минимум пятью кандидатами, ни один из которых не прошел предыдущие раунды голосования. 15 Аналитикам PMC не хватало базовых знаний о Мадагаскаре, а у некоторых не было предыдущего опыта проведения политической работы на местах. 16 Эти оперативники в конце концов поддержали победителя, Андри Раджоэлину, в последних раундах выборов — скорее путем устранения, чем стратегии. Помимо политических неудач, добыча полезных ископаемых ЧВК на Мадагаскаре была встречена забастовками рабочих и общественным сопротивлением. Тем не менее, российские оперативники успешно создали новостную платформу для продвижения пропаганды и, вероятно, получили экономическую выгоду от проектов возрождения в Туамасине. 17
Наконец, некоторые развертывания российских ЧВК потерпели полный провал. Около 200 военнослужащих Вагнера прибыли в Мозамбик в сентябре 2019 года, чтобы предоставить оборудование и боевую поддержку для противодействия продолжающемуся исламистскому мятежу в самой северной провинции страны Кабу-Делгаду, а также поддержку пропаганды и дезинформации в обмен на доступ к запасам сжиженного природного газа и другим природные ресурсы, включая алмазы. 18 У Вагнера было мало опыта проведения операций по борьбе с повстанцами в густых зарослях северного Мозамбика и трудности в координации с местными силами, в том числе из-за языкового барьера и взаимного недоверия. 19 После нескольких неудачных совместных наступлений с местными войсками и значительных потерь войска Вагнера отступили на юг в ноябре 2019 года. 20 Хотя в начале 2020 года для поддержки нового наступления прибыли дополнительные войска Вагнера, было уже слишком поздно. 21 В апреле 2020 года Dyck Advisory Group — ЧВК из Южной Африки с большим опытом работы в регионе — была нанята вместо Wagner Group. 22
III. Последствия для СШАРаспространение деятельности российских ЧВК представляет собой умеренную, но вызывающую беспокойство угрозу интересам США и требует скоординированного ответа. ЧВК являются одним из многих вариантов в наборе нерегулярных военных инструментов Москвы, и их следует рассматривать наряду с другими российскими средствами, а также угрозами, исходящими для Соединенных Штатов от таких государств, как Китай, Иран и Северная Корея; террористические группы и другие негосударственные субъекты; и транснациональные вызовы, такие как пандемии, изменение климата и миграция. Основные опасения США, связанные с операциями российских ЧВК, включают:
- Вытеснение присутствия и влияния США и партнеров, включая возможности сбора разведданных;
- Распространение российской военной мощи и разведывательных возможностей, о чем свидетельствуют такие действия, как преследование Москвой военно-морской базы с выходом к Красному морю;
- Дестабилизирующее воздействие на местную и региональную безопасность, что может позволить террористическим организациям и другим насильственным субъектам расширить свою деятельность; и
901:08 Растущая частота столкновений американских военных и сотрудников разведки с российскими войсками ЧВК и полевыми операциями.
ЧВК, такие как группа Вагнера, имеют явные слабости, которыми Соединенные Штаты, их партнеры и союзники вполне могут воспользоваться. Возможности привлечения к ответственности «Вагнера» и других ЧВК включают финансовое таргетирование, подотчетность в соответствии с местным и международным законодательством, прозрачность и обмен информацией, а также предложение жизнеспособных альтернатив помощи.
Финансовый таргетинг: ЧВК ориентированы на получение прибыли и зависят от доходов для своего существования, что делает их уязвимыми для санкций и других финансовых ограничений. Более того, относительная монополия Вагнера на российском рынке ЧВК является уязвимым местом. Соединенные Штаты, Великобритания и Европейский Союз ввели санкции против Пригожина и других лиц, связанных с операциями Вагнера, в том числе из-за их связей с Агентством интернет-исследований и вмешательства в выборы в США. Это похвальный шаг вперед, и расширение многосторонней санкционной кампании против российских ЧВК, вероятно, окажет дальнейшее давление на их способность действовать. Однако финансовые структуры российских ЧВК намеренно усложнены и непрозрачны. Большинство из них полагаются на ряд финансовых посредников, подставных лиц и подставных компаний, чтобы замаскировать свои операции и происхождение. 23 Например, несмотря на наличие слова «группа» в названии, группу Вагнера лучше всего рассматривать как свободную, подпольную сеть компаний и финансовых посредников, связанных с Пригожиным и российским государством. Эта структура усложняет эффективность санкций и другого финансового таргетирования, которого ЧВК могут избежать, изменив свою операционную структуру и перенаправив и запутав свою финансовую деятельность. Поэтому расширение санкций было бы наиболее полезным в качестве одной из нескольких стратегий по срыву операций ЧВК.
Ответственность по местному и международному законодательству: ЧВК не имеют государственной правовой защиты в зарубежных странах и занимаются незаконной деятельностью, в том числе широко распространенными нарушениями прав человека. Без защиты посольства подрядчики ЧВК могут быть подвергнуты юридическим санкциям, тюремному заключению и личному финансовому бремени. Соединенные Штаты и их партнеры должны поощрять руководителей стран, где действуют ЧВК, принимать соответствующие меры против компаний и их сотрудников, когда они занимаются незаконной деятельностью. Международные организации, такие как ООН, сыграли важную роль в документировании нарушений, совершенных Вагнером и другими ЧВК, и такие усилия следует продолжать. 24
Прозрачность и обмен информацией: В дополнение к документированию нарушений прав человека и другой вредоносной деятельности, связанной с российскими ЧВК, эта информация должна быть широко доступна для общественности и стран, которые могут захотеть сотрудничать с ЧВК, а также информация о предыдущих неудачах ЧВК. Благодаря этому процессу обмена информацией западные страны имеют хорошие возможности сосредоточить свои аргументы против российских ЧВК на прозрачности и местных интересах. Напряженность в отношениях с местными сообществами была обычным явлением при развертывании ЧВК, и потенциальные партнеры должны знать истинные издержки и риски партнерства с Москвой. Например, в ЦАР наемников «Вагнера» регулярно обвиняют в преступлениях против местного населения, в том числе в изнасиловании девочек-подростков в деревнях вблизи лагерей ЧВК. 25 Их также критикуют за то, что они возвышают роль полевых командиров и способствуют созданию угрозы безопасности и нарушениям прав человека. 26 Местные авторские статьи выражают разочарование по поводу того, что русские относятся к ЦАР как к экономической возможности, которую можно использовать без взаимной поддержки развития, или как к силовому элементу в соревновании между Россией и Западом. 27 Даже бывший член правительства ЦАР заметил: «В 2017 году многие думали, что русские сделают то, чего не сделала Франция: начистят страну. Было много надежд, но на данный момент преобладает разочарование». 28
Предлагая жизнеспособные альтернативы: Многие страны, особенно в Африке, рассматривали российские ЧВК как привлекательное решение проблем безопасности из-за их относительно низкой стоимости и доступности. Однако эти ЧВК отдают приоритет своим собственным интересам и редко пытаются устранить глубинные причины насилия и нестабильности — и фактически могут способствовать обострению местного насилия. Соединенные Штаты и их союзники располагают хорошими возможностями для того, чтобы предложить альтернативу российской помощи посредством дипломатии, иностранной помощи и долгосрочных обязательств по устранению коренных причин нестабильности, отдавая приоритет потребностям, определенным местными партнерами.
Соединенным Штатам необходима скоординированная стратегия в отношении российских ЧВК, включающая широкий спектр дипломатических, разведывательных, финансовых, военных и других действий. Если ей ничего не помешает, Москва, скорее всего, продолжит использовать ЧВК в качестве одного из нескольких инструментов для усиления российского влияния и подрыва интересов США и партнеров. 29 У российского правительства в настоящее время мало стимулов для сокращения использования ЧВК, если только Соединенные Штаты и их партнеры не увеличат расходы и риски. 30 Россия использует такие ЧВК, как Вагнер, для расширения влияния, наращивания потенциала местных партнеров и получения финансовой выгоды. Следовательно, цели США должны заключаться в том, чтобы повысить стоимость и риски использования ЧВК, чтобы Россия не смогла значительно увеличить свое влияние, не смогла укрепить местный потенциал и не смогла получить прибыль. 31
Источники см. в формате PDF.
Россия подталкивает страны ОДКБ к легализации частных военных и охранных компаний
Российская ЧВК Группа Вагнера (Источник: EA WorldView)
Секретариат Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в настоящее время рассматривает законопроект о частных военно-охранных организациях (ЧВК — ЧВК) (РИА Новости, февраль 5). В случае его принятия внутри альянса, возглавляемого Москвой, перед отдельными государствами-членами ОДКБ будет поставлена задача ввести внутренние законы, узаконивающие деятельность таких коммерческих военизированных групп.
Этот вопрос является относительно новым для всех стран ОДКБ, кроме России. В 2012 году президент России Владимир Путин выразил полную поддержку созданию официальной системы ЧВК в его стране. Однако с тех пор Кремль испытывает определенные трудности в отношениях с этими организациями. С одной стороны, страна широко полагалась на ЧВК — например, Slavonic Corps Limited, а также на группу Вагнера (Vz. ru, 21 февраля) — на Украине, в Сирии и, по некоторым данным, в Судане (UAWire, 5 декабря). , 2017) для защиты «своих национальных интересов и народа». Но, с другой стороны, Уголовный кодекс России официально по-прежнему запрещает гражданам становиться наемниками — россиянам грозит от трех до семи лет лишения свободы за участие в иностранном вооруженном конфликте или военной операции вне регулярных Вооруженных Сил.
В то время как российский парламент безуспешно пытался легализовать ЧВК в течение последних пяти лет, Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Министерство обороны страны в последнее время активизировали собственные усилия по продвижению закона («Росбалт», 19 февраля) . А в январе 2018 года министр иностранных дел России Сергей Лавров также заявил о необходимости правовой защиты россиян, участвующих в ЧВК за пределами страны (РБК, 15 января). Наконец, растущее число инцидентов, связанных с гибелью российских военнослужащих в Сирии (см. EDM, 11, 16, 17 января, 8 февраля), заставляет Кремль оказывать дополнительную поддержку Вооруженным силам, воюющим за границей.
Поскольку точный текст предлагаемого закона ОДКБ о ЧВК недоступен, Виктор Ананьев, директор московского Института безопасности и устойчивого развития, который отвечал за разработку этого закона, обозначил некоторые ключевые особенности, содержащиеся в нем. Во-первых, документ, видимо, обозначает небоевой статус таких организаций. Однако этот момент до сих пор остается неясным, особенно потому, что представители Госдумы России считают, что персонал ЧВК может защищать союзников от внешней агрессии и участвовать в контртеррористических операциях, а это означает, что они фактически должны иметь статус комбатанта (Dailystorm.ru, 18 января).
Другой вопрос связан с потенциальными социальными льготами, которые человек получает, работая в частных военных и охранных компаниях. Например, законопроект обязывает подрядчика ЧВК получать обязательное страхование на случай смерти, ранения или повреждения, похищения и требования выкупа, даже если он служит в иностранном государстве. Кроме того, есть предложение законодательно рассматривать службу в ЧВК как трудовой стаж. Подобные нормы явно были бы весьма привлекательны для опытных и средних специалистов, а также молодых людей: в настоящее время в России более пяти миллионов пенсионеров и бывших военнослужащих испытывают социально-экономические трудности (Росбалт.ру, 19 февраля).).
Кроме того, в законопроекте о ЧВК предусмотрены минимальные требования для выполнения такой работы. Судя по всему, эти квалификации относительно минимальны и доступны для любого гражданина страны-члена ОДКБ в возрасте 18 лет (или старше), прошедшего как минимум профессиональное обучение и успешно сдавшего необходимые экзамены (Pnp.ru, 5 февраля). В будущем это может означать, что, в частности, мужчины как молодого, так и среднего возраста из Кыргызстана и Таджикистана, например, могут быть заинтересованы в заключении контрактов на службу в региональных ЧВК, основанных на обещаниях более высоких зарплат.
Наконец, документ разъясняет потенциальных заказчиков услуг ЧВК. Ими могут быть органы государственной исполнительной власти, иностранные государственные органы на основе двусторонних соглашений, международные организации. Остается неясным, каким именно категориям международных организаций будет разрешено на законных основаниях пользоваться услугами частных военных и охранных компаний в рамках ОДКБ и какие обязанности, взятые на себя ЧВК в этих ситуациях, будут иметь юридическую силу. Однако, по словам вице-председателя ОДКБ Валерия Семерикова, организация планирует создать собственные миротворческие силы, которые смогут действовать в рамках мандата ООН (Mir24.tv, 8 февраля).
Пока обсуждаемый государствами-членами ОДКБ закон о ЧВК остается весьма неоднозначным. Тем не менее, в регионе уже есть различные вопросы относительно целей и мотивов России, стоящих за продвижением этой идеи по всему блоку. Кажется совершенно очевидным, что эта директива альянса ускорит продолжающиеся внутри России дебаты о принятии собственного закона о ЧВК. И в ближайшем будущем Россия может захотеть нанять ЧВК в Афганистане (Ratel.kz, 20 февраля). Более того, очевидное ожидание Москвы того, что ЧВК могут быть использованы против внешних агрессоров или в контртеррористических операциях, поднимает вопрос о том, могут ли их функции существенно совпадать с уже существующими Коллективными силами быстрого реагирования в рамках возглавляемого Россией регионального альянса. В то же время общая инициатива напоминает о неоднократных попытках Кремля подтолкнуть другие страны ОДКБ к разделению большей ответственности за безопасность в более широком соседстве с Россией. Особого внимания заслуживают безуспешные попытки России привлечь страны ОДКБ к миротворческим силам ООН на Украине, а также желание Москвы направить воинские контингенты из Казахстана и Кыргызстана в Сирию (сайт Ktk.kz, 23 июня 2017 г.). Наконец, как отмечалось выше, Кремль все чаще стал полагаться на ЧВК в различных сценариях «гибридной» войны (нового типа) и других региональных конфликтах.
Очевидно, что, даже обсуждая в рамках ОДКБ инициативу Москвы о ЧВК, российские союзники должны быть осторожны с потенциальными проблемами, с которыми они могут все чаще сталкиваться при поддержке российских операций за рубежом.
Наемники группы Вагнера могут стать проблемой для Путина и России
- Владимир Путин опирается на российского частного военного подрядчика группы Вагнера для продвижения своих геополитических интересов.
- Две исторические тенденции в использовании наемников дают представление о потенциальной роли группы Вагнера в будущем России.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
В баварском городе Райн-ам-Лех статуя на рыночной площади служит напоминанием о более неспокойных временах. На нем изображен Иоганн Церклаес, граф Тилли, который помогал вести армии немецкого императора Фердинанда II против протестантских противников в течение первого десятилетия Тридцатилетней войны.
Имперские лоялисты считали Тилли героем, противники презирали Тилли за ужасные военные преступления, совершенные его наемными войсками во время разграбления Магдебурга в 1631 году. Избегая этих неудобных деталей, памятник в Дожде увековечивает его близкую смерть в бою в 1632 году, после поражение от шведских протестантов.
Армии, которым помогал руководить Тилли, в основном состояли из наемных войск, называемых ландскнехтами или кондотьеров . Их ключевая роль в имперских армиях, борющихся за выживание, сегодня перекликается с частными военными подрядчиками, такими как российская группа Вагнера, поскольку их судьбы переплетаются с судьбами режимов, которым они служат, но чьи установленные командные иерархии они также разрушают.
Несомненно, исторические сравнения с современными событиями — дело рискованное. Каждый конфликт имеет свой уникальный социальный контекст, который нелегко перенести в динамику, формирующую войны в другие эпохи.
Осведомленность об особенностях каждого боевого пространства имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы попытки изучения общих паттернов не приводили к абсурдным аналогиям, игнорирующим огромные различия, например, между вооруженными пиками и дробовиками 17-го века и артиллерией, управляемой дронами. бои, которые происходят в Украине сегодня.
Фреска в Белграде, Сербия, 30 марта, восхваляющая наемников группы Вагнера, воюющих на Украине. Пьер Кром / Getty ImagesТем не менее, с учетом всех этих предостережений, существуют две исторические закономерности, которые могут дать представление о том, как со временем может меняться роль, которую частные военные подрядчики, или ЧВК, играют в российской политической системе.
Во-первых, наемники обычно связаны с правящей элитой политической системы. Как отмечают Кэндис Рондо, Джек Марголин и Сергей Суханкин, происхождение группы Вагнера имеет гораздо более глубокие корни, чем это представлялось многим наблюдателям несколько лет назад, которые были удивлены возрастающей ролью ЧВК во вторжении России на Донбасс в 2014 году. области на Украине или в гражданской войне в Сирии после 2015 г.
После распада СССР в 1991 и близкий к краху постсоветских вооруженных сил и служб безопасности России в 1990-х годах многие сотрудники специальных операций оставили низкооплачиваемые должности на государственной службе для более прибыльной работы в управляемых олигархами предприятиях или корпорациях, таких как «Роснефть» и «Газпром».
Со временем вращающаяся дверь между подразделениями специального назначения в вооруженных силах, разведывательными службами и различными частными охранными структурами стала неотъемлемой частью институционального ландшафта, когда к власти пришел Владимир Путин.
Растущая после 2013 г. зависимость российского государства от наемников в операциях на Украине, в Сирии, Ливии и Центральноафриканской Республике, через которую Путин стремился распространить свое влияние без использования официальных воинских частей, чтобы сохранить видимость отрицания, не была неожиданный акт импровизации. Он был построен на постепенно развивающихся отношениях, которые российские военные и разведывательные службы установили с различными ключевыми фигурами, участвующими в бизнесе безопасности.
Центральная роль Евгения Пригожина, олигарха, чьи доходы зависят от контрактов с Министерством обороны России, или Дмитрия Уткина, бывшего офицера военной разведки, чьи симпатии к неонацистским группировкам способствовали вербовке ультраправых экстремистов в Россию ЧВК, иллюстрирует, насколько размытыми стали границы между государственными учреждениями и военными предпринимателями при Путине.
Пригожин в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом на фото, сделанном 9 августа 2016 года. Александр Земляниченко/APТесные связи между правящей элитой данного государства и сетями наемников, на которые оно опирается из-за слабости своих официальных вооруженных сил, характерны не только для России путинской эпохи. Успешные военные предприниматели в Тридцатилетней войне, такие как Тилли, изначально были дворянами низшего ранга, которые воспользовались возможностью подняться на вершину.
Как и Пригожин или Уткин почти 400 лет спустя, великие капитаны наемников XVII века оставались верными установленному общественному порядку, в котором они родились, даже если они использовали свою военную мощь для извлечения из него огромных прибылей.
Несмотря на свою популярную репутацию беззаконных флибустьеров, наемники чаще всего глубоко заинтересованы в сохранении общественного статус-кво, который обеспечивает им надежный источник дохода. Сколько бы недовольства правителем-неудачником ни накопилось в среде Раннего Нового времени Landsknechte или формируется сейчас среди позднепутинских российских ЧВК, в лучшем случае они стремятся заменить тех, кто находится на вершине сложившейся государственной системы, а не стремятся ее преобразовать.
Тем не менее, второй набор повторяющихся исторических паттернов указывает на то, что чрезмерная зависимость от наемников все еще может привести к серьезному нарушению иерархии власти в государстве, даже когда военные предприниматели глубоко привержены защите общественного порядка, который его поддерживает.
Чем больше государство пытается найти рекрутов и надлежащее оборудование для своих официальных органов безопасности, тем больше оно зависит от наемников в обеспечении своих интересов, что затем увеличивает влияние военных предпринимателей в правящей элите за счет авторитетных офицеров и чиновников. .
Портрет Евгения Чупрунова, российского частного военного, погибшего в Сирии, у его могилы в Новомосковске 1 июня 2017 года. REUTERS/Мария ЦветковаЧасто такая динамика может также означать переход влияния от одной части регулярных вооруженных сил к другой, поскольку сети офицеров, тесно связанных с частными военными подрядчиками, обнаруживают, что их восхождение на вершину системы переплетается с готовностью наемников предоставлять поддержку на поле боя.
Подобные сдвиги в балансе сил внутри военной правящей элиты часто приводили к нестабильности и даже к насилию между соперничающими группировками. Это должно дать нынешнему руководству России пищу для размышлений. В Сирии и Ливии количество наемников, связанных с Вагнером и другими ЧВК, которые были развернуты от имени российского государства, оставалось ограниченным.
Но после вторжения России в Украину в феврале 2022 года растущие потери заставили Москву все больше полагаться на тысячи наемников, предоставленных Группой Вагнера для поддержания боевых действий.
Кроме того, чрезмерная зависимость от лидера наемников с его собственным полуавтономным потоком доходов может привести к потере контроля над событиями на земле.
Фердинанд II обнаружил это на собственном горьком опыте после продвижения Альбрехта фон Валленштейна — одного из заклятых соперников Тилли — в 1623 году. На пике своего могущества Валленштейн осуществлял более прямой контроль над военными структурами, защищающими Империю, чем его император.
Три века спустя французские правительственные чиновники совершили ту же ошибку в 1970-х годах, когда они наняли наемников, таких как Боб Денар, для организации своих интервенций в Африке. Денар так безжалостно преследовал свои амбиции на Коморских островах и в других местах, что в конечном итоге причинил больше проблем своим покровителям в Париже, чем это того стоило.
Опять же, необходимо помнить о различиях в историческом контексте. Но эти прошлые примеры, когда члены правящей элиты более низкого ранга воспользовались возможностью на полях сражений, чтобы вытеснить более авторитетных игроков в государственном руководстве, показывают, насколько разрушительными могут стать ЧВК типа Вагнера, если их власть в сегодняшней России продолжит расширяться.
Путин в Главном управлении Генерального штаба Вооруженных сил России, также известном как ГРУ, в Москве в ноябре 2006 года. Дмитрий Астахов/APБолее широкая сеть, которая связывает офицеров ГРУ и ВДВ — российской военной разведки и элитных воздушно-десантных подразделений соответственно — с наемниками, нанятыми Вагнером, может в конечном итоге сконцентрировать достаточно власти в российской государственной системе, чтобы иметь возможность оказывать влияние против соперничающие группировки в других службах безопасности и военных учреждениях.
Несмотря на все разрушения, которые наемники могут вызвать, однако, такие случаи, как восстание Франческо Сфорца из кондотьеров правителю Милана в Италии 15 века относительно редки. Чаще всего руководители государств либо подкупают, либо ликвидируют военных предпринимателей, амбиции которых угрожают дестабилизировать правящую элиту.
Стремление Валленштейна к величию закончилось его убийством агентами Фердинанда II в 1634 году, а Денар был вывезен с Коморских островов и брошен в парижскую тюрьму в 1995 году теми же французскими спецслужбами, которые так долго его финансировали.
Тем не менее, такие усилия по подчинению непослушных наемников всегда сопряжены со значительными затратами для государственной системы, будь то с точки зрения насилия, необходимого для подавления мощной угрозы, или огромных сумм денег, используемых для выплаты вооруженным силам, чтобы они ушли.
В более вероятном сценарии, при котором российское государство в конце концов возьмет верх над Вагнером, попытка поставить под контроль влиятельных военных предпринимателей станет сложной задачей для российских государственных институтов, которые уже столкнулись с огромными экономическими и политическими проблемами.
Неудача на Украине может даже серьезно дискредитировать российские вооруженные силы и ослабить способность Путина или его преемников сдерживать наемников, которым они заплатили и вооружили — и если это произойдет, сегодняшняя частичная приватизация военных операций может стать одним из нескольких факторов что разрушает сплоченность самого Российского государства.