Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
План урока
- Природа и занятия населения Аравии
- Отношения между бедуинами
- Ислам
- Возникновение ислама и его значение для арабов
- Священное писание мусульман
- Арабский халифат
- Завоевания арабов
- Багдадский халифат
- Распад халифата
- Контрольные вопросы
Цели урока
- Знать события и их даты: возникновение ислама (начало VII в.),
хиджра (622 г.), арабские завоевания (VII–VIII вв.), распад Арабского халифата (середина VIII–IX вв.) - Знать понятия и личности: ислам, мусульмане, оазис, бедуины, ярмарка, пророк, хиджра, суры, паломничество, халиф, эмир, визирь, шариат, кади, Коран; Мухаммед, Харун ар-Рашид
- Уметь характеризовать ценности ислама, правление Харун ар-Рашида;
Дамаск, г. Багдад, государства, образованные на территории халифата
Рис. 1. Мечеть двух Кибл, VII в. Медина (Саудовская Аравия) и Мечеть Омейядов, VIII в. Дамаск (Сирия)
Рис. 2. Мечеть Зайда, XXI в. Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) и Мавзолей Тадж-Махал, XVII в. Агра (Индия)
Если вы рассмотрели рис. 1 и 2, расположенные выше и прочитали подписи
к ним, то обратили внимание, что данные храмы были построены в разное время
и находятся в разных странах. Объединяет их религия — ислам .
Карта 1. Арабское государство в VII–VIII вв.
Ислам — как и христианство — мировая религия, то есть распространена по всему миру, исповедуют её разные народы разных стран. Вы уже знаете, что христианство было принято многими европейскими народами в эпоху Средневековья, поэтому для большинства современных европейских стран характерна христианская культура.
Природа и занятия населения Аравии
Рис. 3. Оазис Эль-Хаса. Саудовская Аравия
Все современные арабские страны исповедуют ислам. Рассмотрим образ жизни арабов в раннее Средневековье. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове (найдите его на карте. Как далеко от полуострова расположена Византийская империя?) (см. карту 1). Большая часть Аравии — это пустыня или степь. Поэтому земледелием здесь можно было заниматься только в оазисах на юге
и западе полуострова (рис. 3). В этих районах проживали оседлые
арабы, которые выращивали виноград, финики, сахарный тростник, хлопок.
Рис. 4. Караван верблюдов. Арабская книжная миниатюра
Большая часть арабов была бедуинами . Самым ценным животным для них являлся верблюд, так как он долго не нуждался в воде, питался колючими растениями пустыни, выдерживал долгий путь, неся на своём горбе поклажу хозяина. Бедуины питались молоком и мясом этих животных, делали одежду и жилище из их шерсти, обувь и сёдла — из кожи. Также бедуины разводили овец и лошадей (рис. 4).
Рис. 5. Кааба, Мечеть Аль-Харам. Мекка, Саудовская Аравия
По западному побережью Аравийского полуострова вдоль Красного моря проходил торговый путь из Византии в Африку и Индию. Вдоль него возникли города, самым крупным среди которых был Мекка. Здесь ежегодно весной проходили ярмарки .
В Мекке находится (и сейчас тоже) древнее святилище всех арабов — храм Кааба («куб»). Сюда стремились прийти все арабы хотя бы один раз в жизни (рис. 5).
Бедуины
— арабы-кочевники, которые передвигались со своими стадами по степи.
Ярмарки — сезонные периодические торги.
Упражнение 1
Как природа Аравийского полуострова повлияла на занятия его населения?
Отношения между бедуинами
Бедуины не имели единства. Они делились на множество племён, враждовавших между собой из-за пастбищ, оазисов, соблюдая обычай кровной мести. Войны между ними, порой, продолжались целыми десятилетиями. У каждого племени был свой вождь, выбранный из богатого рода. Также они поклонялись каждый своим богам, что ещё больше осложняло возможность объединения бедуинов.
Те не менее, необходимость такого единства возникла в VI в., когда Иран (Персия) захватил южную часть Аравийского полуострова. В начале VII в. ситуация осложнилась завоеванием северной части византийскими войсками. Потеря территории привела к нарушению арабской торговли. Арабам нужно было объединиться, чтобы вернуть потерянное положение.
Упражнение 2
Почему в VI–VII вв. арабы не смогли оказать сопротивление Ирану и Византии? Как это повлияло на их жизнь?
Ислам. Возникновение ислама и его значение для арабов
Рис. 6. Мухаммед и архангел Джабраил. Средневековая книжная миниатюра
Основателем ислама считают Мухаммеда (звучание — Мухаммад или Магомет).
Он родился и вырос в Мекке, рано остался сиротой, с детского возраста работал пастухом. Однажды дядя отвёз его в Сирию, где мальчик познакомился с разными вероучениями и увлёкся ими. Уже во взрослом возрасте Мухаммед любил уединяться в пустыне.
По преданию, во время очередного такого созерцания ему явился архангел Джабраил (Гавриил), сообщивший Мухаммеду, что он посланник Аллаха и ему надо запомнить и передать людям несколько откровений Бога. С этого дня Мухаммед начал проповедовать. Историки предполагают, что это был 610 г. (рис. 6).
Проповедник говорил, что есть только один Бог —
Аллах
, а Мухаммед — его
пророк
.
Знатные люди Мекки не признали учение Мухаммеда и даже начали готовить против него заговор. Соратники пророка уговорили его уехать в Медину. Вслед за ним уехало множество жителей Мекки, поверивших Мухаммеду. Данное изгнание произошло в 622 г. Именно с этого года, когда произошло переселение ( хиджра ) сторонники ислама ( мусульмане — «покорные Богу») ведут летосчисление. Постепенно количество мусульман увеличивалось, в Медину приходило всё больше людей со всей Аравии.
В 630 г. знатные люди Мекки открыли Мухаммеду и всем мусульманам ворота.
С этих пор Мекка и Медина стали священными городами мусульман, а Кааба — главным святилищем. Благодаря исламу арабы смогли объединиться и создать
государство во главе с Мухаммедом.
Священное писание мусульман
Рис. 7. Древние рукописи Корана
Мухаммед не записывал свои слова, он высказывал мысли, как откровения, данные ему Аллахом. Слова пророка записывали его ученики, заучивали их наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи собрали воедино и составили священную книгу мусульман — Коран («чтение»). Текст Корана легко запоминается, поскольку состоит из коротких фраз, объединённых в главы ( суры ) (рис. 7).
В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом за 6 дней, и людей — Адама и Евы — в последний. На седьмой день Бог отдыхал. Вы, конечно, уже обратили внимание на сходство содержания Корана с Библией. Как и Библия, Коран требует от верующих выполнения определённых правил морали. Ислам учит мусульманина не лгать, не красть, не убивать, уважать родителей, быть скромным, помогать бедным.
Существуют и некоторые отличия. Так ислам запрещает пить вино, играть
в азартные игры, так как это мешает ежедневной молитве, а их надо совершить за день пять раз. Важными обязанностями каждого мусульманина являются регулярная милостыня и
паломничество
в Мекку хотя бы один раз в жизни.
Коран для мусульман стал не только собранием моральных правил, но
и сборником законов. Поскольку в нём записаны откровения Аллаха со слов Мухаммеда, государство не должно издавать новые законы, а надо лишь исполнять волю Аллаха. Поэтому исламские юристы, опираясь на Коран, создали правила поведения — шариат , за исполнением которого следят знатоки Корана, духовные судьи — кади .
Паломничество — путешествие в святые места.
Упражнение 3
1. Как возник ислам?
2. О чём говорится в Коране?
3. Какую роль в истории арабов сыграл ислам?
Арабский халифат. Завоевания арабов
Рис. 8. Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековая миниатюра
После смерти Мухаммеда Арабским государством стали управлять халифы
и вспыхнули восстания противников исламского государства на Аравийском полуострове. После их подавления арабские войска приступили к завоеванию соседних стран — Византии и Ирана. Мусульмане обладали лёгкой быстрой конницей, а их противники были измотаны войнами между собой. Поэтому арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет, разгромили Иранское царство(рис. 8 и 9). Столица была перенесена в сирийский город
Рис. 9. Арабская конница. Средневековая миниатюра
В начале VIII в. арабы обрушились на Пиренейский полуостров и разгромили вестготов. Независимыми остались только северная часть Испании и часть Португалии. Затем они перешли Пиренейские горы и напали на франков, от которых, как мы уже знаем, потерпели поражение в 732 г. у г. Пуатье.
После завоевания Ирана арабы двинулись дальше на восток, где встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. За Кавказ им долго пришлось воевать с хазарами, а в борьбе за Среднюю Азию они столкнулись с интересами Китая. Арабы захватили данные территории, но их власть здесь была слабой. Далее они завоевали Афганистан, после чего проникли в Северо-Западную Индию.
Таким образом, на протяжении VII–VIII вв. появилось новое государство Арабский халифат, включающее в себя огромную территорию от Атлантического океана на западе до Индии и Китая на Востоке.
Халифы — заместители пророка.
Упражнение 4
1. Покажите на карте и назовите страны, завоёванные арабами в VII–VIII вв. Сравните территорию Арабского халифата с Византийской империй периода Юстиниана I и Священной Римской империей.
2. В чём состоят причины успехов арабского войска?
3. Где и кем было остановлено продвижение арабского войска?
Багдадский халифат
Карта 2. Аббасидский халифат
В середине VIII в. к власти в Арабском халифате пришла династия Аббасидов. Арабы продолжили завоевания, присоединив к своим владениям крупные острова Средиземного моря: Сицилию, Крит и Кипр (см. карту 2).
Многие народы завоёванных стран принимали ислам, так как этим освобождались от налога. Однако в дальнейшем Аббасиды льготу отменили. Поскольку территория халифата была огромной и состояла из множества народов, халифы отправляли для управления отдельными областями своих помощников — эмиров .
Рис. 10. Дворец Харун ар-Рашид, Багдад
Аббасиды перенесли столицу Арабского халифата из Дамаска в основанный ими город на р. Тигр — Багдад (найдите его на карте 2).
Это было сделано потому, что здесь пересекались многие торговые пути: из Аравии, Сирии, Кавказа, Ирана; к тому же земли Междуречья плодородны и здесь проживало большое количество людей. Арабский халифат периода правления Аббасидов принято называть Багдадским халифатом (рис. 10).
Рис. 11. Харун ар-Рашид принимает послов Карла Великого. Художник Ю. Кёкерт. XIX в.
Расцвет Багдадского халифата приходится на период правления
Харуна
ар-Рашида
(768–809 гг. )
. Образ этого халифа очень противоречив. Он стал героем арабских сказок, знаменитым правителем из сборника «Тысяча и одна ночь», который переодетым в простую одежду ходит по ночному Багдаду с мудрым
визирем
(советником), чтобы узнать нужды своего народа. Однако на самом деле Харун ар-Рашид не любил Багдад и предпочитал жить в городе Ракка на р. Евфрат. Начало его правления было успешным. Историки это связывают с деятельностью визиря. Он прорыл новый канал, который позволил сильно поднять урожаи, и наладил поставку зерна в Мекку и Медину. Он покровительствовал науке и искусствам, переводил Птолемея и медицинские книги индийцев. В халифате царили мир и порядок.
В конце VIII в. Багдад посетили послы Карла Великого. Последние годы правления халифа известны как время массовых казней, расправы с чиновниками, включая визиря, дальними и близкими родственниками. В стране начались восстания, которые Харуну ар-Рашиду удавалось подавить, но халифат оказался по угрозой распада (рис. 11).
Упражнение 5
1. Почему Аббасиды перенесли столицу Арабского халифата в Багдад?
2. Охарактеризуйте личность Харуна ар-Рашида.
3. Рассмотрите карту 3 и сравните территорию Арабского халифата середины VIII в. с территорией в конце IX в.
4. Какие государства возникли на месте распавшегося халифата?
Карта 3. Распад халифата в IX в.
Распад халифата
Почему же Арабский халифат распался?
Вы уже знаете, что он был создан путём завоеваний и включал в себя множество народов. Все немусульмане должны были платить высокие налоги и содержать армию. Кроме того для местного населения завоёванных стран вводились различные запреты: им нельзя было носить одежду такую же, как у арабов, иметь оружие, разрешалось ездить только верхом на мулах (ослах) и т. д. Такое положение приводило к недовольству и восстаниям, которые необходимо было подавлять.
Эмиры со временем стали передавать по наследству свои должности вместе
с теми областями, которыми управляли. У них имелись свои войска, что позволяло им не подчиняться халифу.
В IX в. власть халифов ослабла, армия из числа приближённых к нему стала свергать и возводить на престол удобного правителя.
Распад начался в середине VIII в., когда один из противников халифа захватил власть в Кордове, образовав таким образом новое государство — Кордовский эмират (в Испании).
Упражнение 6
1. Какие причины привели к распаду Арабского халифата?
2. Какие государства возникли на его территории?
Контрольные вопросы
1. Где и когда появился ислам? Какую роль он сыграл в истории арабов?
2. Какие правила для верующих устанавливает ислам?
3. Почему ислам стал мировой религией?
4. Какие народы входили в состав Арабского халифата?
ВИ Урок 10.

Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Всеобщая история
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с историей и культурой Арабского халифата при Омейядах и Аббасидах
Задачи урока
- 1. Показать вклад средневековой арабской цивилизации в мировую науку и культуру
- 2. Продолжить развитие умений работы с исторической картой
Виды деятельности
- Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
- Омейяды, Аббасиды, Дамаск, Багдад, Харун аль-Рашид, Ибн Сина
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.![]() | Ученики записывают даты и события периодов в истории халифата. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
3 | 3. Изучение нового материала | Вопрос: Какова была основная причина распада арабского халифата? |
4 | 4. Освоение нового материала | Вопрос: Каким изображен Харун аль-Рашид в сказках «Тысячи и одной ночи»? Имеет ли этот образ что-то общее с реальным халифом Харун аль-Рашидом? |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вопрос: С какого века начинается экономический и культурный расцвет Арабского халифата? |
6 | 6. Изучение нового материала | Учитель поясняет, что эта структура государственной власти сложилась уже при Аббасидах |
7 | 7.![]() | Вопросы: Как называется пристроенная к мечети высокая башня? Орнамент, украшающий стены мечети? |
8 | 8. Проверка домашнего задания | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
9 | 9. Изучение нового материала | Вопрос: Какие еще средневековые арабские ученые или деятели культуры вам известны? |
10 | 10. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
11 | 11. Информация о домашнем задании | Для подготовки к проверочной работе следует повторить темы пяти предыдущих уроков: «Византийская империя в раннее Средневековье», «Культура Византии в IV-XI вв.», «Образование славянских государств», «Возникновение ислама и начало арабских завоеваний» и «Арабский халифат и его распад» |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Назад к методической помощи по линии вне линии УМК/Серии
Оценка разработки
Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте
Войти или зарегистрироваться
Ограничение доступа
Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте
Войти или зарегистрироваться
Нужна помощь?
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Назови это животное!
12 невероятных зданий в Южной Африке
За и против: государственность Пуэрто-Рико и округа Колумбия
Арабское завоевание Персии 633-654 гг. н.э.
Хотя когда-то это была одна из самых могущественных империй поздней античности, к 632 году н. э. империя Сасанидов стала тенью самого себя. Византийско-сасанидская война 602-628 гг. н.э. закончилась казнью сасанидского царя Хосрова II. Это привело к Сасанидской гражданской войне 628-632 гг. н.э., во время которой поднимались и пали десять претендентов на престол. К тому времени, когда этот порядок был восстановлен, империя Сасанидов была опустошена в политическом, военном и экономическом отношении. В то же время чума опустошила население, и централизованная власть в значительной степени уступила место местному правлению. Тем не менее, окончательное падение империи Сасанидов было вызвано захватчиками с юга в одном из самых примечательных конфликтов арабского завоевания.
Когда Пророк Мухаммед умер в 632 г. н.э., его сподвижники устроили дебаты, чтобы определить, кто теперь их возглавит. В то время для выживания общины было необходимо избрать лидера, который мог бы объединить разные партии. В конце концов, они остановились на Абу Бакре (ок. 573-634 гг. н.э.), известном соратнике, близком советнике и тесте Мухаммеда. Это оспаривал Али ибн Аби Талиб (ок. 600-661 гг. н.э.), чье заявление в качестве лидера общины было столь же сильным.
Несмотря на то, что вопрос в конечном итоге был решен в пользу Абу Бакра, позже этот спор имел более серьезные последствия. Абу Бакр принял титул «халиф», который обычно переводится с арабского языка как «преемник», «управитель» или «наместник». Это было началом первого «халифата»; учреждение или государственная должность, которая управляет территорией в соответствии с исламским правом. Халифы обычно считаются или претендуют на роль политико-религиозных преемников пророка Мухаммеда и лидеров всего мусульманского мира. Первые четыре халифа правили тем, что стало известно как Рашидунский халифат или «правильно ведомый».
Первой задачей Абу Бакра было разобраться с различными племенами Аравийского полуострова, которые восстали и отступили от веры после смерти Мухаммеда. Многие из этих племен утверждали, что их верность и приверженность исламу закончились после смерти Мухаммеда. Новый халиф Абу Бакр утверждал, что они присоединились к мусульманской общине, и теперь он является ее главой. Это привело к серии конфликтов, известных как Войны Ридда (632-633), в ходе которых непокорные племена были поставлены на свои места. После этого конфликта Абу Бакр отправил налетчиков в богатые сасанидские земли Месопотамии.
Сасанидская Месопотамия была очень заманчивой мишенью: в регионе проживало много арабских племен, они были недовольны тяжелыми сасанидскими налогами, можно было получить много добычи, а завоевание региона устранило угрозу зарождающейся мусульманской общине. Имея это в виду, Абу Бакр направил в регион полностью добровольческую армию из 18 000 человек под командованием своего лучшего генерала Халида ибн аль-Валида (ум. 642 г. н.э.). Халид одержал серию из четырех последовательных и решающих побед над Сасанидами. Это позволило ему захватить несколько городов, в результате чего большая часть региона оказалась под контролем мусульман.
Однако Халид был вынужден бороться с восстанием в Северной Аравии. Это позволило Сасанидам собрать большую армию. Прежде чем четыре подразделения армии Сасанидов смогли объединиться, Халид нанес удар первым, разделив свои силы и победив Сасанидов, прежде чем они смогли объединить свои силы. Затем Халид начал работать над изгнанием Сасанидов из Южной и Западной Месопотамии, чтобы он мог изолировать столицу Ктесифон.
901:22 Прежде чем Халид смог завершить эту кампанию, Абу Бакр отозвал его и отправил в Сирию, чтобы противостоять римлянам. Абу Бакр передал кампанию Умару ибн аль-Хаттабу (ок. 583–644 гг. Н. Э.), Еще одному близкому соратнику Мухаммеда. Его непосредственной задачей была стабилизация ситуации, поскольку уход Халида и его войск позволил Сасанидам восстановить контроль над большей частью региона.

К 638 г. н.э. арабское завоевание Месопотамии было практически завершено, и Сувад, долина Тигра и долина Евфрата оказались под контролем мусульман. В то время как политическая ситуация оставалась хаотичной, а персидские набеги продолжались, казалось, что горы Загрос станут границей между халифатом Рашидун и империей Сасанидов. К этому моменту Абу Бакр умер, и Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом.
Пока Умар боролся с сильной засухой и голодом, обрушившимися на Аравийский полуостров в 638 г. н.э., Сасаниды готовили контратаку. Под предводительством Ормузана, одного из семи самых важных вельмож империи Сасанидов, персы нанесли удар вглубь Месопотамии. Ормузан терпел поражение во всех своих кампаниях в Месопотамии. В 640 г. н.э. он потерпел поражение в битве при Тастере от сил Аммара ибн Ясира, Абу Мусы и Нумана ибн Мукарина. После битвы Ормузан был схвачен и отправлен к Умару в Медину, где он, похоже, принял ислам и служил советником во время завоевания Персии.
После битвы при Тастере стратегически важный город Сузы был осажден и захвачен в начале 641 г. н.э. Это открыло путь в сердце персидской территории и поставило под контроль мусульман всю провинцию Хузистан. В этот момент Умар, похоже, искал мира с персами, которые, хотя и потерпели поражение, все еще были сильны. Персидская гордость и презрение к арабам сделали мир невозможным. Язгерд III собрал армию численностью около 100 000 человек со всей империи Сасанидов, которую он сосредоточил в Нахаванде. В ответ была отправлена арабская армия численностью около 30 000 человек под командованием Нумана ибн Мукарина. Путем осторожных маневров, стычек и притворного отступления мусульмане рассеяли и уничтожили армию Сасанидов в результате битвы при Нахаванде, нанеся Сасанидам решающее поражение.
После битвы при Нахаванде Язгерд III бежал дальше на восток, пытаясь собрать новую армию. Тем временем Умар подготовил трехстороннее вторжение в Персию, которое нанесет удар по северу, югу и центру империи. Первой целью была центральная провинция Исфахан, поскольку она служила важным каналом для снабжения и связи. Кроме того, если Исфахан будет захвачен, другие части империи Сасанидов будут изолированы друг от друга. Готовясь к вторжению, Умар очень тщательно подбирал командиров на каждом уровне командной структуры. Он также повторно назначил Халида руководить вторжением, но Халид умер до начала вторжения, поэтому командование было передано Абдулле ибн Усману.
Из Нахаванда Нуайм ибн Мукарин, брат Нумана ибн Мукарина, двинулся в Хамадан, который он захватил, а затем двинулся, чтобы осадить город Исфахан, столицу провинции. Уничтожив поблизости армию Сасанидов, арабы затем осадили город, который сдался через несколько месяцев. В 643 году Нуайм ибн Мукарин захватил город Рей, который был захвачен после ожесточенного боя, и Кум, который был захвачен относительно легко. Однако и Хамадан, и Рей восстали после того, как мусульманская армия двинулась, чтобы вынудить Нуайма ибн Мукарина вернуться и подчинить их.
После того, как оба города снова оказались под контролем мусульман, Нуайм ибн Мукарин повернул на север, в сторону Табаристана, к югу от Каспийского моря. Здесь местный правитель Гиль Гавбара поднял восстание против Сасанидов. Поскольку Язгерд III не смог подавить восстание, он признал Гиля Гавбара независимым правителем. Когда прибыли силы Рашидунского халифата, Гил Гавбара подписал с ними мирный договор и таким образом сохранил свое правление.
Первое нападение мусульман на южную персидскую провинцию Фарс произошло в 638/639 г. н.э. без разрешения Умара. Это вторжение было разбито Сасанидами, и им едва удалось отойти в Бахрейн через Персидский залив. Новое вторжение было начато в 643 г. н.э. при поддержке Умара и гораздо лучшем планировании. После некоторого первоначального успеха это вторжение столкнулось с трудностями из-за сопротивления персов, убийства Умара персидским рабом Абу Лу’лу’а Фируза, возможно, с помощью Хормузана, и избрания Усмана ибн Аффана (ок. 576 г. или 579- 656 г. н.э.) в качестве нового халифа.
На выборах состязался Али, снова главный претендент, который был обойден вниманием, что будет иметь более серьезные последствия в будущем. После убийства Умара были казнены Абу Лу’лу’а Фируз, его дочь Ормузан и христианин по имени Джуфайна, хотя их точная роль в заговоре обсуждается.
После избрания Усмана завоевание Южной Персии возобновилось. Фарс оказалось гораздо труднее завоевать, чем другие части Персии. Местные правители упорно боролись за сохранение своей независимости, и города Бишапур и Эстахр оказались довольно мятежными. Какое-то время Язгерд III пытался использовать Фарс как базу для организации сопротивления. К 650/651 г. н.э. ничья решительно повернулась против персов, и города Этахр, Гор, Казерун и Сираф быстро пали.
Фарс был завоеван, но мусульманское правление оставалось шатким. Язгерд III бежал в провинцию Керман, где дела обстояли немногим лучше. Южные провинции Керман и Макран были захвачены в 651 г. н.э. и завоеваны относительно легко. Мусульманские армии бешено прошли через Шираз и Персеполис в 643 году н.э., прежде чем войти в Керман, где они победили армию Сасанидов в генеральном сражении.
Мусульманское вторжение в Северную Персию было приурочено к южному вторжению в Фарс, Керман и Макран в 643 г. н.э. Сасанидская Армения и Азербайджан были первыми объектами вторжения. Гористая местность этого района создавала трудности, так как благоприятствовала защитникам. Однако Умар руководил серией разнонаправленных атак, которые позволили мусульманским армиям обойти и сломить оборону обоих регионов. Эта стратегия, которая уже применялась несколько раз в прошлом, еще раз доказала свою высокую эффективность в преодолении местного сопротивления. К моменту смерти Умара в конце 644 г. н.э. почти весь Южный Кавказ был завоеван, так что и Сасанидская Армения, и Азербайджан теперь были частью Рашидунского халифата.
Хорасан был второй по величине провинцией империи Сасанидов и к 650 г. н.э. был, наряду с Сакастаном, единственной частью, еще не завоеванной мусульманами. Таким образом, вторжение в Хорасан началось в 650 г. н.э., а Сакастан был захвачен в 651 г. н.э. Язгерд III бежал в этот регион после своих поражений на западе, но быстро оттолкнул местную элиту. Его требования о налоговых поступлениях и продолжающееся сопротивление не были встречены хорошо, Герат в Южном Хорасане был захвачен после нескольких месяцев осады, а столица провинции Мерв пала без боя.
В Сакастане столица провинции Зранг была сдана после того, как силы Сасанидов потерпели очередное сокрушительное поражение на поле боя. Язгерд III собрал свою последнюю армию возле Балха, где он надеялся получить помощь от своих танских китайских и турецких союзников. К этому моменту ни танские китайцы, ни турки не желали вступать в войну с халифатом Рашидун. Итак, когда Язгерд III наконец столкнулся с мусульманскими войсками под командованием Анафа ибн Кайса в битве при Оксе (651 г. н.э.), результатом стало сокрушительное поражение Сасанидов.
После битвы при Оксе Язгерд III бежал на территорию Китая. Тем не менее, он не отказался от своей надежды изгнать мусульман и возродить империю Сасанидов. Таким образом, Язгерд III совершил несколько трансграничных набегов, чтобы попытаться собрать новые армии Сасанидов. К этому моменту он, по сути, был беглецом и в конце 651 г. н.э. был убит мельником недалеко от Мерва. Убийство обычно связывают с желанием мельника украсть кошелек или драгоценности Язгерда III, но некоторые утверждают, что он был убийцей, подосланным правителем Мерва, которого Язгерд III глубоко оскорбил. Язгерд III был похоронен христианскими монахами-несторианами и запомнился в фольклоре как принц-мученик, и, несмотря на его многочисленные личные, военные и политические неудачи, многие правители исламского Ирана заявляли о своем происхождении от него.
После смерти Язгерда III централизованное персидское сопротивление халифату Рашидун и мусульманскому правлению было фактически прекращено. Сын Язгерда III, Пероз III, и внук Нарси продолжали активно действовать в танском Китае. В течение многих лет они пытались продолжать попытки заручиться поддержкой кампании по восстановлению империи Сасанидов. Однако в значительной степени они были малоэффективны. Самая большая угроза мусульманскому правлению исходила от местной персидской знати и простых людей. Во время правления Усмана в качестве халифа почти все бывшие территории Сасанидов подняли восстание. Основные восстания были в Армении, Азербайджане, Фарсе, Сакстане, Хорасане и Макране. Несколько бывших вассальных государств Сасанидов, ныне находящихся под властью мусульман, также восстали. Усман был вынужден отправить несколько экспедиций, чтобы подавить эти восстания, что часто сопровождалось большим кровопролитием.

Арабское завоевание империи Сасанидов положило конец 400-летнему периоду персидского правления. В культурном, политическом, экономическом и даже религиозном отношении территории бывшей империи Сасанидов окажут глубокое влияние на новую исламскую империю Рашидун Кальпихата. Длительное и продолжающееся сопротивление Сасанидов обострило многие трения между арабскими и неарабскими мусульманами, которые сохраняются и по сей день. Это выявило напряженность между лидерами раннего исламского сообщества. Усман был убит в 656 г. н.э., что привело к избранию Али, который теперь должен был возглавить поляризованное сообщество. Его попытки преодолеть различные разногласия в конечном итоге потерпели неудачу, что привело к первой Фитне или исламской гражданской войне (656–661 гг. Н. Э.), Которая закончилась убийством Али. Этот конфликт в конечном итоге разделил исламское сообщество на шиитскую и суннитскую ветви.

Хотя империя Сасанидов была завоевана, сами персы исламизировались, а не арабизировались. Персы остались персами и создали свою собственную форму иранского ислама, иногда известную как Ислам-и-Аджам. Однако это был процесс, растянувшийся на многие столетия. Сын Язгерда III, Пероз III (ок. 636-679 гг.).н.э.), а его внук Нарси провел много лет, пытаясь собрать армию, с помощью которой они могли бы восстановить империю Сасанидов. Последняя тщетная попытка прямого потомка Язгерда III возродить империю Сасанидов закончилась неудачей в 729 г. н.э. при тщетной осаде Камарджи.
Многие другие дворяне и простые люди приветствовали халифат Рашидун, обратились в ислам и служили администраторами, солдатами, поэтами и ремесленниками. Они предоставили технические знания, которые имели решающее значение для роста халифата и распространения ислама. Таким образом, падение империи Сасанидов, несомненно, было одним из самых важных достижений арабского завоевания.