Гюнтер Ралль. Воздушная война над СССР. 1941
Гюнтер Ралль
В годы Второй мировой войны Гюнтер Ралль стал третьим по результативности пилотом истребительной авиации люфтваффе. За время военных действий он выполнил 621 боевой вылет и записал себе на счет 275 сбитых самолетов противника. Самого Ралля сбивали 8 раз, и трижды он получал ранения.
Родился Ралль 10 марта 1918 года в небольшом городке Гаггенау, недалеко от Бадена, в семье мелкого торговца. Занятие отца его не привлекало, и после окончания школы он избрал себе карьеру военного. В 1937 году поступил в пехотное училище, получил звание лейтенанта, а затем перевелся в авиацию. Престиж военных летчиков в Германии тогда был несравненно выше, чем пехотинцев. После завершения летной подготовки в августе 1939 года Ралля зачислили в состав только что сформированной группы III/JG 52.
Свою первую воздушную победу он одержал 12 мая 1940 года в небе Франции. Восьмерка Bf 109Е из эскадрильи 8./JG 52 встретилась в воздухе с девятью французскими истребителями Кертисс Н.
Во второй половине 1940 года группа III/JG 52 принимала участие в «битве за Англию», однако, несмотря на постоянные тяжелые воздушные бои, Ралль не добился в них ни одной воздушной победы. Тем не менее из-за большой убыли летающего командного состава люфтваффе он был повышен в звании до обер-лейтенанта и назначен командиром эскадрильи 8./JG 52.
В октябре 1940 года труппа III/JG 52 отправилась на отдых и пополнение в Германию, а весной следующего года ее задачей стала оборона с воздуха румынских нефтеперерабатывающих заводов. Разместились немецкие истребители на одном из аэродромов под Бухарестом. 22 июня началась война с СССР, а уже через пару дней Ралль получил возможность увеличить свой боевой счет. Утром 24 июня он вылетел в составе эскадрильи на перехват ДБ-ЗФ, совершавших налет на Констанцу, и в разгоревшейся схватке сбил один самолет.
В этот день немецким летчикам было засчитано целых восемь воздушных побед, и поздравлять их позднее приехал сам Антонеску.В первых числах августа группа III/JG 52 перебазировалась на аэродромный узел Белая Церковь, и в ходе последующих боев над Украиной список побед Гюнтера Ралля стал быстро расти. У него даже появилось чувство пренебрежения к противнику, и расплату за это долго ожидать не пришлось. В один из летних дней Ралль вылетел на свободную охоту, чтобы «потренировать» своего очередного ведомого. Заметив внизу советские истребители, он приказал ведомому идти в атаку, а сам в это время приготовился давать «ценные» советы. «И тут, — вспоминал Ралль, — за моей кабиной раздался ужасающий грохот, как будто взорвался весь самолет. Дробь пуль по бронеспинке я не только услышал, но и почувствовал всем телом, а затем что-то ударило меня по голове, и из-под шлемофона хлынула кровь… Не видя противника, я выполнил маневр уклонения и покинул место боя…». После приземления на ближайшем аэродроме удалось установить всю картину происшествия.
20 сентября 1941 года Ралль вновь был подбит, на этот раз зенитным огнем. После неудачной штурмовки советских войск у Борисполя он с трудом перетянул через Днепр и плюхнулся на лесной полянке в расположении словацкой воинской части.
22 октября группа III/JG 52 переместилась из Полтавы на аэродром Чаплинка для ведения боевых действий в Крыму, а в ноябре передислоцировалась в Таганрог, за две недели до начала крупного советского наступления на Южном фронте. 28 ноября стало поистине «черным днем» Ралля. В этот день, по его воспоминаниям, стоял сильный мороз, когда был получен приказ отправить пару «мессершмиттов» на разведку в район Ростова. Около 17 часов в воздух поднялись Ралль и его ведомый, унтер-офицер Штеффен. Солнце клонилось уже к закату, и быстро наступали сумерки. Уже почти стемнело, когда вблизи линии фронта немецкие летчики обнаружили пару советских истребителей И-16. Они летели по прямой, не замечая врага, и Ралль решил атаковать. Впоследствии он так описывал этот бой:
«Русский почти целиком заполнил мой прицел, но все еще не подозревал о нашем присутствии. Я нажал на гашетку и какую-то долю секунды наблюдал пляску разрывов снарядов на фюзеляже и крыле самолета противника, а затем он неожиданно исчез в неописуемо яркой вспышке взрыва. В глазах у меня замелькали разноцветные круги, и я полностью утратил ориентировку. В течение нескольких секунд я сосредоточился на выравнивании своего «мессершмитта», а затем передо мной сверкнуло, громыхнуло, и моторный капот разлетелся в куски. Двигатель тут же захлебнулся и замолк. В наступившей тишине самолет провалился вниз и полетел к земле, которая сверху почти не просматривалась. Мне удалось кое-как восстановить управление машиной, и я стал напряженно всматриваться вниз, пытаясь хоть что-нибудь рассмотреть в темноте.
Затем самолет опрокинулся вперед, и в лобовом стекле фонаря кабины я увидел стремительно приближавшуюся землю…».
За 36-ю воздушную победу Раллю пришлось заплатить поврежденным позвоночником. Правая часть его тела была парализована, и потребовалось восемь месяцев лечения и непрерывных мучительных тренировок, чтобы преодолеть все последствия этого тяжелого ранения. В свою часть Ралль вернулся в конце июля 1942 года, и снова список его побед стал расти, как на дрожжах. В августе он записал на свой счет 26 сбитых самолетов противника, а в сентябре вновь возглавил эскадрилью 8./JG 52. В том же месяце его наградили Рыцарским крестом. В октябре он уже имел на счету 100 воздушных побед и получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Затем в его боевых вылетах наступил длительный перерыв. Вначале ему предоставили отпуск на родину, а потом направили в учебный центр для передачи опыта молодым пилотам люфтваффе.
Вновь в боевых действиях Ралль принял участие в марте 1943 года, когда борьба за воздушное господство разгорелась в небе Кубани. Обе стороны сосредоточили в районах Крыма и Таманского полуострова значительное количество самолетов, что привело к крупнейшим в истории Великой Отечественной войны сражениям в воздухе. Бывало, что воздушные бои шли с утра и до вечера, и в них одновременно участвовало по 50–80 истребителей.
В памяти Ралля Кубань сохранилась многообразием типов новых советских самолетов, особенно тех, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу из Англии и США. Особое впечатление на него произвел американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», хотя в целом он оценил этот самолет не очень высоко. Описывал Ралль его так:
«27 марта 1943 года я впервые сбил над хутором Славянская в западной части Крыма американский самолет с советскими опознавательными знаками — Белл Р-39 «Аэрокобра». К тому времени американцы поставляли сюда свою технику, однако не самые лучшие ее образцы. В «Аэрокобру» летчик забирался через боковую дверь, что для него было непривычно, и, кроме того, возникал один вопрос — как быстро ее можно вновь покинуть с парашютом в случае необходимости. Многим это не удавалось. Мотор самолета размещался позади пилота, между ногами которого проходил длинный вал, приводивший во вращение пропеллер. Если самолет получал попадание в центроплан крыла, то сразу терял устойчивость и из-за задней центровки сваливался в штопор с бешеным вращением — в такой ситуации открыть дверь и выпрыгнуть было почти невозможно. Кроме того, баки и топливопроводы в машине располагались так, что, собственно, было все равно куда стрелять, если сразу выходишь на позицию стрельбы позади нее: она горела всегда».
Список побед Ралля продолжал неуклонно расти. В апреле он доложил о 18 сбитых советских самолетах, в мае заявил еще 19 побед. Затем, как из рога изобилия, победы посыпались у Ралля с 6 июля, когда он был назначен командиром группы III/JG 52. В это время уже началась операция «Цитадель», и истребители группы действовали с аэродрома, расположенного недалеко от Белгорода. Практически не было у Ралля такого вылета под Курском, чтобы он, возвратившись, не записал себе сколько-нибудь побед. Так, в июле его список пополнили 22 воздушные победы, в августе — 33. Рубежа в 200 побед он достиг 29 августа, а через две недели был подписан приказ о награждении Ралля Мечами к Рыцарскому кресту.
Вручение награды означало новый отпуск, и к следующим боевым вылетам он приступил в октябре. В этом месяце Ралль установил своеобразный рекорд, доложив о 40 сбитых советских самолетах. Стоит отметить его вылет 1 октября, когда он единственный раз отправился на задание вместе с будущим самым знаменитым асом люфтваффе, Эрихом Хартманом. В составе звена в воздух поднялись Ралль вместе с Облезером, и Вальтер Крупинский, у которого ведомым был Хартман. «Когда через 50 минут мы приземлились, — вспоминал Ралль, — на моем счету появились 201 и 202 победы.
Сбили ли кого-нибудь Крупинский и Облезер в том вылете, я уже не помню, но Хартман точно вернулся с пустыми руками». Любопытно, что сам Хартман после войны заявил, что он сбил тогда Пе-2 и истребитель Ла-5, а на долю Ралля никаких самолетов не осталось. Трудно, конечно, теперь определить, кто из них врет, поэтому лучше поверить и тому, и другому. То есть оба они НЕ СБИЛИ НИЧЕГО!28 ноября счет Ралля увеличился до 250 побед, и еще 23 сбитых самолета он занес в свой список в период до 16 апреля 1944 года. Таким образом, общий боевой счет Ралля составил 273 воздушные победы — самый высокий результат среди пилотов люфтваффе того времени. Лишь спустя полгода его смогли превзойти по этому показателю Хартман и Баркхорн. На этом карьера Ралля на Востоке завершилась. 19 апреля он получил под командование истребительную группу II/JG 11 и убыл на Западный фронт. Уже на закате своей жизни Ралль писал, вспоминая о воздушных боях над территорией СССР:
«Во время войны и после нее было много разговоров и дискуссий о том, где труднее всего приходилось воевать немецким летчикам-истребителям: на Западном или Восточном фронте. Мне сама постановка такого вопроса кажется неверной, так как нельзя сравнивать совершенно различные вещи. Лишь в одном пункте я всегда готов вступить в бесполезную дискуссию — относительно летчиков и их крылатых машин. Советские пилоты даже в неблагоприятных условиях оставались упорными, храбрыми бойцами. Большинство из них летали вначале на устаревших самолетах и поэтому не могли проявлять такую инициативу и агрессивность в бою, как немецкие, британские или американские истребители. Однако, если требовалось, они не щадили собственной жизни во имя поставленной цели. Учились они невероятно быстро. Уже к середине 1943 года они переняли почти все тактические приемы люфтваффе, а, кроме того, на вооружение советских частей стало поступать все больше современных истребителей Яковлева и Лавочкина. Эго были мощные и маневренные самолеты. Неоднократно я пытался превзойти такие машины, как Як-9 и Ла-5, в боях на горизонтали, и никогда мне это не удавалось, даже несмотря на то что рычаг управления двигателем я передвигал вперед до упора».
На Западном фронте боевая карьера Ралля оказалась очень короткой. Его часть входила в систему ПВО Германии, в связи с чем основной задачей летчиков было отражение массированных налетов авиации союзников на немецкие города и промышленные центры. На вооружении группы II/JG 11 находились истребители Мессершмитт Bf 109G-5.
Весной 1944 года главной целью армад американских и английских бомбардировщиков являлся Берлин, и следовали они к нему обычно потоками с разных направлений в сопровождении большого количества истребителей. Для перехвата бомбардировщиков поднимались немецкие самолеты со всех близлежащих аэродромов. Так, 29 апреля на Берлин совершили налет 619 «Летающих крепостей». В этот день в боях принял участие также Гюнтер Ралль — до бомбардировщиков он не добрался, но записал на свой счет один сбитый американский двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг».
Следующую воздушную победу Ралль одержал 12 мая во время отражения налета 886 бомбардировщиков и 735 истребителей на немецкие заводы по производству синтетического топлива в Мерсебурге, Цейтце и других городах. С немецкой стороны в воздушном сражении участвовало свыше 500 самолетов разных типов. В районе Франкфурта Ралль ввязался в бой с американскими «тандерболтами», сбил один истребитель, но вслед за этим и сам вынужден был покинуть свой «мессершмитт» с парашютом. Ко всему прочему, он получил и легкое ранение — крупнокалиберная пуля оторвала ему большой палец левой руки. На земле летчика мигом окружили озлобленные крестьяне с вилами и косами в руках, жаждавшие крови союзников, и, невзирая на боль, летчику пришлось еще некоторое время доказывать свою национальную принадлежность.
Наконец Ралля доставили в госпиталь, где он пробыл вплоть до ноября 1944 года. Хотя рана и была небольшая, однако она стала причиной инфекции. После выздоровления он некоторое время преподавал в учебном центре подготовки младших командиров люфтваффе, а в конце января 1945 года возглавил истребительную эскадру JG 300. Никаких боевых вылетов он больше не выполнял и, следовательно, новых побед не имел.
После окончания войны Понтер Ралль некоторое время провел в британском лагере для военнопленных, затем, вернувшись на родину, работал в концерне Сименса, а когда начала формироваться армия ФРГ, вступил в ряды новых ВВС. В бундеслюфтваффе он дослужился до чина генерал-лейтенанта, заняв должность начальника штаба ВВС ФРГ.
Клюге Гюнтер Ганс фон
Клюге Гюнтер Ганс фон Германский военный деятель Клюге (Kl?ge) Гюнтер Ганс фон (30.10.1882, Познань, — 19.08.1944, Мец, Франция), генерал-фельдмаршал (1940). Сын прусского генерала.Военную службу начал в 1899 году юнкером 46-го артиллерийского полка. В 1901 году произведен в офицеры (младший
ЛИБИШ Гюнтер (Liebisch, Gunther)
ЛИБИШ Гюнтер (Liebisch, Gunther) Синхронный перевод — Анастасия ПупынинаПеревод записи — Валентин Селезнев — Представьтесь, скажите, где вы родились и кто были ваши родители? — Eto ja ne wse ponjal. Я родился в нынешней Польше, в Силезии, недалеко от Бреслау, который сегодня
Куне Гюнтер (Kühne, Gunter)
Куне Гюнтер (K?hne, Gunter) Синхронный перевод — Анастасия ПупынинаПеревод записи — Валентин Селезнев — Я родился третьим из семи детей моих родителей 3 июля 1926 года в Гросс Аркер возле Геры. Мой отец был рабочим на кирпичном заводе, моя мать — домохозяйка. Отец был
Либиш Гюнтер (Liebisch, Gunther)
Либиш Гюнтер (Liebisch, Gunther) Синхронный перевод – Анастасия ПупынинаПеревод записи – Валентин Селезнев– Представьтесь, скажите, где вы родились и кто были ваши родители?– Eto ja ne wse ponjal. Я родился в нынешней Польше, в Силезии, недалеко от Бреслау, который сегодня называется
Куне Гюнтер (Kühne, Gunter)
Куне Гюнтер (K?hne, Gunter) Синхронный перевод – Анастасия ПупынинаПеревод записи – Валентин Селезнев– Я родился третьим из семи детей моих родителей 3 июля 1926 года в Гросс Аркер возле Геры. Мой отец был рабочим на кирпичном заводе, моя мать – домохозяйка. Отец был
Либиш Гюнтер (Liebisch, Gunther)
Либиш Гюнтер (Liebisch, Gunther) Синхронный перевод – Анастасия ПупынинаПеревод записи – Валентин Селезнев– Представьтесь, скажите, где вы родились и кто были ваши родители?– Eto ja ne wse ponjal. Я родился в нынешней Польше, в Силезии, недалеко от Бреслау, который сегодня называется
Куне Гюнтер (Kühne, Gunter)
Куне Гюнтер (K?hne, Gunter) Синхронный перевод – Анастасия ПупынинаПеревод записи – Валентин Селезнев– Я родился третьим из семи детей моих родителей 3 июля 1926 года в Гросс Аркер возле Геры. Мой отец был рабочим на кирпичном заводе, моя мать – домохозяйка. Отец был
ОПЕРАЦИИ «ГЮНТЕР» И «ГЕРМАН»
ОПЕРАЦИИ «ГЮНТЕР» И «ГЕРМАН» Буквально через десять дней после завершения операции «Коттбус» по приказу фон дем Баха части СС вновь были брошены на борьбу с «бандитами». На территории Минского, Логойского районов Минской, Воложинского района Барановичской области
Ралль Гюнтер (Gunther Rall) Warbirds самолеты Второй мировой войны
Асы А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Награды Второй мировой Война в воздухе История авиации
Метки: Асы Люфтваффе
Страна: Германия
Даты жизни: 10. 03.1918 г. — 04.10.2009 г.
Звание: майор (Major)
Авиачасть: JG52, JG11, JG300 Люфтваффе
Боевые вылеты: 621
Воздушные победы: 275
Награды: Рыцарский Крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit Eichenlaub), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями и Мечами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Большой Крест со звездами (GroBes Bundesverdienstkreuz mit Stern)
Родился 10.03.1918 г. в городке Гаггенау, в 21 км юго-западнее Карлсруэ. Военную карьеру Гюнтер Ралль начал в 1936 г. в 13-м пехотном полку. В 1937 г. он перешел в Люфтваффе и после окончания летной подготовки в августе 1939 г. в звании лейтенанта прибыл в 8./JG52.
Первые победы он одержал 12.05.1940 г., сбив два французских истребителя. 25 июля Ралль был назначен командиром 8. /JG52 и затем 1 августа получил звание обер-лейтенанта. В ходе «битвы за Англию» он сбил два британских самолета.
С июля 1941 г. он участвовал в боях на Восточном фронте. 28 ноября в районе Ростова-на-Дону Ралль сбил И-16, одержав 36-ю победу, но затем был подбит и его Bf-109F. Он сел «на живот» прямо перед наступавшими немецкими танками, но при этом самолет попал в небольшой овраг и полностью разрушился. Ралль получил тройной перелом позвоночника, и в результате у него была парализована правая сторона тела. 15 декабря его наградили Германским Крестом в Золоте. Проведя в госпиталях десять месяцев, он все же смог полностью восстановиться и в августе 1942 г. вернулся обратно в 8./JG52. Его счет стал стремительно расти. Уже 3 сентября после 65 побед он был награжден Рыцарским Крестом, а затем 26 октября за 100 сбитых самолетов — Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями (Nr. 134). В апреле 1943 г. Раллю присвоили звание гауптмана, и затем 1 июля он возглавил I11. /JG52. 7 августа он одержал 175-ю победу, а 29 августа, в ходе своего 555 боевого вылета, — 200-ю. 12 сентября Ралль был награжден Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами (Nr.34). В течение октября он сбил 40 самолетов, из них пять — в ходе одного вылета 10 октября. 1 ноября он получил звание майора, а затем 28 ноября достиг рубежа в 250 побед.
18.04.1944 г. его назначили командиром II./JG 11, действовавшей в составе ПВО Рейха. К этому времени он имел на счету уже 273 победы. 29 апреля Ралль сбил Р-38, а 12 мая — Р-47, как оказалось, это была его 275-я и последняя победа. В том же бою был сбит и его Bf-109G-5 W.Nr. 110089, при этом прямым попаданием 12,7-мм пули пилоту оторвало большой палец на левой руке. Выпрыгнув на парашюте, Ралль затем провел в госпиталях почти полгода. После излечения его 1 декабря назначили начальником авиашколы командного состава истребительной авиации, а потом 20.02.1945 г. — командиром JG300.
В конце войны он с остатками своей эскадры в Австрии сдался в плен к американцам. Всего Ралль выполнил 621 боевой вылет, при этом его самого сбивали восемь раз и он трижды был ранен.
После освобождения из плена он работал в концерне «Сименс». С 01.01.1956 г. он служил в Бундеслюфтваффе ФРГ.
В январе 1971 г. — марте 1974 г. Ралль занимал пост инспектора (командующего), а потом был германским военным атташе при Совете НАТО. В 1973 г. его наградили за заслуги Большим Крестом со звездами (GroBes Bundesverdienstkreuz mit Stern). 30.09.1975 г. он вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта и поселился в городке Бад-Райхенхалль, в 12 км северо-западне Берхтесгадена.
04.10.2009 г. Ралль умер в результате сердечного приступа, случившегося двумя днями ранее.
Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом летчике Второй мировой войны Гюнтере Ралле (Gunther Rall):
- Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. — М.: АСТ — 2010 г.
Следующая »« Предыдующая
СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!
Гюнтер Штайнер | Команда Haas F1
Начните с чистого листа бумаги. Создайте команду чемпионского уровня.
Гюнтер Штайнер, руководитель команды Haas F1 Team в чемпионате мира Формулы-1 FIA, неоднократно принимал этот вызов за свою почти 30-летнюю карьеру в автоспорте, в ходе которой он объехал весь мир.
Штайнер начал свою профессиональную карьеру в ралли, где в 1986 году он присоединился к Mazda Rally Team Europe в качестве механика. Это был ключевой год для команды из Брюсселя, Бельгия, поскольку организация перешла от участия в гонках Mazda RX-7 в группе B чемпионата мира по ралли к группе A, где они подготовились к участию в новой полноприводной Mazda 323. машина.
Прочитать полную биографию
Дата рождения
7 апреля 1965 г.
Место рождения
Мерано, Италия
Национальность
итальянский
Супруга
Гертрауд
Дети
Грета
2014-настоящее время- Руководитель команды Haas F1 Team.
- В дебютном сезоне 2016 года первая американская команда Формулы-1 за 30 лет заняла восьмое место в зачете конструкторов, набрав 29 очков.очков, больше любой новой команды в этом тысячелетии.
- Набрал 47 очков в 2017 году, что на 18 больше, чем в 2016 году. Сохранил восьмое место в зачете конструкторов
- Основание FibreWorks Composites в Мурсвилле, Северная Каролина, компании по разработке и производству высокотехнологичных углеродных композитов, специализирующейся на разработке гоночных автомобилей.
- Переезжает в Соединенные Штаты из Европы, где создает Red Bull Racing в серии NASCAR Sprint Cup.
- Назначен директором по техническим операциям Red Bull Racing на чемпионате мира Формулы-1 FIA.
- Присоединяется к Opel Performance Center, подразделению немецкого производителя автомобилей Adam Opel AG, в качестве технического директора для управления техническими и производственными процессами компании.
- Назначен управляющим директором Jaguar Racing на чемпионате мира Формулы-1 FIA.
- Выводит M-Sport на второе место подряд в зачете производителей чемпионата мира по ралли FIA с гонщиками Колином МакРэем и Карлосом Сайнсом. Макрей финиширует вторым в зачете пилотов, а Сайнс — шестым.
- Повышен до директора по инженерным вопросам M-Sport и работает с МакРэем и Сайнсом, чтобы занять второе место в общем зачете производителей Чемпионата мира по ралли FIA. Сайнс занимает третье место в зачете пилотов, а Макрей — четвертое.
- Выводит M-Sport на четвертое место в зачете производителей чемпионата мира по ралли FIA. Макрей одержал две победы на ралли Safari в Кении и ралли Португалии. Макрей финиширует шестым в зачете пилотов.
- Становится руководителем проекта M-Sport и парка автомобилей Ford Focus, участвующих в чемпионате мира по ралли FIA.
- Присоединяется к Prodrive в качестве менеджера команды Allstar Rally Team и в первый год существования команды выигрывает чемпионат Европы с пилотом Кшиштофом Холовчицем.
- В качестве технического менеджера Jolly Club Spa в Милане, Италия, Штайнер помогает команде выиграть три подряд чемпионата Италии по ралли, участвуя в группе A чемпионата мира по ралли FIA.
- Служит руководителем разведки Jolly Club Spa в чемпионате мира по ралли FIA и помогает Lancia выиграть чемпионат мира производителей в двух сезонах подряд в группе A.
- Работает помощником менеджера команды Top Run Srl в чемпионате мира по ралли FIA. Гонщик Грегуар Де Мевиус финишировал вторым в двух сезонах подряд в группе N.
- Работает механиком в Mazda Rally Team Europe.
Гюнтер Штайнер о создании монстра McRae Focus WRC: «Это было невероятно»
Нечасто неизменная память о чемпионе мира почти в равной степени ассоциируется с двумя культовыми автомобилями, но Колин МакРэй может быть как раз тому примером.
Точно так же, как упоминания о победителе WRC 1995 года вызывают в воображении образы, как он «катается с пончиками» по парку техобслуживания на Subaru Impreza 555, так же он известен тем, что продевает каплевидный Ford Focus в ливрее Martini через тесные горные дороги и неумолимая кенийская местность, а также несколько маневровых маневров.
Первоначальный дизайн Focus имел огромный успех, он сразу же одержал победу в своем третьем ралли, завоевав в общей сложности 11 этапов WRC и мучительно приблизившись к тому, чтобы принести Макрею и его штурману Ники Гристу титул чемпиона 2001 года. Однако, как рассказал Гюнтер Штайнер, тогдашний руководитель проекта, а ныне руководитель команды Haas F1, Motor Sport , автомобиль был разработан и построен в рекордно короткие сроки в самой скромной из мастерских, что делает достижения еще более выдающимися.
youtube.com/embed/yj0UtgsM0wM?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://www.motorsportmagazine.com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>«Это было невероятно, — говорит Штайнер. «Это была очень маленькая команда, ничего общего с командами [WRC], которые вы видите сейчас».
Итальянец сделал свои первые шаги в автоспорте, работая над Lancias и Ford Escorts Group A для Jolly Club, что в конечном итоге привело его к контакту с Малкольмом Уилсоном из M-Sport. Когда Уилсон получил контракт на разработку и производство нового автомобиля Ford Focus WRC, он недвусмысленно нанял своего руководителя проекта.
«Малкольм очень хорошо меня знал, знал, на что я способен, — говорит Штайнер. «Он сказал: «У меня есть проект от Ford по разработке этой машины, вы заинтересованы в его настройке?» У меня очень хорошие отношения с Маклолмом, и я верил в то, что он делал. Поэтому я сказал «да».
Сохранение веры было необходимо для Штайнера и компании, если они хотели реализовать мечту Форда о WRC. Возможно, это был крупный денежный проект со звездой ралли Макрей, переманенной из Subaru выгодным контрактом, но средства, с которыми работала крошечная команда, не были на одном уровне с их соперниками. Ситуация усугублялась тем фактом, что у первоклассной команды было всего девять месяцев, чтобы довести машину от чертежной доски до ее полноценного дебюта в 19-м сезоне.99 Ралли Монте-Карло.
Дебют Focus принес подиум вплоть до дисквалификации
Алами
«Когда мы разрабатывали его, это была небольшая команда, не состоящая даже из 10 человек, которые никогда не работали вместе, — говорит Штайнер.
«У нас не было больших помещений — мы арендовали помещение в Миллбруке, на полигоне [Ford]»,
Связанная статья
Отличное чтениеНовости ралли
Генри Тойвонен совершил один из замечательных камбэк-драйвов WRC на ралли Монте-Карло, чтобы одержать свою окончательную победу, и сделал это на Lancia Delta S4, которая даже не ехала прямо. ..
По Джеймс Элсон
«У Тойоты был большой завод с динамометрами и всем остальным. Мы были в арендованном офисе, в арендованной мастерской, впервые собирали автомобиль WRC.
«К сожалению, несколько лет назад скончался тогдашний главный конструктор — Кристиан Бейер. Он был парнем, который в течение года работал день и ночь, его жизненная миссия заключалась в том, чтобы сделать это, и он проделал действительно хорошую работу».
Так он и сделал. Focus был компактным, с агрессивным дизайном и сразу же конкурентоспособным.
Благодаря турбированному двигателю Zetec E 16V мощностью 300 л. Что также помогло, так это то, что каплевидная форма аэродинамически совместима с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,36.
Кроме того, автомобиль позаимствовал у своего дорожного аналога усовершенствованную заднюю многорычажную подвеску. Необычно сложный для уличного автомобиля, доступного для публики, что дает Ford преимущество в соответствии с правилами WRC, которые запрещают радикальные изменения подвески дорожного транспортного средства, на котором был основан раллийный автомобиль. Таким образом, клиенты Ford почувствовали вкус технологии WRC в своем семейном автомобиле.
Штайнер о Макрее: «Он довел все до предела»
ФРАНСУА БОДЕН/DPPI
Также присутствовала секвентальная шестиступенчатая коробка передач и пара активных гидроэлектрических дифференциалов для передней и центральной оси с механическим дифференциалом сзади.
Штайнер рассказывает о трудностях превращения дорожного Focus во всепобеждающего зверя WRC.
«Правила во многом основывались на дорожных автомобилях, поэтому самая большая проблема — найти способ обойти это и внедрить технологии», — объясняет он.
«Если вы используете турбонаддув на атмосферном двигателе, у вас возникнут проблемы. Они не рассчитаны на внутреннее давление турбокомпрессора — блоки начинают трескаться при повышении температуры и т. д. — поэтому разработка турбокомпрессора для этого двигателя [была огромной проблемой].
«Тогда еще и сделать каркасы кузова без того, что тебе не нужно, потому что иначе ты покупаешь Фокус, а потом две недели его надо разбирать. Все это вовлекает большую корпорацию, чтобы помочь вам и дать вам хорошую основу».
Штайнер и его команда взялись за грандиозный проект с апломбом, создав аккуратный пакет Focus WRC. Помимо наличия конкурентоспособного автомобиля, M-Sport наняла, возможно, самое удобное зарядное устройство в бизнесе, чтобы вести проект как буквально, так и сбоку. Штайнер не сомневается в том, что МакРей и его безжалостный подход к тестированию Focus будут полезны.
«Все дело было в Колине», — говорит Штайнер о разработке автомобиля на базе летающего шотландца. «Он был суперзвездой, он был лучшим в то время, понимаете? Так что, очевидно, то, что он сказал, пошло.
«Машина была довольно хорошей, и Колину она понравилась. Он довел все до предела, и это тоже помогло нам, потому что он никогда не стеснялся высказать вам свое мнение. Если что-то было не так, вы знали, что это неправильно — вы выражали это конкретными словами, которые помогали двигаться вперед».
Прогресс был поразительным. Спустя всего девять месяцев после того, как руководство Милбрука внимательно изучало чистый лист бумаги, автомобиль с самого начала был конкурентоспособным, а Макрей и Грист заняли третье место в гонке 1999 года.открытие сезона ралли Монте-Карло – пока они не были дисквалифицированы.
Штайнер говорит, что внедрение гоночных технологий в конструкцию дорожного автомобиля было самой большой проблемой, стоящей перед командой дизайнеров M-Sport
ЭНДРЮ КОРНАГА/AFP через Getty Images
Водяной насос, размещенный не в том месте, которое указано в его форме омологации, привел к исключению, но было ясно, что у автомобиля есть скорость. Штайнер считает, что дисквалификация на самом деле свидетельствовала о новаторских качествах Focus и его команды дизайнеров.
«Это действительно вышло за рамки возможного, — утверждает он. «Если вы сейчас посмотрите на эту машину, все последовали за ней. Просто посмотрите на заднее крыло. Его использовали как настоящее заднее крыло, а не просто законцовку.
Связанная статья
Motor Sport Podcast
Если бы не долгий ланч с Ники Лаудой, желание сменить Гран-при на NASCAR и видение американской команды F1, это маловероятно…
Автор Мотор Спорт
«Машина сразу показалась очень, очень сильной – из-за этого она была немного тяжелее. Думаю, это было самым важным. У нас также было несколько хороших инженеров-электронщиков с активным дифференциалом и всеми остальными полезными вещами, которые тоже очень помогли».
Это было даже к лучшему – несмотря на характерную рекогносцировку, означающую, что он начал третий этап WRC на автомобиле со сломанным большим пальцем, Макрей преодолел несложную местность Кении, чтобы победить.
«Мы выиграли сафари — это было невероятно», — говорит Штайнер, не в силах скрыть улыбку, вспоминая победу. «Это была очень маленькая команда, ничего общего с командами [WRC], которые вы видите сейчас».
В следующий раз машина снова выиграет с Макреем, шотландец в итоге финиширует шестым в чемпионате того года. Еще пять побед в течение следующих двух сезонов привели к тому, что он был в шаге от титула ’01, но из-за ужасающей аварии на ралли Великобритании, когда лидировал.
К этому моменту, хотя Штайнер ушел, чтобы помочь управлять другим крупным проектом Ford в форме его усилий Jaguar F1, но в его сердце есть особое место для Focus WRC. Он считает, что если бы «М-Спорту» дали немного больше времени, он мог бы добиться еще большего.
МакРэй проиграл титул WRC 2001 Ричарду Бернсу на два очка
ФРАНСУА ФЛАМАНД / DPPI
«Для меня это был самый важный проект в моей карьере, — говорит он. «Это была моя первая возможность возглавить что-то. Думаю, это сделало меня тем, кто я есть. Я получил большое уважение, [до начала проекта] было много скептиков, потому что у нас была небольшая команда, небольшие помещения.
«Теперь вы можете оглянуться назад и сказать, что в течение девяти месяцев это была довольно хорошая машина, потому что мы выиграли третье ралли. Но возвращаясь назад, если бы у вас было еще полгода на разработку, мы могли бы выиграть чемпионат.