Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф
Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» (заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.
Экраноплан Лунь — видео
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других. Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию. «Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают „Лунь“ крайне уязвимым.»
С другой стороны, «поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. »
Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости.
Экраноплан «Спасатель»
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна. Необходимо также учесть, что экраноплан неспособен передвигаться над акваторией моря при сильном волнении и, тем более, при шторме, что ставит под сомнение саму концепцию экраноплана как спасательного средства, поскольку спасательные операции почти никогда не проводятся при хорошей погоде. Для спасательного судна способность действовать при любой погоде является обязательным условием.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны:
« В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной.
Современные истребители, такие как Су-33, ПАК-ФА, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000-4500 км на высоте. Таким образом, максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полете над поверхностью даже больше, чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. О возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, информации нет. Вероятно, она не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
Интересные факты
— Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone.
— Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей.
— Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных средств, когда-либо произведенных.
— Экраноплан «Лунь» присутствует в аниме Aldnoah.Zero (второй сезон, первая серия).
— Экраноплан «Лунь» присутствует в первой главе визуальной новеллы «2032» — с его борта производится запуск малого ядерного боеприпаса, уничтожающего искусственный остров в Каспийском море, на котором расположено убежище суперкомпьютера «Ганимед».
Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь
— Спущен на воду: 16 июля 1986 года
— Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится
— Статус: Списан и законсервирован
Экипаж экраноплана Лунь
— 10 человек
Размеры экраноплана Лунь
— Размах крыла: 44,00 м
— Длина: 73,80 м
— Высота: 19,20 м
— Площадь крыла: 550,00 м2
Вес экраноплана Лунь
— Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг
Двигатель экраноплана Лунь
— Тип двигателей: НК-87
— Тяга: 8 х 13000 кгс
Скорость экраноплана Лунь
— Максимальная скорость: 500 км/ч
Практическая дальность экраноплана Лунь
— 2000 км
Высота полёта на экране: 1-5 м
Мореходность: 5-6 баллов
Вооружение экраноплана Лунь
— 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
Фото экраноплана Лунь
Экраноплан «Лунь» — Gelio | Степанов Слава — ЖЖ
?
|
|
«Лунь» — пр.903
«Экраноплан», не имеющий аналогов нигде в мире, предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия средств воздушного нападения противника. Основная цель ракеты авианосец это авианосцы.Крылатый «Лунь» за счет высокой скорости передвижения и малозаметности для радаров может приближаться к авианосцам на дистанцию точного пуска ракет.
Планировалось создать восемь таких экранопланов, но построили только один. В 1984 руководство Минобороны исключило экранопланы из списка приоритетов ведомства. Среди приведенных причин были названы необычность проекта, необходимость использования новых материалов и др. Первый и, к сожалению, единственный образец этого корабля был спущен на воду 16 июля 1986 года. В 1986 году его отправили в Каспийское море. , где успешно прошел испытания и был передан в войска. В 1991 году его служба закончилась. После демонтажа СССР строительство всей серии аппаратов было остановлено (к этому времени второй «Лунь» проекта 903 был готов на 95%), а боеспособный «убийца авианосцев» был поставлен на приостановку в Каспийске.
Разработка «Луня» началась в 1969 году в ЦКБ по СПК (судов на подводных крыльях) им. Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов этого типа, а для масштабной постройки «Луней» в Феодосии (Крым) был возведен уникальный производственный комплекс, в сборочном цеху которого шесть экранопланов класса «Лунь» могли находиться одновременно. Главным конструктором был В. Кириллов.
Эволюция инженерного мышления Алексеева в итоге привела к созданию экраноплана «Лунь», который мог нести ракеты. Советский ударный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» был построен на заводе «Волга», расположенном в Горьком, который сейчас называется Нижним Новгородом. Экраноплан предназначен для нанесения ударов ракетами по надводным кораблям противника. Его высокая скорость и радар-невидимка позволяют ему приближаться к авианосцам на близкое расстояние для ракетной атаки.
Алексеев разработал военный экраноплан меньшего размера «Лунь» («Голубь»), вооруженный шестью большими противокорабельными крылатыми ракетами, неаэродинамически расположенными на его спине. ЛУН (известный в США по натовскому обозначению UTKA) — единственная в своем роде машина, предназначенная для демонстрации концепции пуска крылатых ракет класса «земля-земля» с экраноплана, была построена в середине 1980-х годов и, возможно, проходил летные испытания с конца 1980-х годов до настоящего времени.
Длину этой машины укоротили до 73 метров, а размах крыла в свою очередь увеличили до 44 метров. «Лунь» мог развивать скорость до 500 км в час, а запас хода — до 2000 км. Максимальный взлетный вес составлял 380 тонн. Экраноплан был вооружен шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит». На то время это была одна из самых современных ракет. Москиты могли перемещаться со сверхзвуковой скоростью (2500 км в час) на расстояние, затрудняющее их обнаружение и перехват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря). По мощи залпа Лунь сравним с ракетным крейсером, а по скорости превосходит в 10 раз! При этом еле заметный, подвижный. Экраноплан, используя свою высокую скорость, мог наносить удары по кораблям противника и легко уклонялся от преследования.
После выпуска закрылков двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Действие экрана связано с тем, что возмущения (повышение давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают достичь крыла. Таким образом, подъем давления под крылом большой. Скорость распространения волны давления, разумеется, равна скорости звука. Центр давления (общая точка приложения силы) лобового эффекта ближе к задней кромке, центр давления «нормальной» подъемной силы ближе к передней кромке, следовательно, тем больше вклад экрана в полная подъемная сила, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам с балансировкой. Изменение высоты меняет баланс, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует определенных навыков.
Управление экранопланом отличается от управления самолетом и требует определенных навыков. Хотя полет «на экране» связан с меньшими энергозатратами, чем у самолета, однако процедура запуска требует более высокой тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и, соответственно, применения дополнительных стартовых двигателей которые не используются в крейсерском режиме (для больших экранопланов), или специальные режимы запуска маршевых двигателей, что приводит к дополнительному расходу топлива.
Оперативно-тактический план «903 «Лунь»» отличался рядом преимуществ перед любыми другими средствами доставки ПКР (например, малозаметность для корабельных РЛС за счет сочетания высокой скорости с малым перемещением цели по высоте) Показательно, что военные специалисты США этот экраноплан метко назвали «убийцей авианосцев».
В 1989 году ракетоносец-экраноплан «Лунь» (около 400 тонн) был зачислен в состав ВМФ. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М «Москит» (обозначение НАТО SS-N-22 Sunburn), однако в боевые части они так и не были развернуты. В конструкции предусматривался эффективный метод нанесения упреждающего удара по флоту противника. Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия средств воздушного нападения противника. Основной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» за счет высокой скорости и малозаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
В полете ему помогали восемь газотурбинных двигателей НК-87. Силовая установка экраноплана «Лунь» состоит из восьми ТРДД НК-87 тягой по 13 000 кг каждый. Они расположены на переднем пилоне, сразу за кабиной. Он позволяет развивать большую скорость, по сравнению с кораблями ВМФ, скорость 500 км/ч.
В оперативно-тактическом плане у «Луня» просто масса преимуществ. Он имеет более высокую эффективность и большую полезную нагрузку по сравнению с самолетом. По скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Он был незаметен для корабельных радаров и, главное, был очень живуч.
Однако моряки не приняли самолет-корабль. Как сказал бывший заместитель главкома ВМФ, а до этого командующий Черноморским флотом, участник испытаний экранопланов адмирал Игорь Касатонов, при всей красоте «бумажных» характеристик корабль получился крайне неэффективно. Ограничения уничтожили главное преимущество — скорость и, что менее важно, военную экономичность. Адмирал отмечал, что в Каспийском море «бегать» еще можно, но на стратегических коммуникациях, при интенсивном судоходстве, «Лунь» просто опасен. В результате проект был закрыт.
Русский «кровельщик» [тот, кто карабкается по крышам советских руин] и блогер Виталий Раскалов обнаружили советский экраноплан «Лунь», севший на мель на берегу Каспийского моря в Дагестане, Россия. Экраноплан лежит на брюхе на диком берегу и промокает водой, потому что он был поврежден при транспортировке [в нынешнее место]. Надеюсь, что единственный в своем роде экраноплан «Лунь» останется цел и не будет уничтожен мародерами, — написал блогер в своем Instagram 21 сентября 2020 года9.0003
Единственный в мире экраноплан больше не будет ржаветь на своей вечной стоянке в Каспийске. 28 июля 2020 года началась операция по перемещению уникального и единственного в мире ракетного экраноплана проекта 903 «Лунь» из Каспийска в Дербент, где он станет главным экспонатом строящегося парка «Патриот». По данным Минобороны, в августе 2020 года операция по транспортировке экраноплана через Каспийское море займет 14 часов. Представитель городской администрации сообщил, что никаких конкретных сроков для исполнителей не установлено: «У нас нет ограничений по времени. У тех, кого мы наняли для перевозки и монтажа, главная задача – иметь результат. Люди делают свою работу». Изначально не возникало сложностей с транспортировкой уникальной военной техники. Представитель агентства, находившийся на месте, рассказал, что экраноплан поддерживается на поверхности воды двумя надувными понтонами и постепенно подтягивается к берегу с помощью троса. Чтобы доставить ракетоносец на берег, потребовались земляные работы. Сам процесс вызывает большой интерес у отдыхающих, наблюдающих за ним.
Изначально планировалось, что экраноплан «Лунь» будет использоваться в качестве экспоната в будущем парке, но с тех пор планы были пересмотрены, и теперь крылатый корабль покоился без присмотра на берегу Каспийского моря, по словам Раскалова, сфотографировавшего гигантскую боевую машину. . С момента вывода «Луня» из состава ВМФ России прошло не менее 19 лет, все это время он стоял в Каспийском море на территории погранбазы ФСБ РФ, и правительство Дагестана приняло решение о его перемещении и установке это в окрестностях Дербента.
В июне 2020 года его отбуксировали к берегам Дербента. При транспортировке Лунь дал течь. Поврежденный экраноплан оставили на диком пляже, где, по словам руфера и видеооператора Виталия Раскалова, машина постепенно наполняется водой. Попытки вытащить его с помощью стальных тросов не увенчались успехом, а парк «Патриот» до сих пор не достроен. Его открытие намечено на 2022 год.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты
|
Бесплатная репродукция Ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь» на берегу Каспийского моря. Дагестан, город Дербент, Россия | FreeArt
Чтобы разблокировать скидки и показать коды купонов: Создайте учетную запись
Экономьте на художественных репродукциях и холстах!
Сэкономьте 10% на любом заказе > $25
Код купона ****
Сэкономьте 15% на любом заказе > $100
Код купона ****
Скидка 20% на любой заказ > $200
Код купона *****
Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть примененную скидку.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» на берегу Каспийского моря. Дагестан, город Дербент, Россия
Водяной знак FreeArt не появится на вашей работе
Артикул: fa93327330
Еще арт от csp_nikolpetr
- Ключевые слова:
- крыло,
- закрылки,
- шасси,
- киль,
- советский,
- стабилизаторы,
- планер,
- фюзеляж,
- моноплан,
- РЛС,
- иллюминатор, 90 106 вода,
- пропеллеры,
- песок,
- пляж,
- туристы,
- проезд,
- заброшенный,
- город дербент,
- россия,
- ракета,
- корабль-экраноплан,
- проект,
- 903,
- лун,
- каспий,
- море,
- берег,
- дагестан,
- фотопечать,
- печать,
- фреска фото,
- холст картина, 901 06 художественные репродукции,
- комнатные картины,
- репродукции для домашнего декора,
- постер,
- постеры,
- оформление интерьера,
- фотографии
Печать:
Рамка и коврик:
Итого:
Художественные репродукции 90 196
Холст
- 3,5 «х 6,5» БЕСПЛАТНО
- 6,5 «х 11» БЕСПЛАТНО
- 11 «х 14» 4,99 доллара США
- 9″ х 16″ 19 долларов
- 12″ х 20″ 29 долларов
- 21 «х 38» $69
- Пользовательский размер печати
Посмотреть другие размеры
Самые популярные рамки
Печать:
Рамка и подложка:
Итого: Печать действительно бесплатна 9004 0
Добавить в корзину
Распечатки действительно бесплатны
Граница
- Показать изображение целиком
Финишное покрытие
MatteLusterLamination — 1,99 долл. США Клей для стен — 1,99 долл. США Акварельная бумага — 1,99 долл. США
Опции
Black & WhiteSaturationSepiaVintageWarmFlip ImageArtwork Title
Избранное это изображение
Follow:Nikolpetr
Быстрая доставка
Безопасный онлайн-заказ
2022-02-28
Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!
2022-02-28
Отличный выбор и достойные скидки.
27.02.2022
27.02.2020
Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt
24.02.2020
Хорошая картинка по такой цене…
FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Заплатив всего 2,99 доллара за доставку (0,99 доллара за каждую дополнительную), вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества.