Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

28.11.2019 12:27

Поделиться

Тимур Алимов

Для этих поездов, курсировавших по Советскому Союзу, всегда горел разрешающий сигнал семафора. 12 составов — с виду обычных «товарняков» — стали головной болью американских военачальников, безуспешно пытавшихся со спутников вычислить расположение вагонов с самым беспощадным оружием. 30 лет назад вооруженные силы СССР получили на вооружение боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО — SS-24 Sсаlреl Моd 3).

О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.

Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.

Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.

Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.

В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.

В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.

Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.

Поделиться

#ракеты

#история

#РВСН

#ядерное оружие

Главное сегодня

  • Российские военные за сутки уничтожили на донецком направлении три танка и до 150 боевиков ВСУ

  • МИД РФ сообщил о продлении зерновой сделки на 60 дней

  • Шойгу поручил удвоить выпуск высокоточных боеприпасов

  • Песков: «Прямая линия» с Путиным может пройти в этом году, сроки пока неизвестны

  • В Сербии потребовали отставки министра, призвавшего к санкциям против России

  • Начался завершающий этап наземных испытаний транспортного беспилотника ТрАМП

Поезда как пули, самолеты как ракеты: каким будет транспорт будущего?

Поезда как пули, самолеты как ракеты: каким будет транспорт будущего?
  • Все материалы Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Исследования 5o’clock Куда поехать
  • ЖД Транспорт Новости ИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
  • АвтоНовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
  • Водный транспорт НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
  • Логистика НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
  • Авиация Новости Интервью КомментарииМненияОбзоры
  • Разное Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Статистика Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Статистика
  • Спецпроекты
  • Справочник
  1. Главная
  2. /
  3. Новости ЖД транспорта
  4. /
  5. Интервью
  6. /
  7. Поезда как пули, самолеты как ракеты: каким будет транспорт будущего?

12. 02.2023 10:00:00

ЖД Транспорт / Интервью

После введения санкций в отношении участников транспортной отрасли на передовую транспортного рынка вышел в том числе вопрос развития цифровых современных технологий. Электромобили, беспилотники, аэротакси и т. д. – все эти проекты находятся в разной степени разработки и эксплуатации в РФ: одни поэтапно внедряются, другие встречают массу сопротивления со стороны властей. Но так или иначе их главная цель – сделать перевозку (грузов или пассажиров) более автономной, удобной, дешевой и экологичной. РЖД-Партнер собрал информацию о транспорте будущего и перспективах его появления и эксплуатации не только в России, но и за рубежом.

Разная степень развития

Весной прошлого года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью анализа больших данных выявил перспективные технологии для транспорта и логистики, которые меняют саму отрасль и определяют контур мобильности будущего.

Эксперты отмечают, что сегодня интерес ученых в сфере цифровых технологий преимущественно сфокусирован на воздушном транспорте, а бизнеса – на автомобильном. И если один вид транспорта или технология уже в доступе и активно тиражируется (например, интеллектуальные транспортные системы), то другой вид – только зарождается (например, аэротакси).

Так, согласно исследованию, топ-15 технологий транспорта и логистики возглавили беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Беспилотные автомобили находятся на 4-м месте, а электромобили – на 7-м. Последние места рейтинга занимают системы управления складом и высокоскоростные поезда на магнитной подушке.

Вакуумный поезд Hyperloop

Еще в 2012 году американский предприниматель, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX Илон Маск предложил идею Hyperloop – передвижение капсул с пассажирами или грузами в трубах над поверхностью земли в условиях сильно разряженного воздуха со скоростью до 1220 км/ч.

В июне 2014 года была основана компания Hyperloop, а в октябре 2017 года реорганизована и переименована. Сама же концепция открыта, и к ее реализации может подключиться любой желающий.

В начале 2020-го глава РЖД Олег Белозеров заявил, что технология Hyperloop недостаточно проработана, и пока что не идет речи о том, чтобы ее применять в России. А в последние годы монополия не комментировала официально планы по участию в концепции.

Спустя полгода голландские партнеры проекта заявили о том, что Hyperloop может потеснить авиатранспорт на коротких внутриевропейских маршрутах уже через 30 лет.

В начале ноября прошлого года, наконец, компания Илона Маска Boring Company заявила о старте полномасштабных испытаний Hyperloop. При этом за несколько дней до этого в министерстве транспорта заявили, что идея Hyperloop является очень интересной, но государство финансировать этот проект не будет. Несмотря на все тщетные попытки добиться поддержки со стороны государства, развитие проекта не прекращается.

В России же, как ранее заявляли специалисты АО «ВНИИЖТ», строительство Hyperloop крайне целесообразно.

Для реализации Hyperloop потребуется государственная программа, огромные вложения в инфраструктуру. На основе частного инвестирования проект Hyperloop в нашей стране не осуществить.

Поезд на магнитной подушке, или Маглев

Технология Маглев подразумевает движение состава под управлением силы электромагнитного поля без соприкосновения с поверхностью рельса. Проект является глубокой модернизацией созданной в начале 2000-х годов монорельсовой транспортной системы. Поезд сможет работать как в беспилотном режиме, так и при минимальном участии машиниста.

Интересно, что скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолета и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км).

Первой в мире действующей железнодорожной линией на магнитной подушке стал Маглев в Шанхае, который в 2004 году соединил международный аэропорт Пудун со станцией метро Лунъянлу. Он преодолевает расстояние в 30 км за 7 с небольшим минут.

Этот Маглев также является самым быстрым из функционирующих в мире коммерческих поездов на магнитной подушке: состав развивает скорость в 431 км/ч.

Сейчас поезда на магнитной подушке разрабатывают несколько стран мира. Рекорд скорости пассажирского состава принадлежит Японии: Маглев в этой стране в 2015 году на тестовом участке разогнался до 603 км/ч. А в Китае максимальная скорость движения рельсовых пассажирских поездов составляет 350 км/ч. Добавим, что в Японии в 2027 году планируется открытие регулярного движения между городами Токио и Наго.

В России корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ, входит в «Роскосмос») разработала поезд на магнитной подушке, который сможет работать в том числе в беспилотном режиме. В конце лета прошлого года было заявлено, что МИТ построит первую трассу с поездом на магнитной подушке для Ленинградской области. По планам это будет первый опытный образец серийной партии. А планы по запуску системы в эксплуатацию – 2025 год.

В августе–сентябре 2021-го в Москве проходили ходовые испытания монорельсовой транспортной системы на магнитной подушке. А после этого разработчики заявили, что Маглев будет потреблять на 30–40% энергии меньше, чем монорельс, который сейчас установлен на ВДНХ. Монорельс будет отличаться ходовой частью.

По подсчетам 2021 года возведение инфраструктуры для монорельса будет в 10 раз дешевле, чем метро.

Поезда на водороде

Последнее время активное внимание со стороны РЖД и Минтранса уделяется такому виду транспортных технологий будущего, как поезда на водородных топливных элементах. Плюсы подобной эксплуатации очевидны: такие составы безопаснее, экологичнее, тише, дешевле и проще в обслуживании. Сегодня проекты по их созданию реализуются в Германии, Франции, Великобритании, Китае, США и других странах.

Но месяц назад стало известно, что перевозка пассажиров на первых в России водородных поездах начнется в IV квартале 2025 года. Хотя изначально «Росатом» рассчитывал запустить эти поезда на Сахалине в этом году.

В «Русатом Оверсиз» (дочка «Росатома») корректировку сроков связывают с «инновационностью проекта». Другими словами, сроки уточняются по мере проработки технических решений, потому что запуск в эксплуатацию водородных поездов на Сахалине – очень сложный и наукоемкий проект.

По словам экспертов, из-за санкций и, как следствие, разрыва привычных логистических цепочек и необходимости замены поставщиков компонентов стоимость создания рельсового водородного подвижного состава для Сахалина вырастет почти на четверть.

В целом же локомотив на водороде на протяжении своего жизненного цикла (от выпуска до утилизации с учетом ремонтов) будет на 5–7% дешевле, чем на традиционном топливе – дизеле или газе.

Интересно, что первый в мире пассажирский поезд на водородном топливе Coradia iLint был разработан французской компанией Alstom и производится в немецком городе Зальцгиттер. Этот поезд может проехать на одной заправке около 1000 км. Кроме того, польская компания Pesa представила гибридный локомотив на водородных топливных элементах в Китае.

Беспилотный транспорт

Как уже было отмечено, беспилотные технологии по большей части развиваются в авто- и авиаотрасли. Но если перевозка пассажиров беспилотными самолетами – более отдаленная перспектива, то беспилотная доставка грузов развивается более-менее последовательно.

На днях стало известно о том, что Санкт-Петербург станет полигоном для тестирования доставки грузов беспилотными авиационными системами (БАС) в условиях городской среды. Это будет первый эксперимент в России такого рода. А в конце прошлого года в 38 регионах РФ был запущен экспериментальный правовой режим для беспилотных легковых и грузовых автомобилей. В его рамках компаниям требуется завершить подготовительный этап тестовой некоммерческой эксплуатации перед запуском беспилотных автомобилей в масштабную эксплуатацию.

Через пару недель стало известно, что технологический конкурс среди разработчиков решений для сферы беспилотных грузоперевозок будет запущен в России в первой половине 2023 года. Во время конкурса команды будут разрабатывать беспилотные технологии для мультимодальных грузовых перевозок на небольшие расстояния в пределах 60 км. Конкурс продлится до конца 2024-го.

Напомним, что в октябре 2022-го правительство РФ одобрило введение экспериментального правового режима на трассе М-11 «Нева».

По мнению экспертов, развитие технологий автономного вождения в области автомобильных грузоперевозок в этом году будет сопровождаться началом активного тестирования беспилотных магистральных тягачей. Кроме того, на рынке ждут развития технологии V2X (vehicle-to-everything, англ. «транспортное средство – ко всему»), позволяющей за счет обеспечения коммуникации между автомобилями и дорожной инфраструктурой повысить безопасность дорожного движения.

Что касается зарубежных коллег, для сравнения, в середине января стало известно о том, что Airbus создаст компанию для реализации программы выпуска беспилотников Zephyr. Последняя модификация высотного БПЛА Zephyr 8 работает полностью за счет солнечной энергии и имеет размах крыла 25 м при массе менее 75 кг. Он может подниматься на высоту более 21 тыс. м, а также зависать над заданной географической точкой.

Также в начале года Греция приступила к разработке и производству нового беспилотника, более сложного по сравнению с первой моделью, обладающего большими возможностями.

Электромобили

Среди всех названных видов транспорта будущего, пожалуй, именно электромобили можно назвать самыми эксплуатируемыми.

Всего на сегодня, по данным компании PUNKT E, в стране зарегистрировано более 100 моделей электромобилей, более 64 из которых представлено в количестве менее десяти машин.

По данным агентства «Автостат», на середину 2022-го российский парк электромобилей насчитывал 22 тыс. машин. Из них 3,4 тыс. – подзаряжаемые гибриды и 18,8 тыс. – аккумуляторные электромобили без двигателя внутреннего сгорания.

Любопытно, что по итогам прошлого года число регистраций новых электромобилей выросло более чем на 30%, несмотря на последствия санкций. Кроме того, эксперты говорят о том, что зарядная инфраструктура для электромобилей «растет опережающими темпами». Но в целом в России, с учетом масштабов страны, рынок зарядной инфраструктуры еще очень далек от перенасыщения. Одна из главных проблем – отсутствие свободной электрической мощности в удобном для установки зарядки электромобилей месте.

Буквально на днях ученые из ИТМО сообщили о разработке учеными Санкт-Петербурга первой в России системы беспроводной зарядки электротранспорта. С помощью этой системы можно будет зарядить любой электротранспорт – от электромобиля до электробуса.

Кроме того, стало известно, что «Росатом» в конце этого года запустит в технополисе «Москва» завод батарей для электротранспорта.

Добавим, что в 2021-м была принята «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 года», но работать она начала только в прошлом году, когда были опубликованы правила предоставления субсидий на установку зарядных станций и определены пилотные регионы для выделения средств на эти цели. В число таких регионов вошли Московская, Ленинградская, Нижегородская, Сахалинская области, Крым, Татарстан и Краснодарский край.

Автор: Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


транспорт будущего




ЖД Транспорт

Арбитражная практика в поисках справедливости

Авто

От ABS отказываются российские автоперевозчики грузов

Авто

Грузоперевозчики: спецстоянки для коммерческого транспорта – это коррумпированная схема

Логистика

Страховщики России отказываются от автотелематики

Логистика

Кадровый голод тормозит развитие проектов ТЛЦ Нижнеленинское – Тунцзян

ЖД Транспорт

Невыгодная конкуренция с Китаем: производство контейнеров в России пока сложно и локально

ЖД Транспорт

Разрыв логистических связей, разворот товарных потоков и развитие поставок через третьи страны: итоги контейнерных перевозок в 2022 году

Логистика

Для лесопромышленников расширят действие транспортных субсидий

Авиация

Авиация России: планы на следующие 100 лет

Водный транспорт

Спрос на речные туры требует пополнения флота

Новости

  • 13/03 18:00 Рост тарифа грозит тенденцией к укрупнению уже имеющихся долей участников рынка и предпосылками к его монополизации
  • 13/03 17:41 Экспортные перевозки в порты РФ в январе – феврале выросли на 0,5%, до 56 млн т
  • 13/03 17:26 Латвийская компания подписала контракт на €8,5 млн для проекта Rail Baltica в Литве
  • 13/03 17:18 Грузоотправители не будут готовы к повышению железнодорожных тарифов
  • 13/03 17:12 Метрострой Северной столицы отменил свой первый аукцион
  • 13/03 16:43 Прогнозируемая стагнация транзитных перевозок в 2023 году будет сдерживать уровень спроса на фитинговые платформы
  • 13/03 16:34 Правительство Петербурга просит жителей Красногвардейского района искать обходные пути
  • 13/03 15:57 RFID-метка: сначала введут обязательное оснащение, а наказание – потом
  • 13/03 15:28 В 2023 году традиционное первое место на рынке займут полувагоны, второе – платформы, третье – хопперы
  • 13/03 15:12 Минпромторг добавил в перечень параллельного импорта более 10 автомобильных брендов
  • 13/03 14:26 С 1 апреля будет восстановлена работа автомобильного пункта пропуска Староцурухайтуйский – Хэйшаньтоу
  • 13/03 14:00 Финал классической логистики – переходим на квантовый уровень
  • 13/03 13:22 Складские технологии сегодня не всегда возможно адаптировать к переменам в бизнесе
  • 13/03 13:07 Таможня возобновляет публикацию данных статистики внешней торговли
  • 13/03 12:24 «Кузбассразрезуголь» поможет сохранить биоразнообразие региона
  • 13/03 12:09 Выручка холдинговой компании «Новотранс» по МСФО в 2022 году выросла на 43%
  • 13/03 12:08 Волго-Каспийский морской судоходный канал реконструируют к 2027 году
  • 13/03 11:29 Котировки угля в Европе упали до $135 за тонну на фоне потепления и падения цен на газ и электроэнергию
  • 13/03 10:56 На 16 перегонах линии Комсомольск – Ванино в 2023 году планируется ввести вторые пути во временную эксплуатацию
  • 13/03 10:39 Время отправлять! «Байкал Сервис» предлагает особые условия на перевозку шин и запчастей
  • 13/03 10:36 Товары IKEA разрешили ввозить по параллельному импорту
  • 13/03 10:23 Участники рынка: турецкие партнеры и раньше часто отказывались от транспортировки грузов в Россию
  • 13/03 09:59 Для соблюдения сроков строительства нового терминала в аэропорту Магадан нужно обеспечить продвижение стройматериалов по железной дороге
  • 13/03 09:46 Система ЭРА-ГЛОНАСС сопряжена со всеми действующими Системами-112
  • 13/03 09:01 На содержание региональных дорог Приамурья выделили в 1,5 раза больше средств

Спецпроекты

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала

    На портале РЖД-Партнер. ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов

    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.

  • Перевозки зерна и удобрений

    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ >>

КАЛЕНДАРЬ ОТРАСЛИ

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб

Чтобы обеспечить лучшие Ваши возможности просмотра на веб-сайте rzd-partner. ru, мы используем файлы-куки (англ. cookies). Своё согласие на них Вы подтвердите оставаясь на веб-сайте для дальнейшего просмотра или нажимая «Я согласен».

Я согласен

В этом разделе разрешена авториразация не более, чем с 2-х разных устройств.

Ракета Стефенсона, Рейнхилл и появление локомотива

Узнайте, кто изобрел локомотив, определивший историю железных дорог, как он работал и почему мы помним название «Ракета».

Это история об инновациях, изобретательности и личном соперничестве, которые привели к транспортной революции, изменившей мир. Читайте дальше, чтобы узнать, кем были эти первые пионеры и почему некоторые из них были прославлены, а другие канули в безвестность.

Узнайте, как локомотивы стали доминировать на железных дорогах и почему ничем не примечательный участок сельской местности недалеко от Ливерпуля стал стартовой площадкой для революционных инженерных идей.

Почему паровозы?

Представьте себе Великобританию накануне промышленной революции: промышленность стремительно развивается, фабричная система с грохотом приходит в действие, шахты приводят в действие новые технологии, а тысячи людей впервые устремляются в города.

Страна находится на пороге перемен, которые изменят мир, который мы знаем сегодня, но междугородние перевозки по-прежнему осуществляются по дорогам или каналам, и нет более быстрого способа перемещения людей между новыми городскими центрами, чем верховая езда. Что-то должно измениться.

Как инженеры и промышленники приступили к поиску решения? Каковы были их идеи и увенчались ли они успехом? И почему имя Ракета мы помним сегодня?

Была ли Ракета первым паровозом?

Несмотря на международную известность «Ракеты», инженер Ричард Тревитик построил первый успешный паровой локомотив для перевозки грузов по рельсам в 1804 году — задолго до двигателя Стефенсонов.

Результат пари в 500 гиней между мастерами по производству железа из Южного Уэльса Сэмюэлем Хомфреем и Ричардом Кроушеем. Он состоял из котла высокого давления, установленного на колеса, с поршнями, соединенными с шестернями, которые приводили колеса в движение.

Паровоз Penydarren Тревитика в паре на Railfest , 2004 год.

Ставка заключалась в том, что локомотив перевезет десять тонн железа по трамвайной дороге Мертир-Тидвил из Пенидаррена в Аберсинон — почти десять миль.

В данном случае локомотив вез 11 тонн железа и 70 человек со скоростью 2,4 мили в час.

Несмотря на то, что он был слишком тяжелым для регулярного использования на хрупких чугунных рельсах трамвая, это был жизненно важный шаг на пути к дальним железнодорожным перевозкам, какими мы их знаем сегодня.

Между тем и успехом Ракеты в 1829 годуИнженеры испытали различные другие локомотивы, в том числе «Блюхер» Джорджа Стефенсона и «Пыхтящий Билли», построенные Уильямом Хедли, Джонатаном Форстером и Тимоти Хаквортом для шахты Уилам.

Какими были испытания Рейнхилла?

К 1820-м годам Промышленная революция гремела впереди, и фабрики Манчестера — Коттонополиса — производили столько хлопка, что срочно требовалась более быстрая и эффективная транспортировка товаров на побережье для экспорта.

Ливерпульско-Манчестерская железная дорога (L&MR) была создана для удовлетворения этой потребности, но к 1829 г. проблема железнодорожного движения — точного метода перемещения товаров и пассажиров — достигла апогея.

Уже было согласовано, что на линии будет использоваться самоходный паровоз (а не, например, двигатели со статической обмоткой), но было множество доступных конструкций.

Чтобы определить лучшую конструкцию, директора L&MR решили провести эксплуатационные испытания, чтобы определить «самый улучшенный локомотив» для железной дороги с призом в 500 фунтов стерлингов.

Реклама испытаний в Liverpool Mercury, 1 мая 1829 года.

Испытания, проводившиеся в течение девяти дней в октябре 1829 года на специально построенной линии недалеко от Рейнхилла, недалеко от Ливерпуля, вызвали интерес публики к мощности локомотивов.

В первый день собралось более 10 000 зрителей, и огромные толпы продолжали ежедневно наблюдать за прогрессом двигателей, боровшихся за инженерный престиж и солидные денежные призы.

Карта Ливерпульско-Манчестерской железной дороги, 1829 г.

Узнайте больше о строительстве железной дороги в Ливерпуле и Манчестере на веб-сайте Музея науки и промышленности.

В чем была задача?

Само задание было простым: 10 обратных поездок по 1,5 мили трассы, имитирующей 30-мильный пробег между Ливерпулем и Манчестером. Заявителям был отправлен набор проектных спецификаций, но было мало информации о том, как локомотивы будут тестироваться для приемки.

Когда начались судебные процессы, судьи поняли, что это проблема, и выпустили новый набор «положений и условий», в которых подробно излагалась процедура.

Перед каждым днем ​​суда судьи (инженеры Джон Растрик и Николас Вуд и промышленник Джон Кеннеди) тщательно взвешивали локомотив и груз, который он должен был буксировать, и записывали количество использованного топлива и воды.

Затем они засекли время поезда на каждом из 10 пробегов по 1,5-мильному пути. Локомотивы заправились, а затем совершили еще 10 обратных рейсов. По завершении поездок рассчитывались количество израсходованного топлива и воды, а также достигнутая средняя скорость.

Победителем будет выбран локомотив, который сможет пройти «испытание» наиболее эффективно — ключевыми условиями в Рейнхилле были прочность, мощность и надежность, а не только скорость.

Эффективность также была важна, поскольку уголь стоил денег, а необходимость частых остановок для воды сводила на нет любое преимущество в скорости по сравнению с конным трамваем. Эти расчеты позволили судьям определить общую производительность и экономичность каждого локомотива.

Исследуйте блокнот Растрика

Один из судей, Джон Растрик, записал свои наблюдения на испытаниях в свой блокнот, который сейчас находится в коллекции Группы Музея науки. Просмотрите выдержки ниже или узнайте больше в нашей онлайн-коллекции.

Карточка с подробным описанием «испытаний», которым должны подвергнуться соревнующиеся локомотивы в Рейнхилле, из записной книжки Джона Растрика.

Набросок испытательной дистанции в Рейнхилле из блокнота Растрика, в котором он записывал подробности испытаний.

«Положения и условия» испытаний и список конкурирующих двигателей

Кто были конкуренты?

Летом 1829 года около 10 участников заявили о себе, но только пятеро прибыли в Рейнхилл вовремя к старту. Два из них (платформа с приводом от лошади под названием Cycloped и Perseverance, адаптированный двигатель для дорожного парового экипажа) не вызвали серьезных споров, оставив только трех сильных соперников: Novelty, Sans Pareil и Rocket.

изучить дизайн

УЗНАЙТЕ О КОНСТРУКЦИЯХ:

Во всемирно известную ракету вошли Генри Бут, казначей Ливерпульско-Манчестерской железной дороги, и Джордж Стефенсон, линейный инженер. Разработанный сыном Джорджа Робертом, он был построен на заводе его компании в Ньюкасл-апон-Тайн.

Джон Брейтуэйт и Джон Эрикссон спроектировали и построили Novelty в Лондоне — значительный недостаток, поскольку в 1829 году в городе не было железных дорог. и поэтому инженеры не могли проверить его до испытаний. Это было очень похоже на дорожный паровой вагон, поставленный на железнодорожные колеса.

Разработанный Тимоти Хаквортом, суперинтендантом Стоктон-энд-Дарлингтонской железной дороги, Sans Pareil был прочным и качественным локомотивом. Хакворту мешала нехватка средств и неадекватные условия в Шилдоне, где он построил Санс Парейл, поскольку ему приходилось проектировать и строить локомотив за свой (ограниченный) счет, а также выполнять свои обязанности суперинтенданта Стоктон-энд-Дарлингтонской железной дороги.

Perseverance был адаптацией двигателя для дорожного парового автобуса, разработанного Тимоти Берстоллом из Эдинбурга. Он упал во время разгрузки в Рейнхилле и после ремонта совершил всего несколько демонстрационных запусков — у него явно не хватало мощности, и Берстолл отказался от испытаний.

Cycloped, принадлежавший Томасу Брандрету, приводился в движение лошадью, идущей на приводном ремне. Он был снят с соревнований после того, как лошадь провалилась через пояс, набрав скорость всего в пять миль в час.

Познакомьтесь с инженерами

ЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНЖЕНЕРАМИ:

Портрет Роберта Стефенсона работы Джона Лукаса, около 1840 года.

Инженер Ракеты с отцом Джорджем.

Портрет Джорджа Стефенсона, около 1830 г.

Инженер Ракеты.

Бюст Генри Бута, казначея Ливерпульско-Манчестерской железной дороги.

Ввел Ракету в испытания вместе со Стефенсонами.

Портрет Джона Эрикссона работы Чарльза Лоринга Эллиотта.

Инженер новизны с Джоном Брейтуэйтом.

Гравюра Джона Брейтуэйта для журнала Mechanics.

Инженер новизны с Джоном Эрикссоном.

Картина маслом Тимоти Хакворта, около 1840 г.

Инженер Санс Парей.

Групповая коллекция Музея науки

Почему Ракета была такой значимой?

Хотя Rocket впечатлила и в конечном итоге победила в Рейнхилле, немногие из ее функций были новыми. Именно сочетание многих существующих концепций, от более эффективного котла до выхлопной трубы, которая сделала двигатель саморегулирующимся, сделало конструкцию Стефенсона революционной и придало ей скорость и эффективность, необходимые для победы в испытаниях.

Эти элементы стали частью практически каждого локомотива, построенного во время господства пара на железных дорогах мира — они не были изобретены для Ракеты, но их комбинация в одной машине стала катализатором разработки жизнеспособных паровозов.

Explore Rocket

Узнайте больше о конструкции этого легендарного локомотива с помощью нашей 3D-модели ниже.

Ракета Стивенсона от Science Museum Group на Sketchfab

Кем были Стефенсоны?

Джордж Стефенсон родился в бедности в Виламе, Нортумберленд, в 1781 году и был неграмотным до 18 лет. Первоначально работая низкооплачиваемым пожарным на насосной машине Виламской шахты, Джордж стал машинистом в 17 лет, зарабатывая достаточно денег, чтобы платить для занятий по чтению, письму и арифметике.

В конце концов он был нанят машинистом, отвечающим за насосные двигатели на шахте Киллингворта, где он построил свой первый локомотив в 1814 году и основал компанию по производству двигателей Robert Stephenson & Co. в 1823 году. Он продолжил долгую карьеру. в качестве главного инженера нескольких железнодорожных линий, включая Stockton & Darlington Railway и L&MR.

Сын Джорджа Роберт вслед за ним стал инженером и лично руководил проектом по созданию Ракеты, руководя проектированием, за исключением принципиально важного нововведения в котле (использование большого количества узкопроходных дымовые трубы, а не простой большой дымоход), который предложил Генри Бут.

Роберт был настолько уверен в превосходстве своего локомотива, что пришел вместе с отцом и Бутом. Роберт особенно много говорил о потенциале паровоза:

.

[…] полагайтесь на него, локомотивы трусливо не бросайте. Я буду бороться за них до последнего. Они достойны конфликта.

Роберт Стефенсон

Роберт был не одинок в этом мнении — Джордж уже переписывался с Тимоти Хаквортом, который работал над своим двигателем и вскоре стал участником испытаний, о возможностях паровоза.

Были ли другие идеи жизнеспособными?

Другие проекты нельзя было списать со счетов. Новинка была на самом деле быстрее, чем Rocket, но сломалась и пришлось отозвать. Cycloped явно не участвовал в реальных соревнованиях, но удивительно, что конструкция локомотива с приводом от лошади использовалась в Америке компанией South Carolina Canal and Railroad Company.

Серьезную конкуренцию Rocket составил Sans Pareil Хакворта (по-французски «не имеющий себе равных»).

Несмотря на то, что он превышал максимально допустимый вес для четырехколесного локомотива, судьи разрешили ему участвовать в испытаниях, и локомотив произвел явное впечатление — Ливерпуль и Манчестер впоследствии приобрели его за 550 фунтов стерлингов.

Позже Хакворт написал директорам L&MR, что «двигатель не был дефектным ни по конструкции, ни в принципе» и что обстоятельства на испытаниях были против него.

Кажется вероятным, что Роберт Стефенсон также считал его соперником, написав Генри Буту в августе 1829 года, описывая «гениальный» план Хакворта относительно котла. Хотя его не так хорошо помнят, как Стефенсонов, Хакворт был важной фигурой в разработке паровозов и до сих пор имеет своих сторонников, особенно в графстве Дарем.

Что общественность сделала из испытаний?

В то время, когда подавляющее большинство людей путешествовало почти исключительно пешком, зрелище, обещанное испытаниями, было непреодолимо захватывающим, и, как сообщается, на него пришли посмотреть более 10 000 человек.

Играл оркестр, и оживленная атмосфера напоминала скачки. Изобретательность и футуристическое мышление, продемонстрированные в Рейнхилле, также захватили воображение экспертов в этой области, которые пришли посмотреть на испытания в большом количестве.

[Никогда] ни по какому поводу не собиралось вместе в одном месте столько джентльменов-ученых и инженеров-практиков.

Таймс (1829)

Хотя локомотивы существуют уже 25 лет, они никогда не достигали такой скорости и мощности. Газеты следили за ходом испытаний, красочно описывая удивительные достижения двигателей, а также личное соперничество и невзгоды инженеров.

Памятная керамическая кружка с изображением паровоза Новинка.

Дерби Меркьюри, например, описал, как Ракета «пронеслась мимо зрителей», сравнив это с «быстротой, с которой ласточка летит по воздуху».

Общественное увлечение локомотивами, а иногда и страх перед ними, продолжалось и после испытаний, и компании быстро наживались, производя всевозможные памятные предметы для продажи.

Рисунки и картины примерно того времени дают реальное представление о том, насколько непривычной для публики была идея железнодорожных путешествий — в то время как люди и пейзажи хорошо изображены, сами локомотивы часто кажутся странно раздавленными и несоразмерными. У художников просто не было системы отсчета для того, чтобы изобразить эти невероятные новые машины.

Гравюра под названием «Путешествие по Ливерпульско-Манчестерской железной дороге», Х. Остин, ок. 1831–1835 гг.

Какое влияние оказали испытания?

До того, как Ракета одержала победу, паровозы были грубыми и неэффективными, их использовали только для медленных товарных поездов.

После испытаний директора Ливерпульско-Манчестерской железной дороги были настолько впечатлены потенциалом паровой энергии, что заказали еще четыре локомотива у Стефенсонов. Ни один из них не был абсолютно одинаковым — оригинальный Rocket был прототипом, созданным для победы в испытаниях, а не подходящим двигателем для повседневного движения.

Темп изменений в железнодорожных технологиях к этому моменту был настолько быстрым, что Ракета была существенно перестроена в течение 18 месяцев и списана в течение 10 лет, а к 1840 году оригинал полностью вышел из употребления.

Локомотив Роберта Стивенсона 0-2-2 «Ракета», изготовленный компанией Robert Stephenson & Co., Ньюкасл-апон-Тайн, Англия, 1829 г.

Групповая коллекция Музея науки Больше информации о Роберте Стефенсоне&#039Локомотив s 0-2-2 'Rocket' производства Robert Stephenson & Co., Ньюкасл-апон-Тайн, Англия, 1829 г. Ракета

не была идеальной конструкцией, но ее успех зажег искру, которая стала катализатором десятилетий непрерывной изобретательности в железнодорожной инженерии.

Карикатура, изображающая королеву Викторию и принца Альберта, обсуждающих акции железных дорог, около 1845 года — в период «железнодорожной мании».

L&MR также купила Sans Pareil компании Hackworth и эксплуатировала ее на железной дороге в течение двух лет, прежде чем продать ее компании Bolton and Leigh Railway — свидетельство всестороннего воздействия испытаний, а не только ракеты.

L&MR теперь связывает два крупных торговых города регулярным сообщением скоростных пассажирских поездов.

Профессиональные работники могли поехать в другой город, поработать целый день и в тот же день вернуться домой — во времена коучинга это было невозможно.

Грузы, конечно, тоже возили, но впервые пассажир был важнее — и, что особенно важно, выгоднее. Инвесторы увидели потенциал, и через несколько лет Великобритания окажется во власти «железнодорожной мании».

Все было готово для того, чтобы пар доминировал на железных дорогах более века.

Краткие факты

Rocket и другие конкуренты Rainhill были локомотивами — двигателями, которые обеспечивают движущую силу для буксировки поезда (вагонов, вагонов или других рельсовых транспортных средств). Когда тянут вагоны, все становится поездом.

Ракета была построена компанией Robert Stephenson & Co. в 1829 году на заводе компании в Ньюкасле.

Ракета достигла средней скорости 12 миль в час в Рейнхилле с максимальной скоростью 30 миль в час на локомотивном пробеге.

Желтый и черный, отражающие современные дилижансы, которые были бы знакомы зрителям в Рейнхилле.

Удивительно, но доподлинно неизвестно, кто вел Ракету в Рейнхилле. Некоторые предполагают, что им управляли сами Джордж и Роберт Стефенсоны, в то время как другие утверждают, что им был помощник по имени Марк Уэйкфилд.

4,32 тонны, не считая тендера и вагонов.

Цилиндры на Sans Pareil были изготовлены на заводе R Stephenson & Co. Одна из отливок цилиндра треснула во время испытаний, что привело к потере движущей силы — это, естественно, вызвало некоторое недоверие и неприязнь со стороны сторонников Хакворта после победы Ракеты .

Путешествие по железной дороге было опасным делом в те самые первые дни — член парламента Джордж Хаскиссон был смертельно ранен на открытии Ливерпульско-Манчестерской железной дороги в следующем году после того, как Ракета столкнулся с его ногой.

Узнайте больше о влиянии ракеты на железные дороги

Книги

Вы найдете эти и многие другие книги в библиотеке поисковой системы. Вы также можете просмотреть каталог нашей библиотеки онлайн.

  • Бейли, Майкл.  Роберт Стивенсон: выдающийся инженер . Олдершот: Ашгейт, 2003.
  • .
  • Бейли, Майкл и Джон Глитеро. Разработка и история ракеты . Йорк: Национальный железнодорожный музей, 2001 г. 9.0275
  • Макгоуэн, Кристофер. Испытания Рейнхилла: крупнейшее соревнование промышленной Британии и рождение коммерческих железных дорог. Лондон: Литтл, Браун, 2004.
  • Тревитик, Фрэнсис. Жизнь Ричарда Тревитика и описание его изобретений . Лондон: E & F N Spon, 1872.
  • .
  • Янг, Роберт. Тимоти Хакворт и Локомотив . Лондон: издательство Locomotive Publishing Company, 1923.
  • .

Онлайн

  • Исследования и архив Национального железнодорожного музея, знакомство с семьей Хакворт и архивный список
  • Блог Музея науки и промышленности, Кем были Стефенсоны?

Еще истории из истории железной дороги

Ракетный локомотив.

Модель железной дороги OcCre. Железная дорога.

Ref: 54000

99,99 евро

Название по умолчанию

Ракета находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Транспортные сборы

Испания
Бесплатно для отправлений свыше 175 евро
— 5 евро для отправлений до 175 евро
— Время доставки 24 и 48 часов с понедельника по пятницу.

Португалия
Бесплатно для отправлений свыше 175 евро
— 7 евро для отправлений до 175 евро
— Срок доставки 2-4 дня с понедельника по пятницу.

Франция
Бесплатно для отправлений свыше 175 евро
— 7 евро для отправлений до 175 евро
— Срок доставки 3-5 дней с понедельника по пятницу.

Остальная Европа
Бесплатно для отправлений свыше 200 евро
— 7 евро для отправлений менее 200 евро
— Срок доставки 3-5 дней с понедельника по пятницу.

США
Бесплатно для отправлений на сумму более 200$
— 10$ для отправлений до 200$
— Срок доставки 5-7 дней с понедельника по пятницу.

Канада
Бесплатно для отправлений на сумму более 250 канадских долларов
— 14 канадских долларов для отправлений до 250 канадских долларов
— срок доставки 5-7 дней с понедельника по пятницу.

Остальной мир
Стоимость доставки указана на момент покупки.
Срок доставки 6-12 дней с понедельника по пятницу.

*Возможные налоги или дополнительные таможенные сборы не включены в стоимость

Вам нужна дополнительная информация о продуктах, доставке, возврате и многом другом?

См. раздел Часто задаваемые вопросы .

Скачать инструкцию

Инструкции

Таблица цветов

Таблица цветов

Погрузитесь в мир железнодорожного моделирования и насладитесь путешествием в эпоху этих изумительных паровозов с нашими наборами моделей .