Утка по-тегерански Иран показал перспективный истребитель, неспособный летать: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
В Иране состоялась демонстрация прототипа нового истребителя Qaher-313. Как водится, иранские военные поспешили заявить об огромном боевом потенциале самолета, который не только практически незаметен для радаров, но и обладает передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и инновационными техническими решениями. Тем не менее показанный иранскими телеканалами и информационными агентствами самолет своим внешним видом и размерами вызывает недоумение и серьезные сомнения в своей способности к полету.
Иранская версия
Презентация перспективного иранского истребителя Qaher-313 («Завоеватель-313») состоялась 2 февраля 2013 года и была приурочена к празднованию исламской революции 1979 года. «Этот передовой самолет с очень маленькой эффективной площадью рассеяния способен выполнять боевые задачи на малой высоте», ─ заявил иранскому телевидению министр обороны Ахмад Вахиди, стоя перед вращающимся на специальном постаменте прототипом истребителя. При этом руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех отметил, что «самолет от А до Я состоит из иранских комплектующих».
Прототип самолета построила Организация авиационной промышленности, подразделение министерства обороны Ирана. Представленный широкой общественности самолет очень странного вида имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Внешние формы Qaher-313 ─ рубленые, видимо, в угоду снижения радиолокационной заметности. Еще одним достижением иранских инженеров является беспереплетный фонарь.
По словам президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, присутствовавшего на презентации Qaher-313, этот самолет «демонстрирует волю иранского народа к покорению научных вершин и построен для сдерживания, а не для нападения».
Взгляд со стороны
Внешне иранский истребитель напоминает смесь из американских прототипов боевых самолетов Boeing Bird of Prey и Lockheed Martin Have Blue (последний, к слову, в конце 1970-х ─ начале 1980-х годов вырос в серийный штурмовик F-117 Night Hawk). В США оба этих самолета разрабатывались с упором на малозаметность. При этом Bird of Prey строился еще и устойчивым по всем трем осям, что облегчало пилотирование самолета, а также делало его относительно маневренным на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Именно этим была обусловлена странная конструкция американского летательного аппарата.
От Bird of Prey Иран, по-видимому, решил позаимствовать скошенные вниз законцовки крыла, призванные реализовать принцип волнолета. Аналогичный принцип использовался и в другом американском самолете ─ XB-70 Valkyrie (у него края крыла в полете опускались вниз на угол в 65 градусов). Опущенные вниз концы крыльев позволяют удержать под крылом сверхзвуковую ударную волну, тем самым увеличивая давление под крылом за счет скачков уплотнения. В результате, по данным американских исследований 1960-х годов, удается увеличить аэродинамическое качество самолета на 30 процентов.
Наконец, опущенные вниз законцовки крыла позволяют не только увеличить на высоких скоростях отношение подъемной силы к сопротивлению воздуха, но и служат дополнительными вертикальными стабилизаторами, в целом улучшая управляемость летательного аппарата. Впрочем, на боевой технике со времени Valkyrie загнутые вниз законцовки крыла практически не использовались, но широко применялись на планерах и небольших легких самолетах. В гражданской авиации такой тип концов крыла известен как «законцовки Хёрнера», в честь немецкого ученого Зигхарда Хёрнера, впервые описавшего их в 1952 году.
Переднее горизонтальное оперение иранского истребителя Qaher-313 чрезмерно увеличено и больше напоминает крыло. Судя по фотографиям, оно не выполнено цельноповоротным, как, например, оперение у истребителей Су-30МКИ, Rafale или Typhoon, но имеет механизированную заднюю аэродинамическую плоскость. Длина переднего оперения и крыла (до сгиба законцовки) примерно одинакова. Вероятно, по замыслу конструкторов, законцовка призвана, помимо прочего, при сохранении малых габаритов самолета увеличить длину и площадь крыла.
Boeing Bird of Prey
Фото: Boeing
«Разваленные» в стороны кили истребителя также не являются цельноповоротными. Воздухозаборники, расположенные по сторонам чуть позади кабины пилота, крайне малы. Вероятнее всего, их просвет будет недостаточным для обеспечения стабильной работы двигателя на больших скоростях полета. К слову, самолет выполнен однодвигательным, причем расположение сопла (оно сильно утоплено в фюзеляж) заставляет предположить, что задняя часть Qaher-313 при полете сильно разогревается. «Утопленным» сопло, похоже, сделано в угоду снижения заметности в инфракрасном спектре ─ часть горячей газовой струи из двигателя должен закрывать фюзеляж.
Какой тип двигателя установлен на самолет, неизвестно. Аналитики Flight International предположили, что речь идет о копии или иранском варианте американского двигателя General Electric J-85. В частности, такие устанавливались на американские истребители F-5, поставлявшиеся Ирану в 1960-1970-х годах. По современным меркам, такие двигатели уже крайне слабы ─ они могут выдавать максимальную тягу в 15,5 килоньютона и 22,2 килоньютона в режиме форсажа. Для сравнения, двигатели F/A-18 могут выдавать тягу в 48,9 килоньютона и 79,2 килоньютона в режиме форсажа каждый.
Насколько мощности единственного J-85 достаточно для Qaher-313, сказать сложно ─ весовые параметры самолета Иран не раскрыл. Сам представленный прототип в сюжете иранского телеканала по сравнению со стоящими рядом с ним людьми выглядит небольшим. Возможно, J-85 для самолета будет вполне достаточно, но небольшие габариты Qaher-313 указывают на то, что какими-то выдающимися боевыми качествами самолет не отличается. При этом носовая часть истребителя настолько мала, что возможность установки в нее радиолокационной станции вызывает серьезные сомнения.
North American Aviation XB-70 Valkyrie
Фото: af.mil
Наконец, обнародованная агентством FARS фотография кабины пилота показывает примитивную панель приборов, с обратной стороны которой, к слову, практически не видно проводки (хотя защитного кожуха за панелью просто нет). Это, кстати, заставляет предположить, что общественности показали даже не прототип, а макет самолета. При этом, как отмечает The Aviationist, на панели присутствуют несколько приборов, характерных только для небольших самолетов гражданской авиации. Кабина пилота закрывается прозрачным сильно искажающим плексигласовым фонарем. Следует также отметить, что она очень тесна и фонарь, скорее всего, не закроется, если внутри будет находиться летчик.
Выводы
В целом технические решения, использованные Ираном в прототипе Qaher-313, сами по себе интересны, но все вместе оставляют впечатление, что самолет этот летать не может. Да и выглядит он скорее большим макетом, нежели полноценным истребителем. Сомнения вызывает также способность Ирана создавать по-настоящему прорывные технологии ─ страна уже несколько десятилетий находится под действием международных санкций и практически не имеет доступа к мировым техническим наработкам. Собственной же развитой промышленности у Ирана нет.
Наконец, не убеждает и запись якобы полетов Qaher-313, на которой самолет, внешним видом напоминающий перспективный иранский истребитель, быстро и ловко «рассекает» кадр на фоне темнеющего неба. Странно, что, показав резвые полеты Qaher-313, иранское телевидение почему-то не посчитало необходимым показать взлет и посадку «продвинутого» истребителя. Скорее всего, полеты на видеозаписи выполняет радиоуправляемая модель ─ оценить по кадру истинные размеры аппарата не представляется возможным.
За последние несколько лет Иран объявил о создании нескольких новых типов вооружений и военной техники, включая зенитную ракетную систему (по заявлению иранских военных она сопоставима с российскими С-300, но внешне очень похожа на американскую MIM-23 Hawk 1960-х годов) и истребители Azarakhsh («Молния») и Saeqeh («Гром»), которые являются всего лишь копией и доработанной копией американского F-5, выпускавшегося с 1959-го по 1987 год. Однако вся эта техника, по большому счету, преследует лишь одну цель ─ не запугать вероятного противника, а поддержать моральный дух «иранского народа».
Lurer.com | Օպերատիվ Լրատվական
Տեսանյութեր
ԴԻՏԵԼ
ԴԻՏԵԼ
ԴԻՏԵԼ
ԴԻՏԵԼ
ԴԻՏԵԼ
Խմբագրի ընտրանի
Հայկական Մամուլ
Հրապարակումներ
Հետևե՛ք -ին Youtube-ում`
Լրահոս
Զբոսաշրջության կոմիտեի նախագահն Իտալիայում և Ֆրանսիայում կմասնակցի Հայաստանին նվիրված միջոցառումների



Ամբողջ լրահոսը »
Համաշխարհային Մամուլ
Թուրքիան հակազդում է
Քաղաքական
Ժամանց
Հայաստան
Աշխարհ
Իրավունք
ՔԿ
Հասարակություն
Սպորտ
Տնտեսություն
Այլ
Արտակարգ Պատահար
կա տուժած
Գիտություն և Մշակույթ
Օրվա խորհուրդ
Աստղագուշակ
մարտի 14-ի աստղագուշակ
Լուսանկարներ
Մերկելն ամուսնու հետ հանգստի է մեկնել Կանարյան կղզիներ (լուսանկարներ) Plus-size մոդել Էշլի Գրեմը լուսանկարվել է լոգարանում Քիմ Քարդաշյանին քննադատել են անկեղծ լուսանկարների համար Գոհար Ավետիսյանը կրծքերի վիրահատությունից հետո լուսանկար է հրապարակել Քվենտին Տարանտինոն ավարտին է հասցրել իր վերջին ֆիլմի սցենարը Իրանում հրավառության ժամանակ 17 մարդ է զոհվել 60-ամյա Դեմի Մուրը ներկայացել է խորը դեկոլտե ունեցող զգեստով Քենդալ Ջենները լուսանկարվել է ռեփեր Bad Bunny-ի հետ երեկույթից հեռանալիս Հայտնի է՝ ինչու է Թոմ Կրուզը հրաժարվել մասնակցել «Օսկարին» Տոկիոյում սակուրան ծաղկել է (լուսանկարներ, տեսանյութ) 41-ամյա Ալեսանդրա Ամբրոսիոն հանրությանը ներկայացել է «մերկ» զգեստով Մոդել Էմիլի Ռատակովսկին Vanity Fair երեկույթին ներկայացել է թափանցիկ զգեստով
facebook.com/lurercom/»>ԼՈՒՐԵՐ.com
Иран построит беспилотный «истребитель» Quaher-313: официальный
Иран построит беспилотную версию Qaher-313, предполагаемого истребителя-невидимки отечественного производства, заявил иранский официальный представитель.
По словам чиновника, в ближайшее время будет представлено несколько новых вариантов самолета.
Об этом сообщил управляющий директор Организации авиационной промышленности Ирана (IAIO) генерал Афшин Хадже Фард во время телеинтервью, сообщило иранское информационное агентство Tasnim.
Самолет достиг «полной зрелости» и будет принят на вооружение двумя воинскими частями, добавил Фард.
Фард также добавил, что новые версии самолета будут представлены в середине следующего иранского года, который начнется 21 марта 2023 года. По истечении этого срока презентация, вероятно, состоится в сентябре-октябре 2023 года.
Согласно Tasnim, Фард также сказал, что в новом году Иран проведет испытания двух прототипов электрических самолетов. Он добавил, что пожарные беспилотники иранского производства были закуплены двумя зарубежными странами.
Сомнительные утверждения
Qaher-313, также известный как F-313 и предположительно изготовленный IAIO для ВВС Исламской Республики Иран, впервые был обнаружен в 2013 году и был встречен с большим скептицизмом со стороны международных наблюдателей.
Согласно заявлениям Ирана, этот самолет является «одним из самых совершенных истребителей в мире» и обладает улучшенными характеристиками малозаметности, высокой маневренностью и способностью нести управляемое вооружение.
Предполагаемый прототип был представлен на церемонии открытия, официальные лица заявили, что реактивный самолет уже совершил испытательные полеты.
Ряд международных экспертов отметили, что представленный самолет, скорее всего, является макетом и не способен к реальному полету. Они выделили различные сомнительные особенности, такие как приборная панель самолета со случайными инструментами, снятыми с небольшого коммерческого самолета, и его корпус, якобы отлитый в форме, лишенной какого-либо аэродинамического смысла.
Иран также поделился видеозаписью самолета, предположительно выполняющего испытательный полет, на котором, по-видимому, изображена небольшая модель, управляемая с земли.
Ограниченные возможности
Аэрокосмическая промышленность Ирана подвергается ряду международных санкций, некоторые из которых относятся ко времени Исламской революции 1979 года.
Большинство боевых самолетов, находящихся на вооружении ВВС Исламской Республики Иран, Самолеты западного производства, доставшиеся в наследство от дореволюционных Имперских ВВС Ирана.
К ним относятся McDonnell Douglas F-4 Phantom II, Northrop F-5 Tiger II и Grumman F-14 Tomcat, поставленные в 1960-х и 70-х годов.
В последующие десятилетия Иран дополнил эти самолеты небольшим количеством купленных, захваченных или интернированных китайских самолетов Chengdu F-7, советских МиГ-29 и французских самолетов Mirage F1.
Первые слухи о том, что Иран планирует получить современные истребители, появились в 2022 году. Согласно сообщениям, Россия согласилась поставить 24 истребителя Су-35 поколения 4.5, которые первоначально были заказаны Египтом.
Россия, как сообщается, начала обучение иранских пилотов новым самолетам весной 2022 года, а в начале 2023 года иранские официальные лица подтвердили, что поставки начнутся в ближайшее время.
Валюс Венцкунас
2023-01-16
Подпишитесь на наши информационные бюллетени
Получайте уведомления о самых горячих новостяхУстановив этот флажок, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования
Насколько мощным является иранский истребитель пятого поколения, который может бросить вызов американскому F-35 , Ф-22 Рапторы?
Семь лет назад Иран представил свой «истребитель-невидимку» Qaher-313 «пятого поколения» в присутствии тогдашнего президента Махмуда Ахмадинежада, предположительно самый передовой военный самолет страны
BrahMos выходит на мировой уровень; После Индонезии Бразилия может вооружить свои самолеты Saab Gripen «Смертельной» ракетой
Самолет, первоначально встреченный скептически, стал посмешищем среди военных энтузиастов, которые отвергли его как грубый макет и трюк, призванный произвести впечатление отечественная аудитория.
Эксперты военной авиации после беглого просмотра опубликованных Ираном изображений и видеороликов, на которых виден истребитель, заявили, что этот «прототип» просто не может даже летать.
Одномоторный самолет был слишком мал и имел слишком много технических недостатков, чтобы его можно было квалифицировать как реактивный самолет четвертого поколения. Эксперты пришли к выводу, что Qaher-313 больше походил на голливудский реквизит, чем на реактивный истребитель 21 века.
Реактивный самолет имеет жесткие края и характерные края и угол наклона американского F-22, а также двойное хвостовое оперение, очень похожее на форму F-35 Lightning II, заключает The Aviationist. У Q-313 большие фиксированные утки, а внешняя часть маленьких крыльев наклонена вниз.
Самолет замечает причудливую кабину, оснащенную приборами, не относящимися к эпохе «пятого поколения» и слишком простыми, на передней панели отсутствуют какие-либо проводки, с приборами, похожими на те, что установлены на небольшом частном самолете.
Qaher-313 имеет настолько маленькую носовую часть, что в нее практически не помещается радар. Теперь самое главное — воздухозаборники, которые настолько малы, что напоминают дроны с аналогичными размерами воздухозаборников. Черт возьми, у струи вообще нет сопла! Форсажные камеры двигателя расплавили бы всю струю.
Qaher-313, объявленный самым передовым местным истребителем в стране, настолько мал, что под его крыльями буквально не хватает места для бомб и ракет, которые, по утверждению страны, он может нести; у него даже нет отсека для оружия. Кабина настолько мала, что в ней не может разместиться обычный пилот на катапультируемом кресле.
Авиаэксперты считают ненормальным наличие истребителя, в котором колени пилота возвышаются над боковыми границами кабины, а шлем выступает за подголовник катапультного кресла.
Иран попытался укрепить доверие к мировому сообществу, опубликовав видео с изображением летящего истребителя, которое в течение нескольких часов было разоблачено как абсурдный фотошоп.
Попытки страны обмануть своих соперников таким грубым мошенничеством потерпели неудачу, и эксперты недоумевали, как Иран мог представить такой фарс и не быть разоблаченным.
Несмотря на всеобщее осмеяние как фальсификацию, Иран продолжал утверждать, что его новейший истребитель настоящий и уже летает. Правительство страны настаивало на том, что этот самолет даже «превосходит» Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter и скоро будет введен в строй. Итак, где сейчас самолет?
Проект, по-видимому, исчез, и никаких дальнейших разговоров о его жизнеспособности или планах на будущее, как и ожидалось, не слышно.
В августе 2018 года Иран представил истребитель Kowsar, при этом страна заявила, что новый самолет имеет «современную авионику» и многоцелевой радар, а также что он впервые «на 100% произведен внутри страны».
Государственные СМИ транслировали в прямом эфире кадры руления нового истребителя по взлетно-посадочной полосе на военном параде, но вскоре они были вырезаны до того, как самолет взлетел.
В телеинтервью после презентации нового самолета министр обороны Ирана Амир Хатами сказал: «В ходе (ирано-иракской) войны мы поняли, что не можем полагаться ни на кого, кроме самих себя. Наши ресурсы ограничены, и мы стремимся обеспечить безопасность с минимальными затратами».
Государственный департамент США опроверг заявление Ирана о том, что его новейший истребитель Kowsar имеет «отечественное происхождение», заявив: «Похоже, чиновники режима недостаточно знакомы с развитием авиационной промышленности.
Их самолет очень похож на реактивный истребитель, произведенный Соединенными Штатами несколько десятилетий назад, и у Ирана есть старый парк этих самолетов. Обман — их излюбленное средство».
Израиль также выразил сомнения по поводу производства Ираном собственного истребителя, заявив, что они выдумывают «анекдоты» и что на них оказывается давление из-за американских санкций. Эксперты заявили, что этот реактивный самолет на самом деле был «американским дизайном 1970-х годов со свежим слоем краски».
59.
# Иранский местный истребитель Kowsar — прототип 3-7400 (2018 г.) # Американский учебно-боевой самолет Northrop F-5F Tiger II — прототип 00889 (1974 г.) pic.twitter.com/b8vJ7qGd9n
— Джозеф Демпси (@JosephHDempsey) 21 августа 2018 г.
В июле этого года Иран объявил, что после «успеха» в производстве боевого самолета Kowsar ВВС страны начали процесс производства отечественного тяжелого истребителя.
ВВС Ирана в настоящее время имеют на вооружении 20 российских МиГ-29s и 23 истребителя Су-24, около 17 Chengdu F-7 китайской постройки (лицензионная копия советского МиГ-21), около 50 F-4 Phantom II американского производства, 20 Northrop F-5, две дюжины Grumman F-14 и 9 Mirage F1, которые теперь сильно модифицированы и настроены после десятилетий ограничений на вооружения США.