недоедим, но вооружимся / Реалии / Независимая газета

Генеральный секретарь Трудовой партии Кореи Ким Чен Ын лично курирует военные программы страны. Фото Reuters

История КНДР весьма своеобразна. Именно этим в немалой степени объясняется своеобразие страны в ее нынешнем виде.

До сих пор неясно, почему СССР не стал претендовать в 1945 году на часть поверженной Японии, отдав всю ее США. Тогда было бы логично, если бы СССР достался весь освобожденный от японцев Корейский полуостров. Но его с США как раз поделили. Причем Москве достался север Кореи, где были сильны правые националисты. А юг, где доминировали левые, в том числе коммунисты, отошел Вашингтону. В итоге победители «ломали через колено» каждый свою добычу.

При этом каждая из Корей считала другую Корею незаконной. Что, в общем, было логично: разделение было искусственным и навязанным извне.

РОЖДЕНИЕ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ

Почти до конца 1950-х единственным поставщиком боевой техники для ВС КНДР был СССР. Перед Корейской войной и во время войны Корейская народная армия (КНА) получала танки Т-34–85, БТР-40/152, 122-мм орудия А-19 и М-30 и 152-мм МЛ-20, 120-мм минометы М-43, «Катюши» БМ-13, 100-мм противотанковые орудия (ПТО) БС-3, самоходные ПТО СУ-76, зенитные орудия (57-мм С-60 и 100-мм КС-19). На шасси СУ-76 в самой КНДР было изготовлено небольшое количество собственных ЗСУ путем установки 23-мм или 37-мм орудий.

За счет советских поставок были созданы северокорейские ВВС. Сначала они включали поршневые самолеты времен Второй мировой и первых послевоенных лет: бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-10, истребители Як-9, Ла-9 и Ла-11, ночные бомбардировщики По-2, транспортные самолеты Ли-2. Их дополняли учебные самолеты Як-11 и Як-18, которые также могли быть ночными бомбардировщиками. Начались поставки транспортных самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-1.

Главным же приобретением стали до 200 реактивных истребителей МиГ-15.

В ВМС поступили торпедные катера проекта 123, часть из них была построена в самой КНДР уже после окончания войны. При этом КНА войну проиграла, потеряв практически всю наземную технику. ВВС потеряли как минимум 11 Ил-10, восемь Ла-9, 30 Як-9, три Як-18, семь По-2, несколько МиГ-15. Ничейный в целом исход войны обеспечили дивизии Народно-освободительной армии Китая под прикрытием советских МиГ-15.

После войны до конца 1950-х Москва поставила Пхеньяну 200-мм реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМД-20 и 240-мм БМ-24, реактивные бомбардировщики Ил-28, истребители МиГ-17, транспортные самолеты Ил-12. ВМС КНДР получили торпедные катера пр. 183, тральщики, сторожевые катера пр. 201 (последние частично строились в самой КНДР). Кроме того, в конце 1950-х КНДР получала авиационную технику от Китая – те же Ил-28 (в китайской версии Н-5), МиГ-15 и МиГ-17 (в китайской версии J-5), Як-18 (в китайской версии CJ-5).

Также начались поставки Y-5, китайской копии Ан-2.

МЕЖДУ МОСКВОЙ И ПЕКИНОМ

В 1960-е годы советско-китайские отношения стали ухудшаться. Это поставило Пхеньян в сложное положение. В политическом плане он склонялся на сторону Пекина. Но слишком сильное сближение порождало опасность фактической оккупации КНДР Китаем. А технологически Китай сильно отставал от СССР и не мог дать Пхеньяну оружия нужного качества и в нужном количестве. Поэтому КНДР поддерживала баланс в отношениях с КНР и СССР, развивая собственный ВПК и снижая зависимость от импорта вооружений.

Советские поставки 1960-х заложили основу современной КНА. Сухопутные войска КНДР получили танки ИС-2 и плавающие ПТ-76, плавающие БТР-50, 122-мм орудия Д-74 и Д-30 и 130-мм орудия М-46, самоходные ПТО СУ-100, РСЗО БМ-14, а затем БМ-21 «Град», а также буксируемые РСЗО РПУ-14. Кроме того, началось поступление в войска танков Т-54, из них 300 произвели в самой КНДР (с 1967 года).

Также в КНДР было начато производство китайской буксируемой 107-мм РСЗО Туре 63. В наземную ПВО поступил 41 дивизион ЗРК С-75, а также 250 ЗСУ-57–2, причем на шасси китайских танков Туре 59 (копия советского Т-54).

ВВС КНДР приобрели истребители МиГ-19, а затем МиГ-21Ф-13/ПФМ с ракетами «воздух–воздух» К-13, транспортные самолеты Ил-14, вертолеты Ми-4. ВМС получили четыре подлодки пр. 613, 12 ракетных катеров пр. 205 с ПКР П-15, два тральщика пр. 254, девять дивизионов береговых противоракетных комплексов «Сопка» и не менее 12 130-мм береговых орудий СМ-4–1Б. Еще 15 торпедных катеров пр. 183 поступило из Китая. В самой КНДР началось строительство корветов типа «Саривон» (на основе советских тральщиков) и сверхмалых подлодок типа «Йоно» (на основе югославских «Юго»).

В 1970-е КНА получила из СССР тактические ракеты «Луна», танки Т-55 и Т-62, БМП-1 и БТР-60ПБ, 152-мм орудия Д-20, началось лицензионное производство ПТРК «Малютка» под местным названием «Пульсэ-1», а затем «Фагот» под названием «Пульсэ-2».

Из Китая поступили танки Туре 59 и легкие танки Туре 62. Началось производство китайских гусеничных БТР Туре 63 под местным названием «73» (также известен как VTT-323). Для наземной ПВО в СССР были приобретены ЗСУ-23–4 «Шилка», началось лицензионное производство переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Стрела-2». В ВВС поступили штурмовики Су-7Б и истребители МиГ-21ПФМ, вертолеты Ми-2 (произведены в Польше), китайские учебные самолеты CJ-6.

ВМС КНДР получили более 20 советских ракетных (пр. 183Р и пр. 205) и торпедных (пр. 123 и пр. 206) и до 30 китайских сторожевых (пр. 037 и пр. 062) катеров, не менее шести дивизионов китайского берегового ПКРК HY-1. По китайской лицензии велось строительство ПЛ пр. 033 (серия составила 23 ПЛ). Было построено четыре фрегата типа «Наджин» (на основе советских сторожевых кораблей пр. 42), десятки торпедных, сторожевых и десантных катеров (частично по собственным проектам).

В 1970-е годы началось создание собственных артсистем, в основе которых, как правило, лежали советские и китайские образцы. Появилось большое семейство САУ «Токчён» на шасси советского артиллерийского тягача АТС-59. В кузов устанавливались советские же буксируемые орудия – 100-мм БС-3, 122-мм Д-74 и Д-30, 130-мм СМ-4–1 и М-46, 152-мм Д-20. Иногда такие САУ довооружались еще и ПЗРК. Собственным проектом стала 170-мм САУ «Чучхе-по» (западное название М-1978 «Коксан») с открытым расположением орудия на шасси танков Т-54, Т-62, Туре 59. Максимальная дальность стрельбы орудия 40–60 км. Сколько таких САУ произведено – неясно, счет идет на сотни или даже тысячи.

Северокорейский ВПК начал производить 82-мм, 120-мм и 140-мм минометы, 122-мм (30- и 40-ствольные), 200-мм (4-ствольные), 240-мм (12-, 18-, 22-ствольные) РСЗО. Наиболее известна 30-ствольная 122-мм РСЗО БМ-11 (шасси для нее является японский грузовик). Дальность стрельбы 240-мм РСЗО достигает 50 км.

На основе китайского БТР Туре 63 и его местного варианта «73» были созданы специальные шасси, известные как М-1978 и М-1984.

На эти шасси и на сам БТР «73» устанавливались 122-мм и 130-мм орудия, а также средства ПВО малой дальности: 14,5-мм пулеметы, 37-мм орудия 61-К, ПЗРК «Стрела-2».

В 1980-е сухопутные войска КНДР получили БМП-1 из СССР, 130-мм орудия Туре 59–1 (на основе М-46) и 130-мм РСЗО Туре 63 из Китая. По советской лицензии произведено 470 танков Т-62 под названием «Чонма». В КНДР был создан легкий плавающий танк ПТ-85, оснащенный 85-мм пушкой. Наземная ПВО получила из СССР шесть дивизионов ЗРК С-125, два дивизиона ЗРС С-200, из Китая поступили ПЗРК HN-5 (копия «Стрелы-2»).

ВВС получили советские штурмовики Су-25 и китайские Q-5, советские истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 (с ракетами «воздух–воздух» Р-23, Р-27, Р-60), китайские J-6 и J-7, советские ударные вертолеты Ми-24Д и многоцелевые Ми-8/14/17. КНДР нелегально приобрела через ФРГ 87 американских многоцелевых вертолетов «Хьюз-500». ВМС получили еще два ракетных катера пр. 205 и четыре аналогичных китайских пр.

021.

Резко активизировался с 1980-х экспорт северокорейского оружия. Главным товаром были и остались баллистические ракеты (в первую очередь «Хвасон-6» и «Хвасон-7»). Важнейшим покупателем боевой техники стал Тегеран, в частности, он приобрел не менее 20 самоходных артиллерийских установок (САУ) «Чучхе-по». Несколько этих САУ были захвачены иракскими войсками и оказались в США. В целом покупателями северокорейского оружия стали до двух десятков стран и группировок.

ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ

Развал СССР и стихийные бедствия в самой КНДР поставили страну в сложное положение. Но режим устоял. В начале 1990-х из КНДР были выведены все китайские войска и военные объекты, прекратилось военно-техническое сотрудничество с КНР. Россия отработала оставшиеся от СССР заказы на поставки и лицензионное производство ракет (в том числе ПЗРК «Игла-1») и истребителей МиГ-29. В середине 1990-х в КНДР поставлены четыре тяжелых транспортных вертолета Ми-26.

В начале 2000-х – 32 БТР-80А, на основе которого создан собственный БТР «69» (также известен как М-2010). Из Казахстана в конце 1990-х контрабандой получены 24 зенитных орудия КС-19 и 34 истребителя МиГ-21бис (еще шесть конфисковал Азербайджан). Возможно, с Украины нелегально получили несколько дивизионов ЗРС С-300ПТ. На этом импорт вооружения Пхеньяном прекратился из-за недостатка средств и международных санкций.

Зато активно работал собственный ВПК. В 2006 году КНДР провела первые ядерные испытания, затем в стране были созданы баллистические ракеты – средней дальности и межконтинентальные («Стратегический арсенал Северной Кореи», «НВО», 03.04.20).

В 1990–2000-х создано не менее пяти модификаций Т-62 («Чонма-2/98/214/215/216») с постепенным усилением бронезащиты. Примерно с 2009 года на вооружение поступает танк «Сонгун-915», своеобразный синтез Т-62, Т-72, Т-80 и даже, возможно, Т-90. Он оснащен 125-мм пушкой, зенитный пулемет имеет калибр не 12,7 мм, как на подавляющем большинстве танков, а 14,5 мм. Танк несет две пусковые установки (ПУ) ПТРК «Пульсэ-3» (очевидно, аналог российского «Корнета» или усовершенствованный «Фагот») и спаренную ПУ ПЗРК «Хва Сон Чон» (очевидно, аналог «Иглы»). В этом плане северокорейский танк не имеет аналогов в мире.

Всего в КНДР выпускается около 100 танков в год. Принят на вооружение гусеничный БТР «98», напоминающий советский МТЛБ, в башне установлен спаренный 14,5-мм пулемет (аналогичное вооружение имеет и БТР «69»).

Кроме баллистических ракет на основе устаревших технологий, появляются и новые ракеты меньшей дальности, выглядящие как весьма современные. Ракета, известная как KN-23, внешне очень напоминает российскую ОТР «Искандер», ракета «Хвасон-11А» (KN-24) похожа на американскую ATACMS. Создаются РСЗО большой дальности, например, явно родственная российскому «Смерчу» и китайской WS-1 8-ствольная 300-мм РСЗО, известная как KN-09. Четыре ракеты несет северокорейская РСЗО, известная как KN-25. Калибр этих ракет может составлять 600 мм, дальность полета – 380 км, то есть, возможно, это наиболее мощная РСЗО в мире.

ПТРК «Пульсэ-4» известен в самоходном варианте – восемь ракет на шасси БТР «69». По-видимому, он может применяться вне пределов прямой видимости, как израильский «Спайк-NLOS». Подобные ПТРК созданы еще только в Китае и Сербии. Не исключено, что КНДР позаимствовала технологии в одной из этих стран.

В КНДР разработан ряд средств ПВО малой дальности. Например, в ЗСУ «Шилка» 23-мм орудия заменялись на спаренные 30-мм или 57-мм. Наиболее современным ЗРК малой дальности стал вариант «Стрелы-10» или «Сосны» – восемь ПЗРК НТ-16PGJ (производная от «Иглы») установлены на шасси МТЛБ.

ВС КНДР имеют на вооружении ЗРС «Понгё-5» (западное название KN-06), видимо, созданной на основе советской С-300П (хотя на ПУ корейской системы размещены две или три ЗУР, а не четыре). Предположительно РЛС создана на основе советской 5Н63 (РПН в дивизионах ЗРС С-300ПТ/ПС), а ЗУР – на основе советских ЗУР 5В55К или 5В55Р, самых первых ЗУР для С-300ПТ/ПС. Неясно, используется ли в корейской ЗРС принцип «наведение через ракету», как в С-300. Считается, что на вооружении ПВО КНА находится 156 ПУ ЗРС KN-06. Если в дивизионе этой ЗРС, как в дивизионе С-300, имеется 12 ПУ, это значит, что количество дивизионов достигает 13.

По собственному проекту в КНДР построено не менее 40 малых ПЛ типа «Санг-О» (имеют по четыре 533-мм торпедных аппарата). Видимо, одна из них в 2010 году потопила южнокорейский корвет «Чхон Ан» («Уроки «Чхон Ана», «НВО», 02.04.10). Ныне введена в строй как минимум одна ПЛ типа «Синпо», которая несет баллистическую ракету «Пуккынсон-1» (KN-11). Эта БРПЛ, видимо, создана на основе KN-23. Также на вооружение флота поступила ПКР «Кумсон-3» (KN-19), которая, видимо, скопирована с российской Х-35. Эта ПКР установлена на наиболее современных надводных кораблях – корветах типа «Нампо» (две единицы) и ракетных катерах типа «Нонго» (не менее шести единиц). Последние могут строиться также в вариантах торпедных и сторожевых. Катера типа «Нонго» являются скеговыми, их скорость около 50 узлов. По такой технологии в мире построены только российские МРК типа «Бора» и норвежские катера типа «Скьёльд».

Не добилась успехов КНДР лишь в авиастроении. Но общий технологический уровень ее ВПК весьма высок. В условиях санкционных и финансовых ограничений он способен не только копировать иностранные образцы, но и создавать собственные, некоторые из них имеют мало аналогов в мире. Это позволяет поддерживать высокую боеспособность КНА. Таковы плоды политических принципов чучхе («опора на собственные силы») и сонгун («армия на первом месте»). 

ВВС и ПВО КНДР: противоречивые сигналы

На дружественном ресурсе «Перископ2» («periscope2«) размещен пожалуй самый исчерпывающий материал о состоянии ВВС и ПВО Северной Кореи из имеющихся в открытом доступе. Оригинал текста был опубликован в апрельском номере журнала «Air Forces Monthly«. По ссылке также можно найти и таблицу с указанием стоящих на вооружении КНДР самолетов, так как по техническим причинам она не вошла в данный пост.

Первой операцией ВВС КНДР в ходе т.н. «Войне по освобождению Отечества» (такое официальное название войны в Корее, шедшей в июне 1950-июле 1953 гг.) стала штурмовка истребителями Як-9 самолетов, стоявших на территории Сеульского международного аэропорта 25 июня 1950 г. До начала операции ООН тремя месяцами спустя северокорейские летчики на истребителях Як-9 имели пять подтвержденных воздушных побед: один В-29, два L-5, по одному F-80 и F-51D, при этом не понеся потерь. Ситуация полностью изменилась когда ВВС стран международной коалиции обосновались на Юге, и ВВС КНДР были практически полностью уничтожены. Оставшиеся самолеты были переброшены через китайскую границу в города Мукден и Аншань, где в ноябре 1950 г. совместно с китайскими ВВС были созданы Объединенные ВВС. КНР продолжала предоставлять убежище и помощь своему южному соседу, и к концу боевых действий в 1953 г. ВВС КНД насчитывали примерно 135 истребителей МиГ-15. Мирный договор между Северной и Южной Кореями так и не был подписан, и  с тех пор между двумя лагерями существует непрочный мир.

С 1969 г. и по настоящий момент ВВС КНДР не проявляют высокой активности, за исключением отдельных ложных атак реактивных самолетов в районе Демилитаризованной зоны (ДЗ) / Линии тактических действий, которые предположительно имеют целью проверить время реакции южнокорейской ПВО. К примеру, с 2011 г. северокорейские истребители МиГ-29 несколько раз вынуждали взлетать на перехват южнокорейские F-16 и F-15K.

asian-defence.com

Отбор и обучение

Курсанты для ВВС отбираются из других родов Вооруженных сил, призываются или набираются на добровольной основе. Летные экипажи отбираются из наиболее успешных членов Молодежной Красной Гвардии (состоящей из 17-25 летних молодых людей) и обычно являются выходцами из политически влиятельных семей, отличаясь более высоким образовательным уровнем по сравнению со среднестатистическим северокорейцем.

Первый шагом для тех, кто в КНДР хочет стать военным летчиком, является Военно-воздушная академия им. Ким Чхека в Чхонджине, где курсанты обучаются в течение четырех лет. Их летная служба начинается с 70 часов летной практики на учебных самолетах Nanchang CJ-6, являющихся китайской копией советского Як-18. 50 таких самолетов были получены в 1977-1978 гг. Они базируются на двух аэродромах на восточном побережье в Чхонджине и Кёнсоне. В дальнейшем, после получения звания второго лейтенанта или «Sowi», курсанты переходят на 22-месячный углубленный курс в офицерской летной школе Кёнсона. Он включает в себя 100 часов налета на учебно-боевых истребителях МиГ-15УТИ (50 было закуплено в 1953-1957 гг.) или примерно таких же устаревших истребителей МиГ-17, которые дислоцируются на близлежащей авиабазе в Оране.

Закончив летную школу в звании первого лейтенанта или «Jungwi», свежеиспеченный летчик получает назначение в боевую часть для дальнейшей двухлетней учебы, по итогам которой он считается полностью подготовленным. Будущие вертолетчики проходят подготовку на вертолетах Ми-2, а пилоты транспортной авиации – на Ан-2. Офицер может рассчитывать на 30-летнюю службу, но продвижение к более высокимзваниям, высшим из которых является Генерал ВВС или «Deajang», требует прохождения множества дополнительных курсов, а самые высокие должности являются политическими назначениями.

Обучение следует жесткой доктрине советской поры, и должно соответствовать жестко централизованной структуре руководства и управления ВВС. Путем опросов перебежчиков в Южную Корею становится понятным, что плохое обслуживание самолетов, дефицит топлива, который ограничивает налет и также в целом неудовлетворительная система подготовки препятствует подготовке летчиков такого же уровня, как их западные оппоненты.

Организация

Сегодняшняя структура ВВС КНДР включает в себя штабы, четыре авиационные дивизии, две тактические авиационные бригады и такое количество снайперских бригад (сил специального назначения), которые призваны осуществить выброску десанта во вражеском тылу с целью дезорганизовать его в ходе боевых действий.

Главный штаб расположен в Пхеньяне, он осуществляет непосредственное руководство специальным летным отрядом (VIP перевозки), офицерской летной школой Кёнсона, разведкой, РЭБ, испытательными подразделениями, а также всеми частями ПВО ВВС КНДР.

Наступательные и оборонительные вооружения находятся в составе трех авиационных дивизий, дислоцированных в Кэсоне, Токсане и Хванджу, которые отвечают за применение многочисленных артиллерийских зенитных систем и ЗРК. Оставшаяся авиационная дивизия в Оране предназначена для оперативной подготовки. Две тактических транспортных бригады имеют свои штабы в Тачоне и Сондоке.

Авиационные дивизии и тактические бригады имеют в своем распоряжении несколько аэродромов, практически все имеют укрепленные ангары, а некоторые – отдельные элементы инфраструктуры, скрытые в горах. Но не ко всем приписаны «свои» самолеты. Планом КНДР на случай войны предусмотрено рассредоточение самолетов с главных баз с целью усложнить их уничтожение превентивным ударом.

В распоряжении ВВС имеются не только «стационарные» авиабазы: КНДР оплетена сетью длинных и прямых шоссе, которые пересекаются другими автострадами при помощи больших бетонных мостов. И хотя подобное можно наблюдать и в других странах, в КНДР нет частного транспорта, более того, женщинам даже запрещено управлять велосипедом. Грузы перевозятся по железной дороге, и автотранспортные перевозки весьма невелики. Автострады предназначены для быстрого передвижения военных частей по территории страны, а также в качестве запасных аэродромов на случай войны.

Основной задачей ВВС КНДР является ПВО, которое осуществляется автоматизированной системой контроля воздушного пространства, которая включает в себя сеть РЛС, расположенных по всей территории страны, и осуществляющей освещение воздушной обстановки над Корейским полуостровом и южным Китаем. Вся система состоит из единственного округа ПВО, в котором все операции координируются из боевого командного пункта в штабе ВВС КНДР. Округ разделен на четыре командования секторов: северо-западное, северо-восточное, южное и Пхеньянский подсектор ПВО. Каждый сектор состоит из штаба, центром контроля воздушного пространства, полк(-и) раннего радиолокационного предупреждения, полк(-и) ЗРК, дивизия артиллерии ПВО и другие независимые части ПВО. В случае обнаружения нарушителя, тревога поднимается в истребительных частях, сами самолеты поднимаются в воздух, а ЗРК и зенитная артиллерия берут цель на сопровождение. Дальнейшие действия ЗРК и артиллерии должны координироваться со штабами истребительной авиации и боевым командным пунктом.

Основные узлы системы базируются вокруг полумобильных РЛС раннего предупреждения, включая российские РЛС раннего обнаружения и системы наведения 5Н69, две из которых были поставлены в 1984 г. Эти системы, чья заявленная дальность обнаружения составляет 600 км, поддерживаются тремя РЛС обнаружения и управления ракетами СТ-68У, полученные в 1987-1988 гг. Они могут одновременно обнаруживать до 100 воздушных целей на максимальной дальности 175 км и оптимизированы для обнаружения низко летящих целей и наведения ракет ЗРК С-75. Более старые системы П-10, 20 из которых поступили на вооружение в 1953-1960 гг., имеют максимальную дальность обнаружения в 250 км, а еще пять относительно более новых РЛС П-20 с такой же дальностью обнаружения являются элементами системы радиолокационного поля. Она включает в себя не менее 300 РЛС управления огнем для ствольной артиллерии.

Вряд ли у северокорейцев есть только эти системы. КНДР часто находит пути для обхода режима международных санкций, призванных предотвратить попадание в их руки новых систем вооружения.

Операционные доктрины

Действия ВВС КНДР, численность которых достигает 100000 человек определяется двумя основными положениями базовой доктрины Северокорейской армии: совместные операции, интеграция партизанской войны с действиями регулярных войск; и «война на два фронта»: координация операций регулярных войск, партизанский действий, а также акций сил специальных операций в глубине Южной Кореи. Из этого вытекают четыре основных задачи ВВС: ПВО страны, десантирование сил специальных операций, тактическая воздушная поддержка сухопутных войск и флота, транспортные и логистические задачи.

Вооружение

Решение первой из четырех задач, ПВО, лежит на истребительной авиации, которая состоит из примерно 100 истребителей Shenyang F-5 (китайская копия МиГ-17, 200 из которых были получены в 1960-х гг.), такое же количество Shenyang F-6 / Shenyang F-6С (китайский вариант МиГ-19ПМ), поставленных в 1989-1991 гг.

Истребитель F-7B является китайской версией поздних вариантов МиГ-21. На вооружении остается 25 истребителей МиГ-21бис, которые являются остатками от тех 30 бывших машин казахских ВВС, нелегально закупленных в Казахстане в 1999 г. ВВС КНДР получили не менее 174 МиГ-21 разных модификаций в 1966-1974 гг. Примерно 60 МиГ-23, в основном модификации МиГ-23МЛ были получены в 1985-1987 гг.

Самыми мощными истребителями КНДР являются МиГ-29Б/УБ, те, что остались от 45 закупленных в 1988-1992 гг. Примерно 30 из них были собраны на авиационном заводе в Пакчхоне, который был специально предназначен для сборки именно этого типа самолета. Но затея провалилась из-за оружейного эмбраго, наложенным Россией вследствие споров относительно платежей.

Северокорейская изобретательность сомнению не подлежит, и нет причин считать, что они, с учетом того внимания, которое режим уделяет военным вопросам, не могут поддерживать в летном состоянии те самолеты, которым уже давно место на свалке металлолома, как происходит и в случае с Ираном. Из этих самолетов только МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 имеют на вооружении ракеты «воздух-воздух»: 50 Р-27 (закуплены в 1991 г.), 450 Р-23 (поставки в 1985-1989 гг.) и 450 Р-60 закупленных в то же время. Более 1000 ракет Р-13 (советская копия американской AIM-9 Sidewinder) были получены в 1966-1974 гг., но их срок эксплуатации к настоящему времени уже должен был истечь. Дополнительные поставки могли иметь место в нарушение международных санкций.

Ударные силы представлены до 40 штурмовиков Nanchang A-5 Fantan-A, поставленных в 1982 г., оставшиеся 28-30 истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, приобретенных в 1971 г., и до 36 штурмовиков Су-25К/БК, полученных в конце 1980-х гг. КНДР поддерживает в летном состоянии значительное число (80 или более) фронтовых бомбардировщиков Harbin Н-5 (китайская копия советского Ил-28), часть из которых относится к разведывательной модификации HZ-5.

Непосредственную поддержку войск осуществляет большая часть из поставленных в 1985-1986 гг. 47 вертолетов Ми-24Д, из которых по оценкам только 20 остаются в боеготовом состоянии. Они, как и вертолеты Ми-2, вооружены противотанковыми ракетами «Малютка» и «Фагот», производившихся в КНДР по советской лицензии.

Часть бомбардировщиков Н-5 приспособлена к запуску северокорейского варианта китайской противокорабельной крылатой ракеты CSS-N-1, обозначенной как KN-01 Keumho-1. Ракета имеет дальность стрельбы 100-120 км, 100 были выпущены в 1969-1974 гг. В 1986 г. было получено пять противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, но их нынешнее состояние неизвестно.

Считается, что на вооружении КНДР имеются БЛА, также известно, что российский комплекс «Малахит» с десятью тактическими БЛА «Шмель-1» был закуплен в 1994 г. Не будет сюрпризом узнать, что Пхеньян использовал их в качестве образцов для развития собственных БЛА.

Логистическая поддержка осуществляется компанией Air Koryo, государственным авиаперевозчиком, но при этом являющейся транспортным полком ВВС КНДР. На сегодня парк авиакомпании состоит из единственного Ил-18В (поставлен в 1960-х гг.), а также трех Ил-76ТД (эксплуатируются с 1993 г.). Другие типы самолетов представлены семью Ан-24, четырьмя Ил-62М, такого же числа Ту-154М, по паре Ту-134 и Ту-204. Компания также эксплуатирует неизвестное число вертолетов. Хотя их основное назначение военное, они несут гражданскую регистрации, что позволяет им летать за пределами КНДР.

В настоящее время нет четких признаков модернизации КНДР своей авиации, несмотря на то, что высокопоставленная северокорейская закупочная делегация посетила Россию в августе прошлого года.

Ракетная оборона

Безусловно, система ПВО КНДР базируется на трех основных «китах» — системах ПВО. Это ЗРК С-75, в 1962-1980 гг. было поставлено 2000 ракет и 45 пусковых установок, и эта система наиболее многочисленная. Многие их недавно были развернуты неподалеку от 38-й параллели, и большая часть оставшихся защищает три коридора – один идет вдоль Кэсона, Саривона, Пхеньяна, Пакчхона и Синыиджу на западном побережье. Два других проходят по восточному побережью между Вонсаном, Хамхыном и Синпхо, и между Чхонджином и Наджином.

В 1985 г. были поставлены 300 ракет и восемь пусковых установок ЗРК С-125, большая часть их них прикрывает высокоценные объекты, в особенности Пхеньян и объекты военной инфраструктуры. В 1987 г. были закуплены четыре пусковых установки и 48 ракет ЗРК С-200. Эти дальнобойные системы для средних и больших высот используют те же РЛС наведения, что и С-75. Четыре полка, вооруженных данным типом ЗРК, развернуты рядом со своими коллегами, имеющими ЗРК С-75 (оптимизированы для борьбы с высотными целями).

Другим многочисленным типом ЗРК является KN-06 – местная копия российской двуцифровой ЗРС С-300. Ее дальность стрельбы оценивается в 150 км. Эта система, монтирующаяся на шасси грузовика впервые была публично представлена на военном параде, посвященном 65-летию с даты основания Северокорейской рабочей партии в октябре 2010 г.

Значительные усилия затрачиваются на то, чтоб усложнить уничтожение с воздуха ракетных систем и связанных с ними РЛС. Большая часть северокорейских РЛС раннего предупреждения, сопровождения цели и наведения ракет расположены либо в больших подземных бетонных бункерах, защищающих от ОМУ, или же в вырытых горных укрытиях. Эти объекты состоят из туннелей, пункта управления, кубриков расчетов и взрывоустойчивых стальных дверей. В случае необходимости антенна РЛС поднимается специальным лифтом на поверхность. Также существует множество ложных РЛС и пусковых установок ракет, а также запасных площадок для самих ЗРК.

ВВС КНДР также отвечают за применение ПЗРК. Наиболее многочисленными являются ПЗРК «Стрела-2», но при этом в 1978-1993 гг. в войска было поставлено примерно 4500 северокорейских копий китайского ПЗРК HN-5. В 1997 г. Россия передала КНДР лицензию на производство 1500 ПЗРК «Игла-1». «Стрела-2» является ПЗРК первого поколения, который может наводиться только излучение практически инфракрасного диапазона, по большей части выхлопные газы двигателей. С другой стороны, «Игла-1» оснащена двухрежимной (инфракрасная и ультрафиолетовая) головкой наведения, которая может наводиться на менее мощные источники излучения, исходящие от планера самолета. Обе системы оптимизированы для использования против низколетящих целей.

Говоря об артиллерийских системах ПВО следует отметить, что их хребтом являются 100-мм орудия КС-19 разработки 1940-х гг. 500 орудий этого типа были поставлены в 1952-1980 гг., за которыми в 1995 г. последовало еще 24 орудия. Более смертоносными являются примерно 400 самоходных зенитных орудий — 57-мм ЗСУ-57 и 23-мм ЗСУ 23/4, полученных в 1968-1988 гг. Этот арсенал прикрывает крупные города, порты, крупные предприятия. КНДР также разработала собственную самоходную 37-мм зенитную установку, получившую наименование М1992, которая сильно напоминает китайские образцы.

Государство – изгой

Имеющееся вооружение позволило создать одну из самых плотных систем ПВО в мире. Упор на ЗРК и ствольную артиллерию является прямым результатом невозможности для Пхеньяна приобрести современные истребители или даже запасные части для того антиквариата, который составляет большую часть ВВС КНДР. Зондаж позиций Китая и России в 2010 и 2011 г. был отклонен обоими странами. Являясь государством-изгоем на мировой сцене, КНД приобрела репутацию необязательного плательщика за уже поставленные товары, и даже Китай, который на протяжении многих лет являлся союзником и помощником Северной Кореи, проявляет раздражение манерой поведения своего южного соседа. К большому неудовольствию Пекина целенаправленно отказывается от созданию рыночной экономики того же типа, который показал себя столь успешным в ходе реформ в Китае.

Сохранение статус-кво и продолжение угнетение своего народа являются основными движущими силами лидеров КНДР. Получается, что намного дешевле создать или угрожать созданием ядерного оружия, которые могут беспокоить и угрожать потенциальным внешним агрессорам, чем покупать и содержать современные вооруженные силы. Руководство Северной Кореи быстро извлекло уроки из судьбы полковника Каддафи, который уступил требованиям Запада и уничтожил свой ядерный потенциал и другие виды ОМУ, вступив в клуб «хороший парней».

Корейский полуостров

Вторая задача, стоящая перед ВВС КНДР, заключается в заброске сил специальных операций на Корейский полуостров. По оценкам, в северокорейской армии насчитывается до 200000 человек, которые призваны выполнить подобную задачу. Десантирование в значительной степени осуществляется благодаря 150 транспортным самолетам Ан-2 и его китайской копии Nanchang/Shijiazhuang Y-5. В 1980-е гг. в обход санкций тайно было закуплено около 90 вертолетов Hughes 369D/E, и считается, что на сегодня 30 из них еще способны подняться в воздух. Этот тип вертолета составляет значительную часть авиапарка Южной Кореи, и в случае проникновение сил специальных операций на юг от границы, они могут внести замешательство в ряды обороняющихся. Интересно, что и у Южной Кореи есть неизвестное число Ан-2, предположительно имеющими схожие задачи.

Следующим по массовости типов вертолета, стоящим на вооружении в КНРДР, является Ми-2, которых насчитывается около 70. Но у них очень незначительная полезная нагрузка. Вероятно, в незначительных количествах на вооружении стоит и ветеран Ми-4. Единственными современными типами вертолетов являются Ми-26, четыре экземпляра которых были получены в 1995-1996 гг. и 43 Ми-8Т/МТВ/Ми-17, не менее восьми из которых были получены нелегальным образом из России в 1995 г.

Стоит ли нам опасаться Северной Кореи?

Северокорейские вооруженные силы существуют исключительно для защиты Отечества и угрозы вторжением в Южную Корею. Любое подобное вторжение начнется с массовой атаки Юга с низких высот, а силы специальных операций по воздуху будут заброшены через линию фронта с целью «выключения» стратегических объектов перед сухопутным наступлением через Демилитаризованную зону (ДЗ). Хотя подобная угроза может показаться фантастической из-за состояния ВВС КНДР, ее нельзя полностью сбрасывать со счетов. То значение, которое Южная Корея уделяет собственной обороне, свидетельствует об этом. За последние двадцать лет неподалеку от ДЗ было создано четыре новых авиабазы северокорейцев, что сокращает подлетное время до Сеула до нескольких минут. Сам Сеул является крупной мишенью, он является одним из самых крупных городов мира, чье население превышает 10 млн человек. Более половины населения Южной Кореи проживает в окружающей его агломерации Инчхона и провинции Кёнгидо, что является вторым показателем в мире: здесь живет 25 млн человек и расположена большая часть промышленности страны.

Нет сомнений, что даже если по итогам конфликта Север понесет огромные потери, он также окажется разрушительным и для Юга. Шок для мировой экономики также будет серьезным. Стоит упомянуть, что в конце 2010 г., когда северяне обстреляли южнокорейский остров, имели место и крупные маневры, в ходе которых отрабатывался масштабный воздушный налет, что предположительно являлось имитацией крупномасштабной войны. Полученный результат в некоторой степени превратился в фарс, так как в ходе учений имели место столкновения самолетов, была выявлена низкая надежность, слабое командование и управление, а также бессистемный план.

Никто не может сказать, в какой направлении современный лидер КНДР Ким Чен Ын поведет страну, и в какой степени он является всего лишь марионеткой в руках старой гвардии, узурпировавшей власть. В чем можно быть уверенным, так это в том, что на горизонте не видно каких-либо признаков перемен. А на страну с подозрением смотрит мировое сообщество, а последние ядерные испытания 12 февраля 2013 г., только укрепили его в этом.

Оригинал публикации: Air Forces Monthly, April 2013 — Sérgio Santana

Перевод Андрея Фролова

Tags: КНДР, Ми-8, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, ПВО, Су-25, авиация

ракет класса «воздух-воздух» могут стать следующим прорывом оборонного сектора Северной Кореи: почему это важно

  • По: А.Б. Абрамс
  • 27 октября 2022 г.
  • Военные дела
Северокорейский МиГ-29 запускает ракету класса «воздух-воздух» Р-60 с инфракрасным наведением, апрель 2020 г. Источник: Центральное информационное агентство Кореи (ЦТАК).

Способность северокорейской тактической боевой авиации представлять реальную угрозу своим потенциальным противникам даже для выполнения основных функций противовоздушной обороны быстро уменьшилась после окончания холодной войны, основной причиной которой являются политические ограничения на способность страны приобретать боевые самолеты у за рубежом. Поскольку вооруженные силы страны вкладывают средства в улучшение авионики существующих истребителей, важным следующим шагом будет интеграция современных ракет класса «воздух-воздух» (ЗУР) — черта, характерная почти для всех амбициозных программ модернизации истребителей времен холодной войны. . Появление таких ракет на крупной выставке вооружений в 2021 году подтвердило давние предположения о том, что такие программы могут стать следующим шагом для оборонного сектора Северной Кореи, поскольку эти активы могут революционизировать возможности истребительного флота.

Предыстория: сектор обороны Северной Кореи после холодной войны

После распада Советского Союза в 1991 году и особенно после введения и ужесточения эмбарго на поставки оружия Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) в 2006 и 2009 годах вооруженные силы Северной Кореи были вынуждены полагаться почти исключительно на продукцию собственного оборонного сектора страны для поддержки своих боевых возможностей. В 1990-х и 2000-х годах это значительно ограничивало возможности модернизации, особенно за пределами арсенала баллистических ракет. Однако по мере того, как экономика страны начала быстрее восстанавливаться и диверсифицироваться в 2010-х годах, стал наблюдаться более широкий спектр нового оружия, отвечающего большему количеству требований военных. Они варьировались от танков и противотанковых ракет нового поколения до боевых машин пехоты, систем реактивной артиллерии и даже подводных лодок и противокорабельных крылатых ракет.

Заметным пробелом в способности Северной Кореи модернизировать свои запасы являются боевые самолеты, которые, как известно, не приобретались с 1990-х годов, за исключением, возможно, начала 2000-х годов, когда были приобретены разобранные комплекты МиГ-29 и бывшие в употреблении истребители МиГ-21бис. Подобно многим бывшим советским союзникам, а также самой России, страна в значительной степени компенсировала свои недостатки в воздухе после холодной войны, развернув на земле все больше мобильных систем ПВО, включая Пхёнгэ-5 (КН-06). ), который поступил на вооружение в 2017 году, и его неназванный преемник, который был представлен в октябре 2020 года. Они обеспечивают возможности, которые в целом сопоставимы с российскими системами С-300ПМУ/С-400.

Хотя модернизация сети противовоздушной обороны Северной Кореи, которая на протяжении десятилетий была одной из самых плотных в мире[1], идет полным ходом, наряду с расширением ее ударных возможностей, направленных на аэродромы противника, устаревание ее истребительного парка — даже на стандартами два десятилетия назад, остается серьезным недостатком.

Поскольку ожидается, что три западных постоянных члена СБ ООН будут выступать за сохранение, по крайней мере, предыдущих раундов санкций ООН в отношении Северной Кореи на неопределенный срок, в обозримом будущем не ожидается приобретения новых классов истребителей. Однако возможно, что Северная Корея будет стремиться использовать свои инвестиции в зенитно-ракетные технологии из своих новых систем противовоздушной обороны для разработки ракет класса «воздух-воздух» (AAM) для своих существующих самолетов. Страна уже вложила средства в интеграцию современных дисплеев кабины пилотов на свои истребители и, возможно, системы радиоэлектронной борьбы, хотя пока подтверждена их интеграция только на вертолеты. Это указывает на то, что усовершенствования боевого флота Северной Кореи не остались без внимания, когда технологии стали доступны.

Усовершенствованные реактивные самолеты времен холодной войны с авионикой и ракетами 21-го века, хотя и не дотягивают до современных истребителей, размещенных за границей, могут представлять реальную угрозу в бою воздух-воздух. Это было хорошо продемонстрировано боевыми действиями модернизированных МиГ-21бис ВВС Индии в учениях «красный на синем» против F-15 ВВС США в 2000-х годах — и снова было подчеркнуто, когда служба приписала одному из МиГов сбитый самолет. Пакистанский F-16 в 2019 году. Сможет ли Северная Корея усилить вооружение и авионику своих МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29.s к сопоставимому стандарту, это будет представлять собой значительное улучшение по сравнению с их базовыми возможностями.

Значение разработки ракет класса «воздух-воздух»

Первое указание на то, что Северная Корея разрабатывает современные зенитно-ракетные комплексы, появилось в октябре 2021 года на выставке развития национальной обороны Self-Defense 2021 , когда была представлена ​​новая ракета с инфракрасным наведением, отдаленно напоминающая британскую AIM-132 и китайскую PL-10. Ввод в эксплуатацию оружия, сравнимого с этими зарубежными разработками, станет важным шагом на пути к тому, чтобы вывести парк истребителей Северной Кореи из устаревшего состояния. Это позволило бы даже более старым истребителям, таким как МиГ-21, представлять угрозу на расстоянии видимости и обеспечить им высокие возможности целеуказания вне прицеливания (способность вести огонь под экстремальными углами, не направляя нос самолета на цель).

Небольшой размер поля боя над Корейским полуостровом и очень большое количество истребителей, которые будут задействованы в крупном конфликте, означают, что значительное количество столкновений, вероятно, произойдет в пределах видимости, чтобы избежать дружественного огня — в пределах, где северокорейские подразделения Отсутствие высоких возможностей вне прицеливания в настоящее время является подавляющим недостатком. Хотя потребуются значительные инвестиции в усовершенствование авионики истребителей, чтобы сделать жизнеспособными ракеты с большой дальностью прицеливания, особенно нашлемные прицелы, они внесут значительный вклад в безопасность воздушного пространства Северной Кореи и полезность ее истребительного флота в случае широкого развертывания.

Также на Self-Defense 2021 было замечено нечто похожее на зенитно-ракетный комплекс с радиолокационным наведением за пределами видимости. В отличие от индийских эскадрилий МиГ-21бис, северокорейские МиГ-21 в настоящее время вообще не имеют ракет за пределами видимости, в то время как те, которые используются в ее полку МиГ-23, имеют очень ограниченную дальность действия и почти полностью устарели. Это оставляет только его МиГ-29, которые используют полуактивные ракеты Р-27 с радиолокационным наведением, с довольно жизнеспособной зенитной способностью дальнего действия. Даже базовая ракета с активным радиолокационным наведением первого поколения, сравнимая с американской AIM-120A/B, имела бы большое значение, если бы она была интегрирована в блоки МиГ-21 и МиГ-23 с сопутствующими модернизациями авионики, особенно если самолет и ракеты могли обмениваться данными о целеуказании с наземными платформами ПВО. Такое оружие превратило бы истребителей из почти неигровых в противовоздушной обороне в гораздо более серьезную угрозу при оборонительном развертывании.

Если ряд сообщений о том, что Северная Корея безуспешно пыталась приобрести истребители из-за рубежа в рамках многомиллиардных сделок, верны, включая российские Су-35 и китайские J-10, это будет означать, что у Северной Кореи есть значительные средства для инвестиций. в модернизации существующего парка истребителей, если технологии станут доступными.

С середины 2010-х Северная Корея неоднократно попадала в заголовки заголовков из-за скорости, с которой развивались ее ракетные программы, опережая все ожидания. Это включает в себя третье место в мире, разработавшее гиперзвуковые планирующие ракеты, и второе место в мире, разработавшее сверхманевренные тактические ракеты, использующие нерегулярные полубаллистические траектории. Эти достижения создают прецеденты для Северной Кореи в потенциальной разработке зенитно-ракетных комплексов, которые, хотя они все еще вряд ли станут мировыми лидерами по характеристикам, могут обеспечить достаточно респектабельные возможности, чтобы произвести революцию в боевом потенциале истребительного флота. Поскольку дальнейшее продление срока службы советских зенитно-ракетных комплексов, как ожидается, станет все более трудным в течение следующего десятилетия, а возраст ракет приближается к 40 годам, актуальность разработки отечественных замен будет только возрастать.

В то время как разработка миниатюрных систем наведения часто была основной проблемой при вводе в эксплуатацию новых зенитно-ракетных комплексов с радиолокационным наведением, испытательные характеристики ракет большой дальности, разработанных для Pyongae-5, показывают, что основные препятствия для исследований и разработок (НИОКР), общие для систем наведения для обоих типов зенитных ракет уже преодолены. Новые северокорейские ракеты класса «земля-воздух» большой дальности, хотя и крупнее зенитно-ракетных комплексов, по-прежнему должны быть очень компактными, как и их бортовые радары, чтобы поместиться в устанавливаемые на грузовиках вертикальные пусковые установки. их системы наведения, подходящие для зенитно-ракетных комплексов, вероятно, вполне достижимы.

В то время как многое остается неизвестным о технологиях наведения ракет Северной Кореи, возможности, продемонстрированные ее ракетами класса «земля-воздух», указывают на то, что страна, вероятно, может производить системы наведения на несколько десятилетий раньше, чем те системы наведения, которые она приобрела у Советского Союза. изысканности. Это является частью более широкой тенденции к тому, что советские оборонные технологии превосходят отечественные в самых разных областях, причем значительные преимущества Pyongae-5 перед системами ПВО С-200 являются особенно показательным примером.

Успех северокорейского оборонного сектора в разработке усовершенствованных классов ракет класса «земля-воздух» служит важным показателем его вероятной способности разрабатывать относительно мощные зенитно-ракетные комплексы. Ярким примером этого является сложная безымянная ракета, которая работает с безымянным преемником Pyongae-5, который использует двойное управление рулем направления и двухимпульсный полетный двигатель. Использование технологий наземных систем для разработки зенитно-ракетных комплексов, или наоборот, далеко не беспрецедентно — крайним примером является разработка Ираном крупногабаритного зенитно-ракетного комплекса Yasser для своих истребителей F-14, который тесно связан с ракетами американского MIM-23. ЗРК «Хок». Более консервативными примерами являются превращение Китаем и Германией своих ЗРК PL-12 и Iris-T в системы ПВО Tianlong 50 и Iris-T SLM соответственно. Это были относительно простые модификации, которым позднее могла подвергнуться северокорейская программа ПВО, чтобы дополнить существующие в стране зенитно-ракетные комплексы.

Вместо того, чтобы разрабатывать ЗРК как прямую адаптацию существующей ракеты наземного базирования, гораздо более вероятно, что многие из ключевых технологий для двигателей, радиолокационного наведения, топливных композитов, материалов и других ключевых областей, уже разработанных для систем ПВО, будут применимо к программе AAM.

Хотя будущее северокорейской боевой авиации с 1990-х годов было крайне неопределенным, разработка новых зенитно-ракетных комплексов и авионики внутри страны представляется единственным средством предотвращения полного устаревания ее истребительного парка в области противовоздушной обороны.

Рис. 1. Неизвестная северокорейская ЗРК с инфракрасным самонаведением, расположенная далеко за пределами прицеливания, по адресу Self-Defense 2021.

Источник: ЦТАК.

Рисунок 2. Неизвестный северокорейский ААМ по адресу Самооборона 2021.

Источник: ЦТАК.
  1. [1]

    Плотность сети противовоздушной обороны относится к количеству оперативных средств противовоздушной обороны в пределах района, при этом плотные сети обычно имеют несколько различных и взаимодополняющих систем и сильно перекрываются в покрытии между системами большей дальности.


Разведывательное управление Министерства обороны

Разведывательное управление Министерства обороны

ПРЕДЫДУЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ

Октябрь 1991 г.

Глава 5A

ВВС

Основной задачей ВВС Северной Кореи является противовоздушная оборона родины. Второстепенные миссии включают тактическую авиационную поддержку армии и флота, транспортно-тыловое обеспечение, переброску спец. оперативные силы.

Организация и расположение

Полки перехватчиков, штурмовиков, транспортных, ударных вертолетов и транспортных вертолетов формируются из 830 человек. реактивные боевые самолеты, около 300 вертолетов и 80 000 человек личного состава. Северокорейские авиабазы ​​расположены по всей стране, но большинство из них находится в южных провинциях. Пхеньян может защитить все боевые самолеты в усиленном режиме приюты.

Оружие и снаряжение

Северная Корея не производит самолетов. Его инвентарь, хотя и большой, состоит из многих самолетов, изготовленных с использованием 19Советская или китайская техника 50-х и 1960-х годов. Однако в 1980-х годах Советский Союз поставлял некоторые всепогодный самолет ПВО и штурмовик.

Самолеты-перехватчики являются неотъемлемой частью сети противовоздушной обороны Северной Кореи, которая включает в себя средства противовоздушной обороны. ракеты и множество мобильных и стационарных зенитных орудий. Перехватчики выполняют задачи боевого воздушного патрулирования для защиты Побережье Северной Кореи, военные объекты и ключевые городские районы. МиГ-23/ФЛОГГЕРЫ и МиГ-29/FULCRUM — самые современные перехватчики на вооружении. Тем не менее, костяк Air В силе остается МиГ-21. Северная Корея имеет 120 МиГ-21/FISHBEDS и 60 МиГ-19./ФЕРМЕРЫ. МиГ-21 оснащены 23-мм пушками и ракетами класса «воздух-воздух» АА-2/АТОЛЛ с тепловым наведением.

    Графика недоступна

    Рис. 51. Три боевых авиационных командования Северной Кореи. Каждая секция отвечает за противовоздушную оборону на своем участке. По всей стране разбросано около 50 аэродромов, находящихся на разной стадии эксплуатации. Большинство военных самолетов можно разместить в подземных укрытиях.


ПВО Северной Кореи значительно улучшилось в 1985, когда Советский Союз начал поставлять первые 46 перехватчиков МиГ-23/FLOGGER. Этот всепогодный перехватчик 1973 года выпуска несет либо AA-2/ATOLL или, возможно, более мощная ракета AA-7/APEX.

До прибытия МиГ-29/FULCRUM в 1988 году МиГ-23/FLOGGER были самыми современными самолетами Северной Кореи. самолет. FULCRUM, всепогодный противовоздушный истребитель, поступил на вооружение Советского Союза в 1985 году. Оснащен радаром для сбития с обзором вниз, ракетами класса «воздух-воздух» за пределами видимости и возможностью ближнего боя. ракет, это представляет собой все усилия Советов по сокращению технологического разрыва с Западом.

В большинстве штурмовых полков есть советские и китайские легкие бомбардировщики и истребители с техникой от 1950-е и 1960-е годы. В ВВС три полка Ил-28/БИГЛ, один полк Су-7/ФИТТЕР, пять полки МиГ-15/ФАГОЦ и МиГ-17/ФРЕСКО и два полка МиГ-19/ФЕРМЕР. 82 Ил-28/БИГЛы — бомбардировщики средней дальности с радиусом действия 550 морских миль и бомбовой нагрузкой 1000 тонн. килограммы. Другие штурмовики включают около 100 МиГ-19/ФЕРМЕРОВ и китайские версии МиГ-19.модифицированный для штурмовика. Эти старые самолеты могут летать только при дневном свете и хорошей погоде и нести много меньшие бомбовые нагрузки. В ВВС имеется 20 штурмовиков Су-7/FITTER, поступивших на вооружение ВВС США. Советские ВВС в 1961 году.

Недавно Пхеньян модернизировал свои возможности для нанесения ударов по наземным целям, импортировав самолеты Су-25/FROGFOOT из Советский Союз. Северная Корея, вероятно, формирует новый полк с этими самолетами. Су-25/ФРОФУТ поставки начались в 1988 г., было передано 10 самолетов и еще 10 в 1989. Су-25 — самолет конца 1970-х. в настоящее время находится на вооружении ВВС СССР. Всепогодный, имеет боевой радиус 300 морских миль. и может нести до 5000 кг бомб и ракет. Советские войска использовали Су-25 в Афганистане для ближнего боя. поддержка с воздуха во взаимодействии с боевыми вертолетами. Эти самолеты будут атаковать аэродромы класса «земля-земля». ракетные и зенитно-ракетные объекты, штабы и другие военные объекты на начальных этапах внезапности атака.

    Графика недоступна

    Рисунок 52. Су-25/FROGFOOT. Северная Корея приобрела этот советский штурмовик, чтобы помочь ВВС восполнить свои ограниченные возможности поддержки наземных войск. Влияние самолетов ограничено, потому что в Северной Корее их относительно немного.


В течение 1980-х годов северокорейские вооруженные силы значительно увеличили парк вертолетов с 40 до 275. Вертолеты, находящиеся на вооружении, включают Ми-2/ГОПЛИТЫ, Ми-4/HOUND и Ми-8/HIP.
    Графика недоступна

    Рисунок 53. Ми-2/ГОПЛИТ. Пхеньян незаконно приобрел 87 гражданских версий вертолета Hughes MD-500 для модернизации своего парка, который состоит в основном из Ми-2/ГОПЛИТОВ.


В 1985 году Северная Корея обошла экспортный контроль США и купила 87 вертолетов Hughes американского производства. Эти вертолеты значительно более совершенны, чем те, которые Пхеньян получил от Советов. Хотя У северокорейцев есть гражданские версии, возможно, они модифицировали некоторые из них, чтобы нести пушки и ракеты. Южная Корея производит этот вертолет по лицензии США для своих вооруженных сил. Если сделать похожим на южнокорейца самолетов, Пхеньян мог использовать их в секретных операциях или для вывода из строя ПВО Южной Кореи.

Транспортный парк насчитывает несколько советских транспортных средств 1950-х и 1960-х годов, в том числе более 250 Ан-2 / COLT. легкие транспортные и 10 Ан-24/КОКС.

    Графика недоступна

    Рисунок 54. Ан-2/COLT. В этом простом и медленном транспортном средстве используются технологии 1940-х годов. Однако он идеально подходит для перевозки сил специальных операций. Самолет трудно обнаружить, и он может приземлиться на короткие неровные полосы.


В ВВС имеется не менее 6 полков Ан-2/ЦОЛТ и не менее 6 штурмовых и транспортных полков. вертолеты. Ан-2, одномоторный биплан образца 1948 года, может перевозить до 10 человек и совершать крейсерский полет со скоростью 160 футов. километров в час. Это угроза, потому что он может доставлять войска в тыл врага, летая на малых высотах и медленные скорости, чтобы избежать обнаружения радара.

ПВО

Оперативное мышление Северной Кореи отражает как советскую доктрину, так и северокорейский опыт боевых действий. бомбардировки во время войны в Корее: сильно зависит от ПВО. В Северной Корее находится военная промышленность, авиация ангары, ремонтные базы, склады боеприпасов, горючего и даже зенитные ракеты под землей или в укрепленных приюты.

На Севере развернуто более 8000 зенитных орудий; в сочетании с СА-2, СА-3, СА-5 и ручным СА-7 ракет класса «земля-воздух» и ручных ракет класса «земля-воздух» SA-7, эти орудия обеспечивают одно из лучших в мире самые плотные сети ПВО. В середине 1980-х Советский Союз поставил SA-3/GOA класса «земля-воздух». ракет в Северную Корею. SA-3 обеспечивает ближнюю защиту от низколетящих самолетов или вертолетов. В В 1987 году Советский Союз поставил Пхеньяну зенитные ракеты SA-5/GAMMON. Предназначен для по высотным целям эти ракеты имеют наибольшую дальность полета среди советских зенитно-ракетных комплексов.

    Графика недоступна

    Рис. 55. Зенитные ракеты SA-2, SA-3, SA-5 и SA-7. Добавление систем SA-3 и SA-5 значительно улучшило способность Северной Кореи защищаться от атак с воздуха.


Система SA-2/GUIDELINE обеспечивает защиту средней дальности и средней высоты в качестве точечной защиты от городов и военных аэродромов, а также в качестве барьерной обороны вдоль Демилитаризованной зоны. SA-3/GOA обеспечивает ближняя, маловысотная оборона крупных городов. SA-5/GAMMON обеспечивает дальнюю защиту.

На национальном уровне за противовоздушную оборону отвечает Командование ПВО, которое, вероятно, со штабом ВВС в Пхеньяне. В подчинении Командования ПВО находятся три сектора командования, организованные для управления зенитными ракетами, самолетами-перехватчиками и артиллерийскими частями ПВО.

Южный сектор отвечает за наблюдение за границей с Южной Кореей и самыми южными районами вдоль как на восточном, так и на западном побережье. В 1987 году Пхеньян модернизировал свои средства предупреждения и зенитно-ракетные комплексы. южный сектор путем развертывания новых радаров раннего обнаружения и ракет SA-5/GAMMON.

Северо-западный сектор охватывает западное побережье от южного сектора до границы с Китаем, включая Пхеньян. Северо-восточный сектор простирается вверх по восточному побережью от его границы с южным сектором до границе с Советским Союзом.

Операции спецназа

Силы специальных операций Северной Кореи, одни из крупнейших в мире, состоят из 22 бригад и 7 отдельные батальоны. Эти силы имеют пять основных задач: ведение разведки, выполнение боевых действий. операции в сочетании с обычными операциями, создание второго фронта в тылу противника, противодействие спецоперациям Юга в северокорейских тылах и поддержание внутренней безопасности.

В Министерстве народных вооруженных сил есть два основных командования, которые контролируют подразделения специальных операций — Бюро разведки и Управление обучения легкой пехоты. Северная Корея классифицирует свою особую оперативные подразделения в качестве разведывательных, легкой пехоты или снайперов. Подразделения размером с команду проводят разведку собирать разведданные или целевую информацию. Операции легкой пехоты — это боевые действия, проводимые с подразделений размером с роту или батальон против военных, политических или экономических целей. Снайперские операции в основном такие же, как легкая пехота, за исключением того, что они проводятся в отрядах размером с команду.

Военно-воздушные силы Северной Кореи поддерживают миссии специальных операций с воздушным проникновением и пополнением запасов. операции. Основными самолетами являются 250 Ан-2 / COLT. ВМС Северной Кореи поддерживают десантные операции, проникновение в море и пополнение запасов. Основным кораблем для десантных операций является НАМПО. личный десантный катер. Мини-подводные лодки и полупогружные десантные катера поддерживают большинство агентов. миссии.

Силы специальных операций Северной Кореи выполняют операции на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. В основном стратегические операции поддерживают национальные или министерские цели, оперативные операции поддерживают корпус. задачи, тактические операции и обеспечение маневра дивизий и бригад.

    Графика недоступна

    Рис. 56. Спецоперации ВДВ — трудная задача для защитника. Войска специального назначения могут поражать самые разные цели. Эти войска будут жить за счет земли, пока не соединятся со своими основными силами, не будут захвачены или убиты.


Стратегическая задача Сил специальных операций – поддерживать национальные и министерство народных вооруженных сил. Силовые цели с помощью разведывательных, снайперских и агентурных операций. Стратегическая разведка установила противника намерения, разрабатывает информацию о целях, проводит оценки после удара и оценивает потенциальные реакции южнокорейского гражданского и военного населения. Снайперские миссии включают в себя атаку критических узлов, таких как специальные системы доставки и хранения оружия; средства управления, связи и сборно-полевой командный и выше; и средства ПВО и ПВО. Кроме того, снайперы убивают, похищают, и допрашивайте ключевой персонал, чтобы помешать союзным операциям и снизить боевой дух.
    Графика недоступна

    Рисунок 57. Скрытая высадка морского десанта. Будет использоваться тайная высадка агентов, возможно, даже до открытия артиллерийского огня. Убийц — солдат в штатском или южнокорейской форме — скрытно приземлившихся было бы чрезвычайно трудно обнаружить и нейтрализовать.


Оперативная задача Сил специальных операций — поддержка корпусных целей разведкой, снайперские и легкие пехотные операции. Оперативная разведка выясняет намерения противника; развивается информация о целеуказании для SCUD, FROG и дальнобойной артиллерии; проводит оценки после забастовки; а также определяет состояние линий связи, узких мест и резервных мест. Снайперские миссии включают в себя атаковать критические узлы, такие как специальные системы доставки оружия и хранилища; комбинированное поле средства управления войсками и войсками, управления и связи, ПВО и ПВО; порт удобства; и основные линии коммуникационных сетей. Подразделения легкой пехоты сосредоточатся на атаке. дивизии и вышестоящих командных пунктов, захвата ключевой местности для обеспечения маневра корпуса, а также обнаружения и уничтожение южнокорейских резервных сил.

Общая тактическая задача Сил специальных операций — поддержка маневренных целей дивизии и бригады. действиями легкой пехоты. Штатная разведывательная рота маневренной части выполняет тактические разведка. Разведывательная рота и батальон легкой пехоты разрабатывают цели для уничтожения. Эти цели включают средства управления, контроля и связи противника; объекты ПВО и ПВО; сила концентрации; артиллерийские позиции; и линии связи.

Подразделения легкой пехоты сосредотачиваются на атаке командных пунктов бригад и дивизий, захватывая ключевую местность для оказания помощи. при маневрировании дивизиями или бригадами, а также при обнаружении и уничтожении южнокорейских резервных сил.

Резервные силы

Успешная китайская партизанская война и уроки, извлеченные из войны в Корее, формируют вооруженные силы Севера. планирование. Пхеньян определил, что неадекватные резервные силы для обороны страны являются критическим недостатком во время Корейской войны. Поэтому Ким Ир Сен создал резерв численностью более 5 миллионов человек. Северная Корея может мобилизовать свои нерегулярные вооруженные силы в короткие сроки. Мобилизация осуществляется во всех аспектах, от ресурсов призывы к эвакуации.

    Графика недоступна

    Рисунок 58. Тренировка резерва. Резервы проходят такую ​​же подготовку, как и регулярные войска. В этом типичном расписании описан один день из жизни солдата регулярной армии.


Мобилизованный персонал присоединится к боевым и местным частям обороны и будет служить в качестве замены. Весь резервный персонал проходят ежегодную подготовку, а военнослужащие в возрасте от 25 до 28 лет, уволенные из армии, должны проходить военную службу. службу в запасе до 45 лет.
    Графика недоступна

    Рис. 59. Женщины, работающие с оружием ПВО. В соответствии с требованием Ким Ир Сена о том, что вся нация должна быть вооружена, женщины руководят многими подразделениями противовоздушной обороны. Большинство женщин приписаны к подразделениям, защищающим фиксированные позиции рядом с их рабочими местами.


Офицеры, находящиеся на действительной или резервной службе, руководят обучением большинства резервистов. Некоторые гражданские проходят военную подготовку в организованных заводских группах и административных районах. Студенты вузов получают до 3 часов военных тренировки в неделю и часто участвуют в полевых учениях. Правительство Северной Кореи организовало Красную гвардию Молодежные подразделения в средней школе и другие подразделения в передовых техникумах и колледжах.

Качество военной подготовки и выносливость солдат, воинская дисциплина и партийная самоотверженность поддерживают убежденность правительства в том, что страна действительно является военной крепостью.

Силы безопасности

Министерство общественной безопасности контролирует примерно 115 000 сотрудников общественной безопасности. Эти люди поддерживать закон и порядок в дополнение к обеспечению партийного контроля и экономической дисциплины. Персонал выполняет регулярные обязанности полиции, такие как гражданский контроль, охрана государственных объектов и безопасность транспортной системы.