Тепловая ГСН | Ракетная техника

  1. Ракетная техника
  2. Каталог
  3. Система управления
  4. Тепловая ГСН

Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-земля

Б/Ч.

Проникающая

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Надводный корабль, Автошасси, Самолет, Вертолет

Наз.

Вода-земля, Противокорабельные, Воздух-земля

Б/Ч.

Проникающая

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Норвегия


Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Осколочно-фугасная, Стержневая

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Автошасси

Наз.

Зенитные

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Израиль


Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Надводный корабль

Наз.

Противоракетные

Б/Ч.

Ударно-кинетическая

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

США


Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Самолет, Вертолет

Наз.

Противотанковые, Противокорабельные, Воздух-земля

Б/Ч.

Кумулятивная, Фугасно-кумулятивная

C/У.

Лазерная ГСН, Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

США


Баз.

Надводный корабль

Наз.

Зенитные

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Китай


Баз.

Автошасси

Наз.

Противоракетные

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Радиолокационная ГСН, Тепловая ГСН

Стр.

Израиль


Баз.

Надводный корабль

Наз.

Зенитные

Б/Ч.

Кумулятивная, Осколочно-фугасная, Фугасно-кумулятивная

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Самолет, Вертолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Стержневая

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Надводный корабль, Автошасси, Вертолет, Бронетехника, Переносной

Наз.

Вода-земля, Противотанковые, Противокорабельные, Воздух-земля

Б/Ч.

Тандемная, Проникающая

C/У.

Оптоволоконное управление, Тепловая ГСН

Стр.

Израиль


Баз.

Надводный корабль, Автошасси, Вертолет, Бронетехника

Наз.

Вода-земля, Противотанковые, Противокорабельные, Воздух-земля

Б/Ч.

Тандемная, Осколочно-фугасная, Проникающая

C/У.

Спутниковая навигация, Телевизионная ГСН, Тепловая ГСН, Управление по радиоканалу

Стр.

Израиль


Баз.

Переносной

Наз.

Противотанковые

Б/Ч.

Тандемная, Осколочно-фугасная, Проникающая

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Израиль


Баз.

Переносной

Наз.

Зенитные

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Россия


Баз.

Автошасси, Бронетехника, Переносной

Наз.

Противотанковые

Б/Ч.

Тандемная

C/У.

Оптоволоконное управление, Тепловая ГСН

Стр.

Израиль


Баз.

Автошасси

Наз.

Зенитные, Системы залпового огня

Б/Ч.

Тандемная, Осколочно-фугасная, Термобарическая, Ударно-кинетическая

C/У.

Тепловая ГСН, Управление по лазерному лучу

Стр.

США


Баз.

Самолет

Наз.

Воздух-воздух

Б/Ч.

Осколочно-фугасная

C/У.

Тепловая ГСН

Стр.

Китай

ПТРК «Вихрь» — внезапный и сильный – Военное оружие и армии Мира

Разработка авиационного ПТРК «Вихрь» со сверхзвуковой ракетой большой дальности и наведением по прямому лазерному лучу началась в тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в 1980 году под руководством главного конструктора А. Г. Шипунова.

Совершенствование средств ПВО, расширение номенклатуры целей, с которыми предстояло бороться авиационному комплексу «вертолет-ПТУР» или «штурмовик-ПТУР», определяли и ужесточение требований к нам.

ЗАДАЧА

От современного вертолетного или самолетного ПТРК требуются:

  • большая дальность стрельбы и высокая скорость полета ракеты, чтобы уменьшить уязвимость самого носителя от средств ПВО противника;
  • автоматизация наведения — при указанных условиях оператор не может надежно сопровождать цель прицелом, для пилота одноместной машины это тем более сложно;
  • возможность применения круглосуточно, в затрудненных метеоусловиях, при наличии оптических и радиопомех;
  • эффективное поражение не только наземных бронированных целей, но и автомашин, средств ПВО, малоразмерных укрепленных построек, а также вертолетов и низкоскоростных самолетов;
  • возможность быстрого выбора средства поражения и способа атаки в зависимости от обстановки, дальности, вида цели.

Комплекс с шифром «Вихрь» разрабатывался КБП как вооружение создававшихся в это же время боевого вертолета B-80 (будущий Ка-50) и «противотанкового» самолета-штурмовика Су-25Т. Вертолет В-80 с ПТУР «Вихрь» выступал конкурентом Ми-28 с ПТУР «Атака». Обзорно-прицельная система «Шквал» для комплекса «Вихрь» в самолетном и вертолетном вариантах разрабатывалась Красногорским механическим заводом. В 1990-1993 годах Ка-50 с комплексом «Вихрь» проходил госиспытания. На вооружение «Вихрь» принят в 1995 году, ГРАУ присвоило комплексу индекс 9К121. В США и НАТО он получил обозначение АТ-16 Scallion.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

В состав ПТРК входят сверхзвуковые управляемые ракеты 9А4172, круглосуточная обзорно-прицельная система И-251 «Шквал», система управления огнем. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», со складным крестообразным крылом в хвостовой части и выдвижными рулями в передней части корпуса. Большое удлинение корпуса ракеты позволило уложиться в небольшой поперечный габарит, разместить на одном узле подвески 6-8 ракет, улучшить аэродинамические характеристики ракеты.

Ракета помещена в транспортно-пусковой контейнер, откуда запускается вышибным зарядом. Ракетный двигатель — твердотопливный, с двумя косонаправленными соплами. Рулевой привод — воздушно-динамический. Аппаратура управления с приемником лазерного излучения размещена в хвостовой части. Тандемная боевая часть обеспечивает пробитие гомогенной стальной брони толщиной 900 мм уже после подрыва элементов динамической защиты или пробития экранов. Лидирующий кумулятивный заряд расположен в головной части ракеты, основной кумулятивно-осколочно-фугасный заряд — за блоком рулевого привода. Ракета может использоваться и для поражения воздушных целей со скоростью полета до 800 км/ч. При стрельбе по наземным целям используется контактный взрыватель, по воздушным — неконтактный. Производство ракет развернул Ижевский механический завод.

Обзорно-прицельная система «Шквал» («Шквал-В») с высокой кратностью увеличения оптического канала позволяет обнаруживать малоразмерные цели на большом удалении.

В состав системы входят: оптико-электронный прицел, автомат сопровождения целей с телевизионным дневным и ночным каналами, система стабилизации линии визирования, ;и верная станция дальнометрирования и подсвета, лазерно-лучевой канал управления ПТУР, бортовой вычислитель (компьютер), монитор, пульт управления. Оптическая система, приемное устройство телевизионного канала, блок формирования лазерного излучения смонтированы на гиростабилизированном подвесе.

Комплекс может устанавливаться на вертолеты Ка-50, Ка-52 (до 12 ракет на двух подвесных пусковых установках АПУ-6, по шесть на каждой), штурмовик Су-25Т (Су-25ТМ, до 16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8).

РАБОТА НА ВЕРТОЛЕТЕ

С помощью обзорно-прицельной системы оператор (пилот) может выбрать одну или несколько целей и ввести их координаты в память вычислителя с последующим выбором цели, ее «автозахватом» (по принципу запоминания визуального образа) и автоматическим наведением на нее ракеты — что особенно важно для одноместного вертолета или штурмовика.

Если данные о цели известны, они вводятся в бортовую систему вертолета, при выходе в район цели автоматически включается режим сканирования местности.

Обнаружив изображение цели на мониторе, оператор обрамляет его сеткой прицела и нажимает кнопку автоматического слежения. По достижении разрешенной дальности система производит пуск ракеты. Днем дальность стрельбы достигает 10 км, ночью 5-6 км. При кратковременном исчезновении изображения — например, если между прицелом и целью оказался другой объект — автоматическое слежение не срывается. Если все же сбой произошел, пилот осуществляет повторный захват. Автоматический режим сопровождения цели прицелом не позволяет носителю уйти после пуска, поскольку цель должна оставаться в переделах углов слежения системы. Однако сами эти пределы — до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места — дают вертолету возможность маневрирования. К тому же сверхзвуковая (до 1,75-2 М) скорость ракеты определяет время ее полета на дальность 6000 м всего 14 секунд, 8000 м — 23 секунды.

Наведение по прямому лазерному лучу обеспечивает не только точность стрельбы, но и достаточную помехозащищенность канала управления. Комплекс может вести огонь одной ракетой или залпом из двух ракет.

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Уже в 1992 году представлен ПТРК «Вихрь-М» с ПТУР «Вихрь-1»(9А4172К), эквивалентной бронепробиваемостью боевой части до 1000 мм (за динамической защитой), тепловизионным ночным каналом прицела. «Вихрь-М» с подвесными пусковыми установками УПП-800 устанавливается на боевые и транспортно-боевые вертолеты как отечественного (Ми-8, Ми-17), так и зарубежного производства.

Наш канал в Телеграм

«Против «Вихря» у танка нет шансов. Динамическая броня не поможет»

Специалисты рассказали, почему нет защиты от ракетного комплекса «Вихрь»

Во время спецоперации на Украине российская армия использует, среди прочее, высокоточное и дальнобойное оружие. Минобороны РФ опубликовало кадры применения противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Вихрь» с вертолета Ка-52 «Аллигатор». Особенности эксплуатации этого ракетного комплекса — в материале «Газеты.Ру».

«Звено вертолетов Ка-52 уничтожило танки противника, не входя в зону ПВО противника с дистанции более 7 тысяч метров при огневой поддержке наступающих войск с режима висения ПТРК «Вихрь». «, — говорится в сообщении российского военного ведомства.

Комплекс «Вихрь» (по кодификации НАТО Scallion — «Зеленый лук») разработан еще в 1980-х годах для вооружения штурмовиков и ударных вертолетов. Но изначально в серию его не пустили.

Серийное производство в модификации «Вихрь-М» началось в 2013 году. Разработка тульского предприятия НПО «Точность» воплотилась в ижевском концерне «Калашников». По открытым данным, контракт на их производство составил 13 млрд руб. С 2015 года комплекс стоит на вооружении российской армии. ПТРК

предназначен для поражения бронетехники, а также малоскоростных воздушных целей. Ракеты «Вихрь» способны поражать цели на расстоянии до 10 км. Их скорость более 600 м/с.

В апреле 2016 года Алексей Криворучко, генеральный директор концерна «Калашников» (с 2018 года и по настоящее время занимает должность заместителя министра обороны РФ, курирует вопросы военно-технического обеспечения), сообщил, что производство управляемых ракет для Vortex является «крупнейшим экспортным и отечественным направлением в производственной деятельности концерна».

В августе 2021 года пресс-служба Калашникова сообщила о возможности применения управляемых ракет комплекса «Вихрь» на беспилотных летательных аппаратах типа «Орион».

«В этом высокоточном авиационном боеприпасе реализован принцип «выстрелил и забыл». Оператору или летчику достаточно захватить цель, нажать кнопку пуска, и тогда он может не сопровождать ни цель, ни цель полета ракеты», — рассказал газете «Ру» военный эксперт Александр Хохлов. — Ракеты самостоятельно удерживают и поражают указанный объект, все происходит в полностью автоматическом режиме. Эти ракеты используются для поражения различных целей. «Вихрь» имеет сверхзвуковую скорость, его можно использовать не только по подвижным наземным целям, таким как танки и бронетранспортеры, или надводным, но и по вертолетам или легким самолетам».

Эксперт отметил, что отличительной особенностью применения комплекса «Вихрь-М» является предельно малое время полета сверхзвуковой ракеты и высокая помехозащищенность системы управления, что обеспечивает выживаемость авианосца в условиях дуэль с системами ПВО противника.

«Сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя при атаке и позволяет поразить несколько целей за один заход. Вероятность точного попадания в малоразмерную цель обеспечивается применением система автоматического сопровождения целей и высокоточная лазерно-лучевая система управления ракетой И-251 «Шквал», — рассказал газете.Ру бывший заместитель командира Центра боевой подготовки и переподготовки летного состава армейской авиации. МО РФ,полковник в отставке Константин Суриков.-Полная помехозащищенность системы управления в условиях оптических и радиопомех на современном поле боя. Против «Вихря» у танка нет шансов.Динамика броня не поможет.Такая защита работает в случае применения переносных противотанковых комплексов,а тут она просто не успевает сработать-ракета очень быстрая.При этом ее можно запустить снаружи е поражения средств ПВО и ПРО».

Суриков добавил, что комплекс «Вихрь» — не единственное оружие ударных вертолетов.

«На том же Ка-52 помимо штатной авиационной 30-мм пушки имеется шесть узлов подвески, на которые возможна установка блоков неуправляемых авиационных ракет, авиабомб, пушечных контейнеров, противотанковых ракетных комплексов .

Все зависит от характера выполняемых задач, в данном случае применение ракет «Вихрь» было обусловлено необходимостью поражения цели с большой дистанции — такие учения раньше отрабатывались на полигонах, а в реале боевая обстановка в Сирии», — напомнил Суриков.

Так, в мае 2017 года Минобороны России опубликовало видео уничтожения техники исламистов в Сирии юго-восточнее Пальмиры. Технику атаковали российские ударные вертолеты Ка-52, которые также применили комплекс «Вихрь».

Виктор Сокирко


«Вихрь» (ракета). Противотанковый ракетный комплекс

«Вихрь» — ракета из состава российского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по классификации НАТО — АТ-16 «Скаллион»), имеющая лазерное наведение. Запускается с кораблей, а также с вертолетов Ка-50, Ка-52 и штурмовиков Су-25. Впервые он был показан в 1992 на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» разрабатывался на постсоветском пространстве как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работы начались в 1980 году и проводились тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какова дальнейшая судьба ракеты «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 г., подтвердили его высокую эффективность. Позже комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990. Однако из-за напряженного финансового положения для российских войск было закуплено лишь небольшое количество готовой продукции для испытаний. Серийное производство началось в 2014 году, а в конце 2015 года первые комплексы поступили в ВС России для оснащения вертолетов Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:

  • 9К121 «Вихрь» — ранний вариант, разработка которого была полностью завершена в 1997. Какими боеприпасами комплектовался этот комплекс «Вихрь»? В его состав входила ракета 9М127 с дальностью до 8 км. Ее гарантийная бронепробиваемость составляла 900 мм.
  • 9К121 «Вихрь-М» — серийная модификация. В его состав входит реактивный снаряд «Вихрь-1» (стандартное обозначение — 9М127-1) с дальностью полета до 10 км, оснащенный тандемным зарядом, пробивающим броню до 1200 мм.

Основы влияющие на возможности ракеты

В чем особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной фугасно-реактивной защитой (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают по принципу кумулятивного действия, т.е. пробивая броню струей раскаленного металла. Взрыво-реактивную броню можно пробить только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, таких как ракета «Вихрь-1», в которой имеется два кумулятивных заряда, срабатывающих в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Реактивный снаряд «Вихрь-1» является боевой частью противотанкового комплекса «Вихрь-М», в состав которого также входят следующие компоненты:

  • Пусковая установка для самолетов (вертолетов, самолетов ) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • Автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 Шквал-М.

Система автоматического прицеливания «Шквал-М» разработки Красногорского завода «Зенит» оснащена телевизионным и тепловым инфракрасным каналами прицеливания, лазерно-лучевым каналом управления ракетой, лазерным дальномером, блоком автоматического сопровождения, цифровой компьютер и система стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и их опознавание днем ​​и ночью, автоматическое сопровождение целей и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного огня.

Прицельная техника

Если в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета) предварительно введены координаты цели, в памяти которых должна храниться карта района полета, то система «Шквал-М» автоматически включается при подлете к цели на расстояние 12-15 км. Если координаты цели известны лишь приблизительно, в систему наведения комплекса «Вихрь-М» включается летчик. Он запускает сканирование местности по телевизионному (или тепловому) каналу, выводя его результаты на телевизионный экран в кабине.

После появления цели на телеэкране пилот включает режим максимального увеличения, идентифицирует цель и наводит на ее изображение сетку цели. После этого система «Шквал-М» переводится летчиком на автосопровождение выявленной цели. В этом режиме пилот должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°) разрешено для оборудования слежения. При достижении разрешенной дальности стрельбы автоматически запускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно запустить две ракеты одновременно или за полминуты обстрелять до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной ВДВ, на дальности до 8 км при стрельбе с вертолета и до 10 км с вертолета. самолет днем ​​(до 5 км ночью) Воздушные цели, подлежащие прикрытию средствами ПВО. Он оснащен как контактными, так и неконтактными предохранителями. Последний позволяет поражать воздушные цели при сближении с ними на расстоянии до 5 м.

Скорость полета ракеты сверхзвуковая и достигает 610 м/с, поэтому расстояние в 4 км она преодолевает за 9 секунд. У того же ПТРК AGM-114K Hellfire для преодоления этого расстояния требуется 15 секунд, так как он летит с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с преградой в ракете 90° гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Впереди располагается ведущий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в сторону кормы относительно хода ракеты. Далее идет вторая комбинированная боевая часть, имеющая как кумулятивную, так и осколочно-фугасную.

За боевой частью находится топливо для маршевого двигателя и собственно РДТТ с двумя соплами, направленными под углом к ​​оси ракеты. Здесь, в хвостовой части ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного излучения.

В кормовой части корпуса имеется аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех пятиугольно-изогнутых крыльев (если смотреть с носовой части ракеты), которые перед пуском (находясь внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК) )), примыкают к корпусу, а затем открываются с помощью специального механизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней, позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».