Как устроен атомный подводный ракетоносец ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 — Медиапалуба

В 1971 году в США началась разработка новой атомной подводной лодки под ракету увеличенной дальности «Трайдент-1». Это должен был быть ракетоносец водоизмещением 14 000 тонн с реактором S8G мощностью 220 МВт , способный нести на борту до 24 ракет. Уже через три года, летом 1974 года, Военно-морские силы США заключили контракт с компанией General Dynamics на строительство первой АПЛ, получившей впоследствии имя «Огайо». Ответ Советского Союза был незамедлителен.

Ответом на американские подводные лодки типа «Огайо» и стали тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта (ТРПКСН) 941 «Акула» – самые крупные атомные подлодки в мире. Сейчас  единственный ходовой представитель серии — головной корабль ТК-208 «Дмитрий Донской». И именно сегодня, 14 декабря, подлодка отмечает 40-летие со дня подъема флага. И именно о крупнейшем в мире атомоходе — новый репортаж «Медиапалубы».

Фото: Медиапалуба

Длина крейсера составляет 173 метра, что равняется почти двум футбольным полям, а высота сравнима советской девятиэтажке – 26 метров, без учета выдвижных устройств. Серия планировалась из 12 лодок, ее сократили до 10, но в период с 1981 по 1989 год построили всего шесть подобных крейсеров. Сейчас в составе и резерве флота три крейсера проекта: ТК-208 «Дмитрий Донской», который используется для испытаний новых атомоходов, а также ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», ошвартованные у причалов Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

История

Проектирование нового типа подводных ракетоносцев началось в стенах конструкторского бюро «Рубин» в конце 1972 года. Главным конструктором проекта был назначен легендарный Сергей Никитич Ковалев. Первая лодка была заложена на «Севмаше» в июне 1976 года. Она носила наименование «тяжелый крейсер 208» (ТК-208). Спуск на воду состоялся 29 сентября 1980 года. Несмотря на более поздний запуск проекта, крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо». Акт приема-передачи на ТК-208 был подписан 12 декабря 1981 года, однако Военно-морского флаг на корабле подняли годом позже – 14 декабря 1982 года.

Фото из архивов ПО «Севмаш» Фото из архивов ПО «Севмаш»

Во второй половине 1989 года корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, но в 1991 году работы были остановлены и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ.

После окончания модернизации в 2002 году крейсеру было присвоено имя «Дмитрий Донской». После этого корабль служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты «Булава».

Конструкция

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными и полностью дублируют друг друга, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме.

Иллюстрация: Медиапалуба

В передней части корабля, между главными прочными корпусами находится торпедный отсек и шахты баллистических ракет. Также между корпусами находится отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Крейсер имеет развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Так как лодка разрабатывалась для дежурства в высоких широтах, она способна проламывать лед толщиной до 2,5 метров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается ко льду специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, тем самым обламывая наросты сосулек и сталактитов на ледяном потолке, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Внутрь лодки можно попасть через рубочный люк, расположенный на одном из верхних ярусов рубки.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Центральный пост

Таким образом мы оказываемся между двумя прочными корпусами в отсеке модуля управления, и в частности, в центральном посту, откуда осуществляется управление движением лодки, отслеживаются все системы и отдаются команды на стрельбы.

Фото: Медиапалуба

Пульт одной из самых важных систем на корабле – «Молибден». Она позволяет управлять с центрального поста всеми общекорабельными системами.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Из отсека модуля управления можно попасть и в правый и в левый прочные корпуса лодки.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Обитаемость

Экипаж крейсера в количестве 160 человек размещен в условиях повышенной комфортности. Рядовой состав размещается в четырехместных каютах, а командный в двухместных каютах, оснащенных системой кондиционирования.

Фото: Медиапалуба

На лодке имеются баня и плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Также на крейсере есть Зона релаксации — салон для отдыха с «живым уголком» и две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

С осени 2007 года в кают-компании находится экспозиция, посвященная Куликовской битве, организованная при поддержке тульского музея-заповедника «Куликово поле». Музей на борту лодки — самый труднодоступный музей в России!

Фото: Медиапалуба

Прием пищи на лодке происходит в три смены: три завтрака, три обеда и три ужина. Вахта на камбузе несется тоже посменно. При нахождении экипажа в море в ежедневном рационе моряка положены — шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба.

Фото: Медиапалуба Фото: Медиапалуба

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка, согласно открытым данным, спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 лошадиных сил, а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки.

Фото: Медиапалуба

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в специальных кольцевых обтекателях.

Эпилог

Помимо рекорда за свои размеры и водоизмещение – 48 000 тонн, «Дмитрий Донской» стал и самым быстрым из всех кораблей серии. В подводном положении он может развивать скорость до 27 узлов, а в надводном – до 12.

Фото: Медиапалуба

Вполне возможно, что совсем скоро АПЛ перестанет выполнять свои задачи. Тем более, что имя легенды подплава «Дмитрий Донской» передано новой строящейся по проекту 955А («Борей-А») подлодке. Но мы уверены, что будущее крейсера — корабль-музей. Тем более, если смотреть на его младших товарищей, корабль может простоять у причала и 10, и 20 лет — время есть!

ВЗГЛЯД / Как СССР создал самую экзотическую подлодку в истории :: Общество

Из состава ВМФ РФ выведена последняя подлодка проекта 941, известного также как «Акула». На тяжелом атомном ракетном крейсере стратегического назначения «Дмитрий Донской» спущен флаг. Чем были уникальны эти самые большие подлодки в истории, за что и насколько справедливо они подвергались критике и какой урок их создание сегодня может дать ВМФ России?

Это были уникальные и противоречивые корабли. Про них одни говорят много плохого, «победа техники над здравым смыслом», «водовозы» (из-за огромных балластных цистерн). Другие восхищаются их огромными размерами, ведь это были самые большие подлодки в истории.

На самом деле, избыточные размеры – это плохо. Но вспомнить «Акулы» добрыми словами все же стоит.

Вынужденная мера

Когда-то давно Андрей Николаевич Туполев, зная, что построить межконтинентальный бомбардировщик с тогдашними турбореактивными двигателями нельзя, принял решение строить турбовинтовой самолет. Это шло вразрез со всем, что только делалось тогда в авиационном мире, а получившийся самолет на Западе до сих пор воспринимается как нечто предельно экзотическое.

Но при всей экзотичности конструкции Ту-95, задача создания межконтинентальной ударной машины Туполевым была решена – и решена успешно. Машина до сих пор является основной в нашей Дальней авиации.

Подлодки проекта 941 – это такая же техническая экзотика, просто военно-морская. Аномалия, полет инженерной фантазии, идущий вразрез со всеми школами проектирования подлодок. Никто такого не делал и теперь уже никогда не будет. Но постройка этих подлодок решила важную задачу, в возможности решить которую иными способами уверенности в те годы не было.

Наш ответ Америке

Началась эта история в семидесятых годах с … американских твердотопливных баллистических ракет подводных лодок «Трайдент-2». В те годы в нашей стране было принято «давать ответ» американцам. У США будет твердотопливная ракета с огромной дальностью? У нас она тоже будет!

В 1971 году в КБ машиностроения (ныне АО «ГРЦ Макеева») начались работы над отечественным «ответом «Трайденту» – будущим ракетным комплексом Д-19 с баллистической ракетой Р-39.

Создание ракеты, однако, шло очень тяжело. Настолько, что в КБ машиностроения с середины 1970-х начали параллельно работать и над новой жидкотопливной ракетой, которая потом получила  название «Синева».

Еще в начале работ по Р-39 было ясно, что ракета получится намного больше, чем у американцев, и намного тяжелее – способность создавать твердотопливные двигатели сильной стороной отечественной «оборонки» и химической промышленности не была. Забегая вперед, стоит сказать, что по своей массе (90 тонн) и по размерам (длина 16 метров, диаметр 2,4 метра) ракета действительно оказалась беспримерной для ракет подводных лодок.

В 1972 году было выдано тактико-техническое задание на будущий тяжелый ракетоносец, и Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» приступило к проработке облика лодки. Главным конструктором будущих «Акул» стал Сергей Никитич Ковалев, генеральный конструктор всех советских атомных подлодок, вооруженных баллистическими ракетами. Выдающийся конструктор, инженер и организатор, сыгравший одну из решающих ролей и в истории отечественного флота, и в системе ядерного сдерживания.

Ковалев и работавшая над будущей «Акулой» команда оказались в том же положении, в каком в авиации когда-то оказался Туполев – традиционными методами задачу создания носителя ракет решить нельзя. Мало того, что ракета огромная и тяжелая, в лодку традиционной конструкции не поместится, так их еще и надо 20 на каждый корабль. Имелось и природное ограничение – выводить из Северодвинска (с верфи) подлодки с большой осадкой невозможно.

Это было похоже на смертный приговор. Совсем не факт, что те же американцы или англичане смогли бы такую задачу решить. Однако в «Рубине» ее решили, но решили настолько нетрадиционными методами, которые и дали потом злопыхателям повод говорить о «победе техники над здравым смыслом».

Уникальное решение

Все советские подлодки были двухкорпусными. Экипаж и системы, которые не должны подвергаться контакту с водой, находятся внутри прочного корпуса. Прочный корпус способен выдерживать чудовищное давление и выполняется из специальной высокопрочной стали.

Вне прочного корпуса находятся системы, узлы и части, которые могут или должны контактировать с водой, а уже поверх всей этой конструкции – легкий корпус, внешние обводы которого мы опознаем как подводную лодку. На ракетоносных подлодках ракетные шахты находятся в прочном корпусе, а их оголовки выходят из него вверх. А еще они традиционно расположены за рубкой, в сторону кормы.

На «Акулах» пришлось применить совсем другую логику проектирования. Батарея из двадцати ракетных шахт стала центром, вокруг которого была построена лодка. Расположить их пришлось не за рубкой, по ходу движения, а перед ней. Вместо одного огромного до нереализуемости прочного корпуса, сравнимого по диаметру с длиной ракеты, сделали два, существенно меньше, справа и слева от ракетных шахт.

При такой компоновке для размещения торпедного отсека пришлось выполнить отдельный от двух прочных корпусов отсек в носу, а еще в одном отдельно от прочных корпусов отсеке в корме расположилось рулевое отделение.

Такая беспримерная компоновка при всей ее необычности в принципе сделала возможным постройку лодки с баллистическими ракетами Р-39. Но такая же компоновка привела к тому, что у лодки оказался огромный запас плавучести. С одной стороны, этот запас плавучести потребовал огромного объема балластных цистерн и огромных же объемов воды, которую приходится в них принимать для погружения, за что злые языки прозвали лодку «водовозом». Но этот же запас плавучести дал лодке массу других преимуществ.

Патрульная авиация ВМС США всегда представляла собой грандиозную опасность для наших подлодок. Главным способом уйти от этой угрозы на Северном флоте было несение боевых служб под полярными льдами. Но при этом нанесение ракетно-ядерного удара по противнику для подлодки оказывалось очень сложным – надо было искать полынью или тонкий лед, который можно проломить корпусом.

Для «Акул» решение этой задачи было намного более простым – огромный запас плавучести давал нужную выталкивающую силу, которая действовала на лодку при продувке балластных цистерн. «Акулы» могли проламывать корпусом лед такой толщины, которая была непосильна для лодок любого другого типа.

Эта же система балластных цистерн позволила решить вопрос вывода лодки из Северодвинска, с завода – при полной продувке и без ракет в шахтах (что допускалось конструкцией лодки) она всплывала как поплавок и при всех своих огромных размерах по мелководью шла.

Были у лодки и другие преимущества, но обо всем можно будет рассказать не скоро. Так или иначе, коллектив «Рубина» смог, имея предельно противоречивые требования к кораблю, справиться с его созданием.

Упущенные возможности

Подлодки получились удачными и служили хорошо. Они получились скрытные и тихие, как это и должно быть для ракетоносца. Условия службы были хорошие, аварийность низкая.

Во многом это было обусловлено тем, что при всей экзотичности конструкции лодки, ее системы были унифицированы с другими лодками третьего поколения. Это, кстати, серьезно снизило цену подлодок.

К середине 1980-х годов стало ясно, что жидкотопливная БРПЛ Р-29 «Синева» получилась хорошо, а «Рубин» смог создать под нее модификацию 667-го проекта – 667 БДРМ, которая до сих пор стоит в строю. Поэтому строительство «Акул» прекратили. Построенная серия из шести лодок продолжила нести службу. Хорошо спроектированные и построенные нестарые корабли могли бы служить очень долго, но…

Распад СССР и прекращение производства Р-39 на украинском теперь «Южмаше» оставили лодки без «главного калибра». У ракет есть предельный срок эксплуатации, они не вечны. Ситуацию могла бы спасти разрабатывавшаяся в АО «ГРЦ Макеева» ракета «Барк», которая могла бы сменить Р-39, но ее разработку волевым решением прекратили, чтобы начать вкладываться в «Булаву».

Что бы произошло, если бы «Акулы» прошли в 2000-х годах модернизацию и получили бы новый комплекс ракетного оружия? Для начала – отпала бы нужда в постройке такого количества новых стратегических лодок проекта «Борей» и ракет «Булава». Были бы сэкономлены значительные бюджетные средства. Появлялись шансы иметь более адекватный современной обстановке проект подлодки с баллистическими ракетами. Кроме того, модернизация «Акул» позволила бы на сделанных для нее разработках модернизировать и остальные подлодки третьего поколения, просто в силу применения на кораблях однотипного оборудования.

Ничего этого не произошло. Р-39 были отстреляны, лодки выведены из боевого состава навсегда, теперь уже все. История «Акул» закончилась.

Оглядываясь назад

Злопыхатели, клеймящие эти лодки разными прозвищами, в лучшем случае заблуждаются. «Акулы» были ответом на вызов времени – и ответом удачным. Их конструкция была следствием тактико-технических характеристик оружия и не более того.

Те, кто считает, что нужно было бросить все силы на «Синеву» (Р-29) и проект, который потом стал известен как 667 БДРМ, неправы потому, что в 1970-х было совершенно непонятно, что из этого выйдет, а задачи ядерного сдерживания должны были решаться. Как только оказалось, что «Акулы» можно не строить, их перестали строить.

Конечно, не все было гладко. Лодки были вооружены устаревшими на то время торпедами УСЭТ-80 и не имели эффективных средств противодействия вражеским торпедам. Выиграть бой у «Стерджена» или, не дай Бог, «Лос-Анджелеса» нашей «Акуле» было бы очень трудно. Но можно было успешно скрываться.

Сегодня при столкновении с современной противолодочной обороной большие лодки обречены, как и двухкорпусные – сейчас другое время, и лодка должна быть относительно небольшой и однокорпусной. В наше время постройка таких лодок, как 941-й проект, уже не имеет смысла. Но тогда это было полностью оправданно.

Эти лодки показали, что талантливые конструкторы и нестандартное мышление могут серьезно сократить отставание в технологиях и промышленной мощи, а следовательно, и в боевой мощи флота. Этот урок от ушедших навсегда «Акул» будет даже поважнее, чем гордость за страну и ее великие свершения. Cегодня нам особенно важно помнить именно его.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 941

0


RussianShips.info

3 18
 

 
 
9018 0019

ракетные подводные лодки


пр. 941 «Акула»

НАТО: Девушка-тайфун

Завершено

6 + 1 ед.


Суда

Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск

16

713

16

725

Имя

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

ТК-208

711

30.06.1976

27.09.1980

29.12.1981

от 7.10.2000 — ТК-208 Дмитрий Донской

ТК-202

712

22.04.1978

23.09.1982

28. 12.1983

 

ТК-12 9007

19.04.1980

17.12.1983

26.12.1984

 

ТК-13

724

23.02.1982

30.04.1985

26.12.1985

 

ТК-17 9007

9.08.1983

12.12.1986

15.12.1987

от 18.11.2002 — ТК-17 Архангельск

ТК-20

727

27.08.1985

11.04.1989

19.12.1989

от 20.06.2000 — ТК-20 Северсталь

ТК-210

728

1986

нет завершено, сдано в лом в 1990 г.


Общие характеристики — пр. 941

7
Водоизмещение (т):
4 Поверхность:

7

d 0017

Под водой: 30460
Размеры (м):
Длина: 170 (ТК-17 172,6, ТК-20 173,1)
Ширина: 23,3
Осадка: 11,5
Скорость (узлы):
7 3 500004
Надводный: 017
Погружной: 27
Диапазон: Неограниченный
Глубина погружения (м):
Рабочий: 380
Максимум:
Срок службы (дни): 120
Силовая установка: 2х190 МВт ОК-650 ядерные реакторы, 2х50000 л. с. ГТЗА, 2 ВФШ в насадках, 2х260 электродвигатели, 4 подруливающих устройства, 4 турбогенератора по 3200 кВт, 2 дизель-генератора по 800 кВт
Вооружение: Д-19 комплекс баллистических ракет (20 пусковых установок баллистических ракет Р-39 (3М65))
9К310 ПУ ЗРК «Игла-1» (48 ракет 9313)
6 носовых торпедных аппаратов 533 мм (22 СЭТ-65, Торпеды САЭТ-60М, 53-65К, УСЭТ-80, ВА-111 Шквал, РПК-2 Вьюга (противолодочная 81Р управляемые ракеты), УРПК-6 Водопад-ПЛ (противолодочные управляемые ракеты 83Р, 84Р), МГ-74 Корунд-2)
Электроника: Радиолокационный комплекс МРКП-58 «Радиан» или МРКП-59 «Радиан-У», РЛС разведки МРП-21А, Гидроакустический комплекс МГК-540 Скат-3 (гидроакустические установки МГК-500 Скат-КС, МГ-519 Арфа миноискания гидроакустические комплексы, собственный подводный кавитационный детектор МГ-512 «Винт», МГ-553 «Шкерт», МГ-518 «Север») Боевая информационно-управляющая система «Омнибус», навигационный комплекс МВУ-132 «Симфония», Навигационный комплекс «Тобол-941», комплекс связи «Молния-Л1»
Состав: 163 (52 офицера)

Схемы


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами — пр. 941


Модернизации

пр.941У — 1 единица: Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск — ТК-208 20.09.1989-26.07.2002. переоборудование 2 пусковых установок для ракетного комплекса Д-30 «Булава-М» (БР Р-30 (3М30)) вместо Д-19, гидроакустическая система «Скат-2М» вместо МГК-500 «Скат-КС», боевое информационное управление «Омнибус-У» система вместо МВУ-132 Омнибус, навигационный комплекс Симфония-УТТХ вместо Симфония, комплекс связи Смерч-2 вместо Молния-Л1, 12 РЭПС-324 Пусковые установки «Шлагбаум» (6 МГ-74 «Корунд-2», МГ-104 «Бросок», МГ-114 «Берилл»)


Флот

СФ : ТК-12, 13, 17, 20, 202, 208


Бортовой номер

2

6 ТК-12, 13, 17, 20, 202, 208 990)
ТК-13:818( 1990)
ТК-17: 830(1990)
ТК-20: 806(1995)
ТК-202: 821(1990)
ТК-208: 834(1990), 824(1994)


Списан


10011
info/pics/logo.gif»>
2000 ТК-202
2005 ТК-12 (31.08)
2013 ТК-17, ТК-20 (план)


Экспорт

 
     

941 ТАЙФУН — Российские и Советские Ядерные Силы

Развитие 941 Тяжелая стратегическая подводная лодка была утверждена в декабре 1972 г., а 19 декабря 1973 г. было официально издано распоряжение правительства о проектировании и строительстве 941 подводной лодки с баллистическими ракетами. Разработчиком выступило ленинградское конструкторское бюро, ныне ЦКБ морской техники «Рубин».

Для строительства атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех — самый большой в мире крытый эллинг. Первая подводная лодка проекта 941, получившая обозначение ТК-208, была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 г. и спущена на воду 27 сентября 1980 г. Корабль вступил в строй в конце 1981 г. Всего шесть подводных лодок проекта 941 были построены на Севмаше.

После интенсивных испытаний тяжелой подводной лодки с баллистическими ракетами 941-«ТК-208» вступила в строй в сентябре 1980 г. и введена в состав Северного флота 12 декабря 1981 г. В период с 1981 по 1989 г. в строй вошли шесть подводных лодок «Тайфун». Они вошли в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок, базирующейся на Западном театре Северного флота с базой в Нерпиче. Строительство седьмого судна было начато, но так и не было закончено.

Подводные лодки «Тайфун» изначально планировалось переоборудовать с заменой пусковой установки Д-19 на усовершенствованную и новой ракетой СС-Н-28 «Барк». Головная часть этого класса ТК-208 Дмитрия Донского находилась в капитальном ремонте с 1992 с целью получения этих модификаций. Главком ВМФ Куроедов лично приказал вооружить подлодки новой ракетой «Барк», созданной Миасским КБ им. Макеева. Новая ракета была на 2 см толще, а пусковые установки Дмитрия Донского пришлось переделывать, что обошлось в 10 миллиардов рублей. СС-Н-28 «Барк» уже находился в стадии испытаний, когда ВМФ отказался от ракеты в пользу нового разработчика — Московского института теплотехники. Институт занимался ракетами «Тополь» наземного базирования и активно лоббировался министром обороны Сергеем Ивановым. На флоте решили переделать Дмитрия Донского под новую ракетную «Булава». Ракета разрабатывалась и, по самым оптимистичным прогнозам, будет запущена не ранее 2005-2007 годов. На «Булаву» уже потрачено 6,5 млрд рублей.

По состоянию на июнь 2000 г. ВМФ России утверждал, что в его составе имеется 26 стратегических атомных подводных лодок с 2272 ядерными боеголовками на 440 баллистических ракетах. Сообщается, что эти силы состоят из 5 подводных лодок класса «Тайфун», 7 подводных лодок класса «Дельта-IV» и 13 подводных лодок класса «Дельта-III» [что составляет всего 25, а не 26 подводных лодок]. Не все из этих подводных лодок в настоящее время находятся в мореходном состоянии. Согласно одному опубликованному отчету за 1999 г., в строю оставался только один «Тайфун» [вероятно, ТК-20], и по большинству оценок к началу 2000 г. в строю находилось не более трех лодок9.0016

В январе 2000 г. сообщалось, что три из шести российских подводных лодок класса «Тайфун» останутся в активной эксплуатации для испытаний новых стратегических ракет класса «Барк», что противоречит как планам программы «Совместное снижение угрозы», так и сообщениям о том, что ракеты класса «Барк» был отменен из-за ошибок в конструкции. Сообщается, что ВМФ России считает, что 12 стратегических атомных подводных лодок с баллистическими ракетами представляют собой минимально необходимую структуру сил. По сообщениям СМИ, секретным указом президента от 4 марта 2000 г. эта цель была установлена ​​на период до 2010 г.

В мае 2002 г. командующий Северным флотом заявил, что три из шести подводных лодок «Акула» подлежат утилизации, хотя две АПЛ «Акула» Северного флота России с 2001 г. находились в ремонте. В начале мая 2002 г. первая из двух модернизированных подводных лодок «Тайфун» был готов вновь войти в состав ВМФ России. В конце июня 2002 г. завершился визит Министра обороны Сергея Иванова на расположенные в Северодвинске предприятия ВПК по производству атомных подводных лодок. Министр обороны Иванов принял участие в пуске проекта 941 Тайфун (по классификации НАТО). Эта подводная лодка находилась в ремонте более 12 лет. Иванов также организовал консультации на Севмашпредприятии (там ремонтировали «Тайфун»).

Корабль «Дмитрий Донской» (ТК 208) был повторно спущен на воду в середине октября 2002 года с верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске после десятилетнего ремонта. Первый в этом классе, Дмитрий Донской может быть единственным, кто останется в строю. Он был снова введен в эксплуатацию в 2003 году в качестве испытательного стенда для новой ракеты «Булава». Неясно, когда, если вообще когда-либо, она будет развернута с новой ракетой, которая находится на очень ранних стадиях разработки. В июле 2003 г. сообщалось, что ядерные реакторы Дмитрий Донской был загружен в Северодвинске. Севмаш продолжал ремонт и модернизацию Дмитрия Донского . По сообщению отдела по связям с общественностью компании, загрузка ядерного топлива прошла успешно. По словам ответственного специалиста Евгения Слободяна. эта операция не проводилась на верфи более десяти лет.

В ноябре 2003 года сообщалось, что Севмаш завершил подготовку к стыковке АПЛ проекта 712 «Тайфун». Сообщается, что подлодка проекта 712 заменила подлодку проекта 711 «Дмитрий Донской», которая была оставлена ​​в доке для проведения ходовых испытаний. В январе 2004 года Севмаш начал демонтаж 9-й серии.41 подводная лодка «Акула» К-712, финансируемая США в рамках программы «Совместное снижение угрозы».

В январе 2003 года стало очевидно, что Россия не будет выводить из эксплуатации подводные лодки с баллистическими ракетами, особенно класса «Тайфун», так быстро, как планировалось ранее. В 2004 финансовом году продолжались работы по утилизации одной ПЛАРБ «Тайфун» на ПО «СевМаш». Еще одна ПЛАРБ «Тайфун» передана на утилизацию на ПО «СевМаш».

По состоянию на начало 2004 г. 9Сообщалось, что у 0459 Архангельск много технических проблем и нет ракет. «Дмитрий Донской» оставался «в ремонте» с 1991 года. В июле 2002 года сообщалось, что подлодка введена в строй, но на самом деле она все еще ждала новых ракет на стапеле. ТК-12 был выведен из эксплуатации в 1996 году, однако по состоянию на 2004 год все еще стоял у причала у Западной Лицы. Тем не менее, в 2001 году ТК-12 получил новое название Симбирск и спонсора город Ульяновск. К 2004 году три оставшихся проекта 941 подводная лодка («Акула»), приписанная к 19-й дивизии Северного флота, по-прежнему была вооружена ракетами Д-19. К 2004 году почти все эти ракеты были утилизированы пусками. На одной подводной лодке [ Северсталь ] осталось 10 ракет, половина полной загрузки, но в ближайшее время они будут запущены и уничтожены. Этот тип ракет больше не производится.

17 февраля 2004 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поднялся на борт ПЛАРБ проекта «Архангельск» проекта . Это был второй рейс Путина на подводной лодке. В апреле 2000 года тогдашний избранный президент Владимир Путин принял участие в учениях Северного флота в Баренцевом море. Архангельск прошел ремонт на ССЗ «Сев-Маш-Предприятие» в 2002 году, впоследствии его принял Северный флот. Подводная лодка была поставлена ​​в док, заводчане модернизировали ее системы и оборудование, ремонт длился 12 месяцев.

К началу 2000-х у ракет комплекса П-39 истек гарантийный срок — твердое ракетное топливо имеет свойство со временем разлагаться и приходит в негодность. Подводный крейсер ТК-17 Архангельск проекта 941 выполняла последнее боевое дежурство с октября 2004 г. по январь 2005 г. По состоянию на февраль 2008 г. 18-я дивизия подводных лодок, в состав которой ранее входили все ПЛ проекта 941, была сокращена. В состав дивизиона вошли ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», а также ТК-208 Дмитрия Донского, переоборудованный для целей испытаний. Последняя была капитально отремонтирована и модернизирована по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новой БРПЛ «Булава».

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941 (шифр «Акула») может быть выведен из состава ВМФ России не ранее, чем через пять лет. Об этом 14 января 2021 года ТАСС сообщил источник в силовых структурах на севере России. «На 2021 год запланированы учебно-боевые мероприятия с крейсером. Утилизация ракетоносца — вопрос не менее пяти лет», — сказал собеседник агентства.

Ранее глава Севмаша Михаил Будниченко сообщил в интервью заводскому журналу «Завод» о подписании в 2020 году контракта на строительство еще двух стратегических ракетоносцев проекта 9.55А (шифр — Борей-А), один из которых будет носить имя Дмитрия Донского. По словам источника ТАСС, цикл строительства таких лодок с момента закладки занимает 7-8 лет. До недавнего времени «Дмитрий Донской» считался самой большой подводной лодкой в ​​мире. Сейчас такова атомная подводная лодка специального назначения «Белгород», несущая ядерные суперторпеды «Посейдон», проходящая испытания.