Корветы серии 22160 — новый модульный проект

Российский флот давно нуждался в многофункциональных кораблях, способных эффективно действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.

22160 – принципиально новый проект модульной концепции. Часть вооружения, которая не меняется в течение всей службы, монтируется на стадии строительства. При этом резервируются специальные места, где можно дополнительно размещать самое разнообразное оборудование и вооружение в процессе эксплуатации корабля.

В зависимости от решаемых задач это могут быть – зенитно-ракетная система, противоминные комплексы, медицинские модули, водолазно-спасательные комплексы и многое другое.

Проект 22160 разработан в ПКБ «Северный» по заказу Высшего военно-морского командования. В итоге получился новейший патрульный корабль прибрежного действия, имеющий огромную дальность плавания и с высокой огневой мощью.

    • патрулирование и охрана территориальных вод;
    • борьба с контрабандой;
    • борьба с браконьерством, незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
    • пресечение пиратской деятельности;
    • поиск, оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах;
    • экологический мониторинг окружающей среды;
    • охрана, сопровождение судов во время морского перехода;
    • охрана портов, военно-морских баз.

Корабли проекта 22160 имеют стандартное водоизмещение 1300 тонн (1800 полное). Размеры: 94 метра в длину и 14 в ширину. Доведенная до совершенства технология «Стелс» делает корабль малозаметным для радаров противника.

Верхняя палуба с палубными пространствами защищены множеством слоев радиопоглощающих покрытий из композиционных материалов с низкой отражающей способностью.

Носовая артиллерийская установка – башня угловатой формы с минимальной площадью отражающей поверхности. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, надстройка — компактная угловатой формы.

В кормовой части имеется отсек, в котором можно разместить два сорокафутовых контейнера с дополнительным оборудованием. Здесь же размещен ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытой двери ангар заполняется водой и катер-броневик за 30 секунд может выйти из корабля, сразу вступить в бой и зайти обратно своим ходом. ДШЛ развивает скорость до 80 км/час, способна догнать большинство пиратских катеров и обеспечить штурм захваченного судна.

Позади надстройки — ангар для 12-тонного вертолета.

Патрульная скорость корабля – 16 узлов, максимальная – 30 узлов, дальность хода – 6000 миль, автономность – 60 дней. Мощность силовой установки – 12000 л.с. Экипаж корабля – 80 человек, к услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал, библиотека.

Корветы оснащены тремя современными гидроакустическими и радиолокационными комплексами различного назначения.

Головной корабль проекта – «Василий Быков» и первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» были заложены на Зеленодольской верфи, уже вошли в состав Черноморского флота. Второй и третий корветы серии — «Павел Державин» и «Сергей Котов» — строятся на Керченском ССЗ «Залив». «Виктор Великий» и «Николай Сипягин» строятся на Зеленодольском ССЗ.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» в море

?
Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» в море
bmpd
March 26th, 2018

Появившаяся фотография первого выхода в море завершенного строительством головного патрульного корабля проекта 22160 «Василий Быков». Снимок сделан 25 марта 2018 года на подходах к Новороссийску во время перехода

«Василия Быкова» с ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи, где корабль проходил достройку и дооборудование, в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний.

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» во время перехода с ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи в Новороссийск для последующего проведения испытаний. 25.03.2018 (с) Игорь Александров (via forums.airbase.ru )

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года)

, «Павел Державин» (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), «Сергей Котов» (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года),  «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин» (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей «Павел Державин» и «Сергей Котов» осуществляется на стапеле на заводе «Залив» в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

По имеющейся информации, строительство серии кораблей проекта 22160 затянулось в том числе ввиду необходимости импортозамещения главной энергетической установки кораблей. Изначально энергетическая установка должна была комплектоваться германскими дизель-редукторными агрегатами MAN, однако до введения санкций Европейского Союза эти агрегаты были поставлены только для головного корабля

«Василий Быков», что вынудило перепроектировать пять серийных кораблей под установку дизель-редукторных агрегатов производства АО «Коломенский завод».


Tags: Россия, патрульные корабли, проект 22160, судостроение, флот

Patrol Ship Vasily Bykov — Project 22160

     
 

All Ships

 
 
 
         
   
Патруль Корабль Василий Быков
пр. 22160

Суда спроектированы российской судостроительной фирмой ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро». Суда в первую очередь предназначены для таких задач, как патрулирование, наблюдение и охрана. в исключительной экономической зоне и территориальных водах России в открытом и закрытом моря. Его также можно использовать для защиты судов в пути, акваторий. а также военно-морские базы от нападения противника в военное время. Другие миссии сторожевой корабль поисково-спасательный, помощь пострадавшим при стихийных бедствиях, экологический мониторинг и борьба с контрабандой и пиратством.

Патрульный пр.22160 Корабли имеют длину 91 метр и водоизмещение около 1950 тонн. и способны развивать скорость около 22,5 узлов. Корабль имеет крейсерский режим дальность 6000 морских миль при патрульной скорости и автономность 60 дней.

Корабли оснащены корабельной пушкой АК-176МА-01 и переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла». На настиле мостика установлены два крупнокалиберных пулемета калибра 14,5 мм. Корабли также оснащен телескопическим ангаром и вертолетной площадкой с возможностью взлета и посадка 12-тонного спасательного вертолета типа Ка-27ПС. Опционально предлагается с одним комплексным ракетным комплексом Club-N, а также одним ЗРК «Штиль-1» с двумя 3С9Модульные пусковые установки 0E.1.

Сторожевой корабль «Василий Быков» заложен на 26 февраля 2014 г. на ССЗ им. А.М.Горького, г. Зеленодольск (завод №161), спущен на воду в августе 2017 г., введен в эксплуатацию 20 декабря 2018 г. и назначен на Черноморский флот.

Сейчас в эксплуатации.

9000 4,5 9,50008
Технические характеристики
Водоизмещение (тонны):
Стандарт:
Полная загрузка: 1965
Размеры (M):
Длина: 91,3
BEAM: 4,5
DRAFT:
.
(узлы):
22,5
Диапазон: 6000 NMI
Автономность (дней): 60
Силовая установка: 2×6000 л.с. 16Д49 дизели, 4 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ по 100 кВт, 2 фиксированного шага пропеллеры
Вооружение: 1 Вертолет Ка-27ПС в/ч
1 скоростной десантный катер — пр.02800
9К338 «Игла-С» ЗРК (8 ЗУР 9М342)
1х1 76 мм АК-176МА-01 МР123-02/3 Багира огневая СУ
2х1 14,5 мм МТПУ-1 Жало
1х10 55 мм гранатомет ДП-65 (гранаты РГ-55М, ГРС-55)
2х2 45 мм гранатомета ДП-64 (СГ-45, ФГ-45 гранаты)
Электроника: Система радиоэлектронного противодействия (РЭП) ТК-25Э, противодиверсионный гидролокатор «Паллада»
PK-10 Smely Electronic Counter Measures (ECM) system (KL-121 launcher)
Complement: 32+8

 

 
             

Любопытный случай российского военного корабля, который якобы вернулся из мертвых0002

Другим примером тумана войны и мифов, возникших вокруг конфликта на Украине, сегодня в сети стали видео и фотографии, на которых видно, как патрульный корабль ВМФ России проекта 22160

Василий Быков заходит в порт Севастополя Крымский полуостров без видимых повреждений. Сообщается, что украинские военные серьезно повредили, если не потопили это судно в Черном море более недели назад с помощью неуправляемых артиллерийских ракет, выпущенных с берега. Видео якобы 902:30 Василий Быков , горящий после предполагаемой атаки, может на самом деле показать коммерческое судно, которое было серьезно повреждено сбившейся с пути российской ракетой в начале конфликта и которое продолжает гореть в Черном море почти три недели спустя.

«Василий Быков» был первым сторожевым кораблем проекта 22160, принятым на вооружение в 2018 году. В настоящее время ВМФ России имеет на действительной службе три таких корабля, все они приписаны к Черноморскому флоту, куда Россия передислоцировала Крым после захвата его у Украины в 2014 году. Четвертый корабль проекта 22160 по состоянию на октябрь 2021 года проходит ходовые испытания, еще два находятся в стадии строительства.

На сегодняшний день корабли проекта 22160, о конструкции которых можно прочитать здесь, являются одними из самых современных боевых кораблей ВМФ России. Уничтожение одного из них означало бы значительную потерю для России, и неудивительно, что украинские власти поспешили заявить, что они вывезли Василий Быков .

Кроме того, Василий Быков участвовал в нападении российских военных на украинский остров Змеиный или остров Змеиный в западной части Черного моря. Украинские защитники приобрели там почти легендарный статус после того, как появилась аудиозапись их отказа от требования сдаться и ответа вместо этого ставшей культовой фразой «Российский военный корабль, иди на хуй!» Первоначально предполагалось, что 13 украинских пограничников, дислоцированных на Змеином острове, были убиты в результате последовавшего нападения, хотя позже выяснилось, что это не так, и президент Украины Владимир Зеленский быстро объявил, что прославит их как Героев Украины. Таким образом, потопление или даже серьезное повреждение этого корабля имело бы явную дополнительную пропагандистскую ценность как прямой акт мести.

Тем не менее, с самого начала были вопросы о вероятности того, что береговые неуправляемые артиллерийские реактивные системы малой дальности смогут поразить относительно небольшую цель, по крайней мере, по корабельным меркам, плавающую в Черном море. В последующих сообщениях говорилось, что украинские вооруженные силы добились этого, используя небольшие патрульные катера, чтобы заманить российский корабль к берегу, пока он не оказался в пределах досягаемости. Видеозапись, показывающая горящее судно, сопровождала заявления как доказательство того, что атака, по крайней мере, успешно повредила Василий Быков .

Существует вероятность того, что ВМФ России мог перекрасить один из двух других сторожевых кораблей проекта 22160, либо Дмитрий Рогачев , либо Павел Державин , чтобы скрыть потерю Василий Быков . Однако сравнение изображений корабля сегодня и до 7 марта показывает, что это не так.

Украинские силы могли принять Василия Быкова за Дмитрия Рогачева или Павел Державин. Снимок Дмитрий Рогачев в порту Севастополя рядом с украинским поисково-спасательным кораблем Сапфир , который был захвачен во время операции на Змеином острове, появился в сети 11 марта, но он мог быть сделан несколькими днями ранее. Павел Державин , судя по всему, в последний раз видели в Азовском море, к северу от Черного моря, примерно 20 февраля, до начала вторжения Кремля в Украину.

Нет никаких указаний на то, что видео горящего корабля в открытом море, связанное с заявленным нападением на Василий Быков , было сфабриковано. На самом деле, кажется более вероятным, что видео по своей сути является законным, хотя на нем может быть видно еще одно горящее судно.

25 февраля, на следующий день после начала вторжения России в Украину, танкер-химовоз MV Millennial Spirit

под молдавским флагом, как сообщается, был сбит российской ракетой в западной части Черного моря примерно в 18 милях к юго-востоку от украинского портовый город Одесса. Сообщается, что в результате этого инцидента два члена экипажа корабля из 12 человек, все из которых были гражданами России, получили серьезные ранения. Впоследствии появилась видеозапись, показанная ниже, на которой видно, как корабль горит и испускает такой же густой черный дым, как и на видео, предположительно поврежденных 9.0230 Василий Быков .

Через несколько дней после заявлений украинских военных появились предположения, что это могла быть ошибка в идентификации.

Эта потенциальная возможность еще больше подкрепляется тем фактом, что, хотя не сразу ясно, что было в танках Millennial Spirit , когда он был поражен, что бы это ни было, оно с тех пор оставило корабль горящим. Положение того, что осталось от судна, было точно установлено на основе данных, которые его автоматическая идентификационная система (АИС) продолжала отправлять в течение нескольких дней после удара.