Содержание

325 лет испытаний и побед – история российского флота

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

325 лет испытаний и побед – история российского флота

Изобретения и прорывы, победы и поражения – за свою более чем 300-летнюю историю российский флот успел пережить немало ярких запоминающихся событий. Днем рождения российского морского флота считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть».

Какой корабль был первым в России, когда появился морской флаг и кто придумал подводную лодку, читайте в инфографике РИА Новости.

«Фредерик» считается первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа, который построили в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.

В первом же плавании в Персию через Каспийское море в 1636 году «Фредерик» попал в мощный шторм и был посажен на мель.

Судно «Орел» было построено по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Этот указ стал фактически первым госзаказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.

В 1669 году «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

В 1670 году корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги.

В подмосковном селе Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу – царю Алексею Михайловичу. Его отремонтировали, а затем спустили на воду – сначала в Яузу, потом перевезли на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Именно здесь Петром была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота.

Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

В 1693 году Петр I отправился в Архангельск – единственный в то время российский порт. Здесь он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками.

В этом городе Петр I устроил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней был заложен фрегат «Апостол Павел».

После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр I развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов.

Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.

К 1696 году в России уже был свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Благодаря этому в ходе второй осады удалось взять крепость Азов. Царь Петр I лично вел суда на галере «Принципиум». Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.

20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». В России утвердили, по сути, первую программу судостроения.

В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито – под именем Петра Михайлова. Во время этой поездки он лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Для строительства российского флота были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты.

Центральным органом управления флотом стал воинский морской приказ, который возглавил адмирал Федор Головин. В 1700 году он был переименован в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м – в Адмиралтейский, который ведал строительством, вооружением и снабжением флота. В 1712 году он был преобразован в хозяйственный орган – Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.

1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России.

Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом. Такой крест символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России, и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.

14 (25) января 1701 года Петр I открыл в Москве школу математических и навигацких наук, которая стала первым в России военно-морским учебным заведением.

Состоялась на верфи на реке Сясь. Корабли требовались для боевых целей начавшейся Северной войны.

По замыслу Петра I город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота.

Также в этот год построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт».

До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, – знаменитая «Полтава».

Адмиралтейские верфи существуют и сейчас. Это одно из старейших и ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.

Воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морском флоте введено Петром. Он установил 4 адмиральских чина: генерал‑адмирал, адмирал, вице‑адмирал, контр‑адмирал. Генерал-адмирал считался высшим чином на флоте, по «Табели о рангах» приравнивался к генерал-фельдмаршалу.

26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (ныне полуостров Ханко в Финляндии) в рамках Северной войны произошло сражение между русским и шведским флотами.

Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.

В Санкт-Петербурге основана Морская академия (Академия морской гвардии). Новое учебное заведение организовано из воспитанников Московской школы математических и навигацких наук, однако учеников в нее набирали также из других городов. Морская академия, в отличие от навигацкой школы, была военным учебным заведением.

«Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» составил и издал лично Петр I. Он был утвержден в качестве закона 13 (24) января 1720 года, но издан только в апреле 1720 года.

27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец безраздельному влиянию Швеции на Балтийском море.

Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.

По указу Петра I в Астрахани основана верфь для строительства судов Каспийской военной флотилии.

Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат – прообраз подводных лодок. Судно было построено из дерева в форме бочки.

25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен.

Эта победа предопределила поражение Османской империи в войне.

В июне 1783 года в Ахтиарской бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова заложен Севастополь – южный форпост России и база Черноморского флота.

В один день с основанием города на западном берегу Южной бухты была заложена кузница для ремонта пришедших в город российских кораблей, первого корпуса Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.

Морское сражение у мыса Тендра в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России.

Эта победа привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.

Первая русская кругосветка была предпринята в 1803‑1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

На чугунно-меднолитейном заводе Карла Берда в Санкт-Петербурге сооружен первый в России пароход «Елизавета», получивший в истории название как пароход Берда.

3 ноября 1815 г. состоялся первый регулярный рейс парохода из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно с 13 пассажирами на борту.

Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского, стал кормовым флагом, которым награждался корабль, чей флотский экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флота.

16 (28) января 1820 года шлюпки «Восток» и «Мирный», на которых кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева отправилась к Южному полюсу, достигли Антарктиды.

Первая в мире цельнометаллическая подводная лодка по проекту инженера Карла Шильдера была построена на Пролетарском заводе в Санкт-Петербурге. Она приводилась в движение матросами-гребцами. С этой подлодки был впервые осуществлен успешный подводный запуск ракет.

В июле 1849 года открыт завод «Красное Сормово» – одно из старейших судостроительных предприятий России. Он вошел в историю как один из главных арсеналов страны – здесь строились не только военные корабли, но и бронепоезда, а в 1920 году появился первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».

18 (30) ноября 1853 года Черноморский флот под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова разгромил турецкую эскадру в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Это была последняя крупная битва с участием парусных кораблей и первое масштабное сражение с участием пароходов.

Оборонительное сражение российских армии и флота с войсками коалиции, в которую входили Великобритания, Франция, Османская империя и Сардинское королевство, длилось 349 дней. В ходе боев были затоплены корабли Черноморского флота, чтобы перекрыть противнику вход в бухту Севастополя.

18 (30) марта 1856 года на Парижском конгрессе подписан мирный договор, по которому в результате поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов ей было запрещено иметь на Черном море военные флоты, арсеналы и крепости.

Петербургский купец и судовладелец М.О. Бритнев создал первый в мире ледокол современного типа. Именно ему принадлежит идея давить лед тяжестью корпуса судна, а не пытаться тем или иным способ его «разрезать», как это предлагалось до него.

Петербургский фотограф Иван Александровский создал проект подлодки с пневматическим двигателем. Ее первым командиром был назначен лейтенант Павел Павлович Крузенштерн – внук известного русского мореплавателя.

1 (13) марта 1971 года в Лондоне подписан международный «Договор об изменении некоторых статей Парижского трактата 1856 года». По нему Россия вновь получила право иметь флот на Черном море, которое она утратила после поражения в Крымской войне.

Спущен на воду первый в мире брустверно-башенный броненосец «Петр Великий». Являлся одним из сильнейших броненосцев своего времени.

Разработал инженер И.Г. Бубнов. Ее проектирование началось в 1901 году, а построена она была на Балтийском заводе в 1903‑1904 годах.

В 1904 году вошла в состав Балтийского флота, получив название «Дельфин». Использовалась в Русско-японской войне.

В ходе русско-японской войны в героическом бою с японской эскадрой погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». При взрыве броненосца «Петропавловск» погиб вице-адмирал С.О. Макаров.

14 (27) мая – 15 (28) мая в районе острова Цусима состоялось морское сражение русского и японского флотов, в ходе которого русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Цусима стала одной из самых трагических страниц в истории российского флота и одновременно служит символом мужества и величия русских моряков.

6 (19) марта 1906 года император Николай II издал указ о создании подводных сил в составе Балтийского флота. Этот день стал праздником моряков-подводников, который получил официальный статус 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.

6 августа (1 сентября) 1910 года по указу Николая II начала работать Опытная авиационная станция – первая официально сформированная авиационная воинская часть на Балтийском флоте.

День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою четырех самолетов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолетами над Балтийским морем в 1916 году.

31 августа 1919 года была одержана первая победа подводных сил Советской республики. В этот день подводная лодка «Пантера» Балтийского флота потопила английский эсминец «Виктория».

СССР начал строительство атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания. Первой была подлодка К-3 «Ленинский комсомол», построенная на Северодвинском судостроительном заводе №402 (нынешнем «Севмаше»). Судно спустили на воду 9 августа 1957 года.

В СССР на Адмиралтейских верфях построили первый в мире атомный ледокол «Ленин» для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в Северном Ледовитом океане.

Ледокол «Ленин» в 1989 году вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.

17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса.

Первое групповое кругосветное путешествие подлодок совершили советские субмарины К-116 и К-133 под командованием контр‑адмирала А. И. Сорокина. Они преодолели в подводном положении около 21 тыс. морских миль.

Первый советский авиационный крейсер «Киев» (головной корабль проекта 1143) был спущен на воду в конце 1972 года и вступил в строй в середине 1975 года.

17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Он стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать.

Основным военно-морским флагом российского флота признан исторический российский Андреевский флаг (белое полотнище с двумя диагональными полосами голубого цвета).

В Северодвинске на судостроительном заводе «Севмаш» заложена первая в нашей стране и в мире атомная стратегическая подводная лодка четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (головной корабль проекта 955 «Борей»).

«Арктика» – универсальный атомный ледокол нового поколения, головное судно проекта 22220. Построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Атомоходы этой серии – самые большие и мощные в мире.

Президент РФ В.В. Путин подписал указ о проведении 30 июля 2017 года в День ВМФ главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. В новейшей истории России такой парад прошел впервые.

Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» создана на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и предназначена для бесперебойного обеспечения энергией населенных пунктов. Она станет одним из ключевых элементов развития Северного морского пути.

Российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь» совершил погружение на 10 028 метров и доставил на дно Марианской впадины вымпел с символикой 75-летия Победы.

«Виктор Черномырдин» – самый мощный дизель-электрический ледокол в мире, построенный совместно специалистами Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Будет обеспечивать ледовую проводку судов в арктической зоне и на Балтике.

11:41 23.02.2021 (обновлено: 15:18 23.02.2021)

и корабли, и буера – как Пётр I создавал флот

В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-Морского Флота России. Хотя у праздника нет сейчас конкретной даты, но когда-то, во времена правления Петра I, это было 27 июля. Император установил традицию чествовать военных моряков именно в этот день в память о крупных победах русского флота — в 1714 году у мыса Гангут и в 1720 году около острова Гренгам. В этот день на кораблях поднимались флаги, гремел салют и проводился морской парад.

Правда, после смерти Петра пышное празднование прервалось более чем на век и возобновилось только в 1853 году. Потом опять был перерыв, с 1917 по 1939 год. Но потом традиция так или иначе поддерживалась. А с 2017 года Главный военно-морской парад проводится в Санкт-Петербурге уже официально — в акватории Невы и Финского залива. Как это было при Петре Великом.

Шестой выпуск спецпроекта Petro Primo посвящен одному из важнейших деяний Петра Великого — созданию регулярного Военно-морского флота России. Датой рождения флота принято считать 20 октября 1696 года, когда такое решение приняла Боярская дума, обсудив рапорт молодого царя Петра о втором Азовском походе против Османской империи. Первые корабли были построены на верфях Воронежского адмиралтейства. 1 декабря 1699 года Пётр объявил флаг с Андреевским крестом официальным флагом российского флота. (По христианскому преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на косом кресте в греческом городе Патры. Считается, что святой посещал будущие земли Руси).

То мореплаватель, то плотник, — писал Александр Пушкин о Петре I, отмечая главное: родившийся в «сухопутной» Москве царь любил корабли настолько, что готов был сам их строить. В 16 лет Пётр обнаружил в одном из помещений в усадьбе Измайлово маленькое морское судно. Это был английский бот, купленный родственником царя боярином Никитой Романовым для речных прогулок. Хотя на Руси к тому времени тоже умели строить корабли, но английское судно превосходило их технически. Юный царь захотел научиться им управлять. Кораблик достали из амбара, отремонтировали и спустили на воду. Пётр водил его по реке Яузе и мечтал о больших походах.

Свой первый корабль император ценил и берёг всю жизнь. В 1723 году, во вторую годовщину заключения мирного договора между Россией и Швецией (Ништадского мира), ботик Петра «Святой Николай» перевезли из Москвы в Санкт-Петербург. 11 августа, стоя на борту своего старого друга, Пётр принимал парад кораблей у острова Котлин, на Кронштадтском рейде.

Тот самый бот можно увидеть и сегодня в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Заключению Ништадского мира предшествовала почти 20-летняя война со Швецией, которая стала катализатором создания Балтийского флота. России жизненно важен был выход к морю, который она то завоевывала, то теряла в результате подписания вынужденных мирных договоров. В 1702 году началось строительство галерного флота на верфях рек Сясь, Луга и Свирь. На Свирской (Олонецкой) верфи были заложены и спущены на воду первые 11 фрегатов, в том числе «Штандарт», на котором Пётр I командовал переходом эскадры через Ладогу в Санкт-Петербург. Долгий поход, да еще и в шторм, убедил царя, что строить корабли лучше в непосредственной близости к морю, например, в только что основанном городе Санкт-Петербурге. И в 1704 году Пётр заложил в будущей столице Адмиралтейские верфи.

Всего корабли строились на 24 верфях — в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. В 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины. В те времена во флоте служили всю жизнь — и офицеры, и рекруты.

Но помимо создания регулярного военно-морского флота, Пётр всячески способствовал развитию всех видов судоходства — морского, речного и даже ледового. Тем более что мостов в ту пору в Петербурге еще не существовало, а переезжать с берега на берег как-то надо было. Так, в 1718 году появился Потомственный Невский флот — предвестник будущих яхт-клубов, причем не только в России, но и в мире. Суда для Невской флотилии строили на Партикулярной верфи, предназначенной для гражданского судостроения. Лето в Петербурге короткое, а зимы в ту пору были суровые, Нева вместе с Финским заливом покрывались льдом. Но Пётр не собирался отказываться от привычки ходить под парусом в любую погоду. Так в России появились буера. Пётр увидел этот вид транспорта в любимой Голландии и, конечно, перенес его на российскую почву (лёд).

Поначалу буер по-русски представлял собой ботик или маломерное судно, поставленное на полозья, а потом Пётр наладил производство буеров на Партикулярной верфи. Специально для ледовых покатушек на Неве каждый день расчищали от снега дорогу, по которой, при попутном ветре, можно было доскользить даже в Петергоф. Царь вместе с флотскими офицерами упражнялся в маневрировании (пригодится летом на воде), а знатные господа просто развлекались. Известно, что Пётр пытался приспособить буера для перевозки почты между Петербургом и Котлином. Изобретательный ум был у нашего императора. В наши дни ему бы точно понравились многофункциональные беспилотные катера, которые строят молодые инженеры Центра технологических проектов Политеха.

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью. Текст: Екатерина Ефимова

Модернизация ВМФ России – Дипломат

Ярлык

19 августа 2022 г.
Новая военно-морская доктрина России: «поворот к Азии»?
Даниил Раков

Новая морская доктрина России придает все большее значение Тихому океану и Арктике.

14 августа 2019 г.
Новый российский фрегат-невидимка
«Адмирал Горшков» -го класса проходит заключительные заводские испытания
Автор Franz-Stefan Gady

На этой неделе второй ракетный фрегат проекта 22350 проходит завершающий этап судостроительных испытаний.

24 апреля 2019 г.
Россия закладывает 2 проекта 22350
Адмирал Горшков Фрегаты-невидимки класса
Франц-Стефан Гади

Два новых боевых корабля были официально заложены на верфи Севмаш2 на севере России3 апреля.

01 августа 2018 г.
ВМФ России ввел в строй новый фрегат-невидимку
Франц-Стефан Гади

28 июля ВМФ России принял на вооружение свой первый ракетный фрегат проекта 22350. Авианосец пройдет 7-месячные испытания после капитального ремонта

Франц-Стефан Гади

Высокопоставленный российский чиновник также недавно заявил, что основное внимание при ремонте российского авианосца будет уделяться его двигателям, силовой установке и электронике.

18 июля 2018 г.
ВМФ России получит новый фрегат-невидимку в этом месяце
Франц-Стефан Гади

ВМФ России получит первый фрегат проекта 22350 28 июля.

09 июля , 2018
Программа фрегатов-невидимок ВМФ России снова откладывается
Франц-Стефан Гади

Ожидаемую поставку второго фрегата проекта 22350 пришлось отложить на восемь месяцев.

03 мая 2018 г.
Единственный авианосец России будет оснащен новой усовершенствованной системой ПВО
Франц-Стефан Гади

Флагман ВМФ России получит новую усовершенствованную систему ПВО малой и средней дальности.

02 апреля 2018 г.
Модернизация единственного в России авианосца все еще затягивается
Франц-Стефан Гади

Ожидается, что контракт на переоборудование и модернизацию авианосца будет заключен до конца месяца.

07.02.2018
ТОФ России к 2021 году модернизирует 4 АПЛ сверхзвуковыми крылатыми ракетами
Франц-Стефан Гади

Ожидается, что к 2021 году четыре АПЛ будут оснащены новыми системами вооружения. 15 ноября 2017 г.

Новейший российский фрегат-невидимка выйдет на ходовые испытания в 2018 году
Франц-Стефан Гади

Ожидается, что новый боевой корабль будет передан ВМФ России в следующем году.

17 октября 2017 г.
ВМФ России получит 10 модернизированных вертолетов Sub-Killer в год
Франц-Стефан Гади

Ожидается, что в ближайшие годы ВМФ России получит более 40 модернизированных противолодочных вертолетов.

Комиссий ВМФ России Подводная лодка с баллистическими ракетами, 2 надводных корабля

Подводная лодка класса «Борей-А» «Генералиссимус Суворов». Фото ТАСС.0013

В дополнение к трем новым кораблям — ПЛ проекта 955А «Борей-А» «Генералиссимус Суворов », МКМ проекта 12700 «Александрит» «Анатолий Шлемов» , «Град» проекта 21631 «Буян-М», в/ч — вторая ПЛ из цеха Севмаша в тот же день. В мероприятии в режиме видеосвязи приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу.

Стратегическая атомная подводная лодка К-553 «Генералиссимус Суворов» проекта 9Ожидается, что наибольшее влияние на флот окажет 55А «Борей-А», приписанная к 25-й дивизии подводных лодок, базирующейся в Вилючинске. Она присоединится к трем другим подводным лодкам класса «Борей» Тихоокеанского флота.

Генералиссимус Суворов — шестой «бумер» проекта 955 Борей в целом и третий вариант Борей-А. Первые три подлодки использовали секции корпуса недостроенных подводных лодок проекта 971 «Щука-Б». Однако версия проекта 955А уже гидродинамически оптимизирована.

Подготовка подводной лодки к эксплуатации заняла около восьми лет.

Киль Suvorov был заложен 26 декабря 2014 года на верфи Севмаш в Северодвинске, север России.

20 июля 2022 года Суворов приступил к заводским ходовым испытаниям. 3 ноября подводная лодка произвела пуск баллистической ракеты 3М30 «Булава» из подводного положения в Белом море в рамках государственных испытаний, которая сбросилась на полигон Кура на Камчатке.

21 декабря Суворов передан ВМФ России. Через восемь дней он вошел в строй в Северодвинске и начал службу на Тихоокеанском флоте. В этом году подлодку перебросят на Дальний Восток по Северному пути.

В этот же день на Севмаше состоялась торжественная выкатка очередной подводной лодки класса Император Александр III . Строительство лодки началось 18 декабря 2015 года, а сдать «бумер» россияне планируют уже в этом году.

АПЛ класса «Борей А» имеют длину 170 метров, водоизмещение в подводном положении около 24 000 тонн, основное вооружение состоит из 16 БРПЛ 3М30 системы Р-30 «Булава». Это первые российские атомные подводные лодки, оснащенные водометом. Еще три «Борей-А» находятся в стадии строительства, еще два заказаны. Эти подводные лодки составят основной класс российских подводных лодок, заменив последнюю единицу проекта 667БДР «Кальмар» (К-44 «Рязань») и пять единиц проекта 667БДРМ «Дельфин».

МСМ для Тихого океана

Тральщик проекта 12700 «Анатолий Шлемов» спущен на воду на Средне-Невском судостроительном заводе 26 ноября 2021 года. Фото ТАСС

29 декабря вошел в состав 114-й бригады кораблей водной обороны Тихоокеанского флота. Это самые большие в мире корабли из стеклопластика — водоизмещением 890 тонн. Формовка корпуса началась 12 июля 2019 г., спуск на воду — 26 ноября 2021 г. В июле начался четырехмесячный рейс «Анатолий Шлемов» на буксире по Северному морскому пути от Балтики до Тихого океана.

MCMV типа «Александрит» стали жертвой санкций, введенных в отношении России Европейским Союзом после аннексии Крыма в 2014 году. Первый корабль был оснащен французскими системами ПБУ. Группа ECA поставила две беспилотные системы обзора и идентификации, в том числе USV Inspector Mk2, оснащенный интерферометрическим гидролокатором бокового обзора, и ROV Seascan. В настоящее время русские используют системы собственного производства, в том числе ROV и акустико-магнитные тралы.

Ведется строительство еще трех кораблей класса «Александрит». В настоящее время корабли этого класса несут службу на Балтике, Черном море и Тихом океане, дополнительные корабли направляются на Северный флот.

Подробнее Ракеты «Калибр» в Балтийском море

Корвет проекта 21631 «Буян-М» Град

10-й корвет проекта 21631 «Буян-М» Балтийского флота, в/ч Град , введен в строй 29 декабря. Крылатый штурмовик «Калибр-НК», а также сверхзвуковая противокорабельная ракета 3М55 «Оникс». Четыре корвета типа «Буян-М», входящие в состав Черноморского флота, в настоящее время развернуты для пуска ракет 3М14 «Калибр» по критически важной инфраструктуре Украины.

Зеленодольский судостроительный завод, базирующийся в Зеленодольске, Татарстан, строит еще два Буяна-М, которые, скорее всего, станут последними для России.

Производительность низкая из-за проблем с двигательной установкой. Малый Град строился более пяти лет.

Санкции Европейского Союза также привели к задержке. На первых кораблях установлены двигатели Rolls-Royce MTU и коробки передач ZF Friedrichshafen. После того, как их поставки были остановлены из-за санкций, верфь начала устанавливать китайские двигатели Henan Diesel Engine, но они оказались ненадежными и неустойчивыми.