Принуждение к миру / Вооружения / Независимая газета

Тэги: мины, охм72, мон50, мон100, пфм1, берлинская стена, заграждения, полисарио, израиль, сирия

Мины до сих пор остаются одним из наиболее активно применяемых видов вооружений. Фото с сайта www.mil.ru

13 августа 1961 года власти ГДР отделили свою столицу, Восточный Берлин, от западных секторов. Цель – пресечение спекуляции, бегства уголовников и т.д. Однако на самом деле цели были иные. Главной бедой ГДР был отъезд на Запад высококвалифицированных специалистов, получивших бесплатное образование. Меньшим злом –  приезд пенсионеров из ФРГ. Благо и пенсии, и социальные льготы в ГДР были куда выше. После возведения стены граждане ГДР могли проходить в Западный Берлин лишь по специальным пропускам. Пенсионеров пускали и так – все равно не сбегут.

Берлинская стена стала главным брендом антисоветской пропаганды. Каждая восходящая звезда западного политического Олимпа обязательно приезжала на тусовку к стене и толкала пламенные речи под объективами сотен телекамер. Вилли Брандт – «позорная стена», Джон Кеннеди – «свидетельство собственной несостоятельности».

СТЕНЫ И МИНЫ

И вот рухнули и ГДР, и стена. 9 ноября 1989 года было объявлено «праздником всех немцев и величайшим событием ХХ века». Увы, после разрушения Берлинской стены «стены» начали плодиться по всему миру в геометрической прогрессии. И сейчас их свыше полусотни, причем большинство защищены поясом противопехотных минных заграждений. И это притом, что 3 декабря 1997 года в Оттаве (Канада) был подписан договор о запрете применения противопехотных мин, прекращении их производства, уничтожении запасов в четырехлетний срок и разминировании минных заграждений в десятилетний срок.

К 14 декабря 2017 года 163 государства подписали Оттавский договор. Из них 64 страны никогда не имели мин на вооружении – так почему бы и не подписать! Но кто же не подписал Оттавскую конвенцию? Россия не подписала, а главное, не подписали США, Китай, Индия, Саудовская Аравия, Ирак, Сирия, Ливия, Иран, Египет, Израиль и другие страны.

Примечательно и то, что реально делали с минами страны-подписанты. Возьмем, к примеру, Украину, которая 27 декабря 2005 года ратифицировала Оттавский договор. По данным украинского Министерства обороны, к началу 2011 года запасы Вооруженных сил Украины составляли 6 млн противопехотных мин ПФМ-1 и ПМФ-1С. С марта 2013-го по 12 ноября 2016 года на Украине уничтожено 975 тыс. мин. Ликвидация мин производилась на Павлоградском химическом заводе в Днепропетровской области. Уничтожение одной мины на заводе обходилось в 2 евро. Причем 90% денег на уничтожение мин выделял Евросоюз. На 1 ноября 2016 года ЕС выделил Украине 1,8 млн евро. Генеральный директор Павлоградского завода Леонид Шиман заявил: «Следующий, второй миллион противопехотных мин мы сможем утилизировать к 2018 году».

Впрочем, о том, что делается на Украине с минами на самом деле, рассказал еще 20 августа 2015 года начальник инженерной службы внутренних войск подполковник Вадим Яцуляк, прибывший в Россию 21 апреля 2015 года. Так, он сообщил, что уже в конце апреля 2014 года ему «были отданы бесчеловечные противозаконные указания о применении противопехотных мин». Вскоре после начала так называемой антитеррористической операции Яцуляку было велено получить со склада Министерства обороны мины ОЗМ-72, МОН-50 и МОН-100 и использовать их затем с той целью, для которой они собственно и создавались.

Итак, НАТО платит, а Киев «ликвидирует» запасы противопехотных мин, устанавливая их в Донецкой и Луганской областях и даже на побережье Азовского моря, в районе Мариуполя и Бердянска.

АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ

Понятно, что минирование своих границ придумали не в СССР или ГДР.

В 1954–1962 годах Франция вела колониальную войну в Алжире. Причем алжирские националисты без помощи извне не продержались бы и полгода. СССР, Египет и ряд других стран посылали в Алжир оружие, транспортные средства, боеприпасы, продовольствие и т.д. Небольшой ручеек тек через Средиземное море, поскольку французский флот блокировал побережье Алжира, а основной поток иностранной помощи шел в Алжир через 700-километровую границу с Тунисом и 1000-километровую с Марокко.

Возможности перекрыть огромные участки границы пограничными патрулями или даже армейскими частями у французов не было, посему они вспомнили о колючей проволоке и противопехотных минах. И уже в 1959 году граница с Марокко на всех наиболее важных участках была перекрыта минными полями, системой постов и проволочными заграждениями (560 км, в том числе 430 км электрифицированных). Вдоль границы с Тунисом протянулись 1500 км электрифицированных проволочных заграждений, усиленных сплошными минными полями.

По оценкам некоторых очевидцев, французские саперные батальоны на границе Алжира с Марокко и Тунисом оборудовали полосу заграждений, состоящих из многих рядов заминированной колючей проволоки, часть которой находилась под напряжением в 6 тыс. вольт. На каждом километре в полосе от 3—5 км до 10 км в земле находилось до 20 тыс. мин всевозможной конструкции: «выпрыгивающие» мины, осветительные, «глубинные», фугасные, осколочные противодесантные натяжного и нажимного действия – французские АРМВ, американские М-2, М-3 и М-2-А-2, французские противопехотные мины нажимного действия, не обнаруживаемые APID и другие.

Минные заграждения серьезно осложняли действия алжирских националистов. И если война была проиграна Францией, то в основном это случилось из-за раскола внутри французского общества.

Ну а Турция не мудрствуя лукаво к концу ХХ века заминировала свои границы с Арменией, Ираном и Сирией. Так, с конца 1950-х годов Турция установила на сирийской границе 615 тыс. противопехотных мин. Цель благая – недопущение террористов и контрабандистов на турецкую территорию. Анкара 1 марта 2004 года подписала Оттавскую конвенцию и в начале 2010-х годов решила разминировать границу с Сирией. Но это оказалось туркам не по зубам, и они пригласили израильских специалистов, чтобы те разминировали границу. Однако пока турецкие бюрократы раскачивались, Турция и Израиль ухитрились поругаться. В итоге израильские специалисты разминировали 2 км границы и уехали.

В свою очередь, сам Израиль еще в 1970-х годах заминировал границу с Сирией. В начале гражданской войны «оппозиция» стала переходить израильскую границу. Но, увы, часть мин не сработала. Посему с мая 2011 года Армия обороны Израиля начала заново минировать всю сирийскую границу.

УГРОЗА ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБА

В XXI веке противопехотные мины находятся на границе десятков государств. Так, в Афганистане на границах и по всей стране мины ставят все кому не лень, включая американцев. В итоге только за 2015 год там погибли и были ранены от мин 1310 человек. За тот же период в Йемене на минах пострадало 967 человек, а на Украине – 589.

Таджики перекрыли стеной и минными полями границы с Афганистаном и Узбекистаном. Армия Марокко с 1980 года ставит минные заграждения в сотни километров в пустыне Сахара, защищаясь от боевиков фронта ПОЛИСАРИО.

Республика Мьянма (бывшая Бирма) недавно заминировала свою границу с Бангладеш, опасаясь вторжения боевиков «Араканской армии солидарности рохинджа». Подобный перечень продолжать можно долго – как уже говорилось, около 50 стран поставили мины на своих границах.

Так что же получается, противопехотные мины – главный кошмар ХХI века? Давайте умерим эмоции. С помощью пистолета можно убить и ограбить невинного человека, а можно и, наоборот, защититься от грабителя и убийцы. Все дело в том, кто и как его применяет.

Ну а Оттавский договор, спросите вы. Жаль, что никто не написал историю договоров, запрещающих техническое развитие вооружений да и весь мировой прогресс.

В свое время не какие-то там дипломаты, а сами римские папы запрещали применение на поле боя арбалетов, мортир и т.п.

Еще дальше пошли «пикейные жилеты» на Гаагской конференции в 1899 году, когда было запрещено «бросать взрывчатые вещества с летательных аппаратов», то есть поставили крест на военной авиации. Кстати, они же в том же 1899 году исключили борьбу с низколетящими летательными аппаратами, запретив создавать пушки калибра менее 37 мм, стрелявшие разрывными зарядами, то есть поставили вне закона всю зенитную малокалиберную морскую и сухопутную артиллерию и все авиационные пушки.

Нравится кому или нет, но сейчас противопехотные мины, видимо, самое эффективное средство от проникновения в страну террористов и экстремистов любого рода. Если мины ставятся разумно, с четким обозначением, а также эффективно прикрываются артиллерией и минометами, то риск прорыва через них террористов, диверсионных и снайперских групп, особенно оснащенных тяжелыми винтовками, сводится практически к нулю. Таким образом, грамотно расположенные минные поля могут стать средством принуждения конфликтующих сторон к миру, заставив обе стороны признать статус-кво и решать любые территориальные споры исключительно дипломатическим путем.

Эскалация в Карабахе: война или принуждение к миру?

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, EPA/AZERBAIJAN DEFENCE MINISTRY HANDOUT

Начавшиеся в воскресенье бои в Нагорном Карабахе — самая масштабная эскалация за последние годы. В ход идут танки, тяжелая артиллерия, вертолеты и беспилотники. Гибнут десятки военных и мирные жители с обеих сторон.

Новое столкновение — результат целого ряда факторов, говорят опрошенные Би-би-си эксперты. Это и потеря Азербайджаном надежды добиться своих целей через переговоры, и равнодушие международного сообщества, занятого пандемией, и отсутствие международной реакции на столкновения на границе в июле 2020 года.

Однако попытка силой добиться компромиссов от руководства Армении, которое отказывается от любых уступок, может иметь обратный эффект и привести к полномасштабной войне, предупреждают эксперты.

  • Столкновения в Нагорном Карабахе: следим за событиями в онлайн-трансляции

От подготовки к миру до исторических споров

Автор фото, Mikhail Metzel / TASS

Подпись к фото,

После разговора Пашиняна и Алиева в Душанбе напряженность в зоне конфликта снизилась

Эскалация в Карабахе — большой риск, и руководство Азербайджана могло пойти на него, отчаявшись добиться своих целей в результате переговоров, сказал старший научный сотрудник Центра Карнеги Томас де Ваал в интервью Русской службе Би-би-си.

Это решение может быть вызвано тупиком в переговорах с Арменией и отказом ее нового лидера Никола Пашиняна всерьез вести переговоры на условиях, приемлемых для Азербайджана, считает эксперт.

  • Зачем в Азербайджане вызвали на сборы уволенных в запас?

Пашинян пришел к власти весной 2018 года на волне массовых протестов, добившись отставки экс-президента Сержа Саргсяна, представителя “карабахского клана” — поколения политиков, правивших Арменией с конца 1990-х. Смена режима в армянской столице породила в Баку надежды на прогресс в переговорах.

На первых встречах Пашинян и правящий Азербайджаном почти 17 лет Ильхам Алиев договорились о прямой линии между военными двух стран. Это привело к разрядке напряженности на линии соприкосновения. Число снайперских дуэлей и погибших военнослужащих сократилось, а мирные жители на границе смогли спокойно собирать урожай.

В январе 2019 года главы МИДы двух стран объявили о необходимости подготовки населения обеих стран к миру. Казалось, что переговоры получили новый импульс. Но за полтора года единственным шагом в этом направлении стал обмен делегациями журналистов.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Через 25 лет после окончания войны в Нагорном Карабахе продолжают находить мины

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Тем временем риторика лидеров стала расходиться со словами их министров. В июле 2019 года во время визита в столицу непризнанной НКР Пашинян заявил: «Карабах — это Армения, и точка!”

Эти слова были расценены в Баку как провокация и отказ от переговоров, ведь Азербайджан считает Карабах своей территорией, оккупированной армянами. Позже в интервью Би-би-си армянский лидер объяснял свои слова тысячелетней историей.

Алиев не отставал от Пашиняна и заявлял претензии на армянскую столицу, называя ее “древним азербайджанским городом”.

“Нам хорошо известно, что армяне были переселены на наши земли, в том числе на территорию нынешней Армении, в начале XIX века, после русско-персидской войны, — говорил Алиев в июне 2020 года. — Они пришлые, были переселены на наши земли из Восточной Анатолии и Ирана”.

Когда два лидера встретились на полях Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года, они обменялись обвинениями и поспорили, чья нация древнее.

  • Карабахский конфликт: две теории заговора

Карт-бланш после июльских боев?

Относительное затишье, продлившееся два года, закончилось эскалацией в июле 2020 года, и уже не в Карабахе, а на международной границе Армении и Азербайджана. Тогда погибли как минимум 16 человек.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Эскалация в июле 2020 года сопровождалась войной дронов в небе и информационным противостоянием в интернете об успехах в этой войне

Подобный прямой конфликт между Арменией и Азербайджаном, а не на оспариваемой карабахской территории, обычно вызвал бы серьезное беспокойство в Москве. Но в условиях пандемии Россия не уделила региону того внимания, которое он получал прежде.

Эксперт International Crisis Group Олеся Вартанян считает, что именно отсутствие реакции на июльскую эскалацию открыло путь к масштабным боевым действиям.

“Мы не увидели попыток усадить лидеров за стол переговоров и не увидели визитов высокопоставленных лиц”, — сказала Вартанян.

Она напомнила, что после боев 2016 года в Ереван и Баку прилетел Дмитрий Медведев, занимавший пост премьер-министра России, а глава российского МИД Сергей Лавров осуществлял челночную дипломатию между двумя столицами.

Подпись к фото,

Ереван глазами азербайджанских журналистов

В отличие от 2016-го, этим летом в обстановке пандемии российское руководство не посетило Южный Кавказ, чтобы попробовать помирить две республики. Медведев, сейчас председатель Совета безопасности РФ, ограничился комментариями в “Фейсбуке”.

“Неоправдавшиеся надежды на Пашиняна создали в Баку впечатление, что мирные переговоры не могут ничего дать и Азербайджан сможет вернуть свои территории только силой”, — пишет американский эксперт по Южному Кавказу Джошуа Кучера.

Британский эксперт Томас де Ваал считает, что момент был выбран с учетом сразу нескольких факторов — от климата и сезона до политической обстановки в США.

«Если Азербайджан хочет изменить реалии на местах, то им нужно это сделать до наступления зимы в силу горного рельефа местности. И я предполагаю, что они в том числе учитывают международный контекст», — сказал де Ваал в интервью Русской службе Би-би-си.

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Подпись к фото,

Азербайджан закупил у России оружия на 5 млрд долларов за почти 10 лет

Под международным контекстом эксперт имеет в виду новую роль Турции, которая говорит о готовности оказать Азербайджану военную помощь и уже не ограничивается моральной поддержкой, как прежде.

Де Ваал отмечает так же, что администрация Трампа занимает достаточно дружественную к Азербайджану позицию и вряд ли будет вмешиваться в карабахский конфликт, учитывая оставшийся до президентских выборов в США месяц. А вот администрация Байдена в случае его победы может быть гораздо менее благосклонно настроена к Баку.

Сентябрьская эскалация эпизод в этническом конфликте, в центре которого стоит территориальный спор о статусе Нагорного Карабаха. В советское время эта территория входила в состав Азербайджанской ССР в статусе автономной области, но была населена преимущественно армянами. Споры о ее принадлежности привели к полномасштабной войне, закончившейся в 1994 году перемирием.

Сейчас территория Нагорного Карабаха и семь прилегающих к ней районов находятся под контролем армянских сил непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Баку считает эту территорию оккупированной. Ереван официально не признает независимость НКР, но называет себя гарантом ее безопасности, а бюджет и армия республики тесно связаны с Арменией.

Принуждение к миру?

Автор фото, Anton Novoderezhkin/TASS

Подпись к фото,

Российское оружие играет ключевую роль в арсенале обеих стран

Вслед за началом боев в Карабахе Алиев заявил о скорой победе в Карабахе. “Мы будем защищаться на своей земле и освободим наши оккупированные земли от захватчиков”, — сказал азербайджанский лидер в воскресенье.

Этим летом Алиев уже заявлял, что у армяно-азербайджанского спора может быть военное решение. Но эксперты уверены — серьезного военного преимущества, которое может переломить ход конфликта, ни у одной из сторон нет. Они указывают на горный рельеф местности, глубокие эшелоны обороны и уровень современного вооружения.

  • Армения и Азербайджан хотят мира, но готовятся к войне. Кто может победить и при чем здесь Россия

Все это делает короткую победоносную войну невозможной. Обе страны вооружены, как никогда прежде, а российские ракетные комплексы на их вооружении создают экзистенциальную угрозу для обеих стран. Хотя у обеих стран есть современная авиация, насыщенность региона средствами ПВО заставляет их опасаться ее активного применения.

Политический обозреватель издания JAM News Шахин Рзаев предположил, что реальной целью эскалации со стороны Азербайджана может стать давление на руководство Армении и принуждение его пойти на компромисс в переговорах.

“Я очень не люблю выражение “принуждение к миру”, но иногда именно такие локальные стычки — более короткий путь к миру, — сказал Рзаев в интервью Би-би-си. — Я ни в коем случае не одобряю военные действия. Но уже два года, как переговоры зашли в тупик”.

Эту версию подтверждают и слова помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева. «Наша операция носит оборонительный характер — для защиты населения и принуждения Армении к миру», — заявил Гаджиев в понедельник.

Рзаев также подчеркнул, что пандемия сильно помешала работе Минской группы ОБСЕ, которая занимается урегулированием конфликта и мониторингом нарушений на линии соприкосновения. Визиты наблюдателей были отменены. Внимание международного сообщества было занято другими проблемами.

Автор фото, MINISTRY OF DEFENSE OF AZERBAIJAN / HANDOUT

Подпись к фото,

Беспилотники играют все более заметную роль в противостоянии

Новая роль Турции

Все эксперты отмечают, что этим летом произошло существенное изменение геополитического контекста конфликта. Турция, всегда солидарная с Азербайджаном на уровне политики и дипломатии, в этом году заявила о готовности военной поддержки братского народа — и угрожала Армении.

Агрессивная роль Анкары особенно заметна на фоне нейтральной российской позиции. Москва избегает поддерживать какую-либо из сторон, несмотря на военный союз с Арменией в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

«Новый фактор — в этом году поддержка Азербайджана со стороны Турции гораздо более открытая, чем когда-либо прежде. Россия, несмотря на военный союз с Арменией, гораздо более двусмысленна из-за тесных отношений с Азербайджаном», — написал де Ваал в “Твиттере”.

“Кажется, Анкара увидела в армяно-азербайджанском конфликте очередную арену для выражения растущих внешнеполитических амбиций”, — пишет Джошуа Кучера.

Де Ваал предположил, что начавшаяся в воскресенье эскалация могла быть согласована с Анкарой. С этой оценкой согласился и политический обозреватель из Баку Шахин Рзаев.

Что будет дальше?

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Ежегодно конфликт уносит жизни военнослужащих с обеих сторон

“Я думаю, что сейчас очень многое в руках армянской стороны”, — говорит Вартанян из International Crisis Group. По ее словам, конфликт может закончиться через несколько дней, если он ограничится борьбой за определенные позиции.

Но если армянские силы почувствуют угрозу потери территорий или прорыва своей обороны, они могут пойти на масштабные ответные действия, которые создадут угрозу полноценной войны.

На опасность эскалации как способа добиться уступок указывает и Томас де Ваал. Если действия Азербайджана — действительно попытка принуждения к миру, то она может иметь и обратный эффект, считает британский эксперт.

Он указал на обсуждение признания НКР в Ереване как знак того, что на эскалацию Армения может ответить эскалацией.

Эта идея обсуждалась на специальной сессии армянского парламента в воскресенье. Независимость Нагорно-Карабахской Республики (НКР), которую контролируют армянские силы, официально не признает ни одно государство, и Армения — не исключение.

Однако официальный Ереван намекал на возможность признания НКР в случае агрессии Азербайджана. В воскресенье в парламенте армянский премьер Пашинян в ответ на вопрос депутата не исключил признание НКР, добавив, что вопрос требует детального осмысления.

«Война не лучший путь к миру», — заключил де Ваал.

конфликт и внешнее принуждение к миру в Боснии и Герцеговине

Issue Date Author Title Subject

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/273632

Title: Постюгославское пространство: конфликт и внешнее принуждение к миру в Боснии и Герцеговине
Other Titles: The space of post-Yugoslavia: conflict and external pressure for peace in Bosnia and Herzegovina / Yu. Dzemyanovich
Authors: Демьянович, Юлия Эдуардовна
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Политика и политические науки
Issue Date: 2021
Citation: Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. статей. – Минск, 2021. – Вып. 9. – С. 54-69.
Abstract: В статье рассмотрен процесс участия внешних акторов в урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине (БиГ) в 1992–1995 гг., который являлся наиболее сложным из всех конфликтов, возникших в результате разрушения Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Жесткое противостояние трех основных этнических групп БиГ (боснийский сербов, боснийских мусульман и боснийских хорватов) лишало постюгославское государство возможности найти внутренние источники выхода из кризиса. На начальном этапе его эскалации, до 1994 г., роль медиатора конфликта взяли на себя Европейское сообщество (ЕС) и ряд международных организаций, однако их усилия оказались безуспешными. Конфликт в БиГ требовал поиска новых методов для югославского урегулирования. Новые подходы возникли вместе с проявлением стремления Соединенных Штатов Америки (США) использовать боснийский конфликт как мусульманскую карту для укрепления своих сверхдержавных позиций. США решили воспользоваться согласием Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на использование военных сил Североатлантического Альянса (НАТО) для принуждения сторон к миру. Это позволило Вашингтону пресечь вооруженную конфронтацию враждующих сторон силовым воздействием: принуждением враждующих сторон к миру. Конфликтующие стороны были вынуждены сесть за стол переговоров, в результате чего были заключены Дейтонские соглашения, которые изменили геополитическую ситуацию на постюгославском пространстве
Abstract (in another language): The process of participation of external actors in the conflict settlement in Bosnia and Herzegovina (BiH) in 1992–1995 is considered in the article. Bosnian case was the most difficult from all the Yugoslavian conflicts because of fierce confrontation between Bosnian Serbs, Bosnian Croats and Bosnian Muslims. This situation made the European peace efforts unsuccessful. Despite this fact, the European Community with the help of certain international organizations held the role of main mediator until 1994. Bosnian conflict asked world society to find new methods for Yugoslavian peace settlement. However, without the USA’s participation it was impossible. The situation was changed in 1994 when USA’s new administration showed a desire to use the Bosnian conflict as a Muslim map to strengthen its superpower positions. In order to realize its plan the administration of President Bill Clinton used the accord of the UN Security Council to give any international organization the right of using force on the territory of BiH for the sake of ending the bloodshed. Taking advantage of this right, Washington initiated the NATO military intervention that stopped the armed ethnopolitical confrontation in BiH. The settlement of the situation in BiH went through two stages of external influence. The first stage ended with the obvious assertion that peaceful appeals and imposing of UN sanctions did not work. At the second stage, the West began to force the warring parties to peace. This measure had been unprecedented for Europe since the World War II. Washington managed to suppress the armed confrontation between the warring parties by force. The warring parties were forced to end war and begin peace conversations. As a result, the Dayton Agreements of 1995 were concluded. This treaty reshaped the geopolitical situation in the post-Yugoslav area
URI: https://elib.bsu.by/handle/123456789/273632
ISSN: 2311-9470
Scopus: 10.33581/2311-9470-2021-9-54-69
Licence: info:eu-repo/semantics/openAccess
Appears in Collections:Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития. Вып. 9. — 2021

Show full item record Google Scholar

Найти подобные публикации

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Мир и безопасность

 

Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций — 29 мая

В Международный день миротворцев ООН мы чествуем более миллиона мужчин и женщин, которые служили в качестве миротворцев Организации Объединенных Наций с момента развертывания первой миссии в 1948. Мы приветствуем и помним более 4000 военнослужащих, которые погибли, служа под флагом ООН. Мы выражаем нашу глубочайшую признательность более чем 80 000 гражданских, полицейских и военных миротворцев, которые в настоящее время развернуты по всему миру в миротворческих операциях ООН.

В этом году мы уделяем особое внимание работе молодых миротворцев и изучаем, как миротворческие операции могут использовать силу молодежи для обеспечения прочного мира и безопасности. Миротворцы ООН в возрасте до 30 лет часто могут лучше общаться с молодыми представителями местного населения и служить образцом для подражания. Они помогают повысить инновационность и общую эффективность миротворческих операций ООН.

Молодые люди являются важными участниками мира. Устойчивое развитие и мир не могут быть достигнуты без их активного вклада. В зонах конфликта молодежь часто обладает бесценными знаниями о своих сообществах и может способствовать значительным изменениям. Для того чтобы молодежь активно вносила свой вклад в построение мира в своих сообществах, необходимо учитывать их потребности, усиливать их голоса и расширять их участие.

Миротворческая деятельность ООН давно осознала важность взаимодействия с молодежью как важной демографической группой в большинстве принимающих стран, а также приветствовала их в рамках операций в качестве гражданских, полицейских и военных миротворцев.


Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году «для того, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны», и одной из ее главных целей является поддержание международного мира и безопасности.

Устав Организации Объединенных Наций возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

При выполнении этой обязанности Совет Безопасности может принять ряд мер, включая учреждение операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, всякий раз, когда существует угроза миру в регионе.

Совет также может принимать решения о санкциях, таких как торговые эмбарго, для обеспечения выполнения своих решений. Совет выражает свою волю в резолюциях.

Различные инструменты миротворческих усилий ООН вступают в действие на разных стадиях конфликта. Однако границы между предотвращением конфликтов, миротворчеством, поддержанием мира, миростроительством и принуждением к миру становятся все более размытыми. Миротворческие операции редко ограничиваются одним видом деятельности.

Предотвращение конфликтов и миротворчество

Организация Объединенных Наций использует политические инструменты превентивной дипломатии и посредничества, чтобы помочь странам предотвращать и разрешать конфликты мирным путем. Посланники Организации Объединенных Наций направляются в районы напряженности по всему миру, чтобы помочь в урегулировании кризисов и посредничестве в урегулировании конфликтов путем переговоров.

Генеральный секретарь ООН может оказывать свои «добрые услуги» для содействия разрешению конфликта – шаги, предпринятые публично и в частном порядке, опирающиеся на его независимость, беспристрастность и честность, для предотвращения возникновения, эскалации или эскалации международных споров. распространение.

Политические миссии под руководством гражданских лиц отправляются на места с мандатами на поощрение диалога и сотрудничества внутри и между странами или на содействие примирению и демократическому управлению в обществах, восстанавливающихся после гражданских войн.

Работа Организации Объединенных Наций по содействию проведению заслуживающих доверия выборов во всем мире также напрямую способствует ее усилиям по укреплению мира и предотвращению конфликтов.

В основе деятельности лежит убежденность в том, что политические вопросы лежат в основе многих конфликтов, и поэтому для их разрешения необходимы политические решения.

Операции по поддержанию мира

Операции ООН по поддержанию мира использовались для поддержки выполнения межгосударственных соглашений о прекращении огня или мирных соглашений, таких как первая миротворческая миссия, Организация Объединенных Наций по наблюдению за перемирием (ОНВУП), созданная в 1945 году для наблюдения за перемирием Соглашение между Израилем и его арабскими соседями или миссия ООН на Голанских высотах СООННР). Сегодня от них также часто требуется играть активную роль во внутригосударственных миротворческих усилиях и участвовать в миротворческой деятельности (комплексное многоаспектное миротворчество, включающее военный, полицейский и гражданский компоненты, например, миссия ООН в Южном Судане МООНЮС). Эти изменения в роли миротворческой деятельности ООН нашли отражение в документах по реформе политики Департамента операций по поддержанию мира (Доклад Брахими, Доктрина Кэпстоуна, Новые горизонты)

Современные многопрофильные операции по поддержанию мира способствуют политическому процессу, защищают гражданское население, помогают в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; поддерживать организацию выборов, защищать и продвигать права человека и помогать в восстановлении законности.

Миротворческая деятельность ООН руководствуется тремя основными принципами:

  • Согласие сторон;
  • Беспристрастность;
  • Неприменение силы, кроме как в целях самообороны и защиты мандата.

Миротворческие операции ООН могут применять силу для защиты себя, своего мандата и гражданских лиц, особенно в ситуациях, когда государство не в состоянии обеспечить безопасность и поддерживать общественный порядок.

Миростроительство

Опыт прошлого также побудил Организацию Объединенных Наций сосредоточить внимание, как никогда прежде, на миростроительстве – усилиях по снижению риска скатывания страны к конфликту или его возобновлению путем укрепления национального потенциала по урегулированию конфликтов и закладки основ для устойчивый мир и развитие.

Построение прочного мира в раздираемых войной обществах — одна из самых сложных задач на пути к глобальному миру и безопасности. Организация Объединенных Наций учредила Комиссию по миростроительству в 2005 году, чтобы лучше предвидеть и реагировать на проблемы миростроительства.

Разоружение

В 2010 году мировые военные расходы превысили примерно 1,5 триллиона долларов США. Потребность в культуре мира и значительном сокращении вооружений во всем мире как никогда велика. Это относится ко всем классам вооружений от ядерного оружия до обычного огнестрельного оружия и наземных мин.

С момента рождения Организации Объединенных Наций цели многостороннего разоружения и ограничения вооружений считались центральными для поддержания международного мира и безопасности. Эти цели варьируются от сокращения и, в конечном счете, ликвидации ядерного оружия, уничтожения химического оружия и ужесточения запрета на биологическое оружие до прекращения распространения наземных мин, стрелкового оружия и легких вооружений.

Эти усилия поддерживаются рядом ключевых инструментов ООН. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), самый универсальный из всех многосторонних разоруженческих договоров, вступил в силу в 1970. Конвенция по химическому оружию вступила в силу в 1997 году, Конвенция по биологическому оружию – в 1975 году. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят в 1996 году, однако еще не вступил в силу. Конвенция о запрещении мин 1997 года вступила в силу в 1999 году.

Женщины, мир и безопасность

Несмотря на то, что женщины составляют меньшинство комбатантов и виновников войны, они все чаще страдают от наибольшего вреда. Совет Безопасности ООН признал, что включение женщин и гендерных аспектов в процесс принятия решений может укрепить перспективы устойчивого мира, единогласно приняв резолюцию 1325 о женщинах, мире и безопасности. Эта знаменательная резолюция конкретно касается положения женщин в вооруженных конфликтах и ​​призывает к их участию на всех уровнях принятия решений по урегулированию конфликтов и миростроительству.

Борьба с терроризмом

Борьба с бедствием терроризма отвечает интересам всех наций, и этот вопрос стоит в повестке дня Организации Объединенных Наций на протяжении десятилетий. Почти не проходит недели, чтобы где-нибудь в мире не произошел террористический акт, от которого без разбора пострадали ни в чем не повинные люди, которые просто оказались не в том месте и не в то время.

Восемнадцать универсальных документов (четырнадцать документов и четыре поправки) против международного терроризма были разработаны в рамках системы Организации Объединенных Наций в отношении конкретных видов террористической деятельности.

В сентябре 2006 г. была согласована глобальная стратегия борьбы с терроризмом, что стало первым случаем, когда все государства-члены Организации Объединенных Наций согласились на общую стратегическую и оперативную основу для борьбы с терроризмом. Стратегия служит основой для конкретного плана действий: устранение условий, способствующих распространению терроризма; предотвращение терроризма и борьба с ним; принять меры по наращиванию государственного потенциала по борьбе с терроризмом; усилить роль Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом; и обеспечить соблюдение прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

Организованная преступность

Транснациональная организованная преступность принимает различные формы от торговли наркотиками, огнестрельным оружием и даже людьми до отмывания денег и коррупции. Сегодня организованная преступность диверсифицировалась, стала глобальной и достигла макроэкономических масштабов, так что она представляет собой угрозу миру и безопасности.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) является хранителем Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Конвенция против организованной преступности) и трех дополнительных протоколов — о торговле людьми, незаконном ввозе мигрантов и торговле огнестрельным оружием.

Тема: Операции и миссии: прошлое и настоящее

НАТО в Афганистане

После терактов 11 сентября против США по просьбе афганских властей и мандат ООН в 2001 г. ИСАФ возглавлялась НАТО с августа 2003 г. по декабрь 2014 г., а 1 января 2015 г. ее сменила Миссия «Решительная поддержка» (RSM), которая была прекращена в начале сентября 2021 г.

Миссия ИСАФ заключалась в создании новых афганских сил безопасности и предоставлении афганским властям возможности обеспечивать эффективную безопасность по всей стране, чтобы создать условия, благоприятствующие функционированию демократических институтов и установлению верховенства права, с целью предотвратить вновь становится убежищем для террористов.

ИСАФ внесли свой вклад в восстановление и развитие Афганистана. Это было сделано в первую очередь с помощью многонациональных провинциальных групп восстановления (ГВП), возглавляемых отдельными странами, предоставляющими войска ИСАФ, которые обеспечивали безопасность районов, в которых работы по восстановлению могли проводиться национальными и международными субъектами. ГВП также помогли афганским властям постепенно укреплять институты, необходимые для полного установления надлежащего управления и верховенства закона, а также для продвижения прав человека. Основная роль ГВП в этом отношении заключалась в наращивании потенциала, поддержке роста структур управления и содействии созданию среды, в которой управление может улучшиться.

ISAF была одной из крупнейших когда-либо международных операций по управлению кризисными ситуациями, в которой участвовало до 51 страны. К концу 2014 года процесс передачи полной ответственности за безопасность от войск ИСАФ афганской армии и полиции был завершен, и миссия ИСАФ подошла к концу. На смену ей сразу же пришла новая небоевая миссия под руководством НАТО «Решительная поддержка» для обучения, консультирования и оказания помощи афганским силам и учреждениям безопасности.

Миссия «Решительная поддержка» (RSM) действовала с одним центром (в Кабуле/Баграме) и четырьмя лучами в Мазари-Шарифе (северный Афганистан), Герате (западный Афганистан), Кандагаре (южный Афганистан) и Лагмане (восточный Афганистан).

Основные функции: поддержка планирования, программирования и составления бюджета; обеспечение прозрачности, подотчетности и надзора; поддержка соблюдения принципов верховенства закона и надлежащего управления; поддержка создания и поддержания таких процессов, как формирование сил, набор, обучение, управление и развитие персонала.

Правовая основа RSM основывалась на официальном приглашении афганского правительства и Соглашении о статусе сил (SOFA) между НАТО и Афганистаном, которое регулировало присутствие союзных войск. Решительную поддержку также поддержало международное сообщество в целом. Это отражено в резолюции 2189 Совета Безопасности ООН, единогласно принятой 12 декабря 2014 года. Эта резолюция приветствовала RSM и подчеркнула важность дальнейшей международной поддержки стабильности в Афганистане.

В апреле 2021 года союзники решили начать вывод сил RSM к 1 мая 2021 года, и миссия была прекращена в начале сентября 2021 года. 

Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога по просьбе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна военно-морские силы НАТО обеспечили сопровождение судов Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), проходящих транзитом через опасные воды Аденского залива, где растущее пиратство угрожало подорвать международные гуманитарные усилия в Африке. Операция Allied Provider под руководством НАТО проводилась с октября по декабрь 2008 г. и включала действия по борьбе с пиратством у побережья Сомали.

Одновременно, в ответ на срочный запрос Африканского союза (АС), эти же военно-морские силы НАТО сопроводили зафрахтованное АС судно с оборудованием для бурундийского контингента, развернутого для миссии АС в Сомали.

С марта по август 2009 года НАТО провела операцию Allied Protector по борьбе с пиратством, направленную на повышение безопасности торговых морских путей и международного судоходства у берегов Африканского Рога. Силы выполняли задачи по наблюдению и обеспечивали защиту для сдерживания и пресечения пиратства и вооруженного разбоя, которые угрожают морским коммуникациям и экономическим интересам.

Основываясь на предыдущих миссиях по борьбе с пиратством, проведенных НАТО, операция «Океанский щит» была сосредоточена на операциях по борьбе с пиратством в море у берегов Африканского Рога. Эта операция, одобренная Североатлантическим советом 17 августа 2009 года, способствовала международным усилиям по борьбе с пиратством в этом районе. Он также предложил региональным государствам, которые его запросили, помощь в развитии их собственного потенциала по борьбе с пиратством. С мая 2012 года не было успешных пиратских атак, но, хотя пиратство в Сомали было подавлено, оно не было ликвидировано. В периоды отсутствия надводных кораблей морская патрульная авиация продолжала совершать боевые вылеты, а связи с системами ситуационной осведомленности и партнерами по борьбе с пиратством оставались на месте. В этих усилиях Центр судоходства НАТО сыграл ключевую роль. Ocean Shield была прекращена 15 декабря 2016 года после достижения своих целей.

Операция Active Endeavour

Операция Active Endeavour (OAE) была начата сразу после террористических атак 11 сентября для сдерживания, защиты, пресечения и защиты от террористической деятельности в Средиземноморье. Он помог защитить один из самых оживленных торговых путей в мире и был одним из восьми инициатив, выдвинутых Североатлантическим союзом в 2001 году в знак солидарности с Соединенными Штатами. Это была операция по Статье 5, то есть операция коллективной обороны, в которой первоначально участвовали только страны-члены НАТО, пока в 2004 году она не начала принимать участие стран, не входящих в НАТО9.0003

OAE приветствовала торговые суда и брала на абордаж подозрительные суда, вмешивалась, чтобы спасти мирных жителей на поврежденных нефтяных платформах и тонущих кораблях, и в целом помогала улучшить восприятие безопасности. Корабли НАТО также систематически проводили подготовительные обследования маршрута в «узких» точках, а также в важных проходах и гаванях по всему Средиземноморью.

2010 год стал поворотным моментом для OAE, когда компания перешла от операций на платформе к операциям на основе сети, используя сочетание дежурных подразделений и оперативных операций вместо развернутых сил. В дополнение к отслеживанию и контролю подозрительных судов, он помог составить картину морской активности в Средиземном море, проводя регулярные информационные подходы к различным судам.

На смену Active Endeavour в ноябре 2016 года пришла операция Sea Guardian.

НАТО и Ирак

НАТО провела относительно небольшую, но важную операцию поддержки в Ираке с 2004 по 2011 год, которая заключалась в обучении, наставничестве и помощи иракским силам безопасности . На саммите в Стамбуле в июне 2004 г. союзники поднялись над своими разногласиями и согласились участвовать в международных усилиях по оказанию помощи Ираку в создании эффективных и подотчетных сил безопасности. Результатом стало создание Учебной миссии НАТО в Ираке (НТМ-I). NTM-I предоставлял обучение, советы и наставническую поддержку в различных условиях. Все страны-члены НАТО внесли свой вклад в учебную деятельность как в Ираке, так и за его пределами путем финансовых взносов или безвозмездной передачи оборудования. Параллельно и подкрепляя эту инициативу, НАТО также работала с правительством Ирака над структурированными рамками сотрудничества для развития долгосрочных отношений Североатлантического союза с Ираком.

НАТО и Ливия

После народного восстания против режима Каддафи в Бенгази, Ливия, в феврале 2011 г. Совет Безопасности ООН принял резолюции 1970 и 1973 в поддержку ливийского народа, « осуждающие грубые и систематические нарушения прав человека ». Резолюции ввели активные меры, включая запретную для полетов зону, эмбарго на поставки оружия и разрешение странам-членам, действуя в соответствующих случаях через региональные организации, принимать « все необходимые меры » для защиты ливийского гражданского населения.

Сначала НАТО ввела бесполетную зону, а затем, 31 марта 2011 г., НАТО взяла на себя единоличное командование и контроль над всеми военными операциями в Ливии. Операция Unified под руководством НАТО Protector состоял из трех отдельных компонентов:

  • соблюдение эмбарго на поставки оружия в открытом море Средиземного моря для предотвращения передачи оружия, связанных с ним материалов и наемников в Ливию;
  • введение запретной для полетов зоны, чтобы предотвратить бомбардировку гражданских целей любым самолетом; и
  • ударов с воздуха и с моря по вооруженным силам, участвовавшим в нападениях или угрозах нападения на ливийских гражданских лиц и населенные пункты.

Мандат ООН был выполнен дословно, и операция была прекращена 31 октября 2011 года после выполнения поставленных задач.

Помощь Африканскому союзу в Дарфуре, Судан

Миссия Африканского союза в Судане (МАСС) была направлена ​​на прекращение насилия и улучшение гуманитарной ситуации в регионе, который страдает от конфликта с 2003 года. С июня 2005 года по 31 декабря В 2007 году НАТО обеспечила воздушным транспортом около 37 000 сотрудников МАСС, а также обучила и наставила более 250 сотрудников МАСС. Хотя поддержка этой миссии со стороны НАТО прекратилась, когда на смену МАСС пришла Миссия ООН-АС в Дарфуре (ЮНАМИД), Североатлантический союз немедленно выразил готовность рассмотреть любую просьбу о поддержке новой миротворческой миссии.

Помощь в ликвидации последствий землетрясения в Пакистане

Незадолго до начала суровой гималайской зимы 8 октября 2005 года в Пакистане произошло разрушительное землетрясение, в результате которого погибло около 53 000 человек, 75 000 получили ранения и по меньшей мере четыре миллиона остались без крова. 11 октября в ответ на запрос Пакистана НАТО оказала срочную помощь, перебросив по воздуху около 3500 тонн грузов и развернув инженеров, медицинские подразделения и специализированное оборудование. Это была одна из крупнейших инициатив НАТО по оказанию гуманитарной помощи, которая завершилась 1 февраля 2006 г.

Со временем Альянс помог координировать помощь другим странам, пострадавшим от стихийных бедствий, включая Турцию, Украину и Португалию. Он делает это через свой Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия.

Ураган Катрина

После того, как 29 августа 2005 г. ураган Катрина обрушился на юг Соединенных Штатов, вызвав многочисленные жертвы, масштабные разрушения и наводнения, правительство США запросило продовольствие, медицинские и материально-технические принадлежности, а также помощь в доставке этих грузов пострадавшим области. 9В сентябре 2005 года Североатлантический совет утвердил военный план помощи Соединенным Штатам, который заключался в помощи в координации перемещения крайне необходимых материалов и поддержке операций по оказанию гуманитарной помощи. В ходе операции (9 сентября — 2 октября) девять стран-участниц предоставили США 189 тонн материалов.

Защита общественных мероприятий

В ответ на просьбу правительства Греции НАТО оказала помощь Олимпийским и Паралимпийским играм, проходившим в Афинах, в рамках операции «Выдающиеся игры» с 18 по 29 июня. Сентябрь 2004 г. НАТО предоставило разведывательную поддержку, предоставило средства химической, биологической, радиологической и ядерной (ХБРЯД) защиты и радиолокационные самолеты ДРЛО. Это была первая операция, в ходе которой помощь НАТО, не предусмотренная статьями 4 или 5, оказывалась в пределах границ страны-члена.

В том же ключе НАТО отреагировало на просьбу правительства Латвии об оказании помощи в обеспечении безопасности встречи на высшем уровне в Риге в ноябре 2006 года. ) системы обнаружения, связи и информации, а также обеспечение медицинской эвакуации.

Второй конфликт в Персидском заливе

Во время второго конфликта в Персидском заливе НАТО развернула радиолокационные самолеты ДРЛО НАТО и батареи ПВО для усиления обороны Турции в рамках операции под названием «Показное сдерживание». Эта операция началась 20 февраля 2003 г. и продолжалась до 16 апреля 2003 г. Самолеты ДРЛО совершили 100 вылетов с общим налетом 950 часов.

НАТО в Северной Македонии

В ответ на просьбу правительства в Скопье помочь смягчить растущую этническую напряженность, НАТО последовательно провела три операции в стране (в то время Северная Македония была партнером НАТО; она стала членом в марте 2020 г. ). Операции проводились с августа 2001 г. по март 2003 г.

Во-первых, в ходе операции Essential Harvest были разоружены группы этнических албанцев, действующие по всей стране.

В ходе последующей операции «Эмбер Фокс» обеспечивалась защита международных наблюдателей, следивших за выполнением мирного плана.

Наконец, в декабре 2002 года была начата операция Allied Harmony с целью предоставления консультативных элементов для оказания помощи правительству в обеспечении стабильности по всей стране.

Эти операции продемонстрировали тесное межведомственное сотрудничество между НАТО, Европейским союзом и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. В апреле 2002 г. была создана штаб-квартира НАТО в Скопье для консультирования по военным аспектам реформы сектора безопасности; в 2012 г. оно было сокращено, став Бюро связи НАТО (НОС) в Скопье, которое, в свою очередь, было официально закрыто через год после вступления страны в НАТО, в марте 2021 г.

Первая контртеррористическая операция НАТО

4 октября 2001 г. , когда было установлено, что террористические акты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия, произошли из-за границы, НАТО согласовала пакет из восьми мер по поддержке Соединенные Штаты. По запросу США Североатлантический союз начал свою первую в истории контртеррористическую операцию — Operation Eagle Assist — с середины октября 2001 года по середину мая 2002 года. над Соединенными Штатами; всего 830 членов экипажа из 13 стран НАТО совершили более 360 самолето-вылетов. Это был первый случай, когда военные средства НАТО были развернуты для поддержки операции по статье 5.

НАТО в Боснии и Герцеговине

С распадом Югославии в апреле 1992 года в Боснии и Герцеговине начался насильственный конфликт. Североатлантический союз отреагировал еще летом 1992 года, когда ввел эмбарго ООН на поставки оружия в Адриатическое море. Море (в сотрудничестве с Западноевропейским союзом с 1993 г.) и ввела бесполетную зону, объявленную Советом Безопасности ООН. Именно во время наблюдения за бесполетной зоной НАТО провела первые боевые действия в своей истории, сбив 28 февраля четыре боснийских сербских истребителя-бомбардировщика, выполнявших бомбардировку. 94.

В августе 1995 г., чтобы добиться прекращения сербского насилия в стране, миротворцы ООН запросили авиаудары НАТО. Операция «Меткий глаз» началась 30 августа против военно-воздушных сил боснийских сербов, но не привела к выполнению боснийскими сербами требований ООН о выводе войск. Это привело к операции «Умышленная сила», нацеленной на боснийские сербские объекты управления и контроля и склады боеприпасов. Эта воздушная кампания НАТО стала ключевым фактором, позволившим сесть сербам за стол переговоров и положить конец войне в Боснии.

После подписания Дейтонского мирного соглашения в декабре 1995 г. НАТО немедленно развернула Силы выполнения мандата ООН (IFOR), насчитывающие около 60 000 военнослужащих. За этой операцией (операция «Совместные усилия») в декабре 1996 г. последовало развертывание Сил стабилизации (СПС) численностью 32 000 человек.

В свете улучшения ситуации с безопасностью в декабре 2004 года НАТО завершила свою операцию по поддержанию мира, а Европейский Союз развернул новые силы под названием «Операция Алтея». Североатлантический союз сохранил в стране военный штаб для выполнения ряда конкретных задач, связанных, в частности, с оказанием помощи правительству в реформировании его оборонных структур.

Путь к миру в Сьерра-Леоне | По миротворческим операциям ООН

По Фрэнсис Мустафа Кайкаи

Совет Безопасности ООН единогласно принимает резолюцию 1270 (октябрь 1999 г.) о создании Миссии Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ). Действуя в соответствии с главой VII Устава, Совет постановил, что МООНСЛ может действовать для обеспечения безопасности и свободы передвижения своего персонала и защиты гражданских лиц от непосредственной угрозы физического насилия. Фото ООН/Рон да Силва

Миссия Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ) завершила свой мандат в декабре 2005 года, положив конец семи годам миротворческой операции ООН в стране. Миссия помогла правительству и народу Сьерра-Леоне восстановиться из руин разрушительного десятилетнего конфликта. За время действия мандата миссии Сьерра-Леоне претерпела заметный поворот от разоренной войной страны к государству, неуклонно движущемуся к будущему, наполненному надеждой и обещанием лучшей жизни для своего народа.

Миротворцы были символом мира

В 1999 году миротворцы ООН прибыли в Сьерра-Леоне для наблюдения за вялым мирным процессом, который включал наблюдение за шатким прекращением огня и поддержку перехода к демократическому правлению. В то время страна была разделена, некоторые части полностью находились под контролем повстанцев. Разногласия были настолько глубокими, что разделились даже силы национальной безопасности. Мы больше не могли держать страну вместе.

На начальных этапах своего развертывания Миссия столкнулась с серьезными политическими и военными проблемами на пути к тому, чтобы стать эффективной операцией по поддержанию мира. Считалось, что миссия не увенчается успехом, и в какой-то момент, в мае 2000 года, она чуть не провалилась, когда повстанцы из Объединенного революционного фронта (ОРФ) похитили сотни миротворцев ООН и отказались от прекращения огня, что поставило под угрозу всю операцию. Возмущенное последовавшим хаосом, международное сообщество оказало давление на повстанцев, чтобы они соблюдали режим прекращения огня, и ввело санкции против спонсоров ОРФ. МООНСЛ также предприняла новые посреднические усилия и увеличила численность войск, что помогло стабилизировать ее операции.

Миротворцы МООНСЛ были символами мира. Тот факт, что их поддержало международное сообщество, восстановил доверие к сьерра-леонцам. Миротворческая миссия взяла под свой контроль ситуацию в области безопасности, и к началу 2002 года МООНСЛ разоружила и демобилизовала более 75 000 бывших комбатантов, в том числе детей-солдат. Миссия оказала помощь в добровольном возвращении более полумиллиона беженцев и внутренне перемещенных лиц. Он помог правительству восстановить власть и социальные службы в районах, ранее контролируемых повстанцами, обучил тысячи полицейских и построил десятки полицейских участков.

От хозяев к служению миру : Советники полиции ООН Дора Контех из Сьерра-Леоне и Юрий Макаренко из Украины консультируют Национальную полицейскую службу Южного Судана. Фото ООН/Мартин Перре

Помимо обеспечения безопасности, МООНСЛ осуществляла мониторинг и обучение жителей Сьерра-Леоне правам человека и сыграла важную роль в создании Специального суда по Сьерра-Леоне для судебного преследования лиц, виновных в военных преступлениях. Работая вместе с другими агентствами ООН, миссия реконструировала школы и клиники, запустила и профинансировала сельскохозяйственные проекты и спонсировала бесплатные медицинские клиники в отдаленных районах. Размещение миротворцев ООН по всей стране также способствовало созданию пространства для процветания гражданского общества и НПО в Сьерра-Леоне, поощряя политическое участие и усилия по миростроительству.

МООНСЛ, возможно, давно ушла, но сегодня правительство и народ Сьерра-Леоне по-прежнему высоко оценивают роль бесчисленных миротворцев и изменения, которые они внесли в Сьерра-Леоне. Мы были на грани краха, и без их самоотверженной службы было бы чрезвычайно трудно — почти невозможно — установить прочный мир в Сьерра-Леоне. Мы благодарны миротворцам, служившим в составе МООНСЛ. Мы хотим почтить память тех, кто отдал свою жизнь на службе миру в нашей стране, и выразить наши глубочайшие соболезнования и признательность семьям и странам миротворцев, погибших во время службы в Сьерра-Леоне.

От принимающей стороны к служению миру : Советник полиции и руководитель Группы по защите семьи и детей в Смешанной операции Организации Объединенных Наций — Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД), г-жа Фенелла Хелла из Сьерра-Леоне. Фото ООН/Sojoud Elgarrai

Мир бесценен

Сейчас мы рассматриваем сохранение мира как миссию. И мы считаем, что миротворчество представляет собой усилия международного сообщества по обеспечению стабильности во всем мире. Вот почему Сьерра-Леоне поддержала инициативу Генерального секретаря «Действия по поддержанию мира» (A4P). Поддержание мира — это благородное дело и единственный способ поддержания международного мира и безопасности. Некоторые из неразрешимых конфликтов в Африке сегодня были бы хуже без миротворческих операций ООН. Однако коллективно ООН и международное сообщество должны сделать больше для повышения эффективности усилий ООН по поддержанию мира, принуждению к миру и миростроительству. Вместе мы должны обеспечить уважение ООН и ее мандата во всем мире. Мы хотели бы призвать государства-члены содействовать миру, поддерживать миротворчество и, если возможно, поддерживать принуждение к миру. Мы несем коллективную ответственность за защиту жизни гражданских лиц.

От хозяев к служению миру : Солдаты Вооруженных сил Республики Сьерра-Леоне (RSLAF) высаживаются из самолета в международном аэропорту Аден Абдулле после прибытия в столицу Сомали Могадишо (2013 г.). Фото ООН/Стюарт Прайс

Мы должны поощрять миротворцев, служащих в различных миссиях ООН по всему миру, продолжать свою хорошую работу. Их работа пользуется уважением во всем мире, и страны, которым они служат, ценят всю тяжелую работу и самоотверженность. Они должны оставаться движущей силой прогресса и перемен в Африке и за ее пределами.