Последние короли Франции • Конспект эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПовседневная жизнь ПарижаЛекцииМатериалыКраткое содержание первого эпизода из курса Веры Мильчиной «Повседневная жизнь Парижа»
Первая половина XIX века, а точнее, период с 1814 по 1848 год важен для Франции, потому что это время конституционной монархии: французский король сосуществовал с парламентом. То есть это была еще не республика, при которой Франция живет до сих пор, но страна уже училась парламентской форме управления государством.
Время это делят на две эпохи, которые называют эпохой Реставрации и эпохой Июльской монархии.
Под словом «реставрация» имеется в виду восстановление власти династии Бурбонов, которых низложили во время революции в конце XVIII века. В 1814 году Наполеона разбили русские, прусские и австрийские войска. В ночь с 30 на 31 марта 1814 года было подписано перемирие.
Офицеры поселились в домах, а войска встали лагерем, в том числе на Елисейских Полях. Сам Александр I жил в особняке Талейрана, на площади Согласия, и все парижане любовались, как он по утрам и вечерам ходил в церковь, которая была устроена специально для него в здании морского министерства.
В этот период французской истории при каждой перемене власти на улицах менялась вся символика. Как только в Париж вошли войска коалиции, с вершины Вандомской колонны была снята статуя Наполеона, а все имперские орлы были заменены на белые знамена с королевскими лилиями Бурбонов.
Вскоре встал вопрос о том, кому будет принадлежать власть во Франции.
Во время революции Людовика XVI казнили, а два его брата бежали за границу и жили в эмиграции. Старший из братьев считал себя королем Людовиком XVIII, но нужно было решить, каким будет государственный строй. Восстановить абсолютную монархию в ее дореволюционном виде было невозможно, и Людовик XVIII согласился пойти на некоторые либеральные уступки. 2 мая, накануне своего въезда в Париж, он выпустил так называемую Сент-Уанскую декларацию, в которой были намечены основы этого конституционного строя: парламент из двух палат, свобода вероисповедания, и, главное, там было сказано, что «национальное имущество» (то есть национализированное и распроданное во время революции имущество дворян и церкви) ни у кого отнимать не будут.
3 мая король торжественно въехал в Париж, а 4 июня даровал Конституционную хартию, или конституцию, по которой отныне должна была жить Франция. В этот же день войска союзников начали выходить из Парижа. Уехал и Александр I.
Прошло меньше года, и в начале марта 1815-го Наполеон бежал с острова Эльба, после чего многие люди, только что перешедшие на сторону Людовика, повернулись обратно к Наполеону.
Людей, которые умели так быстро поворачиваться, называли тогда флюгерами, была даже книга «Словарь флюгарок». Одним из таких людей оказался маршал Ней, который, когда Наполеон бежал, говорил королю, что доставит к нему Наполеона в железной клетке, а через два дня уже перешел на сторону последнего.
Людовик XVIII не стал сопротивляться и вместе со своим двором уехал в Гент, в Бельгию, где и пересидел все время правления Бонапарта. Оно продолжалось сто дней, и за это время все лилии в Париже заменили орлами. После битвы при Ватерлоо Наполеон был снова сослан, но уже на остров Святой Елены; Людовик XVIII вернулся в Париж, и лилии вернулись, теперь уже на более долгий срок.
В 1824 году Людовик XVIII умер, и ему на смену пришел третий из братьев, Карл Х. Он полагал, что конституционная монархия — это уступка той самой революционной черни, которая казнила его брата. И ему казалось, что избежать очередной революции можно, не предоставляя французам дополнительные свободы, а, наоборот, эти свободы у них отбирая.
Летом 1829 года Карл X назначил очень консервативное правительство, которое никому не нравилось. Во главе правительства стоял министр Полиньяк. Он, как и сам король, считал, что нужно практически полностью реставрировать абсолютную монархию. Палата депутатов не хотела принимать это правительство, и король ее распустил, назначив новые выборы, в результате которых в парламенте стало еще больше оппозиционных депутатов.
25 июля 1830 года, за девять дней до открытия нового парламента, король в своей резиденции Сен-Клу вместе с министрами подписал ордонансы (королевские указы, имевшие силу государственных законов). Дело в том, что в конституции была статья, гласившая, что король может издавать ордонансы, необходимые для исполнения законов и обеспечения государственной безопасности. То есть, если королю кажется, что для обеспечения государственной безопасности нужно отобрать права и свободы, гарантированные конституцией, он имеет право это сделать. И ордонансы, подписанные Карлом X, отняли у французов все, чем они дорожили: они отменили свободу печати, распустили новоизбранную палату депутатов, повысили избирательный ценз и так далее.
На следующий день ордонансы опубликовали в правительственной газете. Таким образом, как написал позже писатель Шатобриан, «пять человек, отнюдь не лишенных здравого смысла, с беспримерным легкомыслием бросились в бездну, увлекая за собой своего повелителя, монархию, Францию и Европу».
В числе прочего этими указами были запрещены все оппозиционные газеты. Но журналисты с этим не согласились. Сорок человек подписали протест, а на следующий день опубликовали его в своих газетах, вышедших вопреки запрету, и распространили его в виде листовок. Тогда было предписано арестовать и самих журналистов, и типографские станки, напечатавшие эти газеты. Журналисты скрылись, а на защиту типографских станков встали типографы. Потом собрались банкиры и промышленники и постановили не открывать фабрики. Рабочие оказались без работы и были вынуждены выйти на улицы. Королю же все еще казалось, что народ его очень любит, а волнения — дело рук нескольких смутьянов, и он предписал волнения подавить.
Карл Х уехал в эмиграцию — сначала в Англию, потом в Австрию, где и умер в 1836 году. А престол снова оказался свободным. Бонапартисты хотели отдать его сыну Наполеона, республиканцы хотели учредить республику, но люди умеренных взглядов сделали ставку на кузена Карла Х — герцога Луи Филиппа Орлеанского, который в течение предыдущего царствования вел себя более открыто и либерально, чем король. Луи Филиппу предложили стать наместником престола, и он, немножко поколебавшись, согласился. После этого депутаты переписали конституцию, выбросив из нее опасные слова о том, что король может менять законы ради государственной безопасности. Луи Филипп в палате депутатов присягнул этой новой конституции и 9 августа стал королем. Но не королем Франции, как короли из старшей ветви Бурбонов, а королем французов, что указывало на сравнительно демократический характер этой новой монархии.
Франция начала жить при новом режиме, который впоследствии стали называть Июльской монархией. Она продлилась до 1848 года, когда Луи Филипп I утратил власть точно таким же образом, что и его предшественник. У него тоже было правительство, которое не устраивало народ и оппозиционных депутатов. Все предвещало, что сейчас произойдет революционный катаклизм, но король не хотел расставаться со своим премьер-министром. Когда же он наконец согласился отказаться от власти в пользу своего внука, было уже поздно.
Радио ArzamasДжаз в СССР
Новый курс музыковеда Федора Софронова — о том, как в молодое Советское государство проник джаз, как он влиял на судьбы своих главных героев и как в конце концов советским джазом заинтересовался мир
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
17 минут
1/7
Последние короли Франции
Как в Париж вернулся Людовик Желанный, чем французам не угодил Карл X и почему правление Луи Филиппа I началось и закончилось революцией
Читает Вера Мильчина
Как в Париж вернулся Людовик Желанный, чем французам не угодил Карл X и почему правление Луи Филиппа I началось и закончилось революцией
10 минут
2/7
Жизнь королевского двора
Зеваки на королевских трапезах, юбки на плечах придворных дам и беспорядки на приемах «короля-буржуа» Луи Филиппа
Читает Вера Мильчина
Зеваки на королевских трапезах, юбки на плечах придворных дам и беспорядки на приемах «короля-буржуа» Луи Филиппа
13 минут
3/7
Как жили депутаты
Кого могли выбрать депутатом, кто присутствовал на заседаниях палат и что готовила самая политически подкованная кухарка Франции
Читает Вера Мильчина
Кого могли выбрать депутатом, кто присутствовал на заседаниях палат и что готовила самая политически подкованная кухарка Франции
13 минут
4/7
Как управляли Парижем
Как пополнялся и на что расходовался городской бюджет, кто управлял городом и охранял порядок и как Национальная гвардия потеряла репутацию
Читает Вера Мильчина
Как пополнялся и на что расходовался городской бюджет, кто управлял городом и охранял порядок и как Национальная гвардия потеряла репутацию
13 минут
5/7
Шопинг в Париже
Где парижане делали покупки, что они дарили друг другу и чем реклама первой половины XIX века похожа на современную
Читает Вера Мильчина
Где парижане делали покупки, что они дарили друг другу и чем реклама первой половины XIX века похожа на современную
13 минут
6/7
От кабака до ресторана
Лохмотья капусты в кабаках и харчевнях, общие столы в табльдотах, карты и дамы в ресторанах, газеты в кафе и певцы в кафешантанах
Читает Вера Мильчина
Лохмотья капусты в кабаках и харчевнях, общие столы в табльдотах, карты и дамы в ресторанах, газеты в кафе и певцы в кафешантанах
15 минут
7/7
Иностранцы в Париже
Что горожане думали про «понаехавших» англичан, почему Луи Филиппа называли русским полицмейстером и чем прославились некоторые русские подданные
Читает Вера Мильчина
Что горожане думали про «понаехавших» англичан, почему Луи Филиппа называли русским полицмейстером и чем прославились некоторые русские подданные
Материалы
Вера Мильчина: «Больше всего в Париже мне нравятся таблички с названиями улиц»
История французских революций
Основные события, случившиеся во Франции с 1787 по 1875 год, в восьми пунктах
Игра: переживите все революции
Интерактивный квест по истории Франции
Как Франция училась демократии
Политическая жизнь при Реставрации и Июльской монархии
Запахи Парижа
Зловоние французской столицы и изменение общественных представлений о гигиене
Большой обед
Рецепты из кулинарных книг первой половины XIX века
Ежедневник придворной дамы
Как могла бы выглядеть неделя дамы при дворе эпохи Реставрации
История кафешантанов
Что слушали в парижских кафе во время еды
Что было слышно на улицах Парижа
Крики торговцев, грохот экипажей и выступления уличных музыкантов 1830–40-х годов
История парижских вывесок
Картины, стихи и скульптуры, которые владельцы магазинов использовали для привлечения покупателей
Портрет жены Ротшильда
Картина Энгра и евреи во Франции в первой половине XIX века
Костюмы в «Графе Монте-Кристо»
Зачем Дюма описывал рединготы, кюлоты, фраки и шаровары
Игры, в которые играли французы
Правила шести популярных игр первой половины XIX века
Все развлечения Парижа в XIX веке
Где танцевать котильон, слушать лекции, читать газеты и смотреть на трупы
Иностранцы в Париже и культурный обмен
Французский историк Мишель Эспань — о том, как одна культура влияет на другую
Десять французских эмигрантов в России
Чем запомнились в России французы, бежавшие от революции
Что французы думали о казаках
Русские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023.
Все права защищены
«Жена не отвлекала короля от похождений» Как король Франции построил замок для любовниц и умер от обилия любви: Мир: Путешествия: Lenta.ru
Французский замок Шамбор — не только одна из «жемчужин Луары», но и, наряду с баварским Нойшванштайном, — реальное воплощение детских фантазий о сказочном дворце. Однако в отличие от Нойшванштайна, это не «новодел» XIX века, а подлинный ренессансный шедевр, к проекту которого приложил руку сам Леонардо да Винчи. О том, какие страсти и извращения творились за стенами Шамбора, — в новом материале «Ленты.ру» из цикла о резиденциях знаменитых правителей.
Король-рыцарь
Будущий французский король Франциск I появился на свет в 1494 году, когда Франции в ее нынешних границах еще не существовало, а европейские монархи активно боролись за трон Священной Римской империи. Франциск занял трон не по праву наследования, а благодаря династическому браку. Его отцом был граф Карл Ангулемский, кузен короля Людовика XII.
У Людовика не было сыновей — все умерли в младенчестве.
Его жена Анна Бретонская беременела 14 раз, но в живых в итоге остались только две дочери: Клод и Рене. Так как по «Салической правде» (закону, которым тогда регулировалось французское престолонаследие) женщина не могла унаследовать трон, Людовик XII выдал замуж старшую дочь за ее троюродного брата Франциска, который и стал королем Франции.
Жених был старше невесты на пять лет, и за его плечами уже было немало романтических увлечений, до которых он считался большим охотником. Высокий, прекрасно сложенный, красивый (его портил только очень длинный, с внушительной горбинкой нос, унаследованный от предков по ангулемской ветви), Франциск очень нравился женщинам, а после коронации, в новом статусе, он стал для них и вовсе неотразим. Он называл себя «король-рыцарь», много путешествовал, участвовал в рыцарских турнирах, обожал все итальянское и покровительствовал художникам. Именно он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.
Портрет Леонардо да Винчи, ок. 1500
Изображение: Globallookpress.
com
Королева Клод, напротив, была женщиной скромной, тихой и, увы, невзрачной. Невысокого роста, сгорбленная (страдала сколиозом) и почти постоянно беременная, она интересовала мужа только как гарантия легального царствования. Неудивительно, что королева чуждалась развлечений королевского двора, где в центре внимания была ее свекровь, Луиза Савойская, женщина разнообразных дарований и железной воли. Вся Европа сплетничала, что Луиза правит вместо сына, оставляя на его долю подвиги на поле боя (Франциск I постоянно, хотя и с переменным успехом, ввязывался в европейские междоусобные войны) и в будуарах фрейлин и придворных дам.
Другой соперницей Клод в так и не случившемся сражении за внимание ее супруга-короля была его сестра, Маргарита Наваррская. Нет никаких свидетельств, что взаимная привязанность брата и сестры выходила за рамки приличий и родственной близости. Но в интеллектуальном и духовном смысле Маргарита, красивая, остроумная женщина, одна из первых французских писательниц, была для Франциска I, покровителя искусств, куда привлекательнее, чем вечно занятая хлопотами о здоровье детей некрасивая Клод.
Франциск даже называл Марго «половиной своей души».
«Никогда не выказывала неудовольствия»
А Клод в это время рожала и молилась Богу: это было все, чем она могла утешиться, пока король развлекался со своими любовницами. Королева одевалась очень скромно, в полностью закрытые платья «вдовьих» расцветок и чепцы, не расставалась с молитвенником (эта великолепная книга с яркими иллюстрациями, в инкрустированной драгоценными камнями обложке сейчас находится в коллекции нью-йоркского музея Моргана) и требовала от своего ближайшего окружения строгого благочестия.
Клод умерла в 1524 году, не дожив до своего 25-летия. За девять лет брака она родила семерых детей (трех сыновей и четырех дочерей). Их судьба была счастливее, чем у сиблингов самой королевы: в раннем детстве умерли только две старшие дочери. Второй сын, Генрих, стал французским королем.
Мемуарист и бытописатель французского двора, язвительный и едкий аббат Пьер де Бурдейль де Брантом, в своих воспоминаниях не нашел для королевы ни одного дурного слова: «Мадам Клод Французская была весьма добра и милосердна, мила со всеми и никогда не выказывала неудовольствия ни при дворе, ни в своих владениях».
При том что поводов для «неудовольствия» у монархини было сколько угодно: ее муж менял любовниц, как перчатки. Клод не опускалась до «выяснения отношений» ни с супругом, ни соперницами, предпочитая изливать душу своему духовнику.
Королева осталась в памяти потомков самым неожиданным образом: ее именем назвали сорт слив ренклод (от французского Reine Claude — «королева Клод»). Тот, кто придумал такое название, был человеком остроумным и тонким. Деревца слив ренклод невысокие, крона неправильной формы, плоды «невкусного» зеленоватого цвета даже в спелом состоянии. Но если надкусить сливы, оказывается, что они сладкие и сочные. Все как с королевой: нехороша собой, но плодовита и «добра внутри».
Замок на болоте
Пока королева ждала очередного ребенка, Франциск I решил построить для себя загородный дворец: интерьеры Фонтенбло ему прискучили. В 1519 году в излучине реки Коссон, примерно в шести милях от ее впадения в Луару, он заложил замок Шамбор. Выбор места для постройки в наши дни объясняют желанием короля быть ближе к графине де Тури, одной из его замужних метресс.
Однако на самом деле роман короля с графиней начался позже закладки замка. Есть сведения, что Клод де Тури (любовница короля была тезкой его жены) сподвигла Франциска на перестройку и расширение дворца. Так или иначе, ее портрет сейчас украшает одну из более чем 400 комнат Шамбора.
Проект замка приписывают Леонардо да Винчи. Насколько это верно, неизвестно, но умер великий художник в год закладки первого камня Шамбора. Возможно, да Винчи сделал какие-то предварительные чертежи, но более плотно над проектом работал его соотечественник Боккадор (Рыжебородый) — так называли современники зодчего Доменико да Кортона. Француз Жан ле Гумбль, друг Франциска I, проектировал часовню в западном крыле дворца. Считается, что ориентирование помещения часовни в направлении Иерусалима демонстрирует желание короля показать свою верховную духовную власть в стране.
Дворец строился практически на болоте. Рабочие, забивавшие сваи под основание стен на глубину до 12 метров, десятками умирали от лихорадки, но короля это не останавливало.
Всего на стройке работало без малого две тысячи человек. Белый песчаник для строительства доставляли подводами из Сен-Дье и обтесывали на месте. Каменотес оставлял личный знак-клеймо на каждом камне, который он обтесал, чтобы получить оплату. Сейчас эти знаки изучают археологи.
Замок признан шедевром ренессансной архитектуры, однако в плане он напоминает средневековую крепость с центральной башней-донжоном, стенами и башенками поменьше. Внутри донжона уместилось пять жилых этажей с круглыми и четырехугольными покоями. Центральную башенку дворца венчает королевская лилия. Внутри замок также был богато украшен гербами и эмблемами, в том числе саламандрой (эмблемой Франциска I), монограммой F с королевской короной и мотивом завязанной узлами веревки (герб его матери, Луизы Савойской).
Примечательно, что некоторые гербы с внешней стороны стен высечены скульпторами в перевернутом на 90 градусов виде — чтобы Богу с небес было удобнее рассматривать эти символы власти французского короля.
Есть в замке еще более примечательная деталь, вызывающая и по сей день интерес туристов: это двухзаходная винтовая лестница, напоминающая спираль ДНК.
Многие исследователи приводят ее как пример стиля Леонардо да Винчи в архитектуре. Относительно этой лестницы тоже ходили анекдоты: якобы ее сделали двухзаходной специально для того, чтобы любовницы короля не сталкивались на узких ступеньках, когда одна поднималась в опочивальню Франциска, а другая — спускалась оттуда.
«Захотел возлечь с одной из придворных дам»
Надо сказать, что при всей анекдотичности такой версии для нее были основания. До постройки замка Шамбор, и когда он уже был закончен, Франциск не стеснял себя в романтических увлечениях. В молодости его окружали девушки — в том числе настолько юные, что за связь с ними в наши дни взрослый мужчина мог бы получить уголовный срок. Король называл их своими «маленькими разбойницами». Кроме «разбойниц» монарх охотно погуливал с замужними дамами. Причем сплетники утверждали, что Франциск способен удовлетворить двух женщин несколько раз за одну ночь.
Уже упомянутый аббат Брантом так пересказывает один из исторических анекдотов о короле: «Как-то король Франциск захотел возлечь с одной из придворных дам, в которую был влюблен. Явившись к ней, он наткнулся на ее мужа, который со шпагой в руке ожидал соперника, чтобы убить. Не растерявшись, король приставил к груди противника острие собственной шпаги и повелел ему поклясться жизнью, что никогда не причинит жене никакого зла и что если тот все же позволит себе хоть какую-то малость, то он, король, убьет его и прикажет отрубить голову; а на эту ночь послал его прочь и занял его место».
Став старше, монарх «остепенился» и обзавелся официальными фаворитками. Первой в их череде стала Франсуаза де Фуа, жена графа де Шатобриан, троюродная сестра королевы Анны Бретонской (матери королевы Клод). При дворе королевы Анны Франсуаза освоила итальянский язык и латынь, научилась писать стихи — и привлекать мужчин. Чтобы добиться благосклонности Франсуазы, Франциску пришлось пойти на множество хлопот и расходов, включая весьма доходную (но отдаленную от дворца) синекуру для ее мужа, а также подкуп ее щепетильных по части сестриной чести братьев.
Роман с Франсуазой начался в 1515 году. Графиня довольно долго удерживала на себе внимание любвеобильного короля. Ради нее он совершал довольно рискованные демарши — например, в 1520 году взял на официальную встречу с английским королем Генрихом VIII и жену, королеву Клод, и любовницу, графиню де Шатобриан. В своей книге «Галантные дамы» аббат Брантом рассказывает о графине фривольный исторический анекдот — якобы она хотела изменить своему венценосному любовнику с адмиралом Бониве и едва избежала разоблачения. Впрочем, Брантом не называет фаворитку по имени — личность героини анекдота установили историки.
К моменту, когда Шамбор был достроен настолько, чтобы в нем можно было жить и «играть в галантные игры», Франциск I уже дал Франсуазе отставку, заменив ее Анной де Писсле. Анна, красивая и образованная девушка из хорошей семьи, была фрейлиной матери короля Луизы Савойской. Луизе не нравилась графиня де Шатобриан: любовница ограничивала влияние матери на Франциска. Анна показалась Луизе Савойской более приемлемой кандидатурой на пост фаворитки, и она «пролоббировала» девушку на эту роль.
Какое-то время бывшая и свежеиспеченная фаворитки сражались за власть над королевским сердцем, но, как часто бывает в случае с ветреными мужчинами, новая пассия показалась ему привлекательнее старой. Впрочем, Франциск еще любил Франсуазу де Фуа и предложил ей по-честному разделить положение официальной фаворитки с Анной де Писсле. Графиня де Шатобриан возмущенно отказалась от сомнительной чести и покинула двор. Пришла очередь Анны получать в подарок драгоценности, обеспечивать родственников выгодными назначениями и блистать на королевских празднествах — в том числе и в замке Шамбор, а также во дворце Фонтенбло, который король перестраивал в духе итальянского Возрождения.
В 1530 году вдовец Франциск женился династическим браком на Элеоноре Австрийской, вдове португальского короля Мануэла I. Официальная жена не слишком отвлекала монарха от галантных похождений и встреч с Анной де Писсле. Чтобы обеспечить положение фаворитки, король выдал ее замуж за бедного аристократа Жана де Бросса и пожаловал ему герцогство Этамп.
Анна стала герцогиней д’Этамп. Она оставалась официальной фавориткой до самой смерти короля, хотя места в его сердце хватило и для Клод де Тури — последней серьезной пассии Франциска и его соседки по Шамбору. Но частенько случалось, что по двойной винтовой лестнице замка пробегали и другие, более юные королевские избранницы.
Замок-музей
Франциск I умер в 1547 году. Ему было 52 года — не так уж много для монарха XVI века. Поговаривали, что причиной его смерти стали, помимо военных лишений, и излишества в спальне. Престол занял сын Франциска Генрих II, замок Шамбор перешел к нему, но не слишком интересовал молодого короля. Некогда роскошная постройка постепенно приходила в запустение.
Столетие спустя Людовик XIV вспомнил о замке и повелел провести в нем ремонтные работы. Шамбор не стал любимой резиденцией «короля-солнца», но двор иногда приезжал туда — например, на премьеру «Мещанина во дворянстве» Мольера. В XVIII веке в замке несколько лет прожил свергнутый польский король Станислав Лещинский.
Позже Шамбор окончательно перестал быть королевской резиденцией и переходил из рук в руки представителей разных аристократических фамилий, связанных дальним родством с Бурбонами.
Последним владельцем замка стал Элия Бурбон-Пармский, титулярный герцог Пармский и Пьяченцский. В Первой мировой войне Элия принимал участие в боевых действиях на стороне Австрийской империи, и французское правительство в 1915 году конфисковало у него Шамбор. После войны, в 1930 году, герцогу выплатили многомиллионную компенсацию, а дворец превратили в музей.
С 1981 года Шамбор внесен в реестр объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Он нередко сдается для проведения масштабных вечеринок и мероприятий. Например, в 2014 году ювелирный дом Van Cleef & Arpels провел там презентацию очередной коллекции haute joaillerie. Модели в вечерних платьях подъезжали к замку в настоящих каретах и позировали в роскошных драгоценностях на террасах Шамбора и его знаменитых лестницах — словно вдруг вернулись галантные времена Франциска I.
Французская королевская семья сегодня: Претенденты на трон Франции
Узнайте, что случилось с французской королевской семьей, а также с нынешними претендентами и претендентами на трон Франции сегодня.
(Являясь партнером Amazon, мы можем получать комиссионные за покупки. Вся предоставленная информация предназначена только для развлекательных целей, см. нашу политику раскрытия информации.)
Сегодня Франция может быть демократией и республикой, но это не значит, что претендентов на французский престол немало.
Все началось после Французской революции 1789 года, которая была не так проста, как вы могли подумать. Действительно, было несколько революций, монархия несколько раз восстанавливалась разными правителями, в результате чего многие потомки сегодня претендовали на престол.
Во время революции 1789 года Францией правили король Людовик XVI и его жена королева Мария-Антуанетта в составе так называемого Дома Капетингов.
Вскоре они были казнены, а монархия во Франции была упразднена в 179 г.2.
Их 10-летний сын Людовик XVII исчез, предположительно убит. Кроме того, их дочь умерла в изгнании и так и не смогла иметь детей, в результате чего их прямая линия вымерла.
Луи-Шарль, сын Марии-Антуанетты, который был отобран у Марии-Антуанетты и загадочно погиб во время революции – любезно предоставлено Википедией потерпев поражение, монархия была восстановлена в 1814 году, и на престоле взошли братья бывшего короля Людовика XIV в качестве Людовик XVIII и Карл XЭто называлось восстановлением Бурбонов, так как они были частью старшей ветви Бурбонов Дома Капетов. Но Карл X был вынужден отречься от престола в 1830 году, когда власть перешла к его двоюродному брату Людовику-Филиппу I, входившему в кадетскую ветвь Орлеанского Дома.
Хронология
- 1789: Французская революция и свержение короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты (Дом Капетов, старшая ветвь Бурбонов).

- 1804: Наполеон объявляет себя императором
- 1814 : Восстановление монархии Капетингов с королем Людовиком XVIII и Карлом X (Дом Бурбонов).
- 1830 : Переход в кадетскую ветвь Капетингов короля Людовика Филиппа I (Орлеанский дом).
- 1848 Революция: Наполеон III (Дом Бонапартов) избран президентом Франции 2-й республики.
- 1852 : Государственный переворот, когда Наполеон III провозгласил себя императором.
- 1870 : франко-прусская война и отмена монархии.
В конце концов Луи-Филипп I был вынужден отречься от престола, и племянник Наполеона Бонапарта Император Наполеон III захватил трон и провозгласил себя императором в 1852 году. В свою очередь, Наполеон III был вынужден отречься от престола после франко-прусской войны 1870 года и стал последний официальный король Франции.
С тех пор потомки Бонапартов претендуют на трон вместе с различными ветвями дома Капетов (известными как Бурбоны, Орлеаны и Валуа), которые все заявляют, что их права превосходят права Бонапартов.
Итак, давайте посмотрим, кто есть кто во французской королевской семье сегодня и их различные претензии на трон Франции, не так ли? Аллонс-й!
1. Луи Альфонс – Дом Бурбонов
Самая старая претензия на французский престол Луи Альфонс, герцог Анжуйский как часть Королевского дома Бурбонов-Обеих Сицилий . Он происходит от испанских Бурбонов, как потомок Короля-Солнца Людовика XIV, который правил Францией с 1643 по 1715 год (за десятилетия до 1789 года).революция).
Сам Луи Альфонс является двоюродным братом нынешнего короля Испании Фелипе VI и считается легитимистской фракцией французских роялистов законным наследником французской короны.
Сегодня Луи Альфонс — бизнесмен, носящий титул герцога Анжуйского. Его утверждение, что он является законным наследником, зависит от того факта, что его претензии предшествуют любой из революций.
2. Жан-Кристоф Наполеон – Дом Бонапартов
Другому действующему претенденту на французский престол 9 лет.
0013 Жан-Кристоф, принц Наполеон , который признан законным наследником французского престола бонапартистской фракцией французских роялистов.
Происходит из семьи Бонапартов, его притязания носят косвенный характер. И Наполеон Бонапарт, и его племянник император Наполеон III потеряли своих детей в молодом возрасте, но старший Наполеон был одним из 8 детей, ведущих к большой расширенной семье.
Нынешний глава Жан-Кристоф является бизнесменом и также активно продвигает свои претензии на трон. Его претензии на французский престол признаны фракцией бонапартистов законным наследником французской короны.
В соответствии с семейной традицией в 2019 году он женился на Олимпии, правнучке Карла I из австрийских Габсбургов в Доме Инвалидов в Париже.
3. Жан д’Орлеанский, граф Парижский – Дом Орлеанов
Наконец, есть Жан д’Орлеанский, граф Парижский , потомок короля Луи-Филиппа I, последнего короля Капетингов, справа до Бонапартов.
Дом Орлеанов широко известен во Франции благодаря одному из его недавних членов, Анри Орлеанскому, который восстановил великолепный замок Шантийи, финансируя его из собственного кармана.
Анри Орлеанский был 5-м сыном короля Луи-Филиппа I и унаследовал несколько королевских французских замков от своего крестного отца, принца Конде.
Не имея прямых потомков, он умер в 1897 году и оставил замки Французской Республике с оговоркой, что собственность никогда не будет изменена и не будет управляться Фондом Сент-Луиса.
Нынешний претендент, Жан Орлеанский, граф Парижский, происходит из большой семьи Анри и является бывшим армейским офицером, ставшим бизнесменом. Как часть дома Орлеана, он в настоящее время предъявляет иск о возмещении ущерба в размере 1 миллиона евро и требует вернуть пять объектов, включая замок Амбуаз в долине Луары.
Жан и его семья ранее жили в замке с 2001 по сентябрь 2021 года (без арендной платы), но были выселены после требования платить арендную плату, что Жан расценил как нарушение договора, заключенного его предком.
Я должен отметить, что Франция является республикой, и эти претенденты и их соответствующие фракции не имеют политической власти, и их претензии носят в основном символический характер. Ни один из претендентов не стремится активно вернуться на трон, а вместо этого сосредоточился на культурном сохранении памятников Франции и королевского наследия.
Если вам понравилась эта статья, вы можете прочитать больше об истории Франции. Бьентот!
Мария-Антуанетта | Версальский дворец
Королева Франции
1755-1793
Мария-Антуанетта, которую ее брат, император Иосиф II, назвал «честной и милой», была австрийской принцессой и женой короля Людовика XVI. Она остается одним из самых знаковых персонажей в богатой истории Версаля. Она прибыла ко французскому двору в возрасте всего пятнадцати лет.
Со времени замужества с дофином Людовиком, наследником престола, она с трудом приспосабливалась к французским обычаям и, став королевой, совершала все новые и новые промахи, часто невольно, которые постепенно отталкивали общественное мнение, способствуя очернению ее образ самым пагубным образом.
Мария Антуанетта родилась в Вене 2 ноября 1755 года, дочь императора Священной Римской империи Франциска I и габсбургской императрицы Марии Терезии. Ее брак с будущим Людовиком XVI, отпразднованный в Королевской капелле в Версале 16 мая 1770 года, был отчасти делом рук герцога де Шуазеля, государственного секретаря по иностранным делам и одного из главных архитекторов примирения между Францией и Австрией. Тем не менее брак был встречен прохладно французской публикой, которая не забыла о давней вражде их страны к австрийскому дому. Изюминкой пышных торжеств, посвященных королевской свадьбе, стало открытие Королевской оперы.
Юная Дофина стала первой дамой при дворе. В глазах публики она и ее муж символизировали обещание нового правления, которое, учитывая преклонный возраст Людовика XV, должно было начаться в ближайшее время.
Стареющий король на самом деле стал очень непопулярным, и на его смерть 10 мая 1774 года все королевство взглянуло с облегчением. Мария-Антуанетта стала королевой, когда ей не было еще и двадцати лет.
Королева при дворе
Людовик XVI был без ума от своей жены и позволил ей взять на себя роль при дворе, которая никогда не доставалась двум предыдущим королевам, Марии Терезии Испанской и Марии Лещинской. Мария-Антуанетта любила развлекаться и оказала влияние на выбор шоу для двора. Она поощряла художников и любила придворные балы. Как того требовало ее положение, она также развлекала свой круг в своих покоях, где была увлеченной игрой в бильярд и карты, часто играя до изнеможения, как проигрывая, так и выигрывая крупные суммы, до такой степени, что Король забеспокоился и запретил некоторые из наиболее рискованных игр, которые поглощали целые состояния. Мария-Антуанетта была музыкантом, игравшим на арфе и клавесине. Она также могла петь. Она поддерживала композиторов, которых ценила, таких как Гретри, Глюк и Саккини.
У нее был очень утонченный вкус, и в результате она покровительствовала многим художникам, таким как художница Элизабет Виже Лебрен, чья успешная карьера портретиста во многом обязана поддержке королевы и которая создала около тридцати ее портретов. Королева также много времени уделяла моде, к большому огорчению своей матери, которая регулярно читала ей лекции на эту тему. Также известно, что она часто вмешивалась в выбор своих платьев или причесок, игнорируя фрейлину, чьей это была работа, и доходя до того, что принимала модистку Роуз Бертен, которую довольно злонамеренно прозвали «министром моды».
Мария-Антуанетта наедине
По прибытии в Версаль Мария-Антуанетта жила в парадных покоях королевы и была связана официальными ритуалами своего королевского положения: церемония пробуждения, тщательно продуманные приготовления, королевские аудиенции, общественные трапезы, и т. д. Выросшая в менее сложной церемониальной рутине австрийских королевских дворцов, ей было трудно адаптироваться к сложному этикету Версаля, и она пыталась вести более личную жизнь.
Окруженная кругом друзей, которых она выбрала сама (хотя и не всегда мудро), она предпочитала оставаться в своих личных покоях, находившихся за ее парадными апартаментами и которые она надеялась расширить этажом выше, и в Малом Трианоне, построенном Людовиком XV и подаренным ей Людовиком XVI при его вступлении на престол.
В 1778 году, после восьми долгих лет брака, она наконец родила своего первого ребенка. За Марией-Терезой, известной как «мадам Рояль», вскоре последовал дофин Луи Жозеф Ксавье-Франсуа, родившийся в 1781 году. Несколько лет спустя она родила Луи-Шарля, который после смерти стал дофином. своего старшего брата в 1789 году, затем Софи-Беатрис, которая прожила всего несколько месяцев. Королева всегда была нежной матерью и была близка со своими детьми. Последовательные смерти Софи-Беатрис и первого дофина были особенно болезненными испытаниями как для нее, так и для короля.
Оспариваемая королева
Под влиянием своей матери Мария-Антуанетта предприняла несколько неуклюжих попыток заняться политикой, которые были встречены судом с пренебрежением.
Мадам Аделаида, тетя Людовика XVI, не потерпела бы никакого вычурного поведения со стороны королевы, даже самого невинного, и дала ей уничижительное прозвище «Австрийка», которое осталось с ней до самой ее безвременной кончины. Хотя общественное мнение о ней изначально было очень благоприятным, королева постепенно стала мишенью памфлетов, клеветы и карикатур, которые усилились после дела об бриллиантовом колье в 1785 году, аферы , невинной жертвой которого она стала. Ее расходы тщательно изучались и часто преувеличивались, и ее обвиняли в еще большем опустошении королевской казны. Все попытки вернуть общественное мнение потерпели неудачу, и когда разразилась революция, королева была по-настоящему ненавидимой фигурой.
Неоднозначное отношение Марии-Антуанетты к началу Французской революции — казалось, она не знала, бежать ли бежать или искать примирения — ускорило ее трагическую кончину. Она была заключена в Темпл 10 августа 1792 года, а затем переведена в Консьержери вскоре после казни короля в 1793 году.

