Подводные лодки пр.885 «Ясень»(«Granay») (2014г.)

Годы принятия в состав ВМФ 

2014+

Длина/по КВЛ х ширина х осадка средняя (м.)

119,0х12,0х9,5

Водоизмещение надводное/ подводное(тн.)

9500/13800

 Скорость надводная/подводная(полн.-эконом.) (уз.)

16/31

Дальность надводная/подводная (при скорости) (миль)

Неограничена
Глубина погружения рабочая/ предельная (м.) 480/600

Автономность по запасам (сут.

)

100
Главная/резервная  энергетическая установка  ( л.с.) АЭУ: ППУ: ЯР 1хОК-650В (190 мВт) ПТУ: 1х»Сапфир-ВМ»(50000)/ ДГ: 1хДОП(500кВт), ЭД 2х370(кВт) 

Ракетное вооружение  (комплекс  (боезапас) /система управления

КР или «Калибр» (5х8  или 3М-14 или 3М-54) или «Оникс» (8х4 3М-55)+ УРПК «Водопад-2» (ПЛУР 4х91Р), ПЗРК «Игла» (12 ЗУР)

Торпедное вооружение  (количество х калибр (боезапас) /система управления

10хБТА(533)  (30 торп. УСЭТ-80, УГСТ «Физик-1» или «Футляр», ВА-111 «Шквал»,) или мины МДМ или СМДМ вместо торпед и ПЛУР/ СПТС «Сарган»
РТВ БИУС  «Округ», РЛК МРКП-58 «Радиан-У», РЛС РТР МРКП-59, НК «Симфония-У»?, комплекс связи «Молния-МЦ»? 
ГАС ГАК МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень» ,  СОКС «Тукан» ( МНК-200-2)
Экипаж (чел. ) 85
Разработка (Гл. конструктор) СПМБМ «Малахит»(Пялов В.Н.)

Производители

«СЕВМАШ» (ССЗ№402)(Северодвинск)

Выпуск (шт.)

1 ед.+6  в постройке

 

Примечания:

   Многоцелевая ударная АПЛ

проекта 885 (08850) «Ясень» с противокорабельными КР относится к лодкам четвертого поколения.Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ.  АПЛ пр. 885 имеет смешанную архитектуру, «крыловидное» ограждение выдвижных устройств (расположенное над двумя носовыми отсеками) и крестообразное кормовое оперение, на верхнем вертикальном стабилизаторе которого расположена дюза ГПБА ГАК «Иртыш-Амфора-Ясень». Однокорпусная конструкция расположена в районе второго, третьего, четвертого и восьмого отсеков. Головная лодка серии  оснащена ППУ ОК-650В и ППУ ОК-9ВМ («Сапфир-ВМ»), а остальные корабли этого типа должны получить соответственно ППУ КТП-6-85 и ПТУ «Мираж». В прочном корпусе «Ясеня» смонтированы восемь (по четыре в двух рядах) прочных ВПУ для крылатых ракет. В носовой части лодки  расположен комплекс гидроакустического оборудования. Габаритная сферическая антенна «Амфора» является основой уникального ГАК «Иртыш». Из-за больших размеров антенны в первом отсеке не удалось расположить торпедные аппараты.  Десять торпедных аппаратов (по пять с каждого борта) располагаются под углом к корпусу лодки во втором отсеке.
На начало 2019г. в строю находится одна АПЛ проекта 885 (К-560 «Северодвинск»). Головной корабль модернизированного проекта 885М (К-561) спущен на воду и проходит заводские испытания. Ещё пять кораблей строятся по проекту 885М. Всего к 2020 году планируется построить 7 «Ясеней»

 

   
Модификации
:

пр.885/08850 «Ясень»(«Granay») (2014г.)- базовый проект ПЛА (1 ед.),

пр.885М/08851″Ясень-М» (2019+гг.)-модернизация пр.885.отличается устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности, планируется использование полностью обновленной конструкции моноблочной энергетической установки.

   
Источники:

 Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского флота 1945-1991 гг. Том 3. М., «Моркнига». 2012

Гусев А.Н. Подводные лодки с крылатыми ракетами. СПб. Галея Принт.2000

http://deepstorm.ru/

http://russianships.info/podlodki/885.htm 

http://militaryrussia.ru/blog/topic-339.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АПЛ проекта «Ясень» 🔥 описание подводных лодок проекта 885

Недавно ВМФ РФ пополнился новыми подводными лодками проекта «Ясень». С верфей Северодвинска сошло четыре субмарины проекта 885М. 19 марта 2015 года было заложено еще две лодки проекта «Ясень-М», получившие имена «Архангельск» и «Пермь». Данные подводные ракетоносцы сегодня служат щитом России от агрессии со стороны противника.

Подводные лодки оснащены новейшим оборудованием и вооружением, они имеют высокую скорость и скрытность при действии на глубине. Эта четверка ракетоносцев способна своими действиями самостоятельно остановить войну или наоборот, стереть с лица земли корабельную группу или флот средних размеров. Также многоцелевые подводные лодки проекта 885 на равных могут бороться и с субмаринами противника.

Подводные лодки проекта 885 – это квинтэссенция всего опыта, который получил отечественный военно-промышленный комплекс за полвека создания и эксплуатации атомных субмарин.

Ядерная сердце дало свежий глоток воздуха в подводный флот. Это сделало их повелителями океанов и грозной силой с которой приходилось считаться. При появлении ядерных баллистических ракет ими же оснастили и подводные лодки. Они способны своими ударами уничтожать города, стирая их с лица земли. Они стали частью триады, на ровне с континентальными баллистическими ракетами и авиацией способной доставить ядерный заряд в любую точку планеты. Но самолеты можно перехватить, а точки дислокации всех континентальных ракеты уже давно известны. Но подводная лодка может нанести удар и скрыться, ее положение тяжело определимо. Так что ответ мало вероятен.

Содержание

  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Оценка проекта
  4. Вооружение
  5. Характеристики
  6. Источники

История создания

Подводные лодки проекта 885, «Ясень» представляли собой серию атомных крейсеров – ракетоносцев, обладающих повышенными характеристиками скрытности при действии на глубинах, широким ассортиментом торпедно-ракетного вооружения которое позволило бы нанести ракетный удар по территории страны-агрессора, либо атаковать крупные корабельные группы вероятного противника с использованием атомного оружия.

Движителем субмарины должна была служить энергия атома, заключённая в водо-водяном реакторе. Новая атомная подводная лодка, вошедшая в проект 885, была зашифрована под кодовым названием «Ясень», подводная лодка типа «Гранай» по классификации НАТО.

К работе над проектом приступили в конце 80-х годов прошлого века. Над «Ясенем» трудились лучшие конструкторские бюро страны. И был получен соответствующий результат.

АПЛ типа «Ясень» и на сегодняшний день, спустя 40 лет после начала разработки, представляют собой грозную силу, не уступающую, а в ряде случаев и превосходящую подводный флот противника. Проект подводных лодок 885, «Ясень», получивший литеру «М» представлял собой подводные лодки с обновлённой начинкой, улучшены были практически все характеристики крейсера.

Первая субмарина серии, получившая имя «Северодвинск» заложена в конце 1993 года.

Постройка подводного крейсера неоднократно замораживалась, были перебои с финансированием, с поставкой ресурсов и материалов. В итоге в 1996 году проект заморозили.

Но в 2003 году все работы были возобновлены, конструкция крейсера восстановлена, улучшена, и в июле 2010 года АПКр «Северодвинск» вошёл в состав российского подводного флота. Это первая и единственная подводная лодка 885 проекта, остальные корабли строились по теме «Ясень-М», или пр. 885М
АПКр «Казань» вторая подводная лодка этого проекта, работы начаты в 2009 году.

В 2013 году был заложен «Новосибирск», очередной ракетоносец проекта «Ясень-М». Следующая субмарина получила имя «Красноярск», в 2015 заложен «Архангельск» и последней была заложена подводная лодка проекта 885М – «Пермь».

Предполагается довести количество кораблей серии 885 до 7-8 единиц, дополнительно к ним разработать и произвести не менее 20 глубоководных ракетоносцев проекта 885М поколения 4++, которые на голову должны превосходить имеющиеся субмарины в составе флотов «вероятного друга».

Описание конструкции

Как уже упоминалось выше, проект 885 «Ясень» является одним из самых секретных в российском ВПК. Долгое время это служило причиной многочисленных догадок и весьма причудливых фантазий относительно нового корабля. Впервые изображения этой субмарины появились в журнале «Гангут» в 1998 году. Однако и сегодня точной информации об оборудовании, установленном на новой подводной лодке мало, хотя, ее основные характеристики известны.

Проект 885 «Ясень» унаследовал многие фирменные черты предыдущих подводных лодок, спроектированных в КБ «Малахит»: обтекаемый корпус каплевидной формы и характерное ограждение рубки корабля. Однако внутренняя компоновка подводной лодки во многом стала исключением из традиций советского подводного кораблестроения.

Большинство советских атомных подводных лодок имели двухкорпусную конструкцию. То есть, они имели прочный корпус, который находился внутри легкого, а между ними располагались балластные цистерны. На такой конструкции настаивало военно-морское руководство, считая, что субмарины, построенные по такой схеме, имеют больший запас плавучести.

Однако подобная конструкция подводной лодки имеет и серьезные недостатки: двухкорпусная схема отрицательно сказывается на скрытности АПЛ. В этом случае легкий корпус играет роль своеобразного резонатора и значительно усиливает шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. Именно по этой причине американцы давно отказались от подобной схемы и строили свои подводные лодки с одним корпусом, размещая прямо в нем балластные цистерны.

АПЛ проекта 885 «Ясень» имеют компромиссную полуторакорпусную конструкцию: легкий корпус закрывает прочный только в носовой части корабля и над надстройкой в районе ракетных шахт.

Лодка выполнена по одновальной схеме, корпус субмарины изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы.

Экипаж субмарины состоит из 90 человек, из которых 32 являются офицерами.

Еще одним конструкторским решением, необычным для советской школы подводного кораблестроения, стало размещение в носовой части субмарины большой сферической антенны гидроакустической станции «Амфора». Она является важнейшей частью гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш». Сферическая антенна имеет большое количество чувствительных детекторов, а ее расположение обеспечивает наилучшие условия для ее работы. Необычность ситуации в том, что из-за размещения антенны из носовой части лодки пришлось убрать торпедные аппараты, которые на советских АПЛ традиционно находились в носовом отсеке.

На «Ясенях» они перенесены в среднюю часть корабля и расположены под углом к диаметральной плоскости лодки. Подобное размещение уже более сорока лет используется в американском подводном флоте, но всегда отвергалось в ВМС СССР, потому что при таком расположении торпедных аппаратов при стрельбе лодка должна значительно снижать ход.

Согласно другим данным, кроме гидроакустического комплекса «Иртыш», лодки проекта 885 будут оснащены гидроакустическим комплексом «Аякс», с антеннами, расположенными по всей площади корпуса корабля. Вероятно, субмарины этого проекта также будут иметь буксируемую низкочастотную антенну, выпускаемую из верхней части руля.

Еще одной «изюминкой» подводных лодок проекта 885 является их силовая установка. Субмарины получат водо-водяной атомный реактор нового поколения, что существенно повысит надежность энергетической системы АПЛ проекта «Ясень». Реактор имеет интегральную компоновочную схему, трубопроводы теплоносителя первого контура находятся непосредственно в его корпусе. Эксперты считают, что срок службы подобного реактора составит 25-30 лет, что сопоставимо с обычным временем эксплуатации самой подводной лодки.

Подобная конструкция атомного реактора субмарины значительно снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций. Он оснащен современной информационно-управляющей системой, которая постоянно держит на контроле уровень радиоактивного излучения.

Кроме того, реактор АПЛ «Ясеня» имеет высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что значительно уменьшает шумность субмарины. Лодка сможет идти на достаточно высокой скорости (вероятно, до 25 узлов) не используя насосы для циркуляции теплоносителя – один из главных источников шума современных подводных лодок.

Также с целью снижения заметности подлодки все ее узлы и агрегаты оснащаются системой активного подавления шума. Впервые подобная система была использована на АПЛ «Гепард» и «Вепрь». В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, уменьшающее шумность судна и снижающее заметность корабля на гидролокаторах.

На малых скоростях «Ясени» будут использовать электромоторы, чтобы понизить шумность хода.

Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 120 (по другим источника — 139,2) метров, а ширину – 15 (по другой информации – 13) метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост и выход в сплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины. Вокруг первого отсека АПЛ находятся цистерны главного балласта.

Второй отсек субмарины занимают торпедные аппараты и стеллажи с торпедами. Третий отсек разделен на четыре палубы, здесь находится различное оборудование и элементы общекорабельных систем.

Четвертый отсек жилой, в нем расположены помещения для отдыха матросов и офицеров. Пятый отсек подлодки ракетный. Здесь же находятся цистерны быстрого погружения.

В шестом отсеке субмарины расположен реактор, также на этом уровне находится уравнительная цистерна, которая обеспечивает удержание корабля на необходимой глубине после проведения ракетных стрельб.

В седьмом отсеке подводной лодки находится паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование. Вокруг этого отсека находятся цистерны основного балласта (кормовая группа). Восьмой отсек занят оборудованием общекорабельных систем.

Хвостовое оперение имеет классическую крестообразную схему. Горизонтальные рули расположены в носовой части корабля, сразу за обтекателем гидроакустической антенны.

Основным видом вооружения подводных лодок проекта «Ясень» являются крылатые ракеты и торпеды.

Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками СМ-346 (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 ПКР П-800 «Оникс». Также можно использовать ПКР «Бирюза» и «Калибр». Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды.

Кроме ракетных пусковых установок, АПЛ «Ясень» имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды, в будущем АПЛ планируют вооружить новыми торпедами «Физик-1» и «Футляр».

Подводные лодки проекта 885 оснащены боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Округ», которая собирают всю информацию о состоянии корабельных систем и механизмов, а также получает данные о боевой обстановке от многочисленных средств наблюдения и целеуказания. АПЛ может получать необходимую информацию и от других кораблей через специальную защищенную систему звукоподводной связи.

Оценка проекта

Российские АПЛ четвертого поколения «Ясень» на сегодняшний день являются одними из наиболее совершенных боевых подводных кораблей в мире. Их основными конкурентами являются новейшие американские АПЛ SeaWolf и Virginia. Эти корабли имеют сходные характеристики (в первую очередь шумность), однако «Ясень» — это более многофункциональная подводная лодка.

По своему вооружению АПЛ проекта «Ясень» напоминают американские атомные субмарины типа «Огайо», переоборудованные под использование крылатых ракет.

Вооружение

В местах ограждения выдвигающихся устройств расположены восемь ракетных шахт, которые могут принять одновременно по четыре ракеты. Всего на борту имеется десять торпед 533-го калибра. Вооружение «Ясеня» — ПУ «Оникс», «Калибр» позволяет вести огонь по наземным целям, подводным лодкам противника, любым надводным целям.

Система управления

Вся информация о работе устройств, сходится в единый автоматизированный блок системы управления, где проходит стадию обработки и выдает соответствующие решения для дальнейшей работы.

Характеристики

Для понимания важности проекта, необходимо понять особенности его строения. Характеристика данной модели является базовой, при создании всех атомных подводных лодок.

Подлодка 885М «Ясень», обладает техническими характеристиками, которые превосходят АПЛ «Virginia».

 885М «Ясень»АПЛ типа «Virginia»
Особенности корабляМПЛАРКМПЛАТАРК
Надводная скорость (в узлах)1625
Глубинная скорость (в узлах)3135
Оптимальное глубина погружения (в метрах)520250
Максимальное глубина погружения (в метрах)600488
Плавание в автономном режиме (сутки)10090
Вместимость (человек)64От 100 до 120
Разрешение водоизмещения над водой (в тоннах)8 6007800
Разрешение водоизмещения под водой (в тоннах)13 8007925
Максимальная длина (в метрах)139. 2114,8
Максимальная ширина (в метрах) 1310,5
Средне-допустимая осадка (в метрах)9.49,3
Установка силоваяВодо-водяной реактор ОК-650ВАтомный реактор типа GE S9G,
Минно-торпедное оборудование10 штук 533-мм торпедных установок (УСЭТ-80, могут использоваться любые торпеды и ракето-торпеды этого калибра)боезапас к ТА — 26 торпед Mk.48, Mk.46 и ПКР Harpoon
Ракетное вооружение8х4 ПУ Оникс, Калибр — Х-101 , в планах — X-10212 вертикальных ПУ КР Tomahawk, 4 533-мм ТА

Боевая информационная система управления «Округ», встроена в каждую субмарину 885М «Ясень». Это позволяет Центру управления вести контроль над состоянием подлодки, вооружением, указывать цели и передавать любую другую информацию.

Звукоподводная сеть передачи данных защищена, что позволяет соблюдать полную конфиденциальность.

Благодаря внедрению модификаций, АПЛ 885М «Ясень», намного превзошли самые современные разработки американских разработчиков субмарин-ракетоносцев. Таким образом, к 2020 году, военно-морской флот РФ будет обладать самыми внушительными АПЛ в мире.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a95b99579885e1fb3e6ab78/podvodnyi-atomohod-tipa-iasen-proekt-885-5ab0250dfd96b19158fb114c
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/885-yasen/
  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/885-yasen/
  • https://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/72-voenno-morskoj-flot/174-proekt-885-yasen

Класс «Грэни» — пр.885 «Ясень»

Головная АПЛ проекта 885М «Ясень-М Казань» спущена на воду 31 марта 2017 года. 25 сентября 2018 года вышла на заводские ходовые испытания. Основным ударным оружием подводных лодок проекта 885/885М являются крылатые ракеты «Оникс», «Калибр», а в перспективе — гиперзвуковые «Цирконы».

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» — одна из самых прорывных подводных лодок четвертого поколения российского подводного флота. Его называют шедевром подводного кораблестроения и часто сравнивают с ударным кораблем, способным наносить удары по надводным и подводным кораблям и береговым целям.

Работа над эскизным проектом подводной лодки четвертого поколения началась еще в конце 1970-х годов. Yasen был окончательно разработан в 1990-х годах. Однако комплекс вооружения первых подводных лодок был совершенно другим по сравнению с подлодками, которые сегодня несут боевое дежурство на флоте. При проектировании новой субмарины был использован опыт эксплуатации советских подводных лодок третьего поколения проектов 705К «Лира» и 971 «Щука-Б» (в частности, инженеры использовали технологию снижения уровня шумности). Архитектура корпуса подлодки «Ясень» в определенной степени революционна. Это связано с тем, что русские подводные лодки традиционно создавались как двухкорпусные суда, т.

е. прочный корпус и легкий корпус вокруг него. Ясень имеет полуторную архитектуру: он имеет однокорпусные секции на большей части длины.

С распадом СССР и потерей значительной части промышленного потенциала Россия вновь столкнулась с проблемой нехватки атомных подводных лодок. Новая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 типа «Ясень» ознаменовала собой новую эру в отечественном подводном кораблестроении. Российские конструкторы подводных лодок использовали оригинальные инженерные решения. Было решено, что подводные лодки типа «Ясень» не будут использовать двухкорпусную конструкцию, которая была у всех советских подводных лодок того времени. Однако она не стала и однокорпусной подводной лодкой, как ее американские аналоги. Два корпуса обеспечивают подводной лодке надежность и плавучесть, а один корпус – бесшумность и незаметность. «Ясен» стал чем-то средним, имея так называемую «полуторную» архитектуру, при этом легкий корпус прикрывал лишь часть прочного корпуса подводной лодки.

Проект многоцелевой атомной подводной лодки (МЦАПЛ) 885/885М «Ясень», несмотря на все свои достоинства, оказался чрезвычайно дорогим и сложным в постройке. Всего планируется построить не менее семи катеров проекта 885/885М, возможно, целых девять, для замены девяти устаревающих катеров гораздо более крупного проекта 949А «Антей»/«Оскар II». Необходимо дальнейшее производство, чтобы справиться с условиями быстрого устаревания АПЛ третьего поколения проектов 971, 945/945А имеются в составе ВМФ России.

H I Sutton @CovertShores утверждает, что «Sev — это ПЛАРК, которые заменят OSCAR-II, Laika заменит SSN… ПЛАРК против SSN… различие становится все более бессмысленным в терминах РуН. Аналогично на западе. ПЛАРК Virginia и Astute…. ?»

Одни источники предполагают, что проект 885 Yasen (Granay) является лишь заменой 949A Antei [NATO Oscar II]. Это сделало бы Ясень «убийцей авианосцев». По этому счету основное различие между более ранними 949А «Антей» [НАТО «Оскар II»] и проекта 885 «Ясень» заключается в способности последнего поражать как береговые, так и корабельные цели новыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами. Другой отчет, согласующийся с официальными российскими заявлениями, предполагает, что «Ясень» должен был стать просто преемником 971 «Щука-Б» (НАТО «Акула») и не разрабатывался как замена «Оскар-II».

В отличие от США, где с момента создания атомного подводного флота шло стремление к единообразию, в СССР было много подводных лодок, созданных по разным проектам, которые трудно было унифицировать и функции которых часто пересекались. Было принято решение отказаться от узкой боевой специализации, а это означало, что новая АПЛ должна была одинаково хорошо поражать подводные и надводные цели, а также запускать крылатые ракеты по наземным целям; иными словами, он должен был решать практически любые задачи, стоящие перед подводным флотом.

Эта новая конструкция подводной лодки «Ясень» («Ясень», как в дереве) является дальнейшим производным от проекта 971 «Акула». Российские аналитики утверждают, что российская атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» была примерно в два раза дешевле американской «Вирджиния», а по многим тактико-техническим показателям превосходила подводную лодку США. Подводная лодка класса Yasen оценивается примерно в 1,6 миллиарда долларов США, а стоимость кораблей класса Virginia оценивается в 2,7 миллиарда долларов за единицу.

Американские аналоги подводных лодок класса «Ясень» — это многоцелевые подводные лодки класса «Сивулф» и «Вирджиния», хотя «Ясень» предназначена для более широкого круга задач. Вот как российский военный эксперт Игорь Коротченко перечисляет задачи, стоящие перед новой подводной лодкой: «Во-первых, следить за американскими ракетными подводными лодками стратегического назначения типа «Огайо». Также, возможно, осуществлять боевое патрулирование в районах, где ВМФ России хочет предотвратить присутствие иностранных подводных лодок. В то же время подводные лодки типа «Ясень» могут производить пуски крылатых ракет по наземным целям, в том числе в ходе локальных конфликтов в тех регионах, где развертывание постоянной группировки Сухопутных войск России нецелесообразно».

Опытная эксплуатация первой многоцелевой ракетной подводной лодки проекта 885 «Ясень» — «Северодвинск» — в полной мере продемонстрировала заложенные в ней качества создателей, генерального директора Санкт-Петербургского морского инженерного бюро «Малахит», спроектировавшего эту подводную лодку, Владимира Дорофеева. , сказал в интервью 18 марта 2017 года ТАСС. «В целом по итогу опытной эксплуатации корабля, безусловно, положительные характеристики, когда-то заложенные в корабле, превратились в объективные показатели — количество фактических стрельб, торпедных пусков и так далее». Ясень был «полностью боеспособным военным кораблем», — сказал он.

Отчетное название НАТО для проекта Ясень [«ясень»] — GRANAY [также известное как GRANAY]. Ясень можно узнать по характерным листьям и коре. Ясень имеет несколько листьев на стебле листа, и листья расположены прямо напротив друг друга. Совершенно не связанный проект 877, получивший в западной разведке обозначение «Кило», представляет собой гораздо меньшую неатомную дизель-электрическую подводную лодку, разрабатываемую в рамках двух параллельных проектов — «Гранай» для ВМФ СССР и «Варшавянки» на экспорт. Происхождение этого названия совершенно неясно. В русском языке «граней» — это творительное единственное число от «грань», что означает границу, грань, грань и т. Д. Таким образом, граней будет «посредством границы». Гране, населенный пункт в Сент-Этьене, Рона-Альпы, Франция, Европа, также известен как Гранд Гране. Каньякумари, ограниченный районами Тирунелвели на севере и востоке, когда-то назывался Гране Траванкора. Узкая река Грейни ведет к городу Скаррифф в Ирландии. Река Грейни вытекает из Лох-Грейни в баронстве Талла и, проходя через Лох-О’Грейди, впадает в Лох-Дерг в заливе Скарифф.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

ПЛА К-561 «Казань» — головной серийный катер проекта 885М / 08851 «Ясень-М» — Кибер Шафарат — Тредстоун 71

Перейти к содержимому

Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 885М «Ясень-М» «Казань» отработала в Баренцевом море погружение на максимальную глубину 600 метров.

ПЛА К-561 «Казань» — головной серийный катер проекта 885М/08851 «Ясень-М»

Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). «Малахит» разработан СПМБМ, главный конструктор – В.Н.Пялов (1985-2016 гг.). Исследования по созданию ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Эскизный проект ударной ПЛ с классическим торпедно-ракетным вооружением пр.885 начат в 1977 г.80 наряду с развитием ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность ПЛА пр.971 в снижении шумности. В 1985 г. строительство катеров пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Он предполагает строительство серии из 30 подводных лодок. 30 октября 1986 г. подписан контракт №102/86-Э/554-86 между МО СССР и СПМБМ «Малахит» на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г. ). Технический катер проекта конца 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и при условии перспективных испытаний, а также для разных носителей ПКР «Оникс» (1987 г. ). В 1989 г. было принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛ и доработке проекта под 885 ПКР «Оникс» и КРБК «Гранат» с установкой лодочной пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 «Северодвинск» пр.885, вероятно, 2014 г. (фото — Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).


Возвращение в Северодвинск на этап испытаний ПЛА К-329 «Северодвинск» пр.885, Северодвинск, июнь 2013 г. (фото — Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).

Проектирование подводных лодок проекта

завершено в 1991 году. До 2000 года планировалось принять в состав ВМФ от 6 до 9 ПЛАРК проекта. Головной катер пр.885 К-329 (в 2013 г. стало известно, что катер именуется К-560) «Северодвинск» 10.12.1993 г. зачислен на корабли ВМФ и заложен на ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) 21.12. 1993 с заводским номером 160. При закладке предполагалось, что спуск на воду произойдет в 1996 г. со сдачей ВМФ в 1998 г. Но к 1996 г. строительство лодки фактически приостановлено. В 2001 г. было принято решение о перепроектировании подводных лодок проекта 08850 модификации со спуском на воду в 2005 г.


Модель ПЛ пр.885 «Северодвинск» (http://www.corvette-shipmodels.ru)

Формирование корпуса завершено в 2005 (?). Заключение цеха по спуску катера планировалось произвести после 7 мая 2010 г., но 7 мая Списание цеха перенесли на 15.06.2010 г. 20 мая 2010 г. было сообщено о назначении даты спуска ПЛА на воду на 11 июня 2010 г. (исправлено 10 июня 2010 г. и позже 15 июня 2010 г.). Вывод ПЛА «Северодвинск» из стапельного цеха на «Севмаше» состоялся 15.06.2010 г., а спуск со спускового крючка в доке состоялся 24.06.2010 г.


Заключение ПЛАРК «Северодвинск» пр.885 стапельного цеха в Доке «Сухона» ПО «Севмаш», 15.06.2010 (монтаж кадров хроники РИА «Новости» и фото «Севмаша»

Государственные испытания подводной лодки №

и головного катера ВМФ на вооружение по состоянию на март 2010 года планировалось начать в октябре 2010 года. Однако этого не произошло. 31.01.2011 г. в СМИ появилась информация о том, что подлодка проходит швартовные испытания и в мае 2011 г. приступит к заводским ходовым испытаниям. Летом 2011 года планировалось начать испытания систем вооружения. Реальность была несколько иной – только 12 сентября 2011 г. подводная лодка К-329вышел на ходовые испытания. 23 октября 2011 г. состоялась вторая подводная лодка, вышедшая в море. Возможно, на втором выходе пуск метания производился ПКР «Калибр» ПУ вертикального пуска. Принятие на вооружение головной АПЛ К-329 «Северодвинск» ВМФ России планировалось произвести до конца 2011 г. (заявление директора ПО «Севмаш» от 16.03.2011 г.). 2 декабря 2011 г. сообщалось, что в связи с недоведенностью катера (некачественными комплектующими) и незавершенными испытаниями ракетного комплекса передача катера состоится в конце 2012 г. (директор ОАО «Севмаш» А.Дьячков, 02.12.2011 г.) – следующие 180 морских дней ходовых испытаний лодки. По косвенным признакам – исходя из условий тендера на сопровождение торпеды для испытаний по заказу №160 (см. ниже), можно сделать вывод о планах завершить испытания ПЛАРК «Северодвинск» к 25 ноября 2012 г. 13 августа, но В СМИ появилась информация о том, что принятие лодки «Флот» на вооружение состоялось не ранее 2013 года из-за недостатков, выявленных в ходе испытаний.

12 декабря 2012 г. «Известия» сообщили, что ПЛАРК «Северодвинск» не прошел ни разу второй этап заводских испытаний (хотя газета использует термин «Госиспытания»). Причина – большое количество замечаний и дефектов. При этом сообщается, что Главкомат ВМФ не имеет претензий к ПЛАРК и считает последний этап испытаний не этапными государственными испытаниями, а промежуточными испытаниями ракетного комплекса. 5 ноября 2013 года в СМИ появилась информация о том, что заводские испытания катера успешно завершили 14-й выход в море. Всего за время заводских испытаний лодка провела в море 222 дня, прошла десятки тысяч морских миль и совершила более сотни погружений и всплытий. Сообщается, что лодка приступила к программе госиспытаний (источник). Приемка лодок Флотом по состоянию на октябрь 2013 г., ожидаемая 25.12.2013 г.

ПЛА К-560 «Северодвинск» пр.885 выходит на первый этап государственных испытаний, Северодвинск, 5 ноября 2013 г. (фото — Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).

30 декабря 2013 года головная подводная лодка проекта 885 К-560 «Северодвинск» официально принята ВМФ России в опытную эксплуатацию. По неофициальной информации, в процессе государственных испытаний остались невыполненными несколько десятков требований.

Ожидается, что будет построена серия из шести ПЛ пр.885 (по состоянию на 2009 г.-2010 г.), базируется на Северном флоте. Согласно госпрограмме вооружения на 2007-2015 г.г. запланировано строительство 2 ПЛА пр.885. 22.08.2011 г. в СМИ появилась информация о том, что в 2011-2020 гг  планируется строительство 10 подводных лодок данного проекта (информация подтверждена 07.02.2012 г., газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минобороны России). 9 ноября 2011 г. СМИ сообщили о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на проектирование ПЛАРК пр.885М «Ясень» (СПМБМ «Малахит»), сумма разработки 13,4 млрд руб. рублей. ПЛА пр.885М будет отличаться полным отказом от контрагентских поставок из СНГ. При этом он подписал контракт с ПО «Севмаш» на строительство головных катеров пр.885М — «Казань» — на сумму 47 млрд руб. и 5 серии серийных катеров на сумму 164 млрд руб. …  (На 32,8 млрд руб./шт.). 4 сентября 2012 г. в СМИ появилась информация о планах принять на вооружение до 2020 г. 7 проектных катеров – головной пр.885 и шести катеров пр.885М.

Название НАТО «Granay», ошибочно использованное в 1980-х годах для названия ПЛ пр.877 и название НАТО «Graney», является типографской ошибкой, получившей распространение в СМИ.

ПЛ Конструкция – полуторакорпусная – лодка смешанного архитектурно-конструктивного типа с однокорпусным исполнением по длине корпусной части. Легкий корпус присутствует в носовой части лодки и ограждении рубки надстройки. Прочный корпус разделен на 10 отсеков и изготовлен из высокопрочной магнитной стали с пределом текучести до 100 кгс/мм (толщина 48 мм, обработка прессами FUJICAR). Сборка корпусного блока производится с использованием металлического тросового гасителя вместо обычного пневматического резинокорда. Оборудование смонтировано на массивных рамах зональных блоков. Новый метод компоновки блоков и ЭУ вспомогательного оборудования, систем охлаждения и снижения мощности шума позволили на 10-15 дБ. Используются вибропластовые балки, стойки, элементы трубопроводов и воздуховодов, другие конструкции, снижающие вибрационный шум на 10-30 дБ. Оборудование смонтировано на вибропоглощающем сотовом корпусе из композиционных материалов. Каждая структурная единица покрыта звукоизоляционными панелями. Корпус покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием PLA. В лодке применена система активного демпфирования (SAG) для ограничения шума дискретными частотными составляющими 50-500 Гц.

На ПЛАРК пр. 885М предполагается применение противогидроакустических покрытий корпуса типа «Молния-М» и «Молния-М-Управление». На ПЛ реализовано подвесное усиление циркуляционных путей или аналогичное типа «Плавник» (пр.971).


Трассы циркуляции корпусной конструкции и подвесной арматуры или аналогичный тип «плавника» на ПЛАРК «Северодвинск» пр.885, ПО «Севмаш», 15.06.2010 (http://pilot.strizhi.info)/


ПЛАРК «Северодвинск» пр.885 в доке «Сухона», лето 2010 г. (http://flot.com).


ССН «Северодвинск» пр.885, г.Северодвинск, ПО «Севмаш», март 2011 г. (фото Олега Кулешова

Силовая установка:

– НПС нового типа – интегрированная моноблочная регистрация в одном реакторном блоке и полиуретан. Реактор – вода под давлением из первого контура, размещенная в корпусе реактора. Парогенераторная установка (ППУ) КПМ мощностью до 200 МВт. Начиная с лодок пр.885М планировалось использовать принципиально новую неблочную конструкцию силовой установки.

– 1 х блочная одновальная турбинная установка (СТП) «Мираж» производства Калужского турбинного завода, вероятно с классом ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичный с повышенной амортизирующей способностью около 43000 л.с.

– 1 х тихоходный двигатель

– 2 х подводных подруливающих устройства 2-х скоростных гребных электродвигателей мощностью ПГ-160 мощностью 410 л.с. (370 л.с. с др.данным)(?). Расположены в наступающих колоннах в кормовой части подводной лодки.

Механика — один вал, 7-лопастный малошумный винт фиксированного шага с ятаганеобразными лопастями и водометным движителем (для ПЛ пр.885М май — аналог испытанный для ПЛ Б-871 «Алроса» пр.877В). Четыре откидывающихся подруливающих устройства. Носовые гидросамолеты с закрылками, вероятно, раздвижные аналогичные ПЛА пр.971.

На ПЛАРК применены рулевые приводы разработки СПМБМ «Малахит» и производства ПО «Севмаш». Для модернизированного ПЛАРК пр.855М «Казань» в 2013 г. на «Севмаше» начато изготовление усовершенствованного (по сравнению с ПЛАРК «Северодвинск») рулевого двигателя.