Что такое познавательное развитие дошкольников
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребенка под влиянием среды и собственного опыта. Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие включает следующие компоненты:
- Формирование элементарных математических представлений
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Важно отметить, что ФГОС ДО не включает в познавательное развитие ознакомление с космосом как отдельный компонент. Однако элементы астрономии могут изучаться в рамках ознакомления с окружающим миром.
Почему экспериментирование так важно для познавательного развития дошкольников
Экспериментирование является одним из эффективнейших методов познавательного развития дошкольников. Почему же оно так важно?
- Дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. Экспериментирование позволяет им познавать мир через непосредственные действия с предметами.
- В процессе экспериментирования дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир.
- Экспериментальная деятельность позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
- В ходе экспериментов дети учатся ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы.
- Опыты и эксперименты способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей.
Как организовать экспериментальную деятельность в детском саду
Для правильной организации экспериментальной деятельности в ДОУ необходимо:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную и исследовательскую активность детей.
- Оборудовать в группе мини-лабораторию для проведения опытов и экспериментов.
- Подобрать безопасное оборудование и материалы для экспериментирования в соответствии с возрастом детей.
- Разработать картотеку опытов и экспериментов для разных возрастных групп.
- Включить экспериментирование в различные виды детской деятельности.
Оборудование мини-лаборатории в группе детского сада
Для проведения опытов и экспериментов в группе детского сада можно оборудовать мини-лабораторию. В нее рекомендуется включить:
- Приборы и инструменты: лупы, микроскопы, термометры, магниты, весы, песочные часы и др.
- Природный материал: камни, песок, глина, семена растений, шишки, листья и др.
- Бросовый материал: пластиковые стаканчики и бутылки, крышки, трубочки для коктейля и др.
- Красители: пищевые и непищевые
- Медицинские материалы: пипетки, шприцы без игл, мерные ложки и др.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мыльные пузыри, фонарики и др.
Все оборудование должно быть безопасным для детей и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
Методы и приемы организации экспериментальной деятельности дошкольников
Для эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников педагоги могут использовать следующие методы и приемы:
- Наблюдение за объектами и явлениями
- Проведение опытов и экспериментов
- Моделирование
- Проблемные ситуации и вопросы
- Игровые приемы
- Использование алгоритмов и схем проведения опытов
- Фиксация результатов экспериментов в дневниках наблюдений
Роль педагога в организации экспериментальной деятельности дошкольников
Успех познавательно-исследовательской деятельности дошкольников во многом зависит от грамотного руководства педагога. Воспитатель должен:
- Создавать проблемные ситуации, стимулирующие детскую любознательность
- Поощрять детскую инициативу и самостоятельность
- Помогать детям планировать свою деятельность
- Задавать вопросы, побуждающие детей к размышлению
- Помогать формулировать выводы
- Фиксировать результаты экспериментов
- Соблюдать правила безопасности при проведении опытов
Как связать экспериментирование с другими видами детской деятельности
Экспериментальную деятельность можно органично включить в другие виды активности дошкольников:
- Наблюдения на прогулке (свойства снега, песка, воды)
- Игры с природными материалами
- Исследование свойств предметов в ходе продуктивной деятельности
- Экспериментирование со звуками в музыкальной деятельности
- Опыты в ходе трудовой деятельности (выращивание растений)
- Экспериментирование с красками в изобразительной деятельности
Результаты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В результате правильно организованной экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников формируются следующие качества и умения:
- Любознательность и познавательный интерес
- Умение самостоятельно находить решение проблем
- Способность планировать свою деятельность
- Умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем
- Способность делать выводы на основе полученных результатов
- Стремление к познанию окружающего мира
- Бережное отношение к природе