Как организовать познавательное развитие детей в детском саду. Какие методы и приемы использовать для развития любознательности дошкольников. Как оборудовать мини-лабораторию для детских экспериментов. Почему экспериментирование так важно для развития ребенка.

Что такое познавательное развитие дошкольников

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребенка под влиянием среды и собственного опыта. Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие включает следующие компоненты:

  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление с социальным миром
  • Ознакомление с миром природы

Важно отметить, что ФГОС ДО не включает в познавательное развитие ознакомление с космосом как отдельный компонент. Однако элементы астрономии могут изучаться в рамках ознакомления с окружающим миром.


Почему экспериментирование так важно для познавательного развития дошкольников

Экспериментирование является одним из эффективнейших методов познавательного развития дошкольников. Почему же оно так важно?

  • Дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. Экспериментирование позволяет им познавать мир через непосредственные действия с предметами.
  • В процессе экспериментирования дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир.
  • Экспериментальная деятельность позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
  • В ходе экспериментов дети учатся ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы.
  • Опыты и эксперименты способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Как организовать экспериментальную деятельность в детском саду

Для правильной организации экспериментальной деятельности в ДОУ необходимо:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную и исследовательскую активность детей.
  2. Оборудовать в группе мини-лабораторию для проведения опытов и экспериментов.
  3. Подобрать безопасное оборудование и материалы для экспериментирования в соответствии с возрастом детей.
  4. Разработать картотеку опытов и экспериментов для разных возрастных групп.
  5. Включить экспериментирование в различные виды детской деятельности.

Оборудование мини-лаборатории в группе детского сада

Для проведения опытов и экспериментов в группе детского сада можно оборудовать мини-лабораторию. В нее рекомендуется включить:


  • Приборы и инструменты: лупы, микроскопы, термометры, магниты, весы, песочные часы и др.
  • Природный материал: камни, песок, глина, семена растений, шишки, листья и др.
  • Бросовый материал: пластиковые стаканчики и бутылки, крышки, трубочки для коктейля и др.
  • Красители: пищевые и непищевые
  • Медицинские материалы: пипетки, шприцы без игл, мерные ложки и др.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мыльные пузыри, фонарики и др.

Все оборудование должно быть безопасным для детей и соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

Методы и приемы организации экспериментальной деятельности дошкольников

Для эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников педагоги могут использовать следующие методы и приемы:

  • Наблюдение за объектами и явлениями
  • Проведение опытов и экспериментов
  • Моделирование
  • Проблемные ситуации и вопросы
  • Игровые приемы
  • Использование алгоритмов и схем проведения опытов
  • Фиксация результатов экспериментов в дневниках наблюдений

Роль педагога в организации экспериментальной деятельности дошкольников

Успех познавательно-исследовательской деятельности дошкольников во многом зависит от грамотного руководства педагога. Воспитатель должен:


  • Создавать проблемные ситуации, стимулирующие детскую любознательность
  • Поощрять детскую инициативу и самостоятельность
  • Помогать детям планировать свою деятельность
  • Задавать вопросы, побуждающие детей к размышлению
  • Помогать формулировать выводы
  • Фиксировать результаты экспериментов
  • Соблюдать правила безопасности при проведении опытов

Как связать экспериментирование с другими видами детской деятельности

Экспериментальную деятельность можно органично включить в другие виды активности дошкольников:

  • Наблюдения на прогулке (свойства снега, песка, воды)
  • Игры с природными материалами
  • Исследование свойств предметов в ходе продуктивной деятельности
  • Экспериментирование со звуками в музыкальной деятельности
  • Опыты в ходе трудовой деятельности (выращивание растений)
  • Экспериментирование с красками в изобразительной деятельности

Результаты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В результате правильно организованной экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников формируются следующие качества и умения:


  • Любознательность и познавательный интерес
  • Умение самостоятельно находить решение проблем
  • Способность планировать свою деятельность
  • Умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем
  • Способность делать выводы на основе полученных результатов
  • Стремление к познанию окружающего мира
  • Бережное отношение к природе

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность является эффективным средством интеллектуального и личностного развития дошкольников. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, развить его познавательные способности.