Гибель Ту-22М3 в Грузии: кто сбил уникальный бомбардировщик?

Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов покинул самолет после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа — майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Они не успели по какой-то причине катапультироваться. После этой потери ВВС России до самого конца конфликта перестали использовать дальнюю авиацию.

Что же случилось, почему и, самое главное, кем был сбит уникальный российский дальний бомбардировщик Ту-22М3?

Необходимое предисловие

Ту-22М3

Ту-22М («изделие 45»), по кодификации НАТО Backfire, — советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Первый опытный Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. В окончательном виде он был принят на вооружение в марте 1989 года.

Последний Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолет установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.

Пятидневная война

Ту-22М3

Любая война для не нападающей стороны всегда начинается внезапно. Следствием внезапности зачастую является паника в войсках страны, на которую напали. Южная Осетия не стала исключением.

В рядах ее защитников возникло точно такое паническое настроение, какое было в советских войсках в 1941 году во время Великой Отечественной войны.

Возникновению паники способствовало то, что обе стороны воевали оружием советского производства. Особенно это касалось самолетов. Например, хорошо известные штурмовики Су-25 строились на Тбилисском авиазаводе и находились на вооружении и российской, и грузинской армий. Поэтому осетинские ополченцы были вынуждены стрелять во все подряд, что летало.

Независимые военные эксперты утверждают, что общие боевые потери российской авиации во время пятидневной войны составили шесть самолетов: один Су-25СМ, два Су-25БМ, два Су-24М, один Ту-22М3.

Из них два самолета (!) были достоверно сбиты огнем грузин, а три — так называемым дружественным огнем осетин. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии, и только одного Су-24М — на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы.

Скорее всего, причиной этих потерь послужило неэффективное взаимодействие между родами войск, а также то, что системы распознавания «свой-чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целеполагания и ориентации была слишком слаба и неэффективна.

Как и почему его сбили?

Ту-22М3

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбила аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье.

Кто принял такое недальновидное решение, до сих пор неясно. Никто из российских военных не знал, какими средствами ПВО располагает грузинская армия, сколько их задействовано в грузино-осетинском конфликте.

Кто сбил Ту-22М3, тоже непонятно. Это мог быть как грузинский ЗРК «Бук-М1», так и грузинский же ЗРК «Оса». По мнению независимых экспертов, скорее всего, это был модернизированный комплекс грузинских ПВО «Оса-АК/АКМ». Правда, Минобороны России это не подтвердило.

Но тем не менее возникают определенные вопросы. Первый: как и почему сбили? Неужели на таком мощном самолете не было систем защиты от ракетного нападения?

На этот вопрос ответил второй пилот майор Вячеслав Малков. Вот что он рассказывал в «Российской газете» об этом ЧП: «От первой ракеты мы увернулись. А вторая попала прямо в воздухозаборник. Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: „Прыгай!“»

Пара Ту-22М3 на боевом задании

И Малков катапультировался. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Он потянулся к пистолету и потерял сознание.

Потом был плен, обмен на 18 грузинских военных, госпиталь, куда к нему приехал Владимир Путин. Тогда он занимал пост председателя правительства РФ.

Премьер присел на край кровати и спросил, почему сбили. Малков покосился на министра обороны (в то время им был тот самый Анатолий Сердюков), который там тоже присутствовал, потом махнул рукой и сказал правду.

«В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось». Вот так.

Казалось, страшное осталось для него позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске, который объявило правительство Грузии. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.

Но, как говорится, это дело второе.

Почему не катапультировались?

Второй вопрос в том, почему весь экипаж российского Ту-22М3 не сумел успешно катапультироваться, ведь высота полета позволяла это сделать.

ЗРК «Оса»

Что же говорит инструкция по катапультированию?

В соответствии с ней, каждый член экипажа самолета снабжен катапультным креслом КТ-1М разработки ОКБ Туполева с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле. Катапультирование, подчеркиваю, в нормальных условиях осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый летчик, командир корабля (запомните!). Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.

Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер «Принудительное покидание».

Командир катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную. Принудительное катапультирование является основным, а индивидуальное покидание самолета — резервным.

В случае покидания, еще раз подчеркиваю, обесточенного самолета возможно только индивидуальное катапультирование с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Так вот, в результате попадания ракеты Ту-22М3 был обесточен. Первым катапультировался второй пилот майор Вячеслав Малков.

Командир Ту-22М3, подполковник Александр Ковенцов, катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

ЗРК «Бук-M1»

Не в укор ему сказано, но катапультироваться он должен был последним. Почему Ковенцов катапультировался вторым, неясно.

Но это сегодня только наши домыслы. Вопрос в том, почему погибли остальные члены экипажа. Как говорилось выше, индивидуальное катапультирование на этом самолете происходит с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Скорее всего, люки не сбросились и экипаж остался в катапультных креслах до самой земли. Или самолет так быстро развалился в воздухе, что они ничего не успели сделать.

Необходимое послесловие

Катапультное кресло КТ-1М

Что же показал грузино-осетинский конфликт?

В первую очередь чрезвычайно неэффективную работу российской авиации, а также ее плохое взаимодействие с наземными войсками.

Возможно, после всего, что случилось, генералы сделали какие-то выводы. Конечно, если успели — почти все высшее руководство почти всех родов войск, задействованных в пятидневной войне, было уволено.

Минобороны РФ заявило о том, что «с этого конфликта началась перестройка в российской армии». Это было очень интересное заявление, если учесть тот факт, что его главой в то время был Анатолий Эдуардович Сердюков.

Грузино-Осетинский конфликт расширяет «силовое поле»

SHARES

МОСКВА, 8 июля, Caucasus Times.(Автор- Сергей Маркедонов, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук)

Новое обострение военно-политической обстановки в Южной Осетии ставит перед всеми заинтересованными политическими игроками (РФ, Европейский Союз, США, международные структуры) несколько фундаментальных вопросов, которые требуют своего незамедлительного разрешения. Иначе коллапс безопасности в Кавказском регионе может стать реальностью, а не плодом алармистских сочинений футурологов от геополитики.

Во-первых, необходимо понять, какова цена «разморозки» конфликта? Грузино-осетинский конфликт, по-прежнему, называют «замороженным». Практически на всех конференциях, посвященных Южному Кавказу или Черноморскому региону (Кавказ в европейских проектах чаще всего включается в рамки «Большого Черноморья»), организуют секции, посвященные «замороженным конфликтам» на территории Грузии. Между тем, в 2004 году в зоне этого конфликта военные действия возобновились (по разным оценкам в ходе тогдашних боев погибло от 50 до 70 человек). После прекращения военных действий стороны перешли к тактике «мелкого фола» (взрывы, минометные и артиллерийские обстрелы). По различным данным только за последние три года число погибших составляет порядка 50 человек. Количество раненых намного выше. При этом, среди них не только военные или сотрудники правоохранительных структур, но и гражданские лица, включая и детей с подростками.

15 июня 2008 года Цхинвали подвергся артиллерийскому обстрелу (в результате чего скончался 18-летний житель столицы Южной Осетии). Таким образом, говорить о «замороженном» или «застывшем» конфликте не представляется возможным. В зоне конфликта льется кровь, а конфликтный мартиролог каждый день увеличивается. В этой связи встает другой не менее важный вопрос.

В данном случае речь идет об ответственности «больших игроков» за тех, «кого приручили». Тот факт, что конфликт с определенного времени стал рассматриваться, как «proxy war» («посредническая война») не между Южной Осетией и Грузией и даже не между Тбилиси и Москвой, а между Россией и Западом, сыграло (как и в случае с Абхазией) злую шутку с мирным процессом. Мирный процесс стал восприниматься, как конкуренция «больших держав», которую можно использовать для того, чтобы расшатать ситуацию в нужном для себя направлении. Само примирение сторон (которое медленно, но верно осуществлялось в 1992-2004 гг.) потеряло ценность. До 2004 года у Тбилиси и Цхинвали не было выбора. Они работали вместе под российской эгидой. Москва в отчетный двенадцатилетний период выдерживала объективность. Однако затем ситуация изменилась кардинально.

Безудержное одобрение «демократического курса» Михаила Саакашвили привело не только к авторитарным эксцессам внутри Грузии. Это привело также к «разморозке» погасших, но не разрешенных конфликтов в Абхазии и в Южной Осетии. О последней следует особо сказать. В Тбилиси конфликт в Южной Осетии традиционно считался делом легким. На то были основания, как исторического характера, так и актуальные. В советский период осетины были гораздо лучше интегрированы в грузинский социум (100- тысячная осетинская община проживала вне пределов Южной Осетии, тогда как внутри Юго — Осетитнской Автономной области их численность равнялась 69 тыс. чел.). В ЮОАО действовали осетинские школы (в Северной Осетии, для сравнения, их были считанные единицы). После же конфликта 1990-1992 гг. в Южной Осетии (в отличие от Абхазии) не было масштабных этнических чисток, не было и попыток создать «сплошную этническую территорию».

Как справедливо отмечает тбилисский политолог Георгий Хуцишвили, «границы зоны так называемого грузино-осетинского конфликта совпали с административными границами Южно-Осетинской Автономной Области (упраздненной грузинским парламентом в декабре 1990 года). В отличие от Абхазии, где река Ингури превратилась в естественную разделительную линию между общинами, в зоне грузино-осетинского конфликта — переплетение грузино — и осетинонаселенных деревень, и к тому же там были территории, никогда не контролировавшиеся сепаратистским правительством в Цхинвали». А потому после «революции роз» (которая в реальности была не демократическим прорывом, а протестом политического класса и грузинского общества против «провалившегося государства» Шеварднадзе, считавшегося причиной потери Абхазии и Южной Осетии) Михаил Саакашвили решил нарушить сложившийся статус-кво именно с территории «Цхинвальского региона».
В ходе силовой «разморозки» конфликта страны Запада (особенно США) выступили с жесткой критикой действий Саакашвили. В заслугу Штатам можно поставить приостановку «разморозки» грузино-осетинского противостояния. Для США Большой Кавказ — тыловая зона «Большого Ближнего Востока», а потому крупная война не входит в число приоритетов американской политики в регионе

Однако США опасаются укрепления российских позиций. Южная Осетия же рассматривается Вашингтоном, как марионетка Москвы. В самом деле, в отличие от Абхазии лидеры Южной Осетии являются «государственниками поневоле». С самого начала в южно — осетинском движении доминировали мотивы не государственного самоопределения, а безопасности, обеспечения элементарных гуманитарных прав в содружестве с Северной Осетией и при помощи РФ. И сегодня мотив объединения с Россией артикулируется лидерами Южной Осетии гораздо сильнее, чем абхазскими руководителями (которые ориентируются на независимость). Однако «привязка» осетинского движения к России не исчерпывает всей сложности проблемы. Но Москва за 4 года сделала все, чтобы собственные устремление южных осетин не принимались бы в расчет США и ЕС.

Безудержная и однозначная поддержка лидеров Южной Осетии (без попыток корректировки некоторых не вполне политически корректных выпадов того же Эдуарда Кокойты) создала впечатление того, что на территории бывшей ЮОАО не было (и нет) никакого движения к самоопределению от Грузии, что существует лишь одно инспирированная Москвой военно-политическая фронда. Москва, не сумев сыграть на поле Запада (защита этнических меньшинств, гарантии гуманитарной безопасности), занявшись советской и имперской риторикой, оказала Южной Осетии «медвежью услугу», поскольку реальные факторы нарушения безопасности со стороны Грузии перестали попросту браться в расчет. Само «южно — осетинское» дело стало восприниматься как «российское». Риторический вопрос, что получила Южная Осетия вследствие того, что жители этого де-факто государства смогли голосовать за кандидатов от «Единой России» или за президента Медведева. Таким образом, США, ЕС, Россия пытаются сыграть свою миротворческую роль в регионе, но эта роль по сути своей стала конкурентной борьбой.
Как результат, между «сильными мира сего» нет понимания, а стороны не видят необходимости для сближения, полагаясь на «сильные тылы». В течение последнего года переговорный процесс деградировал. В 2007 году состоялась только одна результативная встреча Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта (СКК). В марте же 2007 года грузинская сторона и вовсе отказалась от участия в формате СКК. В свою очередь интенсивность обстрелов увеличилась. В ночь на 4 июля 2008 года в ходе обстрела Цхинвали два человека были убиты, а 6 ранено. Многие жители конфликтного региона предрекают большую войну. Будучи во Владикавказе и в Цхинвали, автор этой статьи слышал даже рассуждения подобного рода: «Скорее бы уже начинали, пора этот вопрос решить окончательно». Находясь же в Гори мне довелось лицезреть новый военный госпиталь, построенный по последнему слову науки и техники, новые высокого качества дороги, ведущие из Тбилиси в Шида Картли, а также слышать канонаду, доносящуюся с артиллерийских полигонов, находящихся поблизости с родиной «лучшего друга летчиков и физкультурников».

Однако, если отойти от эмоций (понятных и объяснимых для жителей региона), то можно признать, что война в Южной Осетии в ближайшем будущем маловероятно. Сегодня у Грузии есть сложности не только в Южной Осетии, но и в Абхазии. Воевать же на два фронта (а получить второй фронт Грузия может автоматически после начала кампании против любой из непризнанных республик) Тбилиси не сможет. Во-первых, для этого нет достаточных ресурсов, а, во-вторых, российское вмешательство в этой ситуации в той или иной форме гарантировано. США готовы поддерживать территориальную целостность Грузии, но не любой ценой. Только успешный блицкриг сможет обеспечить Тбилиси признание со стороны Запада. Это будет в чем-то напоминать сценарий с Сербской Краиной, непризнанным государством на территории Хорватии, ликвидированной в ходе операции хорватских вооруженных сил в 1995 году. Быстрый успех хорватов заставил и США, и ЕС признать итоги военной кампании. И только после «зачисток» сербов из Краины представители Европы заговорили о нарушениях прав человека и военных преступлениях со стороны хорватских военных (генерал Анте Готовина в результате оказался в Гааге).

В случае с Южной Осетией такой блицкриг кажется намного более вероятным, чем в случае с Абхазией (по причинам, описанным выше). Однако у Тбилиси уже есть опыт неудачного блицкрига в 2004 году, что оказывает определенное морально-психологическое воздействие и на армию, и на политическое руководство страны. Даже в 2006 году, когда в Южной Осетии прошли референдум о статусе и выборы президента, Тбилиси не решился на «победоносную войну». В Тбилиси также понимают, что новая война (если это не будет клоном Краины) поставит крест на НАТО-вских перспективах Грузии. Принимать в свои ряды воющую страну с таким соседом, как РФ, в Брюсселе не захотят даже при всем давлении со стороны США. Вероятно не зря, даже посол США в НАТО Виктория Нуланд заявила о том, что Киев и Тбилиси еще не во всем соответствуют высоким критериям Североатлантического Альянса.

Таким образом, в Южной Осетии «разморозка» конфликта будет продолжена, но, скорее всего, не в формате полномасштабной войны, а в формате «перманентной военной тревоги».

Стороны будут пытаться расшатать сложившееся равновесие, пробовать друг друга «на зубок», расширяя «силовое поле». Грузия будет пытаться полностью отказаться от соблюдения Дагомысских соглашений 1992 года (не просто не соблюдая их, но делая вид, что их правовая и политическая роль ничтожна). В этой ситуации многое зависит от эффективных и адекватных действий «больших игроков», которые могли бы стать рычагами давления на несговорчивых участников конфликта, которые в свою очередь не должны слишком опираться на свои «тылы». Однако сегодня «разморозка» конфликта уже сделала свое дело. По факту раздел территории бывшей ЮОАО уже произошел. Грузинские и осетинские села за 4 года выстроили свои транспортные, военные, хозяйственные и управленческие инфраструктуры, связывающие их с Тбилиси с одной стороны, с Владикавказом и Москвой – с другой. Продолжение силовой «разморозки» конфликта этот раздел только укрепляет. Для того, чтобы ситуация не дошла до точки, когда сержант будет значить больше Саакашвили или Медведева с американским президентом имярек, необходимо возобновление полноценного переговорного процесса и отказа от использования силы. Главное, чтобы эти переговоры были не поиском отвлеченных политически корректных абстракций, а реальным торгом и выявлением компромиссов.

SHARES

2008 Грузия Россия Конфликт Краткие факты

Си-Эн-Эн —

Вот взгляд на военный конфликт 2008 года между Россией и Грузией.

Конфликт сосредоточился на Южной Осетии и Абхазии, двух «отколовшихся провинциях» в Грузии. Официально они являются частью Грузии, но имеют отдельные правительства, непризнанные большинством стран.

Абхазию и Южную Осетию поддерживает Россия.

В ходе пятидневного конфликта 170 военнослужащих, 14 полицейских и 228 гражданских лиц из Грузии были убиты и 1747 ранены. Согласно официальному отчету ЕС по установлению фактов о конфликте, 67 российских военнослужащих были убиты и 283 ранены, а 365 югоосетинских военнослужащих и гражданских лиц (вместе) были убиты.

1918-1921- Грузия ненадолго является независимым государством после отделения от Российской империи.

1921 — После вторжения Красной Армии Грузия и Абхазия объявляются советскими социалистическими республиками.

1922 — В составе Грузии образована Южно-Осетинская автономная область.

1931 — Абхазия понижена до статуса автономной республики в составе Грузии.

1990 Южная Осетия объявляет о своей независимости от Грузии.

9 апреля 1991 г. Грузия провозглашает независимость.

1991-1992 — Гражданская война в Грузии. Звиад Гамсахурдиа свергнут с поста президента.

1992 — Абхазия объявляет о своей независимости от Грузии, что приводит к вооруженному конфликту.

Октябрь 1992 — Эдуард Шеварднадзе избран главой Грузии. Он переизбирался в 1995 и 2000 годах.

Сентябрь 1993 г. Абхазские сепаратистские силы наносят поражение грузинским военным.

Октябрь 1993 — Грузия присоединяется к Содружеству Независимых Государств.

Май 1994 г. — Соглашение о прекращении огня согласовано и подписано между правительством Грузии и абхазскими сепаратистами. В район стянуты российские миротворческие силы.

Октябрь 2001 г. — Возобновляются бои между абхазскими войсками и грузинскими военизированными формированиями. Россия заявляет, что, по ее мнению, Грузия укрывает чеченских повстанцев, но Грузия отвергает это утверждение.

Сентябрь 2002 г. — Президент России Владимир Путин направляет письмо Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, членам Совета Безопасности ООН и членам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором говорится, что Грузия должна ответить на обвинения в укрывательстве чеченских боевиков или столкновении с ними военные действия со стороны России.

Октябрь 2002 г. — Напряженность в отношениях с Россией разрядилась после того, как Шеварднадзе пообещал сотрудничать с Россией в борьбе с чеченскими повстанцами.

ноябрь 2003 г. — Шеварднадзе вынужден покинуть свой пост в ходе «революции роз».

Июль 2005 г. — По условиям соглашения, достигнутого в мае, Россия начинает вывод своих войск с двух военных баз советской эпохи.

Май-июнь 2006 г. — Напряженность в отношениях между Грузией и Россией снова обострилась, когда Грузия требует, чтобы российские миротворцы в Южной Осетии получили визы.

12 ноября 2006 г. — Проходит референдум, на котором жители Южной Осетии подавляющим большинством требуют независимости.

Ноябрь 2007 г. — Россия объявляет о выводе базирующихся в Грузии войск. Он сохраняет миротворческое присутствие в Абхазии и Южной Осетии.

3 апреля 2008 г. — Члены НАТО на саммите в Бухаресте, Румыния, откладывают решение о приеме Грузии и Украины до декабря 2008 г.

21 апреля 2008 — 900:16 Грузия обвиняет Россию в том, что 20 апреля над Абхазией был сбит беспилотный летательный аппарат. Россия это заявление отвергает.

29 апреля 2008 г. — Россия направляет дополнительные войска в Абхазию, чтобы противодействовать тому, что она называет планами нападения Грузии.

26 мая 2008 г. — Расследование ООН пришло к выводу, что беспилотник, сбитый 21 апреля, был поражен ракетой российского истребителя.

30-31 мая 2008 г. — Россия отправляет в Абхазию несколько сотен невооруженных военнослужащих, заявив, что они нужны для ремонта железной дороги. Грузия обвиняет Россию в планировании военной интервенции.

7-8 августа 2008 г. — Президент Грузии Михаил Саакашвили вводит войска в Южную Осетию. В ответ Россия перебрасывает свои войска к границе, запускает самолеты над Грузией и начинает авиаудары по Южной Осетии.

8 августа 2008 г. Соединенные Штаты, Великобритания и НАТО призывают к прекращению боевых действий со стороны России и Грузии.

9 августа 2008 г. — Делегация дипломатов ЕС и США направляется в Грузию для урегулирования эскалации напряженности.

10 августа 2008 г. — Россия перебрасывает танки и солдат через Южную Осетию вглубь Грузии, продвигаясь к городу Гори.

12 августа 2008 г. — Россия прекращает свое военное вторжение в Грузию и соглашается на дипломатический призыв к миру из шести пунктов. Об этом заявили президент Франции Николя Саркози и президент России Дмитрий Медведев.

13 августа 2008 г. — Президент США Джордж Буш объявляет об отправке гуманитарной помощи в Грузию. Также сообщается, что госсекретарь Кондолиза Райс будет направлена ​​во Францию ​​и Грузию с дипломатической миссией.

15 августа 2008 г. — Саакашвили подписывает соглашение о прекращении огня с Россией. Сделка осуществляется при посредничестве Саркози.

16 августа 2008 г. Медведев подписывает соглашение о прекращении огня.

22 августа 2008 г. — Россия частично выводит свои войска из Грузии в рамках соглашения о прекращении огня. Россия держит солдат на блокпостах вблизи спорных территорий Абхазии и Южной Осетии.

26 августа 2008 г. — Медведев подписывает указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. В ответ президент Буш публикует заявление, в котором, в частности, говорится: «Соединенные Штаты осуждают решение президента России признать независимыми государствами грузинские регионы Южную Осетию и Абхазию… Необходимо уважать территориальную целостность и границы Грузии, просто как в России или любой другой стране».

Июль 2009 — наблюдателей ООН покидают Грузию спустя почти 16 лет. Миссия не была продлена из-за вето России.

Сентябрь 2009 г. — Отчет миссии ЕС по установлению фактов определяет, что историческая напряженность и чрезмерная реакция со стороны России и Грузии способствовали пятидневному конфликту. Нападение Грузии на столицу Южной Осетии Цхинвали в ночь на 7 августа рассматривается как начало вооруженного конфликта, однако в докладе отмечается, что это нападение стало кульминацией многолетней напряженности, провокаций и инцидентов.

27 января 2016 — Международный уголовный суд в Гааге санкционирует расследование возможных военных преступлений, совершенных российскими, грузинскими и югоосетинскими силами во время конфликта.

Россия/Грузия: все стороны августовского/южноосетинского конфликта нарушили законы войны

(Нью-Йорк) — Грузинские, российские и южноосетинские силы совершили многочисленные нарушения законов войны в ходе конфликта в августе 2008 г. вокруг Южной Осетии и его последствий, что привело к гибели и ранениям многих гражданских лиц и крупномасштабному уничтожению гражданского имущества, заявила Хьюман Райтс Вотч. во всеобъемлющем отчете, опубликованном сегодня.

В 200-страничном отчете «В огне: нарушения гуманитарного права в конфликте вокруг Южной Осетии» подробно описаны неизбирательные и несоразмерные нападения как грузинских, так и российских сил, а также кампания югоосетинских сил по преднамеренному и систематическому уничтожению определенных этнических грузин. села в Южной Осетии. В нем также описывается неспособность России обеспечить общественный порядок и безопасность в районах Грузии, которые находились под ее фактическим контролем. Отчет основан на более чем 460 интервью, проведенных в течение нескольких месяцев полевых исследований.

«Война из-за Южной Осетии длилась всего одну неделю, но будет иметь разрушительные последствия для гражданского населения в грядущих поколениях», — сказала Рэйчел Денбер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Сосредоточение внимания на том, кто начал войну или кто совершил худшие зверства, как это делают некоторые наблюдатели, упускает из виду суть, а именно настоятельную необходимость привлечь к ответственности всех, кто несет ответственность, и позволить перемещенным лицам безопасно вернуться домой».

Южная Осетия — это отколовшийся от Грузии регион, который имеет общую границу и очень тесные связи с Россией. Вооруженный конфликт начался 7 августа 2008 г. и продолжался до прекращения огня 15 августа, когда грузинские войска отступали, а российские войска оккупировали Южную Осетию и временно неоспоримые части Грузии. За неделю открытого конфликта и многие последующие недели безудержного насилия и отсутствия безопасности в районах, находящихся под фактическим контролем России, сотни мирных жителей были убиты, а десятки тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Многие из них не смогли вернуться домой.

Исследование Хьюман Райтс Вотч показало, что в ряде случаев грузинские силы наносили неизбирательные и непропорциональные артиллерийские удары по Южной Осетии, а в некоторых случаях во время наземного наступления наносили удары, которые оказывали чрезмерное воздействие на гражданское население по сравнению с ожидаемым военным преимуществом. В частности, грузинские силы осуществляли неизбирательные атаки, широко применяя в жилых районах реактивные системы залпового огня, которые не могут быть наведены с достаточной точностью, чтобы отличить гражданские объекты от военных. Считается, что ракеты, известные как «Град», также использовались российскими войсками.

«Применение ракет «Град», которые действуют неизбирательно в районах, населенных мирными жителями, показывает, что грузинские силы атаковали Южную Осетию с вопиющим пренебрежением к безопасности мирных жителей», — сказал Денбер.

Хьюман Райтс Вотч установлено, что в ряде случаев в Южной Осетии и на бесспорной территории Грузии российские войска наносили неизбирательные удары с воздуха, артиллерии и танков, в результате чего многие мирные жители были убиты и ранены. Хьюман Райтс Вотч задокументировала ряд случаев, когда российские войска, оккупировавшие Горийский район в Грузии, открывали огонь по гражданским автомобилям, в результате чего мирные жители были убиты или ранены.

И российские, и грузинские силы применяли кассетные боеприпасы, что привело к гибели мирных жителей и подвергло их риску, оставив после себя неустойчивые «минные поля» из неразорвавшихся бомб. Кассетные боеприпасы запрещены Конвенцией о кассетных боеприпасах, которую ни Грузия, ни Россия не подписали.

После ухода грузинских войск из Южной Осетии 10 августа южноосетинские силы в течение нескольких недель преднамеренно и систематически уничтожали этнические грузинские села в Южной Осетии, находившиеся под управлением грузинского правительства. Южные осетины грабили, избивали, угрожали и незаконно задерживали многочисленных гражданских лиц, принадлежащих к этническим грузинам, и убивали нескольких на основании этнической и предполагаемой политической принадлежности жителей с явной целью вынудить тех, кто остался, уйти и обеспечить, чтобы бывшие жители вернутся.

Как оккупирующая держава в этих районах Россия не выполнила своего долга по международному гуманитарному праву по обеспечению, насколько это возможно, общественного порядка и безопасности в районах, находящихся под ее фактическим контролем.

«Вместо того, чтобы защищать мирных жителей, российские силы позволили югоосетинским силам, которые преследовали их на пути, участвовать в бессмысленных и широкомасштабных грабежах и поджогах грузинских домов, а также убивать, избивать, насиловать и угрожать мирным жителям», — сказал Денбер. «Такие преднамеренные нападения являются военными преступлениями, и, если они совершаются в рамках широкомасштабной или систематической схемы, они могут преследоваться как преступление против человечности».

Более 20 000 этнических грузин, бежавших от конфликта в Южной Осетии, остаются перемещенными лицами. Этнические грузины в Ахалгорском районе — отдаленном районе на востоке Южной Осетии, в настоящее время оккупированном российскими войсками — сталкиваются с угрозами и преследованиями со стороны ополченцев и обеспокоены возможным закрытием административной границы района с остальной частью Грузии. Оба фактора заставили большое количество людей покинуть свои дома и перебраться на бесспорную территорию Грузии.

«Постоянное принудительное перемещение тысяч людей недопустимо», — сказал Денбер. «Россия должна публично поощрять и контролировать право всех лиц, перемещенных в результате конфликта, на возвращение и жить в своих домах в безопасности и достоинстве, а также обеспечивать безопасность всех проживающих там лиц, независимо от этнической принадлежности».

В отчете также задокументировано, как, когда российские войска оккупировали территорию Грузии, прилегающую к административной границе Южной Осетии, осетинские ополченцы в широких масштабах грабили, разрушали и сжигали дома, преднамеренно убили не менее девяти мирных жителей и изнасиловали не менее двух. Российские силы иногда участвовали в грабежах и разрушениях либо в качестве пассивных наблюдателей, либо в качестве активных участников, либо предоставляя ополченцам транспорт в деревни.

В отчете подробно рассказывается, как югоосетинские силы, иногда совместно с российскими силами, произвольно задерживали по меньшей мере 159 человек.