ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Мемуары ]— Литвин Г.А. Я был воздушным стрелком

От мифов — к реальности

Историю нельзя подправлять задним числом. Ее нужно принимать такой, какой она была на самом деле. Мы теперь знаем больше, но многое еще предстоит нам и узнать, и осмыслить, многим людям еще необходимо мужество, чтобы освободиться от плена прежних своих представлений.

Вспоминая о трагическом начальном периоде войны, о так называемой «внезапности нападения» немецкой авиации на наши аэродромы в западных приграничных военных округах, авиаторы задавали вопросы: Как могло такое произойти? Почему наша авиация не была приведена в боевую готовность? Где была наша разведка? Почему бездействовали штабы ВВС, командиры авиасоединений и частей? [20] Каким было соотношение сил? Но убедительных, правдивых ответов долгое время не получали.

В настоящее время в распоряжении историков имеются данные о силах люфтваффе, распределении их по воздушным флотам и театрам военных действий, потерях самолетов и личного состава за весь период второй мировой войны, исключая три последних месяца перед капитуляцией Германии.

Взяты они из документов 6-го отдела штаба тыла, которые находятся в военном архиве города Фрейбург (ФРГ). Эти данные были систематизированы и опубликованы в 1978 году известным историком ГДР О. Грелером в третьем номере немецкого журнала «Военная история».

В его же книгах «История войн в воздухе с 1910 по 1980 годы» и «Борьба за господство в воздухе», изданных военным издательством ГДР в 1988 году, приводятся последние, уточненные данные о силах люфтваффе, сосредоточенных к 22 июня 1941 года для нанесения первого удара по аэродромам и важнейшим объектам нашего тыла.

Мне довелось быть свидетелем, а позднее и участником беспримерной по своему накалу борьбы советских летчиков с превосходящими силами врага. В сентябре 1945 года как знающего немецкий язык меня в качестве военного переводчика откомандировали в Военно-воздушный отдел Советской военной администрации в Германии, где пришлось разбирать захваченные документы, допрашивать высоких чинов разгромленной гитлеровской авиации.

Эта работа уже тогда позволила на многие события войны взглянуть другими глазами и, в частности, глазами нашего противника.

Всего у границ Советского Союза к началу войны было сосредоточено 3604 немецких боевых самолета и 1177 самолетов тогдашних союзников Германии. Получается, что противник имел около 4800 боевых самолетов.

В наших западных военных округах насчитывалось 6600 самолетов и 1331 имели в своем распоряжении ВВС Флота. Самолетный парк состоял в основном из ветхих и изношенных машин с ограниченным летным ресурсом, которые, несмотря на неоднократные модификации, по своим летно-техническим качествам, прежде всего по скорости, значительно уступали самолетам противника. Пора бы уже признать, что в довоенные годы олицетворением передовой научно-технической мысли среди стран мира была Германия.

Я вспоминаю послевоенные годы, когда бывал на авиационных заводах Германии, где в то время производился демонтаж оборудования. Специалисты нашей авиапромышленности, занимавшиеся этим делом, в доверительных беседах отмечали высокий уровень технологии и машин. (Такие беседы могли нам стоить, в лучшем случае, ярлыка «преклоняющихся перед иностранщиной» со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Немцы же хорошо знали возможности нашей авиапромышленности. После окончания гражданской войны в Филях под Москвой немецкая фирма «Юнкерс» построила авиационный завод, где работали и немецкие специалисты.

До прихода Гитлера к власти, так как Германии не разрешалось, согласно Версальскому договору, иметь военно-воздушные силы, немцы готовили кадры военных летчиков в других странах, в том числе и в СССР. В Липецке был [22]

«секретный» центр, где немцы учились летать. К нам прибывали обычно офицеры, в гражданском платье, под видом туристов или специалистов, проходили курс обучения полетам и отбывали в Германию. Их сменяла следующая группа.

Многие из этих «туристов» воевали в составе «Легиона Кондор» в Испании, сражались там на «мессершмиттах» с нашими «ишачками». Затем в войне против нашей страны передавали опыт своим подчиненным, атаковали советских молодых летчиков, имевших мизерный налет часов в летных школах, особенно ускоренных выпусков военного времени. А наши летчики и обслуживающий персонал, которые работали с немцами, в свою очередь учились у них… Их опыт и представлял бы огромную ценность, но они были истреблены в сталинских застенках.

Руководство фашистской Германии исповедовало доктрину «молниеносной войны», большая роль в которой отводилась теории итальянского генерала Д. Дуэ о ведущей роли авиации. Тот утверждал, что авиация, завоевав господство в воздухе, способна ударами по государственным и экономическим центрам тыла противника решить исход войны. Опыт второй мировой войны и последующих локальных войн показал беспочвенность этой теории. Немцы создали специальное министерство авиации, которому подчинилось все, касающееся авиации, и отдельный род войск — люфтваффе с генеральным штабом, подчинив ему, кроме летных частей, всю систему ПВО, зенитную артиллерию, полевые авиасоединения.

Конечно, нет никакого сомнения, что герои войны в Испании и на Халхин-Голе [23] Я. В. Смушкевич, П. В. Рычагов, став командующими ВВС страны, не могли не знать о действиях немецкой авиации против Франции и Англии, где люфтваффе наносили прежде всего удары по авиации противника на аэродромах. Однако они ничего не могли сделать, ибо за две недели до начала войны были арестованы и их постигла участь многих тысяч других военачальников.

Страшная атмосфера подозрительности и шпиономании, боязнь принимать решения самостоятельно не могли не отразиться на моральном состоянии руководства штабов ВВС, авиасоединений и частей.

В первый день войны принимало участие в налетах 3100 вражеских самолетов. Уже в два часа ночи 22 июня специально подготовленные вражеские экипажи-ночники — 637 бомбардировщиков и 231 истребитель — были подняты в воздух для подавления в основном нашей истребительной авиации на аэродромах, а также зенитных средств ПВО.

Чуть позже, с рассветом, следующая волна — 400 бомбардировщиков и большое количество истребителей — нанесла удар по остальным приграничным аэродромам и другим целям.

Расчет командования вермахта был ясен: нейтрализовать советскую авиацию, обеспечить свое безраздельное господство в воздухе и переключить основные силы люфтваффе на непосредственную поддержку наземных войск.

Реализация этого замысла привела к тому, что, по данным немцев, в первый день войны на земле было уничтожено 888, в воздухе — 223 советских самолета. Эти цифры не намного отличаются от данных, содержащихся в наших официальных источниках: всего потеряно около 1200 самолетов, из них 800 — на аэродромах. [24]

Работая в военном архиве Народной армии ГДР, я изучал документы бывших люфтваффе, касающихся прежде всего первого периода военных действий на нашем фронте, а также периода обороны и освобождения Крыма, имеющие, как правило, гриф «совершенно секретно, только для командования», часто с пометками: «передавать только от офицера к офицеру», «печатал на машинке офицер». Многие фотокопии этих документов, в свое время захваченных американцами, а затем переданных в ГДР, находятся и в моем личном архиве.

Вот документ — радиоперехват 4-го воздушного флота люфтваффе от 22 июня 1941 года.

«Противник не применяет кода, передает открытым текстом: Подверглись нападению. Что мы должны делать? Импровизированные приказы русских: бомбите следующий аэродром! Прошу помощи! Ответ: Держитесь мужественно! В 3 ч. 10 м. объявлена боевая тревога для ночных истребителей в Киеве. 10-я смешанная авиадивизия русских на аэродромах между Пинском и Белостоком в 6 ч. 00 м. сообщает: аэродромы горят, связь прервана. В 10 ч. 45 м. радио всем: летчикам садиться в Добжник (140 км южнее Минска)» (Д. 03/5660, л. 296).

Записи из дневника военных действий 4-го воздушного флота люфтваффе от 22 июня 1941 года:

«2-я группа 4-й бомбардировочной эскадры 4-го воздушного корпуса еще в темноте силами 9 Хе-111 бомбила Севастополь. В гавани находится линкор «Парижская коммуна».

«…На 12 ч. 00 м. 23.06.41 г. по донесениям из воздушных корпусов с начала боевых действий уничтожено самолетов противника: в воздухе — 27, на земле — 486. Отмечается сильное противодействие истребителей противника. [25] Собственные потери уточняются».

«Донесение из 4-го воздушного корпуса. За 23.06.41 г. уничтожено самолетов противника на земле — 20, в воздухе — 5. Собственные потери: 8 самолетов потеряно полностью, 5 совершили вынужденную посадку» (Д. 02/6959, л. 196).

Советские летчики вступили в смертельную схватку с врагом. Там, где служба дежурных звеньев была налажена, наши истребители взлетали навстречу вражеским армадам бомбардировщиков, самоотверженно вступали с ними в бой.

Авиация лишь одного военного округа — Одесского,— так же как и авиация наших флотов — Черноморского, Балтийского и Северного,— была приведена в боевую готовность 21 июня. Летчики встретили противника более организованно и нанесли ему большой урон.

По немецким данным, фашисты потеряли за первую неделю войны — с 22 по 30 июня 1941 года — 669 самолетов, из них 286 бомбардировщиков и 211 истребителей. В июле и августе — по тысяче самолетов.

Всего же с момента нападения на Советский Союз по 31 декабря 1941 года боевые потери фашистской авиации составили 4643 самолета, из них 3827 (или 82 процента) — на Восточном фронте. По летному составу люфтваффе архивные данные таковы: общие потери убитыми, ранеными и пропавшими без вести — 7666 человек, из них 6052 (или 79 процентов) — на Восточном фронте. Думается, эти цифры не оставляют сомнений в том, кто же на самом деле ломал крылья гитлеровской военной машине.

Командование люфтваффе в своих донесениях отмечало, что с началом войны на Востоке [26] разрыв между их потерями самолетов, летного состава и получаемым пополнением постоянно увеличивался. По сути дела, это был провал «блицкрига» для фашистской авиации.

За возрастающие трудности с восполнением, потерь кто-то должен был нести ответственность. Первым «козлом отпущения» стал генерал Удет, отвечавший в имперском министерстве авиации за производство самолетов. Не выдержав тяжести свалившихся на него обвинений, 17 ноября 1941 года Удет застрелился. Волей судьбы его смерть косвенно послужила причиной гибели еще одного известного немецкого аса — генерала Мельдерса. Вылетев 19 ноября на похороны Удета, он разбился.

При подготовке летнего наступления 1942 года гитлеровское командование также придавало большое значение действиям авиации. Из 4262 боевых самолетов, которыми Германия располагала на тот момент, почти три тысячи были сосредоточены на Восточном фронте, причем большая часть — на южном его участке. Особенно был усилен 4-й воздушный флот люфтваффе.

Ожесточенные сражения происходили в небе Украины, Крыма, Кавказа, Сталинграда. Враг по-прежнему имел ощутимое превосходство в авиационных силах и средствах.

Хорошо помню те дни. Части 4-й воздушной армии, в состав которой вошел 446-й истребительный авиационный полк, ведя тяжелые бои с воздушным противником, непрерывно меняя дислокацию из-за угрозы окружения, отходили на юг. Часто бывало так: на задание летчики вылетали с одного аэродрома, а садились на другом — настолько быстро менялась обстановка. Люди были измотаны морально и физически. Тем не менее в воздушных боях наши [27]

летчики проявляли исключительные отвагу и мастерство.

26 мая 1942 года в Донбассе нам, авиаспециалистам, удалось увидеть своими глазами бой шестерки И-16 во главе с командиром эскадрильи капитаном И. Пилипенко с сорока вражескими бомбардировщиками. «Ишачки» сбили шесть самолетов, заставили гитлеровцев бесприцельно сбросить бомбы и поспешно ретироваться. Наши истребители потерь не имели.

Остался в памяти и такой боевой эпизод. 2 октября 1942 года группа истребителей удачно штурмовала аэродром 52-й истребительной зскадры немцев у станицы Солдатская под Нальчиком. Двенадцать самолетов были сожжены на стоянках, семь повреждены, три сбиты в воздухе. Из наших летчиков погиб один — ведущий группы капитан И. Пилипенко. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вот некоторые данные о потерях люфтваффе за период с 1 декабря 1942 года по 30 апреля 1943 года. Всего германские ВВС недосчитались 8810 самолетов, в том числе 1240 транспортных, 2075 бомбардировщиков, 560 пикировщиков, 2775 истребителей. Это две трети всех их потерь на фронтах.

К сказанному хотелось бы добавить, что за девять недель, когда гитлеровцы с помощью «воздушного моста» пытались если не спасти, то облегчить положение окруженных под Сталинградом войск, они только транспортных самолетов потеряли 495 в воздушных боях и столько же на земле.

Стабилизировав фронт, фашистское командование с весны 1943 года начало подготовку к летнему наступлению под Курском. В осуществлении намеченного плана важное значение придавалось [28] укреплению группировки в Крыму с целью сохранения плацдарма для наступления на Кавказ, а также отвлечения на второстепенные направления как можно большего числа советских войск.

К середине апреля 1943 года противник сосредоточил на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего 820 самолетов. Кроме того, он мог привлекать более 200 бомбардировщиков с аэродромов юга Украины. Благодаря принятым мерам, за короткий срок боевой состав ВВС Северо-Кавказского фронта с приданными и взаимодействующими частями и соединениями был доведен до 900 самолетов. Это позволило ликвидировать невыгодное для нашей авиации соотношение в силах.

Сосредоточение с обеих сторон большого количества самолетов для действий в ограниченном районе предопределило упорную и напряженную борьбу в воздухе.

С самого начала активных боевых действий-нашей и немецкой авиации на Кубани развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Пытаясь переломить ход событий, враг вводил в сражение все новые и новые силы. Однако инициативу захватили советские летчики.

За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года, противник потерял почти 1100 самолетов, более 800 из них были уничтожены в воздухе. Важно заметить, что на Кубани нашим авиаторам противостоял сильный враг, представлявший, так сказать, цвет люфтваффе — истребительные эскадры «Удет», «Мельдерс»,

Но и для титулованных пришел час расплаты. Сотни из них на Кубани, сделали свои последние боевые вылеты. В то же время здесь ярко проявился бойцовский талант [29] наших прославленных летчиков-истребителей: А Покрышкина, Г. Речкалова, В. Фадеева, С. Харламова, братьев Бориса и Дмитрия Глинки и многих других.

Наши летчики вступили в битву на Курской дуге, обогащенные боевым опытом. Здесь авиационная группировка противника насчитывала 2050 самолетов. Для координации действий авиации на фронт прибыл начальник генерального штаба люфтваффе генерал-полковник Ешоннек. Как и в предыдущих крупных операциях, решающее значение в наступлении под Курском придавалось первому массированному удару.

Исход Курской битвы и ее влияние на дальнейший ход войны известны: борьба с авиацией противника, продолжавшаяся почти полтора месяца, завершилась разгромом основных ее сил. В результате Советские Военно-Воздушные Силы завоевали стратегическое господство в воздухе.

За период с 5 июля по 23 августа 1943 года на советско-германском фронте гитлеровцы потеряли 3700 самолетов. Это была катастрофа, и, думается, многие руководители люфтваффе понимали ее последствия. Так, генерал Ешоннек, не дожидаясь «оргвыводов» за провал своей миссии в Курском сражении, 18 августа покончил с собой. Как показали дальнейшие события Великой Отечественной войны, фашистская Германия так и не смогла восполнить понесенные авиацией потери.

В то же время быстрорастущие темпы производства авиационной техники и вооружения позволяли командованию Красной Армии, ВВС не только компенсировать боевые потери в частях. Формировались новые авиационные соединения, создавались крупные резервы, перевооружались полки и дивизии. [30] Новая техника не только не уступала, но и превосходила по ряду тактико-технических характеристик соответствующие типы немецких самолетов.

Уже в феврале 1942 года руководство авиационной промышленностью Германии отмечало:

«Захваченные в качестве трофеев советские самолеты доказывают, что в последние годы имел место неожиданный технический рывок в развитии самолетостроения в СССР. Причем в отдельных областях отмечается их конкурентоспособность по сравнению с лучшими изделиями Европы и Америки».

А вот строки из документа, датируемого апрелем 1942 года:

«Необходимо отметить, что советское моторостроение сделало неожиданно большой рывок, и не только в количественном, но и в качественном отношении по сравнению с другими воюющими государствами».

Существенные изменения произошли не только в техническом оснащении Советских Военно-Воздушных Сил. На более высокую ступень в своем развитии поднялись оперативное искусство и тактика родов авиации, управление войсками и планирование боевых действий, организация взаимодействия. Все эти и другие факторы, в том числе морально-политический, делают вывод исследователи, сыграли решающую роль в изменении соотношения сил в воздушной войне.

По данным немецких архивных документов, гитлеровская авиация с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1943 года потеряла только истребителей около 15 тысяч. Из них на Западном фронте и над Германией при отражении налетов англо-американской авиации был сбит 2581 самолет, или 17 процентов от общего числа потерь… [31]

В издаваемой на Западе литературе о гитлеровской авиации, особенно в мемуарах, не жалеют красок для описаний подвигов и побед фашистских летчиков. Понятно, что эти публикации рассчитаны на массового читателя, мало знакомого с историей второй мировой войны и тем более с перипетиями авиационного противоборства. Грим эмоций, наложенный умелой рукой на действительные или правдоподобные факты, и создает иллюзию столь обожаемого западными читателями и зрителями супермена-летчика, играючи сбивающего неграмотных, нерасторопных русских.

Что бросается в глаза в подобной литературе? Прежде всего, общая тенденция брать за основу повествования начальный, наиболее тяжелый для нашей страны и армии период войны. Характерно также стремление авторов к восхвалению боевых возможностей немецких самолетов и мастерства летчиков, опуская, естественно, недостатки и тот факт, что советские авиаторы и на устаревших машинах, уступая противнику числом, тем не менее одерживали победы.

В мемуарных изданиях до сих пор бытует мнение, что в Советских ВВС якобы существовали специальные подразделения летчиков-смертников вроде японских камикадзе. Поводом для появления этого мифа послужили, можно предполагать, нередкие случаи применения нашими авиаторами воздушных и огненных таранов. Уже после войны, беседуя с бывшими летчиками: люфтваффе, приходилось доказывать, что таких подразделений у нас не было. В качестве контраргумента ими не раз приводился приказ Геринга, согласно которому советских летчиков, совершивших таран и попавших в плен, предписывалось после допроса не отправлять [32] в специальные лагеря, а расстреливать на месте.

Теперь несколько слов о фантастически большом количестве самолетов, якобы сбитых отдельными гитлеровскими летчиками. Отдавая должное сильному и опытному противнику, все же, думается, следует критически относиться к цифрам и фактам, приводимым в соответствующих изданиях.

Надо иметь в виду, что к началу Великой Отечественной войны многие немецкие летчики имели за плечами опыт боев в небе Испании, Северной Африки, оккупированных европейских стран. На их счету были уже десятки сбитых самолетов.

Не раз приходилось слышать высказывания, что, мол, русские прославляют своих асов — А. Покрышкина, И. Кожедуба, Г. Речкалова, Н. Гуляева, Б. Сафонова и других, а ведь были летчики люфтваффе, одерживавшие больше побед в воздушных боях.

Нет, простая арифметика здесь не подходит. На личный боевой счет советских авиаторов заносились только документально подтвержденные участниками данного боя и наземными войсками сбитые самолеты. Но ведь множество воздушных поединков проходило за линией фронта или над морем, где некому было наблюдать с земли за действиями летчиков и считать сбитые или поврежденные фашистские самолеты.

В случаях, когда в горячке боя трудно было определить летчика, нанесшего поражающий удар, сбитый самолет записывался на групповой счет. Нередко ведущий одержанные победы по справедливости делил с ведомым. Порой опытные командиры в педагогических и воспитательных целях засчитывали сбитые ими самолеты [33] молодым или потерявшим по каким-то причинам уверенность в себе летчикам.

Таких примеров немало. Да, иметь солидный боевой счет было престижно, за победами в воздухе следовали высокие награды. И все же для советских летчиков главным всегда и везде были чувство долга, честь эскадрильи, полка, законы воинского товарищества.

В гитлеровской армии подсчет сбитых самолетов противника повсеместно осуществляли специальные службы воздушного наблюдения. Кроме того, уже тогда на немецких истребителях устанавливались устройства, получившие в авиации название кинофотопулеметов. После вылета или в конце боевого дня кинолента проявлялась, и по количеству или характеру попаданий пуль и снарядов гитлеровскому летчику могли засчитывать самолет противника как выведенный из строя.

Однако в практике боевых действий наших Военно-Воздушных Сил множество случаев, когда летчики возвращались на аэродром буквально на изрешеченном самолете, а на следующий день благодаря мастерству авиаспециалистов снова вылетали на задания и сбивали врага. Кстати, испытал это на себе. Наш Ил-2, вероятно, тоже не раз в гитлеровских сводках входил в число сбитых. А он, латаный-перелатаный, снова и снова поднимался в небо.

Напрашивается вывод. Если существовавшая в люфтваффе система учета потерь противника не вполне отвечала целям военным, то пропагандистским, видимо, соответствовала. Точно так же, как соответствуют им послевоенные издания некоторых западных «исследователей» войны в воздухе и мемуары гитлеровских летчиков и генералов люфтваффе. [34]

Попытка принизить подвиг наших ВВС не нова, но если этим ранее занимались сами немцы и их покровители — союзники по НАТО, то сейчас этим занимаются и наши доморощенные «стратеги», забыв предупреждение поэта: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Люфтваффе потерял свои лучшие силы на Восточном фронте, о чем свидетельствуют немецкие документы.

Подтверждением этому может служить книга «Снимите Хартмана с неба» американских авторов Р. Толивера и Т. Констейбла, изданная в Штутгарте в 1988 году и посвященная немецкому асу № 1 Эриху Хартману, который командовал 9-й эскадрильей 52-й истребительной эскадры с 20 апреля по 8 мая 1944 года в Крыму.. Эта эскадрилья тогда базировалась на аэродроме на мысе Херсонес.

В книге дан поименный список потерь летного состава эскадры за период второй мировой войны. Эта эскадра с первого и до последнего дня войны, а именно с 22 июня 1941 года и по 8 мая 1945 года находилась на Восточном фронте. Приводятся потери с 22 июня 1941 года по 11 апреля 1945 года — 503 летчика. Кроме того, за тот же период еще 91 человек пропал без вести при невыясненных обстоятельствах.

Авторы, опираясь на заявления многих немецких асов, пишут:

«Этот список потерь истребительной эскадры помогает разрушить легенду о том, что с русскими было легче воевать. Особенно с 1943 года об этом не могло быть и речи. Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся столь успешно на Западном фронте, а затем переброшенные на Восточный фронт, вскоре погибали или попадали в плен. Вспомните [35] судьбу таких асов, как Аси Ган, Зигфрид Шнель, Герхард Хомут, Эрих Лейе, и других. Причины тому были различные: психологические, технические, материальные и даже погодные. Многое зависело от тылового снабжения и организации аэродромной службы. Восточный и Западный фронты нельзя сравнивать…» (с. 332).

Сам Хартман совершил 1404 боевых вылета. Наши летчики сбивали его 14 раз, но он спасался с парашютом или садился на вынужденную. Один раз он даже попал к нам в плен, но в прифронтовой полосе обманул конвоиров (знал русский язык), бежал. Наши же асы А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб совершили 600 и 330 боевых вылетов соответственно. Если приплюсовать сюда еще и вылеты В. И. Фадеева, то получается, что Хартман совершил столько боевых вылетов, сколько эти три наших аса, вместе взятые. Почему так получилось? На этот вопрос я уже ответил чуть выше, но повторюсь еще раз. Подсчет сбитых самолетов у нас и у немцев был разным. У нас необходимо было подтверждение из трех источников, что самолет сбит наверняка, а это не всегда было возможно доказать. У немцев же считался сбитым самолет,

если в него попало столько-то снарядов или пуль, что определялось после проявления кинопленки. Наши истребители таких кинокамер на борту не имели. Причем сбитый самолет — это значит выведенный из строя, хотя оставшийся в живых летчик мог дотянуть самолет до своей территории.

Под каким бы слоем пропагандистского грима ни подавались события и факты минувшей войны, правду истории не исказить. Сегодня становятся известными все больше архивных документов, проливающих свет истины и помогающих [36] найти ответы на вопросы, волновавшие и волнующие миллионы людей.

Живы и многие участники великих сражений, в том числе воздушных. Их объективные воспоминания должны дополнить и обогатить летопись борьбы и побед советского народа, его армии, Военно-Воздушных Сил.

Цифры. …Para bellum!

Цифры

Не многие читатели любят цифры, но для человека, который действительно хочет в чём-то разобраться нет ничего лучше цифр. Поэтому я закончу свою работу цифрами самолётного парка Германии и потерь люфтваффе, сведёнными в таблицы, на основании немецких архивных документов.

Таблица 13

Самолётный парк люфтваффе во Второй Мировой войне

Таблица 14

Наличные силы самолётов люфтваффе на Советско-Германском фронте с июля 1941 г. по декабрь 1944 г.

Таблица 15

Распределение самолётов люфтваффе по фронтам с августа 1943 г. по ноябрь 1944 г.

Таблица 16

Потери самолётов люфтваффе на фронтах с 22 июня 1941 г. по 14 марта 1942 г.

Таблица 17

Потери личного состава лётных частей и самолётов люфтваффе за период с 1 по 31 августа 1942 г. на фронтах*)

* Данные подготовлены для доклада Гитлеру 7 сентября 1942 г.

Таблица 18

Потери самолётов люфтваффе с сентября 1943 г. по октябрь 1944 г.

(всего, в скобках – полностью)

Повреждённые самолёты: разница между всего и полностью.

Далее необходимо дать потери личного состава люфтваффе, но я решил дополнить их потерями всех вооружённых сил Германии по тот период, по который они ещё подсчитывались. Цифры взяты из очень редкой книги немецкого историка Фрица Гана «О потерях вермахта в людях и технике», который в свою очередь взял их из последних докладов Генштаба Гитлеру. Безвозвратные потери немцев от начала войны до 1.09.1944 г. даны в табл.19.

Таблица 19

Безвозвратные потери вермахта по периодам 2-й Мировой войны, человек

(в скобках – в том числе офицеры)

Не менее интересными представляются и цифры потерь Вооружённых сил Германии, с разбивкой не только по родам войск, но и по фронтам. Эти цифры были представлены Гитлеру в феврале 1945 г. (табл. 20) и итожат потери по сухопутным войскам и люфтваффе по 31 января 1945 г., а по ВМС – по 31 декабря 1944 г.

Таблица 20

Потери вермахта по фронтам Второй Мировой войны, чел.

(в скобках – в том числе офицеры)

* В таблице встречаются ошибки при суммировании (Прим. ред.)

Германию вынудили капитулировать её потери в живой силе. Оружия и техники у неё в принципе хватало, даже самых новых и передовых образцов, таких, скажем, как баллистические ракеты, реактивные самолёты, мощные танки и т. д.

Против фашистской Германии с её сателлитами воевала коалиция союзников: СССР, Англия и США. И с точки зрения нанесения Германии определяющих потерь, посмотрев на таблицы, можно определить, кто же из союзников играл в той войне главную роль.

Потери Военно-морского флота Германии безусловно определены боевыми действиями флотов и авиации Англии и США. И хотя к декабрю 1944 г. Балтийский флот ещё не сказал своего окончательного слова и капитан Маринеску ещё не утопил всю школу подводного флота Германии и не стал личным врагом фюрера, но отдадим союзникам должное – наверное и в итоге они определили потери немцев на море почти на 95 %. Но человеческие потери немцев на море к началу 1945 г. составляют чуть более 2 % их общих учтённых потерь.

В воздухе к середине войны Англия и США давили немцев своим численным превосходством, естественно, что главные силы люфтваффе всегда были на защите территории собственно Германии и здесь они несли серьёзные потери. Тем не менее, если просуммировать потери живой силы люфтваффе только от боевых действий (первые четыре суммы итоговой колонки), то получим боевые потери – 549393, из которых 218960 – это потери на Восточном фронте, или 39,8 % всех боевых потерь ВВС Германии.

Если мы примем, что потери лётного состава люфтваффе на всех фронтах были пропорциональны, то на Восточном фронте, немцы должны были бы потерять 39,8 % всех своих лётчиков. Количество убитых в числе без вести пропавших не известно, предположим, что половина лётного состава, числящегося в пропавших, была пленена, а половина – погибла. Тогда ориентировочная сумма погибшего лётного состава на 31.01.1945 г. будет (43517 + 27240/2) = 57137 человек, а 39,8 % от этого числа составит 22740 человек.

Советские ВВС за всю войну потеряли 27600 лётчиков. Если учесть, на каких самолётах им пришлось летать в начальный период войны (за первые 6 месяцев мы потеряли более 20 тыс. самолётов, а немцы около 4 тыс.), то постоянно муссируемые сказки о каком-то сверхпревосходстве немецких лётчиков над советскими не выглядят убедительными. Ведь к этим цифрам немецких потерь надо добавить и потери после 31.01.45, и потери финнов, венгров, итальянцев и румын.

И, наконец, потери сухопутных войск фашистской Германии на всех фронтах (шесть верхних чисел итоговой колонки соответствующей части таблицы) на 31.01.1945 г. составили – 7065239 человек, из которых 5622411 человек немцы потеряли на советско-германском фронте. Это составляет 80 % всех их боевых потерь.

Так как немцы неохотно сдавались в плен войскам Красной Армии, то можно подсчитать и долю убитых немецких солдат на Восточном фронте, от всех убитых на 31.01.1945 г. Эта доля составляет более 85 %. Это за период с 1 сентября 1939 г.

На 31.01.1945 г. немцы на всех фронтах в воздухе и на морях потеряли в боях, как минимум (по ВМС, напомню, потери даны на 31.12.1944 г.) – 7789051 человека. Из них в боях с Красной Армией, советскими ВВС и флотами – 5851804 человека, или 75 % всех потерь Германии. Один союзник из трёх вытащил на себе 3/4 всей войны. Да, были люди!

Опять цифры…

Опять цифры… Ежов еще занимался речными трамвайчиками, а в НКВД уже начались чистки.[25] За 1939 год из органов были уволены 7372 человека (22,9 % от общей численности). 66, 5 % из них – за должностные преступления, контрреволюционную деятельность и по компрометирующим материалам.

Цифры и факты

Цифры и факты У перестройки есть и положительные моменты. В частности, широкому читателю (хотя какой может быть сегодня «широкий читатель» при тиражах книг в 5-10 тыс. ?) предоставлена возможность ознакомиться с уймой фактов, которые кэпээсэсовцы по причине своей тупости от

Глава 3 ЦИТАТЫ, ЦИФРЫ И АРХИВЫ

Глава 3 ЦИТАТЫ, ЦИФРЫ И АРХИВЫ Тридцать пять тыщ одних курьеров! Николай Гоголь Один из смертных грехов Суворова – неправильное цитирование. Это, пожалуй, самое частое обвинение. Дескать, неверно предатель передает чужие слова! Перевирает их почем зря самым бесстыдным

Под знаком цифры

Под знаком цифры Вернувшись в Ургу, Унгерн в течение двух недель готовится к походу. Одновременно он задумывается об идеологическом обосновании этой акции. В итоге появляется знаменитый впоследствии программный «Приказ № 15». Отпечатанный в большом количестве

20. Где и как были изобретены римские цифры

20.  Где и как были изобретены римские цифры Считается, что римские цифры возникли задолго до н. э. Во времена «античных римлян». При этом числа, меньшие пятидесяти, записывались с помощью трех значков: I, V, X. Почему именно такие и только такие значки использовались для

Цифры и факты

Цифры и факты У перестройки есть и положительные моменты. В частности, широкому читателю (хотя какой может быть сегодня «широкий читатель» при тиражах книг в 5—10 тыс.?) предоставлена возможность ознакомиться с уймой фактов, которые кэпээсэсовцы по причине своей тупости

20. Где и как были изобретены римские цифры

20. Где и как были изобретены римские цифры Считается, что римские цифры возникли задолго до н. э. Во времена «античных римлян». При этом числа, меньшие пятидесяти, записывались с помощью трех значков: I, V, X. Почему именно такие и только такие значки использовались для

Люди и цифры

Люди и цифры Бегство наших дивизий, бригад и полков из дальнего и ближнего зарубежья тяжелым грузом ложилось на плечи российских властей, Минобороны и Генштаба. Фактически в Россию из-за рубежа прибыла еще одна армия, почти равная той, что уже дислоцировалась на

Факты и цифры

Факты и цифры На первый взгляд, в истории готики не так много белых пятен. Место рождения – северная Франция, аббатство Сен-Дени близ Парижа. Время рождения – 1137–1150 годы, или даже точнее: 14 июля 1140 года, именно в этот день по указу Сугерия, настоятеля Сен-Дени, началась

1. ЦИФРЫ И ФАКТЫ

1. ЦИФРЫ И ФАКТЫ Если взглянуть на итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что он правил 51 год (1533–1584). За это время:? прирост территории составил почти 100 % — с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км, были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайская Орда и

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

ЦИФРЫ И ФАКТЫ  Построен: 1911 год. ТТД: водоизмещение — 46 300 т; длина — 269 м; ширина — 28,2 м; скорость — 25 узлов. Как выглядел: «Титаник» был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала. Маршрут: Саутгемптон — Нью-Йорк. Число пассажиров: 2200 человек. Причина

Общие цифры

Общие цифры К августу 1941 года на территории БССР — по официальным учетным данным — имелся 231 партизанский отряд общей численностью 12 тысяч человек (средний отряд — 52 человека).«В конце лета и осенью засылка партизанских отрядов в тыл противника продолжалась, и до конца

Глава IV.

ЦИФРЫ.

Глава IV. ЦИФРЫ.  Очень трудно правильно определить численность большого количества людей. Даже полководцу не так легко, как обычно думают, подсчитать численность войска. Конечно, было бы очень просто удовлетвориться суммированием рапортов низших командиров, но тут же

7. Священные цифры славян.

7. Священные цифры славян. В настоящее время многие славянские общины ищут и находят искорки информации о жизни своих пращуров. Интересно все: жизнь, быт, миропонимание, летоисчисление, письменность и само исчисление. В ряде крупных общин проведена серьезная подготовка

Люфтваффе | ВВС нацистской Германии WW2: 1935-1945

ВВС нацистской Германии, Люфтваффе, были сформированы в мае 1935 года. Они были сформированы после принятия «Закона о реконструкции сил национальной обороны». Этот закон вернул к существованию самостоятельную немецкую армию, флот и военно-воздушные силы, которые были практически запрещены после окончания Первой мировой войны. на ютубе

 

С окончанием Первой мировой войны и подписанием Версальского мирного договора в 1919 году Веймарской республике — правопреемнице имперской Германии — разрешили иметь лишь небольшую оборонительную военную силу, известную как рейхсвер. Размер и состав рейхсвера строго контролировались союзниками в надежде, что, ограничив его конституцию, они смогут предотвратить будущую военную агрессию Германии. Рейхсвер состоял из 100 000 человек, разделенных на небольшую постоянную армию, Рейхшир, и небольшой оборонительный флот, Рейхсмарине. Не было никаких условий для военно-воздушных сил любого рода.

Викторина Люфтваффе во время Второй мировой войны

В 1933 году к власти пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), и родился печально известный Третий рейх. Два года спустя, в 1935 году, Версальский договор был расторгнут, и рейхсвер стал вермахтом. Вновь сформированный Вермахт по-прежнему будет состоять из армии и флота — переименованных в Хеер и Кригсмарине, но также родятся новые военно-воздушные силы — Люфтваффе.

Люфтваффе, официально объявленное в 1935 году, в той или иной форме существовало практически со дня подписания договора о его запрете. Первоначально существовали авиационные части Freikorps, затем соединения планеров и планеров, которым было поручено найти способы обойти жесткие ограничения Версаля, секретную тренировочную базу в Советском Союзе и различные организации прикрытия для первоначального формирования новых немецких военно-воздушных сил.

Люфтваффе Ace поздравляют за 100 успешных боевых вылетов (Junkers Ju 88 Plane)

В состав Люфтваффе входили авиационные части, составлявшие большую часть ВВС Германии, а также подразделения Fallschirmjäger, полевые дивизии, элитные сухопутные соединения Германа Геринга, тыс. небольших зенитных, инженерных, связных и охранных подразделений, а также изрядное количество военно-морских кораблей и соединений Люфтваффе. В период с 1939 по 1945 год в ВВС Германии служило более 3,4 миллиона человек. Более 165 000 человек были убиты, более 155 000 пропали без вести и более 192000 были ранены. Из 7361 человека, удостоенного начальной степени высшей немецкой боевой награды Второй мировой войны, Рыцарского креста, 1785 человек были из ВВС Германии, что составляет 24% от общего числа награжденных.

Первоначально люфтваффе господствовало в небе, но впоследствии вело все более тщетную войну на истощение, которая в сочетании с серьезными ошибками в производстве и использовании самолетов стала похоронным звоном. Перед лицом этого Люфтваффе произвело самых успешных воздушных асов всех времен. Кроме того, подвиги Fallschirmjäger в первых в истории воздушно-десантных операциях столь же героичны, сколь и трагичны. Немецкие парашютисты понесли ужасающие потери во время вторжения и битвы за Крит и, по сути, больше никогда не участвовали в крупномасштабных воздушно-десантных операциях. Некоторые сухопутные части хорошо сражались во время Второй мировой войны, например, некоторые полевые дивизии и элитные соединения Германа Геринга, в то время как другие части просто служили.

В конечном счете, структура Люфтваффе была главным отражением его командира Германа Геринга. Он больше, чем любая другая ветвь, стремился создать личную армию с максимально широкими обязанностями. Отчасти благодаря этому вермахт в конечном итоге потерпел поражение. Нагрузка на ресурсы и рабочую силу, которую имели такие политические маневры, была далеко идущей.

Люфтваффе было официально расформировано в августе 1946 года Контрольной комиссией союзников.


Основа для Feldgrau лежит в истории наших подразделений. В этом разделе вы найдете все единицы, задокументированные в той или иной степени. Многие пробелы в этих списках будут заполнены в ближайшие месяцы и годы по мере того, как дополнительные исследования будут дополнять этот монументальный справочный инструмент.

Карта миссий Люфтваффе во время Второй мировой войны

Истории частей

  • 1935-1945, Боевой порядок воздушных частей Люфтваффе
  • 1935-1945, Боевой порядок наземных частей Люфтваффе

Specific unit history sections

  • Fallschirmjäger-Divisions
  • Luftwaffe-Field-Divisions
  • German fighter wing units
  • German Coastal Defence Groups
  • Luftwaffe Infantry Units

Other sources for unit history information

  • German Military Записи – Исследовательские адреса
  • Знаки Люфтваффе
  • Держатели Рыцарского креста Люфтваффе

Самолеты Люфтваффе

  • ARADO AR 68
  • ARADO AR 96
  • ARADO AR 196
  • ARADO AR 232
  • ARADO AR 234
  • ARADO AR 240
  • BLOHM UND VOSS BV 138
  • 5 UND VOSS BV 2 2236 3.
  • . Do 17
  • Dornier Do 18
  • Dornier Do 24
  • Dornier Do 215
  • Dornier Do 217
  • Dornier Do 335
  • Fieseler Fi 156
  • Focke-Wulf Fw 189
  • Focke-Wulf Fw 190
  • Focke-wulf FW 200
  • Focke-wulf TA 152
  • Focke-Wulf TA 154
  • Gotha Go 242
  • Gotha Go 244
  • Heinkel He 45
  • Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel Heinkel.
  • Heinkel He 111
  • Heinkel He 114
  • Heinkel He 115
  • Heinkel He 162
  • Heinkel He 177
  • Heinkel He 219
  • Henschel Hs 123
  • Henschel Hs 126
  • Henschel Hs 129
  • Junkers Ju 52
  • Junkers Ju 86
  • Junkers Ju 87
  • Junkers Ju 88
  • Junkers Ju 90
  • Junkers Ju 188
  • Junkers Ju 252
  • Junkers Ju 290
  • Junkers Ju 388
  • Messerschmitt Bf 108
  • Messerschmitt BF 109
  • Messerschmitt BF 110
  • Messerschmitt ME 163
  • Messerschmitt ME 210
  • Messerschmitt ME 262
  • Messerschmitt Me 321
  • . MesserSchmit0036
  • Messerschmitt Me 410
  • Siebel Si 204

Прежде чем приступать к изучению истории немецких подразделений, полезно иметь доступ к исследовательским материалам, касающимся званий, формаций, терминов и других связанных с ними понятий.

  • Глоссарий немецких военных терминов
  • Вторая мировая война Германия Статистика, цифры и потери
  • Немецкие идентификационные документы и теги Второй мировой войны
  • Оружие и снаряжение

Если у вас есть вопрос о концепции или чем-то конкретном, вы можете отправить сообщение на нашем форуме вооруженных сил Германии.


404 — СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА

Почему я вижу эту страницу?

404 означает, что файл не найден. Если вы уже загрузили файл, имя может быть написано с ошибкой или файл находится в другой папке.

Другие возможные причины

Вы можете получить ошибку 404 для изображений, поскольку у вас включена защита от горячих ссылок, а домен отсутствует в списке авторизованных доменов.

Если вы перейдете по временному URL-адресу (http://ip/~username/) и получите эту ошибку, возможно, проблема связана с набором правил, хранящимся в файле .htaccess. Вы можете попробовать переименовать этот файл в .htaccess-backup и обновить сайт, чтобы посмотреть, решит ли это проблему.

Также возможно, что вы непреднамеренно удалили корневую папку документа или ваша учетная запись должна быть создана заново. В любом случае, пожалуйста, немедленно свяжитесь с вашим веб-хостингом.

Вы используете WordPress? См. Раздел об ошибках 404 после перехода по ссылке в WordPress.

Как найти правильное написание и папку

Отсутствующие или поврежденные файлы

Когда вы получаете ошибку 404, обязательно проверьте URL-адрес, который вы пытаетесь использовать в своем браузере. Это сообщает серверу, какой ресурс он должен использовать попытка запроса.

http://example.com/example/Example/help.html

В этом примере файл должен находиться в папке public_html/example/Example/

Обратите внимание, что CaSe важен в этом примере. На платформах с учетом регистра e xample и E xample не совпадают.

Для дополнительных доменов файл должен находиться в папке public_html/addondomain.com/example/Example/, а имена чувствительны к регистру.

Разбитое изображение

Если на вашем сайте отсутствует изображение, вы можете увидеть на своей странице поле с красным размером X , где отсутствует изображение. Щелкните правой кнопкой мыши на X и выберите «Свойства». Свойства сообщат вам путь и имя файла, который не может быть найден.

Это зависит от браузера, если вы не видите на своей странице поле с красным X , попробуйте щелкнуть правой кнопкой мыши на странице, затем выберите «Просмотр информации о странице» и перейдите на вкладку «Мультимедиа».

http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG

В этом примере файл изображения должен находиться в папке public_html/cgi-sys/images/

Обратите внимание, что в этом примере важен CaSe . На платформах с учетом регистра PNG и png не совпадают.

404 Ошибки после перехода по ссылкам WordPress

При работе с WordPress часто могут возникать ошибки 404 Page Not Found, когда была активирована новая тема или когда были изменены правила перезаписи в файле .htaccess.

Когда вы сталкиваетесь с ошибкой 404 в WordPress, у вас есть два варианта ее исправления.

Вариант 1. Исправьте постоянные ссылки
  1. Войдите в WordPress.
  2. В меню навигации слева в WordPress нажмите  Настройки > Постоянные ссылки (Обратите внимание на текущую настройку. Если вы используете настраиваемую структуру, скопируйте или сохраните ее где-нибудь.)
  3. Выберите  По умолчанию .
  4. Нажмите  Сохранить настройки .
  5. Верните настройки к предыдущей конфигурации (до того, как вы выбрали «По умолчанию»). Верните пользовательскую структуру, если она у вас была.
  6. Нажмите  Сохранить настройки .

Во многих случаях это сбросит постоянные ссылки и устранит проблему. Если это не сработает, вам может потребоваться отредактировать файл .htaccess напрямую.

Вариант 2. Измените файл .htaccess

Добавьте следующий фрагмент кода 9index.php$ — [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]

# Конец WordPress

Если ваш блог показывает неправильное доменное имя в ссылках, перенаправляет на другой сайт или отсутствуют изображения и стиль, все это обычно связано с одной и той же проблемой: в вашем блоге WordPress настроено неправильное доменное имя.

Как изменить файл .htaccess

Файл .htaccess содержит директивы (инструкции), которые сообщают серверу, как вести себя в определенных сценариях, и напрямую влияют на работу вашего веб-сайта.

Перенаправление и перезапись URL-адресов — это две очень распространенные директивы, которые можно найти в файле . htaccess, и многие скрипты, такие как WordPress, Drupal, Joomla и Magento, добавляют директивы в .htaccess, чтобы эти скрипты могли работать.

Возможно, вам потребуется отредактировать файл .htaccess в какой-то момент по разным причинам. В этом разделе рассказывается, как редактировать файл в cPanel, но не о том, что нужно изменить. статьи и ресурсы для этой информации.)

Существует множество способов редактирования файла .htaccess
  • Отредактируйте файл на своем компьютере и загрузите его на сервер через FTP
  • Использовать режим редактирования программы FTP
  • Использовать SSH и текстовый редактор
  • Используйте файловый менеджер в cPanel

Самый простой способ редактирования файла .htaccess для большинства людей — через диспетчер файлов в cPanel.

Как редактировать файлы .htaccess в файловом менеджере cPanel

Прежде чем что-либо делать, рекомендуется сделать резервную копию вашего веб-сайта, чтобы вы могли вернуться к предыдущей версии, если что-то пойдет не так.

Откройте файловый менеджер
  1. Войдите в cPanel.
  2. В разделе «Файлы» щелкните значок File Manager .
  3. Установите флажок для Корень документа для и выберите доменное имя, к которому вы хотите получить доступ, из раскрывающегося меню.
  4. Убедитесь, что установлен флажок Показать скрытые файлы (точечные файлы) «.
  5. Нажмите  Перейти . Файловый менеджер откроется в новой вкладке или окне.
  6. Найдите файл .htaccess в списке файлов. Возможно, вам придется прокрутить, чтобы найти его.
Для редактирования файла .htaccess
  1. Щелкните правой кнопкой мыши файл .htaccess и выберите  Редактировать код в меню. Кроме того, вы можете щелкнуть значок файла .htaccess, а затем Редактор кода Значок вверху страницы.
  2. Может появиться диалоговое окно с вопросом о кодировании.