Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации \ КонсультантПлюс
Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
1. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
2. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
(в ред. Федеральных законов от 22.02.2017 N 19-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, — должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 22.02.2017 N 19-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 18.12.2018 N 470-ФЗ, от 15.10.2020 N 332-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Минобороны разработало порядок призыва в военное время – Политика – Коммерсантъ
11K 1 1 мин. …
Минобороны РФ предложило изменить законодательство в части, касающейся призыва в армию в военное время. Согласно документу, призыв осуществляется на протяжении всего военного времени на основании указа президента. При этом глава государства определяет «особенности исполнения воинской обязанности в военное время». В Госдуме и Совете федерации утверждают, что эта инициатива не означает подготовки России к войне.
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото
Подготовленные Минобороны поправки о призыве в военное время предлагают ряд изменений в федеральные законы «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе». Согласно проекту, в военное время президент издает указы о призыве граждан, причем призыв идет на протяжении всего периода военного положения. Численность призывников устанавливается Генштабом ВС.
«Особенности исполнения воинской обязанности» в военное время также определяются президентом, говорится в законопроекте. В пояснительной записке авторы уточнили, что президент сможет ориентироваться на интенсивность ведения военных действий и «другие условия обстановки», а также проводить призыв с учетом восполнения потерь и состава вновь формируемых объединений, соединений и воинских частей.
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае нападения на РФ другим государством или группой государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров. Сейчас в законе отсутствует уточнение, что президент объявляет призыв в этот период, говорится лишь о мирном времени — причем президент обязан в указах объявлять численность призываемых.
По мнению первого зампреда комитета Совета федерации (СФ) по обороне Франца Клинцевича, Минобороны устраняет правовой пробел в сфере обороны. «Нет никаких оснований полагать, что Россия готовится к войне. Все происходит в штатном режиме,— заявил он.— К сожалению, сейчас наша страна не гарантирована от так называемых форс-мажорных обстоятельств, и было бы неправильно откладывать принятие подобных актов до их наступления. А в условиях военного времени все должно работать автоматически». Экс-глава оборонного комитета СФ Виктор Озеров также призвал не связывать законопроект «с какими-то военно-политическими событиями в мире».
Об этом же говорят и в Госдуме. «Это технический момент. Все законодательство приводится в соответствие с меняющейся обстановкой,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин.— Во все времена нет ничего нового: если стране грозит опасность, то все граждане встают на ее защиту».
Госдума одобрила 5 июля во втором чтении законопроект, согласно которому граждан РФ, уклонившихся от службы в армии, в течение десяти лет нельзя брать на работу в государственные и муниципальные органы власти. Депутаты, таким образом, исполнили предписание Конституционного суда, признавшего неконституционной прежнюю норму, по которой уклонист пожизненно не мог стать госслужащим.
Читать далее
Екатерина Гробман
Картина дня
Вся лента
Призыв, Вторая мировая война | Encyclopedia.
comПризыв, или, точнее, выборочный призыв на военную службу, был основным средством призыва мужчин в американские вооруженные силы во время Второй мировой войны. Закон о выборной службе 1940 года установил первый в истории страны призыв на военную службу в мирное время и стал образцом, по которому призывались мужчины на следующие тридцать лет.
дебаты вокруг призыва в мирное время, 1940 г.
Когда впервые было предложено в 1940, довоенная воинская повинность была крайне противоречивой. Толчком к законопроекту выступила небольшая группа лидеров, участвовавших в движении «Готовность» до Первой мировой войны. Во главе с адвокатом Гренвиллом Кларком Ассоциация военных тренировочных лагерей (MTCA) в мае начала кампанию по лоббированию обязательной военной службы. 20 июня 1940 года сенатор Эд Берк (демократ, штат Небраска) представил в Сенат модифицированную версию законопроекта о MCTA, а конгрессмен Джеймс Уодсворт (республиканец, штат Нью-Йорк) внес аналогичный закон в Палату представителей. Падение Франции 22 июня в сочетании с назначением президентом Рузвельтом Генри Л. Стимсона военным министром склонило политический баланс в сторону прохода.
Среди противников были организованные рабочие, основные религиозные группы, движение за мир, большая часть образовательных учреждений и республиканские законодатели-изоляционисты. Некоторые утверждали, что призыв был неконституционным, потому что в 1918 году Верховный суд оставил в силе призыв только в военное время. Лидеры лейбористов утверждали, что элитарные интересы, продвигающие проект, были озабочены прибылью, а не демократическими принципами. Многие законодатели хотели, чтобы перед призывом на военную службу были опробованы добровольческие усилия. Законопроект был принят обеими палатами Конгресса решающим большинством голосов и вступил в силу 16 сентября 1919 г.40. Общепризнано, что продвижение Гитлера по Европе было основной причиной принятия закона.
администрация
Закон о выборочной службе 1940 года ограничивал службу одним годом и запрещал службу за пределами Западного полушария.
Эти ограничения на службу отражали подозрения нации в милитаризме, ее изоляционизм и нежелание участвовать в наращивании вооруженных сил, кроме как в оборонительных целях. Закон требовал регистрации каждого мужчины в возрасте от 21 до 36 лет и запрещал расовую дискриминацию. Зарегистрированные мужчины могли стать волонтерами до того, как их вызовут, и выбрать род службы. Президент мог санкционировать отсрочки, если он считал это необходимым для поддержания общественного здоровья, безопасности или интересов. Была создана система апелляции для оспаривания классификации местных советов. Служители и студенты богословия были освобождены от службы, но не от регистрации. Отказники от военной службы по соображениям совести (CO) были признаны «на основании религиозного образования и убеждений», и от них не требовалось быть членами исторических церквей мира. Около 50 000 человек получили статус командира и предложили выбор между небоевой военной службой или альтернативной службой.
Президенту было разрешено создать систему выборочной службы под руководством генерала Льюиса Б. Херши. Местные гражданские советы, состоящие из неоплачиваемых добровольцев, отвечали за фактическую классификацию и вызовы. Национальный штаб установил порядок вызова посредством лотереи, приоритет классификации и государственные квоты.
Проект выявил несколько проблем. К лету 1941 года половина призванных мужчин (в основном мужчины старшего возраста) были отклонены из-за медицинских осмотров или неграмотности. Основываясь на этом опыте, армия подтвердила свою позицию, что лучшими солдатами являются подростки в возрасте от 18 до 21 года. Быстрое расширение также привело к нехватке призывников из-за неадекватности условий для обучения. Армия попросила Конгресс продлить срок службы для обучения этих людей. Часто неверно истолковываемый, крупный спор в Конгрессе по поводу Закона о продлении срока службы 1941 (принят только одним голосом в Палате представителей) сосредоточился на продолжительности службы первых 600 000 призывников, а не на существовании самого призыва.
После Перл-Харбора Конгресс расширил регистрацию до 18–38 лет, отменил запрет на выезд за границу и увеличил срок службы до окончания войны плюс шесть месяцев. В 1942 году регистрация была расширена до возраста от 18 до 45 лет, военно-морской флот начал использовать призывников, а волонтерство было прекращено. Тем не менее, к 1944 году призыв испытывал серьезный дефицит. Расизм мешал мобилизации. Армейская политика разделения объектов и воинских частей ограничивала количество чернокожих, которых можно было обучить для службы, и ограничивала их роль в вооруженных силах. По иронии судьбы призывные комиссии южных штатов жаловались на то, что военная сегрегация вынуждает их набирать в армию в основном белых мужчин и исключать из службы подходящих чернокожих. Хотя нехватка была вызвана увеличением потребности в рабочей силе для запланированного вторжения в Европу и сохраняющимся 50-процентным уровнем отказов, основным фактором была политика отсрочки.
споры по поводу льгот
Несмотря на тему всеобщих жертв, в разгар войны в 1944 году критики утверждали, что процесс отсрочки стал пленником политики, особых интересов и местных предубеждений. Избирательная служба использовалась как косвенное средство, чтобы держать роды в узде, угрожая индукцией. Он также использовался для уравновешивания потребностей в промышленных и военных кадрах. Профессия была прямым фактором в определении права на отсрочку. На протяжении всей войны различные группы требовали и получали отсрочки, в том числе медицинское сообщество, студенты колледжей, педагоги, ученые, сельское хозяйство и военная промышленность.
ОТКАЗЫВАЮЩИЕСЯ ПО СОВЕТУ
Лица, возражающие против войны по религиозным или личным мотивам, проживали в Соединенных Штатах с момента самой ранней колонизации Америки. Многие из них были частью определенных религиозных групп, таких как Церковь Братьев, квакеры, амиши и меннониты. Во время Войны за независимость еще не существовало призыва на военную службу, но неучастники могли рассматриваться как сторонники тори. Некоторым людям было предоставлено освобождение от статуса сопротивления военной службе в другие моменты истории: в колонии Массачусетс в 1661 году и в 1673 году в Род-Айленде. Тем не менее, некоторые из возражающих были оштрафованы за свое неучастие.
Во время Гражданской войны правительство Конфедерации ввело призыв на военную службу, хотя многие состоятельные мужчины платили за то, чтобы другие мужчины занимали их места в вооруженных силах, а отказники по религиозным мотивам могли заплатить штраф в размере 500 долларов. В 1863 году Союз принял Закон о воинской повинности, который допускал освобождение, если человек заплатил 300 долларов военному министерству или предоставил замену, а в следующем году он внес поправки в закон, позволяющие лицам, возражающим по религиозным мотивам, служить в качестве некомбатантов. Однако, как и в Войне за независимость, возражающие — как с Севера, так и с Юга — часто рассматривались как сторонники дела врага.
Во время мировых войн призыв на военную службу претерпел множество изменений. Когда в 1917 году был принят Закон о выборочной службе, от военной службы были освобождены только те отказники, которые были членами религиозных организаций, известных своим противодействием военной деятельности. Около 4000 отказников были призваны на небоевую службу, а около 450 отказников, отказавшихся служить мирными жителями, предстали перед военными судами и приговорены к тюремному заключению, хотя президент Вудро Вильсон помиловал этих отказников в конце войны. Во время Второй мировой войны определение отказника от военной службы по соображениям совести было изменено и теперь включает в себя тех лиц, которые предпочли не воевать по личным причинам, а не только тех, кто был частью устоявшихся пацифистских религиозных групп. Федеральное правительство также расширило возможности для небоевой службы, создав лагеря гражданской службы. Тем не менее около 6000 мирных жителей — многие члены религиозной группы Свидетелей Иеговы — предстали перед судом и были заключены в тюрьму за отказ от прохождения альтернативной службы.
В течение 1960-х годов и во время войны во Вьетнаме отказники по религиозным мотивам освобождались от участия в боевых действиях, но многие другие выражали свои возражения по моральным соображениям и все еще подлежали призыву. Многие из тех, кто отказался служить в армии, бежали в Канаду или Европу и стали известны как уклонисты от призыва. В 1974 году президент Джеральд Форд предложил уклоняющимся от войны во Вьетнаме возможность отработать два года на государственной службе в обмен на амнистию и репатриацию.
В некоторых классах показатели индукции были значительно ниже, особенно у фермеров, отцов и врачей. Из них отсрочка отцовства на иждивении пользовалась особенно сильной общественной поддержкой. Из-за нехватки кадров в начале 1943, Херши поручил местным советам директоров игнорировать отсрочки иждивенцев для удовлетворения требований. В ответ Конгресс принял законопроект, откладывающий отсрочку всех отцов до тех пор, пока не будут отобраны все другие подходящие мужчины. Чтобы восполнить этот недостаток, индукция была расширена до восемнадцатилетних. Тем не менее, к 1945 г. было призвано почти миллион отцов.
заключение
Призыв затронул практически все аспекты жизни американцев, от профессиональных спортсменов, таких как Джо Льюис и Тед Уильямс, до участия женщин в рабочей силе. Когда волонтерство было запрещено в конце 1942 призыв стал единственным способом поступления в вооруженные силы. Хотя трудно отделить последствия самой военной службы от метода поступления, тот факт, что большинство мужчин надевали форму через призыв, привел к тому, что это стало обычным и нормативным опытом для целого поколения. Общественное одобрение проекта сигнализировало о резком изменении довоенных взглядов. Возможно, самым фундаментальным послевоенным изменением было согласие американского народа на содержание большой постоянной армии в мирное время, включая призыв на военную службу.
Призыв внес важный вклад в победу во Второй мировой войне. Выборочная служба зарегистрировала 49 миллионов человек, отобрала 19 миллионов и призвала 10,1 миллиона в вооруженные силы численностью примерно 15 миллионов человек. Опросы общественного мнения постоянно указывали на то, что проект воспринимался как справедливый. Система отсрочки управляла рабочей силой, не разрушая социальную структуру нации. Поскольку классификацию контролировали местные советы, Конгресс обеспечил, чтобы национальное руководство реагировало на ценности граждан в отношении того, кто сражался, а кто нет. Однако после Дня виджея поддержка законопроекта Конгрессом и общественностью ослабла, поскольку вернулась традиционная оппозиция призыву на военную службу в мирное время. После нескольких продлений срок действия призыва времен Второй мировой войны истек 31 марта 19 года.47.
библиография
Блюм, Альберт А. Проект или отложено: практика прошлого и настоящего. Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1967.
Флинн, Джордж. Q. Проект, 1940–1973 гг. Лоуренс: University Press of Kansas, 1993.
Клиффорд, Гэри и Сэмюэл Р. Спенсер-младший Первый проект мирного времени. Лоуренс: University Press of Kansas, 1956.
О’Салливан, Джон и Алан М. Меклер, ред. Сквозняк и его враги. Urbana: University of Illinois Press, 1974.
Розмари Брайант Маринер
См. также: Гражданские свободы, Вторая мировая война; труда, Вторая мировая война.
Первая мировая война: законы о воинской повинности
(Далее гостевой пост Маргарет Вуд, библиотекаря по юридическим вопросам в Юридической библиотеке Конгресса.)
Через шесть недель после объявления войны Германии 6 апреля 1917 г., гл. 1, 40 Stat.1, Конгресс принял Закон о выборочной службе. Первоначально президент Вудро Вильсон и Конгресс надеялись, что необходимый 1 миллион человек пойдет добровольцами в армию. Но когда к маю записались только около 73 000 человек, стало ясно, что необходимо принять другие меры.
Соединенные Штаты экспериментировали с законами о воинской повинности во время Гражданской войны. Конфедерация приняла первый такой закон (S.32) 16 апреля 1862 г. Затем Союз принял закон о воинской повинности 3 марта 1863 г., гл. 75, 12 ст. 731. Законы Союза и Конфедерации о подписке допускали ряд исключений, а также включали очень непопулярную меру «заменителей», которая позволяла богатым мужчинам платить за кого-то, кто служил вместо них.
Однако Закон о выборочной службе времен Первой мировой войны, гл. 15, 40 Стат. 76, специально запрещал использование заменителей. Этот закон, принятый 18 мая 19 г.17, применяется ко всем «гражданам мужского пола или лицам мужского пола… заявившим о своем намерении стать гражданами в возрасте от двадцати одного до тридцати лет». Закон предписывал устанавливать квоты для каждого штата в зависимости от численности населения штата. В законе также рассматривается вопрос об исключениях на основании моральных возражений, а также рода занятий. К числу лиц, освобожденных от призыва, относились федеральные и государственные должностные лица и судьи, религиозные служители, студенты семинарии и любое лицо, которое было признано «членом общепризнанной религиозной секты или организации… чья существующая вера или принципы запрещают ее членам участвовать в войны в любой форме». Однако, как говорилось далее в законе, «ни одно лицо, освобожденное таким образом, не может быть освобождено от службы в любой должности, которую Президент объявляет небоевой».
Закон также освобождал от налога лиц определенных классов или отраслей, в том числе рабочих в оружейных мастерских и тех, кто работал в сельском хозяйстве, чья работа была «необходима для содержания военного учреждения».В конечном итоге правила, изданные президентом, разделили мужчин, подлежащих призыву на военную службу, на пять классов. Этот закон предписывал президенту создавать местные призывные комиссии в каждом округе, которые должны были состоять из трех или более членов, которые должны были решать все вопросы освобождения в своей юрисдикции. Кроме того, законом были созданы окружные советы, которые могли рассматривать апелляции окружных призывных комиссий.
С 6 по 19 августа 1918 года комитет Палаты представителей по военным делам провел слушания, чтобы рассмотреть возможность увеличения возраста призыва мужчин. Военный министр Ньютон Д. Бейкер свидетельствовал на слушаниях, что «Есть два способа вести эту войну. Один состоит в том, чтобы приложить все возможные усилия и завоевать его как можно скорее, а другой — действовать несколько более неторопливо и завоевать его поздно».