«Полуторка» на Дороге жизни: тонкий лёд и горящие руки шофёра
- Главная
- Статьи
- «Полуторка» на Дороге жизни: тонкий лёд и горящие руки шофёра
Автор: Иннокентий Кишкурно
Конец января – это две даты. 29 января 1932 года была выпущена первая «полуторка», ГАЗ-АА. Спустя 12 лет, 27 января 1944-го, советские войска сняли блокаду Ленинграда. Так совпало, что именно «полуторка» помогла Ленинграду дождаться этого момента.
Не повернуть руля, Что-то мне муторно… Близко совсем земля, Ну что ж ты, полуторка?
А. Розенбаум, «На дороге жизни»
Что такое Дорога жизни, я узнал в детском садике. Воспитательница сняла с полки большую книгу, и на одном из её разворотов я увидел чёрно-белую фотографию: по белому снегу уходят вдаль машины, постепенно становясь чёрными точками.
Но что-то проходит мимо или со временем забывается. Например, готовя эту публикацию, я наткнулся на пост об «известнейшем символе войны» – дневнике Тани Савичевой. И понял, что совершенно ничего об этом не знаю. Или не помню, потому что когда-то в страхе предпочёл забыть? Иногда очень полезно обходить защитные механизмы сознания и вспоминать подобные вещи. Поэтому я решил собрать здесь некоторые истории о Дороге жизни. Чтобы кто-то освежил в памяти, кто-то узнал – и все запомнили.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38Для начала – немного матчасти. Мы уже обращались к теме блокады и подробно рассказывали, какая автомобильная техника помогала оборонять и снабжать Ленинград в то тяжёлое время. Помимо 40-сильной «полуторки» ГАЗ-АА или точно такой же ГАЗ-ММ, но с более мощным, 50-сильным мотором, здесь служили и не менее известные «трёхтонки» ЗИС-5 (он же – «Захар Иваныч»), и американские ленд-лизовские Studebaker, однако именно «полуторок» было большинство – лёгкие машины лучше подходили для движения по льду.
На фото: ГАЗ-ММ ‘1938–50Значительное их количество было оборудовано газогенераторами, работающими на дровах. Какова в эксплуатации такая «полундра», вы можете узнать из нашего тест-драйва ГАЗ-АА с газогенератором. В «базовой» же версии «полуторка» питалась низкооктановым бензином, степень сжатия составляла всего 4,25. В бак частенько заливали тракторный лигроин, а в летнее время – светильный керосин. Максимальная скорость в реальных условиях редко переваливала за 40 км/ч, причем это было на ровном покрытии, а не на снегу и льду, о которых пойдёт речь дальше.
В военное время оснащение «полуторки» заметно упростилось: модификация ГАЗ-ММ-В не имела передних тормозов, крылья были выполнены из тонкого кровельного железа (их легко отличить от довоенных по более примитивной форме), фара имелась только одна, левая, крыша стала брезентовой, а двери – деревянными, а то и вовсе заменялись «занавесками» из того же брезента. Стоит ли упоминать, что отопитель в кабине «полундры» отсутствовал в принципе?
И вот на такой технике в течение двух зим, 1941-1942 и 1942-1943 годов, работали шофёры, которые доставляли по льду Ладожского озера продукты и топливо в блокадный Ленинград, а обратно вывозили измученных голодом и холодом людей. Блокада началась 8 сентября 1941 года, когда немцы взяли обороняющие город силы Советской армии в кольцо, и до конца ноября сообщение с Ленинградом (ввоз продуктов и вывоз людей) происходило по воде под постоянными обстрелами немецкой авиации.
В ноябре началась организация «ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи», 15-го начали обследовать лёд, в результате чего выяснилось, что установился он ещё не везде. Однако уже 22-го была сделана первая попытка переправиться по замерзающему озеру на автомобилях – из Ленинграда вышли 60 машин, вывозя из кольца блокады людей, а на следующий день они вернулись в город с продовольствием.
Но впоследствии, особенно осенью и весной, машины часто уходили под воду. Минимизировать эти потери пробовали по-разному. Машины поначалу частично заменяли обозами с лошадьми. Что до «полуторок», то их загружали не полностью, привязывая сзади гружёные сани-волокуши. А водители оставляли распахнутыми двери в кабину – так была возможность спрыгнуть на лёд, если машина начнёт тонуть.
Кроме того, в баки заливалось минимальное количество топлива, ровно на путь в один конец – так и вес машины оказывался несколько ниже, и потери в случае гибели автомобиля были не столь велики. Водителям машин, шедших в колонне, было предписано соблюдать дистанцию в 100 метров от впереди идущего и строжайше, под угрозой расстрела, было запрещено останавливаться, если соседняя машина ушла под воду – во избежание повторения ситуации.
Ладожское озеро – одно из крупнейших в Европе, с протяжённостью по разным направлениям от 136 до 207 км и средней глубиной в 51 метр. Здесь бывают настоящие шторма – один из них в сентябре 1941-го, ещё до возникновения Дороги жизни, потопил две баржи, вывозившие из уже окружённого Ленинграда около 800 человек, порядка 500 из которых погибли. Так что зимой из-за сильных ветров на озере практически не встречается ровного льда.
На фото: Подвоз продуктов по Ладожскому озеру (сентябрь 1942)Изрезанная торосами ладожская Дорога жизни официально называлась военно-автомобильная дорога №101.
Её протяжённость составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по льду озера. Дорога представляла собой две полосы по 10 метров каждая с расстоянием в 100-150 метров друг от друга. Но она не была статичным объектом – запаса прочности льда хватало в среднем на две недели, после чего трассу фактически приходилось прокладывать заново, на значительном удалении от прежней. Каждого водителя, съезжающего на лёд, провожала табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38Ночью колонны машин шли со светомаскировкой: водители выключали фары и ориентировались по специальным вешкам, регулировщицам с фонарями «летучая мышь», встречным машинам и конным обозам. Видимость, таким образом, была очень низкой – в подобных условиях сложно определить, лужа талой воды перед твоим капотом или промоина без дна, небольшая трещина, перед которой достаточно немного сбросить ход, или опасный торос. Зачастую машина просто влетала на скорости под льдину, без всяких шансов для водителя и возможных пассажиров.
За первые две недели существования ВАД №101 под лёд ушло 157 автомобилей. За всю первую зиму – порядка 1 000. Во вторую зиму потери были существенно меньше – всего чуть более 100 автомобилей, но в итоге утонула каждая третья «полуторка», работавшая на Дороге жизни. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Говорят, что и сейчас, если лететь над Ладогой, кое-где сквозь воду видны чёрные прямоугольники – остовы лёгших на дно «полуторок». Некоторые из них стали братскими могилами – известны случаи, когда ослабленные блокадой люди не могли быстро покинуть кузов и тонули.
Через каждые 5 км на дороге должны были стоять питательно-обогревательные пункты, однако некоторые очевидцы говорят, что санитарные палатки и пункты обогрева находились друг от друга не менее чем в 7-8 километрах. А помимо опасности провалиться под воду водителей «полуторок» сопровождала на Дороге жизни и другая – нарваться на артобстрел или налёт вражеской авиации.
Зимой 1941-1942 годов советские истребители совершили над озером 143 воздушных боя, а ПВО сбили 51 фашистский самолёт.В ту первую зиму существования Дороги жизни в окрестностях Ленинграда стояли лютые морозы – в ночь на 31 декабря было зафиксировано -51,7 °С. В «Ленинградской поэме» Ольгой Берггольц описан случай, когда у одного из шофёров в рейсе заглох мотор. Он собирался попробовать его запустить, но руки от мороза одеревенели настолько, что он едва мог оторвать их от руля. Чтобы как-то отогреть руки и иметь возможность оживить двигатель, он облил ладони бензином и поджёг: «И вот – в бензине руки он / Смочил, поджег их от мотора, / И быстро двинулся ремонт / в пылающих руках шофера. / Вперед! Как ноют волдыри, / примерзли к варежкам ладони. / Но он доставит хлеб, пригонит / к хлебопекарне до зари».
История эта основана на реальных событиях, есть свидетельства очевидцев: Анна Павловна Иванова (Куликова) работала на Дороге жизни фельдшером. Она рассказывала, что однажды рядом с санитарной палаткой, где она была хозяйкой, остановили машину, водитель которой рулил локтями, потому что кисти обгорели – чтобы ухватиться за заводную рукоятку заглохшего мотора, он поджёг собственные руки. Он завёлся и доехал до санитарной палатки, но покинул кабину и принял помощь только тогда, когда сдал дежурному водителю автомобиль вместе с грузом для Ленинграда – мешками с мукой.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38А когда на Ладоге начиналась пурга, водитель мог запросто потерять ориентацию в пространстве. Однажды на «полуторке» Ивана Кудельского забарахлило зажигание, и, пока он возился со свечами, колонна, в которой он двигался, скрылась из виду, и поднялась метель. Ивану удалось завести мотор, но лишённый ориентиров, он приехал вместо Ленинграда в Шлиссельбург, который был «под немцем»! К счастью, встреченный часовой на секунду замешкался, и водитель смог связать его и доставить к нашим, за что был награждён орденом Красной звезды.
Замёрзнуть, заплутав в метели, для водителя было проще простого. В начале зимы 1941-го в один из своих первых рейсов по Дороге жизни из Ленинграда Леонид Баркович отправился вместе со своим отцом, также шофёром. В пути его, как и предыдущих наших героев, застигла поломка. Отец на своей машине вместе с остальной колонной ушёл вперёд. Леонид успешно починился, двинулся дальше, и уже подъезжая к конечной точке, заметил в темноте обмёрзший грузовик. Это была машина его отца – ему не хватило скупо отмеренного топлива, и он почти замёрз насмерть. Но был спасён – сын взял грузовик на буксир и дотащил до конца маршрута.
По свидетельству другого очевидца – также одного из водителей, работавших на Дороге жизни – Александра Николаевича Шабова, тяжелее всего давались не прыжки с тонущей машины на лёд, не обстрелы, не борьба с холодом и не несколько рейсов за сутки. Тяжелее всего было на эвакопункте по дороге назад, из Ленинграда – не давать есть только что эвакуированным истощённым людям. Ведь им можно было принимать пищу очень маленькими порциями, под присмотром врача, иначе их ждала быстрая смерть. Особенно тяжело было «договариваться» с детьми.
Военная блокада Ленинграда продолжалась 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Дорога жизни, с учётом периодов навигации, когда люди и грузы переправлялись по воде, просуществовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. Если говорить именно о ледовой Дороге жизни, то её обслуживало около 4 500 автомобилей (единовременно было занято, в разные периоды, от 1 200 до 3 000 автомобилей), из которых порядка 3 000 были «полуторками» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, около 1 000 – «трёхтонок» ЗИС-5. Среди остальных были 40 городских автобусов ЗИС-8 из Московской автобусной экспедиции, которая прибыла на Ладогу в январе 1942 года и вывезла из Ленинграда 69 000 блокадников, потеряв при этом около десятка автобусов.
25 января 1942 года в Ленинграде была впервые увеличена суточная норма хлеба на одного человека – со 125 граммов её подняли до 250. Это стало возможно благодаря Дороге жизни. В первую блокадную зиму дорога работала с 22 ноября до 24 апреля, и за 152 дня удалось эвакуировать из города более 550 000 ленинградцев и 35 000 раненых военнослужащих, а также перевезти более 360 000 тонн грузов, в том числе свыше 260 000 тонн продовольствия. Во вторую зиму, с 19 декабря 1942-го по 30 марта 1943-го, Дорогой жизни были вывезены 89 000 человек, а также переправлено более 200 000 тонн грузов, из которых свыше 100 000 составляли продукты питания.
На фото: ЗИС — 8Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением – трудно поверить, но танки Кировского завода переправлялись по льду Ладоги самостоятельно, ради снижения нагрузки волоча снятую башню за собой на прицепе-волокуше (только за первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин), но большая часть вооружения и боеприпасов также вывозилась по Дороге жизни на грузовиках. А когда началась подготовка к прорыву блокады, то по той же Дороге жизни в город завезли огромное количество и солдат, и боевой техники.
На фото: ГАЗ-ММ ‘1938–50Если бы немцам удалось разрушить Дорогу жизни, Ленинград погиб бы вместе со всеми своими жителями. Однако поначалу у фашистов попросту не хватило резервов – именно в силу невозможности одновременной атаки на Москву и Ленинград в 1941-м немцы решили брать северную столицу измором – а в дальнейшем к Ладожскому озеру были стянуты значительные резервы советских войск. Помимо зениток десяти артиллерийских дивизионов, трассу прикрывали авиадивизия, три истребительных авиаполка, стрелковый полк, морская бригада, дивизия НКВД и ещё несколько подразделений армии.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38Прикрытие стало настолько мощным, что во вторую зиму машины могли идти со включенными фарами. Когда машина проваливалась под лёд, фары (или фара, если иметь в виду военное исполнение) ещё долго светили из-под толщи воды. Говорят, водители называли эти погибшие машины «светляками»… В 1973 году одна из погибших машин была поднята на поверхность, чтобы стать памятником, однако восстановить металлические части не смогли, поэтому останки грузовика просто закатали в бетон, воссоздав утраченные формы. Этот памятник стоит у деревни Дусьево, где в годы блокады размещался один из автомобильных батальонов. Вопреки расхожему мнению, это не «полуторка», а «Захар Иванович», ЗИС-5.
На фото: ЗИС-5 ‘1933–41А вот памятник «полуторке» появился гораздо позже – в 2012 году максимально детализированную бронзовую копию ГАЗ-АА в натуральную величину установили на 10-м километре Дороги жизни. Там, где «железные спасатели», водители, их пассажиры и груз подвергались наиболее ожесточённым обстрелам.
На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38Сейчас дети узнают о подробностях той войны гораздо позже своих сверстников из советского прошлого. И в целом, как мне кажется, знают гораздо меньше. Я пока не очень представляю, как рассказать своему 7-летнему сыну хотя бы часть того, о чем написано в этой статье. Но я обязательно это сделаю.
история военная техника грузовики и автобусы ГАЗ
Новые статьи
Статьи / Популярные вопросы Как правильно парковаться на уклоне и почему это важно Мы уже не раз говорили о парковке: о том, где можно и нельзя парковаться, что будет, если встать на месте для инвалидов, и как быть, если вам мешает припаркованная на тротуаре машина. Сег… 264 1 0 24.04.2023
Статьи / Новые авто Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн… 1523 2 3 23.04.2023
Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W. .. 1442 0 2 22.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9851 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию… 8694 3 864 29.11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 8309 8 9 07.04.2023
Полуторка пожарная машина — 43 фото
1
ГАЗ АА пожарный автомобиль
2
Пожарный автомобиль ПМГ-1
3
ПМГ-1 ГАЗ-АА
4
ГАЗ АА музей верхняя Пышма
5
Пожарная машина ГАЗ ПМГ 2
6
ЗИЛ полуторка
7
ГАЗ-АА пожарная цистерна
8
Пожарные машины Челябинск
9
ГАЗ-АА пожарная цистерна
10
ПМГ-1 ГАЗ-АА пожарный
11
Автомобиль на постаменте
12
ПМГ-5 пожарный насос
13
Великий Новгород памятник автомобиль
14
Пожарная машина раритет
15
Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА
16
АМО ЗИС ЗИЛ
17
Пожарная машина ПМГ 21
18
ПМЗ-2 пожарная автоцистерна 1936 г
19
Пожарная машина ПМГ-1
20
ПМЗ-2 ЗИС-5
21
Пожарная машина REO
22
Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА
23
Старинная пожарная машина
24
АМО-Ф-15 1924
25
Пожарная машина ЗИС 5 ПМЗ 2
26
Пожарный автомобиль АМО-Ф-15
27
Машина АМО Ф 15
28
ПМЗ ЗИС-5
29
Пожарный автомобиль ГАЗ 1931 года
30
Музей пожарной охраны в Москве
31
ПМГ 1
32
Ацу-20 на базе ГАЗ-51.
33
Старинная пожарная техника
34
ГАЗ 51 автолестница
35
Пожарные ретро автомобили СССР
36
Пожарный автомобиль 1980
37
Старинная пожарная машина
38
ГАЗ 53 пожарный автомобиль
39
ГАЗ 63 пожарный
40
Полуторка СССР
41
Старинная пожарная машина
42
Старинные ретро Грузовики
92 Free Truck CC0 Стоковые Фото
Просмотрите красивые фотографии Free Truck с высоким разрешением. Эти бесплатные фотографии имеют лицензию CC0, поэтому вы можете использовать их как в личных, так и в коммерческих проектах без указания авторства.
Премиум-предложение
Получите 10 бесплатных изображений от
Мы заключили партнерское соглашение с Shutterstock, чтобы предоставить вам бесплатную 30-дневную пробную версию. Попробуйте бесплатно прямо сейчас.
карнавалкарусельстритфуд
дорогатрипусакалифрония
сафари приключениятранспорт
сафари приключениятранспорт
сафари приключениятранспорт
сафари приключениятранспорт
сафари приключениятранспорт
строительная техникаэкскаватор
сафари приключениятранспорт
грузовикманолд
сафари приключениятранспорт
автофургоностроение
сафари приключениятранспорт
сафари приключениятранспорт
сезонные фонырождество
свалкаметаллолом
мороженица
женщина-мороженое
внедорожник
старые шиныиспользованные
мороженица
мороженица
прибрежная дорога
старый грузовиктранспортное средство
автомобильдорогагоры
трамвайджип
старый джипвинтаж
винтажный интерьер автомобиля
винтажный интерьер автомобиля
винтажный интерьер автомобиля
винтажная решетка для автомобиля
молодая женщинавинтаж
грузовик с мороженым
фордпикапчерный и белый
красныйвнедорожник
хлебопечка для булочных изделий
cocacolatruckvintage
дорогаtripusaудивительно
архитектуразданиеинфраструктура
архитектуразданиеинфраструктура
Мы сотрудничали с Shutterstock, чтобы предоставить вам бесплатную 30-дневную пробную версию .
Загрузите 10 БЕСПЛАТНЫХ изображений сегодняПолучайте наши лучшие фотографии еженедельно
Введите адрес электронной почты, и мы будем присылать вам наши самые популярные фотографии каждую неделю прямо на ваш почтовый ящик.
Спасибо за подписку!
Фотографии грузовиков | Как работает
«»ДЖЕФФ ХЕЙНС/AFP/Getty Images
Toyota Tundra была названа журналом Motor Trend «Грузовиком года» в 2008 году. Далее обратите внимание на внедорожник Chevy.
Реклама
«»Тим Бойл / Getty Images
Шасси Chevrolet Avalanche также используется на автомобилях Chevrolet Suburban и Cadillac Escalade EXT. Следующий грузовик — один из самых продаваемых автомобилей Ford.
«»ДЖОФФ РОБИНС/AFP/Getty Images
Ford F-Series был самым продаваемым автомобилем в США в течение 23 лет. Nissan производит следующий грузовик только для рынка Северной Америки.
«»Стивен Чернин / Getty Images
Nissan Titan имеет максимальную буксировочную способность 9500 фунтов. Посмотрите на полноразмерный пикап Dodge.
«»Билл Пуглиано / Getty Images
Dodge Ram доступен с различными двигателями и комплектациями. Следующее транспортное средство — роскошный грузовик от Hummer.
Реклама
«»Скотт Халлеран / Getty Images
Hummer h4T основан на архитектуре популярного H4. Грузовик на следующей странице был построен, чтобы быть супер быстрым.
«»Билл Пуглиано / Getty Images
Dodge Ram SRT-10 оснащен 8,3-литровым двигателем V10 Viper мощностью 500 лошадиных сил. Следующий грузовик известен как Holden Ute в Австралии.
«»СТАН ХОНДА/AFP/Getty Images
Pontiac G8 ST — грузовой автомобиль-купе, сочетающий в себе двухдверное купе с грузовым кузовом. Взгляните на самый большой серийный пикап на следующей странице.
«»Navistar через Getty Images
CXT — самый большой серийный пикап. При 7 милях на галлон его 70-галлонный бензобак выдержит 490 миль. Следующий грузовик более экономичный, чем CXT.
«»Скотт Олсон / Getty Images
Гибридный грузовик GMC Sierra обеспечивает 40-процентную экономию топлива в городе по сравнению с негибридной версией. Следующий грузовик — красивый концептуальный автомобиль от GMC.
Реклама
«»Скотт Олсон / Getty Images
Denali XT Hybrid имеет двухрежимную гибридную систему с двигателем E85, способным работать на этаноле. Проверьте некоторые модифицированные грузовики дальше.
«»ГАБРИЭЛЬ БОЙС/AFP/Getty Images
Модифицированный Ford F-350 представлен на выставке SEMA. В какой серии автогонок участвуют грузовики?
«»Джейми Сквайр/Getty Images
NASCAR Craftsman Truck Series — гоночная серия модифицированных серийных пикапов. Следующий вид грузовиков используется для перевозки тяжелых нестандартных грузов.
«»Роберт Чианфлоне / Getty Images
Бортовой грузовик вывозит поврежденный гоночный автомобиль.