У берегов Турции найден «Потерянный флот Гитлера»

Наука

В водах Черного моря найдена немецкая подлодка, затопленная в конце Второй мировой войны. Ее удалось обнаружить благодаря стараниям турецкого морского инженера. Также он рассчитал местонахождение еще двух подлодок.

В водах Черного моря обнаружили немецкую подводную лодку U-23, участвовавшую во Второй мировой войне. Об этом сообщает издание CNN Turk..

По данным издания,

лодка, затопленная в 1944 году, была обнаружена на глубине 40 м недалеко от турецкого города Агва.

Поиски подводной лодки в течение нескольких лет вел турецкий морской инженер и дайвер Сельджук Колай. Позднее к нему присоединились подразделения Военно-морских сил Турции. Предполагаемое расположение подлодок было установлено с помощью архивных документов еще в 2008 году, но тогда у Колая не было возможности снять затопленную технику на видео, к ней совершались лишь одиночные погружения с аквалангом, которым нередко мешали штормы.

Теперь же про лодку удалось снять документальный фильм, который был показан по турецкому телевидению.

Немецкая подводная лодка U-23 относилась к так называемому «потерянному флоту Гитлера». Помимо нее в него в свое время включили подводные лодки U-19 и U-20, которые также были затоплены у берегов Турции. Не так давно их обнаружили у берегов Стамбула.

40-метровая U-23 была спущена на воду в 1936 году. За время службы она совершила 16 боевых походов, потопила 8 судов, 2 боевых корабля, повредила одно вспомогательное судно, один боевой корабль, невосстановимо повредила 2 судна.

4 октября 1939 в 04:45 U-23 добилась одной из первых побед Кригсмарине (германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха), торпедировав и потопив артогнем торговый корабль SS Glen Farg примерно в 97 км к югу-юго-востоку от мыса Самборо-Хед на юге Мейнленда, крупнейшего острова Шетландских островов. Один человек погиб, и 16 были подняты на борт HMS Firedrake, а на следующий день сошли на берег в городе Керкуолл.

За время службы в Кригсмарине, U-23 командовало десять разных офицеров, наиболее известным из которых был капитан-лейтенант Отто Кречмер, ставший впоследствии одним из лучших командиров подводного флота. После службы в Атлантике в составе 1-й флотилии, с июля по сентябрь 1940 года U-23 служила учебной лодкой в составе 21-й флотилии. В дальнейшем U-23 была переоборудована и перевезена посуху и через Дунай на Черное море в румынский порт Констанца, где и прослужила в составе 30-й флотилии до сентября 1944.

U-23 была затоплена экипажем 10 сентября 1944 года в Черном море близ побережья Турции, чтобы не допустить захвата наступающими советскими частями.

О том, что подлодка найдена, в 2008 году сообщила газета The Daily Telegraph. Колай установил, что она находится на 49 м примерно в 4,8 км от Агвы.

Также к «потерянному флоту Гитлера» относится подлодка U-19. Она была спущена на воду в 1935 году, совершила 20 боевых походов, из них 11 — на Черном море, потопила 14 судов и один боевой корабль.

2 сентября 1944 года она потопила советский минный тральщик БТСЦ-410 «Взрыв». СССР использовал этот инцидент как повод для блокирования румынского флота. 7 сентября капитан был ранен и командование лодкой принял старший помощник.

Ни одного члена экипажа за время службы подлодки не погибло. Она была затоплена 11 сентября 1944 года.

По документам Колай предположил и ее местоположение — вероятно, она находится на глубине около 300 м в 4,8 км от турецкого города Зонгулдак.

Еще одной подлодкой «потерянного флота» была U-20, спущенная на воду в 1935 году. Она совершила 17 боевых походов, из них 8 — на Черном море; потопила 14 судов, повредила 2 судна. В частности, в 1943-1944 годах потопила советские танкеры «Вайжан Кутюрье» и «Передовик», советскую десантную баржу ДБ-26 и советское пассажирское судно «Пестель».

Лодка была затоплена близ Турции 10 сентября 1944 года. По расчетам Колая, она находится в 24 км от Зонгудлака.

Все подлодки относились к типу II — малым дизельным подлодкам. Узкий корпус подлодок позволял быстро погружаться, но глубина погружения была ограничена 150 м. На борту могло находиться до 26 человек.

Всего в 1935-1941 годах для Германии было построено 50 лодок этого типа. Лодки предназначались в первую очередь для патрулирования прибрежных вод, применялись как для боевых действий, в том числе и в открытом море, так и для обучения подводников.

У берегов Турции нашли «потерянный флот Гитлера»

https://ria.ru/20190202/1550285465.html

У берегов Турции нашли «потерянный флот Гитлера»

У берегов Турции нашли «потерянный флот Гитлера» — РИА Новости, 02.02.2019

У берегов Турции нашли «потерянный флот Гитлера»

Турецкий морской инженер и дайвер Сельчук Колай обнаружил на дне Черного моря три немецкие подлодки времен Второй мировой войны. Об этом сообщает телеканал TRT… РИА Новости, 02.02.2019

2019-02-02T06:12

2019-02-02T06:12

2019-02-02T11:39

в мире

турция

германия

вторая мировая война (1939-1945)

черное море

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/sharing/article/1550285465.jpg?1549096775

МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. Турецкий морской инженер и дайвер Сельчук Колай обнаружил на дне Черного моря три немецкие подлодки времен Второй мировой войны. Об этом сообщает телеканал TRT Haber, снявший документальный фильм о поисках субмарин.Подводные лодки U-23, U-19 и U-20 немецких ВМС были затоплены в 1944 году у берегов Турции. Долгое время их местонахождение оставалось неизвестным, из-за чего субмарины прозвали «потерянным флотом Гитлера».Как выяснилось, U-23 находилась неподалеку от турецкого города Агва, а U-19 и U-20 лежали на глубине от 25 до 300 метров около берегов Стамбула.Находка на побережье ФранцииВ середине января сообщалось, что недалеко от города Виссан на севере Франции нашли обломки немецкой подводной лодки UC-61 времен Первой мировой войны.Субмарину удалось найти благодаря сильному отливу. По словам историков, подводная лодка застряла на мелководье в ночь с 25 на 26 июля 1917 года.Отмечается, что 25 членов экипажа смогли эвакуироваться, а субмарину взорвали, чтобы она не досталась противнику, однако немецких моряков задержали на берегу. Обломки подлодки у берегов ИспанииВ июне прошлого года обломки нацистской подводной лодки, затонувшей во время Второй мировой войны, обнаружены спустя 75 лет у мыса Эстака-де-Барес в Галисии, автономном сообществе Испании.Субмарина U 966 Gut Golz была обнаружена в ходе подводной экспедиции, которая вела ее поиски порядка восьми лет. Согласно архивным документам, подлодка пошла ко дну 10 ноября 1943 года. Тогда же на дне залива Вакаса к северу от японской префектуры Киото нашли подлодку, переданную нацистской Германией японцам в годы Второй мировой войны. Всего на глубине около 90 метров были найдены и сняты на видео хорошо сохранившиеся корпуса трех японских подводных лодок военного времени. Среди них оказалась подлодка Ro-500, которая была изготовлена под наименованием U-511 в Гамбурге в 1941 году и передана Японии в рамках технического сотрудничества двух стран.

https://ria.ru/20170203/1487086626.html

https://ria.ru/20160622/1449719579.html

турция

германия

черное море

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

в мире, турция, германия, вторая мировая война (1939-1945), черное море

В мире, Турция, Германия, Вторая мировая война (1939-1945), Черное море

МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. Турецкий морской инженер и дайвер Сельчук Колай обнаружил на дне Черного моря три немецкие подлодки времен Второй мировой войны. Об этом сообщает телеканал TRT Haber, снявший документальный фильм о поисках субмарин.

Подводные лодки U-23, U-19 и U-20 немецких ВМС были затоплены в 1944 году у берегов Турции. Долгое время их местонахождение оставалось неизвестным, из-за чего субмарины прозвали «потерянным флотом Гитлера».

У Азорских островов нашли немецкую подлодку времен Второй мировой войны

3 февраля 2017, 01:06

Как выяснилось, U-23 находилась неподалеку от турецкого города Агва, а U-19 и U-20 лежали на глубине от 25 до 300 метров около берегов Стамбула.

Находка на побережье Франции

В середине января сообщалось, что недалеко от города Виссан на севере Франции нашли обломки немецкой подводной лодки UC-61 времен Первой мировой войны.

Субмарину удалось найти благодаря сильному отливу. По словам историков, подводная лодка застряла на мелководье в ночь с 25 на 26 июля 1917 года.

Отмечается, что 25 членов экипажа смогли эвакуироваться, а субмарину взорвали, чтобы она не досталась противнику, однако немецких моряков задержали на берегу.

Обломки подлодки у берегов Испании

В июне прошлого года обломки нацистской подводной лодки, затонувшей во время Второй мировой войны, обнаружены спустя 75 лет у мыса Эстака-де-Барес в Галисии, автономном сообществе Испании.

Субмарина U 966 Gut Golz была обнаружена в ходе подводной экспедиции, которая вела ее поиски порядка восьми лет. Согласно архивным документам, подлодка пошла ко дну 10 ноября 1943 года.

У берегов Курил обнаружили подлодку США времен Второй мировой войны

22 июня 2016, 17:31

Тогда же на дне залива Вакаса к северу от японской префектуры Киото нашли подлодку, переданную нацистской Германией японцам в годы Второй мировой войны.

Всего на глубине около 90 метров были найдены и сняты на видео хорошо сохранившиеся корпуса трех японских подводных лодок военного времени. Среди них оказалась подлодка Ro-500, которая была изготовлена под наименованием U-511 в Гамбурге в 1941 году и передана Японии в рамках технического сотрудничества двух стран.

Подводная лодка из «Потерянного флота Гитлера», найденная спустя 75 лет — Военно-морская почта

Турецкий флот нашел немецкую подводную лодку времен Второй мировой войны, затонувшую в водах Черного моря, и продемонстрирует свое открытие в новом документальном фильме.

Обломки немецкой подводной лодки класса U, затонувшей во время Второй мировой войны, были найдены у побережья Агвы в стамбульском районе Шиле. Подводная лодка U-23 находилась на глубине 40 метров у побережья Черного моря, в двух морских милях (3,7 километра) от берега, когда ее обнаружили TCG AKIN поисково-спасательная подводная лодка и просканировали затонувший военный корабль с помощью дистанционно управляемых устройств во время съемок подводного документального фильма, проведенного совместно турецким общественным вещателем TRT и турецкими военно-морскими силами.

 

Tcg Akin

Подводная лодка является одной из шести подводных лодок (U-18, U-19, U-20, U-21, U-22, U-23), прозванных «потерянным флотом Гитлера».

Прозванный « потерянным флотом Гитлера» 30-я флотилия подводных лодок («30. Unterseebootsflottille») 9-й нацистской Германии0017 Кригсмарине была сформирована в октябре 1942 года. Шесть подводных лодок достигли Черного моря после перехода по суше и каналам и действовали из гаваней Констанцы и Феодосии с 1942 по 1944 год.

команда Kptlt. Гельмут Розенбаум был основан. Поскольку Турция оставалась нейтральной, доступ через Босфор был невозможен. Было решено, что небольшие суда, торпедные катера и подводные лодки должны быть переброшены из Немецкой бухты через Дунай в Черное море. Предшественник современного канала Рейн-Майн-Дунай, 19Однако Людвигканал 19-го века не подходил, поэтому был необходим наземный транспорт.

Начиная с мая 1942 г. частично разобраны в Киле, для уменьшения массы и габаритов. Опрокинутые более чем на 90° и оснащенные дополнительными плавсредствами, разобранные корпуса весом 140 тонн были отправлены по Кильскому каналу и по Эльбе в Дрезден-Юбигау, где их разместили на двух 70-тонных автовозах Culemeyer, буксируемых Тракторы Кельбле. Затем лодки двигались со средней скоростью 5 м/ч по Рейхсавтобану (современные A4 и A9).) до стапеля в Ингольштадте. В конце концов подводные лодки прибыли в румынский порт Галац, где они были повторно собраны румынами на верфи Галац.

Первая лодка вышла из румынского порта Констанца в октябре 1942 года, последняя присоединилась к ней в мае 1943 года. Несмотря на наличие всего пяти торпед, лодки Типа II были эффективны на Черноморском театре военных действий. Всего было потоплено 26 кораблей водоизмещением 45 426 тонн. U-20 была удачливой лодкой, потопившей 15 вражеских кораблей водоизмещением 38 500 тонн без потерь среди экипажа.

Когда румыны перешли на другую сторону в 1944 году, U-9 , U-18 и U-24  были затоплены возле гавани, а позже подняты Советским Союзом. История флотилии закончилась в сентябре 1944 года, когда три ее последние лодки U-19 , U-20 и U-23 должны были быть затоплены 10 и 11 сентября у турецкого побережья.

 

Немецкая подводная война | Proceedings

Вскоре после того, как Гитлер взял на себя управление судьбой Германии в 1933, Третий рейх заложил основу подводного флота, который должен был изолировать Британские острова, когда придет время стереть с лица земли позор 1918 года. К маю 1945 года Германия построила более 1800 подводных лодок, включая сверхмалые, с общая валовая вместимость около 1 000 000 тонн. Но они не выиграли войну для Гитлера.

Во время Первой мировой войны немецкие подводные лодки едва не заморили Британские острова голодом. Вторая мировая война была высокомеханизированным конфликтом, требующим неизмеримо большего тоннажа кораблей для перевозки припасов, чтобы кормить военные машины, а также людей, которые ими управляли.

Германия потеряла 199 подводных лодок в Первой мировой войне. В недавней войне она пожертвовала 777 подводными лодками и более 30 000 человек, не достигнув своей цели. Итальянский флот пытался помочь, потеряв из-за своих проблем 95 подводных лодок.

Операции подводных лодок в Атлантике и, с помощью Италии, в Средиземном море стоили союзникам больших торговых кораблей и экипажей, но они не достигли той эффективности, на которую надеялись немецкие адмиралы.

ВМС США и Британское Адмиралтейство оценили потери торговых судов союзников и нейтральных стран в 4770 кораблей валовой вместимостью 21 140 000 брутто-тонн. Из них на долю подводных лодок приходилось 2 770 кораблей валовой вместимостью 14 500 000 тонн.

В период с 7 декабря 1941 года до конца войны было потеряно 538 торговых судов Соединенных Штатов общим водоизмещением 3 310 000 брутто-тонн. Подводные лодки противника спустили 440 из них водоизмещением 2 740 000 тонн.

Администрация военного судоходства приводит немного другие цифры, но они включают все суда под флагом США, потерянные в результате действий противника после сентября 1939 года.

В подсчетах ВМФ корабли под американским флагом, потерянные до объявления войны, указаны в столбце «нейтральный». WSA оценивает потери Соединенных Штатов в 570 судов дедвейтом 5 431 000 тонн.

Убыток в долларах, если не думать о миллионах грузов, которые пошли ко дну, может быть оценен по страховым выплатам владельцам судов в размере 217 000 000 долларов, с дополнительными 50 000 000 долларов в виде непогашенных требований.

Цена гибели 5579 американских моряков торгового флота. Общее количество выживших, попавших в плен, составило 487 человек.

Для достижения этих результатов в 1933 году Германия начала восстанавливать подводные силы. В том же году военно-морские чертежники начали работать над проектами подводных лодок. Через два года, в августе 19 г.35 мая первая подводная лодка ушла в воду. С августа 1935 г. по май 1945 г., то есть чуть менее чем за 10 лет, немецкие верфи выпустили 1158 подводных лодок водоизмещением от 250 до 1600 тонн, а в последний год войны к ним добавилось 700 сверхмалых подводных лодок.

Эта конструкция включала 173 самые большие лодки водоизмещением от 1000 до 1600 тонн; 865 средних катеров водоизмещением от 500 до 1000 тонн; и 120 малых лодок водоизмещением от 250 до 500 тонн.

Миниатюрные субмарины были нескольких типов. Hecht представлял собой 10-тонную лодку с экипажем из двух человек. Немцы построили их 53 штуки. Их оказалось 149лодки типа Seehund, 15-тонное двухместное судно. Было построено около 200 одноместных Biber. Еще одним делом одного человека стал «Молх», которых было построено около 150 штук. Около 144 дистанционно управляемых Linse завершили список карликов.

Строительство подводных лодок на немецких верфях выросло с 23 лодок в 1939 году (15 за последние четыре месяца после начала войны) до 387 лодок водоизмещением 275 306 тонн в 1944 году, пика производства.

Базы подводных лодок стали приоритетной воздушной целью во время наступления подводных лодок в 1942 привели к тревожно высоким транспортным потерям. Однако бомбовые удары мало влияли на производство подводных лодок до 1945 года, как обнаружила Служба стратегических бомбардировок США в Германии. Например, немцы построили в общей сложности 973 катера Тип 7 и Тип 9 во время войны, и только три из них были отложены сверх запланированного срока из-за воздушных атак до 1945 года. Немецкая промышленная и экономическая структура, возникшая в результате внедрения эффективных стратегических бомбардировок с воздуха, давала о себе знать в области строительства подводных лодок. 19 год44 продемонстрировал наибольшее количество подводных лодок, но с января 1944 года до конца войны в строй вошло меньше подводных лодок, чем вошло в состав флота в 1941 году.

В 1944 году началась программа секционных подводных лодок. Разборный катер Тип 21 был спроектирован к концу 1943 года, а производство началось в 1944 году на трех верфях. Тридцать две сталелитейные фирмы производили прочные стальные корпуса; 11 заводов изготавливали и собирали секции, которые отправлялись на три верфи для окончательной сборки.

Первая лодка Тип 21 была спущена на воду 20 апреля 1944 года. Всего планировалось построить 508 штук из расчета 33 в месяц. На самом деле, 90 машин было выпущено в 1944 году и 29 — в 1945 году, до окончания войны в мае. Разборный катер Тип 23 был запрограммирован на 260 подводных лодок, которые должны были строиться со скоростью 10 штук в месяц. Производственные данные показывают, что в 1944 году было построено всего 42 машины, а в 1945 году — 21.

Как продвигалась Битва за Атлантику?

Выступление в Палате общин 11, 19 февраля43 премьер-министр Уинстон Черчилль заявил, что в первый год войны на каждую уничтоженную подводную лодку приходится 19 торговых судов. третий год до 71/2 за 1.

Великобритания извлекла выгоду из своего опыта в Первой мировой войне и ввела конвои сразу после начала Второй мировой войны. Однако противолодочных кораблей для защиты конвоев было опасно мало. Сделка с эсминцами для баз добавила некоторые, и многие другие, как фрегаты, так и эсминцы сопровождения, пришли позже с американских верфей.

Когда Соединенные Штаты вступили в войну, подводные лодки приблизились к побережью Северной Атлантики. Первым затонувшим кораблем был Norness, подбитый торпедой к юго-востоку от острова Блок 14 января 1942 года. Выжившие были доставлены в Ньюпорт, штат Род-Айленд, где многие эсминцы так называемого патруля нейтралитета базировались до их переброски. незадолго до залива Каско.

Соединенные Штаты потеряли 318 торговых судов в результате всех видов действий противника в 1942 году, при этом основную роль сыграли подводные лодки у берегов Атлантики и Персидского залива. С марта по июль было потоплено 204 американских корабля — более одного в день. Июнь был худшим месяцем: 49Американские корабли затонули за 30 дней.

В 1943 году улучшилась противолодочная защита, что отразилось на уменьшении количества потоплений. Наши торговые потери за 1943 год упали до 129 кораблей. Всего в 1944 году было затоплено всего 59 кораблей, в то время как в 1945 году до Дня Победы мы потеряли всего 22 корабля. (Эти потери были вызваны всеми причинами, но главную ответственность можно считать немецкими подводными лодками. )

В Северной Атлантике, охотничьих угодьях подводных лодок «волчьих стай», погибло наибольшее количество американских торговых судов. Во время войны здесь было потоплено около 220 кораблей, причем 70 процентов из них были захвачены противником со стороны Западного полушария. Потери в Карибском море составили около 120 человек, еще 42 — в Южной Атлантике и 25 — в Мексиканском заливе. Около 45 американских кораблей были потоплены в Тихом океане и еще около 30 — в Красном море и Индийском океане.

Секретные файлы гросс-адмирала Карла Деница, начальника службы подводных лодок Германии, были обнаружены после краха сопротивления нацистов. Они показывают, что потери, понесенные подводными лодками в разгар кампании 1942 г., на 300 % превышали среднемесячные потери до того времени. В ноябре 1942 года немцы отправили 63 подводные лодки, 15 из них были уничтожены.

В конце 1942 года, как показали записи Деница, у немцев было 210 «передовых» подводных лодок, доступных для операций против союзного противника. Еще 53 катера дежурили в военно-морских училищах для обучения зеленых экипажей, а 119еще больше строилось или испытывалось перед окончательным оснащением.

В апреле 1943 года ВМС США подсчитали, что у немцев на вооружении находилось от 400 до 500 подводных лодок, причем одна треть из них находилась на охоте в любой момент времени, еще одна треть находилась на пути в порт или из порта, а остальное в базе для капитального ремонта и переоборудования.

Осторожные заявления об эффективности наших противолодочных мер показывают, что в мае, июне и июле 1943 года было уничтожено 90 подводных лодок, или примерно по одной в день. ВМС США насчитывали 29из этих. Подводных лодок, уничтоженных в августе, сентябре и октябре 1943 г., насчитывалось около 60.

Потери торговых судов в ноябре 1943 г. были меньше, чем за любой месяц с мая 1940 г. За весь 1943 г. потери грузовых судов составили лишь около 40 процентов тоннажа, утонувшего в отчаянные месяцы 1942 года. Почти половина тоннажа 1943 года была потоплена за первые три месяца года. На второй квартал пришлось лишь 27% от общего объема за год, а на последние шесть месяцев — только 26%.

Эффективность подводной лодки явно снижалась. Битва за Атлантику будет продолжаться до конца войны, но она уже выиграна.

Что произошло в 1943 году, что привело к этому? Взгляд на список кораблей ВМС США, введенных в строй в том году, дает частичный ответ. В 1942 году на вооружение поступило 11 эскортных авианосцев. К ним добавились еще 24 в 1943 году. авианосцы и 66 эсминцев сопровождения. Не все эти суда каким-либо образом использовались для охоты на подводные лодки, но те, которые оказались весьма эффективными.

Противолодочное патрулирование армейских ВВС к 1943 году стало настолько компетентным, что подводные лодки приближались к нашему побережью только с большим риском. Воздушные и надводные силы ВМС наращивали свои силы, чтобы ВВС могли быть освобождены от других задач.

Угроза с воздуха стала настолько велика, что в 1943 году немцы начали оснащать свои подводные лодки зенитными орудиями и сменили тактику на боевой порядок. Результаты были обескураживающими для немцев, и в конце войны они снова изменили тактику. Они не могли попеременно нырять и всплывать, не могли воевать на поверхности, поэтому со своим шноркелем пытались все время оставаться под водой.

В начале войны были районы океана, в которых командиры подводных лодок чувствовали себя в относительной безопасности. Дуги патрульных самолетов с баз союзников по обе стороны Атлантики не могли полностью перекрыться из-за ограничения дальности действия используемых самолетов. В тех районах, которые наземная авиация не могла прикрыть, подводные лодки играли в надводном положении, отдыхали экипажи, заправлялись топливом и провизией с грузовых подводных лодок типа «дойная корова».

И вдруг на них налетели авианосцы, дремлющие на длинных волнах. В океане больше не было места, защищенного от воздушных атак. Самолеты с эскортных авианосцев больше не ждали подхода подводных лодок к судоходным путям; теперь они были охотниками, а подводные лодки охотились.

Эффективность воздушных атак подводных лодок армией, флотом и Королевскими ВВС стала очевидной теперь, когда можно получить доступ к военно-морским записям Германии и союзников. Немцы потеряли в результате воздушных атак 354 подводные лодки. Несмотря на скудное воздушное наступление против подводных лодок в первые годы войны и обширные программы сопровождения эсминцев и других противолодочных кораблей, в которые с таким энтузиазмом вступали, только 246 подводных лодок были уничтожены атакой надводных кораблей. Еще 49 были потоплены комбинированными атаками с поверхности и с воздуха.

Прочие зарегистрированные потери: минам — 30; подводным лодкам союзников — 21; другим различным причинам, 49. Причина разрушения 28 неизвестна. Всего было уничтожено 777 кораблей. Еще 217 самолетов были затоплены после Дня Победы. Подводных лодок всех типов, сдавшихся после краха Германии, насчитывалось 181.

Со своей стороны, итальянский флот потерял 116 подводных лодок, в том числе 17 затопленных после капитуляции Италии. Потери составили: 32 человека от надводной атаки; 24 к самолетам; 19 подводных лодок союзников; 4 на поверхность и самолет; 4 затоплены перед капитуляцией; 4 разбитых; 4 захвачено; 2 при столкновении; 2 по минам; 1 заземлен и уничтожен; 3 неизвестно. Осталось сдать только 21 итальянскую подводную лодку.

За исключением затопленных, общие потери немецких и итальянских подводных лодок составили 872 лодки. Потери союзных и нейтральных торговых судов от подводных лодок составили 2770 судов общим водоизмещением 14 500 000 брутто-тонн. Некоторые из них были потеряны японскими подводными лодками, поэтому немецкие подводные лодки и итальянские подводные лодки набрали около трех торговых судов общим водоизмещением около 15 000 тонн на каждую уничтоженную подводную лодку.

Это можно сравнить с рекордом подводных лодок США. 52 наших катера были потеряны, но по крайней мере четыре из них стали жертвами нештатных аварий. Японцы насчитали 1750 стальных торговых судов, не считая малых судов, потопленных американскими подводными лодками. Таким образом, наши подводные лодки потопили 36 японских кораблей на каждый потерянный из них, что более чем в 10 раз превышает германо-итальянский рекорд. М. Китагава, главный гражданский в Японском комитете торгового флота, оценил торговый тоннаж, потерянный подводными лодками Соединенных Штатов, в 5 850 000 тонн, или в среднем около 122 000 тонн на каждую потерянную американскую подводную лодку.

На долю наших подводных лодок приходилось дополнительно 194 японских боевых корабля, в том числе один линкор, восемь авианосцев, 15 крейсеров, 42 эсминца, 28 подводных лодок и 100 малых судов.

Интересным аспектом подводной войны во всем мире является довольно удивительное количество подводных лодок, потопленных другими подводными лодками. Японцы потеряли 28 своих лодок из-за наших подлодок, начиная с 1-173 (или 73) у Мидуэя 27 января 1942 г. Две были уничтожены 17 мая 1942 г.: 1-28 у Трука и 1-164. к югу от Кюсю. Пять были спущены нашими подлодками за четыре дня у Лусона: RO-115 10 февраля 19.