Читать онлайн «Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне», Вольфганг Франк – Литрес

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Эта книга написана в тот период, когда в памяти миллионов и миллионов людей еще свежи были воспоминания о Второй мировой войне, и выдержала семь (!) изданий в Новом Свете и пять в Соединенных Штатах. Охватывая период действия германских подводных лодок с 1939-го по 1945 год, автор дает также краткую предысторию развития подводного оружия, включая действия германских подводных лодок в Первую мировую войну. Заканчивается книга страницами о Нюрнбергском процессе – ибо главное действующее лицо книги, Карл Дёниц, начинал подводником в Первую мировую войну, а закончил преемником Гитлера на посту номинального главы государства (на три недели) и скамьей подсудимых в Нюрнберге.

В книге мало политики, она лишь временами выступает в качестве фона операций подводных лодок. Заметим, что действия германских подводных лодок во Второй мировой войне начались 3 сентября 1939 года против Великобритании (страдали и суда нейтральных стран, перевозившие грузы в Великобританию) – почти за двадцать месяцев до начала Германией войны против Советского Союза.

Однако мотивы большой политики и послевоенной апологетики слышны в общей подаче материала, и особенно в двух заключительных главах книги. По тону автора можно подумать, что Германию кто-то втянул в ненужную ей войну, а в конце книги его апологетика могла бы показаться смешной, если бы не была циничной, – это когда автор говорит о решимости Дёница продолжать войну, чтобы спасти германский народ от… дальнейших несчастий, а также чтобы предотвратить попадание немецких военнопленных в русские лагеря… до зимних холодов. Чувствуется, что автор хорошо почувствовал, куда дули ветры «холодной войны», и, держа нос по ветру, старался преподнести американскому читателю подходящую аргументацию. Например, об убийствах, насилиях и поджогах, творимых наступающими красными. Создается впечатление, что этот человек, не нашедший ни слова осуждения в адрес своего бывшего фюрера, ничего не слышал о зверствах немцев на оккупированных территориях (так что можно не удивляться тому, что в 1949 году опросы общественного мнения в Западной Германии показывали, что значительное большинство опрошенных образцом государственного деятеля считали Гитлера). Впрочем, в описании автором последствий бомбардировки немецкого города Любека, увиденных глазами Дёница, читается осуждение действий и союзников. И это осенью 1942 года. Но и Дёниц и автор прекрасно знали, что немецкая авиация начала налеты на английские города еще летом 1940 года, а в ноябре того года сровняла с землей Ковентри.

Книга невольно представляется биографическим повествованием о Карле Дёнице – подводнике Первой мировой войны, командующем подводным флотом во время Второй мировой войны, а затем и калифе на час – наследнике Гитлера на посту главы государства. Автор лепит из него образ честного служаки, который-де до конца войны слыхом не слыхивал о нацистских концлагерях и массовых убийствах, – знакомый по Нюрнбергскому процессу оправдательный мотив.

В основу же главной части книги легли, очевидно, документы (вахтенные журналы подводных лодок, прочие документы, сообщения прессы), а также устные сведения. Лишь кое-где автор, отталкиваясь, по-видимому, от документов и рассказов, придает изложению событий характер беллетристики.

Книга снабжена компетентным предисловием к американскому изданию, сделанным известным американским адмиралом, и не менее компетентными сносками редактора американского издания (они с цифрой), где он опровергает, подправляет автора или дополняет сказанное им. Очевидно, что эти сноски сделаны после сверки с британскими (в основном) и американскими архивами. Конечно, уточнение географических координат потопленных кораблей отражает потребности того времени и интересны прежде всего специалистам, но мы оставили эти сноски, они придают книге дополнительный документальный характер.

В книге описываются боевые действия немецких подводных лодок главным образом в Атлантике – где, собственно, в основном и велась подводная война, а подводная война против Советского Союза напрямую отражена лишь в одной главе. Но с 1942 года военные действия на Восточном фронте невольно выступают в качестве основного фона операций немецких подводных лодок в Атлантике, не раз приводится аргументация командующего нацистским подводным флотом Карла Дёница: каждое потопленное у берегов Америки судно – это одним судном грузов меньше для России. А чего стоит такая фраза: «Берлин придерживался позиции, что подводные лодки могут оказать материальную поддержку наземной кампании Германии, только атакуя полярные конвои союзников, направлявшиеся в Архангельск и Мурманск…»

Сноски, помеченные звездочкой, – примечания переводчика, они дают неискушенному читателю пояснения по поводу некоторых исторических событий, персонажей, технических особенностей устройства и функционирования подводных кораблей и терминологии, а также относительно малоизвестных географических названий.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ

Большинство из нас помнят, что в двух мировых войнах германские подводные лодки подошли опасно близко к той черте, за которой начинался полный контроль над основными морскими коммуникациями. Установление такого контроля изменило бы ход войны, и ее возможным исходом могло быть поражение союзников.

В Первую мировую войну германские подводные лодки потопили военных кораблей и грузовых судов общим водоизмещением 11 миллионов тонн. Этот исторический опыт, похоже, был забыт Соединенными Штатами и Великобританией. Между двумя мировыми войнами и у нас и в Великобритании считалось, что конвойная система с улучшенными средствами противолодочной обороны почти лишила подводные корабли их жала. До Второй мировой войны Гитлер и некоторые члены его военного штаба также сильно недооценивали стратегическую ценность подводных лодок, укомплектованных высокоподготовленными и решительными офицерами и командами. Некоторые эксперты считают, что, если бы Гитлер имел в 1939 году на полсотни лодок больше, он, возможно, выиграл бы войну.

В «Морских волках» Вольфганг Франк с восхищением передает сагу об исключительных подвигах германских подводников. Об их успехах и неудачах он рассказывает откровенно. Противоречия большой политики среди высшего германского руководства, показанные с особым акцентом на борьбу адмирала Карла Дёница за увеличение количества подводных лодок и подготовку большего числа подводников, напоминают неприятности гросс-адмирала фон Тирпица во время Первой мировой войны. Но плавсостав был далек от этой возни, его задачей было ходить в море и нарушать судоходство противника. «Топить суда» – таков был краткий лозунг их опасной миссии, как это было и для наших отважных подводников в Тихом океане.

Не следует забывать, что, хотя грузовые суда и танкеры не могут выиграть войны, их недостаток может привести к поражению. «Мы должны рассматривать войну на море, – говорил Черчилль, – в качестве фундамента всех усилий Объединенных Наций. Если мы проиграем, ничто другое нам не поможет». Британский премьер-министр также писал: «Атаки подводных лодок были для нас худшим из зол».

«Зло» для немецких «морских волков» означало успех, когда они свирепствовали на океанских просторах, которые называли золотой Запад. Одним из их наибольших успехов была атака на конвой PQ-17 (июль 1942 г.), который шел в незамерзающие воды Мурманска с грузом британской и американской помощи осажденной России: из 33 судов конвоя 22 было потоплено, включая 5 американских. Если бы волна не была повернута вспять, то вполне возможно, что конвойная система была бы приостановлена до тех пор, пока не были бы обеспечены более мощные силы сопровождения.

Все это немцы знали. Автор «Морских волков» пишет: «Он (адмирал Дёниц) продолжал твердо настаивать на том, что главная цель – это топить суда скорее, чем союзники успевают их строить». Можно вспомнить, что в то время приоритетом номер один промышленного производства в Америке было судостроение. Только начиная с мая 1942 года производство новых судов стало превосходить число потерь. Медленно, но верно союзники выигрывали битву в Атлантике. Однако «морские волки» продолжали действовать с неуемной яростью.

Как же, если коротко, союзники возобладали над подводным противником? Во-первых, с помощью научно-технических достижений в области вооружений и оборудования – таких, как специальные радиолокаторы на самолетах, эффективные гидроакустические приборы на кораблях, гидроакустические буи, размагничивание судов, прицепные устройства-имитаторы – «фоксеры» – против акустических торпед, глубинные бомбы-убийцы в 1000 фунтов. Во-вторых, путем применения более эффективной оперативной тактики – как, например, усовершенствование эскортирования и противолодочной тактики, доведение до совершенства знаменитых групп «охотников-истребителей», которые с высокой эффективностью использовали наступательные возможности авианосцев и быстрых надводных кораблей. В-третьих, с помощью огромного выпуска грузовых судов в Соединенных Штатах.

Никогда нельзя забывать о неподдающемся расчетам человеческом факторе – о неустрашимых военных и гражданских моряках, невоспетых героях, которые несли на себе тяжести долгой и трудной битвы в Атлантике. Они говорили, что хорошая подводная лодка – это та, которая на дне и заполнена водой.

В 1943 году немцы потеряли в море 30 процентов своих подлодок, к началу 1943 года команды подводных лодок знали, «что только три или в лучшем случае четыре из пяти лодок возвращаются на базу». К лету 1943 года подводные лодки получили шноркель[1], но было уже поздно, чтобы это могло стать решающим фактором в морской войне.

 

Битва в Атлантике, часто проходившая в тяжелых штормовых условиях, в мороз, является важной страницей в истории войн на море, потому что от ее исхода в большой степени зависело, кто из непримиримых врагов одержит победу. Эти леденящие душу истории об отважных моряках, которые оставались на своих боевых постах до последнего, даже долгое время зная, что их борьба в действительности проиграна, особо подчеркивают смертельную агрессивность подводных войн. Повторится ли это снова?

Лиланд П. Ловетт,

вице-адмирал ВМС США (в отставке)[2]

Часть первая


НАРАЩИВАНИЕ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ МОЩИ
1939 – 1944 годы

Глава 1


РОЖДЕНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
(1624 – 1919 гг. )

Тут пишут, Корнелиус-сын сотворил

Голландцам невидимого угря,

И те на нем ходят до порта Дюнкерк

И топят все тамошние корабли.

Бен Джонсон. Рынок новостей, акт III, сцена 1

Бен Джонсон вставил эти строки в третий акт своей комедии, которую он написал в 1624 году. Это весьма важное упоминание о мастерстве доктора Корнелиуса ван Дребеля, голландца, личного врача короля Англии, изобретателя машины, на которой, если верить сведениям его современников, плавал на ней под водой от Вестминстера до Гринвича.

Это первый зарегистрированный случай успешной подводной навигации. Неизбежно и другие должны были последовать по стопам ван Дребеля. Бен Джонсон ясно дает понять, что уже в те времена люди искали способы борьбы против такого оружия, как морская блокада. Такие поиски были особенно энергичными в тех странах, которые, в отличие от Великобритании, не имели мощного флота. Среди тех, кто разрабатывал и делал подводные суда в XVIII и XIX веках, были американцы Бушнелл и Фултон, француз Густав Зеде, швед Норденфельдт и еще один американец – Джон Холланд.

В 1804 году Фултону удалось заинтересовать своими планами британского премьер-министра Уильяма Питта-младшего, и проекты его подводной лодки «Наутилус» и «электрической торпеды» были тщательно рассмотрены в британском адмиралтействе. Главой военно-морского ведомства в то время был сэр Джон Джервис – потом от стал лордом Сент-Винсентом. Нетрудно себе представить, какое впечатление произвел на государственного мужа от флота этот грандиозный проект. Он сразу понял потенциальную опасность изобретения и попытался похерить его.

«Не смотрите в ту сторону и не трогайте эту штуку! – предупреждал он. – Если мы ее примем, то и другие страны примут, и это будет сильнейшим ударом по нашему превосходству на море, какой только можно себе представить».

Но на эти предостережения не обратили внимания, и при полном одобрении Питта Фултону разрешили проводить свои эксперименты. 15 октября 1805 года корпус старого датского брига «Доротея» был поставлен на якоря в порту Дил под Уолмер-Касл, и Фултон «атаковал» его своей «электрической торпедой». Адская машина взорвалась с огромной силой, расколов бриг надвое, обломки взлетели высоко в воздух.

Сент-Винсент в высшей степени критически отнесся ко всей затее. «Питт – самый большой глупец из когда-либо живших, – прямо заявил он. – Он поощрил форму ведения боевых действий, которая не нужна тем, кто правит морями, и вполне может лишить нас нашего превосходства».

Шесть дней спустя победа под Трафальгаром положила конец надеждам Наполеона на вторжение в Англию, и Великобритания продолжала править волнами с еще большей уверенностью, чем прежде. Если бы все зависело от Англии, то все идеи подводной войны оказались бы преданы забвению.

Но в других странах идеи, выдвинутые Фултоном, стали развиваться дальше. В 1863 году, во время Гражданской войны в Америке, полупогружающийся корабль, снабженный взрывчаткой на конце бруса, совершил наполовину успешную атаку на линкор янки «Нью Айронсайдз», который осуществлял блокаду Чарльстона. На следующий год на том же месте самодвижущемуся подводному судну «Хандли» удалось потопить корвет северян «Хаусатоник», но в результате взрыва погиб и атакующий корабль со всей командой. Это был первый и единственный до Первой мировой войны случай успешной атаки подводным кораблем надводного военного корабля.

Далее следует отметить создание во Фьюме[3] английским инженером Уайтхедом автономной торпеды, приводившейся в движение сжатым воздухом, потенциальные возможности которой были вскоре оценены всеми морскими странами. Они начали строить быстроходные торпедоносные корабли. Так зародились флотилии

[4] торпедных катеров и эсминцев, которые были составной частью флотов во время Первой мировой войны. И однако, идеальным носителем для торпед была подводная лодка.

Тем временем Франция начала проявлять живой интерес к возможностям подводной лодки и к 1901 году построила не менее 29 моделей лодок с электродвигателем. В то время главной проблемой был поиск надлежащего средства обеспечения движения под водой. Первые изобретатели всецело полагались на электричество или сжатый воздух, потому что считалось невозможным установить двигатель внутреннего сгорания на подводном корабле.

В 1893 году, однако, конгресс Соединенных Штатов призвал разработать подводную лодку, и контракт был вручен молодому школьному учителю, ирландцу по рождению, Джону П. Холланду. После нескольких первоначальных неудач он, наконец, построил «Холланд номер 9», которая в 1900 году была принята ВМФ США. Этот корабль может быть с полным правом назван первой современной подводной лодкой. Революционной стороной этого проекта являлось то, что на лодке был установлен 50-сильный бензиновый двигатель для надводного хода и электромотор – для подводного, то есть, по существу, та же система, которая применяется сегодня

[5]. ВМФ США заказал еще шесть таких лодок, пять заказало британское адмиралтейство. Вскоре после этого все морские страны либо разместили заказы на такие подводные лодки, либо приобрели лицензии на их производство.

Германия с нескрываемым интересом наблюдала за этими событиями, но в течение долгого времени германское адмиралтейство воздерживалось от вовлечения в эту гонку. Пришлось Фридриху Альфреду Круппу, крупному производителю вооружений, на собственный страх и риск проявить инициативу, и в июле 1902 года началась работа над его 16-тонной «Форелью». Этот крошечный корабль, всего 12 метров длиной, был построен исключительно в экспериментальных целях, но сразу же хорошо зарекомендовал себя. После того как кайзер проявил интерес к нему, приехав с проверкой, на нем в качестве первого пассажира прокатился адмирал, принц прусский Генрих. Произошло это 23 сентября 1903 года. На следующий год «Форель» была поставлена России в качестве образца трех подводных лодок большего размера для царского флота

[6].

Первоначальный успех «Форели» в конце концов убедил германское адмиралтейство в необходимости иметь такие корабли, и в сентябре 1904 года Крупп получил первый заказ для германского ВМФ. Адмирал фон Тирпиц, тогда министр ВМФ, высказался за строительство подводной лодки водоизмещением 237 тонн, длиной около 35 метров, с надводной скоростью 10,8 узла и подводной – 8,7 узла.

Другими словами, фон Тирпицу нужна была океанская подводная лодка. Пока строилась «U-l», на военных верфях в Данциге началось строительство подводной лодки по проекту самого адмиралтейства. В июле 1912 года Германия начала ставить на лодках дизельные двигатели вместо бензиновых.

К 1914 году подводные лодки полностью «оперились» – прямые наследницы аппарата ван Дребеля, «Черепахи» Бушнелла, фултоновского «Наутилуса», созданий Холланда и Лейка в Америке, Норденфельдта в Швеции и Зеде во Франции.

Разразившаяся в 1914 году война дала подводным лодкам боевое крещение. Их военный потенциал был пока что неведом, потому что мир думал по-прежнему категориями линкоров, одно мощное вооружение которых могло решать исходы сражений на море.

Германия вступила в войну с 42 подводными лодками, часть которых были в полной боеготовности, другие строились. В ходе этой войны будут заложены еще 811 подводных лодок, но до конца войны введены в строй относительно немногие.

Предполагалось, что основным назначением подводных лодок будет атака торговых судов, но выявились существенные разногласия относительно того, как их лучшим образом использовать в этих целях. В международном праве не содержалось положений об этой форме войны, они касались только надводных кораблей. Подводные лодки, несущие в себе огромную разрушительную силу и в то же время весьма уязвимые, не успели стать объектом изучения юристов-международников, специализирующихся на проблемах надводных кораблей, что лишало подводные лодки самого смысла их существования. Принятые нормы международного права требовали, чтобы лодки действовали как надводные рейдеры[7], а это означало, что командиры подводных лодок должны были остановить торговое судно и связаться с ним, даже если оно явно следовало во вражеский порт, прежде чем потопить его. Они были обязаны обыскать любое нейтральное судно на предмет контрабанды, хотя этот метод делал уязвимыми лодки со стороны вооружения торгового судна. Перед потоплением какого-либо судна командиры подводных лодок должны были принять меры к сохранению жизни экипажа – при том, что на лодках не было пространства для размещения людей. Подводным лодкам нужно было законное право топить любое судно, которое вошло в объявленную опасной зону, безо всякого предупреждения.

Блокада Германии придала первоочередную важность вопросу о потоплении без предупреждения. Желая иметь действенные меры против блокады, командование германского ВМФ требовало неограниченной подводной войны против всех судов в объявленной зоне вокруг Британских островов. Но канцлер фон Бетман-Гольвег не хотел наносить урон нейтральным странам и не давал убедить себя, несмотря на настойчивое давление со стороны адмиралтейства и, в частности, гросс-адмирала фон Тирпица. Подводным лодкам приходилось воевать, образно говоря, с одной рукой, завязанной за спиной. Им не давали возможности показать свои истинные боевые качества, в то время как противник наращивал средства противодействия. Когда, наконец, в феврале 1917 года все ограничения сняли, было слишком поздно – подводные лодки оказались уже не в состоянии выиграть войну, поскольку противник стал слишком силен.

 

Потопление 22 сентября 1914 года лейтенантом Веддигеном[8], командиром подводной лодки «U-9», крейсеров «Абукир», «Кресси» и «Хог» позволило британцам ощутить огромный разрушительный привкус нового подводного оружия. Менее чем за час 28 человек на 400-тонной подлодке уничтожили британские корабли общим водоизмещением 40 000 тонн с 2265 членами команд на борту, из которых едва ли треть спаслась.

Мир застыл в оцепенении перед мощью нового оружия: не означает ли это конец британского превосходства на море? Потеря трех крейсеров и нападения на торговые суда быстро вразумили Британию относительно масштабов новой угрозы, и она не замедлила сделать правильные выводы. Ситуация требовала нового типа комбинированной военно-политической войны. Появилось требование, чтобы подводные лодки не имели права атаковать будучи невидимыми, а это увеличивало бы и их уязвимость ввиду слабой защищенности.

Для создания морских контрмер – самых широких и дорогостоящих в английской военной истории – требовалось время. Но политические контрмеры можно было применять сразу. Нортклифф[9] запустил во всем мире свою огромную пропагандистскую машину и одновременно начал небывалую кампанию в прессе, чтобы опорочить действия германских подводных лодок против британских торговых судов. Он достиг своей цели, но всем стало ясно, что впервые в своей истории само существование Британии было поставлено под угрозу.

В апреле 1917 года потери торгового судоходства росли из недели в неделю. Подводная лодка не только пробила бреши в обороне жизненной зоны Британских островов, но и поставила под вопрос сам фундамент мощи союзников. Угроза полного крушения туманно замаячила на горизонте.

В ноябре 1917 года глава департамента адмиралтейства, занимавшегося борьбой с подводными лодками, представил адмиралу сэру Джону Джеллико баланс сил, задействованных на каждой стороне. В нем указывалось, что «на германской стороне – 178 подводных лодок. Против них Британия использует 277 эсминцев, 30 корветов, 49 паровых яхт, 849 тральщиков, 687 дрифтеров, 24 колесных тральщика, 50 малых дирижаблей, 194 самолета, 77 противолодочных судов-ловушек и более 100 тысяч мин.

Лишь в 1918 году начала оправдывать себя система конвоев, и потери стали сокращаться. Радиосвязь между лодками, нападавшими на конвои, в те времена была не на высоком уровне. Поскольку торговые суда перестали плавать в одиночку и эскорт эсминцев усиливал противолодочную оборону, началась отливная волна. Программу адмирала Шеера по строительству Германией подводных лодок до конца войны материализовать не удалось.

И вот в 1918 году появились люди, которые утверждали, будто подводные лодки, временами несшие на себе всю тяжесть войны, отжили свое. В конечном итоге – или так казалось – конвойная система и улучшенная противолодочная оборона показали свое превосходство над противником. И все-таки вряд ли вызвал удивление тот факт, что подлодки были среди оружия, которое Германии на все времена запрещалось иметь по Версальскому договору.

Во Второй мировой войне слухи о врагах придумывали спецслужбы

«Серые волки» адмирала Дёница. Так во время Второй мировой войны в Европе называли подводником Кригсмарине – военно-морского флота фашисткой Германии. Когда Дёниц, как командующий подводным флотом Германии, объявил неограниченную подводную войну, направленную на создание морской блокады Великобритании, обстановка на море резко обострилась.

Сюжет: Армия

До конца войны в глазах мирных жителей европейских стран-участников антигитлеровской коалиции немецкие подводники стали олицетворением жестокости и коварства. Заработала военная пропаганда. В результате, появилось много мифов, связанных с подводниками и подводными лодками Кригсмарине. В этой статье мы расскажем о некоторых из них, и постараемся объяснить, почему они появились.

Миф №1. Немецкий шпион в Скапа-флоу

Линкор HMS Royal Oak в 1937 году (Фото: Wikimedia Commons/ Royal Navy)

Сразу оговоримся. В ряде случаях можно утверждать и доказать, что какого-то события не происходило. В некоторых случаях – вероятнее всего, что-то было, но со временем, и под воздействием военной пропаганды событие приобрело вид, дошедший до нас.

В самом начале Второй мировой войны подводники Германии одержали громкую победу – в Главную базу английского флота Скапа-флоу прорвалась немецкая подводная лодка U-47, под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Результатом прорыва стало потопление английского линейного корабля «Роял Оук» – HMS «Royal Oak». Прорыв якобы стал возможен благодаря некому Альфреду Верингу – Alfred Wehring – офицеру военно-морской разведки Германии, который прибыл в Великобританию из Швейцарии в 1927 году под именем Альфреда Ортеля, часовщика. Он открыл часовую мастерскую в Керкуолле – городке на Оркнейских островах, недалеко от военно-морской базы. Двенадцать лет он скрупулезно собирал информацию об охране рейда базы, и о возможности прорыва в базу немецких подводных лодок. Именно благодаря этой информации прорыв и атака Гюнтера Прина была успешной. Подробно об этой истории смотри статью «Взрыв в Скапа-Флоу».

Конечно, это был миф. Впервые он был опубликован в швейцарской газете «Falken Verlag» в 1946 году. Материал был, что называется «жаренный», и его с удовольствием распространяли европейские газеты многих стран. Удивительно, но первыми возмутились и подвергли материал критике бывшие немецкие офицеры-подводники, командиры подводных лодок. Окончательно этот миф был развеян двумя журналистами – немцем Вольфгангом Франком и англичанином Александром Макки. Они независимо друг от друга пришли к выводу, что эта история выдумана, и никакого Веринга-Ортеля в природе не существовало.

По теме

5080

Вертолеты и автожиры Второй мировой войны. СССР и Германия

В СССР был создан боевой автожир, участвовавший в двух войнах

Но кто это придумал и почему? Можно предположить две причины появления этого, говоря современным языком, фейка. Во-первых, в 1939 году командованию английского флота необходимо было объяснить руководству страны и своим гражданам – как могла немецкая подводная лодка прорваться внутрь Главной базы ВМФ Великобритании? Адмиралы не хотели брать на себя ответственность за промахи службы по охране рейда базы, и была придумана версия о немецком разведчике, который долгих 12 лет собирал секретную информацию по системе защиты базы. А, во-вторых, что весьма вероятно, немецкая разведка всё-таки интересовалась Скапа-Флоу. Этот интерес входил в круг её обязанностей. Возможно, у британской контрразведки была какая-то информация об этом, и её использовали для создания легенды. После войны, в 1946 году информацию «слили» в швейцарскую газету, и она стала распространяться по миру.

Миф №2. Маскировка подводных лодок

Афиша Фильма «Морской ястреб» (Фото: Wikimedia Commons/Одесская киностудия)

Это тот случай, когда доказывается отсутствие события, и возможно даже определить источник появления ложной информации. В январе 1942 года на советские экраны вышел художественный фильм «Морской ястреб». Фильм рассказывает о поединке советского Q-ship – судна ловушки и немецкой подводной лодки, которая была замаскирована в трюме большого парусного судна. Фильм для своего времени получился интересный Вот эта творческая находка сценариста и стала основой слухов, что немецкие подводные лодки для увеличения своей автономности стали маскироваться внутри больших торговых судов.

Архивы говорят, что ни одна из немецких субмарин ничем подобным не занималась, а единственный советский Q-ship не потопил ни одной немецкой подводной лодки. Об этой истории смотри статью «Неизвестные бои на Балтике».

Миф №3. Ловля на живца

В этом случае событие иногда происходило, но его масштабы в исторической и художественной литературе сильно преувеличены. Речь идет о тактическом приеме, когда подводная лодка после потопления торгового судна, успевшего дать сигнал SOS, не уходила, а продолжала оставаться в районе атаки, в надежде, что этот сигнал примут другие транспортные суда, и придут спасать экипаж в шлюпках. Прием получил широкую известность после выхода в свет книги Алистера Маклина «Корабль Его Величества «Улисс»». Справедливости ради нужно сказать, что немецкие подводники пользовались этим тактическим приемом, но не всегда. При подозрении, что на сигнал SOS подойдет не транспорт, а противолодочный корабль, лодка, после потопления транспорта, уходила.

Миф №4. Расстрел экипажа торгового судна

Этот миф один из самых устойчивых. Причиной его появления стала пропаганда союзников, которая после войны перешла в исторические труды некоторых авторов. Вообще, в пропаганде стран антигитлеровской коалиции, в части творимых злодеяний, подводники занимали третье место после эсесовцев и гестаповцев. Это было связано с тем, что в первой половине Второй мировой неограниченная подводная война серьёзно осложняла как военные операции, так и жизнь мирного населения. Реальность же была такова, что Кригсмарине был наименее затронутой нацисткой идеологией частью вооруженных сил фашисткой Германии. Конечно, офицеры и адмиралы Кригсмарине не выступали против Гитлера, но и особо рьяно военных преступлений не совершали. Возможно, это было связано со спецификой войны на море, когда противника наблюдали только в перископ, или дальномер. Автор не голословен. После войны в Западной Европе объявили охоту на командиров немецких подводных лодок, чтобы предать их суду. В случае, если удавалось доказать, что командир подводной лодки участвовал в преступлениях против человечества, его судили как военного преступника. К 1 сентября 1939 года в составе ВМФ Германии было 57 подводных лодок, во время войны флот пополнился 1 113 лодками. Осуждены как военные преступники только несколько командиров немецких подводных лодок. В наше время, историки из стран антигитлеровской коалиции (в частности, в США) в своих исторических исследованиях с помощью документов опровергают официальные американские же данные о расстрелах экипажей потопленных торговых судов немецкими подводниками.

По теме

4815

Вертолеты во Второй мировой войне. США

Раненые солдаты были шокированы видом вертолетов

Сколько было расстреляно экипажей потопленных торговых судов – неизвестно. Достоверно установлен один факт – расстрел экипажа греческого парохода SS «Peleus». Он был потоплен подводной лодкой U-853 под командованием капитан-лейтенанта Хайнца-Вильгельма ЭккаHeinz-Wilhelm Eck. Тогда погибли 33 моряка. После войны Экка судили. Автор считает нацизм и фашизм преступной идеологией, и не является поклонником гитлеровских подводников. Но справедливости ради нужно сказать, что охоту за людьми с потопленных судов и их расстрел с воздуха проводили летчики Люфтваффе, чьи нацистские убеждения были гораздо сильнее. Немецкие подводники, конечно, то же были не ангелы, и войну по правилам они прекратили вести еще в Первую мировую. Они просто равнодушно оставляли спасшихся моряков в шлюпках посредине океана. Моряки умирали не от пуль с подводной лодки, а от голода, холода и жажды.

Миф №5. Немцы в Америке

С этим мифом понятно, когда он появился, и что в нем является правдой. В первой половине 1942 года немецкие субмарины начали боевые действия в водах, омывающих атлантическое побережье США. Для американского обывателя это был шок. Ведь жители США так привыкли, что война идет где-то там, за океаном. А тут торговые суда начали топить у побережья США. Среди населения атлантического побережья стали циркулировать слухи о немецких подводниках, которые высаживались на побережье, и даже (о, ужас!) заходили в небольшие магазины. Мощной подпиткой этим слухам стала информация (достоверность её определить невозможно), что на одной то ли потопленной, то ли захваченной у американского побережья подводной лодки нашли американские продукты на камбузе. Реальной подпиткой этого мифа является факт высадки на побережье США агентов Абвера, которых в конечном итоге поймали. Таких высадок за всю войну было несколько.

Миф №6. Подводные лодки у острова Рюген

Остров Рюген (Фото: Wikimedia Commons/Klugschnacker)

Этот миф отечественный, долго «гуляющий» по рунету. Суть его в следующим. В 1955 году в советскую комендатуру острова Рюген пришел пожилой немец, который рассказал, что в одной из бухт острова на дне лежат немецкие подводные лодки. Сначала ему не поверили, но проверить всё же решили. Спущенные под воду водолазы доложили о 12-ти подводных лодок серии XXIII. Они были тщательно законсервированы и готовы к использованию. Поднять их помешали осенние шторма. Весной, водолазы обнаружили отсутствие двух лодок. Они исчезли. Несколько лодок подняли. Подробнее об этом мифе смотри статью «Тайна острова Буяна». Поскольку публикация появилась в начале «нулевых», можно предположить чьё-то творчество в жанре альтернативной истории.

По этому мифу можно дать два комментария. Во-первых, в отличие от шпионских мифов, действие которых разворачивается на суше, морские мифы легко проверяются. Дело в том, что любое перемещение любого корабля фиксируется в десятках документах, подделать которые практически невозможно. Особенно это касается историй, в которых рассказывается о каких-то не известных кораблях. После войны, в состав советского флота вошли десять трофейных немецких подводных лодок. Среди них была только одна лодка серии XXIII – Н-31, впоследствии М-31, бывшая немецкая U-2353. Надо сказать, что все трофейные лодки проходили через международные комиссии, и судьба каждой лодки известна. Никаких других немецких лодок в составе советского флота не было.

Во-вторых, как ни парадоксально, в этом мифе есть и элементы правды. 8 мая 1945 года у датского острова Анкольм были затоплены несколько подводных лодок. В 1956 году три из них подняли, и они стали первым подводными лодками в составе Бундесмарине. Кроме этого, в 1985 году, в одном из заброшенных бетонных бункеров в Гамбурге (а этот город, подвергавшийся мощным бомбардировкам союзников, имел многочисленные защитные сооружения, достойные отдельной статьи) – «Эльба-II» («Elbe II») были обнаружены три немецкие подводные лодки – U-2505, U-3004 и U-3506 – затопленные 3 мая 1945 года. Интересно, что работы по расчистке завалов начались в 1949 году, и только в 1985 удалось добраться до субмарин. Правда, эти подводные лодки были в недостроенном состоянии. Такие находки, и факт ввода в строй затопленных немецких субмарин, могли стать основой этого фейка.

История о лодках у острова Рюген – явно российская выдумка. Но у неё есть и аргентинский вариант – истории о «личном конвое фюрера» и о подводных лодках у берегов Аргентины. В них много пересекающихся сюжетов.

Чем дальше уходит в прошлое Вторая мировая война, тем замысловатее становятся мифы и легенды о ней.

Нацистские диверсанты и Джордж Даш — ФБР

Вскоре после полуночи утром 13 июня 1942 года четверо мужчин приземлились на пляже недалеко от Амагансетта, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, с немецкой подводной лодки.

Они были одеты в немецкую форму и доставили на берег достаточно взрывчатых веществ, капсюлей и зажигательных средств, чтобы поддержать ожидаемую двухлетнюю карьеру в саботаже американского производства, связанного с обороной.

17 июня 1942 года аналогичная группа высадилась на пляже Понте-Ведра, недалеко от Джексонвилля, штат Флорида, оснащенная для аналогичной карьеры в промышленном разрушении.

Цель вторжений состояла в том, чтобы нанести серьезный удар по Германии, перенеся насилие войны на нашу родину, уничтожив способность Америки производить жизненно важное оборудование и припасы и транспортировать их на поля сражений в Европе; вселить страх в американское гражданское население; и уменьшить решимость Соединенных Штатов победить наших врагов.

К 27 июня 1942 г. все восемь диверсантов были арестованы, не совершив ни одного акта уничтожения. Судили перед военной комиссией, они были признаны виновными. Один был приговорен к пожизненному заключению, другой к 30 годам, а шестеро получили смертную казнь, которая была приведена в исполнение в течение нескольких дней.

О масштабах эйфорического ожидания нацистской военной машины можно судить по тому факту, что помимо большого количества материалов, доставленных на берег диверсантами, им было выделено 175 200 долларов США в валюте для финансирования своей деятельности. При задержании ФБР вернуло в общей сложности 174 588 долларов — единственным положительным достижением восьми обученных диверсантов за эти две недели были расходы в размере 612 долларов на одежду, питание, проживание и проезд, а также взятка в размере 260 долларов.

Немецкая разведка была так потрясена, что подобных диверсионных попыток больше не предпринималось. Высшее военно-морское командование Германии больше не позволяло рисковать ценной подводной лодкой для диверсионной операции.

План 

1 сентября 1939 года Вторая мировая война началась в Европе вторжением нацистской Германии в Польшу. Соединенные Штаты оставались нейтральными до тех пор, пока японцы не втянули их в мировой конфликт в результате нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Война была объявлена ​​Соединенными Штатами Японии 8 декабря 19 года.41; а 11-го Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам.

В первые месяцы войны основной вклад Соединенных Штатов в противодействие нацистской военной машине включал промышленное производство, оборудование и припасы, поставляемые тем силам, которые активно защищались от немецких вооруженных сил. Эти промышленные усилия были достаточно сильными, чтобы вызвать разочарование, а возможно, и негодование среди нацистского высшего командования; и был отдан приказ, якобы самим Гитлером, предпринять серьезные усилия по сокращению американского производства.

Немецкая разведка остановилась на саботаже как на наиболее эффективном способе уменьшить наше влияние. Активным руководителем проекта был лейтенант Вальтер Каппе, прикрепленный к Абверу-2 (Разведка 2), который провел несколько лет в Соединенных Штатах до войны и принимал активное участие в немецко-американском союзе и других усилиях в Соединенных Штатах. пропагандировать и завоевывать сторонников нацизма среди американцев немецкого происхождения и немецких иммигрантов в Америке. Каппе был также сотрудником Института Аусланд, который до войны организовывал немцев за границей в Национал-социалистические немецкие арбайтерпартеи, НСДАП или нацистскую партию, а во время конфликта Аусланд отслеживал и поддерживал связь с людьми в Германии, которые вернулся из-за границы. Ответственность Каппе касалась тех, кто вернулся из США.

В начале 1942 года он связался, в частности, с теми, кто в конечном итоге предпринял миссию в Соединенных Штатах. Каждый согласился на задание, по-видимому, добровольно, хотя и не зная о конкретном задании. Большинство потенциальных диверсантов были взяты с гражданских работ, но двое оказались в немецкой армии.

Содержимое коробки, найденной на месте захоронения на пляже к югу от Джексонвилля, Флорида, с электрическими капсюлями-детонаторами, механизмами задержки с ручкой и карандашом, детонаторами, ампулами с кислотой и другими устройствами задержки времени.

Стажерам, всего около 12 человек, рассказали об их конкретной миссии только тогда, когда они поступили в школу саботажа, основанную недалеко от Берлина, где их обучали химии, зажигательным устройствам, взрывчатым веществам, устройствам отсчета времени, секретному письму и сокрытию личности путем смешивания с Американский фон. Интенсивное обучение включало практическое использование техники в реальных условиях.

В дальнейшем диверсантов доставляли на алюминиевые и магниевые заводы, железнодорожные цеха, каналы, шлюзы и другие объекты для ознакомления с жизненно важными точками и уязвимыми местами типов целей, которые они должны были атаковать. Карты использовались для определения местоположения этих американских целей, мест, где железные дороги могли быть наиболее эффективно отключены, основных алюминиевых и магниевых заводов, а также важных каналов, водных путей и шлюзов. Все инструкции приходилось запоминать.

Десант 

26 мая 1942 года первая группа из четырех диверсантов вышла на подводной лодке с немецкой базы Лорьян, Франция, а 28 мая с той же базы выбыла следующая группа из четырех человек. Каждому суждено было приземлиться в точках на атлантическом побережье США, знакомых лидеру этой группы.

Четверо мужчин во главе с Джорджем Джоном Дашем, 39 лет, приземлились на пляже недалеко от Амагансетта, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, около 00:10 13 июня 1942 года. Даша сопровождали Эрнест Питер Бургер, 36 лет; Генрих Харм Хайнк, 35 лет; и Ричард Куирин, 34 года.

17 июня 1942 года другая группа приземлилась в Понте-Ведра-Бич, Флорида, к югу от Джексонвилля. Лидером был Эдвард Джон Керлинг, 33 года; с Вернером Тилем, 35 ​​лет; Герман Отто Нойбауэр, 32 года; и Герберт Ханс Хаупт, 22 года. Обе группы приземлились в полной или частичной немецкой форме, чтобы обеспечить обращение с ними как с военнопленными, а не как со шпионами, если они будут пойманы во время приземления.

Незаметно приземлившись, униформа была быстро выброшена и закопана вместе с диверсионными материалами (которые должны были быть извлечены позже), а на них надели гражданскую одежду. Диверсанты быстро рассеялись. Группа из Флориды направилась в Джексонвилл, затем на поезде в Цинциннати, двое отправились в Чикаго, а другая пара — в Нью-Йорк.

Аресты 

Группе Лонг-Айленда повезло меньше; едва они закопали свое снаряжение и обмундирование, на самом деле, один еще был в плавках, как подошел патрулирующий берег береговой охранник. Он был безоружен и очень подозрительно относился к ним, особенно когда они предложили ему взятку, чтобы он забыл о своей встрече. Он якобы принял взятку, чтобы усыпить их опасения, и незамедлительно сообщил об инциденте в свой штаб. Однако к тому времени, когда поисковый патруль установил местонахождение места, диверсанты достигли железнодорожной станции и сели на поезд в Нью-Йорк.

Решимость Даша стать диверсантом на благо Отечества пошатнулась — возможно, он считал весь этот проект настолько грандиозным, что непрактичным, и хотел защитить себя, прежде чем кто-то из его товарищей предпримет действия в связи с подобными сомнениями. Он указал Бюргеру на свое желание во всем признаться.

Вечером 14 июня 1942 года Даш, назвавшись «Пасториус», позвонил в нью-йоркское отделение ФБР, заявив, что недавно прибыл из Германии и позвонит в штаб-квартиру ФБР, когда будет в Вашингтоне, округ Колумбия, на следующей неделе. . Утром в пятницу, 19 июня., в ФБР Вашингтон поступил звонок от Даша, затем он зарегистрировался в отеле Вашингтона. Он сослался на свой предыдущий звонок как «Пасториус» (о чем было известно в Штаб-квартире) и указал свое местонахождение. С ним немедленно связались и взяли под стражу.

В течение следующих нескольких дней его тщательно допросили, и он сообщил личности других диверсантов, возможное местонахождение некоторых и данные, которые позволили бы их более оперативно задержать.

Трое оставшихся членов группы Лонг-Айленда были задержаны в Нью-Йорке 20 июня. Из группы Флориды Керлинг и Тиль были арестованы в Нью-Йорке 23 июня, а Нойбауэр и Хаупт были арестованы в Чикаго июнь. 27.

Суд 

Восьмерых судили перед военной комиссией, состоящей из семи офицеров армии США, назначенных президентом Рузвельтом, с 8 июля по 4 августа 1942 года.

Суд проходил в здании Министерства юстиции, Вашингтон, Обвинение округа Колумбия возглавили генеральный прокурор Фрэнсис Биддл и армейский судья-генеральный адвокат генерал-майор Майрон К. Крамер. Среди защитников были полковник Кеннет К. Ройалл (впоследствии военный министр при президенте Трумэне) и майор Лаузен Х. Стоун (сын Харлана Фиске Стоуна, главного судьи Верховного суда США).

Все восемь были признаны виновными и приговорены к смертной казни. Генеральный прокурор Биддл и Дж. Эдгар Гувер обратились к президенту Рузвельту с просьбой смягчить приговоры Дашу и Бюргеру. Затем Даш был приговорен к 30 годам лишения свободы, а Бургер — к пожизненному заключению с отбыванием наказания в федеральной тюрьме. Остальные шестеро были казнены в тюрьме округа Колумбия 8 августа 1942 года.

Восемь мужчин родились в Германии, и каждый из них прожил в Соединенных Штатах значительное время. Бургер стал натурализованным американцем в 19 лет.33. Хаупт въехал в Соединенные Штаты ребенком, получив гражданство, когда его отец был натурализован в 1930 году.

Даш вступил в армию Германии в возрасте 14 лет и около 11 месяцев служил клерком во время окончания Первой мировой войны. Он поступил на службу в армию США в 1927 году и был уволен с почетом после немногим более года службы.

Квирин и Хайнк вернулись в Германию до начала Второй мировой войны в Европе, а шесть других — после 11 сентября 1939 и до 7 декабря 1941 г., по-видимому, в первую очередь они чувствовали свою лояльность к стране своего рождения.

Специальная военная комиссия в составе семи человек открывает третий день судебного процесса над восемью нацистскими диверсантами в зале суда на пятом этаже здания Министерства юстиции в июле 1942 года. В комиссии слева направо сидят: бригадный генерал Джон Т. , Льюис; генерал-майор Лоренцо Д. Кассер; Генерал-майор Уолтер С. Грант; генерал-майор Фрэнк Р. Маккой, президент комиссии; генерал-майор Блэнтон Уиншип; бригадный генерал Гай В. Генри; и бригадный генерал Джон Т. Кеннеди. Все восемь были признаны виновными. Фотография Библиотеки Конгресса.

Послевоенный опрос немецкого персонала и изучение записей подтвердили, что других попыток высадки диверсантов с подводной лодки не предпринималось; хотя в конце 1944 года два человека, Уильям Кертис Колепо и Эрих Гимпель, были высажены в качестве шпионов с немецкой подводной лодки на побережье штата Мэн в довольно отчаянной попытке получить информацию. Они тоже были быстро задержаны ФБР, прежде чем выполнить какую-либо часть своей миссии.

В апреле 1948 года президент Трумэн помиловал Даша и Бергера при условии депортации. Они были доставлены в американскую зону Германии, неисполненные части их приговоров были приостановлены на таких условиях в отношении поездок, работы, политической и другой деятельности, какие мог потребовать командующий театром военных действий, и они были освобождены.

Несмотря на то, что во время Второй мировой войны ФБР расследовало множество заявлений о саботаже, не было обнаружено ни одного случая саботажа, инспирированного противником. Каждое подозрительное действие, прослеживаемое до его источника, было результатом вандализма, досады, обиды, желания избавиться от скуки, любопытства детей «увидеть, что произойдет» или другого личного мотива.

Управление океанических исследований NOAA

  1. Домашний
  2. Экспедиции
  3. Археология подводного поля битвы Второй мировой войны
  4. Журнал миссии
  5. 4 сентября

Немецкая подводная лодка U- 576 и экипаж. «Экипажам подводных лодок нелегко зарабатывать на хлеб насущный. Это самая неудобная и спартанская жизнь, а работа зачастую очень однообразна. Но матрос переносит это с мрачным юмором». Охота в Атлантике Х. Буша. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 78 КБ).

Немецкий флот был силой, с которой приходилось считаться во время Второй мировой войны. Немецкие подводные лодки, или подводные лодки Унтервассера (подводные лодки), выполняли задание по уничтожению торговых судов, доставлявших припасы союзным войскам, чтобы помешать их военным усилиям. С помощью отчетов разведки о местонахождении, пункте назначения и скорости торговых судов подводные лодки будут искать в море жертв.

Капитан-лейтенант Ханс-Дитер Хайнике, командир U- 576 (слева) разговаривает с военным руководством. «Командир — это мозги и глаза всего экипажа. Он несет исключительную ответственность и всю тяжесть миссии, решений и действий. Он единственный на подводной лодке, кто знает общую картину; другие только слепо и по долгу службы следуют, выполняя строго контролируемые задачи, какими бы они ни были. Командир один ведет». Охота в Атлантике Х. Буша. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать изображение (jpg, 65 КБ).

Иногда они объединялись в так называемые «волчьи стаи» и охотились в водах Северной Атлантики группами. В других случаях, в географически разбросанных регионах, где волчьи стаи были невозможны, подводная лодка охотилась сама по себе.

U- 576 в море. «Командир может полностью положиться на свой экипаж и его способность бороться с любой мыслимой ситуацией. Каждое движение было отрепетировано; было подготовлено все возможное». Охота в Атлантике Х. Буша. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 192 КБ).

Когда подводная лодка замечала цель, нередко в течение нескольких дней отслеживали вражеские корабли, поскольку подводная лодка вызывала подкрепление для масштабной скоординированной атаки. Оснащенный палубными орудиями и торпедами, атака могла произойти как с поверхности, так и из-под воды, в зависимости от обстоятельств. Если подводная лодка находилась на поверхности, экипаж мог визуально оценить нанесенный ущерб, прежде чем нырнуть под воду, чтобы защититься от контратаки.

Краткие отчеты, отправленные с подводных лодок в их штаб на суше, содержали отчет об их успехах, измеряемый количеством тоннажа противника, который они смогли отправить на дно океана.

Экипаж U- 576 на вахте в боевой рубке. «Люди серых лодок собрались вместе со всех районов Рейха, чтобы сформировать одно красочное немецкое целое, связанное вместе и работающее синхронно. Наши экипажи похожи на вооруженные мечом братства эпохи викингов». Охота в Атлантике Х. Буша. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 3,0 МБ).

U- 576 — немецкая подводная лодка, построенная в 1940 году и спущенная на воду в следующем году под командованием капитан-лейтенанта Ганса-Дитера Хайнике. Хайнике и его команда из 45 человек совершили четыре патрулирования в составе седьмой флотилии подводных лодок, базирующейся в Сен-Назере, Франция, но они не потопили ни одного корабля противника во время своих первых двух патрулей у берегов России, Ирландии и Англия. Однако они добились большего успеха, когда их отправили через Атлантику на охоту в водах у побережья Северной Америки, начиная с 19 января.42.

U- 576 была частью первой волны из 16 подводных лодок, отправленных для нападения на торговые суда у берегов Канады и США. В феврале 1942 года во время своего третьего патрулирования U- 576 потопила свой первый корабль, 6900-тонный британский грузовой корабль без сопровождения Empire Spring, , в 50 милях от острова Сейбл. Во время своего четвертого патрулирования в апреле того же года U- 576 потопила еще два корабля: 5000-тонное американское торговое судно Pipestone County и 1300-тонное норвежское грузовое судно 9.0091 Таборфелл .

U- 576 члена экипажа. «Они [бригада] по-своему бодры, довольны своей участью и гордятся своей работой». Охота в Атлантике Х. Буша. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 1,7 МБ).

Рейнхард Хардеген, вспоминает в своей книге На боевой станции! Столкновение подводных лодок с Англией и Америкой каково это было быть командиром немецкой подводной лодки в то время: «Мы должны были отправиться в Америку в качестве первых посланников, чтобы поразить большое количество торговых судов в разных гаванях, в то же время. Это были наши заказы. Как командир подводной лодки я не мог и мечтать о чем-то более захватывающем, для меня это была новая территория. Мы знали, что многое было связано с этим первым нападением на Америку; мы должны были нанести первый удар правильно. Чем сильнее был удар, тем больший эффект он имел». Приказы Хардегена включали боевой призыв: «Бей их, как будто ты бьешь в барабан. Атаковать! Потопи их! Ты не должен возвращаться домой с пустыми руками». В результате наступление стало известно как операция «Барабанный бой» (операция «Паукеншлаг»).

Схема (вверху) и гидролокационное изображение (внизу) U- 576 . Изображение предоставлено NOAA. Скачать увеличенную версию (jpg, 1,1 МБ).

Много недель в море последовало за экипажем U- 576 и других подводных лодок. Хотя личные данные отдельных моряков на борту U- 576 неизвестны, Харальд Буш, другой командир немецкой подводной лодки, дает живые описания того, какой была жизнь на борту подводной лодки во время операции «Барабан» в «Охота в Атлантике» 9. 0092 : «Самое поразительное, когда первый раз в море на боевой подводной лодке, это трезвое осознание трудности повседневной жизни на борту: бортовые тревоги, ловушки подводных лодок, преследующие эсминцы, даже торпеды, недели горького низкие температуры и постоянное открытое море. Нужно приложить так много крайних усилий, прежде чем можно будет отправить краткий и простой военный отчет с упоминанием даже самых скромных успехов. Трудно представить, какие усилия стоят за таким отчетом».

U- 576 Члены экипажа позируют с женами. «Мы спустились ближе к вечеру и остались под водой, так как все хотели спокойно отпраздновать Рождество. Большая рождественская елка ярко сияла в командовании подводной лодки. В других частях подводной лодки также были украшены деревья меньшего размера, любовно украшенные и освещенные электрическими свечами. Весь экипаж собрался в команду подводной лодки, и мы вместе отпраздновали наше военное Рождество. Фон Шретер играл на своем аккордеоне праздничные мелодии, и мы все вместе пели. После короткой речи мы все вместе встали вокруг дерева, каждый погрузившись в свои мысли. Мы думали о наших близких дома». На боевом посту! Сражение подводных лодок против Англии и Америки , автор Р. Хардеген. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 1,8 МБ).

Буш подробно рассказывает о тяготах повседневной жизни на борту и о том, что поддерживало мотивацию экипажа: «Моряк любит казаться необремененным и счастливым, но каким бы мягким и созерцательным он ни казался, он также и жесткий. Он должен быть. Ему предстоит пережить огромные силы моря и не сдаться. Повседневная жизнь на борту невероятно скудна. Неспециалист не может себе представить, что значит неделями находиться в море на подводной лодке и на вражеской территории. Бывают дни, а иногда и недели, когда вы безуспешно охотитесь за добычей. Неделями у мужчин нет возможности выйти на боевую рубку, чтобы мельком увидеть солнце и немного воздуха. Многим техническим специалистам даже не удается увидеть мост. И все на корабле находятся в постоянной красной тревоге.

U- 576 в доке. «Редко мы покидали порт с такой уверенностью и полным доверием нашего адмирала. На этот раз лодку не украшали цветы; вместо этого мост украшали маленькие елочки». На боевом посту! Сражение подводных лодок против Англии и Америки , автор Р. Хардеген. Изображение предоставлено коллекцией Эда Карама. Скачать увеличенную версию (jpg, 112 КБ).

«На борту нет места, чтобы удобно устроиться, размять ноги и отдохнуть от напряженной работы, разве что на двухъярусной кровати, которую приходится делить с товарищами. Работа монотонная и тесная; трижды в день вы проглатываете свою еду, съежившись в крошечном пространстве, затем спите на вечно промокшей двухъярусной кровати… и вскоре приходит время вернуться к работе. Ни душа, ни бритья, ни раздевания за все время поездки. Но моряки гордятся своей лодкой и своим командиром, они гордятся тем, что чего-то добились, гордятся тем, что причастны к успеху. Экипаж и командир катера образуют поклявшееся братство, способное изгнать даже дьявола из ада».

Торговое судно Bluefields в том виде, в каком оно было сконфигурировано во время нападения (вверху) и его крушение сегодня (внизу). На изображении крушения виден правый борт корабля, на котором видна лестница, ведущая с главной палубы на кормовую надстройку, и кормовой кран, лежащий на палубе в обрушенном состоянии (диагональная конструкция видна вверху справа). Фотография предоставлена ​​NARA и NOAA/Project Baseline, сделана Джоном МакКордом, Институт прибрежных исследований Университета Северной Каролины, соответственно. Скачать увеличенную версию (jpg, 387 КБ).

Завершая свой четвертый патруль, U- 576 достигла своего порта приписки в Сен-Лазар, Франция, в мае 1942 года, после долгих 49 дней в море. Месяц спустя, в июне 1942 года, U- 576 снова покинула Европу и направилась в американские воды, направляясь к мысу Хаттерас для своего пятого и последнего боевого патрулирования с миссией по перехвату торговых судов союзников у берегов Северной Каролины. U- 576 прибыла у побережья США в начале июля, охотясь в основном в атлантических водах в одиночку. В это время верховное командование немецких подводных лодок получило донесение с подводной лодки U-9.0091 576 , в котором говорится: «В районе моря у Хаттераса успехи значительно снизились. Это связано с падением интенсивности движения (формирование колонн) и усилением мер защиты». (BdU 1942b:30309a). Союзники начали эффективную маршрутизацию конвоев и противолодочную войну, чтобы смягчить угрозы со стороны немецких подводных лодок.

Подводный аппарат освещает обломки U- 576 , лежащие на правом борту, показывая боевую рубку подводной лодки и палубное орудие на переднем плане. Изображение предоставлено Джоном МакКордом, Институт прибрежных исследований Университета Северной Каролины, экспедиция «Битва за Атлантику». Скачать увеличенную версию (jpg, 3,7 МБ).

13 июля 1942 года U- 576 доложила в свой штаб о столкновении с вражеским самолетом, сбросившим глубинные бомбы, повредившим его бак главного балласта.