Планета плутон — почему исключили из планет солнечной системы? | TVBRIC

Плутон был открыт в 1930 году и 76 лет считался планетой. Поколения людей выросли с этим знанием.

Почему ученые вычеркнули его из списка и утверждают, что планет в Солнечной системе всего 8? В статье вы найдете ответ на вопрос и удивительные факты о Плутоне.

История открытия планеты Плутон

Астрономы подозревали о существовании Плутона еще с середины 19 века. В то время последней открытой планетой был Уран. Он двигался по орбите со странными отклонениями, объяснить их можно было лишь соседством с другим крупным объектом.

Затем немецкие ученые Иоганн Галле и Генрих Луи Арре обнаружили Нептун. Но даже с учетом этого небесного тела, орбита Плутона не поддавалась общепринятым расчетам. Астрономы предположили, что есть и девятая планета. Она влияет на движение соседей. Человеком, который определил примерное расположение объекта, стал Урбен Леверье.

В 1906 году эстафету принял Персиваль Лоуэлл. Он продолжал поиски неведомой «планеты X» 10 лет, до самой смерти. Хотя на двух фотопластинках 1915 года Плутон попал в кадр, его не смогли распознать.

В 1929 году поиски вновь продолжились. Дело передали 23-летнему американцу Клайду Томбо. Он только начал работать в обсерватории Лоуэлла. Целый год Клайд рассматривал и сравнивал снимки звездного неба, сделанные с перерывами в две недели. Пока он не обнаружил объект, который менял свое положение.

Так молодой ученый из Канзаса открыл планету Плутон. Хотя раньше это не удавалось сделать и более опытным астрономам. 13 марта 1930 года о событии сообщили в Гарвардскую обсерваторию. В 1931 году ученый получил медаль Лондонского королевского астрономического общества.

Характеристики планеты

Орбита Плутона

Путь, который объект совершает вокруг Солнца, отличается от маршрута остальных восьми планет.

Форма орбиты приближается к эллипсу. Наше светило находится не в его центре, а несколько сдвинуто. От этого дистанция между Солнцем и Плутоном сильно меняется. Она зависит от его движения по орбите. Полный оборот вокруг звезды небесное тело совершает за 248 лет. Такой долгий год на планете.

Ось имеет наклон 120 градусов. Почти в 6 раз больше, чем у Земли. Поэтому и перепад температур в зависимости от времени года, гораздо больше. Сейчас в его северном полушарии весна, которая длится с 1987 года.

Величина небесного тела

В этой характеристике кроется часть ответа на вопрос, почему Плутон не планета? Когда объект только обнаружили, ученые предполагали, что его размеры в 6 раз больше Земли. С ростом исследований оценка понижалась до величины нашей планеты, затем Марса.

В 2015 году определили точные размеры. По данным аппарата «Новые Горизонты» диаметр планеты – 2376 километров. По весу небесное тело легче многих спутников.

Его масса составляет шестую часть от веса Луны. Позднее планету Плутон назвали карликовой.

Атмосфера Плутона

Верхний слой образовался из испарений азота, метана, воды и оксида углерода. Выглядит он как голубоватый туман, поднимающийся над поверхностью на 200 километров.

Интересно, что толщина атмосферы зависит от расстояния между планетой и Солнцем. Когда Плутон приближается к звезде, часть льдов тает и испаряется. При удалении от светила пары кристаллизуются и опускаются обратно. Температура колеблется от -230 до -170С. Чем выше от поверхности, тем теплее.

Состав и поверхность небесного тела

Какая планета Плутон, астрономы узнали благодаря данным космической станции «Новые Горизонты». Переданные снимки показывают удивительное разнообразие ландшафта. Равнины протяженностью 600-1000 км сменяются впадинами и ледяными горами высотой до 5 км.

Интересны два холма с углублениями в центре, получившие название гора Райта и гора Пикара. Ученые предполагают, что это вулканы. Привлекает внимание долина Спутника. Она выглядит как впадина размером около 1000 км. Поверхность состоит из замерзшего азота, в котором плавают айсберги из водяного льда.

Причина таких явлений в строении планеты. Вероятно, у нее каменная середина, покрытая водяным льдом, высотой примерно 300 км. Дальше располагается слой льда из метана и азота и других газов.

Именно они частично испаряются и образуют атмосферу.

Предполагают, что раньше в ядре происходили радиоактивные процессы. Поверхность была покрыта жидкой водой. Затем она неравномерно замерзала и подвергалась атаке метеоритов.

Спутники Плутона

Многие ученые до сих пор спорят, почему Плутон исключили из планет. Ведь он отвечает многим условиям, в том числе у него есть спутники. Всего таких объектов пять: Харон, Гидра, Никта, Кербер и Стикс.

Первый спутник в 1978 году открыл астроном из США Джеймс Кристи. Объем небесного тела немного превышает половину объема планеты. Диаметр около 1205 км. Удивительно то, что он вместе с Плутоном вращается вокруг одного центра. Из-за этого явления астрономы назвали Плутон двойной планетой.

Другие такие объекты науке пока не известны.

Спутник покрыт слоем льда. Температура на поверхности Харона составляет -220 С. Ученые предполагают, что на нем продолжается геологическая активность. В результате процессов может выделяться вода в жидком виде. Это один из признаков возможного существования жизни.

До 2005 года считали, что спутник у планеты один. Затем телескоп «Хаббл» сделал снимки еще двух объектов. Через год они получили имена Гидра и Никта. По космическим меркам спутники находятся недалеко от своей планеты. Расстояние составляет 65 000 и 5 000 км. Да и размер у них маленький: 61 и 46 км.

В 2011 году тот же аппарат обнаружил еще один объект, вращающийся вокруг Плутона. Диаметр у него еще меньше, чем у предшественников, всего 34 км. В 2012 ему дали имя Кербер. В этом же году был сфотографирован еще один спутник Плутона. Он получил имя Стикс. Его диаметр составил 15-25 км. От своей планеты его отделяет 47 000 км.

Кроме выяснения класса Плутона, почему он не планета, ученые разгадывают и другие связанные с ним удивительные загадки. Например, все его спутники быстро вращаются как волчки. Другие подобные объекты двигаются медленно, всегда остаются повернуты к своим планетам одной стороной. Пока наука не может объяснить это явление.

Почему Плутон исключили из планет?

С 1930 года целых 76 лет Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. В конце двадцатого века ученые продвинулись в исследованиях области орбиты Нептуна.

Астрономы открыли объекты, которые были похожи на Плутон. Они имели примерно одинаковые размеры, формы орбит и состав поверхности.

Например, Эрида, нанесенная на карту в 2005 году, меньше Плутона всего на 46 км. Когда таких планет в поясе Койпера открыли много, стали задумываться о статусе Плутона. Определили требования к планете:

1.

Имеет собственную орбиту и вращается вокруг Солнца.

2. Она должна быть настолько тяжелой, чтобы силой гравитации обеспечить себе форму в виде сферы.

3. Планета не может являться спутником другого объекта.

4. Она расчищает свою орбиту от других небесных тел, кроме собственных спутников.

Плутон отвечает первым двум условиям, а также третьему, ведь у него есть пять спутников. Но он не справляется с последним требованием. Плутон должен захватить силой гравитации остальные объекты на своей орбите. Так как небесных тел много и по массе, размерам они схожи с Плутоном, он вынужден вращаться с ними рядом. Поэтому в 2006 году Плутон исключили из планет.

Хотя решение было принято Международным астрономическим союзом (МАС), но не все с ним согласились. Некоторые ученые из США спрашивали, почему исключили планету Плутон? Они не сочли требования правильными. Возможно, причина в том, что эта единственная планета, которую обнаружил американский астроном. Теперь открытия нет.

Карликовая планета Плутон

После ассамблеи МАС изменился статус объекта. Небесное тело, которое отвечает всем требованиям из приведенного списка, кроме последнего, получает категорию карликовой планеты. Так, после почти 80 лет с момента открытия, Плутон стал карликовой планетой.

На 2021 год он является самым большим по размеру в своем классе. Схожие небесные тела стали называть «плутоидами». Сам объект удостоился порядкового номера 134340 в реестре малых планет.

Исследования Плутона

Не важно, какая планета Плутон, его класс не влияет на интерес ученых. Он по-прежнему скрывает много загадок. Причина таинственности — большое расстояние от Земли и малые размеры. Наблюдения в оптические приборы с нашей планеты уже не дают новой информации, как и космический телескоп «Хаббл».

Последним научным сведениям о планете мы обязаны проекту «Новые Горизонты». Автоматическая станция отправилась к объекту в 2006 году. Спустя 9 лет она пролетела возле Плутона на дистанции 12 500 километров. Исследование планеты началось за 5 месяцев до максимального приближения.

С помощью зонда ученые получили информацию: о составе атмосферы и поверхности, детальные снимки небесного тела, его точные размеры. Были развенчаны многие мифы.

Раньше Плутон считали мертвой планетой Солнечной системы. По данным зонда он не представляет собой кусок льда. В его недрах постоянно идут активные процессы: тектонические плиты сдвигаются, происходят извержения криовулканов. Они отличаются от земных тем, что вместо лавы из жерла вырываются газы.

Зонд передал данные о составе льда. Оказалось, что он состоит не только из воды, есть второй вид льда из азота.

Несмотря на то, что было получено много информации, у ученых постоянно возникают новые вопросы. Они еще долго будут думать, какая планета Плутон? Более подробное исследование возможно лишь с появлением новых технологий.

Интересные факты

Факт №1

Планете подарила имя ученица школы из Англии Венеция Берни. Девочка остановилась на Плутоне, так как читала древние мифы. Она решила, что у бога подземных холодных владений есть что-то общее с небесным телом. Дедушка школьницы был библиотекарем в Оксфорде, он и передал информацию ученым.

Факт №2

С того времени, как открыли планету Плутон в 1930 году до настоящего момента, прошло всего четыре месяца по его летоисчислению.

Факт №3

Небесное тело на треть состоит изо льда. Если поверхность Плутона нагреть, то полученное количество воды будет в три раза больше, чем на нашей планете.

Факт №4

Благодаря постановке вопроса, почему Плутон не планета, были выработаны критерии определения небесных тел. И даже появились новые термины: «экзопланета», «плутоиды».

Факт №5

Небесное тело движется по своей орбите в несколько раз медленнее Земли. Если бы человек решил наблюдать, как восходит и садится Солнце на Плутоне, ждать события пришлось бы неделю.

Факт №6

Из-за небольшого размера Плутон уже не относят к планетам Солнечной системы, но где-то он остается лидером. Он считается самой крупной карликовой планетой. На втором месте находится Эрида, ее диаметр меньше всего на 46 км.

Факт №7

Планета подарила название элементу из таблицы Менделеева плутонию.

Факт №8

Плутон — планета, которая меньше многих спутников: Луны, Каллисто, Титана, Тритона.

Факт №9

Сила гравитации на поверхности такова, что подросток в 45 кг будет весить около 3 кг.

Факт №10

Астроном Владимир Сурдин считает, что хотя Плутон и исключили из планет, но человечество еще о нем вспомнит. Через несколько миллиардов лет Солнце начнет выделять максимум энергии. Земля будет поглощена звездой, а Плутон прогреется до температуры идеальной для жизни. Возможно, людям придется на него переселиться.

Факт №11

Плутон навещал один аппарат – зонд «Новые Горизонты». Он пролетал около него 6 лет назад. С тех пор никаких миссий для изучения объекта не планировали.

Факт №12

На поверхности планеты лед образует целые горные массивы, высотой около 5 км. Благодаря составу и низкой температуре, они прочнее металла.

Факт №13

Орбита Плутона похожа на узкий овал и не лежит в плоскости других планет.

Факт №14

На небесном теле есть большая равнина Спутника. Она покрыта замерзшим азотом, в котором плавают айсберги из водяного льда.

Факт №15

Споры, почему исключили планету Плутон, не утихают до сих пор. Особенно протестуют американские ученые. В двух штатах США, Иллинойсе и Нью-Мексико, на законодательном уровне до сих пор считают Плутон планетой Солнечной системы.

Фото: pixabay.com

«Почему Плутон перестали считать планетой Солнечной системы?» — Яндекс Кью

АстрономияКосмос+3

Максим Святкин

·

7,1 K

На Кью задали 8 похожих вопросовОтветитьУточнить

Достоверно

Астрономия

Астроном со станции «Звёздная». Рассказываю об астрономии просто и интересно! Санкт-Петерб…  · 26 нояб 2021

Добрый день. На данный момент Плутон не считается планетой Солнечной системы. В 2006 году он был лишён данного статуса. Но я не люблю сухих ответов, поэтому объясню, что же произошло.
Он теперь — карликовая планета называется. Обращаю Ваше внимание, что карликовые планеты к относятся к классу планет! В Солнечной системе, например, есть другие карликовые планеты, например, Церера. Она больше похожа на астероид, но это тем не менее карликовая планета. А Плутон больше похож на планету, но он тоже карликовая планета. Таким образом, карликовые планеты это отдельный тип объектов.
Все карликовые планеты меньше чем планеты. Но Плутон лишился статуса планеты не из за размера — он ненамного меньше Меркурия. Есть даже другие тела, например спутник Юпитера Ганимед, который больше Меркурия, или, чего далеко ходить — Луна, она больше Плутона, однако эти объекты не планеты, а спутники, чтобы быть планетой Солнечной системы, надо вращаться именно вокруг Солнца. Но Плутон-то вращается вокруг Солнца! В чем же дело то? Ну, во всяком случае, выяснили, дело не в размере, почему Плутон лишился статуса планеты. Тогда двигаемся дальше. Итак, нужно быть спутником Солнца, то есть вращаться вокруг него по орбите. Можно прикопаться к орбите Плутона, что она слишком сильно наклона и к тому же ещё и сильно вытянута, но дело не в этом. А в том, что обратить внимание надо на то, что находится в окрестности орбиты — малые тела Солнечной системы — как правило, астероиды. Пояс астероидов, мы знаем, есть за Марсом, примерно там обитает Церера, кстати, она раньше считалась астероидом тоже, так как, казалось, её орбита примерно в этом поясе астероидов, но стала карликовой планетой потому, что она остаточно массивна, чтобы принять округлую форму, а астероиды различных неправильных форм ввиду недостаточной массы. Вот. Но помимо главного пояса астероидов есть ещё один — за орбитой Нептуна. Пояс Койпера называется. А за Нептуном у нас кто? Плутон, и в окрестность его орбиты как раз вписывается этот пояс астероидов. То есть, орбита Плутона не очищена от малых тел. Ну и что? Раньше то не обращали на это внимание, что случилось то? Открытия, новые открытия! Тел, находящихся дальше, чем Плутон, но сравнимых с ним по размеру и массе. С конца 20 века пошли эти открытия, и в конце концов, в 2005 году открыли Эриду, которая оказалась существенно массивнее Плутона и поэтому неплохо было бы её сделать 10й планетой. Но тогда если так дальше открывать новые тела, нужно будет расширять список планет Солнечной системы. И чем больше новых тел, тем больше будет планет… Поэтому учёные придумали новое определение слову планета — «тело, обращающееся вокруг Солнца, достаточно массивное, чтобы под действием сил гравитации принять околоокруглую форму, и находящееся в состоянии гидростатического равновесия, очистившее пространство своей орбиты от прочих тел». Вот Плутон и ребята за ним на последнем определении и пролетели, вернее,» улетели» из Солнечной системы.
Обидчики Плутона — новые открытия, особенно злосчастная Эрида, обнаруженная группой учёных во главе с Майклом Брауном, которого даже называют «убийцей Плутона»)))
Как-то так. С Плутоном самим ничего не произошло, просто набежадо слишком много претендентов на роль планет Солнечной системы, что пришлось, так сказать, повысить статус определения планеты. К планетам появились новые требования, а здесь как в жизни — при введении повышенных требований не все могут им соответствовать… Поэтому для Плутона, увы, оказался итог печальным. Несправедливость, однако! Вот так вот, находишься ты в этой Солнечной системе чуть ли не с момента её формирования, столько всего с ней проходишь, а потом появляются какие то новые, которые в чем то чуть лучше, и вымещают тебя… Это жизнь, которая порою несправедлива, и несчастный Плутон — тому подтверждение. Грустная история, но зато отражает правду жизни)

4 эксперта согласны

Павел Ивашкин

26 ноября 2021

Кроме очевидной достоверности, ответ еще написан очень простым языком.

El Selenita

Астрофизик, преподаватель, интересуюсь естественными науками и языками.  · 28 нояб 2021

Я начну немного издали — с того, что вообще исторически считалось планетой после того, как сложились представления о Солнечной системе. После утверждения гелиоцентрической системы стало ясно, что планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн обращаются вокруг Солнца. Земля присоединилась к ним в качестве равноправной планеты. После открытия Урана Гершелем Уран… Читать далее

1 эксперт согласен

Павел Королёв

подтверждает

14 декабря 2021

Очень подробный ответ.

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Ответы на похожие вопросы

Астрономия

Добрый день! Уже приходилось отвечать на такой вопрос, но с удовольствием расскажу Вам почему Плутон больше не планета…
Ну давайте послушаем сказочку про Плутон. Присаживайтесь поудобнее:)

Жили-жили, не тужили, большой дружной компанией звезда по имени Солнце и его 9 друзей — планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Всегда учили в школе все 9 планет по порядку (а тогда это казалось таким сложным:)) Но потом что-то случилось…

На данный момент Плутон не считается планетой Солнечной системы. В 2006 году он был лишён данного статуса. Но я не люблю сухих ответов! Поэтому объясню сейчас по порядочку, что же произошло такое страшное или что случилось с Плутоном, что его, так сказать, отчислили.

А ничего с ним не случилось. Помните, я рассказывала про фотоны и искривление пространства? Что искривляется не траектория фотонов, а ткань пространства. То есть сам объект исследования неизменен, изменяются внешние факторы. Так вот здесь — аналогично.

Дело лишь в названиях, которые употребляются в астрономии для классификации объектов. Плутону просто больше не соответствует слово»планета». То есть сам Плутон жив здоров, ничего с ним не случилось, случилось что-то с определением слово планета. Кто-то решил видимо, что 9й друг Солнца — да просто плут он, а не планета никакая…

Плутон теперь — карликовой планетой называется. Обращаю Ваше внимание, что карликовые планеты НЕ относятся к классу планет! В Солнечной системе, например, есть другие карликовые планеты, например, Церера. Она больше похожа на астероид, но это тем не менее карликовая планета. А Плутон больше похож на планету, но он тоже карликовая планета. Таким образом, карликовые планеты это отдельный тип объектов.
Тогда двигаемся дальше. Итак, нужно быть спутником Солнца, то есть вращаться вокруг него по орбите. Можно прикопаться к орбите Плутона, что она слишком сильно наклонена и к тому же ещё и сильно вытянута, но дело не в этом. А в том, что обратить внимание надо на то, что находится в окрестности орбиты — малые тела Солнечной системы — как правило, астероиды. Пояс астероидов, мы знаем, есть за Марсом, примерно там обитает Церера, кстати, она раньше считалась астероидом тоже, так как, казалось, её орбита примерно в этом поясе астероидов, но стала карликовой планетой потому, что она остаточно массивна, чтобы принять округлую форму, а астероиды различных неправильных форм ввиду недостаточной массы. Вот. Но помимо главного пояса астероидов есть ещё один — за орбитой Нептуна. Пояс Койпера называется. А за Нептуном у нас кто? Плутон, и в окрестность его орбиты как раз вписывается этот пояс астероидов. То есть, орбита Плутона не очищена от малых тел.

Обидчики Плутона — новые открытия, особенно злосчастная Эрида, обнаруженная группой учёных во главе с Майклом Брауном, которого даже называют «убийцей Плутона»!
Как-то так.

С Плутоном самим ничего не произошло, просто набежало слишком много претендентов на роль планет Солнечной системы, что пришлось, так сказать, повысить статус определения планеты.
А планетам появились новые требования, а здесь как в жизни — при введении повышенных требований не все могут им соответствовать… Поэтому для Плутона, увы, оказался итог печальным. Несправедливость, однако! Вот так вот, находишься ты в этой Солнечной системе чуть ли не с момента её формирования, столько всего с ней проходишь, а потом появляются какие то новые, которые в чем то чуть лучше, и вымещают тебя… Это жизнь, которая порою несправедлива, и несчастный Плутон — тому подтверждение. Грустная история, но зато отражает правду жизни.

1 эксперт согласен

Можно ли считать планетой Плутон? — 1 ответ, задан

Астрономия

Добрый день. Ну давайте послушаем сказочку про Плутон. Присаживайтесь поудобнее.

Как-то так.

N & O

Физика

1,5 K

Астрономия физика космология квантовая механика   · 19 дек 2021

Формальным поводом ставит под сомнение статус Плутона, как планеты, стало обнаружение за орбитой Плутона нового объекта в 2003 году, которого назвали Эрида. Его размер сначала ошибочно оценили, как больший, чем у Плутона.

В завязавшийся дискуссии Плутону припомнили всё- его орбита наклонена на 17 гр. от плоскости остальных планет, его спутник Харон всего в два раза меньше самого Плутона, его поверхность оказалась слишком твёрдой в отличии от газовых гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, он оказался меньше Луны по размерам и т. д.

В августе 2006-го года МАС решил, что Плутон больше не является планетой. По срочно принятым новым критериям статус Плутона не соответствовал статусу планеты СС. Его вместе с Эридой отнесли к категории карликовых планет.

Почему Плутон больше не планета? — 3 ответа, задан

Сергей Попов

Физика

российский учёный-астрофизик и популяризатор науки, доктор физико-математических наук  · 22 окт 2018

Плутон был исключен из списка больших планет и под него фактически была создана отдельная группа тел Солнечной системы, поскольку за орбитой Нептуна стали обнаруживать большое количество тел сравнимого размера. В идеале мы хотим, чтобы число планет не сильно превышало количество пальцев обеих рук. Поэтому опасность того, что за Нептуном обнаружатся десятки, а может быть, и сотни новых тел, которые придется классифицировать как планеты, начала смущать астрономов. Решили, что проще ввести еще одно правило: требование того, чтобы тело расчистило свою орбиту и было там одно такое большое и красивое. Плутон, очевидно, не удовлетворяет этому правилу, поэтому он был исключен из числа больших планет.

Ura.ru

1,7 K

URA.RU – информационное агентство   · 15 дек 2021  · ura.news

Отвечает

Руслан Зиннуров

В 2008 года в астрономии произошло интересное событие. Количество планет в Солнечной системе не сократилось. Все дело в том, что Плутон оказался слишком мал для планеты. Теперь его называют карликовой планетой. Об этом рассказал руководитель астрономического комплекса Московского планетария Ярослав Турилов.

«Таких объектов, как Плутон, было открыто достаточно много. Встал вопрос, что с ними делать дальше. В 2008 году астрономы изменили определение планет и их размеров. После этого Плутон перестал попадать под определение планеты. Он оказался слишком мал. Теперь его называют карликовой планетой. Карликовые планеты не являются подклассом «планет» — это новый тип объектов в Солнечной системе, который ввели в том самом 2008 году. Сейчас к нему относятся такие объекты как: Церера, Плутон, Хаумея, Макемаке и другие. Теперь статус самой маленькой планеты перешел к Меркурию», — рассказал руководитель астрономического комплекса