Планета плутон — почему исключили из планет солнечной системы? | TVBRIC

Плутон был открыт в 1930 году и 76 лет считался планетой. Поколения людей выросли с этим знанием.

Почему ученые вычеркнули его из списка и утверждают, что планет в Солнечной системе всего 8? В статье вы найдете ответ на вопрос и удивительные факты о Плутоне.

История открытия планеты Плутон

Астрономы подозревали о существовании Плутона еще с середины 19 века. В то время последней открытой планетой был Уран. Он двигался по орбите со странными отклонениями, объяснить их можно было лишь соседством с другим крупным объектом.

Затем немецкие ученые Иоганн Галле и Генрих Луи Арре обнаружили Нептун. Но даже с учетом этого небесного тела, орбита Плутона не поддавалась общепринятым расчетам. Астрономы предположили, что есть и девятая планета. Она влияет на движение соседей. Человеком, который определил примерное расположение объекта, стал Урбен Леверье.

В 1906 году эстафету принял Персиваль Лоуэлл. Он продолжал поиски неведомой «планеты X» 10 лет, до самой смерти. Хотя на двух фотопластинках 1915 года Плутон попал в кадр, его не смогли распознать.

В 1929 году поиски вновь продолжились. Дело передали 23-летнему американцу Клайду Томбо. Он только начал работать в обсерватории Лоуэлла. Целый год Клайд рассматривал и сравнивал снимки звездного неба, сделанные с перерывами в две недели. Пока он не обнаружил объект, который менял свое положение.

Так молодой ученый из Канзаса открыл планету Плутон. Хотя раньше это не удавалось сделать и более опытным астрономам. 13 марта 1930 года о событии сообщили в Гарвардскую обсерваторию. В 1931 году ученый получил медаль Лондонского королевского астрономического общества.

Характеристики планеты

Орбита Плутона

Путь, который объект совершает вокруг Солнца, отличается от маршрута остальных восьми планет.

Форма орбиты приближается к эллипсу. Наше светило находится не в его центре, а несколько сдвинуто. От этого дистанция между Солнцем и Плутоном сильно меняется. Она зависит от его движения по орбите. Полный оборот вокруг звезды небесное тело совершает за 248 лет. Такой долгий год на планете.

Ось имеет наклон 120 градусов. Почти в 6 раз больше, чем у Земли. Поэтому и перепад температур в зависимости от времени года, гораздо больше. Сейчас в его северном полушарии весна, которая длится с 1987 года.

Величина небесного тела

В этой характеристике кроется часть ответа на вопрос, почему Плутон не планета? Когда объект только обнаружили, ученые предполагали, что его размеры в 6 раз больше Земли. С ростом исследований оценка понижалась до величины нашей планеты, затем Марса.

В 2015 году определили точные размеры. По данным аппарата «Новые Горизонты» диаметр планеты – 2376 километров. По весу небесное тело легче многих спутников.

Его масса составляет шестую часть от веса Луны. Позднее планету Плутон назвали карликовой.

Атмосфера Плутона

Верхний слой образовался из испарений азота, метана, воды и оксида углерода. Выглядит он как голубоватый туман, поднимающийся над поверхностью на 200 километров.

Интересно, что толщина атмосферы зависит от расстояния между планетой и Солнцем. Когда Плутон приближается к звезде, часть льдов тает и испаряется. При удалении от светила пары кристаллизуются и опускаются обратно. Температура колеблется от -230 до -170С. Чем выше от поверхности, тем теплее.

Состав и поверхность небесного тела

Какая планета Плутон, астрономы узнали благодаря данным космической станции «Новые Горизонты». Переданные снимки показывают удивительное разнообразие ландшафта. Равнины протяженностью 600-1000 км сменяются впадинами и ледяными горами высотой до 5 км.

Интересны два холма с углублениями в центре, получившие название гора Райта и гора Пикара. Ученые предполагают, что это вулканы. Привлекает внимание долина Спутника. Она выглядит как впадина размером около 1000 км. Поверхность состоит из замерзшего азота, в котором плавают айсберги из водяного льда.

Причина таких явлений в строении планеты. Вероятно, у нее каменная середина, покрытая водяным льдом, высотой примерно 300 км. Дальше располагается слой льда из метана и азота и других газов.

Именно они частично испаряются и образуют атмосферу.

Предполагают, что раньше в ядре происходили радиоактивные процессы. Поверхность была покрыта жидкой водой. Затем она неравномерно замерзала и подвергалась атаке метеоритов.

Спутники Плутона

Многие ученые до сих пор спорят, почему Плутон исключили из планет. Ведь он отвечает многим условиям, в том числе у него есть спутники. Всего таких объектов пять: Харон, Гидра, Никта, Кербер и Стикс.

Первый спутник в 1978 году открыл астроном из США Джеймс Кристи. Объем небесного тела немного превышает половину объема планеты. Диаметр около 1205 км. Удивительно то, что он вместе с Плутоном вращается вокруг одного центра. Из-за этого явления астрономы назвали Плутон двойной планетой.

Другие такие объекты науке пока не известны.

Спутник покрыт слоем льда. Температура на поверхности Харона составляет -220 С. Ученые предполагают, что на нем продолжается геологическая активность. В результате процессов может выделяться вода в жидком виде. Это один из признаков возможного существования жизни.

До 2005 года считали, что спутник у планеты один. Затем телескоп «Хаббл» сделал снимки еще двух объектов. Через год они получили имена Гидра и Никта. По космическим меркам спутники находятся недалеко от своей планеты. Расстояние составляет 65 000 и 5 000 км. Да и размер у них маленький: 61 и 46 км.

В 2011 году тот же аппарат обнаружил еще один объект, вращающийся вокруг Плутона. Диаметр у него еще меньше, чем у предшественников, всего 34 км. В 2012 ему дали имя Кербер. В этом же году был сфотографирован еще один спутник Плутона. Он получил имя Стикс. Его диаметр составил 15-25 км. От своей планеты его отделяет 47 000 км.

Кроме выяснения класса Плутона, почему он не планета, ученые разгадывают и другие связанные с ним удивительные загадки. Например, все его спутники быстро вращаются как волчки. Другие подобные объекты двигаются медленно, всегда остаются повернуты к своим планетам одной стороной. Пока наука не может объяснить это явление.

Почему Плутон исключили из планет?

С 1930 года целых 76 лет Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. В конце двадцатого века ученые продвинулись в исследованиях области орбиты Нептуна.

Астрономы открыли объекты, которые были похожи на Плутон. Они имели примерно одинаковые размеры, формы орбит и состав поверхности.

Например, Эрида, нанесенная на карту в 2005 году, меньше Плутона всего на 46 км. Когда таких планет в поясе Койпера открыли много, стали задумываться о статусе Плутона. Определили требования к планете:

1.

Имеет собственную орбиту и вращается вокруг Солнца.

2. Она должна быть настолько тяжелой, чтобы силой гравитации обеспечить себе форму в виде сферы.

3. Планета не может являться спутником другого объекта.

4. Она расчищает свою орбиту от других небесных тел, кроме собственных спутников.

Плутон отвечает первым двум условиям, а также третьему, ведь у него есть пять спутников. Но он не справляется с последним требованием. Плутон должен захватить силой гравитации остальные объекты на своей орбите. Так как небесных тел много и по массе, размерам они схожи с Плутоном, он вынужден вращаться с ними рядом. Поэтому в 2006 году Плутон исключили из планет.

Хотя решение было принято Международным астрономическим союзом (МАС), но не все с ним согласились. Некоторые ученые из США спрашивали, почему исключили планету Плутон? Они не сочли требования правильными. Возможно, причина в том, что эта единственная планета, которую обнаружил американский астроном. Теперь открытия нет.

Карликовая планета Плутон

После ассамблеи МАС изменился статус объекта. Небесное тело, которое отвечает всем требованиям из приведенного списка, кроме последнего, получает категорию карликовой планеты. Так, после почти 80 лет с момента открытия, Плутон стал карликовой планетой.

На 2021 год он является самым большим по размеру в своем классе. Схожие небесные тела стали называть «плутоидами». Сам объект удостоился порядкового номера 134340 в реестре малых планет.

Исследования Плутона

Не важно, какая планета Плутон, его класс не влияет на интерес ученых. Он по-прежнему скрывает много загадок. Причина таинственности — большое расстояние от Земли и малые размеры. Наблюдения в оптические приборы с нашей планеты уже не дают новой информации, как и космический телескоп «Хаббл».

Последним научным сведениям о планете мы обязаны проекту «Новые Горизонты». Автоматическая станция отправилась к объекту в 2006 году. Спустя 9 лет она пролетела возле Плутона на дистанции 12 500 километров. Исследование планеты началось за 5 месяцев до максимального приближения.

С помощью зонда ученые получили информацию: о составе атмосферы и поверхности, детальные снимки небесного тела, его точные размеры. Были развенчаны многие мифы.

Раньше Плутон считали мертвой планетой Солнечной системы. По данным зонда он не представляет собой кусок льда. В его недрах постоянно идут активные процессы: тектонические плиты сдвигаются, происходят извержения криовулканов. Они отличаются от земных тем, что вместо лавы из жерла вырываются газы.

Зонд передал данные о составе льда. Оказалось, что он состоит не только из воды, есть второй вид льда из азота.

Несмотря на то, что было получено много информации, у ученых постоянно возникают новые вопросы. Они еще долго будут думать, какая планета Плутон? Более подробное исследование возможно лишь с появлением новых технологий.

Интересные факты

Факт №1

Планете подарила имя ученица школы из Англии Венеция Берни. Девочка остановилась на Плутоне, так как читала древние мифы. Она решила, что у бога подземных холодных владений есть что-то общее с небесным телом. Дедушка школьницы был библиотекарем в Оксфорде, он и передал информацию ученым.

Факт №2

С того времени, как открыли планету Плутон в 1930 году до настоящего момента, прошло всего четыре месяца по его летоисчислению.

Факт №3

Небесное тело на треть состоит изо льда. Если поверхность Плутона нагреть, то полученное количество воды будет в три раза больше, чем на нашей планете.

Факт №4

Благодаря постановке вопроса, почему Плутон не планета, были выработаны критерии определения небесных тел. И даже появились новые термины: «экзопланета», «плутоиды».

Факт №5

Небесное тело движется по своей орбите в несколько раз медленнее Земли. Если бы человек решил наблюдать, как восходит и садится Солнце на Плутоне, ждать события пришлось бы неделю.

Факт №6

Из-за небольшого размера Плутон уже не относят к планетам Солнечной системы, но где-то он остается лидером. Он считается самой крупной карликовой планетой. На втором месте находится Эрида, ее диаметр меньше всего на 46 км.

Факт №7

Планета подарила название элементу из таблицы Менделеева плутонию.

Факт №8

Плутон — планета, которая меньше многих спутников: Луны, Каллисто, Титана, Тритона.

Факт №9

Сила гравитации на поверхности такова, что подросток в 45 кг будет весить около 3 кг.

Факт №10

Астроном Владимир Сурдин считает, что хотя Плутон и исключили из планет, но человечество еще о нем вспомнит. Через несколько миллиардов лет Солнце начнет выделять максимум энергии. Земля будет поглощена звездой, а Плутон прогреется до температуры идеальной для жизни. Возможно, людям придется на него переселиться.

Факт №11

Плутон навещал один аппарат – зонд «Новые Горизонты». Он пролетал около него 6 лет назад. С тех пор никаких миссий для изучения объекта не планировали.

Факт №12

На поверхности планеты лед образует целые горные массивы, высотой около 5 км. Благодаря составу и низкой температуре, они прочнее металла.

Факт №13

Орбита Плутона похожа на узкий овал и не лежит в плоскости других планет.

Факт №14

На небесном теле есть большая равнина Спутника. Она покрыта замерзшим азотом, в котором плавают айсберги из водяного льда.

Факт №15

Споры, почему исключили планету Плутон, не утихают до сих пор. Особенно протестуют американские ученые. В двух штатах США, Иллинойсе и Нью-Мексико, на законодательном уровне до сих пор считают Плутон планетой Солнечной системы.

Фото: pixabay.com

«Почему Плутон перестали считать планетой Солнечной системы?» — Яндекс Кью

АстрономияКосмос+3

Максим Святкин

·

7,1 K

На Кью задали 8 похожих вопросовОтветитьУточнить

Достоверно

Астрономия

Астроном со станции «Звёздная». Рассказываю об астрономии просто и интересно! Санкт-Петерб…  · 26 нояб 2021

Добрый день. На данный момент Плутон не считается планетой Солнечной системы. В 2006 году он был лишён данного статуса. Но я не люблю сухих ответов, поэтому объясню, что же произошло.
Он теперь — карликовая планета называется. Обращаю Ваше внимание, что карликовые планеты к относятся к классу планет! В Солнечной системе, например, есть другие карликовые планеты, например, Церера. Она больше похожа на астероид, но это тем не менее карликовая планета. А Плутон больше похож на планету, но он тоже карликовая планета. Таким образом, карликовые планеты это отдельный тип объектов.
Все карликовые планеты меньше чем планеты. Но Плутон лишился статуса планеты не из за размера — он ненамного меньше Меркурия. Есть даже другие тела, например спутник Юпитера Ганимед, который больше Меркурия, или, чего далеко ходить — Луна, она больше Плутона, однако эти объекты не планеты, а спутники, чтобы быть планетой Солнечной системы, надо вращаться именно вокруг Солнца. Но Плутон-то вращается вокруг Солнца! В чем же дело то? Ну, во всяком случае, выяснили, дело не в размере, почему Плутон лишился статуса планеты. Тогда двигаемся дальше. Итак, нужно быть спутником Солнца, то есть вращаться вокруг него по орбите. Можно прикопаться к орбите Плутона, что она слишком сильно наклона и к тому же ещё и сильно вытянута, но дело не в этом. А в том, что обратить внимание надо на то, что находится в окрестности орбиты — малые тела Солнечной системы — как правило, астероиды. Пояс астероидов, мы знаем, есть за Марсом, примерно там обитает Церера, кстати, она раньше считалась астероидом тоже, так как, казалось, её орбита примерно в этом поясе астероидов, но стала карликовой планетой потому, что она остаточно массивна, чтобы принять округлую форму, а астероиды различных неправильных форм ввиду недостаточной массы. Вот. Но помимо главного пояса астероидов есть ещё один — за орбитой Нептуна. Пояс Койпера называется. А за Нептуном у нас кто? Плутон, и в окрестность его орбиты как раз вписывается этот пояс астероидов. То есть, орбита Плутона не очищена от малых тел. Ну и что? Раньше то не обращали на это внимание, что случилось то? Открытия, новые открытия! Тел, находящихся дальше, чем Плутон, но сравнимых с ним по размеру и массе. С конца 20 века пошли эти открытия, и в конце концов, в 2005 году открыли Эриду, которая оказалась существенно массивнее Плутона и поэтому неплохо было бы её сделать 10й планетой. Но тогда если так дальше открывать новые тела, нужно будет расширять список планет Солнечной системы. И чем больше новых тел, тем больше будет планет… Поэтому учёные придумали новое определение слову планета — «тело, обращающееся вокруг Солнца, достаточно массивное, чтобы под действием сил гравитации принять околоокруглую форму, и находящееся в состоянии гидростатического равновесия, очистившее пространство своей орбиты от прочих тел». Вот Плутон и ребята за ним на последнем определении и пролетели, вернее,» улетели» из Солнечной системы.
Обидчики Плутона — новые открытия, особенно злосчастная Эрида, обнаруженная группой учёных во главе с Майклом Брауном, которого даже называют «убийцей Плутона»)))
Как-то так. С Плутоном самим ничего не произошло, просто набежадо слишком много претендентов на роль планет Солнечной системы, что пришлось, так сказать, повысить статус определения планеты. К планетам появились новые требования, а здесь как в жизни — при введении повышенных требований не все могут им соответствовать… Поэтому для Плутона, увы, оказался итог печальным. Несправедливость, однако! Вот так вот, находишься ты в этой Солнечной системе чуть ли не с момента её формирования, столько всего с ней проходишь, а потом появляются какие то новые, которые в чем то чуть лучше, и вымещают тебя… Это жизнь, которая порою несправедлива, и несчастный Плутон — тому подтверждение. Грустная история, но зато отражает правду жизни)

4 эксперта согласны

Павел Ивашкин

26 ноября 2021

Кроме очевидной достоверности, ответ еще написан очень простым языком.

El Selenita

Астрофизик, преподаватель, интересуюсь естественными науками и языками.  · 28 нояб 2021

Я начну немного издали — с того, что вообще исторически считалось планетой после того, как сложились представления о Солнечной системе. После утверждения гелиоцентрической системы стало ясно, что планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн обращаются вокруг Солнца. Земля присоединилась к ним в качестве равноправной планеты. После открытия Урана Гершелем Уран… Читать далее

Павел Королёв

подтверждает

14 декабря 2021

Очень подробный ответ.

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Ответы на похожие вопросы

Астрономия

Добрый день! Уже приходилось отвечать на такой вопрос, но с удовольствием расскажу Вам почему Плутон больше не планета…
Ну давайте послушаем сказочку про Плутон. Присаживайтесь поудобнее:)

Жили-жили, не тужили, большой дружной компанией звезда по имени Солнце и его 9 друзей — планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Всегда учили в школе все 9 планет по порядку (а тогда это казалось таким сложным:)) Но потом что-то случилось…

На данный момент Плутон не считается планетой Солнечной системы. В 2006 году он был лишён данного статуса. Но я не люблю сухих ответов! Поэтому объясню сейчас по порядочку, что же произошло такое страшное или что случилось с Плутоном, что его, так сказать, отчислили.

А ничего с ним не случилось. Помните, я рассказывала про фотоны и искривление пространства? Что искривляется не траектория фотонов, а ткань пространства. То есть сам объект исследования неизменен, изменяются внешние факторы. Так вот здесь — аналогично.

Дело лишь в названиях, которые употребляются в астрономии для классификации объектов. Плутону просто больше не соответствует слово»планета». То есть сам Плутон жив здоров, ничего с ним не случилось, случилось что-то с определением слово планета. Кто-то решил видимо, что 9й друг Солнца — да просто плут он, а не планета никакая…

Плутон теперь — карликовой планетой называется. Обращаю Ваше внимание, что карликовые планеты НЕ относятся к классу планет! В Солнечной системе, например, есть другие карликовые планеты, например, Церера. Она больше похожа на астероид, но это тем не менее карликовая планета. А Плутон больше похож на планету, но он тоже карликовая планета. Таким образом, карликовые планеты это отдельный тип объектов.
Тогда двигаемся дальше. Итак, нужно быть спутником Солнца, то есть вращаться вокруг него по орбите. Можно прикопаться к орбите Плутона, что она слишком сильно наклонена и к тому же ещё и сильно вытянута, но дело не в этом. А в том, что обратить внимание надо на то, что находится в окрестности орбиты — малые тела Солнечной системы — как правило, астероиды. Пояс астероидов, мы знаем, есть за Марсом, примерно там обитает Церера, кстати, она раньше считалась астероидом тоже, так как, казалось, её орбита примерно в этом поясе астероидов, но стала карликовой планетой потому, что она остаточно массивна, чтобы принять округлую форму, а астероиды различных неправильных форм ввиду недостаточной массы. Вот. Но помимо главного пояса астероидов есть ещё один — за орбитой Нептуна. Пояс Койпера называется. А за Нептуном у нас кто? Плутон, и в окрестность его орбиты как раз вписывается этот пояс астероидов. То есть, орбита Плутона не очищена от малых тел.

Обидчики Плутона — новые открытия, особенно злосчастная Эрида, обнаруженная группой учёных во главе с Майклом Брауном, которого даже называют «убийцей Плутона»!
Как-то так.

С Плутоном самим ничего не произошло, просто набежало слишком много претендентов на роль планет Солнечной системы, что пришлось, так сказать, повысить статус определения планеты.
А планетам появились новые требования, а здесь как в жизни — при введении повышенных требований не все могут им соответствовать… Поэтому для Плутона, увы, оказался итог печальным. Несправедливость, однако! Вот так вот, находишься ты в этой Солнечной системе чуть ли не с момента её формирования, столько всего с ней проходишь, а потом появляются какие то новые, которые в чем то чуть лучше, и вымещают тебя… Это жизнь, которая порою несправедлива, и несчастный Плутон — тому подтверждение. Грустная история, но зато отражает правду жизни.

Можно ли считать планетой Плутон? — 1 ответ, задан

Астрономия

Добрый день. Ну давайте послушаем сказочку про Плутон. Присаживайтесь поудобнее.

Как-то так.

N & O

Физика

1,5 K

Астрономия физика космология квантовая механика   · 19 дек 2021

Формальным поводом ставит под сомнение статус Плутона, как планеты, стало обнаружение за орбитой Плутона нового объекта в 2003 году, которого назвали Эрида. Его размер сначала ошибочно оценили, как больший, чем у Плутона.

В завязавшийся дискуссии Плутону припомнили всё- его орбита наклонена на 17 гр. от плоскости остальных планет, его спутник Харон всего в два раза меньше самого Плутона, его поверхность оказалась слишком твёрдой в отличии от газовых гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, он оказался меньше Луны по размерам и т. д.

В августе 2006-го года МАС решил, что Плутон больше не является планетой. По срочно принятым новым критериям статус Плутона не соответствовал статусу планеты СС. Его вместе с Эридой отнесли к категории карликовых планет.

Почему Плутон больше не планета? — 3 ответа, задан

Сергей Попов

Физика

российский учёный-астрофизик и популяризатор науки, доктор физико-математических наук  · 22 окт 2018

Плутон был исключен из списка больших планет и под него фактически была создана отдельная группа тел Солнечной системы, поскольку за орбитой Нептуна стали обнаруживать большое количество тел сравнимого размера. В идеале мы хотим, чтобы число планет не сильно превышало количество пальцев обеих рук. Поэтому опасность того, что за Нептуном обнаружатся десятки, а может быть, и сотни новых тел, которые придется классифицировать как планеты, начала смущать астрономов. Решили, что проще ввести еще одно правило: требование того, чтобы тело расчистило свою орбиту и было там одно такое большое и красивое. Плутон, очевидно, не удовлетворяет этому правилу, поэтому он был исключен из числа больших планет.

Ura.ru

1,7 K

URA.RU – информационное агентство   · 15 дек 2021  · ura.news

Отвечает

Руслан Зиннуров

В 2008 года в астрономии произошло интересное событие. Количество планет в Солнечной системе не сократилось. Все дело в том, что Плутон оказался слишком мал для планеты. Теперь его называют карликовой планетой. Об этом рассказал руководитель астрономического комплекса Московского планетария Ярослав Турилов.

«Таких объектов, как Плутон, было открыто достаточно много. Встал вопрос, что с ними делать дальше. В 2008 году астрономы изменили определение планет и их размеров. После этого Плутон перестал попадать под определение планеты. Он оказался слишком мал. Теперь его называют карликовой планетой. Карликовые планеты не являются подклассом «планет» — это новый тип объектов в Солнечной системе, который ввели в том самом 2008 году. Сейчас к нему относятся такие объекты как: Церера, Плутон, Хаумея, Макемаке и другие. Теперь статус самой маленькой планеты перешел к Меркурию», — рассказал руководитель астрономического комплекса

Павел Королёв

Астрономия

Военный учёный и физик космолог. Разработчик технологий добычи и хранения воды на Луне. Ро…  · 19 дек 2021

Я немножко раньше писал про Плутон — просто повторюсь)

С точки зрения определения данного МАС (https://www.iau.org)с 2006 года Планета — это массивное космическое тело которое:

1) Вращается вокруг Солнца по замкнутой простой орбите.

Вместо Солнца может быть любая другая звезда если говорить не о солнечной системе а о какой-то другой звёздной системе с планетами и всем остальным.

Тут Плутон удовлетворяет этому требованию, хоть и с небольшой натяжкой. У всех остальных планет траектории почти не отклоняются от окружности, в то время как у Плутона траектория очень сильно вытянута.

2) Не является спутником другой планеты, а только Солнца.

Плутон, как и в первом случае, удовлетворяет этому требованию с оговоркой. Сам по себе он не является спутником какой-то другой планеты Солнечной системы, как например Луна и Земля. Но оговорка в том, что у него есть спутник — Харон. И у Харона достаточно большая масса. Настолько большая, что они с Плутоном вращаются вокруг общего центра масс находящегося между ними. Обычно у планет не так.

Поэтому скорее — чем + по этому пункту.

3) Обладает достаточно большой массой, чтобы поддерживать свою форму близкой к шарообразной.

По этому критерию никакие астероиды, кометы и прочие тела малой массы и неправильной формы планетами не являются.

Тут Плутон удовлетворяет этому требованию на 100 процентов — он шарообразный.

4) Доминирует на своей орбите.

Никакие астероиды тут не удовлетворяют этому требованию, они движутся в поясе подобных тел. Это основная причина по которой Плутон перестал быть планетой. Он движется по орбите в поясе Койпера и не доминирует на своей орбите.

Итого:

1+ с натяжкой,

2-

3+

4-

И это не говоря про угол наклонения Плутона к плоскости эклиптики — это плоскость по которой все планеты и львиная доля астероидов движется, что-то вроде основной плоскости Солнечной системы. В общем Плутон движется не по ней.

Небесных тел Солнечной системы у которых все 4 пункта + только 8: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун.

На данный момент Плутон является планетой? — 5 ответов, задан

Игорь Савин

Топ-автор

7,9 K

Энергетик по профессии. Интересы: лингвистика, психология.  · 5 нояб 2020

На данный момент точное определение Плутона — карликовая планета.

Это давно напрашивалось: даже в фильме 2000 года «Я, снова я и Ирэн» шёл разговор о том, что Плутон — это не планета. А окончательно всё решило открытие Эриды в 2005 году — этот объект претендовал на звание десятой планеты Солнечной системы, но вместо этого привёл к тому, чтобы астрономы наконец-то ввели более точную терминологию, что такое планета.

El Selenita

Астрофизик, преподаватель, интересуюсь естественными науками и языками.  · 15 дек 2021

Могу предложить свой довольно подробный ответ по этой ссылке. Если вкратце, то основная причина в том, что с конца 1990-х годов в Солнечной системе за орбитой Нептуна были обнаружены небесные тела, по размерам и массе сопоставимые с Плутоном. Одно из них (Эрида) по массе достоверно превышает Плутон. При этом все такие тела существенно меньше других планет Солнечной системы, и даже значительно меньше Луны. Если за Плутоном был бы сохранён статус планеты, то тот же статус следовало бы присвоить и другим похожим небесным телам. При этом в будущем количество таких тел имеет все шансы на рост, поскольку с развитием астрономической техники их обнаруживается всё больше. Чтобы сохранить количество планет в Солнечной системе в разумных пределах, было решено все такие тела зачислить в отдельную категорию, но не считать планетами. Аналогичная ситуация имела место в 19-м веке после открытия астероидов: поначалу все новооткрытые астероиды зачисляли в категорию планет, но когда количество таких планет значительно выросло, было решено лишить их статуса планет и включить в особую группу астероидов.

Почему Плутон исключили из списка планет Солнечной системы? — 12 ответов, задан

astronom

Популяризатор астрономии и космонавтики  · 31 окт 2018  · tele.click/tirsky

Плутон — планета, только карликовая:)

Есть 8 больших планет (Меркурий-Нептун), и 5 карликовых…

Потому что открыли другие тела, транснептуновые, далее решили, что Церера хорошо подходит под такой класс объектов, её сделали карликовой планетой, а потом взялись за Плутон, он тоже похож на карликовую планету. Плутон остался планетой, но стал карликовой, а не большой!

25,5 K

Почему Плутон не считается планетой? — 1 ответ, задан

Александра Вайсброт

4,2 K

Технарь, люблю ребенка, компьютерные игры, книги, фильмы и музыку, свою работу, готовить…  · 3 сент 2018

24.08.2006 было изменено понятие термина «планета». Теперь официально небесное тело нашей системы должно иметь следующие свойства:
1) Вращаться по орбите Солнца (то есть не быть спутником другого тела)
2) Обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь форму, близкую к шару
3) Вблизи орбитыдолжно быть «пространство, свободное от других тел».
Последнее уточнение насчет свободного пространства означает, что на орбите планеты нет небесных тел, не являющихся её спутниками.
Плутон не является планетой, т.к. он удовлетворяет только двум первым критериям, использовавшимся ранее, и не удовлетворяет новому критерию.

Комментировать ответ…Комментировать…

Почему Плутон не планета?

Облет Плутона миссией «Новые горизонты» в 2015 году показал ученым, что геологическая активность гораздо более сложна, чем они ожидали. (Изображение предоставлено НАСА/JHUAPL/SwRI)

Учебники пришлось переписать. Представители общественности были возмущены. Наше понимание самой Солнечной системы навсегда изменилось 24 августа 2006 года, когда исследователи из Международного астрономического союза (МАС) проголосовали за реклассификацию Плутона, изменив свой статус с планеты на карликовую планету — понижение, которое в значительной степени рассматривалось как понижение в должности, и это продолжает иметь последствия и по сей день.

Сегодняшние дебаты о Плутоне выявляют трудности в определении «планеты». IAU определяет планету как небесное тело, вращающееся вокруг солнца , имеющее почти сферическую форму, и которое (по большей части) очистило свою орбитальную окрестность от мусора. Но даже этот набор показателей не является общепризнанным.

Земля и даже Юпитер не очистили свои орбитальные области от многих астероидов, несмотря на их большой размер. Кроме того, есть маленькие миры, которые имеют круглую форму и вращаются вокруг Солнца, но не считаются планетами, например, Церера .

Связанный: 15 потрясающих мест на Земле, которые выглядят так, как будто они с другой планеты для Space.com за 10 лет до этого. Она участвовала в космических миссиях по всей Солнечной системе и за ее пределами, включая New Horizons.

Так называемое понижение Плутона с планетарного статуса поднимает более серьезные вопросы о том, как определить любой объект в Солнечной системе или даже в пробел в более общем смысле. Это показывает, что наука иногда не может распределить объекты по простым категориям. Потому что, если определение планеты еще раз расширится, непонятно, как оценивать многочисленные некруглые объекты, которые вращаются вокруг нашего Солнца. Это может даже поставить под вопрос пояс астероидов , ссылаясь на огромную полосу мелких объектов между Марсом, и Юпитером. Или что произойдет, если планета каким-то образом разобьется на части?

Тем не менее, поскольку дебаты о Плутоне велись почти 20 лет назад, многие до сих пор не совсем понимают ни всей этой суеты, ни того, почему Плутон был сбит с его планетарного положения. Но трансформация Солнечной системы с девяти планет в восемь (по крайней мере, по стандартному определению МАС) длилась долго и помогла заключить одну из величайших сильных сторон науки — способность изменять, казалось бы, устойчивые определения в свете новых данных.

Что вообще такое планета?

Слово «планета» (на английском языке) восходит к древности и происходит от греческого слова «planetes», что означает «блуждающая звезда». Пять классических планет — Меркурий , Венера , Марс, Юпитер и Сатурн — видны невооруженным глазом, и можно увидеть, как они перемещаются по небу странными траекториями по сравнению с более далеким фоном звезд .

После появления телескопов астрономы открыли две новые планеты, Уран и Нептун , которые слишком тусклые, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом (Обратите внимание, что это определение «планеты» следует греко-римской традиции, на которой основаны определения Международного астрономического союза или сообщества МАС. Имена планеты различаются в зависимости от культуры, и в древности планеты наблюдались невооруженным глазом по всему миру.)

Когда астрономы открыли Цереру (сегодня считающуюся карликовой планетой), они первоначально классифицировали ее как «планету» среди научных сообществ того времени. Но это начало меняться, поскольку дальнейшие измерения показали, что она меньше, чем другие планеты, когда-либо виденные в то время. В конце концов, Церера была объединена в группу каменистых тел, называемых «астероидами», о которых мы теперь знаем о сотнях тысяч только в поясе астероидов.

Плутон был обнаружен и классифицирован как планета в 1930 году (обратите внимание, что МАС был создан в 1919 году), когда астроном Клайд Томбо из обсерватории Лоуэлла в Аризоне сравнил фотопластинки неба в разные ночи и заметил крошечную точку, которая дрейфовала взад и вперед на фоне звезд. Однако сразу же новый кандидат Солнечной системы сочли чудаком. Его орбита настолько эксцентрична или далека от круговой, что фактически приближается к Солнцу, чем Нептун, за 20 из своего 248-летнего путешествия. Он также наклонен к эклиптике, плоскости, в которой вращаются другие планеты Солнечной системы.

В 1992 году ученые обнаружили первый объект пояса Койпера, 1992 QB1, крошечное тело, вращающееся вокруг Плутона и за пределами орбиты Нептуна. Вскоре было обнаружено еще много таких объектов, обнаружив пояс маленьких замерзших миров, похожий на пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Плутон оставался королем этого региона, но в июле 2005 года астрономы нашли далекое тело Эрида , которое сначала считалось даже больше, чем Плутон.

Размер Плутона (внизу слева) по сравнению с Луной и Землей. (Изображение предоставлено Томом Редингом, CC BY-SA)

Планетарная загадка

Исследователи должны были задать себе следующие вопросы: если Плутон был планетой, значит ли это, что Эрида тоже была планетой? А как насчет всех этих других ледяных объектов в поясе Койпера или более мелких объектов в поясе астероидов? Где именно проходила граница отнесения тела к планете? Слово, которое казалось простым и понятным, вдруг оказалось странно скользким.

Последовали интенсивные дебаты, в ходе которых было предложено много новых предложений по определению планеты.

«Каждый раз, когда мы думаем, что кто-то из нас достигает консенсуса, кто-то говорит что-то, чтобы ясно показать, что это не так», — Брайан Марсден, член Исполнительного комитета МАС, ответственный за придумывание нового значения для слово планета сообщило Space. com в 2005 году.

Год спустя астрономы так и не приблизились к решению, и дилемма нависла, как темная туча, над собранием Генеральной ассамблеи МАС в Праге в 2006 году. На конференции исследователи выдержали восемь дней споров, в ходе которых были предложены четыре различных предложения. Одно спорное предположение привело бы к тому, что общее количество планет в Солнечной системе достигло бы 12, включая Цереру, крупнейший астероид, и спутник Плутона Харон.

Предложение было «полным беспорядком», сказал Space.com астроном Майк Браун из Калифорнийского технологического института, первооткрыватель Эриды.

Ближе к концу конференции в Праге оставшиеся 424 астронома проголосовали за создание трех новых категорий для объектов Солнечной системы. С этого момента только миры от Меркурия до Нептуна будут считаться планетами. Плутон и его родственники — круглые объекты, которые делили окрестности своей орбиты с другими объектами — отныне назывались карликовыми планетами 9. 0004 . Все другие объекты, вращающиеся вокруг Солнца, будут известны как малые тела Солнечной системы.

Миссия «Новые горизонты» и дебаты о планете

Группа профессионалов восприняла это решение нелегко. «Мне стыдно за astronomy », — сказал Space.com Алан Стерн, руководитель миссии NASA New Horizons , которая пролетела мимо Плутона в 2015 году, добавив, что менее 5 процентов от 10 000 в мире. астрономы приняли участие в голосовании.

New Horizons стал важным поворотным моментом в дебатах о планете, поскольку его быстрый пролет над Плутоном показал, что мир гораздо более динамичен, чем кто-либо мог себе представить. Большие горы, разбитые кратеры и следы жидкости, стекающей по его поверхности, — все это указывает на мир, претерпевший огромные геологические изменения с момента своего образования. Такие люди, как Штерн, говорили, что только на этом основании Плутон следует считать планетой, поскольку это динамичное место, место, которое не настолько статично, что только микрометеориты нарушают его поверхность.

Виды Харона , спутника Плутона, также показывают очень динамичное место, в том числе красную шапку на его полюсе , которая, кажется, меняет внешний вид в зависимости от медленных сезонных изменений так далеко в Солнечной системе. Примечательно, что у Плутона есть несколько спутников, а у двух установленных планет, Меркурия и Венеры, их нет. (Многочисленные астероиды и карликовые планеты также имеют спутники, что делает определение планеты еще более сложным.)

Такие взгляды разделяют многие в обществе. В 2014 году, незадолго до пролета, специалисты Гарвардского и Смитсоновского центра астрофизики (CfA) в Кембридже, штат Массачусетс, обсуждал различные определения планеты. Историк науки Оуэн Джинджерич, возглавлявший комитет МАС по определению планет, утверждал, что «планета — это культурно определяемое слово, которое со временем меняется». Но аудитория, наблюдавшая за дебатами CfA, в подавляющем большинстве выбрала другое определение участника — то, которое вернуло бы Плутон обратно в планетарную складку.

Продолжают появляться альтернативные схемы классификации. Предложение 2017 года определило планету как «круглый объект в космосе, который меньше звезды». это бы снова сделает Плутон планетой , но это сделает то же самое с луной Земли , а также со многими другими лунами в Солнечной системе, и доведет общее количество официально признанных планет до 110. Год спустя Стерн, вместе с планетологом Дэвидом Гринспуном написали статью-мнение в The Washington Post , утверждая, что определение МАС было «поспешно составлено» и «ошибочно» и что астрономы должны пересмотреть свои идеи.

Станет ли когда-нибудь Плутон снова планетой?

До сих пор такие мольбы оставались без внимания, и маловероятно, что МАС вернется к спору в ближайшее время. Астрофизик Итан Сигел ответил Стерну и Гринспуну в Forbes, написав (открывается в новой вкладке): «Просто факт заключается в том, что Плутон был неправильно классифицирован, когда он был впервые обнаружен; он никогда не был на той же основе, что и другие восемь миров».

Майк Браун тоже вмешался: «Итак, эй, Плутон все еще не планета. На самом деле, никогда им не был. Мы просто неправильно понимали его в течение 50 лет. Теперь мы знаем лучше. , но это в основном все, что есть. Теперь давайте перейдем к реальности», — написал Браун в Твиттере, где он принял свою роль в переопределении с ником @plutokiller.

Почему это важно?

В наши дни дети (которые даже не родились, когда Плутон был планетой) спрашивают, почему определение вообще имеет значение , астрономы говорят, что это не простой ответ, и нам, возможно, придется заглянуть за пределы нашей Солнечной системы, чтобы понять, что делает планету, а что нет.

На сегодняшний день обнаружено более 5000 экзопланет , или планет за пределами нашей Солнечной системы, и они показывают огромное количество миров. Из « суперземли «, от размера Земли до Урана , до «горячих юпитеров», обращающихся по орбитам близко к Солнцу, до целого ряда других планетных размеров, типы планетарных сред, которые следует учитывать, быстро меняются.

Что это распространение вариантов формирования планет показывает нам, что каждая солнечная система может быть своей собственной уникальной средой.Хотя в более общем плане мы можем сказать, что звезды могут образовывать планеты из коллапса газа и пыли в их среде, индивидуальная динамика, которая контролирует формирование планет, далека от реальности. более сложными. Например, задействовано ли несколько звезд? Сколько имеется пыли? Существует ли черная дыра или сверхновая уносит ценную пыль и газ, необходимые для роста планет?

Даже если планетам посчастливилось вырасти, то, как они связаны с другими планетами в начале своего формирования, плохо изучено. По мере того, как миры взаимодействуют друг с другом, их взаимное притяжение, кажется, сдвигает планеты все ближе и дальше от их родительской звезды или, в некоторых случаях, вместе выбрасывает миры из Солнечной системы.

Все это показывает, что наше определение планеты, возможно, должно стать более ситуативным, чтобы учесть количество сценариев, в которых может сформироваться мир. Возможно, планеты могут быть привязаны к определенным обстоятельствам формирования или определенным зонам. Все, что, кажется, известно наверняка, это то, что по мере того, как мы собираем данные, планетарность и дебаты, которые породил Плутон, будут продолжать обсуждаться еще довольно долго.

Дополнительные ресурсы

Узнайте больше о поясе Койпера (открывается в новой вкладке) на веб-сайте исследования Солнечной системы НАСА. Посмотрите изображения Плутона , сделанные космическим кораблем НАСА «Новые горизонты».

Ссылки

Международный астрономический союз. «Плутон и развивающийся ландшафт нашей Солнечной системы». https://www.iau.org/public/themes/pluto/ (открывается в новой вкладке)

Лаборатория прикладных исследований Джона Хопкинса. (2022 г.) «Новые горизонты». http://pluto.jhuapl.edu/ (открывается в новой вкладке)

НАСА. (2019, 19 декабря) «Что такое планета?» https://solarsystem.nasa.gov/planets/in-depth/ (открывается в новой вкладке)

NASA Science Исследование Солнечной системы. «Пояс Койпера». https://solarsystem.nasa.gov/solar-system/kuiper-belt/overview/ (открывается в новой вкладке)

Сигел, Итан. (2018, 8 мая). «Вам не понравятся последствия повторного превращения Плутона в планету». Форбс. https://www.forbes.com/sites/startswithabang/2018/05/08/you-wont-like-the-consequences-of-making-pluto-a-planet-again/ (открывается в новой вкладке)

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Адам Манн — журналист, специализирующийся на астрономии и физике. Его работы публиковались в New York Times, New Yorker, Wall Street Journal, Wired, Nature, Science и многих других изданиях. Он живет в Окленде, штат Калифорния, где любит кататься на велосипеде. Подпишитесь на него в Twitter @adamspacemann или посетите его веб-сайт https://www.adamspacemann.com/ (откроется в новой вкладке).

Почему Плутон не планета?

Что вообще такое планета?

Планетарная загадка

«Каждый раз, когда мы думаем, что кто-то из нас достигает консенсуса, кто-то говорит что-то, чтобы ясно показать, что это не так», — Брайан Марсден, член Исполнительного комитета МАС, ответственный за придумывание нового значения для слово планета сообщило Space.com в 2005 году.

Ближе к концу конференции в Праге оставшиеся 424 астронома проголосовали за создание трех новых категорий для объектов Солнечной системы. С этого момента только миры от Меркурия до Нептуна будут считаться планетами. Плутон и его родственники — круглые объекты, которые делили окрестности своей орбиты с другими объектами — отныне назывались карликовыми планетами 9.0004 . Все другие объекты, вращающиеся вокруг Солнца, будут известны как малые тела Солнечной системы.

Миссия «Новые горизонты» и дебаты о планете

Станет ли когда-нибудь Плутон снова планетой?

Почему это важно?