Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной? | Культура

Правда, до сих пор спорят — кто же именно оказался автором тарана, капитан Гастелло или капитан Маслов — оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это — таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном.

А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах — целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе.

Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

И вот — первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» — голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага.

Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий — в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы.

Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой — в первые минуты с начала войны.

О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот — в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными.

Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина).

Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Первый таран? Возможно. Но вот — 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.

22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока).

При таране погиб.

22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил — выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.

Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации — таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет — после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана).

Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример — Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране Левитан: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

«И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», — они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех Победы. Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», — это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага!

«Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» — огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей.

Вечная слава им. И вечная память. Всем вместе и каждому в отдельности.

Теги: СССР, летчик, Герой Советского Союза, герои, мужчины, народ, подвиг, воздух, самолет, история, война

Воздушные тараны первых дней Войны — Приграничные сражения 1941 года — Выпуски

«В истории авиации таран — совсем
новый и никем и никогда, ни в одной стране
никакими летчиками, кроме русских
не испробованный прием боя… Советских летчиков

толкает на это сама природа, психология русского
крылатого воина, упорство,
ненависть к врагу, смелость, соколиная
удаль и пламенный патриотизм…»

А. Толстой. «Таран»,
Газета «Красная звезда» от 16 августа 1941 г.

Существуют разные мнения о том, что толкало военных летчиков идти на таран вражеского самолета. Что заставляло пилотов жертвовать не только крылатой машиной, но, во многих случаях, и собственной жизнью? На первый взгляд может показаться, что воздушный таран – акт отчаяния и безысходности. Что летчик совершает этот поступок под влиянием эмоций, в тот момент, когда он в силу обстоятельств не может предпринять обдуманных действий. Однако, на самом деле, идя на таран, человек за доли секунды принимал взвешенное решение. Пилот совершал такой поступок только тогда, когда его

бездействие в сложившееся ситуации могло привести к весьма тяжелым последствиям.

Не случайно таран, как форма русского воздушного боя, был зафиксирован уже в первые часы Войны. Еще не гремела слава Талалихина и Гастелло — свои бессмертные подвиги они совершили чуть позже — а советские летчики, зачастую жертвуя собственной жизнью, защищали родное небо от вероломно напавшего врага и шли на таран.

Первый воздушный таран Великой Отечественной войны был совершен на ее 25-й минуте в Ровенской области старшим лейтенантом Иваном Ивановичем Ивановым.

Ранним утром 22 июня 1941 года по тревоге тройка наших «И-16» под командованием заместителя командира эскадрильи 46-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Иванова взмыла в небо, чтобы уничтожить группу бомбардировщиков противника «Хе-111», вторгшуюся в воздушное пространство Советского Союза. Враг летел бомбить наши города. Советские самолеты пикировали на врага, атака следовала за атакой. Одна из машин неприятеля была подбита, другие — беспорядочно сбросили свой смертоносный груз, так и не достигнув намеченной цели. Когда советские летчики выполнили поставленную перед ними задачу, ведущий группы Иванов направил свое звено к аэродрому, продолжая наблюдение за воздушным пространством. В бою экипажи расстреляли почти весь запас снарядов, да и горючего осталось немного. Два самолета из группы успешно приземлились, уже и старший лейтенант Иванов развернул свой самолет на посадку, когда заметил вражеский бомбардировщик, приближающийся к аэродрому.

Решение пришло мгновенно: Иванов резко взмыл вверх и атаковал неприятеля. Последние патроны он выпустил по неприятельскому самолету. К тому времени горючее было почти израсходовано, а враг все еще не повержен.
Тогда летчик принял решение — идти на таран. От столкновения самолет противника потерял управление, врезался в землю на окраине аэродрома и взорвался, а его экипаж погиб. Но и самолет Иванова был сильно поврежден, а из-за малой высоты пилот не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб.

2 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Очевидцы утверждали, что часы Ивана Иванова, остановившиеся от удара о землю, показывали именно это время — 4 часа 25 минут.

А десятью минутами позже (по другим источникам 10 минутами раньше) был совершен еще один воздушный таран младшим лейтенантом Дмитрием Васильевичем Кокоревым.

На рассвете 22 июня 1941 года, возвращаясь с разведывательного задания на самолете «МиГ-3», младший лейтенант Дмитрий Кокорев обнаружил, что его родной приграничный аэродром Высоко-Мазовецк, располагавшийся на Западной Украине в районе города Замбров, сильно пострадал от налета вражеской авиации. В это же время от советского аэродрома в направлении государственной границы удалялся немецкий самолет-разведчик «Ме-110», который, по-видимому, контролировал результаты удара. Не раздумывая, младший лейтенант Кокорев рванулся вслед за неприятелем — враг не должен уйти. Наш летчик провел несколько неудачных атак, немец не переставая отстреливался. Подойдя к неприятельской машине на близкое расстояние и нажав на гашетку, Кокорев обнаружил, что снарядов больше нет. Единственный выход — таран. Когда «МиГ-3» рубанул «Ме-110» в районе хвостового оперения, фюзеляж вражеского самолета разломился, и машина рухнула на землю. От удара истребитель Кокорева вошел в штопор, а мотор заглох. Однако летчик сумел выровнять машину, совершил вынужденную посадку на подходящей поляне и пешком вернулся в расположение полка.

За этот подвиг и другие успешные боевые операции младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев приказом №430/н от 26.02.42 был награжден орденом «Красного Знамени». К сожалению, боевой путь летчика был недолгим: 12 октября 1941 года при выполнении боевого задания на Ленинградском фронте герой погиб.

В ночь на 25 июня 1941 года бомбардировщики неприятеля совершали налет на советский аэродром, расположенный около райцентра Тарутино в Одесской области, где базировался 146-ой истребительный авиаполк. Для отражения нападения в небо поднялись три советских самолета: два истребителя «МиГ-3» и «И-16». Одним из «МиГ-3» управлял старший лейтенант Константин Петрович Оборин. В кромешной темноте, ориентируясь лишь на следы трассирующих пуль, старший лейтенант настиг неприятеля. В разгар боя пулемет нашего самолета заклинило. Тогда Оборин совершил единственное, что он мог сделать в такой ситуации. Летчик решил таранить самолет неприятеля. Действуя смело и грамотно, Константин Оборин подвел свою машину вплотную к вражеской и нанес удар винтом по левой плоскости неприятельского самолета. Машина противника с разрубленным крылом упала на землю.

Несмотря на сильный удар, Оборину удалось посадить машину на свой аэродром. При осмотре выяснилось, что повреждения самолета незначительны, и после нескольких часов работы авиамехаников машина снова была в строю.

Военная судьба летчика Оборина была непродолжительной. 29 июля 1941 года при посадке самолета после выполнения боевого задания Константин Оборин получил тяжелую травму позвоночника и 18 августа скончался в госпитале от полученных ран. Одним из первых на Южном фронте старший лейтенант был представлен к ордену Ленина, но судьба этого представления на данный момент не ясна.

Из разных источников известно, что только в первый день Войны тараны совершили младшие лейтенанты Л.Г. Бутелин и Е.Панфилов, лейтенанты П.С.Рябцев и И.И.Ковтун, старший лейтенант А.И.Мокляк, капитан А.И.Протасов, ст. политрук А.С.Данилов. Годы не сохранили для потомков военных документов, описывающих их подвиг. Но, быть может, они просто еще не найдены.

  • Первые очаги сопротивления
  • Приграничные бои за Молдавию

Московский музей приравнивает вторжение в Украину ко Второй мировой войне. Но будут ли они работать?

Володя Вагнер

18 апреля 2023 г., 12:07

Экспонат Московского музея Победы. На левой панели написано: «Потеря памяти», а на правой панели: «Нацизм сегодня»

|

Володя Вагнер

URL скопирован в буфер обмена

Вид из полуразрушенного фермерского дома ужасен. Рыдающую девушку утаскивает немецкий солдат, когда войска вермахта продвигаются через ее деревню. Воздух наполняется звуками выстрелов и сердитыми голосами. Почти чувствуется запах огня и крови. Когда наша группа уходит от погрома, нас останавливает молодой партизан, размахивающий винтовкой, который требует, чтобы мы представились.

Но все это ненастоящее. Фермерский дом — это копия, надвигающееся изнасилование изображается восковыми фигурами, а шумное немецкое наступление — это фильм, проецируемый позади декораций в натуральную величину, чтобы создать захватывающий 3D-опыт. Молодой партизан — актер, его винтовка — реквизит, а женщина, предъявившая документы, которые он требует, — наш экскурсовод.

Получите бесплатный информационный бюллетень oDR

Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.

Это не советская деревня осенью 1941, а Музей Победы в Москве серым зимним днем ​​примерно через год после полномасштабного вторжения Владимира Путина в Украину. Однако разница между войной, разыгрываемой здесь, в крупнейшем военно-историческом музее России, и той, что сейчас бушует в нескольких сотнях километров южнее, становится все более размытой.

История играет ключевую роль в официальном российском дискурсе, связанном с вторжением в Украину. В частности, Вторая мировая война — или Великая Отечественная война, как ее называют с советской точки зрения, — и ее предполагаемые параллели с нынешней войной в России стали главным лейтмотивом в усилиях государства узаконить внешнюю политику Путина и заставить население терпеть трудности, которые она влечет за собой.

Подобные параллели Кремль проводил еще в 2014 году, во время первой интервенции России на Украине. На самом деле мифологизация победы над Гитлером была краеугольным камнем путинского проекта с начала 2000-х годов. Пока Путин цементировал российскую неолиберальную клептократию, неуклонно сводя на нет демократические достижения перестройки и 1990-х годов, этот культ победы приобретал все большие масштабы.

Воплощением этого стали все более масштабные и зрелищные памятные военные парады с участием массовки в военной форме и на транспортных средствах времен Второй мировой войны. В дезориентирующую эпоху пост-истории такой перформативный патриотизм стал способом связи поколений, переживания исторической связанности и обретения единства.

Мы не уничтожаем. Нет казней и пыток. Наша советская армия помогает

Экскурсовод, Московский Музей Победы

Но история вернулась, и управление памятью приобрело новую значимость. Этот сдвиг хорошо виден в Музее Победы, где после вторжения появились новые экспозиции. В результате получается экстравагантно-китчевое попурри пышности, ностальгическое по содержанию, но футуристическое по форме. Его лейтмотив, выраженный и тонко, и открыто, состоит в том, что прошлое и настоящее едины.

Например, иммерсивная диорама разрушенной войной сельской местности является частью «Подвига нации». Хотя выставка, как и музей в целом, должна быть посвящена Великой Отечественной войне, кажется, она также, а может быть, даже в первую очередь, войне на Украине. Наш восторженный молодой гид плавно переключается между третьим и первым лицом множественного числа, между прошлым и настоящим временем, поскольку она ведет нас от первоначального немецкого нападения через блокаду Ленинграда до самого Берлина.

«Подойдите ближе, товарищи, но, пожалуйста, соблюдайте тишину, чтобы не мешать заседании кабинета», — говорит актер, одетый как один из сталинских клерков. Нам разрешают заглянуть в темный конференц-зал. Внутри голограммы советского лидера и его военного кабинета обсуждают ситуацию на фронте.

Несколько мгновений назад наш гид посоветовал нам не верить «глупым россказням» о том, что Сталин, ошеломленный масштабами разворачивающейся катастрофы, не смог действовать решительно в первые недели вторжения. На последующих остановках она засыпает нас фактами и цифрами, иллюстрирующими почти сверхъестественную силу «нашего народа», призванного защищать «нашу страну».

Трофеи, захваченные российскими военными в Украине в 2022 году, выставлены в Государственном центральном музее современной истории России в Москве. Среди них номерной знак транспортного средства с названием «Азов»

|

Влад Карков / SOPA Images / LightRocket через Getty Images

Ближе к концу экскурсии, перед тем, как сделать селфи на фоне Рейхстага, наш гид тепло отзывается о гуманном обращении советской армии с мирным населением в условиях оккупации: «Мы не уничтожаем. Нет казней и пыток. Наша Советская армия помогает. И, кстати, то, что происходит сейчас, в наше время, — наглядный пример того, как продолжается это наследие наших солдат».

Любителям узнать больше о том, что именно происходит в наше время, она рекомендует другие выставки в музее. Они также стирают различие между тогда и сейчас, но изображают текущие события так, как если бы они были частью прошлого.

«Обыкновенный нацизм» изображает «украинский вариант нацизма». Одна стена иллюстрирует преступления союзников Германии украинских националистов во время Второй мировой войны; противоположная стена описывает сегодняшних украинских военных как своих прямых наследников.

Есть некоторые известные, но сомнительные факты – например, что украинские силы убили 20 000 мирных жителей за первые восемь лет войны на Донбассе (по оценкам ООН, в общей сложности погибло 15 000 гражданских и военных с обеих сторон). Эмоциональное давление торжествует. над фактической точностью. Под устрашающе тикающий метроном два экрана сопоставляют кадры зверств гитлеровских солдат на восточном фронте с протестующими на Майдане в Киеве в 2014 году. тоже часть того же антироссийского заговора, корни которого уходят в 1940с. Его повестка дня — мировое господство, а его инструменты включают в себя лаборатории, разрабатывающие биологическое оружие в Украине. К счастью, по словам ведущего фильма, начатая Путиным «спецоперация» положила конец зловещим планам НАТО.

Эти выставки иллюстрируют качественный сдвиг в российской политике памяти. Перформативный патриотизм, который расцвел до 2014 года, возможно, был вызывающим воспоминания лозунгом, но у него не было ясной причины — как маршевый порядок без указаний. В России, находящейся в состоянии войны, когда действует военная мобилизация, такой контекст уже существует.

Этот контекст максимально понятен на верхнем этаже, на выставке с названием, которое лучше всего можно перевести как «Верные своему наследию», которая приглашает посетителей принять участие в такой же героической борьбе против того же врага. , здесь и сейчас.

В нем российские войска, воюющие в настоящее время на Украине, изображены как ведущие борьбу тех, кто победил Гитлера. На интерактивных экранах посетители могут пролистывать сотни пар лиц: одно обозначено буквами ВОВ (русская аббревиатура Великой Отечественной войны), другое — СВО (Специальная военная операция). Посетителям выдают ручки и бумагу и призывают писать письма поддержки войскам на фронте.

Интерактивная выставка в Музее Победы

|

Володя Вагнер

В контексте вторжения на Украину и его подразумеваемой преемственности с Великой Отечественной войной вся мифология, окружающая последнюю, приобретает современный императив: воспроизвести – в действительности – те же подвиги самопожертвования и терпения.

В эфире звучит дух популярного патриотического лозунга Можем повторить («Можем повторить»). Послание состоит в том, чтобы доверять лидеру, который знает, что делает, несмотря ни на что, и принимать жертвы, которые в конечном итоге принесут победу, несмотря ни на что.

Вопрос в том, в какой степени аудитория усвоит это сообщение. Население, привыкшее участвовать в организованной государством мимикрии, от фальсификации выборов до массовых митингов, организованных сверху, почему воинственное рвение, заложенное здесь, должно восприниматься как работающее по-другому?

Несмотря на погружение в высокие технологии, большая часть вовлеченности посетителей остается поверхностной. Возьмем одну из интерактивных видеоинсталляций. Когда посетители стоят перед зеленым экраном и наблюдают, как мирные жители Донбасса со слезами на глазах обнимают российских солдат под звуки патриотической музыки, они буквально переносятся в самое пекло войны. После этого им предлагается отсканировать QR-код и загрузить фильм, в котором они снялись, в качестве сувенира.

Вместо того, чтобы передать глубину, большая часть этой патриотической помпы, таким образом, превращается в бесполезную информационно-развлекательную систему, продукт, который нужно потреблять, например, игрушечные танки и Z-безделушки, которые продаются в музейном сувенирном магазине.

Точно так же, как сфальсифицированные выборы могут только симулировать народную поддержку режима, может оказаться, что виртуальное воссоздание героического прошлого может не иметь большого значения для подготовки населения к реальным трудностям.

Заявление Государственной Думы Российской Федерации «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в годы Великой Отечественной войны 19 года»41–1945″

Заявление Государственной Думы Российской Федерации «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ».

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает принципиально важным дать судебно-правовую оценку военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. органами власти, вооруженными силами, в том числе войска СС Германии и ее союзников – Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии, их пособники – вооруженные формирования, сформированные на территории Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии и других государств, отдельные добровольцы из Австрии, Дания, Латвия, Польша, Франция, Чехия и Эстония, а также предатели из числа жителей оккупированных территорий, присягнувшие на верность гитлеровскому нацистскому режиму.

Решения, принятые в последние годы судами Санкт-Петербурга, Республика Крым, Краснодарский край и Ставропольский край, Белгород, Брянск, Ленинградская, Новгородская, Орловская, Псковская и Ростовская области однозначно квалифицируют преступные деяния нацистов и их пособников как геноцид национальных, этнические и расовые группы, представлявшие население СССР – народы Советского Союза. Эти судебные решения являются логическим продолжением приговора Нюрнбергского трибунала и решений последующих процессов нацистских преступников и их пособников, в ходе которых, в частности, лица которые были виновны в снабжении гитлеровских войск смертоносным оружием, были осужден.

В современных условиях, когда причины и итоги Второй мировой войны превращаются из объекта историко-мемориального исследование инструмента геополитического противостояния, такие судебные решения особенно актуальны. Они служат недвусмысленными предупреждениями для политических реваншисты, не извлекшие уроков из прошлого. История России полна героических страниц, и любого агрессора всегда встречали достойный отпор, какими бы сильными ни были многонациональные армии, завоевавшие почти всю Европу, прежде чем они повернулись, чтобы напасть на наше Отечество, которые воевали, например, под командованием Наполеона или Гитлера, считали себя быть.

Попытки сегодняшних немецких властей продвигать ложный тезис о предполагаемой совместной ответственности и неразличимости гитлеровской Нацистская Германия и СССР вкупе с желанием переложить на Германию вину за развязывание самого крупного и кровавого конфликта в современной истории человечества на нашу страну, особенно циничны. Одним из наглядных примеров этого является принятие Бундестагом 30 ноября 2022 года антиисторического Русофобский акт в виде постановления о признании массового голода на территории УССР в 1919 г.32 и 1933 года как «геноцид украинского народа». Любые аргументы о неизбирательном характере этого трагедии, затронувшей не только Украину, но и значительные территории Поволжья и Казахстана, отвергаются в угоду политической конъюнктуре и целесообразность.

Как будто этого недостаточно, немецкие власти цинично делают все, уклоняться от любых шагов и действий, направленных на сохранение и увековечение памяти миллионов миролюбивых советских граждан, ставших жертвами германской так называемой «тотальной войны» на Восточном фронте и последовательно отказываются производить компенсационные выплаты жителям блокированного тогда Ленинграда.

Западные политики предпочитают не вспоминать о том, что гражданское население СССР, согласно планам гитлеровской колонизации и германизации «восточного пространства», подлежала тотальному уничтожению. Произведено варварское истребление мирных жителей в соответствии с Генеральным планом Ост. во всех республиках СССР, подвергшихся оккупации немецко-фашистскими войсками. захватчики. Именно бесчеловечные действия этих варварских грабителей привели к тому, что общее количество жертв среди гражданского населения СССР за годы оккупация достигает 13 684,692 человека. Это были люди, которые были преднамеренно истребленных, умерших на принудительных работах в Германии и тех, кто погиб от заведомо жестоких условий оккупационного режима.

Все более активное участие НАТО и стран коллективного Запада во главе с США в антироссийских преступлениях Украины и их деятельность по поддержке украинских вооруженных формирований, в том числе усиление поставка мощных наступательных вооружений, ускоренная подготовка личного состава воинских частей Украины, обеспечение разведки информации, засылке иностранных наемников для участия в боевых действиях, планировании и осуществлении военных операций и диверсий, таких как подрыв Крымского моста, — все это заставляет обязательно заявить о снятии ответственности за дальнейшее ухудшение военно-политического ситуация в зоне конфликта и на евразийском континенте в целом лежит не только с марионеточным киевским режимом, но и с теми, кто снабжает его смертоносное оружие, финансируют боевиков и террористов и готовы воевать с Россией в реваншистском угаре «до последнего украинского солдата».