Странный индийский меч- pata sword.
relikt
В средневековой Индии было достаточно много рубяще- колющего оружия с прямым клинком: и фиранги и кханда…
Но был один чисто колящий меч, который стоял особняком от всех- pata, который появился на свет путем эволюции и удлинения катара…
Вот что я хотел просить: смысл создания подобного меча? Колоть им удобно, согласен, и то на кисть и лучезапястный сустав нагрузка сумашедшая.
А вот рубить им- скорее всего гарантированно лишиться лучезапястного сустава, сломанного или вывихнутого при первом же ударе- уж слишком силен рычаг…
Тут иллюстрация, показывающая эволюцию паты из катара.
А здесь- «мОлодец» с двумя патами.
Kazbich
Любят Индийцы поперечную рукоятку. Я в чем-то с ними согласен 😛.
relikt
Согласен то согласен…. Но она- только для укола.
Hunt11
relikt
Согласен то согласен…. Но она- только для укола.
Пробовали ?
Не такая уж и нагрузка. Это ведь не против лат работать 😛
relikt
Hunt11Пробовали ?
Не такая уж и нагрузка. Это ведь не против лат работать 😛
Не пробовал, просто пытаюсь понять, в чем «пойнт» конструкции…. Кстати, как не крути, а были и у индийцев латники- тяжелая окольчуженная индо-персидская и индо- пакистанская кавалерия.
Ясное дело, против голого мужика- дивайс что надо…
Kotofeich
Hunt11Пробовали ?
Не такая уж и нагрузка. Это ведь не против лат работать 😛
А у индийцев разве не было доспехов?
max_k
Не будучи ни в коей мере спецом по Индийскому ХО не могу не заметить что чем меньше страна воюет, тем больше всякой экзотики в вооружении. А уж если при этом держава технологически развита, то таких рюшек наделают, что режиссерам конанов вдохновения хватит на сто лет вперед.
Абсолютно то же и в ножевом бизнесе — моделей тьма, а по сути, большая часть дальше карманов (полок) не бывает. И коснись реальных задач — многое сразу становится на места
Kotofeich
Нашел интересный краткий обзор по ХО Др. Индии
Оттуда:
«Пата-чисто индуистское оружие. наручный меч Клинок-длинный прямой обоюдоострый. Руку воина защищает металлическая наручь. фехтовать в которой нетак-то легко. Мастера паты считались лучшими мечниками индостана»
http://216.239.59.104/search?q=cache:EBxEImGgCiYJ:forum.gunblade.ru/topic411.html%3Fview%3Dnew+%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B0&hl=ru
То есть, пата, получается — «изврат из любви к искусству»?
P. S. по поиску слово «пата» означает:падение, дарение, ткань (рисунок на ткани?)
relikt
max_k
…Не будучи ни в коей мере спецом по Индийскому ХО не могу не заметить что чем меньше страна воюет, тем больше всякой экзотики в вооружении. А уж если при этом держава технологически развита, то таких рюшек наделают, что режиссерам конанов вдохновения хватит на сто лет вперед.
…
НЕ сказал бы я, что Древняя и Средневековая Индия мало воевали… Индуисты воевали с мусульманами, раджпуты, сикхи, кого там только не было…
И каждый с оружием в руках старался заявить о своем праве на жизнь…
Кстати, я тоже слышал, что про пату говорили, что те, кто ей владели, были очень искусными мечниками…
С катаром все понятно, его часто использовали с паре с талваром или кхандой, как кинжал для левой руки….
Но ЭТО? 😀
Kotofeich
Немного Офф про причуды оружия, связанные с верованиями (взято по той же ссылке):
…Воин, который пал в бою, автоматически и вне очереди попадает в рай Вайкунтха, под крылышко к Индре, поэтому правильный кшатрий стремится к смерти на поле боя. Но не абы как, а определенным способом- если тебе палицей грудную клетку проломили, или там из лука застрелили, то проходи пожалуйста, а вот если голову отрубили, или скальп сняли, или кастрировали(затрудняюсь представить как это можно сделать на пол боя)- то изволь переродиться…
…О палицах: несмотря на древность и относительную примитивность, палицы применялись вплоть до 19 века. Намзанная липким составом, дубинка считалась отличным средством для волос противника- так достигается позорная смерть через скальпирование…
Hunt11
relikt
Не пробовал, просто пытаюсь понять, в чем «пойнт» конструкции…. Кстати, как не крути, а были и у индийцев латники- тяжелая окольчуженная индо-персидская и индо- пакистанская кавалерия.
Ясное дело, против голого мужика- дивайс что надо…
Тут какой момент — нельзя подключить вторую руку. Поэтому против хорошего доспеха остается эффективеным только укол. Это можно сделать. Рубить непривычно, но не так уж велика нагрузка на кисть. Зато очень хорошо подходит для левой руки и защита неплохая.
Так, ИМХО, прамая аналогия с дагой под шпагу.
relikt
Hunt11… Зато очень хорошо подходит для левой руки и защита неплохая.
Так, ИМХО, прамая аналогия с дагой под шпагу.
Ну как и талвар и катар.
max_k
2 relikt
хм…
думал привести аргумент в стиле Вадима Денисова — кого же эти индусы завоевали за свою историю, коль такие мастера воевать были
Однако случайно наткнулся на картинку.
Написано что русское. Но гложет мысль что либо гаджет тех времен, либо парадно-выходной (ЕДЦ под парчовый кафтан)
max_k
Последняя картинка однако странная.
Чай, отсохнет десница так ходить то.
Laborant
Не десница — шуйца 😛
relikt
Ага, Вы, господа еще «траншейники» раннего Ренессанса и Позднего средневековья вспомните!
BORIS10
Картинка с воином, нацепившим подобный щит, напоминает аггитацию «А ты уже записался в талибан?» 😊ИМХО он только для таких целей и годится, как влиять на врагов и своих психологически, типа «ща как вь..бу щитом по лбу!» 😛
DeathCharge
Taкие щиты применялись исключительно для обороны крепостей, когда воин стоял на стене под градом стрел и лезвием тыкал врагов лезших на стену. В маневренном бою щиты такого типа не применялись.
Камчадал
НУ ВЫ и древнии чуваки…раз про это знаете так конкретно 😊)))))))))
Пата (оружие) | это… Что такое Пата (оружие)?
Пата
Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.
Содержание
|
Характеристики оружия
Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.
Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1. 5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.
Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.
Происхождение и история
По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.
По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.
Наиболее распространена пата была в Северо-Западной Индии и порой считалась специфическим оружием легкой кавалерии конфедерации маратхов, хотя встречалась и в Южной Индии. Пешие воины, скорее всего, редко использовали пату. Хотя есть свидетельство британского офицера, видевшего в 1827 г. показательное выступление воина с патой (Gaiwant Arms and armour traditional weapons of India). Он упоминает, что техника работы патой включала в себя маховые и вращательные удары с перемещениями и оборотами, которые напомнили ему завораживающие движения вальса. Но, скорее всего, так искусно патой владели лишь одиночки.
Соссун-пата (sousson pata)
Соссун-пата — в переводе — «лист лилии» — похожа на ятаган по всем характеристикам клинка. То есть он так же выгнут, часто с широкой спинкой, заточен по вогнутому краю и сбегает на острие. Так же, как и ятаганом, соссун-патой, скорее всего, наносили рубяще-режущие удары. В зависимости от формы металлической рукояти и некоторых отличий в форме клинка различают соссун-пата индийского и могольского (мугальского) типа. Из-за сходства с ятаганом некоторые оружиеведы предполагают, что это оружие появилось в Индии как заимствованное, из Турции. Однако эта версия едва ли может объяснить ранние клинки аналогичной формы, которые встречались в Индо-Иранском регионе задолго до появления ятаганов в Османской империи. Размеры соссун-пата — 65-110 см.
Европейские варианты
Меч пата чисто индийское оружие, но и в Европе знали нечто подобное.
- Существовал доспех рондаш — щит, латная рукавица и клинок, соединённые воедино.
- На Руси есть тарч — щит, чей умбон является латной рукавицей, переходящей в клинок. Что рондаш, что тарч применялись, в основном, при защите крепостей с их узкими ходами, коридорами и проходами.
Но рондаш и тарч были попытками соединить в одно доспех и оружие. Меч пата есть оружие — основное средство атаки, инструмент уничтожения противника.
См. также
- Катар (оружие)
- Кинжал
- Тычковый нож
Ссылки
- Холодное оружие (пата)
- Список экзотических клинков
- Военная энциклопедия
Пата (меч) | Military Wiki
пата или пата ( маратхи : दांडपट्टा , язык хинди : पट ) — это индийский меч с перчаткой, встроенной в цевье. [1] На родном маратхи его часто называют dandpatta , на английском языке его обычно называют перчаткой-мечом.
Традиционно воинов-маратхов обучали сражаться двойными патами, держа по одному в каждой руке. В качестве альтернативы, в дополнение к ремню, копью или топору в другой руке использовалась одна пата. Сабля также использовалась солдатами-кавалеристами [1] за его колющую способность и оказался более эффективным, когда два солдата сражались вместе парами. [2]
Одну из лучших коллекций паты можно увидеть в зале Дурбар дворца Шива Нивас в Удайпуре, Раджастхан. Коллекция принадлежит бывшим правителям – королевской семье Мевара. Он отображается вместе со многими другими видами холодного оружия. [ необходима ссылка ]
История
Перчатка с хорошим тиснением
Создана в период Великих Моголов, [3] использование паты в войне, по-видимому, в основном ограничивается 17-м веком [4] , когда маратхи получили известность. Имея длину от 10 до 44 дюймов, он считался очень эффективным оружием пехотинцев против тяжелобронированной кавалерии. [ citation required ] Фольклор гласит, что солдат маратхи использовал дандпатту в окружении, чтобы максимизировать потери в оппозиции, прежде чем он падёт. Основатель империи маратхов Шиваджи, по общему мнению, обучался искусству боя с патой. Один из его генералов, Танаджи Малусаре, владел оружием обеими руками во время битвы при Синхагаде, прежде чем одна из его рук была отрезана раджпутом Удайбханом Сингхом Ратодом.
В битве при Пратапгаде, когда телохранитель Афзал-хана Сайед Банда напал на Шиваджи с мечами, телохранитель Шиваджи Джива Махала смертельно сразил его, отрубив Сайеду Банде одну руку дандпаттой. [ цитирование ] Император Акбар также использовал пату во время осады Гуджарата. Известно, что раджпуты очень эффективно использовали это оружие в период Великих Моголов. Моголы также разработали вариант паты с фитильным замком, примыкающим к рукоятке. [ Цитирование необходимо ]
См. Также
- Катара
СПИСОК
- ↑ 1,0 1,1 «MARATHA PATA Gauntlet Sword». www.arms2armor.com. http://www.arms2armor.com/Swords/marathapata.htm. Проверено 16 ноября 2012 г.
- ↑ «Пата и Манопль — Мечи с перчатками». netsword.com. http://netsword.com/ubb/Forum2/HTML/000078.html. Проверено 16 ноября 2012 г.
- ↑ «История мечей — 17 век нашей эры». www.knightsedge.com. http://www.knightsedge.com/s-131-17th-centre-ad-swords.aspx. Проверено 16 ноября 2012 г.
- ↑ «История индийских мечей». www.swordhistory.info. http://www.swordhistory.info/?p=72. Проверено 16 ноября 2012 г.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
Раджпут | Военная Вики | Фэндом
в: Страницы, содержащие ссылки на контент, доступный только по подписке, Страницы, использующие магические ссылки ISBN, Неясное или неоднозначное время с июля 2014 г.,
и еще 13
Посмотреть источникРаджпут (от санскрита раджа-путра , «сын царя» [1] ) — член одного из патрилинейных кланов западной, центральной, северной Индии и некоторых частей Пакистана. Они принадлежат потомкам правящих кшатриев (классов индуистских воинов) Северной Индии. [2] Раджпуты приобрели известность в период с 6 по 13 века. До 20 века раджпуты правили в «подавляющем большинстве» княжеств Раджастхан и Сураштра, где находилось наибольшее количество княжеств. [3]
Население раджпутов и бывших штатов раджпутов рассредоточено по большей части субконтинента, особенно в северной, западной и центральной Индии. Популяции находятся в Раджастане, Гуджарате, Уттар-Прадеше, Химачал-Прадеше, Харьяне, Джамму, Пенджабе, Синде, Уттаракханде, Мадхья-Прадеше и Бихаре.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Происхождение
- 1.2 Раджпутские королевства (9-11 вв.)
- 1.3 Господство маратхов и британское правление
- 1.4 Британский колониальный период
- 1,5 Независимая Индия
- 2 подразделения
- 3 Культура и этос
- 3.1 Образ жизни раджпутов
- 3.2 Раджпутская диета
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
- 7 Внешние ссылки
История
За многовековое правление северной Индии раджпуты построили несколько дворцов. Здесь показано Чандрамахал в Городском дворце, Джайпур, Раджастхан, который был построен раджпутами Качваха.
Происхождение
См. также: Происхождение раджпутов
Происхождение раджпутов является предметом споров. Такие писатели, как М.С. Нараване и В.П. Малик, считают, что этот термин не использовался для обозначения определенного племени или социальной группы до 6 века нашей эры, поскольку в исторических записях этот термин не упоминается как относящийся к социальной группе до к тому времени. [4] Одна из теорий утверждает, что с распадом империи Гуптов в конце 6-го века вторгшиеся эфталиты (белые гунны), вероятно, интегрировались в индийское общество. Лидеры и дворяне из числа захватчиков были ассимилированы в ритуальный ранг кшатриев в индуистской системе варн, в то время как другие, которые следовали за ними и поддерживали их — такие как ахиры, гурджары и джаты, — относились к шудрам. В то же время некоторые коренные племена были причислены к раджпутам, примерами которых являются бундела, чандела и ратхор. Британская энциклопедия отмечает, что раджпуты «.
.. на самом деле сильно различаются по статусу, от княжеских родословных, таких как Гухилот и Качваха, до простых земледельцев». [1] Айдогды Курбанов говорит, что ассимиляция происходила именно между эфталитами, гурджарами и выходцами из северо-западной Индии, образуя общину раджпутов. [5]Раджпутские королевства (9-11 вв.)
См. также: Список раджпутских династий
С начала 9 в.X веке династии раджпутов господствовали в северных частях Индии, и многочисленные мелкие королевства раджпутов стали основным препятствием на пути полного мусульманского завоевания индуистской Индии. Даже после завоевания мусульманами Пенджаба и долины реки Ганг раджпуты сохранили свою независимость в Раджастане и лесах центральной Индии. Позже султан Алауддин Хилджи из династии Хилджи захватил два раджпутских форта Читор и Рантхамбхор в восточном Раджастхане, но не смог удерживать их долго.
Господство маратхов и британское правление
Внутренние конфликты, существовавшие среди общин раджпутов, сыграли важную роль в том, что захватчики Великих Моголов установили над ними контроль, [ когда? ] , тем не менее признавая роль раджпутов как правящего класса. [6]
Британский колониальный период
File:Monitors Mayo College Ajmer.jpgMayo College был основан британским правительством в 1875 году в Аджмере, Раджпутана, для обучения раджпутских принцев и другой знати.
Резервуар с водой внутри форта Читторгарх, вид в 2006 году
Джеймс Тод, британский колониальный чиновник, был впечатлен военными качествами раджпутов [7] , но сегодня считается, что он был необычайно влюблен в них. Они почитают его и по сей день, но многие историки с конца девятнадцатого века считают его не особенно надежным комментатором. [8] [9] Джейсон Фрейтаг, его единственный значимый биограф, сказал, что Тод «явно предвзят». [10]
Практика раджпутского детоубийства девочек и сати (принесение в жертву вдов) была еще одним предметом беспокойства британских колонизаторов. Считалось, что раджпуты были основными приверженцами этих практик, которые радж считал дикими и которые послужили первоначальным импульсом для британских этнографических исследований субконтинента, которые в конечном итоге проявились как гораздо более широкое упражнение в социальной инженерии. [11]
В отношении роли раджпутских солдат, служащих под британским знаменем, капитан А. Х. Бингли заявляет:
Раджпуты служили в наших рядах с Плесси до наших дней (1899 г.). Они принимали участие почти во всех кампаниях индийских армий. При Форде они разбили французов при Кондоре. Под командованием Монро в Буксаре они разбили силы наваба Ауда. Под Лейком они приняли участие в блестящей серии побед, уничтоживших могущество маратхов. [12]
Независимая Индия
После обретения Индией независимости в 1947 году у княжеств, в том числе у раджпутов, был выбор: либо присоединиться к Индии или Пакистану, либо остаться независимыми. Раджпутские правители 22 княжеств Раджпутана присоединились к новой независимой Индии, объединившейся в новый штат Раджастхан в 1949-1950. [13] Первоначально махараджи получали финансирование из личного кошелька в обмен на их согласие, но серия земельных реформ в последующие десятилетия ослабила их власть, и их личный кошелек был отрезан во время правления Индиры Ганди в соответствии с Конституцией 1971 года. Закон о 26-й поправке. Поместья, сокровища и обычаи старых раджпутских правителей теперь составляют ключевую часть туристической торговли и культурной памяти Раджастхана. [14]
В 1951 году династия Раджпут Рана в Непале подошла к концу, с 1846 года стоявшая за троном подставных лиц шахских монархов. [15]
Подразделения
Основная статья: Кланы раджпутов
Существует несколько основных подразделений раджпутов, известных как ванш или вамша , на ступеньку ниже супер-подразделения 0 90 70 8 1 600 ванш указывает на происхождение, заявленное из различных источников, и обычно считается, что раджпуты делятся на три основных ванша: [17] Сурьяванши означает происхождение от солнечного божества Сурьи, Чандраванши от лунного божества Чандра и Агниванши от огненного божества. Агни. [18] Менее известные ванши включают Удайванши, Раджванши, [19] и Ришиванши. [20] Истории различных vansh позднее были записаны в документах, известных как vamshaavaliis; Андре Винк считает их одними из «текстов, узаконивающих статус». [21]
Под ваншским отделом находятся все более мелкие подразделения: кул , шах («ветвь»), хамп или ханп («ветка») и 0 нак0021 («кончик ветки»). [22] Браки внутри кул обычно запрещены (с некоторой гибкостью для кул-матов разных готра родословных). кул служит основным идентификатором для многих кланов раджпутов, и каждый кул защищен семейной богиней, кулдеви . Линдси Харлан отмечает, что в некоторых случаях skakh s стали достаточно мощными, чтобы быть функционально самостоятельными кулами. [23]
Культура и этика
File:Rajputsword.jpgТалвар, разработанный Раджпутаной Кхандой в период Махараны Пратапа
Раджпуты были воинственной расой в период британского владычества. [24] Это обозначение было создано администраторами, которые классифицировали каждую этническую группу как «военную» или «не военную»: «военная раса» обычно считалась храброй и хорошо сложенной для боевых действий, [25] в то время как остальные были теми, кого британцы считали непригодными для боя из-за их оседлого образа жизни. [26]
Образ жизни раджпутов
Обоюдоострый скимитар, известный как кханда, был популярным оружием среди раджпутов той эпохи. В особых случаях главный вождь прерывал встречу своих вассальных вождей с khanda nariyal раздачей кинжалов и кокосов. Еще одним подтверждением почтения раджпутов к своему мечу был ритуал Karga Shapna («поклонение мечу»), проводимый во время ежегодного фестиваля Наваратри, после которого раджпут считается «свободным предаваться своей страсти к грабежу и мести». [27]
К концу 19 века внимание раджпутов сместилось с политики на заботу о родстве. [28] Многие раджпуты Раджастхана ностальгируют по своему прошлому и остро осознают свою генеалогию, подчеркивая воинственный дух раджпутов, с яростной гордостью за происхождение и традиции. [29]
Диета раджпутов
Антропологическое исследование Индии установило, что в Гуджарате раджпуты «по большому счету» не вегетарианцы, регулярно пьют алкоголь, а также курят и жуют листья бетеля. [30] Эти признаки также соблюдаются в других штатах при употреблении в пищу баранины, курицы, рыбы; а также свинина (которая исторически восходит к склонности раджпутских воинов и принцев оттачивать свои боевые навыки, охотясь и поедая диких свиней). [31] [32]
См. также
- Религиозный либерализм в раджпутских судах
- Список династий раджпутов
- Пенджабский раджпут
- Догра Раджпут
- Сикх Раджпутс
- Раджпуты-мусульмане
- Список раджпутов. Британская энциклопедия. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/4/Rajput. Проверено 27 ноября 2010 г.
- ↑ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии и Восточной и Южной Азии . 1 . Бернард Куорич. п. 473. http://books.google.com/books?id=hVsIAAAAQAAJ&pg=PA473.
- ↑ Сингхджи, Вирбхадра (1994). Раджпуты Саураштры . Популярный Пракашан. п. ви. ISBN 978-81-7154-546-9. http://books.google. com/books?id=NYK7ZSpPzkUC&pg=PR6.
- ↑ Нараване, М. С.; Малик, В.П. (1999). Раджпуты Раджпутаны: взгляд на средневековый Раджастхан . Издательство АПХ. п. 20. ISBN 978-81-7648-118-2. http://books.google.com/books?id=lF0FvjG3GWEC&pg=PA20.
- ↑ Курбанов, Айдогды. «Эфталиты: археологический и исторический анализ». п. 243. http://www.diss.fu-berlin.de/diss/servlets/MCRFileNodeServlet/FUDISS_derivate_000000007165/01_Text.pdf. Проверено 30 апреля 2013 года . «В результате слияния эфталитов и гуджаров с населением северо-западной Индии образовались раджпуты (от санскритского «раджпутра» — «сын раджи»)».
- ↑ Фрайтаг, Джейсон (2009). Служение империи, служение нации: Джеймс Тод и раджпуты Раджастхана . БРИЛЛ. п. 25. ISBN 978-90-04-17594-5. http://books.google.com/books?id=Ib93BhAu43gC.
- ↑ Тод, Джеймс. «Анналы Мевара». Анналы и древности Раджастхана: Или центральные и западные ..:Джеймс Тод . п. 259. http://books.google.co.in/books?id=7cFPAAAAcAAJ&pg=RA1-PA59. Проверено 30 мая 2013 г. .
- ↑ Шривастава, Виджай Шанкар (1981). «История археологических, исторических и антикварных исследований в Раджастане до обретения независимости». В Пракаше Сатья; Шривастава, Виджай Шанкар. Культурные контуры Индии: поздравление доктора Сатьи Пракаша, том . Публикации Абхинава. п. 120. ISBN 978-0-391-02358-1. http://books.google.com/books?id=nKJiBUFrmfoC&pg=PA31. Проверено 9 июля 2011 г. .
- ↑ Мейстер, Майкл В. (1981). «Лес и пещера: храмы в Чандрабхаге и Кансуане». Общество Азии. стр. 56–73. http://www.jstor.org/stable/20111117. Проверено 9 июля 2011 г. . (требуется подписка)
- ↑ Фрайтаг, Джейсон (2009). Служение империи, служение нации: Джеймс Тод и раджпуты Раджастхана . БРИЛЛ. стр. 3–5. ISBN 978-90-04-17594-5. http://books.google.com/books?id=Ib93BhAu43gC.
- ↑ Бейтс, Криспин (1995). «Раса, каста и племя в Центральной Индии: ранние истоки индийской антропометрии». В Робб, Питер. Концепция расы в Южной Азии . Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 227. ISBN 978-0-19-563767-0. http://books.google.co.uk/books?id=PwNkQgAACAAJ. Проверено 30 ноября 2011 г. .
- ↑ Бингли, А. Х. (1986) [1899]. Справочник раджпутов . Азиатские образовательные услуги. п. 20. ISBN 978-81-206-0204-5. http://books.google.com/books?id=Cc2HyXP5dygC.
- ↑ Клод Марковиц (1 января 2002 г.). История современной Индии, 1480-1950 гг. . Гимн Пресс. стр. 406–. ISBN 978-1-84331-004-4. http://books.google.com/books?id=uzOmy2y0Zh5C&pg=PA406. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Джеральд Джеймс Ларсон (1 января 2001 г.). Религия и личное право в светской Индии: призыв к суду . Издательство Индианского университета. стр. 206–. ISBN 978-0-253-21480-5. http://books.google.com/books?id=HGV3noHZ1QMC&pg=PA206. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Бишну Радж Упрети (10 июля 2002 г.). Управление социальными и природными конфликтами в Непале . Технология Пиннакл. стр. 123–. ISBN 978-1-61820-370-0. http://books.google.com/books?id=VfaRRJyOehsC&pg=PT123. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Шаил Маярам (13 августа 2013 г.). Против истории, против государства: контрперспективы с маргиналов . Издательство Колумбийского университета. стр. 269–. ISBN 978-0-231-52951-8. http://books.google.com/books?id=TyUtKfcjzG4C&pg=PA269. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Рольф Лунхейм (1993). Люди пустыни: каста и община — деревня Раджастхани . Университет Тронхейма и Norsk Hydro AS. http://books.google.com/books?id=UuRtAAAAMAAJ. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Майя Уннитан-Кумар (1997). Идентичность, гендер и бедность: новые взгляды на касты и племена в Раджастхане . Книги Бергана. стр. 135–. ISBN 978-1-57181-918-5. http://books.google.com/books?id=b9ktWLud0oIC&pg=PA135. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Махан Джа (1 января 1997 г.). Антропология древних индуистских королевств: исследование в цивилизационной перспективе . MD Publications Pvt. Ltd.. стр. 33–. ISBN 978-81-7533-034-4. http://books.google.com/books?id=A0i94Z5C8HMC&pg=PA33. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ К. С. Сингх (1 января 1998 г.). Раджастхан . Популярный Пракашан. стр. 276–. ISBN 978-81-7154-766-1. http://books.google.com/books?id=iKsqzB4P1ioC&pg=PA276. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и экспансия ислама 7-11 века . БРИЛЛ. стр. 282–. ISBN 978-0-391-04173-8. http://books.google.com/books?id=g2m7_R5P2oAC&pg=PA282. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Против истории, против государства: контрперспективы с маргиналов — Шаил Маярам — Google Books
- ↑ Линдси Харлан (1992). Религия и женщины раджпутов: этика защиты в современных повествованиях . Калифорнийский университет Press. стр. 31–. ISBN 978-0-520-07339-5. http://books.google.com/books?id=7HLrPYOe38gC&pg=PA31. Проверено 24 августа 2013 г.
- ↑ Мазумдер, Раджит К.. Индийская армия и создание Пенджаба . стр. 99, 105.
- ↑ Рэнд, Гэвин (март 2006 г.). «Боевые расы и имперские подданные: насилие и управление в колониальной Индии 1857–1914». Рутледж. стр. 1–20. Цифровой идентификатор объекта: 10.1080/13507480600586726.
- ↑ Улицы, Хизер (2004). Боевые расы: военные, раса и мужественность в британской имперской культуре, 1857-1914 гг. . Издательство Манчестерского университета. п. 241. ISBN 978-0-7190-6962-8. http://books.google.co.in/books?id=BscnZT_1po8C. Проверено 20 октября 2010 г.
- ↑ Нарасимхан, Сакунтала (1992). Сати: сожжение вдовы в Индии (переиздание). Даблдэй. п. 122. ISBN 978-0-385-42317-5. http://books.google.com/books?id=qY21AAAAIAAAJ.
- ↑ Кастури, Малавика (2002). Боевые личности Раджпутские родословные . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN 0-19-565787-X.
- ↑ Харлан, Линдси (1992). Религия и женщины-раджпуты: этика защиты в современных повествованиях . Калифорнийский университет Press. п. 27. ISBN 0-520-07339-8. http://content.cdlib.org/xtf/view?docId=ft2g5004kg&brand=ucpress.
- ↑ Сингх К.С. (2002) Люди Индии: Гуджарат, часть 3, том XXII, Антропологическое исследование Индии. стр.1174 . ISBN 81-7991-106-3 (3852)
- ↑ Сингх К.С. (2004) Люди Индии: Махараштра, часть 3, том XXX, Антропологическое исследование Индии. стр. 1636 . ISBN 81-7991-102-0(3848)
- ↑ Hughes J.E. (2012) Царства животных: охота, окружающая среда и власть в индийских княжествах First Harvard University Press. стр. 206, 210 . ISBN 978-0-064-07280-0
- М.К.А. Сиддики (редактор), Маргинальные мусульманские общины в Индии , Институт объективных исследований, Нью-Дели (2004)
- Дашаратха Шарма Раджастхан сквозь века всеобъемлющая и достоверная история Раджастхана, подготовленная по приказу правительства Раджастхана. Впервые опубликовано 1966 архивов Раджастхана.