История папства

 
304 Умер папа Марцеллин.
325. Первый Экуменический (Вселенский) собор в Никее, что возле Никомедии. Присутствовало около 250 епископов церквей со всей империи (преимущественно из восточных провинций). Собор открыл император. Затем председательствовал кордовский (Испания) епископ Осий. Развернулась борьба с арианством (идеологом был Евсевий), которую возглавил представитель ортодокласьного вероисповеданяи Афанасий из Александрии. Решения собора (и последующих) утверждались императором как закон. Христианство превратилось в государственную религию Римской империи.
381 Константинопольский собор. Император Феодосий собрал епископов восточной части империи. Участие приняли 150 ортодоксальных и 36 арианских епископов, но ни папа, ни епископы Запада на соборе не присутствовали. Было восстановлено единство церкви на основе кафолицизма (Никейского символа веры) и отвергнуто арианство. Третий канон собора гласил, что епископ Константинополя занимает место (соотвественно с принципом размещения по чести) непосредственно после епископа Рима.
382 Римский собор. Папа Дамас формулирует постулат, согласно которому во главе церкви стоят епископы тех трех городов, которые когда-то были полем деятельности Петра: Рим, Александрия и Антиохия. Дамас впервые назвал Рим Апостольским Престолом.
410. 08.24 Вестготы взяли Рим, оставленный императором, жестоко разграбили его. Папа Иннокентий отправился в новую столицу западного императора, Равенну, умолять об оказании помощи.
451 В Халкидоне Вселенский собор осудил ересь монофизитов, которые утверждали, что происходит поглощение человеческого начала божественным при воплощении их в Христе. На основе не принявших Халкидона общин возникнут со временем Армянская, Коптская, Эфиопская национальные Церкви. Это был самый многолюдный собор древности: присутсвовало 350 епископов, председательствовали чиновники императора, а легаты папы были оттеснены на второй план. Этот собор сделал шаг к разделению церкви: было признано равное положение Рима и Константинополя по рангу и авторитету.
484 Папа Феликс III (483-492), выступив в защиту кафолической (ортодоксальной) веры, отлучил константинопольского патриарха Акакия от церкви. Акакий в ответ предал папу анафеме. Первый раскол христианской церкви между Востоком и Западом длился до 519 года.
499 На Римском синоде епископов принято решение о первом церковном упорядочении выборов папы. Для его избрания необходимо большинство голосов. Влияние мирян на выборы ограничивается.
533 После подкупа выборщиков во время выборов папы Иоанна II (Меркурия) римский сенат запретил симоническое вмешательство в выборы пап, а нарушителей подверг тяжелым наказаниям. Именно после этого Меркурий (подкупавший выборщиков) взял себе новое имя — Иоанн II.
536.12.09-10 Византийский полководец Велисарий захватил Рим. Правлению остготов в Италии был положен конец. Император Юстиниан установил на всей подконтрольной ему территории режим цезарепапизма.
537. Византийский полководец Велисарий изгнал папу Сильверия (536-537), союзника готов, и тот умер  в изгнании. С этого момента на папский престол избирались послушные Византии священники. Они полностью находились во власти цезарепапизма. император определял их позицию даже по вопросам догматов веры. 
545.03.18
Император Юстиниан принял дополнительный закон, согласно которому «папа более старшего Рима является самым первым среди всех священнослужителей, а святейший епископ Нового Рима, то есть Константинополя , занимает второе место после апостола престола старшего Рима, но вместе с тем впереди престолов всех остальных иерархов».
553. При папе Вигилии (537-555) император Юстиниан созвал Второй Константинопольский вселенский собор, на котором присутствовало 164 епископа. Собор принял так называемые «Три главы» — несколько ослабленный вариант несторианства — тем самым нарушив ортодоксальный символ веры.
561. Папой римским избран Иоанн III (561-574), это был первый папа, чье избрание утвердил византийский император.
568. Лангобарды с женщинами и детьми числом более 200.000 человек, во главе с королем Альбоином вторглись в Северную Италию. В отличие от остготов лангобарды не подвергались романизации и только разрушали существовавший строй. Оставшиеся в руках византийского императора ительянские территории составили одну провинцию, в том числе Рим. После разгабления Рима лангобардами в 579 году папа Пелагий II оказался оставленным Византией без внимания.
587. Патриарх Иоанн  Постник начал называть себя вселенским епископом (episcopus oecumenicus), против чего категорически протестовал папа. В 595 году Иоанн был официально титулован как вселенский патриарх.
726. Византийский император Лев III (717 - 741 гг)  издал Эклогу, — Положил начало иконоборчеству. Ввиду противодействия римских пап Византия теряет значительную часть своей власти над Римом.
756. Образование светского государства пап, впоследствии неизменно служившее основой для папских притязаний на светскую власть над всей Италией и даже над всей Европой.
800. Папа Лев III в Риме короновал Карла Великого императором Запада.
858.
Папой римским стал  Николай I Великий. Выдвинул тезис о том, что права папы божественного происхождения и потому никто не может лишать его этих прав.
X век: Весь мир | Русь | Англия | Герм. | Византия | Китай | Ср.Аз. | Б.Вост. | Б.Вост. |
910. Герцог Аквитанский основал в Клюни (Бургундия) Бенедиктинский монастырь. Перед монахами была поставлена цель добиться независимости от светских сюзеренов. В будущем эта идеология станет основой возвышения папства.
936. Началось правление германского короля Оттона I (936 — 973), с 962 — императора «Священной Римской империи». Основал империю, завоевав Северную Среднюю Италию.
Укрепил королевскую власть, подчиняя герцогов и опираясь на епископов и аббатов.
982. Император «Священной Римской империи» Оттона II пытался захватить Южную Италию, но потерпел поражение от арабов. Погиб в сражении (983).
983. После смерти императора Оттона II в Риме начинается непрекращающаяся смена пап. Пользуясь малолетством нового германского короля (будущему Оттону III три года от роду), римская аристократия ставил папский трон под свой контроль.
996. Оттон III взял в свои руки всю полноту власти, после чего назначил папой Григория V (996-999) — первый немец на папском престоле. Кандидаты римского аристократа Кресченция были отстранены. При попытке вернуть свое влияние Кресченций был по приказу императора обезглавлен на крыше Замка Святого Ангела.
XI век: Весь мир | Русь | Византия | Англия | Франц. | Герм. | Ю.слав. | Китай |
1002. Бунт римской аристократии вынудил императора Оттона III и папу Сильвестра I бежать. Их мечтам о реставрации империи и о Христианской республики не суждено было сбыться. В том же году Оттон III умер.
1012. Римская аристократия назначила папой римским Бенедикта VIII, с которого стало обычным менять имя при избрании в папы.
1012. Упоминание о еретиках в Майнце.
1014. Папа Бенедикт VIII короновал с Риме императора Генриха II (1002-1024)
1022. Папа Бенедикт VIII и император Генрих II на соборе в Павии высказались за исключение из духовного сословия нарушителей целибата.
1026. Поход германского короля Конрада II в Италию (1026 — 1029 гг).
1027. Германский король Конрад II был коронован в Риме императором «Священной Римской империи». Однако, сама Италия его мало интересовала.
1030. Выходцы из Нормандии вторглись в   Южную Италию, захватили (1030 — 1080 гг) большую ее часть и отняли у арабов Сицилию, основав в этих областях несколько графств и герцогств, объединившихся  в 1130 в единое Сицилийское королевство.
1037. Поход Конрада II в Италию (1037 — 1038 гг). Кастилия стала самостоятельным королевством.
1046. В результате борьбы разных аристократических партий в Риме одновременно действовали три папы: Бенедикт IX, Григорий IV и Сильвестр III.
1046. Германский король и император «Священной Римской империи» Генрих III совершил поход в Италию (1046 — 1047), низложил соперничавших пап; позднее неоднократно назначал кандидатов на папский престол.После низложение по требованию короля Генриха III папы Сильвества III  (Синод в Сутри) была достигнута высшая точка господства императоров над папами.
1046. Роберт Гюискар, сын норманнского герцога Танкреда, вступил в Южную Италию и прибрал к своим рукам бывшие греческие провинции (Калабрию, Апулию). В 1059 году эти земли папа официально передал Роберту в лен, легализовав тем самым завоевания норманнов.
1048. Новый папа римский, бывший епископ Бриксенский Дамас II буквально после нескольких недель понтификата был отравлен.
1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную - римско-католическую и Восточную - греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви.
1056. Началось правление германского короля и императора «Священной Римской империи» Генриха IV (1056 — 1106). Вел с римскими папами (Григорием VII и другими) борьбу за инвеституру.
1059. Назревание конфликта между папой и императором было идеологически оформлено в книге кардинала Гумберта «Против симонитов». На основании изложенных в ней идей Латеранский собор принял Статут, согласно которому отныне единственными избирателями папы являются кардиналы-епископы, а не светские земельные магнаты; за императором остается лишь право утверждения папы, избранного кардинальской коллегией.
1073. Папой римским стал кардинал Гильдебрант — Григорий VII (1073 - 1085). Будучи кардиналом-иеродияконом, он доставил на Латеранский собор мертвое тело папы Александра II. Присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать: «Гильдебранта в папы!»  В ходе правления он запретил симонию, ввел целибат. Добивался верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвеституру (Канноса).
1074. На Парижском соборе решения папы Григория VII о целебате (безбрачии) были объявлены недействительными. Констанцкий епископ Отто прямо призывал своих священников жениться.
1074. Восстание жителей Кельна против епископа.
1075. Разгорелась открытая борьба между папой Григорием VII и германским королем Генрихом IV за инвеституру  (окончилась в 1122 г. конкордатом между папой и императором). Опубликованы декреты Латеранского собора, который предписал ликвидировать церковные должности, полученные путем симонии. Опубликован «Диктат папы» (Dictatus рарае), усиливающий власть пап. В том же году Папа Григорий VII пригрозил Генриху отлучением от церкви. См. историю Германских государств
1075. Геза был коронован на венгерский трон. Корону его получена не от папы римского, а от  византийского императора Михаила Дуки.
1076.01. Обострение борьбы Генриха IV с папой римским Григорием VII. В Вормсе на имперский собор съехались епископы, поддерживавшие Генриха IV. Они действовали под рукводством Гуго Кандида и отказались принести присягу на верность папе Григорию VII.
1076.02. Григорий VII в Латеранской базилике принял послов императора, после чего издал вердикт об отлучении Генриха IV от церкви. В ответ на Пасху того же года союзник Генриха епископ Утрехта отлучил папу Григория VII от церкви. Впрочем, реальных рычагов воздействия у папы было больше, чем у утрехтского епископа.
1076.03. Григорий VII в специальном письме обратился к германским феодалам и призвал их выступить против Генриха, что спровоцировало вооруженную борьбу оппозиции против Генриха IV летом этого года.
1076.конец Генрих IV вместе с женой, ребенком и своими епископами переправился через Альпы, чтобы получить у папы отпущение грехов и возврата в лоно церкви. При внешне унизительной форме это был сильный политический шаг со стороны Генриха. См. историю Германских государств
1077. 01.28 Германский король и император «Священной Римской империи» Генрих IV отлученный от церкви и низложенный, униженно вымаливал прощения у Григория VII в замке Каносса («Хождение в Кноссу»). После трех дней раскаяния 28 января он получил прощение и вошел в церковь.
1077.03. Мятежные князья (оппозиционные Генриху IV) выбрали антикороля Рудольфа Швабского.
1080. На соборе папа Григорий VII окончательно запретил светскую инвеституру, которую Генрих IV не признал. Папа снова отлучил Генриха от церкви и послал антикоролю Рудольфу корону с надписью «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» («Скала дала Петру, Петр — корону Рудольфу»). Генрих с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене собор, на котором Григорий VII был вновь низложен и отлучен от церкви. Новым папой Климентом III (1080—1110) был избран равеннский архиепископ Вибер.
1080. Антикороль Рудольф был смертельно ранен и умер.
1084. Вступление Генриха IV в Рим и его коронация папой Климентом III, возведенным на престол Генрихом же.
1084.05. Роберт Гюискар, не очень проворный норманнский вассал папы Григория, освободил Замок Святого Ангела. Генрих и антипапа вынуждены были оставить Рим. Не удержавшись в Риме, Григорий бежал и 25 мая умер в изгнании среди норманнов.
1088. Григорианские епископы, бежавшие после смерти Григория VII к норманнам, избрали новым папой римским (в противовес антипапе Клименту III) Урбана II (1088-1099), француза из приора Клюни, бывшего доверенным сотрудником Григория VII. Однако в Рим Урбан смог вернуться лишь в 1093 году.
1090. Император Генрих IV вновь совершил поход в Италию, однако в 1092 году потерпел поражение от войск Матильды.
1092. Конрад, старший сын императора Генриха IV восстал против отца. Архиепископ Миланский короновал его королем Италии.
1093. Папа Урбан II, сторонник Григория VII, вернулся в Рим (ранее здесь правил антипапа Климент III).
1094. Король Филипп I был отлучен от церкви за двоеженство.
1095. В результате переговоров в Кремоне папа римский привлек на свою сторону (против императора Генриха IV) Ломбардию и итальянского короля. После этого позиции императора в Северной Италии были окончательно подорванными. В 1097 году Генрих навсега покинул Италию.
1095.11.28 Папа Урбана II на церковном соборе в Клермонте (Франция) призвал христианские народы к завоеванию Палестины - освобождению «Святой земли». Последовавшие затем крестовые походы стали продолжением политической линии, выработанной еще папой Григорием VII
1096. Начался первый крестовый поход (1096 — 1099 гг.).
1097. Крестоносцы переправились у Константинополя в Малую Азию и овладели столицей сельджуков Никеей.  (см. историю крестовых походов).
1503. 10.30 Джулиано делла Ровере стал папой римским под именем Юлий II (до своей смерти в 1513 году).
1530.02.24 Папа Климент VII в Болонье коронует Карла V императором.
1724. Возвращение Комаккио папе.
 

ПАПА РИМСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПА́ПА РИ́МСКИЙ, па­па (лат. papa, от греч. πάππας  – отец), епи­скоп г. Рим, ви­ди­мый гла­ва (пред­стоя­тель) Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви, вер­хов­ный пра­ви­тель (су­ве­рен) гос-ва Ва­ти­кан. Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к рим. епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в нач. 3 в. у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии. Совр. офиц. ти­ту­ла­ту­ра П. Р.: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Рим. об­лас­ти, су­ве­рен гос-ва Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая зап. Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (напр., ос­но­ван­ных ап. Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции). Рим. цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни др. ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по разл. во­про­сам (напр., по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, сер. 2 в., по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, сер. 3 в.) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том. В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (4–8 вв.) по­зи­ции Рим. ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как П. Р. вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тич. уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли мн. вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Рим. им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред врем. раз­ры­ва­ми с вост. церк­ва­ми. Это стя­жа­ло рим. пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов – круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с 6 в. стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из офиц. ти­ту­ла­ту­ры П. Р. ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006, од­на­ко со­хра­нён в лат. под­пи­си «P. P.» – «Па­па и Пат­ри­арх»).

Вме­сте с тем в Рим. церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те П.  Р. как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учит. сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма. Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отд. мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16–19, Лк. 22:32, Ин. 21:15–17, 2 Кор. 11:28 и др.) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви ап. Пет­ра, ко­то­рый в зап. тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки ап. Пет­ра по Рим. ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во. Рим. со­бор 378 оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Рим. со­бор 382 впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка. В 5 в. яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Рим. со­бор 494 впер­вые на­звал П. Р. «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те П. Р. не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

По­сте­пен­но П. Р. ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме имп. кон­сти­ту­ции – «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (8–9 вв.). Осо­бый им­пульс по­ли­тич. при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (сер. 8 в.), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал П. Р. власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях – бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутр. смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (7–8 вв.) и тюрк­ских (11 в.) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию П. Р. рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с вост. пат­ри­ар­ха­та­ми (напр., борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге – к раз­де­ле­нию церк­вей. В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии (11–13 вв.) П. Р. пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII. Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти П. Р. В 13–15 вв., осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия П. Р. бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545–63), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет П.  Р. вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869–70) в дог­ма­тич. кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти П. Р. в важ­ней­ших офиц. су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния П. Р. не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лич. уче­ние о П. Р. при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил ап. Пет­ра кня­зем (лат. princeps) апо­сто­лов; Пётр – ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви. Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же ап. Па­вел не был ему ра­вен. Ап. Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му П. Р. – пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник ап. Пет­ра. От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла св. Пет­ра» и т. п. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с П. Р. име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру. При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва П. Р. не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе – схиз­ма­тик. П. Р. име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это – вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния П. Р. не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нит. со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, т. к. они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви. П. Р. име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дат., адм. и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, П. Р. при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в к.-л. др. ин­стан­ции. Сам П. Р. не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми. Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учит. ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, напр. под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний к.-л. бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские ф-ты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть П. Р. ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в разл. ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия). Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962–65) Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве П. Р. во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой рим. пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тич. кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зат. ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с П. Р. В нач. 21 в. боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лич. уче­ние о П. Р. гл. пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви с др. церк­ва­ми.

Свет­ская власть П. Р., ны­не дей­ст­вую­щая в гос-ве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти. В ме­ж­ду­нар. пра­ве в си­лу од­но­врем. вла­де­ния П. Р. не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти – как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви и как су­ве­ре­на гос-ва Ва­ти­кан – он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чит. свой­ст­ва (persona sui generis). Пол­ный су­ве­ре­ни­тет П. Р. со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

В из­бра­нии но­во­го П. Р. по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы 11 в., мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С кон. 14 в. П. Р. не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собств. во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

История пап — Пап Римско-католической церкви

Узнать больше

  1. История пап
  2. Пап Римско-католической церкви
  3. Обряды для Папы
  4. Вакансия Святого Престола (Папское Междуцарствие)

Его лицо красуется на марках Камеруна, кубинских сигарах, памятных тарелки в Айове и чашки в Канаде. С почти 1 миллиардом последователей по всему миру»самая крупная аффилированная организация на планета»влияние папы на форму мировой культуры трудно поддается количественной оценке. Его директивы циркулируют в самых публичных аренах международной дипломатии и затрагивать самые личные вопросы добрачного секса и контроля над рождаемостью. Его работа влияет на глобальную положение женщин и гомосексуалистов и бедственное положение бесправных и обедневший. Сегодня католиков возглавляет Папа Иоанн Павел II. Но положение выходит за пределы личности; этот папа проходной обитатель места с почти 2000-летней историей.

Согласно католической традиции, Иисус основал папство в первом веке, когда он избрал святого Петра, вождя апостолов, быть его земным представителем. Ты Петр и на на этом камне я построю свою церковь, — говорит он в главе 16. Мэтью. Я дам тебе ключи от царства небеса. Те слова, что сейчас кружат над куполом собора Святого Петра Базилика в Риме служит библейским мандатом для папства. Все папы считаются символическими потомками Петра и считаются держать стул Петра

Смиренно просим вас помочь.

Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо. Помогите сейчас >

С тех пор более 260 жильцов папского офис. Учреждение пережило решающие моменты европейской истории, включая раскол Римской империи, кровавая баня крестовых походов и подъем итальянского Возрождения. Совсем недавно папы изо всех сил пытались примирить строгие традиции доктринерского католицизма с реалиями современной жизни, в том числе отстаивание твердой позиции против абортов и смертной казни. Здесь, краткая история некоторых из самых известных обитателей церкви Св. Питерское кресло.

Первый Папа: Святой Петр (около 60-х гг. н.э.)
После 800 лет поцелуев (включая поцелуй королевы Испании Софии, изображен на фото), большой палец этой статуи Святого Петра имеет был стерт до пенька. Католическая традиция прославляет Петра как первый епископ Рима и отец папства. Однако некоторые современные ученые считают, что посетители целуются не с тем парнем. Они утверждают, что святой Петр мало участвовал в основании церкви Рима, а его высокое положение в католической церкви было мифом. которые выкристаллизовались в исторический факт в трудах третьего века. известно о реальной жизни святого Петра в Риме, но легенда гласит, что у него был отец-волшебник, и он работал рыбаком, прежде чем появился как лидер апостолов Иисуса. Согласно традиции, он в конце концов столкнулся с распятием в Ватиканском цирке, а потому что считал себя недостойный умереть так же, как Иисус, он попросил, чтобы его распяли с ног на голову.

Святой Лев Великий (440-461)
Когда Атила Гунн грабил северную Италию и приближался к Риму в пятом веке Папа Лев отправился в Мантую и, как это Об этом говорит фреска Рафаэля, лично сражавшегося с Атилой в поединке меч-меч. бой. Папа Лев также расширил власть папства, провозгласив управлять епископами и светскими делами.

Св. Григорий Великий (590-604)
Когда он отказался от монашеской жизни, чтобы принять папство, Св. Григорий продолжал петь медитативные песнопения своих монашеских дней (григорианский песнопения). Он также продолжал другие практики монашеской жизни, особенно письмо. В своей книге «Пастырское попечение», ставшей шестой практических руководств для епископов века, он определил служение как практика «пастырства душ». Пока он тосковал по созерцательный темп своих дней монах, Григорий большую часть времени проводил решение земных проблем своего человеческого стада в течение времени повальной нищеты и чумы. Он установил роль папы опекуном бедняков и считал себя «Слугой рабы Божии». Он также был строгим приверженцем церковного учения, особенно положение о безбрачии.

Смиренно просим вас: не пролистывайте.

Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.

Помогите сейчас >

Папа-женщина: Иоанна (855-?)
Легенда о Папе Иоанне, более более 1000 лет, утверждает, что за период в середине IX в. кресло Петра фактически занимала женщина. Как гласит история, Джоан была одаренным ученым и ученым, сумевшим разбить стекло. потолок католической церкви, скрывая свою личность под драпировкой церковные одежды. Как гласит легенда, шарада испарилась, когда Жанна, в процессе восхождения на лошадь для шествия, резко родила сына. Некоторые скептики утверждают, что история папы Иоанны развился из простого неправильного прочтения средневековых рукописей, в которых имя Джоанн часто сокращалось до Джоан. Ватикан считает, что никогда не было женщины-папы.

Боннифаций VIII (1295-1303)
Боннифаций VIII обладал ненасытной жаждой власти и был известен для частых, огненных вспышек. Он нагло заявил о своей власти над все политические вопросы в дополнение к духовным, а иногда и одетые в имперские одежды. Неудивительно, что это привело к частым конфликт со светскими властями, в частности с Филиппом IV Французским. В конце концов, Филипп отлучил Боннифация от церкви по обвинениям, включавшим половые извращения и ересь.

Лев X (1513-1521
Папа Лев X (справа в центре) имел вкус к экстравагантности и нашел себя с острой нехваткой наличности. Чтобы покрыть свои долги, он обновил церковь индульгенции, которые граждане могли сделать церкви чтобы обеспечить спасение. Это не понравилось профессору по имени Мартин Лютер публично осуждал индульгенции. Лео в конце концов отлучили от церкви Мартин Лютер, сжегший приказ об отлучении от церкви (слева).

Пий IX (1846-1878)
Имея понтификат почти 32 года, Пий IX является рекордсменом по самое долгое правление любого папы в истории. В этот период у него было достаточно время утвердить свою репутацию реакционного лидера, сопротивлявшегося к ослаблению любых элементов католической доктрины. В своем печально известном «Syllabus ошибок», он уточнил, что одним из величайших оскорблений Католицизм считал, что «римский понтифик может и должен примириться и согласиться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизации». Стремясь гарантировать, что никто не вмешается своим новым приказом он созвал Первый Ватиканский собор в 1869 г.и использовал его, чтобы переопределить папскую власть, заявив о «высшей власть юрисдикции над всей церковью, а не только в вопросах, которые относятся к дисциплине и управлению церковью во всем весь мир». Раздутые полномочия, которыми он наделил папу, сделали не понравились многим католикам, и волна антиклерикализма поглотила Европа. К моменту его смерти популярность Пия IX была настолько низкой. что толпа напала на его похоронную процессию и попыталась бросить его тело в реку.

Купи 1, получи 1 СКИДКА 50% — Дверная подвеска St. Benedict Home Blessing

Папа мира: Бенедикт XV (1914-1922)
В семинарии Бенедикта XV называли «Пикколетто» или «Крошечный». потому что он был так низок, что ни одна существующая папская ряса не подходила ему. Несмотря на невысокий рост, Бенедикт XV перенес папский престол в новые уровни, установив папский офис в качестве игрока в международном дипломатия. Он также подавил растущую напряженность между интегралистами и прогрессивные фракции католической церкви. К его смерти в 1922, «Пикколетто» был заменен псевдонимом «The Папа мира.»

Пий XII (1939-1958)
Папа Пий XII, лидер католической церкви во время мировой войны II, оказался в центре взрыва критики по поводу Неспособность Ватикана осудить действия Гитлера во время Холокоста. Несколько недавних книг критикуют Пия за его отказ выступить против уничтожение евреев в лагерях смерти. Несмотря на свое молчание, Пий открыл Ватикан и другие итальянские владения для укрытия итальянских евреев и, как сообщается, участвовал в тайном заговоре с целью убийства Гитлер. В 19В 98 году Папа Иоанн Павел II принес официальные извинения христианам. участие в Холокосте, но многие сочли его недостаточным.

Папа Иоанн XXIII (1958-63)
Католические лидеры избрали Папу Иоанна в возрасте 76 лет по предположению что он не будет раскачивать лодку. Однако Джон разбил все их ожидания: он установил боулинг в Ватикане, ослабил церковное жесткую антикоммунистическую позицию и назвал гонку ядерных вооружений «совершенно смешно.» В 1962 г. он созвал Второй Ватиканский Собор, где он призывал церковных лидеров «использовать лекарство милосердия, а не суровости». теплоты и неформальности, Папа Иоанн придерживался консервативной интерпретации католического учения.

Папа Павел VI (1963-1978)
Когда Папа Павел был коронован, он произнес обращение на девяти языках как символический первый шаг в его плане по достижению новых сообществ с Католицизм. В качестве второго шага он продал официальную папскую тиару и распределял деньги среди бедных в разных странах по всему миру. мир. Несмотря на свои усилия по международному распространению, Папа Павел наиболее известен своими 1968 энциклика Humanae vitae, которая запрещала все формы контроля над рождаемостью, кроме ритма. Humanae vitae усугубляется напряженность внутри церкви и вбить клин между католицизмом и светское общество. Энциклика вызвала столько споров, что Папа Павел VI поклялся никогда больше не издавать. Он сдержал это обещание, и больше не публиковался в течение оставшихся десяти лет своего понтификата. до его смерти.

Молитвенные карточки со скидкой 15%

Папа Иоанн Павел II (1978-)
Папа Иоанн Павел II — самый путешествующий Папа в истории, и расширил глобальный охват католицизма. Он откровенный защитник прав человека, но его критики утверждают, что его политика упускает из виду права женщин и гомосексуалистов. Помимо продления запрета о женщинах-священниках и однополых браках он выпустил Evangelium vitae, осуждает аборты.

Copyright 2022 Католический Интернет. Все материалы, содержащиеся на этом сайте, будь то письменные, звуковые или визуальные, являются исключительной собственностью «Catholic Online» и защищены законами США и международными законами об авторском праве, © Copyright 2022 «Catholic Online». Любое несанкционированное использование без предварительного письменного согласия «Католического Интернета» строго запрещено и запрещается.

«Католический Интернет» — это проект фонда «Ваш католический голос», некоммерческой корпорации. Фонду «Католический голос» было предоставлено признание освобождения от уплаты налогов в соответствии с разделом 501(c)(3) Налогового кодекса. Федеральный налоговый идентификационный номер: 81-0596847. Ваш подарок не облагается налогом, как это разрешено законом.

Pope: The Most Powerful Man in History (TV Mini Series 2018)

Episode guide
  • Cast & crew
  • User reviews
  • Trivia

IMDbPro

  • TV Mini Series
  • 2018
  • 1h

РЕЙТИНГ IMDb

7.2/10

238

ВАШ РЕЙТИНГ

DocumentaryHistory

Папа: самый влиятельный человек в истории от Glass Entertainment Group и Rerange TV представляет собой оригинальный сериал CNN из шести частей, который выходит в Ватикан для раскрыть истинную власть пап. .. Читать всеПапа: Самый могущественный человек в истории, от Glass Entertainment Group и Rerange TV, представляет собой оригинальный сериал CNN из шести частей, который проходит в Ватикане, чтобы раскрыть истинную власть, которой обладают папы повсюду возраст. В документальном сериале рассказывается, как 12 апостолов стали 1,2 миллиардами католиков… Читать полностьюПапа: Самый могущественный человек в истории от Glass Entertainment Group и Rearrange TV — это оригинальный сериал CNN из шести частей, который проходит в Ватикане, чтобы раскрыть истинную власть, которой он обладает. папами на протяжении веков. Документальный сериал исследует, как сегодня 12 апостолов стали 1,2 миллиардами католиков, связывая недавние новостные события вокруг Ватикана с их неожиданным происхождением. … Читать все

  • Звезды
    • Liam Neeson
    • Andrew Hunsicker
    • Mark P Galbraith
  • See Production, Cox Office Info
  • Episodes6

    .

    Лиам Нисон

    • Рассказчик

    Эндрю Хансикер

    • Папа Лев X

    Марк П. Гэлбрейт

    • Cardinal

    Alexandru Aldea

    • Martin Luther

    Jeff Ost

    • Cardinal…

    Kevin B. Mulligan

    • Cardinal

    Righteous Jolly

    • King Charlemagne…

    Jeff Wertz

    • Король Генрих VIII

    Шон Луш

    • Кафедральный собор…

    Майкл Бонини

    • Папа Бенедикт I

    Кеннет МакГрегор

    • Папа Александр VI…

    Эйнсли Веллер Хейнс

    • Бенедикт Куртизанка S1. E2.

    Dennis P. Marburger

    • German Emmisary

    Francesco Pultro

    • Father Andreas Reiser

    Connor Hough

    • Polish Student

    Shawn Shillingford

    • Johann Burchard

    Valerie Logan

    • Прихожанин

    Constans Baranzano

    • Noblewoman
    • All Cast & Crew
    • Производство, кассовые сборы и многое

      Lincoln: Divided We Stand

      История поздней ночи

      Молодой Папа

      Сюжетная линия

      Знаете ли вы

      Отзывы пользователей8

      Обзор

      Рекомендуемый обзор

      10/

      10

      Мне понравился этот

      Мне очень понравился этот документальный фильм. Я многое узнал о католической церкви и Ватикане. Мне посчастливилось побывать в Риме и Ватикане.

      Полезно • 3

      4

      • Londongirl-39169
      • декабрь 25, 2018

      Детали

      • Дата выпуска
        • Март 118 (Соединенные Штаты)
        • Март 118 (Соединенные Штаты)
      • 6
      • .
    • Official site
      • Official site
    • Language
      • English
    • Also known as
      • Habemus Papam: Una historia de poder
    • Production companies
      • Glass Entertainment Group
      • Nancy Glass Productions
      • Переупорядочить носитель
    • См.