Истребитель Су-57. История проекта, испытания, контракты

24 декабря 2019, 08:11

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 декабря 2019 года в Хабаровском крае при заводских испытаниях упал в тайге истребитель Су-57. По данным «Объединенной авиастроительной корпорации», пилот успешно катапультировался и не пострадал. Согласно данным открытых источников, авария стала первым случаем потери Су-57.

Что известно об этом типе самолетов — в материале ТАСС.

Су-57 (наименования при разработке — ПАК ФА, Т-50; по кодификации НАТО — Felon, «фелон», с англ. «преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.

История проекта

Проектирование перспективного многофункционального истребителя для замены Су-27 и МиГ-31 началось в СССР в конце 1970-х годов. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целевой комплексной программе создания таких самолетов.

В конце 1990-х годов победу в конкурсе на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА) для Военно-воздушных сил (ВВС, ныне в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России одержало опытно-конструкторское бюро Сухого (ныне — филиал ПАО «Компания «Сухой»). Проект самолета, получившего индекс Т-50 (авиационный комплекс И-21), разрабатывается с 1999 года. Эскизный макет был готов к осени 2004 года.

Площадкой для строительства самолетов был определен Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, входящий в состав «Сухого». К 2009 году были изготовлены два прототипа для наземных испытаний.

Первый летный экземпляр Т-50 поднялся в воздух 29 января 2010 года, его пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан.

ПАК ФА создавался как одноместный ударный самолет, в его конструкции широко применяются композитные материалы. Машина должна отвечать всем требованиям, предъявляемым ВКС России для истребителей 5-го поколения: сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность (для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения), сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку. Летно-технические характеристики самолета не раскрываются, максимальная взлетная масса оценивается экспертами в 35 т, крейсерская скорость — в 1,7-1,8 Маха, максимальная — в 2-2,5 Маха, дальность — 4 тыс. км. Вооружение — ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» или авиабомбы; авиапушка калибра 30 мм. Для снижения радиолокационной заметности предполагается размещение вооружения во внутрифюзеляжных отсеках, однако на летных экземплярах также отрабатывалось использование подкрыльевых пилонов для внешней подвески.

Двигатели первого и второго этапов, испытания

Опытные и первые серийные образцы истребителя оснащены двигательной установкой «изделие 117» разработки НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.; аналогичными двигателями оснащаются истребители Су-35). Двигатель второго этапа — так называемое изделие 30 — с 2016 года проходил стендовые испытания. Предполагается, что «изделие 30» позволит истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

В 2010-2013 годы были проведены заводские испытания Т-50, начались государственные совместные испытания. Испытательные полеты проходили в Подмосковье (в Летно-исследовательском институте имени М. Громова) и в 929-м Государственном летно-испытательном центре ВВС РФ им. В. Чкалова в Ахтубинске (Астраханская обл.)

20 июля 2017 года главком ВКС России Виктор Бондарев заявил о завершении первого этапа государственных испытаний Т-50. 11 августа 2017 г. Бондарев в интервью сайту российского телеканала «Звезда» сообщил, что Т-50 (ПАК ФА) получил серийное название Су-57. Начало поставок самолета в войска ожидалось в 2018 г.

5 декабря 2017 года в Министерстве промышленности и торговли РФ сообщили, что в этот же день в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полет Т-50 с двигателем второго этапа. Истребителем управлял Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут, он прошел штатно, в соответствии с условиями задания.

1 марта 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил журналистам, что два Су-57 выполнили двухдневную программу испытаний в Сирии. По словам министра, испытания, в т. ч. боевые, «прошли успешно». 18 декабря 2019 года начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что Су-57 прошли в Сирию повторную апробацию. В ходе нее все запланированные задачи также были выполнены.

Контракты на поставки в войска, серийное производство

22 августа 2018 года на форуме «Армия-2018» Минобороны РФ и ПАО «Сухой» подписали контракт на поставку двух серийных экземпляров Су-57 к 2020 году. В тот же день заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил журналистам, что первый серийный самолет «придет в Вооруженные силы уже в следующем году». Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил на форуме, что Су-57 станет основой для целого семейства самолетов.

6 декабря 2018 года источник ТАСС в авиастроительной отрасли сообщил, что Су-57 получит на вооружение гиперзвуковую ракету с характеристиками, подобными ракете авиакомплекса «Кинжал», соответствующие работы внесены в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. По данным источника, ракета будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами.

15 мая 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил на совещании по оборонной тематике, что до 2028 года будет закуплено 76 самолетов Су-57. Он пояснил, что ранее программой вооружений до 2028 года планировалось закупить 16 таких самолетов, но производители смогли на 20% снизить стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, в результате чего появилась возможность закупить больше боевых машин этого класса. О подписании соответствующего контракта стало известно 27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».

29 июля 2019 года в аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили, что компания «Сухой» начала серийное производство Су-57. 12 августа 2019 года командующий ВВС — заместитель главнокомандующего ВКС Сергей Дронов сообщил газете «Красная звезда», что государственные испытания истребителя завершатся в 2019 году. 18 декабря начальник Генштаба Валерий Герасимов, выступая перед иностранными военными атташе, рассказал, что Су-57 повторно испытаны в Сирии.

По состоянию на декабрь 2019 года изготовлено не менее трех прототипов для наземных (статических) испытаний и по меньшей мере десять летных экземпляров. Один из них, Т-50-5, был поврежден 10 июня 2014 года в результате пожара в подмосковном Жуковском (возгорание оперативно потушили, впоследствии самолет был восстановлен).

Сотрудничество с Индией

На основе ПАК ФА «Сухим» совместно с индийской компанией Hindustan Aeronautics Ltd. («Хиндустан Аэронотикс лимитед») с 2010 года велась разработка совместного российско-индийского проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, «истребитель пятого поколения»). В апреле 2018 года издание Jane’s Defence Weekly сообщало о выходе Индии из проекта FGFA, при этом утверждалось, что индийская сторона может пересмотреть это решение или приобрести экспортные Су-57 после поступления самолета на вооружение ВКС РФ. Официальных комментариев российской стороны о состоянии проекта FGFA не публиковалось. 

Су-57 ПАК ФА — Бизнес России

Серийное производство новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57 стартовало ранее, в июле 2019 года.

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 разбился сегодня утром под Комсомольском-на-Амуре во время испытательного полета. 

В настоящее время на истребителе пятого поколения Су-57 проходит испытания созданная специально для него версия системы связи и передачи данных, отличающаяся повышенной крипто- и помехозащитой.  

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган осмотрели многофункциональный российский истребитель пятого поколения Су-57 на полях авиасалона МАКС-2019.

По окончании испытаний многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, Минобороны РФ планирует осуществить серийные закупки этих самолетов.

В аппарате зампреда правительства РФ Юрия Борисова отмечают, что поставки многоцелевых истребителей пятого поколения Су-57 будут способствовать росту боевых возможностей Воздушно-космических сил России.

Контракт, подписанный министерством обороны РФ с компанией «Сухой» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019», предусматривает поставку в войска 76 многоцелевых истребителей пятого поколения Су-57.

Новейший многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 получит средства поражения, превосходящие иностранные аналоги. 

По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова, вопрос зарубежных поставок многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 можно обсуждать только после принятия его на вооружение.

Ранее о планах закупить такое количество новейших многофункциональных истребителей пятого поколения для перевооружения трех полков Воздушно-космических сил (ВКС) рассказал президент России Владимир Путин. 

Министерство обороны РФ подтверждает, что Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) полностью готов к запуску в серию многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

Всего с начала опытно-конструкторских работ по двигателю АЛ-41Ф-1 для многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, было собрано 38 таких агрегатов.  

Ранее в «Ростехе» заявили о передаче в правительство РФ всех необходимых документов для получения разрешения на экспорт истребителя пятого поколения Су-57Э.

Первые два серийных образца новейшего многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 будут переданы ВКС России в 2019 и 2020 годах. 

В рамках второго контракта, планирующегося к подписанию в 2020 году, для Воздушно-космических сил (ВКС) изготовят 13 новейших многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57. 

Многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 совершили более десяти полетов в боевых условиях в Сирийской Арабской Республике. 

В ОКБ Сухого провели испытания на прочность композитного крыла новейшего многофункционального истребителя пятого поколения Су-57. 

Контракт на поставку российским военным двух многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57 заключен сегодня на полях Международного военно-технического форума «Армия-2018». 

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь отметил, что российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57, ранее известный как Т-50 и ПАК ФА, «сильно дешевле» американского истребителя-бомбардировщика F-35.  

Совместный российско-индийский проект создания истребителя пятого поколения (Fifth Generation Fighter Aircraft, FGFA) на базе Су-57 сорван из-за позиции, которую заняла Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии. 

Сухой Су-57 / Т-50 / ПАК ФА — летные испытания и отработка Часть II [2012-н.в.] | Страница 67

QuadroFX сказал:

Нажмите, чтобы развернуть…

Технологии нового поколения

При создании истребителя Су-57 ОКБ Сухого разработало десятки и сотни перспективных решений. В результате получается самолет, который может адаптироваться к уровню подготовки пилотов, имеет малую заметность в радио-, инфракрасном, оптическом и звуковом диапазонах, 70% площади его поверхности состоит из композитных материалов, а аппаратура пилота предугадывает и парирует перегрузки в продвигать. Однако все эти новые технологии и решения не только определили облик новой машины, но и сформировали критерии, по которым теперь тот или иной аппарат относят к пятому поколению боевых самолетов. Они станут основой для новых разработок.

Су-57 традиционно называют машиной нового поколения. Но что считать критериями, по которым тот или иной истребитель можно было бы отнести к четвертому, пятому или даже шестому поколению? «Конечно, такое деление на поколения довольно условно, — говорит Михаил Стрелец, заместитель генерального конструктора ОАК по боевой авиации, директор ОКБ Сухого, главный конструктор Су-57. — В каждой стране есть свои критерии, определяющие поколение военных самолетов. Но можно выделить общие характеристики, которые указывали бы на принадлежность самолета к тому или иному поколению».

Если говорить об истребителях пятого поколения, то их отличительными чертами являются требования к крейсерскому сверхзвуковому полету. Второй значимой характеристикой являются требования к более низкому уровню радиолокационной, инфракрасной, оптической и звуковой заметности по сравнению с самолетами предыдущего поколения. «Также к самолетам пятого поколения предъявляются требования, связанные с комплексом бортового оборудования», — сказал Михаил Стрелец.

«Он построен по принципу открытой архитектуры и позволяет реализовать принцип модульности в построении авионики». В файле addAttach к самолетам нового поколения также предъявляются повышенные требования по автоматизации и интеллектуальной поддержке экипажа. Многоканальные бортовые датчики обеспечивают пилоту сферическую ситуационную осведомленность. Следовательно,
У каждого свои особенности

Однако при создании нового самолета были и специфические требования. «Первое, что отличает Су-57 от всех других представителей семейства самолетов пятого поколения в мире, — это его универсальность, — говорит Михаил Стрелец. «От нашего комплекса требовалось решать как задачи «воздух-воздух», присущие истребителю завоевания господства в воздухе, так и ударные возможности «воздух-поверхность», характерные для истребителя-бомбардировщика».

Если сравнивать Су-57, например, с F-22 Raptor, то «американец» изначально создавался только как истребитель для завоевания превосходства в воздухе.

Миссии эсминца преобладают над ним, занимая около 90% всего объема вариантов применения. Другой американский самолет пятого поколения F-35 Lightning II, напротив, создавался как истребитель-бомбардировщик с упором на выполнение ударных задач. Конечно, каждый из них имеет некоторую степень универсальности. Но по сравнению с Су-57 эта многофункциональность распределяется, так сказать, менее равномерно между разными типами задач. Истребитель Су-57 способен решать истребительные и ударные задачи примерно в равных пропорциях.

Второе отличие заключается в том, что основная ставка при использовании самолетов F-22 в сфере истребительных задач делается на дальний воздушный бой. Поэтому приоритетными стали требования малой заметности и возможности использования внутрифюзеляжных отсеков для размещения авиационного вооружения. Для Су-57 важны оба. «Мы попытались найти компромисс между всеми этими требованиями: обеспечить низкий уровень заметности самолета для получения преимущества в дальнем воздушном бою, но при этом реализовать принцип высокой маневренности для ближнего воздушного боя», — говорит Михаил Стрельцы.

«В результате получился истребитель, маневренность которого не уступает лучшим самолетам четвертого поколения».

Модель с вырезами

Сам внешний вид Су-57 кардинально отличает самолет от представителей четвертого поколения. Ведь новый истребитель разрабатывался с учетом требований малозаметности. В проекте реализованы так называемые стелс-технологии. «В отличие от предыдущих самолетов планер Су-57 изначально проектировался с учетом этих требований», — пояснил Михаил Стрелец. «Поэтому он имеет характерную форму с наклонными сторонами, параллельными краями и тому подобное».

Кроме того, для обеспечения малой заметности на Су-57 авиационное вооружение размещено во внутренних отсеках самолета. Это также требовало особого подхода к проектированию истребителя. «Одной из ответственных технологий, которую нужно было внедрить, было создание самого фюзеляжа, — вспоминает директор ОКБ Сухого. — Имеет вырезы под очень большие грузовые отсеки для размещения авиационного вооружения. Необходимо было решать проблему прочности, когда истребитель достигал максимальных перегрузок. Это достаточно уникальная вещь. Ни на отечественных, ни на зарубежных самолетах такая задача еще никогда не решалась.

Аэродинамическая схема Су-57 также уникальна. Он содержит элементы управления, которые ранее не использовались ни на одном из самолетов. Например, отклоненная передняя часть наплыва. «Он обеспечивает устойчивый и управляемый полет самолета на больших углах атаки», — пояснил Михаил Стрелец. — При этом он включен в общую систему управления, позволяющую при маневрировании улучшить аэродинамическое качество самолета».

Металлы/неметаллы

Особо следует отметить материалы, использованные в конструкции Су-57. Здесь также используются традиционные металлические сплавы, но и здесь были свои новшества. Например, в планере Су-57 деталей в четыре раза меньше, чем у Су-27. Это было достигнуто, в первую очередь, за счет возможностей высокопроизводительных станков, а также за счет электронного прототипирования при разработке самолета. В результате произошел качественный переход на крупные фрезерованные детали, сократилось количество крепежных деталей и мелких деталей. «Это позволило значительно упростить конструкцию, — говорит руководитель научно-исследовательского отдела (НИОКР) материалов и технологий ОКБ Сухого Андрей Филатов. – По словам специалистов производства, собирать самолет стало намного проще, потому что на сборку приходят крупные детали.

Если говорить о наружных поверхностях Су-57, то около 70% их площади составляют детали из композиционных материалов. Именно композиты позволили сделать более крупные элементы обшивки, одновременно уменьшив количество креплений и количество обычных деталей. Появились новые технологические приемы, методы работы, которые требовали дополнительного оборудования.

Тесные связи ОКБ Сухого с производителями композитов, наработанные в предыдущих проектах, способствовали широкому внедрению композиционных материалов. «Например, мы хорошо работали с НПП «Технология» в Обнинске, — вспоминает Андрей Филатов. «Для Су-57 пришлось освоить производство многих новых специфических деталей, использовать новые материалы». С другой стороны, по словам Андрея Анатольевича, при использовании композиционных материалов конструкторы ОКБ получили возможность управлять свойствами деталей за счет изменения вариантов укладки наполнителя. «Ведь можно положить весь материал в одном направлении, часть можно положить перпендикулярно, можно положить под 45 градусов. Комбинации этих укладок определяют конечные свойства детали», — пояснил Андрей Филатов. — Пока у композитных материалов есть только один существенный недостаток: они дороже металлических.

Перед запуском в серийное производство деталей из композиционных материалов было испытано большое количество их натурных образцов. На предприятиях-поставщиках продукции удалось добиться полного воспроизведения заданных показателей за счет регламентации производственного процесса, четкого соблюдения технологии и строгого контроля.

Незаметность приветствуется

При изготовлении панелей обшивки Су-57 очень важно было соблюсти самые высокие требования к точности и еще по одной причине. «Качество покрытия серьезно влияет на обзорные характеристики, — пояснил Михаил Стрелец.
Кроме того, были реализованы другие специальные события. К ним, по словам директора ОКБ Сухого, относится, например, использование специальных радиопоглощающих и радиоотражающих материалов. Также использовались экранирующие материалы, в частности на антенных отсеках. «Все бортовое оборудование, например, обращенное к передним кромкам, спроектировано с учетом требований малой радиолокационной заметности», — уточнил Михаил Стрелец. — Для снижения инфракрасной заметности также были реализованы определенные меры. Например, защита от выбросов двигателей обеспечивается за счет продувки теплообменников бортового оборудования».

Также были требования по снижению оптической заметности. Они были реализованы, в том числе, благодаря особой окраске планера. «Также были требования по снижению акустических характеристик», — пояснил глава ОКБ Сухого. «Если сравнивать полеты, например, Су-30СМ, Су-35 и Су-57, то последний летает гораздо тише».

Один на троих

Су-57 — многофункциональная машина. Увеличение количества задач должно было привести к увеличению нагрузки на летчика. В самом начале работы над проектом в ОКБ Сухого как-то в шутку рассчитали, что на борту одноместного истребителя пятого поколения должно быть не менее трех человек: один должен быть летчиком, второй — оператором оборудования, а третий должен быть бортинженером. Но этого не произошло. «Для выполнения основной задачи необходимо было разгрузить летчика от второстепенных функций, — говорит Александр Корнев, главный конструктор суперкомпьютерных технологий ОКБ Сухого. – Совокупность всех математических моделей позволила построить цифровую систему таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на человека. Но решение, конечно, остается за пилотом.

Цифровые системы давно появились на отечественных самолетах. Они стояли в разных подсистемах бортового комплекса. Но степень и глубина решаемых ими задач с каждым разом, с каждым поколением возрастала и усложнялась. «И когда нам поручили создать одноместный многофункциональный самолет, эта задача вышла на первый план, — говорит главный конструктор по целевому назначению ОКБ Сухого Владимир Бекетов. – Некоторые из этих решений мы тестировали на самолетах Су-30МКИ и Су-35. Но Су-57 стал вершиной, которую нам удалось достичь за последние годы. На этом плане вся плата цифровая. Хотя наши датчики аналоговые, их сигналы также преобразуются в цифровые. И вся обработка выполняется в цифровом виде».

Поскольку Су-57 является многофункциональным самолетом, он оснащен огромным количеством систем и подсистем, работающих в разных частотных диапазонах. Перед разработчиками стояла большая задача по управлению всем этим комплексом. «Сразу было видно, что одному человеку не справиться с такой богатой техникой, с таким богатым комплексом, — вспоминает Владимир Бекетов. — С одной стороны, у нас была многозадачность, с другой — многорежимность и многосистемность. Мы сразу решили, что человек на Су-57 должен быть не столько летчиком, и не столько оператором, сколько истребителем. Он должен работать на уровне принятия экстраординарных решений».

Конечно, конструкторы могли автоматизировать любой этап полета Су-57, решение любой его задачи. Но все это были бы детерминированные решения. Разумный противник быстро распознает такие решения и найдет меры противодействия. Поэтому в любой интеллектуальной системе, вошедшей в проект Су-57, всегда присутствовал неформализованный человеческий фактор, способный принимать неординарные, неожиданные решения, которые в итоге приводят к победе.

Высокоинтеллектуальная плата

Иногда можно услышать мнение, что Су-57 использует технологии искусственного интеллекта. С этим не согласен главный конструктор по целевому назначению ОКБ Сухого Владимир Бекетов. «Искусственный интеллект в классическом понимании — это система, обладающая способностью к самообучению, — объясняет он. – Но ни одна нормативная база ВВС не предусматривает разработку самообучающихся систем. Во всех руководствах по испытанию авиационной техники строго прописано: что-то должно быть, проверьте, как это делается. И как система будет учиться сама, предсказать невозможно. Вторая трудность — репликация. Мы будем обучать одну систему, она что-то сможет. Но как запустить его в массовое производство? Поэтому мы не говорим, что у Су-57 искусственный интеллект, а говорим о высокой интеллектуализации борта».

У каждого пилота свой Су-57

С одной стороны, истребитель пятого поколения — достаточно сложная машина. Но с другой стороны, пилот средней подготовки должен уметь летать на нем. Поэтому на Су-57 реализовано несколько уровней автоматизации. У наименее подготовленных пилотов самолет может сам решать все задачи, но со средним качеством. Для более подготовленного уровня пилотов можно варьировать системы, с помощью которых решается та или иная задача. Совершенно так же корифеи могут вникать в уровень управления режимами систем. Таким образом, даже средний пилот может управлять этим самолетом с достаточной степенью эффективности. Со временем он сможет повысить свой уровень и начать использовать все возможности Су-57 в любых ситуациях.
Этот подход очень важен для тех пилотов, которые ранее летали на других самолетах. «Сегодня наша система подготовки летного состава ориентирована на решение каких-то конкретных задач: истребитель, ударник, перехват, — поясняет Владимир Бекетов. — У пилотов, обученных по такой системе, решение конкретных задач уже в спинном мозгу. А вот на Су-57 все многообразие таких задач должен решать один человек. Поэтому мы решили поднять человека выше уровня этих задач. Пилот должен быть бойцом, который определяет, что делать в той или иной ситуации, исходя из подсказок, которые формирует для него борт. На Су-57 летчик видит всю ситуацию целиком, а борт дает ему детерминированные подсказки. В результате этого человек либо соглашается с подсказками, либо вносит поправки, и тогда плата решает эти задачи автоматически, но уже на других ветках.

Комфорт и безопасность

Су-57 отличается высокой маневренностью и высокой крейсерской скоростью. Но эти характеристики несут с собой и проблемы для пилота: ему приходится выдерживать большие перегрузки. Для облегчения работы летчика пришлось принять специальные меры. Например, сиденье в кабине Су-57 установлено под углом 22 градуса. Это также помогает легче переносить существующие перегрузки.

Кроме того, пилотское снаряжение, разработанное на предприятии «Звезда» им. В.И. Г. И. Северина. В частности, изменилась логика работы высотного компенсационного костюма, выполняющего противоперегрузочные функции. Такой костюм под действием перегрузок сдавливает определенные части тела, препятствуя притоку или оттоку крови. Костюм предыдущего поколения начинал реагировать в тот момент, когда появлялась перегрузка. «Новый скафандр опережает время», — говорит Станислав Рубанов, бывший главный конструктор комплексной системы аварийного покидания в ОКБ Сухого. «Когда летчик только приступает к действию, отдавая команду органам управления самолетом, высотно-компенсационный скафандр тут же начинает действовать на опережение».

Также изменено катапультное кресло. Он обеспечивает спасение во всех режимах: от стоянки на земле до сверхзвукового крейсерского полета, а также при любых допустимых маневрах. Перед катапультированием кресло формирует для пилота особое положение, необходимое для защиты его от встречных потоков и безопасного покидания самолета.

Полная картина в каждой точке

Цифровизация в программе истребителя пятого поколения проявилась в другом направлении. Создание Су-57 значительно ускорило разработку цифровых моделей. «С момента старта проекта большая часть работы была посвящена математическому моделированию, — говорит Александр Корнев, главный конструктор суперкомпьютерных технологий ОКБ Сухого. «Изначально мы использовали этот подход, чтобы уменьшить количество возможных ошибок проектирования, а потом уже применяли его в процессе тестирования».

Цифровые модели использовались для решения многих задач проектирования. Например, в связи с требованием многофункциональности для Су-57 необходимо было создать планер оригинальной формы. «Математические модели позволили проверить целый ряд различных вариантов формы самолета, — вспоминает Александр Корнев. — Причем, если продувка в аэродинамических трубах заняла бы 1-2 года, то на суперкомпьютере мы рассчитывали такую ​​модель от недели до месяца». Кроме того, математическая модель давала еще одно важное преимущество: в каждой точке исследуемого пространства или поверхности показывалась полная картина. Эти данные оказались благодатным материалом для принятия решений инженерами.

Благодаря достижениям в области математического моделирования стало возможным моделировать все системы самолета. Таким образом, появилась возможность применить для Су-57 концепцию цифровых двойников — создать интегрированную цифровую модель всего самолета. «Такая концепция позволяет, например, прогнозировать, как поведет себя самолет в разных ситуациях», — поясняет Александр Корнев. — Или найти причины сбоев, изучить их ход, предсказать последствия. Это достаточно сложные математические модели. И мы находимся в процессе их создания. Это очень помогает разобраться в процессах как в штатных ситуациях, так и в критических.

Конечно, цифровые двойники нужны, в первую очередь, для того, чтобы инженерам было проще разбираться в сложных процессах. Но для них есть и другие применения, например, обучение персонала. Ведь цифровой двойник способен показать, какой должна быть последовательность действий в различных ситуациях.

В основе настоящего и будущего лежит задел

Рассказ о новых технологиях и решениях, использованных в программе истребителей пятого поколения, можно продолжать до бесконечности. Все они возникли не на пустом месте, а на основе опыта, предыдущих разработок как головного разработчика — ОКБ Сухого, так и всех его подрядчиков. И все эти технологии и разработки также лягут в основу будущих проектов. «Любой, даже революционный авиационный комплекс создается, конечно же, на базе научно-технического задела», — уверен руководитель ОКБ Сухова Михаил Стрелец. — Невозможно сделать скачок, не имея наработок в технологиях, которые позволили бы реализовать требования в новом качестве. Все новые качества основаны на технических решениях, в основе которых лежит научно-технический задел».

Сухой Су-57 (Т-50 / ПАК ФА): фото, история, спецификация

Су-57 (ранее «ПАК ФА» и «Т-50») в настоящее время разрабатывается в известном ОКБ Сухого , российская авиастроительная компания, история которой восходит к временам Второй мировой войны (1939-1945) Средневековья) С тех пор он внес множество разработок в советские ВВС и армию во время холодной войны. Су-57 классифицируется как «истребитель пятого поколения», потому что он включает в себя новейшие авиационные технологии, радиопоглощающие материалы и вооружение, чтобы обеспечить выдающиеся характеристики, маневренность и способность реагировать на предстоящие конфликты.

Будучи истребителем пятого поколения, Су-57 бросает вызов империи, в которой в настоящее время доминирует американский истребитель завоевания превосходства в воздухе Lockheed F-22 Raptor — первый в мире истребитель пятого поколения. Появление Т-50 вводит второго игрока в эксклюзивный «клуб пятого поколения», когда-то полностью принадлежавший Соединенным Штатам, в то время как Китай продолжает разрабатывать свой собственный истребитель пятого поколения через Тихий океан.

В переводе с русского «ПАК ФА» означает «ВВС будущего — Тактическая авиация». Су-57 был разработан частично благодаря партнерству между Россией и Индией, в котором Индия на сегодняшний день внесла не менее 35 процентов. Индия намерена воспользоваться программой, закупив в течение следующего десятилетия собственные истребители 5-го поколения ПАК ФА. Серийное производство Т-50 запланировано на 2015 год, а первый публичный показ прототипа был показан на подмосковном авиасалоне МАКС-2011 в августе 2011 года. На сегодняшний день (2013 год) построено четыре прототипа, пятый из которых находится в стадии строительства.

Государственные испытания ожидаются в 2014 году.

На вооружении России Су-57 заменит большие Су-27/Су-37 серии «Фланкер», а также легкие МиГ-29 МиГ-29 «Фулкрам». (оба истребителя 4-го поколения). Обе линейки продуктов широко используются на мировом рынке, что приводит к большому разнообразию вариантов и конфигураций. Су-57 также примет участие в совместной российско-индийской программе FGFA (истребитель пятого поколения) в ближайшем будущем — соглашение между двумя странами в 2001 г. — результаты которого ожидаются где-то в 2015 г.

Самолет будет в значительной степени основан на разработках российской программы ПАК ФА/Т-50/Су-57, и к концу программы Индия намерена закупить около 250 истребителей FGFA.

Опытный образец ПАК ФА получил название «Т-50». Как многоцелевой самолет, Су-57 выполняет как задачи по завоеванию господства в воздухе, так и по наземным целям, а также воздушную разведку с использованием специализированного бортового оборудования.

Их конструкция обеспечивает превосходную производительность при ограничениях по высоте, позволяя работать днем/ночью и в суровых погодных условиях. Сухой хочет, чтобы она была одинаково смертоносной исполнительницей во всех определенных ею ролях.

По своим размерам Су-57 будет соответствовать другому проверенному флагману Сухого — фланговому Су-27.

В конце холодной войны необходимость замены мощных российских истребителей «мастер на все руки» стала для властей все более очевидной. Было выполнено несколько проектов по поиску решений для машин следующего поколения, два из которых были произведены Микоян МиГ «1.44» и Су-47 «Беркут» (последние получили названия С-32 и С-37 соответственно). ). МиГ 1.44 стал демонстратором сверхсекретных технологий и впервые поднялся в воздух 29 февраля., 2000 г. Он предназначен для прямого соперничества с американским Lockheed F-22 Raptor в борьбе за превосходство в воздухе.

Передние носовые части МиГ 1.44 имели разрезной воздухозаборник под фюзеляжем, как и у Eurofighter 2000. Су-47 Беркут — еще один демонстратор технологий, хотя у него больше шансов увидеть серийное производство. Этот тип наиболее примечателен конфигурацией крыла с обратной стреловидностью (аналогичной концепции Grumman X-29) и значительно большими размерами марки Сухого. Су-47 впервые поднялся в воздух 25 сентября 19 г.97 и был официально представлен в январе 2000 года. Был построен только один известный образец Су-47, а известны два экземпляра МиГ 1.44 (второй — аналогичный МиГ 1. 42/42).

Оба имеют двухмоторную компоновку, и при разработке Су-57 сыграла роль информация, полученная в ходе продолжающихся летных испытаний.

В начале 2002 года Сухой был выбран руководителем разработки нового российского истребителя пятого поколения. В начале 2003 года было объявлено еще несколько победителей тендера на получение контрактов на проектирование, разработку и производство подходящих компонентов, таких как комплекты авионики и двигатели, а также подконструкции и системы окончательной сборки. Производство первого самолета началось в августе 2007 г. с целью поставки трех таких систем летной годности к началу 2009 г..

В течение 2009 г. имели место некоторые неизбежные задержки, что привело к выполнению первого рейса 29 января 2010 г., который длился примерно 47 минут во все запрошенные пункты назначения. Сам первый рейс был задержан 28 января из-за плохой погоды в этом районе.

Затем последовал второй полет 6 февраля, а третий полет был зарегистрирован 12 февраля. Они используются для обозначения относительной зрелости проекта ПАК ФА на данный момент.

Несмотря на то, что его ядро ​​полностью разработано русскими, западные наблюдатели быстро отметили сходство Су-57 с существующими продуктами Lockheed, с длинными линиями, острыми углами и широкими формами, предполагая, что русские разработали разработки в Соединенных Штатах. под пристальным вниманием в 1990-е. Если смотреть спереди, Су-57 демонстрирует граненый фюзеляж, как у F-22, с приподнятой одноместной кабиной с хорошим обзором. Кабина пилота расположена за носовым обтекателем, в котором размещено радиолокационное оборудование. Под каждым бортом Су-57 и по средней линии фюзеляжа расположены два прямоугольных воздухозаборника для воздухозаборника двухмоторной компоновки.

Вход явно наклонен внутрь. Основные крылья отодвинуты от середины конструкции и имеют усеченные концы, а передняя и задняя кромки каждого компонента изогнуты. Основное крыло сразу дополняется меньшим набором полностью подвижных горизонтальных плоскостей. Вертикальные хвосты хорошо разнесены и изгибаются наружу от центральной линии, и каждая единица имеет полностью подвижную поверхность с усеченными кончиками и довольно небольшой площадью поверхности. Каждый двигатель выбрасывается за вертикальное хвостовое оперение, а между двигателями проходит стингер, аналогичный Су-27/Су-35.

Двигатели намеренно расположены так, чтобы обеспечить большие внутренние отсеки для оружия и обеспечить вектор тяги для максимальной маневренности. Это благодаря небольшому, полностью сочлененному хвостовому оперению — преимуществу, которого нет у американского F-22.

Шасси имеет традиционную трехопорную компоновку с двумя одноопорными основными стойками шасси и двухопорной носовой стойкой шасси. Основные опоры убраны со стороны воздухозаборника, а передние опоры убраны за и под пол кабины.

На Су-57 используются радиопоглощающие материалы для малозаметности, а также бортовые системы противодействия и конструкция конструкции. Эти двигатели позволяют совершать суперкруизные путешествия, обеспечивая сверхзвуковой полет без необходимости в жадном радаре / ракете, привлекающей форсажную камеру (также известную как «разогрев»). Усовершенствованная система активной фазированной радиолокационной решетки (АПРА), разработанная Фазатрон-НИИР, обеспечивает возможности переднего обзора и бокового обзора, аналогичные по дальности действия радару «Ирбис» на Су-35БМ Flanker. Вся система, включая несколько взаимосвязанных радиолокационных систем, будет испытана на существующих самолетах (но не на прототипе Т-50).

Эти возможности позволяют одновременно отслеживать и поражать несколько целей, как на земле, так и в воздухе. По сравнению с предыдущим российским продуктом кабина будет «цельно стеклянной» и ориентированной на цифровизацию. Бортовая компьютерная сеть будет активно решать проблемы стабильности в полете и помогать пилотам, снижая рабочую нагрузку.

Крылья оснащены закрылками передней кромки, которые позволяют контролировать подъемную силу на больших углах атаки, полностью адаптируясь к скорости самолета. Элероны помогают при низкоскоростном полете и маневрировании, а флапероны помогают при низкоскоростном заходе на посадку или взлете.

Т-50 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями НПО «Сатурн» АЛ-41Ф (Тип 117), тяга каждого из которых составляет 33 050 фунтов. Готовая серийная версия получит версию с подруливающим устройством стоимостью 40 000 фунтов стерлингов (модель 30) в 2020 году. Управление вектором тяги будет стандартным, что обеспечит необходимую маневренность. Власти говорят, что максимальная скорость составляет около 2 Маха (1330 миль в час), а крейсерская скорость составляет 1120 миль в час.

Включенный в список паром имеет дальность полета 3400 миль с рабочим пределом 65 000 футов. Тело выдерживает силы до 9г. В ПАК ФА первоначально была указана скорость 2,35 Маха, затем она снизилась до 2,1 Маха и, наконец, до 2 Маха. -надводное вооружение (прототип Т-50 в это время был безоружен). Стандартное вооружение состоит из одной или двух 30-мм пушек серии ГШ-301. Имеется шесть внутренних точек подвеса и до шести внешних точек подвеса. Внутренние точки крепления размещались на двух (возможно, четырех в окончательном серийном варианте) внутренних орудийных отсеках, расположенных под корпусом. Добавлена ​​поддержка противокорабельных ракет Х-35Э (АС-20 «Байдарка»), ракет класса «воздух-поверхность» Р-77 РВВ-МД (АА-12 «Гадюка»), Х-58УШКЭ (АС-11 «Килтер»). ) и ракета класса «воздух-поверхность» Х-38МЭ.

Разумеется, это боевые ракеты, которые будут встречать Су-57 на ранних стадиях его эксплуатации. Ожидается, что в течение следующего десятилетия специально разработанные боеприпасы будут использоваться исключительно для семейства Су-57.

Год:

2019

Статус:

В разработке

Персонал:

1

[10 шт.] :

ОКБ Сухого / Объединенная авиастроительная корпорация — Россия

— Истребитель

— Intercept

— X-Plane / Development

Длина:

72,18 футов (22 м)

Ширина:

14,2 м

Высота:

6,05 м

Собственная масса:

18 500 кг

Максимальная взлетная масса:

37 000 кг

(разница: +40 786 pt)

2 НПО «Сатурн» / ФНПЦ ММПП «Салют» ТРДД АЛ-41Ф1 тягой 35 000 фунтов каждый ( прототип Т-50).