Художник Отто Дикс: картины и биография
Вильгельм Генрих Отто Дикс родился 2 декабря 1891 года в семье металлурга и швеи в городе Гера. Будущий художник обучался в школе прикладного искусства в Дрездене по специальности внутреннего отдельщика помещений. Естественно, от мира высокого искусства это было очень далеко. Дикса освободили от оплаты за обучение и, более того, его отметили стипендией. На него, как на деятеля искусства, огромное влияние оказало творчество Винсента ван Гога и яркого представителя экспрессионизма Эдварда Мунка.
Отто Дикс на протяжении всей своей жизни был противником буржуазного режима фашизма. Любая несправедливость вызывала у художника беспокойство за будущее не только Германии, но и всего современного мира, что выражалось в его участии во всевозможных прогрессивных объединениях.
Первая Мировая война. Многие молодые, амбициозные художники, грезившие о переменах, идут на фронт в качестве добровольцев. Среди них и сам Дикс. Художник признавался: ему было необходимо испытать на себе голод, паразитов и грязь. Он знал на что шел и получил те ощущения, которых жаждал.
Отто Дикс воевал в горячих точках. Будучи артиллеристом, принимал участие в одном из самых кровопролитных сражений Первой Мировой войны – на реке Сомме. Но даже в таких условиях художник не переставал творить, что отразилось на картинах фронтового периода его творчества.
Дикс был одержим войной. У него не было ни патриотичных, ни миротворческих идей. Только он и война. Один на один. И так долгие четыре года. После госпитализации в 1918 году он переквалифицировался в летчика.
Но время шло и Отто вновь пришлось жить нормальной мирной жизнью. Теперь у него лишь одна страсть – искусство.
Отто Дикса ожидала головокружительная карьера. Контракты с галереями Германии и Америки, ставка профессора в Дрезденской академии художеств и приглашение в Прусскую академию, участие во всевозможных выставках.
Он путешествовал по всей Германии.В то время, когда в двадцатые годы двадцатого века в живописи все большую популярность набирает экспрессионизм, Дикс пишет свои картины, гордо называя себя реалистом. И это неспроста…
Художник прославился благодаря двум направлениям. Первое и самое главное – это портреты; второе – беспощадные, правдивые сюжеты о жизни в эпоху между двумя величайшими войнами в истории человечества. Тут и болезни, и война, и смерть, и похоть. Полотна Дикса наводят ужас на зрителя, который шокирован тем, что видят его глаза, но оторваться уже не в силах. Художник признавался – у него было всего четыре музы, которые помогали ему творить: природа, Ницше, Гёте и Библия.
В тридцатые годы, когда к власти приходит национал-социализм, у Дикса начинается самое тяжелое время не только в его жизни. Несмотря на то, что Отто был немцем, участвовавшим в двух войнах, он не разделял национальные идеи Гитлера, что выражалось в его художественных произведениях.
Художника увольняют из академии. Он вместе с женой и детьми переезжает в маленькое захолустье на границе со Швейцарией, чтобы в случае чего бежать туда. Однако Дикс ни разу не покинул Германию за всю свою жизнь.
Художника уже не привлекает война. Его пыл сгорел вместе с полотнами. Однако в 1945 году уже постаревшего мужчину призывают на фронт. В 1946 году он возвращается из французского плена на родину, где слава о нем давным-давно угасла. Уже через непродолжительное время художник вновь участвует в выставках, его талант признают несколько академий. А уже через несколько лет за его заслуги в мире искусства о нем напишут две книги.
К собственной смерти он относился спокойно. Художник видел ее в лицо. И он был готов к самой последней встрече. Оона состоялась 25 июля 1969 года в городе Зинген. На момент смерти художнику было 77 лет.
Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста | Публикации
«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство — утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*
Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс — один из лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком. Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди, вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в 53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м), Рождественский (умер в 63-м).
Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал влияние самого мощного немецкого авангардистского течения – экспрессионизма. Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен, дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани.
И всю войну рисовал. Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии «Война».Из серии «Война»
Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй, только Калло
Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные
и Гойя.
Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»
Особенно были недовольны ветеранские организации. По странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну, просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть — красивую. И больше пафоса.
Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.
Война
Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било по организму. Даже «Герника» моего любимого Пикассо, благодаря своим условностям и довольно отстраненной символике, такого впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут, вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно тоже крутится вопрос – зачем все это?
Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но, ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал.
В авангардизме периодически возникали волны возвращения к, условно говоря, реализму. Ну, после очередного витка безумств и новаций нужно было как-то придти в себя, подвести промежуточные итоги – что сломали, что приобрели. Осмотреть как-то окрестности – куда теперь двигаться, и т.д. Вот такая волна и была в 20-начале 30 гг. Новая вещественность была локальным немецким вариантом этой волны. Она опиралась на северное средневековое и ренессансное искусство – на что частично опирался и предшествующий ей экспрессионизм, который, в не самых своих радикальных формах вроде почти абстрактных работ Марка, новая вещественность впитала тоже. Была новая вещественность с несколько мистическим отражением мира, тяготевшая к итальянской метафизике, но говорить о ней я не буду – это не та новая вещественность, которая нам нужна.
Нам нужна простая, левая новая вещественность, в рамках которой и протекало в это время творчество Дикса. Она характеризовалась, в двух словах, настолько подчеркнутой натуралистичностью деталей при неказистости и неправильности целого, что это сразу начинало походить на гротеск и порождало эффект некой отстраненности и отчужденности. Общей непонятки происходящего, короче.
Матиас Грюневальд. Изингеймский алтарь. Центральная часть
Матиас Грюневальд. Мертвые любовники
Вот такой ренессансный натурализм лежит в основе новой вещественности. А от эскпрессионизма в нее вошли деформации и вольное отношение к категориям классической живописи – перспективе линейной и воздушной, к светотеневой моделировке и т.д. У Дикса это получалось так:
Автопортрет с музой
Иногда, впрочем, он писал и такие вещи, в которых можно найти следы дадаизма и даже кубизма.
Продавец спичек
Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. «Что» для меня важнее чем «как»». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении содержания кое-что сказал, но еще не все.
Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде — «Эхо войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный разврат.
Большой город
При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как, кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью молодого модерна.
Салон
А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине. А еще через два года пришел Гитлер.
Семь смертных грехов
Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны – авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации. Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка «Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены. Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.
Триумф смерти
Святой Христофор
Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и быстро сдался французам.
Автопортрет в образе военнопленного
После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и Америка поддались очарованию абстрактного экспрессионизма, а еще потом – поп-арта. Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.
Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу. А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно много.
* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра – мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь, чтобы правильно читать советские газеты.
** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с
элементами пост-индастриала.
Автор: Вадим Кругликов
Отто Дикс — 69 работ, био и выставок на Artsy
3,2 тыс. подписчиков
Биография
В своих экспрессионистских гравюрах и картинах Отто Дикс увековечил беспрецедентные ужасы Первой мировой войны и ее пагубные последствия для жизни в Берлине. Тоска исходит от пустынных пейзажей Дикса, военных траншей, заполненных едва ли …
Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды
Обзор
Работы на продажу (21)
Результаты аукциона
Избранные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.
Рекорд аукциона
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
. Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Пять вещей, которые нужно знать: Отто Дикс
Список
Мы рассмотрим пять главных фактов, которые нужно знать об одном из величайших художников-реалистов ХХ века
1. Он был портретистом
Отто Диксом Портрет фотографа Хьюго Эрфурта с собакой 1926 © DACS 2017. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Немецкий художник Отто Дикс был убежденным художником-портретистом. В то время, когда фотография уменьшила значение портретной живописи, а этот жанр считался совершенно немодным занятием для так называемых серьезных художников, он зарабатывал на жизнь — и укреплял свою репутацию — именно этим. Он прокомментировал:
Рисование портретов считается художниками-модернистами низшим художественным занятием; и все же это одна из самых захватывающих и трудных задач для живописца.
2. Участник Первой мировой войны
Отто Дикс Наступление штурмовых войск под газом (Sturmtruppe geht unter Gas vor) 1924 © DACS 2017. Фото: Otto Dix Stiftung
Дикс участвовал в Первой мировой войне с 1915 года, сражаясь на Западном фронте в битве на Сомме. Несмотря на то, что Дикс был солдатом-энтузиастом — его служба принесла ему Железный крест (второй класс) — опыт Дикса глубоко повлиял на него. Он отметил 10-ю годовщину войны серией офортов под названием Der Krieg (Война), оставив воображению немногие из ужасов линии фронта. Комментируя позже, он сказал:
В течение многих лет [мне] постоянно снились эти сны, в которых я был вынужден ползти по разрушенным зданиям, по коридорам, через которые я не мог пройти. Обломки всегда были там в моих снах.
3. Дикс черпал вдохновение в работах старых мастеров
Отто Дикс Автопортрет с мольбертом 1926 © DACS 2017. Leopold-Hoesch-Museum & Papiermuseum Düren. Фото: Петер Хиншлегер
С начала 19В 20-е годы он посвятил себя изучению техники живописи старых мастеров, используя эффект наслоения, сначала выполненный яичной темперой, а затем обработанный маслом. Это побудило его современника Джорджа Гросса в шутку назвать его «Отто Ганс Бальдунг Дикс» (в честь немецкого старого мастера Ганса Бальдунга Грина). Позже Гросс напишет:
.Дикс выполнил весь рисунок тонкой темперой, затем прошелся по нему тонкими мастичными глазурями разных холодных и теплых тонов. Он был единственным Старым Мастером, которого я когда-либо видел, использующим эту технику.
4. Он нарисовал то, что он назвал «неразбавленной жизнью».
Отто Дикс Лежащая женщина на леопардовой шкуре 1927 © DACS 2017. Собрание Художественного музея Герберта Ф. Джонсона, Корнельский университет. Дар Сэмюэля А. Бергера; 55.031.
Дикс был ключевым сторонником движения «Новая объективность» (Neue Sachlichkeit), название которого было придумано после выставки, состоявшейся в Мангейме, Германия, в 1925 году. Описано историком искусства Г.Ф. Хартлауб, как «новый реализм с социалистическим привкусом», движение стремилось изобразить социальные и политические реалии Веймарской республики. Говоря в 1965, Дикс сказал:
Мы хотим видеть вещи совершенно обнаженными, ясными, почти без искусства. Я изобрел Новую Объективность.
5. Дикс и нацисты.
Отто Дикс. © ДАКС 2017.
Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, Дикс был уволен с должности профессора, преподававшего искусство в Дрезденской академии, где он работал с 19 лет.27. Причина заключалась в том, что своей картиной он совершил «нарушение моральных чувств и подрыв воинственного духа немецкого народа».