Между США и КНР: политика Южной Кореи на фоне визита Пелоси и предложения Штатов по чипам
Громкий визит спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань, несомненно, осложнил американо-китайские отношения и ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Сегодня здесь не менее пристально следят за реакцией КНР и учениями ее армии, чем за специальной военной операцией России на Украине. Эта поездка Пелоси не только усугубила соперничество Вашингтона и Пекина, она поставила, мягко говоря, в неудобное положение власти, в частности, Республики Корея, которым снова пришлось лавировать между своим крупнейшим торговым партнером в лице Китая и главным политическим и военным союзником — Соединенными Штатами.
Еще больше подливает масла в огонь необходимость до конца августа южнокорейским властям определиться, будет ли их страна участвовать в крупном американском проекте по сотрудничеству в сфере производства полупроводников Chip 4. И вероятно, это станет не последней дилеммой для Сеула.
Визит спикера нижней палаты
Визит Нэнси Пелоси особенно четко показал, в насколько сложном положении Республика Корея оказалась к нынешнему дню — американо-китайское противостояние заставляет Сеул разрываться между устоявшимися экономическими связями с КНР и политической преданностью давнему союзнику. Однако эксперты отмечают, что и у США есть возможность надавить на Южную Корею экономически и технологически, если та все же сделает неверный выбор с точки зрения Вашингтона.
Южнокорейским властям крайне не повезло, что их столица была следующим пунктом азиатского турне спикера Палаты представителей Конгресса США после ее пребывания на Тайване. Кажется, что им нужно было приложить максимум усилий, чтобы сохранить нейтралитет и не допустить втягивание Сеула в тайваньскую эпопею Пелоси. Со стороны это представляется вполне возможным, учитывая еще и то, что администрация президента США Джо Байдена официально заявляла, что она, мол, против этой точки в поездке представителя своего государства. Не буду вдаваться в измышления, почему посещение Тайваня все же состоялось, а сконцентрируюсь на Южной Корее, правительство которой словно несколько переусердствовало в попытке абстрагироваться.
Читайте также
Предвыборный трюк или безрассудство: зачем Пелоси прилетала на Тайвань
Сначала в офисе президента республики рассказали, что ее лидер Юн Сок Ёль не собирался проводить очную встречу со спикером нижней палаты в связи с пятидневным отпуском: «Отпуск президента изначально совпал с прибытием Пелоси». График министра иностранных дел Пак Чина, который незадолго до прибытия американцев отправился в Камбоджу, также не предполагал очного взаимодействия со спикером Палаты представителей Конгресса США.
Так или иначе, в среду вечером Нэнси Пелоси приземлилась в аэропорту на американской военной базе Осан, где ее из высокопоставленных лиц встречали лишь соотечественники — посол Филип Голдберг и командующий военным контингентом США на юге Корейского полуострова Пол Лакамера. Представителей южнокорейского парламента или правительства не было, писали южнокорейские СМИ. По информации газеты «Чосон ильбо» (кор. 조선일보), в посольстве США были недовольны таким холодным приемом.
«Говорят, что, когда Пелоси прибыла в аэропорт, никто из Национального собрания ее не встречал. Очевидно, что принимающей стороной от нас является Национальное собрание, а не правительство. Должны были быть работники протокола из парламента, но никто не пришел», — прокомментировал случившееся южнокорейский депутат Ха Тхэ Гён.
Южнокорейская пресса не обошла вниманием и то, что президент РК проводил свой отпуск дома в Сеуле, а незадолго до прилета американской делегации в среду вечером Юн Сок Ёль вместе с супругой был в столичном театре, а затем ужинал с его актерами.
«Подумайте, что было бы, если при визите нашего спикера в США никто не стал бы его встречать. Это была бы дипломатическая бестактность и пренебрежение к Республике Корея, не так ли?» — заявил депутат Ха Тхэ Гён. Он добавил, что для президента было бы верным встретиться с Пелоси «ради национальных интересов, даже несмотря на отпуск».
Примечательно, что именно «национальными интересами» президентская администрация объяснила непроведение очной встречи с американским спикером.
В конце концов южнокорейский лидер позвонил Нэнси Пелоси. Разговор с ней и членами делегации длился около 40 минут: стороны обменялись репликами о двустороннем союзе и росте напряженности на Корейском полуострове, но не о ее визите на Тайвань и связанных с ним проблемах, подчеркивали местные газеты. В четверг Пелоси встретилась с председателем Национального собрания Республики Корея, пообщалась с солдатами в демилитаризованной зоне на границе с КНДР и вечером отправилась в Японию.
Читайте также
«Ахиллесова пята» США в Восточной Азии: смогут ли Сеул и Токио перезапустить отношения
Хотя по сравнению с полным отсутствием коммуникации телефонные переговоры выглядят как некий шаг навстречу американцам, они не идут ни в какое сравнение с приемом Нэнси Пелоси в других пунктах ее азиатского турне — в Сингапуре, Малайзии, на Тайване и в Японии. Везде спикер была удостоена личной аудиенции с лидерами стран (а также главой администрации Тайваня).
На следующий же день после отъезда Пелоси с полуострова глава южнокорейского МИД заявил, что, хотя Сеул не подвергает сомнению принцип «одного Китая», силовое изменение статус-кво в регионе неприемлемо. Эта фраза прозвучала в присутствии глав дипломатических ведомств Китая и США на многостороннем форуме, и ее вторая часть почти слово в слово напоминала риторику американских и японских официальных лиц по тайваньской проблеме.
Осторожное поведение южнокорейского политического руководства вызвало не только критику, но и понимание. «Пелоси — третий человек в политической системе США. Если бы это случилось в прошлом, президент или министр иностранных дел искали бы разговора с ней, но сейчас правительство, видимо, решило не политизировать проблему и не провоцировать Китай лишний раз», — сказал директор Института политики США и Китая при Университете Ачжу Ким Хон Гю.
«Поездкой на Тайвань Пелоси без необходимости спровоцировала Китай, поэтому нам следует контролировать свои действия. Не было никакой необходимости во встрече президента и Пелоси, она вызвала бы недопонимание в отношениях с Китаем», — считает старший научный сотрудник Института объединения Республики Корея Чо Хан Бум.
Естественно, и критики действий президента утверждают, что Юн Сок Ёль решил не встречаться с Пелоси, чтобы «не разгневать Китай». Хотя до этого южнокорейский лидер сделал себе репутацию проамериканского политика: неоднократно превозносил союзнические отношения с Вашингтоном, а во время избирательной кампании эксперты не раз отмечали его намеки про то, что он намерен занять более жесткую позицию в отношениях с Пекином. Однако в качестве главы государства ему приходится учитывать интересы многих групп, в том числе бизнеса, который довольно сильно связан с Китаем.
Читайте также
Пелоси улетела, оставив проблемы региону и миру
Альянс производителей чипов
Еще в марте Соединенные Штаты выступили с заманчивой, но противоречивой экономической инициативой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, из-за которой Сеул вновь оказался перед сложным выбором. Вашингтон предлагает создать платформу для сотрудничества стран — производителей чипов под названием Chip 4 (или Fab 4). По замыслу авторов, она позволит объединить технологические наработки США, материалы и комплектующие Японии, производственные мощности Южной Кореи и Тайваня.
У наблюдателей практически нет сомнений, что идея направлена против Китая. США стремятся выстроить цепочки поставок в производстве ключевых технологических товаров в обход КНР и перераспределить их среди своих союзников. Правящая верхушка Штатов уже успела лично обозначить свою заинтересованность в сотрудничестве с Сеулом в сфере полупроводников — первым пунктом программы в ходе визита президента Джо Байдена в Южную Корею было именно посещение завода по производству чипов.
В южнокорейских бизнес-кругах перспектива вхождения в Chip 4 вкупе с сопутствующим ухудшением отношений с Китаем большого энтузиазма не вызвала. На Поднебесную приходится до 60% экспорта из Республики Корея. Южнокорейские гиганты Samsung Electronics и SK Hynix имеют крупные заводы в КНР. «Нравится нам или нет, Китай — гигантский рынок, и просто покинуть его — не вариант. Мы должны продолжать экономическое сотрудничество, где это возможно», — заметил недавно председатель крупной южнокорейской компании SK Group Чхве Тхэ Вон. О необходимости взвешенно подойти к вопросу об участии в Chip 4 говорил и министр науки и информационно-коммуникационных технологий Республики Корея Ли Чжон Хо.
Но значительная часть экспертов считает, что выбор предрешен. «США располагают большим числом фундаментальных технологий в сфере полупроводников, они могут использовать рычаги технологического контроля, чтобы влиять на производство в других странах. В худшем сценарии страны, не вошедшие в альянс производителей чипов под руководством США, не смогут производить полупроводники», — считает исследователь из Корейского института промышленной экономики и торговли Ким Ян Пхэн.
Читайте также
Кто правит Америкой. И что там на самом деле творится
В конце июля глава южнокорейского МИД, говоря о Chip 4, заявил, что правительство пока ничего не решило, но «возможное недопонимание со стороны Китая следует устранить заранее по дипломатическим каналам». 8 августа министр иностранных дел Пак Чин отправился в портовый город Циндао на востоке КНР, где запланированы переговоры с его китайским коллегой. Будет ли обсуждаться этот вопрос, пока не известно.
Какое бы решение в отношении Chip 4 ни принял Сеул, в обоих случаях существует вероятность возникновения еще большей неопределенности в двусторонних отношениях, указывают эксперты. Осталось лишь выбрать — с Вашингтоном или Пекином.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Теги:
Визит Нэнси Пелоси на Тайвань
Лидеры США и Южной Кореи договорились об усилении сотрудничества в сфере безопасности
Президент Джо Байден и его южнокорейский коллега Юн Сук Ёль в субботу договорились о проведении более масштабных военных учений и развертывании большего количества американского оружия, если это понадобится для сдерживания Северной Кореи. Лидеры также предложили отправить в Пхеньян партию вакцин против COVID-19 и допустили возможность проведения переговоров с Ким Чен Ыном.
Байден и Юн Сук Ёль заявили, что многолетний союз обеих стран должен развиваться не только для того, чтобы противостоять угрозам со стороны Северной Кореи, но и для того, чтобы Индо-Тихоокеанский регион оставался «свободным и открытым», а глобальные цепочки поставок были бы надежно защищены.
Два лидера встретились сегодня в Сеуле впервые после инаугурации нового президента Южной Кореи, которая состоялась 11 дней назад. Отношения между давними союзниками были омрачено разведданными, свидетельствующими о том, что северокорейский лидер Ким Чен Ын готов провести ядерные или ракетные испытания во время визита президента США на Корейский полуостров.
Юн выразил желание получить дополнительные гарантии того, что Соединенные Штаты усилят силы сдерживания угроз со стороны Северной Кореи. В совместном заявлении Байден подтвердил обязательство Соединенных Штатов защищать Южную Корею, в случае необходимости, с помощью ядерного оружия.
Обе стороны договорились рассмотреть возможность расширения совместных военных учений, которые в последние годы были сокращены из-за COVID-19 и усиления инициатив по снижению напряженности в отношениях с Севером.
Согласно заявлению, Соединенные Штаты также пообещали развернуть на полуострове «стратегические средства», которые обычно включают в себя дальние бомбардировщики, ракетные подводные лодки или авианосцы, если это будет необходимо для сдерживания Северной Кореи.
Оба лидера заявили, что они привержены ядерному разоружению Северной Кореи и открыты для дипломатических переговоров с Пхеньяном.
«Что касается того, встречусь ли я с лидером Северной Кореи, это будет зависеть от того, насколько он искренен и серьезен», — заявил Байден на совместной пресс-конференции.
Он сказал, что Вашингтон предложил вакцины от COVID-19 Китаю и Северной Корее, которые борются с первой подтвержденной вспышкой коронавирусной инфекции. Байден уточнил, что Вашингтон пока не получил официального ответа от Пхеньяна и Пекина.
В субботу Северная Корея уже пятый день подряд сообщила о более чем 200 000 новых пациентах, страдающих лихорадкой, которая, скорее всего, была вызвана заражением COVID-19. При этом в распоряжении Пхеньяна нет вакцин и современных методов лечения пандемии.
Союз США и Южной Кореи, возникший во время Корейской войны 1950–1953 годов, должен развиваться дальше, чтобы Индо-Тихоокеанский регион оставался «свободным и открытым», сказал Байден.
Он подчеркнул, что альянс был построен на противодействии силовому изменению границ, явно ссылаясь на войну, которую сейчас Россия ведет против Украины и претензии Китая на обладание Тайванем.
В совместном заявлении содержится призыв к сохранению мира и стабильности в Тайваньском проливе и свободе судоходства в Южно-Китайском море.
Отвечая на вопрос журналистов о возможной реакции Пекина, советник Юна по национальной безопасности Ким Сон Хан сказал, что эти вопросы напрямую связаны с национальными интересами Южной Кореи, поскольку ее корабли используют судоходные маршруты в Южно-Китайском море.
«Поэтому я думаю, что китайская месть или недопонимание по этому поводу вряд ли будут возможны», – сказал он.
Изменения в международной торговле и цепочках поставок дали Соединенным Штатам и Южной Корее новый импульс для углубления отношений, сказал Юн, призвав к сотрудничеству в области производства электрических батарей и полупроводников.
Байден воспользовался визитом, чтобы громко заявить об инвестициях южнокорейских компаний в Соединенные Штаты, в том числе сказав о намерении компании Hyundai Motor Group инвестировать около 5,5 миллиардов долларов в строительство первого американского специализированного завода по производству полностью электрических автомобилей и аккумуляторов в Соединенных Штатах.
В пятницу лидеры двух стран посетили полупроводниковый завод Samsung, где Байден сказал, что такие страны, как США и Южная Корея, нуждаются в более тесном сотрудничестве для защиты экономической и национальной безопасности, а также «общих ценностей».
Юн сказал, что концепция экономической безопасности будет включать в себя сотрудничество в случае потрясений на валютном рынке.
Президент Южной Кореи, стремящийся играть более активную роль в региональных вопросах, заявил, что его страна присоединится к Индо-Тихоокеанскому экономическому плану Байдена (IPEF), о чем будет объявлено во время поездки. Это позволит Сеулу установить стандарты в отношении трудового законодательства, охраны окружающей среды и цепочек поставок.
Хотя официальные лица Белого дома попытались преуменьшить любые однозначные заявления о противодействии Китаю, эта тема поездки Байдена привлекла внимание со стороны Пекина.
«Мы надеемся, что США будут подкреплять свои слова делами и работать со странами региона над укреплением солидарности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а не замышлять раскол и конфронтацию», — заявил в Твиттере китайский постпред по отношениям с Корейским полуостровом Лю Сяомин.
Новая глава в отношениях между США и Южной Кореей: Сеул принимает на себя более широкую роль в Азии
В недавнем выступлении в Азиатско-Тихоокеанском исследовательском центре Шоренштейна при Стэнфордском университете Курт Кэмпбелл, координатор по делам Индо-Тихоокеанского региона в Совете национальной безопасности , предложил суровую оценку отношений США с Китаем в первые дни правления администрации Байдена.
«Мы все признаем, что период, который широко описывался как «помолвка», подошел к концу», — сказал он. «Доминирующей парадигмой будет конкуренция».
Заявление Кэмпбелла, сделанное всего через несколько дней после того, как президент Джо Байден принял президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина в Белом доме, подчеркивает, в какой степени отношения между США и Южной Кореей (РК) будут развиваться в новых направлениях из-за возникших проблем. растущим военным и экономическим могуществом Китая, что в значительной степени подразумевалось, когда Байден и Мун встретились 21 мая. Саммит показал, что Южная Корея может быть готова работать с Соединенными Штатами и другими партнерами, чтобы конкурировать с Китаем в предоставлении региональных общественных благ. . В то время как внутренние ограничения делают маловероятным, что Южная Корея будет проводить открыто конкурентную политику по отношению к Китаю, Сеул открыл новую главу в отношениях США и РК на саммите, взяв на себя более широкую роль в региональных делах.
Новый тон Сеула в отношении Китая
Хотя в совместном заявлении США и Республики Корея, опубликованном после саммита, Китай прямо не упоминается, в отличие от совместного заявления США и Японии, опубликованного после встречи Байдена с премьер-министром Японии Сугой Ёсихидэ в апреле, в котором прямо критиковал Пекин — тем не менее в заявлении содержалась более резкая критика поведения китайского правительства, чем в предыдущих подобных документах. В заявлении Соединенные Штаты и Южная Корея заявили о своем неприятии «любой деятельности, которая подрывает, дестабилизирует или угрожает международному порядку, основанному на правилах», и заявили о своей приверженности поддержанию мира и стабильности и защите международных правил и норм в Южном Китае. море и Тайваньский пролив. Это был первый раз, когда ROK-U.S. совместное заявление содержит ссылку на Тайвань.
Сообщение не было потеряно в Пекине. «Не было упоминания о Китае, но дело не в том, что (Пекин) не знает, что он нацелился на Китай», — сказал Син Хаймин, посол Китая в Южной Корее после саммита. Представитель министерства иностранных дел Китая предсказуемо выразил протест, отметив, что «в совместном заявлении упоминаются вопросы, связанные с Тайванем. Тайваньский вопрос является внутренним делом Китая», и призывает США и Южную Корею «воздерживаться от игры с огнем». В преддверии саммита G-7 министр иностранных дел Китая Ван И предупредил Южную Корею, чтобы она не попала в ловушку «предвзятого» мышления, и заявил, что Сеул и Пекин должны поддерживать «политический консенсус» во время разговора с его южнокорейским коллегой.
Несмотря на этот новый тон, маловероятно, что Южная Корея в ближайшее время примет откровенно конкурентный подход к Китаю. После саммита Мун-Байден министр иностранных дел Южной Кореи Чунг Ый Ён попытался заверить Пекин в том, что Сеул не «вмешивается во внутренние дела Китая». Южная Корея по-прежнему сильно зависит от торговых, инвестиционных и туристических потоков с Китаем, что делает ее уязвимой для новой кампании экономического давления. Существует также заметное интеллектуальное течение, призывающее Южную Корею отстаивать свою автономию и защищать свой суверенитет от Соединенных Штатов.
Противодействие Китаю с позитивной повесткой дня
Тем не менее, саммит может предсказать большую готовность южнокорейских официальных лиц встать на сторону США и других демократий против Китая. Многолетняя кампания экономического давления Пекина на Южную Корею в противовес развертыванию системы противоракетной обороны THAAD вынудила как корейские элиты, так и корейскую общественность отказаться от надежд на еще более тесные отношения с Китаем. Опросы общественного мнения показывают, что южнокорейская общественность недовольна Китаем: рейтинг благосклонности Пекина в Южной Корее находился на исторически низком уровне 24,9.0019 процентов в 2020 году. Кроме того, опрос, проведенный Чикагским советом по глобальным делам в марте, показал, что большинство опрошенных южнокорейцев рассматривают Китай как экономическую и военную угрозу, хотя и менее приоритетную угрозу, чем падение рождаемости, изменение климата , и Северная Корея.
Эти опасения явно дали администрации Луны новые возможности для проведения политики противодействия влиянию Китая в регионе. На своем саммите с Байденом Мун фактически записался в качестве партнера формирующейся внешнеполитической доктрины нового президента США. В ходе предвыборной кампании, в своих публичных выступлениях в качестве президента и в совместных заявлениях с Муном, Шугой и другими лидерами Байден подчеркивал, что организующим принципом его внешней политики является попытка собрать демократические страны мира для преодоления глобальных вызовов, в процесс противодействия попыткам Китая, России и других авторитарных стран расширить свое влияние в других странах. Как живая, процветающая демократия с сильной промышленной базой, Южная Корея должна сыграть решающую роль в реализации этого видения в Азии.
Хотя основная направленность политики Южной Кореи в отношении Китая может изменяться, Вашингтону не следует ожидать резких изменений в ближайшем будущем. Если Вашингтон продолжит подталкивать Сеул к более резкому подходу к Китаю, отношения США и РК могут стать более напряженными. Вместо этого Вашингтон должен укреплять свои союзы и убеждать своих демократических партнеров, включая Сеул, стать региональными и глобальными лидерами. За частичным исключением инициативы по повышению устойчивости цепочек поставок, достижение этих целей напрямую не связано с Китаем. Скорее, они означают ставку на то, что демократии могут сделать больше, чем Китай, для поддержки устойчивого инклюзивного роста, уважающего суверенитет и права человека. Предоставляя позитивную экономическую и основанную на ценностях повестку дня, Вашингтон может продвигать свое собственное видение региона, не заставляя союзников выбирать чью-либо сторону.
Саммит Мун-Байдена стал позитивным шагом в этом направлении. В совместном заявлении было объявлено о начале «новой главы» в двусторонних отношениях, в которой союзники будут смотреть за пределы Корейского полуострова и своих отношений в области безопасности, чтобы найти новые возможности для сотрудничества. Соединенные Штаты и Южная Корея договорились найти новые способы гармонизации своих характерных региональных инициатив — концепции «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» и «Новой южной политики» соответственно — в целях «региональной координации правоохранительных органов, кибербезопасности, общественного здравоохранения и содействие зеленому восстановлению». Южная Корея преодолела некоторые свои опасения по поводу «четверки» — неформального стратегического диалога, в котором участвуют Австралия, Индия, Япония и Соединенные Штаты, — и открыла двери для сотрудничества в той или иной форме. Что еще более важно, два союзника наметили обширный пакет совместных проектов по борьбе с изменением климата и продвижению декарбонизации; ускорение производства и глобального распространения COVID-19вакцины и укрепление глобальных учреждений общественного здравоохранения; и разработка «критических и новых технологий». Последнее включает в себя обязательство не только сотрудничать в разработке сетевых технологий нового поколения, чистой энергии и аккумуляторов, а также искусственного интеллекта, но и укреплять устойчивость цепочки поставок для производства полупроводников, стратегических полезных ископаемых и фармацевтических препаратов.
Поскольку менее чем через год приближаются президентские выборы в Южной Корее, преемнику Муна предстоит воплотить в жизнь видение, изложенное на его саммите с Байденом. Однако независимо от того, кто победит на следующих президентских выборах, Южная Корея будет продолжать балансировать в отношениях с Вашингтоном и Пекином. Соединенным Штатам следует развивать партнерство, помня об ограничениях Сеула. Хотя южнокорейские консерваторы традиционно открыты для регионального сотрудничества в области безопасности и становятся устоявшейся средней державой, практически ни один из видных консервативных экспертов по внешней политике в Южной Корее не призывает Сеул открыто встать на сторону США в антикитайской коалиции. В конце концов, именно консервативная администрация бывшего президента Пак Кын Хе сосредоточилась на укреплении отношений с Китаем, и Мун продолжал добиваться оттепели даже после спора о THAAD.
Заключение
Саммит Муна и Байдена является важной вехой для альянса США и РК и внутренней политики Южной Кореи. Южнокорейские прогрессивисты, которые исторически хотели, чтобы альянс сосредоточился на Северной Корее, становятся более открытыми для идеи расширения альянса США и РК за пределы полуострова. Это позитивное событие во все более предвзятой политической атмосфере Южной Кореи и преимущество для Соединенных Штатов, которые всегда считали альянс способным как решать проблемы Северной Кореи, так и играть роль в региональных делах. Действительно, нет предела тому, что два союзника могут сделать вместе в регионе, если в Южной Корее существует двухпартийный консенсус в отношении того, что Сеул может и должен играть более важную роль в решении самых насущных проблем региона в координации с Соединенными Штатами и другими демократиями. .
Тобиас Харрис — старший научный сотрудник Центра американского прогресса. Ханыль Ли — ассистент-исследователь отдела азиатской политики в группе Центра по национальной безопасности и международной политике.
Авторы хотели бы поблагодарить Корейский фонд, чья поддержка частично сделала эту работу возможной. Центр американского прогресса является независимой и беспристрастной организацией и сохраняет за собой полную редакционную свободу в отношении содержания этой публикации.
Экономические отношения между США и Южной Кореей
Скачать PDF
В 1979 году Дэн Сяопин пришел к власти в Китае и начал процесс экономической модернизации, благодаря которому Китай превратился во вторую по величине экономику мира и стал одной из Крупнейшие торговые партнеры США. Каким бы значительным ни было экономическое развитие Китая, многое из того, что было достигнуто в Китае, связано с предыдущими экономическими успехами в Восточной Азии Японии, Республики Корея, более известной как Южная Корея, и трех других «маленьких драконов»: Гонконга. , Сингапур и Тайвань.
За последние шесть десятилетий Южная Корея превратилась из раздираемой войной страны, погрязшей в крайней нищете и зависящей от помощи США, в одну из ведущих индустриальных держав мира. В течение одной жизни нация, где голод был обычным явлением в годы после Корейской войны, в значительной степени избавилась от крайней нищеты и теперь может похвастаться одними из самых успешных компаний в мире: Samsung, LG, Hyundai и Kia.
Южнокорейские продукты и культура все больше становятся частью повседневной жизни в Соединенных Штатах. Hyundai и Kia производят одни из самых продаваемых легковых автомобилей в США, в том числе Hyundai Sonata, Elantra и Kia Optima. Секция бытовой электроники в любом магазине заполнена телевизорами с плоским экраном от Samsung и LG, а также холодильниками и другой бытовой техникой. Если вы пользуетесь смартфоном, скорее всего, вы используете что-то из Южной Кореи. Мало того, что серия Samsung Galaxy входит в число самых продаваемых смартфонов, так еще и iPhone американского технологического гиганта Apple работают на процессорах, произведенных в Южной Корее.
С культурной точки зрения, международный хит PSY «Gangnam Style» может быть самым известным культурным экспортом Южной Кореи, но южнокорейские драмы и еда становятся все более популярными в Соединенных Штатах. Кимчи, популярное корейское блюдо из ферментированной капусты, легко доступно в крупных продуктовых магазинах США и становится гарниром к традиционным американским блюдам, таким как гамбургеры. Южнокорейские дорамы, пользующиеся большой популярностью во всей Азии, появляются в США и даже имеют собственный выделенный канал в развлекательном онлайн-сервисе Hulu.
По мере роста популярности южнокорейских товаров Южная Корея превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. Его экономика является одиннадцатой в мире по паритету покупательной способности и пятнадцатой по величине в номинальном выражении. В 2011 году Южная Корея стала лишь седьмой страной в мире, которая за один год провела двустороннюю торговлю на 1 триллион долларов.
На протяжении экономического развития Южной Кореи Соединенные Штаты играли важную роль в качестве источника помощи, торговли и инвестиций. В то же время характер отношений изменился за последние шесть десятилетий. Поскольку экономические отношения Южной Кореи с Соединенными Штатами перешли от зависимости от помощи США к динамичной двусторонней торговле и инвестициям, Сеул также становится одним из наиболее важных партнеров Соединенных Штатов на глобальных экономических форумах, таких как G- 20.
Ранние контакты Соединенных Штатов с Корейским полуостровом
Для большинства американцев история отношений Соединенных Штатов с Южной Кореей начинается с раздела Корейского полуострова в конце Второй мировой войны или участия Соединенных Штатов в Корейская война. Однако первоначальные контакты между правительством Соединенных Штатов и Корейским полуостровом относятся к 1871 году.
Как и в других частях Азии, основной интерес Соединенных Штатов к Корейскому полуострову был сосредоточен на развитии торговых связей. В случае с Кореей вопрос об установлении торговых связей впервые был рассмотрен в 1845 году, когда конгрессмен Зодок Пратт представил поправку с целью распространения торговли США на Японию и Корею. 1 Первая экспедиция США на Корейский полуостров состоялась в 1871 году, когда пять военных кораблей США были отправлены в Корею, чтобы узнать о судьбе торгового корабля «Генерал Шерман» и поддержать дипломатическую делегацию, которая была отправлена в Корею для налаживания торговли и коммерции. галстуки.
Экспедиция 1871 года закончилась конфликтом в битве при Канхве, но немногим более десяти лет спустя Соединенные Штаты установили свои первые политические и экономические связи с Кореей в 1882 году, подписав Договор о дружбе и торговле. Договор предусматривал статус наибольшего благоприятствования в торговле, требуя от каждой стороны предоставить другой самый высокий уровень открытия рынка, который она предоставила другим странам, а также положения о взаимной защите в случае нападения на Соединенные Штаты или Корею.
В то время как Соединенные Штаты стремились развивать торговые связи на Корейском полуострове, Корея надеялась, что Соединенные Штаты станут сильным партнером, не питающим территориальных амбиций. На протяжении большей части своей истории Корея подвергалась вторжению со стороны Китая и Японии, и правительство Кореи надеялось, что Соединенные Штаты помогут отразить любые территориальные амбиции Китая, Японии или России. Однако в 1905 году Корея стала протекторатом Императорской Японии только для того, чтобы быть официально аннексированной в качестве колонии в 1910.
Поскольку экономические отношения Южной Кореи с Соединенными Штатами перешли от зависимости от помощи США к динамичной двусторонней торговле и инвестициям, Сеул также становится одним из наиболее важных партнеров Соединенных Штатов на глобальных экономических форумах. например G-20.Прошедшие годы японской колонизации Кореи сыграют значительную роль в формировании внутренней политики Южной Кореи и ее подхода к международным отношениям. До заключения Договора о дружбе и торговле с Соединенными Штатами Корея была в значительной степени изоляционистской в своей международной ориентации, и ее часто называли «Королевством-отшельником». Опыт японской колонизации и потребность в экономическом развитии сформировали существующее сегодня международно-ориентированное южнокорейское государство. В то же время ранние контакты между США и Корейским полуостровом помогли сформировать экономические и политические отношения, существующие сегодня между Республикой Корея и США, включая опасения, что США откажутся от Кореи.
Хотя опасения по поводу отказа США от Южной Кореи станут заметными в более поздние периоды американо-корейских отношений, например, когда президент Ричард Никсон вывел американские войска из Южной Кореи без предварительного согласия правительства Южной Кореи, опасения по поводу отказа США восходят к Ранний период американо-корейских отношений. В рамках соглашения Тафта-Кацура 1905 года США согласились признать доминирующее положение Японии на Корейском полуострове. 2
Экономическое развитие Южной Кореи и США
После Корейской войны Южная Корея лежала в руинах. Большая часть промышленных мощностей на Корейском полуострове была создана во время японской оккупации Северной Кореи, наряду с большей частью полезных ископаемых. Уровень бедности был суровым; многие дети жили за счет сухого молока, поставляемого с помощью США. Состояние санитарии было настолько ужасным, что американским солдатам часто приходилось опрыскивать детей ДДТ, чтобы убить вшей.
В то время как большинство стран искали иностранный капитал для развития посредством прямых иностранных инвестиций, Южная Корея была уникальна тем, что заимствовала капитал из-за рубежа для финансирования своего развития.Столкнувшись с ужасными обстоятельствами, правительство Ли Сын Ман сосредоточилось в основном на консолидации государства и возрождении экономики после Корейской войны. Поскольку большая часть довоенной промышленности находилась на Севере, Южная Корея оставалась преимущественно аграрным обществом. Перспектива того, что Южная Корея будет развиваться и не будет нуждаться в постоянной помощи США, рассматривалась настолько мрачно, что генерал Чарльз Хелмик, заместитель военного губернатора оккупационных сил США, заявил, что «Корея никогда не сможет достичь высокого уровня жизни. Практически нет корейцев с технической подготовкой и опытом, необходимыми для того, чтобы воспользоваться преимуществами корейских ресурсов и добиться улучшения рисовой экономики». 3
Скептицизм генерала Хелмика можно было увидеть в собственном импорте Южной Кореи. В 1950-х годах Южная Корея сильно зависела от иностранной помощи, которая финансировала 70 процентов ее импорта. Большая часть этого была профинансирована за счет иностранной помощи США, с небольшой долей поддержки также со стороны Организации Объединенных Наций, с «тремя основными целями: предотвратить голод и болезни, увеличить производство сельскохозяйственной продукции и обеспечить основные потребительские товары». 4 В результате очень небольшая часть импорта Южной Кореи в этот период была направлена на приобретение средств производства и технологий, необходимых для того, чтобы экономика вышла за рамки экспорта сельскохозяйственной продукции.
В долгосрочной перспективе превращение Южной Кореи в экспортера сельскохозяйственной продукции вряд ли будет перспективным путем развития. Из-за пересеченной и гористой местности Южной Корее не хватает пахотных земель, необходимых для того, чтобы стать крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. В результате современная Южная Корея импортирует более половины своих продуктов питания. Хотя некоторые меры были приняты в 1950-х годах, серьезный сдвиг в экономической политике Южной Кореи произошел в 1960-х годах после переворота Пак Чон Хи в 1961 году. Промышленная база Кореи столкнулась со многими проблемами предыдущего правительства. Не хватало капитала для финансирования базовой инфраструктуры, необходимой для развития. В то время потребление электроэнергии в Южной Корее составляло всего 2 процента от потребления в США, в то время как Южная Корея в целом производила меньше электроэнергии, чем Ford Motor Company в Детройте. 5
Чтобы решить финансовый вопрос, Пак предпринял ряд шагов. В то время как большинство стран искали иностранный капитал для развития за счет прямых иностранных инвестиций, Южная Корея была уникальна тем, что заимствовала капитал из-за рубежа для финансирования своего развития. Пак также нашел средства для финансирования экономического развития Южной Кореи путем нормализации отношений с Японией в 1965 году. В рамках нормализации отношений Япония согласилась предоставить Корее прямой грант в размере 300 миллионов долларов и еще 200 миллионов долларов в виде кредитов. Частные японские фирмы предоставили дополнительные инвестиции в размере 300 миллионов долларов. В то время это были значительные суммы, вливавшие 800 миллионов долларов в экономику, экспорт которой составлял всего около 200 миллионов долларов. Однако не менее важным, чем средства, предоставленные Японией, был доступ к японским технологиям, поскольку Япония позволила Южной Корее заняться своим первым крупным промышленным предприятием: Pohang Iron and Steel Company (POSCO). Это подготовило почву для перехода Южной Кореи от производства товаров легкой промышленности, таких как одежда и игрушки, к производству конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной промышленной продукции, такой как автомобили и корабли. 6
Возможно, более важным для экономического развития Южной Кореи было вливание капитала, полученное ею за участие во Вьетнамской войне. Стремясь вывести Южную Корею из бедности и помочь обеспечить продолжение участия США на Корейском полуострове, Пак активно работал над отправкой южнокорейских солдат во Вьетнам, чтобы сражаться вместе с Соединенными Штатами. Благодаря его усилиям Южная Корея получила множество экономических выгод. Соединенные Штаты заплатили за модернизацию южнокорейской армии, предоставили многомиллионные контракты гражданским компаниям, которые помогли начать бизнес, и расширили торговые возможности с Южным Вьетнамом. оценивается в $5 млрд. 7
Помимо иностранной помощи и финансирования в рамках войны во Вьетнаме, Соединенные Штаты сыграли важную роль в ориентированном на экспорт развитии Южной Кореи как рынка для южнокорейских товаров. В период с 1965 по 1969 год на США приходилось в среднем 45 процентов экспорта Южной Кореи. Уровни экспорта в Соединенные Штаты несколько снизились в течение 1970-х годов, поскольку они упали с почти 50 процентов в 1971 году до 29,05 процента в 1979 году. Экспорт в Соединенные Штаты начал снова расти как доля от общего объема экспорта Южной Кореи. 1980-х годов, когда они перешли от текстиля к более дорогим продуктам, таким как автомобили и интегральные схемы, достигнув примерно 40 процентов в 1986 году. 8
Современные экономические отношения Южной Кореи с США Сегодняшние Штаты резко контрастируют с отношениями сразу после Корейской войны. Южная Корея, больше не зависящая от помощи США и самостоятельной мировой экономической державы, превратилась в одного из важнейших экономических партнеров США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и важного союзника на глобальных экономических форумах, таких как G- 20.
Торговые и инвестиционные отношения, которые сложились между Соединенными Штатами и Южной Кореей за последние шестьдесят лет, являются крепкими и разнообразными. В 2012 году двусторонняя торговля товарами и услугами между Южной Кореей и США составила 134 миллиарда долларов, что сделало Южную Корею седьмым по величине торговым партнером США и четвертым по величине торговым партнером Южной Кореи после Китая и Японии. и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
США экспортируют в Южную Корею ряд высокотехнологичных продуктов, таких как электронные устройства, самолеты, химикаты и оборудование. Южная Корея является особенно важным рынком для сельскохозяйственного экспорта США. Экспорт сельскохозяйственной продукции в Южную Корею в 2012 году составил чуть более 6 миллиардов долларов, что всего примерно на 4 миллиарда долларов меньше, чем весь экспорт сельскохозяйственной продукции США, вместе взятый, в Европейский союз, состоящий из двадцати семи членов. Взамен США импортируют такие товары, как автомобили, телевизоры и смартфоны.
США и Южная Корея также поддерживают важные инвестиционные отношения. США остаются крупнейшим прямым иностранным инвестором в Южной Корее, хотя Китай быстро догоняет американские инвестиции. В 2011 году США инвестировали в Южную Корею 1,5 миллиарда долларов, в основном в производство, финансы, профессиональную, научную и техническую деятельность, а также оптовую торговлю. В то же время Южная Корея инвестировала в США 6,2 млрд долларов в основном в финансы и страхование, а также в добычу полезных ископаемых. В предыдущие годы Южная Корея вложила значительные средства в производство автомобилей и телевизоров в США.
Напряженность в экономических отношениях США и Южной Кореи
С ростом и диверсификацией торговли с Южной Кореей также возникла напряженность в экономических отношениях. В 1980-х годах движение Южной Кореи вверх по цепочке создания стоимости к более дорогим продуктам, таким как интегральные схемы и автомобили, начало вызывать беспокойство в США. На протяжении большей части экономического развития Южной Кореи Соединенные Штаты смотрели в другую сторону, поскольку Сеул держал свой рынок закрытым для импорта, чтобы помочь развитию собственной отечественной промышленности. Однако по мере экономического развития Южной Кореи и начала более прямой конкуренции с продукцией США между двумя странами возникли экономические споры.
Споры между США и Республикой Корея оставались достаточно выраженными на протяжении 1980-х годов, но в конце 1990-х начали отступать. Ключевым поворотным моментом стал азиатский финансовый кризис. Кризис поставил Южную Корею на грань банкротства. Финансируя большую часть своего экономического роста за счет кредитов, многие из чебелей (южнокорейские конгломераты) пользовались высокой долей заемных средств; и поскольку доллары бежали из южнокорейской экономики во время кризиса, им стало все труднее финансировать свои кредиты, которые часто номинировались в долларах США. Чтобы помочь Южной Корее пережить кризис, Международный валютный фонд (МВФ) предоставил кредит при условии, что она проведет либерализацию рынка.
Проведение регулярных встреч между двумя странами для решения экономических проблем также помогло снизить напряженность в экономических отношениях, которая еще больше снизилась, когда Южная Корея приступила к осуществлению одной из самых агрессивных программ свободной торговли в мире, начиная с начала 2000-х годов.
Хотя споры по таким продуктам, как говядина и автомобили, все еще существуют, возможно, лучшим примером современного экономического спора между Сеулом и Вашингтоном является смартфон, который демонстрирует как конкурентный, так и взаимодополняющий характер экономических отношений. С августа 2011 года Samsung и Apple столкнулись с серией споров по поводу использования прав интеллектуальной собственности на четырех континентах. В то время как Apple успешно выпустила современный смартфон, Samsung стала их основным конкурентом на мировых рынках. В то время как две компании конкурируют на международном уровне за долю рынка и участвуют в юридических спорах, они также работают вместе, поскольку Samsung предоставила многие процессорные чипы для iPhone от Apple.
Соглашение о свободной торговле между США и Кореей
Хотя договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей действует с момента окончания Корейской войны, либерализация торговли в основном происходила через Всемирную торговую организацию и соглашение с МВФ, а не всеобъемлющее двустороннее соглашение. В то время как обсуждение соглашения о свободной торговле (ЗСТ) восходит к ЗСТ США с Канадой, серьезное рассмотрение ЗСТ между Соединенными Штатами и Южной Кореей началось только в начале 2000-х годов.
В 2006 году Соединенные Штаты и Южная Корея начали переговоры о Соглашении о свободной торговле между США и Кореей (KORUS FTA) и первоначально подписали соглашение в июне 2007 года. Однако из-за сохраняющихся опасений по поводу доступа говядины и автомобилей на южнокорейский рынок, подписание соглашения было отложено.
В декабре 2010 года Соединенные Штаты и Южная Корея достигли дополнительного соглашения, которое помогло решить проблемы американских производителей автомобилей и рабочих, а также ряд других вопросов, позволяющих вынести соглашение на рассмотрение Национальной ассамблеи Южной Кореи и Конгресс США. Соглашение, вступившее в силу 15 марта 2012 г., является самым передовым соглашением о свободной торговле, заключенным США, и служит шаблоном для текущих переговоров о свободной торговле в рамках Транстихоокеанского партнерства. С точки зрения масштаба, по оценкам Комиссии по международной торговле США, соглашение увеличит экспорт США в Южную Корею на 10-11 миллиардов долларов, а также увеличит южнокорейский экспорт в Соединенные Штаты на 6,3-6,9 долларов.миллиард.
Глобальный финансовый кризис, Сеульская двадцатка и международное экономическое сотрудничество
Помимо растущих торговых и инвестиционных отношений, Соединенные Штаты и Южная Корея также наладили растущее партнерство на международных экономических форумах. Когда в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, Южная Корея сыграла ключевую роль в поддержке усилий США по сдерживанию кризиса, призвав страны избегать ошибок Великой депрессии и воздерживаться от принятия протекционистских мер.
Поскольку роль глобального экономического управления перешла от G-8 к G-20, США и Южная Корея установили отношения сотрудничества в решении текущих финансовых проблем в мировой экономике. При поддержке США Южная Корея возглавила G-20 в 2010 году, став первой страной, не входящей в G-8, которая провела саммит G-20 и, опираясь на свой опыт азиатского финансового кризиса, помогла разработать меры. занимается созданием сетей финансовой безопасности для защиты стран в случае нового финансового кризиса, а также использует свой собственный опыт развития, чтобы добавить вопрос развития в повестку дня G-20.
Помимо G-20, США и Южная Корея все активнее сотрудничают в сфере помощи развитию. Как единственная страна, которая перешла от получателя помощи к члену Комитета содействия развитию ОЭСР, Южная Корея теперь играет более заметную роль в оказании помощи бедным странам.
Заключение
После войны в Корее Южная Корея была одной из беднейших стран мира. За одну жизнь ей удалось превратиться из государства, выживание которого зависит от иностранной помощи, в одну из ведущих экономик мира. В то время как южнокорейцы несут основную ответственность за свой успех, Соединенные Штаты играли ключевую роль в течение последних шести десятилетий в качестве гаранта безопасности Южной Кореи, источника иностранной помощи и растущего торгового и инвестиционного партнера.
В то время как экономическим отношениям Соединенных Штатов с Китаем или Европой уделяется больше внимания, американцы установили важные экономические отношения с Южной Кореей. Эти отношения переросли в более широкое экономическое партнерство, которое помогает формировать экономические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мировые стандарты и нормы через G-20. Отношения, о которых мало кто мог себе представить после войны в Корее, стали взаимовыгодными с глобальными последствиями.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Крейг С. Коулман, American Images of Korea (Сеул: Холлим, 1990).
2. Рэймонд А. Эстхус, «Соглашение Тафта-Кацуры — реальность или миф», The Journal of Modern History 31, №1 (1959): 46-51.
3. Марк Л. Клиффорд, Беспокойный тигр: бизнес, бюрократы и генералы в Южной Корее, (США: Книга Восточных ворот, 1994).
4. Саконг Ил, Корея в мировой экономике (Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики, 1993).
5. Клиффорд.
6. Трой Стангароне, «Корея и глобальная сцена: путь от войны в Корее к председательству в G-20», Корея, которую мы любим, (Корея: Pica Books, 2010), 106144.