Исламиский такфир
«Научный аспект №2-2019» — Гуманитарные науки
Третьяк Анастасия Николаевна – студент Пятигорского государственного университета по специальности «Исламский теолог».
Аннотация: Ислам является самой молодой мировой религией. Число приверженцев ислама достигло 1,8 млрд. человек. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85%) составляют сунниты, остальные — шииты. Целью данной научной работы стало рассмотрение различий между этими двумя основными направлениями ислама. Итогом исследования стала сравнительная таблица, показывающая различия между взглядами суннитов и шиитов в мировоззрении ислама. Сравнительная таблица представлена впервые и имеет научно-практическую значимость среди статей и докладов, родственных по тематике.
Ключевые слова: Мировоззрение ислама, суннизм, шиизм, различия в толковании ислама, сравнительный анализ суннизма и шиизма.
«Формирование исламского богословия восходит к IX-XII векам. Проповедник единобожия и пророк ислама — пророк Мухаммед (571—632гг.). Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) — это центральная фигура в религии после Аллаха» [1]. Священная книга мусульман — Коран. Вторым по значимости источником исламской веры и права является Сунна, которая представляет собой сборник преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда.
«Специфика ислама такова, что никогда не существовало единой узаконенного ортодоксального учения-доктрины, что имеет принципиальное значение для понимания механизма функционирования ислама как идеологической системы. Возможность различных толкований религиозных и догматических вопросов в исламе была обусловлена также противоречивостью основных источников мусульманского учения — Корана и Сунны. В связи с этим ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм» [2].
Согласно большинству источников, примерно 85 – 87 % мусульман всего мира составляют сунниты, шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских течений и сект – приблизительно 15 %.
Политические причины повлияли на раскол в исламском сообществе.
«Во время Первой фитны, когда произошло столкновение войск халифа Али и сирийского наместника Муавияхаммада ибн Абу Суфияна, они договорились о разрешении спора. Но в итоге этот процесс не привел к ожидаемому результату, и часть армии Али заявила, что идея третейского суда противоречит утверждению о том, что суд принадлежит только одному Аллаху. Они раскаялись. Однако Али заявил, что судебное разбирательство в исламе действительно является собственностью Аллаха. По его словам, исполнение приговора лежит на людях, которые должны вынести решение, что и является «судом Аллаха». В ответ эта группа отделилась от армии Али и обвинила его самого и его сторонников в неверии, осуществив тем самым такфир» [3].
Таким образом, определением слова «такфир» в исламе считается обвинение в неверии (куфре). Признаки и процесс перехода из веры в неверие есть предмет споров среди мусульманских течений.
«Так, во второй половине VII века, после окончания правления Али ибн Абу Талиба в Арабском халифате, возникли споры о том, кто займет его место. Учитывая, что Али был зятем пророка Мухаммада, центральной фигурой в религии ислама после Аллаха, часть мусульман считала, что власть должна переходить к его потомкам. Их стали называть «шиитами», что в переводе с арабского означает «власть Али». Другие последователи ислама, однако, поставили под сомнение исключительную привилегию этого рода и предложили, чтобы другой кандидат от потомков Мухаммада был избран большинством голосов мусульманской общины. Свою позицию они объяснили отрывками из сунны, поэтому стали известны как «сунниты»» [4].
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, которого придерживается большинство мусульман мира, называется суннизмом: его сторонники признают законность сунн. В X – XI вв. суннизм приобрёл очертания самостоятельного течения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу.
«Отличительной особенностью суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского языка – «поведение», «стиль действий») — это свод правил, который регулирует все аспекты жизни верующего мусульманина, основанных на преданиях о действиях и высказываниях пророка Мухаммеда.
Суннитские последователи называют себя «ahl al-Sunna wa-l-Jamaa» (народ Сунны и согласия общины), продолжая дела и традиции пророка Мухаммада. Приверженцы сунн следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, закрепленным в священных традициях, и идее общинного лидерства в решении насущных проблем. Когда выбирается глава мусульманской общины, суннитский ислам формально опирается на «согласие всей общины». С X века халиф стал мусульманским первосвященником, практически полностью утратившим политическую власть» [5].
Сунниты не остались едиными. В VIII-IX веках в суннизме появилось мутазилитское течение. Мутазилиты пытались толковать мусульманскую веру в рациональном духе, доказывали «справедливость» Бога, наличие свободной воли человека, признавали Коран как книгу, написанную людьми, а не созданную Богом. Они придерживались справедливости и единобожия. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, которые искали поддержки своей власти в этой секте. Но вскоре в конце IX века реакционное фанатично настроенное духовенство взяло верх в халифате, мутазилиты стали подвергаться преследованиям.
Однако идеи этого течения ислама оставили свой след в дальнейшем развитии мусульманской теологии.«Наибольшие противоречия исламской религии были вызваны появлением шиитского ислама («шия» по-арабски — партия, секта). Считается, что шиитское движение проявило недовольство и борьбу персов против арабских завоевателей, т.е. представляло собой своего рода религиозный снаряд национального антиарабского движения в Иране. Отчасти это так, но этот вид шиизма сформировался не сразу, а только после этих событий» [6].
После смерти пророка Мухаммада сформировалась группа мусульман, считавших, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммада, и Али, его двоюродному брату).
«Главной особенностью шиитского ислама является убежденность в том, что законными наследниками пророка Мухаммада могут быть только его потомки — имамы, а «избранные» общиной халифы являются незаконными. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную во времена первых халифов легенд пророка.
В средние века происходило интенсивное развитие воззрения на религиозно-философскую систему шиизма, которая в VIII веке была разделена на два основных течения — умеренное и экстремальное, которые, в свою очередь, были разделены на многочисленные школы. Поскольку в Коране нет прямого упоминания об Али, последователи шиизма использовали аллегорическое толкование отдельных выражений Корана для обоснования права правопреемников на высшее руководство мусульманской общины (имамата)» [7].
В религиозно-философской трактовке имамат выступает как важнейшая космическая сила, как источник вечного божественного света, а имамы — как исполнители заповедей Аллаха, высшие и неоспоримые авторитеты как в вопросах веры, так и в вопросах земной жизни.
Большинство последователей шиизма живут в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Йемене, и Ливане.
Общеизвестно, что сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут – Коран, совместно отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Однако в их мировоззрении есть отличие. Это — отвержение постулата о духовных истоках халифата.
Сунниты признают только Пророка Мухаммада, в то время как шииты одинаково почитают двоюродного брата Али, как и Мухаммада. Поэтому высшие органы власти этих течений выбираются по-разному. У суннитов есть свои избранные или назначенные священнослужители, а шииты должны иметь представителя высшей власти исключительно от рода Али. Это является основным противоречием течений.
В свою очередь суннитов и шиитов есть различное отношение к куфре.
В суннизме верят, что человек, совершивший большие грехи, не становится неверующим, а становится грешным мусульманином (Фасик). Действия людей связаны с их верой. Сунниты говорят о неверии, если человек отрицает существование Аллаха, Коран или любую его часть, одного из пророков, упомянутых в Коране и хадисах.
В таблице 1 более подробно дана сравнительная характеристика двух основных направлений ислама суннизма и шиизма.
Таблица 1. Сравнение суннизма и шиизма.
Сравнительная характеристика исламских течений |
Исламские течения |
|
Суннизм |
Шиизм |
|
По передаче власти |
Передача власти путем всенародного голосования. |
Властью должно быть правопреемство, передаваемое только потомкам праведного халифа Али и/или дочери пророка Мухаммада — Фатимы. |
По сборникам хадисов |
Признаны 6 сборников хадисов: 1. Сахих аль-Бухари 2. Сахих Муслима 3. Сунан Ибн Маджа 4. Сунан Абу Давуда 5. Джами ат-Тирмизи 6. Сунан ан-Насаи |
Почитают 4 сборника хадисов: «аль-Кафи»; «Ман ля яхдурух аль-факих»; «Тахзиб аль-ахкам» и «аль-Истибсар». |
По отношению к мута |
Запрещён |
Разрешён. Количество временных браков не ограничено. |
По юридическим школам |
4 общепризнанных мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. |
Распространён джафаритский мазхаб. |
По непогрешимости имамов |
Все люди кроме пророков имеют грехи. |
Имамы непогрешимы во всех делах, поступках, принципах и вере. |
По местам паломничества (зиярат) |
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы. |
Помимо трех мечетей (Запретная мечеть, Пророческая мечеть и мечеть Аль-Акса) шииты совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна. |
По отношению к Махди |
Последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия (масих), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). |
Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом. |
По отношению к такие |
Такия имела лишь теоретическое значение. |
Такия может быть использована как для личной безопасности, так и во имя общественных интересов. |
Представленная выше таблица указывает на явные отличия в мировоззрении суннитов и шиитов.
Между тем, у суннитов общепризнанны 6 сборников хадисов, а у шиитов — четыре. Шииты признают большинство хадисов достоверными, которые приведены в суннитских сборниках.
Юридические школы суннитов считали, что мусульманин может прибегнуть к благочестивому сокрытию своей веры (такия). Например, ханафитская школа признавала такию в случае возникновения смертельной опасности. Когда делается мысленная оговорка такия оправдана. «Средневековый исламский богослов Ибн Хасам разрешил внешнее проявление недоверия «в целях предосторожности»» [8]. Принцип такии занимает особое место и находит практическое применение в шиизме. В современном мире положение о такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство. В отличие от суннитов, допустивших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали ее как долг и обязанность общественного значения.
Общая религия не смогла повлиять на развитие противоречий в странах ислама. Доказательством тому являются различные течения в мусульманской религии, возникшие после раскола. Суннизм и шиизм по праву считаются наиболее важными из них. Несмотря на различия, эти два направления ислама объединяет общая вера, общие традиции, общая первоначальная история и общие интересы в современном мире.
Список литературы
- Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с.
- Аль-Тантауи А. Общее представление об Исламе. Баку, 2002. – 165 с.
- Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., «Высшая школа», 1988. – 276 с.
- Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: «Международные отношения», 1991. – 215 с.
- Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей. М., «Наука», 1982. – 496 с.
- Ислам. Религия, общество, государство. М., «Наука», 1984.
- Музаффар М.Р. Вопросы идеологии с точки зрения шиизма. Кум, Всемирная ассоциация «Ахль-еБейт», 1998. – 384 с.
- Табатабаи М.Х. Шиизм в Исламе. Всемирная ассамблея «Ахль-аль-бейт», Кум. 1998. – 267 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Ислам и религиозные течения на основе Корана
Сегодня последователи Мухаммеда проживают практически во всех странах мира, а в 28 государствах ислам является государственной религией. Однако, как и в других крупных конфессиях (христианство, буддизм), в исламе имеется большое количество различных течений – от достаточно толерантных до резко радикальных.
Многие из этих мусульманских течений, благодаря средствам массовой информации, сегодня на слуху у всего мира. Попробуем разобраться в особенностях того или иного направления этой многогранной и во многом загадочной для западного обывателя религии.
Сунниты
1. Адепты и распространение.
Суннизм является наиболее распространённым течением в исламе. Общее количество его последователей составляет 1млрд. 550 млн. человек, что составляет порядка 85 — 90% всех мусульман мира. Крупнейшие государства, где преобладают сунниты – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Саудовская Аравия, Турция. Большая часть мусульман бывшего СССР, в том числе и России, также исповедуют ислам суннитского толка. К суннитам относятся как вполне миролюбивые религиозные течения, так и многие исламские фундаменталисты («Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Талибан»).
2. Название.
На арабском языке полное наименование суннизма звучит как «ахль-ас-сунна валь-джамаа» (أهل السنة والجماعة) – «люди сунны и согласия общины». Сунна – сборник преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Таким образом, первая часть данного арабского названия осмысливается как «следующие по пути пророка». Джамаа по-арабски означает «единство», что традиционно трактуется как признание миссии всех сподвижников Мухаммеда в развитии ислама.
3. История появления.
Истоки суннизма восходят к концу 7 – началу 8 веков, когда в результате борьбы за власть между первыми халифамив мусульманском обществе произошёл раскол. Как следствие политической и религиозной смуты, в исламе появляется большое количество местных течений и сект. В этих условиях ряд наиболее видных исламских богословов, таких как аль-Басри, ан-Нахаи, абу-Хани-аль-Куфи, попытались систематизировать религиозные знания, «очистив их от посторонних примесей». Как итог – в начале 8 века появился суннизм, как воплощение «традиционного ислама», противостоящего еретикам и раскольникам.
4. Идеология и обычаи.
Главными отличительными признаками суннизма являются: Признание шести сборников преданий о высказываниях и деяниях пророка (хадисов), составленных наиболее авторитетными учёными-мухаддисами, в качестве единственно достоверных источников. Признание единственно легитимными четырёх школ шариатского права (масхабов) — малакит, шафиит, ханафит, ханбалит. Признание трёх религиозных школ изучения и преподавания исламских догматов, как символов истинной веры (ахль-уль-асар, ашарит, аль-матуридийа). Признание правления четырёх первых халифов законным и праведным. Все остальные существующие в исламе догмы, учения и трактовки традиционный суннизм считает ересью и вероотступничеством.
Особое значение адепты суннизма придают сунне, которая наряду с Кораном является основным источником религиозных знаний. Высшим религиозным лидером у суннитов является халиф.
Шииты
1. Адепты и распространение.
Шиизм является вторым по значимости и численности направлением ислама. Число последователей шиизма составляет около 150 миллионов человек (10% от всех мусульман). Данному течению следуют большинство верующих в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Исповедуют шиизм треть жителей Ливана и Кувейта, Йемена и 1/5 часть жителей Афганистана и Саудовской Аравии. Среди шиитских организаций наибольшую известность в мире имеет «Хезбалла» — ливанская вооружённая группировка, активно участвующая в конфликтах на Ближнем Востоке (Арабо-Израильские конфликты, гражданская война в Ливане и в Сирии).
2. Название.
В переводе с арабского «ший-а» ( ) означает «последователь, приверженец». Под этим подразумевается убеждённость шиитов в том, что их путь следования веры — единственно правильный. Другая версия гласит, что такое наименование шииты получили за поддержку, оказанную ими двоюродному брату пророка – халифу Али в его войне с халифами Омейядами (сторонниками суннизма).
3. История появления.
Появление шиизма относят к периоду «великого раскола» единой мусульманской уммы (общины) в конце 7 века. Как результат, ислам распался на несколько течений, одним из которых и стал шиизм. В ходе внутренней междоусобицы часть уммы, будущие шииты, выступили на стороне Али, последнего из «праведных халифов».
4. Идеология и обычаи.
В отличие от суннитов, шииты признают единственным праведным халифом Али абу-Талиба, двоюродного брата и сподвижника пророка. Его потомки, имамы, считаются его единственно законными духовными наследниками. В этом состоит ещё одно отличие шиитов от суннитов: сунниты полагают должность халифа выборной из наиболее праведных последователей веры, в то время как в шиизме сан имама может наследовать только мужчина из рода Али.
Имамы в данной традиции считаются посредниками между Аллахом и верующими. Идеология шиизма базируется на пяти основных догматах веры: таухид (монотеизм), адль (вера в божественную справедливость), набувват (вера в исламских пророков), имамат (вера в праведность 12 имамов) и маад (вера в загробный мир).
Особенностью шиизма является вера в двенадцатого имама из рода Али – пророка Махди, который ушёл из нашего мира в пятилетнем возрасте и должен явиться вновь перед концом мира в виде мессии. В остальном же они, как сунниты почитают коран и общемусульманские святыни в Мекке и Медине. Но наряду с этим, в качестве святынь почитаются места, связанные с 12 праведными имамами (Кербела, Наджаф, Мешхед и т.п.). От времён гонений на шиизм сохранился принцип «сокрытия веры», согласно которому верующий для спасения своей жизни может внешне отказаться от своих убеждений, в душе оставаясь шиитом.
Шиизм, в свою очередь распадается на несколько течений, основное из которых – иснаашариты (двунадесятники). Среди других, более мелких общин можно назвать алавитов, друзов, исмаилитов, зейдитов.
Суфии
1. Адепты и распространение.
Суффизм – достаточно гибкое и многоликое явление в современном исламском обществе. Являясь частью суннизма, данное направление распространено во многих исламских странах. При этом, ввиду размытости и многоликости, точное число адептов этого учения установить достаточно сложно. На территории России суфизм особенно распространён на Северном Кавказе, где его последователи именуются мюридами.
2. Название.
Этимология слова «суфизм» (تصوف) восходит к арабскому «суф» — шерсть. Грубое шерстяное одеяние было традиционным для странствующих суфиев-аскетов. Другие версии происхождения названия – «ас-сафа» — «духовная чистота», или «ас-суфа» — нищие последователи Мухаммеда, кормившиеся с его стола.
3. История появления.
Возникновение суфизма относят к 7 – 8 веку, когда в традиционном исламе (будущий суннизм) возникло мистическо – аскетическое направление. Оформился суфизм в качестве обособленной части суннизма в 9 – 10 веках. В это время в разных частях халифата появляются суфийские школы, оформляются основы идеологии данного учения. В 12 – 14 веках суфизм становится важным фактором, влияющим на развитие исламского общества во многих странах. Развитие институтов суфизма сопровождалось увеличением числа его сторонников. Особенно это проявилось в Османской империи, где возникают многочисленные «братства» — таррикаты. В России особого развития суфизм достиг в 19 веке в Дагестане и Чечне, где было образовано государство мюридов во главе с имамом Шамилем.
4. Идеология и обычаи.
В основе учения суфиев лежит постулат аскетизма как основного пути духовного воспитания и роста. Богословы-суфии проповедовали презрение ко всем земным богатствам – деньгам, власти, пище и т.д. При этом отмечается большая роль мистицизма и даже эзотерики в данном учении. Учёные суфии всегда отличались склонностью к философскому осмыслению Корана и других священных писаний мусульман, разработке собственной теологической терминологии. Кроме этого, первоначально суфиям было свойственно строгое соблюдение положений Корана и неукоснительное следование сунне пророка.
Ученики суфийских богословов именовались мюридами, из среды которых вышло много теологов и моджахедов («борцов за веру»). Также непосредственно с суфизмом связан институт дервишей — мусульманских монахов-аскетов. В дальнейшем суфийские школы, расположенные в различных частях мира начинают испытывать влияние других религий и философских направлений, а само течение всё больше отдалятся от нужд и потребностей простых мусульман, замыкаясь в себе. За это суфизм часто подвергается критике со стороны адептов так называемого «чистого ислама».
Асария
Суннитская теологическая школа, главным направлением деятельности которой является акида, основанная на строго традиционалистском толковании положений Корана. Акида – один из столпов мусульманской религии, форма раскрытия истинности учения Мухаммеда посредством набора религиозных идей, догм, цитат пророков и т.д.
1. Адепты и распространение.
Последователями асарии являются в большинстве своём салафиты и члены других радикальных течений в суннизме. На сегодня они составляют лишь небольшую часть от общего числа верующих.
2. Название.
По-арабски название данной школы акиды звучит как «Ахль-уль-асар» (أهل الأثر ) — «люди предания». Что подразумевает следование пути Мухаммеда посредством сунны (сборника преданий о делах и мыслях пророка).
3. История появления.
Возникновение данной теологической школы относится к 9 веку, как результат борьбы за «чистый ислам». Основы асарии были разработаны богословом ибн-Ханбалем, который ставил главной своей целью борьбу против многочисленных еретических течений, основывавшихся на переосмыслении Корана и придании словам пророка неких метафорических значений.
4. Идеология и обычаи.
Особенностью асарии является осмысление высказываний Корана, основанное на дословном их понимании. Последователи асарии отрицают всяческие иносказательные толкования священного писания, считая их попытками исказить истинность веры. Асарии считают, что человек не должен давать своего толкования любому божественному аяту Корана, даже самому неясному и туманному.
Салафиты
Является одним из наиболее радикальных течений в суннизме. Последователи его активно выступают за «чистый ислам» и борьбу с «неверными», к которым они традиционно причисляют и своих оппонентов и внутри мусульманского сообщества. Понятие салафизм весьма расплывчато: в наиболее широком смысле, это обобщённое название для всех фундаменталистских направлений суннизма.
1. Адепты и распространение.
Салафизм в чистом виде более всего распространён на Ближнем Востоке – в Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии, Секторе Газа и Сирии. В России пик активизации салафитского движения пришёлся на годы конфликта в Чечне (1994 – 2009 гг.). Число его сторонников в мире значительно возросло в начале третьего тысячелетия, что проявляется в активизации ряда радикальных религиозно-политических организаций, идеологически тесно связанных с салафизмом: «Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Братья мусульмане», «Боко Харам», «Хамас», и т. п.
2. Название.
Салафия (سلفية) переводится с арабского как «предки», что связано с их борьбой за возврат к «вере праведных предков».
3. История возникновения.
Идеи салафизма, как призывов к возвращению «чистого ислама» можно усмотреть ещё в конце 7 века, во времена большого раскола мусульманской уммы (сообщества). В 18 — 19 веках идеи салафизма были взяты на вооружение борцами за национальное освобождение арабов от европейской и турецкой экспансии. Первоначальная, «не испорченная» вера предков пропагандировалась салафитами как основа побед армий «праведных халифов» над своими врагами.
Но в целом салафиты достаточно снисходительно относились к религиозным особенностям различных течений ислама. В ходе преследования властей, многие салафитские проповедники вынуждены были бежать на родину пророка — в Саудовскую Аравию. В итоге салафия тесно переплелась с господствующим там ваххабизмом, вобрав в себя многие его радикальные положения, превратившись в довольно экстремистское и непримиримое течение.
4. Идеология и обычаи.
Главное положение, на котором основана салафия, это тахиуд – вера в единого Бога. Кратко тахиуд выражается изречением «Нет Бога кроме Аллаха». Главной сферой деятельности салафитов является борьба за очищение веры от различных нововведений. Истинный ислам для них – это вера, бытовавшая во времена Мухаммеда и четырёх «праведных халифов». Все же остальные наслоения и традиции салафиты называют «бида» — ересь.
Так, салафия запрещает совершать паломничество к могилам мусульманских святых, в том числе и к мавзолею Мухаммеда, обосновывая это как возрождение культа усопших. В салафии запрещено обращаться с молитвами или просьбами о заступничестве к пророку или иным святым, поскольку «на всё на земле есть воля Аллаха», и только ему дано управлять судьбой человека. Салафиты отрицательно относятся к любым мусульманским философским или правовым школам, считая их попытками переосмысления, искажения положений Корана.
К примеру, салафиты крайне отрицательно относятся к попыткам суфиев философского постижения Корана и сунны. Между тем, салафия не является однородным течением. Внутри неё имеются как фундаменталистские организации, действующие методами террора, так и миролюбивые направления, отрицающие всякое насилие. К числу последователей мирной борьбы за чистоту ислама, с помощью проповеди и убеждения, относятся салафиты-пуристы.
Ваххабиты
1. Адепты и распространение.
Центром ваххабизма в современном мире является Саудовская Аравия, где он принят в качестве государственной религии. Кроме этого, идеи ваххабизма распространены среди многих исламских радикалов во всём мире. Ваххабизм сегодня часто отождествляют с салафией, хотя первоначальные истоки этих двух течений были различны. В Россию ваххабизм проник в конце ХХ века, распространившись по большей части на Северном Кавказе, особенно в Чечне и Дагестане (так называемый «Имарат Кавказ»).
2. Название.
Своё название «аль-Ваххабия» (الوهابية ) течение получило по имени своего основателя, саудовского богослова Абд аль-Ваххаба.
3. История возникновения.
Ваххабизм в исламе является достаточно новым течением, возникшим всего лишь три столетия назад. В основе движения лежит социальный протест низших слоёв населения. Как считается, ваххабизм распространился среди кочевых племён Аравии в виде протеста против обогащения городской знати и купечества. Первым проповедником новых идей отказа от излишков материальных благ и единению всего исламского сообщества выступил проповедник аль-Ваххаб. Позже племена бедуинов под флагом ваххабизма вели удачную национально-освободительную борьбу, позволившую им освободиться от власти Османской империи. Сегодня ваххабизм продолжает оставаться основной религией Саудовской Аравии, которая всячески способствует его распространению во всём мире.
4. Идеология и обычаи.
По своей идеологии ваххабизм близок к другому радикальному течению ислама – салафии. В ходе своего развития данные направления в значительной мере переплелись, став, по сути, синонимами. Борьба за «чистоту веры», возврат к исконному исламу времён Мухаммеда, отмена всех привнесённых позднее изменений в мусульманскую традицию являются главной целью ваххабитского учения.
Мутазалиты
1. Адепты и распространение.
В настоящее время мутазалиты является малочисленной философской школой в исламе шиитского толка. Последователи мутазалита встречаются в разных странах мира, при этом не играя нигде активной роли в жизни общества.
2. Название.
Мутазалит (المعتزلة) переводится как «отделившиеся, отшельники». Сами себя называют «последователи справедливости и единобожия».
3. История возникновения.
Возникновение мутазалитства относят к периоду большой смуты в мусульманской умме (конец 7 – начало 8 веков). Часть исламской общины, поддержавшая неудачное восстание Зейда ибн-Али против власти халифов Омейядов, подверглась преследованию и репрессиям. В результате они вынуждены были скрываться в пустынях, горах и прочих уединённых местах, что и послужило причиной их названия. После свержения династии Омейядов, гонения на мутазалитов прекратились и они смогли занять высокие посты при Дамасских и Багдадских халифах. Расцвет мутазалитства пришёлся на 9 – 12 века, после чего их влияние на жизнь мусульманского общества пошло на спад.
4. Идеология и обычаи.
Мутазалитство во многом схоже с другими шиитскими течениями ислама – зейдизмом или хариджизмом. В основе мутазалитства лежат пять постулатов: божественная справедливость, единобожие, неотвратимость божьего наказания, возможность промежуточного состояния человека (между верой и неверием), борьба со злом.
Хуситы и зейдиты (джарудиты)
1. Адепты и распространение.
Зейдизм достаточно широко распространён в шиитском мире – в Йемене, Иране, Ираке. Общая численность зейдитов на данное время – порядка 8 миллионов человек. При этом хуситы являются йеменскими последователями зейдизма.
2. Название.
Зейдизм получил своё название по имени основателя — Зейда ибн-Али. Хуситы – йеменские зейдиты, участники вооружённой группировки «Ансарулла». Получили своё прозвище в честь основателя и лидера этой группировки, Мухаммеда аль-Хуси, погибшего в 2004 году в гражданской войне в Йемене.
3. История возникновения.
Зейдиты являются последователями Зейда ибн-Али, внука первого шиитского имама. В начале 8 века Зейд поднял восстание против Омейядских халифов, но потерпел поражение и был убит.
4. Идеология и обычаи.
Зейдиты, несмотря на свою принадлежность к шиизму, во многом имеют сходство и с суннитами. Так, они отрицают учение о пришествии мессии Махди, божественную сущность имамов. Но при этом они являются одним из самых радикальных и воинственных направлений в шиизме, считающих, что имамом достоит стать только тот из рода Али, кто возьмёт в руки меч борьбы за халифат.
Хариджиты (ибадиты, азракиты, надждиты и т.д.)
1. Адепты и распространение.
Сегодня хариджиты распространены главным образом на юге аравийского полуострова . В султанате Оман ибадиты, одно из хариджитских течений, является преобладающим среди местных мусульман.
2. Название.
По арабски «хариджит» (خوارج) переводится как «покинувший, вышедший». Связано это с тем, что именно хариджиты стали первой религиозной группой, открыто отмежевавшейся от традиционного ислама.
3. История возникновения.
Своё происхождение все хариджиты ведут от воинов халифа Али, которые взбунтовались после заключения им перемирия с Омейядскими халифами. В результате халиф Али ибн-Талиб был убит, а восставшие создали на юге современного Ирака собственное государство. В дальнейшем хариджиты разделились на несколько течений – ибадиты, мухаккимиты, азракиты, надждиты и т.д.
4. Идеология и обычаи.
В целом религиозная идеология хариджитов не противоречит суннитской. Разница заключается в том, что они признают праведными лишь двух первых халифов. Двоюродного брата пророка Али ибн-Талиба, почитаемого и суннитами и шиитами, они вообще считают вероотступником. Наиболее воинственные направления хариджизма (азракиты и надждиты) практикуют методы убийств политических и духовных противников, что по их мнению восходит к убийству первыми хариджитами халифа Али.
Исмаилиты
1. Адепты и распространение.
На настоящий момент в мире насчитывается около 15 миллионов исмаилитов, являясь одним из крупнейших шиитских направлений. Проживают в основном на территории Ирана, Ирака, Средней Азии, а также на юге Саудовской Аравии.
2. Название.
Наименование происходит от основателя течения, Исмаила.
3. История возникновения.
Возникновение исмаилизма восходит к 765 г., когда шестой имам шиитов лишил своего сына, Исмаила, права наследовать духовную власть. Причиной послужили радикальные настроения наследника, стремившегося вступить в борьбу за власть с Омейядскими халифами. В результате в среде шиитов произошёл раскол: наиболее радикальные признали своим имамом Исмаила. Расцветом исмаилизма принято считать 10 – 12 века, когда на территории Египта существовало государство исмаилитов со столицей в Каире, а сама религиозная доктрина распространилась от Афганистана и Средней Азии до Магриба.
4. Идеология и обычаи.
Данное течение во многом вобрало в себя фрагменты соседних религий и культов: зороастризма, христианства, иудаизма. Главным отличием исмаилитов от остальных шиитов заключается в принятие ими догмы о божественной сущности всех шести пророков, от Адама и Авраама до Иисуса и Мухаммеда. По представлению исмаилитов, Аллах вселил в сущность каждого из них часть своей божественной сути. В качестве мессии они признают не имама Махди, а своего основоположника Исмаила.
Друзы
1. Адепты и распространение.
Численность друзов на 2016 год составляет порядка 1,5 миллионов человек. Проживают они по большей части на Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане, Израиле.
2. Название.
Слово «друз» является видоизменённым от имени Дарази, шиитского богослова, проповеди которого легли в основу религиозного учения друзов. Между тем, сами себя друзы называют «мувахиддун» («люди единого Бога»).
3. История возникновения.
Большая часть друзов происходит из южноливанских племён, поэтому данное течение является не только религиозным, но и этническим. Религия друзов возникла в 10 веке под влиянием проповедей Дарази. Этнически друзы представляют собой смесь арабов с местными племенами – самаритянами, потомками хеттов и арамеев. В религиозном смысле друзы образовались как одна из ветвей исмаилитов.
4. Идеология и обычаи.
Особенностью данного направления является то, что принять веру друзов постороннему человеку невозможно. По религиозной доктрине, стать друзом может только человек, родителями которого были друзы. Это привело к формированию друзов как обособленной этнической группы, со своими традициями и обычаями. В целом же религия друзов полна изотерики и мистицизма. Так, они единственное мусульманское течение, которое проповедует догму о переселении душ после смерти. Друзы не соблюдают обязательный для других мусульман пост, также у них не обязательна молитва и запрещено многожёнство. В то же время они признают Аллаха единым Богом, а Мухаммеда – его пророком.
Алавиты, алевиты
1. Адепты и распространение.
Общая численность превышает 3 миллиона человек. Проживают алавиты в Сирии, Ливане и Турции.
2. Название.
Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» — у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).
3. История возникновения.
Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.
4. Идеология и обычаи.
По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.
Такфириты
1. Адепты и распространение.
Наиболее консервативно настроенная часть суннитов. По своей сути очень сходна с другими экстремистскими течениями.
2. Название.
Слово «такфир» по-арабски означает «обвинение в неверии». В этом и выражается основная суть данного учения.
3. История возникновения.
Такфиризм возник в середине ХХ века в тюрьмах Египта, среди наиболее радикальной части «Братьев мусульман». Идеологической основой такфиризму послужили сочинения одного из салафитских идеологов Кутба (казнён египетскими властями в 1966 г.).
4. Идеология и обычаи.
Главной своей целью такфириты ставят, как ясно из названия, обвинение в неверии. При этом в неверии обычно обвиняются не отдельные личности, а целые исламские течения и группы, которым затем объявляется джихад. Такфириты отличаются экстремизмом даже на фоне таких радикальных течений как салафизм и ваххабизм, которые выступают за единение мусульманских общин.
Матуридиты
1. Адепты и распространение.
Философская школа, распространённая среди суннитов. Распространена от Индии до Европы.
2. Название.
Происходит от имени аль-Матуриди, основателя данного течения.
3. История возникновения.
Течение возникло в Х в., основоположником его был самаркандский теолог аль-Матуриди. Окончательно идеи матуридизма сформировались к 13 веку. Последователями матуридитской философской школы были правители Османской империи.
4. Идеология и обычаи.
Матуридиты большое значение уделяют изучению хадисов – высказываний и свидетельств о делах и мыслях Мухаммеда. В отличие от сторонников «чистого ислама» возводят в культ почитание могил и мавзолеев праведников. Считают, что наказание за грехи не может быть вечно, и по искуплению их души из ада перемещаются в рай, где могут лицезреть Аллаха.
Кораниты
1. Адепты и распространение.
В мире насчитывается несколько сот тысяч последователей этого философско-религиозного течения. Его последователи спорадически распределены среди суннитских общин во многих странах.
2. Название.
Происходит от главной книги мусульман – Корана.
3. История возникновения.
Основателем считают ан-Наззама, афганского философа 9 века. Современный коранизм основывается также на трудах индийского хадисоведа Джараджпури.
4. Идеология и обычаи.
От традиционного ислама кораниты отличаются тем, что признают только Коран в качестве священного писания, отвергая сунну пророка. Также ими отвергаются обязательное ношение хиджаба, бороды, отрицается обязательность хаджа и обрезания. Допускают принятие женщиной сана имама.
В чем разница между мусульманами-суннитами и шиитами?
Ближний Восток
Это разделение уходит своими корнями в раскол между суннитскими и шиитскими дисциплинами ислама, возникший 1400 лет назад.
Элизабет Чак после того, как саудовцы казнили видного шиитского оппозиционного священнослужителя шейха Нимра ан-Нимра.
Региональное соперничество в основном связано с тем, кто обладает наибольшей политической силой на Ближнем Востоке, но его корни уходят в раскол между суннитской и шиитской дисциплинами ислама, возникший 1400 лет назад.
Саудовская Аравия является самым могущественным поставщиком суннитского ислама, намного превосходящего более крупную секту. Иран является сердцем шиитского ислама.
Вот краткий пример раскола между сектами:
Каково происхождение суннитско-шиитского раскола?
Разделение восходит к 632 году нашей эры, когда умер исламский пророк Мухаммед и возникли споры о том, кто должен стать его преемником.
Обе стороны согласились, что Аллах — единственный истинный Бог и что Мухаммед был его посланником, но одна группа (которая в конечном итоге стала шиитами) считала, что преемником Мухаммеда должен быть кто-то из его родословной, в то время как другая (которая стала суннитами) считала благочестивый человек, который будет следовать обычаям Пророка, был приемлем.
«Первоначальный раскол между двумя крупнейшими сектами ислама произошел не из-за религиозной доктрины. Он был вызван политическим лидерством», — сказал Робин Райт, совместный научный сотрудник беспартийного Института мира США и Центра Вудро Вильсона.
Бахрейнские женщины делают жест в сторону полиции по охране общественного порядка, которая преследовала протестующих против казни Саудовской Аравией шиитского священнослужителя шейха Нимра аль-Нимра в Джидхафе, Бахрейн. Хасан Джамали / APЧто общего у суннитов и шиитов?
И сунниты, и шииты читают Коран, изречения Пророка. Оба верят, что пророк Мухаммед был посланником Аллаха. И оба следуют пяти принципам ислама: они постятся во время Рамадана, обязуются совершить паломничество в Мекку, совершать ритуальные молитвы (включающие пять ежедневных молитв), раздавать милостыню бедным и присягнуть своей вере.
Их молитвенные ритуалы почти идентичны, с небольшими вариациями: например, шииты будут стоять с руками по бокам, сунниты кладут руки на живот.
Они оба верят в исламский закон, но по-разному его применяют.
Чем отличаются сунниты от шиитов?
Их убеждения относительно того, кто должен был стать преемником пророка Мухаммеда, являются ключевым богословским различием между ними.
Сунниты также имеют менее развитую религиозную иерархию, чем шииты, и интерпретация этих двух сект исламских школ права различна. Шииты придают людям возвышенный статус, который дается только пророкам в Коране, часто почитая священнослужителей как святых, тогда как сунниты этого не делают.
Сколько представителей каждой секты?
Подавляющее большинство — от 85 до 90 процентов — из более чем 1,6 миллиарда мусульман мира — сунниты. Шииты составляют от 10 до 15 процентов всех мусульман, а их население во всем мире оценивается менее чем в 200 миллионов человек.
В то время как сунниты доминируют в мусульманском мире, от Западной Африки до Индонезии, шииты расположены в центре, с подавляющим большинством в Иране, преобладающим населением в Ираке и значительным населением в Сирии, Ливане и Йемене.
Элизабет Чак
Элизабет Чак — репортер NBC News, специализирующийся на вопросах здоровья и психического здоровья, особенно на проблемах, затрагивающих женщин и детей.
В чем разница между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами?
Понимание различий между двумя наиболее многочисленными ветвями ислама необходимо для понимания многих геополитических конфликтов на Ближнем Востоке, а также напряженности в сообществах диаспор на Западе. Ким Нотт и Мэтью Фрэнсис рассмотрели несколько ключевых вопросов в контексте.
Порочный и разрушительный цикл насилия в Ираке между суннитскими и шиитскими группами слишком часто напоминает об опасности межконфессионального конфликта. Имея это в виду, возможно, неудивительно, что различия между этими общинами часто обвиняют в напряженности между мусульманами не только на Ближнем Востоке, но и в других местах. Однако суннитские и шиитские общины имеют гораздо больше общего в своих верованиях и обычаях, чем различий. Фактически, в странах, где население и доступ к власти относительно равны, они, как правило, мирно сосуществуют. Обычно конфликт возникал из-за дисбаланса сил или геополитического конфликта (например, между Ираном и Саудовской Аравией), а не из-за идеологических различий. Действительно, в некоторых странах межконфессиональные конфликты чаще возникают между различными суннитскими группами, чем между суннитскими и шиитскими общинами.
Шииты составляют около 10% (примерно 162 миллиона) мусульманского населения мира и составляют большинство в пяти странах: Азербайджане, Бахрейне, Ливане, Иране и Ираке.
Сходства
Обе общины разделяют следующие основные исламские верования и практики:
- Коран – Все мусульмане-шииты и сунниты признают центральное место ‘ использовать поврежденную версию текста.
- Хадисы. Мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты опираются на хадисы, хотя склонны отдавать предпочтение разным сборникам высказываний.
- Пять столпов ислама. Обе группы также признают пять столпов ислама (Шахада, заявление о том, что «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед — Его посланник»; Салах, молитва; Закят, благотворительность; Саум, пост. в месяц Рамадан; хадж, паломничество в Мекку.)
Шиизм не следует рассматривать как более позднее ответвление суннитского ислама – оба они приняли свои нынешние формы только в девятом веке н.э., после окончания была завершена линия шиитских имамов и сборник изречений (хадисов) Пророка. Оба считаются ортодоксальными, и университет Аль-Азхар в Каире (старейший в мире мусульманский университет и суннитское учреждение) признает оба в своей учебной программе. Во многих частях мира сунниты и шииты мирно жили вместе и даже вступали в смешанные браки.
Различия
Основное идеологическое различие касается вопросов религиозной власти и лидерства всех мусульман после смерти Пророка. Те, кто следовал за ближайшим сподвижником Пророка (Абу Бакром), стали известны как сунниты (последователи примера Пророка – Сунны). Те, кто следовал за двоюродным братом и зятем Пророка (Али), стали известны как шииты (последователи партии Али – Шиату Али). Сунниты сосредотачиваются на том, чтобы следовать примеру Пророка, тогда как шииты сосредотачиваются на происхождении семьи Мухаммеда через серию имамов.
С 1970-х годов, и особенно после Иранской революции 1979 года, в некоторых частях Ближнего Востока нарастала напряженность между суннитскими и шиитскими общинами. Иранская революция привела к возникновению шиитской теократии, которая с тех пор поддерживает шиитов в Ираке, Саудовской Аравии и Бахрейне, а также поддерживает «Хизбаллу» (Ливан), ХАМАС (Газа) и сирийский режим Башара Асада. . Правительства Ирака и Сирии, в которых доминируют шииты, совершали насилие против суннитского населения. Точно так же основополагающий союз между ваххабизмом и правителями Саудовской Аравии привел к маргинализации шиитских движений там, а шиитские общины в Ираке подверглись крайнему насилию со стороны суннитского ИГИЛ.