Щит и меч Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Эсминец и фрегат: разговор о будущем

Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.


Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…

А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.

И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!

Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.


Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.


А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».


И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!

Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.

А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…

То есть, кто что хочет, то и творит.

С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.

Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.


Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.

Зато в это время появился миноносец.


Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.


А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.


Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.

Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.

У американцев во время войны были свои корабли, аналогичные по характеристикам английским фрегатам. Их отнесли к подклассу эсминцев: DES — Destroyer Escort Ships — эскортный эсминец.


После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.

Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.

Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.

Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.

Фрегат «Адмирал Горшков»

А вот в плане вооружения все не так однозначно.

Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.

Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».

Зенитно-ракетное вооружение лучше у фрегата, однозначно «Редут» лучше «Урагана» (это морская версия «Бука»). Ракет в залпе больше у эсминца, но все-таки «Редут» — новое поколение.

Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.

Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».

Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.

В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.

Здесь стоит посмотреть на опыт КНР. Китайцы значительно разнесли между собой два класса кораблей. Эсминцы типа 052Д «Куньмин», которые составляют основу ударных морских сил, имеют водоизмещение 7500 тонн и несут оружие в 64 ПУ.


Фрегаты типа 053Н3 «Цзянвей-2» значительно легче (2500 тонн) и оружие несут по минимуму, как нормальные фрегаты: 8 ПУ для ПКР и 4 ПУ для ЗРК.


Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».

Разница между классами, как это ни странно, сегодня начинает стираться. На наших страницах уже говорили о том, что «Арли Берк» — это ¾ «Тикондероги», а если взять и поставить рядом с американским крейсером новый китайский эсминец проекта 055, то станет ясно, что толи крейсер очень легкий (9 800 тонн), то ли китайский эсминец раскормили (12 000 тонн). Но крейсер меньше эсминца – это как-то в картину не вписывается.

Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.

И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.

Простите, но где тогда разница?

По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.

Да и крейсеров как таковых в мире не так уж и много. Если серьезно – то 2,5 тяжелых российских крейсера, 3 ракетных крейсера и 22 американских «Тикондероги» — это в общем, все крейсера на сегодня. Не так уж и много, а учитывая более чем ветеранский возраст крейсеров, то можно предположить, что через 10 лет от этого отряда останутся считанные единицы.

И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».

В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.

Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.

По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли. В настоящее время распространено деление: корабль — военный, судно — гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Броненосец

Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.

Батарейный броненосец

Казематный броненосец

Барбетный броненосец

Башенный броненосец

Щит и меч Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.


Макет корвета “Дерзкий”

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Боевые системы «верхней полусферы корвета»

Наиболее острым вопросом «верхней полусферы» перспективного корвета ОВР является «вопрос ИБМК». Реализация «пагод» ИБМК «новых скомплексированных антенн» на корветах ОВР будет оправданна только в том случае, если это обеспечит снижение стоимости радиоэлектронных средств (РЭС) «верхней полусферы» корвета. С учетом необходимости массовой серийной постройки новых корветов никакие оправдания «технического прогресса» не могут быть приняты на фоне резкого увеличения стоимости РЭС корвета в исполнении ИБМК.

Есть достаточно эффективные и серийные современные РЛС, ОЭС, средства РЭБ в «отдельной комплектации» — их и необходимо ставить на новые корветы.

ЗРК. С учетом необходимости большой серии корветов ОВР и высокой стоимости ЗУР ЗРК «Редут» оснащение им корветов ОВР нецелесообразно. Наиболее перспективным представляется ЗРАК «Панцирь-М», с обеспечением применения не только ЗУР, но и дальнобойных УР типа «Гермес-К». Однако в своем развитии «Панцирь» существенно «перерос» зону самообороны, а с учетом дальности обнаружения ПКР современных экспортных версий РЛС типа «Фрегат» менее 15 км, является для отражения ударов ПКР «избыточным». Здесь весьма целесообразным может оказаться ЗРК с более дешевой и компактной ЗУР «Сосна-Р», однако окончательные выводы о возможностях всех ЗРК (включая предложения по «оморяченому Тору») необходимо делать по результатам сравнительных испытаний в условиях максимально приближенных к боевым.

Артиллерия. В качестве перспективных среднекалиберных артсистем ВМФ приняты А-190 и А-192 калибра 100 и 130мм. Однако в отсутствии управляемого снаряда (УАС), эффективность 100мм артсистемы не сильно превышает 76мм АК-176 (с современной системой управления огнем), и одним из факторов снижения стоимости серийной постройки новых кораблей может быть установка артустановок АК-176М с выводимых из состава ВМФ кораблей.

При оценке малокалиберных артсистем ближнего рубежа (30мм) необходимо отметить 2 принципиально отличных способов наведения – «упреждения» (с расчетом упрежденной точки цели и ее «насыщением» потоком снарядов) и «совмещения». Принципиальным является то что способ «упреждения», обеспечивая значительно меньший расход боезапаса, требует очень высокой точности наведения и высокой скорострельности, при этом возможности одиночной артустановки АК-630М, недостаточны для надежного решения задачи ПВО от ПКР (решением чего стали системы «Дуэт», «Панцирь-М», «Палаш»). Однако одиночные АУ АК-630М является основой ближней ПВО как новых кораблей проекта 20380 и 11356, так и многих кораблей 3 поколения.

Здесь решение может быть в использовании способа «совмещение». Не смотря на значительно больший расход боезапаса, и увеличенный цикл поражения цели, способ совмещения обеспечивал реальное поражение ПКР, свидетельством чего были многочисленные случаи сбития ПКР «бойцом на колонке» (резервном средстве управления АУ АК-630М – визирной колонке). В связи с тем что во многих случаях данные ситуации были из разряда «или она в нас или я ее» (т.е. на грани повторения катастрофы с МРК «Мираж»), и ставили целый ряд «неудобных вопросов» как по организации стрельб (когда доходило до «бойца на колонке») и по их руководителям. «Выносить сор из избы» не хотелось, и это уникальный (и реальный!, очень близкий к реальным боевым условиям) опыт ВМФ не изучался не систематизировался, и то что «хорошо тренированный боец на колонке» может очень многое, передавался лишь как опыт на ряде соединений ВМФ, но не систематизировался.

Применительно к перспективному массовому корвету ОВР ВМФ это означает возможность установки АУ АК-630М с выведенных из состава ВМФ кораблей (разумеется, с их ремонтом и модернизацией и установкой современных систем управления огнем).

В ВМФ РФ «принято» что бы новый корабль имел обязательно все «новые комплектующие», в то время как даже богатые ВМС Великобритании не брезгуют ставить АУ с выведенных из состава ВМС кораблей на новые. Вопросы данный сугубо организационный, но обеспечивает заметно снижение стоимости серии новых корветов ВМФ. Данное решение обеспечивает и резкое снижение стоимости модернизации кораблей боевого состава, с обеспечением переустановки новых РЭС на новые корпуса после списания кораблей 3 поколения. Сегодня одним из главных возражений против такой модернизации является «зачем вкладывать в старые корабли если завтра мы их все равно списываем». Возможность «перестановки» новых боевых систем с модернизированных старых кораблей после их списания в новые корпуса обеспечивает значительную экономию средств и повышение боевой эффективности корабельного состава ВМФ.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Ударное оружие

Возможностей ПКР «Уран» (особенно новых модификаций) вполне достаточно для корвета ОВР, при этом необходимо размещение на ПУ ПКРК «Уран» и ПЛР.

Вместе с тем, с учетом ограничений договора РСМД, по которому дальнобойные КР мы можем иметь только на морских и авиационных носителях, представляется актуальной возможность размещения на корвете контейнерных систем «Клаб», с обеспечением их применения исключительно в «базовых условиях» (минимального волнения и точных навигационных данных), с последующей выгрузкой перед выходом в море для решения задач ОВР (и заменой контейнеров с КР, например на элементы развертываемой СОПО). Очевидно, что при реализации этого варианта наибольшими возможностями будут обладать корветы по схеме САР (судно с аутригерами).

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы


Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

На фото:Российский корвет «Стерегущий»

Источник:https://zen.yandex.ru/media/wt1/v-chem-raznica-mejdu-korvetom-esmincem-fregatom-i-kreiserom-5b97984367918d00aa70c3c5?&from=feed

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится

В чем разница между двумя военными кораблями?

Эсминец класса Zumwalt ВМС США DDG 1000. Фото: ВМС США.

Фрегаты и эсминцы являются двумя наиболее распространенными военными кораблями флота. Оба предназначены для быстрой маневренности и могут использоваться для сопровождения и защиты более крупных судов от воздушных, надводных и подводных угроз. Сходство между фрегатами и эсминцами привело к тому, что некоторые европейские военно-морские силы используют эти термины как синонимы.

С другой стороны, фрегаты более распространены: почти каждый флот в мире имеет фрегат в составе своего военно-морского флота, в то время как только 13 стран имеют эсминцы, согласно Global Fire Power Index 2019.. Фрегат против эсминца — в чем ключевые отличия?

Почти в каждом военно-морском флоте есть фрегат

Из 55 стран, владеющих фрегатами, лидирует Китай с 52 фрегатами трех различных классов, за ним, что удивительно, следует Тайвань, у которого 24 корабля, и США с 22 кораблями.

Эсминцы встречаются гораздо реже, лишь немногие флоты имеют такие боевые корабли. Больше всего эсминцев принадлежит ВМС США: в настоящее время на вооружении находится 68 эсминцев. На втором месте Япония с 37 судами, за ней следует Китай, которому принадлежит 33 судна.

Некоторые страны, такие как Испания и Германия, официально не имеют эсминцев, хотя многие из их кораблей-фрегатов почти идентичны тем, которые другие страны классифицируют как эсминцы.

Эсминцы обычно крупнее…

Эсминцы бывают разных размеров. Меньшие эсминцы, такие как тип 45 «Дэринг» Королевского флота и российский проект 956 «Современный», имеют длину около 150 м и ширину около 17–18 м.

Еще есть эсминец класса Zumwalt ВМС США, 19Колосс длиной 0 м и шириной 24,6 м. Класс Zumwalt весит почти 16 000 тонн, что вдвое превышает вес меньших эсминцев, которые весят около 8 000 тонн при полной нагрузке.

Хотя фрегаты сильно различаются по размеру, многие из ведущих фрегатов, такие как российский класс «Адмирал Горшков» и немецкий класс «Саксен», меньше эсминцев, их длина составляет около 130–150 метров. По ширине они примерно такие же, как эсминцы.

«Ключевое различие между фрегатами и эсминцами заключается в размере и, соответственно, в функциях, — говорит доктор Сидхарт Каушал, научный сотрудник Королевского объединенного института исследований в области обороны и безопасности.

«Благодаря своим размерам эсминцы могут легче нести и генерировать энергию для более мощного радара высокого разрешения и большего количества вертикальных пусковых ячеек. Таким образом, они могут обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону на театре военных действий для таких сил, как авианосная боевая группа, и обычно выполняют эту функцию.

«Таким образом, фрегаты обычно используются в качестве кораблей сопровождения для защиты морских коммуникаций или в качестве вспомогательного компонента ударной группы, тогда как эсминцы обычно интегрируются в авианосные боевые группы в качестве компонента противовоздушной обороны или используются для обеспечения территориальной воздушной и противоракетной обороны. ”

…и быстрее

Фрегаты, как правило, медленнее эсминцев, хотя в наше время существенной разницы нет. Одним из самых быстрых фрегатов является класс Shivalik ВМС Индии, который, как рекламируется, может развивать максимальную скорость до 32 узлов (59 км/ч), в то время как другие колеблются между 26-30 узлами (48-55 км/ч).

Несмотря на свои внушительные размеры, эсминец класса Zumwalt может развивать скорость до 30 узлов, что немного меньше, чем у меньших классов «Современный» и «Дерзкий», средняя скорость которых составляет 32 узла. Класс Zumwalt по-прежнему такой же быстрый, если не быстрее, чем большинство классов фрегатов.

Пиковая скорость современных эсминцев составляет около 33 узлов (61 км/ч), а самым быстрым из когда-либо зарегистрированных эсминцев был Le Terrible ВМС Франции, который развил скорость до 45,1 узлов (83,5 км/ч) во время ходовых испытаний в 1935 году.

Возможности вооружения и РЭБ различаются на основе ролей

Неудивительно, что и фрегаты, и эсминцы вооружены новейшим вооружением и системами защиты, которые жизненно необходимы для выполнения ими функций сопровождения и защиты.

Некоторые фрегаты, такие как фрегаты класса «Дюк» Королевского флота, имеют специализированные противолодочные средства (ПЛО) и оснащены улучшенным гидроакустическим оборудованием и торпедами.

Противолодочные фрегаты оснащены вертолетными площадками и ангарами, в которых размещаются вертолеты, способные обнаруживать и атаковать атомные подводные лодки с помощью торпед и глубинных бомб. Класс Duke оснащен двумя сдвоенными торпедными аппаратами Sting Ray и может вместить либо вертолет Westland Lynx, вооруженный двумя торпедами, либо Westland Merlin с четырьмя торпедами.

«Фрегаты, будучи меньшим кораблем, могут обеспечить ограниченную противовоздушную оборону для себя и близлежащих кораблей, но не особенно хорошо подходят для противовоздушной обороны театра военных действий», — говорит Каушал.

«Они, как правило, используются в основном для борьбы с подводными лодками, а также для обеспечения противовоздушной обороны ближнего действия в составе более крупной надводной группы».

Некоторые эсминцы модифицированы специально для пуска противокорабельных и зенитных управляемых ракет. Такой возможностью обладают корабли классов Zumwalt и Arleigh Burke ВМС США, а также класс Daring Королевского флота и класс России «Современный».

Возьмем, к примеру, комплексную систему защиты Sea Viper класса Daring, которая позволяет Королевскому флоту отслеживать цели на расстоянии до 400 км, используя активную решетку Sampson с электронным сканированием, и 48-элементную систему вертикального пуска Sylver (VLS) с Aster. 15 и Aster 30 зенитные ракеты.

Гигантский класс Zumwalt оснащен 20 модулями VLS Mk57 с 80 пусковыми ячейками и может стрелять ракетами Evolved Sea Sparrow и дозвуковыми крылатыми ракетами Tactical Tomahawk.

Различия в стоимости между фрегатами и эсминцами

Очень сложно точно определить стоимость отдельных классов кораблей, не говоря уже о типах кораблей. Однако вот некоторые оценки самых дорогих судов.

Самый дорогой эсминец в мире — класс Zumwalt ВМС США. По данным USNI News, самая первая модель — DDG 1000 — стоила около 4,2 млрд долларов, 3,8 млрд долларов на единовременные инженерные расходы и дополнительные 400 млн долларов на последующую доставку и оснащение. Второй и третий (в производстве) корабли оцениваются дешевле, в 2,8 млрд долларов и 2,4 млрд долларов соответственно. Это дорого по сравнению с эсминцами класса Daring Королевского флота, стоимость которых составляет немногим более 1 миллиарда фунтов стерлингов (1,36 миллиарда долларов).

Фрегаты, напротив, гораздо более экономичны. Судно класса Duke Королевского флота оценивалось примерно в 130 миллионов фунтов стерлингов за судно, в то время как долгожданный фрегат Type 31 оценивался в 2017 году примерно в 250 миллионов фунтов стерлингов за единицу, согласно информационному бюллетеню правительства Великобритании.

Класс Sachsen ВМС Германии является одним из самых дорогих классов фрегатов, общая стоимость трех кораблей составляет около 2,1 млрд евро (2,4 млрд долларов).

В чем разница между эсминцем и фрегатом? — Новости обороны Индии

Военные корабли являются ключевой частью надводного флота ВМФ и бывают разных форм и размеров в зависимости от их возможностей и функций. Два распространенных типа военных кораблей, используемых в большинстве военно-морских сил, — это фрегаты и эсминцы. В чем разница между этими двумя судами?

Существует большая разница между эсминцем и фрегатом, и оба они одинаково хорошо выполняют свои функции в любых военно-морских силах.

Фрегаты, как правило, являются кораблями среднего размера (по сравнению с эсминцами) и специализируются на определенной роли, такой как фрегаты с управляемыми ракетами (где они будут нести крылатые ракеты или зенитные ракеты) и противолодочные фрегаты (где они будут оснащены улучшенными гидролокаторами для обнаружения вражеских подводных лодок и оружием, таким как глубинные бомбы, торпеды и противолодочные ракеты). Фрегатам не хватает многозадачности, как у эсминцев, и они обычно выполняют роль защиты судоходства (POS).

В силу своих размеров эсминцам легче нести и генерировать энергию для более мощного радара высокого разрешения и большего количества вертикальных пусковых ячеек. Таким образом, они могут обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону на театре военных действий для таких сил, как авианосная боевая группа, и обычно выполняют эту функцию. Таким образом,

Фрегаты обычно используются в качестве кораблей сопровождения для защиты морских коммуникаций или в качестве вспомогательного компонента ударной группы, тогда как эсминцы обычно интегрируются в авианосные группы в качестве компонента противовоздушной обороны или используются для обеспечения территориальной противовоздушной и противоракетной обороны».

Фрегат класса «Шивалик»

 Фрегаты крупнее корветов, но меньше эсминцев. Фрегаты водоизмещением от 3000 до 5000 тонн. Вооруженные превосходными противовоздушными и противолодочными системами, они специализируются на защите флота от атак с воздуха и подводных лодок.

Современные фрегаты весят почти 2000-5000 тонн и оснащены разнообразным вооружением, таким как ЗРК, крылатые ракеты и средства противолодочной обороны.

Эсминцы, с другой стороны, являются тяжелыми надводными боевыми кораблями, их вес составляет 5000-10000 тонн, и они столь же дороги. Они обладают самой наступательной огневой мощью для любого военно-морского флота, оснащены крылатыми ракетами, противокорабельными ракетами, ЗРК, противолодочными средствами, а также первоклассными датчиками и радарами, и, таким образом, буквально наносят удар любым военно-морским силам на одном корабле.