Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

  • 20 апреля 2020, 14:18

Какое оружие является «гражданским»?

  Текст

  Поделиться

Согласно ст.3 Федерального закона «Об оружии» к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения – 91 Дж.

Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

— огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

— огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

— газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

— электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным 

требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

2) спортивное оружие:

— огнестрельное с нарезным стволом;

— огнестрельное гладкоствольное;

— холодное клинковое;

— метательное;

— пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

— огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

— огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

— огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

— пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

— холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

— оружие, имеющее культурную ценность;

— старинное (антикварное) оружие;

— копии старинного (антикварного) оружия;

— реплики старинного (антикварного) оружия;

— списанное оружие.

Иные вопросы

Какое оружие является «гражданским»?

Согласно ст.3 Федерального закона «Об оружии» к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с 

законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения – 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать 
криминалистическим требованиям
, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

— огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

— огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

— газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

— электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

2) спортивное оружие:

— огнестрельное с нарезным стволом;

— огнестрельное гладкоствольное;

— холодное клинковое;

— метательное;

— пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

— огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

— огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

— огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

— пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

— холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

— оружие, имеющее культурную ценность;

— старинное (антикварное) оружие;

— копии старинного (антикварного) оружия;

— реплики старинного (антикварного) оружия;

— списанное оружие.

Иные вопросы

Огнестрельное оружие ограниченного поражения: правовые проблемы промышленного ввоза

Несколько лет назад, во время бурного роста Российского рынка травматического оружия,  в нашу страну стали поступать модели импортного производства, которые по многим параметрам превосходили отечественные аналоги. В связи этим, образцы импортного оружия самообороны очень востребованы покупателями.

Между тем, ввоз травматического оружия из-за рубежа с 01 июля 2011 года был существенно ограничен после внесения в Федеральный закон «Об оружии» соответствующих изменений, запрещающих  ввоз импортного огнестрельного оружия ограниченного поражения и его основных частей.

Тем не менее, ввоз комплектующих и составных частей такого оружия не запрещен, но не достаточно урегулирован в нашей стране на законодательном уровне, что зачастую вызывает серьезные затруднения при ввозе данного товара российскими предпринимателями и дает возможность правоохранительным органам предъявлять к ним необоснованные претензии и даже инициировать возбуждение необоснованных уголовных дел.

  

 

Сразу оговоримся, что в наше статье речь пойдет именно об огнестрельном оружии ограниченного поражения (далее по тексту – «ОООП»), то есть об образцах, обладающих наибольшей  поражающей силой, в том числе, пригодных для стрельбы резиновыми пулями. И для начала разберемся в терминологии.

В статье 1 ФЗ РФ №150-ФЗ «Об оружии» закреплено следующее определение ОООП: огнестрельное оружие ограниченного поражения — короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку».

При этом,  в соответствии с нормами статьи 3 указанного Федерального закона ОООП относится к гражданскому оружию, служащему для осуществления самообороны.

Необходимо отметить и другие важные термины, закрепленные в ст. 1 ФЗ РФ «Об оружии»,  в целях данной статьи, а именно:

огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

основные части огнестрельного оружия — ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Анализ указанных норм показывает, что в любом случае ОООП – это вид огнестрельного оружия. Тем не менее, сразу отметим, что отдельного определения основных частей ОООП нормы ФЗ РФ «Об оружии» не дают. 

При этом, вопросы ввоза ОООП также регулируются, в том числе, нормами закона «Об оружии».

Так, статья 17 ФЗ РФ №150-ФЗ, после внесения в неё изменений с 01.07.2011 года, гласит, что не подлежат ввозу в Российскую Федерацию огнестрельное оружие ограниченного поражения иностранного производства, его основные части, а также патроны травматического действия, изготовленные за пределами территории Российской Федерации.

При этом, не смотря на наличие отсылочных норм из ст.17 ФЗ РФ «Об оружии» на Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории российской федерации», данный нормативный акт каких-либо специальных норм по ввозу и вывозу ОООП не содержит.

Также, не содержит в себе соответствующих ном и Таможенный кодекс  Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).

Единственным документом, более – менее детально затрагивающим вопросы ввоза травматического гражданского оружия является  «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему», утвержденное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16. 08.2012 №134 (в ред. от 14.05.2013) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

Как гласит данное Положение, оно распространяется на юридических лиц, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз на таможенную территорию Таможенного союза, гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему, указных в разделе 2.22 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Так, в соответствии с данным Единым перечнем ограничения в возе распространяется и на «Газовые пистолеты и револьверы, в том числе с возможностью стрельбы патронами с резиновой пулей». По своей сути – это и есть оружие ОООП, хотя необходимо отметить, что прямо данный термин, ни в Положении, ни в Едином перечне не обозначен и не встречается.

Анализ указанных норм дает понять, что возможность ввоза гражданского оружия самообороны хоть и регламентирована и возможна, но не может идти в разрез  с нормами главного закона в данной сфере – ФЗ РФ «Об оружии», которое прямо запрещает с 01. 07.2011 года ввоз юридическим лицам (поставщикам) огнестрельного оружия ограниченного поражения и его основных частей.

 

Тем не менее, возникает несколько справедливых вопросов. Можно ли ввозить не основные части ОООП, а также, можно ли ввозить заготовки (комплектующие для сборки) основных частей ОООП?

Для этого мы должны определить понятие основных / неосновных частей ОООП. Но сделать это будет не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как уже указывалось выше, ФЗ РФ «Об оружии» не содержит отдельного термина определяющего понятие основных частей ОООП. В связи с этим, правоохранительные и таможенные органы исходят из того, что ОООП является разновидностью огнестрельного оружия, а значит определения основных частей огнестрельного оружия из ст.1 ФЗ РФ «Об оружии» справедливо и для ОООП.

Между тем, в этой сфере есть существенное расхождение между нормой закона и судебной уголовной практикой, сформированной Верховным судом РФ.

Так, имеет место Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

При вынесении данного Постановления в пункте 3 Верховный суд РФ дал понятие основным частям огнестрельного оружия, а именно —  ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно — спусковой и запирающий механизмы.

Между тем, действующая на тот момент, редакция ФЗ РФ «Об оружии» не относила ударно-спусковой механизм (далее — «УСМ») к основным частям огнестрельного оружия. Нет УСМ в перечне основных частей огнестрельного оружия и в настоящее время, который имеет исчерпывающий характер.

На практике, сотрудники правоохранительных органов, и даже некоторые эксперты- криминалисты, при подготовке экспертных заключений в рамках уголовных дел, ссылаются на данное Постановление Верховного суда при квалификации УСМ (в том числе УСМ оружия ограниченного поражения) в качестве основной части ОООП. Что влечет вывод о том, что УСМ импортного производства не может ввозиться на территорию РФ, а его ввоз незаконен и фактически является контрабандой.

Тем не менее, такая правовая позиция правоохранительных органов представляется крайне спорной.

Пункт 1 Постановления Пленума от 12.03.2002 года гласит, что данное Постановление принято в связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, предусматривающего ответственность за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за их хищение или вымогательство. На момент принятия данного Постановления статья 226.1 («Контрабанда») еще не была принята, и Верховный суд не мог трактовать применение норм уголовного кодекса РФ, которых еще не было в самом Кодексе.

В связи с этим, напрашивается вывод о том, что в сфере ответственности за незаконный ввоз в страну ОООП, данные разъяснения Верховного суда о применении норм материального права,  не могут быть применены.

Кроме того,  указанное Постановление Пленума ВС РФ  также не является нормативно-правовым актом, который может дополнять или изменять ФЗ РФ «Об оружии» в части перечня основных частей огнестрельного оружия, закрепленного в ст.1 указанного Федерального закона. Федерального закон РФ «Об оружии» имеет высшую юридическую силу, и при противоречии федерального закона и разъяснений вышестоящий судов РФ должны применяться именно нормы федерального закона.

Таким образом, правоохранительные органы при квалификации вида объектов, перемещаемых через таможенную границу РФ, должны руководствоваться нормами ФЗ РФ «Об оружии», но не разъяснениями Верховного суда РФ.

В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что ввоз УСМ импортного производства хоть и сопряжен с существенным риском обвинения в незаконном ввозе основной части ОООП, но не противоречит закону, то есть — не запрещен законодательно.

Еще более существенные расхождения в практике влечет определение правоохранительными органами понятия «рамки» ОООП.

Конкретизация понятия основных частей оружия ограниченного поражения (в том числе понятия «рамки») мы не найдем в Законе «Об оружии». Единственное место, где его можно найти, это ГОСТы. И в частности, это Государственный стандарт Союза ССР №28653—90 (ОКСТУ 7101) «Оружие стрелковое», введенный в действие 01.07.1991 года. Там содержится следующее понятие рамки: это – «деталь пистолета, служащая основанием для сборки его механизмов и деталей».

Между тем, на практике есть модели ОООП (пистолеты) в которых конструктивно (по мнению производителей и поставщиков данного оружия) рамка отсутствует как таковая. И она возникает только в случае сбора нескольких неосновных частей оружия, например ручки пистолета и ударно-спускового механизма со спусковым крючком и т.п.

В данном случае, необходимо справедливо отметить, что квалификация конкретной составной части ОООП должна даваться экспертом, с учетом всех нормативных документов, ГОСТов, методических рекомендаций по производству экспертиз и соответствующей технической литературы, определяющей и раскрывающей данное понятие.

Тем не менее, стоит отметить, что такая литература хоть и присутствует и используется экспертным сообществом в нашей стране, но в основном издавалась еще в СССР, что,  несомненно, свидетельствует о том, что она совершенно устарела и не может корректно применятся к современным технологиям и конструкциям оружия, а тем более  ОООП, конструкция и экспертиза которых вообще пока еще не регламентирована какими-либо книгами и методическими рекомендациями у нас в стране.

Также необходимо отметить, что указанный выше ГОСТ от 01.07.1991 года появился задолго до появления вообще гражданского оружия самообороны и в частности ОООП, и конечно не содержал на момент появления хоть каких-либо ссылок на гражданское оружие или оружие самообороны (оружие ограниченного поражения). Таким образом, вопрос корректности применения данного ГОСТа при квалификации  частей оружия ограниченного поражения также весьма спорен.

В сложившейся ситуации, считаем, что  определение понятия «рамки» огнестрельного оружия, тем более в рамках уголовных дел, связанных с незаконным ввозом в страну частей ОООП, не может формироваться исключительно на основании данного ГОСТа, который имеет рекомендательный характер и не является нормативным актом.     

В любом случае, правоохранительные органы при решении вопроса о привлечении лиц к ответственности за совершение незаконного ввоза основной части ОООП в виде «рамки» не должны забывать про норму статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ, о том, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК РФ, толкуются в пользу обвиняемого.

На основании изложенного, можно также сделать вывод о том, что рамка – как основная часть огнестрельного оружия, запрещена к ввозу на таможенную территорию РФ. Но квалификация части ОООП, в качестве рамки огнестрельного оружия, может быть осуществлена только путем проведения соответствующей экспертизы с учетом всех нормативных документов, рекомендаций и всестороннего анализа фактического назначения (свойств) ввезенной части оружия.   

      

Но что, если предприниматель решил пойти по пути ввоза заготовки или комплектующих частей ОООП импортного производства для их сборки в России?

Определение заготовки основной/неосновной части ОООП или просто огнестрельного оружия мы в действующем законодательстве не найдем.

Представляется, что заготовка (основа для создания основной части оружия) не должна обладать теми же свойствами, что и готовая часть ОООП. То есть, составной частью оружия заготовка может стать только после проведения определенных технологических операций, позволяющих осуществить последующую сборку данной части с другими неосновными или основными частями оружия.

Так, при прямом запрете ввоза ствола и затвора, законодательно не запрещен ввоз заготовок стволов и затворов, которые на момент пересечения границы РФ не пригодны для производства выстрела (использования) и не могут быть без последующей технической обработки быть собраны в готовое изделие, например пистолет.

Именно необходимость технологической (промышленной) обработки, производимой соответствующими специалистами на предприятии, имеющем необходимые лицензии и допуски, и отличает заготовку основной части ОООП от готовых  основных частей оружия, ввоз которых запрещен.

Более того, представляется не противоречащим действующему законодательству РФ и ввоз комплектующих для сборки основных частей оружия ограниченного поражения.

Хотя вопрос ввоза комплектующих для сборки основных частей ОООП не регламентирован на законодательном уровне вовсе, необходимо отметить, что все нормы Закона «Об оружии», как и нормы уголовного закона, являются императивными и не подлежат расширенной трактовке. При таком подходе, можно сделать обоснованный вывод о том, что действующее законодательство определило круг товара, не подлежащего ввозу (а именно – готовые изделия и основные части ОООП), и то, что прямо не запрещено ввозить, ввозить можно. 

Но, как и в предыдущих рассмотренных случаях, такой ввоз импортных комплектующих для производства ОООП в России является проблемным. Сотрудники правоохранительных, а часто и таможенных органов, придерживаются иной правовой позиции.

Они считают, что комплектующие, которые в рамках единой поставки являются материалом для сборки основной части ОООП, в целом и являются объектом, перемещаемым через таможенную границу РФ. То есть, по их мнению, имеет место ввоз хоть и разобранной, но основной части ОООП, что не допускается Законом.

Как следствие, при выявлении таких случаев,  возможно возбуждение как производства по административному делу по ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, так и возбуждения уголовного дела по ст.226.1 УК РФ по факту незаконного ввоза на территорию РФ основных частей ОООП, что может вызвать крайне негативные последствия для предпринимателей, в виде полной конфискации ввезенного товара и привлечения их к уголовной ответственности.

В любом случае, мы бы рекомендовали в каждом конкретном случае при выборе товара для поставки в Россию заблаговременно осуществить экспертный анализ идентичных образцов на предмет отнесения или не отнесения их к основным частям огнестрельного оружия, а также полностью проработать правовую базу для обосновании законности ввоза такого товара на таможенную территорию Российской Федерации.  

 

Случай из практики.

Именно с описанной выше ситуацией автору данной статьи пришлось столкнуться при оказании правовой помощи доверителю.

Суть дела такова. Российская компания, имеющая все необходимые лицензии на производство и продажу гражданского оружия и оружия самообороны, занималось поставками из государства, члена Евросоюза, частей пистолета, относящегося к ОООП.

При этом, ствол и затвор ввозились на таможенную территорию Российской Федерации в виде заготовок, декларировались и проходили таможенный контроль именно в виде заготовок,  и, после их поступления на производственные мощности предприятия, проходили установленную технологическими инструкциями обработку и доводку. Только после неё данные заготовки становились основными частями ОООП, пригодными для сборки в конечное изделие – травматический пистолет.

Также, вместе с заготовками ствола и затвора предприятие приобретало у зарубежного производителя «рукоятку» пистолета, и ударно-спусковой механизм, которые в единой партии (в одних коробках по комплектам) поставлялся в России через установленные процедуры таможенного контроля.

В ходе проведения таможенного контроля одной из поставок часть образцов (рукоятки пистолета и УСМ) были переданы сотрудниками таможни на экспертное исследование, которое показало, что организацией ввозятся «рамка» пистолета и «УСМ». При этом, эксперт руководствовался устаревшими методиками исследования и тем самым спорным Пленумом Верховного суда РФ №5 от 12.03.2002 года, о котором речь шла выше.

Верховный суд, как известно, не является законодательным органом. В Конституции явно прописана основа нашего государственного устройства — принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вызывает удивление тот факт, что Пленум Верховного суда, члены которого являются (или, по крайней мере, должны являться) юристами высшей квалификации, своим решением фактически нарушили Конституцию (не говоря уже о ФЗ «Об оружии»), присвоив себе функцию законодательной власти. В статье 120 Конституции РФ сказано: «судьи независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Более того, эксперт не заметил такую особенность: в ранее упомянутом ГОСТ №28653-90 (ОКСТУ 7101), трактующим определения и термины оружия, в части «корпусных деталей стрелкового оружия» сказано: «рамка пистолета» — деталь (т.е. одна цельная деталь), тогда как в случае «ствольной коробки» явно прописано «деталь или конструктивно объединённые детали» (т.е. может быть как одна цельная деталь, так и сборка из двух или более частей). Следовательно, принимаемая в конечном итоге «сборная рамка» пистолета (состоящая из рукоятки и блока УСМ) не может считаться «пистолетной рамкой», ибо это фактически «конструктивно объединённые детали», дающие в конечном итоге сборку, выполняющую функцию рамки.

Если бы в ГОСТ была прописана возможность трактования «пистолетной рамки» как «детали или конструктивно объединённых деталей», то вывод очевиден: это рамка в разобранном состоянии. Но, как говорится, «дьявол в нюансах» — пистолетная рамка это одна цельная деталь, что в указанном случае из практики отсутствует по факту.

Тем не менее, сотрудники таможенных органов посчитали, что организацией допущено недостоверное декларирование товара, то есть вместо «рамки» пистолета, заявлена «рукоятка», и возбудили производство по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.   

В последующем, данные материалы были переданы в органы внутренних дел, которые незамедлительно провели свое экспертное исследование, правда, в том же экспертном учреждении. Вследствие чего, выводы экспертизы были аналогичными и сотрудники МВД  возбудили уже уголовное дело по ст.226.1 УК РФ в связи с ввозом основных частей  (рамки и УСМ) оружия ограниченного поражения, которое ввозу не подлежит.

Между тем, в рамках уже возбужденного уголовного дела была проведена вторая, более компетентная и всесторонняя экспертиза, которая показала, что представленные для таможенного досмотра товары (части пистолета) в отдельности не являются основными частями огнестрельного оружия.

Но, правоохранительные органы заняли простую, по их мнению, позицию: несмотря на то, что по отдельности декларируемый товар не является основными частями ОООП, но при сборке данного комплекта (рукоятки и УСМ) образуется именно рамка пистолета (то есть деталь, к которой в последствии крепятся все другие составные части), ввоз которой в Россию запрещен.

При этом следствие не смущает ни отсутствие доказательства умысла лиц на совершение контрабанды, ни тот факт, что данные части могут быть собраны только после проведения промышленной обработки, ни то, что по отдельности ввоз таких частей не запрещен на законодательном уровне. 

Более того, применение данной статьи, а именно 226.1 Уголовного кодекса РФ,  в данном конкретном случае также совершенно недопустимо, так как ОООП Законом «Об оружии» отнесено к самостоятельному виду огнестрельного оружия. Между тем, данная статья УК РФ не имеет ссылок и указаний на оружие ограниченного поражения, а лишь определяет ответственность, связанную со злоупотреблениями в отношении ввоза огнестрельного оружия и его основных частей.

Несмотря на крайнюю спорность позиции следствия, а также, несмотря на выводы экспертных учреждений, сделанных в пользу предпринимателей, следствие по описанному уголовному делу продолжается и есть вероятность, что оно может быть передано для рассмотрения в суд.

 

Заключение

В заключение хотел бы отметить, что нормативное регулирование описанного выше вопроса явно морально устарело и законодательство, как и во многих других областях, не успевает за техническими изменения и прогрессом в сфере производства и продажи оружия самообороны.

 Обстоятельства времени диктуют новые условия и правила. Это естественный ход вещей, эволюционная составляющая нашей жизни. Было бы наивно полагать, что прогресс стоит на месте, а развитие — давно устаревший аспект. Но, как говорится, эволюция эволюцией, а dura lex, sed lex.

Описываемая ситуация явно показывает, как Российская компания, будучи одной из немногих в России, реально делающая дело, и соблюдающая все требования законодательства нашей страны, стала жертвой предвзятого отношения со стороны органов власти. Почему-то именно её «бьют линейкой по рукам», выдумывая фантастические обвинения в несуществующем преступлении. Могу только предположить, что причина может быть в растущей конкуренции в данном сегменте российского рынка травматического оружия.

Очень хотелось бы надеяться, что всё это является чудовищной ошибкой и данная ситуация будет разрешена исключительно в  рамках Закона, ведь Закон – он один для всех. 

ограниченное оружие Определение | Law Insider

  • означает (i) каждый штат Соединенных Штатов Америки, в котором Компания производит или продает какие-либо из своих продуктов или услуг на момент окончания срока службы Руководителя; и (ii) каждой стране, в которой Компания производит или продает какие-либо из своих продуктов и услуг на момент прекращения работы Руководителя. Однако, если у Конкурента есть отдельные подразделения, бизнес-подразделения или сегменты, некоторые из которых не конкурируют с бизнесом Компании, ничто в настоящем документе не запрещает Руководителю быть нанятым или работать только в том сегменте бизнеса, который не конкурирует с ним. бизнес Компании при условии, что работа Руководителя не связана с продуктами или услугами, которые конкурируют с продуктами и услугами Компании;

  • означает любой продукт, устройство, оборудование или механизмы, которые были исследованы, разработаны, изготовлены, поставлены, проданы, распределены или проданы Компанией и с которыми были связаны обязанности Руководителя или за которые он отвечал во время Соответствующего Период или любые продукты, оборудование или машины того же типа или материально аналогичные этим продуктам, оборудованию или машинам;

  • означает территории, специально спроектированные и созданные для имитации функции улучшения качества воды водно-болотных угодий с основной целью удаления загрязняющих веществ из ливневых стоков.

  • означает инструмент или устройство любого вида, которое используется или предназначено для причинения вреда, включая, помимо прочего, винтовки, пистолеты, дробовики, старинное огнестрельное оружие, ножи, мечи, луки и стрелы, BB ружья, дробовики, пневматические винтовки, электронные или другие электрошоковые устройства или боевые орудия.

  • означает диких животных, определенных в соответствии с

  • означает пестициды, признанные ограниченными материалами в соответствии с Разделом 3 Свода правил Калифорнии, раздел 6400.

  • означает инструмент, который приводится в действие зарядом взрывчатого вещества и используется для забивания болтов, гвоздей и аналогичных предметов с целью фиксации;

  • имеет значение, указанное в Разделе 6.7(а).

  • здесь означает Строительство/Ремонт/Модернизация/Развитие и Обслуживание и Управление жилищными комплексами/социальным жильем/жилыми обществами/общежитиями/гостиницами самим Агентством/Консорциумом за последние пять лет.

  • означает и включает следующее:

  • означает любую деловую деятельность, связанную с каннабисом, включая, помимо прочего, выращивание, транспортировку, распространение, производство, смешивание, преобразование, переработку, подготовку, хранение, упаковку, доставку, тестирование, распределение , розничная и оптовая торговля каннабисом, продуктами из каннабиса или вспомогательными продуктами и аксессуарами, независимо от того, осуществляется ли она с целью извлечения выгоды или прибыли.

  • означает любые товары, ввоз, вывоз, пересылка или каботажная перевозка которых запрещены, кроме как в соответствии с условиями, регулирующими такой ввоз, вывоз, передачу или каботажную перевозку, а также любые товары, ввоз, вывоз, перевозка которых запрещены. или каботажная перевозка, которая каким-либо образом регулируется таможенным законодательством или в соответствии с ним;

  • означает деловые операции в Судане, которые включают производство электроэнергии, добычу полезных ископаемых, деятельность, связанную с нефтью, или производство военной техники, как эти термины определены в Суданском законе об ответственности и отчуждении активов от 2007 года (Pub. L. 110-174). К ограниченным деловым операциям не относятся деловые операции, которые может продемонстрировать лицо (согласно определению этого термина в Разделе 2 Закона Судана об ответственности и отчуждении инвестиций от 2007 г.), осуществляющее предпринимательскую деятельность—

  • означает юридическое лицо, чьи голосующие акции в обращении на дату выпуска соответствующей гарантии составляли более 50 процентов. принадлежит, прямо или косвенно, Справочному лицу.

  • означает огнестрельное оружие согласно определению в 18 USC §921 для целей Закона о школах, свободных от оружия. Это также означает любой другой пистолет, пневматический пистолет, пистолет, револьвер, дробовик, винтовку, пулемет, замаскированный пистолет, кинжал, кортик, бритву, стилет, нож с выкидным лезвием, гравитационный нож, кастеты, рогатку, нож с металлической кастетой, ножи для коробок. , тростниковый меч, электронный дротик, звезда кунг-фу, электронный электрошокер, перцовый баллончик или другой ядовитый аэрозоль, взрывчатая или зажигательная бомба или другое устройство, инструмент, материал или вещество, которые могут причинить телесные повреждения или смерть при использовании для причинения телесных повреждений или смерть.

  • означает сорняки, с которыми трудно эффективно бороться, такие как Джонсон Грасс, Кудзу и многоцветковая роза.

  • означает все лицензии, разрешения, франшизы, одобрения или другие разрешения от любого Государственного органа, время от времени выдаваемые или иным образом принадлежащие Компании, в той мере, в какой они представляют собой «Исключенные активы» в соответствии с (и как определено в) Документы об основном залоговом праве или Второстепенные документы об залоговом праве или аналогичным образом вытекают из положения о предоставлении прав или залога в соответствии с ним.

  • означает прямо или косвенно владеть какой-либо долей, управлять, контролировать, участвовать, консультироваться, оказывать услуги или каким-либо образом участвовать в каком-либо бизнесе с любым клиентом, поставщиком, конкурентом или другим лицом, имеющим деловые отношения с Компания или любая из ее дочерних компаний; при условии, однако, что термин «Ограниченная деятельность» не включает пассивное владение не более чем 2% находящихся в обращении акций любого класса корпорации, которые обращаются на открытом рынке, до тех пор, пока исполнительный директор не принимает активного участия в бизнесе этой корпорации.

  • означает любой бизнес, в котором Компания или любая Дочерняя компания или другое Аффилированное лицо: (x) участвует в течение срока Деловых отношений Получателя гранта; или (y) любой бизнес, в котором Компания или любая Дочерняя компания или другое Аффилированное лицо предприняли существенные существенные шаги для участия в течение двенадцати (12) месяцев до такого Прекращения, при условии, что в отношении обоих компонентов (x) и (y ) настоящего предложения, Грантополучатель имел обязанности в отношении Конфиденциальной или служебной информации о таком бизнесе (или предполагаемом бизнесе) до Прекращения. Без ограничения вышеизложенного, считается, что деятельность Компании включает в себя деятельность по заканчиванию и обслуживанию скважин (включая, помимо прочего, гидроразрыв пласта, гибкие НКТ, нагнетание давления, проводку, цементирование, опрессовку, откачку, перфорацию, извлечение труб и другие дополнительные услуги), услуги по нефтяному инжинирингу (включая, помимо прочего, услуги, связанные с стимуляцией гидроразрыва пласта и разработкой месторождений), услуги по наклонно-направленному бурению и добыче.

  • означает любой брак, к которому применяется параграф 5;

  • означает неделю, начинающуюся в воскресенье, в течение которой врач матери или акушерка ожидает ее родов.

  • означает любое оружие, заряженное или незаряженное, из которого может быть произведен выстрел, или нож с выкидным лезвием, гравитационный нож, билли, дубинку или металлические кастеты.

  • означает малое предприятие, по крайней мере, на пятьдесят один (51) процент безусловно принадлежащее одному или нескольким лицам, отличающимся как социальным, так и экономическим разнообразием, или государственное предприятие, на долю которого приходится не менее пятидесяти одного (51) процента. процентов ее акций безоговорочно принадлежат одному или нескольким социально и экономически разнообразным лицам, управление и повседневная деятельность которой контролируется одним или несколькими такими лицами. Этот термин также означает малый бизнес, который по крайней мере на пятьдесят один (51) процент безоговорочно принадлежит экономически разнообразному индейскому племени или организации коренных гавайцев, или государственный бизнес, который имеет по крайней мере пятьдесят один (51) процент своей доли. акции, безоговорочно принадлежащие одной из этих организаций, управление и повседневная деятельность которой контролируется членами экономически разнообразного индейского племени или организации коренных гавайцев.

  • означает практикующую или дипломированную медсестру, имеющую лицензию штата Орегон.

  • означает любое оружие, устройство, инструмент, материал или вещество, одушевленное или неодушевленное, которое при обстоятельствах, в которых оно используется, пытается быть использовано или угрожает его использованием, легко способно вызвать смерть или серьезные физические рана.

  • означает (i) все зоны на территории Проекта, которые обычно не доступны для публики, включая судейские хххххххх, все частные туалеты, лифты, комнаты отдыха и коридоры, а также другие непубличные помещения, которые предназначенные для использования только судьями или сотрудниками и работниками суда, (ii) места общего пользования на территории Проекта в нерабочее время, которые подлежат проверке на предмет безопасности в обычное рабочее время, и

  • Политика в отношении огнестрельного оружия, другого смертоносного оружия, фейерверков и опасных предметов и материалов

     

    Чикагский университет стремится обеспечить безопасную и надежную среду для обучения, работы и жизни. С учетом исключений, изложенных в Разделе III, Университет запрещает владение, использование или хранение огнестрельного оружия, другого смертоносного оружия, фейерверков и других опасных предметов или материалов, а также любое нарушение любых федеральных, государственных или муниципальных законов, касающихся оружия, кем бы то ни было. .

    1. на любое имущество, находящееся в собственности, аренде или под контролем Университета, включая, помимо прочего, все здания, землю, парковочные места, дорожки кампуса и места общего пользования;

    2. в любом транспортном средстве, принадлежащем, арендованном или контролируемом Университетом, независимо от его местонахождения;

    3. на любых внешних мероприятиях или мероприятиях, спонсируемых Университетом; и

    4. , нанятых университетом при ведении университетской деятельности.

     

    Определения

    Огнестрельное оружие означает любое устройство, независимо от его названия, которое предназначено для выбрасывания снаряда или снарядов под действием взрыва, расширения газа или выброса газа; любая имитация или реплика огнестрельного оружия; и любое огнестрельное оружие, которое было приведено в негодность.

     

    Прочее смертоносное оружие состоит из инструментов, материалов или устройств, которые обычно могут привести или могут легко причинить серьезные телесные повреждения или смерть, включая их копии, и устройства, полностью выведенные из строя. К ним относятся, помимо прочего, порох, взрывчатые вещества, пневматические пистолеты, дробовики, малярные пистолеты, электрошокеры, ракетницы, духовые пистолеты, дубинки, рогатки, блэкджеки, мечи, сабли, кинжалы, мачете, топоры, арбалеты, нунчаки, метательные звезды, полицейские дубинки, дубинки и ножи, за исключением тех, которые используются в качестве общей столовой посуды, и ножей для личного пользования со складными лезвиями четыре дюйма или меньше.

     

    Фейерверки включают, помимо прочего, петарды, ракеты, римские свечи, вишневые бомбы, игрушечные пушки и игрушечные пистолеты, в которых используются взрывчатые вещества, огненные шары или другие зажигательные устройства.

     

    Другие опасные предметы или материалы означают любые предметы или материалы, предназначенные для нанесения травм или смерти, включая предметы, представляющие потенциальную опасность для безопасности или здоровья других лиц, а также запрещенные опасные материалы или химические вещества.

     

    При оценке того, была ли нарушена эта политика, Университет будет руководствоваться аргументированными суждениями и здравым смыслом. Например, многие обычные предметы и материалы могут использоваться или модифицироваться для использования в качестве оружия, поэтому при принятии решения о том, является ли такой предмет или материал оружием в соответствии с настоящей политикой, Университет будет учитывать, среди прочих факторов, время, место и обстоятельства. вокруг использования и владения обычным предметом или инструментом, включая объяснение его владения или использования, а также того, был ли он модифицирован или изменен, чтобы сделать его более эффективным в качестве оружия.

     

    Исключения

    1. Правоохранительные органы: Эта политика разрешает владение, использование и хранение огнестрельного и другого смертоносного оружия присяжным сотрудникам правоохранительных органов, уполномоченным сотрудникам службы безопасности и вооруженным охранникам, обладающим, использующим и хранящим такие устройства в соответствии с их работой.

    2. Университетская работа. Эта политика разрешает законное владение, использование и хранение ножей, другого смертоносного оружия и опасных предметов или материалов в рамках работы человека в Университете или работы в качестве подрядчика Университета. Например, эта политика не запрещает санкционированное владение, использование и хранение радиоактивных материалов в связи с лабораторными исследованиями, ножей и другого смертоносного оружия в связи с приготовлением или потреблением пищи, а также пил или ножниц сотрудниками или подрядчиками службы эксплуатации.

    3. Работа удаленно. Эта политика не применяется, когда сотрудники работают удаленно и не занимаются делами университета лично. Таким образом, эта политика разрешает сотрудникам Университета совершать телефонные звонки и использовать электронную почту и другие средства связи в связи с работой, находясь за пределами офиса и имея при себе огнестрельное оружие, ножи, другое смертоносное оружие и опасные предметы или материалы. Например, сотрудник может позвонить по рабочему телефону во время отпуска, в кемпинге и при наличии огнестрельного оружия, но сотруднику не будет разрешено лично участвовать в рабочих встречах во время охоты. и пока вооружен. «Удаленная работа» обычно означает работу вне обычного или обычного рабочего места Университета и в месте, которое не принадлежит или не контролируется Университетом.

    4. Спонсируемые программы: Эта политика разрешает законное владение, использование и хранение другого смертоносного оружия в связи с регулярно запланированными и утвержденными университетом образовательными, развлекательными или учебными программами, когда оружие требуется или является центральной частью учебной программы или деятельности. (например, использование рапиры на занятиях по фехтованию).

    5. Церемонии, парады и представления. Эта политика разрешает законное владение, использование и хранение имитации огнестрельного или смертоносного оружия участниками любых церемоний, парадов или театральных представлений, спонсируемых Университетом, при условии, что академический назначенец или штатный сотрудник прямо согласился контролировать их использование в рамках его или ее обычных служебных обязанностей и предварительное письменное разрешение было получено от помощника вице-президента / начальника полиции (или его / ее назначенного лица). Примечание: имитационное огнестрельное и смертоносное оружие следует владеть, использовать и хранить только в условиях, когда маловероятно, что его назначение будет неправильно понято; Кроме того, эта политика не распространяется на легко узнаваемые игрушки, такие как ярко окрашенные или прозрачные водяные пистолеты.

    6. Автостоянки и транспортные средства, не принадлежащие университету. Эта политика разрешает лицу, на законных основаниях имеющему скрытое огнестрельное оружие в соответствии с законодательством штата Иллинойс, парковать транспортное средство, не принадлежащее университету или контролируемое им или которым он управляет или в котором он или она является пассажиром, в любом принадлежащем университету , арендованная или контролируемая занятая стоянка или участок. Кроме того, такое лицо может носить спрятанное огнестрельное оружие в непосредственной близости от транспортного средства на стоянке, но только с ограниченной целью хранения или извлечения оружия из багажника. Эта политика также позволяет лицу, на законных основаниях владеющему огнестрельным оружием в соответствии с законодательством штата Иллинойс, парковать транспортное средство, не принадлежащее или не контролируемое университетом, которым он или она управляет или в котором он или она является пассажиром, только на любой стоянке или стоянке, принадлежащей, арендуемой или контролируемой университетом. если незаряженное огнестрельное оружие и любые связанные с ним боеприпасы постоянно хранятся в футляре в запертом транспортном средстве или в запертом контейнере вне поля зрения и внутри транспортного средства. «Чехол» включает перчаточный ящик или консоль, которая полностью закрывает огнестрельное оружие и боеприпасы, багажник транспортного средства или ящик для переноски огнестрельного оружия, транспортировочный ящик или другой контейнер. Университет сохраняет за собой право обозначать определенные принадлежащие Университету, арендованные или занятые парковочные места или участки как зоны ограниченного доступа, в которых запрещено использование транспортных средств с огнестрельным оружием. В этих случаях Университет размещает вывески, указывающие на запрет.

    7. Дома: Ничто в настоящей политике не запрещает сотруднику Университета, который занимается делами Университета, находясь дома (кроме общежития Университета), иметь или хранить огнестрельное оружие, другое смертоносное оружие, фейерверки и другие опасные предметы или материалы. Ничто в этой политике не запрещает хранение ножей в общежитиях Университета для использования в качестве столовых приборов и для приготовления пищи.

    8. Особые исключения: Кроме того, начальник полиции Университета (или назначенное им лицо) уполномочен предоставлять дополнительные исключения либо в связи с чрезвычайными чрезвычайными ситуациями, либо в ответ на письменные запросы и в следующем. Письменные запросы должны быть сделаны не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты владения, использования или хранения запрещенного предмета. Руководствуясь обоснованным суждением, начальник полиции рассмотрит каждый запрос с учетом обстоятельств, связанных с запросом. Начальник полиции издает свое определение и любые связанные с ним ограничения или условия в письменной форме.

    9. Разрешения на скрытое ношение: Ничто в этой политике не предназначено для ограничения сотрудников Университета, студентов или других аффилированных лиц в осуществлении своих прав за пределами кампуса в соответствии с действующим разрешением на скрытое ношение, если они не занимаются деятельностью Университета лично или участие в деятельности, спонсируемой университетом в то время.

     

    Нарушения и отчеты

    Любой учащийся или группа, нарушающие настоящие правила, будут подвергнуты дисциплинарному взысканию в соответствии с Жилищно-дисциплинарной системой и/или районной дисциплинарной системой. Подрядчики, нарушающие эту политику, подлежат расторжению контракта. Штатные сотрудники, назначенные академические работники, приглашенные ученые, исследователи с докторской степенью, сотрудники аффилированных лиц и волонтеры, нарушающие эту политику, будут подвергаться дисциплинарным взысканиям с использованием дисциплинарных процедур, применимых к каждой категории.