чем опасно ядерное, химическое и бактериологическое оружие?: Оружие: Наука и техника: Lenta.ru
В конце ноября источники американского издания Politico рассказали об официальных лицах США, которые заподозрили Москву в подготовке химатаки на Украине. В свою очередь посол России в Нидерландах и по совместительству постпред России при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александр Шульгин заявил, что ОЗХО проигнорировала данные о провокациях армии Украины с использованием химического оружия. Тему возможного применения оружия массового поражения (ОМП) поднимают все чаще на фоне обострившихся противоречий в мире. «Лента.ру» рассказывает, что такое ОМП, когда его применяли и к чему это приводило.
Основные виды оружия массового поражения
Оружие массового поражения, которое также называют оружием массового уничтожения, предназначено для нанесения массовых потерь или разрушений даже при ограниченном применении. Это оружие обладает большой поражающей способностью и рядом отличительных особенностей, к которым относят:
— многофакторность поражающего действия;
— наличие поражающих факторов длительного действия и их распространение за пределы объекта поражения;
— продолжительный психотравматический эффект;
— тяжелые генетические и экологические последствия;
— сложность защиты войск, инфраструктуры, гражданского населения;
— большие затраты по ликвидации последствий применения ОМП.
Австрийские солдаты демонстрируют свои противогазы, 1916 год
Фото: Hulton Archive / Getty Images
Подобными свойствами обладает ядерное, химическое и биологическое оружие. В основе каждого вида ОМП лежат боеприпасы соответствующего снаряжения. Для доставки ОМП могут использовать различные средства, включая авиабомбы и ракеты, которые позволяют расширить географию возможных ударов. Применение ОМП может оказать существенное влияние на природную среду обитания и привести к тяжелым последствиям не только для противоборствующих сторон, но и для всего человечества.
По этой причине применение ОМП пытаются ограничить. В 1899 году по инициативе России была созвана первая мирная конференция в Гааге. На ней приняли несколько документов, включая декларацию «О воспрещении употреблять снаряды, имеющие единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы», которую подписали представители 26 стран. Тем не менее к началу Первой мировой войны противоборствующие стороны обладали этим оружием.
Летом 1925 года представителями 37 государств был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол). Этот документ юридически запрещал применение химического, биологического и токсичного оружия, но не ограничивал его разработку, производство и накопление.
Что такое химическое оружие
22 апреля 1915 года на участок стыка французских и британских позиций двинулось желто-зеленое облако — германские войска выпустили около 168 тонн хлора. От газа пострадало около 15 тысяч человек, из них не менее пяти тысяч погибли. Эпизод, вошедший в историю как вторая битва при Ипре, считается первым случаем применения химического оружия (ХО), который привел к массовой гибели людей.
Репетиция британских танцовщиц в 1940 году
Фото: Hulton Archive / Getty Images
К этому типу ОМП относят оружие, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ (ОВ). Средствами доставки и применения этих веществ могут выступать бомбы, ракеты, артиллерийские снаряды, гранаты и мины. По характеру воздействия на организм человека ОВ разделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.
Помимо Первой мировой войны химическое оружие применяли и в других конфликтах. В частности, его использовала Япония во время войны с Китаем, итальянские войска в ходе войны с Эфиопией, а Ирак применял иприт во время ирано-иракской войны. Также отравляющие вещества становились орудием террористических атак: в марте 1995 года члены секты «Аум Сенрике» (запрещена в России) оставили 11 пакетов с зарином, который относится к отравляющим веществам нервно-паралитического действия, в вагонах поездов токийского метро. Это привело к гибели 13 человек, а еще 50 человек серьезно пострадали. Всего за медицинской помощью обратилось около 5,5 тысячи пострадавших.
Использование ХО в военных конфликтах стало доказательством необходимости новых международных соглашений, которые могли бы предотвратить применение химического оружия в будущем. В 1968 году началось обсуждение вопроса о запрещении химического и биологического оружия, которое проводил Комитет по разоружению. Позже он был преобразован в Конференцию по разоружению, которая в 1992 году предоставила Генеральной Ассамблее (ГА) ООН ежегодный отчет, содержащий текст Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. 30 ноября 1992 года ГА приняла Конвенцию, а 13 января 1993 года Генеральный секретарь ООН открыл ее для подписания.
Фото: The U.S. National Archives
Конвенция, которая дополняет Женевский протокол, запрещает ее участникам производить и применять ХО, а также обязует уничтожить все запасы оружия. Участниками Конвенции стало 193 государства, а контроль за соблюдением положений Конвенции осуществляет ОЗХО. В 2021 году глава организации Фернандо Ариас сообщил, что ОЗХО может подтвердить уничтожение 98,9 процента запасов химоружия в мире. Единственным членом ОЗХО, который не завершил уничтожение химического оружия, остаются Соединенные Штаты. В мае 2022 года Пентагон заявил об уничтожении последней ракеты M55 с нервно-паралитическим агентом VX. Заместитель помощника министра обороны США по сокращению угроз и контролю над вооружениями Кингстон Райф отметил, что США достигли ключевого этапа на пути к полному химическому разоружению. В России полностью уничтожили химическое оружие в 2017 году.
Что такое бактериологическое оружие
Вирусы, бактериальные токсины, патогенные микроорганизмы или их споры, предназначенные для массового поражения живой силы и населения противника, относят к бактериологическому оружию (БО). Также бактериологическое оружие включает средства доставки патогенных микроорганизмов и животных-переносчиков.
При использовании БО почти всегда существует инкубационный период, в течение которого заболевание не проявляется. Это усугубляет способность некоторых болезней передаваться от больного человека здоровому, что приводит к эпидемиям. Микробы и токсины не имеют запаха, цвета или вкуса, а обнаружение бактерий и вирусов возможно только после проведения лабораторных исследований, которые требуют времени. Все это затрудняет своевременное принятие мер по предупреждению эпидемических заболеваний.
Материалы по теме:
Пережить ядерный удар:как найти укрытие, что надо знать про ядерное оружие и можно ли выжить во время атаки?
Возможна ли ядерная война:у кого есть ядерное оружие, кто его может применить и что тогда будет?
В мире девять ядерных держав:у кого больше всего ядерного оружия и кто может составить конкуренцию России?
БО относится к старейшим видам ОМП. Считается, что его применяли еще в Древнем Риме, перебрасывая трупы умерших от чумы за стены осажденных городов. Это могло вызвать эпидемию среди защитников. Одним из первых случаев применения бактериологического оружия в войне считается передача британскими военными зараженных оспой одеял индейцам, осаждавшим форт Питт в 1763 году.
В годы Второй мировой войны над созданием бактериологического оружия работал отряд 731 японских вооруженных сил. Целью ученых было создание эпидемической цепочки распространения чумы. К концу войны они разработали специальные боеприпасы с бактериями чумы. Они взрывались на определенной высоте, обеспечивая наибольший радиус поражения.
Применение бактериологического оружия, как и химического, впервые пытались запретить Женевским протоколом 1925 года. Недостатки документа потребовали нового соглашения, которым стала Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО). Открытая для подписания в 1972-м Конвенция стала первым международным договором, который запрещал производство целого класса вооружений. В первой статье КБТО оговаривается, что каждое государство-участник Конвенции обязуется никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять биологические агенты или токсины, не предназначенные для мирных целей. Также КБТО затрагивает оружие, оборудование и средства доставки, предназначенные для использования БО в конфликтах.
Когда применяли ядерное оружие?
Ядерное оружие — это самая молодая разновидность ОМП. Первое ядерное взрывное устройство под названием Gadget испытали Соединенные Штаты 16 июля 1945 года в Аламогордо, штат Нью-Мексико.
Город Нагасаки после бомбардировки
Фото: The U.S. National Archives
Действие ЯО основано на разрушительной энергии, которую получают от ядерных реакций деления или сочетания реакций деления и синтеза. ЯО позволяет выделить большое количество энергии из относительно небольшого количества вещества. К примеру, длина американской авиабомбы B61 составляет 3,5 метра, а диаметр — 33 сантиметра. Взрыв мощностью 20 килотонн способен создать зону полных разрушений около одного километра, а современная версия B61 может нести заряд мощностью до 50 килотонн.
За всю историю ядерного оружия в военных действиях этот вид ОМП применяли дважды — на завершающем этапе Второй мировой войны США сбросили атомную бомбу «Малыш» на японский город Хиросиму и «Толстяк» на город Нагасаки.
Мне в глаза ударил ослепительный свет, в котором перемешались краски хаки, желтая и оранжевая. Спустя мгновение свет сделался ярко-белым. Помню, у меня возникло чувство, будто я осталась одна на свете. Затем раздался оглушительный рев. И я потеряла сознание
Рэйко Надажительница Нагасаки
После американских бомбардировок Японии ядерное оружие не применяли, но в 1962 году противостояние между СССР и США, которое вошло в историю как Карибский кризис, создало прямую угрозу применения ЯО. Этот эпизод продемонстрировал необходимость ядерного разоружения. В 1963 году между СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже его захотели расширить до безусловных рамок Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который подписало 41 из 44 государств, необходимых для вступления договора в силу.
Также существует Договор о нераспространении ядерного оружия, который призван остановить расширение круга ядерных держав, а в 2021 году вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия. Соглашение, призванное запретить разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия, вступило в силу в 2021 году. Однако в работе Конференции ООН, на которой согласовали положения договора и вынесли на голосование юридически обязывающий документ о запрете ядерного оружия, не принимала участие ни одна ядерная держава.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ-УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ Военно-теоретический журнал
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы международного нормативно-правового регулирования в области запрещения и нераспространения биологического оружия, взгляды военно-политического руководства ведущих зарубежных государств на угрозы национальной безопасности, обусловленные возможным применением этого вида оружия, проводится оценка состояния и развития биологического оружия за рубежом в условиях действия существующих ограничений в этой области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оружие массового поражения, международные соглашения в области ограничения биологического оружия, угрозы применения биологического оружия, программы создания и развития биологического оружия, режим нераспространения, биологические лаборатории двойного назначения, доступ к технологиям создания биологического оружия.
SUMMARY. The issues of international regulatory-and-legal regulation in the field of prohibition and non-proliferation of biological weapons, the views of the military-political leaders of leading foreign states on national security threats caused by the possible employment of this type of weapon. The state of biological weapons abroad under the existing limitations in this field is assessed.
KEYWORDS: mass destruction weapons, international agreements on limitation of biological weapons, threats of employment of biological weapons, programmes for producing and developing biological weapons, non-proliferation regime, dual-use biological laboratories, access to technologies for producing biological weapons.
КОНВЕНЦИЯ о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) была одобрена 26й сессией Генеральной ассамблеи ООН, открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, после ее ратификации 22 государствами-участниками, в том числе СССР. Депозитариями Конвенции являются три страны: Великобритания, США и Россия. Она является бессрочной. По состоянию на начало 2018 года ее подписали и ратифицировали или присоединились 179 государств, 6 — только подписали (Гаити, Египет, Сомали, Сирия, Танзания, Центральноафриканская Республика), а 11 — не подписали (Джибути, Израиль, Кирибати, Коморы, Микронезия, Намибия, Ниуэ, Тувалу, Чад, Эретрия, Южный Судан). Конвенция стала первым документом, регулирующим обращение с данным видом оружия массового поражения (ОМП), однако имеет и ряд недостатков.
В КБТО нет точного определения биологического и токсинного оружия. Оно формируется из концепции «количества и цели», а также необходимого оборудования и средств доставки.
В данном контексте под «количеством и целями» в Концепции понимаются «микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей», т. е. в количествах и целях, не соответствующих мирным.В соответствии с Конвенцией запрет на разработку, производство, накопление или иное приобретение или сохранение биологических агентов и токсинов не является обязательным. Он применяется только к тем типам биологических агентов и таким их количествам, которые не могут быть использованы для профилактических, защитных или других мирных целей. Таким образом, хранение, производство или приобретение другими способами определенных количеств биологических агентов и токсинов может продолжаться, испытания могут проводиться в лабораториях и даже в полевых условиях. Согласно пояснению, которое было дано в ходе переговоров, термин «профилактический» охватывает медицинскую деятельность, включающую диагностику, терапию и усиление иммунитета, а термин «защитный» охватывает разработку средств защиты.
В КБТО нет ограничений, которые бы запрещали биологическую исследовательскую деятельность, поскольку исследования в гражданских целях нельзя отличить от тех, которые направлены на создание оружия. Более того, в биологической области трудно установить грань между исследованиями и разработками; страна может разрабатывать боевые агенты в исследовательских учреждениях. После разработки такие агенты могут быстро производиться в значительных количествах. Это обстоятельство и прямое разрешение на использование в мирном производстве биологических агентов и токсинов, которые также могут быть использованы и в военных целях, создают риск того, что положения Конвенции могут быть нарушены.
Вместе с тем не согласованы стандарты или критерии количества биологических агентов или токсинов, которые могут потребоваться для целей, разрешенных Конвенцией. Стороны даже не обязаны раскрывать типы и количество агентов или токсинов, которыми они обладают, и способы их использования. Поэтому неясно, какое именно количество того или иного биологически активного материала, попадающего под определение биологического оружия, является допустимым для профилактических, защитных и других мирных целей.
В соответствии с КБТО запрещается передача биологических агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки любому государству или группе государств, международным организациям, а также межнациональным группам и отдельным лицам. Предоставление помощи, поощрение или побуждение к приобретению биологического оружия также запрещено. Данные положения о нераспространении входят в противоречие с обязательством сторон участвовать в «самом полном возможном» обмене биологическими агентами и токсинами, а также оборудованием для обработки, использования или производства таких агентов и токсинов для мирных целей. Все подобные материалы и технологии, а также специальные знания имеют двойное применение и широко распространены.
До сегодняшнего дня важнейшей проблемой КБТО является отсутствие международного инструмента проверки ее соблюдения. В целях создания механизма проверки в 2001 году был разработан проект Протокола к КБТО, который предусматривал учреждение международного органа по контролю над ее соблюдением. В данный орган должны были поступать объявления государств об объектах или деятельности, имеющих отношение к Конвенции. На объявленных объектах предусматривались регулярные инспекции, а также специальные проверки при наличии подозрений в ведении запрещенной по конвенции деятельности1.
Подобного рода контроль уже осуществляется для остальных видов ОМП в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении и Договора о нераспространении ядерного оружия. В первом случае инспекционную деятельность осуществляет Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды), а во втором — Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) со штаб-квартирой в Вене (Австрия).
Однако проект такого контрольно-инспекционного механизма, оформленный в виде юридически обязывающего документа, был в одностороннем порядке отклонен Вашингтоном. Данное решение мотивировалось тем, что якобы этот документ не позволяет эффективно выявлять запрещенную по КБТО деятельность, а предусматриваемые им меры могли помешать дальнейшему развитию американской биотехнологической промышленности. С тех пор США блокируют любые конструктивные попытки наладить предметную работу по контролю в рамках КБТО.
В 2001 году в США был принят «Патриотический акт», где в разделе, посвященном ограничениям по обращению с патогенами, в том числе утверждается, что такие ограничения не распространяются на «деятельность, надлежащим образом санкционированную правительством Соединенных Штатов». Эту оговорку многие эксперты по нераспространению расценивают как «добро» на нарушение КБТО с санкции властей США2.
Кроме того, 23 ноября 2009 года президент США Б. Обама утвердил «Национальную стратегию борьбы с биологическими угрозами», в которой подтверждается отказ Соединенных Штатов от системы проверки выполнения обязательств по Конвенции. Выступая на ежегодном совещании государств — участников КБТО в декабре 2009 года, заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности Э. Таучер заявила: «…администрация Обамы не будет возобновлять переговоры о верификационном Протоколе к Конвенции [поскольку] юридически обязывающий Протокол не обеспечил бы значимого контроля или большей безопасности»3.
Таким образом, характерными чертами подхода США к КБТО являются:
настойчивое принижение роли Конвенции в поддержании международной безопасности;
вольные, устраивающие только США трактовки ее положений;
попытки подмены Конвенции альтернативными документами;
стремление обеспечить себе право решать вопрос о соблюдении КБТО другими государствами.
На современном этапе укрепление Конвенции обеспечивается исключительно косвенными мерами: универсализацией, реализацией государствами ее положений на национальном уровне, совершенствованием мер укрепления доверия и транспарентности, выполнением специальных резолюций Совета Безопасности ООН.
На эффективность реализации требований КБТО негативное влияние оказывают также следующие факторы:
постоянное увеличение числа сомнительных научных исследований по так называемой защитной тематике;
неработоспособность существующих режимов экспортного контроля в отношении достижений биотехнологии;
неограниченное развитие соответствующей лабораторной базы, повышающее общую доступность болезнетворных микроорганизмов, в том числе для лиц, преследующих криминальные цели.
Следует отметить, что интенсивное развитие биотехнологии открывает широкие возможности для обхода запретов, что уже в ближайшем будущем может поставить под угрозу сам смысл существования КБТО. Особое беспокойство экспертов вызывает растущая доступность современного оборудования, необходимого для проведения микробиологических и биотехнологических исследований. Распространение новых технологий происходит на фоне активного внедрения в практику современной медицины достижений биотехнологии и генной инженерии, что открывает перспективы для разработки новых агентов для биологического оружия, в том числе и тех, которые способны скрытно и избирательно поражать человека. Одним из путей отработки технологий поражения человека могут стать проводимые в настоящее время масштабные исследования и разработки в области создания генетически модифицированных растений и животных.
Усилению указанных факторов способствует реализуемый в последнее время администрацией США курс на беспрецедентное наращивание масштабов собственных биологических программ военной направленности. Так, только в период с 2001 по 2014 финансовые годы на эти цели было выделено более 80 млрд долларов. В 2014 году в Агентстве передовых исследовательских проектов при министерстве обороны США (DARPA) был создан новый отдел биологических технологий, направления деятельности которого включали и инженерную, или синтетическую, биологию4.
Современная инженерная биология представляет собой новейшее направление генной инженерии, которое объединяет передовые достижения в области биоинформатики, биохимии и микробиологии с целью проектирования и построения новых биологических функций и систем, в том числе не существующих в природе. При этом появляется возможность создавать живые организмы заново из составных частей — молекулярно-генетических биоблоков, словно компьютерную программу или микросхему из готовых программных функций и процедур.
Содержание ряда проводимых Пентагоном в этой области работ указывает по меньшей мере на возможность получения новых видов биологических поражающих агентов с заранее заданными свойствами. Особенно сомнительными выглядят оправдываемые необходимостью борьбы с терроризмом исследования по так называемой оценке угрозы. Они предполагают не только традиционное для защитной тематики изучение поражающего действия известных агентов, но и практическое создание новых, в том числе генетически измененных, разновидностей в рамках моделирования потенциальных возможностей террористических организаций.
Кроме того, в условиях резкой эскалации масштабов и темпов биологических исследований в период 2001—2009 годов в США произошла передача их значительной части гражданским министерствам и ведомствам и даже частным фирмам. Кроме того, часть таких работ выведена из категории «защитных» и объявлена антитеррористическими, что также позволяет избежать необходимости объявлять их в рамках мер доверия и еще больше снизить контрольные возможности мирового сообщества.
Серьезную опасность для целей КБТО представляет проводимая министерством обороны США работа практически по всем регионам мира (в Европе, Африке, Юго-Восточной Азии) по созданию и эксплуатации сети биологических лабораторий двойного назначения, которая включает в настоящее время более 400 объектов, что формально выводит из юрисдикции американских властей биологические исследования военной направленности. Указанные лаборатории комплектуются только американскими специалистами, а их деятельность выведена из-под контроля правительств тех стран, на территории которых они располагаются. Данные положения дают возможность не объявлять подобные лаборатории в соответствии с требованиями КБТО и проводить военные биологические исследования по созданию нового поколения биологического оружия (в том числе, полевую апробацию штаммов патогенных микроорганизмов) за пределами своей территории. Возможным подтверждением может служить вспышка эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке, когда, по сути, избирательно были поражены только жители африканского происхождения (до 90 % из числа пораженных). При этом российских ученых в район вспышки не допустили.
В реализации планов США большое значение придается установлению Пентагоном контроля за микробиологической и биотехнологической промышленностью стран бывшего СССР, санитарно-эпидемической обстановкой в этих государствах и содержанием проводимых там работ с патогенными микроорганизмами. Уже в течение двадцати лет по всему периметру границ Российской Федерации — в Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии Молдавии, Узбекистане и на Украине — под эгидой Пентагона осуществляется создание закрытых военных объектов биологической направленности, на что уже потрачено более 1 млрд долл. Научные исследования осуществляются американцами, местные власти в их деятельность не вмешиваются. Только с 2014 по 2017 год построено около 15 таких биолабораторий. В июле 2013 года МИД России выразил серьезную озабоченность по поводу биологической деятельности министерства обороны США вблизи российских границ, поскольку, по оценкам российских экспертов, создание Пентагоном лабораторий у рубежей РФ угрожает ее биологической безопасности. В частности, не исключается, что вспышки атипичных заболеваний на юге России в 2013 году (высоко заразный менингит среди детей в Ростовской области, африканская чума свиней и ящур на Кубани и Северном Кавказе) могли быть вызваны биологическими агентами, целенаправленно внесенными с территории Грузии (именно оттуда, как подтвердили исследования, была занесена, например, африканская чума свиней).
Главными партнерами США в этом вопросе выступают Грузия и Украина5. Так, в пригороде Тбилиси американцами построен и функционирует в условиях повышенной секретности специальный микробиологический лабораторный комплекс с высоким уровнем биологической безопасности — Центр общественного здравоохранения имени Р. Лутара. На Украине Пентагон в своих интересах в полном объеме завершил модернизацию лабораторной базы таких крупных научных учреждений, как Центр по контролю и мониторингу заболеваний в Киеве, Научно-исследовательский противочумный институт в Одессе, Научно-исследовательский институт эпидемиологии и гигиены во Львове, а также реконструировал различные биообъекты в городах Винница, Днепропетровск, Одесса, Тернополь, Ужгород и Херсон.
Серьезную озабоченность вызывает складывающееся положение в области обеспечения безопасности хранения и обращения с возбудителями опасных инфекционных заболеваний, особенно в свете эскалации террористических угроз. Причем такое положение характерно даже для высокоразвитых стран, проводящих широкомасштабные биологические исследования и имеющих систему строгих ограничительных и защитных мер в данной области. Так, в ходе проверки в 2005 году соответствующей деятельности министерства сельского хозяйства США его ревизорская служба вскрыла множество нарушений, связанных с порядком рассмотрения обращений заинтересованных организаций и вынесения решений, контроля за поддержанием на объектах режима безопасности и сохранностью коллекций патогенов, допуском сотрудников к соответствующим работам и др. Отсутствие адекватного надзора со стороны контролирующих инстанций привело к выявлению в 2005 году трех организаций, незаконно владевших возбудителями опасных инфекционных заболеваний растений и животных, в том числе вирусом восточного энцефаломиелита лошадей (летальность для человека — 35 %). В результате деятельность министерства в сфере контроля за оборотом патогенных микроорганизмов была оценена как неудовлетворительная, а также особо отмечены случаи сокрытия его должностными лицами выявленных в поднадзорных организациях нарушений.
Несмотря на ужесточение правил обращения с возбудителями опасных инфекционных заболеваний, резкое увеличение числа допущенных к ним лиц параллельно с общим снижением их профессионального уровня стали объективными причинами многочисленных случаев внутрилабораторного инфицирования персонала и других происшествий в данной области, имевших место в последние годы. В частности, такие факты отмечены в медицинском центре Бостонского частного исследовательского университета, штат Массачусетс (инфицирование туляремией, август 2004 года), исследовательском институте в Окленде, штат Нью-Джерси (инфицирование сибирской язвой, июнь 2004 года), микробиологической лаборатории Роки-Маунтин в Денвере, штат Колорадо (инфицирование Ку-лихорадкой, февраль 2005 года), исследовательском институте здравоохранения (утрата грызунов, инфицированных чумой, сентябрь 2005 года), Среднезападном исследовательском институте в Канзас-Сити, штат Канзас (инфицирование сибирской язвой, октябрь 2005 года) и других подобных учреждениях.
В сентябре 2008 года в США управлением по правительственной отчетности были опубликованы результаты проверки состояния физической защиты частных научных центров с лабораториями высшего уровня биобезопасности — Института вирусологии и иммунологии юго-западного фонда биомедицинских исследований (Сан-Антонио, штат Техас) и Центра вирусологии и иммунологии университета (Атланта, штат Джорджия). Было установлено, что физическая защита данных учреждений недостаточно надежна, не может предотвратить несанкционированное проникновение и существенно уступает мерам обеспечения безопасности на аналогичных объектах, находящихся в федеральной собственности (отсутствие вооруженных патрулей, автоматических барьеров на въездных воротах, рамок металлоискателей и др.). Проведенная в июле 2010 года повторная проверка вновь выявила те же недостатки, что свидетельствует об игнорировании их руководством ранее сложившихся представлений.
В последние годы американскими спецслужбами неоднократно пресекались попытки незаконного вывоза из страны оборудования и материалов, предназначенных для проведения микробиологических и биотехнологических исследований, а также патогенных микроорганизмов. Так, в январе 2006 года двухлетний срок тюремного заключения отбыл сотрудник Центра гигиены и эпидемиологии Техасского технологического университета Т. Батлер, осужденный за нарушения режимов ввоза и вывоза из США патогенных микроорганизмов. Данный специалист, работая в Танзании в 2001—2002 годах, неоднократно незаконно ввозил на территорию США образцы возбудителя чумы, а также перевозил их по территории страны. Кроме того, в момент ареста сотрудниками Федерального бюро расследований (ФБР) в январе 2003 года Т. Батлер не смог объяснить исчезновение 30 образцов указанного возбудителя, которые так и не были впоследствии найдены6.
В сентябре 2001 года была осуществлена рассылка спор сибирской язвы в почтовых конвертах на имя ряда конгрессменов и сотрудников СМИ, приведшая к гибели пяти человек. ФБР обвинило в этом преступлении старшего научного сотрудника Института по исследованию инфекционных заболеваний Сухопутных войск США (Форт-Дэтрик, Фредерик, штат Мэриленд) доктора Б. Айвинса, который по официальной версии покончил жизнь самоубийством, и ФБР благополучно закрыло дело. Среди профильных экспертов, прежде всего самих американцев, было распространено мнение, что на самом деле споры болезни разослали не из Форт-Дэтрика, а из Дагвейского испытательного полигона (штат Юта), а значит, и причастны к этому инциденту совсем другие люди7.
Таким образом, несмотря на существование комплексной системы охранных и ограничительных мер, не удается полностью исключить возможность несанкционированного доступа и незаконного приобретения патогенных микроорганизмов государствами, нацеленными на создание собственного биологического оружия, и террористическими организациями. Такое положение обусловливает сохранение опасности применения биологического оружия как в военных, так и террористических целях.
В целом современная международная договорно-правовая база в области ОМП способствует обеспечению режима нераспространения ядерного, химического и биологического оружия и своевременному пресечению попыток включить их в военные арсеналы заинтересованных государств. Вместе с тем основными угрозами в этой сфере в настоящее время являются участившиеся попытки террористических организаций приобрести ОМП в качестве средств достижения своих целей, а также скрытное проведение рядом стран, и прежде всего США, работ по совершенствованию и созданию новых видов биологического и токсинного оружия под прикрытием защитных или мирных научных исследований.
Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость проведения постоянного мониторинга факторов и условий, определяющих состояние режима нераспространения ОМП в целом и биологического и токсинного оружия в частности для принятия своевременных адекватных военных и дипломатических мер реагирования в целях обеспечения ядерной, химической и биологической безопасности Российской Федерации.
* Продолжение. Начало в № 7,8 2018 года.
1 Балаов А. Невооруженным глазом: о необходимости укреплять конвенцию, запрещающую бактериологическое оружие // Журнал «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1899 (дата обращения: 04.02.2018).
2 Балаов А. Невооруженным глазом: о необходимости укреплять конвенцию, запрещающую бактериологическое оружие.
3 Личидов В.В. Актуальные проблемы выполнения Конвенции о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия // Проблемы национальной стратегии. 2010. № 3 (4). С. 95—111; США: стратегия борьбы с биоугрозами. Сообщения, события, факты // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 2. С. 77.
4 Мидов К. Ситуация вокруг международных договоров по запрещению химического и биологического оружия. URL: http://factmil.com/publ/strana/irak/situacija_ vokrug_mezhdunarodnykh_dogovorov_po_zapreshheniju_khimicheskogo_oruzhija_2015/8610606 (дата обращения: 04.02.2018).
5 Мидов К. Ситуация вокруг международных договоров по запрещению химического и биологического оружия.
6 Факты нарушения США своих обязательств в сфере нераспространения ОМП и контроля над вооружениями. URL: www.warandpeace.ru (дата обращения: 09.02.2018).
7 Балаов А. Невооруженным глазом: о необходимости укреплять конвенцию, запрещающую бактериологическое оружие.
Подполковник запаса А.Б. АНТИПОВ, кандидат технических наук
Полковник в отставке В.Б. АНТИПОВ, доктор технических наук
Полковник В. А. КОВТУН, кандидат химических наук
Что такое биологическое оружие? – UNODA
Биологическое оружие распространяет болезнетворные организмы или токсины, нанося вред или убивая людей, животных или растения.
Как правило, они состоят из двух частей – боевого агента и механизма доставки. В дополнение к стратегическим или тактическим военным применениям биологическое оружие может использоваться для политических убийств, заражения скота или сельскохозяйственной продукции, вызывающего нехватку продовольствия и экономические потери, создания экологических катастроф и распространения среди населения болезней, страха и недоверия. публика.
Вооруженный агентПочти любой болезнетворный организм (например, бактерии, вирусы, грибки, прионы или риккетсии) или токсин (яды, полученные из животных, растений или микроорганизмов, или аналогичные вещества, полученные синтетическим путем) могут быть использованы в биологических оружие. Агенты могут быть улучшены из их естественного состояния, чтобы сделать их более подходящими для массового производства, хранения и распространения в качестве оружия. Исторические программы биологического оружия включали усилия по производству: афлатоксина; сибирская язва; ботулинический токсин; ящур; сап; чума; Ку-лихорадка; рисовый взрыв; рицин; Американская пятнистая лихорадка; оспа; и туляремия, среди прочих.
Механизм доставкиСистемы доставки биологического оружия могут принимать различные формы. В прошлых программах создавались ракеты, бомбы, ручные гранаты и ракеты для доставки биологического оружия. Ряд программ также разработал распылительные баки для установки на самолеты, автомобили, грузовики и лодки. Также были задокументированы усилия по разработке средств доставки для убийств или диверсионных операций, включая различные спреи, щетки и системы для инъекций, а также средства для заражения продуктов питания и одежды.
Технологические достиженияПомимо опасений, что биологическое оружие может быть разработано или использовано государствами, недавние технологические достижения могут увеличить вероятность того, что это оружие будет приобретено или произведено негосударственными субъектами, включая отдельных лиц или террористические организации. Для получения дополнительной информации о последних научно-технических достижениях, имеющих отношение к Конвенции, нажмите здесь. В 20-м веке наблюдалось использование биологического оружия отдельными лицами и группами, совершающими преступные действия или целенаправленные убийства, биологическая война, проводимая государствами, и случайный выброс патогенов из лабораторий. Были также ложные обвинения в применении биологического оружия, подчеркивающие сложность разграничения естественного заболевания, несчастного случая и преднамеренного применения.
B биологическое событиеНа практике, если произойдет подозрительное заболевание, будет трудно определить, было ли оно вызвано природой, несчастным случаем, саботажем, актом биологической войны или терроризмом. Следовательно, реакция на биологическое событие, будь то естественное, случайное или преднамеренное, будет включать координацию действий субъектов из многих секторов, которые вместе обладают способностью определять причину и связывать ее с конкретным источником. Аналогичным образом, подготовка к такому событию и его предотвращение также должны предусматривать многосекторальную координацию. Для получения дополнительной информации о подготовке к вспышкам болезней и нападениям с применением биологического оружия и реагировании на них см. часто задаваемые вопросы , опубликованные Всемирной организацией здравоохранения.
Спектр биологических рисков Международный КоординацияИз-за широкого спектра потенциальных биологических опасностей усилия по управлению рисками должны быть междисциплинарными, многосекторальными и, прежде всего, скоординированными. Таким образом, КБО опирается в первую очередь на сетевой подход, основанный на координации с международными, региональными и неправительственными организациями и инициативами, с тем чтобы целостным образом учитывать взаимосвязанный характер биологических угроз. В рамках КБО улучшенная координация обеспечит положительные внешние эффекты для борьбы с болезнями, независимо от их причины. Такой подход гарантирует, что ресурсы используются оптимально, чтобы обеспечить выгоды для многих. В этом смысле, например, наращивание потенциала в разных секторах для мониторинга заболеваний не только укрепляет способность обнаруживать биологические атаки и реагировать на них, но также дает государствам возможность отслеживать и смягчать последствия естественных болезней, тем самым значительно улучшая общественное здравоохранение во всем мире. .
Биологическое оружие — Советы — Программы обеспечения готовности общественного здравоохранения Джона Хопкинса
Биологическое оружие является частью более крупного класса оружия, называемого оружием массового уничтожения (ОМУ), который также включает химическое, ядерное и радиологическое оружие. Биологическое оружие уникально тем, что нападение с применением биологического оружия потенциально может привести к эпидемии.
Другой вид реагирования
Реакция, необходимая для биотерроризма, также коренным образом отличается от реакции на стихийные бедствия, обычные взрывчатые вещества, химический терроризм, радиологический терроризм (например, «грязные бомбы») или ядерное оружие. Из-за инкубационного периода ряда биологических агентов последствия биологической атаки могут быть незаметны в течение нескольких дней после доставки агента против населения — факт, который усложняет реакцию общественного здравоохранения на биологическую атаку по сравнению с например, к четко распознаваемым результатам химической атаки.
Что такое биологический агент?
Биологическое оружие использовалось на протяжении всей истории, причем некоторые из самых ранних зарегистрированных случаев применения относятся к шестому веку до нашей эры. [Источник: http://www.usdpi.org/history_of_biological_warfare.htm, по состоянию на 07.04.03]. Биологическое оружие обычно состоит из биологического агента или токсина (бактерий, микоплазмы, риккетсий, вирусов, дрожжей, грибков), добавок, способствующих распространению и стабильности, и системы доставки. Биоагентов можно доставить:
- в виде аэрозоля
- через пищу или воду
- через переносчика
- через инъекцию
Воздействие на здоровье
Воздействие биологического нападения на здоровье критически зависит от:
5
8- его агента подготовка
- способ доставки
- метеорологические условия (например, температура, скорость ветра, влажность, солнечный свет), при которых проводится атака
Биологическое оружие может быть направлено против сельскохозяйственных культур и домашнего скота, помимо людей.
Три категории биологического оружия
CDC делит потенциальных агентов биотерроризма, вызывающих инфекции у людей, на три категории, обозначенные как A, B и C [источник: http://www.bt.cdc.gov/Agent /agentlist.asp, по состоянию на 07.04.03].
Агенты категории А имеют наивысший приоритет, потому что они:
- могут легко распространяться или распространяться от человека к человеку
- могут быть очень смертельными
- потенциально могут серьезно воздействовать на здоровье населения?
- can potentially cause public panic and lead to social disruption
Category A agents include the following:
- anthrax
- botulism
- plague
- tularemia
- smallpox
- viral hemorrhagic fevers
Category B agents имеют второй приоритет, потому что они:
- сравнительно легко распространяются
- обычно вызывают умеренную заболеваемость
- , как правило, менее смертоносны
Примеры возбудителей категории B включают:
- бруцеллез
- Ку-лихорадка
- рициновый токсин
- холера
2 900 возбудители третьего приоритета.